Эмма мошковская мотылек читать онлайн. Эмма Мошковская для детей. Материалы к уроку

(15.04.1926 – ?.?.1981) родилась в Москве. Братья отца – знаменитый полярный лётчик Яков Мошковский, основоположник отечественной фармакологии Михаил Машковский. Как вспоминала сама поэтесса, семья была очень дружной, трудолюбивой. Девочку окружала атмосфера любви, сердечности, взаимопонимания. Эмма Мошковская с раннего возраста начала проявлять незаурядные вокальные способности, поэтому после окончания школы остановила свой выбор на Государственном музыкально-педагогическое училище имени Гнесиных. Окончив училище, она три года проработала по распределению солисткой Архангельской филармонии. Вернувшись домой, Эмма Мошковская поступила в оперно-хоровую студию при Московской консерватории. О литературной карьере даже не помышляла, хотя серьёзно интересовалась поэзией, писала стихи. Зачастую это были дружеские эпиграммы, шуточные тексты для застольных песенок знакомых бардов. В 1960 году Эмма Мошковская решилась отправить несколько своих стихотворений на суд редакции детского журнала «Мурзилка». К её удивлению, они были не только напечатаны, но даже получили высокую оценку Маршака и Чуковского, которые прочили начинающему автору большое будущее. Помимо «Мурзилки», Эмма Мошковская сотрудничала с журналами «Пионер» и «Вожатый», а 1962 год стал для неё поворотным – поэтесса выпустила свой первый сборник стихов для детей «Дядя Шар». Она быстро стала очень востребованным автором – за год издательства выпускали по две-три её книги. Помимо стихов Эмма Мошковская пробовала свои силы как прозаик, драматург, переводчик. Став членом Союза писателей, приняла решение закончить музыкальную карьеру, полностью посвятив себя литературе. В 70-е годы Эмма Мошковская пополнила свою творческую копилку несколькими сценариями для мультипликационных фильмов, а также двумя грампластинками с записями стихов. Её новые книги по-прежнему пользовались большим успехом у юных читателей. Справедливости ради надо сказать, что манера стихосложения поэтессы – нарочито детская, почти разговорная – часто вызывала критику коллег по цеху: однажды журнал «Крокодил» даже опубликовал довольно ядовитую пародию Виктора Завадского на стихотворение «Коровы жуют». Помимо этого Эмма Мошковская стала всё чаще ощущать полный упадок сил из-за нарастающих проблем со здоровьем. Последние годы жизни она практически не сочиняла ничего нового – дописывала, редактировала начатые когда-то стихи, ставшие позже основой посмертных сборников «Хорошие вести», «Дедушка Дерево». За прошедшие годы интерес к творчеству поэтессы нисколько не ослаб: книги активно переиздаются, её стихи, сказки, рассказы продолжают переводиться на разные языки мира, а песни на стихи Эммы Мошковской, написанные еще советскими композиторами, до сих пор исполняют «звёзды» отечественной поп- и рок-музыки. Секрет этого непреходящего успеха много лет тому назад сформулировал Самуил Маршак: «У неё есть то главное, что нужно детскому поэту: подлинная, а не наигранная веселость, умение играть с детьми, не подлаживаясь к ним». Жаль только, что до сих пор остаются неопубликованными «взрослые» лирические произведения, которые Эмма Мошковская писала на протяжении всей своей недолгой, но такой яркой жизни.

Стихи Эммы Мошковской для детей (тексты)

«Ангина», «Высота», «Жадина», «Трудный путь», «Весенняя арифметика»,«Паутина-золотина», «Какие бывают подарки», «Дело – к зиме...», «Все надели шубы», «Я маму мою обидел», «Попрощались», «Хороший вечер»,«Знаменитый акробат», «Мой замечательный нос», «Мчится поезд»,«Цыпленок шел в Куд-Кудаки», «Я ушел в свою обиду», «Два шага», «Кислые стихи», «Ночные стихи», «Ноc, умойся!», «Я пою», «Говорящая кошка»,«Подарите крокодила!»

Мошковская Эмма Эфраимовна
15 апреля 1926

Она получила профессию оперной певицы, но всю жизнь писала стихи для детей.

Эмма Эфраимовна Мошковская российская детская писательница и поэтесса родилась в Москве 15 апреля 1926 года. В 1954 году окончила музыкально-педагогическое училище имени Гнесиных по классу вокала (меццо-сопрано). Работала в Архангельской филармонии, затем - в оперно-хоровой студии при Московской консерватории.

В 1961 году были напечатаны первые стихи Мошковской в журналах «Мурзилка», «Пионер», «Вожатый». Ее стихи сразу получили положительные отзывы от С. Я. Маршака и К. И. Чуковского. В 1962 году Эмма Эфраимовна выпустила первый сборник стихов для детей «Дядя Шар». За ним последовали более 20 сборников стихов и сказок для дошкольного и младшего школьного возраста. В 1967 году Эмма Мошковская стала членом Союза писателей.

Кроме стихов она писала прозу, сказки, занималась переводами. Стихи были переведены на разные языки мира. Многие из них стали песнями («Двойка», «Окно», «Тараторы»). Песни на стихи Мошковской до сих пор можно услышать в исполнении «звезд» отечественной поп- и рок-музыки (например, Федора Чистякова и Сергея Мазаева).

«Бывают такие певчие птички, которым все нипочем. Холодно, а она чирикает. Дождь, мерзкая погода, а она знай чирикает. Ее посади в клетку, она и там беззаботно чирикает. Что и как она чирикает, безразлично. Главное, чирикать, чирикать и чирикать.
Со стороны Эмма Мошковская могла показаться такой певчей птичкой. Тем более что по профессии она и была певицей. Да и стихи ее, казалось, лились на бумагу слово за словом, строка за строкой сами собой. Эмма писала много и, на первый взгляд, легко. На самом деле и жизнь у нее была не сладкой, и уж беззаботной певчей птичкой никак ее не назовешь. Просто все стихи Мошковской, даже не совсем удачные, всегда были настоящей поэзией, которую вдыхаешь, как воздух».
Леонид Яхнин

Идёт бyльдог,
Две пары ног,
Приплюснyт нос,
Обрyблен хвост,
На шею емy дали
большие
медали.

Идёт бyльдог,
Идёт бyльдог,
Хозяйка держит поводок.
Хозяйка малолетняя,
На ней -
Панама летняя.

Ветром сдyло ей панамy!
За панамой
Надо прямо,
Премированный бyльдог
От панамы
Тянет вбок,
Тянет вбок,
Тянет вбок,
Вырывает поводок!..
Панама,
Панама,
Вкатилась в лyжy прямо.
Панама,
Панама,
Что скажет наша мама?..
Идёт бyльдог,
Идёт бyльдог
Звенит медалями бyльдог.
Бyльдог такой yродливый,
Такой неповоротливый!
Медали,
Медали,
Блестят его медали,
Медали,
Медали,
За что их только дали?..

С ранних годов поэтесса определяет себя в качестве литературного деятеля, творящего для непосредственных детских умов. Вспоминая себя на первых ступенях жизни, Мошковская решает, что всякий ребенок заслуживает большего количества сказок и поучительных историй. Обретя себя в качестве поэтической натуры, она принимается за создание стихов, знакомых и любимых многими с самых малых лет. Благодаря извечной динамичности, работы ее становятся народными песнями, исполняемыми молодежью на самых различных мероприятиях. Обретя известность, Эмма Эфраимовна не замирает на достигнутом уровне, продолжает с все возрастающим успехом адаптировать свои стихи для детей и достигает полного понимания их мироощущения.

В произведениях Мошковской каждый ребенок находит для себя любимого персонажа, столь похожего на него самого или людей из его окружения. Существа, порожденные гибким умом поэтессы, с легкостью становятся новыми друзьями, вызывая доверию и симпатию. Молодой читатель учится вместе с ними, ловя каждую фразу, высказанную обожаемым творением, и делает собственные выводы, берущие свою основу с ненавязчиво преподнесенных размышлений Мошковской. Красочность стихов Эммы Эфраимовны позволяет удерживать внимание в течение весьма долгого промежутка времени, позволяя сюжету и информации закрепиться в столь непостоянном сознании.

Эмма Мошковская

Стихи Мошковской. Митя - сам

Он сам
Отправился в лес.
Сам
На берёзу полез.
Сам
Ухватился за ветку.
Сам
Оцарапал коленку.
Сам
Свалился с берёзы.
Сами
Закапали слёзы.
Он сам свои слёзы вытер,
Никто-никто их не видел!
Один только ветер увидел,
Видел, но только не выдал!
Ветер и виду не показал!
И никому-никому не сказал!

Стихи для детей Мошковской. Мчится поезд

Чух-чух,
Чух-чух,
Мчится поезд
Во весь дух,
Паровоз пыхтит.
– Тороплюсь! – гудит, –
Тороплюсь,
Тороплюсь,
Тороплю-у-усь!

Рисунки Е.Запесочной

Эмма Мошковская
ЗООПАРК

Это - ФИЛИН.
Днём он спит.
У него усталый вид.
Ночью
спать не хочется:
ночью
он охотится!..

Нет у НОСОРОЖИКА
никакого рожика.
Будет рожик у меня!
Мне всего ещё три дня!


Умывается ТИГРИЦА,
и тигрята моют лица.
Моет уши папа,
А мочалка - лапа.

С собой иголки носит.
Ни у кого не спросит.
Зачем они все сразу
нужны
ДИКОБРАЗУ?

ЕНОТ
Он моет пищу,
чтоб пища
стала чище.
Вымоет как следует,
а потом обедает.

Рисунки И.Огарева

Эмма Мошковская. Стихи для детей

Вежливое слово


1.
Театр открывается!
К началу все готово!
Билеты продаются
За вежливое слово.

2.
В три часа открылась касса,
Собралось народу масса,
Даже ежик пожилой
Притащился чуть живой:.

3.
Подходите,
Ежик, ежик!
Вам билет в каком ряду?

4.
Мне поближе:
Плохо вижу.
Вот Спасибо! Ну пойду.

5.
Говорит Овечка:
- Мне - одно местечко!
Вот мое. Благодарю -
Доброе словечко.

6.
Утка: - Кряк! Целый ряд.
Для меня и для ребят!
И достала Утка
Доброе Утро.

7.
А Олень - Добрый день!
Если только вам не лень,
Уважаемый кассир,
Я бы очень попросил
Мне, жене и дочке
Во втором рядочке
Дайте лучшие места,
Вот мое - Пожалуйста!


8.
Говорит Дворовый пес:
- Поглядите, что принес!
Вот мое Здорово -
Вежливое слово.
Вежливое слово!
Нет у вас другого?
Вижу в вашей пасти Здрасте
А здорово бросьте! Бросьте!


9.
- Бросил! Бросил!
- Просим! Просим!
Нам билетов -
Восемь! Восемь!
Козам, Лосям,
Благодарность
Вам приносим.

10.
И вдруг, отпихнув,
Старух, стариков
Петухов, Барсуков:
Вдруг ворвался
Косолапый,
Отдавил хвосты и лапы.
Стукнул Зайца пожилого:

11.
- Касса, выдай мне бил
- Ваше вежливое слово?
- У меня такого нет.

12.
Ах, у вас такого нет?
Не получите билет.
- Мне - билет!
- Нет и нет.
- Мне билет!
- Нет и нет.

13.
Не стучите - мой ответ
Не рычите - мой совет.
Не стучите, не рычите,
До свидания, привет.

14.
Ничего кассир не дал!
Косолапый зарыдал,
И ушел он со слезами,
И пришел к мохнатой маме.

15.
Мама шлепнула слегка
Косолапого сынка
И достала из комода
Очень вежливое что-то:

16.
Развернула, и встряхнула,
И чихнула, и вздохнула:
- Ах, слова какие были!
И не мы ли их забыли?


17.
Изволь: Позволь:
Их давно уж съела моль!
Но Пожалуйста: Прости:
Я могла бы их спасти!

18.
Бедное Пожалуйста,
Что от него осталось-то?
Это слово золотое
Это слово залатаю!

19.
Живо-живо положила
Две заплатки..Все в порядке!
Раз-два! Все слова
Хорошенько вымыла,
Медвежонку выдала:

20.
До Свиданья, До скаканья
И еще До кувырканья,
Уважаю очень Вас:
И десяток про запас.

21.
- На, сыночек дорогой,
И всегда носи с собой!

22.
Театр открывается!
К началу все готово
Билеты предлагаются
За вежливое слово!
Вот уже второй звонок!
Медвежонок со всех ног
Подбегает к кассе:

23.
- До Свиданья! Здрасте!
Доброй ночи! И Рассвета!
Замечательной зари!
И кассир дает билеты -
Не один, а целых три!


24.
С Новым годом!
С Новосельем!
Разрешите Вас обнять!
И кассир дает билеты -
Не один, а целых пять.

25.
Поздравляю с Днем
Рожденья!
Приглашаю Вас к себе!
И кассир от восхищенья
Постоял на голове!


26.
И кассиру во всю силу
Очень хочется запеть:
"Очень-очень-очень-очень -
Очень вежливый Медведь!"

27.
- Благодарен! - Извиняюсь!
- Славный парень!
- Я стараюсь!
- Вот какая умница!

28.
Вот идет Медведица,
И она волнуется,
И от счастья светится!
-Здравствуйте, Медведица!
Знаете Медведица,
Славный мишка, ваш сынишка,
Даже нам не верится!


29.
- Почему не верится?
Говорит Медведица, -
- Мой сыночек-молодец!
- До Свидания!


Конец.

Стихи Мошковской

3ЯБЛИК СОГРЕЛСЯ

Зяблик: - Пинь! Пинь! Пинь!
Шубу скинь! Скинь! Скинь!
Зяблик распелся -
зяблик согрелся.


Эмма Мошковская. Капризы

Все капризы у Оксанки
Соберём в большие санки.
Отвезём в далёкий бор,
Дальше моря, дальше гор!
И оставим возле ёлки...
Пусть едят их злые волки!


Стихи Мошковской для детей

ДОЖДИК ВЫШЕЛ ПОГУЛЯТЬ

Дождик вышел погулять.
Глядь,
Из-за поворота
Выползает кто-то
С фонарищами-глазищами,
С поливальными усищами!
Поливает,
Поливает!
Всё умылось,
Всё сверкает!
И сияет мостовая.
Мостовая,
Как живая.
Дождь
Остановился -
Страшно рассердился:
- Очень мокро здесь идти!
Нам вдвоём
Не по пути.


Эмма Мошковская

МАША И КАША

Вот это -
Хорошая девочка.
Зовут эту девочку Маша!
А это -
Её тарелочка.
А в этой тарелочке...
Нет, не каша,
Нет, не каша,
И не угадали!
Села Маша,
Съела кашу -
Всю,
Сколько дали!

Стихи для детей. Стихи Мошковской

УТРЕННИЙ ПРИКАЗ


Кран,
Откройся!
Нос,
умойся!
Глаз,
купайся!
Грязь,
сдавайся!

? с. 61 — 62 – Вы уже прочитали рассказ Юрия Коваля «Вода с закрытыми глазами»? – спросила Анишит Йокоповна. – А теперь прочтите стихотворение Эммы Мошковской на странице 62. Подумайте, что общего у рассказа и стихотворения? Их связывает общая тема или основная мысль?
Как ты ответишь на эти вопросы?

Заканчивает главу «Учимся любить» стихотворение Эммы Мошковской «Нужен он…», в котором речь идёт о необходимости иметь рядом «Хорошего Человека». Своей основной мыслью это стихотворение связано с рассказом Юрия Коваля «Вода с закрытыми глазами» (Литературное чтение, 3 класс, 1 ч., с. 55). «Хороший Человек» нужен, «…если кто-нибудь простужен, // или просто нету сил, // или просто загрустил…». Кому был нужен «Хороший Человек» в рассказе Юрия Коваля? Кто выступил этим «Хорошим Человеком»?

В какие моменты жизни, по мнению поэтессы, человеку нужна помощь и поддержка?
Зависит ли, по мнению Эммы Мошковской, потребность в поддержке и дружеском участии
от внешности и возраста человека?
Ты соглашаешься с таким мнением поэтессы, или у тебя другое мнение?

Поэтесса Э. Мошковская говорит как раз о том, что помощь или поддержка, дружеское участие необходимы любому – и взрослому, и ребёнку – везде и всегда: «Нужен он зимой и летом // и блондинам, и брюнетам, // …тонким, толстым, // нужен взрослым и ребятам… // Нужен он сию минуту! // Нужен через много лет!.. // Очень нужно, чтобы всюду // был Хороший Человек».

Таким образом, потребность в дружеском участии может возникнуть у любого человека независимо от его возраста, внешности, характера и т. д. Более того, «Хороший Человек» – это не профессия; «Хороший Человек» также не зависит от возраста или внешности. Любой из нас может стать «Хорошим Человеком».

«Хорошему Человеку» свойственна доброта, внимательное отношение к окружающему, ум, способность к сопереживанию и т. д.

А рядом с тобой есть такой Хороший Человек, который поможет и поддержит? Это взрослый человек или кто-то из твоих одноклассников?
Сможешь ли ты сам(а) стать для кого-то таким человеком?

Здесь надо привлечь свой личный жизненный опыт. Необходимо прийти к выводу, что (повторимся): а) любой из нас периодически испытывает потребность в «Хорошем Человеке»; б) таким «Хорошим Человеком» может стать каждый из нас.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: