Святая Александра: икона, храм День святой Александры. Когда именины александры по церковному календарю Мученица царица александра римская

Женщинам, которым при рождении дали имя Александра, несомненно, очень повезло. Ведь день именин у них несколько раз в год. А святых мучеников, которые носили это имя, ещё больше. Скорее всего, это можно связать с терпеливым и стойким характером Александр. Им дана какая-то особая и невидимая сила, позволяющая осуществлять бесстрашные поступки не ради какой-то выгоды, а ради добра и веры.

Вконтакте

Одноклассники

Происхождение имени

Это красивое имя пришло к нам из Древней Греции. Сегодня оно одно из самых известных и популярных. Когда именно появилось это имя до сих пор неизвестно. Но точно известно, что мужское имя Александр в переводе с греческого языка означает «мужественный» или «защитник» . Да, изначально имя было мужским, но позднее появился женский вариант.

Это имя носили известные полководцы, учёные, поэты, императоры. Почитается оно католической и православной церковью. Имя получило распространение и в Европе благодаря великому Александру Македонскому. Известно, что после походов Македонского в мусульманские государства, там образовался мужской аналог - Искандер.

На Руси имя получило популярность после канонизации Александра Невского. Именно тогда девочек стали нарекать именем Александра . Это имя до сих пор остаётся неизменным в православии, так как оно церковное. Поэтому именины так почитаются среди православных верующих.

Мужское начало имени напрямую сказывается на характере женщины. Она упорная и сильная, цельная личность с выраженным чувством справедливости, настоящая защитница слабых людей.

Александра отличается трудолюбием и упорством , что позволяет ей быть очень успешной в разных сферах деятельности. Она прекрасно приспосабливается к любым предлагаемым условиям и способна выйти из сложных ситуаций без потерь. Женщина Саша – лидер по натуре, любая руководящая должность ей под силу. Настойчивость и дипломатичность – всё это про неё.

Однако, наличие у имени мужского аналога наделяет характер женщины некоторой нелогичностью и двойственностью, напористостью и силой воли. Но ей присущи и такие, чисто женские качества, как легковерность и безрассудность. Она зачастую сначала совершает действие (поступок), но лишь потом начинает задумываться о последствиях. Саша напролом идёт к заветной цели, не замечая ничего. И только достигнув её, задумывается, а так ли это было нужно и важно.

Честность – это, наверное, одна из главных черт характера. Из-за этого часто она и страдает. Будучи сама кристально честной с другими, она того же требует от людей. Редко прощает обман и предательство.

Саша идеальная подруга, с ней приятно и легко вести диалог, но в то же время она несколько замкнута. Женщина с этим именем сложно переносит потери близких людей.

В современном мире Александра больше деловая и независимая женщина, для которой очень важно материальное благо. Она может незаметно подчинить человека своей воле, при этом оставаясь с ним в хороших отношениях. В жизни её окружают только смелые, активные и целеустремлённые люди. Она не любит нытиков и неудачников, поэтому старается с ними не контактировать.

Александра очень любит животных, особенно собак крупных пород. Они беспрекословно ей подчиняются. Но вот уход за домашними животными неинтересен, поэтому она всячески к этому будет привлекать членов семьи.

Даты именин Александры по православному календарю

Когда и какого числа отмечаются именины? Это имя очень популярное и почитается не меньше мужского варианта имени. Если взглянуть на именины Александры по церковному календарю, то сразу будет понятно, почему оно такое почитаемое. Имя отмечено почти в каждом месяце. Число дня ангела соответствует святому. Дни ангела святых с именем Александра, которые упоминаются в церковном календаре, рассмотрим далее.

Зимние дни ангела:

  • 18 февраля. Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Алек­сандра (Кас­па­ро­ва), родившаяся в 1882 году. 18 февраля 1942 года она пострадала от рук неверующих и приняла мученическую смерть. Причислена к лику святых новомучеников 26 декабря 2006 года;
  • 23 декабря. Мученица Александра (Устюхина) родилась в 1882 году. Приговорена к расстрелу 6 декабря 1937 года и была расстреляна 23 декабря. Новомученица причислена к лику святых в 2000 году.

Летние дни ангела:

  • 26 июня. Александра Дивеевская (Мельгунова), преподобная;
  • 17 июля. Александра Романова, святая императрица, страстотерпица. Была расстреляна со всеми членами царской семьи в 1918 году.

Александра Царица [Августа] († 303), мц. (пам. 23 или 21 апр.; копт. 10 апр.). Пострадала в Никомидии вместе с вмч. Георгием Победоносцем по приговору имп. Диоклетиана. А. Ц. уверовала во Христа, став свидетельницей чудесного исцеления ангелом вмч. Георгия от страшных ран, полученных им от лезвий ножей и гвоздей на колесе для пыток. Она пожелала тут же исповедовать Христа, но проконсул Магненций удержал ее от этого. Затем Александра Царица увидела, как вмч. Георгий, зарытый по плечи на 3 дня в яме с негашеной известью, вышел из нее живым и невредимым. Когда Александра Царица узнала, что силой крестного знамения вмч. Георгий разбил все статуи богов в храме Аполлона, она явилась в суд и открыто исповедала Христа, высмеяв языческих богов и обличив императора в нечестии. После этого поступка Диоклетиан повелел казнить вмч. Георгия, а вместе с ним и Александра Царица с радостью последовала на казнь, но по пути изнемогла, присела на камень у дороги и умерла. По др. версии, ей, так же как и вмч. Георгию, отсекли голову.

Можно предположить, что Александра Царица была вдовой одного из императоров, предшественников Диоклетиана, - с 270 по 284 г. в империи сменилось 15 правителей. Во многих рус. житийных текстах и у свт. Димитрия Ростовского она названа женой самого Диоклетиана. Однако известно, что единственной супругой этого императора была Приска, погибшая вместе со своей дочерью Валерией, женой имп. Галерия, в 313 г. Ни у Симеона Метафраста, ни в Ватиканском кодексе 916 г., ни в ряде др. визант. и лат. древних текстов Александра Царица не называется женой Диоклетиана. Единственным исключением среди греч. источников является компиляция Феодора Дафнопата (BHG, N 673/674). Др. попытка отождествить А. Ц. с Приской была сделана уже в ХХ в. и приведена в Минее, изданной МП (Апрель. Ч. 2. С. 164). Здесь смерть Александры Царицы в 303 г. названа ложной и ее мученическая кончина отнесена к 313 г. Однако эта гипотеза не находит никаких подтверждений не только в древних канонических житиях, но и в многочисленных апокрифах - лат., араб., сир., копт., груз., эфиоп. и даже тохарском, а потому не может быть принята.

Краткое житие Александры Царицы переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. Память переведена в 1-й пол. XIV в. в составе Стишного Пролога. В XVI в. житие и память включены под 21 апр. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 90).

Гимнография

Память Александры Царицы зафиксирована в Типиконе Великой ц. (IX-Х вв.), Минологии имп. Василия (Х в.) и во мн. др. месяцесловах (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 117, 119). В греч. рукописи Х. в. (Ath. Vatop. 1104. F. 145-147) сохранился не вошедший в печатные Минеи канон 2-го гласа Феофана Начертанного Александре Царице (Ταμεῖον. Р. 189, N 72). В совр. богослужебной практике греч. и рус. Церквей отдельное последование Александры Царицы не совершается. Александра Царица. упоминается в бденной службе (см. Знаки праздников месяцеслова) вмч. Георгию Победоносцу. В Минее (МП) помещен особый тропарь Александре.

Иконография

В визант. и древнерус. искусстве наряду с единоличными изображениями Александры Царицы представлена в нек-рых сюжетах жития вмч. Георгия Победоносца, осуждение Георгия; исповедание веры Александры Царицы перед имп. Диоклетианом - в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг. (Александра Царицы в хитоне и мафории); мученичество вмч. Георгия и Александры Царицы - в настенном минологии нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.; обращение Александры Царицы в христианство вмч. Георгием - на житийной иконе вмч. Георгия, нач. XVI в. из Успенского собора г. Дмитрова (ЦМиАР). В "Ерминии" Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в., Александра Царица упоминается в связи с усекновением главы вмч. Георгия: "Поодаль... царица Александра сидит на камне, мертвая; ангел приемлет ее душу" (Ч. 3. § 21. № 9). В Большаковском иконописном подлиннике, XVIII в., об А. Ц. сказано: "Аки Екатерина, подобием такова".

Мученица царица Александра Римская. Икона, конец XIX века

Александра Царица традиционно изображается в царском одеянии и венце поверх плата, часто с крестом в руке: среди святых жен в медальоне - в росписи Дионисия в ц. Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря, 1502 г.; с вмц. Варварой - на фреске Феофана Грека в ц. Спаса на Ильине в Новгороде, 1378 г.; фреске в мон-ре Хырлэу (Румыния), XVI в.; с вмц. Екатериной - на московской иконе "Четыредесятница", кон. XIV в. (ГТГ); на иконе "О Тебе радуется" из Соловецкого мон-ря, сер. XVI в., (ГТГ); с мц. Ириной - на шитой пелене "Похвала Богородицы", кон. XVI в. (ГИМ), выполненной в мастерской царицы-инокини Александры (И. Ф. Годуновой). Этот иконографический тип сохранялся и в рус. искусстве XVIII - нач. XX вв.: мозаика Ф. П. Брюллова в главном иконостасе Исаакиевского собора, 50-е гг. XIX в. (А. Ц. с пальмовой ветвью в руке опирается на меч рядом со св. Марией Магдалиной); мозаики 1894-1907 гг. в соборе Воскресения Христова (Спаса на крови) в С.-Петербурге работы В. В. Беляева (юго-вост. столп - Александра Царица., изображенная в рост, и вмч. Георгий) и Н. К. Бодаревского (в юж. иконостасе); икона А. Ц. из ц. вмц. Татианы в Москве, XIX в.; икона с избранными святыми, ок. 1913 г. (ГЭ), работы В. Гурьянова, поднесенная царской семье во время празднования 300-летия дома Романовых; икона Божией Матери "Знамение" с изображением Собора святых благоверных князей и княгинь Всероссийских и святых, тезоименитых Царствующему дому, 1910-е гг. (ГЭ), происходящая из Александровского дворца Царского Села.

В XIX в. во имя Александры Царицы, являвшейся святой покровительницей рус. императриц, были освящены московские храмы: церковь 1835 г. в Александринском дворце в Нескучном саду; церковь 1835 г. в Александровском военном училище, на Знаменке (освящена во имя Александры Царицы в 1851 г.); придел во имя свт. Николая и Александры Царицы 1899 г. в ц. апостолов Петра и Павла (1863 г.) в Хамовнических казармах; придел во имя свт. Николая и Александры Царицы 1894 г. в ц. прор. Осии (1890 г.) в Покровских казармах, где, очевидно, находились почитаемые иконы святой.

Александр Бугаевский, Александра Никифорова

Использованная литература

Арх.: Vat. gr. 1660 (916 г.), Paris. gr. 499 (XI в.), Paris. gr. 1534 (XI в.).

Ист.: ActaSS. April. T. 3. P. 100-163; ВМЧ. Апрель. М., 1916. C. 862-878; PG. 97. Col. 1169-1192; SynCP. P. 619-620; Casson L., Hettich E. L. Excavationes at Nassana II: Literary Papyri. Princeton, 1950. P. 128-142 [папирусные фрагменты]; Krumbacher K. Der heilige Georg in der griechischen Überlieferung // Abhandlungen der Bayer. Akad. der Wiss. Münch., 1911. Bd. 25. Abh. 3. S. 1-40; 78-83 [публ. апокрифов]; Мусульманское сказание о святом Георгии // Этнографическое обозрение. Т. 26. С. 122-134.

Лит.: Delehaye H. Les légendes grecques des saints militaires. P., 1909. P. 43- 52; Бугаевский А. В., Владимир (Зорин), игум. Житие, страдания и чудеса святого великомученика и Победоносца Георгия и святой мученицы царицы Александры. М., 1998.

Иконогр.: Ерминия ДФ. С. 192; Большаков. Подлинник иконописный. М., 1903, 1998. С. 91; Kaster K. G. // LCI. Bd. 5. Sp. 89-90; Миjовић. Менолог. C. 338; Антонова, Мнёва. Т. 1. № 218. Илл. 168; Т. 2. № 640. Илл. 80; Сорок сороков. М., 1992-1995. Т. 2. № 38, 90. Т. 3. № 39, 273; Бутиков Г. П. Музей-памятник "Спас на крови". СПб., 1996. С. 87, 95; Вздорнов Г. И. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (перечень композиций) / Музей фресок Дионисия. М.; Ферапонтово. 1998. С. 11. № 79; Синай, Византия, Русь. Православное искусство с VI до начала XX в. Кат. выст. / Монастырь Св. Екатерины на Синае, Фонд Св. Екатерины, ГЭ. Б. м., 2000 г. С. 444-447. R-237, R-239.

***

Молитва мученице царице Александре Римской:

  • Молитва мученице царице Александре Римской . Царица Александра, возможно, была вдовой одного из императоров, предшественников Диоклетиана, при котором она и пострадала. Ей молятся о даровании крепкой веры, о помощи в преодолении искушений и гонениях.

Акафист мученице царице Александре Римской:

Канон мученице царице Александре Римской:

  • Канон мученице царице Александре Римской

Житийная и научно-историческая литература о мученице царице Александре Римской:

  • Мученица царица Александра Римская - Александр Бугаевский, Александра Никифорова

Будущая Российская Императрица Александра Федоровна, супруга Государя Николая II, родилась 25 мая 1872 года в Дармштадте, столице небольшого германского герцогства, входившего в состав Германской империи. Она была шестым ребенком в семье Великого Гессен-Дармштадтского герцога Людвига IV и английской принцессы Алисы, второй дочери королевы Виктории. Новорожденную принцессу назвали Алисой в честь матери, но в семье её называли «Аликс», а за веселость и красоту прозвали «Солнышко». В возрасте 5 лет она вместе с матерью каждую субботу посещала больницы в Дармштадте, где разносила больным цветы. Герцогиня Алиса Гессенская воспитывала своих семерых детей в английских традициях простоты, милосердия и скромности, приучала к простой и трудолюбивой жизни, основанной на религиозно-нравственных принципах. В возрасте 35 лет она скончалась от дифтерита. После смерти матери Аликс с 6 лет жила у бабушки, королевы Виктории, при дворе которой получила разностороннее образование. К 15-ти годам она свободно владела несколькими языками; знала историю, географию, английскую и немецкую литературу, основы математики, искусствоведения. В юности посещала лекции на философском факультете Гейдельбергского университета, где получила диплом бакалавра философии. Аликс блестяще играла на фортепьяно, неплохо рисовала, искусно вышивала.

Впервые принцесса Алиса посетила Россию в двенадцатилетнем возрасте в июне 1884 года, приехав на свадьбу сестры, принцессы Эллы, будущей преподобномученицы Елизаветы, которая выходила замуж за великого князя Сергея Александровича. Уже тогда ей понравился цесаревич Николай, хорошо воспитанный, образованный юноша. В 1916г. в письме к супругу императрица Александра Федоровна свидетельствовала: «Моё детское сердце уже стремилось к Тебе с глубокой любовью». Второй раз она прибыла в Россию в январе 1889 года в гости к своей сестре Элле - княгине Елизавете Федоровне. В тот приезд юная принцесса произвела сильное впечатление на наследника русского престола Николая Александровича, и он стал просить у родителей благословение на брак с Аликс, но получил отказ: Александр III надеялся на брак сына с Еленой Луизой Генриеттой, дочерью Луи-Филиппа, графа Парижского, претендента на французский престол. Вторым препятствием на пути к их совместной жизни была необходимость для принцессы Алисы отказаться от протестантства и принять Православие. Аликс вначале думала, что никогда не сможет предать свою религию, и несколько лет провела в глубокой внутренней борьбе с самой собой. Однако любовь и глубокая вера наследника престола Николая помогли ему убедить возлюбленную в красоте и благодатности Православной религии. Цесаревич писал Аликс: «Пусть не тревожит Тебя совесть о том, что моя вера станет твоей верой. Когда ты узнаешь после, как прекрасна, благодатна и смиренна наша Православная религия, как величественны и величавы наши богослужения, Ты их полюбишь, Аликс, и ничего не будет нас разделять... Ты едва ли представляешь всю глубину нашей религии». 8 апреля 1894г. принцесса Алиса согласилась стать женой Николая Александровича и с большим усердием принялась за изучение русского языка и Православной веры. Её духовным наставником был специально посланный для этой цели в Дармштадт протоиерей отец Иоанн Янышев.

Резкое ухудшение здоровья императора Александра III в 1894 году способствовало быстрому решению вопроса о престолонаследовании и женитьбе цесаревича. В начале октября Аликс вызвали телеграммой в Крым, в Ливадию, где в то время находилась царская семья. 20 октября Александр III скончался, и в тот же день новый император Николай II принял на себя всё бремя управления Российской империей. На следующий день, 21 октября 1894 года, принцесса Алиса через Миропомазание, которое совершил о. Иоанн Кронштадтский, была принята в лоно православной Церкви и наречена Александрой Федоровной, а 14 (26) ноября в церкви Спаса Нерукотворного Образа Зимнего дворца состоялось бракосочетание императора Николая II и Александры Федоровны.

В тот день она написала в дневник Ники (так она приватно называла мужа): «Никогда бы не поверила, что в мире может быть такое полное счастье, такое чувство единения двух земных существ. Больше не будет разлук. Наконец-то, мы вместе, связаны узами на всю жизнь, а когда эта жизнь закончится, в ином мире мы встретимся снова, чтобы быть навечно вместе». 14 мая 1896г. в Успенском соборе Кремля состоялось коронование царственной четы. В тот день Александра Федоровна стала Императрицей России. Впоследствии царица писала своей сестре, что для нее эта церемония явилась как бы таинством, обручившим ее с Россией.

Николай II и Александра прожили в мире и согласии почти четверть века, и никогда этот союз не был омрачен ни одной ссорой или серьезной размолвкой. И через много лет они любили друг друга, как молодожены.

Молодая Императрица была наделена изумительной красотой. Анна Танеева, близкая подруга царицы Александры, писала о ней в своих воспоминаниях: «Она была статная, хрупкая; прекрасно сложена, с изумительно белой шеей и плечами. Ее густые золотистые волосы были так длинны, что покрывали ее всю, если она распускала их. Цвет лица - как у ребенка, розовый, ровный. У Императрицы были огромные темно-серые блестящие глаза. Позднее печали и тревоги придали ее глазам ту постоянную меланхоличность, которая стала привычной».

Трудно было молодой государыне первое время в новом отечестве. Она целыми днями была одна, так как муж днем был занят государственными делами. Кажущаяся холодность и сдержанность царицы начались с этого времени почти полного одиночества. «Я мучаюсь и плачу целыми днями, - писала она своей подруге, графине Ранцау, фрейлине своей сестры, принцессы Ирэн, - моего мужа отовсюду окружают лицемерие и лживость... Всё делается ради личных выгод, и повсюду интриги, и всегда только интриги». Застенчивая от природы, она не любила светского общения, балов. Ей была чужда моральная распущенность, царившая в придворной среде. Не сложились у Аликс отношения со свекровью, которая ревновала сына Ники к жене. Вдовствующая императрица не оказала Александре моральной поддержки и покровительства. Видя это, некоторые дамы высшего света стали скверно относиться к молодой императрице и распространяли о ней ложные слухи. Так юная Аликс оказалась в атмосфере неприятия.

Единственным человеком из новых родственников, кто принял бывшую немецкую принцессу с сердечным расположением, была 12-летняя девочка, младшая сестра Государя, великая княжна Ольга Александровна. Она вспоминала впоследствии: «Из всех нас, Романовых, Аликс наиболее часто становилась объектом сплетен и даже клеветы. Она так и вошла в историю оклеветанной... Даже в самый первый год Ее пребывания в Аничковой дворце - я это хорошо помню - стоило Аликс улыбнуться, как злюки заявляли, будто Она насмешничает. Если у Нее был серьезный вид, говорили, что она сердита». Никто не догадывался, что постоянное физическое недомогание было тому причиной. Фрейлина София Буксгевден свидетельствовала: «У Нее была постоянная боль и чувство удушения, почти хроническая невралгия и вместе - радикулит, от которого она тяжко страдала». Окружающим казалось, что выражение лица царицы говорит о высокомерии и чопорности, в то время как та, кусая губы, едва сдерживала сильную боль.

Одним из первых начинаний царицы Александры Федоровны в России на поприще милосердия было предложение придворным дамам: каждой шить в год по три платья для бедных. Русские аристократки были шокированы таким предложением. Осуждали они её за подарки: собственноручно ею с большой любовью связанные шерстяные платки или шарф. Осуждали и за то, что она удостаивала дружбой простых людей. Она была весьма взыскательной в нравственном плане и не терпела лжи и фальши, а потому дружила с людьми искренними и бесхитростными. «Меня не беспокоит, богат тот человек или же беден. Друг для меня, кем бы он ни был, всегда остается другом». Вот и было у нее четыре близких ей подруги: Анна Танеева-Вырубова, Юлия Ден, баронесса София Буксгевден, графиня Анастасия Гендрикова. Эти женщины остались верны Царице и во время тяжких испытаний. Если же Александра Федоровна в ком-то разочаровывалась, то навсегда порывала с таким человеком все связи.

Предметом насмешек стала религиозность Александры Федоровны, которую называли фанатичкой и ханжой. Флигель-адъютант Мордвинов искренне изумлялся: «Я до сих пор теряюсь в догадках, каким образом Государыня, выросшая в среде, совершенно чуждой и противоположной русскому «народному» Православию, сумела впитать в себя самые характерные и глубокие его черты». О глубокой религиозности государыни свидетельствует А.Теглева, няня царских дочерей: «Она много молилась и была очень религиозна. Я не видела никогда столь религиозного человека. Она искренне верила, что молитвой можно достичь всего». В письмах Александры Федоровны раскрываются глубина ее веры и надежды на помощь Божию: «В молитве утешение: жалею я тех, которые находят не модным, не нужным молиться...», «...Нет более глубокой и радостной жизни, чем жизнь, наполненная самопожертвованием в служении Христу». В другом письме она пишет: «Господи, помоги тем, кто не вмещает любви Божией в ожесточенных сердцах, которые видят только все плохое и не стараются понять, что пройдет все это; не может быть иначе, Спаситель пришел, показал нам пример. Кто по Его пути следом любви и страдания идет, понимает все величие Царства Небесного». Еще один отрывок из письма Александры Федоровны: «В людей я почти не верю, но зато всем своим существом - в Бога, и всё, что случится, не отнимет эту веру... Если награда не здесь, то там, в другом мире, и для этого мы и живем. Здесь всё проходит, там - светлая вечность». В трудные минуты жизни Церковь являлась для нее главным утешением. Императрица выстаивала полные службы в придворных храмах, где ею был введен монастырский богослужебный устав. Комната Александры Федоровны во дворце представляла собой соединение спальни императрицы с кельей монахини. Огромная стена, прилегавшая к постели, была сплошь увешана образами и крестами. В июле 1903 года Николай II и Александра Федоровна участвовали в торжествах прославления и открытия мощей преп. Серафима Саровского. Государыня любила посещать монастыри, встречаться с подвижниками. Она посетила блаженную Пашу Саровскую в Дивеевской обители. В 1916 году она навестила новгородскую старицу Марию Михайловну, жившую в Десятинном монастыре и уже много лет лежавшую на железной кровати в тяжелых веригах. «Вот идет мученица - царица Александра!» - такими словами встретила ее блаженная Мария. Затем благословила ее, поцеловала и сказала: «А ты, красавица, - тяжелый крест - не страшись».

Александра Федоровна несла подвиг жены и матери. В семье родились 4 дочери: святые мученицы великие княжны Ольга (1895), Татиана (1897), Мария (1899), Анастасия (1901). 30 июля 1904года на свет появился долгожданный, вымоленный у Бога наследник престола - св. мученик цесаревич Алексей Николаевич, которому передалась наследственная болезнь потомков королевы Виктории - гемофилия.

Самые близкие люди знали, какие добрые взаимоотношения были внутри монаршей семьи. Все свидетельствовали об идеальном браке царя и царицы. Николая II и Александру Федоровну объединяла взаимная любовь, крепнувшая с годами, прошедшая множество испытаний. Государыня в одном из своих писем к государю писала: «В нынешние времена редко видишь такие браки... Ты моя жизнь, мой свет... Когда на сердце тяжело от забот и тревог, каждое проявление нежности дает силу и бесконечное счастье. Ах, если бы дети наши могли бы так же быть счастливы в своей супружеской жизни». За два года до смерти царица Александра писала мужу: «Я так люблю получать от тебя цветы, они - залог нежной любви. Не каждый муж подумает о том, чтобы послать цветы своей старой жене». Генерал М.К. Дитерихс писал: «Александра Федоровна была примером самоотвержения, преданности и заботы о Государе. Она сумела передать и воспитать в детях те же высокие чувства, сосредоточившие внимание и почитание семьи на отце».

Императрица воспитала прекрасных дочерей - веселых, доброжелательных, могущих сочувствовать чужому горю. Центром семьи был цесаревич Алексей. Он мог внезапно умереть от внутреннего кровотечения, вызванного даже легким ушибом, а потому тревога за жизнь наследника престола была постоянной спутницей царской четы. Когда он болел, испытывая страшные мучения, вместе с ним страдала вся семья, особенно его мать. Медицина оказалась в данном случае бессильна. Таинственный сибирский крестьянин Григорий Распутин не раз останавливал кровотечения у наследника, спасая тем самым его жизнь. В царской семье Распутина уважали не только за то, что он исцелял Алексея Николаевича: в нем видели Божьего человека. Государыня называла Распутина «нашим Другом», относилась к нему как к старцу и считалась с его мнением. Но она никому его не навязывала, тем более государю. Между тем близость старца ко Двору породила массу слухов и сплетен. Ему приписывали огромное влияние не только на Императрицу, но и на Императора и на государственную политику, что не соответствовало действительности.

Императрица прославилась своей широкой благотворительностью. Так как личный её доход был невелик, то ей приходилось урезывать свои расходы, чтобы выделить деньги на нужды благотворительности. На свои личные средства Александра Федоровна выстроила в Крыму несколько санаториев для больных туберкулезом, куда приезжала с дочерьми, не боясь заразиться, чем породила среди светской публики злые сплетни. «Сколько я возила денег от Ее Величества на уплату лечения неимущим!... Сколько я видела слез благодарности! Но никто об этом не знал; Государыня запрещала мне говорить об этом», - писала А.А. Вырубова. Императрица имела искреннее желание быть полезной России и русскому народу. К началу 1909 года под ее покровительством состояло 33 благотворительных общества, общин сестер милосердия, приютов и тому подобных учреждений, среди которых: Комитет по приисканию мест воинским чинам, пострадавшим на войне с Японией, Дом призрения для увечных воинов, Императорское женское патриотическое общество, Петергофское общество вспомоществования бедным, Братство во имя Царицы Небесной для призрения детей-инвалидов и эпилептиков, Дом трудолюбия с учебными мастерскими кройки и шитья и детским интернатом, Дом трудолюбия образованных женщин, Всероссийское попечительство об охране материнства и младенчества. Она основала «Школу нянь», в которой девушки и матери обучались уходу за детьми; организовала «Школу народного искусства» для обучения кустарному делу крестьянских девушек; учредила дома призрения для падших девушек и др.

Когда после революции 1905 года была уничтожена цензура, газеты принялись поливать царицу грязью. Наполеон Бонапарт в свое время метко высказался насчет прессы: «Четыре газеты смогут причинить врагу больше зла, чем стотысячная армия». Александру Федоровну часто обвиняли в «истеричности» и даже в «ненормальности». Она знала всё, что говорили и писали о ней. Затем стали звучать голоса об ее «адюльтерах». В число «интимных партнеров» зачисляли Григория Распутина, графа А.Н. Орлова и даже Анну Вырубову. Николай II писал по этому поводу: «Никто из благородных людей не может верить или обращать внимание на подобную пошлость». Лили Ден вспоминала в эмиграции: Императрица «знала и читала всё, что говорили и писали о Ней. Однако, как ни пытались авторы анонимных писем очернить Ее, а журналисты облить Ее грязью, ничто не прилипало к чистой душе Императрицы. Я видела, как Она бледнеет, как глаза Её наполняются слезами, когда что-то особенно подлое привлекало Её внимание. Однако Ее Величество умела видеть сияние звезд над грязью улицы».

Во время Первой мировой войны Императрица, словно забыв о своей болезни и слабости, сразу же принялась за организаторскую работу по устройству складов бельевых и медицинских принадлежностей, лазаретов и санитарных поездов. Вместе со старшими дочерьми Ольгой и Татьяной она окончила курсы сестер милосердия при дворцовом госпитале и трудилась как медсестра. При слабом здоровье она целые дни проводила в операционных, перевязочных и больничных палатах. Анна Вырубова рассказывала в своих воспоминаниях: «Стоя за хирургом, Государыня, как каждая операционная сестра, подавала стерилизованные инструменты, вату и бинты, уносила ампутированные ноги и руки, перевязывала гангренозные раны, не гнушаясь ничем и стойко вынося запахи и ужасные картины военного госпиталя во время войны». София Буксгевден писала о Царице как о медсестре: «Ее Величество отличалась ловкостью и проворством, к тому же она привносила в свою работу нечто, особенно ценное для пациента - умение воспринимать чужие страдания как свои и способность ободрить и утешить страждущего. Ни мать, ни дочери никогда не отказывались от самой трудной и утомительной работы...» Заботы мужа, его тяжелые обязанности очень волновали Императрицу, и во время войны она решила помогать ему в государственных делах. Она горела желанием разделить тяжесть ноши любимого человека: «Ты всё переносишь один, с таким мужеством! Позволь мне помочь тебе, моё сокровище! Наверно, есть дела, в которых женщина хочет быть полезна. Мне так хочется облегчить тебя во всём».

С каждым годом росло в русском обществе недовольство Императрицей. Поток клеветы и гнусностей распространяли внешние и внутренние враги России. Обстановка вокруг Александры Федоровны особенно накалилась во время Первой мировой войны. Милюков с трибуны Госдумы, размахивая немецкой газетой, в которой говорилось, что царица - немецкая шпионка, произнес речь: «Глупость или измена?» - убеждая общество в том, что измена свила гнездо в царском дворце. Сама Александра Федоровна говорила своей подруге Лили Ден: «С какой стати утверждают, будто я симпатизирую немцам? Двадцать лет я прожила в Германии, но и в России двадцать лет! Все мои интересы, будущее моего сына связаны с Россией. Следовательно, разве я могу быть не русской?» После отречения Государя следственная комиссия при Временном правительстве не смогла установить виновность Николая II и Александры Федоровны в каких-либо преступлениях, однако замалчивание результатов комиссии привело к появлению отрицательных слухов о личности Императрицы.

2 марта 1917г. Николай II отрекся от престола за себя и Наследника. 8 марта по постановлению Временного правительства Императрица с детьми была арестована генералом Корниловым в Царском Селе, в тот же день в Могилеве был арестован Государь. Александра Федоровна осталась одна. Дети болели корью в тяжелой форме, придворные предательски покинули дворец, лишь немногие остались верны семье. Электричество было отключено, воды не было - лед топили на плите. Императрица не пала духом, поддерживала верных солдат, оставшихся нести караул вокруг дворца. Она писала мужу в Могилев о болезни детей, о своей любви к нему. 9 марта арестованного Императора доставляют в Царское Село. В тот день Анна Вырубова записала в дневнике: «Как пятнадцатилетняя девочка бежала она по бесконечным лестницам и коридорам ему навстречу. Встретившись, они обнялись, и, оставшись наедине, разрыдались». В начале заключения Государя и Императрицы Ю.А. Ден предложила начать хлопоты о вывозе всей семьи в Италию. На это предложение императрица ответила: «Тот подлец, кто бросает свою Родину в такой тяжелый момент. Пускай с нами делают что угодно, сажают в Петропавловскую крепость. Но мы никогда не уедем из России».

1-го августа 1917г. царская семья по решению Временного правительства отбыла в ссылку в Тобольск, где прожила 8 месяцев в заключении в доме губернатора. Александра Федоровна учила детей, читала, вышивала. По воскресным вечерам утраивались небольшие театральные представления. Во время Великого Поста, вспоминал учитель английского языка Гиббс, «Императрица сделала каждому копию Канона (Андрея Критского) на русском языке». Это означало неоднократно переписать от руки 25 страниц Канона.

Александра Федоровна умела любить беззаветно и преданно. Как сильно она любила мужа, детей, друзей, точно так же она любила и Россию, которая стала для нее Родиной. Она полюбила ее, ее простых, добрых людей. Боль за Россию и за ее народ переполняла душу Государыни и в ссылке. Из Тобольска она писала Вырубовой: «... Чувствую себя матерью страны и страдаю, как за своего ребенка, и люблю мою Родину, несмотря на все ужасы теперь и все согрешения. Ты знаешь, что нельзя вырвать любовь из моего сердца и Россию тоже... Господи, смилуйся и спаси Россию! Молюсь непрестанно».

В апреле по решению большевиков семья из Тобольска была доставлена в Екатеринбург, в дом инженера Ипатьева. Здесь жизнь царской семьи была подчинена тюремному режиму: изоляция от внешнего мира, часовая прогулка, скудный продовольственный паек, обыски, враждебность стражи. В столь тяжелом положении узники проявляли удивительное благородство и ясность духа. Вера, как писал Пьер Жильяр, «очень сильно поддерживала мужество заключенных. Они сохранили в себе ту чудесную веру, которая уже в Тобольске вызывала удивление окружающих и давала им столько сил и столько ясности в страданиях. Они уже почти порвали с здешним миром». Они готовились к мученической кончине. Императрица старалась не выходить на прогулку, так как охранники задавали ей вопросы: как она сожительствовала с Распутиным. Государыня страдала и все время молилась. Она писала: «Надо перенести все эти унижения, гадости, ужасы с покорностью. И Он спасет, долготерпелив и милостив - не прогневается до конца...Без этой веры невозможно было бы жить...» Царица с мужем и детьми была расстреляна в ночь на 17 июля 1918 года. Ей было всего 46 лет.

В 1991 году Александра Федоровна и все члены царской семьи были канонизированы Русской Православной Церковью за Рубежом, а в августе 2000 года и Московским Патриархатом. Спустя 100 лет после зверского убийства царской семьи к нам возвращается святой и светлый образ царицы-мученицы, пленяющий своей нравственной красотой и достоинством. Духоносный старец Николай (Гурьянов) говорил о ней: «Императрица была самой великой Русской Царицей».

На заре становления христианства подвиги во время веры совершали не только мужчины, но и женщины. Одной из них была жена римского императора Диоклетиана - Александра, тайно исповедовавшая новую Веру.

Духовный подвиг римской царицы

В начале IV века императором Римской империи был Диоклетиан - гонитель и мучитель христиан. Он являлся главным мучителем Святого Георгия Победоносца. Из его жития стало известно имя жены императора, тайно исповедовавшей христианство.

Святая мученица царица Александра

Царица Александра была свидетельницей многих чудес, которые были явлены в ответ на молитвы великомученика Георгия. Видя стойкость, мужество и силу духа святого воина, принимающего страдания за свою Веру, жена императора пробилась сквозь толпу зевак к месту истязаний бывшего римского воина, упала в его ногах и публично призналась в приверженности христианской церкви.

Смерть святой мученицы

О времени смерти венценосной мученицы до сегодняшнего дня ведутся споры специалистов. Одна из версий гласит, что Диоклетиан, придя в ярость, повелел казнить вместе с мучеником Георгием Победоносцем и свою жену. По пути к месту казни измученная царица присела у стены дома и тихо умерла. Эти события происходили в 303 году.

Однако современные исследователи считают, что мученическую смерть Александра Римская приняла в 314 году. В XX веке появилась версия о мнимой смерти римской царицы и её бегстве в Сирию, где она жила вместе со своей дочерью святой великомученицей Валерий до 314 года.

Мученица Александра Римская

После подписания Миланского соглашения, дарующего право исповедовать жителям Римской империи любую веру, включая христианство, Александра и Валерия решают вернуться в родные края. Однако правитель западных римских земель - Лициний - на деле продолжал преследовать христиан. Он приказал казнить мать и дочь. Их обезглавили, а тела бросили в море.

Интересно: в ранних источниках Александра не называется женой императора Диоклетиана. Историки XX века отождествили христианскую святую мученицу с женой римского правителя Приской, которая также тайно исповедовала новую Веру.

Еще о святых женщинах:

Иконография

Иконография святой мученицы царицы Александры Римской включает в себя несколько распространенных типов:

На большинстве изображений святая облачена в царские одежды. Голову венчает корона. Правая рука императрицы занята крестом, а левая либо прижата к груди, либо обращена ладонью к зрителям. Чаще всего единоличные изображения царицы располагаются на золотом фоне. На некоторых икона на заднем плане виднеются городские стены и река.

Многофигурные композиции с участием святой мученицы Александры можно увидеть в следующих музеях и храмах:

  • мозаичное изображение в полный рост в иконостасе Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге;
  • мозаика в церкви Спаса на Крови;
  • икона Св. Николая Чудотворца и Св. царицы Александры Римской в Эрмитаже;
  • икона «Избранные святые», хранящаяся в музее древнерусского искусства имени Андрея Рублёва.

О чём просят святую Александру Римскую

Мученицу Александру в молитвах просят о следующем:

  • о даровании мужества и решимости в различных сложных ситуациях;
  • о защите от злых помыслов и агрессивных действий;
  • о защите от предательства и обмана;
  • о спасении души;

А также у святой можно просить помощи в семейных ссорах, установлении органичных супружеских отношений, сохранении взаимопонимания и уважения между супругами.

Еще молитвы о супружестве:

  • Молитвы Ксении Петербужской о счастии в семейной жизни

Где расположить икону и как молиться

Икона святой Александры не является оберегом или магическим предметом, поэтому необязательно вешать её над кроватью девочек, нареченных этим именем, или носить с собой. Икону любого размера размещают в удобном для молитвы месте, домашнем иконостасе.

Икона «Святой Николай Чудотворец и святая царица Александра»

Получить помощь и защиту святой покровительницы можно только путём искренней молитвы. Перед молитвой следует очистить свои душу и мысли от зла, простить близким людям все обиды и открыть сердце добру, спокойствию и смирению.

Покровительница дома Романовых

Особого почитания в России святая Александра удостоилась в конце XIX - начале XX века. Её имя носили жёны императоров Николая I и Александра II. Обе дамы отличались благочестивым и спокойным нравом, были образцовыми супругами и матерям. Они много времени уделяли благотворительности и помощи обездоленным людям.

При их правлении было построено множество храмов, посвященных царственной великомученице:

  • церковь при женском монастыре в Иркутске (1855-1880 годы постройки);
  • церковь св. Александры Римской в Иркутске (1910);
  • храм, возведённый на Бабигонских высотах недалеко от Петербурга (1854);
  • Путиловский храм в Петербурге (1901-1906).
Интересно: жена Николая II - Александра Фёдоровна, принявшая мученическую смерть от рук большевиков в 1918 году, в начале XX века была канонизирована в лике святых.

Икона святой мученицы царицы Александры Римской призвана напоминать о мужестве и силе духа защитников христианской Веры. Молитва ей укрепляет силу духа, дарует мужество и стойкость.

Икона Александра Римская

Имя святой великомученицы императрицы Александры Римской запечатлено в истории христианства рядом со славным именем святого Георгия Победоносца, принявшего мученическую казнь за исповедание веры Христовой при императоре Диоклетиане, в супружестве с которым состояла царственная великомученица. Впрочем, у историков есть некоторые расхождения по этому вопросу, поскольку жену Диоклетиана звали Приской – римское имя. Однако о Приске известно, что она тайно исповедовала христианство, и, возможно, Александра – это ее святое имя, взятое при крещении.

Однако в Ватиканском кодексе 916 года, других древних текстах Византии и Рима этого отождествления не найдено, Александра не называется женой Диоклетиана. Возможно, что ее имя Приска сохранили, чтобы не противоречить ее римскому происхождению. Возможно, по мнению других, она была вдовой одного из императоров, которые до Диоклетиана занимали римский престол. Так или иначе, в XX веке это тождество было введено в оборот, тем более об этом пишет в Житии Георгия Победоносца святитель Дмитрий Ростовский.

О жизни великомученицы до событий, связанных с кончиной святого Георгия, в истории ничего неизвестно. Известно лишь, что, когда святой мученик являл по воле Божией своим мучителям многие чудеса, то, устрашившись, они не уверовали, признали его за колдуна – волхва. Находясь во дворце, слыша смятение, которое происходило в народе на месте мучений святого Георгия, она уже не желала и не могла таить свою ревность к истинной вере. Это было бы нечестно, когда рядом находился тот, кто откровенно, не страшась, свидетельствовал о Боге один против толпы язычников.

Увидев связанного и мучимого Георгия, она стала пробираться сквозь озлобленную толпу и громко взывать к Богу о помощи ей, чтобы она могла добраться до места, где Диоклетиан вершил свой неправедный суд. А когда пробралась, то упала в ноги мученику и открыто объявила о своем исповедании Христа и отрицании идолопоклонства. Изумленный Диоклетиан спросил ее, что с ней случилось, что она примкнула к колдуну, который поносит их богов, но та, царственно отвернувшись, даже не ответила императору.

Терпение Диоклетиана, который не только не смог сломить святого воина, но и увидел, что у того есть союзник в лице его жены-императрицы, и это видели все присутствующие, более не стал продолжать мучений, а велел обезглавить обоих.

Георгия в оковах и его августейшую единоверную спутницу, которая непрестанно молилась, глядя в небеса и умоляя Бога не оставить ее в последние ее минуты, повели за город, к месту казни. В какой-то момент она так устала, что попросила позволить ей ненадолго присесть. А когда получила разрешение, села, прислонилась головой к стене и тихо отошла к Богу.

Георгий, глядя на тихую ее кончину, прославил Бога и просил Его о такой же достойной гибели. На месте казни он вознес хвалу Господу и просил Его подать прощение и любовь всем, кто мучил его и теперь казнит, а ему подать прощение грехов, вольных и невольных, и принять его душу. Затем он добровольно преклонил голову под меч и достойно закончил свой земной путь, оставив свое святое имя любимым и почитаемым в веках. Случилось это в 303 году после Р.Х.

Однако история выявила факт, что древние акты святого Георгия, которыми руководствовался святитель Дмитрий, не совсем верно указывали дату и обстоятельства мученической гибели императрицы.

У Александры была дочь, Валерия, которую Диоклетиан еще в годы своего правления насильно выдал замуж за своего соправителя Максимиана Галерия. В 305 году Диоклетиан отрекся от престола, передав Максимиану всю полноту власти. Святая Александра тайно от мужа и Валерию воспитала в христианском вероисповедании. После смерти Галерия руки святой Валерии стал настоятельно требовать его преемник Максимин, но, получив решительный отказ, сослал Валерию в Сирию, куда та удалилась вместе с матерью Александрой. После смерти в 313 году Максимина, уже в правление равноапостольного царя Константина Великого, в 314 году они прибыли в Никомидию, которой управлял император Ликиний. Ликиний, несмотря на то что подписал вместе со святым равноапостольным царем Константином Миланский эдикт о предоставлении христианам полной свободы вероисповедания, коварно, ради сохранения власти, умалчивал, что про себя оставался ярым их врагом. Когда святые мать и дочь прибыли в Никомидию, он приказал схватить обеих, обезглавить и бросить в море.

Дата памяти святой великомученицы императрицы Александры Римской и дочери ее Валерии открылась в X веке благодаря Минологии святителя Василия Великого, который с Божией помощью приложил немало усердия, чтобы свести вместе имена ранних христиан, пострадавших за веру Христову и тем явивших миру силу и славу Господа, привлекая к Нему многих и многих, а также благодаря Типикону Великой церкви и другим византийским и греческим текстам. В XII веке Житие святой Александры было переведено на славянский язык и изложено в рукописях Константина Мокисийского.

Значение иконы

На иконе Святой мученицы Александры Римской, императрицы изображена венценосная святая. Когда мы читаем ее житие и понимаем из него, каким высоким духом, каким сердцем обладала эта необыкновенная, жившая так давно женщина, то невольно восхищаемся ею. А еще восхищаемся тем, что эту силу, это чувство справедливости, неприязни к утаиванию истины, когда рядом другие за эту истину принимают мучения, которые, безусловно, закончатся их гибелью, дают ей именно Вера и Любовь к Богу и Надежда на Его святую волю. Ведь как просто было бы – удалиться в дальние покои огромного императорского дворца, заткнуть уши, отвлечься на другое дело и не думать о том, что происходит там, на площади.

Но нет, если бы она так поступила, она предала бы и Бога, и веру в Него. Это было бы тихое предательство того, кто в этот час страдал за Христа, подобное отречению Петра, который трижды отрекся от Него, сказав, что не знает Его, как предрекал ему Спаситель на последней встрече с учениками (Мф. 16; 69–75). Ее поступок – свидетельство, что ее благочестие и преданность Богу не просто следование каким-то умозрительным принципам, а вошедший в самую сердцевину духа Христос, который был для нее тем, о чем мы говорим на Божественной литургии, когда произносим: «Христос посреди нас!» – И отвечаем: «И есть, и будет!» Он тогда был в сердцевине ее духа и в сердцевине духа мучимого слугами Диоклетиана Георгия, о котором, по всей вероятности, она тогда не знала ничего – об этом не упомянуто в жизнеописании обоих. Внутри и вне – Господь, любовь, преданность Ему объединяли их, и разорвать это объединение, малодушно промолчав, было для нее невозможно. Вот оно, расширение сердца человеческого, когда оно – сердце, в котором живет Христос.
Посмотрите на эту святую красавицу. Ее августейшие тезки, прославившие себя не только верной опорой и поддержкой своим супругам – императорам Государства Российского, но и множеством благотворительных и благочестивых дел, а вторая из них, так же, как и ее небесная покровительница, канонизирована в лике мучениц. И, узнавая краткую, эпизодическую историю подвига во славу Господню святой мученицы Александры Римской, как тут не восклицать снова и снова: «Дивен Бог во святых своих!»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: