Типовые схемы включения асинхронных электродвигателей. Схема управления асинхронным электродвигателем. Нереверсивная схема управления асинхронного двигателя

Типовые схемы релейно-контакторного управления асинхронными двигателями (АД) строятся по тем же принципам, что и схемы управления двигателями постоянного тока.

    1. Типовые схемы управления ад с короткозамкнутым ротором

Двигатели этого типа малой и средней мощности обычно пускаются прямым подключением к сети без ограничения пусковых токов. В этих случаях они управляются с помощью магнитных пускателей, которые одновременно обеспечивают и некоторые виды их защиты.

Схема управления асинхронным двигателем с использованием магнитного пускателя (рис. 2.1) включает в себя магнитный пускатель, состоящий из контактора КМ и трех встроенных в него тепловых реле защиты КК. Схема обеспечивает прямой (без ограничения тока и момента) пуск двигателя, отключение его от сети, а также защиту от коротких замыканий (предохранители F А) и перегрузки (тепловые реле КК).

Рис. 2.1. Схема управления АД с использованием

нереверсивного магнитного пускателя

Для пуска двигателя замыкают выключатель QF и нажимают кнопку пуска S В 1. Получает питание катушка контактора КМ, который, включившись, своими главными силовыми контактами в цепи статора двигателя подключает его к источнику питания, а вспомогательным контактом шунтирует кнопку S В1. Происходит разбег двигателя по его естественной характеристике. Для отключения двигателя нажимается кнопка остановки S В2, контактор КМ теряет питание и отключает двигатель от сети. Начинается процесс торможения двигателя выбегом под действием момента нагрузки на его валу.

    1. Реверсивная схема управления ад.

Основным элементом этой схемы является реверсивный магнитный пускатель, который включает в себя два линейных контактора КМ 1 и КМ 2 и два тепловых реле защиты КК (рис. 2.2). Схема обеспечивает прямой пуск и реверс двигателя, а также торможение противовключением при ручном (неавтоматическом) управлении.

Рис. 2.2. Схема управления АД с использованием реверсивного магнитного пускателя

В схеме предусмотрена защита от перегрузок двигателя (реле КК) и коротких замыканий в цепи статора (автоматический выключатель QF ) и управления (предохранители F А). Кроме того, схема управления обеспечивает и нулевую защиту от исчезновения (снижения) напряжения сети (контакторы КМ 1 и КМ 2).

Пуск двигателя при включенном QF в условных направлениях «Вперед» или «Назад» осуществляется нажатием соответственно кнопок S В1 или S В2. Это приводит к срабатыванию контактора КМ 1 или КМ 2, подключению двигателя к сети и его разбегу.

Для реверса или торможения двигателя вначале нажимается кнопка S В З, что приводит к отключению включенного до сих пор контактора (например, КМ 1), после чего нажимается кнопка S В 2.

Это приводит к включению контактора КМ 2 и подаче на АД напряжения источника питания с другим порядком чередования фаз. Магнитное поле двигателя изменяет свое направление вращения на противоположное, что приводит к началу процесса реверса. Этот процесс состоит из двух этапов: торможения противовключением и разбега в противоположную сторону.

В случае необходимости только торможения двигателя при достижении им нулевой частоты вращения должна быть вновь нажата кнопка S В З, что приведет к отключению двигателя от сети и возвращению схемы в исходное положение. Если кнопка S В З нажата не будет, то это приведет к разбегу двигателя в другую сторону, т.е. к его реверсу.

Во избежание короткого замыкания в цепи статора, которое может возникнуть в результате одновременного ошибочного нажатия кнопок S В 1 и S В 2, в реверсивных магнитных пускателях иногда предусматривается специальная механическая блокировка. Она представляет собой рычажную систему, которая предотвращает втягивание одного контактора, если включен другой. В дополнение к механической блокировке в схеме используется типовая электрическая блокировка, применяемая в реверсивных схемах управления. Она предусматривает перекрестное включение размыкающих контактов аппарата КМ 1 в цепь катушки аппарата КМ 2 и, наоборот.

Следует отметить, что повышению надежности и удобства в эксплуатации способствует использование в схеме воздушного автоматического выключателя QF . Его наличие исключает возможность работы привода при обрыве одной фазы, при однофазном коротком замыкании.

      Схема управления многоскоростным АД .

Эта схема (рис. 2.3) обеспечивает получение двух скоростей двигателя путем соединения секций (полуобмоток) обмотки статора в треугольник или двойную звезду, а также его реверсирование. Защита электропривода осуществляется тепловыми реле КК 1 и КК 2 и предохранителями F А.

Рис. 2.3. Схема управления двухскоростным АД

Для пуска двигателя на низкую частоту вращения нажимается кнопка S В 4, после чего срабатывает контактор КМ 2 и блокировочное реле К V . Статор двигателя оказывается включенным по схеме треугольника, а реле К V , замкнув свои контакты в цепях катушек аппаратов КМ З и КМ 4, подготавливает подключение двигателя к источнику питания. Далее нажатие кнопки S В 1 или S В 2 приводит к включению соответственно в направлении «Вперед» или «Назад».

После разбега двигателя до низкой частоты вращения может быть осуществлен его разгон до высокой частоты вращения. Для этого нажимается кнопка S В 5, что приведет к отключению контактора КМ 2 и включению контактора КМ 1, обеспечивающему переключение секций обмоток статора с треугольника на двойную звезду.

Остановка двигателя производится нажатием кнопки S В 3, что вызовет отключение всех контакторов от сети и торможение двигателя выбегом.

Применение в схеме двухцепных кнопок управления не допускает одновременного включения контакторов КМ 1 и КМ 2, КМ 3 и КМ 4. Этой же цели служит перекрестное включение размыкающих блок-контактов контакторов КМ 1 и КМ 2, КМ 3 и КМ 4 в цепи их катушек.

      Схема управления АД, обеспечивающая прямой пуск и динамическое торможение в функции времени

Пуск двигателя осуществляется нажатием кнопки S В 1 (рис. 2.4), после чего срабатывает линейный контактор КМ , подключающий двигатель к источнику питания. Одновременно с этим замыкание контакта КМ в цепи реле времени КТ вызовет его срабатывание и замыкание его контакта в цепи контактора торможения КМ 1. Однако последний не срабатывает, так как перед этим разомкнулся в этой цепи размыкающий контакт КМ.

Рис. 2.4. Схема управления пуском и динамическим торможением АД с короткозамкнутым ротором

Для остановки двигателя нажимается кнопка S В 2, Контактор КМ отключается, размыкая свои контакты в цепи статора двигателя и отключая тем самым его от сети переменного тока. Одновременно с этим замыкается контакт КМ в цепи аппарата КМ 1 и размыкается контакт КМ в цепи реле КТ. Это приводит к включению контактора торможения КМ 1, подаче в обмотки статора постоянного тока от выпрямителя V через резистор R т и переводу двигателя в режим динамического торможения.

Реле времени КТ, потеряв питание, начинает отсчет выдержки времени. Через интервал времени, соответствующий времени останова двигателя, реле КТ размыкает свой контакт в цепи контактора КМ 1, тот отключается, прекращая подачу постоянного тока в цепь статора. Схема возвращается в исходное положение.

Интенсивность динамического торможения регулируется резистором R т, с помощью которого устанавливается необходимый постоянный ток в статоре двигателя.

Для исключения возможности одновременного подключения статора к источникам переменного и постоянного тока в схеме использована типовая блокировка с помощью размыкающих контактов КМ и КМ 1, включенных перекрестно в цепи катушек этих аппаратов.

Типовые схемы управления АДс фазным ротором . Схемы управления двигателя с фазным ротором, которые рассчитаны в основном на среднюю и большую мощность, должны предусматривать ограничение токов при их пуске, реверсе и торможении с помощью добавочных резисторов в цепи ротора. За счет включения резисторов в цепь ротора можно также увеличить момент при пуске вплоть до уровня критического (максимального) момента.

      Схема одноступенчатого пуска АД в функции времени и торможения противовключением в функции ЭДС

После подачи напряжения включается реле времени КТ (рис. 2.5), ко­торое своим размыкающим контактом разрывает цепь питания контактора КМ 3, предотвращая тем самым его включение и преждевременное закорачивание пусковых резисторов в цепи ротора.

Рис.2.5. Схема управления пуском и торможением противовключением АД с фазным ротором

Включение двигателя производится нажатием кнопки S В 1, после чего включается контактор КМ 1. Статор двигателя подсоединяется к сети, электромагнитный тормоз Y В растормаживается, и начинается разбег двигателя. Включение КМ 1 одновременно приводит к срабатыванию контактора КМ 4, который своим контактом шунтирует ненужный при пуске резистор противовключения R д2 , а также разрывает цепь катушки реле времени КТ. Последнее, потеряв питание, начинает отсчет выдержки времени, после чего замыкает свой контакт в цепи катушки контактора КМ 3, который срабатывает и шунтирует пусковой резистор R д1 , в цепи ротора, и двигатель выходит на свою естественную характеристику.

Управление торможением обеспечивает реле торможения K V , контролирующее уровень ЭДС (частоты вращения) ротора. С помощью резистора R p , оно отрегулировано таким образом, что при пуске, когда скольжение двигателя 0 < s < 1, наводимая в роторе ЭДС будет недостаточна для включения, а в режиме противовключения, когда 1 < s < 2, уровень ЭДС достаточен для его включения.

Для осуществления торможения двигателя нажимается сдвоенная кнопка S В 2, размыкающий контакт которой разрывает цепь питания катушки контактора КМ 1. После этого двигатель отключается от сети и разрывается цепь питания контактора КМ 4 и замыкается цепь питания реле КТ. В результате этого контакторы КМ 3 и КМ 4 отключаются и в цепь ротора двигателя вводится сопротивление R д1 + R д2 .

Нажатие кнопки S В 2 приводит одновременно к замыканию цепи питания катушки контактора КМ 2, который, включившись, вновь подключает двигатель к сети, но уже с другим чередованием фаз сетевого напряжения на статоре. Двигатель переходит в режим торможения противовключением. Реле К V срабатывает и после отпускания, кнопки S В 2 будет обеспечивать питание контактора КМ 2 через свой контакт и замыкающий контакт этого аппарата.

В конце торможения, когда частота вращения будет близка к нулю и ЭДС ротора уменьшится, реле К V отключится и своим размыкающим контактом разомкнет цепь катушки контактора КМ 2. Последний, потеряв питание, отключит двигатель от сети, и схема придет в исходное состояние. После отключения КМ 2 тормоз Y В, потеряв питание, обеспечит фиксацию (торможение) вала двигателя.

      Схема одноступенчатого пуска АД в функции тока и динамического торможения в функции частоты вращения

Схема (рис. 2.6) включает в себя контакторы КМ 1, КМ2 и КМ 3; реле тока КА ; реле контроля частоты вращения SR , промежуточное реле KV ; понижающий трансформатор для динамического торможения Т ; выпрямитель VD . Максимальная токовая защита осуществляется предохранителями FA 1 и FA 2, защита от перегрузки двигателя – тепловыми реле КК 1 и КК 2.

Рис. 2.6. Схема управления пуском и динамическим торможением АД с фазным ротором

Схема работает следующим образом. После подачи с помощью автоматического выключателя QF напряжения для пуска двигателя нажимается кнопка S В 1, включается контактор КМ 1, силовыми контактами которого статор двигателя подключается к сети. Бросок тока в цепи ротора вызовет включение реле тока КА и размыкание цепи контактора ускорения КМ 2. Тем самым разбег двигателя начнется с пусковым резистором R д2 в цепи ротора.

Включение контактора КМ 1 приводит также к шунтированию кнопки S В 1, размыканию цепи катушки контактора торможения КМ 3 и включению промежуточного реле напряжения К V , что, тем не менее, не приведет к включению контактора КМ 2, так как до этого в этой цепи разомкнулся контакт реле КА.

По мере увеличения частоты вращения двигателя уменьшаются ЭДС и ток в роторе. При некотором значении тока в роторе, равном току отпускания реле КА , оно отключится и своим размыкающим контактом замкнет цепь питания контактора КМ 2. Тот включится, зашунтирует пусковой резистор R д2 , и двигатель выйдет на свою естественную характеристику.

Следует отметить, что вращение двигателя вызовет замыкание контакта реле частоты вращения SR в цепи контактора КМ 3, однако он не сработает, так как до этого разомкнулся контакт контактора КМ 1.

Для перевода двигателя в тормозной режим нажимается кнопка S В 2. Контактор КМ 1 теряет питание и отключает АД от сети переменного тока. Благодаря замыканию контактов КМ 1 включится контактор торможения КМ 3, контакты которого замкнут цепь питания обмотки статора от выпрямителя VD ), подключенного к трансформатору Т , и тем самым двигатель переводится в режим динамического торможения. Одновременно с этим потеряют питание аппараты К V и КМ 2, что приведет к вводу в цепь ротора резистора R д2 . Двигатель начинает тормозиться.

При частоте вращения двигателя, близкой к нулю, реле контроля частоты вращения SR разомкнет свой контакт в цепи катушки контактора КМ 3. Он отключится и прекратит торможение двигателя. Схема придет в исходное положение и будет готова к последующей работе.

Принцип действия схемы не изменится, если катушку реле тока КА включить в фазу статора, а не ротора.

В настоящее время наиболее распространены трехфазные асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором. Пуск и остановка таких двигателей при включении на полное напряжение сети осуществляются дистанционно при помощи магнитных пускателей.

Наиболее часто используется схема с одним пускателем и "Пуск" и "Стоп". Для того, чтобы обеспечить вращение вала двигателя в обе стороны используется схема с двумя пускателями (или с реверсивным пускателем) и тремя кнопками. Такая схема позволяет менять направление вращения вала двигателя "на ходу" без его предварительной остановки.

Схемы пуска двигателя

Электрический двигатель М питается от трехфазной сети переменного напряжения. Трехфазный автоматический выключатель QF предназначен для отключения схемы при коротком замыкании. Однофазный автоматический выключатель SF защищает цепи управления.

Основным элементом магнитного пускателя является контактор (мощное реле для коммутации больших токов) КМ. Его силовые контакты коммутируют три фазы, подходящие к электродвигателю. Кнопка SB1 ("Пуск") предназначена для пуска двигателя, а кнопка SB2 ("Стоп") - для остановки. Тепловые биметаллические реле KK1 и КК2 осуществляют отключение схемы при превышении тока, потребляемого электродвигателем.


Рис. 1. Схема пуска трехфазного асинхронного двигателя с помощью магнитного пускателя

При нажатии кнопки SB1 контактор КМ срабатывает и контактами KM.1, КМ.2, КМ.3 подключает электродвигатель к сети, а контактом КМ.4 блокирует кнопку (самоблокировка).

Для остановки электродвигателя достаточно нажать кнопку SB2, при этом контактор КМ отпускает и отключает электродвигатель.

Важным свойством магнитного пускателя является то, что при случайном пропадании напряжения в сети двигатель отключается, но восстановление напряжения в сети не приводит к самопроизвольному запуску двигателя, так как при отключении напряжения отпускает контактор КМ, и для повторного включения необходимо нажать кнопку SB1.

При неисправности установки, например, при заклинивании и остановке ротора двигателя, ток, потребляемый двигателем, возрастает в несколько раз, что приводит к срабатыванию тепловых реле, размыканию контактов KK1, КК2 и отключению установки. Возврат контактов КК в замкнутое состояние производится вручную после устранения неисправности.

Реверсивный магнитный пускатель позволяет не только запускать и останавливать электрический двигатель, но изменять направление вращения ротора. Для этого схема пускателя (рис. 2) содержит два комплекта контакторов и кнопок пуска.


Рис. 2. Схема пуска двигателя с помощью реверсивного магнитного пускателя

Контактор КМ1 и кнопка SB1 с самоблокировкой предназначены для включения двигателя в режиме "вперед", а контактор КМ2 и кнопка SB2 включают режим "назад". Для изменения направления вращения ротора трехфазного двигателя достаточно поменять местами любые две из трех фаз питающего напряжения, что и обеспечивается основными контактами контакторов.

Кнопка SB3 предназначена для остановки двигателя, контакты КМ 1.5 и КМ2.5 осуществляют взаимоблокировку, а тепловые реле КК1 и КК2 - защиту при превышении тока.

Включение двигателя на полное напряжение сети сопровождается большими пусковыми токами, что может быть недопустимо для сети ограниченной мощности.

Схема пуска электродвигателя с ограничением пускового тока (рис. 3) содержит резисторы R1, R2, R3, включенные последовательно с обмотками электродвигателя. Эти резисторы ограничивают ток в момент пуска при срабатывании контактора КМ после нажатия кнопки SB1. Одновременно с КМ при замыкании контакта КМ.5 срабатывает реле времени КТ.

Выдержка, осуществляемая реле времени, должна быть достаточной для разгона электродвигателя. По окончании времени выдержки замыкается контакт КТ, срабатывает реле К и своими контактами K.1, К.2, К.3 шунтирует пусковые резисторы. Процесс пуска завершен, на двигатель подается полное напряжение.


Рис. 3. Схема пуска двигателя с ограничением пускового тока

Далее будут рассмотрены две наиболее популярных схемы торможения трехфазных асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором: схема динамического торможения и схема торможения противовключением.

Схемы торможения двигателя

После снятия напряжения с двигателя его ротор какое-то время продолжает вращаться за счет инерции. В ряде устройств, например, в подъемно-транспортных механизмах, требуется осуществлять принудительное торможение для уменьшения величины выбега. Динамическое торможение заключается в том, что после снятия переменного напряжения через обмотки электродвигателя пропускается постоянный ток.

Схема динамического торможения показана на рис. 4.

Рис. 4. Схема динамического торможения двигателя

В схеме, помимо основного контактора КМ, присутствует реле К, включающее режим торможения. Поскольку реле и контактор не могут быть включены одновременно, применена схема взаимоблокировки (контакты КМ.5 и К.3).

При нажатии кнопки SB1 срабатывает контактор КМ, подает питание на двигатель (контакты КМ.1 КМ.2, КМ.3), блокирует кнопку (КМ.4) и блокирует реле К (КМ.5). Замыкание КМ.6 вызывает срабатывание реле времени КТ и замыкание контакта КТ без выдержки времени. Таким образом осуществляется пуск двигателя.

Для остановки двигателя следует нажать кнопку SB2. Контактор КМ отпускает, размыкаются контакты KM.1 - KM.3, отключая двигатель, замыкает контакт КМ.5, что вызывает срабатывание реле К. Контакты K.1 и К.2 замыкаются, подавая постоянный ток в обмотки. Происходит быстрое торможение.

При размыкании контакта КМ.6 реле времени КТ отпускает, начинается выдержка времени. Величина выдержки должна быть достаточна для полной остановки электродвигателя. По окончании выдержки времени контакт КТ размыкается, реле К отпускает и снимает постоянное напряжение с обмоток электродвигателя.

Наиболее эффективным способом торможения является реверсирование двигателя, когда сразу после снятия питания на электродвигатель подается напряжение, вызывающее появление встречного вращающего момента. Схема торможения противовключением приведена на рис. 5.


Рис. 5. Схема торможения двигателя противовключением

Частота вращения ротора двигателя контролируется с помощью реле частоты вращения с контактом SR. Если частота вращения больше некоторого значения, контакт SR замкнут. При остановке двигателя контакт SR размыкается. Кроме контактора прямого включения KM1 схема содержит контактор для реверсирования КМ2.

При пуске двигателя срабатывает контактор KM1 и контактом КМ 1.5 разрывает цепь катушки КМ2. С достижением определенной частоты вращения замыкается контакт SR подготавливая цепь для включения реверса.

При останове двигателя контактор KM1 отпускает и замыкает контакт КМ1.5. В результате этого контактор КМ2 срабатывает и подает на электродвигатель реверсирующее напряжение для торможения. Снижение частоты вращения ротора вызывает размыкание SR, контактор КМ2 отпускает, торможение прекращается.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

СЕВАСТОПОЛЬСКОЕ ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 3

ВЫПУСКНАЯ ПИСЬМЕННАЯ

ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА

«Монтаж электрической схемы управления электродвигателем»

Учащегося группы 7/8:

Левицкого Павла Владимировича

По профессии:

электромонтажник судовой.

Руководитель:

Е.И.Коршунова

Севастополь.


1 Введение. Роль Электротехники в развитии судостроения

2 Основная часть

2.1 Схема управления электродвигателем

2.2 Основные элементы схемы и их назначение.

2.3 Принцип работы электрической схемы вентилятора

2.4 Технология монтажа электрической схемы

3. Материалы, используемые для монтажа схемы

4. Инструменты

5. Техника безопасности

Литература


1. Введение. Роль электротехники в развитии судостроения

Электротехника в судостроении имеет очень большое значение. Эта отрасль науки и техники, связанная с получением, преобразованием и использованием электрической энергии.

В судостроении применяются электрические и магнитные явления. На судах прокладываются многокилометровые артерии электропроводок, монтируются многочисленные электроприводы судовых механизмов, устанавливаются и настраиваются современные автоматические устройства, навигационная и радиотехническая аппаратура.

От надёжности электротехнических устройств зависит надёжность и долговечность спущенного на воду судна.

В 1832 году Фарадей открыл закон электромагнитной индукции и тем самым положил начало электромашиностроению. Годом рождения судового электропривода можно по праву считать 1838 год, когда русский учёный Б.С.Якоби создал первую в мире гребную электрическую установку. Изготовленный им электродвигатель постоянного тока был установлен на небольшом катере и испытан на Неве. Питание двигатель получал от гальванической батареи. Очень слабая энергетическая база в первой половине 19 века тормозила развитие электропривода, и электроэнергия на судах применялась только для освещения.

Первые серьёзные работы по становлению судового электропривода на российских судах были предприняты во второй половине 19 века. Так в 1886 году на крейсерах «Адмирал Нахимов», «Адмирал Корнилов», «Лейтенант Ильин» были использованы электрические вентиляторы, а в 1892 году на броненосном крейсере «Двенадцать апостолов» впервые в мировой практике был установлен электропривод рулевого устройства. Использование электродвигателей для привода грузоподъёмных устройств было начато в 1897 году установкой электрической лебёдки на транспортном судне «Европа». В последующие годы производится электрификация рулевых и якорных устройств на крейсерах «Громобой», «Паллада» и других.

Подлинным переворотом в развитии судовой энергетики явились работы русского изобретателя трёхфазного тока М.О. Доливо-Добровольского. Созданные им синхронные генераторы, трёхфазный трансформатор и асинхронные двигатели преобразили судовую энергетическую установку. С 1908 года на судах стал внедряться переменный ток, что давало большие технические и экономические преимущества. На крейсере «Баян» и минном заградителе «Амур» были установлены водоотливные насосы с приводом от асинхронных двигателей. Построенные по проекту академика А.Н. Крылова линейные корабли типа «Севастополь» имели судовую электростанцию трёхфазного тока.

Россией и Украиной создано огромное количество судов, оснащённых комплексными системами автоматизации с большой степенью электрификации судовых механизмов и систем. Значительно возросла мощность генераторных агрегатов судовых электростанций.

Электротехника очень важна на судах. Для обеспечения нормальных условий работы и обитаемости необходимо электрическое освещение. Нагревательные приборы предназначены для тепловыделения, необходимого для приготовления пищи, повышению температуры окружающего воздуха, жидкости, отдельных элементов, склонных к обмерзанию, а также удовлетворения бытовых нужд пассажиров и экипажа. От многих электроустройств зависит безопасность плавания груза, жизнь людей и сохранность груза, например, рулевое устройство, пожарный и осушительный насосы, радиостанция, навигационные приборы, сеть аварийного освещения и т.д. Электрификация механизмов, обслуживающих якорные, швартовые, грузовые и спасательные устройства позволяет автоматизировать эти трудоёмкие процессы.

2.Основная часть

2.1 Схема управления электродвигателем

Функциональная cхема управления асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором изображена на рисунке 1.

Рис.1.Функциональная схема управления асинхронным двигателем.

Трёхфазный переменный ток подаётся на автоматический выключатель, который применяется для подключения трёхфазного асинхронного двигателя. В автоматическом выключателе помимо системы контактов, имеются комбинированные расцепители (тепловой и электромагнитный), что обеспечивает автоматическое отключение при длительной перегрузке и коротком замыкании. От автоматического выключателя питание подаётся на магнитный пускатель. Магнитный пускатель - аппарат для дистанционного управления двигателем. Он осуществляет пуск, остановку и защиту двигателя от перегрева и сильного снижения напряжения. Основная часть магнитного пускателя - трёхполюсный электромагнитный контактор. От магнитного пускателя управление передаётся трёхфазному асинхронному электродвигателю переменного тока. Асинхронный двигатель отличается простотой конструкции и несложностью обслуживания. Он состоит из двух основных частей - статора – неподвижной части и ротора - вращающейся части. Статор имеет пазы, в которые укладывается трёхфазная статорная обмотка, подключаемая к сети переменного тока. Эта обмотка предназначена для создания вращающего кругового магнитного поля. Вращение кругового магнитного поля обеспечивается сдвигом по фазе друг относительно друга каждой из трёх систем трёхфазного тока на угол, равный 120 градусам.

Обмотки статора для подключения к напряжению сети 220В соединены треугольником (Рис.8). В зависимости от типа обмотки ротора, машины могут быть с фазным и короткозамкнутым ротором. Несмотря на то, что двигатель с фазным ротором обладает лучшими пусковыми и регулировочными свойствами, двигатель с короткозамкнутым ротором проще и надёжнее в эксплуатации, а также дешевле. Я выбрал двигатель с короткозамкнутым ротором, так как в настоящее время большинство изготовляемых промышленностью двигателей являются двигателями с короткозамкнутым ротором. Обмотка ротора выполняется по типу беличьего колеса, в пазы ротора заливают под давлением горячий алюминий. Проводники обмотки ротора соединены, образуя трёхфазную систему. Двигатель приводит в движение вентилятор. Вентиляторы, применяемые на судах, различают в зависимости от создаваемого ими напора. Смонтированный в схеме вентилятор является вентилятором низкого давления. Обычно вентиляторы не регулируются и не реверсируются, поэтому их привод имеет простейшую схему управления, которая сводится к пуску, остановке и защите.

Принципиальная электрическая схема нереверсивного управления трёхфазным асинхронным электродвигателем с короткозамкнутым ротором посредством автоматического выключателя и магнитного пускателя с двухполюсным тепловым реле представлена на рисунке 2.

От силового щита питание подаётся на автоматический выключатель с тепловыми и электромагнитными расцепителями максимального тока. Схема магнитного пускателя составлена с соблюдением рекомендуемых условных графических обозначений элементов схем автоматического управления двигателем. Здесь все элементы одного и того же аппарата обозначены одинаковыми буквами.


Рис.2.Схема управления асинхронным двигателем с короткозамкнутой обмоткой ротора.

Так, главные замыкающие контакты линейного трёхполюсного контактора, находящиеся в силовой цепи, его катушка и вспомогательные замыкающие контакты, находящиеся в цепи управления, обозначены буквами КЛ. Нагревательные элементы теплового реле, включённые в силовую цепь, и остающиеся размыкающие контакты с ручным возвратом этого же реле в исходное положение, которые находятся в цепи управления, обозначены буквами РТ. При включенном трёхполюсном выключателе после нажатия пусковой кнопки КнП включается катушка линейного трёхполюсного контактора КЛ и его главные замыкающие контакты КЛ присоединяют обмотку статора трёхфазного асинхронного двигателя АД к питающей сети в результате чего ротор приходит во вращение. Одновременно замыкаются вспомогательные замыкающие контакты КЛ, шунтирующие пусковую кнопку КнП, что позволяет её отпустить. Нажатие остановочной кнопки КнС отключает цепь питания катушки КЛ, вследствие чего якорь контактора выпадает, главные замыкающие контакты КЛ размыкаются и обмотка статора двигателя отключается от питающей сети.

2.2 Основные элементы схемы и их назначение

Автоматический выключатель - аппарат для нечастой ручной коммутации электрических цепей и автоматической защиты их при коротких замыканиях и длительной перегрузке. Назначение автоматического выключателя, применённого в схеме, описано в таблице 1.

Таблица1. Область применения автоматического выключателя.

Как видно из таблицы 1 автомат не отключается при резком снижении напряжения, так как расцепитель минимального напряжения в применяемом автоматическом выключателе отсутствует. Защиту при значительном снижении или исчезновении напряжения питающей сети осуществляет магнитный пускатель.

Автоматы используют при напряжении до 660В на номинальные токи от 15 до 600А, в помещениях с нормальной окружающей средой, так как они не приспособлены для работы в средах с едкими парами и газами, во взрывоопасных и незащищённых от попадания воды местах. Автоматы необходимо не реже 1 раза в год осматривать, чистить, смазывать шарнирные механизмы приборным маслом. Для своей схемы я выбрал автоматический выключатель серии АП-50. Внешний вид автомата показан на рисунке 3.


1- кнопка выключения, 2-кнопка включения, 3- реле, 4-искрогасительные камеры, 5-пластмассовый кожух

Рис3. Внешний вид и устройство автомата АП-50.

Он предназначен для защиты от перегрузок и токов короткого замыкания при U питающей сети до 500В, 50 гц на переменном токе, для ручного включения и отключения цепей, а главное для пуска и защиты трёхфазных асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором. Выключатель защищён пластмассовым кожухом. Наличие буквы Б в серии АП-50Б означает универсальное исполнение, при котором ввод и вывод проводов снизу и сверху через сальники типа СКВрт-33. Маркировка АП-50Б-3МТ означает наличие электромагнитных и тепловых расцепителей и число полюсов равное трём.

Магнитный пускатель - коммутационный аппарат дистанционного управления, для частых включений и отключений электрооборудования, которым управляют с помощью отдельно расположенной кнопки. Это устройство для пуска, остановки и защиты электродвигателей. Назначение магнитного пускателя, применённого в схеме, представлено в таблице 2.


Таблица2.Область применения магнитного пускателя.

Основная часть магнитного пускателя - трёхполюсный электромагнитный контактор, обеспечивающий включение и отключение электрооборудования. Контакторы переменного тока выполняются трёхполюсными, они состоят из электромагнитной системы контактного и дугогасительного устройства. Магнитопровод электромагнитной системы выполняется набором из отдельных листов электротехнической стали для уменьшения потерь на вихревые токи. Имеет Е-образный сердечник и поворотный якорь. На средней части неподвижного сердечника расположена втягивающая катушка. В пускателе также установлено тепловое реле аппарат многократного действия, обеспечивающий защиту электрооборудования от недопустимого перегрева, вызванного длительной перегрузкой. Для защиты цепей управления от токов короткого замыкания в пускателе могут быть установлены плавкие предохранители, однако в разработанной схеме это не применяется, так как защиту от токов короткого замыкания выполняет автоматический выключатель. Использованный в схеме пускатель отличается тем, что для его управления не применяется отдельно расположенная кнопка.

Магнитные пускатели бывают нереверсивные и реверсивные. Нереверсивные магнитные пускатели обеспечивают включение и отключение двигателей при одном направлении вращения, а реверсивные- при обоих направлениях вращения (не применяется в схеме, так как вентиляторы обычно не реверсируются).

В зависимости от величины пускателя контакты рассчитаны на номинальный ток 3А, 10А, 25А.

Для схемы управления трёхфазным асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором я выбрал нереверсивный магнитный пускатель с контактором прямоходового типа серии ПМЛ. Внешний вид магнитного пускателя приведён на рисунке 4.

Рис.4.Внешний вид и устройство магнитного пускателя серии ПМЛ.

Электрическая схема пускателя приведена на рисунке 5.

К- кнопка управления, Л-контактор, РТ-реле тепловое, Д- двигатель.

Рис.5.Пускатель серии ПМЛ нереверсивный.

Этот магнитный пускатель предназначен для дистанционного управления двигателями мощностью до 75 Квт, при напряжении до 500В, в сети с частотой тока 50 Гц и осуществляет защиту двигателя при перегрузке (кроме коротких замыканий) и нулевую защиту. Пускатели надёжно работают (включаются) при напряжении сети в пределах от 85 до 105% номинального. К входным зажимам Л1,Л2,Л3 подводят провода от питающей трёхфазной линии, а от выходных зажимов С1,С2,С3 отводят провода к приёмнику электрической энергии. Автоматическое отключение контактора при значительном снижении или исчезновении напряжения в питающей сети обеспечивает защиту минимального напряжения.

Тепловое реле – аппарат многократного действия, обеспечивающий защиту электрооборудования от недопустимого перегрева, вызванного длительной перегрузкой. Установлено в пускателе. Основной частью теплового реле является металлическая пластина, которая деформируется под действием резистора-нагревателя и с помощью пружины размыкает контакты реле. Для охлаждения пластины и вместе с ней и защищаемого от перегрузки током объекта обычно требуется до 3 минут. Но это время зависит от тока в резисторе - нагревателе, от режима нагрузки и температуры окружающей среды.

Электродвигатель - То, какой двигатель понадобится для производственного процесса, определяют по каталогу двигателей в соответствии с нагрузкой на его валу по условиям перегрева. Необходимо выбирать такой двигатель по номинальной мощности, при которой он бы нагревался за время работы до температуры, не превосходящей допустимую. Превышение допустимой температуры приводит к потере изоляцией электрической и механической прочности и к выходу двигателя из строя. В схеме использован двигатель малой мощности 0,12кW. В практике различают следующие номинальные режимы работы электрооборудования: а) продолжительный; б) кратковременный; в) повторно - кратковременный. Выбранный мной режим работы двигателя - кратковременный. Это такой режим работы, при котором периоды неизменной номинальной нагрузки при неизменной температуре окружающей среды чередуются с периодами отключения. Например, периоды работы могут быть равны 15 или 30 минутам, а периоды отключения таковы, что все части электрооборудования остывают до холодного состояния.

Двигатель, используемый в схеме (рис.6), имеет маркировку:

3Ф ~ Δ/ 220/380V 0.12kW 0,52/0.3A 2800об/мин 50Hz КПД:83% φ=0,76

Форма исполнения защищённая, влаго и морозоустойчивая.

Рис.6. Электродвигатель вентилятора

Основными узлами асинхронного двигателя является статор и ротор. Устройство статора асинхронного двигателя представлено на рисунке 7.

Рис.7. Устройство статора асинхронного двигателя.

(1-сердечник, 2- обмотки, 3-станина, 4-щиток)

Сердечник статора 1 собирается из стальных пластин толщиной 0,35- 0,5 мм. Пластины штампуют с пазами, покрывают лаком, собирают в пакеты и крепят в станине двигателя 3. Станину устанавливают на фундаменте. К станине крепят боковые щиты с подшипниками, на которые опирается вал ротора. В продольные пазы статора укладывают его обмотку 2. Начала и концы обмоток каждой фазы подводят к щитку 4, на котором 6 зажимов.


Рис.8 Соединение зажимов на щитке двигателя при включении обмотки статора треугольником

Совокупность трёх фаз, размещённых в пазах магнитопровода статора, образует его трёхфазную обмотку с шестью выводами наружу, из которых три, отвечающие началам фаз, присоединены к зажимам с обозначениями С1,С2,С3, а остальные, соответствующие концам фаз, соединены с зажимами, обозначенными С4,С5,С6.

Эти зажимы расположены в коробке выводов, укреплённой на корпусе машины. Наличие шести доступных зажимов позволяет соединять отдельные обмотки между собой металлическими пластинами треугольником или звездой, что даёт возможность использовать одну и ту же машину при двух различных линейных напряжениях, отношение которых равно . На рисунке 8 изображено применённое в схеме положение пластины при соединении обмоток треугольником. В маркировке двигателя 220/380В напряжение, указанное перед косой чертой, соответствует соединению фаз обмотки статора треугольником, а за ней звездой.

Внешний вид ротора короткозамкнутого асинхронного двигателя представлен на рисунке 9.



Рис.9. Ротор короткозамкнутого асинхронного двигателя.

а- устройство, б- обмотка

Сердечник ротора состоит из стальных пластин толщиной 0,5 мм. Пластины штампуют с пазами, покрывают лаком, собирают в пакеты, которые крепят на валу. Из пакетов образуется цилиндр с продольными пазами, в которые укладывают обмотку ротора.

2.3 Принцип работы электрической схемы вентилятора

Управление двигателями должно удовлетворять все требования производственных процессов и обеспечивать пуск, реверсирование, торможение, регулирование частоты вращения и непрерывно поддерживать заданный режим в соответствии с технологическими условиями. Для управления двигателями применяют различные электрические устройства. Эти устройства по назначению разделяют на коммутационные, регулирующие, контролирующие и защитные.

Обычно вентиляторы не регулируются и не реверсируются, поэтому их привод имеет простейшую схему управления, которая сводится к пуску, остановке и защите.

Пуск асинхронного двигателя сопровождается переходным процессом, связанным с переходом ротора из состояния покоя в состояние равномерного вращения, при котором момент двигателя уравновешивает момент сил сопротивления на валу машины. При пуске имеет место повышенное потребление электроэнергии из питающей сети, затрачиваемое не только на преодоление приложенного к валу тормозного момента и покрытие потерь в самой асинхронной машине, но и на сообщение движущимся звеньям определённой кинетической энергии.

При использовании трёхфазных асинхронных двигателей малой и средней мощности, когда мощность двигателя меньше мощности источника питающего сеть, обычно применяют прямой пуск. Такой пуск прост и быстр.

Для подачи питания на электрическую схему нажимаем кнопку автоматического выключателя. Он имеет подвижные замыкающие и размыкающие контакты. Далее с помощью кнопки Пуск замыкаем цепь магнитного пускателя. Трёхполюсный электромагнитный контактор переменного тока, являющийся основной частью магнитного пускателя, представляет собой электромагнит с магнитопроводом, выполненным из тонких листов электротехнической стали, изолированных друг от друга и стянутых шпильками. Принцип действия контактора основан на способности электромагнита притягивать к сердечнику подвижный якорь, выполненный из ферромагнитного материала. С якорем соединены подвижные контакты, которые меняют своё положение при перемещении якоря. При нажатии на кнопку Пуск на катушку контактора поступает питание, сердечник электромагнита притягивает якорь, соединённый с подвижным контактом, который при движении якоря соприкасается с неподвижным контактом. Таким образом, силовые контакты контактора замыкаются и двигатель подключается к сети. Одновременно с этим замыкается блокировочный контакт контактора и шунтирует кнопку Пуск, что позволяет отпустить её. В составе пускателя имеется тепловое реле. Оно срабатывает в случае перегрузки двигателя и своими контактами размыкает цепь катушки контактора, что приводит к отключению двигателя. При отключении питания якорь контактора возвращается в исходное положение под действием пружины. Для останова двигателя нужно нажать кнопку Стоп. При этом цепь катушки контактора размыкается, его силовые контакты размыкаются и отключают двигатель от сети. При автоматическом выключении воздушного выключателя срабатывает специальное устройство, называемое расцепителем. Расцепитель представляет собой электромагнитное или тепловое реле, срабатывающее при увеличении тока сверх допустимого. При срабатывании расцепителя приводится в действие механический выключатель и происходит разрыв силовых контактов. Время срабатывания (отключение выключателя) составляет 0,025- 0,05с. Автомат более удобен, чем рубильник или плавкий предохранитель. Они обеспечивают лучшую защиту при малых перегрузках, являются аппаратом многократного действия.

Принцип действия двигателя основан на явлении электромагнитной индукции - возникновение тока в проводящем контуре, который либо покоится в переменном во времени магнитном поле, либо движется в постоянном магнитном поле таким образом, что число линий магнитной индукции, пронизывающих контур, меняется; а также на основании закона Ленса - направление всякого индуцированного тока таково, что оно противодействует причине, его вызвавшей .

Вращающееся магнитное поле статора создаётся трёхфазной системой, при включении её в сеть переменного тока. Оно пересекает обмотки ротора, в них индуцируется электродвижущая сила (ЭДС). Так как обмотка ротора замкнута накоротко, то под действием ЭДС в ней протекает ток. Этот ток взаимодействует с вращающимся полем статора и создаётся вращающий момент. Под его действием ротор начинает вращаться по направлению вращения магнитного поля. Этот момент является движущим, преодолевающим сопротивление приводимого во вращение ротором механизма.

В асинхронных двигателях рабочий процесс может протекать только при асинхронной (от греческого - несовпадающий во времени) частоте, так как только при несинхронности возможно пересечение магнитными линиями роторной обмотки и индуцирования в ней ЭДС. Частота вращения поля статора (n1) выражается обычно в оборотах в минуту- не равна частоте вращения ротора(n2) т.е. n 1≠ n 2 . Частота вращения ротора всегда меньше. Отставание ротора от поля характеризуется скольжением (S). S =( n 1- n 2)/ n 1 .

При увеличении нагрузки на валу машины возрастает тормозной момент, что приводит к уменьшению n2 и, следовательно, к увеличению скольжения. Магнитное поле статора будет чаще пересекать проводники ротора, ЭДС и ток в роторе возрастёт, что увеличит вращающий момент. При уменьшении нагрузки на валу процесс аналогичен.

2.4 Технология монтажа электрической схемы

В схеме использованы автоматические аппараты для коммутации, защиты и управления: автоматический воздушный выключатель или автомат, реле различного назначения, магнитный пускатель, а также различные коммутационные устройства.

Первым этапам разработки схемы является работа со справочниками, в которых пускорегулирующая аппаратура и сечение проводов подбирается в зависимости от типа и мощности двигателя, его назначения и условий его работы.

После подготовки рабочего места, основных инструментов и материалов приступаем к разметке. В качестве фундамента использована винилпластовая доска толщиной 15мм. Определяем места установки электрооборудования и вводов, размечаем места отверстий для закрепления электрооборудования. Намечаем места прокладки электропроводок. Разметку проводим мягким карандашом. Сквозные отверстия размечаем, указывая их наружные очертания.

Для сверления гнёзд и отверстий используем электродрель. Удерживаем её в руках с усилием при сверлении. Особое внимание уделяем вопросам электробезопасности. При работе необходимо использовать диэлектрические перчатки, коврики.

Закрепляемые детали устанавливаем точно по разметке. В отверстия вставить винты. Наживить гайки. Ввернуть усилием руки и далее с помощью гаечного ключа. Закрепляемая деталь должна быть плотно прижата к основанию. Для крепления и фиксации электропроводов используем специальные крепёжные скобы.

Места соединения жил и проводов должны быть доступны для осмотра и ремонта. Пайку алюминиевых жил проводим с помощью сильно разогретого мощного паяльника с соблюдением мер электробезопасности.

Для питания трёхфазных электродвигателей совсем не обязательно наличие трёхфазной сети. Существуют различные варианты запуска электродвигателей. В сёлах, где электролинии обычно перегружены, часто используют чисто механический способ запуска. Ротор раскручивают с помощью шнура, длиной около метра, предварительно намотанного на вал. Такой способ очень неудобен и применяется там, где двигатель запускается без нагрузки. Наиболее эффективный способ пуска электродвигателя- подключение третьей обмотки через фазосдвигающий конденсатор (конденсаторный пуск).

Рис.9.Схема конденсаторного пуска электродвигателя

В схеме подключения трёхфазного двигателя к однофазной сети использованы 2 конденсатора типа КБГ-МН: Cпусковой= 10 МкФ ±5% и Срабочий=5 МкФ±5% (на 100 Вт мощности рекомендуется применение конденсатора ёмкостью 8Мкф.) Для отключения пускового конденсатора после запуска двигателя применяется пакетный выключатель.

Корпус электродвигателя заземлён. После закрепления, подключения и заземления электрооборудования производим внешний контроль и испытание схемы. По результатам испытаний сделан вывод, что схема пригодна к эксплуатации. На производстве приёмосдаточные испытания обычно проводят изготовители судового электрооборудования в присутствии представителя отдела технического контроля.

3. Материалы, используемые для монтажа схемы

1. Винипластовая доска. Винипласт - жесткая пластмасса на основе поливинилхлорида, который является синтетический полимером. Отличается хорошими механическими и электроизоляционными свойствами, достаточной термостойкостью. Выпускается в виде листов, плит, труб, прутков и др. Применяется как коррозионностойкий, изоляционный, отделочный и кровельный материал.

2.Болт крепёжный с гайкой 4М- 4 шт.

3.Втулка-4шт.

4.Скобки крепёжные полиэтиленовые.

5.Шурупы-саморезы крепёжные.

6.Изоляционная лента.

7. Оловянный припой.

8. Канифоль.

9. Трубка ПХВ изоляционная.

10. Провод алюминиевый, 1-жильный, D=1,5 кв.мм.

11. Свёрла.

12. Наждачная бумага.

13. Обтирочная ветошь.


4. Инструменты

1.Плоскогубцы.

2.Отвёртка.

3.Электрическая дрель.

4.Электрический паяльник.

5.Напильник.

6.Металлическая мерительная линейка.

7.Кусачки.

10.Ключи гаечные.

11.Ножницы по металлу.

12.Молоток.

13.Кернер.

14.Ножовка по металлу

16.Мягкий карандаш.

17.Маркер.


5. Техника безопасности

Несчастные случаи с людьми при пользовании электрическими установками в основном происходят вследствие нарушения ими элементарных правил техники безопасности.

Нельзя допускать к работе с электрическим оборудованием в производственных или лабораторных установках людей, не прошедших соответствующий инструктаж по технике безопасности.

Электрические установки при неправильной их эксплуатации и несоблюдении правил безопасности даже при относительно низком напряжении могут представлять большую опасность для здоровья, а иногда и жизни человека. Электрический ток, проходящий через тело человека, в зависимости от его значения сопровождается болезненными ощущениями, судорогами, сильными болями или параличом отдельных органов. Электрическая дуга может вызвать существенные ожоги и металлизацию кожи человека.

Степень поражения электрическим током зависит от вида, значения, длительности и частоты тока, от того, по каким частям тела проходит ток (наиболее опасно через мозг и сердце), а также от индивидуальных свойств человека и климата в помещении.

Безопасные условия эксплуатации обеспечиваются рядом мероприятий, предусмотренных техникой безопасности. Основными из них являются: защита с помощью соответствующих ограждений всех токоведущих частей, сооружение защитного заземления и зануления элементов оборудования, применение изолирующих подставок и другого изоляционного материала.

В нормальных условиях все токоведущие части двигателей надёжно изолированы от металлических корпусов. В случае пробоя изоляции электрический провод через повреждённую изоляцию соединится непосредственно с корпусом машины. Если человек не стоит на резиновом изоляционном коврике или сухом деревянном полу, то, случайно коснувшись двигателя, он попадёт под напряжение. Для устранения такой опасности корпус двигателя необходимо заземлять.

Если человек оказался под воздействием электрического тока, необходимо немедленно снять напряжение с установки или участка электрической сети, с которыми он соприкасается. Для этого нужно отключить ближайший выключатель или снять предохранители. Если не известно, где они находятся, то провода следует отвести от пострадавшего или отделить самого пострадавшего от электрической установки, обеспечить ему доступ воздуха, а в тяжёлых случаях начать искусственное дыхание до прихода врача. Оказывающий помощь должен пользоваться сухой одеждой, резиновыми перчатками, сухими досками и т.д., в противном случае он сам может быть поражён электрическим током.

Работа двигателя сопровождается шумом и вибрацией, которые воздействуют на центральную нервную систему, могут привести к болезням сердечно - сосудистой системы и даже потере слуха. Для демонстрационного класса или лаборатории допустимый предел шума равен 50 децибел. В разработанной установке эта норма соблюдается.

Данная схема разработана для применения в помещениях с нормальной окружающей средой, так как включённые в неё автоматические элементы не приспособлены для работы в средах с едкими парами и газами, во взрывоопасных и незащищённых от попадания воды местах.

Обычно конструкция двигателя предусматривает защиту изоляции от воздействия атмосферных примесей. Помещение, в котором работает выбранный мной двигатель, сухое, не пыльное, не жаркое, без химически активной среды не пожароопасное и не взрывоопасное.

Для демонстрации работы двигателя в кабинете электротехники применяется двигатель, защищённый от случайного соприкосновения с токоведущими частями и попадания посторонних предметов внутрь, защищеный от брызг воды. В случае возгорания нельзя пользоваться водой для тушения пожара в электроустановках. Это может привести к поражению электрическим током и вызвать короткое замыкание в системе, в результате чего могут появиться новые очаги пожара. Если пожар возник не в самом вентиляционном устройстве, то механическая вентиляция должна быть немедленно отключена.

При монтаже схемы используются электродрель и электропаяльник. Перед включением в сеть необходимо вначале убедиться с помощью внешнего осмотра в их исправности. При работе следить, чтобы электродрель не перегрелась. Защитить глаза от попадания стружки очками. Не прикасаться к электроинструментам влажными руками. Производить работы на отдельном столе, далеко от источников воды.

Литература

1. Словарь-справочник судового электромонтажника. -Л.: Судостроение,1990.-392с.

2. Самойлов Ю.С., Эйдель А.С. Электромонтажник судовой: Учебник, -Л.: Судостроение, 1985.-256с.

3. Касаткин А.С. Основы электротехники: учебное пособие для ПТУ, -М.: Высш. шк., 1986.-287с.

4. Иванов А.А. Справочник по электротехнике, -К.: Вища школа,1984.-304с.

5. Буховцев Б.Б, Климонтович Ю.Л., Мякишев Г.Я. Физика. Учебник для 9 кл, -М.: Просвещение,1986.-271с.

6. Китаев В.Е. Электротехника с основами промышленной электроники. Учебник для проф.-техн. учили,-М.:Высш.шк.,1985.-224с.

7. БорисовЮ.М. и др. Электротехника. Учебник для вузов, -М.: Энергоатомиздат, 1985.-552с.

8. Карвовский Г.А., Окороков С.П. Справочник по асинхронным двигателям и пускорегулирующей аппаратуре,-М.:Энергия,1969.-256с.

9. Журнал Электрик №7, 2002год, стр3,4.

10. Ктиторов А.Ф. Основные приёмы и способы выполнения электромонтажных работ: Учеб. Пособие для средн. Проф.-техн. училищ.- 2-е изд., М.:Высш.школа,1982.-127 с.

15.09.2014



Для управления асинхронными электродвигателями используются релейно-контакторные аппараты, которые реализуют типовые схемы пуска, реверса, торможения, остановки электропривода.
На базе типовых схем релейно-контакторного управления разрабатываются схемы управления электроприводами производственных механизмов. Пуск асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором небольшой мощности осуществляется обычно при помощи магнитных пускателей. В данном случае магнитный пускатель состоит из контактора переменного тока, двух встроенных в него электротепловых реле.
Простейшая схема управления асинхронным электродвигателем с короткозамкнутым ротором. Схема использует питание силовых цепей и цепей управления от источника одного и того же напряжения (рис. 4.9). Для повышения надежности работы релейных контакторных аппаратов, большей частью рассчитанных на низкое напряжение, и для повышения безопасности эксплуатации применяются схемы с питанием цепей управления от источника пониженного напряжения.
Если рубильник S1 включен, то для пуска электродвигателя необходимо нажать на кнопку S2 («пуск»). При этом катушка контактора K1M получит питание, замкнутся главные контакты К1(1-3)М в силовой цепи и статор двигателя присоединится к сети. Электродвигатель начнет вращаться. Одновременно в цепи управления закроется замыкающий вспомогательный контакт K1A, шунтирующий кнопку S2 («пуск»), после чего эту кнопку не нужно удерживать в нажатом состоянии, так как цепь катушки контактора KlM остается замкнутой. Кнопка S2 с самовозвратом и за счет действия пружины возвращается в исходное разомкнутое состояние.

Для отключения электродвигателя от сети нажимается кнопка S3 («стоп»). Катушка контактора K1M обесточивается и замыкающие контакты K1(1-3)M отключают обмотки статора от сети. Одновременно размыкается вспомогательный контакт K1A. Схема приходит в исходное, нормальное состояние. Вращение электродвигателя прекращается.
Схема предусматривает защиту двигателя и цепи управления от коротких замыканий плавкими предохранителями F 1(1-3), защиту от перегрузки двигателя двумя электротепловыми реле F2(1-2). Пружинный привод контактов магнитного пускателя К 1(1-3)М, K1A на размыкание реализует так называемую нулевую защиту, которая при исчезновении или значительном снижении напряжения отключают двигатель от сети. После восстановления нормального напряжения самопроизвольного пуска двигателя не произойдет.
Более четкая защита от снижения или исчезновения напряжения может быть выполнена при помощи реле пониженного напряжения, катушка которого присоединяется к двум фазам силовой цепи, а его замыкающий контакт включен последовательно с катушкой контактора. В этих схемах вместо установки на вводе рубильников с предохранителями применяют воздушные автоматы.
Схема управления асинхронным электродвигателем с коротко-замкнутым ротором с использованием магнитного пускателя и воздушного автоматического выключателя. Автоматический выключатель F1 исключает возможность обрыва одной фазы от срабатывания защиты при однофазном коротком замыкании, как это бывает при установке предохранителей (рис. 4.10). Нет необходимости заменять элементы в предохранителях при сгорании их плавкой вставки.


В схемах управления электродвигателями применяются автоматы с электромагнитными расцепителями либо с расцепителями электромагнитным и электротепловым. Расцепители электромагнитного типа характеризуются нерегулярной отсечкой, равной десятикратному току, и служат для защиты от токов короткого замыкания, Электротепловые расцепители обладают обратнозависимой характеристикой времени от тока. Так, расцепитель с номинальным током 50 А срабатывает при 1,5-кратной нагрузке через 1 ч, а при 4-кратной - через 20 с. Электротепловые расцепители не защищают двигатель от перегрева при перегрузках на 20 - 30%, но могут защитить двигатель и силовую цепь от перегрева пусковым током при застопоривании приводного механизма. Поэтому для защиты электродвигателей от длительных перегрузок при использовании автомата с электротепловым расцепителем такого типа применяются дополнительные электротепловые реле, как и при использовании автоматического выключателя с электромагнитным расцепителем. Многие выключатели, например АП-50, защищают электродвигатель одновременно от токов короткого замыкания и от перегрузок. Принципы действия схем (см. рис. 4.9, 4.10) для пуска и останова аналогичны. Эти схемы нашли широкое применение для управления нереверсивными электроприводами транспортеров, воздуходувок, вентиляторов, насосов, лесоперерабатывающих и заточных станков.
Схемы управления асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором с реверсивным магнитным пускателем. Эта схема применяется в случаях, когда необходимо изменять направления вращения электропривода (рис. 4.11), например в приводе электролебедок, рольгангов, механизмов подачи станков и т.д. Управление двигателями осуществляется реверсивным магнитным пускателем. Включение двигателя для вращения «вперед» осуществляется нажатием кнопки S1. Катушка контактора K1M будет под напряжением, и замыкающие главные контакты К1(1-3)M присоединят электродвигатель к сети. Для переключения электродвигателя необходимо нажать на кнопку S3 («стоп»), а затем на кнопку S2 («назад»), что вызовет отключение контактора K1M и включение контактора К2М. При этом, как видно из схемы, две фазы на статоре переключатся, т.е. произойдет реверс вращения электродвигателя. Во избежание короткого замыкания в цепи статора между первой и третьей фазой вследствие ошибочного одновременного нажатия на обе пусковые кнопки S1 и S2 реверсивные магнитные пускатели имеют рычажную механическую блокировку (на схеме не показана), которая препятствует втягиванию одного контактора, если включен другой. Для повышения надежности кроме механической блокировки в схеме предусмотрена электрическая блокировка, которая осуществляется при помощи размыкающих вспомогательных контактов К1А.2 и К2А.2. Обычно реверсивный магнитный пускатель состоит из двух контакторов, заключенных в один корпус.

В практике применяется также схема реверса асинхронных короткозамкнутых электродвигателей с использованием двух отдельных нереверсивных магнитных пускателей. Ho для устранения возможности короткого замыкания между первой и третьей фазой силовой цепи от одновременного включения обоих пускателей применяют двухцепные кнопки. Например, при нажатии кнопки S1 («вперед») цепь катушки контакторов K1M замыкается, а цепь катушки К2М при этом дополнительно размыкается. (Принцип действия двухцепных кнопок показан на рис. 4.12.) Реверс электродвигателей постоянного тока осуществляется изменением полярности напряжения силовой цепи.
Схема управления двухскоростным асинхронным электродвигателем с короткозамкнутым ротором. Такая схема приведена на рис. 4.12. Привод может иметь две скорости. Пониженная скорость получается при соединении обмоток статора на треугольник, что осуществляется нажатием двухцепной кнопки S3 и включением контактора КЗ с замыканием трех силовых контактов К3. Одновременно замыкается вспомогательный контакт К3А, шунтирующий кнопку S3, и размыкается К3А - вспомогательный контакт в цепи катушки К4.

Повышенная скорость получается при соединении обмоток на двойную звезду, что реализуется нажатием двухцепной кнопки S4. При этом катушка контактора К3 обесточивается, контакты КЗ в силовой цепи размыкаются, размыкается вспомогательный контакт К3А, шунтирующий кнопку S3, и замыкается вспомогательный контакт К3А в цепи катушки К4.
При дальнейшем нажатии (перемещении) кнопки S4 замыкается цепь катушки контактора К4, замыкаются пять контактов К4 в силовой цепи, обмотка статора будет подключена на двойную звезду. Одновременно замыкается вспомогательный контакт К4А, шунтирующий кнопку S4 и размыкается вспомогательный контакт К4А в цепи катушки контактора К3. Обычно контакторы переменного тока имеют три силовых контакта, в схеме подключения статора на двойную звезду показано пять силовых контактов К4. В этом случае параллельно катушке контактора К4 включается катушка дополнительного контактора.
После предварительного соединения обмоток статора производится пуск двигателя при помощи контакторов K1 и К2 для вращения вперед или назад. Включение контакторов K1 или К2 осуществляется соответственно нажатием кнопки S1 или S2. Применение двухцепных кнопок позволяет осуществить дополнительную электрическую блокировку, исключающую одновременное включение контакторов K1 и К2, а также К3 и К4.
В схеме предусмотрена возможность переключения с одной скорости на другую при вращении электродвигателя вперед или назад без нажатия кнопки S5 («стоп»). При нажатии кнопки S5 катушки включенных контакторов обесточиваются и схема приходит в исходное, нормальное состояние.
Рассмотренная схема является основой построения схем управления электродвигателями двухскоростных транспортеров подачи раскряжевочных агрегатов, сортировочных конвейеров и т.п.
Рассмотрим вопросы торможения электродвигателей. При отключении обмоток статора от сети ротор электродвигателя с рабочим механизмом, например дисковой пилой шпалорезного станка, продолжает сравнительно долгое время вращаться по инерции. Для устранения этого явления в приводах с асинхронными электродвигателями в зависимости от их мощности и назначения применяется торможение противовключением, фрикционное торможение и динамическое торможение.
Схема управления асинхронным электродвигателем с коротко-замкнутым ротором с использованием торможения противовключением. Такая схема изображена на рис. 4.13. В схемах торможения противовключением используется реле контроля скорости (PKC) ЕМ, механически связанное с валом двигателя; его замыкающий контакт EA при определенной угловой скорости двигателя закрывается. При неподвижном роторе двигателя и скорости его вращения менее 10...15% от номинальной контакт реле EA разомкнут. Нажатием кнопки SI включается контактор K1M, замыкаются силовые контакты К1(1-3)M и двигатель пускается в ход, замыкается вспомогательный контакт K1A.1, шунтирующий кнопку S1. Размыкающий вспомогательный контакт А7А.2 одновременно разрывает цепь питания катушки контактора К2М, а несколько позднее с увеличением скорости вращения двигателя замыкается контакт реле скорости EA. Поэтому контактор К2М в этот период не включается.

Отключение электродвигателя от сети с торможением противовключением производится нажатием кнопки S2 («стоп»). При этом катушка контактора K1M обесточивается, размыкаются силовые контакты К1(1-3)М, размыкается шунтирующий пусковую кнопку S1 вспомогательный контакт K1A.1. Одновременно замыкается размыкающий вспомогательный контакт К1А.2. При этом двигатель вращается по инерции и контакт реле EA замкнут, следовательно, катушка контактора К2А получит питание, замкнутся главные контакты К2(1-3)М, разомкнется вспомогательный контакт К2А в цепи катушки K1M. Обмотки статора будут подключены к сети на реверс вращения ротора. Ротор мгновенно затормаживается и при скорости вращения, близкой к нулю, контакт реле скорости EA размыкается, катушка контактора К2М обесточивается, главные контакты К2(1-3)М размыкаются, замыкается вспомогательный контакт К2А. Двигатель остановлен и отключен от сети. Схема будет в исходном положении.
Рассмотренная типовая схема торможения противовключением является основой построения схем управления электродвигателями станков заточки цепных, круглых, рамных пил, схем обрезных станков и др. Торможение противовключением обеспечивает жесткий, мгновенный останов привода и применяется обычно для электродвигателей небольшой мощности.
Схема фрикционного торможения асинхронного электродвигателя грузоподъемного механизма. Такая схема представлена на рис. 4.14. В соответствии с правилами технической эксплуатации грузоподъемных механизмов в отключенном состоянии привод и механизм подъема должны быть надежно заторможены.
На упрощенной схеме условно показан односторонний колодочный тормоз Tс пружинным приводом зажима тормозного шкива.

При пуске электродвигателя нажимается кнопка S1 («пуск»), катушка контактора K1M будет под напряжением, замкнутся три контакта К1(1-3)М в силовой цепи и вспомогательный контакт K1A. Статор электродвигателя и обмотка электромагнита Y одновременно будут присоединены к сети. Электромагнит Y одновременно отведет колодочный тормоз от шкива и создаст деформацию пружины. Двигатель вращается расторможенным.
Нажатием кнопки S2 («стоп») обесточивается катушка контактора K1M, размыкаются главные контакты в силовой цепи К1(1-3)М и вспомогательный контакт K1A. Статор электродвигателя и обмотка электромагнита У отключаются от сети, колодочный тормоз с пружинным приводом жестко фиксирует ротор электродвигателя с механизмом подъема. Применение реверсивного магнитного пускателя дает возможность получить схему фрикционного торможения электропривода механизма и на подъем, и на опускание груза.
Схема фрикционного торможения асинхронного электродвигателя станочного оборудования. Такая схема показана на рис. 4.15. В нормальном (отключенном) состоянии ротор электродвигателя расторможен под действием пружинного привода. Это позволяет проводить смену инструмента, наладку станка с легким поворотом приводного вала и ротора электродвигателя.

Электродвигатель подключается к сети при помощи кнопки S1, контакта K1A и силовых контактов К1(1-3)М. Остановка электропривода станка производится нажатием двухцепной кнопки S2 («стоп»). При этом катушка контактора K1M обесточивается, размыкаются главные контакты в силовой цепи К1(1-3)М и вспомогательный контакт K1A. Электродвигатель отключается от сети, продолжая вращаться по инерции.
При дальнейшем нажатии на кнопку S2 замыкается цепь катушки контактора К2М, замыкаются контакты К2(1-2)М, электромагнит Y затягивает колодочный тормоз. Кнопка S2 освобождается и принимает исходное положение, контактор К2М обесточивается, контакты К2(1-2)М размыкаются. Статор двигателя и электромагнит отключены от сети, привод остановлен и расторможен. Эта простейшая схема является базой разработки схем фрикционного торможения электродвигателей станочного оборудования, в которых учитывается необходимость реверса, защитных ограждений, сигнализации.
Схема управления асинхронным двигателем с использованием динамического торможения. Такая схема приведена на рис. 4.16. Динамическое торможение, в отличие от торможения противовключением и фрикционного метода, является плавным, мягким торможением. Включение электродвигателя в сеть осуществляется при нажатии кнопки SI («пуск»). Контактор K1M будет включен, замкнутся три главных контакта К1(1-3)М в силовой цепи, замкнется вспомогательный контакт K1А.1, разомкнется контакт К1А.2, замкнется контакт К1А.З, после чего включится реле времени Д1М и замкнет свой контакт РДТ в цепи катушки контактора К2М, которую несколько раньше разомкнул контакт К1А.2.

Отключение статора электродвигателя от сети переменного тока и торможение осуществляется нажатием кнопки S2 («стоп»). Контактор К1М теряет питание, главные контакты К1(1-3)М размыкаются, размыкаются вспомогательные контакты K1A.1, К1А.3, и замыкается контакт К1А.2. Катушка реле времени Д1M теряет питание, однако замыкающий контакт РДТ, будучи ранее замкнутым, разомкнется с выдержкой времени, которая несколько превышает длительность торможения двигателя. При замыкании контакта К1А.2 катушка контактора К2М получит питание, разомкнется вспомогательный контакт блокировки К2А и замкнутся контакты К2(1-2)М. В обмотку статора подается постоянный ток. Обмотка создает неподвижный в пространстве магнитный поток. Во вращающемся по инерции роторе индуцируются ЭДС.
Взаимодействие токов ротора, вызванных этими ЭДС, с неподвижным магнитным потоком создает тормозной момент двигателя


где Mн - номинальный момент двигателя; nс - синхронная скорость двигателя; I"р - приведенный к статору ток ротора; R"р - полное активное сопротивление ротора, приведенное к статору; nд - относительная скорость двигателя, nд = n/nс.
После размыкания контакта реле времени РДТ схема приходит в исходное состояние, двигатель плавно останавливается. Для ограничения постоянного тока служит дополнительный резистор Rт. На базе этой схемы созданы схемы управления электродвигателями лесопильных рам, шпалорезных и других крупных круглопильных станков.
Схема тиристорного управления пуском и торможением асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором. Такая схема изображена на рис. 4.17. В типовой схеме разомкнутого управления асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором в качестве силовых элементов, включенных в статорную цепь двигателя, используются тиристоры в сочетании с релейно-контактными аппаратами в цепи управления. Тиристоры выполняют роль силовых коммутаторов и, кроме того, легко позволяют осуществлять необходимый темп изменения напряжения на статоре двигателя регулированием угла включения тиристоров.

При пуске плавное изменение угла включения тиристоров дает возможность изменять приложенное к статору напряжение от нуля до номинального, тем самым ограничивать токи и момент двигателя. Схема содержит устройство динамического торможения в виде демпфирующего контура. Применение шунтирующего тиристора, замыкающего цепь тока между двумя фазами, приводит к увеличению постоянной составляющей тока, что создает достаточный тормозной момент в области высокой угловой скорости.
Рассмотрим типовую схему комплектного устройства, состоящего в силовой части из группы включенных встречно-параллельно тиристоров VS1...VS4 в фазах А и С и одного короткозамкнутого тиристора между фазами А и В - V5 для управления асинхронным двигателем М. Схема включает блок управления тиристорами БУ и релейно-контактный узел управления.
Нажатием кнопки S1 включается реле K1M и К2М, на управляющие электроды тиристоров VS1...VS4 подаются импульсы, сдвинутые на 60° относительно питающего напряжения. К обмоткам статора двигателя подается пониженное напряжение, уменьшаются пусковой ток и пусковой момент. Ротор двигателя увеличивает скорость вращения, разгоняется. Размыкающий контакт реле К1.2 отключает реле К3M с задержкой времени, зависящей от параметров резистора R7 и конденсатора С4. Размыкающими контактами реле К3М шунтируются соответствующие резисторы в блоке управления тиристорами БУ, и к статору прикладывается полное напряжение сети.
Для остановки двигателя нажимается кнопка S3, обесточивается релейная схема управления, тиристоры VS1...VS4 и напряжение со статора двигателя снимается. При этом за счет энергии, запасенной конденсатором С5, включается на время торможения реле К4М, которое своими контактами К4.2 и К4.3 включает тиристоры VS2 и VS5. По фазам А и В в обмотки статора двигателя протекает ток однополупериодного выпрямления, что обеспечивает эффективное динамическое торможение.
Сила тока, а следовательно, и время динамического торможения регулируются резисторами R1 и R3. Эта схема также имеет шаговый режим. При нажатии кнопки S2 включается реле K5M, которое своими контактами KS.3 и К5.4 включает тиристоры VS2 и VS5. В этом случае по фазам А и В в обмотки статора двигателя протекает ток однополупериодного выпрямления. При отпускании кнопки S2 выключается реле K5M и тиристоры VS2 и VS5; при этом на короткое время за счет энергии, запасенной в конденсаторе Сб, включается реле, которое своим контактом К6.2 включает тиристор VS3, и ротор двигателя поворачивается на некоторый угол вследствие поворота примерно на такой же угол результирующего вектора потока статора.
Шаг поворота зависит от напряжения сети, момента статической нагрузки, момента инерции привода и среднего значения выпрямленного тока. Реализация пошагового режима работы двигателя проводится после его остановки, так как реле К5М первоначально можно включить только после замыкания размыкающих контактов K1.5, К4.1. Шаговый режим работы двигателя создает благоприятные условия наладки.
Схема управления асинхронными электродвигателями с фазным ротором в функции времени. Такая схема представлена на рис. 4.18. Защита силовых цепей двигателя от токов короткого замыкания осуществляется с помощью реле максимального тока FI, F2, F3; защита от перегрузок - электротепловыми реле F4(1-2), нагревательные элементы которых включены через трансформаторы тока TT1, ТТ2. Цепи управления защищаются автоматическим выключателем F5, имеющим максимальную токовую защиту.
При включении рубильника SI и автоматического выключателя FS получит питание реле времени Д1М и замыкающие контакты его Д1А.1, Д1А.2 закроются, тем самым подготовится цепь включения реле времени Д2М и контактора K1M. Размыкающий контакт Д1А.3 разомкнется и выключит цепь катушек контакторов ускорения К2М, R3М, К4М.

При последующем нажатии кнопки S2 («пуск») через замкнувшийся ранее контакт Д1А.2 включится контактор K1M, замкнутся главные контакты К1(1-3) M в силовой цепи, в обмотку статора двигателя M будет подано напряжение. В обмотку ротора при этом включены все пусковые резисторы. Начинается пуск двигателя на первой реостатной характеристике. Одновременно закроется вспомогательный контакт K1A.3, шунтирующий пусковую кнопку, и замкнется контакт K1A.2, через который подается питание в цепь катушек реле времени Д2М, Д3М. Размыкающий вспомогательный контакт K1A.1 отключит цепь реле Д1М, которое отпускает якорь с выдержкой времени при отключении его катушки. Поэтому Д2М не сразу включится и его размыкающий контакт Д2А.1 будет открыт.
Следует отметить, что размыкающий контакт Д1А.З остается еще открытым; по истечении времени выдержки реле Д1М его замыкающий контакт Д1А.1 (а также Д1А.2) откроется, а размыкающий Д1А.З - закроется. В результате этих переключений в схеме управления включится контактор К2М и будет шунтирована первая пусковая ступень резистора - двигатель с первой реостатной характеристики перейдет на вторую, разогнавшись до большей угловой скорости. Кроме того, выключится реле времени Д2М и его размыкающий контакт с выдержкой времени Д2А.1 замкнет цепь катушки контактора К3М, который сработает и замкнет свои контакты К3(1-2)М, т.е. шунтируется вторая пусковая ступень резистора - двигатель переходит на третью реостатную характеристику.
Наконец, после размыкания с выдержкой времени замыкающего контакта Д2А.1 выключится реле Д3М - с выдержкой времени, на которое настроено реле Д3М (соответственно времени пуска двигателя на последней реостатной характеристике), замкнется его контакт Д3А.1, включится контактор К4М и замкнет свои контакты К4(1-3)М. Обмотка ротора будет замкнута накоротко и двигатель будет заканчивать свой разгон в соответствии с его естественной характеристикой. Этим и заканчивается ступенчатый пуск асинхронного двигателя, контролируемый в функции времени электромагнитными реле времени Д1М, Д2М, Д3М.
Останов двигателя производится нажатием кнопки S3. Схема используется для привода механизмов, не требующих реверса, длительность торможения которых после отключения двигателя не имеет существенного значения. В частности, на базе этой схемы создаются схемы управления главным электродвигателем лесопильных рам.

В статье рассмотрена схема пуска асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором с помощью нереверсивного и реверсивного магнитных пускателей.
Управление асинхронными двигателями с короткозамкнутым ротором можно производить с помощью магнитных пускателей или контакторов. При применении двигателей малой мощности, не требующих ограничения пусковых токов, пуск осуществляется включением их на полное напряжение сети. Простейшая схема управления двигателем представлена на рис. 1.

Рис. 1. Схема управления асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором с нереверсивным магнитным пускателем
Для пуска включается автоматический выключатель QF и тем самым подается напряжение на силовую цепь схемы и цепь управления. При нажатии кнопки SB1 «Пуск» замыкается цепь питания катушки контактора КМ, вследствие чего его главные контакты в силовой цепи также замыкаются, присоединяя ста­тор электродвигателя М к питающей сети. Одновременно в цепи управления замыкается блокировочный контакт КМ, что создает цепь питания катушки КМ (независимо от положения контакта кнопки). Отключение электродвигателя осуществляется нажатием кнопки SB2 «Стоп». При этом разрывается цепь питания контактора КМ, что приводит к размыканию всех его контактов, двигатель отключается от сети, после чего необходимо отключить автоматический выключатель QF.
В схеме предусмотрены следующие виды защит:

От коротких замыканий - с помощью автоматического выключателя QF и предохранителей FU;
от перегрузок электродвигателя - с помощью тепловых реле КК (размыкающие контакты этих реле при перегрузках размыкают цепь питания контактора КМ, тем самым отключая двигатель от сети);
нулевая защита - с помощью контактора КМ (при снижении или исчезновении напряжения контактор КМ теряет питание, размыкая свои контакты, и двигатель отключается от сети).
Для включения двигателя необходимо вновь нажать кнопку SB1 «Пуск». Если прямой пуск двигателя невозможен и необходимо ограничить пусковой ток асинхронного короткозамкнутого двигателя, применяют пуск на пониженное напряжение. Для этого в цепь статора включают активное сопротивление или реактор либо применяют пуск через автотрансформатор.

Рис. 2 Схема управления асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором с реверсивным магнитным пускателем
На рис. 2 приведена схема управления асинхронным двигателем с короткозамкнутым ротором с реверсивным магнитным пускателем. Схема позволяет осуществлять прямой пуск асинхронного короткозамкнутого двигателя, а также изменять направление вращения двигателя, т.е. производить реверс. Пуск двигателя осуществляется включением автоматического выключателя QF и нажатием кнопки SB1, вследствие чего контактор КМ1 получает питание, замыкает свои силовые контакты и статор двигателя подключается к сети. Для реверса двигателя необходимо нажать кнопку SB3. Это приведет к отключению контактора КМ1, после чего нажимается кнопка SB2 и включается контактор КМ2.
Таким образом, двигатель подключается к сети с изменением порядка чередования фаз, что приводит к изменению направления его вращения. В схеме применена блокировка от возможно­го ошибочного одновременного включения контакторов КМ2 и КМ1 с помощью размыкающих контактов КМ2, КМ1. Отклю­чение двигателя от сети осуществляется кнопкой SB2 и автома­тическим выключателем QF. В схеме предусмотрены все виды защит электродвигателя, рассмотренные в схеме управления асинхронным двигателем с нереверсивным магнитным пускателем.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: