Воронков, михаил григорьевич. Биография Ордена, медали и почетные знаки рф и ссср

Родился в семье шахтера. Член ВКП(б) с 1929 г. Окончил рабфак и два курса Донецкого пединститута.

В РККА с 1931 г. В 1934 г. окончил военную школу летчиков. Служил в бомбардировочной авиации.

Участвовал в советско-финской войне. Был командиром эскадрильи 50-го скоростного бомбардировочного авиаполка 18-й сбаб ВВС 7-й армии Северо-западного фронта. Совершил 56 боевых вылетов.

21.03.40 г. капитан Воронков Михаил Михайлович был удостоен звания Герой Советского Союза.

Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Каравацкий: «У подполковника М.М. Воронкова - проницательные глаза, доброе, с яркими чертами лицо. Он налетал на бомбардировщиках разных типов не одну сотню часов. Начало войны Михаил Михайлович встретил в Эстонии. Там и совершил первый боевой вылет. По ночам водил девятку ДБ-3 дальними маршрутами, наносил удары по вражеским тылам».

С ноября 1942 г. командовал 128-м бомбардировочным авиаполком 241-й бад 3-го бак 16-й ВА.

Участвовал в Курской битве.

Лучшие дня

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Каравацкий: «В эскадрильях и полках рождались новые тактические приемы борьбы с врагом. Характерна в этом отношении инициатива летчиков 128-го полка, которым командовал Герой Советского Союза М.М. Воронков. В этом полку впервые была создана группа мастеров снайперского бомбометания. Михаил Михайлович сколотил ее из самых опытных экипажей. Сам же и водил ее на задания.

В группе родился и новый прием - «вертушка». Что это означало? Внизу - цель: скопление танков, машин или мотопехоты врага. Ведущий группы мастеров первым с пикирования начинал бомбометание. За ним устремлялись ведомые. Заходя на цель по нескольку раз, «петляковы» образовывали над ней гигантский вертикальный круг, напоминающий обруч. Издали казалось, что этот ревущий «обруч» катился, а под ним клубились в огне и дыму разрывы бомб.

Такие «вертушки» были созданы вскоре в каждом полку. Эффект бомбардировок превзошел все ожидания. Там, где, подобно урагану, проносилась «вертушка», ничто не могло уцелеть».

Участвовал в освобождении Белоруссии.

Генерал-лейтенант авиации Каравацкий вспоминает: «Октябрь оказался для корпуса напряженным. «Петляковы» наносили бомбовые удары по врагу в Гомеле, Калинковичах, Мозыре, сокрушали опорные пункты в глубине обороны противника. Экипажи летали все дальше на запад.

В этот период заслуживает внимания образцовое выполнение одного из заданий мастером бомбометания Героем Советского Союза подполковником М.М. Воронковым. Железнодорожный узел Гомель был основательно защищен от нападения с воздуха. Зенитной артиллерии здесь оказалось более чем достаточно. О дневном налете на станцию нечего было и думать. А разрушить ее крайне необходимо. Через этот узел потоком шли воинские эшелоны врага. Решили ждать подходящей погоды.

На рассвете 6 октября над землей заклубился туман. Это вполне устраивало экипажи, и «Петляковы» один за другим поднялись в небо. Их вел командир 128-го полка М.М. Воронков. Набрали высоту, пробили облака и, приняв боевой порядок, легли на расчетный курс.

Над целью бомбардировщики оказались на высоте свыше 3000 метров. Внизу по-прежнему громоздились облака. В том, что экипажи над Гомелем, не оставалось ни малейшего сомнения. У наших штурманов давно уже не было ошибок в расчетах.

Атакуем! - принял решение Воронков и вошел в пике.

За ним ринулись еще шесть «Петляковых». Они тут же скрылись в толще облаков. Лишь на высоте 1000 метров в их разрывах показался город. Отклонение было незначительным. Пришлось немного изменить угол пикирования, чтобы с точностью выйти на ряды железнодорожных вагонов и платформ. В это время на станции находились бронепоезд и около десятка эшелонов.

Бомбы сбросили одновременно. Сделали резкий разворот с набором высоты, и Пе-2 снова скрылись в облаках. Ведомые следовали за командиром, словно привязанные невидимой нитью. Раздались залпы зенитных орудий. Но «Петляковы» были уже в облаках, и гитлеровцы стреляли наугад.

Бомбардировщики легли на обратный курс. В условленном квадрате их встретили наши истребители. Облачность все еще оставалась низкой. Посадку совершали с помощью станции наведения.

В этом налете экипажи 3-го корпуса совместно со штурмовиками и другими частями бомбардировщиков 16-й воздушной армии уничтожили 62 вагона, 3 паровоза, 20 платформ, 40 автомашин. Поврежденным оказался и бронепоезд. Подожжен пакгауз. Разрушено свыше 70 метров железнодорожного полотна».

В одном из вылетов подполковник Воронков был ранен, но продолжил выполнение боевого задания.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Каравацкий: «Отступая, немецко-фашистское командование пыталось сохранить свои резервы, перебросить их за Свислочь. Командиру полка Герою Советского Союза М.М. Воронкову было приказано уничтожить переправу. Над целью экипажи образовали испытанную в боях «вертушку». На них обрушили огонь восемь зенитных батарей. Снаряды рвались все ближе и ближе. Флагман первым устремился в отвесное пике. Неожиданно кабину озарило яркое пламя. Раздался взрыв. Снаряд угодил в центроплан. Осколками стекла и металла Михаил Михайлович был ранен. По лицу заструилась кровь. Воронков смахивал ее рукавом, но кровь по-прежнему заливала глаза, и все казалось ему багровым - земля и небо, фашисты, что скопились у переправы. Но с боевого курса командир полка не свернул. Бомбы были сброшены точно в цель. Переправа оказалась разбитой».

Отличился полк Воронкова и во время освобождения Польши.

Когда воздушные разведчики установили, что войска противника сосредоточиваются в районе Иновлудзи, стремясь переправиться через реку Пилица и занять подготовленный оборонительный рубеж на северном берегу, командующий 16-й ВА приказал командиру 3-го бомбардировочного авиакорпуса уничтожить вражеские войска и технику в этом районе. После удара бомбардировщиков мост у пункта Иновлудзь был разрушен, противник бросил на подступах к нему свыше 500 исправных автомашин, а его войска стали беспорядочно откатываться на Томашув. При этом отличились три девятки Пе-2 128-го бап, которые вел Герой Советского Союза подполковник Воронков. В результате успешных налетов движение на этом участке железной дороги было прекращено.

Особенно эффективными были действия трех групп 128-го бап, возглавляемых командиром полка Воронковым, при бомбардировке железнодорожного моста у Плоцка. Летчики зафиксировали три прямых попадания в мост.

За мужество и героизм, проявленный летчиками полка во время освобождения Польши, 128-й бап был награжден орденом Суворова III-й степени.

27.04.45 г. к концу дня стало известно, что немецкое командование, потеряв все аэродромы в Берлине и вблизи его, использует для взлета и посадки самолетов главную аллею в парке Тиргартен, имеющую бетонное покрытие. По распоряжению командующего воздушной армией туда немедленно были направлены четыре Ил-2 9-го шак, которые прямыми попаданиями бомб повредили эту полосу.

За час до наступления темноты снайперы-пикировщики 3-го бак, возглавляемые командиром полка Героем Советского Союза подполковником Воронковым, нанесли повторный удар по последнему «аэродрому» гитлеровцев, подготовленному на случай бегства фашистского правительства. Взлетно-посадочной полосе были причинены дополнительные разрушения. В дальнейшем над ней непрерывно дежурили истребители воздушной армии, а штурмовики производили периодические налеты.

За мужество и героизм, проявленный летчиками полка во время штурма Берлина, 128-й бап был награжден орденом Красного Знамени.

После войны полковник Воронков продолжал служить в ВВС. С 1968 г. - в отставке.

Похоронен в Москве, на Троекуровском кладбище.

Воронков Михаил Михайлович – командир авиаэскадрильи 50-го скоростного бомбардировочного авиационного полка (18-я скоростная бомбардировочная авиационная бригада, ВВС 7-й армии, Северо-Западный фронт), капитан.

Родился 4 (17) января 1910 года в селе Макеевка Макеевской волости Таганрогского округа Области Войска Донского (ныне город Макеевка Донецкой области, Украина). Украинец. В 1927 году окончил 7 классов школы в Макеевке. В 1927-1928 годах работал председателем рабочего коллектива в Макеевском районе, в 1928-1929 годах – слесарем на строительстве коксовых печей в посёлке Рутченково (ныне в черте города Донецк), в 1929-1930 годах – культпросветработником в райкоме комсомола. Одновременно в 1929-1931 годах учился на рабфаке при Сталинском педагогическом институте (ныне город Донецк).

В армии с декабря 1931 года. В 1934 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком, командиром звена и командиром отряда бомбардировочной авиаэскадрильи, командиром авиаэскадрильи бомбардировочного авиаполка (в Ленинградском военном округе).

Участник советско-финляндской войны: в декабре 1939 – марте 1940 – командир авиаэскадрильи 50-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. Совершил 56 боевых вылетов на бомбардировщике СБ для нанесения ударов по живой силе и технике противника.

За мужество и героизм, проявленные в боях с финскими войсками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года майору Воронкову Михаилу Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Продолжал службу в ВВС командиром авиаэскадрильи бомбардировочного авиаполка (в Прибалтийском военном округе; город Хаапсалу, Эстония).

Участник Великой Отечественной войны: в июне-августе 1941 – командир авиаэскадрильи 50-го бомбардировочного авиационного полка, в августе 1941 – октябре 1942 – командир 275-го бомбардировочного авиационного полка. Воевал на Северо-Западном (июнь-июль 1941), Ленинградском (сентябрь-октябрь 1941) и Сталинградском (июль-октябрь 1942) фронтах. Участвовал в оборонительных боях в Эстонии, обороне Ленинграда и Сталинграда.

В ноябре 1942 – мае 1945 – командир 128-го бомбардировочного авиационного полка. Воевал на Брянском (январь-март 1943), Центральном (март-октябрь 1943), Белорусском (октябрь 1943 – февраль 1944) и 1-м Белорусском (февраль-сентябрь 1944 и ноябрь 1944 – май 1945) фронтах. Участвовал в Воронежско-Касторненской операции, Курской битве, Черниговско-Припятской, Гомельско-Речицкой, Калинковичско-Мозырской, Рогачёвско-Жлобинской, Бобруйской, Варшавско-Познанской и Берлинской операциях.

Всего за время войны совершил 42 боевых вылета на бомбардировщиках СБ и Пе-2 для нанесения ударов по живой силе и технике противника.

После войны до мая 1946 года продолжал командовать бомбардировочным авиаполком (в Группе советских войск в Германии). В 1946-1948 – заместитель командира 221-й бомбардировочной авиационной дивизии (в Таврическом военном округе; город Запорожье, Украина). С 1948 – заместитель командира 4-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии (в Прибалтийском военном округе; город Паневежис, Литва), в 1950-1952 – заместитель командира 587-й гвардейской минно-торпедной авиационной дивизии (ВВС 4-го ВМФ, Балтика; город Паневежис, Литва).

В 1952 году окончил Академические курсы офицерского состава при Военно-морской академии. В 1952-1954 – заместитель командира 105-го авиационного корпуса ВМФ по лётной подготовке (ВВС Тихоокеанского флота; посёлок Бяудэ, ныне в черте посёлка Майский Советско-Гаванского района Приморского края). В 1956 году заочно окончил Военно-воздушную академию (Монино). С 1955 – старший лётчик-инспектор по технике пилотирования и теории полёта – заместитель начальника отдела боевой подготовки Управления 73-й воздушной армии (в Туркестанском военном округе; штаб – в городе Ташкент, Узбекистан). С января 1959 года полковник М.М.Воронков – в запасе.

С 1961 года работал старшим инженером, руководителем группы, начальником группы, заместителем начальника отдела и ведущим инженером в НИИ-1 (с 1966 – Московском институте теплотехники); занимался разработкой ракетной техники на твёрдом топливе.

Полковник (1949). Награждён орденом Ленина (21.03.1940), 3 орденами Красного Знамени (18.09.1944; 30.04.1945; 13.06.1952), орденом Александра Невского (6.02.1944), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (12.08.1945; 11.03.1985), орденом Красной Звезды (30.04.1947), медалью «За боевые заслуги» (3.11.1944) и другими медалями.

В городе Донецк на здании школы №93, которая (по неподтверждённым данным) является правопреемницей Макеевской школы, в которой учился М.М.Воронков, установлена мемориальная доска.

Примечание: По состоянию на март 1985 года продолжал работать в МИТе. Время завершения работы на предприятии не установлено.

Биография предоставлена

Петр Воронков - о канадце Жане Беливо

29.10.2018, 0:00

Обозреватель «Коммерсантъ FM» Петр Воронков рассказывает о встрече с Жаном Беливо, который в определенный момент решил пешком обойти вокруг света.


Не знаю почему, но мне везет на какие-то необыкновенные истории. Жан Беливо, канадец... Когда-то я встретил его в Южной Африке - он шел вдоль шоссе и толкал перед собой небольшую тележку. Я видел его по телеку и поэтому остановился. К тому моменту Жан пересек Северную и Южную Америки, перебрался в Кейптаун и двигал свою тележку на север. Короче, целью его было кругосветное путешествие пешком. Он уже износил девять пар кроссовок. В чилийской пустыне Атакама на него напала пума. Где-то стреляли, где-то пытались ограбить.

Здорово, - сказал я. - А как ты вообще решился?

Кризис среднего возраста, - улыбнулся он, - депрессия, решил уйти от всего этого, и ушел. По жене только скучаю. Она замечательная.

Я дал ему телефон. Он набрал своей Люси. Я щедро поделился с ним припасами, это ведь его «горючее». Если честно, сомневался в его успехе. На днях погуглил. Бог ты мой, он сделал это, да еще несколько лет назад! Национальный герой. Мы связались по Skype. На меня смотрел совсем поседевший человек с удивительно чистыми глазами. Узнал. Изношенных кроссовок оказалось 50 пар.

Ты очень помог мне тогда, нет, не припасами даже, - он нахмурил лоб и задумался, - ты сказал одну важную вещь - жизнь не случается с тлеющими людьми. Так вот, моя настоящая жизнь осталась там, в этих 11 годах пешей кругосветки. Но есть планы. Кстати, как твои путешествия?

Вот тут уже крепко задумался я.

Mihail Voronkov Карьера: Конструктор
Рождение: Украина, 17.1.1910
Герой Советского Союза (21.03.40). Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями.

Родился в семье шахтера. Член ВКП(б) с 1929 г. Окончил рабфак и два курса Донецкого пединститута.

В РККА с 1931 г. В 1934 г. окончил военную школу летчиков. Служил в бомбардировочной авиации.

Участвовал в советско-финской войне. Был командиром эскадрильи 50-го скоростного бомбардировочного авиаполка 18-й сбаб ВВС 7-й армии Северо-западного фронта. Совершил 56 боевых вылетов.

21.03.40 г. капитан Воронков Михаил Михайлович был удостоен звания Герой Советского Союза.

Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Каравацкий: У подполковника М.М. Воронкова - проницательные глаза, доброе, с яркими чертами физиономия. Он налетал на бомбардировщиках разных типов не одну сотню часов. Начало войны Михаил Михайлович встретил в Эстонии. Там и совершил первостепеннный боевой вылет. По ночам водил девятку ДБ-3 дальними маршрутами, наносил удары по вражеским тылам.

С ноября 1942 г. командовал 128-м бомбардировочным авиаполком 241-й бад 3-го бак 16-й ВА.

Участвовал в Курской битве.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Каравацкий: В эскадрильях и полках рождались новые тактические приемы борьбы с врагом. Характерна в этом отношении инициатива летчиков 128-го полка, которым командовал Герой Советского Союза М.М. Воронков. В этом полку впервой была создана группа мастеров снайперского бомбометания. Михаил Михайлович сколотил ее из самых опытных экипажей. Сам же и водил ее на задания.

В группе родился и новоиспеченный прием - вертушка. Что это означало? Внизу - цель: скопление танков, машин или мотопехоты врага. Ведущий группы мастеров первым с пикирования начинал бомбометание. За ним устремлялись ведомые. Заходя на мишень по нескольку раз, петляковы образовывали над ней громадный вертикальный круг, напоминающий обруч. Издали казалось, что тот самый ревущий обруч катился, а под ним клубились в огне и дыму разрывы бомб.

Такие вертушки были созданы вскоре в каждом полку. Эффект бомбардировок превзошел все ожидания. Там, где, аналогично урагану, проносилась вертушка, ничто не могло уцелеть.

Участвовал в освобождении Белоруссии.

Генерал-лейтенант авиации Каравацкий вспоминает: Октябрь оказался для корпуса напряженным. Петляковы наносили бомбовые удары по врагу в Гомеле, Калинковичах, Мозыре, сокрушали опорные пункты в глубине обороны противника. Экипажи летали все дальше на запад.

В тот самый отрезок времени заслуживает внимания образцовое выполнение одного из заданий мастером бомбометания Героем Советского Союза подполковником М.М. Воронковым. Железнодорожный узел Гомель был основательно защищен от нападения с воздуха. Зенитной артиллерии в этом месте оказалось больше чем довольно. О дневном налете на станцию нечего было и раздумывать. А сломать ее чертовски необходимо. Через тот самый узел потоком шли воинские эшелоны врага. Решили поджидать подходящей погоды.

На рассвете 6 октября над землей заклубился туман. Это совершенно устраивало экипажи, и Петляковы единственный за другим поднялись в небосвод. Их вел начальник 128-го полка М.М. Воронков. Набрали высоту, пробили облака и, приняв боевой строй, легли на расчетный вектор движения.

Над целью бомбардировщики оказались на высоте свыше 3000 метров. Внизу по-прежнему громоздились облака. В том, что экипажи над Гомелем, не оставалось ни малейшего сомнения. У наших штурманов давнехонько уже не было ошибок в расчетах.

Атакуем! - принял вывод Воронков и вошел в пике.

За ним ринулись ещё шесть Петляковых. Они тут же скрылись в толще облаков. Лишь на высоте 1000 метров в их разрывах показался городок. Отклонение было незначительным. Пришлось кот наплакал изменить уголок пикирования, чтобы с точностью вылезти на ряды железнодорожных вагонов и платформ. В это время на станции находились бронепоезд и возле десятка эшелонов.

Бомбы сбросили в то же время. Сделали резкий разворот с набором высоты, и Пе-2 еще раз скрылись в облаках. Ведомые следовали за командиром, будто привязанные невидимой нитью. Раздались залпы зенитных орудий. Но Петляковы были уже в облаках, и гитлеровцы стреляли наугад.

Бомбардировщики легли на задний вектор движения. В условленном квадрате их встретили наши истребители. Облачность все ещё оставалась низкой. Посадку совершали с помощью станции наведения.

В этом налете экипажи 3-го корпуса совместно со штурмовиками и другими частями бомбардировщиков 16-й воздушной армии уничтожили 62 вагона, 3 паровоза, 20 платформ, 40 автомашин. Поврежденным оказался и бронепоезд. Подожжен пакгауз. Разрушено свыше 70 метров железнодорожного полотна.

В одном из вылетов подполковник Воронков был ранен, но продолжил выполнение боевого задания.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Каравацкий: Отступая, немецко-фашистское руководство пыталось сберечь свои резервы, перебросить их за Свислочь. Командиру полка Герою Советского Союза М.М. Воронкову было приказано ликвидировать переправу. Над целью экипажи образовали испытанную в боях вертушку. На них обрушили пламень восемь зенитных батарей. Снаряды рвались все ближе и ближе. Флагман первым устремился в отвесное пике. Неожиданно кабину озарило яркое полымя. Раздался взрыв. Снаряд угодил в центроплан. Осколками стекла и металла Михаил Михайлович был ранен. По лицу заструилась кровь. Воронков смахивал ее рукавом, но кровь по-прежнему заливала глаза, и все казалось ему багровым - почва и небосвод, фашисты, что скопились у переправы. Но с боевого курса начальник полка не свернул. Бомбы были сброшены верно в мишень. Переправа оказалась разбитой.

Отличился полк Воронкова и во время освобождения Польши.

Когда воздушные разведчики установили, что войска противника сосредоточиваются в районе Иновлудзи, стремясь переправиться сквозь реку Пилица и занять подготовленный оборонительный предел на северном берегу, командующий 16-й ВА приказал командиру 3-го бомбардировочного авиакорпуса ликвидировать вражеские войска и технику в этом районе. После удара бомбардировщиков мост у пункта Иновлудзь был разрушен, враг кинул на подступах к нему свыше 500 исправных автомашин, а его войска стали беспорядочно откатываться на Томашув. При этом отличились три девятки Пе-2 128-го бап, которые вел Герой Советского Союза подполковник Воронков. В результате успешных налетов движение на этом участке железной дороги было прекращено.

Особенно эффективными были действия трех групп 128-го бап, возглавляемых командиром полка Воронковым, при бомбардировке железнодорожного моста у Плоцка. Летчики зафиксировали три прямых попадания в мост.

За мужество и героизм, проявленный летчиками полка во время освобождения Польши, 128-й бап был награжден орденом Суворова III-й степени.

27.04.45 г. к концу дня стало известно, что немецкое руководство, потеряв все аэродромы в Берлине и вблизи его, использует для взлета и посадки самолетов главную аллею в парке Тиргартен, имеющую бетонное покрытие. По распоряжению командующего воздушной армией туда сразу же были направлены четыре Ил-2 9-го шак, которые прямыми попаданиями бомб повредили эту полосу.

За час до наступления темноты снайперы-пикировщики 3-го бак, возглавляемые командиром полка Героем Советского Союза подполковником Воронковым, нанесли повторный потрясение по последнему аэродрому гитлеровцев, подготовленному на происшествие бегства фашистского правительства. Взлетно-посадочной полосе были причинены дополнительные разрушения. В дальнейшем над ней непрерывно дежурили истребители воздушной армии, а штурмовики производили периодические налеты.

За мужество и героизм, проявленный летчиками полка во время штурма Берлина, 128-й бап был награжден орденом Красного Знамени.

После войны полковник Воронков продолжал служить в ВВС. С 1968 г. - в отставке.

Похоронен в Москве, на Троекуровском кладбище.

Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Гуревич Mihail Gurevich

М.И.Гуревич не был Генеральным конструктором ОКБ Микояна, но его роль в становлении и развитии ОКБ трудно переоценить и его имя прочно вошло в..

Михаил Тюрин Mihail Tuyrin

Командир корабля Союз ТМА-9, бортинженер МКС-14, космонавт-испытатель РКК Энергия, 95-й космонавт России, 406-й космонавт мира.

Михаил Бахирев

Михаил Коронатович Бахирев, "Коронат", как звали его сослуживцы, был по происхождению из донских казаков. Он родился 17 июня 1868 года в..

Михаил Кедров

Кедров Михаил Александрович (1878-1945) - участник русско-японской и первой мировой войн. В 1916 г. назначен командующим морскими силами Рижского..

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: