Урок на тему алтай. Алтай.docx - Урок по географии на тему "Алтай". Кухня народов Алтая

Дата:_______
Класс: 8
Тема: «Алтай»
Тип урока: комбинированный
Задачи:
1) Образовательные:
1) Дальнейшее формирование знаний о природных
районах республики.
2) Ознакомление учащихся с физико­географическими
условиями гор северо­востока Казахстана.
3) Выявление особенностей природы Казахстанского
Алтая.
2) Воспитательные:
3) Развивающие:
Методы и
методические
приёмы:
1) Продолжить формирование естественно­научного
мировоззрения учащихся
2) Воспитывать интерес к предмету
3) Формирование экологических норм и правил
бережного отношения к почвенным ресурсам
1) Стимулировать познавательную активность, умение
быстро и четко формулировать свои мысли.
2) Формирование комплекса общеучебных
познавательных умений: логически мыслить,
анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы,
выделять главное.
3) Продолжить развитие умений работы с
географическими картами.
Словесные (эвристическая беседа, рассказ)
Наглядные (работа с картами)
Сравнение и обобщение
Самостоятельная работа с учебником
План урока:
1) Организационный момент.
2) Актуализация опорных знаний.
3) Знакомство с темой и целью урока. Мотивация
учебной деятельности.
4) Восприятие и осознание нового материала
5) Закрепление пройденного материала
6) Комментирование Д/З
7) Подведение итогов урока. Комментирование
оценок.

I. Актуализация опорных знаний: работа с картой, устный опрос по вопросам:
1) Каково влияние географического положения на формирование территориальных природных
условий?
2) Как вы объясните особенности рельефа Мугоджар и связь между историей развития территории и
тектонической структурой?
3) Как вы понимаете наличие континентальности климата казахстанской части Урала? Каково его
влияние на внутренние воды?
4) Какие существуют отличия в ведении сельского хозяйства в западной и восточной частях
Мугоджар?
II. Изучение нового материала:
1) Географическое положение.
Алтай ­ часть самой крупной горной системы, называемой Саяно­Алтайские горы, границы которой
простираются от озера Зайсан до озера Байкал. В Казахстан входит только его юго­западная окраина.
Южной границей является бассейн реки Черный Иртыш и озеро Зайсан, а западной ­ Калбинский
хребет.
2) Рельеф и геологическая структура.
По особенностям рельефа Казахстанский Алтай делится на три части: Южный Алтай, Рудный Алтай
и Калбинский хребет.
Зап. на доске:
Алтай
Южный Алтай
Рудный Алтай
Калбинский
хребет
Расположен между
рекой Бухтармой
на севере, озером
Зайсан и рекой
Черный Иртыш - на
юге.
в пределы
Казахстана
заходит
западными
отрогами
(Листвяга и
Холзун)
Расположен на
левой стороне
реки Ертыс
Южный Алтай расположен между рекой Бухтармой на севере, озером Зайсан и рекой Черный
Иртыш ­ на юге. На западе долина Ертыса отделяет его от Калбинского хребта. На вое­токе Южный
Алтай сливается с плоскогорьем Укок. Отсюда на запад и юго­запад отходят две цепи горных
хребтов.
Их разделяют реки Курчум и Каргоба. На юге расположена система хребтов Тарбагатай (2739 м),
Сарымсакты (3373 м) и Нарым (2400 м), которые относятся к северной части Южного Алтая, а к его
южной части относятся Южно­Алтайский (3483 м) и Курчумский (2644 м), хребты Сарытау (3300 м)
и Азутау.
Между хребтами Азутау и Сарытау на высоте 1449 м расположена Маркакольская котловина.
Приподнятая часть этой территории на востоке, постепенно снижаясь к западу, превращается в
предгорные возвышенности. Между вершинами гор встречаются небольшие, неглубокие впадины ­
озера. Они лежат на высоте 2300­2500 м над уровнем моря. Западная граница Южного Алтая

проходит вдоль горной цепи Холзун. Южные склоны гор крупные, сильно расчлененные. Предгорье
сравнительно пологое.
Рудный Алтай в пределы Казахстана заходит западными отрогами. Главные из них ­ Листвяга и
Холзун. Рудный Алтай состоит также из Ульбинского (2300 м), Ивановского (2775 м) и Убинского
(2100 м) горных хребтов, которые находятся на северо­востоке Южного Алтая. Они простираются от
горного хребта Катунь и плоскогорья Укок. Максимальные высоты сосредоточены на крайнем во­
стоке Казахстанского Алтая.
Рельеф Рудного Алтая очень разнообразен. Восточные части хребтов сильно расчленены и имеют
высокогорный характер. Горные склоны покрыты \ большей частью хвойными лесами. К западу горы
понижаются, формы их становятся округлыми, склоны пологими. Местами встречаются плато с
выровненными поверхностями.
Калбинский хребет расположен на левой стороне реки Ертыс. Его самая высокая точка ­
Сарынгокы (1558 м). К западу хребет понижается и сливается с Сарыаркой. Вершины гор овальные,
склоны сильно расчленены, некоторые территорий равнинные. Казахстанский Алтай образовался в
результате герцинской складчатости. Неоднократные поднятия чередовались с разрушениями. Край,
превратившийся в равнину в конце мезозойской эры, подвергался новым тектоническим поднятиям в
неогене и антропогене. В результате сформировался современный горный рельеф Алтая.
Казахстанский Алтай сложен разнообразными осадочными и метаморфическими породами ­
глинисто­кремниевыми сланцами, известняком, гранитами палеозоя.
3) Полезные ископаемые.
Алтай богат полезными ископаемыми. Большие запасы ртути, серебра, вольфрама, олова, цинка и
свинца находятся в этих горах. В Нарымском и Курчумском хребтах добывают золото и редкие
металлы, в Калбинском ­ олово и вольфрам. Для переработки полезных ископаемых построены
металлургические заводы в Усть­Каменогорске, Риддере, Зыряновске. Процесс добычи и выплавки
ископаемых руд на территории восточной части Казахстана является причиной сложившейся
неблагоприятной экологической обстановки. Поэтому защита природной среды ­ строительство
очистных сооружений, уменьшение количества вредных примесей в отходах и дыме, выбрасываемых
заводами, ­ является главной экологической задачей современности.
4) Климат.
В казахстанской части Алтая климат умеренно континентальный. По сравнению с близлежащими
равнинами летом в горах бывает прохладно, а зимой, наоборот, тепло. Наблюдается здесь
температурная инверсия. В результате в замкнутых котловинах зимой очень холодно (до ­40"С),
летом жарко. С высотой температура летом понижается. Если в июле на склонах низкогорий
температура +19 +22°С, то на высоте 1000 м +16+14°С, а на уровне 2500­2700 м ­ температура не
превышает +6 +7°С. Средняя температура в Усть­Каменогорске зимой ­15°С. Среднегодовое
количество осадков в предгорьях составляет 300­400 мм, в горах ­1000­1500 мм. Зимой в горах
выпадает много снега. Иногда его толщина достигает 1­3 метров. А в замкнутых котловинах выпадает
незначительное количество снега. Часто наблюдаются снежные лавины, селевые потоки.
5) Реки, озера и ледники.
На Алтае много рек, которые берут свое начало с горных снежников, и ледников.
Зап. в тетр.: Самая большая река на Алтае ­ Ертыс ­ начинается в Китае и протекает между
Калбинским и Нарымским годными хребтами.
В нее впадают реки Бухтарма, Курчум, Уба, Ульба и др. На Ертысе построены Усть­Каменогорская,
Бухтарминская и Шульбинская ГЭС. Они обеспечивают электроэнергией всю Восточно­
Казахстанскую область и другие регионы республики. Множество малых рек ­ Ак Берель, Тургысын,
Билезекты, Березовка, Кокпекты, Малая Ульба, Калжир, Калгуты, Улан, Аблакетка, Кызылсу,
Алкабек, Аккаба, Кайынды, Бокен и др. ­ впадает в Ертыс, Бухтарму, Нарын, Курчум и в некоторые
озера.
Алтай богат и озерами. Площадь многих из них более 1 км2 (Язовое, Черновое, Бухтарминское,
Турангыкуль и т.д.).
Зап. в тетр.: Самые крупные озера ­ Зайсан (площадь 5510 км2) и Mapкаколь (площадь 455 км2).

В 1976 году здесь был организован
Маркаколь расположен в тектонической котловине.
Маркакольский заповедник.
Зап. в тетр.: в Алтайских горах Казахстана находятся 328 ледников общей площадью 89,6 кма.
Ледники в основном расположены на высоте свыше 2600 м. Большинство ледников находится в
хребтах Катунь, Холзун, Ивановский, Южно­Алтайский, Сарымсакты.
6) Природные зоны. Растительный и животный мир.
На климатические условия Алтайских гор значительное влияние оказывает их географическое
положение. Поэтому в горах, расположенных в западной части Алтайского края, ежегодно выпадает
большое количество атмосферных осадков. Склоны низких гор юго­востока сухие.
Высотные пояса Алтая на юго­западе, со стороны Зайсанской котловины, начинаются с
полупустынной зоны, которая поднимается до высоты 900­1100 м, на северо­западе ­ со степной зоны,
которая поднимается до 1600­1800 м. Горно­лесной пояс распространен на уровне 2100­2300 м, суб­
альпийские луга ­ на высоте 2500­2600 м, выше 2600 м расположен ледниковый пояс. В лесах растут
лиственницы, сосны, ели, кедры и пихты. Альпийские луга в летние месяцы используются для выпаса
скота и пчеловодства. Высокогорный пояс представлен горной тундрой, каменистыми скалами и
ледниками. Подножья гор и низкогорья покрыты плодородными черноземами, там распространена
растительность степных зон (белый ковыль, типчак и др.)» в полупустынных зонах ­ солянковые
растения. В лесах много черной смородины, шиповника, в межгорных долинах ­ фиолетово­кречето­
вых трав и др.
На Алтае много животных, В лесах разводят маралов. Из диких животных обитают медведи, кабаны,
лоси, горные козлы, снежные барсы. Встречаются неценные пушные звери ­ соболь, норка,
акклиматизированные водяные крысы, енотовидные собаки, хорьки. Из птиц водятся глухари,
рябчики, куропатки, дятлы, горные индейки ­ улары.
В целях охраны природы ­ редких зверей и растений Восточного Казахстана ­ в 1976 году был
организован Маркакольский заповедник. Объекты охраны ­ 58 видов зверей, 260 видов птиц, 4 вида
рыб, 721 вид растений.
Восточная часть Казахстана ­ территория республики с развитым лесным хозяйством. Лес является
его основным богатством. Но в последние годы интенсивное использование лесных ресурсов,
бесконтрольная вырубка деревьев привели к уменьшению лесных площадей.
На горных лугах пасется скот, развито пчеловодство.
III. Закрепление:
I. Устный опрос по вопросам:
1) Сравните физическую и тектоническую карты и определите, соответствует ли тектоническое
строение Казахстанского Алтая рельефу.
2) Почему казахстанская часть Западного Алтая называется Рудным Алтаем?
3) Почему рельеф Казахстанского Алтая и Уральских гор различен, хотя они появились в одном
периоде? Почему здесь «обновление» происходило быстрее, чем в Уральских горах?
4) Почему климат отличается на западных и восточных склонах Алтая?
5) Чем характеризуется алтайский тип режима рек? Как используются реки этой территории?
6) Сколько ледников находится в Алтайских горах Казахстана? Где они в основном расположены?
7) Как используются природные ресурсы Алтая?
II. Работа с контурной картой:
1) На контурной карте (с. 6­7) «Физико­географического атласа Казахстана» укажите направления
расположения горных хребтов Алтая. Нанесите месторождения полезных ископаемых.
2) По схеме высотных поясов Алтая объясните разнообразие их типов.
III. Заполнить таблицу:
Регион
Географическое
положение
Рельеф
Полезные
ископаемые
Климат
Внутренние
воды
Природные
зоны
Экологические
проблемы

Дата: 08.04.13

Предмет: география

Класс: 8

Тема: « Алтай».

Цель: выделить особенности природы горного массива Алтая.

Задачи урока:

1) определить особенности географического положения хребтов Алтая и выделить его уникальность в наличии полезных ископаемых и других видов природных ресурсов;

2) расширить умение учащихся работать с текстом учебника, географической картой, дополнительным материалом;

3) развивать познавательный интерес школьников к уникальному объекту природы – горному району.

Оборудование: атласы, контурные карты, тетрадь, тесты.

Методы: работа с картами, учебником, словарем, тетрадью.

Тип урока: изучение нового материала с элементами самопознания.

Ход урока.

    Организационный момент . Приветствие. Выявление отсутствующих.

II . Проверка домашнего задания.

1. Географическое положение (Мугоджары; протяженность 450 км, ширина 30 км, средняя высота 450-500 м; высшая точка – Большой Боктыбай (657 м и Айрык (633 м))

2. Рельеф и геологическое строение (в отличие от Урала, в Мугоджарах пологие восточные склоны и крутые западные; сложены в палеозое – герцинская складчатость; сложены осадочными, магматическими и метаморфическими породами палеозоя и мезозоя; из-за экзогенных процессов – низковысотные; разделены на западную и восточную часть впадиной Бершогыр; западная часть – главная, уклон с севера на юг)

3. Полезные ископаемые (никель, кобальт, хром, медь, уголь, мергельный известняк, фосфориты, кварцевые пески для стекла)

4. Климат (горы препятствуют циркуляции воздуха, осадки выпадают чаще, чем в соседних районах; температура января минимум – 42°; температура июля максимум +38°; осадков 300 мм; часты сильные ветра, зимой – снежные бураны)

5. Реки и озера (Эмба, Иргиз, Орь, Тобол, Талды; питание талыми снегами; подземные воды – 700 млрд. м³)

6. Природные зоны (степь, полупустыня; почвы светло-каштановые в сухих степях и каштановые, темно-каштановые в северных частях; западная часть – под посевы, восточные – под пастбища)

III . Всесторонняя проверка знаний.

1. Основные пояса (экваториальный, тропический, умеренный)

2. Водные объекты на географических картах обозначены каким цветом? (синим)

3. Туранская низменность располагается на … Казахстана (юго-западе и юге)

4. Почва плодородная в (степи)

5. Наибольшие летние суточные амплитуды температуры наблюдаются (пустыне)

6. Антропогенный природный комплекс – это (пруды и парки)

7. Водохранилища Казахстана предназначены для (ирригации, энергетических целей)

8. Сколько ландшафтных зон в Казахстане? (9)

9. Биосфера – это (часть географической оболочки, заселённая и изменённая организмами)

10. Рисоводство в Казахстане развито в (долине Сырдарьи)

11. Часть земной поверхности, которая видна нам видна вокруг нас на открытом уровне пространства(горизонт)

12. Физическая карта мира по охвату территории относится к группе (мировых карт)

IV . Подготовка к объяснению новой темы. Написать на доске тему урока, объяснить цели урока.

Цель нашего урока – познакомиться с уникальными природными особенностями горного массива Алтая. Какие можно привести доказательства неотектонических процессов в горах Алтая?

V . Объяснение новой темы.

1. ФГП Алтая .

В пределы Казахстана заходят юго-западные хребты Алтайской горной страны. Эта часть называется Казахстанский Алтай; на западе он граничит с Сарыаркой, на юге – с горным районом Саур-Тарбагатай; на востоке – с государственной границей РК, отделяющий наш Алтай от российского.

2. Геолого-тектоническое образование гор.

Работа с тектонической картой. Вопросы для беседы:

Какая тектоническая структура сформировала Алтай? (Герцинская складчатость).

В какой эре это происходило? (Палеозой).

Pz (конец) – герцинское горообразование – магматические горные породы – рудные ископаемые.

Mz – мезозойская складчатость – выравнивание территории – накопление осадочных пород (мел, известняк, песчаник) – нерудные ископаемые.

Kz – альпийская складчатость – вторичное горообразование – метаморфические породы – осадочные породы – нерудные ископаемые (мрамор, грейс).

А отсюда следует, что Алтай по образованию складчато-глыбовый, в рельефе которого чередуются:

Зубчатые горы;

Сырты – выровненные участки;

Впадины, заполненные водой озер Зайсан, Маркаколь.

Карстовые явления;

Особая экспозиция хребтов;

Ущелья, трещины, теснины.

Для современного горообразования характерны землетрясения, снежные лавины, формирование ледников площадью 800 км2.

3. Рельеф и полезные ископаемые.

Для рельефа гор характерны цепи горных хребтов, тектонические трещины, а на вершинах лежат вечные ледники и снега.

По особенности природного расположения горные хребты Алтая можно разделить на 3 части:

1. Калбинский хребет;

2. Южный Алтай;

3. Рудный Алтай

Самая высокая вершина Алтая – г. Белуха (4506 м). Массив гор до сих пор испытывает омоложение, подтверждением служат землетрясения (декабрь 2002 г.). Сложное расположение хребтов требует от человека внимательности, осторожности и быть только в окружении опытных людей, знающих какие неприятности могут подстерегать в горах (селевые потоки в летний период, зимой – снежные лавины). И все-таки несмотря на грозные стихии, Алтай богат удивительными ископаемыми, а красивыми ландшафтами он привлекает к себе туристов и альпинистов.

Почему вершина гор Алтай носит название Белуха?

Найдите в учебнике, на какие части делится Алтай по наличию ископаемых.

Учащиеся отмечают полиметаллический пояс Рудного и Южного Алтая: Калбинский хребет, Нарымский хребет – пояс редких металлов (вольфрам, титан, молибден, магний) и золотой пояс Калбинского хребта.

4. Климат.

Найдите в тексте учебника, какой тип климата на Алтае.

Климат Казахстана резко-континентальный, а в горах умеренно-континентальный. Климат Алтая с высотой меняется от континентального до умеренно-континентального. Алтайская горная страна расположена на 50º - 52º с. ш. и это определяет количество солнечной энергии, поступающей на земную поверхность. Алтай возвышается над равнинами Западной Сибири, причем его хребты вытянуты с с-з на ю-в, что определяет климатические условия района. С одной стороны, хребты стоят на пути у западных воздушных масс, как губка, впитывая влагу. Но с другой стороны, открытость долин приводитк тому, что сюда проникают холодные массы воздуха, вызывая понижение температуры до -40º, а поднимаясь до высоты 1500 м, температура воздуха повышается. Такое явление получило название инверсия. Это природное явление вызывает большую конденсацию влаги – до 1500 мм в год, поэтому Алтай – самое влажное место в Казахстане. В горах мало снега, который образует большую площадь ледников, питающих притоки Иртыша и озера. Встречаются минеральные источники, которые используются в лечебных целях, например, Рахмановские ключи.

5. Внутренние воды.

Используя карту, назовите реки Алтая и их притоки.

6. Природные комплексы Алтая.

Сколько поясов в природных зонах Алтая и почему?

Какой природный пояс самый разнообразный по видовому составу растений и животных? (Лесной)

Алтай уникален биологическими ресурсами, но истинное богатство его – это леса. Своеобразна и красива растительность горного Алтая. Ельники, парковые лиственничные и кедровые леса, высокотравные альпийские и субальпийские луга. Много интересных и полезных растений встречается в горном Алтае: красная и черная смородина, боярышник, облепиха. В тайге – ковер из брусники, черники, голубики. На Алтае множество растений и животных, встречающихся только здесь. Такие животные и растения получили названия эндемиков. Территория гор благоприятна для развития сельского хозяйства и промышленности, а также зон отдыха, туризма. С целью сохранения ландшафтов Алтая созданы Западно-Алтайский и Маркакольский заповедники, заказник «Рахмановские ключи». Разнообразные и уникальные ландшафты – важнейшая причина отнесения территории к объектам Всемирного природного наследия; Алтай – жемчужина Казахстана, поистине «золотой край».

VI . Усвоение новой темы.

Работа с вопросами на стр. 191 в учебнике и со схемой высотных поясов на стр. 190.

VII . Тест «Алтай»

1. Самая высокая вершина Алтая - ________________________________

2. Складчатость, сформировавшая горы - __________________________

3. По орографическому расположению горы Алтая можно разделить на 3 части: _______________________________________________________________________

4. Горный хребет, получивший название золотого пояса - ______________________

5. Климат казахстанской части Алтая: _______________________________________

6. На Алтае в пределах озера расположен заповедник - ________________________

7. Ледники в горах Алтая начинаются на высоте - _____________________________

8. Самое крупное озеро Алтая - ____________________________________________

9. Самая большая река Алтае - ___________________________________________

10. Перечислите полезные ископаемые, встречающиеся на территории Алтая:

_______________________________________________________________________

VIII . Домашнее задание. § 45, схема на стр. 190, таблица

IX. Итог урока.

Тема: «Республика Алтай – наш дом»
Цель: прививать чувство любви к родному краю; Задачи: расширить знания детей о достопримечательностях Республики Алтай;
развивать чувство прекрасного на примере уникальной природы Горного
Алтая;
воспитывать бережное отношение ко всему, что нас окружает.
Оборудование: презентация с видами Горного Алтая, музыкальный диск с
музыкальными произведениями об Алтае.
Тип урока: УНЗ

Ход урока.

Вступительное слово: учитель. СЛАЙД 1.

Ведущий 1. СЛАЙД 2.
Алтай не просто горы, леса, реки, водопады, а живой дух, щедрый, богатый исполин - великан. Сказочно красив он своей многоцветной одеждой лесов, цветов, трав. Туманы, его прозрачные мысли, бегут во все страны мира. Озёра - это его глаза, смотрящие во Вселенную.
Водопады и реки - его речь и песни о жизни, о красоте земли, гор...
(Г.И. Чорос - Гуркин)
1 чтец. СЛАЙД 3.
Бронтой Бедюров
Как прекрасен и добр мой Алтай!
Как богат он - поди сосчитай!
Перед ним я навечно в долгу.
Как его я прославить смогу?
Как воздам благодарность ему?
Где слова я такие возьму?..
Ведущий 2. СЛАЙД 4.
В самом центре Азии, на границе Китая, Монголии, России и Казахстана находится удивительная и загадочная страна Горный Алтай! В переводе с тюркского «Алтай» означает «золотые горы», и в древние времена он был центром своеобразной культуры кочевников.
Ведущий 1. СЛАЙД 5.
Горный Алтай! Очень мало на земле таких мест, которые могли бы соперничать с этим удивительным по красоте островком природы, возвышающемся в самом центре огромных азиатских пространств. Алтайцы, испокон веков живущие здесь, называют свою родину величественным и священным Кан-Алтаем.
Республика Алтай является субъектом Российской Федерации.
Ведущий 2. СЛАЙД 6.
Территория республики составляет 92,6 тыс.кв.км. С севера на юг ее территория простирается на 400 км, а с запада на восток на 360 км. Чтобы пересечь Республику Алтай с севера на юг или с запада на восток, необходимо проехать весь световой день на автомобиле. По сравнению с российскими просторами это кажется немного. Однако Горный Алтай занимает такую же площадь, как европейские государства Португалия и Венгрия, и чуть меньше, чем Южная Корея.
Ведущий 1. СЛАЙД 7,8,9,10,11..
Республика Алтай имеет свою государственную символику:
флаг, герб, гимн. Государственными языками являются два равноправных языка - алтайский и русский. Население: 201,7 тыс. человек. Национальный состав: алтайцы - 31%, русские - 60%, казахи 6%, 3% - другие народы. Из общего количества населения 75%, проживающих в сельской местности - прирожденные животноводы. Из поколения в поколение они передают свое умение разводить скот в горах. Алтайцы также великолепные охотники. Здешняя тайга богата соболем, белкой, рысью. Пушной промысел - одно из главных занятий и важное подспорье для жителей далеких сел.
Ведущий 2. СЛАЙД 12,13,14.
В состав республики входят: 1 город, 10 сельских районов, 248 населенных пунктов.
Столица республики - город Горно-Алтайск. (виды города) Он расположен в северо-восточной ее части. Наша столица не всегда была городом. Возникла она, как село Улала еще в 19 веке. Сегодня Горно-Алтайск - научный и культурный центр республики. Расположенный в маленькой долине среди гор, он летом утопает в зелени, а зимой прямо в черте города проводятся горнолыжные соревнования.
Ведущий 1. СЛАЙД 15,16.
Город наш небольшой, в нем проживает немногим более 51 тыс. человек. Население города, как и республики, смешанное. Кроме коренного населения, алтайцев, проживают русские, казахи и представители других национальностей.
Город расположен в живописной котловине реки Майма. Куда ни бросишь взгляд - всюду горы.
Чтец 2. СЛАЙД 17.
Александр Жуков
Мой город.
Город мой лежит в долине
В ожерелье гордых гор,
Там, где в елях синих-синих
Росный звонкий разговор.
А найти его так просто:
Не плыви и не летай - Чуйский тракт всегда забросит
В город мой Горно-Алтайск.
Вечно юн и вечно зелен,
Он к радушию привык.
Голубые наши ели - Украшение Москвы!
Город мой лежит на тропах
Следопытов егерей:
Носят модницы в Европах
С шиком наших соболей.

Ведущий 1.
СЛАЙД 18,19.
Город Горно-Алтайск - административный, научный и культурный центр нашей республики. Он имеет очень выгодное географическое положение, близость к транспортным путям, более благоприятные климатические условия по отношению к другим районам.
Ведущий 2. СЛАЙД 20.
Среди многочисленных рек крупнейшей и самой протяженной является Катунь. Она берет начало с ледников горы Белуха на южной границе республики и выходит за пределы Горного Алтая на северо-западе. Вторая по полноводности река Бия. Катунь и Бия, сливаясь за пределами Горного Алтая, образуют реку Обь, одну из самых крупных рек Сибири. Из-за обилия порогов реки Горного Алтая несудоходны, за исключением нижнего течения Бии. Многие реки отличаются очень быстрым течением, благодаря которому замерзают зимой только на отдельных участках. (виды Катуни)
Чтец 3. СЛАЙД 21.
Аржан Адаров
Катунь.
Мчись, Катунь, играя светом,
Шумная струя!
Нет волны на свете этом
Лучше, чем твоя!
Так и блещет, голубая!..
В ней отражена,
Молодеет, улыбаясь,
Старая луна.
Ты летишь с вершин Алтая
Вниз, к теплу, к жилью,
Песню сбивчиво слагая
длинную свою...

СЛАЙД 22.
Миф о Бие и Катуни.
Когда-то, по представлениям алтайцев, эти реки были супругами. Бий - господин, Катунь - жена. Жена была сварливая, неуживчивая, а муж - спокойный, тихий, умный. Он ужинался с другими реками, был в мире и с горами-великанами. Его сварливая жена Катунь поссорилась со всем реками и горами, и
давала покоя супругу. Тогда реки и горы посоветовали Бию вызвать свою супругу на состязание, то есть держать пари. Кто в этом споре победит, тот и должен верховодить в семейной жизни.
Устроили состязание на быстроту бега. В присутствии свидетелей определены условия состязания и вынесено решение: кто
супругов раньше достигнет горы Бабырган, что высится на севере алтайских гор, тому и быть главой семьи.
СЛАЙД 23.
Так началось между ними состязание. Стоящие на берегу Бия, тайга и горы раздвигались, дав ему путь, потому что симпатии были на его стороне.
СЛАЙД 24.
А на пути Катуни, наоборот, горы сдвигались, преградами были мощные скалы. Сварливая Катунь, с трудом преодолев все преграды, наконец, вырвалась в долину и достигла горы Бабырган уверенная, что прибыла первой. Но, к ее удивлению, Бий уже давно миновал эту гору. Бабырган, увидев отставшую от мужа Катунь, громко расхохотался.
«Что ты, разинув пасть смеешься?» спросила у Бабыргана сварливая Катунь.
На что последовал ответ: «Твой муж уже давно тебя ждет в долине, а ты все еще плетешься здесь!» Еще сильнее озлобившись, Катунь со всего размаха ударила Бабыргана по щеке, и понесла свою воды дальше. Настигнув мужа, в порыве гнева она закатила и ему пощечину, но потом одумавшись, сказала: «Хотя я и проиграла в споре, но зато я жена не простого человека, а Бия - господина».
С тех пор за супругом Катуни закрепилось второе имя «Бий - суу- (господин вод).
Обе же реки, Бий и Катунь слившись воедино, продолжали свой путь на Север, образуя Обь.
Ведущий 1.
СЛАЙД 25..
Наша республика богата не только реками, но и озёрами.
СЛАЙД 24.
Озер в Горном Алтае - около 7 тысяч. Самое большое - Алтын-Кёль (Телецкое), так любовно называют его алтайцы, что дословно означает «золотое озеро».
СЛАЙД 27.
С незапамятных времен привлекает оно красотой и его можно назвать алтайским морем. Его площадь (230,8 кв. км) больше территории европейского государства Лихтенштейн. Глубина озера достигает 325 м, что включает его в число самых глубоких озер мира. «Алтын-Кель» привлекает таинственностью, легендами и богатством окружающей природы. Это хранилище необыкновенно чистой пресной воды.
СЛАЙД 28,29,30.
Чтец 4.
СЛАЙД 31, 32, 33,34.
Алтын-Кёл
Если глянуть со стороны,
Не видать краев Алтын-Кёл
Если бросить взгляд с вышины
Ты, как зеркало, Алтын-Кёл.
Скал прибрежных негой гранит,
Словно крепость, тебя хранит,
Рыбы стаями там и тут,
Словно в небе тучи, плывут.
А волною твоей всегда
Умываться будет звезда.
И навек свободный народ
О тебе, Алтын-Кёл, споет.
Ведущий 2. СЛАЙД 35,36..

Почему нашу республику называют ещё Горный Алтай?
Да вся территория республики занята горами. Высота многих вершин превышает 3-4 тыс. м. Самая высокая вершина расположена на крайнем юге. Это - Белуха.
СЛАЙД 37.
В 1842 году на Алтае побывал геолог Петр Чихачев. Пораженный открывшейся ему красотой, он вспоминал: «Взобрался я на вершину и задрожал от восторга. Зубчатым великаном поднимались Катуньи столбы. В ущельях змеями вились туманы. Но где слова, где краски, чтобы передать эту картину?.. Я схватил альбом, но рука дрожала; мне казалось, я вижу живого Бога, со всею его силою, красотою, и мне стало стыдно, что я, бедный, смертный, мечтал передать его образ».
Ведущий 1. СЛАЙД 38,39.
Алтайский народ считал Белуху священной, связывал ее с легендой о коварном и злом духе Эрлике, который должен покарать всякого, кто осмелится ступить даже на ее склоны. По поверью, даже смотреть на. эту святыню, прибежище грозных сил (лавины, камнепады, обвалы) нельзя было. Не случайно именно здесь, на Алтае, два столетия подряд искали русские люди таинственное Беловодье, благодатную страну, устроенную как рай земной, где они могут зажить в полном счастье.
Ведущий 2. СЛАЙД 40.
Не зря так запала Белуха в душу Рериха, который рисовал ее неоднократно. «С вершины Студеного видна сама Белуха, о которой шепчут даже пустыни», писал он в 1926 году.
СЛАЙД 41,42.
Белуха высочайшая вершина Сибири, покрытая снегом и ледниками. Наивысшая точка Белухи 4506 метров.
СЛАЙД 43,44.

Александр Ередеев
Чтец 5. СЛАЙД 45,46,47.
Алтайские горы.
Словно пар от запаренных скачкой коней
Заклубились туманы по склонам хребта,
Будто мчался табун много лет, много)ней,
И манила вдали горизонта черта;
Будто некий разгневанный хан или князь Вслед арканщиков слал, разозлен, распален, Но алтайские парни, за гривы схватясь, Доскакали до лучших, до наших времен!
Это было давно полстолетья назад,
Но для гор полстолетья мгновенье, пустяк,
И в тумане алтайские горы стоят
И не могут еще отдышаться никак...
Я в тайге алтайской пробудился..
Проступал сквозь ветки свет зари.
Горный гребень высился, гордился.
От любви стонали глухари.
Чтец 6. СЛАЙД 48.
Лазарь Кокышев
Я в тайге алтайской пробудился,
Свежесть рос вдохнул в родном краю, Как с другой планеты воротился
Вновь на землю милую мою..
Чтец 7. СЛАЙД 49.
Георгий Кондаков
Мой Алтай обнимаю тебя.
В громких реках и тихих озерах
Голубая живая вода.
Поднебесные белые горы,
Я ваш сын, я ваш сын навсегда.
Здесь мне дорог и камушек малый,
И березка над горной тропой.
Пусть с годами сгорбятся скалы,
Н останусь Алтай мой, с тобой.
Ведущий 1. СЛАЙД 50.
Прекрасна и величественна природа Горного Алтая, кругом все заполнено горным прозрачным воздухом, ощутимо слышится медовый запах цветов. Застывшими волнами кажутся высокие хребты. На крутых склонах шумят дремучие леса. Горный Алтай изумительно живописен и щедро наделен природными богатствами. Наша с вами задача - сохранить красоту своего Алтая.
Берегите эти земли, эти воды
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей себя.

Чтец 8. СЛАЙД 51.

Паслей Самык
Восхваление красоты Алтая.
Ты под солнцем и луной лег, Алтай прекрасный мой, с гор срываются ручьи- животворные твои!
Ты стоишь, как великан, крепкий панцирь твой тяжел, степь, как шумный океан плещет в каменный подол.
Здесь, богатые листвой, мощно встали тополя, богатырь здесь мчался в бой - вся в следах копыт земля. СЛАЙД 52.

Здесь от главного хребта разбегаются хребты- говорится неспроста, что похож, Алтай мой, ты на гигантскую стрелу, оперенную стрелу, что над миром пронеслась, синим пламенем светясь, расколов ночную мглу!
Слышу я в тиши твоей поступь сказочных коней, слышу оклик и напев легендарных дивных дев! СЛАЙД 53.



Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Республика Алтай 8 класс

Образовательная – создание условий для расширения и углубления знаний учащихся о природе своей родины РА

Развивающая – развитие у учащихся познавательного интереса, стремление к самостоятельному поиску знаний, коммуникативной компетентности обучающихся.

Воспитательная – повышение мотивации учащихся к изучению природы и культурного наследия РА, формирование патриотического чувства, убежденности в необходимости охраны окружающей среды.

Оборудование: , физическая карта республики Алтай; жетоны для оценки правильного ответа, DYD-фильм, компьютер, учебник « Мир заповедный природы Алтая»

Тип урока: новых знаний

ХОД УРОКА

1. Орг.момент Класс делится на группы

2.Новая тема

Сейчас вы посмотрите филь и скажите о какой территории говорится будем сейчас?

(показ фильма)

3 Прослушайте стихотворение Г.Кондакова Колокол земли с.8. (Мир заповедный природы Алтая).

О каком красивейшем уголке нашей Родине сегодня мы будем говорить?.

Какие ассоциации у вас возникают при слове республика Алтай?

(ученик на доске записывает слова об алтае)

А теперь составьте легенду используя эти слова.

Сейчас вы раскроете учебник мир заповедный природы Алтая и прочитаете текст с.8-21.

Читая текст вы выделите для себя, что же вы:

Знали

Узнал новое?

Диалог между детьми

Перед вами лист вы должны

Тема нашего урока?

Какую цель урока мы с вами поставим для изучения этой темы?

Перед вами лист и вы должны теперь создайте проект:

1.-Метод « Зигзаг»-мини кластер

Итог урока:

Недавно человечество переступило грань тысячелетия. Что ждет нас, Россию, Алтай за этой гранью. Желание любить и беречь родную землю, дело не простое. Надо хорошо представлять особенности природы, правильно оценивать деятельность человека.
Первые успехи на этом не легком пути знаний вы сегодня показали.
Желаю Вам дальнейших успехов в изучении своей малой родины « Республики АЛТАЙ»

Организационный момент

Проверка готовности к уроку

Вступительное слово учителя

Вопросы записываются на доске. Учащиеся отвечают на вопросы.

3.

Слайд1

Слайд-шоу (Приложение 1 )

Видео салон «Здесь нам посчастливилось родиться»

Звучит песня Евдокимова М.С. Алтай (запускается щелчком мыши)

Работа творческой группы – показ слайдов и комментарии

Слайд 2

Алтайский край представляет собой уникальную территорию Сибири. Алтай не просто горы, леса, реки, водопады. Это живой дух, щедрый, богатый исполин-великан. Сказочно красив он своей многоцветной одеждой лесов, цветов и трав.

Слайд 3

70 лет Алтайскому краю!

Слайд 4

Старейший на Алтае, он был одним из творений Петра, пусть не столь судьбоносным для державы, как северная столица, но крайне важным для обороны Российского государства.
18 июня 1709 года была срублена крепость мозолистыми руками сибирских казаков.
Он пережил исторические вехи России. Сегодня, не смотря на свой возраст 300 лет, молодеет и становится краше – город Бийск

Слайд 5

Бийск! Как много в этом слове есть –
Музеи, выставки, скульптуры...
Здесь не уместна будет лесть.
Как много в городе культуры!
Студентов город, спору нет,
Куда не глянешь – институты.
Науки будущей здесь свет,
Идут года, бегут минуты...
Как много здесь людей известных!
Умов пытливых целый клад!
Открытий множество чудесных!
И Бийск теперь наукоград!

Слайд 6

Наша алтайская земля вскормила многих известных людей. Навсегда вписаны в историю края имена: И.И. Ползунов,изобретатель первого в мире парового двигателя; Аносова П.П., металлурга, создателя первой чугунно-паровой дороги. Здесь жили космонавты Г.С. Титов, В.Г. Лазарев; В.М Шукшин писатель и режиссер и многие другие

Слайд 7

Неповторимы ландшафты Алтайского края. Взаимное проникновение предгорных степей, пустынных ландшафтов и горной тайги создают контрастные сочетания, пленяющие глаз. Здесь почти все природные зоны России, за исключением субтропиков.

Слайд 8

Более 21 % площади края занимают лесные экосистемы – это не только источник древесины, пищевых и лекарственных растений, но и стабилизатор состава биосферы.

Слайд 9

Сосновые ленточные боры – это уникальные нигде больше в мире не встречающиеся природные образования. Сосна там необычная, она устойчива к загрязнению и засолению – эти реликты приурочены к сухим руслам рек, возникшим после оледенения. До того самого оледенения, которое уничтожило всю пышную широколиственную растительность на Алтае, кроме двух рощ из лип на северо-востоке края. Сорокинская и Ботуровская рощи перенесли оледенение, и живут по, сей день.______

Слайд 10

Чемпионом наших лесов считается лиственница – она образует парковые леса.

Слайд 11

Настоящее чудо – кедр. Это дерево – комбинат, дает орехи, по питательным свойствам не уступающие сливкам

Слайд 12

Уникальные ландшафты бальнеологические условия климата предгорий, сосновых ленточных боров и степных озер привлекают людей со всей России для отдыха и туризма.

Слайд 13

Богатство любой территории определяется наличием природных ресурсов. Алтайский край – источник сельскохозяйственной продукции. Это связано с наличием больших площадей земельных ресурсов (Кулундинская и Предалтайская равнины). Золото России – Алтайские чернозёмы . По мощности плодородия занимают ведущее место.

Слайд 14

Наш край обладает солидной минерально-сырьевой базой – полиметаллы, железная руда. " Нет в мире района, в котором были сосредоточены декоративные камни столь разнообразной окраски. Яшмы и порфиры, мраморы, граниты прославили нас на всю Россию", писал геолог, академик А.Е. Ферсман.

Слайд 15

Особенности географического положения обусловили разнообразие не только флоры, но и фауны. В крае обитает около 90 видов млекопитающих, 270 видов птиц, многочисленен класс насекомых . Панты, мускусная железа кабарги, медвежья желчь, пушнина – надёжный валютный запас России.

Слайд 16

Хорошие предпосылки есть для использования не древесных растительных ресурсов. Значительны запасы лекарственного сырья. В научной медицине используется около 60 видов растений, 80% всей продукции фармацевтики полностью исключают присутствие химических компонентов

Слайд 17

Озера края – это его глаза, смотрящие во Вселенную. Водопады и реки – его речь и песни о жизни, о красоте земли, гор. Территория Алтайского края расположена в бассейне реки Обь. Это крупнейшая река мира пересекает равнинную часть Алтая на протяжении 453 км. На равнинах края множество озёр (более 5000) – самые большие – Кулундинское (728 кв. м), Большое Яровое.

Слайд 18

Реки малые и большие выполняют огромную геохимическую работу в круговороте веществ. Это местообитание аборигенной растительности и животных, особенно птиц.

Слайды 19-20

Алтай – золото России , его бескрайние ковыльные степи и всхолмлённые предгорные равнины, березовые колки и сосновые боры, горные хребты и долины, могучие кедры, лиственницы, быстрые горные реки и широкая величавая Обь заслуживают высшей пробы.

Слайд 21

Мы должны сберечь его для других! В нашем крае есть эталоны природной красоты – 36 заказников, 143 памятника природы и конечно, заповедные места – музей природы – Тигирекский заповедник

Слайд 22

Алтайский край воистину чудесен.
Твой дар для ищущих сердец,
И все слова из лучших песен
Плетут грядущий твой венец

Звучит песня Евдокимова М.С. "Алтай" (запускается щелчком мыши)

Кокурс «Знатоки родного края» (презентация не предлагается т.к.не соответствует нормативам конкурса).

Тема: Полезные ископаемые. Внутренние воды

Вопрос 1. Что в переводе с алтайского означает названия рек Бия и Катунь?

1. Друг и подруга
2. Источник и горная река
3. Господин и девушка

Вопрос 2. Какие месторождения полезных ископаемых на Алтае не используют?

1. Железные руды
2. Полиметаллические руды
3. Мрамор

Вопрос 3. На каком заводе изготовлена эта ваза (на слайде)?

1. Пуштулинский
2. Колыванский
3. Змеиногорский

Вопрос 4. Какие глины из представленных на слайде добывают на Алтае?

1. Желтые
2. Бежевые
3. Красные

Тема: Флора и фауна

Вопрос 1. Какое из представленных растений является реликтовымна Алтае?

1. Береза
2. Дуб
3. Липа

Вопрос 2. Сколько заповедников находится на территории Алтайского края?

1. Два
2. Три
3. Один

Вопрос 3 . Объект КРАСНОЙ КНИГИ Алтайского края?

1. Тетерев
2. Кречет
3. Ворон

Вопрос 4. Статус растения Пион уклоняющийся (Марьин корень)

1. Ресурсный охраняемый вид.
2. Исчезающий вид
3. Редкий эндемичный вид

Тема: памятники природы, истории и культуры

Вопрос 1. В какой категории особо охраняемых природных территорий нуждаются эти объекты города

  1. Памятник природы
  2. Заказник
  3. Национальный парк

Вопрос 2. Название улицы старого «купеческого» Бийска?

1. Социалистическая
2. Кузнецкая
3. Кирова

Вопрос 3. Старейшее производственное предприятие города Бийска?

1. Табачная фабрика
2. Бийский льнокомбинат
3. Завод Сибприбормаш

Вопрос 4 . Когда и с какой целью было построено это здание?

1. Дом Сычовых, 1890 г.
2. Народный дом, 1914 г.
3. Торговый дом Игнатьевых, 1914 г.

Подведение итогов конкурса

Определение ведущего знатока родного края.
(При равном количестве жетонов проводится Блицтурнир)

Учитель: Вопросы для Блицтурнира

1. Назовите города Алтайского края
2. Назовите водные артерии Алтайского края
3. Назовите исследователей Алтая (1–3 по принципу кто назовет больше)
4. Какие особенности расположения города Бийска вы можете назвать.
(Находится в междуречье священное место, находится на двух равнинах: Предалтайской равнине и на Бие-Чумышской возвышенности)

Подсчет жетонов

Подведение итогов урока. Выставление оценок

Рефлексия

1. Способствовал ли урок расширению вашего кругозора по краеведению?
2. Оцените форму проведения урока.
3. Какие умения и навыки вы получили при подготовке к уроку?

Учитель: Недавно человечество переступило грань тысячелетия. Что ждет нас, Россию, Алтай за этой гранью. Желание любить и беречь родную землю, дело не простое. Надо хорошо представлять особенности природы, правильно оценивать деятельность человека.
Первые успехи на этом не легком пути знаний вы сегодня показали.
Желаю Вам дальнейших успехов в изучении своей малой родины «АЛТАЙ»


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: