Защитный механизм психосоматический. Защитные механизмы психики или как ужиться с реальностью. Какие защитные механизмы снижают тревогу

Человеческая психика оснащена механизмами, которые помогают нам инстинктивно защищать собственное Я. Их использование помогает делать наш опыт менее травматичным, но при этом снижает наши шансы на успешное взаимодействие с реальностью. По мнению автора книги «Психология Я и защитные механизмы», дочери Зигмунда Фрейда Анны Фрейд, каждый из нас применяет около пяти подобных стратегий ежедневно. T&P объясняют, почему сублимация не всегда связана с творчеством, как проекция заставляет нас критиковать ни в чем не повинных людей и почему аутоагрессия связана с семейными проблемами.

Отрицание: без признания проблемы

Отрицание - один из самых простых защитных механизмов психики. Это полный отказ от неприятной информации, который позволяет достаточно эффективно отгородиться от нее. Классическим примером здесь может служить ситуация, когда вы на протяжении долгого времени ежедневно выпиваете по несколько бокалов вина или пива, однако при этом сохраняете уверенность, что в любой момент сможете отказаться от своей привычки. Для отрицания характерна острая реакция на постановку проблемы: если кто-нибудь в таком случае намекнет вам, что вы стали зависимы от алкоголя, этот человек, скорее всего, пострадает от вашего приступа гнева.

Отрицание часто становится первой реакцией на боль потери и является первой «стадией переживания горя» по мнению ряда специалистов (впрочем, в этом случае его также называют «этапом недоверия»). Человек, неожиданно потерявший работу, скажет: «Не может быть!» Свидетель автокатастрофы, пытавшийся помочь пострадавшим, может не сразу смириться с тем, что один из них перестал дышать. В таком случае этот механизм не защищает никого, кроме человека, который его бессознательно использует, - однако в ситуациях, когда необходим холодный рассудок, отрицание опасности или собственного шока может быть очень полезным для всех участников событий.

Проекция: вынос вон

Проекция позволяет нам перенести свои разрушительные или неприемлемые мысли, желания, черты, мнения и мотивы на других людей. Цель - защищаться от себя самого или отсрочить решение проблемы. Например, человек может думать, будто партнер критически относится к его заработкам, - в то время как на самом деле со стороны партнера ничего подобного нет. Если такой человек преодолеет свою проекцию и осознает ситуацию, он увидит, что критика исходит от него самого, а в ее основе лежит, скажем, негативное мнение родителей, настаивавших на его несостоятельности.

Негативным следствием проекции может стать желание «исправить» объект, который якобы служит носителем неприятных черт, или вовсе избавиться от него. При этом такой внешний «носитель» иногда не имеет ничего общего с тем, что на него спроецировано. В то же время механизм проекции лежит в основе эмпатии - нашей способности разделять с другими их чувства, глубоко вникать в то, что происходит не с нами, и достигать взаимопонимания с окружающими.

Аутоагрессия: обвинить себя

Аутоагрессия, или поворот против себя, - весьма деструктивный защитный механизм. Она часто бывает свойственна детям, переживающим непростые моменты в отношениях с родителями. Человеку может быть тяжело признать, что его родитель ведет себя с ним пренебрежительно или агрессивно, и вместо этого он предполагает, будто это он сам плохой. Самообвинение, самоунижение, нанесение себе физических повреждений, саморазрушение за счет наркотиков или алкоголя, чрезмерное увлечение опасными аспектами экстремальных видов спорта, - все это результаты работы этого механизма.

Аутоагрессия возникает чаще всего тогда, когда от внешнего объекта, обусловившего ее появление, зависит наше выживание или благополучие. Но, несмотря на множество негативных последствий этого процесса, с эмоциональной точки зрения он может переноситься лучше, чем агрессия, направленная на первоначальную цель: родителя, опекуна или другую важную фигуру.

Сублимация: основа поп-культуры

Сублимация - один из самых широко применяемых защитных механизмов психики. В этом случае энергия нежелательных, травмирующих или негативных переживаний перенаправляется на достижение социально одобряемых конструктивных целей. Его часто используют люди творческих профессий, в том числе знаменитые. Песни о неразделенной любви или книги о темных периодах жизни нередко становятся плодами сублимации. Именно это делает их доступными для понимания - и в конечном итоге популярными.

Тем не менее сублимация может быть не только литературной или «изобразительной». Садистские желания могут сублимироваться в ходе хирургической практики, а нежелательное (например, с точки зрения религии) сексуальное влечение - в создание гениальных произведений архитектуры (как это было в случае Антонио Гауди, который вел крайне аскетичный образ жизни). Сублимация также может быть частью психотерапевтического процесса, когда клиент выплескивает свои внутренние конфликты через творчество: создает тексты, картины, сценарии и другие произведения, позволяющие привести личность в равновесие.

Регрессия: возвращение в детство

Механизм регрессии позволяет приспособиться к травмирующей ситуации конфликта, тревоги или давления за счет возвращения к привычным с детства практикам поведения: крику, плачу, капризам, эмоциональным просьбам и др. Это происходит, поскольку мы, как правило, рано усваиваем, что именно они гарантируют поддержку и безопасность. Демонстрация беззащитности, болезненности, ущербности очень часто приносит психологические «дивиденды» - ведь люди, как и другие живые существа, на нейрофизиологическом уровне склонны защищать слабых и маленьких - то есть потомство, и не только свое собственное.

Регрессия позволяет сбросить с себя бремя ответственности за происходящее: ведь в детстве вместо нас за многое отвечают родители. Этот защитный механизм можно назвать весьма эффективным и достаточно беспроблемным. Трудности возникают, когда он работает слишком долго. Злоупотребление регрессией приводит к появлению психосоматических заболеваний, ипохондрии, отсутствию успешной жизненной стратегии, разрушению отношений с окружающими людьми.

Рационализация: объяснения для всего

Рационализация - это способность тщательно отбирать подходящие разумные причины возникновения негативной ситуации. Цель здесь - самоубеждение в том, что мы не виноваты, что мы достаточно хороши или значимы и проблема не в нас. Человек, который получил отказ на собеседовании, может убеждать себя и окружающих в том, что ему не нужна была такая работа или компания оказалась слишком «скучной», - тогда как в действительности он испытал сильнейшее сожаление. «Не очень-то и хотелось», - классическая для рационализации фраза.

Пассивное поведение может быть рационализировано осторожностью, агрессивное - самозащитой, а равнодушное - стремлением дать окружающим больше самостоятельности. Главный результат работы этого механизма - мнимое восстановление равновесия между желаемым и реальным положением вещей и степени самоуважения. Тем не менее рационализация часто не полностью снимает негативные эффекты травмирующей ситуации, так что она еще долго продолжает причинять боль.

Интеллектуализация: теоретические чувства

Интеллектуализация позволяет нам нейтрализовать гнев, горе или боль за счет перенаправления внимания на совершенно постороннюю область. Человек, которого недавно бросила супруга, может все свободное время отдавать изучению истории Древнего Рима, - и это позволит ему «не так много думать» о потере. Этот механизм психологической защиты основан на стремлении абстрагироваться от чувств и интеллектуализировать их, превратив в теоретические понятия.

Поведение интеллектуализирующего человека часто воспринимается как взрослое и зрелое, и это делает такую форму защиты социально привлекательной. У нее есть и другой плюс: интеллектуализация позволяет снизить зависимость от собственных эмоций и «очистить» от них поведение. Тем не менее длительное применение этого механизма чревато разрушением эмоциональных связей с окружающим миром, снижением способности к взаимопониманию и обсуждению чувств с другими людьми.

Реактивное образование: драка вместо объятий

Реактивное образование - это своего рода поведенческая магия. Такая стратегия защиты позволяет превращать негативное в положительное - и наоборот. Мы часто сталкиваемся с ее эффектами, безобидными и не очень. Мальчики дергают за косы девочек, которые им нравятся; люди старшего поколения с осуждением говорят о распущенности юнцов и стремятся унизить их, тогда как в действительности открытая одежда и провокационный стиль вызывает у них влечение. Реактивное образование часто выдает его неадекватность ситуации и периодические «прорывы» истинного чувства сквозь маску.

Гомофобия, антисемитизм и другие формы неприятия социальных и национальных групп также иногда становятся следствием реактивного образования. В таком случае с помощью механизма защиты нейтрализуется собственное влечение или собственная связь с национальной группой, которая по какой-то причине рассматривается как неприемлемая. Такое применение защитного механизма наносит вред другим людям, но при этом никак не устраняет внутренний конфликт у человека, который применяет его, и не повышает уровень его осознанности.

Замещение: перенос гнева

Замещение позволяет перенести нежелательные чувства (в особенности гнев и раздражение) с одного объекта на другой с целью самозащиты. Человек, на которого накричал шеф, может ничего ему не ответить, но накричать вечером на своего ребенка дома. Ему необходимо выместить возникший гнев, однако делать это в общении с начальником опасно, а вот ребенок вряд ли может дать достойный отпор.

Объектом замещения может стать и случайный объект. В таком случае следствием работы этого механизма защиты становятся, к примеру, хамство в транспорте или грубость на рабочем месте. Порванный в гневе незаконченный рисунок - это тоже форма замещения, впрочем, намного более безобидная.

Фантазии: дивный новый мир

Фантазии позволяют временно улучшить эмоциональное состояние за счет работы воображения. Мечты, чтение, компьютерные игры и даже просмотр порно дают нам возможность перенестись из сложной ситуации туда, где нам будет комфортнее. С точки зрения психоанализа, возникновение фантазий обусловлено стремлением к исполнению, удовлетворению и осуществлению желаний, которые пока не получается удовлетворить в реальном мире.

Фантазии амортизируют страдания и способствуют успокоению личности. Тем не менее психика не всегда способна до конца распознать, где заканчивается реальность и начинается воображаемый мир. В эпоху развития информационных технологий человек может вступить в отношения с медиаобразом, мечтая о любимой актрисе или взаимодействуя с понравившимся персонажем компьютерной игры. Разрушение таких отношений из-за неудачного контакта с реальным наполнением образа или неприятных ситуаций будет переживаться как реальная потеря и принесет эмоциональную боль. Фантазии также могут отвлекать человека от реального мира. В то же время они часто становятся плодотворной почвой для творчества и ложатся в основу удачных произведений, принося положительные плоды и в реальности.

Избавляться от негативных установок, взглянуть на себя и окружающий мир более реалистично не так просто, ведь осознание многих вещей может вам не понравиться. Все мы заем, как бывает трудно признать горькую правду. Горькой правдой для многих может стать даже осознание того, что они могут в чем-то ошибаться. Труднее всего воспринимается информация, которая ставит под сомнение мировоззрение человека. Материалы раздела «Понять природу человека» как раз относятся к литературе такого рода.

Здесь я пытаюсь внушить вам установку, что вы в ответе абсолютно за все, что происходит в вашей жизни. Это сложно принять, если в вас с детства вкладывали идеи, что ваша судьба зависит от внешних обстоятельств. Для того, чтобы повзрослеть придется пересматривать очень многие свои убеждения. На этом пути у вас возникнут препятствия, обусловленные некоторыми особенностями психики.

Эволюционно в психике сложились определенные механизмы психологической защиты, которые, несомненно, полезны для человека. Они нужны, чтобы сохранять стабильность психического состояния, помогают быть в равновесии с самим собой. Но также часто они работают против нас. Например, в нашем случае эти механизмы будут препятствовать выходу из блаженного состояния ничегонеделания и безответственности за свою жизнь. Быть ребенком и ни за что не отвечать – это энергоэкономная позиция, а состояние взрослости – энергозатратная и предполагает столкновение с трудностями и борьбу за свои интересы. Все силы вашего надсмотрщика будут препятствовать утрате этой психологически выгодной позиции. Давайте рассмотрим, как механизмы будут препятствовать осознанию ваших проблем. Я считаю важным описать эти механизмы, так как они обуславливают вашу реакцию на прочитанное. Итак, переходим к механизмам психологической защиты.

Первый механизм. Отрицание - это стремление избежать новой информации, несовместимой со сложившимися представлениями о себе. Защита проявляется в игнорировании потенциально тревожной информации, уклонении от нее. Это как бы барьер, расположенный прямо на входе воспринимающей системы. Он не допускает туда нежелательную информацию, которая при этом необратимо теряется для человека и не может быть восстановлена. Отрицание характеризуется тем, что внимание блокируется на стадии восприятия. Это значит, что до вашего сознания мысль просто не доходит.

При отрицании переориентируется внимание. Его направление изменяется так, что человек становится особо невнимательным к сферам жизни и гранями событий, которые чреваты для него неприятностями, могут его травмировать. Тем самым он заранее отгораживается от них. Под влиянием отрицания мы стараемся о чем-то не думать, не замечать что-либо. Когда в чем-то нельзя признаться самому себе, то наилучшим выходом остается по возможности не заглядывать в этот страшный и темный угол. Таким образом, действует страх перед неудачей, когда человек стремиться избегать положений, грозящих, по его мнению, поражением.

Например, у вас есть естественное желание завязывать новые знакомства с девушками, но вы не чувствуете интереса к новым людям. Вам как будто хорошо с самим собой, и вы считаете, что новые знакомства принесут только хлопоты.

Другой яркий пример. Утверждение «Я верю», означает особое состояние психики, когда вы не воспринимаете любую информацию, которая входит в конфликт с предметом вашей веры. Это может касаться любой веры – религиозной и веры в обыденные вещи. Например, вы можете верить, что девушки обращают внимание, только на парней с красивой внешностью или клюют только на тех, у кого есть деньги. Или вы можете верить, что все женщины «проститутки». Вы будете игнорировать любую информацию и факты, которые идут в разрез с этими представлениями. Таким образом, вы обращает внимание только на те детали, которые подтверждают вашу веру. Ваша вера для вас лично будет постоянно подтверждаться.

Второй механизм. Подавление – это бессознательное стремление забыть неприятную информацию или воспоминание. Что-то неприятное с вами уже произошло, а значит, вы знаете и помните об этом, но с этим знанием вам трудно жить. Тогда это воспоминание вытесняется из вашей памяти. Вам, могут напоминать об этом свидетели, но вы ощущаете, что этого не было, считаете, что это какая-то ошибка. Чаще всего подавляется переживание сексуальных побуждений, страха, собственной слабости, агрессивных намерений против родителей.

Когда вы хотите убрать из памяти мысль о том, что не можете свободно подойти к девушке и познакомиться, вы как бы говорите себе: «Не очень то и хотелось. Есть вещи, важнее».

Третий механизм. Рационализация – это защита, которая использует в вашем мышлении только ту часть информации, благодаря которой ваше поведение и реакция предстает перед вами как хорошо контролируемое и полностью соответствующее сложившимся обстоятельствам. Тяжелая для вас часть информации о ситуации удаляется из памяти. Этот механизм нужен, чтобы создать гармонию между желаемым и реальным положением дел, и тем самым сохранить самоуважение.

Это один из самых часто применяемых механизмов защиты. Вы все время что-то пытаетесь себе объяснить. В ситуации знакомства с девушкой вы объясняете свое бездействие неподходящими условиями для того, чтобы подойти: «неудобный момент для знакомства», «я хотел, но не успел», «у нее наверняка уже кто-то есть, поэтому не стоит», «в метро неудобно знакомиться», «я сегодня плохо выгляжу» и т.д. Возможности фантазии, чтобы рационально оправдать свое бездействие – безграничны.

Часто человек, подавленный страхом потерпеть неудачу в общении, защищаясь, заявляет, что другие люди ему и вовсе не нужны. Человек полностью уверен в своей искренности. Но субъективная убежденность в собственно откровенности перед собой никогда не служит критерием истинности. Мы слишком хорошо умеем обманывать себя. Другие примеры «рационализации» читайте по .

Четвертый механизм. Вытеснение. Этот механизм проявляется в избегании внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания не информации о случившемся в целом, а только истинного, но неприемлемого мотива своего поведения. Условием вытеснения выступает результат сравнения новой информации с идеалом своего «Я». Исключения мотивов переживания из сознания также приводит к его забыванию.

В примере со знакомствами, вы осознаете, что интерес к женщине есть, но какой интерес – вы себе не признаётесь. Вы будете объяснять свое внимание тем, что вас заинтересовало все, что угодно, кроме желания сблизиться. Чаще вы защищаетесь таким образом, если вы уже женаты или находитесь в отношениях.

Также типично вытеснение тягостных сведений связанных со страхом смерти. Так, врач-рентгенолог заболела раком легкого. От нее долго прятали снимки, но потом она их нашла и, будучи специалистом по рентгенодиагностике с двадцатилетним стажем, воскликнула: «Ну зачем же вы их от меня прятали? Явная картина пневмосклероза!

Вытеснение может быть неполным. Когда вытеснение неполное, то обычно неприятное воспоминание сохраняется и проникает в сознание в трансформированном виде, как чувство немотивированной тревоги.

Пятый механизм. Проекция – вид психологической защиты, связанный с бессознательным переносом неприемлемых собственных чувств, желаний и стремлений на других. Она может быть понята как неосознаваемое отвержение собственных неприятных мыслей, установок или желаний и приписывания их другим людям с целью перекладывания ответственности за то, что происходит внутри «Я» на окружающий мир.

При «проекции» человек начинает обвинять других в том, что они раздражены, в то время как испытывает раздражение сами, заявляет, что его не любят, хотя в действительности разлюбил сам, упрекает других в своих ошибках. Проекция освобождает человека от тревоги обнаружения негативных качеств у себя. При обнаружении этих нежелательных качеств у других ослабевает чувство вины, и это приносит облегчение. Побочные продукты проекции – ирония, сарказм, враждебность.

Шестой механизм. Идентификация – разновидность проекции, связанная с неосознаваемым отождествлением себя с другим человеком, переносом на себя его чувств и качеств. Это возвышение себя до другого, более успешного человека. Фрейд рассматривал идентификацию как самоотождествление человека со значимой личностью, по образцу которой он сознательно или подсознательно старается действовать.

Механизм идентификации может приводить к тому, что человек отвергает качества, которые принадлежат ему самому и присваивает качества, которые принадлежат другому человеку – герою. Как исключительная зацикленность человека на себе, так и полное уподобление другому, означает прекращение развития собственной индивидуальности.

Идентификация развивается в играх. Идентифицируются с теми, кто вызывает уважение, кого любят. Поэтому, обычно, обижаются на тех, кого любят, так как свое отношение приписывают ему и ожидают того же. Разрыв ожидания сопровождается сильным разочарованием.

Пример идентификации вы ощущаете, когда играете в компьютерную игру или болеете за футбольную команду. В эти моменты вы переживаете себя как героя, на которого вы смотрите в телевизоре или которым управляете в игре. Вы ощущаете, как будто это вы убили врага или забили гол и тем самым получаете удовольствие. Это форма бегства от реальности также используется как психологическая защита от чувства неполноценности и неспособности к активным действиям в реальном мире. Вы убегаете в виртуальный мир, где вы можете все.

Седьмой механизм. Отчуждение – это психологическая защита связана с изоляцией, обособлением внутри сознания особых зон, связанных с травмирующими факторами. Возникают как бы отдельные обособленные сознания, каждое из которых может обладать своими собственными восприятием, памятью, установками. При этой защите некоторые совокупности событий воспринимаются по отдельности, а связи между ними не замечается, а поэтому не анализируется. Отчуждение осуществляет защиту личности путём отстранения «Я» от той части личности, которая провоцирует непереносимые переживания.

Таким образом психика расщепляется на части, взаимно исключающие друг друга. Но каждая вполне организована внутри себя и имеет свою логику. Каждая представлена множеством проблем, форм внимания к миру и себе, к своему прошлому. Если в данный момент человек воспринимает себя одной из них, то другая может восприниматься как чужая, опасная. Причем суть опасности состоит в возможном захвате власти над поведением. Крайними проявлениями отчуждения могут явиться состояния деперсонализации, дерелализации, галлюцинирования и бреда.

Для иллюстрации крайней формы проявления этой защиты отлично подходит фильм с Джимом Керри «Я, снова я и Ирэн», где в герое борются две личности: «плохая», но смелая и решительная, и «хорошая», но слабая и безвольная.

Другой пример из жизни, когда этот механизм играет положительную роль и выступает как внутреннее обезболивающее, дающее возможность отгородиться от душераздирающих физических и психических страданий. Неоднократно отмечено, что в момент пыток, ощущения сильной боли у человека возникает чувство некоторого удаления, отстранения от себя вместе с этой болью: это происходит с моим телом, но не со мной.

Возникновение механизма отчуждения связано с осознанием человеком своей греховности. Если человек, относясь к себе в целом положительно, допускает в сознание представление о своем несовершенстве, о недостатках, проявляющихся в конкретных действиях, то он становится на путь их преодоления. Он может изменить свои поступки и свою жизнь. Если же информация о несоответствии желаемого поведения, и реальных поступков в сознание не допускается, то происходит конфликт и включаются механизмы психологической защиты. Конфликт не преодолевается, т. е. человек не может встать на путь самоусовершенствования.

Восьмой механизм. Замещение. Это вид психологической защиты от нестерпимой ситуации путем переноса реакции с «недоступного» объекта на другой – «доступный» или замены неприемлемого действия – на приемлемое. За счет такого переноса происходит разрядка напряжения, созданного неудовлетворенной потребностью. Разумеется, замена должна быть достаточно близкой к первично желаемому. Механизм замещения оказывается эффективным тогда, когда замещающая реакция, хотя бы отчасти, разрешает проблемы недостижимой. Итак, существо защиты по типу замещения связано с переадресацией реакции.

Если желаемый путь реагирования оказывается закрытым, то нечто, связанное с исполнением нашего желания, ищет другой выход. Тогда можно наблюдать специфические реакции разрядки: «плюнуть с досады», « топнуть ногой», «ударить кулаком по столу»… Так же эффективно смещение агрессии на козла отпущения. Это тот случай, когда мужчина приходит с работы и злость на начальника вымещает на детях или жене.

Частичное замещение может проявляться в обращении к новым ценностям. Нередки мужчины, испытывающие к своей автомашине большую нежность, чем к женщине. Такой владелец машины гордиться ею, ухаживает, моет, дает ласковое имя, внимательно следит за ее состоянием и тревожится при малейших признаках нарушений. Это его объект любви. Жизнь без машины представляется для подобных владельцев невыносимей, чем жизнь без женщины.

Замещение эффективно, если с его помощью удалось, хотя бы частично достичь исходной цели. Например, при невозможности побить обидчика возникает стремление оскорбить его. Характерна также инверсия, когда, несмотря на приложенные усилия, достичь желаемого не удалось или не получен вожделенный результат. Человек, стремясь хоть как-то разрядить накопившееся напряжение, начинает исступленно ругать то, к чему он только что страстно стремился. Другой распространенный способ замещения наблюдается, когда, исчерпав аргументацию в споре, человек приходит в ярость и срывается на крик.

Если невозможно не только побить или обругать обидчика, но даже как-либо обнаружить свое негативное отношение к нему, то напряжение разряжается заменой мишени: человек направляет свою агрессию на другого человека или предмет. При прочих равных условиях замещение одного действия другим эффективнее, чем замещение действия словом. Тем не менее, стандартной формой замещения грубой силы, нацеленной на наказание или оскорбление действием, служат брань и словесные оскорбления. Они используются как предохранительные клапаны для выхода переполняющих человека чувств, предотвращая физическое воздействие.

Замещение может реализоваться не только переходом на другой объект или к другому действию, например, брани, но и переводом их в иной план – из реального мира в мир утешительных фантазий. Всякий раз, когда действительность разочаровывает нас или угрожает нам, мы пытаемся вернуться в страну грёз, где можно достичь того, чего, как думает человек, он не может добиться в реальной жизни. В этой стране, где фантазии замещают реальность, преодолевается горечь страданий и ощущение неполноценности. В фантазии любая мечта – свершившийся факт: ничто не мешает нам там быть де угодно и кем угодно.

Если стоящая перед человеком задача слишком трудна и он не может сохранять поведение, пристойное для взрослого, он заменяет его низшими, детскими формами – эгоистическими и безответственными, когда допустимы и капризы, и истерики. Известный психолог Жане обратил внимание на то, что человек откатывается к ранним, низшим формам поведения, когда не выдерживает напряжения, которого от него требуют высшие, взрослые формы поведения.

Мы рассмотрели восемь механизмов психологической защиты. Само знание, что они существуют, поможет вам более реалистично смотреть на себя и замечать их проявления у окружающих. К сожалению, у себя их разглядеть значительно труднее, так как они формируются бессознательно. Ведь это в первую защита вашего собственного сознания. Только другие, разбирающиеся в теме, могут указать на них. Но если регулярно заниматься рационализацией своих поступков и мыслей, то многие из них можно поставить под свой контроль. Как было описано выше это важное и необходимое условие для того, чтобы начать самосовершенствование.

Есть еще одна деталь. Вы наверняка помните особое состояние, когда все эти защиты слетают и вам «море по колено» – состояние алкогольного опьянения. Действительно алкоголь снижает действие критических центров мозга и действие защит, и вы некоторое время чувствуете себя уверенно, и не боитесь, что о вас подумают окружающие. Побочный эффект проявляется в том, что и способность рационально мыслить снижается и выглядите вы неадекватно. Ваши действия не направлены на нужные цели и превращаются в бессмысленную разрядку напряжения. А после прекращения действия алкоголя, все страхи и комплексы бьют по отравленному организму с удвоенной силой. Возникает сильное чувство вины и осознание своей беспомощности что-то сделать без наркотических веществ.

Если заниматься изучением себя, рационализацией, и делать определенные техники, то состояния «Я все могу» можно добиться и в трезвом виде. Этому мы будем учиться далее.

Важно также понимать, что работа защит не проходит бесследно для вашего состояния. Сомнение и страхи, порождают непрерывную внутреннюю борьбу и отнимают очень много энергии, в результате чего вы часто чувствуете себя истощенным. Если научиться преодолевать эти защиты, высвободиться большое количество свободной энергии, которая и пойдет на активное достижение своих целей.

Представление о механизмах психологической защиты сформировалось в рамках психоаналитического направления в психологии. Психологическую защиту составляет ряд специфических приемов переработки переживаний, нейтрализующих патогенное влияние, которое эти переживания могут оказывать. Представление о психологической защите было введено Фрейдом и разрабатывалось его дочерью А. Фрейд. Наиболее распространено определение Ташлыкова: защитные механизмы - это «адаптивные механизмы, направленные на редукцию патогенного эмоционального напряжения, предохраняя от болезненных чувств и воспоминаний и дальнейшего развития психологических и физиологических нарушений». Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: 1) они, как правило, бессознательны, 2) они искажают, отрицают или фальсифицируют реальность. Механизмы психологической защиты различаются по степени зрелости. Наиболее инфантильными, незрелыми механизмами считают вытеснение и отрицание - они характерны для маленьких детей, а также для самого социально незрелого типа личности - истероидного. Подростковому возрасту более свойственны механизмы, занимающие промежуточное положение по степени зрелости: идентификация и изоляция. К наиболее зрелым защитным механизмам относятся сублимация, рационализация, интеллектуализация. Чаще описывают следующие механизмы психологической защиты.

1. Вытеснение. Механизм вытеснения был описан еще Фрейдом, который считал его центральным в формировании невротических расстройств. Вытеснение - это механизм психологической защиты, посредством которого неприемлемые для личности импульсы (желания, мысли, чувства), вызывающие тревогу, становятся бессознательными. Вытесненные (подавленные) импульсы, не находя разрешения в поведении, тем не менее, сохраняют свои эмоциональные и психовегетативные компоненты. При вытеснении содержательная сторона психотравмирующей ситуации не осознается, а вызванное ею эмоциональное напряжение воспринимается как немотивированная тревога.

2. Отрицание - механизм психологической защиты, который заключается в отрицании, неосознавании (отсутствии восприятия) какого-либо психотравмирующего обстоятельства. Как процесс, направленный вовне, «отрицание» часто противопоставляется «вытеснению» как психологической защите против внутренних, инстинктивных требований и побуждений. В качестве механизма психологической защиты отрицание реализуется при любых внешних конфликтах и характеризуется выраженным искажением восприятия действительности, когда индивид не воспринимает информацию, противоречащую его основным установкам, представлению о мире и самом себе.

3. Реактивные образования. Этот вид психологической защиты нередко отождествляется с гиперкомпенсацией. К реактивным образованиям относится замена «Эго» - неприемлемых тенденций на прямо противоположные. Например, преувеличенная любовь ребенка к одному из родителей может быть преобразованием социально недопустимого чувства ненависти к нему. Жалость или заботливость могут рассматриваться как реактивные образования по отношению к бессознательной черствости, жестокости или эмоционального безразличия.

4. Регрессия - возврат на более раннюю стадию развития или к более примитивным формам поведения, мышления. Например, истерические реакции типа рвоты, сосания пальцев, детского лепета, излишняя сентиментальность, предпочтение «романтической любви» и игнорирование сексуальных отношений у взрослого человека идут в ход, когда «Эго» не в состоянии принять реальность такой, какая она есть. Регрессия, как и реактивные образования, характеризует инфантильную и невротическую личность.

5. Изоляция - отделение аффекта от интеллектуальных функций. Неприятные эмоции блокируются таким образом, что связь между определенным событием и его эмоциональным переживанием в сознании не выступает. По своей феноменологии этот механизм психологической защиты напоминает синдром отчуждения в психиатрии, для которого характерно переживание утраты эмоциональной связи с другими людьми.

6. Идентификация - защита от угрожающего объекта путем отождествления себя с ним. Так, маленький мальчик бессознательно старается походить на отца, которого боится, и тем самым заслужить его любовь и уважение. Благодаря механизму идентификации достигается также символическое обладание недостижимым, но желаемым объектом. Идентификация может происходить практически с любым объектом - другим человеком, животным, неодушевленным предметом, идеей и пр.

7. Проекция. В основе механизма проекции лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписываются другим людям. Агрессивный человек склонен, оценивая самого себя как личность сенситивную, ранимую и чувствительную, приписывать окружающим агрессивные черты, проецируя на них ответственность за социально неодобряемые агрессивные тенденции. Хорошо известны примеры ханжества, когда индивид постоянно приписывает другим собственные аморальные стремления.

8. Замещение (смещение). Действие этого защитного механизма проявляется в своеобразной «разрядке» подавленных эмоций, обычно враждебности и гнева, направленных на более слабых, беззащитных (животных, детей, подчиненных). При этом субъектом могут совершаться неожиданные, в ряде случаев бессмысленные действия, которые разрешают внутреннее напряжение.

9. Рационализация - псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения. Наиболее яркие проявления механизма рационализации получили название «кислый виноград» и «сладкий лимон». Защита по типу «кислого винограда» заключается в обесценивании недостижимого, снижении ценности того, что субъект получить не может. Защита по типу «сладкого лимона» имеет своей целью не столько дискредитацию недосягаемого объекта, сколько преувеличение ценности того, чем человек реально обладает. Механизмы рационализации наиболее часто используются в ситуациях потери, защищая от депрессивных переживаний.

10. Сублимация - психологическая защита посредством десексуализации первоначальных импульсов и преобразования их в социально приемлемые формы активности. Агрессивность может сублимироваться в спорте, эротизм - в дружбе, эксгибиционизм - в привычке носить яркую броскую одежду.

Для сохранения самоуважения, а также для устранения внутреннего дискомфорта и переживаний, угрожающих «Я-образу», существует особая регулятивная система, которая функционирует на уровне . Это — механизмы психической защиты. Они имеют две характеристики: 1) действуют на бессознательном уровне и поэтому являются средствами самообмана; 2) отрицают или искажают реальность, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.

К защитным механизмам личности относятся: вытеснение, проекция, идентификация, отрицание, рационализация, реактивное образование, регрессия, замещение, изоляция, сублимация. Человек преимущественно применяет не один, а различные защитные механизмы.

Вытеснение.

Одним из главных и первичных механизмов является вытеснение, которое заключается в отбрасывании неприятных для нас событий, мыслей, переживаний. В результате человек перестает осознавать внутренние конфликты, а также не помнит травматических событий прошлого. Чаще вытесняется то, что он причинил другим или себе, то, что сделали другие, он может помнить хорошо. Вытесненные импульсы, однако, не теряют своей активности в бессознательной сфере и предстают в виде сновидений, шуток, оговорок и т.п.

Проекция.

По своей значимости следующим механизмом является проекция – приписывание собственных социально нежелательных чувств, желаний, стремлений другим. Вина за свои недостатки или неудачи возлагается на кого-то или на что-то. Проекция объясняет возникновение различных социальных стереотипов и установок.

Идентификация.

Идентификация — это приписывание себе черт других людей. В этом случае понятно, что приписываются только положительные качества.

В случае возражения человек отказывается признавать, что произошла неприятная или конфликтная ситуация. Часто возражение связано с «бегством» в фантазии. Например, студент, услышав, что он не сдал зачета, считает, что профессор ошибся и спутал его с кем-то другим. Этот механизм характерен для маленьких детей и людей старшего возраста со сниженным интеллектом.

Рационализация.

Рационализация — это логическое объяснение человеком таких поступков и желаний, которые осуждает общество. Этот механизм построен или на ошибочной аргументации, или на попытке обесценивания недоступного объекта. Например, если девушка не отвечает парню взаимностью, он начинает себя убеждать, что она совсем несимпатичная, к тому же не интересна в общении.

Реактивное образование.

Реактивное образование становится механизмом психической защиты, когда человек демонстрирует действия, противоположные его подлинным переживаниям. Сначала неприемлемый импульс подавляется, а дальше проявляется совершенно противоположный. Например, человек, который распространяет слухи, может всем говорить, как он не любит, когда кто-то их распространяет.

Регрессия.

При регрессии человек возвращается к более ранним формам поведения. Взрослый начинает себя вести как молодой человек, молодой человек — как ребенок. Преимущественно человек возвращается к тому возрасту, когда она чувствовала себя безопаснее. Например, взрослый человек может нахмуриться и не разговаривать или отказаться есть.

Замещение.

Замещение является переносом действий с недоступного объекта на доступный. Например, студент, который поконфликтовал с преподавателем, переносит свое раздражение на однокурсников или родителей. Замещение часто выражается в повышенной раздражительности человека: незначительные провокации со стороны родителей вызывают вспышки гнева «потерпевшего». Иногда замещение направлено против самого себя, и человек чувствует себя подавленным, осуждает каждый свой поступок.

Изоляция.

Изоляция — это блокирование неприятных воспоминаний, переживаний, их недопущение к полному осознанию. Например, студент запрещает сам себе думать о том, как на прошлой сессии «завалил» экзамен. Этот механизм может со временем вызвать раздвоение личности, наличие у человека двух «Я».

Сублимация.

При сублимации психотравмирующая ситуация меняется настолько, что ее можно выразить через социально принятые мысли и действия. Психическая энергия направляется в другое русло: искусство, науку, общественную деятельность и т.п. По мнению 3. Фрейда, сублимация является основным толчком для больших достижений в науке, технике, культуре. Например, человек, который переживает большое личное горе, начинает писать стихи или конструирует новый прибор. Этот механизм рассматривают как единую конструктивную стратегию поведения в ситуации психологического дискомфорта.

Каждый раз, когда начинают действовать защитные механизмы, индивидуум использует психическую энергию, в результате чего ограничивается гибкость и сила «Я» человека. Действие защитных механизмов является доказательством слабости личности, того, что он с чем-то не справился. Чрезмерное их использование нежелательно для человека.

Защитные механизмы психики – это психологические стратегии, бессознательно используемые человеком с целью защитить себя от тревоги, возникающей из-за непереносимых мыслей и чувств. Человек также неизбежно прибегает к защитным механизмам в попытке избавиться от чувства страха или вины. Защитные механизмы, как правило, не поддаются сознательному контролю, они вполне естественны и нормальны. Однако если они задействованы слишком часто, у человека развивается невроз, который может выглядеть как тревожность, фобии, навязчивые состояния или гистрионное (истерическое) расстройство.

Термин «механизм психологической защиты» был введен Зигмундом Фрейдом, который выделил и описал основные защитные механизмы. Его дочь Анна дополнила этот список еще десятью механизмами. Далее данный список расширялся другими психоаналитиками.

Рассмотрим основные защитные механизмы:

Идентификация с агрессором

Если человек боится кого-то, он может преодолеть этот страх, став похожим на того, кто представляется ему агрессором.

Одним из ярких примеров данного механизма является так называемый Стокгольмский синдром, благодаря которому жертвы идентифицируют себя с преследователями. Так, Патрисия Херст, похищенная в 1974 году американской леворадикальной террористической группировкой и перенесшая физическое, психологическое и сексуальное насилие, примкнула к группе бандитов и добровольно совершила вместе с ними ограбление. Патрисию оправдали на суде, так как она была жертвой, страдающей от Стокгольмского синдрома.

Вытеснение

Первый защитный механизм, описанный Фрейдом. Представляет собой непроизвольное вытеснение нежелательных воспоминаний, мыслей и чувств в бессознательное. Таким образом, происходит защита от непереносимого чувства тревоги, вины или стыда. Данная стратегия не является удачной в долгосрочной перспективе, так как вытесненные в бессознательное чувства все равно будут провоцировать тревогу.

Проекция

Представляет собой приписывание своих мыслей, чувств и мотивов другим людям. Как правило, на других проецируются социально неодобряемые мысли и поступки, например агрессивные или сексуальные фантазии. Человек может ненавидеть кого-то, но считать ненависть недопустимым чувством. Чтобы справиться с чувством вины по поводу ненависти, он может убедить себя в том, что тот, кого он ненавидит, тоже ненавидит его. Расхожая фраза «Все так делают» в оправдание своего нелицеприятного поступка – еще один пример проекции.

Вымещение

Вымещение является перенаправлением импульса (как правило, агрессии) на беззащитную цель, которая служит символической заменой (это может быть человек или предмет). Например, человек чувствует себя некомфортно, имея сексуальное желание, направленное на другого человека, и направляет это желание на какой-либо предмет (фетишизм). Человек, подвергающийся нападкам со стороны вышестоящего руководства, может приходить домой и бить собаку или члена своей семьи.

Сублимация

Сублимация похожа на вымещение, однако в случае сублимации эмоции перенаправляются в конструктивное, а не в деструктивное русло, например, в творчество.

Творения многих великих музыкантов и художников являются примерами сублимации. Спорт – еще один хороший способ направить свои эмоции (например, агрессию) в конструктивную деятельность. По мнению Фрейда, сублимация является основой цивилизованной жизни, а наука и искусство представляют собой сублимированную сексуальность.

Отрицание

На сознательном уровне человек отвергает события, мысли и чувства, которые не может принять. Этот механизм является весьма примитивным и опасным, так как отрицание реальности не может длиться вечно. Отрицание может действовать само по себе или в комбинации с другими защитными механизмами, которые, как правило, проявляются в более слабой форме и поддерживают отрицание.

Пример отрицания: курильщик, который отказывается признавать, что курение вредит его здоровью. При этом он может прибегать к рационализации, убеждая себя в том, что загрязненная экология наносит ему больший вред, чем его собственное действие – курение.

Регрессия

Представляет собой возвращение на одну из предыдущих стадий психологического развития под влиянием стресса. Когда человек напуган или обижен, он часто начинает вести себя как ребенок.

Ребенок, попав в стрессовую ситуацию, например, оказавшись в больнице, может снова начать сосать палец или писаться в постель. Подростки начинают глупо смеяться, общаясь с лицами противоположного пола.

Рационализация

Рационализация – это когнитивное искажение фактов с целью сделать событие или импульс менее угрожающим. Человек часто прибегает к этой стратегии как на сознательном, так и на бессознательном уровне, когда пытается придумать себе оправдания.

Для многих людей отговорки и оправдания настолько естественны и бессознательны, что они не осознают, когда и зачем они их используют. Другими словами, они готовы верить своей собственной лжи.

Реактивное формирование

Заключается в попытке человека вести себя таким образом, который является противоположностью тому, что он действительно думает или чувствует. Как правило, человек при этом не понимает своих истинных мотивов. При реактивном формировании сознательные чувства прямо противоположны бессознательным: любовь – ненависть, стыд – отвращение, потребность выглядеть и вести себя пристойно – сексуальность. Данный механизм психологической защиты, как правило, сопровождается действиями напоказ и компульсивным поведением. Примером реактивного формирования является латентный гомосексуализм, когда мужчина открыто осуждает гомосексуалистов, а на самом деле защищается от собственных бессознательных чувств к мужчинам. Жесткое гомофобное поведение призвано убедить окружающих и самого себя в своей гетеросексуальности. Другие примеры: заботливая дочь, которая пытается во всем угодить своей матери, а на самом деле испытывает к ней негативные чувства из-за несчастливого детства; скупой человек, пытающийся доказать свою щедрость и т.д.

Подготовлено по материалам: Freud, A. (1937). The Ego and the mechanisms of defense, London: Hogarth Press and Institute of Psycho-Analysis.

Freud, S. (1894). The neuro-psychoses of defence. SE, 3: 41-61.

Freud, S. (1896). Further remarks on the neuro-psychoses of defence. SE, 3: 157-185.

Freud, S. (1933). New introductory lectures on psychoanalysis. London: Hogarth Press and Institute of Psycho-Analysis. Pp. xi + 240.

Перевод: Елисеева Маргарита Игоревна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Ключевые слова: психика, психология, защитные механизмы, механизмы психологической защиты

Доступно для скачивания:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: