Завершение гражданской войны во Франции. Нантский эдикт

Нантский эдикт- закон, даровавший французским протестантам-гугенотам вероисповедные права. Издание эдикта завершило тридцатилетний период Религиозных войн во Франции и положило начало столетию относительного мира, известного как ʼʼвеликий векʼʼ. Эдикт был составлен по приказанию французского короля Генриха IV и утверждён в Нанте (13 апреля 1598 года). Отменён Людовиком XIV в 1685 году.
Нантский эдикт состоял из 93 статей и 36 секретных постановлений; последние не были рассмотрены парламентами и не внесены в их протоколы. Изданию его предшествовали бесчисленные жалобы гугенотов и продолжительные переговоры с ними короля. Ни один эдикт XVI века в Западной Европе не предоставлял такой обширной терпимости, как Нантский. Впоследствии он дал повод обвинять гугенотов в том, что они образуют государство в государстве.
Нантский эдикт даровал полную равноправность католикам и протестантам. Первая статья эдикта вводила католическое богослужение всюду, где оно было прекращено. Католическому духовенству возвращались все его прежние права и имения. Кальвинизм допускался всюду, где был раньше. Все дворяне, занимавшие высшие судебные должности, имели право совершать кальвинистское богослужение и допускать к нему посторонних лиц. В замках простых дворян разрешалось протестантское богослужение, в случае если число протестантов не превышало 30 человек и если замки не находились в местности, где владельцы-католики пользовались правом верховного суда.
В городах и селах, где гугенотам разрешалось совершать богослужение до 1597 года, было восстановлено это право. Кальвинистское богослужение было воспрещено формально в Париже и некоторых городах, закрытых для него на основании и заключенных капитуляций; но протестантам разрешалось там жить. Во всех остальных местах гугеноты могли иметь церкви, колокола, школы, занимать общественные должности. По религиозным мотивам было воспрещено лишать родственников наследства, нападать на гугенотов и склонять их детей к переходу в католицизм. Все приговоренные к наказанию за религиозные убеждения были помилованы.
Правительство обязалось помогать гугенотам субсидиями на школы и церкви. Вместе с тем, гугенотам предоставлялся ряд привилегий политического, судебного и военного характера: им дозволялось созывать периодические собрания (консистории, синоды), содержать при дворе депутатов для представления прошений и жалоб через Сюлли, Морнэ и д’Обинье. В Париже была учреждена судебная палата (Chambre de l’Edit) для протестантов Нормандии и Бретани, в Кастре - для Тулузского округа, в Бордо и Гренобле - смешанные палаты (Chambres miparties), для протестантов Прованса и Бургундии.
Изгнанники были возвращены на родину. Во власти гугенотов были оставлены на 8 лет 200 крепостей и укрепленных замков, принадлежавших им до 1597 года (places de sûreté); гарнизоны содержались здесь на счёт короля, а начальники были подчинены гугенотам. Главные крепости были: Ла-Рошель, Сомюр и Монтобан. Папа назвал Нантский эдикт нечестивым. Гугеноты требовали ещё большего, толкуя эдикт в смысле расширения его содержания.
Генрих IV с большим тактом убедил парламенты внести эдикт в свои протоколы; только руанский парламент упорствовал до 1609 года. Скрепив эдикт большой государственной печатью, Генрих назвал его ʼʼвечным и неотменяемымʼʼ, охранял его от неправильных толкований, иногда ограничивая его или расширяя временно, в особенности по отношению к сроку принадлежавших гугенотам крепостей.

Этот документ занесут во все учебники европейской истории. В апреле 1598 г. (предположительно 30-го числа) Генрих IV Бурбон издает «Эдикт в пользу тех, кто исповедует так называемую реформированную религию», положив конец эпохе религиозных войн между католиками и гугенотами-протестантами. Последствия этого шага для Франции трудно переоценить, хотя, как это обычно бывает, потомки привносят свои смыслы и свои резоны. Реально Нантский эдикт, данный королем на века, не продержался и столетия. Он не спас гугенотов от взятия их форпоста – Ля-Рошели войсками кардинала Ришелье, а в 1685 г. его и вовсе отменил никто иной как внук короля-гугенота Людовик XIV, отправившего в изгнание более ста тысяч французских протестантов. Давайте познакомимся поближе с этим и впрямь незаурядным образцом мудрой и дальновидной политики основателя династии Бурбонов, на своей шкуре испытавшего превратности религиозных распрей. Генрих переходил в католичество дважды: по принуждению в 1572 г., едва оставшись живым в резне Варфоломеевской ночи, и в 1593 г., оставшись наследником французского трона после последнего Валуа. Гугенота никогда не короновала бы католическая церковь. Бурбон сделал выбор в пользу религии большинства французов, произнеся историческую фразу: «Париж стоит мессы».

Оригинал и списки

Сам документ, представлявший собой договор короны с протестантами, подписанный в двух экземплярах, не сохранился. Протестантская копия хранилась в Ля-Рошели и погибла при пожаре во время взятия крепости. След королевской теряется. Текст эдикта сохранился в двух аутентичных списках той эпохи: один, находящийся в Национальном архиве, был сделан для парижского парламента, который после долгих препирательств с королем Генрихом, ратифицировал его в 1599 г. в несколько усеченном виде. Другая копия, более полная, по которой сегодня воссоздаваем оригинал Нантского эдикта, была обнаружена в Библиотеке города Женевы, где нашли прибежище многие французские протестанты после отмены эдикта. Записи библиотеки не сохранили имя того, кто передал свиток на сохранение, предположительно, он появился в архиве в начале XVII Iв. Тексты обоих списков не полностью идентичны. Имеет место и расхождение в дате подписания эдикта: кое-где она указана как 13 апреля, в других местах – 30 апреля. По традиции, эдикты – законодательные акты личного волеизъявления монарха не датировались. На обоих спиках есть разные отметки, заверенные секретарями и нотариусами королевства. Кстати, и привязка эдикта к Нанту верна, как утверждает французский сайт http://www.herodote.net , лишь «на три четверти»: документ составлялся командой королевских и протестантских переговорщиков в городе Анжер, ставке короля, откуда он руководил подавлением последнего католического очага сопротивления своему воцарению на французском престоле в Бретани, столицей которой в то время был город Нант. Одержав победу над губернатором Бретани герцогом де Монкёром скорее силой духа, чем силой оружия, 13 апреля Генрих отправился в Нант, где как триумфатор поспешил вернуть долг своим бывшим единоверцам. Однако, история не сохранила подробностей провозглашения эдикта и, вопреки традиции, он не был оглашен в Нантском замке герцогов бретонских, как иногда указывают источники. Возможно, документ, который мог не на шутку разозлить католическую Бретань, был подписан втихую. Тем паче, что и вторая сторона – те, в пользу кого был принят эдикт – в целом, были им неудовлетворены, считая, что заслужили от монарха, которому помогали в борьбе за престол, гораздо бОльших привилегий.

Утверждение принципа свободы совести

В интернет-источниках и многих популярных исторических работах пишут о «равноправии» между католиками и гугенотами, провозглашенном в эдикте. Это неверно. В первых параграфах объявляется, что католичество – главная религия Французского королевства. Напомним, что в течение всего XVIвека – века религиозных распрей — на религией населенного пункта и целой провинции была религия местного феодала. Так, родной край Генриха IV — Беарн был протестантским, потому что мать Генриха Жанна д’Альбре была яростной гугеноткой и – королевой Наварры. Эдикт велел восстановить католицизм всюду, откуда он был таким образом «изгнан». Преследование гугенотов запрещалось, но RPR (от франц. «так называемая реформированная религия») разрешалась отнюдь не везде. В пяти крупнейших городах, в том числе, Париже, равно как при самом дворе, в армии и народном образовании отправление протестантского культа было запрещено. Это можно было делать в строго оговоренных местах и случаях: например, если сеньор, держатель судебной власти, исповедовал RPR, — в его частных часовнях или храмах, построенных на его владениях, в городах и селах, где протестантизм исповедовался публично до 1580 г. или в новых местах, которыми могли быть «вторые по значению города судебных округов байи». В 56 «особых» или «секретных» артикулах Эдикта были перечислены конкретные города и владения и особенности их конфессиональной принадлежности.

Чтобы правосудие отправлялось и оказывалось нашим подданным без всякого пристрастия, ненависти или благоволения, ибо оно является одним из важнейших средств для поддержания мира и согласия…

Для оправляющейся после почти полувековых религиозных войн страны важно, что эдикт начинается с провозглашения амнистии всем, совершившим преступления кровопролития. Однако, самое главное достижение эдикта, его принципиальная новизна – это постепенное вытеснение этого территориального конфессионального принципа принципом личной свободы совести. Генрих IVделал ставку не на религию и не на происхождение человека, а на его полезность стране, его преданность монарху, личные качества. Эдикт отменяет запрет гугенотам занимать придворные и общественные должности. Король дает пример подданным: его интендант финансов, мотор экономических реформ, верный сподвижник Максимильен де Сюлли – протестант, не поменявший веру вслед за Бурбоном. Протестанты получают свободу на отправление культа в вопросах брака, крещения, погребения. Детей семей одной религиозной принадлежности запрещено обращать в другую вопреки воле родителей. Эдикт запрещает дискриминацию по религиозному признаку при приеме студентов в университеты и оказании услуг домов призрения и больниц для бедняков. Более трети статей эдикта регулируют юридическую и судебную практиу. При парижском парламенте, согласно воле короля, быть учреждена «Палата эдикта» из 16 советников, где свои места получают и протестанты, для рассмотрения вопросов, находящихся в юрисдикции эдикта. Наконец, неотъемлемой частью нового закона стали две жалованные грамоты — «О пасторах» и «О гарнизонах». Это были личные гарантии короля бывшим единоверцам, подписанные еще до самого эдикта. На поддержание пасторского корпуса король выделял 45 000 экю. Грамота о гарнизонах закрепляла за протестантами так называемые «места безопасности», удерживаемые ими еще по эдикту 1570 г. (примерно 140 населенных пунктов). Расходы на их охрану и содержание в размере 180 000 экю также покрывала казна Его Величества. Но по истечении восьми лет они должны были перейти под власть короля. Кстати, на это ссылался Людовик XIII, отправившийся на завоевание Ля-Рошели в 1628 г. По закону того времени, монарх должен был ратифицировать свои эдикты в органах местного самоуправлениях – парламентах. Это нелегко далось вчерашнему гугеноту. В течение года Генрих пробивал свой эдикт: склонял, уговаривал, угрожал. Но благодаря эдикту Генрих IV смог опереться на «своих протестантов», которые угрожали оставить короля без поддержки в случае объявления войны Испанией. Первый Бурбон закончил войну внутреннюю и войну внешнюю одновременно: через 3 дня после эдикта был подписан Вервенский мир, остановивший испанскую католическую интервенцию. Великий король смог приступить к мирному строительству страны, в которой, как он мечтал, «каждый крестьянин по выходным будет иметь курицу в супе».

Недолгий век эдикта

Современный историк и политик Пьер Жокс, выходец из протестантской семьи, утверждает, что Нантский эдикт не столько закладывал основы религиозного плюрализма, сколько открывал дорогу усилению и централизации королевской власти. По крайней мере, именно так и получилось: и сын, и внук Генриха вопреки постоянной глорификации первого Бурбона вели свою религиозную политику отнюдь не в духе Нанта. Людовик XIII со своим могущественным первым министром — кардиналом Ришелье завоевал оплот протестантов Ля-Рошель. Правда, надо отдать им должное: преследования гугенотов не возобновились. А вот Людовик XIV отменил эдикт, силой и угрозами заставив каждого французского протестанта выбирать между своими убеждениями и имуществом, положением в обществе и личной безопасностью. Характерно, что в преамбуле к документу, отменяющему эдикт, внук Генриха IV напишет, что делает это … за ненадобностью оного. Ведь эдикт великого деда был переходной мерой ради безопасности королевства, безопасность восстановлена, и все добрые подданные уже приняли католичество — а «кто не спрятался, я не виноват»… Франция потеряла около ста тысяч подданных, часть из которых вместе со своими капиталами нашла приют в Швейцарии, умело пустившей в обращение гугенотские деньги. Но протестантизм не был изгнан окончательно. В середине XIX в. протестанты составляли около 22% населения страны: помимо вновь присоединенного Эльзаса традиционно сильными были позиции кальвинизма на всем Юго-западе — от Монпелье до Нарбонны.

Несмотря на то, что благие намерения Нантского эдикта в краткой персепктиве остались скорее намерениями, это был беспрецедентный документ, который заложил основы межконфессионального мира и шире – отношениям между большинством и меньшинством.

Источники: Pierre Joxe. L’édit de Nantes: réflexions pour un pluralisme religieux, Pluriel , Paris 2011 http://www.ville-ge.ch/bge/bibliotheque_numerique/edit-de-nantes.html

Французская республика всегда провозглашала разделение Церкви и государства. В отличие от других европейских стран, где религия является неотъемлемой частью жизни политической и общественной, Франция стремилась принимать законы руководствуясь в первую очередь светскими мотивами. Однако, так было не всегда. Еще 400 лет назад отмена Нантского эдикта (1685 г.) повлекла за собой жестокие репрессии протестантов. Возможность проведения такой политики свидетельствует о том, что в XVII веке церковь была неотделима от государства. 18 октября 1685 г. Людовик XIV подписал эдикт Фонтенбло, который запрещал отправление протестантских обрядов на территории всего французского королевства. Отныне обязательной становилась одна единственная религия, религия, которую исповедовал сам король - католицизм. Таким образом, Нантский эдикт, подписанный в 1598 г. был отменен.

Генрих IV, подписывая Нантский эдикт, освобождал протестантов от обязанности посещать католические службы, а также предоставлял право иметь свои укрепленные города и крепости и вооруженную армию. Однако, эта миротворческая деятельность всегда рассматривалась властью, как временная мера. В продолжении всего XVII в. статус протестантов претерпевал серьезные изменения, и положение их все больше ухудшалось. С 1626 г., времени заключения мира в Алесе, Людовик XIII отменяет одну из важнейших статей Нантского эдикта - разрешение на создание собственной армии.

Начиная с правления Людовика XIV (имеется ввиду личное его правление, без регентства, начавшееся в 1661 г.) политическое и социально-экономическое положение протестантов ухудшается. Вплоть до 1685 г. Нантский эдикт официально действует на всей территории страны, однако исполнение его положений становится все более и более затруднительным, принимаются многочисленные поправки и ограничительные условия. Между 1661 и 1679 гг. Королевский совет принимает около двенадцати ограничительных эдиктов, которые свидетельствует о переходе от политики толерантности к настоящему деспотизму. Все эти поправки были собраны в своего рода антологию, получившую название «Католические решения» и опубликованную в 1668 г.

Идея о том, что необходимо покончить с реформатской религией во Франции, родилась не только в умах королевских министров. Из провинции, в основном из областей, где протестанты были представлены наиболее широко (Нижний Лангедок, Беарн, Севенны, Виваре, Дофине) стали все чаще поступать жалобы от епископов, интендантов, парламентариев на местах и просто ревностных католиков на гугенотов, которые, по словам местного населения, стремились к свержению королевской власти. Реформистов обвиняли во всех смертных грехах: они-де плохие подданные и хотят убить короля (не они ли казнили Карла I в 1649 г.?), они - республиканцы и враги короля и честного народа. Конечно, все это были выдумки, начиная с 1629 г. более полутора миллионов протестантов, проживающих на территории Франции не имеют более никакой власти и влияния в собственной стране, они не могут даже открыто выражать своего мнения в избирательных органах. «Гугенотская республика», которую предполагалось организовать по примеру Соединенных Провинций, так и осталась мечтой. Беспочвенными оказались и обвинения в нелояльности, гугеноты были одними из самых преданных сторонников молодого Людовика XIV во время Фронды (1648-1653 гг.).

В 80-е годы XVII в. усиливаются репрессии против протестантов, а также против отдельных недовольных на местах и в провинциях. Монархия стремится все больше абсолютизироваться свою власть. Продолжая политику Ришелье и Мазарини, Людовик XIV стремиться унифицировать государственное устройство, чтобы все поданные подчинялись одному только монарху и были все одной веры. Протестанты плохо вписывались в подобные прожекты. Кроме того, король подозревал их лидеров в сношениях с протестантами других стран, думая, что они готовят мятеж против его особы.

Репрессии против гугенотов хорошо отражают контекст эпохи. В 1678 г., подписанный в Нимвегене мирный договор, положил конец Голландской войне, в которой Франции противостояла огромная протестантская страна. Несмотря на то, что Франция потеряла множество захваченных ею ранее территорий, ей были переданы Эльзас и Лотарингия, а также и другие земли по Рейну. Все это упрочило авторитет королевской власти. Кроме того король получил поддержку от французского духовенства в его конфликте с папой Иннокентием XI, который разворачивается примерно в это же время. В 1682 г. высшие церковные иерархи создали Декларацию в четырех статьях , в которой провозглашалась независимость короля Франции от папства. Был выпущен и еще один документ под названием Пастырское предостережение , в котором протестанты обвинялись в схизме.

Теперь, когда власть короля была абсолютной, когда католическая вера признавалась единственной правильной в государстве, обвинение в измене было страшнее, чем обвинение в ереси. Гугенотов казнили не столько за то, что они плохие христиане, сколько за то, что они не хотели признавать абсолютную власть короля, то есть становились мятежниками и врагами народа.

С июля 1682 г. по октябрь 1685 из королевской канцелярии выходит восемьдесят три ограничительных указа, касающихся протестантов. Например, согласно указу от 30 августа 1682 г. им запрещалось собираться вместе и петь где-либо кроме храмов, при обязательном присутствии пастора. Полиции вменялось в обязанность следить за исполнением данного указа. Параллельно, храмы уже выстроенные гугенотами уничтожались.

Жертвы сегрегации, проводимой королем, гугеноты оказались вне закона в собственной стране. В августе 1683 г. были запрещены смешанные браки между католиками и гугенотами, в октябре 1685 г. вышел указ о занятиях, дозволенных протестантам. Из разрешенных профессий остались только земледелие и торговля. Протестанты, конечно, не оставались безучастными свидетелями подобного обращения. Везде где только можно, с помощью разных средств организуется сопротивление. Основными формами протеста были массовые голодовки и мирные манифестации. Реакцией короля было лишь усиление репрессий. В Пуату в 1681 г., в Дофине, Севеннах и Нижнем Лангедоке в 1683 г., а затем в продолжении 1685-1686 гг. вводится военное положение, что означает, что солдат расквартировывают непосредственно в домах протестантов. Миссия армии в данном случае - вернуть их в лоно католической церкви. Подобная политика получила название драгонады, результат ее - несколько тысяч погибших и вынужденное бегство 200 000 человек.

Осенью 1685 г. король получает известие о том, что протестанты массово переходят в католичество. Теперь он может официально упразднить Нантский эдикт, поскольку необходимость в нем отпала. Стране король объявил следующее: «мы видим, что лучшая и большая часть наших подданных, называвших себя реформатами, с радостью вернулась в лоно католической церкви; отсюда полагаем, что исполнение Нантского эдикта становится бесполезным».

Эта правовая фикция, тем не менее, была воспринята во Франции, как законная и необходимая, что вновь способствовало росту авторитета Людовика XIV, который теперь по праву считался собирателем земель и самым католическим монархом. Этот авторитет, однако, укрепился только на территории Франции. В соседних государствах образ короля, напротив, потускнел, чему нимало способствовали протестантские беженцы, наводнившие всю Европу. Среди беженцев было много людей сведущих, ремесленников и книжников. Именно они пустили стрелы сарказма и критики в сторону французского короля, сравнивая его с Навуходоносором. Иродом и даже с самим дьяволом.

В 1686 г. в своем труде Свершение пророчеств пастор Пьер Журио предрек свержение французского короля, которое последует за его решением разгромить Курпфальц (1688-1689 гг.). Тогда, писал Журио, Европа призовет Людовика к ответу. В самой Франции также раздавались голоса против всеобщей католизации, Вобан в своих «Мемуарах памяти гугенотов » (1689 г.) критикует стремление короля властвовать умами, но не телами».

С 1702 по 1713 гг. власти жестоко подавляют восстание протестантов, охватившее Севенны. Участники восстания получили название камизаров, по белым рубашкам, надеваемых поверх одежды. Однако, полностью подчинить камизаров Людовику XIV не удается, и он вынужденно идет на уступки. Все больше французов видят в нем тирана, а не поборника религии.

Только спустя сто лет протестанты смогли наконец получить свободу исповедовать свою религию. Она была дарована им в 1789 г. Последовавшая вскоре Французская революция и вовсе объявила все религии равными между собой и позволила каждому гражданину выбирать себе веру по душе.

НАНТСКИЙ ЭДИКТ 1598 года - закон, подписанный французским королём Генрихом IV 13 августа 1598 года в городе Нант; за-вер-шил Ре-ли-ги-оз-ные (гу-ге-нот-ские) вой-ны во Фран-ции .

Нантский эдикт явил-ся пер-вой по-пыт-кой соз-да-ния сво-его ро-да дек-ла-ра-ции прав под-дан-ных французской мо-нар-хии не-за-ви-си-мо от их кон-фес-сио-наль-ной при-над-леж-но-сти. Из-дав Нантский эдикт, Ген-рих IV про-дол-жил по-ли-ти-ку ре-лигиозного при-ми-ре-ния, ко-то-рую без-ус-пеш-но пы-та-лись вес-ти по-след-ние ко-ро-ли из ди-на-стии Ва-луа (эдик-ты Кар-ла IX, Ген-ри-ха III и др.). Нантский эдикт объ-яв-лял официальной ре-ли-ги-ей ка-то-ли-цизм, воз-вра-щал ка-то-лической церк-ви кон-фи-ско-ван-ные за вре-мя вой-ны зем-ли, но вме-сте с тем пре-дос-тав-лял французским гу-ге-но-там сво-бо-ду ве-ро-ис-по-ве-да-ния. В Нантском эдикте дек-ла-ри-ро-ва-лись пра-ва про-тес-тан-тов на рас-по-ря-же-ние иму-ще-ст-вом, об-ра-зо-ва-ние, суд, медицинская по-мощь, за-ня-тие государственных долж-но-стей. В то же вре-мя Нантский эдикт ог-ра-ни-чи-вал воз-мож-но-сти от-прав-ле-ния куль-та про-тес-тан-та-ми : в круп-ных го-ро-дах, епи-скоп-ских ре-зи-ден-ци-ях и их ок-ре-ст-но-стях (Па-риж, Ту-лу-за, Ди-жон, Реймс, Шартр и др.) бо-го-слу-же-ние бы-ло за-пре-ще-но, при-чём спе-ци-аль-но ого-ва-ри-ва-лось, что под «ок-ре-ст-но-стью» по-ни-ма-ет-ся тер-ри-то-рия от 2 до 5 лье. На про-тес-тан-тов на-ла-га-лось обя-за-тель-ст-во вы-пла-чи-вать де-ся-ти-ну в поль-зу гал-ли-кан-ской церк-ви (смотри Гал-ли-кан-ст-во), не ра-бо-тать во вре-мя ка-то-лических празд-ни-ков; слу-жи-тели про-тес-тант-ских церк-вей (как и ка-то-лич. ду-хо-вен-ст-во) ос-во-бо-ж-да-лись от не-се-ния во-енной служ-бы и та-льи. Для су-деб-ных раз-би-ра-тельств по де-лам пред-ста-ви-те-лей ре-фор-ми-ро-ван-ной ре-ли-гии соз-да-ва-лись специальной па-ла-ты при пар-ла-мен-тах в Па-ри-же, Ту-лу-зе, Бор-до и Гре-ноб-ле, со-сто-яв-шие на-по-ло-ви-ну из про-тес-тан-тов. Со-глас-но Нантскому эдикту, в го-ро-дах, где бы-ло раз-ре-ше-но от-прав-ле-ние куль-та, по-зво-ля-лось от-кры-вать про-тес-тант-ские шко-лы и ака-де-мии (Мон-то-бан, Се-дан, Ним и др.). Важ-ной ча-стью эдик-та ста-ли сек-рет-ные ста-тьи, пре-ду-смат-ри-вав-шие со-хра-не-ние за гу-ге-но-та-ми за-ни-мае-мых ими со вре-мён ре-лигиозных войн го-ро-дов-кре-по-стей и ук-ре-п-лён-ных мест (Ла-Ро-шель , Мон-то-бан, Мон-пе-лье, Ним, Ньор и др.), мно-гие из ко-то-рых яв-ля-лись пор-та-ми. Это пра-во жа-ло-ва-лось на 8 лет с воз-мож-но-стью про-дле-ния.

Нантский эдикт встре-тил рез-кую оп-по-зи-цию со сто-ро-ны рим. ку-рии, ка-то-лич. ду-хо-вен-ст-ва и пар-ла-мен-тов, ко-то-рые за-тя-ну-ли его ре-ги-ст-ра-цию на несколько де-ся-ти-ле-тий. Па-риж-ский пар-ла-мент за-ре-ги-ст-ри-ро-вал Нантский эдикт толь-ко по-сле сме-ны пре-зи-ден-та в 1599 годду, Ру-ан-ский пар-ла-мент - в 1610 году. Нантский эдикт не удов-ле-тво-рил так-же гу-ге-но-тов, счи-тав-ших ус-туп-ки со сто-ро-ны ко-ро-лев-ской вла-сти не-дос-та-точ-ны-ми. Од-на-ко на не-ко-то-рое вре-мя Нантский эдикт обес-пе-чил внут-ри-по-ли-тическую ста-биль-ность во Фран-ции.

Введение

Нантский Эдикт (фр. Édit de Nantes ) - закон, даровавший французским протестантам-гугенотам вероисповедные права. Издание эдикта завершило тридцатилетний период Религиозных войн во Франции и положило начало столетию относительного мира, известного как «великий век». Эдикт был составлен по приказанию французского короля Генриха IV и утверждён в Нанте (13 апреля 1598 года). Отменён Людовиком XIV в 1685 году.

1. Положения

Нантский эдикт состоял из 93 статей и 36 секретных постановлений; последние не были рассмотрены парламентами и не внесены в их протоколы. Изданию его предшествовали бесчисленные жалобы гугенотов и продолжительные переговоры с ними короля. Ни один эдикт XVI века в Западной Европе не предоставлял такой обширной терпимости, как Нантский. Впоследствии он дал повод обвинять гугенотов в том, что они образуют государство в государстве.

Нантский эдикт даровал полную равноправность католикам и протестантам. Первая статья эдикта вводила католическое богослужение всюду, где оно было прекращено. Католическому духовенству возвращались все его прежние права и имения. Кальвинизм допускался всюду, где был раньше. Все дворяне, занимавшие высшие судебные должности, имели право совершать кальвинистское богослужение и допускать к нему посторонних лиц. В замках простых дворян разрешалось протестантское богослужение, если число протестантов не превышало 30 человек и если замки не находились в местности, где владельцы-католики пользовались правом верховного суда.

В городах и селах, где гугенотам разрешалось совершать богослужение до 1597 года, было восстановлено это право. Кальвинистское богослужение было воспрещено формально в Париже и некоторых городах, закрытых для него на основании и заключенных капитуляций; но протестантам разрешалось там жить. Во всех остальных местах гугеноты могли иметь церкви, колокола, школы, занимать общественные должности. По религиозным мотивам было воспрещено лишать родственников наследства, нападать на гугенотов и склонять их детей к переходу в католицизм. Все приговоренные к наказанию за религиозные убеждения были помилованы.

Правительство обязалось помогать гугенотам субсидиями на школы и церкви. Кроме того, гугенотам предоставлялся ряд привилегий политического, судебного и военного характера: им дозволялось созывать периодические собрания (консистории, синоды), содержать при дворе депутатов для представления прошений и жалоб через Сюлли, Морнэ и д’Обинье. В Париже была учреждена судебная палата (Chambre de l’Edit) для протестантов Нормандии и Бретани, в Кастре - для Тулузского округа, в Бордо и Гренобле - смешанные палаты (Chambres miparties), для протестантов Прованса и Бургундии.

Изгнанники были возвращены на родину. Во власти гугенотов были оставлены на 8 лет 200 крепостей и укрепленных замков, принадлежавших им до 1597 года (places de sûreté); гарнизоны содержались здесь на счёт короля, а начальники были подчинены гугенотам. Главные крепости были: Ла-Рошель, Сомюр и Монтобан. Папа назвал Нантский эдикт нечестивым. Гугеноты требовали ещё большего, толкуя эдикт в смысле расширения его содержания.

Генрих IV с большим тактом убедил парламенты внести эдикт в свои протоколы; только руанский парламент упорствовал до 1609 года. Скрепив эдикт большой государственной печатью, Генрих назвал его «вечным и неотменяемым», охранял его от неправильных толкований, иногда ограничивая его или расширяя временно, в особенности по отношению к сроку принадлежавших гугенотам крепостей.

2. При Людовике XIII

При воцарении Людовика XIII регентство утвердило Нантский эдикт, постановив, что он должен «соблюдаться нерушимо». Ришельё отнял у протестантской партии её политическое влияние, но принцип веротерпимости остался в силе.

В 1629 году в Але после завершения войн с гугенотами был издан Нимский эдикт (édit de grâce), повторявший статьи Нантского эдикта. После смерти Людовика XIII была издана (8 июля 1643 года) декларация, в которой протестантам предоставлялось свободное и неограниченное исповедание их религии и Нантский эдикт утверждался, «насколько это оказывалось нужным». Людовик XIV заявил в декларации 21 мая 1652 года: «Я желаю, чтобы гугеноты не переставали вполне пользоваться Нантским эдиктом».

3. Отмена

Подчинившись поневоле Нантскому эдикту, католическое духовенство при Людовике XIV старалось всеми мерами уничтожить его или парализовать его значение. С 1661 года начались религиозные гонения. 17 октября 1685 года Людовик XIV подписал в Фонтенбло эдикт об отмене Нантского эдикта.

Литература

    Élie Benoit, «Histoire de l’Édit de Nantes»;

    Bernard, «Explication de l’Édit de Nantes» (H., 1666);

    Meynier, «De l’exécution de l’Édit de Nantes dans le Dauphiné»

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: