Конспект классного часа реализация внеурочной деятельности. Сценарий внеурочного занятия (проектной деятельности) «Работаем вместе. Ход внеурочного занятия

План - конспект внеурочного занятия по ФГОС

Занятие «Разговор с незнакомцем»

Тема: «Разговор с незнакомцем»

Направление внеурочной деятельности: проблемно-ценностное общение.

Цель: . формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности на примере правил общения с незнакомыми людьми.

Задачи:

Ознакомление обучающихся с основными правилами поведения с незнакомыми людьми.

Развитие поведенческих действий при общениями с незнакомыми людьми.

Формирование представлений о возможных действиях видов поведения.

Планируемые результаты:

1 уровень: Овладение нормами речевого этикета и культуры поведения с незнакомыми людьми.

2 уровень: Обогащение личного опыта общения детей

Формы организации внеурочного занятия : диалог, ролевые игры, инсценированные, практические занятия, конкурсы.

Методы: словесный (беседа, рассказ, объяснение); практический; наглядный.

Основные понятия : незнакомый человек.
Оборудование: телевизор, презентация, компьютер, колонки, раздаточный материал для закрепления, раздаточный материал для рефлексии

Структура занятия (в зависимости от вида и формы занятия)

Ход внеурочного занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Время: 2-3 минуты

Учитель приветствует уч-ся: «Здравствуйте, ребята. Нас зовут Валентина Александровна и Татьяна Михайловны. »

Обучающиеся Приветствуют.

Регулятивные: Самостоятельно организовать свое рабочее место, определить цель учебной деятельности.

Познавательные: Умение определить свой кругозор.

Подготовка к основному этапу занятия

Время: 3- 5 минут

Учитель читает цитату из сказки «Волк и семеро козлят»: «Козлятушки, детятушки!

Отопритеся, отворитеся,

Ваша мать пришла, молочка принесла!,…»
-Ребята, как вы думаете из какой это сказки?

А Как вы думаете, о чем эта сказка?

Ну, что, ребята, как вы думаете какой мы теме вас привели?

Обучающиеся слушают, затем предлагают свои

- «Волк и семеро козлят» - О том, что нельзя пускать незнакомых людей в дом.
- Разговор с незнакомыми людьми.

Коммуникативные:Участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения.

Основной этап

Время: 20-25минут

Учитель рассказывает и показывает презентацию
1 слайд: Прыгающая анимация

Учитель задает вопрос

Как вы думаете кто такой незнакомец?

Молодцы, вы все были правы!

2 слайд: «Незнакомец - это любой человек, который приходит в отсутствие родителей, бабушек, дедушек и пытается с вами заговорить (иногда называет вас по имени)»

Ребята, какие правила поведения с незнакомыми людьми вы знаете?

Давайте прочитаем правила поведения с незнакомыми людьми, вдруг, некоторые из этих правил вы не знаете.

3-5 слайд: Правила поведения с незнакомым человеком.

Никуда не ходи с незнакомыми людьми.

Не садись в чужую машину.

С наступлением темноты иди домой.

Не меняй маршрут возвращения из школы домой.

Всегда сообщай родителям о своих планах на день.

Маленькие дети должны знать правила безопасного поведения и не ходить по городу без взрослых

Никогда не верь незнакомцу, если он обещает что-то купить или подарить тебе. Ответь что тебе ничего не нужно.

Если незнакомый человек настойчив, взял тебя за руку или пытается увести, вырывайся и убегай, громко кричи, зови на помощь, брыкайся, царапайся, кусайся.

Обучающиеся слушают и ведут разговор с учителем.

Это незнакомый человек, человек, которого мы не знаем.

Обучающиеся слушают определение.

Проходить мимо, не впускать домой, не вступать в разговор

Дети читают текст,на слайде

Личностные:Дети учатся ценить и принимать базовые ценности таких качеств как доброта, милосердие, уважение к старшему поколению.

Коммуникативные:Участвовать в диалоге. Высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

Познавательные: Поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков.

Регулятивные:Планирование своей работы. Контроль, коррекция, оценка своей работы.

Обобщение и систематизация информации

Время: 5минут

Давайте закрепим знания.

Мы раздадим вам ситуации, которые вы должны обыграть, а другие команды должны будут угадать правило, которое нужно соблюдать в этой ситуации. На это мы даем вам 5 минут.

Давайте начнем!

Обучающиеся получают раздаточный материал и подготавливают выступление. (распределяют роли)

Дети обыгрывают ситуации, угадывают и называют правила.

Коммуникативные: Участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения.

Рефлексия

Время: 2-3 минуты

Давайте оценим наше сегодняшнее занятие,

Кто все понял, поднимает ручки

Поднимают руку

Личностные: Умение мотивировать себя на получение определенных знаний, оценивание усвоенного материала исходя из личностных ценностей, возможность обеспечить личный моральный выбор.

Коммуникативные: Участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль.

Познавательные: Построение логической цепи рассуждения, выбор оснований и критериев для сравнения.

МОУ «Камызинская средняя общеобразовательная школа»

Материалы для проведения муниципального конкурса профессионального мастерства педагогов

«Мое лучшее занятие

по внеурочной деятельности »

Учитель начальных классов:

Фарафонова Оксана Васильевна

2017 г.

Пояснительная записка к внеурочному занятию

«Занимательная математика» по теме «В царстве смекалки»

Учитель: Фарафонова Оксана Васильевна, учитель начальных классов МОУ «Камызинская средняя общеобразовательная школа»

Направление: общеинтеллектуальное

Занятия проводятся один раз в неделю.

Характеристика класса: В классе 11 учащихся: 6 девочек и 5 мальчиков. Из них – 5 хорошистов (то есть 45% учащихся усваивают программный материал на достаточном и высоком уровне). В классе есть победители дистанционных олимпиад, творческих конкурсов.

У ребят класса сформирована учебная мотивация, учебные способности учащихся – выше среднего. Необходимо отметить высокую познавательную активность большинства учащихся, способность к самостоятельной творческой деятельности. Дети очень любознательны, сообразительны при выполнении разнообразных заданий проблемного характера. Они умеют самостоятельно работать с новым произведением, в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, математических играх. Также умеют рассматривать, читать, получать необходимую информацию, как из книг, так и из других изданий (справочных, энциклопедических), участвовать в беседе. В классе достаточно большое количество лидеров. Дети умеют отстаивать свою точку зрения, заинтересованы в результате познавательной деятельности, активно сотрудничают друг с другом для решения образовательных задач.

Практическая ценность занятия состоит: во-первых, в освоении новых форм внеурочной деятельности (как средство реализации ФГОС НОО 2-го поколения), а во-вторых, в создании на занятии условий для проявления познавательной активности учащихся.

Достигаю этого следующими путями:

    стимулирую учащихся к высказыванию собственного мнения;

    оцениваю не только конечный результат, но и процесс деятельности;

    поощряю стремление ученика находить свой способ решения, анализировать ответы (свои и одноклассников).

Внеурочное занятие соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2-го поколения, направлено на достижение 3-х групп результатов (с приоритетом метапредметных результатов).

Выбранная форма организации занятия обусловлена личностными особенностями учащихся класса (способность к сотрудничеству и совместному добыванию знаний), а также деятельностным характером внеурочного занятия.

Сценарий внеурочного занятия «Занимательная математика»

Учитель: Фарафонова Оксана Васильевна, учитель начальных классов МОУ «Камызинская средняя общеобразовательная школа »

Тема: В царстве смекалки

Цель:

Создание условий для закрепления, углубления и расширения знаний по математике, развития познавательной сферы, а также формирования познавательного интереса у учащихся посредством включения их в решение занимательных математических задач.

Задачи занятия:

Обучающие:

Актуализация знаний и расширение представлений о понятии «математика».

Способствовать формированию интереса к урокам математики, развитию логического мышления, математической интуиции, умению анализировать, применять знания в нестандартных ситуациях.

Развивающие:

Развитие умения целенаправленно воспринимать информацию (в том числе из средств массовой информации), анализировать ее, делать на ее основе выводы.

Развитие познавательной сферы (восприятия, слухового и зрительного внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления).

Развитие коммуникативных умений (слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, защищать, аргументировать свою точку зрения).

Воспитательные:

Стимулирование внутренней мотивации на изучение математики,как необходимого условия для саморазвития.

Создание условий для формирования познавательного интереса.

Планируемые результаты (УУД):
Личнoстные:
- знать коллективные формы общения;

- формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Регулятивные:
- принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
Коммуникативные УУД:

формируем умение слушать и понимать других;

Познавательные:

Формируем умение обобщать и классифицировать по признакам, решать задачи на смекалку;

Регулятивные УУД:

Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Ведущая образовательная технология : технология деятельностного метода.

Методы и приёмы: беседа; приемы активизации мыслительной деятельности, моделирование, проектирование, приемы самооценки, приемы технологии сотрудничества.

Организация учебного пространства: групповая, индивидуальная, игровая технология

Форма проведения урока: занятие-игра.

Место проведения: учебный кабинет.

Оборудование:

карточки с заданиями,

презентация.

геометрические фигуры.

эмблемы команд "Круг", "Квадрат",

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Мотивационный этап. Самоопределение к деятельности.

Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других.

Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

Мы в поход отправляемся смело

В мир загадок и сложных задач.

Учитель: Дорогие ребята. Сегодня вы попали в удивительную страну, страну мудрецов, которая носит название Страны занимательной математики.

Все мы утром делаем зарядку, а ещё есть зарядка для ума.

Вот сегодня мы ей и займемся.

II. Самоопределение темы и цели занятия.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

- находить ответы на вопрос, используя свой жизненный опыт;

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других; доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме

Мы сегодня отправляемся в путешествие в ЦАРСТВО, а вот какое вы узнаете, когда расшифруете слово.

«Расшифруй тему» (работа в группе)

70-43 К 90-37 А

50-16 С 80-49 Л

60-25 Е 40-14 К

90-61 М 80-28 А

Молодцы, мы с вами отправляемся в ЦАРСВО СМЕКАЛКИ.

Девизом нашего занятия будут слова – СМЕКАЙ, СЧИТАЙ, ОТГАДЫВАЙ.

А сопровождать нас будет… КТО? Сейчас узнаем.

Возьмите листы и по моей команде выполняйте задания.

Графический диктант.

3 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 3 вправо, 1

вниз, 2 влево, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 3 влево, 2 вверх, 1

влево, 2 вниз, 3 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 влево, 1

вверх, 3 вправо, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх.

Добавьте глазки, ротик и ушки- антенны.

У вас получился Знайка Математики.

Он будет нас сопровождать.

Испытание нас ждёт,

Отправляемся вперёд.

Счетный конкурс открываю,

И команды представляю

III. Актуализация знаний.

Предметные:

выявлять закономерности и проводить аналогии.

Метапредметные

Познавательные УУД:

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Регулятивные УУД:

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом;

Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цели деятельности на занятии с помощью учителя;

Проговаривать последовательность

действий;

Учиться высказывать своё предположение.

В Царстве Смекалки, в Числовом государстве вместе с числами и знаками жили-были Иван-Царевич и Василиса Прекрасная. Но однажды случилась беда - Василиса исчезла.

Иван-Царевич потужил, погоревал, да делать нечего и решил отправиться на поиски. Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису?

Какие же задачи мы перед собой поставим? (Помочь И-Ц найти В.П.)

Да, знания по математике нужны и в обычной жизни, и в сказках.

Вот мы и проверим свои знания, умения, способности по математике в необычной ситуации, в новой обстановке.

I Y . Деятельность по реализации целей занятия.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

Проговаривать последовательность действий;

Учиться высказывать своё предположение

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию:

делать выводы в результате совместной работы

Коммуникативные УУД:

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им.

–А кто похитил Василису?

Мы узнаем это, выполнив 1-е задание.

На спасение Василисы отправятся русские богатыри – у нас это команды

В конце путешествия мы узнаем, какой же богатырь найдет Василису первым. А для этого мы будем соревноваться.

Осталось только выбрать название для каждой команды. Оно должно быть математическим

Команды, представьтесь.

Первая команда – «Треугольник»

Вот команда «Треугольник»

Пусть узнает каждый школьник,

Будут им, сказать хочу,

Все заданья по плечу!

Капитан команды – ,,,,,

Вторая команда – «Круг»

У команды второй здесь

Всех достоинств и не счесть.

Номер два зовется «Кругом»

Стойкие и друг за другом!

Капитан команды – ,,,,,

Прежде, чем приступить к игре хочу вам напомнить, что играет вся команда.

Жетон получает тот ученик, который дал правильный ответ. По количеству набранных жетонов мы определим, во-первых, самого активного ученика,

во-вторых, победившую команду. Но, прежде чем дать ответ, хорошенько подумайте, не спешите.

Правила игры.

Чтоб все в игре прошло без заминки,

Её мы начнем, ну конечно, с разминки!

Числа сходятся где-то во тьме

И глаза начинают светиться!

И кругом только умные лица,

Потому, что считаем в уме.

Итак, турнир я открываю,

Всем успехов пожелаю,

Думать, мыслить, не зевать

Y . Работа по теме занятия

Первый тур

Работа в паре: разложите карточки лесного лото в порядке уменьшения,откройте четные числа, какое слово у вас получилось?

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

К О Щ Е Й

Кто же похитил Василису?

Но Кощей не хочет сдаваться и задаёт нам каверзные вопросы.

1)Устный счет.

1. Игровое поле (слайд)

Составьте примеры на умножение и деление с результатами из квадрата

Я начинаю

(ответы детей: 6*6=36,2*6=12,1*6=6,6*7=42,56:8=7,63:9=7,)

2. Составь все возможные трёхзначные числа , используя цифры – 1, 4 8, так, чтобы они не повторялись. Дайте характеристику любому числу.

(148,184,418,481,814,841)

3.Логические задачи.

Попеременно задаются вопросы первой и второй команде.

1. Гусь весит 3 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?(3)

2. Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько пробежала каждая лошадь?(30)

3. Сидели 7 ворон, одну подстрелили. Сколько осталось?(6)

4. У линейки 4 угла, если один угол срезать, сколько углов останется?(5)

5. К 7 прибавить 5. Как правильно записать: «одиннадцать» или «одиннадцать» ?(12)

6. Сколько цветов у радуги?(7)

Второй тур

Поможем Ивану-Царевичу выбрать верную дорогу.

Второй тур мы начинаем,

Победителей узнаем.

Есть здесь ребусы, шарады.

За разгадку всем награды.

«Отгадай ребус»(Слайд)



Задание 2. 21, 19, 30, 25, 3, 12, 9, 15, 20,27.

Из данных чисел нужно выбрать и записать три числа, которые в сумме составляют 60. Запишите все возможные варианты.

За каждый правильный ответ – 1 балл

Проверь себя (слайд)

Задание 3.

Задачи на смекалку


Y I . Физминутка для глаз

Молодцы, ребята!

Давайте и мы посмотрим как двигается бабочка и посадим её на цветочек.

(следим только глазами)

Дыхательная гимнастика

Переведём дух с облегчением. Подышим ровно, спокойно.

Встанем тихонечко. Потянемся к солнышку, ладошками вверх.

Вдох шумно через нос, выдох плавно спокойно через рот.

Одну половину носа закрыть, вдыхать через одну половину носа, выдыхать через другую.

Вдох через нос, на выдохе произнести: «Ау!»

Массаж для носа и ушей. Помассировать мочки уха. Подёргать вниз себя за ушки, а потом за серединку. Потянуть ушко в сторону.

3) Какую цифру надо поставить вместо звездочек, чтобы запись была верной?

Третий тур: Геометрический.

Отдохнувшие, с новыми силами продолжим наш путь. Не струсите, не испугаетесь?

1)Игра «Угадай фигуру» (Фронтальная работа )

    Четыре стороны, четыре прямых угла, все стороны равные. (Квадрат)

    Три угла, три вершины, три стороны. (Треугольник)

    Четыре угла, четыре стороны, стороны не равные. (Четырёхугольник)

4.Четыре прямых угла, четыре стороны, противоположные стороны равные. (Прямоугольник)

Физминутка

Солнце высоко. Путь лежит далёко. Притомился И-Ц в дороге, решил он прилечь, отдохнуть. И мы с вами тоже отдохнём, сделаем зарядку.

Упражнения для шеи, глаз, корпуса.

Шея вниз –назад, влево –вправо.

Руки на пояс, наклоны влево- вправо.

Отвести плечи назад, расправить грудь, свести лопатки.

Крепко зажмуриться от страха- открыли широко- удивились.

Поморгали часто- часто.

Рисуем кружок, треугольник, квадрат, восьмёрку.

2) Задание (Групповая работа ) (Слайд)

Раздели квадрат со стороной 4 см на 4 равные стороны разными способами.

Проверка. Делим квадрат на магнитно- маркерной доске на части.

3)Задание на смекалку. (Работа в группе )

Вокруг клумбы квадратной формы надо разместить 14 камешков так, чтобы вдоль каждой стороны было одинаковое количество камешков. Нарисуй, как это сделать?

Y II. Подведение итогов занятия.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать оценку деятельности товарищей;

Формировать положительную учебную мотивацию

Вот мы и справились. С нашей помощью освободил

Иван Царевич Василису, вернулись наши герои в свою сказку, в царство смекалки. Благодарят нас за помощь. И говорят:

Ребята! Любите сказки, читайте сказки, перед вами откроется огромный удивительный мир чудес, красоты, добра. Дружите с математикой. Вооружившись знаниями, вы преодолеете любые трудности и сможете помочь ещё многим героям.

YII I . Рефлексия

Регулятивные УУД:

осуществление контроля своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания, оценивание своей деятельности.

Личностные УУД:

работа над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске):

1.Сегодня я узнал…

2.Было интересно…

3.Было трудно…

4.Я выполнял задания…

5.Я понял, что…

6.Теперь я могу…

7.У меня получилось…

8.Меня удивило…

9.Я попробую…

Подсчитывается число жетонов, объявляется команда победительница, называются лучшие участники игры.

Учитель: Поздравляю победителей и участников игры. Все вы молодцы! Желаю вам пронести любовь к математике «царице всех наук» через всю жизнь. Пусть ваша смекалка и крепкие знания помогут вам справиться с любой математической задачей, а решения будут для вас легкими и интересными. Желаю, что бы в вашей жизни не было не решенных задач.

Наше занятие хочу закончить словами Ж.Ж.Руссо

«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…»

IX . Домашнее задание

Составить ребус

Список литературы

    Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2010.

    Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,2006.

    Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

    Занимательные задачи для маленьких. Москва 2004.

    Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова. Волгоград 2007.

Рецензия на внеурочное занятие «В царстве смекалки»

Цель – Создание условий для закрепления, углубления и расширения знаний по математике, развития познавательной сферы, а также формирования познавательного интереса у учащихся посредством включения их в решение занимательных математических задач.

Учителем, исходя из поставленной цели, выбрана нетрадиционная форма внеурочной деятельности (игра) – «В царстве смекалки». Выбор формы занятия обусловлен апробацией современных форм организации образовательного процесса с целью реализации ФГОС начального общего образования.

Для достижения цели используется технология деятельностного метода обучения, особенность которого заключается в том, что дети самостоятельно «открывают» знания в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку этих понятий. Занятие направлено на достижение таких личностных результатов,

Учитель разнообразными методическими средствами формирует такие метапредметные результаты, как умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Занятие построено по принципу учебного диалога. Форма проведения занятия, методические средства, которыми пользуются учитель на данном занятии, способствуют развитию умения использовать знания в нестандартной ситуации, развивают самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи.

Учитель способствует формированию самоконтроля и самооценки учащихся (осознание области знания и незнания, умение находить допущенную ошибку и исправлять ее, сравнивать полученные результаты с целью учебной задачи).

На занятии осуществлялась связь изучаемого материала с жизнью , использование метапредметных связей (литературное чтение, окружающий мир, математика).

О результативности урока говорит высокий познавательный интерес учащихся, осознанность ответов по теме занятия во время последующих уроков.

С введением новых стандартов в российских школах радикально изменилось место внеурочной деятельности, поскольку она получила статус практически равноправного члена образовательного процесса наряду с классической учебной программой. Кроме того, она стала обязательной, что подчёркивало её значимость в новой образовательной концепции. Одной из главных задач, которые призвана была решать внеурочная работа в школе, была возможность открыть доступ к дополнительным формам образования детям начальных классов, которые с силу разных причин не могли посещать спортивные, музыкальные, художественные школы. Кроме того, именно внеурочный процесс даёт возможность реализовать пресловутый индивидуальный подход к ребёнку, предоставив ему право выбора занятий по содержанию и форме проведения, учитывая его желания и интерес.

Организация внеурочной деятельности согласно ФГОС

Ученик, который учится без желания, - это птица без крыльев.

Саади

Нормативно-правовые вопросы

  • Федеральный государственный стандарт образования в п.16 рассматривает внеурочную деятельность как полноправную часть образовательного процесса наряду с обязательным учебным планом.

Внеурочная деятельность - все виды образовательной работы, реализуемые не в форме урока.

  • Методическим руководством с указанием целей, содержания и алгоритма организации и проведения внеурочной деятельности является письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. № 09–3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
  • Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» устанавливает суммарное количество часов внеурочной деятельности на уровне начального образования в размере до 1350 часов.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81«О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» регулирует максимально допустимую недельную нагрузку.

Обращаем внимание на то, что 10 часов - это предельно допустимая планка недельной нагрузки, к сожалению, нижняя граница не указывается, поэтому на местах родители могут столкнуться с ситуацией, когда образовательное учреждение планирует внеурочные мероприятия, ориентируясь на максимальный уровень нагрузки, ссылаясь на требования нового стандарта. При этом в письме совершенно чётко указано, что школа сама определяет и регулирует объём часов, отведённых на внеурочную деятельность в соответствии с особенностями и требованиями общеобразовательной программы, с учётом интересов учеников и возможностей образовательной организации, а также объёмом финансирования, используя как учебное, так и каникулярное время.

Для создания оптимальных условий гармоничного развития воспитанников все направления внеурочной работы должны быть отображены в базовой общеобразовательной программе школы, при этом важно заметить, что за участниками образовательной деятельности, которыми являются ученики, педагогический коллектив, а также родители в качестве законных представителей детей, остаётся право выбора направлений и форм работы.

Внеурочная деятельность является обязательной для образовательной организации и реализуется в интересах гармоничного и всестороннего развития личности ученика.

Обращаем внимание, что для некоторых категорий обучающихся может быть сделано исключение и они могут воспользоваться выборочным или полным освобождением от обязательного посещения внеурочных занятий.

  • В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Дети, посещающие учреждения дополнительного образования, например, спортивную, музыкальную, художественную школы, в таком случае по этим направлениям ребёнок может не присутствовать на внеурочных занятиях. Классный руководитель разрабатывает индивидуальный маршрут внеурочной деятельности ученика, после чего составляется локальный акт или, проще говоря, договор между родителями (законными представителями) ребёнка и администрацией школы в лице директора.
  • Состояние здоровья ученика, которое требует специального режима питания или контроля общеобразовательной нагрузки. В такой ситуации освобождение оформляется по заявлению родителей на имя директора школы и медицинских справок, подтверждающих потребность ребёнка в особом подходе к организации учебного процесса.

Образец заявления на имя директора школы.

  • Директору ________ №
    от

    Заявление.

    Я, ____________________________________________________________, родитель __________________________________________, ученика(цы)

    Класса, с учётом мнения ребёнка выбрал(а) в качестве внеурочной деятельности на 2016–2017 учебный год следующие занятия:

    ___________________________________________________________________________________________________,

    Также мой ребёнок уже осуществил свой свободный выбор вида внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС, и посещает

    ___________________________________________________________________________________________________.

  • В соответствии с частями 1 и 3 статьи 44 Федерального закона N 273-ФЗ родители несовершеннолетнего имеют преимущественное право на образование и воспитание и обязаны обеспечить интеллектуальное, нравственное и физическое развитие ребёнка.

Таким образом, обучающийся или его родители (законные представители) сохраняют за собой право рассмотрения программ, предложенных школой, и выбора направлений и форм внеурочной деятельности исходя из своих запросов.

Если администрация школы игнорирует законное право обучающегося на осуществление выбора и настаивает на обязательном посещении всех занятий внеурочной работы, т. е. нарушает законные права и интересы ребёнка, родители могут обратиться в органы исполнительной власти субъекта РФ за разъяснением.

Направления и формы внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность реализуется образовательной организацией по ключевым векторам развития личности ученика:

  • общее интеллектуальное;
  • общее культурное;
  • духовно-нравственное;
  • социальное;
  • спортивно-оздоровительное.

Формы внеурочной работы должны отличаться от классно-урочной формы организации образовательного процесса. Наиболее популярные формы проведения внеклассных мероприятий:

  • экскурсии;
  • классные часы;
  • факультативы и кружковая работа;
  • круглые столы и научные секции;
  • ролевые и деловые игры;
  • олимпиады, викторины и конкурсы;
  • выставки и концерты;
  • спортивные соревнования и «Дни здоровья»;
  • праздники и театрализованные постановки;
  • посещение театра и художественных выставок;
  • общественно полезная деятельность;
  • социальные проекты, например, в рамках экологического воспитания.

По масштабам формы внеклассной работы делятся:

  • Индивидуальная - основной целью является освоение ребёнком навыков самоорганизации и самоконтроля, это может быть разработка индивидуального проекта, подготовка рассказа, доклада, номера самодеятельности, конструирование и т. д. Отмечается возможность использования внеурочной деятельности для более детального рассмотрения и закрепления отдельных программных моментов при изучении общеобразовательных предметов.
  • Кружковая - посещение кружков и секций по интересам, раскрытие и совершенствование интеллектуального и творческого потенциала учеников.
  • Массовые традиционные мероприятия школы, нацеленные на нравственное и гражданско-патриотическое воспитание учащихся (День знаний, День учителя, календарные общегосударственные праздники).

Задачи и пути осуществления внеурочного процесса в начальной школе

Основные задачи, которые призвана решать внеурочная деятельность:

  • усовершенствовать условия для развития личности ребёнка путём расширения и обогащения стандартного спектра программ и форм работы;
  • эффективно распределить учебную нагрузку с учётом индивидуальных интеллектуальных и творческих потребностей учеников;
  • способствовать благоприятному прохождению ребёнком этапа адаптации к школьной жизни;
  • осуществить коррекционную помощь детям, испытывающих затруднения в учёбе.

Пути осуществления внеурочной деятельности:

  • вариативная часть базового учебного плана (20 %) в формате модулей, спецкурсов, занятий, проводимых во внеурочной форме;
  • система внеурочного образования школы, базирующаяся на дополнительных программах, которые разрабатываются педагогами школы на основе рекомендованных Минобрнауки РФ авторских или примерных программ, и утверждаются приказом директора;
  • работа учреждений дополнительного образования, таких как спортивные, музыкальные, художественные школы;
  • деятельность групп продлённого дня;
  • деятельность педагога-организатора, педагога-психолога, социального педагога;
  • классное руководство (общественно полезная деятельность, экскурсии, соревнования, проекты).

Внеурочный образовательный процесс подчиняется отдельному, утверждённому дирекцией школы и согласованному с родителями (в форме опроса), плану работы, по которому разрабатывается расписание занятий, равномерно распределённых в течение рабочей недели или по субботам. Занятия обладают ярко выраженной индивидуальной направленностью, поскольку при выборе форм проведения рекомендуется опираться на современные инновационные технологии, такие как проектная деятельность учеников, исследование, эксперимент и т. д.

Пример подбора программ внеурочной деятельности для 1–2 классов.

Направления развития личности Наименование рабочей программы Количество часов в неделю класс Всего
Спортивно-оздоровительное Азбука здоровья
Подвижные игры
Ритмическая мозаика
3 час. 1 и 2 классы 6 часов
Духовно-нравственное Дорога добра
Мы патриоты
Школьный этикет
Почемучки
Я и мир
2 час. 1 и 2 классы 4 час.
Социальное Психология и мы 1 час. 1и 2 классы 2 час.
Общеинтеллектуальное Развитие познавательных способностей 1 час 1 класс
Занимательная информатика 2 класс
Информатика в играх
1 час 2 класс
Занимательный английский 1 час 1 класс
Общекультурное Музей в твоём классе
От игры до спектакля
Природа и художник
Волшебство творчества
2 часа

1 час
1 час

1,2 класс

2 класс
1 класс

Итого 20час.

Алгоритм реализации индивидуального подхода в выборе приоритетных направлений и форм внеурочной деятельности ребёнка.

  • Этап 1. Родительское собрание, целью которого является презентация программ по всем направлениям внеурочной деятельности.
  • Этап 2. Школьный психолог проводит диагностику (тестирование) уровня интеллектуальной и психологической готовности учеников к систематическому обучению, а также индивидуальных способностей и наклонностей ребёнка.
  • Этап 3. Консультации родителей по результатам тестового исследования, предоставление рекомендаций психолога, индивидуальное обсуждение оптимальной программы развития ребёнка.
  • Этап 4. На основе рекомендаций психолога и изучения программ, родители осуществляют добровольный осознанный выбор объёма и содержания внеклассной работы для своего ребёнка.

Чтобы исключить возможные перегрузки, индивидуальный план внеклассной занятости составляется с учётом секций и кружков, которые ребёнок посещает вне общеобразовательной школы. Учитель располагает электронным вариантом графика внеклассной работы каждого воспитанника и может вносить необходимые коррективы. У родителей учеников также есть индивидуальный маршрутный лист их ребёнка, таким образом, они владеют полной информацией о местонахождении ребёнка в течение дня.

Пример индивидуального маршрута ученика начальной школы.

Дни недели/направления
внеурочной
деятельности
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота
Общеинтеллектуальное Мои первые
открытия
13.45 - 14.25
Социальное
Общекультурное Театр-студия
«Коротышки»
13.45 - 14.20
Театр-студия
«Коротышки»
13.00 - 13.35
Духовно-нравственное Юный журналист
13.00 - 13.35
Наш край родной
13.45 - 14.20
Спортвно-оздоровительное ФОК «Карате»
12.30
ФОК «Карате»
12.30
ФОК «Карате»
12.30

Родителям тоже даются своеобразные «задания на дом», т. е. рекомендации по семейному воспитанию ребёнка в разных направлениях с учётом индивидуальных интересов или потребностей их сына или дочери, например, посещение художественных музеев, выставок, велосипедные прогулки, семейное чтение, просмотр детских развивающих передач, документальных фильмов. Контроль производится с помощью бесед и наблюдения за ребёнком.

На плановых родительских собраниях учителем проводится анкетирование с целью мониторинга уровня удовлетворённости родителями качеством преподавания и результатами внеурочной работы. Аналогичный опрос осуществляется и среди детей, выясняются формы и направления работы, вызывающие наибольшую заинтересованность у воспитанников. На основе итоговых выводов учитель вносит изменения в планирование внеурочных мероприятий.

Внеурочная деятельность фиксируется в специальном журнале, который содержит информацию о педагоге, составе учеников, времени, форме и содержании занятий. Если образовательная организация не может реализовывать внеурочную деятельность по причине кадровой неукомплектованности, то можно привлекать помощь родителей, использовать возможности спортивных, музыкальных или художественных школ. Внеурочная работа может проводиться и в рамках школьных летних площадок или тематических смен для детей во время каникул, а также совмещаться с работой группы продлённого дня, но в таком случае их расписание не должно совпадать.

Контролирует внеурочную деятельность, которую осуществляют классные руководители и педагоги школы, завуч по воспитательной работе или завуч по дополнительному образованию, а он, в свою очередь, подотчётен директору школы.

Формы отчёта:

  • Отчёт, который включает план работы учителя с указанием часов, тем, форм, содержания и результатов проведённых занятий или мероприятий; индивидуальный маршрутный лист внеурочной деятельности ребёнка; журнал внеурочных занятий.
  • Отчёт педагога-организатора, педагога-психолога, социального педагога с указанием мероприятий и результатов проведённой работы.
  • Открытые занятия, отчётные концерты, выставки работ, презентации всех педагогов, участвующих во внеурочном процессе.

Пособия по внеурочной работе

В рамках современной концепции образования были разработаны комплекты учебников и дополнительных пособий для внеурочных занятий по развивающим системам обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, комплект учебников «Школа XXI века» под редакцией академика Н.Ф. Виноградовой, комплект учебников «Гармония». Пособия являются самостоятельными учебниками для факультативных предметов («Театр», «Экономика в сказках» и т. д.), а также дополнительными материалами для внеклассного чтения и рабочими тетрадями для индивидуальной работы по дисциплинам базовой учебной программы (книга для чтения по предмету «Окружающий мир»). Комплект пособий не является обязательным, учитель сам принимает решение о целесообразности их использования.

Авторский коллектив исходил из гуманистического убеждения в том, что каждый ребёнок может добиться успеха в учёбе, если создать необходимые условия. Главное - реализация индивидуального подхода к личности ребёнка с опорой на его жизненный опыт. Понятие жизненный опыт ребёнка включает не только особенности возрастной психологии, но и мировоззрение, которое формируется под воздействием окружающей природной и социальной среды. Такой средой может быть современный город со скоростным ритмом жизни и развитой информационной инфраструктурой, а может быть и посёлок в глубинке, соответственно со спокойным, зачастую патриархальным укладом жизни в естественных природных условиях. По задумке авторов каждый ребёнок должен почувствовать, что учебник писали лично для него, чтобы он нашёл ответы на интересующие его вопросы на понятном для него языке.

Описание нескольких пособий по внеурочной деятельности для 2-го класса (учебники, рабочие тетради).

Полякова А.М. Превращения слов, русский язык в кроссвордах и головоломках.
1–4 класс
В книге собраны карточки-задания по основным темам курса русского языка в начальной школе. Игровая форма, разнообразный языковой материал, нестандартная постановка вопросов позволяет детям проверить себя: свои знания, сообразительность, внимание, целеустремлённость, а учителю - разнообразить преподавание предмета.
Бененсон Е.П., Вольнова Е.В.
Мир линий. Рабочая тетрадь
Готовит младших школьников к изучению геометрии в основном звене школы. Данная рабочая тетрадь знакомит младших школьников с линиями, рассматриваемыми на плоскости и в пространстве. Интересные творческие задания направлены на развитие логического мышления, формирование начальных знаний и навыков по геометрии. Тетрадь может быть использована для самостоятельной работы дома, а также на занятиях в школе.
Бененсон Е.П., Вольнова Е.В.
Плоскость и пространство. Рабочая тетрадь.
Дети получают представление о таких понятиях, как плоскостные и объёмные фигуры, учатся работать с развёртками, развивают пространственное мышление. Интересные творческие задания направлены на развитие логики, формирование начальных знаний и навыков по геометрии.
Смирнова Т.В.
Удивительные приключения Ани в стране Ознобышей. Книга для чтения. Окружающий мир
В увлекательной сказочной форме книга рассказывает об удивительном путешествии маленькой девочки, учит преодолевать непредвиденные жизненные ситуации, не унывать, не останавливаться перед трудностями, уметь дружить… Секреты лекарственных трав, целебные свойства растений, народная мудрость, приметы - все это незатейливо вплетено в сюжетную канву сказки. Книга может быть использована для уроков внеклассного чтения в начальных классах.
Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология Учащиеся работают с различными материалами, задания учебника различаются по уровню сложности. Книга состоит из четырёх тематических блоков - «Мир природы», «Подарок своими руками», «Мир сказочных героев», «Уютный дом», внутри которых есть следующие разделы: «Лепка», «Аппликация», «Мозаика», «Оригами», «Плетение», «Моделирование и конструирование из геометрических форм», «Шитье и вышивание», «Объёмное моделирование и конструирование».
Смирнова Т.В. Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх В доступной для детского воспитания форме сказок раскрыты основные понятия экономики. Для закрепления и усвоения материала служат игровые задания, загадки и задачи.
Генералова И.А.
Театр
Учебное пособие для дополнительного образования по факультативному курсу «Театр», разработанное в рамках Образовательной системы «Школа 2100», ориентировано на развитие творческих способностей ребёнка через приобщение его к миру театра.
Проснякова Т.Н. Бабочки. Энциклопедия технологий прикладного творчества В книге в увлекательной форме предлагается интересная естественнонаучная информация, сказки, загадки о бабочках. Но главное - рассказывается и показывается, как их образы дети могут воплотить в различных техниках (аппликация, мозаика, лепка, плетение, оригами и т. д.) из самых разных материалов.
Савенков А.И. Я - исследователь. Рабочая тетрадь Пособие разработано специально для диалога с ребёнком и позволяет не только обучать наблюдению и экспериментированию, но и содержит полный ряд исследовательской деятельности - от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.
Проснякова Т.Н. Волшебные секреты. Рабочая тетрадь В ходе занятий дети осваивают новые приёмы работы с бумагой: обрывание, гофрирование различных геометрических фигур, скатывание бумаги в комок и скручивание в жгут, узнают новые приёмы плетения, выполняют композиции в технике оригами из квадратов и кругов.

Фотогалерея пособий по внеурочной деятельности для 2-го класса

Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология Проснякова Т.Н. Волшебные секреты. Рабочая тетрадь Савенков А.И. Я - исследователь. Рабочая тетрадь Генералова И.А. Театр Бененсон Е.П., Вольнова Е.В. Плотность и пространство Бененсон Е.П., Вольнова Е.В. Мир линий Полякова А.М. Превращения слов Смирнова Т.В. Удивительные приключения Ани в стране Ознобышей Смирнова Т.В. Белка и компания. Экономика для детей в сказках, играх Проснякова Т.Н. Бабочки. Энциклопедия технологий прикладного творчества

Опредение результатов внеурочной деятельности

Оценка результатов внеурочных занятий не фиксируется в журнале, поскольку результат внеурочной деятельности не подлежит обязательному и систематическому контролю. Осуществление программ развития учеников нацелено на достижение трёх ступеней, на которые ориентирует ФГОС НОО.

  • Первая ступень предусматривает овладение детьми знаниями о допустимых нормах социального поведения, структуре общества, формирование понимания учащимися повседневной действительности и окружающего мира социальных отношений между людьми. Огромное значение имеет взаимоотношение с учителями, которые в глазах детей являются авторитетным источником социальных знаний, важно, чтобы личность учителя пользовалась уважением со стороны воспитанников. Только в таких условиях возможно перенимание учеником жизненного опыта педагога.
  • Вторая ступень определяет уровень понимания значимости базовых нравственных и духовных ценностей, которые являются смысловым стержнем жизнь общества, таких как семья, ценность человеческой жизни, мира и стабильности, любовь к Отечеству, уважение труда, бережное отношение к природе и т. д. Для достижения воспитанником уровня второй ступени важно создать дружественное ему социальное окружение, построенное на принципах солидарности и взаимопонимания, приоритета демократических отношений, уважения интересов ребёнка. Именно в школе ребёнок получает первый серьёзный опыт социальной адаптации, в этом возрасте формируется его самооценка и картина мира, поэтому чрезвычайно важно, чтобы он получил полноценный опыт, позволяющий сформировать качества достойной личности.
  • Третья ступень поднимает на уровень самостоятельного и ответственного социального действия. Ребёнок выходит за пределы школьной жизни в большой социальный мир, сталкивается с новыми вызовами, учится преодолевать новые проблемы, решать задачи самореализации и самоопределения, поиска своего места в обществе.

Эффективной методикой оценивания достижений ученика может стать техника «Портфолио», которая предусматривает создание индивидуальной папки с характеристикой личных черт характера, указанием интересов и наклонностей, творческих успехов каждого ребёнка. Подобное портфолио может включать разделы «Мои увлечения», «Мои проекты», «Семья», «Друзья», «Какой я», «Путешествия», «Мои достижения». Интересной и показательной будет коллекция работ, которая наглядно продемонстрирует прогресс умений и мастерства ребёнка в том или ином виде познавательной или художественной деятельности, поисковой работе и может стать предметом гордости и источником вдохновения. Заметим, что школьник сам принимает участие в выборе материалов, которые составят его отчёт, педагоги и родители только помогают ему, таким образом, закладываются столь необходимые во взрослой жизни навыки самоанализа, объективного восприятия результатов своих усилий и адекватной самооценки.

Диагностика проводится в начале и конце учебного года по каждому направлению и включает такой перечень критериев:

  • Степень личного участия и активности в делах школы.
  • Общий уровень поведенческой культуры, воспитанности.
  • Оценка степени адекватности самооценки.
  • Уровень открытости и общительности.
  • Оценка уровня физического и психомоторного развития.
  • Развитие мышления, навыков умственных операций наблюдения, синтеза и анализа, сопоставления, умения выделять главное.
  • Развитие творческого воображения, эстетического восприятия мира.

В процессе исследования прибегают к помощи авторских методик тестирования:

  • методика В.В. Синявского на выявление организаторских способностей;
  • тест А. Криулиной на сформированность навыков взаимодействия;
  • игровым методам (игра «Лидер»);
  • методикам социометрии для оценки психологического климата класса.

Программы внеурочной деятельности, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС

Педагоги школы разрабатывают программы внеурочной деятельности на основе авторских программ или других примерных программ, которые соответствуют требованиям ФГОС, затем программы утверждаются приказом директора школы.

Комплекс программ, разработанных учебно-методическим центром «Школа 2100»:

  1. «Буду настоящим читателем»(авторы Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова).
  2. «Я открываю знания»(авторы Е.Л. Мельникова, И.В. Кузнецова).
  3. «Учусь оценивать себя»(авторы Д.Д. Данилов, И.В. Кузнецова, Е.В. Сизова).
  4. «Всё узнаю, всё смогу»(авторы А.В. Горячев, Н.И. Иглина).
  5. «Театр»(автор И.А. Генералова).
  6. «Риторика» (авторы Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская и др.)

Программы учебно-методического комплекса (учебные программы, методические рекомендации, учебники, рабочие тетради для самостоятельной и дополнительной работы) «Перспективная начальная школа»:

  • «Музей в твоём классе» - курс музейной педагогики, подготовит ребёнка к навыкам самостоятельного восприятия и анализа произведения живописи (изображения в виде репродукции).
  • Клубы научного экспериментирования «Мы и окружающий мир» - пробуждение интереса к исследовательской деятельности.
  • «Расчётно-конструкторское бюро» - реализует задачи знакомства с законами окружающего мира с помощью математического инструментария (схемы, чертежи, конструирование из разного материала). «Что внутри вулканов?», «Много ли соли в морской воде?», «Далеко ли до Марса?».
  • «Путешествие в компьютерную долину» - разработка современных проектов на основе информационных технологий. «Кто я?», «Семейное древо», «Весёлые буквы».
  • «Природа родного края» - знакомство с миром природы малой родины.
  • «Мир экологии» - становление экологического сознания, использование межпредметных связей.
  • «Город мастеров» - комплекс творческих лабораторий, овладение мастерством лепки, оригами, конструирования, изучение основ дизайна.

Основные положения:

  • взаимосвязь урочной и неурочной частей программы как вариативной;
  • расширение базового уровня;
  • возможна разработка других программ педагогами школы, но с ориентацией на содержание УМК «Перспективной начальной школы».

Программа «Город мастеров».

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Мастерская игротеки 2 3 3 2
Мастерская лепки 5 4 2 3
Мастерская флористики 4 5
Мастерская Деда Мороза 6 4 4 4
Мастерская коллекции идей 8 10 3 7
Мастерская оригами 4 4
Мастерская конструирования и
моделирования
4 4 3
Мастерская кукольного театра 5
Мастерская дизайна 11 5
Мастерская изонити 3
Мастерская мягкой игрушки 4
Мастерская волшебной паутинки 5
Мастерская бумагопластики 4
Итого: 33 34 34 34

Пример комплектов пособий, разработанных коллективом авторов УМК «Перспективная школа» (Р.Г. Чуракова, Н.А. Чуракова, Н.М. Лаврова, О.А. Захарова, А.Г. Паутова, Т.М. Рагозина и т. д.)

Данный комплект пособий может использоваться на занятиях литературного или математического кружка, для самостоятельной работы учеников всего класса, а также в индивидуальной работе с целью закрепления и углубления учебного материала общеобразовательной программы, проведения подготовки к олимпиадам, конкурсам.

Литературное чтение 3 класс
Хрестоматия под ред. Н.А. Чураковой
Цель - пробуждать интерес к познанию окружающего мира посредством чтения, знакомить с экзотическими растениями и животными. Иллюстрации, задания и вопросы к текстам способствуют формированию культуры осмысленного чтения.
Литературное чтение. 3 класс. Тетрадь № 1 Знакомство с историей и жанровыми отличиями басни, эстетической природой комического, особенностями поэтического мировосприятия. Изучение жанра рассказа, практические навыки описания характера главного героя сказки. Путём подбора и демонстрации живописных произведений, прослушивания музыки, чтения рассказов и сказок закладывается понимание целостности мира художественной культуры.
Литературное чтение. 3 класс. Тетрадь № 2 Входит в УМК «Литературное чтение», включает вопросы, которые развивают внимание, аналитическое мышление, умение делать самостоятельные выводы, прививают навыки восприятия текста как полезного и интересного источника информации, обучают работе с текстом.
Математика. 2 класс. Тетрадь № 1 Тренирует умения производить операции сложения и вычитания в пределах сотни, обучает краткому методу записи задачи, знакомит с арифметическим действием умножения. «Таблицей умножения».
Математика. 2 класс. Тетрадь № 2 Предназначена для индивидуальной работы с целью закрепления навыков, развивает умение поразрядного сложения и вычитания, умножения.
Математика. 2 класс. Тетрадь № 3 Нацелена на формирование практических навыков арифметических действий вычитания и сложения, умножения и деления однозначных чисел, даёт начальные геометрические представления.
Математика. 2 класс. Школьная олимпиада. Тетрадь для внеурочной деятельности.
Включены задания для математических олимпиад, кружков, индивидуальных форм работы с одарёнными учениками.
Математика. 2 класс. Практические задачи Тетрадь
Обучает работе со схемами, таблицами, проведению измерений, построений. Рекомендуется для работы на внеклассных занятиях и при подготовке к олимпиадам разного уровня.

Фотогалерея учебных пособий для внеклассной работы УМК «Перспективная школа»

Т.А. Байкова Русский язык О.В. Малаховская Литературное чтение О.В. Малаховская Литературное чтение О.В. Малаховская Литературное чтение О.В. Захарова Математика в вопросах и заданиях О.В. Захарова Математика в практических заданиях Р.Г. Чуракова Математика. Школьная олимпиада О.А. Захарова Практические задачи по математике

Примеры занятий по направлениям внеурочной деятельности

Игра «Дорогою добра» (по сюжету сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева») - духовно-нравственное направление

Цель: формирование этических представлений, осознания значимости нравственных качеств личности, понимания важности подтверждать добрые слова и пожелания добрыми поступками.

  • формирование умения общаться, развитие правильного восприятия реальной жизненной ситуации, адекватного оценивания и реакции;
  • способствовать проявлению чувства дружеского участия, поддержки и взаимопомощи, учить ценить дружбу и дорожить тёплыми отношениями;
  • воспитывать терпимые отношения друг к другу, построенные на уважении и милосердии и стремлении помогать окружающим, творить добрые дела;
  • вовлечение в мир общечеловеческих ценностей.

План мероприятия:

  • Угадай героя. Учитель описывает персонажа сказки и просит детей назвать его имя.
  • Каждой команде выдаётся комплект карточек с именами героев, которых необходимо охарактеризовать.
  • Ребятам предлагают рассмотреть иллюстрации, изображающие сцены из жизни, и обращаются с просьбой отсортировать их по принципу хорошо-плохо и объяснить своё решение.
  • Следующий этап игры потребует от ребят соединить по смыслу фрагменты пословиц или афоризмов о добре и зле.
  • Детям предстоит написать пожелание на открытке своим родным, друзьям, учительнице или сказочному герою.

Видео: Классный час для 4-го класса «Мы разные - в этом наше богатство» - социальное направление

«Открываем детское кафе» - исследовательское направление, 2-й класс

Цель: развитие детской инициативности, творческой фантазии и умения моделировать.

  • формирование умения ставить задачу, планировать деятельность, разделяя её на этапы;
  • обучение навыкам организации коллективной работы в группе;
  • развитие внимания, мышления, умения рассуждать, сравнивать, видеть причину происходящего;
  • совершенствование интеллектуальных, коммуникативных навыков, пробуждение творческого потенциала, исследовательской активности.
  • Ребята получили важное и интересное задание спроектировать кафе, в котором могли бы весело отмечать праздники дети всего города. Учитель предваряет получение задания рассказом в котором контекстом звучит проблема, которую дети самостоятельно должны определить и сформулировать.
  • Этап планирования оформлен в виде игры в карточки, которые необходимо разместить в правильной последовательности (вопрос аренды земли, заключение договоров на право строительства, стройматериалы, оборудование, коллектив строителей, дизайн, реклама и т. д.).
  • Детям раздают большие листы ватманов и картинки с мебелью, цветами, посудой, интерьером и т. д. Весело и задорно под энергичную музыку ребята моделируют своё кафе, а затем презентуют свой этап работы.

Видео: Классный час на тему «Конфликт» - социальное направление

«Здоровое питание» проект-презентация курса «Азбука здоровья», 2-й класс - оздоровительное направление

Цель: дать представление о принципах и правилах здорового питания.

  • развивать навыки внимательного восприятия речи собеседника, умения слушать учителя или одноклассников;
  • способствовать обретению опыта самооценки и самоанализа, свободной инициативности и ответственного поведения;
  • формировать умение правильного ведения беседы, умения выслушивать, вовремя вступать в диалог, держать нить разговора, отслеживать логику;
  • научить планировать свои действия, корректировать предварительные планы в зависимости от ситуации, осуществлять контроль своего поведения и эмоциональной реакции, искать эффективные пути преодоления возникших трудностей.

Сценарий проведения:

  • Учитель читает письмо от Карлсона, в котором он сообщает, что чрезвычайно болен и просит ребят помочь ему снова стать бодрым и весёлым.
  • Определение причин болезни литературного героя, обсуждение проблемы неправильного питания и образа жизни.
  • Рекомендации Карлсону для скорейшего выздоровления: режим дня, здоровое питание, физическая активность, соблюдение гигиены и т. д.
  • Отгадывание загадок, проведение дискуссии о вредной и здоровой кухне.
  • Подведение итогов, систематизация и обобщение приобретённого опыта.

Видео: Кружок «Техническое моделирование» - общеинтеллектуальное направление

“Открытое пространство и архитектура» - общекультурное направление

Цель: дать представление о таком виде искусства, как архитектура, освоить навыки художественной техники рисования с помощью картона.

  • изучить понятие открытое пространство и архитектура;
  • научиться изображать природу родных мест;
  • овладеть поисковыми навыками работы с информацией;
  • научиться высказывать своё мнение о произведениях искусства, проявлять эмоциональную реакцию;
  • анализировать причины успеха или неудачи в достижении поставленной цели;
  • трезво оценивать свои действия и вовремя вносить коррективы в планы с учётом ранее допущенных промахов.

Задание: нарисовать рисунок на тему «Мой любимый уголок природы».

Сценарий игры:

  • Готовится экспозиция детских работ в различных жанрах искусства.
  • «Кто больше?». Ребята должны внимательно проанализировать выставленные работы и правильно определить их жанровую принадлежность (природный, сельский, городской, архитектурный пейзаж, открытое пространство). Название каждого термина сопровождается демонстрацией соответствующего слайда.
  • Работа с толковыми словарями, учитель просит найти слово архитектура.
  • Обсуждение будущей работы, беседа вокруг темы пейзажа, продумывание подходящего названия своего рисунка.
  • Дети начинают творить. Самыми толстыми кистями закрашиваем поверхность листа, передавая линию горизонта, разделяющую небо и землю. Учитель предлагает поэкспериментировать, используя картон в качестве инструмента для рисования, например, широкая полоска картона поможет изобразить дом лёгким движением руки, а более узкие пригодятся для прорисовки окна, дверей или забора. Наконец, тонкими кистями завершаем прорисовку деталей пейзажа.

Задание на дом: нарисовать морской или горный пейзаж.

Видео: Занятие кружка «Маленький гений», решение изобретательских задач - общеинтеллектуальное направление

К сожалению, многие родители воспринимают факультативы, классные часы, игровые методики и детские творческие проекты как второстепенную и обременительную нагрузку на ребёнка. Однако, стоит заметить, что именно деятельность ученика вне традиционной формы урока раскрепощает и открывает для ребёнка новые горизонты познания и экспериментирования, заинтересовывает и увлекает, вселяет уверенность и помогает ему успешно реализоваться, найти своё я, позволяет школе уходить от рутины ежедневного однообразия монотонно сменяющих друг друга уроков. Будем надеяться, что это перспективное нововведение все же благополучно преодолеет период недопонимания и благодаря энтузиазму и мастерству педагогов приживётся в российской школе, на радость детям, а также их родителям.

«Организация внеурочной деятельности»

(гражданско-патриотическое направление)

(мастер-класс)

Баронова Наталья Александровна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №2 им. Ю.К. Шхачемукова

а. Хатукай

Красногвардейского района

Республика Адыгея

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Наиболее часто используются следующие формы внеурочной деятельности младших школьников:

— классный час;

— проекты;

— праздники;

Соревнования;

— конкурсы;

— экскурсии;

— посещение выставок, театра, концертов;

встречи с интересными людьми;

беседы, просмотр фильмов, творческие задания туристско-краеведческая деятельность.

Внеурочное занятие по теме «Наша страна – Россия»

Задачи: показать разнообразие облика нашей страны, её многонациональность, рассмотреть национальные костюмы, поговорить о правах и обязанностях граждан России.

Оборудование: рабочие тетради, учебники, ММ-проектор, презентация “Наша страна-Россия”.

Ход

I. Сообщение темы и целей урока. Слайдовая презентация (вопросы и задания на слайдах).

1. Дети хором читают название (название вынесено на слайд). Слайд №1

— Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на нашем занятии?

— Как вы думаете, наша Республика Адыгея больше или меньше, чем Россия?

— А из чего может состоять наша страна? (Свою родину мы ещё называем родной землёй)

(2 слайд)

2. Карта на следующем слайде вынесена карта РФ, ученики рассматривают ее. Слайд № 3. Послушайте сказку (слушание сказки сопровождается рисунками и фотографиями на слайдах).

Сказка

Алёша гостил в деревне у бабушки. У бабушки был огромный старый сундук. Однажды бабушка взяла старый ржавый ключ и открыла сундук. “Надо достать оттуда старый ковёр. Пусть на верёвке во дворе повесит, да солнышке прогреется. Когда они развесили ковёр на верёвке, Алёша стал разглядывать ковёр. На нём шёлковыми нитями были вышиты поля, леса, реки, города с резными теремами и златоглавыми храмами. Какой ковёр интересный! Теперь таких не делают”, — подумал мальчик.

— Алёша, почисти ковёр, пожалуйста, — попросила бабушка.

Мальчик взял веник и ударил по ковру раз, другой…

— Ой, больно, ой, больно! – громко закричал ковёр. – Ты зачем меня бьёшь? Я ведь не простой ковёр, а волшебный. Я – ковёр-самолёт. Слышал о таком?

Алёша очень удивился. О ковре-самолёте он, конечно, слышал, но видеть такой ковёр ему не приходилось.

А ковёр захлопал крыльями, и, приподнявшись с верёвки, закружил по двору.

— Давненько я не летал.

Бабушка ушла по делам, а Алёша вернулся к ковру.

— Давай с тобой, ковёр-самолёт, полетаем немножко. Я тебе покажу Россию и нашу Республику Адыгею. Я здесь родился и вырос. Это моя родина!

— Это и моя родина! – отозвался ковёр-самолёт. Я эти места с давних пор люблю. Готовься к путешествию. Сначала полюбуемся на нашу малую родину, а потом я покажу тебе всю великую Россию. Ты даже представить себе не можешь, как огромна страна, в которой ты живёшь!

— Ковёр приподнялся с верёвки, покружил в воздухе над Алёшиным домом, а потом плавно опустился на лужайку во дворе.

— Садись, Алёша поудобнее, устраивайся.

Мальчик уселся на ковёр.

Ковёр плавно набрал высоту, покружился над рекой Белой, над горами, полями и лесами.

(Слайд №6, 7)

— Кстати у меня тут Баба-Яга знакомая живёт. Хочешь, залетим к ней в гости.

— А она меня не съест – спросил мальчик.

— Не съест, не съест! Она совсем не злая. (Слайд №8 с рис. Бабы Яги)

Ковер спустился вниз и оказался над избушкой Бабы-Яги. Старушка, видно, собравшись куда-то по своим делам, вылетела из избы. Она мастерски управляла ступой и ловко орудовала помелом, заметая невидимый след. Увидев ковер-самолет, Баба-Яга очень обрадовалась.

— О, старый знакомый! Сколько лет, сколько зим! Как живешь-поживаешь, как здоровье?

— Да здоровье-то мое ничего. Видишь — летаю! — гордо ответил ковер-самолет.

— Куда это ты с мальчишкой направляешься?

— Хочу ему Россию показать. А то некоторые в дальние страны рвутся, а своей-то страны и не видели. Полетишь с нами, Бабуся-Ягуся?

— Ой, да куда же я полечу-то в таком виде? — Баба-Яга смущенно показала на свой грязный передник и растрепанные седые волосы.

— А ты переоденься, причешись и тряхни стариной! — предложил ковер.

— И то правда. Давненько я на ковре-самолете не летала, все в ступе да в ступе. А в ступе далеко не улетишь! Подождите меня, я на минутку! — крикнула старуха и скрылась в избушке.

Алеша сошел с ковра, стал собирать малину, а ковер, развалившись на солнышке, отдыхал. Прошло с полчаса, наконец, Баба-Яга вышла из избушки.

В новом расшитом бусинками сарафане, в новых лаптях, с аккуратной прической она смотрелась очень нарядно.

(Слайд 9 с рис. преображённой Бабы Яги)

— Вот это краля! — восхищенно воскликнул ковер-самолет.

— Тебя и не узнать! Хоть на конкурс красоты или на бал!

Баба-Яга кокетливо поправила косынку на шее и уселась на ковре-самолёте.

— На курорт хочу! — капризно сказала старушка.

— К морю, к тёплому солнышку.

— Ну, к морю, так к морю,- согласился ковёр-самолёт . (На слайде №10 рис.)

Через минуту они оказались на берегу моря. Вдоль моря тянулся песчаный пляж. Смуглые курортники плескались в воде и загорали на прибрежном песке.

— Эх, жаль купальник дома забыла, а то бы сейчас искупалась, — вздохнула Баба-Яга.

— А я искупаюсь обязательно, — Алёша сбросил джинсы и футболку и побежал к морю. Наплававшись всласть, он вернулся к ковру.

— Как есть хочется, — сказал мальчик.

— А я вот яичек в палатке купила, только где бы нам их приготовить, — Баба-Яга призадумалась.

— В долине гейзеров, — ответил ковёр.

— А где это? – спросил Алёша.

Вопрос ученикам:

А вы знаете, где находится долина гейзеров?

— Ну, конечно, на Камчатке, в этом замечательном крае, где из-под земли бьют горячие фонтаны! – ковёр-самолёт уже приземлился там.

— Как красиво! Я и не знал, что в России есть такие красивые места,- восхищённо заметил Алёша. (Слайд №11)

— Ты много чего не видел. Вот есть люди, которые в чужеземные страны мечтают попасть, а своей-то родной земли и не знают! – сказал ковёр-самолёт.

— Ну да ладно, давайте еду готовить, — Баба-Яга опустила яйца в лунку с горячей водой и через несколько минут яйца были готовы. Путешественники с аппетитом подкрепились.

— Куда теперь полетим? – спросил ковёр.

— Я вернусь домой, в свою избушку на курьих ножках, — ответила Баба-Яга, — а то там мой кот без меня уже соскучился.

Ковёр-самолёт доставил Бабу-Ягу в лесную избушку и путешественники полетели дальше. С каждой секундой становилось всё холоднее, поднялся порывистый ветер.

Вопрос ученикам:

Как вы думаете, где оказались путешественники?

Вскоре под ковром заплескались огромные волны Северного Ледовитого океана.

— Ой, как холодно! – воскликнул Алёша, закутавшись в край ковра.

Он посмотрел вниз – теперь кругом расстилались только снега и льды. На одной голубовато-зелёной льдине мальчик заметил огромного белого медведя. Тот медленно брёл по снежным торосам. (Слайд№13 с фотографиями тундры, крайнего севера, белого медведя)

— Пора возвращаться домой, пока ты в ледяную сосульку не превратился, — ковёр развернулся.

Не успел Алёша согреться, как ковёр-самолёт оказался возле его дома. И вовремя! Скрипнула калитка, и во двор торопливо вошла бабушка. Мальчик спрыгнул на землю, а ковёр занял своё место на верёвке. Уже смеркалось, стал накрапывать дождик.

— Алёша, давай-ка снимем вещи с верёвки, да уберём назад в сундук, а то как бы их дождь не замочил.

А мы неплохо полетали, — шёпотом сказал ковёр.

— Замечательно! – тихо сказал Алёша. — А мы ещё куда-нибудь полетим?

— А как же! В России много удивительного, а твоё путешествие по ней только начинается.

Алёша снял с верёвки волшебный ковёр, свернул его и осторожно убрал в сундук.

Вопросы и задания на слайдах № 14,15:

    Где хранился ковёр-самолёт?

    Куда предложил полететь Алёша? Почему?

    Что ответил ковёр мальчику?

    Как называются реки и горы, над которыми пролетал ковер?

    Знаете ли вы названия российских рек, озёр, гор, городов? Назовите их.

    Где жила Баба-Яга?

    Где захотела побывать Баба-Яга?

    Где путешественники варили яйца?

    Где Алёша увидел белого медведя?

    Как вы думаете, все интересные места нашей Родины увидел Алёша?

    В каких местах нашей Родины хотели бы побывать вы? Почему?

4. Виды разных уголков России (на слайде№ 16, 17 фотографии триумфальной арки в Москве, Троице-Сергиевской лавры, русской равнины в Мещере, озера Байкал, Кавказкой Ривьеры, Волги в окрестностях Костромы, ледохода на Индигирке и др.)

Слайд №18 о населении России.

5. Рассматривание национальных костюмов (на слайдах № 19-21 фотографии).

Слайд №22 Вопрос ученикам:

Почему так говорят: “Народы нашей страны дружбой сильны?”

6. Права и обязанности, Конституция.

Слайд № 23 Вопросы ученикам:

— Как называется главный город нашей Родины?

Слайд №24

Кто президент страны? Кто глава республики Адыгея?

Чтение текста на слайде:

Каждый человек живёт в каком-то государстве, является её гражданином

Государство предоставляет ему права, которые записаны в Конституции России.

    Каждый человек имеет право на труд.

    Каждый гражданин имеет право на образование.

    Каждый человек имеет право получить помощь врача при заболевании.

По рис. на слайде № 26 дети рассказывают кем и как могут трудиться граждане России, кем работают их родители – право на труд.

Право на медицинскую помощь – ученики по рис. слайда № 27 рассказывают какую помощь получали они сами в больнице и школьном медпункте.

На слайде№ 28 фотографии учеников нашего класса на уроках в школе, дети рассказывают, где учатся их братья и сестры – право на образование.

Право на отдых дети рассказывают по рис. Слайда № 29 и по своему опыту, где и как отдыхают они, их родители.

Вывод: Каждый ребёнок тоже гражданин России. Государство защищает жизнь и здоровье детей.
Государство оплачивает ваше лечение и обучение.

Читают на слайде№ 30:

    Ребёнок имеет право носить фамилию своих родителей

    Жить и воспитываться в семье

    Общаться с родителями и другими родственниками

    Государство следит за тем, чтобы ваши права не нарушались

Вопрос детям на слайде № 31:

Почему так говорят: “От Родины теплом веет?”

Подберите слова-синонимы Родина (Отчизна, Отечество, Россия) – слова появляются на слайде.

Ответьте на вопросы слайд № 32:

    Как называется наша страна?

    Люди каких национальностей проживают в России?

    Как называется главный город России?

    Кто президент России?

    Как называется человек, проживающий в России?

II. Стихотворения о Родине

(Ученики вспоминают и читают наизусть стихи)

I II . Итог:

О чём говорили? Что узнали нового? Что понравилось?

Тест «Моя семья. Мой народ. Моё Отечество.»

    Что предназначалось для дорого гостя в кавказской семье?

а) внимание хозяев;

б) работа по дому;

в) уход за скотом.

    Что значит для народов Кавказа гостеприимство?

а) священный закон;

б) народная легенда;

в) сложные правила.

    Трое мужчин сидели за столом. Первый рассказывал, какие у него хорошие жена и дети. Второй хвастался своим богатством, а третий одобрительно отозвался о семье первого и похвалил второго. Какой из мужчин вырос на Кавказе?

а) первый;

б) второй;

в) третий.

    Как должны были вести себя при госте дети?

а) так, чтобы не беспокоить гостя;

б) чтобы понравиться гостю;

в) чтобы гость надолго запомнил их шалости.

    В каком ряду перечислены коренные народны Кавказа?

а) башкиры, коми, якуты;

б) чукчи, эвенки, удмурты;

в) адыги, аланы, лезгины

    На конкурсе в летнем лагере командам было предложено исполнить национальный танец. Дети из Адыгеи исполнили танец «Исламей». Дети из Осетии показали танец «Хонга Кафт». А дети из Ростовской области станцевали танец «Брейк – данс». Какая из команд не справилась с заданием конкурса?

а) команда из Адыгеи;

б) команда из Ростовской области;

в) команда из Осетии.

    Чем с детства должен гордиться человек?

а) своею принадлежностью к какой-то национальности;

б) своею принадлежностью к богатому обществу;

в) связями своих родителей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: