Первое послание к коринфянам святого апостола павла. Послания апостола павла Послание ап павла

), опроверг иудеохристианство .

Некоторые западные исследователи считают, что не все послания, подписанные именем Павла в Новом Завете, принадлежат его перу . Аутентичными они считают семь из них: Первое послание к Фессалоникийцам, Послание к Галатам, Первое и Второе послания к Коринфянам, Послание к Филиппийцам, Послание к Филимону и Послание к Римлянам. Остальные тексты - Послание к Колоссянам, Послание к Ефесянам, Второе послание к Фессалоникийцам, Первое и Второе послания к Тимофею и Послание к Титу - были написаны от лица Павла уже после его смерти, вплоть до II в. н.э. Эти тексты принято называть девтеропаулинистскими.

При этом всё большее число современных ученых, имеющих разные богословские позиции, на основании стилеметрического анализа посланий, приводят доводы в пользу принадлежности апостолу Павлу всех 14 посланий, за исключением послания апостола Павла к евреям .

Список Посланий апостола Павла

Русское
название
Греческое
название
Латинское
название
Сокращение Язык оригинала Время и место написания
Рус. Полн. Мин.
Послание к Римлянам Προς Ρομαιος Epistula ad Romanos Рим Rom Ro Греческий около 58 года,в Коринфе
1-е к Коринфянам Προς Κορινθιους Α Epistula I ad Corinthios 1Кор 1 Cor 1C Греческий Перед пасхой 57г. в Эфесе
2-е к Коринфянам Προς Κορινθιους Β Epistula II ad Corinthios 2Кор 2 Cor 2C Греческий Вскоре после 1 Кор. 57г. в Македонии
Послание к Галатам Προς Γαλατας Epistula ad Galatas Гал Gal G Греческий 49-50гг. в Эфесе
Послание к Ефесянам Προς Εφεσιους Epistula ad Ephesios Еф Eph E Греческий
Послание к Филиппийцам Προς Φιλιπποις Epistula ad Philippenses Флп Phil Phi Греческий
Послание к Колоссянам Προς Κολοσσεις Epistula ad Colossenses Кол Col C Греческий
1-е к Фессалоникийцам Προς Θεσσαλονικεις Α Epistula I ad Thessalonicenses 1Фес, 1Сол 1 Thess 1Th Греческий
2-е к Фессалоникийцам Προς Θεσσαλονικεις Β Epistula II ad Thessalonicenses 2Фес, 2Сол 2 Thess 2Th Греческий
1-е к Тимофею Προς Τιμοθεον Α Epistula I ad Timotheum 1Тим 1 Tim 1T Греческий
2-е к Тимофею Προς Τιμοθεον Β Epistula II ad Timotheum 2Тим 2 Tim 2T Греческий
Послание к Титу Προς Τιτον Epistula ad Titum Тит Tit T Греческий
Послание к Филимону Προς Φιλημονα Epistula ad Philemonem Флм Philem P Греческий
Послание к Евреям Προς Εβραιους Epistula ad Hebraeos Евр Heb H Греческий

Апокрифические послания

  • 3-е к Коринфянам
  • Послание к Лаодикийцам
  • Послание к Александрийцам
  • Евангелие от Павла

Напишите отзыв о статье "Послания Павла"

Примечания

Литература

  • Aland, Kurt. “The Problem of Anonymity and Pseudonymity in Christian Literature of the First Two Centuries.” Journal of Theological Studies 12 (1961): 39-49.
  • Stowers, Stanley K. Letter Writing in Greco-Roman Antiquity . Library of Early Christianity. Vol. 8. Ed. Wayne A. Meeks. Philadelphia: Westminster, 1989.
  • Wall, Robert W. “Introduction to Epistolary Literature.” New Interpreter’s Bible . Vol. 10. Ed. Leander E. Keck. Nashville: Abingdon, 2002. 369-91.
  • Карен Армстронг . Святой Павел. Апостол, которого мы любим ненавидеть = St. Paul: The Apostle We Love to Hate (Icons) . - М .: Альпина Нон-фикшн, 2016. - 250 p. - 2000 экз. - ISBN 978-5-91671-601-6 .

Отрывок, характеризующий Послания Павла

Муж посмотрел на нее с таким видом, как будто он был удивлен, заметив, что кто то еще, кроме его и Пьера, находился в комнате; и он с холодною учтивостью вопросительно обратился к жене:
– Чего ты боишься, Лиза? Я не могу понять, – сказал он.
– Вот как все мужчины эгоисты; все, все эгоисты! Сам из за своих прихотей, Бог знает зачем, бросает меня, запирает в деревню одну.
– С отцом и сестрой, не забудь, – тихо сказал князь Андрей.
– Всё равно одна, без моих друзей… И хочет, чтобы я не боялась.
Тон ее уже был ворчливый, губка поднялась, придавая лицу не радостное, а зверское, беличье выраженье. Она замолчала, как будто находя неприличным говорить при Пьере про свою беременность, тогда как в этом и состояла сущность дела.
– Всё таки я не понял, de quoi vous avez peur, [Чего ты боишься,] – медлительно проговорил князь Андрей, не спуская глаз с жены.
Княгиня покраснела и отчаянно взмахнула руками.
– Non, Andre, je dis que vous avez tellement, tellement change… [Нет, Андрей, я говорю: ты так, так переменился…]
– Твой доктор велит тебе раньше ложиться, – сказал князь Андрей. – Ты бы шла спать.
Княгиня ничего не сказала, и вдруг короткая с усиками губка задрожала; князь Андрей, встав и пожав плечами, прошел по комнате.
Пьер удивленно и наивно смотрел через очки то на него, то на княгиню и зашевелился, как будто он тоже хотел встать, но опять раздумывал.
– Что мне за дело, что тут мсье Пьер, – вдруг сказала маленькая княгиня, и хорошенькое лицо ее вдруг распустилось в слезливую гримасу. – Я тебе давно хотела сказать, Andre: за что ты ко мне так переменился? Что я тебе сделала? Ты едешь в армию, ты меня не жалеешь. За что?
– Lise! – только сказал князь Андрей; но в этом слове были и просьба, и угроза, и, главное, уверение в том, что она сама раскается в своих словах; но она торопливо продолжала:
– Ты обращаешься со мной, как с больною или с ребенком. Я всё вижу. Разве ты такой был полгода назад?
– Lise, я прошу вас перестать, – сказал князь Андрей еще выразительнее.
Пьер, всё более и более приходивший в волнение во время этого разговора, встал и подошел к княгине. Он, казалось, не мог переносить вида слез и сам готов был заплакать.
– Успокойтесь, княгиня. Вам это так кажется, потому что я вас уверяю, я сам испытал… отчего… потому что… Нет, извините, чужой тут лишний… Нет, успокойтесь… Прощайте…
Князь Андрей остановил его за руку.
– Нет, постой, Пьер. Княгиня так добра, что не захочет лишить меня удовольствия провести с тобою вечер.
– Нет, он только о себе думает, – проговорила княгиня, не удерживая сердитых слез.
– Lise, – сказал сухо князь Андрей, поднимая тон на ту степень, которая показывает, что терпение истощено.
Вдруг сердитое беличье выражение красивого личика княгини заменилось привлекательным и возбуждающим сострадание выражением страха; она исподлобья взглянула своими прекрасными глазками на мужа, и на лице ее показалось то робкое и признающееся выражение, какое бывает у собаки, быстро, но слабо помахивающей опущенным хвостом.
– Mon Dieu, mon Dieu! [Боже мой, Боже мой!] – проговорила княгиня и, подобрав одною рукой складку платья, подошла к мужу и поцеловала его в лоб.
– Bonsoir, Lise, [Доброй ночи, Лиза,] – сказал князь Андрей, вставая и учтиво, как у посторонней, целуя руку.

Друзья молчали. Ни тот, ни другой не начинал говорить. Пьер поглядывал на князя Андрея, князь Андрей потирал себе лоб своею маленькою рукой.
– Пойдем ужинать, – сказал он со вздохом, вставая и направляясь к двери.

Евангелие Господа нашего Иисуса Христа дошло до нас через свв. Апостолов, распространявших глаголы вечной жизни по всему миру. При этом бесспорно, что на поприще проповеди Евангелия Христова более других потрудился св. ап. Павел (), покоривший кресту Христову многие народы языческого мира. За это он навечно вошел в историю христианства как «апостол народов», так же как ап. Иоанн вошел с именем «апостол любви», а ап. Петр – «апостол исповедания – камень веры».

И действительно, нужен был «избранный сосуд» Божией благодати, чтобы истину о Христе донести в отдаленнейшие уголки тогдашней Римский империи. Ап. Павел ревностно выступил на защиту Церкви от порабощения ее иудейской законности, против превращения ее в секту иудейской религии или реформированную синагогу. Он провозгласил победу веры и благодати над законом и фарисейством, а – религией свободы, религией обновления. Так же и для понимания дела Христова искупления совершенно необходимо глубокие познание благочестия св. ап. Павла. «Мир не увидит другого Павла»,– сказал о нем св. , подчеркнув этими словами гениальность этой личности.

Апостольское служение св. Павла было воистину жертвой живой, святой, благоугодной Богу (), безраздельным служением Ему.

Четырнадцать посланий св. ап. Павла занимают в новозаветной письменности почетнейшее место, ибо в них со всей глубиной изложены важнейшие истины христианства: о личности Иисуса Христа и Его миссии, о законе и благодати, о Церкви, вопросы эсхатологии и др. Притом, ап. Павел со всей ясностью подчеркивает, что его благовестие есть именно Христово откровение, а не его, Павлово (); оно есть истинное слово Божие (), поэтому по праву именует его «вторым Евангелием» («Среди писаний Павла, нет ни одного, которое обычно называлось бы Евангелием, но то, что он проповедовал и говорил – это есть Евангелие, то есть он писал то же Евангелие... Все, что утверждает пришествие Христа, указывает второе Его явление и побуждает души принять слово Божие, стоящее при вратах, толкающее и побуждающее войти – все это Евангелие» (Ориген) .

Но пламень христианского воодушевления св. ап. Павла не был возожжен непосредственно от Христа во время Его земной жизни. Ап. Павел не был ни спутником, ни слушателем Господа. Более того, он яростно терзал Божию, пока не возродился благодатью Божией в личном явлении ему гонимого им Христа. Поэтому у ап. Павла так сильно звучит мотив оправдания верой независимо от дел закона, благоговение перед непостижимостью судеб Божиих, о призвании каждого человека и целых народов.

Благовесте ап. Павла не было ни систематическим богословием, ни хронологическим изложением христианских событий. В его благовестии нашло отражение только то, что необходимо было для конкретных нужд тогдашних христиан. Его послания адресованы к пастве, осведомленной об историческом бытии Христа, поэтому он больше касается вопросов практического усвоения христианства. Задачи универсальной проповеди христианства диктовали и круг затрагиваемых им вопросов, и форму их выражения.

Программа 4-го класса семинарии ставит задачу усвоить как условия и обстоятельства написания посланий ап. Павла, так и их фактическое содержание, затрагиваемые Апостолом вопросы вероучения и нравоучения. Это так называемый экзегетический анализ посланий, который крайне необходим для церковно-практического служения пастырей. В программу входит также и ознакомление с Откровением св. ап. Иоанна Богослова.

Нужно отметить, что послания ап. Павла нелегко поддаются истолкованию. В них заключена такая глубина богословской мысли, их отличает такое своеобразие языка, формы изложения, что перед истолкованием отдельных мест останавливались даже такие знаменитые экзегеты, как св. Иоанн Златоуст , бл. Иероним, бл. Августин.

При изучении посланий св. ап. Павла первоисточником должны быть, кроме самих посланий, также Деяния Апостолов. Существует целый ряд руководств, дающих подробное экзегетическое толкование их. Лучшими являются толкования преосв. еп. Феофана Говорова. Семинарскими курсами являются «Руководство к изъяснительному чтению книг Нового Завета» А.Иванова; «Послания Апостольские и Апокалипсис» прот. М. Хераскова; «Обозрение посланий св. ап. Павла» Н. Розанова; «Жизнь и труды св. ап. Павла» Рудинского и др.

1. БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АПОСТОЛЕ ПАВЛЕ

1.1. Жизненный путь св. ап. Павла до начала его миссионерской деятельности

Апостол Павел происходил из малоазийского города Тарса Киликийского () и носил еврейское имя Савл, или же Саул. Точно неизвестно, когда усвоил он себе другое имя – Павел (paulus – малый), – возможно при рождении, как римский гражданин, но не употреблял его до времени. Из Деяний (13, 9) известно, что после обращения в проконсула о. Крита Сергия Павла далее везде употребляется имя Павел.

Дата рождения Апостола точно неизвестна. В послании к Филимону (9) ап. Павел называет себя «старцем». Так как послание написано около 63 г., «старческим» можно назвать возраст около 60 лет, то можно заключить, что родился Апостол не позднее 3–5 г. по Р.Х. По происхождению он был из колена Вениамина, а по воспитанию – фарисей ().

Город Тарс славился греческой Академией, образованностью своих жителей. Савл также хорошо был знаком с греческой культурой, систематическое образование он, как иудей, получил в местной синагоге. Дальнейшее образование продолжал в раввинской школе в Иерусалиме – он учился у ног знаменитого Гамалиила (). Здесь Апостол освоил также профессию плетения палаток, что потом давало ему материальную свободу и избавляло его от нареканий в корыстолюбии.

Савл, естественно, владел своим родным арамейским языком, но официальным языком в Иудее того времени был греческий, на котором Савл изучал и по переводу 70-ти толковников, следовательно, владел и греческим языком. За особую ревность Савла к национальным отеческим преданиям и своей религии евреи возлагали на него большие надежды на возрождение былой славы своей религии, а Гамалиил хотел видеть в нем своего преемника. Савл отличался не только патриотизмом, но и особой религиозной нетерпимостью, с которой он преследовал христиан. Впоследствии он называл себя за это «извергом» (). Он испрашивал поручительные письма от первосвященника и разыскивал христиан даже вне Палестины, в Сирии; он одобрял также убиение архидиакона Стефана ().

Но Господь провидел в Савле будущего ревнителя истинной веры. Он не отверг его за жестокие преследования, но открылся ему в чудесном явлении ( гл.). На пути в Дамаск Савлу явился Сам Христос, что коренным образом изменило всю его жизнь и мировоззрение. По принятии крещения Савл становится ревностным проповедником гонимого им прежде учения. Это произошло ок. 34 г.

Проповедь Савла в Дамаске вызвала злобу у иудеев, и ему было опасно оставаться там. Поэтому он удалился в Аравию на три года (34–37 гг., ), где в уединении и постигал возвышенные истины христианства.

Возвратившись в Дамаск, Савл ревностно проповедует , что снова вызвало преследование со стороны иудеев, и он вынужден был спастись бегством – его спустили в корзине по городской стене (). Савл вместе с ап. Варнавой отправляется в Иерусалим, чтобы увидеться с ап. Петром и ап. Иаковом (). Пробыв здесь около 15-ти дней, он возвратился в родной Тарс (; ), где и оставался с 37 по 44 год, когда ап. Варнава вновь призвал его в Антиохию для дела проповеди. Здесь, в Антиохии, ученики апостолов впервые стали называться христианами ().

1.2. Миссионерская деятельность апостола Павла. Первое путешествие св. ап. Павла (Деян.13:4–14:27) (45–46 год по Р.Х.)

Когда ученики апостолов в Антиохии были вместе на молитве, Дух Святый повелел отделить Савла и Варнаву на дело проповеди . После поста и молитвы апостолы возложили на них руки и отправили их для благовестия. Путешествие проходило через Кипр (родина Варнавы) от Саламина до Пафа. Здесь, в Пафе, Савл поразил слепотою Елиму-волхва за противление проповеди. Видя это чудо, к вере обратился сам проконсул острова Сергий Павел. С этого времени имя Савл в книге Деяний уже не встречается – он именуется Павлом. Дальнейший путь проходил через Пергию, Антиохию Писидийскую, Иконию и Листру. В Листре ап. Павел исцелил хромого; пораженные чудом местные жители приняли апостолов за богов, сошедших с неба, и хотели принести им в жертву животных. Апостолам стоило немалых трудов убедить их не делать этого. Из Дервии обратно тем же путем апостолы возвратились в Антиохию, продолжая дело проповеди и устройство первохристианских церквей.

1.3. Апостольский Собор (Деян.15:1–29). 51 год

Апостолы открыли свободный вход в Христову всем, уверовавшим во Христа, независимо от национальной или религиозной принадлежности. Это вызвало противодействие со стороны христиан из иудеев, желавших сохранить и в христианстве обрезание и прочие предписания Закона Моисеева. Для решения спора авторитетом главных Апостолов антиохийская Церковь направила ап. Павла и Варнаву в Иерусалим. Как известно, собор постановил «не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе» (). Собор, таким образом, освободил вступающих в Церковь от необходимости придерживаться ветхозаветных обрядов.

1.4. Второе миссионерское путешествие ап. Павла (Деян.15:36–18, 22). 52–54 гг.

Вскоре после собора ап. Павел и Варнава предприняли и второе путешествие. По причине разногласия относительно участия Марка, Варнава и Павел разошлись: Варнава, взяв Марка, пошел на Кипр, а Павел вместе с Силой пошел через Киликию. В Листре ап. Павел взял с собой Тимофея, ставшего впоследствии его любимым учеником и сотрудником (). Через Фригию и Галатию они дошли в Троаду, где к ним присоединился ап. Лука (), почему с этого момента повествование ведется от первого лица множественного числа.

Из Троады, призванные Духом Святым в видении некоего мужа Македонянина, апостолы переправились в Македонию и остановились в Филиппах. За исцеление одной служанки, одержимой духом прорицания, апостолы были заключены в темницу, а по чудесном освобождении отправились в Фессалонику. Оставив Силу и Тимофея в Верии, ап. Павел прибыл в Афины. Известна его знаменитая речь в Ареопаге (). Полтора года ап. Павел жил в Коринфе у Акилы и Прискиллы.

Из Коринфа около 53 г. Апостол написал свои первые два послания к Фессалоникийцам. Оставив Коринф и посетив по пути Ефес, ап. Павел через Иерусалим возвратился в Антиохию.

1.5. Третье миссионерское путешествие св. ап. Павла (Деян.18:23–23, 35), 54–58 гг.

Из Антиохии ап. Павел совместно с Тимофеем отправляется в новое путешествие – еще далее в среду языческих народов. Посетив Фригию и Галатию, он прибыл в Ефес, занимаясь в продолжение трех лет делом проповеди в училище некоего Тиранна. Из Ефеса были написаны около 57 г. первое послание к Коринфянам и послание к Галатам. В результате падения у ефесян интереса к изготовляемым идолам некий ремесленник Димитрий среброковач возбудил восстание народа против ап. Павла, что понудило его удалиться в Македонию. Встретив в Филиппах Тита, принесшего известия о жизни Коринфской Церкви и о радушном приеме первого к ней послания, ап. Павел пишет второе послание к Коринфянам (57 или нач. 58 г.); вскоре и сам ап. Павел прибыл в Коринф, где пробыл 3 месяца, написав послание к Римлянам (нач. 58 г.). На обратном пути через Македонию, собрав милостыню для бедной Иерусалимской Церкви, Апостол направился в Иерусалим. Здесь, будучи обвинен в осквернении храма, он был заключен в темницу и отправлен в Кесарию к проконсулу Феликсу, который томил его, ожидая взятки, около 2-х лет (58–60 г.). Феликса сменил Порций Фест, который готов был освободить ап. Павла, не найдя в нем достаточной вины, но Апостол, как римский гражданин, истребовал суда кесарева, в чем и был удовлетворен (24, 1 – 25, 25).

1.6. Первые римские узы св. ап. Павла (Деян.27:1–28, 16), 61–63 гг.

В сентябре 60 г. ап. Павел был отправлен под стражей в Рим. На море у о. Мелит (Мальты) произошло кораблекрушение, так что бывшие на корабле едва спаслись от гибели. Только весной 61 г. ап. Павел достиг Рима. Здесь Апостол был радушно принят христианами и, пользуясь большим снисхождением властей, свободно проповедовал христианство. В это время Филиппийская Церковь, и ранее отличавшаяся делами милосердия, прислала к апостолу Епафродита с денежным пособием. В благодарность ап. Павел пишет послание к Филиппийцам (ок. 63 г.). В это время он пишет еще три христологических послания: к Ефесянам, к Колоссянам и к Евреям (ок. 64 г.) и частное письмо к Филимону.

1.7. Четвертое миссионерское путешествие св. ап. Павла (64–66 гг.)

Согласно Преданию, после успешной защиты своего дела перед Сенатом ап. Павел был освобожден и предпринял новое путешествие на Восток, посетив ранее основанные им церкви. На о. Крите он рукоположил Тита во епископа Критского. Путешествуя далее по Малой Азии, Апостол ок. 64–65 гг. написал письмо к Титу. Затем он рукоположил Тимофея во епископа Ефесского. Снова посетил Македонию, откуда написал 1 послание к Тимофею (65 г.). В Коринфе он встретил ап. Петра, с которым дошел до Рима в 66 г. Здесь ап. Петр остался для дела благовестия, а ап. Павел осуществил путешествие в Испанию, что подтверждает св. Климент Римский . По возвращении из Испании он был взят повторно в Риме в узы, из которых ок. 67 г. написал второе послание к Тимофею в Ефес. В 67 г. во время гонения на христиан при Нероне ап. Павел был усечен мечом.

2. Послания св. ап. Павла, их подлинность, количество, внутренние и внешние особенности и порядок их расположения и изучения

С глубокой древности за подлинные принимаются 13 посланий (кроме послания к Евреям). Мураториев фрагмент (ок. 170 г.) упоминает все 14. Еретик Маркион (ок. 150 г.) исключает пастырские послания, но тем самым он свидетельствует об их существовании. У мужей апостольских, в частности, у Климента Римского , а также у Тертуллиана имеются выдержки из всех 14 посланий св. ап. Павла.

Ап. Павел пользовался услугами переписчиков. В послании к Римлянам (16, 22) таким был неким Тертий; послание к Филимону (ст. 10) и к Галатам (6, 11) написаны собственноручно. Иногда ап. Павел делает собственноручную приписку (; ), – это или приветствие, или благословение.

Язык посланий ап. Павла был греческий, но с явной окраской гебраизмами. Грамматика у него подчинена движению живой мысли и сердца со всеми их оттенками и изгибами.

А порядок посланий сложился в Церковном каноне постепенно. Послания к Церквам помещаются всегда первыми. Только послание к Евреям помещали в разных местах, но наиболее часто – в конце всех, поскольку оно было признано каноническим позднее других. Современный порядок посланий в каноне Нового Завета сообразуется с важностью обсуждаемых в них вопросов и постепенностью их раскрытия. Поэтому вначале помещается послание с изложением вопроса об оправдании (Рим.), затем идут послания об усвоении его в жизни верующих (1 и 2Кор.). Обоснование оправдания против всяких возражений и сомнений изложено в послании Галатам. Это так называемая группа сотериологических посланий.

Затем идет группа христологических посланий, раскрывающих учение о Лице совершителя спасения – Иисуса Христа (Еф., Кол., Флп., Евр.) Сюда же относится и послание к Филимону.

Третья группа посланий – нравственно-эсхатологического содержания (1 и 2Сол.), – о последних судьбах мира.

Четвертая группа – пастырские послания (1Тим.и 2Тим.и Тит.) с изложением правил устройств и руководства христианскими общинами для достижения спасения.

С точки зрения хронологической все 14 посланий можно разделить на 4 группы:

1) послания из 2-го путешествия: 1Сол.и 2Сол.ок. 53 г.;

2) послания из 3-го путешествия: 1Кор.и 2Кор.Гал.Рим. (ок. 57–58 г.) – с изложением вопросов об условиях и средствах оправдания.

4) Группа пастырских посланий (1Тим.и 2Тим.и Тит.), написанных в конце жизни ап. Павла, после освобождения его из первых римских уз (64–67 г.), и выражающих заботу о каноническом устройстве Церкви. Как предсмертный завет великого Апостола звучит второе послание к Тимофею, написанное им во время вторых римских уз, в ожидании близкой своей кончины (67 г.).

В основном каждое послание по содержанию состоит из 4-х частей: 1) вступление; 2) вероучительная часть; 3)нравоучительная часть; 4) заключение.

3. Вопросы для повторения Введения

1 . Какие характерные черты благовестия св. ап. Павла.

2 . Указать биографические сведения о св. ап. Павле до начала его миссионерской деятельности.

3 . События первого миссионерского путешествия св. ап. Павла.

4 . Участие ап. Павла на Апостольском соборе.

5 . Как проходило второе миссионерское путешествие св. ап. Павла и какие послания были им написаны в это время?

6 . Привести главные события, и места пребывания ап. Павла во время третьего миссионерского путешествия. Какие послания были написаны из Ефеса и Коринфа?

7 . Какая причина ареста ап. Павла в Иерусалиме? Кесарийские узы Апостола. Почему ап. Павел потребовал суда у Кесаря?

8 . Как содержался ап. Павел в римских узах? Какие послания были им написаны из римских уз?

9 . Что известно о четвертом миссионерском путешествии ап. Павла и кончине – апостола Павла?

10 . На какие группы по содержанию и по времени написания можно подразделить все послания ап. Павла?

Древний город Коринф расположен на перешейке, соединяющем Грецию с полуостровом Пелопоннесом.

Во времена апостольской проповеди Коринф являлся важным торговым городом древней Греции. Славился науками и разного рода искусством.

Большую часть своего времени жители этого города проводили за играми и состязаниями, философскими беседами и чувственными наслаждениями.

Святой апостол Павел, проходя многие земли с проповедью учения Христова, впервые посетил этот город во время своего второго миссионерского путешествия.

Апостол проповедовал в Коринфе среди иудеев и язычников, и, покидая эти края, он основал здесь небольшую христианскую общину.

Согласно Книге Деяний апостольских, завершив свою проповедь в Коринфе, Павел отправился в Иерусалим, желая успеть на праздник Пасхи.

Побывав в Кесарии, апостол пришёл в Иерусалим, приветствовал церковь и отошёл в Антиохию, откуда отправился в своё третье миссионерское путешествие.

Проходя с евангельской проповедью новые земли и города, святой Павел не забывал и о тех странах и областях, где ранее уже основал Церковь Христову.

Молодым христианским общинам святой Павел отправлял свои многочисленные послания, в которых наставлял и укреплял их в вере. Одно из них - Первое послание к Коринфянам, написанное апостолом Павлом в Ефесе.

Главным поводом к его написанию стали дошедшие до апостола слухи о религиозных спорах и разногласиях в этой общине. Складывалось впечатление, что в Коринфе возникли отдельные религиозные партии или секты.

Прибывшие из Коринфа христиане несколько успокоили дух апостола Павла, однако слух о бытующих в Коринфе разногласиях был ими подтверждён.

У христиан молодой Коринфской церкви возникли споры по многим вопросам: о супружестве и девстве, об идоложертвенной пище и многом другом. Все эти недоумения и разногласия апостол разрешает в своём богодухновенном послании.

Свои наставления Павел начинает обычным приветствием и благословением и далее призывает всех к единству. "Умоляю вас, братия, - пишет он, - именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях" (1 Кор. 1:10).

"Ибо…сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов". Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?"

"Кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог…Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение".

Этими словами апостол Павел подчеркнул, что личные качества и личный авторитет проповедника не имеют первостепенного значения. Главное - это вера во Христа и правильное изложение учения о Царствии Божием.

Далее в своём послании Павел поясняет сущность христианства, которая заключается не в какой-либо мудрой философской системе, что было бы вполне естественно для древних греков, и даже не в чудесах, которых ждали иудеи, но в том, что истинный Бог и истинный человек Иисус Христос был распят на кресте, умер за грехи всего мира и воскрес из мёртвых.

Но для греков одна только мысль о том, что Бог умер на кресте, казалась безумием. А для иудеев свидетельство о том, что Мессия был распят, являлось большим соблазном. "Ибо слово о кресте, - говорит апостол Христов, - для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых - сила Божия".

Проповедь о Кресте Христовом не может сравниться ни с каким другим учением, ибо является не плодом человеческого ума и мудрости, но откровением Святого Духа.

Именно поэтому принять эту Божественную истину во всей её глубине может лишь человек, утвердившийся в духовной и нравственной жизни. Тот, кто старается всем сердцем жить по учению Евангелия.

Ранние послания апостола Павла

Послание ГАЛАТАМ является энергичным протестом Павла против разрушительного влияния иудаистов, пытавшихся лишить общины их христианской свободы, навязывая им закон Моисея и обрезание. Кроме того, иудаисты пытались подорвать авторитет апостола Павла в вопросах веры. Послание делится на три части: историческую (гл. 1-2), догматическую (гл. 3-4) и практическую (гл. 5-6). Павел начинает с напоминания обстоятельств призвания его Иисусом на служение и осуждения пытающихся ослабить влияние Евангелия. Он указывает на то, что раньше и сам ревновал о полученном от отцов Законе, но теперь Бог призвал его проповедовать язычникам, с чем согласны и другие апостолы. Более того, Павлу даже пришлось лично обличить одного из апостолов, у которого не хватило мужества последовательно провести линию разделения между Законом и Христом.

В догматической части апостол подробно объясняет, почему ложно «подзаконное» христианство. Галаты стали христианами не благодаря Закону, а через силу Святого Духа и по личной вере. И Авраам получил благословение не через соблюдение Закона (которого тогда еще не существовало), а только лишь за свою веру. Закон мог принести грешникам лишь проклятие, но Христос исполнил требование Закона, взяв на Себя наши грехи. Закон не уничтожил обетование (данное раньше): он был «детоводителем» людей, призванным сохранять их от греха до пришествия Иисуса Христа. А после пришествия Христа безгласное подчинение игу закона сменилось ответственностью свободного усыновления Богом. Павел объясняет эту истину на примере истории о Сарре и Агари и их сыновьях. В практической заключительной части апостол показывает, как свобода во Христе делает ненужным обрезание и тем самым вообще исключает иудаизм, но тут же предостерегает, что эта свобода не должна пониматься как безответственность. Свобода духа противоположна «свободе» плоти (греховной природы), она побуждает христиан служить друг другу любовью. В конце Павел подчеркивает важность послания, которое на этот раз написано его собственной рукой, и сравнивает ложные побуждения «желающих хвалиться по плоти» со своей похвальбой одним лишь крестом Христа. Послание заканчивается общим приветом верующим.

Первое Послание к ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ является реакцией Павла на новость, которую принес из Фессалоники его сопроводитель и ученик Тимофей. С одной стороны, Павел хвалит фессалоникийцев за их стойкость в испытаниях, с другой - обличает их за попустительство некоторым проникшим в их среду лжеучениям и превратным толкованиям, прежде всего тех, что касались второго пришествия Господа. Апостол начинает с благодарности Богу за их свидетельство и терпение в надежде на Иисуса Христа. Он напоминает, как сам трудился среди фессалоникийцев и как они, несмотря на преследования, приняли его слова как Слово Божье. Павел пишет, как он прикипел к ним душой, как радуется добрым вестям о них и молится об их духовном росте (гл. 1-3). Во второй половине послания Павел обличает их и дает практические наставления о чистоте брачных отношений, братской любви и честном труде. Затем он останавливается на вопросе, какова будет судьба верующих, умерших до пришествия Христа, и заверяет, что в тот день Христос заберет к Себе как живых, так и умерших, которые в тот момент воскреснут. Павел настоятельно подчеркивает, что время второго пришествия Христа неизвестно никому. Это будет неожиданным судом для неверующих, верующие же не придут на суд и должны ожидать того дня, бодрствуя и трезвясь. Послание заканчивается различными практическими наставлениями и приветом.

Второе Послание к ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ, написанное вскоре после первого, призвано разрешить возникшее недоразумение: верующие этой церкви предполагали, что «день Господень» (день суда) уже настал. Поэтому апостол и начинает свое объяснение указанием на то, что, хотя фессалоникийцы и страдают от гонений властей, это еще не является признаком наступления дня суда: в тот день (пришествия Христа) все произойдет как раз наоборот, верующие получат обещанную награду, а их притеснители будут наказаны (гл. 1). «День Господень» не наступил еще и потому, что ему должно предшествовать большое отпадение от веры и появление предводителя времени большой скорби, «человека греха» («сына погибели», т. е. антихриста, который совратит многих, но Господь Иисус «убьет его духом уст Своих»; гл. 2). Послание завершается дальнейшими благодарениями и увещаниями к молитве, к праведной жизни и трудолюбию и собственноручно написанным приветствием (своего рода «печатью») Павла.

Первое Послание апостола Павла к КОРИНФЯНАМ^ действительности является вторым, потому что Павел уже раньше написал им одно (очевидно, утерянное) письмо, в котором увещал коринфян воздерживаться от общения с неверными (см. гл. 5,9). Очевидно, это было понято превратно. После этого Павла посетили три брата из коринфской общины (гл. 16,17), принеся с собой письмо, содержащее целый список их проблем (гл. 7,1), на которые апостол и отвечает в послании. После вступления с благодарением Богу Павел в первую очередь останавливается на названных ему разделениях в церкви: духе раздора и деления на фракции (ему Павел противопоставляет единого распятого Христа и истинный пример апостольского служения, называя в качестве примера себя самого; гл. 1-4), далее - не подвергнутое осуждению грехопадение одного из членов церкви (гл. 5-6) и разрешении внутрицерковных проблем при помощи судей-язычников (гл. 6).

Во второй части послания Павел продолжает обсуждать названные ему коринфянами проблемы: вопрос о вступлении в брак и безбрачии (гл. 7), о еде идоложертвенного, увязывая это с важным отличием «трапезы Господней» (вечери) (гл. 8-10), далее - о правилах поведения и одежде женщин и проведении богослужений (гл. 11). Далее Павел останавливается на вопросе о «дарах Духа Святого» и их правильном (прежде всего под руководством любви!) использовании при проведении собраний (гл. 12-14) и, наконец, на важном догматическом вопросе о воскресении мертвых, на котором основывается вся христианская вера (гл. 15). Завершается послание практическими советами, увещаниями и благословениями (гл. 16).

Второе Послание к КОРИНФЯНАМ, вообще говоря, является третьим (см. выше) или даже четвертым, если гл. 2,4 (ср. гл. 7,8) должна пониматься так, что Павел написал до этого еще одно письмо («от великой скорби и стесненного сердца»); под этим, однако, могло подразумеваться и первое послание. Павел с волнением ожидал своего соработника Тита, который должен был принести ему новости из Коринфа: апостол встретил его в Македонии и был настолько вдохновлен полученными добрыми вестями, что тотчас написал «2-е Послание к Коринфянам» (см. гл. 2,12; 7,5-16). Послание начинается общим приветом и благодарением с ободрением ввиду приближающейся скорби. Затем следует основная часть (гл. 1,12-7,16), в которой Павел последовательно защищает свое апостольство. Далее он пишет о причинах изменения своих планов и характере своего служения (гл. 3-7). Это служение нового завета, который во много раз лучше, превосходнее завета Моисея (гл. 3): это служение, совершая которое, мы можем нести людям огромное сокровище, будучи сами лишь хрупкими «глиняными сосудами», служение, совершаемое в свете сияния трона Христа и имеющее своей целью открыть людям Божий дар усыновления в Иисусе Христе (гл. 5), служение, которое сам Павел совершал со многими скорбями. Поэтому он и надеется, что коринфяне ходят по путям праведности, удаляясь от зла (гл. 6). Затем следует вышеупомянутое сообщение о встрече с Титом (гл. 7). В следующей части (гл. 8-9) Павел говорит о необходимом сборе пожертвований для бедных в Иудее. В третьей части (гл. 10-13) Павел вновь подтвержает свое апостольство и защищает его от нападок людей, посягающих на его авторитет (гл. 10). Он опровергает их аргументы и показывает, какое большое значение придал Христос его призванию как апостола: Павлу было позволено много пострадать за Него (гл. 11), он получил совершенно особые откровения (гл. 12). Павел заканчивает послание сообщением о своем скором посещении и уже знакомой формулой благословения (гл. 12-13).

Следующее за ним Послание к РИМЛЯНАМ обращено к общине, основанной не Павлом (вероятно, эта церковь вообще была основана не апостолами), и которую он никогда не посещал, хотя и имел такое намерение (см. гл. 1,13; 15,22-23). Павел пишет это послание потому, что чувствует потребность послужить римским верующим проповедью Евангелия (гл. 1,15), и хочет предупредить их о своем планируемом посещении во время поездки в Испанию (гл. 15,24-29). Вероятно, апостол слышал о проблемах этой церкви, особенно о разногласиях между христианами иудейского и языческого происхождения. Это является для Павла достаточным основанием для фундаментальной проповеди о личной ответственности каждого человека перед Богом: «Как оправдается человек пред Богом?» (Иов 9,2).

За этим вступлением следует большая догматическая основная часть (гл. 1,16-8,39), в которой Павел утверждает, что любой человек (как иудей, так и язычник) по самой своей природе склонен восставать против Бога. Он (человек) не обладает никакой собственной праведностью (гл. 1,16-3,20). Праведность (= оправдание перед Богом) можно обрести лишь верой в искупительную жертву Иисуса Христа, которой Бог загладил все грехи человечества. Эту мысль Павел поясняет на примере Авраама, который оправдался без закона и обрезания, одной лишь верой - верой, уповающей на Бога, могущего дать вечную жизнь, как это подтвердил Своим воскресением Христос (гл. 3,21-4,25). С этим оправданием через веру связаны большие благословения, и оно становится для нас еще полнее, когда мы убеждаемся, что избавлены не только от суда за грех, но и от самой власти греха. Поэтому верующие во Христа принадлежат Ему, а не миру земного Адама (гл. 5). Этот вывод Павел применяет к практической жизни верующего: если мы, теперь принадлежа Христу, в определенном смысле этого слова умерли с Ним на кресте («соединены с Ним подобием смерти»), грех не может более владеть нами (власть греха была сломлена на кресте), и мы стали рабами Божьми («рабами праведности») (гл. 6). По той же причине мы не подчиняемся теперь власти Закона, а живем для Христа в силе Святого Духа. Благодаря этому мы - сыны и наследники Божьи, имеем чудесную надежду и уже сейчас ощущаем в себе силу и любовь Святого Духа, Бога и Христа (гл. 8).

Во второй основной части (гл. 9-11) Павел обсуждает вопрос, каково положение и роль Израиля в этом новом порядке вещей. Он поясняет сам факт, необходимость и истинные причины отвержения Израиля, благодаря чему путь к Богу открылся для язычников, но и то, что отвержение Израиля не абсолютно: Бог полностью возродит Свой народ в последнее время. Третья основная часть (гл. 12-16) содержит практические советы, призывы, касающиеся хождения верующих перед Богом, их отношений друг с другом и всеми людьми (гл. 12), к начальству и ближним (гл. 13), снисхождения к немощным в вере, еще не могущим вместить всей свободы жизни во Христе (гл. 14 и 15). Послание заканчивается подробным описанием планов Павла, личными приветствиями, несколькими последними увещаниями и прославлением (гл. 15 и 16).

Из книги Как возникла Библия [с иллюстрациями] автора Автор неизвестен

Ранние послания апостола Павла Послание ГАЛАТАМ является энергичным протестом Павла против разрушительного влияния иудаистов, пытавшихся лишить общины их христианской свободы, навязывая им закон Моисея и обрезание. Кроме того, иудаисты пытались подорвать авторитет

Из книги Библия автора Библия

Послания апостола Павла

Из книги Христос и церковь в Новом Завете автора Сорокин Александр

VI. Ранние послания апостола Павла Разговор об апостоле Павле начался в § 21. Он является личностью, имеющей поистине колоссальное значение и для первоначального христианства, и для христианского богословия вообще. Можно упомянуть одно косвенное, но весьма показательное

Из книги Библиологический словарь автора Мень Александр

VII. Послания апостола Павла «из уз» § 16. Общее введение к посланиям «из уз» Павел - «узник»Как мы уже отмечали, неотъемлемой частью миссионерской биографии апостола Павла были постоянные преследования, которым он подвергался, разнообразные карательные санкции, как

Из книги Полное собрание сочинений Алексея Степановича Хомякова. Том 2 автора Хомяков Алексей Степанович

XI. Пастырские послания апостола Павла § 16. Общее введение Пастырскими принято называть три послания ап. Павла, персонально обращенные к тем, в ком апостол видел своих преемников в деле пастырского руководства основанными им христианскими общинами: два послания к

Из книги Библия. Синодальный перевод (RST) автора Библия

ПАВЛА СВ. АПОСТОЛА ПОСЛАНИЯ раздел новозав. *канона, состоящий из 14 посланий. В каждом из них, кроме Евр, ап.Павел во вступительных словах называет себя по имени. П.а.п. принято делить на 4 группы: 1) Ранние послания (1–2 Фес; иногда к ним присоединяют Гал); 2) Большие послания

Из книги Библия. Современный русский перевод (SRP, RBO) автора Библия

ПАСТЫРСКИЕ ПОСЛАНИЯ СВ. АПОСТОЛА ПАВЛА три канонич. книги НЗ (1–2 Тим, Тит), объединенные по принципу общности их содержания (наставления служителям Церкви). Название П.п. было дано им в 18 в. Древнейшая *рукопись (Р 32) датируется кон. 2 в.Включение П.п. в *канон НЗ. В каноне

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия Из книги автора

Послания Святого Апостола Павла

Из книги автора

Раздел III. Соборные послания Апостолов и послания Апостола Павла Перед началом анализа текста Соборных посланий Апостолов, в число которых входят одно послание Иакова, два – Петра, три – Иоанна Богослова и одно Иуды, необходимо разъяснить смысл наименования «Соборные».

Из книги автора

Глава 5. Послания Апостола Павла Послания «Апостола язычников», бывшего ревнителя «отеческих преданий» Савла, а впоследствии, по принятии христианства, именуемого Павлом, не входят в число Соборных посланий Апостолов. Это выделение вполне оправдано ввиду того, что

Из книги автора

Послания апостола Павла Значение посланий святого апостола Павла Из всех новозаветных священных писателей более всего в изложении христианского учения потрудился апостол Павел, написавший 14 посланий. По важности своего содержания они справедливо называются «вторым

Пастырскими принято называть три послания ап. Павла, персонально обращенные к тем, в ком апостол видел своих преемников в деле пастырского руководства основанными им христианскими общинами: два послания к Тимофею и одно к Титу. Хотя название «пастырские» закрепилось за ними довольно поздно (с начала XVIII века 1025), оно довольно точно выражает их главную и общую тематическую особенность. Здесь уже не идет речи о благовествовании и апостольской проповеди как о миссионерстве – апостола заботит сохранение общин в верности проповеданному Евангелию, прежде всего в связи с широким географическим распространением Церкви и невозможностью личного апостольского присутствия. Немаловажную роль играет и осознание неизбежной близкой кончины апостола, как на это, например, указывает 2 Тим. 4, 6-8:

6 Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. 7 Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; 8 а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.

Залог пребывания в верности проповеданному Слову видится ап. Павлом в персональной ответственности им же поставленных лидеров общины – епископов, пресвитеров, иначе говоря, тех, кого сейчас мы называем общим термином «пастыри». Так на смену «ловцам человеков», которыми были рыбаки-апостолы, приходят пастыри стада уловленных, блюстители (по-греч. «епископы») Церкви:

«Если новозаветным символом миссионерства является рыбак, то символом заботы о тех, кто уловлен миссионерами, является пастырь (пастух)» 1026 .

Такими пастырями апостол поставил своих ближайших помощников – Тита и Тимофея.

Заботой о сохранении проповеданного Слова и основанных общин объясняется и такая общая характерная содержательная особенность Пастырских посланий, как обращение к чему-тоуже сказанному,уже учрежденному и опробованному. Возникает ощущение нового этапа в жизни Христианской Церкви 1027: нужно бережно хранить, блюсти и назидать в том, что уже начинает восприниматься как сокровищница первоначального Предания. Показательно, как очевидно изменяется роль Тита и Тимофея: если в первые годы они были неотлучными спутниками ап. Павла, периодически выполняя его разовые поручения к той или иной общине (например, к фессалоникийцам, см. 1 Фес. 3, 2. 6, или к коринфянам, см. 1 Кор. 4, 17), то в Пастырских посланиях они выглядят как постоянные блюстители («епископы») проповеданного Предания и установленного порядка в конкретных христианских общинах (на Крите и в Ефесе).

Такие выражения, как «здравое учение», «доброе учение», просто «учение», «слова веры», «слово истины», складываются в цельный контекст, несколько отличный от других новозаветных писаний и рисующий картину христианства, обретающего все более и более четкие, организованные, фиксированные формы. Группе трех Пастырских посланий свойственно единство стиля и, так сказать, атмосферы, в которой они были написаны, вследствие чего они составляют до некоторой степени самостоятельную и довольно цельную группу внутри всего обширного корпуса Павловых посланий.

Трудно с уверенностью говорить о хронологическом порядке, в котором были написаны три послания. Их порядок в Новом Завете имеет простое объяснение: как и другие Павловы послания, они расположены в соответствии с уменьшением объема. В действительности же все могло быть иначе. Если 2 Тим., совершенно очевидно, написано как предсмертное послание (см. вышеприведенную цитату), то оно должно быть последним. Если же Тит. и 1 Тим. написаны кем-то из последователей ап. Павла после его смерти, причем за образец для подражания было взято наше 2 Тим., то порядок будет совершенно иным. Возможны и другие варианты.

Например, логичным представляется рассмотрение трех посланий в порядке Тит. – 1 Тим. – 2 Тим., где Тит. свидетельствует о более ранней стадии церковной организации, чем 1 Тим., а 2 Тим. опять-таки звучит как апостольское предсмертное завещание. Именно в таком порядке мы и будем разбирать указанные послания.

Наконец, только что мы вскользь упомянули о возможности того, что Пастырские послания (все или какие-то из них) могли быть написаны не самим ап. Павлом, а кем-то из его верных учеников. Такая гипотеза в современной библеистике рассматривается как заслуживающая весьма высокого доверия и основывается на слишком больших различиях в стилистике, лексике и тематике между бесспорно аутентичными Павловыми посланиями, с одной стороны, и пастырскими, с другой 1028 . От этого канонический авторитет последних нисколько не может быть поставлен под сомнение. Скорее напротив – это лишь еще раз говорит о новозаветных (и вообще библейских) книгах как о писаниях по своему авторству прежде всего церковных, и, в конце концов, о величии того же Павла как апостола.

Что касается Тита и Тимофея, то кроме Пастырских посланий их имена встречаются во многих других новозаветных книгах, так или иначе связанных с ап. Павлом. Это и Деян., в которой неоднократно говорится о Тимофее в связи с миссионерскими путешествиями ап. Павла (правда, ничего не говорится о Тите), а также и более ранние послания Павла.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: