Рассказ хвостик астафьев читать. Сборник идеальных эссе по обществознанию. Вступительное слово учителя

Вступление

Известный поэт, Василий Федоров, в одном из своих стихотворений призывал ввести непогрешимый культ «природы». Зачем? Дело в том, что связь между человеком и окружающим его миром сегодня разрывается. «Сильный мира сего» забыл простую истину: потеряв природу, люди постепенно теряют себя и свои нравственные устои.

Виктор Астафьев поднимает в данном тексте проблему отношения человека к природе.

Она крайне злободневная, так как в настоящее время постоянно слышатся голоса неравнодушных людей о приближающейся экологической катастрофе. Она грозит обмелением рек, исчезновением животных и растений, вырубке лесов, и в итоге грозит превращению планеты в безжизненную зону. Защитить матушку природу, понять, что нельзя ставить себя высшее ее обязан каждый из нас

Автор рассказывая о состоянии Овсянского острова, в тревогой пишет о том, что на нем «захудала» трава, «усохли» кустарники. Дачники, приезжающие сюда в выходные дни, кроме своих огородов, не видят оглохшей земли. Он убеждает нас, читателей, в необходимости осмыслить варварские поступки, причиняющие огромные вред природе.

Ваша позиция по проблеме

Я хорошо понимаю позицию писателя, разделяю его точку зрения и считаю, что нельзя глумиться над природой, которая нас кормит, поит, является нашим советчиком и другом. В отношениях людей с природой не должно быть диссонанса. Попробую это аргументировать.

Аргументы из литературы

С болью прочитала я повесть Ч. Атматова «Белый пароход». Орозкул, «большой хозяин большого леса» без малейшего сомнения грабит народное достояние - реликтовые леса. Убогость его внутреннего мира особенно хорошо видна, когда он легко, не о чем не задумываясь, убивает Рогатую мать олениху. С этим злом не может примириться безымянный мальчик, трепетно и сильно любящий Иссык-Куль, Караульскую гору, стеблистые ширалджины и, конечно же, оленей. Не желая мириться с браконьерами, он, искренний и добрый, убегает к реке, чтобы стать рыбой и не видеть больше никогда тех, кто так жесток и беспощаден к природе.

Не могу не вспомнить я и о бедах, причиненных природе, в повести Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Горе туристы поджигают огромный муравейный дом, бездушные временщики (Пожар) не щадят красивых лип и обдирают с них кору, убивают гордых лебедей, которых приобрел Егор Полушкин на деньги односельчан. В схватке с браконьерами Егор погибает, но остается жить его сын Колька, который на мой взгляд, обязательно продолжит начатое отцом дело, потому что он тоже любит природу, видит в ней гармонию.

Заключение

Таким образом, рассуждая над данной проблемой, я пришла к выводу, что сберечь природу обязательно нужно для будущего поколения. Пусть каждый из нас посмотрит вокруг себя и вдумается в нравственный смысл отношений человека и природы. Тревожно стучаться в мое сердце строчки из стихотворения Викулова:

Ты - Человек,

Ты- царь природы, так поскольку все в ней сущее подвластно тебе…

Развитие критического мышления учащихся при изучении рассказов

В.П. Астафьева из цикла «Затеси»

Слесаренко Тамара Геннадьевна, учитель русского языка и литературы школы №143 Советского района г.Красноярска

Шерстобитова Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ Лицея №10 Октябрьского района г.Красноярска

Современная литература богата различными именами, однако имя Виктора Петровича Астафьева особо дорого жителям Сибири. Каждое его произведение несет в себе глубинный смысл, рассказывает о загадочном сибирском характере, учит бережному отношению к природе. К сожалению, творчество данного писателя в школьной программе не изучается подробно, только несколько произведений предлагаются для изучения. Безусловно, творчество знаменитого сибирского писателя необходимо изучать в школе на уроках литературы, на уроках внеклассного чтения. Стиль В.В.Астафьева уникален и неповторим, в его произведениях много диалектных слов, характеризующих суровый быт сибиряков. Читать такие произведения нужно неторопливо, с остановками, проникая в сердце текста. Вдумчивому чтению художественных произведений способствует технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году, однако авторами являются американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания . В данной технологии можно выделить фазы:

    Первая – вызов, когда ставится задача активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу. На данном этапе при изучении произведений В.П. Астафьева рекомендуем использовать прием «Выглядит, как…», так как он способствует развитию творческих способностей.

    Вторая – стадия осмысления, на которой идет непосредственная работа с текстом. При работе с произведениями малых форм лучше всего использовать такой прием, как чтение с остановками. Он также способствует более осмысленному чтению художественного текста.

    Третья – рефлексия, т.е. размышление над информацией, ее творческое переосмысление, интерпретация.

«Метки к свету». Анализ рассказа «Хвостик» из книги

«Затеси» В.П. Астафьева (6 класс)

Анализируемое произведение заранее не объявляют учащимся, с его текстом они впервые знакомятся на уроке. Разделённый на шесть частей текст прочитывают и анализируют постепенно. Урок может быть проведён на завершающем этапе изучения творчества В. П. Астафьева.

Цель: создать условия для формирования активной жизненной позиции, формирования УУДов через систему анализа и моделирования по средствам специально организованной творчески-активной среды, инициирующей и развивающей детские личностные отношения и действия, формирующей читательский вкус, умение понимать и осмысливать текст; воспитывать милосердие, чувство жалости и уважения ко всему живому на земле.

Оборудование: отрывки текста миниатюры (раздают на каждую парту по ходу урока); портрет писателя; фотографии уголков природы, изуродованных деятельностью человека.

Охотник, рыбак, знаток трав и лесов, зверей

и птиц, он от природы наделен

наблюдательностью,

он переполнен любовью к многоцветному

миру.

Н. Н. Яновский

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ этап, мотивация.

II. СТАДИЯ ВЫЗОВА. Определение ТЕМЫ, постановка ЦЕЛИ УРОКА.

(Учитель демонстрирует портрет В. П. Астафьева и сборник «Затеси» .)

1. Слово учителя

- Сегодня мы продолжаем изучение произведений писателя и знакомимся с книгой, которая называется «Затеси». Попробуем объяснить смысл заглавия сборника В. П. Астафьева.

2. Справочное бюро

Комментарий. Заранее подготовленный ученик приводит сведения из «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля. Он сообщает, что слово «затесь» происходит от глагола «затесать» - «…зарубать или делать на деревьях затеси, метки, зарубки». Сам писатель пишет об этом так: «А затесь - сама по себе вещь древняя и всем ведома - это стёс, сделанный на дереве. Делали его первопроходцы и таёжники для того, чтобы белеющая на стволе мета была видна издалека, и ходили по тайге от меты к мете, часто здесь получалась тропа, затем и дорога, и где-то в конце возникало зимовье, заимка, затем село и город».

Учитель. Зарубки обычно делают для памяти. Для Астафьева затеси - это его воспоминания, размышления, которые он хотел донести до читателя. И это слово имеет для писателя не только прямое значение. Отдельные стихотворения, как «затеси», указывают дорогу к вечным, вневременным ценностям.

Какие затеси мог оставить писатель? (учитель фиксирует на доске ответы детей).

Сегодня мы прочитаем одну из миниатюр, которая называется «Хвостик».

Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим словом? (учащиеся называют слова. На доске и в тетрадях делают запись некоторых из них .)

Хвостик - маленький, хвост, зверёк, уменьшительно-ласкательное…

Предположите, какую зарубку для нашей памяти сделает писатель этим рассказом.

(Высказывают различные точки зрения .)

О чем мы сегодня будет говорить на уроке? (ученики ставят цель – понять, о каких «затесях» говорится в произведении).

III. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ. ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ.

1. Чтение первого отрывка

(Первый отрывок текста ученики читают про себя, затем слушают чтение учителя или подготовленного одноклассника .)

Смеётся, заливается, хохочет мальчик…

Как вы думаете, над чем смеётся мальчик? Запишите в тетрадь свои предположения. (Несколько человек озвучивают свои записи .)

2. Чтение второго отрывка

Овсянский остров напоминал когда-то голову - туповатую с затылка и заострённую, чубатую со лба. В любое время года была та голова в окладе венца - бледная зимняя плешь обмётана черноволосьем; весной плешь острова нечёсано путалась серо-свалявшейся отавой, взятой в кольцо багряно мерцающих тальников, которые не по дням, а по часам погружались в глубину вспенённого черёмушника. Пока черёмуха кружилась, метелила по берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув с себя рыхлый цвет, оробело останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы, черёмухи, отгородившись от пожара полосой небоязного к огню смородинника. В осени мелкий лист кустарников бронзовел, и выкошенный, чистый остров в ровной стрижке зелёной отавы победно возносил мачту над высоким стогом сена. И всю-то зимушку покрыто было боязливое темечко земли пухлой шапкой сена, и серебряно звенел венец, надетый на чело острова. Жёлтая птица кружилась и кружилась над зимним стогом. Ветер с Енисея гнал её встречь бурям, и алым флагом вспыхивало крыло высокой птицы под широкой зарёю в часы предвечерья.

Где происходят описываемые события?

Справочное бюро

Отава - трава, выросшая в тот же год на месте скошенной.

Тальник - небольшая ива, растущая по сырым местам.

- Каким рисует остров Астафьев?

Комментарий. В ответах звучат слова, говорящие о богатой растительности острова: черёмуха, тальник, ольха, верба, тучные травы. Писатель любуется островом, при описании использует весь спектр изобразительно-выразительных средств. В ходе беседы выписываются эпитеты, метафоры. Итак, этими словами писатель выражает своё отношение к изображаемому, он восхищён красотой острова.

А есть ли в тексте указания на время? Существует ли красота сейчас, когда смеётся мальчик? (Нет, таким остров был когда-то .)

- Почувствовали ли вы тревогу? Есть ли в тексте слова, которые заставляют нас насторожиться? (Боязливое темечко земли .)

- Как вы понимаете эти слова?

- Предположите, что нас ожидает в третьем отрывке.

3. Чтение третьего отрывка

Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом. Захудала на нём некошеная трава, усохли кустарники. По оголившейся отноге и пологим берегам налёт зелёного помёта - цветёт малопроточная вода. Перестала цвести и рожать черёмуха, обуглились, почернели её ветви и стволы; не полыхают более цветы - они вытоптаны или вырваны с корнем. Лишь живучей курослеп сорит ещё жёлтой перхотью средь лета, да жалица и колючий бурьян растут по оподолью бывшего острова.

- Какие изменения заметили вы? (Скупые средства изображения: эпитеты, метафоры. Предложения стали короче, в них преобладают глаголы. Изменился и цвет острова : налёт зелёного помёта, почернела, жёлтый. Появляется лексика разговорного стиля с ярко выраженным негативным отношением : захудала, усохли, обуглились.)

- Как относится автор к этим изменениям? Что стало их причиной?

Комментарий. В ходе беседы выявляется причина главная: гидроэлектростанция зарегулировала реку. Овсянский остров стал полуостровом.

- А люди там перестали бывать? Как вы думаете?

4. Чтение четвёртого отрывка

Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни, но где они были - уже не найти. Нынче сооружён здесь деревянный причал. Валом валят на эти берега хозяйственные дачники, чтобы холить и выхаживать на личных огородах и в теплицах редкий овощ, цветы, ягоды. В субботу и воскресенье - пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером, ракета за ракетой прилипают к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ.

Под бравую песню «То ли ещё будет…» расползаются они по затопленному клочку земли, глядя на который, ещё раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может - ни птица, ни зверь. Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене - гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит - ведь они приехали отдыхать от трудов. Оглохла земля, коростой покрылась. Если что и растёт на ней, то растёт в заглушье, украдкой, растёт кривобоко - изуродованное, поцарапанное, битое, обожжённое…

- Совпали ли ваши предположения с тем, что мы прочитали?

Плохо ли, что люди едут отдыхать, работать в своих садах?

Как относится к ним писатель?

Сопоставьте этот отрывок со вторым. Что изменилось?

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная №35 школа

учитель высшей квалификационной категории

Мушарапова Н.Ф.

Русский язык.10 класс. Урок развития речи.

Тема . Комплексный анализ текста. Подготовка к написанию сочинения (часть С) по рассказу В. Астафьева «Хвостик» (Цикл «Затеси»)

Цели урока:

· Образовательные:

1. Формирование у учащихся навыка анализа текста в рамках ЕГЭ: умение определять проблему текста, позицию автора, выражать собственное мнение, аргументировать его примерами из жизни и художественной литературы.

2. Расширить и углубить представления об изобразительно-выразительных средствах языка.

3. Готовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения.

· Развивающие:

1. Формирование умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

2. Развивать умение использовать тропы языка в своей речи.

· Воспитательные:

1. Вызвать интерес к творчеству В. П.Астафьева.

2. Способствовать осмыслению своего назначения.

3. Воспитывать ответственное отношение к окружающей природе.

Методы работы: беседа, совместный анализ текста, работа со словарем, рефлексия.

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование, техническое оснащение: компьютер, медиапроектор, презентация в программе Microsoft Office Power Point, дидактический материал (рассказ В. П.Астафьева «Хвостик», «План написания сочинения-рассуждения»)

I. Организационный момент.

Объявление темы и цели урока.

Вступительное слово учителя.

II. Выступление ученика с презнтацией «В.Астафьев-самобытный русский писатель»

Учитель: В 1961 году В. П. Астафьев начал писать короткие рассказы-миниатюры, которые составили цикл «Затеси». В «Затесях» в лаконичной и иносказательной форме выражены все проблемы, которые рассмастривал В. П. Астафьев в своих «больших» произведениях, его боль по поводу того, что происходит вокруг: оскудение человеческой души, безжалостное отношение к природе, состояние культуры и искусства; все так же звучит тема войны и значит, тема бесценности человеческой жизни, тема самопожертвования. «Затеси» создавались на протяжении всего позднего творчества писателя.

3. Словарная работа.

Затеси –зарубки. В старину люди, уходя далеко в лес, делали по дороге зарубки на деревьях, чтобы не заблудиться. Белеющие на стволах зарубки или меты были видны издалека, и люди по ним узнавали обратный путь. В разных местах их называли по- разному: В Сибири – затесь.

4. Комплексный анализ текста.

А)Перед вами рассказ-миниатюра В.П.Астафьева «Хвостик». Внимательно прчитайте текст и поделитесь своими впечатлениями.

Исходный текст

1)Смеется, заливается, хохочет мальчик…2) Овсянский остров напоминал когда-то голову - туповатую с затылка и заостренную, чубатую со лба.3) В любое время года была та голова в окладе венца - бледная зимняя плешь обметана чернолесьем; весной плешь острова нечесано путалась серо-свалявшейся отавой, взятой в кольцо багряно-мерцающих тальников, которые не по дням, а по часам погружались в глубину вспененного черемушника. 4)Пока черемуха кружилась, метелила по берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув в себя рыхлый цвет, оробело останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы, черемухи, отгородившись от пожара полосой небоязного к огню смородинника…

5)В осени мягкий лист кустарников бронзовел, и выкошенный, чистый остров в ровной стрижке зеленой отавы победно возносил мачту над высоким стогом сена. 6)И всю-то зимушку покрыто было боязливое темечко земли пухлой шапкой сена, и серебряно звенел венец, надетый на чело острова. 7)Желтая птица кружилась и кружилась над зимним стогом.8) Ветер с Енисея гнал ее встречь бурям, и алым флагом вспыхивало крыло высокой птицы под широкой зарею в часы предвечерья.

9)Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом. 10)Захудала на нем некошеная трава, усохли кустарники.11) По оголившейся отноге и пологим берегам налет зеленого помета - цветет малопроточная вода.12) Перестала цвести и рожать черемуха, обуглились, почернели ее ветви и стволы; не полыхают более цветы - они вытоптаны или вырваны с корнем.13) Лишь живучий курослеп сорит еще желтой перхотью средь лета, да жалица и колючий бурьян растут по оподолью бывшего острова.

14)Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни, но где они были - уже не найти. Нынче сооружен здесь деревянный причал. 15)Валом валят на эти берега хозяйственные дачники, чтобы холить на личных огородах и в теплицах редкую овощь, цветы, ягоды,16) В субботу и воскресенье - пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером, «Ракета» за «Ракетой» прилипают к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ.

17)Под бравую песню «То ли еще будет…» расползаются они пo затоптанному клочку земли, глядя на который еще раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может - ни птица, ни зверь… 18)Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене - гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит - ведь они приехали отдыхать от трудов.

19)Оглохла земля, коростой покрылась. 20)Если что и растет на ней, то растет в заглушье, украдкой, растет кривобоко - изуродованное, пораненное, битое, обожженное…

21)Хохочет мальчик на берегу. Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет.

22)Подхожу, обнаруживаю: возле вчерашнего, воскресного кострища, средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из нее торчит хвостик суслика, и скрюченные задние лапки. 23)И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте ее, где крупно, во всю полосу нарисована художником шапка: «В защиту природы…»

24)Шапка подчеркнута не то красным ломаным карандашом, не то губной помадой, через всю полосу шатающиеся, промоклые красные буквы, из них составлено слово: «Отклик».

25)- Что же ты смеешься, мальчик?!

26)- Хво… хво… хвостик!

27)Да, хвостик суслика смешон - напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкостный хвостик - не сеют нынче в заречье хлеба.28) Дачными ягодами суслику не прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали веселые гуляки и засунули в банку, судя по царапинам на обертке, засунули живого. 29)И «отклик» на газете, догадываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки.

Б)Варианты ответов(«Интересный текст…», «заставляет задуматься о серьезных вопросах…», « жалко зверушку..»)

Анализ текста.

1.Рассказ « Хвостик» ,действительно, очень пронзительный, волнующий нас, читателей. Как бы вы сформулировали проблему, которую затрагивает Виктор Астафьев?

(Учащиеся выявляют проблему экологическую- человек и его отношение к окружающей природе История мальчика - это зеркальное отражение позиции взрослых по отношению к природе. Итак, проблема этого рассказа не столько экологическая,сколько нравственная. Как бы теперь вы ее сформулировали?

(Влияние равнодушного отношения взрослых к природе на воспитание нравственных качеств молодежи.)

(Стиль текста- художественный – значит авторская позиция заявлена не одним или двумя предложениями, но читатель все равно понимает, что Виктор Петрович с болью в сердце пишет о равнодушном и даже циничном отношении человека к природе, для автора остров живой!

Виктор Петрович, содрагаясь, пишет о реакии мальчика, который «заливается, хохочет»,глядя на бедную зверушку!

3.Какие средства выразительности помогают для определения позиции автора?

Ученик анализирует «портрет» острова до строительства электростанции и после нее- прием антитезы;

Ученик отмечает, что кольцевая композиция тоже отражает позицию автора.)

Градация в начале рассказа тоже позволяет автору образно выразить свое мнение.

Формулируется позиция В.П.Астафьева (индивидуально в тетрадях)

4.Ребята, а что думаете вы по сформулированной проблеме?

Учащиеся высказывают свою точку зрения. Помните, что без оценочной лексики, помогающей передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной:

(с удовольствием прочитал…, нельзя остаться равнодушным…, разделяя негодование автора, хочу сказать, что…, оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение…)

5 Для аргументации собственного мнения вы должны подобрать примеры из художественной литературы и из жизни. Дома, поразмыслив еще раз над нашим сегодняшним разговором, вы напишите сочинение – эссе, и я узнаю,какую же затесь оставил в вашем сердце маленький рассказ большого писателя.

Приложение 1

В П. Астафьев «Хвостик»

(из книги «Затеси»)

Смеётся, заливается, хохочет мальчик…

Овсянский остров напоминал когда-то голову – туповатую с затылка и заострённую, чубатую со лба. В любое время года была та голова в окладе венца – бледная зимняя плешь обмотана чернолесьем; весной плешь острова нечёсано путалась серо-свалявшейся отавой, взятой в кольцо багряно-мерцающих тальников, которые не по дням, а по часам погружались в глубину вспененного черемушника. Пока черёмуха кружилась, метелила по берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув с себя рыхлый снег, оробело останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы, черёмухи, отгородивщись от пожара полосой небоязного к огню смородинника…

В осени мягкий лист кустарников бронзовел , и выкошенный, чистый остров в ровной стрижке зелёной отавы победно возносил мачту над высоким стогом сена. И всю-то зимушку покрыто было боязливое темечко земли пухлой шапкой сена, и серебряно звенел венец, надетый на чело острова. Жёлтая птица кружилась и кружилась над зимним стогом. Ветер с Енисея гнал её встречь бурям, и алым флагом вспыхивало крыло высокой птицы под широкой зарёю в часы предвечерья.

Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом. Захудала на нём некошеная трава, усохли кустарники. По оголившейся отноге и пологим берегам налёт зелёного помёта – цветёт малопроточная вода. Перестала цвести и рожать черёмуха, обуглилась, почернели её ветви и стволы; не полыхают более цветы – они вытоптаны или вырваны с корнем. Лишь живучий курослеп сорит ещё жёлтой перхотью средь лета, да жалица и колючий бурьян растут по подолью бывшего острова.


Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни, но где они были – уже не найти. Нынче сооружён здесь деревянный причал. Валом валят на эти берега хозяйственные дачники, чтобы холить на личных огородах и в теплицах редкую овощ, цветы, ягоды. В субботу и воскресенье – пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером, «Ракета» за «Ракетой» прилипают к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ.

Под бравую песню «То ли ещё будет…» расползаются они по затоптанному клочку земли, глядя на который еще раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто не сравнится с высшим существом не может – ни птица, ни зверь… Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене – гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит – ведь они приехали отдыхать от трудов.

Оглохла земля, коростой покрылась. Если что и растёт на ней, то растёт в заглушье, украдкой, растёт кривобоко – изуродованное, пораненное, битое, обожжённое…

Хохочет мальчик на берегу. Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет.

Подхожу, обнаруживаю: возле вчерашнего, воскресного кострища, средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из неё торчит хвостик суслика и скрюченные задние лапки. И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте её, где крупно, во всю полосу нарисована художником шапка: «В защиту природы…»

Шапка подчёркнута не то красным ломаным карандашом, не то губной помадой, через всю полосу шатающиеся, промоклые красные буквы, из них составлено слово: «Отклик».

Что же ты смеёшься, мальчик?!

Хво…хво…хвостик!

Да, хвостик суслика смешон – напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкостный хвостик – не сеют нынче в заречье хлеба. Дачными ягодами суслику не прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали весёлые гуляки и засунули в банку, судя по царапинам на обёртке, засунули живого. И «отклик» на газете, догадываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки.

Приложение 2

Глоссарий

Затесь (обл.) – затёс, метка, зарубка на деревьях.

Цинизм – бесстыдство, наглость, грубая откровенность; вызывающе-презрительное отношение к общепринятым нормам нравственности и морали.

Манкурт – согласно роману Чингиза Айтматова «Буранный полустанок» («И дольше века длится день»), это взятый в плен человек, превращённый в бездушное рабское создание, полностью подчинённое хозяину и не помнящее ничего из предыдущей жизни.

Промоклый – промокший

Заглушье – ср. глухое место, глушь; место пустопорожнее, небойкое, неторное, в стороне от больших дорог и сообщений; место скрытое за лесом, в овраге и пр.

Отнога – не имеет четко выраженной береговой линии, берега местами заболочены, много камыша, дно илистое. По форме озеро напоминает след ноги, отсюда и название – «отнога».

Жалица – крапива (диал.)


Курослеп – народное название некоторых травянистых растений с желтыми цветками; куриная слепота.

Предвечерье – время суток перед вечером.

Встречь (бурям) – навстречу (бурям)

Небоязный – небоязненный, безбоязный, бесстрапный, смелый, неустрашимый, отважный

Бронзоветь – 1.Выделяться своим бронзовым цветом. 2. Приобретать бронзовый цвет, оттенок

Метелить – кружить, мести (о снеге)

Символ – художественный образ, с наибольшей выразительностью определяющий идею какого-либо явления

Дисгармония книж . Несогласованность, нарушение соответствия чего-либо с чем-либо.

Градация – расположение слов в порядке усиливающегося (уменьшающегося) значения

Приложение 3

Курослеп полевой

Курослеп полевой (Anagallis arvensis L.) входит в состав группы растений семейства первоцветных, однолетнее травянистое растение. Стебель стелющийся, тонкий, ветвистый, четырехгранный, длиной 15-30 см. Цветет в июне - сентябре. Листья супротивные (реже - размещены по 3), сидячие, цельнокрайние, яйцевидные, снизу с черными точками. Растение ядовито!. Цветки красные, одиночные, на удлиненных цветоножках, сидящие в пазухах листьев. Плод - коробочка с открывающейся крышечкой.

Курослеп полевой растет как сорняк почти на всей территории России.

Для лечебных целей заготавливают траву летом, во время цветения.

Anagallis arvensis L. содержит сапонины, гликозид цикламин, флавоноиды, дубильные вещества, фермент примверазу, алкалоиды и др.

Лекарственные свойства растения "Курослеп полевой".

Растворяет камни и песок в мочевыводящих путях. Обладает мочегонным, противовоспалительным и сильным седативным действием.

Использование растения, рецепты.

Настой из растения: 1) 1 ч. л. травы курослепа на 250 мл кипятка настаивают 2 часа в теплом месте, процеживают. Принимают по 50 мл 4 раза в день при камнях в почках, мочевом и желчном пузырях, при желтухе и других болезнях печени, при нервных расстройствах, а также при одышке;г травы курослепа на 1 л кипятка. Применяют для клизм при хронических запорах. Примочки из свежего сока курослепа прикладывают к больным глазам. http://www. *****/travy/kuroslep-polevox/

Курослеп полевой Калужница болотная Жалица (крапива)

Приложение 4

Алгоритм урока

«Память, не знающая покоя от разрушения природы и разрушения человека в человеке»

«Васюткино озеро» «Конь с розовой гривой» «Фотография, на которой меня нет»

память доброта страдание

«Хвостик»

Что-то очень маленькое смешное

(хвостик) (смеётся, заливается, хохочет)

Композиция

I часть антитеза II часть

Мотив (Ф. Тютчев)

· Одним из дурных последствий жестокого поступка является то, что ожесточаются сердца очевидцев. (Ч. Бакстон)

· Люди, оглянитесь-ка вокруг!

Как природа истинно прекрасна!

Ей нужна забота Ваших рук,

Чтобы красота ее не гасла. (Б. Рябинин)

· Не разоряйте птичьих гнезд,

Не убивайте пташек малых,

Чтобы вернулся певчий дрозд,

Весною песня не смолкала.

Пусть даст твое ружье осечку,

Пусть не прольется кровь на снег,

Из берегов пусть выйдет речка.

Природа просит: «Пощади!»

Жестокость будущим чревата,

Задумайся, что впереди?

Не избежать тебе расплаты.

Она умеет все прощать,

Смахнет слезу рукой осины.

Не заставляй её страдать,

Она ведь мать –

Так будь ей сыном.

(А. Колокольникова)

Печальный детектив: Роман; Затеси / Сост. А. Гремицкая. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. С.

Даль словарь живого великорусского языка: В девятнадцати томах. – М.: Мир книги, 2002

Http://*****lib. info/word/bronzovet.

Http:///content_ef

Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. . – СПб.: «Норинт», 2005. С.163

Теленкова -справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985. С. 52

Смеется, заливается, хохочет мальчик… Овсянский остров напоминал когда-то голову - туповатую с затылка и заостренную, чубатую со лба. В любое время года была та голова в окладе венца - бледная зимняя плешь обметана чернолесьем; весной плешь острова нечесано путалась серо-свалявшейся отавой, взятой в кольцо багряно-мерцающих тальников, которые не по дням, а по часам погружались в глубину вспененного черемушника. Пока черемуха кружилась, метелила по берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув в себя рыхлый цвет, оробело останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы, черемухи, отгородившись от пожара полосой небоязного к огню смородинника…

В осени мягкий лист кустарников бронзовел, и выкошенный, чистый остров в ровной стрижке зеленой отавы победно возносил мачту над высоким стогом сена. И всю-то зимушку покрыто было боязливое темечко земли пухлой шапкой сена, и серебряно звенел венец, надетый на чело острова. Желтая птица кружилась и кружилась над зимним стогом. Ветер с Енисея гнал ее встречь бурям, и алым флагом вспыхивало крыло высокой птицы под широкой зарею в часы предвечерья.

Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом. Захудала на нем некошеная трава, усохли кустарники. По оголившейся отноге и пологим берегам налет зеленого помета - цветет малопроточная вода. Перестала цвести и рожать черемуха, обуглились, почернели ее ветви и стволы; не полыхают более цветы - они вытоптаны или вырваны с корнем. Лишь живучий курослеп сорит еще желтой перхотью средь лета, да жалица и колючий бурьян растут по оподолью бывшего острова.

Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни, но где они были - уже не найти. Нынче сооружен здесь деревянный причал. Валом валят на эти берега хозяйственные дачники, чтобы холить на личных огородах и в теплицах редкую овощь, цветы, ягоды, В субботу и воскресенье - пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером, «Ракета» за «Ракетой» прилипают к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ.

Под бравую песню «То ли еще будет…» расползаются они пo затоптанному клочку земли, глядя на который еще раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может - ни птица, ни зверь… Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене - гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит - ведь они приехали отдыхать от трудов.

Оглохла земля, коростой покрылась. Если что и растет на ней, то растет в заглушье, украдкой, растет кривобоко - изуродованное, пораненное, битое, обожженное…

Хохочет мальчик на берегу. Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет.

Подхожу, обнаруживаю: возле вчерашнего, воскресного кострища, средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из нее торчит хвостик суслика, и скрюченные задние лапки. И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте ее, где крупно, во всю полосу нарисована художником шапка: «В защиту природы…»

Шапка подчеркнута не то красным ломаным карандашом, не то губной помадой, через всю полосу шатающиеся, промоклые красные буквы, из них составлено слово: «Отклик».

Что же ты смеешься, мальчик?!

Хво… хво… хвостик!

Да, хвостик суслика смешон - напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкостный хвостик - не сеют нынче в заречье хлеба. Дачными ягодами суслику не прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали веселые гуляки и засунули в банку, судя по царапинам на обертке, засунули живого. И «отклик» на газете, догадываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки.

Костер возле речки

Все-таки я встретил тех, кто не только сорит, но и убирает.

Нет, не на родине встретил, не в Сибири. В Подмосковье встретил.

Ехал из аэропорта Домодедово и возле березовой рощи увидел седого, легко одетого мужчину с полиэтиленовым мешком, в резиновых перчатках, и женщину, одетую в спортивные штаны, в рубашку мужского покроя, тоже в перчатках и тоже с мешком.

Они неторопливо двигались по опушке рощи, о чем-то беседуя, время от времени наклонялись и складывали в мешок бумагу, коробки от сигарет и папирос, фольгу, обрывки полиэтилена, окурки, раскисшие куски хлеба, старые обутки, лоскутье - все, чем сорит вокруг себя человек.

Видал чокнутых? - почему-то со злобой воскликнул шофер-таксист, везший меня в Москву. Я поглядел на него вопросительно. - Академик с бабой своей. Дача у них тут недалеко. Как идут на прогулку, прихватывают с собой мешки и лопату. Какой мусор приберут, так сожгут возле речки, чё где выправят, чё где закопают. Цветки рвать не дают, прямо за грудки берут, и-иы-ди-и-о-оты-ы. Да разве за нами, за поганцами, все приберешь? И-и-ы-ы-ди-и-о-о-оты-ы-ы!..

Он резко крутанул руль. Двое пожилых людей исчезли за поворотом.

…Всякий раз, как еду в аэропорт Домодедово и вижу дымок костерка над речкой Пахрой, с тихой радостью думаю: это они, терпеливые люди, делают посильную добровольную работу, так необходимую уставшей земле, - жгут мусор возле речки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: