Эссе на тему рассказ уроки французского. Сочинение по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского". Нравственное значение рассказа В. Распутина «Уроки французского»

Сочинение по литературе 20 века

Валентин Григорьевич Распутин

1. Перед чтением рассказа В.Г. Распутина «Уроки фран­цузского» познакомься со статьей писателя


«Уроки доброты».

Ответь на вопросы по статье:

- Почему учительница забыла, что отправляла своему ученику посылку с макаронами?

- Почему писатель в своем творчестве обращается к ав­тобиографическим жизненным фактам?

- Как ты понимаешь, что такое духовная память и духов­ный опыт человека?

2. Внимательно прочитай рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского».

Помни: чтобы сочинение получилось содержательным не­обходимо хорошо знать текст произведения.

Рассказ «Уроки французского» занимает около 30 печат­ных страниц. Пересказать его целиком, вспомнить детали, будет довольно сложно.

Подготовьтесь к сочинению. Перечитайте рассказ, подумайте над характерами героев, какие черты характера являются определяющими для главных героев?

Темы сочинений по «Урокам французского»


ОБРАЗ МАЛЬЧИКА 1. Какие черты характера мальчика проявились на протяжении всего рассказа? Что, на ваш взгляд, в герое рассказа понравилось Лидии Михайловне?

ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ 2. Как раскрывался характер Лидии Михайловны? Что в ее облике запомнилось мальчику? Что понравилось вам?

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 3. Сравните Василия Андреевича и Лидию Михайловну
  • первое появление героя
  • портрет
  • окружающую жизненную обстановку
  • отношение с близкими ему людьми
  • поведение в сходных ситуациях
  • авторское отношение к герою и т. д.

Используй примерный тезисный план, Он поможет тебе сохранить в памяти хронологию событий, порядок разви­тия сюжета.

ПЛАН РАЗВИТИЯ СЮЖЕТА

1.Краткое вступление в роли предисловия. Вина перед учителем и родителями за то, что стало с ними после школы.

2. 1948 год. Отъезд из дома для обучения в 5-м классе.

3. Начало самостоятельной жизни в 11 лет.

4. Послевоенный голод и как его пытались пережить дети.

5. Отношение героя к учебе.

6. Неудачи во французском произношении.

7. Тоска по родному дому.

8. Неожиданное воровство продуктов. «Городской» голод. Гордое смирение.

9. Игра в «чику».

10. Отсутствие у героя друзей и причины этого.

а) Птаха

б) Тишкин

11. Первые выигрыши. Недовольство Вадика.

12. Обман.

13.Драка.

14. Предательство Тишкина.

15.Неприятные представления о встрече с директором школы и страх исключения.

16. Разговор с Лидией Михайловной.

17. Голод заставил нарушить слово.

18.Игра и драка.

19. Решение Лидии Михайловны.

20. В квартирке учительницы.

21.Портрет Лидии Михайловны.

22. Отказ от еды.

23. Посылка.

24. Разговор с Лидией Михайловной.

25. Продолжение занятий и успехи во французском языке.

26. Игра в пристенок с учительницей.



Возможные темы сочинения

1. Роль пейзажа в рассказе. Функции пейзажа*:

а) способствует созданию образа героя

б) является частью общей картины

в) выявляет состояние, настроение героя

г) выявляет характер повествования
2. Черты послевоенного времени в рассказе.
3. Образ учителя в рассказе.
4. Добро и зло в рассказе.
5. Образ мальчика и приемы его создания.



Вопросы к теме: «Роль пейзажа в рассказе»

1. Какую роль выполняет пейзаж* в произведениях художе­ственной литературы? Много ли картин природы в рассказе Распутина? С чем это связано?

2. Используя тезисный событийный план, вспомни, в ка­ких эпизодах рассказа встречается пейзаж?

3. Охарактеризуй первое описание картины природы: - что видит герой рассказа за огородами?

Какие прилагательные и эпитеты использует Распутин при описании пейзажа?

Как данное восприятие природы характеризует героя?

Как изменилось описание поляны (цветовая гамма, характер эпитетов) после сцены первого избиения маль­чика? Почему?

4. Найди в рассказе описание ранней осени. Какие при­меты осени присутствуют в этом пейзаже?

5. Каким художественным приемом пользуется писатель при создании этой картины?

6. Как ты думаешь, мог ли так тонко и ярко описать при­роду деревенский одиннадцатилетний мальчик? Кто автор этого пейзажа?

7. Какие времена года описаны в рассказе? Как созда­ется образ каждого времена года?

8. Сделай вывод о роли, которую играет пейзаж в рассказе

а) передача различных внутренних состояний героя;

б) образ времени в рассказе.



Вопросы к теме «Черты послевоенного времени»

1. От чьего имени ведется повествование?

2. На какое время выпало детство писателя В.Г. Распутина?

3. Что ты знаешь об этом времени?

4. Почему мальчик должен был с одиннадцати лет жить у чужих людей далеко от родного дома?

5. Как показана бедность колхоза, где мальчик жил с матерью?

Обрати внимание на слова которые тебе не знакомы. Например:

Полуторка - это небольшая грузовая машина, грузоподъ­емность 1,5 тонны.

Райцентр - районный центр.

6. Как дети пытались бороться с голодом?

7. Почему, живя на квартире, мальчик похудел, хотя мать посылала ему из деревни посылки?

8. Где труднее переносить голов - в городе или в деревне?

9. Почему честный, порядочный мальчик стал играть на деньги?

10. Расскажи о школьнике, столкнувшемся с уличными законами жизни в небольшом поселке, об отношении героя к учителям.

11. Почему посылка с яблоками произвела на мальчика такое впечатление?

12. Сделай вывод о целенаправленности, целеустремлен­ности, мужестве и гордости мальчика, жившего в такое тя­желое время.

Вопросы к теме «Образ мальчика в рассказе В.Г. Распу­тина «Уроки французского» и приемы его создания»

1. Кратко расскажи о сегодняшней жизни 10-12-летне­го школьника.

2. Как ты думаешь, сильно ли изменились желания, меч­ты, поведение ваших ровесников, живших в послевоенные 40-е годы?

3. Кто является главным героем рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»?

4. Как ты относишься к его желанию продолжать обучение?

5. Как характеризует мальчика его забота о младшем брате и сестре, нежелание расстраивать мать возникшими у него проблемами?

6. Что ты можешь сказать о мальчике, так стойко перено­сящем голод?

7. Почему скромный, неизбалованный мальчик начал иг­рать на деньги?

8. Как героя рассказа характеризует его поведение во время драки? Что более обидело мальчика: унижение изби­того или ложь?

9. Почему герой, не испугавшись угроз, снова приходит на полянку за огородами?

10. Как меняют поведение мальчика жизненные уроки?

11. Как два описания природы полянки изображают раз­личное внутреннее(психологическое]состояние героя?

12. Что испытывает мальчик, ожидая наказания за игру на деньги?

13. Найди развернутые портретные описания мальчика и Лидии Михайловны. Какой художественный прием исполь­зован в этих портретных описаниях?

Составь таблицу:

Лидия Михайловна

мальчик

«Она сидела передо мной ак­куратная вся, умная и краси­вая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре...»; «запах духов»; учительница «загадочного французского языка»; «что-то особое сказочное, неподвластное»— «внима­тельные глаза»

Стоял «не смея поднять гла­за на нее, я не посмел и об­мануть ее...»; «беды и несуразности»; «дурная сила»; «крючился на парте дикова­тый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный... в старом застиранном пид­жачишке на обвислых пле­чах..., из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и зап­равленные чирки* марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки»

14. Почему мальчик обращает внимание на одежду учи­тельницы?

15. Почему бедный голодающий мальчик не принял по­сылку с продуктами? Как его характеризует этот поступок?

16. Как мальчик выдержал все жизненные испытания?

17. Привлекая материалы статьи В.Г. Распутина «Уроки доброты», подумай и ответь, что помогло мальчику вырасти достойным человеком?

Вопросы к теме « Образ учителя в рассказе».

1. Что для тебя значит слово «учитель»?

2. Соответствует ли образ Лидии Михайловны твоему представлению об учителе?

3. Какую роль в рассказе имеет посвящение? (Анастасия Прокопьевна Копылова - мама драматурга Александра Вампилова, учительница, посвятившая детям всю свою жизнь).

4. Проиллюстрируй примерами из текста следующие ка­чества Лидии Михайловны (не забудь послесловие):

Душевная щедрость;

Доброта;

Истинная любовь к детям;

Отсутствие боязни потерять работу из-за нетрадици­онных методов помощи детям;

Желание ободрить, поддержать, помочь;

Чувство собственного достоинства в поведении учи­тельницы.

5. Какое воздействие образ Лидии Михайловны оказал на мальчика?

6. Объясни смысл предисловия.

7. Одиннадцатилетний мальчик или зрелый человек дает оценку прошлому и рассуждает о законах доброты?

8. Какой урок преподает тебе и другим читателям В.Г. Рас­путин?

Все материалы из книги


Нравственное значение рассказа В. Распутина «Уроки французского»

В. Г. Распутин — один из крупнейших современ-ных писателей. В своих произведениях он проповеду-ет вечные жизненные ценности, на которых держится мир.

Рассказ «Уроки французского» — произведение автобиографичное. Герой рассказа — простой дере-венский мальчик. Нелегко живет его семья. Мать одна воспитывает троих детей, которые хорошо зна-ют, что такое голод и лишения. Тем не менее она все же решается отпустить своего сына в район на учебу. Не потому что не ведает, что там ему будет тяжело, не потому что бессердечна, а потому, что «хуже уже не будет». Мальчик и сам соглашается уехать учиться. Несмотря на возраст, он достаточно целеустремлен и имеет тягу к знаниям, да и природные задатки у него неплохие. «Башковитый у тебя парень растет,— гово-рили все в селе его матери. Вот и пошла она «напере-кор всем несчастьям».

Оказавшись среди чужих людей, обездоленный мальчик вдруг осознает, как одиноко ему, как «горь-ко и постыло», «хуже всякой болезни». Тоска по дому одолевает его, по материнской ласке, по теплу, по род-ному углу. От душевной тоски он и физически ослабе-вает, худеет так, что это сразу бросается в глаза прие хавшей к нему матери.

Материных передачек мальчику не хватает, он по-настоящему голодает. Проявляя душевную чут-кость, он не берется искать, кто ворует у него небога-тые запасы — измотанная тяжелой долей тетя Надя или кто-то из ее таких же полуголодных, как и он сам, детей.

Маленький человек осознает, как тяжело достают-ся матери и эти жалкие куски, он понимает, что она отрывает последнее от себя и от его брата с сестрой. Изо всех сил он старается учиться, и все ему дается легко, кроме французского.

Вечное недоедание и голодные обмороки толкают героя на путь поиска денег, и находит он его довольно быстро: Федька приглашает его играть в «чику». Смышленому мальчику ничего не стоило разобраться в игре, и, довольно быстро к ней приноровившись, он скоро начал выигрывать.

Сразу понял герой некую субординацию в компа-нии ребят, где все относились со страхом и заискива-нием к Вадику и Птахе. Вадик и Птаха брали верх не только тем, что были взрослее и физически развитей остальных, они не гнушались пускать в ход кулаки, открыто хитрили, мошенничали в игре, вели себя раз-вязно и нагло. Герой не намерен потакать им в их не-добрых поступках и незаслуженно терпеть обиды. От-крыто говорит он о замеченном обмане и, не умолкая, твердит б этом, все время, пока его за это избивают. Не сломить этого маленького, честного человека, не растоптать его нравственные принципы!

Игра на деньги для героя не средство наживы, а путь к выживанию. Он заранее устанавливает для себя порог, за который никогда не заходит. Мальчик выигрывает ровно на кружку молока и удаляется. Ему чужд агрессивный азарт и страсть к деньгам, ко-торые управляют Вадиком и Птахой. Он крепко вла-деет собой, имеет твердую и несгибаемую волю. Это стойкий, смелый, самостоятельный, упорный в дос-тижении цели человек.

Впечатлением, оставшимся на всю жизнь, стала в его жизни встреча с учительницей французского, Лидией Михайловной. По праву классного руково-дителя она больше других интересовалась ученика-ми того класса, где учился герой, и скрыть от нее что-либо было трудно. Увидев первый раз синяки на лице мальчика, она спросила его о случившемся с доброй иронией. Конечно, он соврал. Рассказать все значит подставить под удар всех, кто играл к деньги, и это неприемлемо для героя. А вот Тишкин, не колеблясь, сообщает, кто и за что избил его одно-классника. В своем предательстве он не видит ничего предосудительного.

После этого герой уже не ожидал ничего хорошего. «Пропал!» — думал он, ведь за игру в деньги его легко могли исключить из школы.

Но Лидия Михайловна оказалась не таким челове-ком, чтобы ни в чем не разобравшись, поднимать шум. Она строго пресекла насмешки Тишкина, а с ге-роем решила поговорить после уроков, один на один, так, как это и должен был сделать настоящий учи-тель.

Узнав, что ее ученик выигрывает только рубль, ко-торый тратится на молоко, Лидия Михайловна мноroe поняла о его не по-детски тяжелой многострадаль-ной жизни. Прекрасно понимала она и то, что игра в деньги и такие вот драки не доведут мальчика до доб-ра. Она стала искать для него выход и нашла его, ре-шив назначить ему дополнительные занятия по фран-цузскому, с которым у него не ладилось. План Лидии Михайловны был незатейлив — отвлечь мальчика от походов на пустырь и, приглашая его к себе в гости, подкармливать. Такое мудрое решение приняла эта неравнодушная к чужой судьбе женщина. Но совла-дать с упрямым мальчишкой было не так-то легко. Он чувствует огромную пропасть между собой и учитель-ницей. Не случайно автор рядом рисует их портреты. Ее — такой умной и красивой, пахнущей духами и его, неопрятного без матери, тощего и жалкого. Ока-завшись у Лидии Михайловны в гостях, мальчик чув-ствует себя неуютно, неловко. Самым страшным ис-пытанием для него становятся не занятия по француз-скому языку, а уговоры учительницы сесть за стол, от которых он упорно отказывается. Сесть за стол рядом с учительницей и утолять свой голод за ее счет и на ее глазах для мальчика страшнее смерти.

Лидия Михайловна старательно ищет выход из этой ситуации. Она собирает нехитрую посылку и на-правляет ее герою, который быстро догадывается, что его бедная мать не могла прислать ему ни макарон, ни тем более яблок.

Следующий решительный шаг учителя — игра на деньги с мальчиком. В игре мальчик видит ее совсем другой — не строгой тетенькой, а простой девчонкой, не чуждой игре, азарту, восторгу.

Все рушит внезапное появление в квартире Лидии Михайловны директора, заставшего ее в самый раз-гар игры с учеником на деньги. «Это преступление. Растление. Совращение»,— кричит он, не намерева-ясь ни в чем разбираться. Достойно ведет себя Лидия Михайловна в разговоре с начальником. Она проявля-ет смелость, честность, чувство собственного достоин-ства. Ее поступком руководили доброта, милосердие, чуткость, отзывчивость, душевная щедрость, но Ва-силий Андреевич не захотел увидеть этого.

Слово «урок» в названии рассказа имеет два зна-чения. Во-первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету, во-вторых, это нечто поучи-тельное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова. Уро-ки доброты и сердечности, преподанные Лидией Ми-хайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь. Литературовед Семенова называет поступок Лидии Михайловны «высшей педагогикой», «той, что прон-зает сердце навсегда и светит чистым, простодуш-ным светом естественного примера,... перед которым стыдно за все свои взрослые отступления от самого себя».

Нравственное значение рассказа Распутина — в воспевании вечных ценностей — доброты и человеко-любия.

>Сочинения по произведению Уроки французского

Уроки доброты

Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» – это, в первую очередь рассказ о человеческой доброте. В нем автор рассказывает о своих нелегких школьных годах, проведенных вдали от дома и об учительнице французского языка, которая навсегда осталась в его памяти как символ доброты. Рассказ ведется от лица одиннадцатилетнего мальчика , который вынужден уехать из родной деревни в районный центр, чтобы получить образование. Действие происходило в послевоенные годы, когда многие семьи жили на хлебе и воде. Так жила и их семья, с трудом превозмогая голод и питаясь одними съедобными корешками из земли и глазками проросшей картошки. Будучи старшим ребенком в семье, он старался во всем помогать матери. Однако с его отъездом в город пришлось экономить еду настолько, чтобы оставалось немного и на посылку.

Вскоре он стал замечать, что посылки доходят до него полупустыми. Он догадывался, что еду воровала крикливая соседка тетя Надя, чтобы прокормить своих троих детей, но молчал. Чтобы как-то заработать на стакан молока, мальчик стал играть в «чику» на деньги со старшеклассниками. После нескольких проигрышей он начал выигрывать, что было для него большой помощью. Главарь компании, семиклассник Вадик , часто жульничал, чтобы прикарманить большую часть денег. Когда мальчик попытался уличить его в этом, то был избит. Это заметила Лидия Михайловна , учительница французского и классный руководитель. Узнав причину синяков мальчика, она предложила ему приходить на дополнительные уроки французского языка, тем более этот предмет ему плохо давался. Так она хотя бы могла время от времени кормить мальчика ужином. Более того, она прислала ему посылку с едой якобы от матери, но он быстро догадался, в чем дело и отказывался от любой помощи.

Тогда Лидия Михайловна, не задумываясь о последствиях, предложила ему играть на деньги в «пристенку». Она незаметно поддавалась в этой игре, чтобы выигрыш доставался ему. Однажды, когда он заметил, что она жульничает не в свою пользу, то стал возмущаться, после чего она стала ещё более хитрить, чтобы он выиграл деньги. Однажды, в разгар игры, они не заметили, как вошел проживающий за стеной директор школы. Лидию Михайловну уволили, и она была вынуждена уехать в свой родной край, на Кубань. Оттуда она прислала мальчику еще одну посылку с макаронами и яблоками на дне. Яблокам мальчик несказанно обрадовался, так как никогда их не пробовал, а лишь видел на картинке. На мой взгляд, рассказ «Уроки французского» демонстрирует истинный пример людской бескорыстности и самоотверженности. А такие учителя, как Лидия Михайловна, запоминаются на всю жизнь.

Я прочитал рассказ В.Г. Распутина «Уроки французского». Я думаю, что учительница поступила героически. Ей пришлось пожертвовать работой ради мальчика, его могли бы выгнать из школы или наказать на линейке перед всей школой за то, что он играет в «чику» на деньги. Для мальчика было бы большим позором, если бы его выгнали из школы. Он не смог бы выучиться, хотя учился на отлично.
Учительница знала о том, что он играет на деньги, и решила с ним заниматься французским языком, чтобы отвлечь его от игры. Жил мальчик бедно, учительница знала об этом и несколько раз пыталась накормить его, даже прислала ему посылку с едой. Мальчик, конечно же, догадался, что этот подарок сделала учительница. Он отказался от него, а учительница сделала вид как будто тут не причем, но мальчик догадался, что такой подарок больше сделать никто не мог.
Мальчику надо было заниматься французским: у него хромало произношение. И учительница пригласила его к себе домой на дополнительные занятия. Вскоре она предложила поиграть с ней на деньги в «замеряшки». Мальчик не понимал, как учительница с ним может играть на деньги, но согласился. Учительница объяснила правила, и они стали играть.
Сначала учительница выигрывала у него, но затем стала проигрывать, чтобы отвлечь мальчика.
Директор школы Василий Андреевич, живущий по соседству за стеной, услышал непонятные звуки из квартиры Лидии Михайловны. Он решил войти без стука и, когда вошел, увидел, что они играют в «замеряшки» на деньги. Директор был возмущен. Учительница ему все спокойно объяснила, взяв вину на себя. Директору пришлось уволить Лидию Михайловну.
Мне кажется, что учительница поступила правильно. Она могла найти работу где угодно, в любой школе, а вот мальчику было бы хуже. Его бы опозорили на линейки и выгнали бы из школы. С моей точки зрения, учительница поступила героически.

От администрации сайта

Валентин Распутин известный писатель. Он написал множеств поучительных произведений. Одним из них является наполненное добротой произведения "Уроки французского".

Распутин написал рассказ о бедно живущем мальчике и доброй учительнице, готовой помочь. В произведении автор заключил несколько уроков доброты, примеры нравственности и просто хороших людей.

Бедного пятиклассника так называемые друзья предали сразу же, после его несколько побед в детской игре. Он получил пару ударов от старшего мальчика в компании. На следующий день, придя с синяками на лице, он боялся что учительница французского все узнает и отругает его. Она и правда все узнала, что мальчику не хватает денег на еду, и что он вынужден играть на деньги. Но, мальчик получил только понимание и поддержу от учителя в свою сторону.Это и было первым уроком доброты.

Лидия Михайловна старалась помогать ученику всеми способами. Она отправляла посылки с едой, приглашала к себе в дом и угощала ужином, но мальчик не принял её помощи. Будучи довольно скромным, мальчишка не считал правильным принимать "подачки". Следующим уроком доброты является то, что нужно уметь принимать помощь, если ты сильно в этом нуждаешься. Но какими бы способами учитель не пыталась накормить ученика, тот не соглашался и возвращал все обратно.

Пойдя на риск, Лидия Михайловна предложила пятикласснику игру на деньги. Она поддавалась ему, чтобы он смогу выиграть деньги и купить молока. Однажды директор застукал их в кабинете за очередной игрой и учительница спокойно призналась во всем. Вскоре она вернулась в родной город, но о мальчике не забыла, как и он о ней. Женщина отправила мальчику огромную посылку, в ней лежали макаронны и яблоки, которые ребенок видел только на картинах.

Мальчик же, запомнил свою учительницу французского и классную руководительницу на всю жизнь. Проявления доброты Лидии Михайловны в его сторону стали бесценными для мальчика. Учитель стал воплощением гуманного человека. Произведение " Уроки французского" доказывает доброту некоторых людей, дает надежду, что гуманные люди ещё существуют. Главная мысль рассказа:нужно помогать другим, когда они в этом нуждаются и верить в то, что тебе помогут и не оставят одного в трудную минуту.

Несколько интересных сочинений

    В любом деле есть свои лидеры. Лидеры – это люди, которые стартуют раньше, чем остальные. Люди с горящими глазами и огненным сердцем. Люди, которые вносят пожизненный вклад в развитие мира.

  • Смысл, идея и суть комедии Грибоедова Горе от ума

    Главная идея, которую вложил Александр Грибоедов в свою комедию - показать быт, нравы современного ему общества, современной ему Москвы. В произведении сталкиваются два лагеря, два мировоззрения - старые консервативные

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: