Рабочая программа по преодолению нарушений звукопроизношения. Планирование коррекционной работы по развитию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста Индивидуальная программа по коррекции звукопроизношения

Светлана Мамедова
Планирование коррекционной работы по развитию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста

Одной из главных задач, стоящих перед дошкольным учреждением , является речевое развитие детей и преодоление фонетико-фонематического недоразвития через целенаправленную логопедическую работу по коррекции звуковой стороны речи и фонематического восприятия.

Работу по коррекции звукопроизношения начинаем с обследования. Для этого используем традиционные в логопедии методики (Лалаевой Р. И., Архиповой Е. Ф.) . Обследование позволяет выявить особенности артикуляционной моторики, звукопроизношения и фонематического слуха каждого ребенка.

Данное обследование позволяет не только выявить особенности речевого развития каждого ребенка , но и сгруппировать детей для дальнейшей работы , а также, в соответствии с принципом личностно-ориентированного подхода, разработать индивидуальное направление коррекционного воздействия .

Дидактические игры являются одной из основных и эффективных форм работы с детьми дошкольного возраста , так как игра является ведущей деятельностью этого возраста , при этом в ней зарождаются элементы учебной деятельности. Кроме того, речевые игры способствуют созданию психологической готовности детей к речевому общению ; необходимости многократного повторения ими речевого материала; тренировке детей в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи. Поэтому дидактические игры используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях, в режимных моментах, в домашних заданиях. В случае затруднений оказывается дополнительная логопедическая помощь.

Разработанная нами схема обследования позволяет выявить особенности артикуляционной моторики, звукопроизношения и фонематического слуха каждого ребенка. Содержание коррекционной работы по развитию звукопроизношения у детей дошкольного возраста с ФФН строится с учетом уровня развития фонематического восприятия, артикуляционной моторики и звукопроизношения каждого ребенка , его личностных и психологических особенностей, а также с учетом целей и задач коррекционной программы и перспективного плана логопедической работы .

Дидактические игры для коррекции произношения шипящих звуков .

1.«Веселый язычок» . Цель : развивать подвижность органов артикуляции, сформировать необходимый артикуляционный уклад для произношения шипящих звуков . Ход : ребенку предлагается послушать сказку о веселом язычке и выполнить артикуляционные упражнения необходимые для подготовки к постановки шипящих звуков .

2.«Путешествие Буратино» . Цель : подготовить артикуляционный аппарат к постановке шипящих звуков . Ход : воспитатель объясняет ребенку, что Буратино пошел в лес. Чтобы он добрался до леса, ребенку необходимо ему помочь преодолеть разные препятствия (например, построить «мостик» через реку, прокатиться на «лошадке» , собрать «грибы» и т. д.). Ребенок выполняет точные артикуляционные движения.

3. «Мыльные пузыри» . Цель : развивать плавный звуков . Ход : детям раздаются мыльные пузыри. Задача каждого ребенка заключается в том, чтобы надуть самый большой мыльный пузырь. Следить за длительным, плавным выдохом.

4. «Фокус» . Цель : развивать плавный , длительный, направленный выдох, необходимый для произношения шипящих звуков . Ход : на кончик носа ребенка кладется кусочек ватки, ребенок его сдувает, положив широкий кончик языка на нижнюю губу.

5. «Оркестр» . Цель : развивать длительный , плавный выдох. Ход : по сигналу воспитателя дети играют на игрушечный духовых инструментах (дудочки, флейты, губные гармошки) .

6. «Светофор» . Цель : выделять звук в ряду других звуков , на фоне слова.

Ход : детям раздаются квадратики синего цвета. Если в произносимом ряду звуков звук , то поднимают синий квадратик, если другие звуки , то красный сигнал. Аналогично проводится игра со словами.

7. «Вратари» . Цель : выделять звук в ряду других звуков , на фоне слова. Ход : логопед произносит различные звуки , если в произносимом ряду звуков дети слышат заданный шипящий звук , то «ловят» его, хлопая в ладоши. Аналогично проводится игра со словами.

8. «Где звук . Цель : учить определять место звука в слове . Ход : детям раздаются «домики» с тремя окошками. Фишку, которая обозначает шипящий звук , ребенок кладет в первое окошко, если звук первый в слове , в третье окошко, если звук последний в слове , во второе окошко, если звук находится в середине слова.

9. «Слова» . Цель : упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах . Ход : дети становятся в круг. Один ребенок передает мяч другому, называя любое слово. Другой ребенок берет мяч, передает его следующему и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова и т. д. Кто ошибается - выходит из игры.

10. «Кузовок» . Цель : тренировать детей в определении места заданного звука в слове . Оборудование : набор игрушек, три коробки с прикрепленными к ним схемами звукового состава слов . Ход : логопед просит детей разложить игрушки по трем коробкам в соответствии со схемами звукового состава слов , наклеенными на коробках. Можно проводить игру в форме соревнования двух команд детей .

11. «Помоги ежику перейти через болото» . Цель : упражнять детей в слуховом различении изолированного звука в ряду других звуков . Оборудование : игрушечный ежик, кубики. Ход : Логопед просит детей помочь ежику перейти через болото. Для этого им предлагается хлопать в ладоши, когда услышат заданный звук . Далее логопед произносит изолированные звуки , при правильно сделанных хлопках ежик переходит с одной "кочки" (кубика) на другую. Если дети делают ошибки, ежик возвращается на предыдущий кубик.

12. «Вставь нужную букву» . Цель : тренировать детей в выполнении операций по звуко -буквенному анализу слов. Ход : Логопед показывает детям карточки с написанными на них словами, в которых пропущены буквы. Дети отгадывают, каких букв не хватает в каждом из слов.

13. «Придумай слово» . Цель : тренировать детей в выборе слов с заданным звуком . Ход : Логопед показывает детям «волшебную палочку» . Сообщает, что если дети назовут слова с указанным звуком , то она замигает.

14. «Перебеги дорогу» . Цель : развитие слухового внимания , фонематического восприятия. Ход. Дети встают в шеренгу. Логопед произносит слова, близкие по звучанию (лягушка, подушка, кукушка, хлопушка, ватрушка; дочка, кочка, точка, бочка, ночка и т. п.). При произнесении определенного слова логопедом (например, слова «подушка» ) дети должны перебежать "дорогу" (ковер) . Игра повторяется несколько раз. При этом логопед может использовать разные наборы слов.

15. «Тишина» . Цель звука Ш . Ход : водящий стоит у одной стены, а все остальные дети – у противоположной. Дети тихо подходят к водящему; при громком движении водящий подносит указательный палец к губам и произносит :ш-ш-ш. Тот, кто издал шум, должен остановиться. Кто первым тихо дойдет до водящего, становится водящим.

16. «Лес шумит» . Цель : формировать правильное произношение звука Ш . Ход : воспитатель напоминает детям, как летом шумят зеленые листочки деревьев : ш-ш-ш. Воспитатель предлагает поднять руки, как веточки у деревьев, и пошуметь листочками так, как будто на них дует ветер.

17. «Мухи в паутине» . Цель : формировать правильное произношение звука Ж .

Ход : дети образуют круг и опускают руки – это паутина. Другие дети - мухи. Они жужжат : ж-ж-ж, вбегают в круг и выбегают из круга. По сигналу логопеда дети, изображающие паутину, поднимают руки. Те «мухи» , которые не успели выбежать из круга, попадают в паутину и выбывают из игры.

18. «Поезд» . Цель : формировать правильное произношение звука Ч . Ход : дети становятся друг за другом – это вагоны. Впереди стоит «паровоз» . Ведущий дает свисток – поезд трогается и издает звук ч-ч-ч . Дав поезду немного проехать, ведущий поднимает желтый флажок – поезд замедляет ход; на красный – поезд останавливается. Затем ведущий снова поднимает флажок – машинист дает сигнал. На зеленый – поезд трогается.

19. «Воробушки» . Цель : формировать правильное произношение звука Ч . Ход : дети (воробушки) сидят на стульчиках (в гнездышках) и спят. На слова логопеда : «Солнышко встало, воробушки проснулись» , - дети открывают глаза и громко повторяют : чирик-чик-чик, чирик-чик-чик. После этого дети разбегаются по комнате, а на слова воспитателя «ночь пришла» возвращаются на свои места. Игра повторяется несколько раз.

20. «Договори словечко» . Цель : формировать правильное произношение звука Ч . Ход : воспитатель начинает произносить слово, ребенок заканчивает, произнося правильный звук Ч (кирпи, цирка, скрипа…., и т. д.) .

21.«Дворники» . Цель : формировать правильное произношение звука Щ . Ход : воспитатель напоминает детям, что осенью, когда с деревьев опадает много листьев, дворники ее сметают в большие кучи : щ-щ-щ. Воспитатель предлагает детям представить, что они дворники, и «подмести» двор.

22. «Поймай рыбку» . Цель : автоматизация шипящих звуков в словах . Оборудование : металлические скрепки и небольшие предметные картинки, коробка и удочка с магнитом. Ход : дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы и называют их. Определяют место звука в слове . За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков.

23. «Помоги Маше» . Цель : автоматизация звука Ш в словах . Ход : воспитатель говорит : «Маша шла-шла и игрушки нашла» . Ребенок помогает собрать Маше игрушки, называя предметные картинки (кошка, матрешка, машинка, неваляшка и т. д.) .

24. «Одень куклу на прогулку» . Цель : автоматизация звука Ш в словах . Ход : бумажной кукле нужно подобрать предметы одежды по сезону : летнюю или зимнюю. Ребенок подбирает и называет предметные картинки (шуба, шапка, сапожки, шарфик, шорты, шляпа, шлепки и т. д.) .

25. «Назови ласково» . Цель : автоматизация звука Ш (Ч, Ж) в словах. Воспитатель бросает детям мяч и называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом (кольцо-колечко, сердце-сердечко, петух-петушок, солнце-солнышко, горох-горошек, пирог-пирожок, снег-снежок и т. д.).

26. «Назови детеныша » . Цель : автоматизация звуков Ж , Ч в словах. Ход : воспитатель бросает мяч детям и называет взрослое животное, а ребенок возвращает и называет его детеныша (верблюд - верблюжонок, медведь - медвежонок, еж - ежонок, заяц - зайчонок, белка - бельчонок и т. д.).

27. «Маленький – большой» . Цель : автоматизация звука Ч в словах . Ход : воспитатель бросает мяч и произносит фразу, а ребенок возвращает мяч и заканчивает фразу словом в превосходной степени :

у кошки – усы, а у тигра - ….

у птички – глаза, у дракона - ….

у гномика – дом, а у великана ….

28. «Беговые дорожки» . Цель : закрепить правильное произношение шипящих звуков . Оборудование : на картоне оформляются дорожки со стартом и финишем . На них наклеиваются картинки на разные звуки . Ход : Дети (двое) ведут пальцем по дорожке и проговаривают слова. Логопед задает темп : «Кто быстрее?»

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «УЛЫБКА»

п. ХАНЫМЕЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

Обсуждена и принята на заседании УВЕРЖДАЮ:

Педагогического совета Заведующий

МБДОУ «ДС ОВ «Улыбка» МБДОУ «ДС ОВ «Улыбка»

Протокол № 2 приказ № 45/06.02 от 28.12.2016г.

Программа

по коррекции звукопроизношения у детей

«Говоруша»

(для детей с 4-5 лет).
Составил:

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Сигай О.В.

2016г.
Содержание программы


I.

Целевой раздел.


1.1. Пояснительная записка.

1.2. Цели и задачи программы.

1.3. Принципы программы.

1.4. Характеристика речевых нарушений:

1.4.1. Характеристика нарушений в звукопроизношении у детей.

1.4.2. Характеристика фонетико-фонематическим недоразвития речи (ФФНР)

1.4.3. Характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР)

1.5. Особенности программы

1.6. Здоровьесберегающие технологии, используемые в Программе:

1.7. Основные направления работы

1.8. Планируемый результаты освоения Программы.

II.

Содержательный раздел.

2.1. Особенности организации коррекционной работы.

2.2. Содержание индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения

2.3. Работа с родителями (законными представителями).

III.

Организационный раздел.


3.1. Материально-техническое обеспечение.

3.2. Методическое обеспечение

3.3 Планирование индивидуальной коррекционной работы

Список используемой литературы

Приложения

I . Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.

Детский сад является первой ступенью системы общего образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Именно в дошкольном возрасте проходит формирование основных компонентов речи. Однако, в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития, у некоторых детей 4-5 лет, наблюдаются возрастные несовершенства в речи и с переходом в старший дошкольный возраст они не исчезают, а принимают стойкий характер. Любая речевая патология, в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств), отрицательно влияет на психологическое развитие ребенка, отражается на его деятельности, поведении, умственном развитии, познавательной деятельности, формировании личности. Если у ребёнка обнаруживаются дефекты произношения или более сложные речевые нарушения (дислалия, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, стёртая форма дизартрии), то в процессе обучения чтению и письму взрослые могут столкнуться с определёнными трудностями.

В логопедических пунктах при дошкольных образовательных учреждениях, осуществляют коррекционную работу, направленную на преодоление речевых нарушений. Но такая работа проводится с детьми старшего дошкольного возраста. Так же в младшем возрасте недостаточно той профилактической работы, которая проводится при некоторых речевых нарушениях. Возникла необходимость, как можно раньше начать работу над развитием артикуляционного аппарата и мелкой моторики, фонематическим слухом в результате которой можно избежать нарушения звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.

Программа дополнительного образования«Говоруша», направлена на работу с детьми 4-5 лет, имеющих нарушение в речевой деятельности. Целью логопедического воздействия является стимуляция речевого развития с учётом нарушенной функции речевого механизма, коррекция и компенсация нарушений отдельных звеньев и всей системы речевой деятельности, воспитание и обучение ребёнка с речевым нарушением для последующей интеграции его в среду нормально развивающихся дошкольников. Направленность Программы: коррекционная.

Период освоения с сентября по май.
Программа разработана в соответствии с

Законом Российской Федерации “Об образовании”№ 273-ФЗ от 29.12.2012.

Требованиями ФГОС ДОк содержанию программы

Уставом ДОУ
1.2. Цели и задачи программы.

Цель программы: преодоление речевых нарушений, формирование произносительных умений и навыков у детей дошкольного возраста 4-5 лет.

Задачи:

Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

Постановка нарушенных звуков;

Формирование полноценных звукопроизносительных навыков;

Развитие фонематического слуха и восприятия;

Развитие доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;

Формирование практических умений и навыков пользование исправленной, фонетически чистой речью;

Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношение, слоговой структуры и фонематического восприятия).

Решение данных задач подготавливает детей к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков слова по порядку, дифференцированию звуков по их качественным характеристикам. Осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит детей к порогу овладения грамотой и, главное – закладывает основы нового отношения к языку, сознательного оперирования им, это является важной предпосылкой успешности школьного обучения (Ф. С. Сохин, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, С. А. Тумакова, Л. Е. Журова и др.)
1.3. Принципы программы.


  • Принцип развития;

  • Принцип системного подхода;

  • Принцип рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития.

Принцип развития предполагает анализ процесса возникновения дефекта. Знание особенностей и закономерностей речевого развития на каждом возрастном этапе, предпосылок и условий, обеспечивающих его развитие, позволяет определить его развитие, позволяет определить причины возникновения нарушения и наметить адекватные пути коррекционного воздействия.

Принцип системности иподход рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития к анализу речевых нарушений, определяющий речь как систему. Речевая патология может проявляться в нарушениях различных компонентов речевой деятельности: звукопроизношения, фонематических процессов, лексики, грамматики. Речевые нарушения многообразны. От того, какие компоненты речевой системы нарушены, зависит характер дефекта. На этом принципе базируется педагогическая классификация речевых нарушений.

Все психические процессы у ребенка: внимание, память, мышление, восприятие и др. взаимосвязаны с речью. Речь формируется под воздействием всех высших психических функций. При анализе речевых нарушений важно учитывать все вышеперечисленные, а также соматическое состояние ребенка, особенности его эмоционально-волевой и двигательной сфер, возраст, состояние зрения, слуха и интеллекта, что является комплексным подходом в изучении ребенка с учетом структуры дефекта.
1.4. Характеристика речевых нарушений:

1.4.1. Характеристика нарушений в звукопроизношении у детей.

У большинства детейк 4 – 5 годам звукопроизношение у большинства детей достигает нормы. Однако все дети разные, и некоторые, в силу различных причин, продолжают неправильно произносить звуки, и это приобретает силу привычки.

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Причины дислалии могут быть различны, поэтому принято различать дислалию механическую (органическую) и функциональную.

Механическая дислалия является следствием органических дефектов периферического речевого аппарата. Наиболее распространенным дефектом является укороченная уздечка языка, что затрудняет его движение, не позволяя высоко подниматься (при верхних звуках). Иногда язык бывает слишком большой, он с трудом помещается во рту и, естественно, неповоротлив; или слишком маленький и узкий, что затрудняет артикуляцию.

Еще одной причиной дислалии являются дефекты строения челюстей, которые ведут к неправильному прикусу. Прикус – это расположение верхнего и нижнего зубных рядов относительно друг друга. Нормой считается, когда при смыкании челюстей верхние зубы слегка прикрывают нижние. Характер прикуса имеет большое значение для правильной артикуляции – физиологического процесса формирования звуков речи.

При функциональной дислалии у ребенка нет никаких дефектов артикуляционного аппарата. Одной из основных причин функциональной дислалии является неправильное воспитании ребенка в семье. Родителям нравится лепет ребенка, и они «сюсюкают» с ним, что надолго задерживает развитие правильного звукопроизношения. Сюда же можно отнести так называемую педагогическую запущенность, когда родители совершенно не обращают внимание на неправильное произношение звуков ребенком и не поправляют его, не развиваю его речь, что тормозит не только нормальное развитие произносительных навыков, но и может задерживать общее развитие ребенка

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы.
Причинами возникновения дизартрии являются различные вредоносные факторы, которые могут воздействовать внутриутробно во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, менингоэнцефалит и др.).
Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи.
У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется:


  • нечетким, смазанным звукопроизношением;

  • голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий;

  • ритм дыхания нарушен;

  • речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.
Образный «диагностический симптом» дизартрии: «Говорит, как с кашей во рту». В свою очередь дизартрия является одним из признаков бульбарного или псевдобульбарного паралича. Формы дизартрии зависят от места поражения.
Классификации дизартрии:
1) По степени выраженности:
a) анартрия - полная невозможность произносительной стороны речи;
б) дизартрия (выраженная) - ребенок пользуется устной речью, но она нечленораздельная, малопонятная, грубо нарушено звукопроизношение, а также дыхание, голос, интонационная выразительность;
в) стертая дизартрия - все симптомы (неврологические, психологические, речевые) выражены в стертой форме. Стертую дизартрию можно спутать с дислалией. Отличие в том, что у детей со стертой дизартрией наблюдается наличие очаговой неврологической микросимптоматики.

Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом, замена свистящих звуков шипящими или другими звуками называется парасигматизмом.

Сигматизмы имеют следующие виды:


  • Межзубный сигматизм, или так называемая шепелявость.
Этот недостаток выражается в том, что при произнесении свистящих или шипящих звуков (а иногда тех и других) кончик языка просовывается между нижними и верхними резцами и получается шепелявый звук.

  • Губно-зубной сигматизм.
При этом недостатке произношения свистящие или шипящие звуки (а иногда и те и другие) произносятся близко к звукам ф и в . Части артикуляционного аппарата располагаются при этом так: нижняя губа подтягиваются к верхним резцам, сужая проход, через который проходит выдыхаемая струя воздуха; язык находится в таком же положении, как и при произнесении звука с. При такой артикуляции образуется звук, который содержит в себе элементы звуков ф и с (в и з ), вследствие чего произношение становится нечётким, непонятным, неприятным на слух.

  • Призубный сигматизм.
Этот недостаток произношения объясняется следующим: при произнесении свистящих звуков кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя затвор и мешая проходу воздуха через зубную щель; вследствие этого отсутствует характерный для этих звуков свист и вместо звуков с, з, ц слышатся звуки т и д . Этот недостаток можно назвать парасигматизмом, так как в данном случае один согласный звук заменяется другим.

  • Шипящий сигматизм .
При этом виде стигматизма язык имеет следующее положение: кончик оттянут от нижних резцов в глубь ротовой полости, спинка резко выгнута по направлению к твердому нёбу, вследствие чего вместо свиста слышится смягчённое ш и ж .

  • Боковой сигматизм.
В данном случае свистящие или шипящие звуки (а иногда те и другие) могут произносится двумя способами, а именно:1). Кончик языка упирается в альвеолы, а весь язык ложится ребром; один из его краев поднимается к внутренней стороне коренных зубов, пропуская выдыхаемый воздух по боковым краям языка, в результате в верхние альвеолы, пропуская воздух по бокам, как при произнесении звука л. Боковой сигматизм может быть односторонним и двусторонним.

  • Носовой сигматизм.
При этом недостатке произношения свистящих или шипящих звуков (а иногда тех и других) корень языка поднимается и примыкает к мягкому небу, мягкое небо опускается и выдыхаемый воздух проходит через нос, отчего слышится звук, похожий на х, но с гнусавым оттенком.

Недостатки произношения звуков л и ль называются ламбдацизмом , замена звука л другими звуками русского алфавита называется параламбдацизмом .

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дубковская средняя школа» Ярославского Муниципального района

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Протокол метод. объединения Директор школы Сухова Н.Н.

1 от 28.08.2015 Приказ №__________от__________

Руководитель Фролова И.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по преодолению нарушений звукопроизношения (ротацизма, ламбдацизма, параротацизма, параламбдацизма) у обучающихся на 2015-2016 учебный год

Разработчик программы

учитель-логопед

Емельяновой Е.В.

2015-2016 уч. год

Пояснительная записка.

Данная программа разработана на основе программы Каше Г. А., Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. (Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). – М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г.)

Одним из важных показателей успешного обучения ребенка в школе является его речевое развитие, которое не всегда соответствует возрастному уровню развития школьника. Появляется необходимость в специальных занятиях по развитию речи.

В настоящее время у некоторых первоклассников общеобразовательных школ к началу учебного года не сформированы фонетико-фонематическая сторона речи. Несформированность данного компонента речи является препятствием для усвоения обучающимися программного материала, т.к. нескорректированные стороны устной речи чаще всего находят отражение на чтении и письме.

Цель программы . Предупреждение и устранение неуспеваемости, обусловленной нарушением звукопроизношения обучающихся; создание базы для успешного усвоения общеобразовательных программ.

Задачи коррекционно-развивающей работы :

    формирование сильной, направленной воздушной струи;

    развитие мышц артикуляционного аппарата;

    постановка звуков, не правильно произносимых ребёнком;

    автоматизация поставленных звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, скороговорках, связной речи;

    дифференциация смешиваемых звуков.

Помимо специфических, существует ряд общих задач, решение которых осуществляется на всех этапах коррекционной работы:

    активизация речевой деятельности учащихся;

    развитие коммуникативных навыков;

    формирование просодической стороны речи;

    активизация внимания, памяти, мышления;

    развитие мелкой пальцевой моторики;

    развитие языковой интуиции;

    индивидуализация коррекционного обучения.

Структура программы . Программа состоит из двух этапов коррекционно-развивающей работы: подготовительного и основного.

Сроки реализации программного материала . Программа по по преодолению нарушений звукопроизношения (ротацизма, ламбдацизма, параротацизма, параламбдацизма) у обучающихся рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся с подгруппами обучающихся с 15 сентября по 15 мая.

Полный курс коррекционно-развивающего обучения предполагает 60 занятий (часов) (30 недель).

Программа адресована учителям-логопедам общеобразовательных школ; может быть использована учителями начальных классов для профилактики речевых нарушений.

Календарно-тематический план по преодолению нарушений звукопроизношения (ротацизма, ламбдацизма, параротацизма, параламбдацизма) у обучающихся на 2015-2016 учебный год

(60 часов в год)

Тема занятий

Кол-во часов

Подготовительный этап (15 часов)

Выработка направленного речевого выдоха. Упражнение «Загнать мяч в ворота».

Выработка направленного речевого выдоха. Упражнение «Сдуть снежинку».

Выработка направленного речевого выдоха. Упражнение «Бабочки».

Выработка форсированного (сильного) речевого выдоха. Упражнение «Шторм в стакане».

Выработка форсированного (сильного) речевого выдоха. Упражнение «Надуть шарик».

Выработка форсированного (сильного) речевого выдоха. Упражнение «Фокус».

Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Блинчик».

Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Иголочка».

Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Конфетка».

Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Почистим зубки».

Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Вкусное варенье».

Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Чашечка».

Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Лошадка».

Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Грибок».

Развитие мышц артикуляционного аппарата. Упражнение «Барабанщики».

Основной этап (45 часов)

Постановка звука «л» по подражанию.

Автоматизации изолированного произношения звука «л».

Автоматизация звука «л» в открытых слогах.

Автоматизация звука «л» в закрытых слогах.

Автоматизация звука «л» в слогах типа «ала», «оло» и т.д.

Автоматизация звука «л» в начале слова.

Автоматизация звука «л» в середине слова.

Автоматизация звука «л» в конце слова.

Автоматизация звука «л» в словах со стечением согласных.

Автоматизация звук «л» в словах с несколькими звуками «л».

Автоматизация звука «л» в чистоговорках. Постановка звука «р».

Автоматизация звука «л» в словосочетаниях, звука «р» в изолированном произношении.

Автоматизация звука «л» в предложениях, звука «р» в открытых слогах.

Автоматизация звука «л» в предложениях, звука «р» в закрытых слогах.

Автоматизация звука «л» в стихотворениях, звука «р» в слогах типа «ара», «оро» и т.д.

Автоматизация звука «л» в стихотворениях, звука «р» в начале слова.

Автоматизация звука «л» в скороговорках, звука «р» в середине слова.

Автоматизация звука «л» в скороговорках, звука «р» в конце слова.

Автоматизация звука «л» в тексте, звука «р» в словах со стечением согласных.

Автоматизация звука «л» в тексте, звука «р» в словах с несколькими звуками «р».

Автоматизация звука «р» в чистоговорках. Постановка звука «р’».

Автоматизация звука «р» в словосочетаниях, звука «р’» в открытых слогах.

Автоматизация звука «р» в предложениях, звука «р’» в закрытых слогах.

Автоматизация звука «р» в предложениях, звука «р’» в начале слова.

Автоматизация звука «р» в стихотворениях, звука «р’» в середине слова.

Автоматизация звука «р» в стихотворениях, звука «р’» в конце слова.

Автоматизация звука «р» в скороговорках, звука «р’» в словах со стечением согласных.

Автоматизация звука «р» в скороговорках, звука «р’» в чистоговорках.

Автоматизация звука «р» в тексте, звука «р’» в предложениях.

Автоматизация звука «р» в тексте, звука «р’» в стихотворениях.

Автоматизация звука «р’» в тексте.

Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в слоговых рядах из открытых слогов.

Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в слоговых рядах из открытых слогов в письменной речи.

Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в слоговых рядах из закрытых слогов.

Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в слоговых рядах из закрытых слогов в письменной речи.

Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в слоговых рядах слогов типа «ала», «ара», «аря» и т.д.

Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в слоговых рядах слогов типа «ала», «ара», «аря» и т.д. в письменной речи.

Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в рядах слов в письменной речи.

Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в словах с несколькими поставленными звуками в одном слове.

Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в словах с несколькими поставленными звуками в одном слове в письменной речи.

Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в словосочетаниях в письменной речи.

Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в предложениях в письменной речи.

Дифференциация звуков «л», «р», «р’» в тексте в письменной речи.

    Гаубих Ю. Г. , Липкина Ю. С. . Игры в логопедической работе с детьми. Пос. для логопедов. Под ред. Селиверстова В. И. –2-е изд. – М.; Просвещение. – 1979.

    Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). – М.: Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986 г.

    Логопедия. // Под ред. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. – М.; 1998.

    Логопедия: Учебн. Пособие для студентов пед. ин-тов. //Под ред. Волковой. – м.; 1989.

    Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. // под ред. Т. В. Волосовец. – М.; 2002.

    Основы теории и практики логопедии. // Под ред. Р. Е. Левиной. – М.; 1968.

    Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи. – СПб.; Дельта 1998. – 208.

    Резниченко Т. С, Ларина О. Д. Говори правильно: звуки, слова, фразы, речь.: Альбом для педагога. – М.; Владос, 2000. – 96с.

    Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. – М.; 1994.

    Ткаченко Т. А. Если ребёнок плохо говорит. – СПб.;1997.

    Филичёва Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для педагогов и воспитателей. – М.; 2000. – 80с.

    Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.; 1981.

    Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. // под ред. Гербовой В. В., - М.; Просвещение, 1983.

Календарно-тематическое планирование

индивидуальной работы

по коррекции звукопроизношения

на 2016-2017 учебный год

Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования.

Вся индивидуально-подгрупповая делится условно на несколько этапов.

Подготовительный

Задачи – тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой работе, а именно:

Вызвать интерес к занятиям, даже потребность в них;

Развитие слухового внимания, памяти, тического восприятия в играх и специальных упражнениях;

Формирование и развитие моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;

В процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;

Укрепление физического здоровья (консультации врачей – узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).

II. Формирование произносительных умений и навыков.

Устранение дефектного звукопроизношения;

Развитие умений и навыков звуки, сходные артикуляционно и акустически;

Формирование практических умений и навыков пользования исправленной ( чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.


Виды коррекционной работы на данном этапе:

1.Постановка звуков в такой последовательности:

свистящие С, З, Ц, Сь, Зь

шипящий Ш

шипящийЖ

сонорыР, Рь

шипящие Ч, Щ

Способ постановки смешанный.

Подготовительные упражнения:

для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щепотка», «Футбол», «Фокус»

для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;

для Р, РЬ: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;

для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.

2.Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе:

а) С, З, Ш, Ж, Сь, Зь, Ль автоматизируются в начале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;

б) Ц, Ч, Щ, Л – наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;

в) Р, Рь можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.

3.Автоматизация звуков в слогах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.

По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в слогах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в группы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.

4.Автоматизация звуков в предложениях.

Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.

5.Дифференциация звуков:

С-З, С-Сь, С-Ц, С-Ш;

Ч-Сь, Ч-Т, Ч-Щ;

Щ-Сь, Щ-Ть, Щ-Ч, Щ-Ш;

Р-Л, Р-Рь, Р-Ль, Р - Й, Ль-Л;

6.Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде…).

III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.

IV. Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.

V. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.

Лексические и грамматические упражнения;

нормализация просодической стороны речи;

обучение рассказыванию.

Обогащение лексико-грамматической системой речи (в практическом плане)

Примечание

Свистящие звуки

Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания свистящих звуков

Постановка звука С

Формирование понятия места звука в слове. Выделение первого и последнего хорошо произносимого согласного звука в слове, умения слышать звук «С» в начале и в конце слова, развитие навыков звуко-буквенного анализа слов типа ум, му, мак.

Обогащение словарного запаса словами со звуком С произносится на каждом занятии.

Автоматизация звука С;

в) в закрытом слоге;

г)в сочетании с согласными

Выделение хорошо произносимого звука в середине слова. Определение наличия звука С в словах на слух. Развитие навыков звуко-буквенного анализа слов в такой последовательности: маки, сумка, пе-сок, столы.

Тема: «Посуда», «Сад», Словообразование: уменьшительные суффиксы существительных. Развитие связной речи.

Постановка звука Сь и автоматизация его (аналогично звуку С).

Учить слышать звук Сь среди звуков, слогов, определить его место в них. Формирование понятия твердости и мягкости звуков.

Повелительная форма глагола, изменение существительных по падежам.

Дифференциация звуков С-Сь

Дифференциация на слух звуки С и Сь (твердость, мягкость).Деление слов на слоги.

Животные и их детеныши.

Постановка звука З и автоматизация его

Формирование понятия звонкости и глухости звуков. Учить слышать звук З среди

других звуков, слогов, в словах. Дальнейшее закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов. Ударение.

Образование существительных. Закрепление навыков построения предложения.

Постановка звука Зь и автоматизация его

Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов. Учить слышать звук Зь среди других звуков слогов. В словах. Закрепление понятия твердости и мягкости звука. Ударение.

Способы обозначения мягкости согласных звуков на письме. Антонимы.

Дифференциация звуков

Дифференциация твердости и мягкости согласных звуков. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов.


Закрепление способов обозначения мягкости согласных на письме.

Дифференциация звуков

Дифференциация понятий, звонкость и глухость согласных звуков. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов в предложении. Ударение.

Слова . Предлоги.

Дифференциация звуков

Закрепление понятий твердости и мягкости согласных

Словообразование: сложные слова. Звуков, их звонкости и глухости.

Постановка звука Ц и его автоматизация:

а) в закрытом слоге;

б) в прямом слоге;

Учить слышать звук Ц среди других звуков, слогов, в словах. Определять место его в словах. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов, предложений.

Единственное и множественное число глаголов. Спряжение глаголов.

Дифференциация звуков

Дифференцировать эти звуки в словах, определять из место в слове. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа.

Определение рода существительных

Дифференциация звуков

Дифференцировать на слух эти звуки в словах, слогах. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов.

Словообразование существительных от существительных


Шипящие звуки

Развитие слухового внимания на неречевых звуках. Уточнение понятий «предложение», «слово», «звук». Выделение 1-го гласного звука в словах. Развитие навыков звуко-буквенного анализа слогов типа уа, ау.

Постановка звука Ш

Выделение первого и последнего хорошо произносимого согласного звука в слове. Учить слышать среди других звуков, слогов звук Ш в начале и конце слова. Развитие навыков звуко-буквенного анализа слов типа: он, ум, му, но. Формирование понятия места в слове.

Обогащение словарного запаса словами со звуком Ш будет проводиться на каждом занятии.

Автоматизация звука Ш


Выделение хорошо произносимого звука в середине слова. Определение на слух наличия звука Ш в середине слова. Определение места его в словах. Развитие навыков звуко-буквенного

Анализа слов типа: мак, сан-ки, пуш-ка, ме-шок, шкаф, шка-фы. Определение последовательности звука в слове: какой по счету, за каким звуком стоит.

Образование множественного числа существительных. Согласование количественных числительных с существительными. Спряжение глаголов. Развитие связной речи.

Постановка звука Ж и автоматизация его

Дать понятие звонкости звука. Определение наличия звука Ж в словах, место его в них

Обогащение словарного запаса словами со звуком Ж

Автоматизация правильной артикуляции звука Ж и его автоматизация (аналогично звуку Ш).

Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов: деление слов на слоги; определение последовательности звуков в слове, какой по счету звук, за каким или перед каким звуком звук Ж.

Р. П. существительных. Спряжение глагола. Обобщающие понятия. Дательный падеж существительных. Развитие связной речи.

Дифференциация звуков

Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Дифференциация понятий звонкости и глухости звуков..

Развитие связной речи

Дифференциация звуков


Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Дифференцировать понятия свистящие и шипящие звуки. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов.

Развитие связной речи

Дифференциация звуков

Дифференцировать эти звуки на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Закрепление понятие звонкий, глухой свистящий и шипящий звуки.

Развитие связной речи

Постановка звука Ч и его автоматизация:

а) в закрытом слоге;

б) в прямом слоге;

в) в играх, стихах, чтении, пересказе.

Учить слышать звук Ч среди других звуков, слогов, в словах. Определять место его в словах. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов, предложений.

Обогащение словарного запаса словами со звуком Ч. Обобщения. Словообразование (уменьшительные суффиксы существительных)

Дифференциация звуков С-Ч

Спряжение глаголов.

Развитие связной речи

Дифференциация звуков Ч-Ц

Спряжение глаголов.

Развитие связной речи

Постановка звука Щ и его автоматизация:

а) в закрытом слоге;

б) в прямом слоге;

в) в играх, стихах, чтении, пересказе.

Учить слышать звук Щ среди других звуков, слогов, в словах. Определять место его в словах. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов, предложений.

Обогащение словарного запаса словами со звуком Щ, определениями, обощениями, словами, обозначающими профессии. Определение рода существительных. Развитие связной речи

Дифференциация звуков Ч-Щ

Ударение.

Словообразование: уменьшительный суффикс существительных. Развитие связной речи

Дифференциация звуков Ш-Щ

Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Определять их место в словах

Спряжение глаголов.

Развитие связной речи

Дифференциация звуков

Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Определять их место в словах

Развитие связной речи

Дифференциация звуков

Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Определять их место в словах

Развитие связной речи

Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания шипящих звуков

Развитие слухового внимания на неречевых звуках. Уточнение понятий «предложение», «слово», «звук». Выделение 1-го гласного звука в словах. Развитие навыков звуко-буквенного анализа слогов типа уа, ау.

Постановка звука Л

Автоматизация звука Л;

а) в прямом слоге в начале слова;

б) в прямом слоге в середине слова;

в) в закрытом слоге;

г)в сочетании с согласными

д) в играх, стихах, пересказах, чтении, спонтанной речи.

Выделение хорошо произносимого звука в середине слова. Определение наличия звука Л в словах на слух. Развитие навыков звуко-буквенного анализа слов в такой последовательности: маки, сум-ка, пе-сок, сто-лы.

Определение последовательности звуков в слове: какой по счету, за каким звуком стоит. Ударение.

Образование множественного числа существительных.

Образование новых слов путем наращивания слогов. Развитие связной речи.

Постановка звука Ль

Учить слышать звук Ль среди звуков, слогов, определить его место в них. Формирование понятия твердости и мягкости звуков.

Обобщение. Словообразование: прилагательных от существительных. Множественное число существительных. Р. п. существительных.


Автоматизация звука Ль;

а) в прямом слоге в начале слова;

б) в прямом слоге в середине слова;

в) в закрытом слоге;

г)в сочетании с согласными

д) в играх, стихах, пересказах, чтении, спонтанной речи.

Закрепление навыков звуко-буквенного анализа. Деление слов на слоги. Определение последовательности звуков в словах.

Развитие связной речи.

Дифференциация звуков

Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Закреплять понятия мягкости и твердости этих звуков.

Слова-паронимы. Согласование в роде существительных с глаголами прошедшего времени. Антонимы. Развитие связной речи.

Дифференциация звуков

Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов.

Слова-паронимы. Развитие связной речи.

Подготовительные артикуляционные упражнения для воспитания шипящих звуков

Развитие слухового внимания на неречевых звуках. Уточнение понятий «предложение», «слово», «звук». Выделение 1-го гласного звука в словах. Развитие навыков звуко-буквенного анализа слогов типа уа, ау.

Постановка звука Р

Формирование понятия места звука в слове. Выделение первого и последнего хорошо произносимого согласного звука в слове, умения слышать звук «Л» в начале и в конце слова, развитие навыков звуко-буквенного анализа слов типа ум, му, мак.

Обогащение словарного запаса словами со звуком Р произносится на каждом занятии.

Автоматизация звука Р;

а) в прямом слоге в начале слова;

б) в прямом слоге в середине слова;

в) в закрытом слоге;

г)в сочетании с согласными

д) в играх, стихах, пересказах, чтении, спонтанной речи.

Выделение хорошо произносимого звука в середине слова.

Закрепление навыков звуко-буквенного анализа. Деление слов на слоги. Определение последовательности звуков в словах: ма-ки, ра-ка, ру-кав, кран, кра-ны.

Обогащение словарного запаса словами со звуком Р. Словообразование уменьшительных суффиксов сущ-ых. Образование мн. числа сущ-ных. Согласование прилагательных с ущ-ми. Родственные слова. Образование 1-го лица ед. числа глаголов. Одушевленные. Неодушевленные предметы. Темы: «Птицы», «Животные». Уточнение конкретно-пространственных значений предметов. Распространение предложений. Тема: «Профессии» . Словообразование:глагольные приставки. Развитие связной речи.

Постановка звука Рь и автоматизация его (аналогично звуку Р).

Учить слышать этот звук среди других звуков. слогов, в словах. Формирование понятия твердости и мягкости звуков. закрепление навыков звуко-буквенного анализа. ударение

Тема: «Овощи», «Кто, где живет?». Согласование сущ-ых с прилагательными. Винительный и Родительный падежи сущ-ых. Образование мн. числа сущ-ых. Определение рода сущ-ых. Многозначность слов.

Дифференциация звуков

Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Закрепление понятий тв. и мягкости звуков.

Развитие связной речи.

Дифференциация звуков

Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов.

Ласкательный суффиксы сущ-ых. Антонимы. Образование глаголов прошедшего времени, повелительной формы. Образование сложных прилагательных. Развитие связной речи.

Дифференциация звуков

Дифференцировать на слух эти звуки среди других звуков, слогов, слов. Закрепление навыков звуко-буквенного анализа слов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: