Тропарь кресту - изменение текста и смысла. Молитва животворящему кресту Спаси люди твоя и благослови достояние твое

Более того, электронная физика установила, что атомные ядра, несмотря на их трудно представляемую малость, являются также составными телами. Атомные ядра состоят из так называемых протонов и нейтронов, соединенных между собою в определенных сочетаниях и числах. Какая-то неизвестная сила соединяет их и скрепляет!

Так открытие наукой строения атома превращается в открытие совершенства в творении мира Премудрым Творцом и в корне, совершенно меняет понятие о материи. Такой материи, как понимают ее материалисты, не существует.

Современной наукой установлено, что первичная основа материи есть энергия, а первичный вид энергии есть световая энергия. Теперь становится ясным, почему в начале оформления материи Бог создал свет.

Таким образом, первые строки Библии для нашего поколения являются лучшим свидетельством Богодухновенности Священной Библии. Ибо откуда мог знать Моисей, что творение мира должно начаться со света, когда это стало достоянием науки только в нашем XX веке?

Так бытописатель Моисей, по Божественному Откровению, раскрыл тайну строения вещества-материи, неведомую никому из людей в те отдаленные времена. Так открытие атомной энергии, «жизни атома», в наши дни есть лишь новое доказательство Божественной истины!

«Дивны дела Твои, Господи, вся премудростию сотворил еси!»

Беседа о втором дне творения

Во второй день мира Бог создал твердь– то необъятное пространство, которое простирается над нами и окружает землю, то есть видимое нами небо. Второе творческое повеление образует твердь. «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды: и стало так. И создал Бог твердь, и отделил Бог воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй» (Быт. 1, 6–8).

Твердь– воздушное пространство, или видимое небо. Происхождение тверди, или видимого неба можно представить так. Неизмеримо громадная масса первозданного водянистого вещества распалась по мановению Божию на миллионы отдельных шаров, которые закружились на своих осях и понеслись каждый по своей отдельной орбите. Пространство, образовавшееся между этими шарами, стало твердью; ибо в этом пространстве движение новосозданных миров утверждено Господом на определенных и неизменных законах тяготения, так что они не сталкиваются между собою и нисколько не мешают друг другу в своих движениях. Вода над твердью, – это и суть новосоз-данные водянистые шары, которые потом окрепли и с четвертого дня творения заблистали и заискрились вверху над нашими головами; а вода под твердью – это наша планета Земля, расстилающаяся у нас внизу под ногами. Все это еще носило название воды потому, что во второй день творения еще не получило прочного устройства и крепких форм.

Достойно внимания указание величайшего учителя Церкви, св. Иоанна Дамаскина, жившего в VIII веке. В ирмосе 3-ей песни 5-го гласа он говорит: «Водрузивый на ничесомже землю повелением Твоим и повесивый неодержимо тяготеющую…». Так св. Иоанн Дамаскин раскрыл научную истину за много столетий до того времени, когда она стала достоянием науки.

Беседа о третьем дне творения

В третий день мира Бог собрал воду, которая под небом, в одно место, и явилась суша. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод морями. И повелел земле произрастить зелень, траву и деревья. И покрылась земля травою, и всевозможными растениями, и деревьями разных пород.

Дальше земля получает такое устройство, что на ней является уже жизнь, хотя еще только низшая, именно жизнь растительная. «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву сеющую семя по роду и по подобию ее, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле.

И стало так. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: деньтретий». (Быт. 1, 9-13).

Отделение воды от суши в третий день не должно представлять простым, так сказать, отцеживанием готовой уже воды от твердых землянистых частей. Воды еще не было в том виде и химическом составе, как мы теперь ее знаем. Итак, во-первых, творческим словом Господним безобразное и неустроенное вещество нашей планеты преобразовано было в третий день мира в два вида: созданы были вода и суша, и последняя тотчас же образовала на своей поверхности разные водовместилища: реки, озера и моря. Во-вторых, планета наша оделась тонким и прозрачным покровом атмосферного воздуха, и появились газы с их многочисленными сочетаниями. В-третьих, и на самой суше предметом творческого делания стала не только поверхность суши с горами, долинами и проч., но и в самых недрах ее – разные слои земли, металлы, минералы и проч. В-четвертых, особым повелением Творца на земле явились всевозможные виды растений.

Яснее творческое действие третьего дня можно предположительно представить себе в следующем виде. Земля все еще была сплошным морем. Тогда сказал Бог: «да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша; и стало так». «И назвал Бог сушу землею, а собрания вод назвал морями: и увидел Бог, что это хорошо». Но земля не обладала еще тем, что составляло цель ее создания: на ней не было еще никакой жизни, лишь голые мертвые скалы мрачно смотрели на вместилище вод. Но вот, когда совершилось распределение воды и суши, и образовались необходимые условия для жизни, то, по слову Божию, не замедлили появиться и первые начатки ее – в виде растительности: «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя (по роду и подобию ее), и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле, – и стало так. И увидел Бог, что это хорошо. Был вечер и было утро: день третий».

Науке известны остатки этой растительности, и она поражает своим величественным размером. То, что теперьявляется ничтожной былинкой, как, например, наш папоротник, в первобытное время представляло собою величественное дерево. Нити теперешнего мха в первобытное время были около сажени в окружности. Но как могла произойти эта мощная растительность без влияния солнечных лучей, озаривших землю лишь в следующий четвертый день? Но научные изыскания здесь, как и во многих других случаях, со всей неотразимостью непреложной истины, подтверждают бытописание. Делалисьопыты с электрическим светом для развития зелени. Один ученый достиг важных результатов в этом отношении даже при помощи усиленного света простой керосиновой лампы.

Беседа о четвертом дне творения

В четвертый день мира, по повелению Божию, засияли над нашей землей светила небесные: солнце, луна и звезды. С тех пор и стали определяться промежутки времени – наши теперешние дни, месяцы и годы.

За образованием земли следует устройство светил небесных. «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной (для освещения земли и) для отделения дня от ночи, и для знамений и времен, и дней и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной… И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый» (Быт. 1, 14–19).

Творческое повеление: да будут светила, очевидно равно-значительно прежним повелениям Творца: да будет свет… да соберется вода, и как там разумеется не первоначальное творение, а творческое образование предметов, так и здесь надобно разуметь не новое создание, а только полное образование тел небесных.

Как нужно представлять происхождение светил небесных? По внутренней и основной материи своей светила небесные существовали уже и до четвертого дня; они-то и были та вода над твердью, из которой образовались бесчисленные шарообразные тела во второй день творения. В четвертый же день некоторые из этих тел были так устроены, что первозданный свет сосредоточился в них в высшей степени и стал напряженнейшим образом действовать– это самосветящиеся тела, или светила в собственном смысле, таково, напр., солнце, и неподвижные звезды. Другие же из темных шарообразных тел так и остались темными, но приспособлены Создателем к отражению полившегося на них света от других светил, – это светила в несобственном смысле, или так называемые планеты, блестящие заимствованным светом, напр., Луна, Юпитер, Сатурн и прочие планеты.

св. Иоанн Шанхайский. Спаси, Господи, люди Твоя

Почему с молитвами Животворящему Кресту соединяются молитвы о царях?

Крест Господень, как орудие нашего спасения, стал почитаться христианами еще во времена Апостольские. Однако во время гонений христиан почитание его могло быть только тайным. “Христос распятый” для иудеев был соблазном, для язычников - безумием. Посему христиане не высказывали открыто свое почитание Креста, чтобы не подвергать Его издевательствам. Они скрывали изображение креста или изображали крест так, чтобы язычники не могли догадаться, что данный рисунок прикровенно изображает крест.

В 312 году царь Константин Великий во время похода на Рим увидел на небе изображение креста с надписью – НИКА,-то есть, побеждай. Сделав войсковую хоругвь в виде креста, Константин вступил в сражение, победил врага и взял Рим. В память той победы царь Константин повелел поставить в Риме свое изображение с крестом в руке и надписью “Сим спасительным знамением я освободил Рим от тирана”. Вскоре после сего христианское исповедание Миланским эдиктом было объявлено дозволенным; сам царь Константин показывал пример почитания креста, повелев изображать себя с крестом даже на монетах.

Видение креста царем Константином на небе повторилось еще два раза при его дальнейших походах, что еще более усилило его почитание святого Креста.

По его желанию его мать – св. царица Елена предприняла путешествие в Иерусалим и там обрела снятый Животворящий Крест. Она привезла в Царьград часть его, и византийские цари, отправляясь в поход, брали ее с собою, уповая на помощь Божию, подаемую через Крест.

Вот почему в дивных песнопениях, прославляющих Св. Крест, его восхваляли и за помощь, которую через него получали православные цари.

Вместе с тем, Православная Церковь, исполняя наставление апостола Павла молиться за царей, даже языческих, поскольку они являются защитниками порядка, а не гонителями Веры, всегда возносила моление Богу, чтоб сила Крестная помогала уповающим на Крест царям. Службы Св. Кресту по Средам и Пятницам, в кои дни воспоминаются страдания Христовы, и в другие праздники Животворящего Креста полны таких молений. В них говорится:”Крест царей держава”, “о Тебе вернейшии царие наши хвалятся, яко Твоею силою Исмаильтескии люди державно покаряюще”, “победы верным царем на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство”, “древо честное царем на варвары победу подающе”… Такими и тому подобными выражениями наполнена службы Креста.

Замечательно, что многие из сих песнопений написаны Святыми отцами, которые сами жестоко страдали от царей-иконоборцев; они не прекращали моления за царей, твердо веря, что после злых царей будут и цари благочестивые.

Не изменяли те молитвы православные греки и южные славяне и находясь под властью турок или других чужеземных властей, хотя бы они были иноверными.

Какой же смысл имеет моление о царях в молитвах Св. Кресту, когда какой-либо православный народ не имеет своего царя?

Во-первых – православные народы должны молиться не только за своих Государей, а как члены одного тела – Церкви, также и за других православных Государей. Порабощенные турками греки, сербы, болгары и румыны молились за единственного тогда православного Русского Царя. Долг и русских молиться не только за своих, но и за их государей, тем более что проживающие в их странах русские беженцы пользуются их защитой.

Во-вторых – при возношении молитв о царях мы молимся не только о нынешних царях, но и о будущих православных царях, ибо по толкованию св. Иоанна Златоуста православные государи будут держать власть до пришествия антихриста, удерживая распространение зла. Вот почему Церковь Православная не престает молиться – победы благоверным царем на сопротивныя даруя . Слова сии находятся в молитве Животворящему Кресту, которая особенно часто употребляется, так как является тропарем, то есть как бы гимном, дней Святого Креста.

Первые слова той молитвы составляют 9 стих ХХVII псалма Давида, а следующие за ними взяты из псалма 143, написанного Давидом по поводу борьбы с Голиафом.

Она сначала была составлена как седален осьмогласника (октоиха) для пения по Средам и Пятницам 1-го гласа между чтением кафизм Псалтири. Потом она стала употребляться также как тропарь тех дней, праздника Воздвижения Креста и других дней, посвященных Св. Кресту.

Она читается также в начале каждой повседневной утрени, поется при малом водоосвящении и во многих других случаях.

В России и в некоторых других славянских странах в ту молитву вставляли и имя царствовавшего Государя, но основное содержание всегда оставалось неизменным и подлинным текстом ее, то, что написали Святые Отцы:

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы благоверным царем на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

с в. Иоанн Шанхайский

Религиозное чтение: молитва спаси боже люди твоя и благослови достояние твое в помощь нашим читателям.

Протоиерей Серафим Слободской

Молитва Животворящему Кресту

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние твое; победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Благослови – осчастливь, пошли милость; достояние Твое – владение Твое; на сопротивныя Твое жительство сохраняя Крестом Твоим

Bookitut.ru

Тропарь Кресту и молитва за отечество

Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Молитва о живых

(имя), родителей моих (имена), сродников (имена), начальников, наставников, благодетелей (имена) и всех православных христиан.

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена) и всех православных христиан и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Помяни, Господи Иисусе Христе, Боже наш, милости и щедроты Твоя от века сущия, ихже ради и вочеловечился еси, и распятие и смерть, спасения ради право в Тя верующих, претерпети изволил еси; и воскрес из мертвых, вознеслся еси на небеса и седиши одесную Бога Отца, и призираеши на смиренныя мольбы всем сердцем призывающих Тя. Приклони ухо Твое и услыши смиренное моление мене, непотребнаго раба Твоего, в воню благоухания духовнаго, Тебе за вся люди Твоя приносящаго. И в первых помяни Церковь Твою Святую, Соборную и Апостольскую, юже снабдел еси честною Твоею Кровию, и утверди, и укрепи, и разшири, умножи, умири, и непреобориму адовыми враты во веки сохрани; раздирания Церквей утиши, шатания языческая угаси, и ересей восстания скоро разори и искорени, и в ничтоже силою Святаго Твоего Духа обрати. (Поклон.)

Спаси, Господи, и помилуй богохранимую страну нашу, власти и воинство ея, огради миром их, и покори под нозе Православных всякаго врага и супостата, и глаголи мирная и благая в сердцах их о Церкви Твоей Святей и о всех людех Твоих: да и мы тихое и безмолвное житие поживем во правоверии и во всяком благочестии и чистоте. (Поклон.)

Спаси, Господи, и помилуй Великаго Господина и Отца нашего святейшего Патриарха Алексия, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, яже поставил еси пасти словесное Твое стадо, и молитвами их помилуй и спаси мя грешнаго. (Поклон.)

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя) и святыми его молитвами прости моя согрешения. (Поклон.)

Спаси, Господи, и помилуй родители моя (имена), братию и сестры, и сродники моя по плоти, и вся ближния рода моего, и други, и даруй им мирная Твоя и премирная благая. (Поклон.)

Спаси, Господи, и помилуй по множеству щедрот Твоих вся священноиноки, иноки же и инокини, и вся в девстве же и благоговении и постничестве живущия в монастырех, в пустынях, в пещерах, горах, столпех, затворех, разселинах каменных, островех же морских, и на всяком месте владычествия Твоего правоверно живущия, и благочестно служащия Ти, и молящияся Тебе: облегчи им тяготу, и утеши их скорбь, и к подвигу от Тебе силу и крепость им подаждь, и молитвами их даруй ми оставление грехов. (Поклон.)

Спаси, Господи, и помилуй старцы и юныя, нищия, и сироты, и вдовицы, и сущия в болезни и в печалех, бедах же и скорбех, обстояниих и пленениих, темницах же и заточениих, изряднее же в гонениих, Тебе ради и веры православныя, от язык безбожных, от отступник и от еретиков, сущия рабы Твоя, и помяни я, посети, укрепи, утеши, и вскоре силою Твоею ослабу, свободу и избаву им подаждь. (Поклон.)

Спаси, Господи, и помилуй посланныя в службу, путешествующия, отцы и братию нашу, и вся православныя христианы. (Поклон.)

Спаси, Господи, и помилуй ихже аз безумием моим соблазних, и от пути спасительнаго отвратих, к делом злым и неподобным приведох; Божественным Твоим Промыслом к пути спасения паки возврати. (Поклон.)

Спаси, Господи, и помилуй ненавидящия и обидящия мя, и творящия ми напасти, и не остави их погибнути мене ради, грешнаго. (Поклон.)

Отступившия от православныя веры и погибельными ересьми ослепленныя, светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти. (Поклон.)

Об усопших

Помяни, Господи, от жития сего отшедшия правоверныя цари и царицы, благоверныя князи и княгини, святейшия патриархи, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, во иерейстем же и в причте церковнем, и монашестем чине Тебе послужившия, и в вечных Твоих селениих со святыми упокой.

Помяни, Господи, души усопших рабов Твоих, родителей моих (имена) и всех сродников по плоти; и прости их вся согрешения вольная и невольная, даруя им Царствие и причастие вечных Твоих благих и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение.

Помяни, Господи, и вся в надежди воскресения и жизни вечныя усопшия, отцы и братию нашу, и сестры, и зде лежащия и повсюду, православныя христианы, и со святыми Твоими, идеже присещает свет лица Твоего, всели и нас помилуй, яко Благ и Человеколюбец. Аминь (поклон).

Подаждь, Господи, оставление грехов всем прежде отшедшим в вере и надежди воскресения, отцем, братиям и сестрам нашим и сотвори им вечную память. (Трижды.)

Окончание молитв

Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

От Пасхи до Вознесения вместо «Достойно. » читается ирмос и припев 9-й песни канона Пасхи: «Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый, людие, веселитеся!

Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего». Это же замечание относится и к разделу «Молитвы на сон грядущим».

Молитвы на сон грядущим

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды.)

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды.)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Помилуй нас, Господи, помилуй нас; всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.

Слава : Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом; не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне яко благоутробен, и избави ны от враг наших; Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем.

И ныне : Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианскаго.

Молитва

Часть вторая

Молитва Животворящему Кресту

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние твое; победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Спаси, Господи, людей Твоих и благослови все, что принадлежит Тебе. Дай победы на врагов православным христианам, и сохрани силою Креста Твоего тех, среди которых пребываешь Ты.

Благослови – осчастливь, пошли милость; достояние Твое – владение Твое; на сопротивныя – над супротивниками, врагами; Твое жительство – Твое жилище, то есть общество истинно верующих, среди которых Бог невидимо пребывает; сохраняя Крестом Твоим – сохраняя силою Креста Твоего.

В этой молитве мы просим Бога, чтобы Он спас нас, людей Его, и благословил православную страну – отечество наше, великими милостями; дал победы православным христианам над врагами и, вообще, сохранил нас силою Креста Своего.

ВОПРОСЫ: Как читается молитва святому Кресту и она же за отечество? Что означают слова: спаси, Господи, люди Твоя? И благослови достояние Твое? Победы православным христианам на сопротивныя даруя? И Твое сохраняя Крестом Твоим жительство?

Cпаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Достояние - собственность, то есть верующие во Христа. Сопротивныя - противники, враги. Жительство - жилище, общество, Церковь.

В этой молитве мы просим, чтобы Господь избавил нас, православных христиан, от бед и несчастий, даровал нам благополучие в жизни, дал силу побеждать всех нарушителей покоя и безопасности государства и охранял нас Своим Крестом.

Перевод: Спаси, Господь, людей Твоих и благослови принадлежащих Тебе, помогая православным христианам побеждать врагов и сохраняя силой Креста Твоего cвятую Церковь Твою.

Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя его) , родителей моих (имена) , сродники моя по плоти, и вся ближняя рода моего, и други (имена их) и даруй им мирная Твоя и премирная блага.

Духовный отец - священник, у которого вы исповедуетесь и советы которого принимаете; други - друзья; мирная - земные; премирная - небесные, неземные, надмирные.

Перевод: Спаси, Господь, и помилуй моего духовного отца (имя его) , родителей моих (имена их) , братьев и сестер, и родственников моих, и всех ближних моих, и друзей (имена их) , и подай им Твои земные и небесные блага.

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих (имена их) , сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения, вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Упокой - помести в спокойном месте, то есть вместе со святыми в вечном блаженном жилище. Усопших - уснувших; так мы называем умерших, души которых, отделившись от тел, переселились из этой жизни в другую, небесную, где и пребывают до времени всеобщего воскресения, которое будет при Втором пришествии Сына Божия. Согрешения вольная - грехи, сделанные по собственной воле; невольная - помимо воли, по принуждению или неведению. Даруй им - дай им. Царствие Небесное - вечная, блаженная жизнь с Богом.

В этой молитве мы молим Бога, чтобы Он наших умерших родственников, ближних и всех православных христиан поселил вместе со святыми в Царстве Небесном, где нет никаких страданий, а только одно блаженство, простив им все грехи по несказанному Своему милосердию.

Перевод: Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих: родителей моих (имена их) , родственников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им все грехи, сделанные по собственной воле и помимо их воли, и дай им Царствие Небесное.

Запись на стене

В этом кратком песнопении выражена не только вера во всепобеждающую силу Креста, но и указание на знамение его на небе с греческой надписью «сим побеждай» (touto nika), которое видел св. Константин Великий и его воины. В греческом тексте и древний период на Руси пелось царем (без имени). В России в период христианской монархии пели: благочестивому императору нашему (имя). После прекращения христианской государственности тропарь изменился: православным христианом.

Иногда эти слова без должного основания опускают. Также и в молитве Ненавидящих и обидящих нас произошло изменение.

Молитва спаси боже люди твоя и благослови достояние твое

16. Молитва за Отечество

Спаси, Господи, люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Дети, как вам лучше жить: каждому порознь, одному или вместе с вашими родителями, братьями и сестрами? Конечно с родными лучше. Как вам лучше: когда ваш дом находится один или когда много домов составляют ваше село или город, в котором есть церковь и есть, где взять все необходимое для жизни; в случае болезни или несчастья есть к кому обратиться за помощью? Конечно, в последнем случае лучше. Наконец, я вас спрошу: хорошо ли нам жить с людьми, когда они бедны, или больны, или нуждаются в самом необходимом? Конечно, нет. Потому что нам тогда придется смотреть, как люди мучаются, и будет грустно и тяжело от вида их страданий.

А от кого, дети, прежде всего зависит счастье на земле? Прежде всего оно зависит от Бога. Даст Бог в свое время тепло и холод, - не будет на земле разных болезней, уродится много хлеба и всяких плодов земных, будет много домашних животных. Людям останется только из посланного Богом изготовить себе пищу, жилище и одежду. Словом, когда Бог благословит людей Своими милостями, тогда им будет хорошо, все нужное для благополучной жизни у них будет в изобилии.

Но вот, дети, в чем наше горе. Люди любят жить обществом, устраивают себе большие селения и города, только не всегда живут в мире и согласии между собой, часто один другого притесняют, один другого обижают, один другому завидуют, так что только то селение, тот город, та земля и счастливы, где есть хороший правитель, который умеет оправдать невинного и наказать виновного. Казалось бы, людям только живи на земле, да спокойно наслаждайся плодами своих трудов; выходит же совсем не так. И самые близкие между собой люди, которые исповедуют одну веру в Бога, говорят одним языком, называются одним именем, например, как мы, русские, все-таки не живут в полном согласии и любви и этим навлекают на себя гнев Бога: иногда Он перестает хранить несогласных между собой людей, отдает их во власть других народов, которые, приносят с собой много огорчений и притеснений.

Для того, дети, чтобы не постигла какая-нибудь беда нашу Русскую землю, чтобы Бог не прогневался на русский народ, не лишил бы его Своего благословения и не предал бы нас в руки врагов, и нужно нам молиться Богу. И вот какая молитва за Отечество дана нам Святой Церковью. Перекреститесь и скажите со мной эту молитву разговорной речью.

Спаси, Господи, людей Твоих, и благослови Твое владение, подавая победы на врагов, и сохраняя Твое жилище Крестом Твоим.

В этой молитве мы говорим Господу: спаси людей Твоих и благослови Твое владение , потому что Господь невидимо владеет и управляет православными русскими людьми на земле. Когда Он благословит Свое владение, то есть наградит людей земными благами и здоровым воздухом, тогда всем будет жить хорошо. Но если Бог лишит людей Своего благословения, тогда будут на земле моровые язвы, засухи, наводнения, голод и другие несчастья с людьми, отчего многие из нас могут преждевременно погибнуть. Поэтому мы и просим Бога благословить нас изобилием плодов земных и спасти от погибели.

Но если у людей будет много всякого добра, а сами они будут больны, или не будет между ними согласия и порядка, будут обижать один другого, или, что хуже всего, враги одолеют их, разве тогда они могут быть счастливы? Конечно, нет. Вот мы дальше в молитве и просим у Бога дать силу и крепость нашему православному народу для усмирения врагов, то есть всех злых людей, которые, завидуя счастью и благополучию, осмеливаются вредить нам и явным, а особенно тайным образом. Говорим: Спаси. подавая победы на врагов .

Но люди тогда только могут жить между собой в согласии, когда они твердо будут веровать в Божественное учение Христа и во всем поступать так, как учит Святая Православная Церковь. Поэтому дальше в молитве мы еще просим Господа так: Спаси, сохраняя Твое жилище Крестом Твоим . Под словом жилище понимается православная Россия и Святая Церковь Христова, то есть все христиане, в которых обитает и невидимо живет Сам Бог. (Припомните, дети, мы молились Святому Духу: приди и поселись в нас .) Святую Церковь Бог хранит от видимых и невидимых врагов ради Крестных страданий; ради того, что за людей Спаситель пролил на Кресте Свою Пречистую Кровь, Бог прощает людям грехи и подает все для благополучной жизни на земле.

По-церковному эта молитва читается не так, как разговорной речью: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови Твое владение по-церковному сказано: Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое . Подавая победы на врагов по-церковному: победы на сопротивныя даруя . Сохраняя Твое жилище Крестом Твоим по-церковному сказано: Твое сохраняя Крестом Твоим жительство .

Когда людям хорошо жить на земле? От кого зависит счастье людей на земле? Всегда ли люди живут в согласии между собой? Как Бог наказывает несогласных людей? Что нужно делать, чтобы Бог сохранил нас? Что мы говорим в молитве за Отечество? Как Бог владеет нами? От чего мы просим Бога спасти людей? Почему люди бывают несчастливы и при изобилии земных плодов? Почему мы просим у Бога победы над врагами? Когда люди могут жить в согласии? Что понимается под жилищем? Как Бог хранит Свою Церковь Крестом ?

Как по-церковному читается молитва за Отечество? Какие Слова в молитве по-церковному звучат не так, как в разговорной речи? Какие только с переменою окончания? Как по-церковному сказано слово владение ? И пр. до конца. Повторите по-церковному первую часть молитвы, вторую, третью, всю молитву.

Молитва спаси боже люди твоя и благослови достояние твое

На литии (и на молебном пении, и на утрени) молитва

Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое, посети мир Твой милостию и щедротами, возвыси рог христиан православных и низпосли на ны милости Твоя богатыя, молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, силою Честнаго и Животворящаго Креста, предстательствы честных небесных Сил безплотных, честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных Апостол, иже во святых отец наших и вселенских великих учителей и святителей: Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей словенских, святых равноапостольных великаго князя Владимира и великия княгини Ольги, иже во святых отец наших, святителя Михаила, перваго митрополита Киевскаго, первосвятителей Московских и всея Руси: Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена и Тихона, митрополитов Московских Филарета, Иннокентия и Макария, святых славных и добропобедных мучеников, преподобных и богоносных отец наших, преподобных отец старцев Оптинских, святых праведных Иоанна Кронштадскаго и Алексия Московскаго, святых блаженных Ксении Петербургския и Матроны Московския, (святых храма ), Владимира , митрополита Киевскаго, Вениамина Петра , митрополита Крутицкаго, Илариона Николая , Императрицы Александры , Царевича Алексия , Великих Княжен: Елисаветы и инокини Варвары , далее см. ниже

святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, молим Тя, Многомилостиве Господи, услыши нас, грешных, молящихся Тебе, и помилуй нас.

На литии молитва

в нейже вси Новомученики и Исповедники Российстеи по именом помянуты суть:

Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, Боже наш, молитвами Всепречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, силою Честнаго и Животворящаго Креста, предстательствы честных небесных Сил безплотных, честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных Апостол, иже во святых отец наших и вселенских великих учителей и святителей: Василия Великаго, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, иже во святых отца нашего Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей словенских, святых равноапостольных великаго князя Владимира и великия княгини Ольги, иже во святых отец наших, святителя Михаила, перваго митрополита Киевскаго, первосвятителей Московских и всея Руси: Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена и Тихона, митрополитов Московских Филарета, Иннокентия и Макария, святых славных и добропобедных мучеников, преподобных и богоносных отец наших, преподобных отец старцев Оптинских, святых праведных Иоанна Кронштадскаго и Алексия Московскаго, святых блаженных Ксении Петербургския и Матроны Московския, (святых храма ),новомучеников и исповедников Российских Владимира , митрополита Киевскаго, Вениамина , митрополита Петроградскаго, Петра , митрополита Крутицкаго, Илариона , архиепископа Верейскаго, святых Царственных Страстотерпцев: Императора Николая , Императрицы Александры , Царевича Алексия , Великих Княжен: Ольги, Татианы, Марии, Анастасии , преподобномучениц Великия Княгини Елисаветы и инокини Варвары , далее см. ниже

и всех святых архипастырей, пастырей и верных чад Русской Православной Церкви в годину гонений от лютых безбожников за веру, Церковь и Отечество наше умученных и убиенных, в узах скончавшихся и гонения претерпевших, ихже и память ныне совершаем,

святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых Твоих, благоприятну сотвори молитву нашу, даруй нам оставление прегрешений наших, покрый нас кровом крилу Твоею, отжени от нас всякаго врага и супостата, умири нашу жизнь, Господи, помилуй нас и мир Твой и спаси души наша, яко Благ и Человеколюбец.

Новомучеников и Исповедников Российских

Священномучеников и священноисповедников митрополитов: Серафима Николая Евгения Анатолия Кирилла Агафангела

архиепископов: Луки Фаддея Митрофана Иакова Алексия Николая Николая Тихона Петра Захария Сергия Августина Никодима Дамиана Онуфрия Павлина Димитрия Алексия Сильвестра Андроника Иоанна Иувеналия Александра Александра Серафима Вассиана Серафима Александра Прокопия Василия Антония

епископов: Амвросия Игнатия Германа Лаврентия Аркадия Никодима Антония Никиты Ионы Иоанна Николая Пимена Германа Виктора Серафима Аркадия Амфилохия Бориса Василия Варсонофия Афанасия Уара Леонида Иоасафа Никиты Макария Феодора Мефодия Амвросия Василия Платона Вениамина Иоанна Ефрема Порфирия Дамаскина Ермогена Онисима Макария Симона Феофана и иже с ним убиенных 2 священников и 5 мирян

епископов: Парфения Григория Феодосия Германа

схиархимандритов Елевферия Севастиана Игнатия

архимандритов: Сергия Сергия Варлаама Матфея Иннокентия Вениамина Тихона Игнатия Георгия Амвросия Никона Тихона Иоанникия Льва Вениамина Кронида Маврикия Германа Григория Василия Мины Гавриила Исаакия Владимира Феогена Серафима Александра Сергия Гавриила Леонтия Серафима Никанора Павла Феодосия Родиона

игуменов: Евгения Николая Серафима Арсения Афанасия Евтихия Иоасафа Варлаама Филарета Пахомия Пантелеимона Леонида Владимира

иеромонахов: Пахомия Гавриила Григория Нифонта Михаила Мардария Данакта Иоанна Геннадия Макария Илариона Василия Варфоломея Макария Иоанна Владимира Павла Нила Иоасафа Никифора Никона Феодора Георгия Космы Серафима Антония Иерофея Мефодия Лаврентия Серафима Стефана Софрония Анатолия Петра Илариона Николая Иоасафа Макария Герасима Феогноста Вячеслава Сергия Иоасафа Иоанна Сергия Илариона Гавриила Антипы Моисея Платона Серафима Макария Аполлинария Киприана Ионы Сергия Серафима Аполлоса Мелетия Иосифа Никандра Михаила Галактиона Патрикия Герасима Арефы Анатолия Алексия Илии Максима Мелетия Сергия Пахомия Аристарха Илии Ксенофонта Валентина Евфросина Космы Андроника Евфимия Никодима Серафима Рафаила Василия Пафнутия Лаврентия Серафима Рафаила Гурия Игнатия

священномученика протопресвитера Александра

священномучеников и священноисповедников протоиереев: Иоанна Николая Михаила Александра Николая Николая Григория Сергия Петра Флегонта Николая Петра Николая Викентия Павла Димитрия Арсения Карпа Михаила Николая Александра Владимира Василия Александра Александра Николая Михаила Николая Димитрия Алексия Леонида Михаила Михаила Константина Михаила Иоанна Алексия Николая Иоанна Алексия Иоанна Николая Николая Николая Алексия Иоанна Иоанна Сергия Константина Евфимия Иоанна Назария Филиппа Илии Александра Владимира Николая Николая Михаила Павла Иоанна Андрея Ефрема Евграфа Александра Сергия Владимира Бориса Евгения Димитрия Владимира Николая Николая Николая Макария Сергия Виктора Димитрия Михаила Феодора Александра Георгия Николая Андрея Георгия Матфея Сергия Николая Димитрия Феодора Димитрия Владимира Неофита Петра Иоанна Сергия Владимира Романа Николая Сергия Константина Владимира Алексия Алексия Михаила Философа Димитрия Нестора Александра Владимира Иакова Владимира Михаила Николая Стефана Феодора Алексия Николая Анатолия Сергия Леонида Павла Александра Петра Иоанна Константина Григория Сергия Иоанна Димитрия Николая Николая Николая Сергия Порфирия Димитрия Алексия Ярослава Александра Александра Павла Александра Александра Феоктиста Всеволода Василия Иосифа Владимира Иоанна Феофана Александра Василия Василия Петра Иоанна Алексия Николая Иоанна Николая Зосимы Александра Константина Алексия Сергия Евгения Владимира Владимира Петра Феодора Александра Филиппа Иоанна Александра Василия Александра Василия Петра Алексия Михаила Сергия Димитрия Григория Петра Николая Илии Сергия Василия Алексия Павла Василия Василия Петра Михаила Николая Николая Николая Николая Иоанна Симеона Василия Димитрия Петра Димитрия Николая Сергия Александра Илии Иоанна Виктора Николая Василия Сергия Иоанна Алексия Леонтия Александра Сергия Василия Бориса Михаила Александра Иоанна Николая Николая Григория Нила Петра Иоанна Адриана Вениамина Андрея Василия Константина и с ним убиенных мученика и мученицы

протоиереев: Георгия Николая Николая Иоанна Василия Феоктиста Сергия Николая Александра Николая Василия Николая Николая Владимира Сергия Павла Александра Михаила Михаила Александра Димитрия Николая Александра Николая Алексия Александра Павла Михаила Леонида Иоанна Варлаама Алексия Петра Николая Мирона Николая Петра Владимира Михаила Иоанна Сергия Александра Василия Александра Димитрия Михаила Аркадия Николая

Митрофана и иже с ним мучеников многих

протодиаконов: Никиты Николая Сергия Матфея Серафима Николая Алексия Сергия

диаконов: Петра Алексия Григория Константина Бориса Михаила Петра Аркадия Иоанна Елисея Александра Василия Иоанна Николая Иоанна Вениамина Иоанна Симеона Николая Василия Алексия Георгия Нестора Владимира Николая Алфея Симеона Вячеслава Александра Иоанна Николая Григория Василия Иосифа Петра Николая Сергия Павла Никифора Николая Иоанна Михаила Димитрия Павла Николая Евгения Трифона Феодора Гавриила Сергия

преподобномучеников и преподобноисповедников

иеродиаконов: Феодосия Матфея Андроника Антония Евфимия Виссариона Михея Иннокентия

монахов: Стефана Иеремии Михаила Никифора Ермогена Алексия Леонтия Виталия Саввы Варнавы Феодора Аркадия Каллиста Иоакинфа Димитрия Тавриона Маркелла Евфимия Евтихия Авенира Саввы Марка Викентия Агапита

послушников: Федора Александра Феодора Иоанна Петра Сергия Сергия Алексия Сергия Илариона Петра Иоанна Георгия Иакова Иакова

преподобномучениц и преподобноисповедниц игумений: Маргариты Арсении Иоанникии Афанасии Евы Серафимы Тамары

схимонахинь: Рафаилы Августы Михаилы Анны Александры

монахинь: Евдокии Анны Марии Евдокии Елены Татианы Анны Серафимы Марии Матроны Пелагии Маргариты Февронии Анастасии Агафии Параскевы Евдокии Тамары Марии Макарии Анфисы Ксении Нины Елизаветы Мстиславы Матроны Марии Севастианы Антонины Марии Гермогены Евгении

инокинь: Варвары Евдокии Матроны Анны Александры Марфы Пелагии

послушниц: Евдокии Анастасии Татианы Анны Ольги Дарий Екатерины Анны Надежды Евдокии Марии Веры Антонины Софии Евдокии Натальи Татианы Ирины Екатерины Параскевы Марии Веры Наталии Ксении Анны Анастасии Марии Евдокии Татианы Александры Марфы Ефросинии Александры Варвары Матроны

блаженных Матроны Евдокии Дарьи Дарьи Марии

103-х новомучеников Черкасских

святых мучеников и исповедников: псаломщиков Сергия Иоанна Михаила Михаила Бориса Димитрия Феодора Алексия Павла Владимира Иоанна Стефана Димитрия Михаила Николая

святого мученика Евгения врача

мирян: Алексия Андрея Василия Иоанна Иоанна Космы Наума Павла Павла Филиппа Афанасия Александра Михаила Николая Бориса Исидора Максима Петра Петра Георгия Киприана Василия Киприана Михаила Аполлона Григория Петра Павла Димитрия Алексия Петра Арефия Феодора Дорофея Лаврентия Василия Валентина Иоанна Виктора Иоанна Александра Иоанна Иоанна Димитрия Иоанна Евсевия Александра Василия Михаила Николая Иоанна Петра Сергия Димитрия Владимира Константина Николая Симеона Иосифа Николая Стефана Анатолия Леонида Андрея Иоанна Сергия Авксентия Николая Сергия Петра Прохора Николая Петра Петра Григория Сергия Петра Евфимия Иакова Алексия Михаила Анатолия Николая Филиппа Александра Василия Петра Стефана Василия Сергия Спиридона Алексия Николая Алексия Николая Иакова Гавриила Анании Михаила Михаила Василия Иоанна Димитрия Николая Павла Иоанна Феодора Василия Евфимия Николая Тимофея Иоанна Иоанна Иоанна Иоанна Матфея Михаила Виктора Иоанна Иоанна Николая Бориса Павла Евгения Василия Павла Георгия Виктора Иоанна Иоанна Петра Симеона Иоанна Андрея Михаила Феодора Игнатия Петра Иоанна Матфея Иоанна Андрея Василия Никифора Иоанна Дмитрия Никиты Гавриила Бориса

святых мучениц: Акилины Евфросинии Александры Марии Александры Анны Домны Ирины Иустины Ксении Марфы Наталии Наталии Татьяны Анны Елисаветы Анисии Елисаветы Елисаветы Евдокии Наталии Анастасии Веры Елизаветы Натальи Екатерины Анны Елены Параскевы Антонины Александры

святых исповедниц Татианы Феклы

святых мучениц и исповедниц: Татианы Домны Анны Ирины Евфросинии Марфы Наталии Наталии Татьяны Анастасии Феклы Евдокии Иустины Иустины Ксении Елисаветы Анны Наталии Марии Агафии Марии Татианы Ольги Мавры Людмилы Евдокии Феоктисты Анны Веры Александры Анны Анны Наталии Евдокии Евфросинии Варвары Агриппины Матроны Евдокии Анны Наталии Наталии Марии Евгении Анны Ирины Надежды Анастасии Анны Нины Марии Надежды Елисаветы Анны Анисии Екатерины Пелагии Татьяны Матроны Елизаветы Милицы Елизаветы Агриппины Варвары Киры Ираиды Апполинарии Хионии Веры Елисаветы Ольги Параскевы Ольги

Примечание: жирным шрифтом обозначены имена подвижников, включенных в собор новомучеников и исповедников российских в 2005-2016 годах.

См. также второй вариант (более короткий, ежели невозможно по немощи осилить вышеозначенный список – избранные имена, с обязательным включением прославленных в последнее время (не поминавшихся в прошлом году поименно)

Собор Новомучеников и Исповедников Российских

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

«Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство».

Сегодня праздник Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Так почему православные так почитают Крест, ведь это было орудием казни Спасителя? - Потому что это - ключ, которым был открыт закрытый для каждого из нас, за первородный грех Адама, рай. Каждый Воскресный день мы с вами поем:«Воскресение Христово видевше... се бо прииде Крестом радость всему миру» .

И в сегодняшний особенный день - день Воздвижения Креста Господня полагается петь «Воскресение Христово», хотя сегодня и не утреня под Воскресный день. Почему? - Чтобы мы знали, что за Голгофой, Распятием и смертью Спасителя было Его Воскресение и что это будет и с каждым из нас, какие бы скорби, болезни и испытания не нес каждый в своей жизни. Этот праздник для нас и радостный, и в то же время печальный, потому что мы вспоминаем страдания и смерть нашего Спасителя, благодаря которой живешь ты и живу я. Если бы не Крест Господень, неизвестно, была бы надежда жизни вечной для каждого из нас. Но мы Воскресение Христово видели, пусть не очами телесными, но очами веры, которую даровал нам, как бесценное сокровище, Господь. В Евангелии Он говорит:«:ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма «(Ин.12,35)- т.е. во свете любви, свете благодати, веры, во свете добрых дел ходите, чтобы тьма не объяла каждого из нас. И когда будет воздвизаться Крест Господень, пусть каждый из нас задумается над своей жизнью: не распинаем ли мы с вами нашего Господа своими делами и грехами. Так давайте покаемся, потому что вряд ли кто-то скажет, что он не согрешил. Еще каждый из нас должен усвоить одну, казалось бы, маленькую, но на самом деле величайшую истину.

Однажды приехал ко мне мой друг, иеромонах, который пережил в своей жизни тяжелое испытание - его оклеветали, из игумена монастыря разжаловали, в газетах появились мерзкие статьи. Он говорил: «Я еле-еле это все пережил, потому что невероятное произошло изменение, буквально весь город отвернулся от меня. Но я в один прекрасный момент понял, что ни молитва, ни храм, ни Евангелие, ни наше внутреннее стремление по жизни стать лучше не способны нас изменить. Как мудро говорил Апостол в своих посланиях, что мы должны иметь нрав Христов. Если человек не будет иметь духа Христова, то он не увидит и Самого Христа. А характер, нрав воспитывается не нашими мыслями, не нашими какими-то потугами и стремлениями, а обстоятельствами. - Так что если пришла скорбь, - знай, что это Господь возводит тебя на небо». Вот какой вывод сделал мой друг из случившегося с ним.

Старец Анатолий Оптинский говорил: «При конце жизни вы будете Бога благодарить не за радости, а будете Бога благодарить за скорби». Если бы вы вдруг оказались в раю, то увидели бы, что святые святы смирением, и вы бы сказали: «Господи! Верни меня обратно на землю, потому что я еще не имею нрава Христова», который воспитывается, созидается и растет в нашей душе только скорбями. Но скорби с Богом, с Крестом, с Евангелием, с верой -преодолимы и победимы. Они не имеют такой власти над нами, какую имеют над людьми без веры и упования на Бога.

И в этот святой день пусть наше сердце хоть немного откликнется на Божию любовь, и мы возлюбим скорби, возлюбим Крест, веру, свою собственную душу. И тогда мы христианами будем не только по имени, но все увидят, что мы дети любящего Отца, мы дети Бога Любви. И в этом помоги нам всем, Господи!

Аминь.
архимандрит Мелхиседек

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: