Закон оукена характеризуется следующим положением. Закон А. Оукена отражает взаимосвязь между Контрольная. Формулировка закона Оукена

Закон Оукена (Okun"s law) - это закон, согласно которому страна теряет от 2 до 3% фактического ВВП по отношению к потенциальному ВВП, когда фактический уровень безработицы увеличивается на 1% по сравнению с ее естественным уровнем.

Формула закона Оукена

Количественно выраженная зависимость между колебаниями уровня безработицы и колебаниями ВВП сформулирована в законе Оукена, по имени американского экономиста Артура Оукена, впервые ее обнаружившего. В соответствии с законом Оукена отклонение объема выпуска от его естественного уровня обратно пропорционально отклонению уровня безработицы от ее естественного уровня, или:

V-V * /V * =-ß(U-U n),

где V - фактический ВВП;
V* - потенциальный ВВП;
U - фактический уровень безработицы;
Un - естественный уровень безработицы;
β - эмпирический коэффициент чувствительности ВВП к динамике циклической безработицы (коэффициент Оукена).

Например, по расчетам Оукена, в американской экономике 60-х годов, параметр β составлял 3. В это же время уровень естественной безработицы был равен 4%.

Это означало, что каждый процент превышения реальной безработицы над естественным ее уровнем вел к падению реального ВВП на 3%.

В 80-е годы коэффициент Оукена в США сократился до 2, а естественный уровень безработицы вырос до 5,5%. Это означает, что если фактический уровень безработицы составит 7,5%, то в этом случае объем выпуска составит 96% к потенциальному (100% - (7,5% - 5,5 %) · 2).

Инфляция и безработица являются серьезными макроэкономическими, дестабилизирующими экономику явлениями. Проблема усугубляется тем, что меры по ограничению, например, безработицы стимулируют инфляцию и наоборот. Поэтому искусство экономической политики состоит в отыскании равновесия между этими двумя факторами макроэкономической нестабильности.

Соотношение безработицы и темпов роста экономики исследовал американский ученый Артур Оукен. Выявленная им закономерность, получившая название закона Оукена, характеризует потенциальные потери, связанные с циклической безработицей.

Закон Оукена (закон естественного уровня безработицы) - если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, отставание фактического ВВП от потенциального составляет 2-2,5%.

В условиях полной занятости объем производства равен Y 0 , а норма безработицы U 0 . Если занятость будет снижаться, а безработица расти, то объем производства также уменьшится. Таким образом, график отражает убывающую зависимость объема производства от нормы безработицы.

Y – занятость, U – безработица

Если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень безработицы, то страна недополучает часть валового национального продукта.

Исчисление потенциальных потерь продукции и услуг в результате роста безработицы осуществляется на основе закона, сформулированного американским экономистом А. Оукеном. (Y – у)/у = b x(U – U*) ,

где Y– фактический объем производства (валового внутреннего продукта);

Y* – потенциальный валовый внутренний продукт (при полной занятости);

U – фактический уровень безработицы;

U* – естественный уровень безработицы;

b – параметр Оукена, устанавливается эмпирическим путем (3 %).

Естественная безработица – безработица при полной занятости – норма безработицы при неускоряющейся инфляции. Естественный уровень безработицы отражает экономическую целесообразность использования рабочей силы, подобно тому как степень загрузки производственных мощностей отражает целесообразность и эффективность использования основного капитала.

Количественно этот показатель в США составляет 5,5 %-6,5 %. Норма безработицы при полной занятости понимается как наименьшая форма безработицы, достижимая при существующей институциональной структуре и не ведущая к ускоряющейся инфляции. Если фактический уровень безработицы выше естественного на 1 %, то фактический объем производства будет ниже потенциального на b%. По расчетам Оукена, в шестидесятые годы в Соединенных Штатах, когда естественная норма безработицы составляла 4 %, параметр b был равен 3 %.

Разность между фактическим и естественным уровнями безработицы характеризует уровень конъюнктурной безработицы.

Согласно закону Оукена превышение фактического уровня безработицы на один процент над ее естественным уровнем приводит к уменьшению фактического валового внутреннего продукта по сравнению с потенциально возможным (при полной занятости) ВВП в среднем на 3 %.

Так, если в данном году фактический валовой внутренний продукт составил 4500 долл., фактический уровень безработицы – 8 %, а естественный уровень – 6 %, то экономика недополучила продукции на 270 долл., что составляет 3 % х 2 % = 6 % фактически произведенного валового продукта. Потенциальный ВВП при полной занятости составил бы 4770 долл.

Безработица ведет к значительным эко­номическим потерям в товарах и услугах, не создаваемых из-за простоя оборудования. В результате не производится определенная часть ВВП (опасность циклического вида безработицы).

Взаимосвязь между потерями ВВП и безработицей определяется законом Артура Оукена (1928-1979):каждый 1 % прироста безработицы сверх ее естественного уровня приво­дит к отставанию объема ВВП на 2,5 % .

где Y – фактический ВВП;

Y′ - потенциальный ВВП;

U – фактический уровень безработицы:

Un – естественный уровень безработицы;

λ - коэффициент чувствительности (в абсолютном выражении) ВВП к изменениям циклической безработицы – коэффициента Оукена.

Предположим, что фрикционная, структурная и цик­лическая безработицы составляют по 3 % каждая. Каковы будут потери ВВП при таком уровне безработицы в стране? Естественный уровень безработицы (фрикционная плюс структурная) равен 6 %, а уровень фактической безрабо­тицы (естественный плюс циклическая) составит 9 %, т.е. на 3 % выше естественного уровня. Потери ВВП составят 3 % 2,5 (число Оукена) - 7,5 %.

Переход к рыночной экономике сопровождается ростом безработицы. Проблемами трудоустройства населения, его профориентацией и переподготовкой, выдачей пособий по безработице занимаются специальные службы занятости населения.

Государство обеспечивает определенные социальные гарантии безработным. Так, им выплачивается пособие по безработице, оказывается материальная помощь безработно­му и членам его семьи, выплачивается стипендия в период профессиональной переподготовки, возмещаются расходы и выдаются компенсации в связи с переездом в другую мест­ность на новое место жительства, к месту работы по направлению государственной службы занятости.

2.4 Социально-экономические последствия безработицы

Являются ли последствия безработицы серьезной проблемой? Несомненно. Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.

Действительно, в переходный период единственным средством побудить большие массы людей перемещаться в целях более рационального формирования структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем, очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение «разумной меры» жесткости.

Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации.

Следует отметить, что необходимо определить не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов. Подобные исследования представляют несомненный интерес, поскольку позволяют более четко обозначить границы проблемы и наметить пути выхода из кризисной ситуации, сообразуясь с особенностями социального, экономического и политического развития страны на современном этапе.

I. Социальные последствия безработицы

Отрицательные

1. Обострение криминогенной ситуации.

2. Усиление социальной напряженности.

3. Рост количества физических и душевных заболеваний.

4. Увеличение социальной дифференциации.

5. Снижение трудовой активности.

Положительные

1. Повышение социальной ценности рабочего места.

2. Увеличение личного свободного времени.

3. Возрастание свободы выбора места работы.

4. Увеличение социальной значимости и ценности труда.

II. Экономические последствия безработицы

Отрицательные

1. Обесценивание последствий обучения.

2. Сокращение производства.

3. Затраты на помощь безработным.

4. Утрата квалификации.

5. Снижение жизненного уровня.

6. Недопроизводство национального дохода.

7. Снижение налоговых поступлений.

Положительные

1. Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики.

2. Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду.

3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.

4. Стимулирование роста интенсивности и производительности труда.

За время развития экономической теории (в частности теории безработицы, ее видов и причин) различные экономисты предлагали свои варианты для уменьшения уровня безработицы. Например, кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так называемого «эффективного спроса» (упрощенно - уровня потребления и инвестиций). Дж. М. Кейнс писал: «Хроническая тенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении…». Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов у потребителя у него в силу психологических факторов «склонность к сбережению» превышает «побуждение к инвестициям», что влечет спад производства и безработицу.

Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости. Прежде всего следует повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции. Монетаристы выступили против кейнсианских методов.

В 1967 году М. Фридмен высказал мысль о существовании «естественного уровня безработицы», который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее «естественного уровня» с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.

Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны. Они обвиняют рабочих в том, что последние воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать резкое ухудшение жизненного уровня населения, что скажется на социальной обстановке. Какие же шаги может применять государство для уменьшения уровня безработицы?

Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.

Во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест;

Во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;

В-третьих, программы содействия найму рабочей силы;

В-четвертых, программы по социальному страхованию безработных.

Кроме того, существует косвенное регулирование рынка рабочей силы:

Налоговая;

Денежно-кредитная;

Амортизационная политика.

Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на динамику занятости и безработицу.


Уровень фактической безработицы составляет 10,5%, уровень естественной безработицы – 6,5%. Потенциальный ВВП составляет 76 млрд. ден. ед. Число Оукена составило 2,5. Рассчитайте фактический ВВП.

Решение.

Вывод: В экономике с заданными в условии задачи параметрами фактический уровень ВВП составит 68,4 млрд. ден. ед.

Реальный объем ВВП в текущем году равняется 920 млрд у.е., а потенциальный ВВП – 1000 млрд. Найдите фактический уровень безработицы, если естественная норма безработицы составляет 6%. Число Оукена составило 2,5.

Решение. Подставим известные значения в формулу закона Оукена:

Вывод: В экономике с заданными в условии задачи параметрами фактический уровень безработицы составит 9,2%.

Уровень безработицы составит в текущем году 12%, естественный уровень безработицы – 8%. Рассчитайте потенциальный ВВП, если фактический ВВП рамен 1000 млрд. у.е., а число Оукена равно 2,5.

Решение. Подставим известные значения в формулу закона Оукена:

Вывод: В экономике с заданными в условии задачи параметрами потенциальный уровень ВВП составит 1111,1 млрд. у.е.

ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ

Задача 1. Уровень фактической безработицы составляет 7,7%, уровень естественной безработицы – 4,5%. Потенциальный ВВП составляет 100 млрд. ден. ед. Число Оукена составило 3. Рассчитайте фактический ВВП.

Задача 2. Уровень фактической безработицы составляет 10%, уровень естественной безработицы – 5,5%. Потенциальный ВВП составляет 50 млрд. ден. ед. Число Оукена составило 2. Рассчитайте фактический ВВП.

Задача 3. Уровень фактической безработицы составляет 9%, уровень естественной безработицы – 8%. Потенциальный ВВП составляет 200 млрд. ден. ед. Число Оукена составило 2,5. Рассчитайте фактический ВВП.

Задача 4. Фактический объем ВВП в текущем году равняется 90 млрд у.е., а потенциальный ВВП – 100 млрд. Найдите фактический уровень безработицы, если естественная норма безработицы составляет 5%. Число Оукена составило 2.

Задача 5. Фактический объем ВВП в текущем году равняется 4800 млрд у.е., а потенциальный ВВП – 5000 млрд. Найдите фактический уровень безработицы, если естественная норма безработицы составляет3%. Число Оукена составило 3.


Задача 6. Фактический объем ВВП в текущем году равняется 240 млрд у.е., а потенциальный ВВП – 300 млрд. Найдите фактический уровень безработицы, если естественная норма безработицы составляет 8%. Число Оукена составило 2,5.

Задача 7. Уровень безработицы составит в текущем году 9%, естественный уровень безработицы – 6%. Рассчитайте потенциальный ВВП, если фактический ВВП рамен 100 млрд. у.е., а число Оукена равно 2.

Задача 8. Уровень безработицы составит в текущем году 5%, естественный уровень безработицы – 4%. Рассчитайте потенциальный ВВП, если фактический ВВП рамен 900 млрд. у.е., а число Оукена равно 3.

Задача 9. Уровень безработицы составит в текущем году 7%, естественный уровень безработицы – 5%. Рассчитайте потенциальный ВВП, если фактический ВВП рамен 4000 млрд. у.е., а число Оукена равно 2,5.

Задача 10. Уровень безработицы составит в текущем году 15%, естественный уровень безработицы – 6%. Рассчитайте потенциальный ВВП, если фактический ВВП рамен 800 млрд. у.е., а число Оукена равно 2.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

В каких из приведенных ниже случаев увеличилось число вынужденных безработных, а в каких – добровольных безработных? Определите, также, к какому типу безработицы относится каждый случай: фрикционной, циклической или структурной.

а. Иван оставил прежнее место работы, поскольку переезжает по семейным обстоятельствам в другой город.

б. У Марины испортились отношения с начальником. Она вынуждена была уволиться и начать искать другое место работы.

в. Завод Сергея обанкротился, а на соседнем заводе за ту же работу ему не хотят платить такую же зарплату – предлагают меньше.

г. Наташа уволилась с работы, считая, что ей мало платят, но найти такую же работу с более высоким окладом ей не удается.

д. Владимир уволился со старой работы, где работал слесарем, но не смог устроиться на новом месте, поскольку там требовался слесарь более высокого разряда.


1. Задоя А.А. Макроэкономика. - К. : Знання, 2006.

2. Долан Э., Линдсей Д. Макроэкономика. - С.-Пб.:1994.

3. Радіонова І. Макроекономіка те економічна політика: Підручник. - К. : Вікар, 2006. - 239 с.

4. Абель Є., Бернанке Б. Макроэкономика. 5-е узд. – СПб.: Питер, 2008. – 768 с.

5. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория: Учебник. – 2-е узд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 448 с.

Подписано в печать «__»_________2010 г. Формат бумаги 60х84 1/16

Уч. изд. лист 2,25. Тираж 100 экз.

Отпечатано на кафедре экономики и организации

предприятий АПК ЮФ НУБиП Украины «КАТУ»

Закон Оукена используется чаще всего при анализе экономической ситуации. Этот коэффициент ученый ввел для характеристики соотношения уровня безработицы и темпа роста.

В 1962 году Оукен вывел закономерность на основе эмпирических данных. Статистика показала, что рост безработицы на 1% может привести к падению фактического валового внутреннего продукта в соответствии с потенциальным ВВП на 2%.Это соотношение не постоянно и отличается в зависимости от страны и периода времени.

Таким образом, закон Оукена представляет собой соотношениеквартальных изменений уровня безработицы и реального ВВП.

Формула закона Оукена

Формула закона Оукена выглядит следующим образом:

(Y’ – Y)/Y’ = с*(u – u’)

Здесь Y – реальный объем ВВП,

Y’ – потенциальный ВВП,

u – реальный уровень безработицы,

u’ – естественный уровень безработицы,

c – коэффициент Оукена.

Коэффициент Оукена с 1955 года в США обычно приравнивали к 2 или 3.

Данная формула закона Оукена применяется в редких случаях, так как уровень потенциального ВВП и уровень безработицы показатели трудные для оценки.

Существует второй вариант формулы закона Оукена:

∆Y/Y = к – c*∆u

Здесь Y – фактический объем производства,

∆Y – изменение фактического уровня производства в сравнении с прошлым годом,

∆u – изменение фактического уровня безработицы в сравнении с прошлым годом,

с — коэффициент Оукена,

к – среднегодовой рост производства при условии полной занятости.

Критика закона Оукена

До настоящего времени формула закона Оукена не получила признание и критикуется многими экономистами, которые подвергают сомнению ее полезность в области пояснения рыночной конъюнктуры.

Формула закона Оукена появилась в качестве результата обработки статистических данных, которые представляют собой эмпирические наблюдения. В основе закона не было основательной теоретической базы, проверенной на практике, поскольку Оукен выразил закономерность лишь при исследовании статистики США.

Данные статистики являются приблизительными, а на валовый внутренний продукт могут оказывать воздействие большое число факторов, а не один уровень безработицы.

Тем не менее, данное упрощенное рассмотрение зависимостимакроэкономических показателей часто может быть полезным, что и показало исследование Оукена.

Особенности закона Оукена

Ученый вывел коэффициент, который отражает обратно пропорциональную связь объема производства и уровня безработицы.Оукен считал, что рост ВВП на 2% связан со следующими сдвигами:

  • падение циклической безработицы на 1%;
  • рост занятости на 0,5%;
  • рост числа рабочих часов каждого работника на 0,5%;
  • рост производительности на 1%.

Можно отметить, что уменьшив циклический уровень безработицы Оукена на 0,1% ожидаемый уровень увеличения реального ВВП составит 0,2%. Но для разных государств и временных промежутков это значение будет варьироваться, поскольку зависимость практически проверялась для ВВПи ВНП.

Примеры решения задач

ПРИМЕР 1

Задание Применяя закон Оукена рассчитать объем ВВП, который может быть достигнут в государстве при естественном показателе занятости в 6 %.

Уровень безработицы – 10 %,

Фактический валовой внутренний продукт (ВВП) – 7 500 млрд. руб.

Решение Эту задачу можно решить, используя законОукена. Формула закона Оукена показывает, что превышение фактического уровня безработицы над естественным в 1% приведет к потере 2% валового внутреннего продукта.

Разность между фактическим и естественным уровнем безработицы:

То есть ВВП отстает от потенциального значения на 8%. Если принять фактический валовый продукт за 100%, то получим следующий результат:

7500 + 7 500 * 8 / 100= 8 100 млрд. руб.

Ответ 8100 млрд. руб.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: