Актуальность состоит в том что. Что такое актуальность исследовательской работы. Примеры и доводы при составлении актуальности

Каждая курсовая работа, а уж тем более, дипломная работа представляет собой важнейший элемент обучения студента. Полноценное раскрытие темы не представляется возможным без формулировки актуальности курсовой или дипломной работы.

При ответственном подходе к написанию курсовой работы важно уделить особое внимание написанию введения. Формулировка актуальности темы курсовой позволяет работе стать научно обоснованным исследованием теоретического или практического характера, в зависимости от темы.

Если в курсовой работе отсутствует актуальность, то курсовая теряет свой смысл и, соответственно, такая работа зачтена не будет. Что касается дипломной работы, то без актуальности она не должна быть допущена к защите.

Актуальность темы курсовой – это обоснование причин, по которым была выбрана та или иная тема, а также формулировка степени важности темы в данный момент, для данной науки ит.п.

Впервые с необходимостью обдумать актуальность студент сталкивается еще в процессе выбора темы курсовой работы. Объем актуальности темы курсовой работы не должен быть слишком большим и, обычно, не должен превышать половину страницы .

Характеристика актуальности темы курсовой работы предполагает процедуру обоснования. Актуальность в курсовой должна быть четкой, лаконичной и строго соотноситься с заявленной тематикой.

Процесс формулирования актуальности темы курсовой работы построен на следующем:

  • Изучение литературы по выбранной тематике;
  • Чтение свежих научных статей по тематики курсовой работы;
  • Выделение ключевых факторов, которые позволяют теме курсовой оставаться интересной в рамках науки;
  • Сформулировать актуальность темы курсовой

Помочь в формулировке актуальности темы курсовой может изучение введения в тех литературных источниках, которые отобраны для работы над темой исследования.

Ниже приведены несколько примеров формулировки актуальности в курсовой работе.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что предпринимательские договоры, как и вообще предпринимательская деятельность, подчинены действию норм публичного и частного права. Поэтому попытки изучать их, ориентируясь лишь на положения цивилистики, оказываются односторонними и не позволяют получить о них полного представления. Кроме того, постоянно меняющаяся нормативно-правовая база предпринимательских договоров требует постоянного изучения и совершенствования.

Начинать формулировку актуальности не обязательно с фразы "актуальность темы курсовой обусловлена...". Можно построить первое предложение иначе, например как в образце приведенном ниже:

В современных российских условиях управление системой здравоохранения остается одной из проблемных областей. В настоящее время продолжается поиск эффективных моделей отечественного здравоохранения, главными действующими лицами которого являются органы управления здравоохранением и медицинские организации. Исходя из этого, необходимо создание системы эффективного государственного управления в сфере здравоохранения. Совокупность вышеперечисленных факторов и является основанием для того, чтобы считать выбранную тему курсовой работы актуальной в современных условиях.

Особенности формулировки актуальности темы дипломной работы

Актуальность темы дипломной базируется на необходимости кратко сформулировать причины выбора именно данной темы и даче характеристики особенностей процессов и явлений, которые актуализируют выбор темы.

Актуальность дипломной работы – это обоснования важности или необходимости проведения исследования в том или ином направлении.

Важно не забывать, что в дипломной работе осуществляется обоснование актуальности темы, а не целой области, связанной с темой работы.

В отличие от актуальности темы курсовой, актуальность дипломной работы может достигать одной двух страниц.

Теперь обратимся к тому, что значит обосновать тему дипломной работы. Это, прежде всего, значит, что необходимо привести подкреплённые доказательствами весомые доводы в пользу выбора темы исследования. Несомненно, актуальность темы дипломной работы можно смело назвать обоснованной, если найдены убедительные аргументы, свидетельствующие о том, что данная тема не только важна современности, но и является двигателем и ключевым фактором, без которого невозможна эволюция тех или иных процессов, в той или иной сфере.

В разработке актуальности дипломной работы поможет изучение введение в тех литературных источниках, которые отобраны для работы над темой исследования.

В обосновании актуальности научного направления поможет чтение газетных статей, обращение к выступлениям политических деятелей, учёных и практиков, знакомство с нормативными документами и т.д. и т.п.

Актуальность темы дипломной требует от студента умения сконцентрироваться на теме исследования и выделить ключевые аспекты, а именно те, которые важны здесь и сейчас.

Процесс формулировки актуальности дипломной работы основан на следующих аспектах:

  1. Для того, чтобы корректно сформулировать актуальность дипломной необходимо, в первую очередь, изучить проблемные области в рамках изучаемой тематики;
  2. Следующим шагом должно стать включение факта нааличия проблем в исследуемой сфере и подтверждения тому в рамках современных тенденций и процессов;
  3. Финальным этапом формулировки актуальности темы дипломной работы являться обоснование того, почему та или иная проблема включена в дипломный проект.

В качестве примера приведем актуальность к дипломной работе на тему "Преодоление физического недоразвития у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования"

Актуальность темы дипломного исследования обусловлена тем, что современная система образования развитого демократического сообщества призвана соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности. Данный аспект напрямую связан с проблемой ЗПР у детей дошкольного возраста. Важно подчеркнуть, что проблема ЗПР является одной из актуальных не только в дефектологии, но и в общей педагогике, так как теснейшим образом связана с проблемой школьной неуспеваемости.
Дети с задержкой психического развития – это многочисленная и разнородная по своему составу категория. Определенная группа детей имеет негрубые нарушения со стороны ЦНС, вследствие ее раннего органического поражения. У другой группы детей ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС.
Зачастую диагностика эмоциональных особенностей детей с ЗПР оказывается второстепенной задачей. Тем не менее, при наличии базисного дефекта, имеющего органическое происхождение, неблагоприятные социально – психологические условия воспитания недостатки сформированности эмоционально – волевой сферы способствуют закреплению дезадаптивных форм поведения этой категории детей. Именно поэтому повышение уровня социальной адаптации дошкольников с ЗПР должно являться одной из задач коррекционно-педагогической работы в ДОУ.

В качестве итога необходимо выделить важный момент: многословие, путаная логика, повторы – вот злейшие враги формулировки актуальности как диплома, так и курсовой. Именно по этой причине к формулировке актуальности необходимо подходить максимально ответственно. Прежде чем выбирать тему дипломной или курсовой, рекомендуется, по возможности, изучить, насколько она важна в современных условиях и как отражается её эволюция в научном процессе.

Актуальность темы курсовой работы – это степень важности исследования, научной работы на современном этапе.

В данной части Введения необходимо сформулировать суть проблемной ситуации, научную или прикладную значимость избранной темы исследования, её своевременность. Приводятся соответствующие аргументы, ссылаясь при этом на примеры из юридической практики, на статистические данные, на мнения авторитетных лиц, государственных органов и т.д. При этом ссылки могут быть на различные источники – научные исследования (монографии, журналы), печатные и электронные средства массовой информации и др.

Обоснование актуальности выбранной темы курсовой работы предполагает:

1. четкое понимание сущности выбранной темы;

2. изучение соответствующей литературы;

3. раскрытие в работе теоретического и практического значения проводимого исследования.

Языковое оформление письменного текста может включать следующие конструкции: работа посвящена актуальной теме…; актуальность темы обусловлена…, актуальность темы не требует дополнительных доказательств (не вызывает сомнений, вполне очевидна и т.п.).

Освещение актуальности должно быть в пределах 1-1,5 страниц.

2. Степень теоретической исследованности темы . В этой части введения следует сообщить о состоянии разработанности выбранной темы. Конечная цель – показать, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и поэтому нуждается в дальнейшей разработке.

Очень часто при выполнении данного раздела введения используется следующий прием: в тексте указывается инициалы и фамилия ученого, затем кратко сообщается направление произведенного им исследования по данному вопросу, а в сноске дается наименование его труда, где это направление нашло отражение.

3. Объект и предмет исследования.

Объектом курсовой работы является процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет исследования – это конкретный компонент (элемент) или свойства объекта исследования, который представляет непосредственный интерес для исследователя. Предмет – это то, что находится в границах объекта.

Необходимо помнить, что объектом исследования науки являются общественные отношения, порождаемые в процессе правового регулирования одноименной отрасли права, в данном случае – гражданского права.

Например, гражданско-правовое положение физического лица если является объектом изучения, то конкретные его компоненты (элементы, части) – предметом. Это могут быть такие элементы объекта «Дееспособность физического лица», «Институт опеки и попечительства в гражданском праве», «Объявление гражданина умершим» и т.п.

Именно предмет исследования определяет тему курсовой работы. Иными словами, объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и особенное (или особенное и единичное).

Объем данного раздела, как правило, невелик. Обычно определения объекта и предмета укладываются в одно-два предложения. Но сначала определяется объект, затем – предмет.

3. Цель исследования. Цель исследования – это прогнозируемый, предполагаемый (мысленно моделируемый) будущий результат курсового анализа. Цель отвечает на вопрос: ЧТО желает автор достичь своим исследованием: проанализировать, охарактеризовать, доказать, обосновать, выявить особенности, впервые рассмотреть, расширить область знания о предмете исследования, подтвердить ту или иную гипотезу и т.д. Цель работы отражается в названии темы и определении предмета исследования.

4. Задачи исследования. Задачи исследования - это краткое описание действий, которые необходимо выполнить для достижения, намеченного в цели результата.

Если цель – это стратегия исследования, то задачи – тактика исследования. Задачи отражают собой структуру исследования (эта структура отражена в разделе курсовой работы «Содержание». По сути дела, наименование глав и, особенно, параграфов работы, выстроенные логически последовательно в соответствии с целью исследования, и есть формулировка исследовательских задач. При определении задач исследования, как правило, используются следующие обороты: «Исходя из указанной цели исследования (курсовой работы), его основными задачами являются: 1) изучить (исследовать, проанализировать и т.п.) …, 2) выявить (обозначить, разграничить и т.п.) …, 3) обосновать (доказать и т.п.) …, 4) разработать …, 5) сравнить (провести сравнительную характеристику) … и т.д.»

Так, например, если темой курсовой работы является «Дееспособность физического лица».

«Целью курсовой работы является изучить дееспособность физического лица.

В соответствии с поставленной целью, в работе решаются следующие исследовательские задачи:

Определить понятие и содержание «дееспособности граждан»;

Рассмотреть дееспособность как элемент гражданской правосубъектности;

Проанализировать особенности частичной дееспособности несовершеннолетних от 6 до 14 лет;

Охарактеризовать частичную (неполную) дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;

Раскрыть недееспособность граждан и признание гражданина ограниченно недееспособным».

Цели и задачи должны быть сформулированы чётко, лаконично, конкретно и понятно.

5. Методы исследования. Обязательным элементом введения является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в достижении задач, поставленных в курсовой работе. Под термином «метод» в самом широком смысле слова понимается «путь к чему-либо» 1 . Метод - это система правил, принципов познания; представляя собой определенную последовательность действий, приемов и операций, необходимых для получения научных результатов 2 .

Методы исследования можно классифицировать по следующим группам:

Логические методы: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, моделирование, сравнение, аналогия.

Общенаучные методы: исторический метод, системный метод (и его элементы: системно-структурный и структурно-функциональный), метод конкретно-социологических исследований, математический метод, статистический метод, сравнительный метод (метод сравнительных исследований), формально-логический метод.

Специальные (частнонаучные) методы. Это методы, которые свойственны той или иной отдельно взятой научной дисциплине или группе наук, имеющих одинаковый или схожий объекты познания.

Применительно к отраслевым юридическим дисциплинам к таким методам относятся историко-правовой, сравнительно-правовой, метод толкования права (и договора), технико-юридический метод (метод юридической техники), сравнительно-правовой метод (метод юридической компаративистики).

Студенту необходимо ознакомиться с содержанием и особенностями применения названных методов в соответствующей учебной и специальной научной литературе.

В заключение введения желательно раскрыть структуру курсовой работы, т.е. дать перечень ее структурных элементов, примерно в таком виде: «По своей структуре курсовая работа состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников».

Если в работе имеются различного рода приложения, то наличие этих приложений (включая их количество) также указываются.

Таким образом, Введение посвящено обоснованию выбранной темы, постановке целей и задач исследования, определению объекта, предмета и методов исследования.

В основной части работы раскрываются поставленные вопросы. Каждый вопрос должен включать вводную, описательную и заключительную части.

Основная часть курсовой работы излагается в соответствии с оглавлением (планом). Изложение всех вопросов в курсовой работе должно быть самостоятельным, последовательным, взаимосвязанным и строго выдержанным в соответствии с названиями глав, указанными в содержании. Приводимые материалы в параграфах должны быть логически взаимосвязаны, каждый последующий материал должен являться продолжением предыдущего и вытекать из его приведенных положений, рекомендаций, выводов. Фразы, формулировки необходимо строить точными, простыми и грамотными. Не следует допускать повторений одинаковых слов, словосочетаний, оборотов речи. После каждого параграфа необходимо формулировать краткие выводы.

Глава 1 - содержит описание проблемы, вводит в саму проблему, описывает состояние в теории исследования на эту тему. При ее написании целесообразно использовать исторические аспекты и возможность применения опыта зарубежных стран по вопросам рассматриваемой темы.

Глава 2 и последующие - содержат подробный анализ предмета исследования и описание его основных параметров и характеристик.

В основной части работы необходимо отразить использование источников. При этом не допускается переписывание текста из учебников или другой литературы. Должна быть произведена творческая обработка материала. Важнейшие теоретические положения темы излагаются своими словами и при необходимости подкрепляются цитатами. Цитаты оформляются в соответствии с библиографическими правилами и сопровождаются постраничными ссылками на используемый источник с указанием страниц.

При работе с литературой рекомендуется находить проблемные ситуации, противоречивые взгляды. Различные позиции авторов желательно отразить в содержании работы, изложить аргументы в их критику и поддержку. После анализа точек зрения о дискуссионных вопросах рекомендуется изложить и собственную позицию.

За основной частью работы следует заключение. Заключение не должно носить характер сжатого пересказа всей работы. В нем подводятся итоги работы в целом, приводятся четко сформулированные выводы и предложения из всех глав курсовой работы. Выводы и предложения должны быть емкими по содержанию и краткими по форме, обоснованы и подтверждены соответствующими аргументами и фактами.

Заключение и введение составляются, как правило, в конце работы, когда автор хорошо ориентируется в исследуемой проблеме и может кратко, обоснованно подвести итоги исследования. Хорошо написанное введение и заключение дают четкое представление о полноте, глубине, качестве проведенного исследования, круге рассматриваемых вопросов, методах и результатах исследования.

Примерный объем заключения не превышает 1,5-2 страницы.

Список использованных источников и литературы – элемент библиографического аппарата, который составляет одну из существенных частей курсовой работы. Он помещается после заключения и должен содержать библиографическое описание источников, использованных при выполнении курсовой работы. В список должны быть включены только те источники, которые действительно использовались автором и на которые есть ссылки в тексте работы.

После библиографического списка курсовая работа может содержать приложения . Они оформляются в виде таблиц, диаграмм, графиков, схем, анкет, справок и др. Приложения не являются обязательным элементом структуры курсовой работы.

Требования к оформлению текста курсовой работы

Курсовая работа оформляется в соответствии с существующими требованиями ГОСТ.

Общий объем курсовой работы должен составлять 30-40 страниц машинописного текста. Рекомендуемые объемы введения и заключения 2-3 страницы.

Работа выполняется на белых листах бумаги формата А4 (210-297) с одной стороны компьютерным набором через 1,5 интервал, шрифт Times New Roman Cyr, 14 -го кегля. Курсив и подчеркивание в работе не допускаются. Названия глав и параграфов выделяются полужирным (жирным) шрифтом. Размеры полей: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, правое – 15 мм, нижнее – 20 мм; размер абзацного отступа - 1,25 см.

Нумерация всех страниц работы должна быть сквозной, порядковой, начиная с титульного листа и заканчивая списком использованных источников и приложений включительно. Титульный лист - первая страница работы, но номер страницы на нем не проставляется. Нумерация страницначинается с оглавления, которое обозначается цифрой 2 . Далее весь последующий объем работы нумеруются по порядку до последней страницы. Номер страницы проставляется арабскими цифрами сверху по центру страницы без точки в конце.

Основную часть курсовой работы следует делить на главы (разделы) и параграфы. Параграфы, при необходимости, могут делиться на пункты и подпункты. При делении текста работы на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый из них содержал законченную информацию.

Главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами. Нумерация глав начинается с новой страницы с абзацного отступа. Главы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста. Номер параграфа включает номер главы и порядковый номер самого параграфа, разделенные точкой (1.1., 1.2., 1.3. и т. д.). Номер подпункта включает номер главы, параграфа и порядковый номер пункта, разделенные точкой (1.1.1., 1.1.2., 1.1.3. и т. д.).

Названия всех структурных частей и параграфов в тексте курсовой работы должны иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в содержании.

Название каждой структурной части (заголовки) пишут прописными буквами, выделяют жирным шрифтом и располагают по центру.

Названия параграфов начинают с прописной буквы, остальные буквы должны быть строчными. Названия параграфов также выделяют жирным шрифтом, располагают по левому краю с абзацным отступом от начала строки.

Не допускается перенос слов в заголовках глав, параграфов и пунктов. Точку в конце заголовка не ставят. Название не подчеркивают. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Каждый раздел работы (включая введение, каждую из глав, заключение, список использованных источников, приложения) следует начинать с новой страницы. Параграфы на отдельные страницы работы не выносятся.

На странице, где приводится заголовок параграфа и пункта, должно располагаться не менее двух строк последующего текста; в противном случае заголовок параграфа и пункта и текст начинают со следующей страницы.

Сноски являются обязательными элементами работы, используются для сообщения точных сведений об использованных источниках. Сносками сопровождаются не только цитаты, которые выделяются кавычками, но и любое заимствованное из литературы или материалов положение (например, цифровой и иной не общеизвестный материал других авторов, при упоминании точек зрения на рассматриваемую проблему тех или иных авторов и др.) При этом допускается изложение используемого материала в собственной редакции, но с соблюдением смыслового содержания. Ссылка оформляется непосредственно в тексте работы в виде соответствующей цифры по окончании смысловой единицы текста (в конце предложения (группы предложений) или в конце цитаты, к которым ссылка относится).

Подстрочные ссылки отделяются от основного текста сплошной чертой шириной около 1/3 размера страницы, печатаются с абзацного отступа через 1 интервал и нумеруются арабской цифрой, на каждой странице начиная с цифры 1 (постраничная нумерация). Допускается сквозная нумерация ссылок. Знак сноски размещается вверху строки. В тексте знак сноски в виде соответствующей цифры должен стоять в конце предложения (группы предложений) или в конце цитаты, к которым ссылка относится.

Например:

1 Зенин И.А. Гражданское право: учебник. - М., 2008. – С. 231.

2 Решетина Е. Н. Проблемы гражданско-правовой ответственности // Российская юстиция. - 2012. - № 4. - С. 64-66.

При нескольких ссылках на одну и ту же работу полное описание дается лишь в первой ссылке, а в последующих приводится фамилия и инициалы автора, заглавие произведения и номер страницы. Длинные заглавия сокращаются, опущенные слова заменяются многоточием.

1 Зенин И. А. Гражданское право: Учебник. - М., 2011. - С. 54.

2 Зенин И. А. Указ.соч. - С. 54.

1 Свирков С. А. Квалификация договора энергоснабжения на современном этапе развития отношений в электроэнергетике // Цивилист. - 2012. - № 1. - С. 50.

2 Свирков С. А. Квалификация договора энергоснабжения на современном этапе развития отношений в электроэнергетике. - С. 50.

1 О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 19. - Ст. 2, п. 1.

2 О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 19. - Ст. 2. п. 2.

При ссылке на один документ на одной странице в повторной ссылке приводят слова «Там же» и соответствующие новые страницы. Если страницы повторной ссылки совпадают со страницами предшествующей, то их опускают.

1 Сергеев А. П. Гражданское право: учебник. М., 2009. С. 98.

3 там же. С.112.

Список использованных источников и литературы формируется из трех частей:

    списка нормативных правовых актов,

    списка литературы;

    списка материалов правоприменительной практики.

Раздел «Нормативные правовые акты» строится по двум критериям: по юридической силе и в хронологическом порядке.

Необходимо соблюдать следующую строгую последовательность перечисления нормативных правовых актов:

    Международные нормативные правовые акты, ратифицированные РФ;

    Конституция Российской Федерации;

    Федеральные Законы Российской Федерации;

    Законы Российской Федерации;

    Указы Президента Российской Федерации;

    Акты Правительства Российской Федерации;

    Акты министерств и ведомств федеральных органов государственной власти;

    Решения иных государственных органов.

Библиографическое описание документа, книги и любого другого материала, использованного при подготовке научно-исследовательской работы – это совокупность библиографических сведений об источнике (документе), приведенных по установленным правилам, дающая возможность получить представление о самом источнике, его содержании, назначении, объеме и т.д.

В число обязательных элементов библиографического описаниявходят:

    при указании книг (учебника, монографии, учебного пособия и др.): фамилия и инициалы автора (авторов), заглавие (название), место издания, издательство, год выпуска, количество страниц;

    при указании статьи, тезисов из сборника, книги или журнала включает: фамилия и инициалы автора (авторов), заглавие (название)статьи и после двойной косой черты - название журнала, год выпуска, номер журнала, номера страниц;

    при указании нормативных правовых актов и материалов правоприменительной практики: полное название акта, вид документа, дата его принятия, номер, а также данные об официальном источнике, где опубликован.

Описание материала из Интернет-источника включает все обязательные элементы описания, включая электронный адрес.

Образец библиографического описания источников и литературы см. в Приложении 3.

Оформленная курсовая работа должна быть сброшюрована и иметь обложку.

В повседневной жизни приходится часто слышать слова «актуальный», «актуальность»: по телевизору смотрим актуальные новости, в реферате пишем актуальность темы. Особенно важно определение этого слова для информации, которая быстро устаревает.

Основные значения термина в словарях

В словарях и энциклопедиях дано множество значений слова «актуальность», которое происходит от латинского слова actualis и переводится как «деятельный». Рассмотрим некоторые из них.

В Большой Советской Энциклопедии дано определение: «Актуальность - это важность, значительность чего-либо в настоящий момент, современность, злободневность». То есть само понятие временное, характеризует те моменты, которые волнуют людей в данное время.

В философской энциклопедии дано следующее определение слова. Актуальность - это учение, идущее от древнегреческого философа Гераклита, которому приписывают известную фразу: «Всё течёт, всё меняется». Теория основывается на том, что жизнь постоянно движется вперёд, происходит становление, и жизни без изменений не существует.

Критерий актуальности

Для своевременного изучения и решения вопроса в науке применяют специальный параметр. Критерий актуальности показывает важные в данный момент исследования и отвечает на социальный заказ общества. Он динамичный, подвижный, зависит от обстоятельств и времени.

Актуальность работы - это параметр, показывающий степень несоответствия между спросом и предложением на практические рекомендации, научные идеи в настоящий момент.

Актуальность в гештальт-терапии

В середине XX столетия возник новый метод психотерапевтического консультирования, который основывался на стремлении человека к расширению формирования сознания, принятии ответственности за происходящее с собой и актуальности. В основе терапии использовался принцип «сознательного сознания»: проживание конкретной ситуации «здесь и сейчас» и осознанное присутствие человека в таком проживании. Терапевты в гештальте работают с теми проблемами, которые волнуют пациента в данное время. Осознание и концентрация на значимом настоящем - центральные понятия теории.

Актуальность - это принцип в терапии гештальт, показывающий, что самое важное и злободневное для человека происходит всегда в настоящий момент времени и именно в данном месте, где он находится.

Актуальность в научных исследованиях

В исследованиях актуальность - это обоснование темы, то есть в работе надо ответить на вопросы: «Почему необходимо изучать и решать данную проблему?» После выдвинуть несколько тезисов, чтобы последовательность системы доказательств привела читателя к формулировке изучаемого вопроса. Обоснование актуальности темы позволяет кратко отразить, что было сделано в теории и практике учеными в аспекте заданного направления и что предстоит сделать в будущем. Она показывает важность, конкурентоспособность в решении некоторой задачи или вопроса и нужность.

Для определения актуальности научного исследования проанализируйте:

Обусловлена ли тема состоянием науки и возникновением новых исследовательских сведений и методов;

Связь выбора темы с неполным объемом материала в ранее проведенных исследованиях;

Существует ли потребность провести данное исследование в связи с современными экономическими условиями;

Проведите взаимосвязь важности темы и социальной (экономической, политической) ситуации в стране.

Термин «актуальность» используется в разных областях: искусстве, экономике, производстве и других. Актуальное произведение - то, которое отвечает на потребности общества и затрагивает волнующие вопросы. Тему, которая пользуется спросом, соответствует ключевым потребностям целевой аудитории, называют актуальной. Актуальной задачей называют ту, которую решат самой первой.

Актуальность темы исследования - это главное требование, которое предъявляется к любой научной работе, и в том числе, к курсовой. Не зависимо от того, какую тему тему выбрал автор, в первую очередь работа студента должна воплощать в себе практический интерес и быть актуальной. Актуальность темы курсовой определяет ее нужность, важность и конкурентоспособность в решении определенной задачи или вопроса, которые возникли перед студентом. Определить, насколько актуально его исследование, автор должен еще до начала работы над курсовой. Если тема не является актуальной, то в выполнении данного исследования не будет никакого смысла, и на практике применить его не удастся.

Своевременность проводимого исследования

  1. состоянием науки;
  2. появлением новых исследовательских методов и сведений.

Нужны пояснения:

  1. связана или нет данная тема с недостатками в ранее проведенных исследованиях;
  2. обусловлена ли тема необходимостью воспользоваться новыми методами исследования;
  3. существует ли необходимость проведения данного исследования в связи с новыми экономическими условиями и т.д.

Объем раскрытия актуальности

Актуальность темы раскрывается в самом начале работы, сразу во введении к курсовой. Следует отметить, что вначале обосновывается значимость темы, а только после этого - ее цели и задачи. При этом обоснование актуальности должно занимать около половины страницы. Не нужно расписывать актуальность темы на несколько страниц. Вполне достаточно использовать от 5 до 7 предложений, где будут изложены главные факторы, основываясь на которые студент посчитал свою тему действительно важной и актуальной. Прочитав обоснование, преподаватель, проверяющий курсовую, должен удостовериться в том, что выбранная для исследования тема на самом деле актуальна.

Важность темы исследования

На важность темы проводимого исследования могут влиять разнообразные факторы. Целесообразно проводить взаимосвязь значимости темы и экономической (политической, социальной) ситуации в стране. Необходимо делать упор на то, как может повлиять данное исследование на ситуацию как на конкретном объекте, которого касается тема работы, так и в стране в целом.

Если, даже изучив вышеуказанные рекомендации, вы испытываете затруднения с описанием актуальности своей курсовой, посмотрите примеры, приведенные ниже и воспользовавшись ими как наглядным образцом, определите актуальность темы своего исследования по аналогии.

Примеры описания актуальности темы

Как правило, для предприятий актуальны задачи, направленные на снижение фондоотдачи и эффективного использования основных средств. Актуальность исследования, проводимого в данном направлении можно представить так:

"Состояние производственных фондов прямым образом влияет на результаты экономической деятельности любого предприятия. Путем максимальной загрузка производственных мощностей можно добиться существенного повышения фондоотдачи, производительности, а также снижения себестоимости продукции, и как следствие - повышения рентабельности. По данным, предъявленным Министерством статистики и анализа РФ на сегодняшний день износ основных фондов в среднем по различным отраслям сегодня составляет порядка 80%. В связи с этим поиск способов увеличения эффективности использования основных средств остается актуальным и необходимым для развития предприятий и экономики в стране в целом".

Еще один пример: "Наблюдаемая в течение последних лет в РФ тенденция роста числа преступлений и гибель сотрудников ОВД во время выполнения служебного долга обуславливают необходимость значительного повышения уровня физической, а также психологической подготовки личного состава, поиска наиболее эффективных путей обучения сотрудников. О том, что существует проблема, было неоднократно упомянуто в решении Коллегии МВД России, на встречах министра МВД с профессорами и преподавателями профильных учебных заведений.Реальность перспектив повышения уровня психологической подготовки в ОВД может быть определена исключительно на основе научной концепции. Следует отметить, что, на наш взгляд, сегодня в МВД такой концепции нет".

Актуальность темы исследования является одним из основных требований, предъявляемых ко всем исследовательским работам, выполняемым в процессе обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.

Актуальность темы означает, что поставленные в исследовании задачи и проблемы имеют существенное значение для соответствующей отрасли науки и/или практической деятельности и в настоящее время требуют скорейшего решения.

Обоснование актуальности темы излагается во введении работы и заключается в аргументации необходимости проведения исследования по выбранной тематике. При этом основное внимание уделяется нерешенным проблемам, малоизученным вопросам.

К основным доводам, определяющим актуальность темы работы, можно отнести следующие:

Важность решения поставленных задач для соответствующей отрасли науки и/или практической деятельности;

Новые перспективы развития рассматриваемой отрасли науки;

Необходимость учета влияния изменений социально-экономических условий на поставленные задачи;

Потребность в обобщении отечественного и мирового опыта решения поставленных задач.

На первом этапе следует проанализировать общее состояние дел в предметной области исследования. Привести факты или статистические данные, результаты известных научных или практических достижений, нормативные документы (если такие имеются) или другие доводы, которые подтверждают важность и необходимость проведения исследования по выбранной теме. Пояснить, что определяет своевременность исследования, т.е. почему данная тема должна быть исследована именно сейчас.

На втором этапе необходимо установить и описать существующее противоречие - выявить несогласованность, несоответствие между какими-либо противоположностями внутри единого объекта, несоответствие между желательным и действительным, несоответствие между известным и неизвестным.

На третьем этапе, на основании установленного противоречия, необходимо сформулировать нерешенную или не в полной мере решенную проблему в теории и/или практике. В научном смысле, проблема - это возникающий в ходе изучения чего-либо вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет практический или теоретический интерес. При обосновании актуальности во введении письменной работы выявленная проблема излагается на содержательном уровне в краткой форме. Её конкретная постановка приводится при изложении решения в основной части работы. Постановка проблемы определяет, что предстоит сделать.

На четвертом этапе нужно сделать выводы об актуальности темы исследования.

Актуальность темы предполагает её увязку со степенью изученности и научной разработанности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: