Почему медуза горгона так называется. Древние мифы современности: Афина и Медуза Горгона. Медуза Горгона в искусстве

УДК 159.964.2 © Ларин Н.А., 2013 ГОРГОНА МЕДУЗА -ЖЕРТВА И УБИЙЦА. ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация. В статье представлен психоаналитический разбор мифа о Медузе Горгоне, раскрыты психодинамические отношения главных персонажей мифа и обоснована психодинамическая модель поведения.

Ключевые слова: миф, психодинамические отношения, ли-тамэн, психодинамическая модель, индивидуальная история, родовые ценности.

© Larin N.A., 2013 GORGON MEDUSA -VICTIM AND THE MURDERER. PSYCHODYNAMIC MODEL

Abstract. The article presents a psychoanalytic analysis of the myth of Medusa the Gorgon, are disclosed psychodynamic relationship of the main characters of myth and proved psihodina-nomic model of behavior.

Key words: myth, psychody-namic relations litamen, psycho-dynamic model, individual history, ancestral values.

«Душа или покоряется природным склонностям, или борется с ними, или побеждает их. От этого - злодей, толпа и люди высокой добродетели».

М. Ю. Лермонтов

Мало кому известно о том, что миф о Медузе Горгоне является одним из самых древних греческих мифов, дошедших до нас. Его пересказывали еще задолго до Гомера. А маски «Горгонейон», отображение которых находят на одеждах и латах древних греков, только подтверждают факт глубокой древности этого мифа. По этой причине существует множество расхождений при изложении этого мифа разными авторами. Нами был взят классический миф о похождениях Персея и пересказан с позиции Медузы Горгоны.

Вначале обратимся к этимологии слов. Медуза, или Ме5оша (греч.) - это женское имя, в переводе означающее «защитница, стражник, повелительница», а Горгона - это вид чудовищ, к которому относилась Медуза.

Миф о Медузе Горгоне. Горгоны были рождены от союза Форка и Кето, а Медуза была младшей среди них и единственной смертной из сестер. Но это легко компенсировалось ее молодостью и красотой. Она была настолько прекрасна, что хотела состязаться в красоте с Афиной, хотя и была служительницей ее храма. Глаза Медузы были настолько обворожительны, что стоило ей только взглянуть на человека, как его душа и сердце были навеки пленены. А её волосы были настолько шелковистыми и чарующими, что при виде их люди не могли отвести глаз. И эта красота смогла пленить даже великого Посейдона, бога морей и океанов. Он, обратившись в птицу, взял силой Медузу, когда она была в храме Афины. Увидев прелюбодеяние Медузы в своем храме, Афина в ярости прокляла Медузу, изменив ее облик. Волосы ее обратила в головы змей, а взгляд ее стал убивать любого, кто посмотрел бы на нее.

Скрыв целомудренный лик. Чтоб грех не остался без кары, В гидр ужасных она волоса обратила Горгоны. Ныне, чтоб ужасом тем устрашать врагов оробевших, Ею же созданных змей на груди своей носит богиня.

(Публий Овидий Назон. Метаморфозы. Книга 2. 800-804) В агонии и ужасе от проклятия Медуза скрылась из города, сбежав к сестрам своим, другим Горгонам. И возненавидела Медуза Горгона всех людей, и стала убивать своим взглядом любого, кто проходил мимо ее пещеры, будь то человек или животное, обращая их в камень.

Каждый росток молодой с еще не скудеющим соком, Яд чудовища впив, мгновенно становится камнем; (Публий Овидий Назон. Метаморфозы. Книга 4. 743-744) И на дорогах - людей и животных подобья, тех самых,

Что обратились в кремень, едва увидали Медузу.

(Публий Овидий Назон. Метаморфозы. Книга 4. 780-781) Так и жила Медуза Горгона в боли и страданиях от своего проклятия и ненависти ко всему, пока Пересею не было поручено царем Полидектом убить Медузу. Справиться с Медузой помогли Персею боги - Афина и Гермес. По их совету он отправился к Граям, сестрам Медуз. Прибыв к дочерям Форка, Энио, Пефредо и Дино, Персей украл их единственный глаз, тихонько подставив руку, когда они передавали его друг другу. У Грай не было выбора, кроме как в обмен на свой глаз указать путь к Горгонам и отдать Персею крылатые сандалии, волшебный мешок и шапку-невидимку Аида. От Гермеса Персей получил в подарок острый кривой нож, а от Афины - отполированный медный щит. Вооружившись, Персей пошел на бой с Медузой. Глядя на ее отражение в щите, чтобы не окаменеть, Персей приблизился к Медузе и, поднявшись в воздух на крылатых сандалиях, смог отрубить ей голову.

Персей схватил окровавленную голову Медузы и положил ее в волшебный мешок. Но услышав предсмертные крики Медузы, другие Горгоны уже знали, что с их сестрой произошло что-то неладное. Персей спрятался от них с помощью шапки-невидимки Аида и сбежал из логова Горгон.

Из потоков крови, пролившихся из тела обезглавленной Медузы, вышли два дитя Посейдона - крылатый конь Пегас и великан Хрисаор, отец трехтело-го Гериона.

Скрытый, смело пройдя с их страшным лесом трескучим, К дому Горгон подступил; как видел везде на равнине И на дорогах - людей и животных подобья, тех самых, Что обратились в кремень, едва увидали Медузу; Как он, однако, в щите, что на левой руке, отраженным Медью впервые узрел ужасающий образ Медузы; Тяжким как пользуясь сном, и ее и гадюк охватившим,

Голову с шеи сорвал; и еще - как Пегас быстрокрылый С братом его родились из пролитой матерью крови.

(Публий Овидий Назон. Метаморфозы. Книга 4. 776-790)

Афина собрала кровь, вытекшую из тела Медузы. Та, что текла из левой части, - несла смерть, по преданию, капля этой крови, попавшая на земли Ливии, породила множество ядовитых змей, убивавших все живое. А та кровь, что текла из правой части, несла жизнь и использовалась Асклепием для спасения людей.

Голова же Медузы даже после смерти не потеряла своей силы, она все так же могла превратить любого в камень, и Персей еще не раз воспользовался этим волшебным свойством головы. Он обратил в камень Кето, мать Горгон и Грай, опустошавших земли Эфиопии, обратил в камень царя Полидекта и его слуг, преследовавших Данаю, мать Персея, и даже Атланта, могучего титана, державшего на своих плечах небосвод. И после всех этих событий голова Медузы Горгоны была помещена на эгиду Афины в назидание и устрашение врагам.

Анализ мифа. В данной работе мы будем рассматривать миф о Медузе с трех сторон, как это было сделано Дж. Холлисом в книге «Мифологемы»: как психодинамическую структуру, как индивидуальный сценарий и как семейный сценарий.

Рассматривая миф в качестве психодинамической модели, мы будем говорить и постараемся объяснить на примере модели поведения то, как человек себя ведёт ситуативно. Рассматривая миф как индивидуальную историю, рассмотрим, как образ, находясь в тени, незаметно управляет нашим поведением и судьбой, направляя нас, а порой и руководя нами. С точки же зрения семейного сценария, мы поговорим о том, как образ жизни Медузы может проявляться в семье. При этом под семьей будем иметь в виду не только группу людей, связанных между собой родственными узами, но и более крупные социальные

группы, объединенные единым целым, такие, например, как нацию, население страны, народ.

Непосредственно анализ разделим на три части в соответствии с пониманием того, как можно трактовать и анализировать миф, описанный выше. Также мы дополним трактовку мифа описанием через его символизм поведения толпы, или социума. В каждой из трактовок мифа условно выделим три части, последовательно раскрывающие то, что провоцирует «активацию» архетипа, особенности ее протекания и то, как «победить» этот «образ» в душе.

Психодинамическая модель. В мифе говорится, что изначально Медуза была обычной, хотя и невероятно красивой девушкой. С точки зрения психодинамической модели, нам это не столь интересно. Для нас имеет значение само «превращение», а точнее, момент, когда будет нажат курок спускового механизма, когда сработает триггер, запускающий всю модель поведения. Для этого мы должны обратить внимание на момент, предшествующий самому превращению. Что произошло с Медузой? Согласно мифу, на нее напал и изнасиловал Посейдон - персонаж божественного происхождения. Чтобы раскрыть суть этого образа, зададим вопрос: «Кто такой Посейдон? Какой он?» Во-первых, это мужчина, причем мужчина сильный как физически, так и духовно, имеющий большую власть и могущество. Переводя этот образ в сценарные матрицы, необходимо сказать, что гораздо важнее, чем пол, социальный статус этого человека, его положение. Он занимает статус выше, чем человек, сценарная матрица которого рассматривается, - литамэн (от лат. Litamen - жертва).

Что же сделал Посейдон? Совершил насилие. Он по сути использовал свою силу и власть, чтобы овладеть Медузой. С точки зрения психодинамической модели, насилие может быть не обязательно физическим. В данном случае, скорее, идет речь о некой демонстрации своего статуса, силы, власти и использовании их в агрессивной форме по отношению к литамэну. При этом ли-тамэн не может сопротивляться, точнее, он не может дать полноценный отпор

агрессору. Для примера можно привести следующий сценарий: начальник (агрессор) отчитывает или кричит на подчиненного (литамэн). Подчинённый пытается что-то возразить, но начальник давит своим авторитетом или/и властью и не допускает оправданий или даже использует их против подчиненного. Подчиненный чувствует злобу и гнев на начальника, ругаясь на него про себя или рассказывая о несправедливости своим близким или коллегам, но это не уменьшает первичный гнев, так как он не может ничего высказать начальнику в том виде, в котором хочет. Момент, когда начальник кричит на своего подчиненного, и является триггером для активизации психодинамической модели. Момент накопления гнева является, с нашей точки зрения, «превращением».

Рассмотрим теперь период после превращения, или перевоплощения, когда Медуза становится монстром и начинает уничтожать все живое вокруг себя. С точки зрения психодинамической модели, после превращения литамэн начинает сам проявлять агрессию. Но из-за отсутствия возможности непосредственно отомстить обидчику гнев распространяется на любого, кто оказывается рядом, подобно тому, как люди лишь от одного только взгляда Горгоны становились статуями Автор сам не раз наблюдал следующую сцену: человеку звонят по телефону, он молча выслушивает все и вешает трубку, а когда к нему кто-либо обращается - знакомые, дети, близкие или даже незнакомые люди - человек фактически срывается на крик, ругаясь или отвечая так, что создаётся впечатление, что он готов «убить». При этом со стороны создавалось впечатление, что у литамэна поднимались волосы дыбом, напоминая змей на голове Медузы Горгоны.

Нужно заметить, что существует разница между целенаправленным высвобождением эмоций и высвобождением эмоций на людях, попавших в поле внимания литамэна. Первый случай мы не рассматриваем, так как эта модель, как правило, носит сознательный или условно (частично) сознательный характер. Для нас интереснее именно второй случай, когда эмоции направляются

«вслед» за вниманием. А что нужно, чтобы обратить на себя внимание литамэ-на? Достаточно обратиться к нему, толкнуть его или даже дотронуться. Момент выхода эмоции - это символическое снятие с себя «проклятия». Возможно, существует «передача проклятия», но, как правило, эта передача не является задачей или целью литамэна. Но «снятие» или «передача» образа Медузы не является лишь временной мерой. И здесь мы вынуждены обратиться к личности носителя психодинамической модели. Если мы говорим о том, что данная модель является довольно частым способом поведения, практически на уровне характера, то мы можем говорить о противоречиях, диссонансе архетипов Самости и Персоны. Именно этот диссонанс является «батарейкой» для психодинамической модели. Очевидно, единственный способ «отрезать голову Медузе», это разрешить конфликт двух архетипов или найти способы перенаправления энергии. Но мы должны заметить, что последний вариант может спровоцировать вытеснение конфликта и впоследствии активировать другие защитные механизмы.

Индивидуальная история. С точки зрения индивидуальной истории, жизнь Медузы рассматривается как некий путь, который преодолевает человек, двигаясь от одной точки к другой. Мы будем называть эти точки значимыми жизненными событиями (далее - ЗЖС), которые носят личный характер, другими словами, важность этих событий имеет сугубо субъективный характер, а переживание носит относительно объективную форму. Формы переживание могут быть различны. В данном контексте важна не только отправная точка, но и то, что ей предшествовало. Для этого обратимся к мифу. О Медузе говорится, что она была красивой девушкой, для нас это показатель не только красоты, а определенной успешности литамэна как в личной жизни, так, возможно, и в делах несколько иного рода. Желание состязаться в красоте - это также определенная характеристика литамэна как человека самолюбивого, с завышенной самооценкой, а возможно даже, нарцистичного типа личности. Отправной точ-

кой будет момент по ходу изложения мифа, когда Посейдон заинтересовался Медузой и возжелал ее. Для нас это момент пересечения с каким-то человеком или группой людей. И мы должны сказать, что в этот момент история становится не только историей литамэна, но и других людей. Одни из них потом встанут на сторону «Агрессора» или уже встали, но не продемонстрировали этого, а другие займут позицию «Судьи», который изначально настроен против литамэна, но взаимодействие с ним носит близкий характер. В мифе в роли «Судьи» выступила Афина, в храме которой служила Медуза, что говорит об определенной близости между «Судьей» и литамэном, причем эта близость может носить не только духовный характре. Для литамэна важны определенные взаимодействия с соответствующими людьми. При этом необходимо оговориться, что хотя литамэн их воспринимает как равных, в реальности существует разница между литамэном и будущим «Агрессором». Точкой начала перевоплощения служит момент, когда «Агрессор» проявит некое целенаправленное действие против литамэна, это может быть насилие, подобное тому, как Посейдон взял силой Медузу в мифе. Окончанием превращения станет оценка действий литамэна «Судом». Как уже говорилось ранее, «Суд» изначально настроен против литамэна, при этом негативное отношение может не носить открытый характер или, более того, иметь бессознательный характер. Афина прокляла Медузу, обвинив ее саму во всех бедах и отняв у нее самое ценное, чем она обладала, - внешность. «Судья» выносит оценку действиям литамэна не в его пользу, тем самым провоцирует усиление и определенное закрепление негативных чувств, оставленных после деятельности «Агрессора». И дальнейшая дорога литамэна идет через гнев, боль и злобу. В жизни агрессором может являться тот, кто отнимет самое дорогое или крайне важное для литамэна. Так, может иметь место посягательство на честь человека или неполучение им желаемого результата (например, назначения на должность). И после этого превращения литамэн начинает воспринимать всех как «врагов», замыкается и пы-

тается избежать лишних встреч. Медуза в мифе при этом нашла убежище у своих сестер. Однако мы должны заметить, что сестры ее тоже были чудовищами. Проклятие было помещено в среду, где оно в лучшем случае остается без изменений, а в худшем - усиливается и закрепляется, «варится в собственном соку».

Выше было описано одно из возможных ЗЖС, а именно - уход в себя и возвращение к родным. Но это ЗЖС не является обязательным. Медуза после проклятия начала убивать любого, на кого она смотрела, и в мифах не говорится о других ее деяниях в этот период жизни. Рассмотрим подробнее, почему все становятся потенциальными врагами литамэна. Здесь есть две модели. Из-за невозможности отомстить непосредственно «Агрессору», согласно психодинамической модели, литамэн ищет ему замену. И во время замены может произойти обобщение, основанное на каком-то признаке. Особенно если в поведении объекта подмены наблюдаются те же черты, которые свойственны «Агрессору» и на основании которых будет происходить обобщение. Схожий процесс может иметь место при неоднократном повторении «агрессии» по отношению к литамэну со стороны разных людей.

Другой вариант развития обобщения происходит за счет такого защитного механизма, как интеллектуализация. Литамэн ищет и находит субъективно-рациональную закономерность в произошедшем. Такая закономерность может быть ложно-рациональной из-за особенностей психического состояния литамэ-на после «агрессии» или из-за неверного толкования какого-либо жизненного эпизода. Однако допускаем и то, что литамэн может найти некую объективную причину произошедшего и не будет переоценивать эту причину. В этом случае мы предполагаем, что литамэн не будет воспринимать себя как жертву и не станет литамэном как таковым. Но важно, чтобы осознание этого происходило на всех уровнях. В случае, если эмоциональное напряжение «перейдет» в обобщаемый фактор, будет происходить символическая подмена. Мы допуска-

ем, что вследствие интеллектуализации эмоциональное напряжение будет снято, и этот процесс будет происходить неосознанно из-за «включения» такого защитного механизма, как вытеснение. При этом могут быть вытеснены как эмоции, так и сам факт «агрессии».

Возможен и третий вариант, при котором над «Агрессором» свершается месть, и в этот момент происходит обобщение аналогично первой модели, однако данный вариант нельзя назвать каноническим, он имеет несколько другие черты, нежели те, которые проявляла Медуза.

Следующее ЗЖС - месть. После нахождения «жертвы» по обобщенному признаку будет совершаться месть. Как правило, месть - это повторение «агрессивного» действия или некоего его эквивалента. Но, как указано выше, «агрессивное» действие субъективно, соответственно, оценка значимости также субъективна. В мифе говорится, что Медуза из-за потери лица в буквальном и переносном смысле стала забирать жизни у людей. Как мы видим, ценности находятся в разных категориях, однако в системе ценностей Медузы они равнозначны. Как и Медуза, литамэн может стремиться к более значимой «агрессии». После непосредственного проведения мести литамэн ощущает некое облегчение, но груз прошлого заставляет его повторять этот эпизод жизни снова и снова. В данном случае месть можно рассматривать как сверхценную идею, которая затуманивает разум, и именно из-за этого человек не способен выйти из своего состояния, так сказать, снять фиксацию. Поэтому в той или иной мере месть будет повторяться длительное время, пока не спадет эмоциональное напряжение или не будет достигнута цель, поставленная в процессе обобщения. Как правило, в последнем случае целью является непосредственно сам «Агрессор», но тогда может сработать третья модель обобщения, даже если одна из первых двух уже сработала. Однако литамэн способен справиться с местью или символически ее завершить и продолжить свою историю, уже преодолев в себе позывы к мести.

Родовые ценности. Для начала анализа родовых ценностей вспомним, кем были родители Медузы. Это Форка и Кето. Отец - царь, правитель, носитель символов власти и могущества, богатства и дозволенности. Мать - монстр, чудовище, всесильное и неуязвимое, свирепое и безжалостное. Оба этих образа как отражение семьи, как отражение Анимы и Анимуса не способствуют развитию здорового Я. Если говорить, что чудовище - это безумие, агрессия, все то, на что мир смотрит с ужасом и отвращением, то тогда это можно трактовать как нечто уже заложенное в крови, о чем свидетельствует уродство сестер Горгоны. Но она, как изложено в мифе, имела человеческую внешность. Это - проявление отцовской стороны, так как согласно мифу именно он был человеком. Но именно эта человеческая природа Медузы спровоцировала Посейдона, образ могущества и вседозволенности, на насилие по отношению к ней и проклятие ее Афиной, образ которой здесь можно трактовать как дающей оценку происходящему. Это может быть и образ важного родственника, и даже одного из родителей, занимающего оценочную позицию. Но посмотрим теперь на происходящее несколько под другим углом: что же в таком случае заставляет Медузу вернуться к сестрам и стать монстром, безжалостным и полным агрессии? Из-за чего это происходит: из-за насилия Посейдона? или из-за проклятия Афины? или вследствие истинной природы Медузы? На наш взгляд, в отличии от предыдущих ситуаций, где именно триада «насилие - не принятие - боль» являлись триггерами, здесь важнее всего именно «наследие», то, что было взято в детстве или даже на дородовом уровне. Хотя та же именно триада является триггером, но основа данного образа уже заложена на уровне культуры и семьи человека.

Как уже упоминалось выше, именно образ «монстра» передается на семейном уровне. И тогда черты личности, не принимаемые социумом, являются вторичными, следствием внутреннего «монстра». В глубине на первый план выходит конфликт «безжалостной матери» и «властного отца». Оба этих образа мешают развитию и нормальному существованию литамэна. «Властный отец»,

который не смог уберечь от «насилия», с его «человеческим лицом» меняется на «безжалостную мать», чтобы можно было уже не просто жить, а бороться и уничтожать всех: врагов и друзей, виновных и не виновных.

Но иррациональность, даже губительность такой позиции демонстрируется в смерти Медузы. Те ценности и черты, которые она заменила, вытеснив другие, привели к убийству Медузы, которое может проявиться в уничтожении и разделении Я. Подобная диссоциация является прямым следствием именно конфликта, описанного выше. Способ не допустить вытеснение и диссоциацию Я - это интеграция частей и признание могущества «отца», но не его всемогущества, и силы «матери», но не ее «нормальности». Возможно, как результат этого, а возможно, как отдельный способ победы внутренних демонов - это именно определенная форма диссоциация, но не частей Я, а отделение своего Я от родительского, что как раз и может символизировать отсечение головы.

В заключении проанализируем последний интересующий нас эпизод в мифе, который, по нашему мнению, универсален для всех трех анализов. Это убийство Медузы. Начнем с окончания мифа, где говорится о детях Медузы. Ими были двое существ, одним из которых является Пегас, считающийся символом свободы. В нашем случае - свободы от доминирования архетипа Медузы. Чтобы убить Медузу, Персей использовал щит как зеркало. На практике необходимо именно показать литамэну его поведение, как будто в зеркале. Как правило, этого уже достаточно, чтобы заставить задуматься литамэна. Однако чем глубже этот архетип от поверхности сознания, тем менее эффективен будет этот прием поначалу, и тем сложнее будет пробраться в обитель Медузы. Персей для этого обратился к сестрам Медузы. Так и при работе с литамэном можно обращаться к его опыту, например в качестве члена семьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Russian Imago 2002: Исследования по психоанализу культуры. М.: Аграф, 2004. 592 с.

2. Бедненко Г.Б. Боги, герои, мужчины: Архетипы мужественности. М.: Класс, 2005. 320 с.

3. Бедненко Г.Б. Греческие богини: Архетипы женственности. М.: Класс, 2005. 320 с.

4. Холл Д.А. Юнгианская интерпретация сновидений: руководство. М.: Класс, 2007. С. 10-25.

5. Франц М.-Л. фон. Феномены Тени и зла в волшебных сказках / пер. с англ. В. Мершавки. М.: Класс, 2010. 360 с.

6. Сеннетт Р. Коррозия характера / пер. с англ. В.И.Супруна. Новоси-бирск-М.: ФСПИ «Тренды», 2004. 296 с.

7. Холлис Д. Мифологемы: Воплощения невидимого мира / пер. с англ. В. Мершавки. М.: Независимая фирма «Класс», 2010. 184 с.

8. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2006. 256 с.

Миф о Сцилле и Харибде
Миф о Сцилле и Харибде был необычайно популярен в древнем мире. Именно с этими чудовищами пришлось столкнуться легендарному Одиссею. Как оказалось, древние не преувеличивали смертельной опасности приближения к тому месту, где чудовища подстерегали мореплавателей.
Сцилла и Харибда, жившие по обеим сторонам узкого пролива, губили проплывавшие между ними корабли.

В «Одиссее» Гомера дано описание этих страшилищ.
«…Спокойно плыл все дальше корабль, но вдруг услышал я вдали ужасный шум и увидел дым. Я знал, что это Харибда. Испугались мои товарищи, выпустили весла из рук, и остановился корабль. Обошел я моих спутников и стал их ободрять.
- Друзья! Много бед испытали мы, многих избежали опасностей, - так говорил я, - опасность, которую предстоит нам преодолеть, не страшнее той, которую мы испытали в пещере Полифема. Не теряйте же мужества, налегайте сильнее на весла! Зевс поможет нам избежать гибели. Направьте дальше корабль от того места, где виден дым и слышится ужасный шум. Правьте ближе к утесу!

Ободрил я спутников. Изо всех сил налегли они на весла. О Сцилле же ничего не сказал им. Я знал, что Сцилла вырвет у меня шесть спутников, а в Харибде погибли бы мы все. Сам я схватил копье и стал ждать нападения Сциллы.
Быстро плыл корабль по узкому проливу. Мы видели, как поглощала морскую воду Харибда; волны клокотали около ее пасти, а в глубоком чреве, словно в котле, кипели морская вода, тина и земля. Когда же изрыгала она воду, та бурлила вокруг со страшным грохотом, а соленые брызги взлетали до самой вершины утеса. Бледный от ужаса, смотрел я на Харибду. В это время вытянула все свои шесть шей ужасная Сцилла и своими шестью громадными пастями с тремя рядами зубов схватила шесть моих спутников. Я видел лишь, как мелькнули в воздухе их руки и ноги, и слышал, как призывали они меня на помощь. У входа в свою пещеру сожрала их Сцилла, напрасно несчастные простирали с мольбой ко мне руки. С великим трудом миновали мы Харибду и Сциллу и поплыли к острову бога Гелиоса - Тринакрии…»
Теперь мы знаем, что речь шла об узком проливе между Сицилией и материком, называемом сегодня Мессинским.

Миф о Сцилле и Харибде веками будоражил мореходов, которые принимали его за истину. Да и как было не принимать, если древнеримский поэт Вергилий Марон доказывал реальность существования этих чудовищ: «Лучше потратить несколько дней, чтобы обогнуть это проклятое место, только бы не увидеть в мрачной пещере ужасную Сциллу и ее черных псов, от воя которых рушатся скалы…»
Но были в те времена и попытки реально объяснить трудности плавания через Мессинский пролив. Помпилий Мела отмечал, что Сицилийский пролив очень тесен и сильное течение в нем направляется попеременно то в Этрусское море (сегодня Тирренское), то в Ионическое, что создает особую опасность. Сцилла - это скалистый мыс, рядом с которым находится селение Сцилла.
Верно, Мессинский пролив довольно узок: в северной части его ширина едва достигает 3500 м. В нем бывают сильные приливно отливные течения, скорость которых достигает 10 км/ч. Здесь часто образуются огромные водовороты. Все это и породило миф о Сцилле и Харибде.

А как же столбы дыма и ужасающий грохот? Апеннинский полуостров (особенно южная его часть), равно как и Сицилия, является зоной повышенной сейсмической активности. Только за XVII-XIX вв в районе Мессинского пролива произошло свыше 20 разрушительных землетрясений. Более опасного в этом отношении места нет во всем бассейне Средиземного моря. Например, 5 февраля 1763 года землетрясение продолжалось всего 2 минуты, но этого хватило, чтобы сровнять с землей большинство селений в Калабрии и северо восточной части Сицилии.

При этом сползли в море большие участки побережья, в морских водоворотах бурлила вода, перемешанная с землей, растительностью, тиной (совсем как в рассказе Одиссея). В одной только Мессине погибли 30 тысяч человек. Землетрясение, моретрясение, цунами взвили воды пролива так, что оголилось дно. Всего в тот страшный день погибло свыше 100 тысяч человек (по другим данным - 160 тысяч). Подобные катастрофы происходили здесь и в древности, о чем наверняка был наслышан Гомер, описавший бесчинства Сциллы и Харибды.

)))))Леньтяка)))Ну как замануху не бросить

Гомер упоминает лишь одну гону, а Гесиод говорит о трех - сестры Стено , Эвриала и Медуза. Стено и Эвриала бессмертны, и лишь смертна.
В одном из позднейших миф происхождении горгон сказано следующее.
В незапамятные времена сестры Стено, Эвриала и Медуза были красными морскими девами. Увидел однажды горгону Медузу владыка морей Посейдон и полюбил ее. Не понравилось это олимпийцам - слишком красива и горда была Медуза, а соперничество с богами непростительно для простых смертных. Беспечность Медузы и ее счастливый смех вызвали гнев в душе богини-воительницы Афины. Жестоко покарала Афина Медузу и ее сестер, обратив их в крылатых чудовищ.
Укрылись сестры - горгоны на отдаленном острове, затерянном в океане. И люди рассказывали друг другу страшные истории о жестоких и кровожадных горгонах. Все быстро позабыли о былой красоте горгон и с нетерпением ждали, когда же явится герой, который избавит мир от отвратительной Медузы, под взглядом которой все живое становится камнем. Ибо такова была воля Афины.
Победить Медузу выпало герою Персею, сыну Зевса. Боги помогли Персею, оснастив его в дорогу крылатыми сандалиями, шлемом-невидимкой и сумкой, принимавшей размеры и форму предмета, который в нее клали. Афина же одарила героя блестящим круглым щитом.
Стремительно, как птица, полетел Персей над океаном. И вот перед ним скалистый остров, омываемый свинцовыми водами. Мирно спят сестры, не ведая об опасности. Снится им, что снова вольными морскими девами плещутся они в ласковых волнах. Улыбаются во сне горгоны. Сверкают на солнце их золотые перья и чешуя. Шевелятся на головах змеи.
Кружится над островом Персей. Как сразить ему Медузу, если нельзя встречаться с ней взглядом?
И вдруг взгляд героя упал на блестящий щит - подарок Афины. Как зеркало, отражал щит и море, и скалы. Возрадовался Персей. Теперь он сможет сразиться с горгонами. Ринулся юноша вниз. Сверкнул меч, и голова Медузы оказалась в руках Персея. Из шеи обезглавленной Медузы хлынул поток алой крови, и из него - о чудо! - появился крылатый, ослепительно белый конь Пегас и вслед за ним - Хрисаор (Золотой Лук). Взмыли они в синее нес скрылись из виду. Герой бросил голову Медузы в свою сумку и полетел прочь. Проснулись горгоны Стено и Эвриала. Увидели они обезглавленное тело младшей сестры и поняли, что довершила свою месть суровая Афина. С воплем ужаса взмыли горгоны над островом. Они хотели мстить убийце, растерзать его стальными когтями. Но поздно.
Персей, невидимый в своей волшебной шапке, улетел прочь от острова, унося в сумке боевой трофей. Вскоре сама воительница Афина прикрепила голову Медузы к своему щиту (Эгиде).

Древнегреческая мифология отразилась на культуре: древние живописцы изображали богов, чудовищ и титанов масляными красками на холсте, а скульпторы вытачивали героев из мрамора. Современные творцы продолжают восхищаться культурой жителей юго-восточного государства. И, конечно же, устрашающая Медуза Горгона до сих пор продолжает вдохновлять художников и режиссеров на новые подвиги.

История появления

Медуза – это одна из сестер Горгон, чудовищ, у которых вместо волос были ядовитые змеи. В поздней версии мифа, которую передал в произведении под названием «Метаморфозы», причиной появления мистических существ стала .

Дело в том, что разгневанная богиня организованной войны превратила Медузу и ее сестер в чудовищ после того, как повелитель морских волн, обратившийся в птицу, овладел Медузой в храме богини – там Медуза укрывалась от преследований . До «перевоплощения» Медуза была привлекательной девушкой с красивыми волосами.

Однако существует и другая вариация легенды, согласно которой сестры несчастной змееволосой девушки – Эвриала и Сфено – сами захотели стать чудовищами из-за сострадания к родственнице. Они были бессмертными, тогда как Медуза погибла от меча сына – . По еще одной версии горгоны были детьми Тифона и Ехидны.

Кроме того, некоторые исследователи представили собственные гипотезы по поводу чудовищ. Ученые считают, что горгоны являются духами бури и холодной зимы, которая периодически посещает Борей, находящийся на севере Древней Греции.


Впрочем, это неудивительно, ведь от взгляда Медузы и ее сестер даже вода покрывается тонким льдом, а сами Горгоны летают по воздуху быстрее ветра. На иномирную природу родственниц указывает то, что их породили Форкис и Кето, то есть праматерь морских чудовищ и олицетворение бурного моря. А значит, Горгоны являются хтоническими чудовищами – существами, изначально олицетворяющими природную мощь земли, воплощением враждебных стихий воды и воздуха.

Другие находят во внешнем виде Горгон некую «драконоподобность». Все тело сестер покрывала крепкая, как сталь, чешуя, которую способен разрубить только меч ; их рот украшали острые клыки, а пальцы – длинные когти. Не везло человеку, которому встречались эти чудовища на пути: они разрывали плоть несчастного и пили его кровь. Некоторые считали, что горгоны убивали только мужчин. Ученые указывают на сходство Медузы с такими персонажами, как старая змеиха, которая фигурировала в славянских мифах.

Русский и советский философ Яков Голосовкер считал, что Горгоны вместе с Грайями и другими мистическими существами являются остатками доолимпийского пантеона, но в сознании греков постепенно превратились в чудовищ, чему поспособствовало воздействие «олимпийцев». Древние верили, что горгоны воплощали опасность, исходящую от далекого Запада.

Медуза Горгона в мифах

Из трех сестер только Медуза Горгона могла превращать все живое в камень. Она буквально зачаровывала собственным взглядом. Возможно, героиня древнегреческих мифов жила бы спокойной жизнью на крайнем Западе у берегов реки Океан и питалась людьми, однако Персей убил смертную Горгону.

Сыну Зевса не повезло еще с рождения. Его дед царь Акрисий получил предсказание от оракула, что суждено ему пасть от рук собственного внука. Поэтому первоначально тот не подпускал к своей дочери Данае потенциальных женихов, а когда от хитроумного Зевса у девушки родился сын, владелец короны заточил дочь и внука в ящик и выкинул в море.


Деревянный ящик приплыл к острову Серифос, которым правил Полидект. Царь влюбился в красавицу Данаю, которая не отвечала ему взаимностью. Тогда правитель пожелал всеми силами добиться внимания женщины, а в ее юном сыне Персее царь видел помеху, мешающую совершить задуманное. Однажды Полидект якобы усомнился в божественном происхождении молодого человека, поэтому попросил его совершить, подобно , подвиг и принести голову Медузы. Персей, желающий доказать правителю свою кровную связь с громовержцем Зевсом, отправился в путь.

Древнегреческий герой не справился бы с монстрами в одиночку, поэтому его героическому подвигу поспособствовали Афина и Гермес. Богиня войны подарила Персею отполированный медный щит, в котором все отражалось, словно в зеркале, а от покровителя торговли юноша получил кривой меч.


По совету своих союзников, Персей отправился к вещим старухам Грайям (сестрам Горгон), у которых на троих один зуб и один глаз. Хитростью юноша похитил у них сокровенные вещи и обменял потом добычу на шапку-невидимку, крылатые сандалии и волшебный мешок. Помимо прочего, старухи показали ему путь к Горгонам.

Пройдя по страшным и дремучим лесам, Персей нашел убежище Медузы и ее сестер. Пользуясь своими заколдованными атрибутами, он отсек голову Медузы, положил ее в мешок и убежал от разгневанных Горгон. Так как Персей смотрел на чудовище с помощью щита, он не обратился в камень.


Стоит отметить, что способности Медузы сохранились и после ее смерти: каждый, кто взглянул на ее отрубленную голову, превращался в бездыханную мраморную глыбу. Этим и воспользовался Персей, спасший Андромеду и уничтоживший царство Полидекта.

По легенде, во время поединка с Персеем Медуза была беременна от Посейдона. Поэтому, когда та была обезглавлена, с потоком крови вышли ее дети – крылатый конь Пегас и великан Хрисаор. Герой спрятал голову Горгоны в мешок, и во время путешествия по Ливии кровь просочилась сквозь ткань и обратилась в ядовитых змей, которые уничтожили все живое в этом жарком месте. А из потока крови, которая попала в воды, появились кораллы – об этом гласит локальная легенда.


Бог медицины и врачевания Асклепий использовал кровь Медузы. По сказаниям, та, что текла из левой части головы, была ядовитой и убивала всех живых в мгновение ока, а другая же, вытекающая из правого полушария, спасала людям жизни.

Экранизации

Именитые режиссеры тоже восторгаются мифами Древней Греции, которые перекочевали из трудов писателей на большие экраны. Рассмотрим популярные кинематографические произведения с участием Медузы Горгоны.

Режиссер Крис Коламбус, в послужном списке которого имеются фильмы о , перенес на экраны книгу писателя в картине «Перси Джексон и Похититель молний» (2010). Сюжет повествует о полубоге , сыне Посейдона, который живет в современной Америке. Когда мальчик узнал о своем божественном происхождении, он столкнулся с чередой неприятностей.


Антагонистку Медузу Горгону сыграла любимица

Являются очень занимательными и интересными. Мощнейшая цивилизация в свое время описывала взаимодействие богов Олимпа и обычных людей. Немаловажную роль в мифах древних греков играли сказания о различных героях. Одними из таким прославленных персонажей является Персей (Греция). Ему приписывают победу над смертоносным чудовищем Медузой Горгоной. Древнегреческое сказание о Персее кратко будет поведано в статье.

Рождение героя

В старину изречения оракулов имели огромное значение для древних греков. Правитель Аргоса Акрисий попытался избежать предсказанной судьбы, заточив под стражу родную дочь Данаю, которая славилась своей неземной красотой. Согласно предсказанию, царь должен был умереть от руки своего внука. Однако предпринятые меры со стороны Акрисия не стали сложной помехой для великого Зевса, который проник в труднодоступное место, где содержалась Даная, под видом золотого дождя. Рожденный от бога-громовержца сын был наречен Персеем. Известие о рождении Персея очень испугало царя Аргоса. Он приказал посадить Данаю и младенца в ящик, после чего их крепко заколотили и бросили в море.

Сериф

Мифы Древней Греции о Персее рассказывают, что нелегко пришлось маленькому будущему герою вместе с матерью. После долгих скитаний по бескрайним морским просторам заколоченный ящик благодаря шумящим волнам все-таки пристал к берегу острова Сериф. На тот момент свои рыболовные сети закидывал в воду рыбак Диктис. Именно он и стал спасителем Данаи и Персея. После открытия ящика удивлению рыболова не было предела, ведь он явно не ожидал увидеть красивую женщину и симпатичного младенца. Впоследствии Диктис решил показать их своему брату Полидекту, который правил Серифом.

Даная и Полидект

Царь острова Полидект принял радушно Данаю и ее сына. Он оставил их жить в своем роскошном дворце. Таким образом, детство и юность Персея прошли под опекунством царя Полидекта на Серифе.

Со временем юноша стал сильным и стройным. Персей заметно отличался от своих ровесников божественной красотой, силой, ловкостью и мужеством. Ни один парень на острове не смог с ним сравниться ни в чем.

Полидект не смог устоять перед неземной красотой Данаи. Именно поэтому царь захотел взять ее себе в жены. Однако Персей был категорически против такого брака, прилагая все усилия, чтобы он не состоялся. Полидект из-за этого невзлюбил его и решил избавиться от единственной преграды на пути к своей заветной цели. Персею было поручено отправиться в дальнюю страну, чтобы обезглавить Медузу Горгону. Еще никому из смертных не удавалось выжить при встрече с ужасным чудовищем. Поэтому Персею была уготована царем Полидектом миссия в один конец.

Медуза Горгона и ее сестры

Согласно мифам Древней Греции, у морского божества Форкия и его сестры Кето было три дочери, которые имели вид змееволосых чудовищ. Эвриала и Сфено были бессмертными от рождения, и лишь их младшая сестра Медуза оставалась уязвимой.

Согласно преданиям, Медуза Горгона была симпатичной девушкой с красивыми волосами. Пытаясь найти защиту от приставаний Посейдона, она скрылась в храме Афины. Однако богу все равно удалось проникнуть в убежище девушки в виде птицы и овладеть ею. Разгневанная богиня выплеснула свою злобу на Медузу, превратив ее ужасное чудовище со змееподобными волосами.

Медуза Горгона, в отличие от своих сестер, хоть и не была бессмертной, но могла завораживать людей своим взглядом. Ее удивительный дар служил в качестве смертоносного оружия. Достаточно было какому-то человеку увидеть прямой взгляд Медузы Горгоны, как он моментально превращался в каменную статую.

Сборы Персея

Согласно мифам о Персее, различные боги Олимпа оказали герою огромную помощь. Среди его покровителей стоит отметить Афину, которая была известна своей ненавистью к Медузе Горгоне. Также важную роль в снаряжении героя сыграл бог Гермес - его сводный брат. Таким образом, Персей перед путешествием стал обладателем весьма ценных артефактов.

От Афины герой получил металлический щит. Он был настолько гладок, что практически ничем не отличался от зеркала. Гермес вручил ему острое оружие. Меч Персея, словно мягкий воск, рубил даже самую твердую сталь.

Путешествие Персея

Юному герою необходимо было добраться до западного края земли, ведь именно там обитали Горгоны. Немало стран пришлось пройти Персею и повидать различных народов на пути к мрачному месту.

Чтобы узнать точное местонахождение Медузы, герою необходимо было обхитрить трех сестер Грай, которые делили между собой один зуб и один глаз. Персей в засаде выждал удобный момент, пока одна седая старуха передавала единственное око другой, и быстрым движением перехватил его. Сестрам ничего не оставалось, как рассказать Персию местонахождение Горгон.

Перед битвой с Медузой Горгоной Персей посетил жителей легендарной северной страны Гипербореи. Они сделали для бога Аполлона торжественное жертвоприношение, а также подарили Персею шапку Аида, изготовленную из собачьей шкуры. Она позволяла сделать своего обладателя полностью невидимым. В древнегреческой мифологии шапка имела большое значение, ведь нередко применялась самими богами. Также Персею были подарены волшебные сандалии, с помощью которых можно было быстро парить над землей. Подаренная сумка обладала волшебными способностями изменяться в размерах в зависимости от объема положенных внутрь вещей. Положив в нее сандалии и шапку Аида, Персей отправился на решающее сражение.

Битва с Медузой Горгоной

Благодаря волшебным сандалиям Персей сумел пересечь море и добраться до острова, где обитали змееволосые чудовища. Когда герой сумел отыскать Горгон, то они все спали, к его счастью. Зеркально отполированный щит служил Персею в качестве глаз. С его помощью он смог четко разглядеть спящих сестер со стальной чешуей и золотыми крыльями. Лишь змеи на головах Горгон немного шевелились.

Миф о Персее и Медузе Горгоне гласит, что задача героя осложнялась тем, что смертоносные сестры были как две капли воды похожи друг на друга. Малейшая ошибка могла стоить жизни, ведь только одна из них не обладала бессмертием. Однако и тут на помощь ему пришли боги Олимпа. Быстрый Гермес подсказал Персею точное расположение Медузы. Используя подаренный Афиной зеркальный щит, герой одним ударом отсек голову Горгоны своим острым мечом.

Путь Персея домой

Мифы Древней Греции о Персее содержат сведения о том, что, кинув голову Медузы в волшебную сумку, герой поспешил скорее убраться со зловещего острова. Однако тело его жертвы упало со скалы в море, тем самым разбудив двух Горгон. Благодаря шапке Аида герой сумел избежать смерти от крылатых чудовищ и беспрепятственно покинуть остров.

Путь домой Персея лежал через Ливию. С отрубленной головы Медузы стекали на землю капли крови, которые превращались в ядовитых змей. Впоследствии Ливия превратилась в пустынную страну.

Следующим местом на пути домой стало пристанище Атласа, который как зеницу ока оберегал дерево с золотыми ветвями, листьями и яблоками. Великану богиней Фемидой было предсказано, что его плоды будут похищены сыном Зевса. Уставший Персей попросил Атласа передохнуть. Однако великан из-за пророчества приказал ему убираться. После этого разгневанный герой вытащил из сумки голову Медузы и обратил Атласа в огромную каменную статую, которая стала постоянно поддерживать весь небесный свод.

Спасение Андромеды

В Эфиопии герой решил передохнуть после тяжелого перелета. Как раз тогда прелестной девушке Андромеде предстояло искупить вину своей глупой и заносчивой матери. Царица Кассиопея гордилась своей красотой, заявляя всем, что она самая прекрасная. Нимфы упросили Посейдона наказать правительницу Эфиопии и всю ее страну. Морской бог в качестве своего наказания послал исполинское чудовище, которое поднималось с глубины и все опустошало на пути.

Согласно заявлению оракула Зевса, лишь жертвоприношение Андромеды способно было положить конец каре Посейдона. Однако перед гибелью прекрасной и бледной от ужаса девушки вовремя подоспел Персей. При виде Андромеды у героя загорелось в сердце сильное чувство любви. Персей предложил ее родителям выдать дочь себе в жены, обещая при этом спасти ее. Получив одобрительный ответ, герой вступил в упорное противостояние с морским чудовищем, нанося ему один удар мечом за другим. После окончания ужасного боя все жители Эфиопии прославляли Персея.

Свадьба Персея

Накануне свадебной церемонии герой принес богатые жертвы своим покровителям с Олимпа. Шикарный пир состоялся в царском дворце, который был увит зеленью и цветами, в честь новобрачных. Вместе с правителями Эфиопии также пировал весь народ. Во время застолья Персей рассказывал гостям о своих подвигах. Однако свадебный пир был испорчен после появления первого жениха Андромеды с большим войском. Финей во дворце начал обвинять героя в краже своей невесты, после чего началась отчаянная битва. Персей отважно сражался с превосходящими силами противника, однако победу смог одержать лишь при помощи головы Медузы. Таким образом, статуя Финея с выражением страха и рабской мольбы в глазах навсегда осталась во дворце.

Возвращение на Сериф и месть Полидекту

Не стал Персей после кровавой битвы долго задерживаться в Эфиопии. Вместе со своей прекрасной супругой он поспешил вернуться на родной остров. Мать Персея в это время была в отчаянии, ведь ей пришлось постоянно скрываться в храме Зевса от Полидекта. Разгневанный Персей решил сполна расквитаться с царем Серифа. Войдя во дворец, Персей застал его за роскошным пиром. Удивлению Полидекта не было предела, ведь царь даже усомниться не мог в победе Горгон. Герой заявил присутствующим о том, что принес голову Медузы. Правитель Серифа не поверил Персею и начал обвинять его во лжи. Когда чаша терпения героя из-за издевательств Полидекта и его друзей была переполнена, то он вынул голову из мешка и продемонстрировал всем неопровержимое доказательство. После этого царь и все пировавшие моментально превратились в каменные статуи.

Сбывшееся предсказание

Даная вместе с Персеем захотели встретиться с Акрисием, который продолжал править Аргосом. Однако он, опасаясь предсказания оракула, не пустил дочку с внуком в свой дом. Спустя много лет на Олимпийских играх Персей запустил диск случайно к зрителям. Тяжелый снаряд моментально сразил насмерть Акрисия, тем самым было исполнено пророчество оракула.

Миф о Персее в кинематографе

Знаменитый подвиг прославленного героя был успешно перенесен в кино. В 1981 году в США сняли художественный приключенческий фильм «Битва титанов». Режиссером картины стал Десмонд Дэвис. И хотя американский фильм несколько отличался от древнегреческих мифов, экранизация подвига Персея имела грандиозный успех. Морское чудовище в «Битве титанов» называлось Кракеном, который был позаимствован из скандинавской мифологии. Если в мифе из крови Медузы появлялись змеи, то в фильме - скорпионы. В любом случае фильм очень понравился зрителям, а спецэффекты, как для 1981 года, были просто на высоте.

В 2010 году в американской киноиндустрии приняли решение обновить экранизацию мифа о подвиге Персея. Ремейк фильма 1981 года также получил название «Битва титанов». Режиссером был назначен Луи Летерье, а главную роль исполнил Сэм Уортингтон. Кроме традиционного варианта, фильм также демонстрировался в формате 3D. Если на экранизацию 1981 года было потрачено 15 млн долларов, то бюджет ремейка составил 125 млн долларов. Фильм 2010 года, в целом, оказался успешным, собрав в прокате 493 млн долларов.

Создатели ремейка также внесли изменения в древнегреческие мифы. Бог Аид был представлен в фильме в качестве негативного персонажа, который ненавидел людей и противопоставлял себя Зевсу. Однако Персей сумел благодаря голове Медузы справиться с Кракеном и отправить Аида обратно в подземное царство. Вместо правления Аргосом или перемещения на Олимп отважный герой захотел наслаждаться обычной человеческой жизнью.

Таким образом, благодаря мифу о Персее можно узнать о легендарном подвиге величайшего героя Древней Греции. Американские экранизации позволят каждому человеку окунуться в увлекательную атмосферу приключений и битв с различными монстрами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: