Конспект на тему ягоды подготовительная группа. Тема «Сад-огород. Ягоды». Старшая группа. Задачи обучения рисованию в подготовительной группе

Что такое ягоды?

Дорогие ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие по лесам и садам и поговорим об удивительных лакомствах — ягодах.

Что такое ягоды? Кто знает?

Ягода — небольшой сочный плод кустарников, мелких кустарничков и травянистых растений, растущих в лесах и садах.

Послушайте стихотворение.

Ягодки, как шарики,

Россыпями бус.

Яркие фонарики,

Сочные на вкус.

Ягодки все разные:

Голубые, красные,

Кислые и сладкие,

Ворсистые и гладкие.

Соком ягоды полны.

И целебны и вкусны!

Какие ягоды вы знаете?

Верно! Брусника, голубика, земляника, калина, клюква, крыжовник, малина, смородина, черника — это ягоды. В зависимости от места произрастания их называют лесными или садовыми.

К лесным ягодам относятся те, которые растут в лесах, на лесных опушках и болотных кочках. К ним относятся брусника, голубика, калина, клюква, черника.

Садовые ягоды — те, которые созревают на кустарниках и кустиках в саду. Например, клубника, крыжовник, малина, смородина.

Некоторые ягоды встречаются и в лесу, и в саду. Постарайтесь припомнить их.

Правильно! Малина бывает и садовой и дикой. Садовая малина крупнее, слаще, а дикая хотя и помельче, но зато витаминов в ней больше.

Смородина и земляника тоже бывают садовыми и лесными.

Когда в садах и лесах созревают ягоды, у ягодников много забот! «В ягодный год — дел невпроворот!» — говорится в народе.

Ягоды нужно собрать, перебрать, промыть и тут же сварить варенье, джем или компот, приготовить мусс, желе или сок.

Залесными ягодами ягодники отправляются с корзинками, туесками*, лукошками и ведрами в лес.

Самой первой наливается соком, становится душистой и сладкой «царица ягод» земляника.

«Первую ягодку кладут в рот, а вторую в кузовок», — примечают люди. На вырубках, возле еловых и сосновых пней, на солнечных косогорах, опушках, полянах зажигаются алые огоньки земляники. Манит, зовет земляника ребятишек в лес!

Послушайте стихотворение.

Прогулка в лес

Хорошо в лесу зеленом,

Травы стелются ковром,

А резные листья кленов

Укрывают нас шатром.

Мы идем лесной тропою,

Смотрим мы по сторонам.

Пахнет мхами, пахнет хвоей,

Бродят тени по стволам.

Огонечки земляники

Загораются в траве.

Золотою рябью блики

Пробегают по листве.

Скоро выйдем на опушку,

Сядем на упавший ствол

И послушаем кукушку,

Поглядим на танцы пчел.

Чуть позже поспевает малина, следом за ней — черника. «Когда черника созревает — озимых хлеб к жатве готов», — примечали крестьяне в старину.

Зреет черника под песни комариные. В самом деле, когда поспевает эта ягода — лето в зените. Дни долгие, теплые, солнечные, омытые сверкающими звонкими ливнями. Комарам и мошкам — приволье! «Много мошек — готовь для ягод лукошко», — гласит народная примета.

В августе созревает и брусника на травяных кочках высохших болот. Когда алым соком нальется эта кисло-сладкая целебная ягода — то и овес в поле созрел. Это тоже народная примета.

В конце августа — начале сентября поспевают в лесах гроздья калины, а на болотах краснеют клюквенные россыпи.

Лакомства из ягод очень любят дети, ведь недаром говорится: «У кого детки, у того и ягодки». В лесных ягодах содержится много полезных веществ: и витамины, и фруктовый сахар.

Любят лакомиться лесными ягодами звери: и косолапый мишка, и красавец-лось, и бурундук — полосатая спинка, и лесная мышь. Птицы — снегири, свиристели и прочие — клюют в осенних лесах ягоды рябины и калины. От инея калина становится не только ярче, но и слаще!

Перед отлетом в теплые края за синие моря длинноногие журавли бродят между болотными кочками, лакомятся клюквой. Не хотят родное болото покидать, пока клюквы-ягоды не попробуют. Потому и зовется она «журавлиной ягодой».

Чтобы собрать хороший урожай ароматных и сочных ягод, садоводу приходится немало потрудиться.

Еще зимой приходится начинать заботиться о будущем урожае. В сильные морозы, если снега выпало немного, его нужно подгребать к кустарникам, чтобы защитить их корни от вымерзания. После обильного снегопада, снег нужно стряхивать с ветвей, особенно если он тяжелый и влажный.

Ранней весной в саду развешивают домики для птиц — скворечники и дуплянки, ведь садоводы знают, что пернатые друзья, уничтожая вредных гусениц, мошек и жуков, помогают им собрать хороший урожай ягод.

Каких еще помощников садовода вы знаете?

Верно! Это ежи, любители слизней и гусениц, жабы, лягушки и маленькие ловкие жуки-жужелицы, поедающие толстых зеленых гусениц-огневок, которые портят ягоды крыжовника и смородины.

Для ежей садоводы даже ставят под кустами блюдечко с молоком.

Послушайте стихотворение.

Приходи-ка, ежик, в сад

— Кто поставил под кустом

Блюдце с теплым молоком?

Дядя Вася, садовод!

В гости он ежа зовет:

«Приходи-ка, ежик, в сад,

Приведи с собой ежат.

Угоститесь молоком,

Закусите слизняком,

Чтоб не съели слизняки

Молодые стебельки».

Для жужелиц насыпают немного древесных опилок, смешанных с землей. Там они строят норку и выводят малышей, а потом всей дружной семьей поедают вредных жуков и их личинок.

Для лягушек и жаб жарким и засушливым летом выкапывают в земле неглубокую яму и ставят в нее корытце с водой. Ведь жабы и лягушки очень любят влагу! Жабы охотятся ночью, а лягушки — и ночью и днем, уничтожая гусениц, слизней, многоножек, личинок вредных бабочек и жуков.

Послушайте стихотворение.

Квакушка — помощница садовода

Растут возле кадушки

Густые лопухи.

Скрываются лягушки

Там в жаркие деньки.

Когда жучок иль мушка

К кадушке прилетит,

То на обед к лягушке

Тотчас же угодит.

Квакушка помогает

Растить нам сладкий плод,

Ее оберегает

Любитель-садовод.

Некоторые растения тоже помогают садоводу собрать хороший урожай. В ягодниках между плодовыми кустарниками садоводы разбивают клумбы и грядки, на которых пышно цветут нарядные золотисто-оранжевые и пурпурные бархатцы, душистый табак, крупные садовые ромашки или яркие ноготки.

Послушайте стихотворение.

Ноготки

Я возьму лопатку

И вскопаю грядку.

Прополю я сорняки

И посею ноготки.

Пусть цветут ноготки —

Золотые огоньки!

Эти цветы выделяют фитонциды — особые защитные вещества, убивающие микробов. Сильный, терпкий аромат ноготков очень не любят садовые вредители и улетают из сада подобру-поздорову.

Весной и летом опытные садоводы опрыскивают ягодники настоем растений, запах которых отгоняет вредных насекомых: бабочек-огневок и стеклянниц, листоверток, тлей, паутинных клещей и плодожорок. Эти вредители грызут корни кустарников, поедают их листья, портят цветы и ягоды.

Настои горькой полыни, пижмы, тысячелистника, календулы, чеснока и луковой шелухи — прекрасное средство, помогающее сберечь урожай ягод.

Осенью, когда ягоды собраны, у садовода появляются новые заботы. Нужно обрезать засохшие ветки и сжечь их вместе с опавшей листвой. Землю в саду перекапывают крупными пластами, не разбивая их граблями или тяпкой, чтобы почва промерзла и погибли зарывшиеся в нее на зимовку вредные насекомые.

Ответьте на вопросы

Какие плоды называют ягодами?

Какие ягоды созревают в саду?

Какие ягоды люди собирают в лесу? На болоте?

Какие ягоды можно встретить и в саду и в лесу?

Какая ягода самой первой созревает в лесу?

Какие народные приметы связаны с созревающими лесными ягодами?

Какие полезные вещества есть в ягодах?

Какие звери и птицы любят лакомиться ягодами?

Почему клюкву называют журавлиной ягодой?

Как надо ухаживать за ягодными кустарниками в саду?

Какие помощники есть у садоводов?

Светлана Агафонова
Конспект занятия по окружающему миру в подготовительной группе по теме «Лесные ягоды»

Ознакомление с окружающим миром в подготовительной группе на тему "Лесные ягоды "

Задачи :

Обобщение и систематизация представлений об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о лесных ягодах , местах их произрастания;

Активизация и актуализация словаря по теме «Ягоды » .Лес осенью»(лес,болото,ягода ,клюква,брусника,черника,морошка,ежевика,малина)

Воспитание бережного отношения к природе.

Ход занятия

1. Организационный момент

Шаровидную форму,

Ягоды имеют ,

На болотах осенью,

Дозревать умеют! (клюква)

Много ягоды в лукошках ,

Тут черника, и морошка.

Вот чернеет ежевика,

Рядом - красная. (брусника)

В :- О чем я загадала загадку?

Д :-о ягодах

В :- Сегодня мы поговорим о поздних ягодах . Клюква поспевает на болотах поздней осенью. Она растет на кочках, ягоды лежат прямо на мху . Ягоды видны издалека , а стебельки незаметны. Но если присмотришься, увидишь, что на моховой подушке протянулись тоненькие нити, а на них –жесткие блестящие листочки.

Ягодка черненька , маленька, сладенька, ребятишкам миленька»-так говорят в народе о чернике. Растут черничные кустики на торфяных болотах.

На болоте уродилась,

В мягкой травке притаилась.

Желтенькая брошка-ягодка (морошка)

Это крупная, сочная,красивая ягода .

Растет на севере. Встречается на моховых болотах, по берегам рек и озер, на лесных полянах . Является лечебным средством.

Брусника –мелкий стелющийся кустарник. По вкусу ягоды напоминают бруснику . Из ягод варят варенье , а из листьев делают лекарство.

Ежевика напоминает малину. Ягоды на вид черные , но на самом деле черными эти ягоды только кажутся , окрашены они в густой темно-фиолетовый цвет. Из ягод ежевики получают очень вкусное варенье, джем, желе. Поздней осенью в лесу можно собирать только клюкву, бруснику и рябину. Остальные ягоды в это время уже не встретишь.

2. Физминутка «По ягоды »

В :- А теперь я предлагаю вам отправиться в лес за ягодами . А с собой мы возьмем корзиночки для сбора ягод .

Мы к лесной лужайке вышли ,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенечки.

Кто высоко так шагал-

Не споткнулся,не упал.

Вот мы и пришли на полянку.

(Дети идут друг за другом, наклоняются, изображая сбор ягод ).

Собираем мы в лесу

Клюкву и бруснику, (На ковре разложены картинки с изображением ягод )

И домой мы понесем Дети собирают только ягоды .)

Полную корзинку.

2. «Какой вкус?»

У черники -сладкий, у клюквы - кислый, у брусники - горько-кислый, у морошки- сладкий, у ежевики- кисло-сладкий, у рябины-горький.

3. Игра «Четвертый лишний»

В :- Когда ягоды приносят из леса , их обычно перебирают,очищают от листочков, незрелых ягод , разного лесного мусора , который мог попасть в корзинку.

Брусника, черника, палочка, морошка;

Ежевика, рябина, клюква, листочек;

Клюква, морошка, цветочек,брусника;

Черника, клюква, веточка, ежевика.

4. Игра с мячом «Вот какие повара»

В :- Есть черника, земляника, ежевика и брусника.

Стоит лишь поговорить,что из ягод нам сварить .

Я буду бросать вам мяч и начинать предложение. Вы будете ловить мяч и заканчивать предложение.

В :-Из черники можно приготовить ….

Д :-Черничное варенье.

В :-Из клюквы можно приготовить …

Д :- Клюквенный компот.

В :- Из брусники можно приготовить …

Д :- Брусничный джем.

В :- Из морошки можно приготовить …

Д :- Вкусный морс.

В :-Что еще можно приготовить из ягод ?

Д :- Вкусный пирог,торты, пирожные.

6. Подведение итогов занятия

В :-Кому нужны ягоды ?

Д :-Животным, птицам, насекомым, людям.

В :- «Какая от ягод польза

Д :- В них много витаминов, полезных для человека. Из них готовят лечебные отвары, морсы.

В :- В народе говорят : «Возле леса жить- голодным не быть. Почему так говорят?

Д :-Лес-это наше богатство, его надо беречь и охранять.

Список литературы :

1. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. -СПб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс» ,2013.-624с.

2. Лозбякова М. И. Учимся правильно и чётко говорить : Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. М.: Вентана - Графф, 2003. - 304 с.

Публикации по теме:

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе «Космическое путешествие» Космическое путешествие. Цель: Развитие патриотизма. Социализация. Показать, что мечты людей сбываются (полет в космос). Задачи: 1. Воспитательная.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Космос» Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе по теме «Космос» Задачи: -Формирование представлений о космосе,освоении космоса людьми,работе.

Конспект занятия в средней группе по окружающему миру «Домашние животные» Тема: «Домашние животные» Задачи: Познакомить детей с такими понятиями как «домашние животные» и их «детеныши». Развивать внимание,.

Познавательно-творческий проект с детьми старшего дошкольного возраста

Беседа «Гигиена рук» (формировать у детей культурно - гигиенические навыки, обсудить необходимость мытья рук после посещения туалета, перед едой, поговорить об опасностях, связанных с грязными руками. Выяснить, кто из ребят всегда помнит о необходимости мыть руки, придумать для остальных «рисунки - напоминалки»)

Д/и. «Отгадай, что на моей картинке» (формировать у детей умение зрительно обследовать предмет и давать словесное описание формы предметов. Развивать зрительное восприятие. Речь. вербальное воображение)

Песенное творчество: работа с попевкой «Песенка осеннего дождя» (учить детей придумывать текст и мелодии на заданную тему по образцу, развивать музыкально-слуховые представления, эмоциональную отзывчивость на музыку)

Развивающая игра «Сложи узор» (развитие творчества, памяти, воображения)

Работа в уголке природы: посадка черенков (закрепить представления детей о размножении растений черенкованием. Формировать соответствующие трудовые умения, развивать любознательность, наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к природе, поощрять желание участвовать в совместной деятельности).

Прогулка (утро):

1.Наблюдение за сезонными изменениями (формировать понятия о явлениях природы, закреплять знания о солнце)

2.Трудовая деятельность: уборка мусора на участке (воспитывать чувство удовольствия от проделанной работы)

3.П/и. «Ловишки» (упражнять в беге, не наталкиваясь друг на друга).

4.Индивидуальная работа: упражнение на развитие равновесия (учить вбегать на горку и сбегать с неё).

2 половина дня:

Д/и. «Угадай, что в мешочке» (учить детей последовательно осуществлять обследование ягод при помощи осязания, определить их форму. Качество поверхности. Формировать умение рассказывать о ходе работы, обобщать, и оценивать её результаты.)

Заучивание стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края» (учить детей понимать.чувствовать образный язык стихотворения, выразительно декламировать его. Развивать поэтический слух, литературную речь.)

С/р.и. «Путешествие в лес». Сюжет «По ягоды» (развивать умение детей распределять роли, развитие навыков сотрудничества).

Развивающая игра Собиралка «Полное лукошко» (учить запоминать названия ягод, набрать из лесного плетёного лукошка как можно больше съедобных ягод)

Прогулка (вечер):

1.Набдюдение за пешеходом (закрепить знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения)

2.) П/и. «Светофор» (развивать ловкость. закреплять знания о значении светофора).

3. Трудовая деятельность:сбор красивых листьев для гербария; сгребание опавших листьев к корням деревьев).

4.Индивидуальная работа: развитие движений (закреплять навыки метания предметов) .

Ксения Сабирьянова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Лесные и садовые ягоды»

Цель : познакомить детей понятием «ягода » , классифицировать их на садовые и лесные , учить их различать.

Задачи :

Продолжать знакомить с особенностями внешнего вида и местами произрастания ягод .

Обучать умению классифицировать ягоды по месту произрастания (садовые , лесные ) .

Развивать разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Ход занятия:

Ребята, давайте начнём занятие как обычно , приветствием гостей и друг друга.

Дорогие ребятки, сегодня мы с вами познакомимся с ягодами . Что же такое Ягоды ?

Ягоды – это сочные плоды некоторых видов растений, которые всегда содержат некоторое количество семян. Перечень названий ягод может длиться до бесконечности. Какие ягоды вы знаете ? (смородина, черника и ежевика, калина, рябина, малина и клубника) .

Чтение рассказа : “Ягодная сказка”

На лесной поляне , где всегда было солнечно, жили по соседству ягоды : черника, земляника, малина и брусника.

Ягодки любили кружиться под яркими лучами солнышка и нахваливать себя.

– Какая я красная, красивая и кисленькая! – говорила Ягодка Бруся .

– А я сочна, крупна да розова! – веселилась Ягодка Маля .

– Ха–ха–ха! Зато я – синее всех! – любовалась перед росинкой на листике Ягодка Черня .

– Ну, тогда я – всех слаще! – сказала земляничка Варя.

И вот однажды, так же веселясь, они услышали, как кто-то бежит по тропинке на их солнечную полянку. Испугались ягоды , да и спрятались под листочками. Видят двух девочек, а в руках у них кувшинчики. «За нами пришли значит!» – подумали ягоды .

Долго стояли девчушки и никак не могли решиться, что же им собирать, кувшинчиков-то только два.

– Давай малину! Она сочная, крупная, полезная ягода ! – говорит одна девочка.

– Черника тоже полезная и брусника! – говорит другая.

– Ага, но от черники язычки у нас будут синие-синие, а брусника – кислая. Давай собирать малину и землянику. Из малины сварим варенье на зиму, а из земляники сделаем варенье к чаю.

Вскоре кувшины наполнились с горкой. Довольные девочки отправились домой.

Вопрос : Какие ягоды вы знаете ?

А где растут ягоды ? Правильно, по месту произрастания ягоды делятся на Садовые и лесные . Как вы думаете ребята, какие ягоды полезней ? (и те и другие ягоды полезные , в них много витаминов) .

К лесным ягодам относятся те , которые растут в лесах, на лесных опушках и болотных кочках.

Садовые ягоды - те , которые созревают на кустарниках и кустиках в саду .

А теперь, ребята, послушайте загадки про ягоды и угадайте про какие ягоды я говорю :

Эти ягоды , все знают, Нам лекарство заменяют. Если вы больны ангиной, Пейте на ночь чай с. (малиной) .

Куст с шипами, Ягодки с хвостами В зеленой одежке С полосатой стежкой. От ягодок - хруст , Что за куст? (крыжовник)

Ярко-красных, черных, белых Ягодок попробуй спелых . Сельский сад - их родина. Что это? (Смородина)

Повернулась к грядке боком, Налилась вся красным соком. Ей сестрица земляника. Что за ягодка ? (клубника)

Долгоножка хвалится : - Я ли не красавица? А всего-то - косточка Да красненькая кофточка! (вишня) .

– Что же это за ягодки ? Так где они все растут? Правильно, это садовые ягоды !

Садовые ягоды очень вкусные , сладкие, но еще и полезны! В них содержится большое количество витаминов. Из них варят варенье, которое помогает нам бороться с простудными заболеваниями (такое как малина, а в смородиновом варенье много витамина С, который делает его рекордсменом среди всех садовых ягод по содержанию его . Делают также мармелады и компоты, пастилу, джемы. А также ягоды замораживают и кушают всю зиму, а также сушат.

А сейчас нам девочки расскажут стихотворения про другие виды садовых ягод :

Ежевика так колюча,

Как сердитый ёжик.

Но она совсем не злючка -

Колется немножко.

Осторожно собирай

Небывалый урожай :

Посмотри - за рядом ряд

Чудо-ягоды висят . (Ксюша)

Жимолость у нас в саду

Пышным цветом расцвела.

Только к ней я не иду :

Там в цветке сидит пчела.

Но сказала мама мне :

«Пчёлкам тоже по весне

Витаминов надо.

Где их взять? Из сада!»…

Солнышко сильней пригреет,

Скоро жимолость созреет.

Буду ягодки срывать

И про пчёлку вспоминать (Алина К.)

И напоследок осталась самая необычная ягода , слушайте загадку.

Внутри он алый, сахарный, кафтан - зеленый, бархатный. (Арбуз) .

Арбуз, как ни странно является ягодой ! Арбуз – любимое лакомство и детей и взрослых. Без арбуза стол летом и осенью был бы непременно беднее. Из корок арбуза делают цукаты, из сока – арбузный мёд, из мякоти – патоку. Ну и конечно же арбуз кушают в сыром виде.

Аппликация «Корзина садовых ягод »

А теперь я предлагаю вам сделать аппликацию. Давайте наполним нашу корзинку садовыми ягодками .

Физ минутка

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их все лучи согрели.

Мы по ягоды идем ,

Дружно ягоды берем .

Посмотри-ка, погляди-ка,

Ах, какая земляника!

Ниже, ниже приседай,

А теперь скорей вставай!

Дружно хлопаем, ногами топаем,

Хорошо мы погуляли,

И немножечко устали!

Ну вот, мы с вами познакомились с садовыми ягодами , теперь пришло время отправиться на лесную полянку , чтобы познакомиться с лесными ягодами .

Музыка, друг за другом отправляемся в лес (на палас) .

Входим в лес.

Лес- это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы и большое количество ягод .

А какие ягоды мы с вами можем увидеть в лесу? (Дети называют лесные ягоды по картинкам ) .

Верно! Брусника, голубика, земляника, калина, клюква, крыжовник, малина, смородина, черника -это лесные ягоды .

Некоторые ягоды встречаются и в лесу, и в саду. Постарайтесь припомнить такие ягоды . Правильно! Малина бывает и садовой , и дикой. Садовая малина крупнее , слаще, а дикая хотя и помельче, но зато витаминов в ней больше!

Смородина, ежевика и земляника также бывают садовыми и лесными .

Что это за ягодка ? Это лесная земляника . Земляника – самая вкусная лесная ягода , которая уже появилась в наших лесах. Собирать землянику конечно хлопотно, но зато как приятно ее есть, особенно со сливками или с молоком. Все дети просто обожают землянику. Вы должны знать, что ягоды земляники не только вкусны, но и польза ее вне всякой конкуренции.

Слушайте загадку про следующую ягоду :

Под листиком на каждой ветке

Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберет

Руки вымажет и рот.

А попробовав поймет (голубика) .

Голубику можно встретить в самых разных местах : и в сосняках, и в горах. В основном, голубику едят в свежем виде, потому что именно в свежих ягодах концентрация полезных веществ самая высокая. Голубикой угощаются как десертом, варят компоты и квасы.

А что это за ягода ? Черника - почти чёрного цвета, с сизоватым налётом и тёмно-пурпурной кисло-сладкой мякотью. Созревает черника в июле-августе. Замечено, что черника обостряет ночное зрение, уменьшает усталость глаз, тонизирует нервную систему.

Ну ка ребята, прочитайте нам стихи про другие лесные ягодки .

Нет кислее ягод этих ,

Только все равно приветь их.

Витамин в них - лучший друг вам.

Замечательная клюква! (Кристина)

У брусники вкус особый :

То ли кислый, то ли нет.

Сколько ты ее ни пробуй,

Не найдешь на то ответ.

А зеленые листочки

Не желтеют и зимой.

Приносили мы из леса

Эту ягоду домой . (Алиса К.)

А теперь мы, ребята, поиграем в игру.

Дидактическая игра «Исправь ошибку» .

Ребята, я буду говорить факты, а вы следите за мной, если я говорю верно, то вы хлопаете, если я говорю неверно, то вы топаете.

Земляника растет на дереве;

клюква растет на кусте;

брусника сладкая как сахар;

голубика красного цвета;

малину любят не только люди но и животные;

черника очень вредная для здоровья.

Ядовитые ягоды

Далеко не все ягоды полезны . Некоторые красивые, яркие ягоды смертельно опасны . Например волчье лыко и вороний глаз.

Волчье лыко - это невысокий кустарник , который цветет белыми или светло-розовыми цветочками, похожими на сирень. Плоды появляются прямо на стебле, созревают в июле. Внешне волчья ягода очень привлекательна : ярко-красная, блестящая, сочная. Дети так и тянутся попробовать эти красивые плоды. Однако волчья ягода целиком ядовита – и листики, и кора, и плоды представляют опасность, поскольку в них содержится токсичное вещество дафнин. Если прикоснуться к коре или потереть листья, то на коже могут возникнуть красные зудящие пятна и волдыри.

Вороний глаз - невысокие кустики этого растения встречаются только в лесу, их можно спутать с черникой или голубикой. Но отличить ядовитое растение несложно : ягодка растет одиночно , в середине четырехлистного венчика обладает весьма неприятным запахом. Одна или две ягоды большой опасности не представляют, а вот большее количество может привести к рвоте и поносу.

Будем ли мы собирать такие ягоды ? (нет) .

А сейчас мы с вами будем играть в игру «Лесные ягоды и садовые » .

Вот мы с вами поиграли и побывали в лесу и нам пора возвращаться. Проходите и садитесь на стульчики.

Подведение итогов :

– С чем мы ребята сегодня познакомились ?

– На какие виды делятся ягоды ?

– К садовым ягодам относятся какие ?

– К лесным ?

– А что за ядовитые ягоды вы знаете ?

Молодцы, ребята, все сегодня хорошо занимались и я вам приготовила небольшие подарки. Но для начала давайте скажем спасибо нащим гостям за то что они к нам пришли и угостим их вкусным и полезным мармеладом из ягодок .

А это вам ребята (раздаю раскраски и мармелад) . Занятие закончено , всем спасибо!

Конспект занятия «Ядовитые грибы и ягоды»

(подготовительная группа)

Подготовила: воспитатель МКДОУ Бутулиновский детский сад

Общеразвивающего вида №1

Борщева Е.А.

Цели и задачи: Закрепить знания о грибах и ягодах, особенностях внешнего вида, местах произрастания. Активизировать словарный запас по теме. Развивать внимание, мышление, зрительное восприятие. Развитие общей и мелкой моторики, согласование речи с движением. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Развивать познавательный интерес.

Ход НОД:

Воспитатель : – Ребята, к нам в гости сегодня пришел Старичок-Лесовичок. Он хочет пригласить нас в чудесный лес за грибами да за ягодами. Любите собирать грибы да ягоды? (ответы детей)

Ну, тогда берите корзинки и в путь поедем на электричке.

Грибная электричка

Едут в электричке

Волнушки и лисички

С подружками – друзьями

Чернушками, груздями

Со станции “Пригоркино”

На станцию “Ведеркино”

Со станции “Подъёлкино”

На станцию “Засолкино”

Колеса со старанием

По рельсам тарахтят

Везут по расписанию

Компанию опят

Со станции “Полянкино”

На станцию “Сметанкино”

Со станции “Пеньково”

На станцию “Духовкино”

У мухомора хитрый вид

Ехидная усмешка –

Забрался в поезд и сидит

Как будто сыроежка.

Но вот заходит контролер,

Выводит мухомора

И безбилетник – мухомор

Краснеет от позора.

А старичок – боровичок

Интеллигентный толстячок

Приподнимает, свой берет

И предъявляет свой билет

К билету прилагается

Четырнадцать квитанций

Четырнадцать квитанций

С названиями станций:

Дорожкино, Лукошкино,

Опушкино, Засушкино,

Кастрюлькино, Бульбулькино,

Лучково, Сельдерейкино,

Морковкино, Перловкино,

Немножкино – картошкино

Лаврушкино, Петрушкино,

Тарелкино и Ложкино.

Воспитатель: - Ну а мы с вами приехали на станцию “Загадкино” . Сейчас проверим, знаете ли вы грибы.

1. Растут в лесу сестрички

Рыжие…. (лисички)

2. На пеньке сидят ребята

Называют их…. (опята)

3. Я в красной шапочке расту

Под стройною осиною

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я…. (подосиновик)

4. Средь молоденьких сосенок

В блестящей темной шапочке

Растет грибок…. (масленок)

5. Серенькие шапочки

Рябенькие ножки

Под березой растут

Как же их зовут? (подберезовики)

6. На толстой белой ножке

Коричневая шапка

Наверняка любой грибник

Найти мечтает…. (боровик)

Воспитатель: - Вот сколько съедобных грибов мы положим в свои корзинки!!!

Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов. (рассматривание картинки). Что есть у грибов? Ножка, шляпка, корни-грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают молодые грибочки. Через корни – ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами называют грибниками. Съедобные грибы очень вкусные и полезные. Их можно варить, жарить, мариновать, сушить.

Воспитатель: - Ребята, нужно быть осторожными и внимательными в лесу с грибами. Если не быть внимательным, то и в вашу корзину залезут не прошеные гости. Угадайте какие?

1. В лесу есть гриб, что не надо искать,

Много растет их на каждой полянке,

Но эти грибы нельзя трогать и брать –

Яд в них опасный. Это…. (поганки)

2. Ножка белая, прямая,

Шапка красная, большая

А на шапке, как веснушки

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор

Вырос пестрый как Петрушка

Ядовитый…. (мухомор)

Воспитатель: -Ребята, а вы знаете, что когда мухомор состарится, края его шляпки загнутся кверху, и он превратится в блюдечко. Пройдет дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьется этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его Мухо-мор.

Воспитатель: -Съедобные грибы мы собрали, а ядовитые оставили в лесу. Запомните ребята, грибы которые вы не знаете, оставьте на поляне, не топчите, не сбивайте. Все грибы в лесу нужны. То белочка грибок съест, то ежик, а мухоморами лоси лечатся. Они нужны лесу.

Воспитатель: -Сбор грибов занятие увлекательное, но таящее в себе большой риск. Много людей каждый год попадает в больницу из-за отравления грибами, иногда даже бывают смертельные случаи. Поэтому, ребята, давайте еще раз хорошо запомним ядовитые грибы. (презентация)

Подвижная игра «У медведя во бору…»

Воспитатель: - В лесу растут не только грибы, но и ягоды. Ягоды – это небольшие сочные плоды кустарников и травянистых растений. Что есть у ягод? Корень, стебель, листочки и плоды (схема).

Воспитатель: - Ягоды, прогретые летним солнцем, напоенные дождем, – клад витаминов. Врачи уверены: чем больше человек употребляет ягод, тем меньше он подвержен заболеваниям зимой и весной.

Ребята, какие лесные ягоды вы знаете? (ответы детей)

Воспитатель: - Но будьте осторожны, в лесу притаились и ядовитые ягоды. (презентация)

Воспитатель: - Ребята, хотите узнать, какое угощение сварила однажды в нашем лесу Баба Яга? Вот послушайте!

Ведьма суп варить решила,

Змей сушеных покрошила

И оставила котел

Между сосен и полянок.

Собрала ведро поганок,

Посмотрела за бугор,

Отыскала мухомор.

Для приправы – бузины,

Для отравы – белены,

Волчьих ягод полкорзины

И отменной свежей тины.

Супчик вышел – то, что надо

Целых 20 литров яда!!!

Воспитатель: - Но если вы вдруг съели незнакомую ягоду, скорее скажите об этом взрослому. Раздать памятки для детей и родителей.

При отравлении грибами и ягодами необходимо обратиться к врачу или вызвать “скорую помощь”.

До прибытия врача нужно: – выпить 1 литр теплой кипяченой воды и вызвать рвоту

Так повторить 5 раз.

Запомните, каждая упущенная минута может стоить вам жизни!!!

Воспитатель: - Но будем надеяться, что с вами этого не случиться, потому, что вы очень хорошо запомнили ядовитые грибы и ягоды, они никогда не попадут в вашу корзинку.

А наше путешествие в лес подошло к концу. Давайте попрощаемся со Старичком-Лесовичком и поспешим на электричку, которая доставит нас обратно в детский сад.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: