Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста это не просто важная составляющая воспитания, но и необходимый элемент без которого невозможно формирование полноценной личности ребенка в будущем.
Каждый малыш по своей натуре первооткрыватель мира и его любопытство не знает границ, особенно на раннем этапе развития. По мере взросления и под воздействием таких факторов как семья, окружение, детский сад, он либо, сохраняет детскую непосредственность и продолжает с радостью идти на контакт, познавая мир, либо становиться неспособным выстраивать даже самые простые отношения со сверстниками и утрачивает способность коммуникативного общения.
Особенно четко данная проблема прослеживается в современном мире, когда ребенок уже в возрасте 2 – 3 лет предпочитает общению компьютерные игры, а коллективной игре просмотр телевизора. Тем самым он лишает себя возможности развивать коммуникационные навыки, что в конечном итоге приводит не только к дефициту общения как такового, но и к значительным сложностям и проблемам в процессе социализации.
Итогом становиться ситуация, когда ребенок, например, отправляясь в 1 класс, не умеет общаться со сверстниками. Они ему кажутся какими-то чужими, он не знает о чем с ними говорить, как с ними играть, а если его, не дай Бог, кто-то обидит, он сразу замыкается и еще больше отдаляется. Как правило, учителям в этом случае некогда разбираться в сути возникшего конфликта и все сводиться к простому заключению – раз ребенок не может дружить и общаться, значит, он «плохой и невоспитанный».
На самом же деле проблема не в том, что с ребенком что-то не так, а в том, что его просто не научили ему не показали, как правильно строить свои отношения со сверстниками и как с ними общаться. Он просто этого не умеет делать и как следствие, либо сторонится всех, либо провоцирует конфликт.
Подобные ситуации в раннем возрасте накладывают большой отпечаток на его психику и формирование личности в целом. И навряд ли, такой ребенок вырастет общительным, веселым, целеустремленным и уверенным в себе человеком. А это уже прямая дорога к неудачам в трудовой деятельности и личной жизни.
Так что же такое социально-коммуникативное развитие детей, а главное – как правильно к нему подготовиться и дать ребенку все необходимые основы и навыки общения?
Что представляет собой социально-коммуникативное развитие ребенка
Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.
Именно он лежит в основе формирования коммуникативной компетенции личности в будущем, которая представляет собой всю совокупность навыков, умений и знаний, позволяющих адекватно воспринимать и реагировать на окружающую действительность в процессе общения.
Если выражаться обыденным языком, то социально-коммуникативное развитие необходимо ребенку для того, что бы в будущем, когда он пойдет в школу, поступит в ВУЗ или устроится на работу, он не испытывал трудностей в общении с другими людьми и стал полноценным членом общества.
Можно с полной уверенностью сказать, что процесс приобретения коммуникативной компетенции длительный, непростой, а посему начинать развивать ребенка в данном направлении необходимо с раннего возраста.
Основные цели и задачи социально-коммуникативного развития дошкольников
Основной целью социально-коммуникативного развития в дошкольном возрасте является безболезненная и своевременная социализация ребенка, путем приобщения его к принятым нормам общения, взаимоотношению между сверстниками и старшими, а так же к принятым общекультурным традициям в семье и государстве в целом.
Согласно ФГОС, каждое дошкольное образовательное учреждение имеет специальную программу, следуя которой достигаются все поставленные цели в развитии ребенка. И в данном случае, конечная цель – социализация ребенка – может быть успешно достигнута благодаря правильно поставленным задачам, основными из которых будут следующие:
- Усвоение основных моральных норм и ценностей, принятых в обществе.
- Помощь ребенку в освоении основных правил общения со сверстниками и старшими членами общества.
- Формирование у ребенка самостоятельности и умения принимать решения.
- Помощь ребенку в освоении основных эмоциональных составляющих общения – сопереживание, отзывчивость, милосердие.
- Формирование у каждого ребенка уважения к своей семье, сверстникам, старшим и обществу в целом.
- Помощь в формировании у ребенка позитивных установок по отношению к труду и творчеству.
- Формирование у ребенка готовности к совместному труду и отдыху.
- Формирование у дошкольника основ безопасного поведения для собственной жизни и жизни окружающих, причем во всех сферах жизни – дома, в обществе, на природе.
Успешное решение данных, поставленных задач, позволяет выразить надежду на то, что основная цель социально-коммуникативного развития ребенка младшей, средней группы и более старшего возраста, будет достигнута, и к переходу в качественно новую среду – школу – ребенок будет подготовлен, что не вызовет у него трудностей и значимых проблем.
Игра, как лучший способ социально-коммуникативного развития ребенка любого возраста
Еще педагог и новатор В. А. Сухомлинский говорил: «Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
Именно игра, может стать верным помощником и воспитателей, и родителей в процессе социально-коммуникативного развития ребенка. Ведь даже для детей старшего возраста, не говоря уже о малышах, игра была и остается ведущим видом деятельности, а общение во время игры, ее неотъемлемой составляющей.
Большую роль игровой деятельности и ее значению в жизни ребенка, отводил и психолог Л. С. Рубинштейн , который отмечал, что только во время игры ребенок не просто исполняет чужую роль и имитирует чужую личность, но и расширяет, углубляет и обогащает собственную. А в результате - это облегчает ему понимание окружающего мира и происходящих в нем событий.
Однако игра игре рознь, и то, что интересно малышу может совершенно не заинтересовать ребенка 4 – 5 лет. Поэтому игровая деятельность должна не только соответствовать возрасту ребенка, но и давать ему ощущение управления происходящими событиями. Только в этом случае он не только постигнет смысл и всю важность человеческих отношений, но и осознает свое место в них. А это уже сформирует необходимые навыки и опыт общения, который ему пригодиться и на данном этапе, и в будущем.
Так, для детей младшего возраста (2 – 3 года) подойдут обычные сюжетно-ролевые игры на любую тематику «Игра в магазин», «Игра в доктора», «Игра в дочки-матери» и т.д. При этом важно, чтобы в игре принимал участие взрослый – папа, мама, бабушка, дедушка, воспитатель – потому как именно взрослый, своим примером должен показать ребенку, как правильно здороваться, заводить разговор, вести беседу, получить желаемое или наоборот, отказаться от чего-то.
Ребенка среднего возраста может заинтересовать игра «Эмоция», когда он получает неоценимый опыт выражения не только собственных эмоций, но и учится распознавать их в других детях, и адекватно на это реагировать. При этом ребенка можно попросить нарисовать свою эмоции или изобразить ее, в то время как остальные участники игры (дети или взрослые) должны будут отгадать, что чувствует ребенок.
Детям старшего дошкольного возраста можно предложить поиграть в «Ситуацию», когда взрослый участник игры предлагает ребенку смоделировать ту или иную ситуацию. Например, тебе дали 10 яблок и ты с ними пришел в сад – что ты будешь с ними делать? Съешь сам, поделишься с друзьями или отдашь воспитателю. При этом важно, чтобы ребенок вслух объяснял свои действия и мотивацию поступка.
Или, ты выиграл в соревновании, а твой друг (подруга) нет, и он очень расстроен. Что ты будешь делать?
Такие игры дают ребенку не только прекрасный опыт общения, тем самым развивая его социально-коммуникативные навыки и формируя коммуникативную компетенцию в будущем, но и подготавливают его к безболезненной социализации. Когда ему придется самостоятельно, без мамы, папы и воспитателя, переступив порог относительно взрослой жизни, принимать решения, реагировать на происходящие события и участвовать в них.
Видео
Видео-презентация на тему:
Марина Дудкова
Перспективное планирование по социально-коммуникативному развитию в первой младшей группе. Трудовая деятельность
Сентябрь
Понедельник
1. Формирование К. Г. Н.
Игра «Учим Таню правильно держать ложку».
Цель: учить держать ложку в правой руке, тщательно пережевывать пищу. Активизировать слова: ложка, правая рука.
1. Навыки самообслуживания.
Игра «Покажем Тане как мы моем руки».
Цель: учить детей мыть руки и сухо вытирать своим полотенцем. Активизировать слова: мыло, пена, вода, полотенце.
1. Трудовые поручение в группе. Игра «Поставь обувь на полку».
Цель: по показу воспитателя ставить обувь на полочку после прогулки; воспитывать трудовые навыки.
1. Беседа о труде взрослых.
Наблюдение из окна за трудом дворника.
Активизировать слова: сметает, собирает, убирает, выносит.
Вторник
Дидактические игры на формирование навыков самообслуживания.
Игра «Научим Таню причесывать волосы».
Цель: учить детей пользоваться расческой, приводить себя в порядок. Активизировать слова: расческа, зеркало.
1. Рассматривание картинок с трудовыми процессами.
Наблюдение за трудом няни.
Цель: продолжать вести наблюдение за трудом няни.
Активизировать слова: приготовила, поставила, убрала, помыла.
1. Поручения в группе. Игра «Наведем порядок в группе».
Цель: по показу воспитателя убирать игрушки по местам. Определять их место.
Активизировать слова: ставим, складываем, относим.
1. Коллективный труд. Игра «Расставим стульчики по местам».
Цель: учить детей сообща ставить стульчики после занятия по своим местам.
Среда
1. Трудовые поручения. «Уберем кубики в корзинку».
Цель: учить детей сооружать самостоятельно постройки по образцу и убирать ее после игры; воспитывать трудовые навыки.
1. Беседа о труде. Наблюдение за трудом няни.
Цель: учить вести наблюдение за трудовой деятельностью няни. Активизировать слова: вода, тарелки, чашки.
1. Навыки самообслуживания. Обучать детей надевать штанишки, шортики, колготки.
Цель: развивать трудовую деятельность детей, обучать одеваться последовательно.
1. Коллективный труд. Игра «Покажем Тане порядок в угловом уголке».
Цель: развивать трудовую деятельность, по показу воспитателя доводить начатое дело до конца.
Четверг
1. Поручение в группе. «Покажем Тане гараж для машины».
Цель: по напоминанию воспитателя убирать большие и маленькие машины по мере их назначению.
1. Рассматривание картинок, беседы. Рассмотреть картину «Накормим Таню обедом».
Цель: учить называть и узнавать некоторые блюда: каши, суп, пюре, котлета, компот, хлеб.
Игра «Покажем Тане как мы обуваем обувь».
Цель: продолжать развивать трудовую деятельность; обучать правильно обувать обувь. 1. Труд в игровом уголке. Игра «Цветные дорожки».
Цель: Учить играть со строительным материалом, сооружать по образцу и называть форму строительного материала. Убирать постройку в назначенное воспитателем место.
Пятница
1. Коллективный труд. Игра «Поможем Тане заправить кроватку и диван».
Цель: вызвать у детей интерес к совместной со взрослым игровой и трудовой деятельности, умение видеть результат своего труда.
1. Трудовые поручения. Игра «Одеваем носочки правильно».
Цель: помочь детям одевать носочки после сна; воспитывать последовательность одевания.
1. Коллективный труд. Игра «Убираем мячики большие и маленькие».
Цель: учить самостоятельно договариваться со сверстниками о выполнении трудовых действий.
1. Трудовые поручения. Игра «Мое полотенце».
Цель: воспитывать желание вешать свое полотенце на обозначенное место.
Октябрь
Понедельник
1. Навыки самообслуживания. Использование дидактических пособий для обучения застёгивания пуговиц.
Цель: объяснить и показать, как застегиваются пуговицы.
1. Формирование К. Г. Н. Игра «Водичка, водичка, умой мое личико».
Цель: приучать детей умываться, набирать в ладошку водичку.
1. Трудовые поручения в группе. Игра «Найдите свой стульчик».
Цель: формирование о значимости собственных усилий для достижения общего результата. 1. Беседы о труде взрослых. Наблюдение за трудом няни.
Цель: закрепить у детей представление о том, что няня накрывает на стол посуду и еду для приема пищи.
Вторник
1. Навыки самообслуживания.
Цель: продолжать учить детей пользоваться новым платком по мере необходимости.
1. Рассматривание картинок с трудовыми процессами. Наблюдение за работником кухни (из окна).
Цель: формировать знание, что кухонные работники готовят пищу для детей.
1. Поручение в группе. Игра «Сложим отдельно разноцветные кубики (зеленые и красные)».
Цель: воспитывать трудовые умения, определять место назначения.
1. Коллективный труд в игровом уголке. Расставить коляски для кукол в игровом уголке.
Цель: видеть результат своего труда.
Среда
1. Трудовые поручения.
Цель: учить убирать кукольную посуду по определению (тарелки, чашки, кастрюли, ложки, вилки).
1. Беседы о труде взрослых. Наблюдение за медсестрой из окна.
Цель: познакомить с профессией медсестры: она взвивает детей и выписывает направление.
1. Навыки самообслуживания.
Цель: продолжать учить детей пользоваться салфеткой после еды, вытирать рот.
1. Коллективный труд. «Сложим мячики резиновые и пластмассовые».
Цель: познакомить с предметным материалом; учить убирать мячики по местам.
Четверг
1. Поручения в группе. Игра «Приведи куклу в порядок».
Цель: учить следить за внешним видом куклы.
1. Беседы, рассматривание картинок. Рассмотреть картинку «Таня - повар».
Цель: продолжать знакомить с профессией повар (готовит обед, приносит овощи).
1. Дидактические игры на формирование самообслуживания.
Цель: учить снимать носочки и сандалики самостоятельно перед сном.
1. Труд в игровом уголке. Игра «Уберем мелкие игрушки».
Цель: учить убирать игрушки на обозначенное воспитателем место.
Пятница
1. Коллективный труд «Убираем сами».
Цель: воспитывать желание убирать крупное лего на обозначенное воспитателем место. 1. Трудовые поручения. Игра «Поручение».
Цель: учить убирать свои игрушки по местам, выполнять инструкцию воспитателя.
1. Коллективный труд.
Цель: предложить после игр с музыкальными инструментами убирать на обозначенное воспитателем место.
1. Трудовые поручения. Игра «Я самый ловкий».
Цель: воспитывать желание определять спортивный инвентарь на обозначенное воспитателем место.
Ноябрь
Понедельник
Каникулы
1. Формирование К. Г. Н. «Покажем мишке как правильно моем руки».
Цель: учить намыливать мылом руки до образования пены, смывать водичкой до конца. 1. Трудовые поручения. «Расставим свои стульчики перед занятием»
Цель: определять свое место по инструкции воспитателя.
1. Беседа о труде. «Наблюдение за трудом няни».
Цель: формировать знания о труде няни – она заправляет чистое пастельное белье.
Вторник
1. Рассматривание картинок с трудовыми процессами. Рассмотреть картинку «Таня наша медсестра».
Цель: познакомить детей с медицинскими терминами (йод, зеленка, бинт).
1. Поручения в группе.
Цель: учить складывать аккуратно книжки – малышки в обозначенное воспитателем место. 1. Коллективный труд. «Убираем цветочную полянку».
Цель: продолжать учить убирать крупную мозаику в обозначенную воспитателем место.
Среда
1. Беседы о труде взрослых.
Беседа о труде плотника.
Цель: познакомить с трудом плотника: он ремонтирует детям сломанные стульчики.
1. Навыки самообслуживания. Дидактические пособия для застегивания липучек.
Цель: воспитывать интерес к трудовому процессу.
1. Коллективный труд. Цель: Помочь воспитателю сложить методическое пособие после занятия по художественно-эстетическому развитию.
Четверг
1. Трудовые процессы в рассматривании картинок. Рассмотреть картинку «Миша строит дом».
Цель: познакомить с профессией строителя; учить отвечать на вопросы воспитателя.
«Застегни пуговицу на кукле Тане».
Цель: учить детей застегивать пуговицы на примере кукле Тане; сопровождать объяснением и обучением.
1. Труд в игровом уголке.
Цель: сложить в определенное место кукольную посудку, определяя ее на обозначенное воспитателем место.
Пятница
1. Коллективный труд.
Цель: Вызвать желание наводить порядок в спортивном уголке. Учить видеть результат своего труда.
1. Трудовые поручения. Поручить мальчикам определить место большим машинкам-каталкам.
Цель: учить наводить порядок в своем уголке.
1. Коллективный труд. Предложить совместно с воспитателем наводить порядок в театральном уголке.
Цель: учить складывать игрушки персонажи на обозначенное воспитателем место.
Декабрь
Понедельник
1. Игры на формирование К. Г. Н.
Цель: учить складывать свои вещи после прогулки аккуратно в шкафчик; закрепить трудовые навыки.
1. Игра на самообслуживание. Пальчиковая игра «Моем руки».
Цель: ритмично протирать ладошки, имитируя мытье рук и так далее.
1. Трудовые поручения. «Поставим обувь около кроватки».
Цель: по показу воспитателя закрепить умение ставить обувь на обозначенное воспитателем место.
1. Дидактические игры и беседы о труде взрослых. Наблюдение за трудом дворника (из окна).
Цель: продолжать знакомить с профессией дворника: он убирает мусор на участке.
Вторник
1. Дидактические игры на формирование навыков самообслуживания. Игра «Кукла Таня чистит зубы».
Цель: приучать детей по утрам чистить зубы на примере куклы.
1. Рассматривание картинок с трудовыми процессами. Рассмотреть картинку «Кукла Таня - мама».
Цель: продолжать знакомить с трудовыми действиями своих близких.
1. Поручения в группе. Разложить в коробочки крупную и мелкую мозаику.
Цель: подвести детей к трудовой ситуации, в которой требуется выбор.
Цель: совместно с воспитателем разложить пособие на обозначенное место.
Среда
1. Поручение в группе. Поручить девочкам навести порядок в своих шкафчиках.
Цель: учить аккуратно складывать вещи.
1. Беседы о труде взрослых. Наблюдение за строителем (картинки).
Цель: учить отвечать на вопрос воспитателя «Что нужно для работы».
1. Навыки самообслуживания.
Цель: продолжать учить детей пользоваться салфеткой после приема пищи.
1. Коллективный труд. Прогулка по группе.
Цель: продолжать знакомить детей с порядком в группе; вызвать радостное настроение от посильной помощи.
Четверг
1. Поручение в группе. Игры с пирамидами.
Цель: вызвать желание определять место, обозначенное воспитателем.
1. Беседы, рассматривание картинок с трудовыми процессами. Рассматривание картинок «Миша - шофер».
Цель: продолжать знакомить с профессией шофера и его трудовыми действиями.
1. Дидактические игры на формирование навыков самообслуживания. Игра «Посмотри на себя».
Цель: определить свой внешний вид в зеркале.
1. Труд в игровом уголке.
Цель: оказать помощь воспитателю в распределении цветной мозаики; вызвать желание трудиться.
Пятница
1. Коллективный труд. Игра «Соберем снежинки в корзинку».
Цель: приучать детей выполнять несложные поручение.
1. Трудовые поручения. «Приготовим угощение Тане».
Цель: учить выполнять поручения по инициативе детей, заботиться о своих игрушках.
1. Коллективный труд. «Поможем Тане собрать игрушки в шкафчик».
Цель: развивать навыки безопасных действий.
1. Трудовые поручения. «Поможем Мише убрать машины в гараж (мальчикам)».
Цель: приучать мальчиков убирать машины в свой гараж.
Январь
Понедельник
Каникулы
Каникулы
1. Трудовые поручения в группе. «Привезем кукле Тане игрушки».
Цель: формировать и распределять трудовые поручения между сверстниками.
1. Дидактические игры на формирование. Беседы о труде взрослых.
Беседа «Приехала машина за мусором».
Цель: учить вести наблюдение за машиной: она убирает мусор на участке. За рулем – шофер.
Вторник
1. Поручения в группе. «Постираем Тане пастельное белье».
Цель: учить использовать игрушки – заместители, распределять трудовые поручения, доводить начатое дело до конца.
1. Коллективный труд в игровом уголке. «Покажем Мише порядок в строительном уголке».
Цель: продолжать обучать умению выполнять трудовые поручения.
Среда
1. Навыки самообслуживания.
Цель: продолжать учить детей умываться правильно, мыть руки и лицо, вытирать полотенцем.
1. Коллективный труд. Игра «Кубики рассыпались».
Цель: развивать интерес к действиям воспитателя, желание активно помогать взрослым.
Четверг
1. Дидактические игры на формирование навыков самообслуживания.
Цель: используя дидактические пособия учить детей шнуровать обувь – завязывать узелки. 1. Труд в игровом уголке. «Построим кукле Тане комнату».
Цель: формировать трудовые навыки, учить определять предметы мебели по обозначенному воспитателем месту.
Пятница
1. Коллективный труд. Игра «Мамины помощницы».
Цель: интересовать девочек к совместным трудовым действия, желание порадовать своих близких.
1. Трудовые поручения. Игра «Поможем Тане накрыть на стол».
Цель: учить оказывать посильную помощь при сервировке стола. Закрепить трудовые навыки.
Февраль
Понедельник
1. Игры на самообслуживание. Дидактические пособия застежки, молнии.
Цель: закреплять умения застегивать застежки, молнии.
1. Игры на формирование КГН.
Цель: продолжать учить детей пользоваться полотенцем по мере необходимости.
1. Трудовые поручения в группе. Помощь няне – расставить стульчики на ковре для занятия.
Цель: оказать посильную помощь.
1. Беседы о труде взрослых. Беседа о труде строителя.
Цель: продолжать знакомить с профессией строителя; уточнить какие предметы орудия труда использует строитель.
Вторник
1. Дидактические игры на формирование навыков самообслуживания.
Цель: приучать детей следить за внешним видом на протяжении всего дня, радоваться чистой одежде.
1. Рассматривание картинок с трудовыми процессами. Наблюдение за трудом дворника (из окна) – он убирает снег на участке в большие кучи.
Цель: воспитывать желание помогать старшим.
1. Трудовые поручения в группе. Помощь воспитателю – убрать стульчики на свои места к столу.
Цель: выполнять трудовые поручения; видеть результат своего труда.
1. Коллективный труд в игровом уголке.
Цель: разложить цветные карандаши по определенным местам обозначенным воспитателем.
Среда
1. Трудовые поручения в группе. Игра «Мы поможем Мише».
Цель: закрепить желание помочь Мише построить домик для своих друзей, убрать пособие после игры. 1. Беседы о труде взрослых. Беседа о труде няни – она заправляет кровати после сна.
Цель: учить вести наблюдение за трудом няни; воспитывать уважение к труду няни. 1. Навыки самообслуживания.
Цель: учить детей обращаться к взрослому с просьбой помочь устранить недостатки в своем внешнем виде.
1. Коллективный труд.
Цель: помочь воспитателю помыть баночки после краски, и определить их по местам, обозначенным воспитателем.
Четверг
1. Поручения в группе. Определить свой шкафчик.
Цель: продолжать учить детей определять свой шкафчик и свои вещи.
1. Беседы, рассматривание картинок с трудовыми процессами. Рассматривание картинки «Таня кормит голубей».
Цель: испытывать чувства доброты к братьям нашим меньшим.
1. Дидактические игры на формирование навыков самообслуживания.
Цель: учить детей обращаться к взрослому с просьбой помочь устранить недостатки – причесать волосы.
1. Труд в игровом уголке.
Цель: мальчикам поручить убрать строительный материал на место, обозначенное воспитателем.
Пятница
1. Коллективный труд. Разместим игрушки на лавочке.
Цель: закреплять трудовые навыки, умение размещать игрушки последовательно на лавочке.
1. Трудовые поручения. Сбор игрушек с помощью грузовых машин.
Цель: развивать посильные трудовые навыки.
1. Коллективный труд.
Цель: формировать у детей бережное отношение к вещам, игрушкам, замечать беспорядок и по собственной инициативе устранять его.
1. Трудовые поручения. Соберём бумагу под столом.
Цель: продолжать воспитывать интерес к трудовой деятельности.
Март
Понедельник
1. Игры самообслуживания.
Цель: при раздевании перед сном продолжать учить снимать платье или рубашку, затем обувь и вешать на стул.
1. Игра на формирование К. Г. Н.
Цель: продолжать учить пользоваться мылом и класть его на место в мыльницу.
1. Трудовые поручения в группе.
Цель: поручить девочкам помочь воспитателю протереть мокрой тряпочкой в уголке игрушек.
Каникулы
Каникулы
Вторник
1. Дидактические игры на формирование навыков самообслуживания.
Цель: продолжать учить аккуратно вешать вещи (платья и рубашку на спинку стула, а колготки, носки и шорты складывать на сиденье стула.
1. Рассматривание картинок с трудовыми процессами. Рассматривание картины «Кто что делает?».
Цель: рассмотреть картину и определить трудовые поручения своих близких.
1. Поручения в группе.
Цель: поручить мальчикам протереть сырой тряпочкой строительный материал.
Среда
1. Трудовые поручения в группе. Игра «Игрушки знают свое место».
Цель: привлечь внимание, что игрушки в беспорядке; вызвать желание помочь игрушкам найти своего место.
1. Беседы о труде взрослых. «Мы поможем Тане выздороветь».
Цель: определить, что для этого процесса нужно врач; закрепить знания о профессии врача.
1. Навыки самообслуживания.
Цель: продолжать учить детей находить свое полотенце и вешать его на место.
Четверг
1. Поручения в группе. Игра «Что случилось с Таней?».
Цель: продолжать учить детей следить за внешним видом куклы; развивать трудовые навыки.
1. Беседы, рассматривание картинок с трудовыми процессами. Рассмотреть картинку «Мама в магазине».
Цель: закреплять знания о профессии продавца: он продает продукты для всей семьи.
1. Дидактические игры на самообслуживание. Игра «Да или нет».
Цель: Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя:
В детском саду дети играют?
Дети игрушки убирают?
Дети умываются?
Дети на участке гуляют?
Воспитателю помогают?
Пятница
1. Коллективный труд. Игра «Одежда перепуталась».
Цель: учить распределять предметы одежды в зависимости от ее предназначения.
1. Трудовые поручения. Оказать помощь воспитателю «Одень куклу Таню на прогулку».
Цель: продолжать учить одевать последовательно одежду куклы.
1. Коллективный труд.
Цель: оказать помощь убрать игрушки в музыкальном уголке по местам, назначенным воспитателем
Апрель
Понедельник
1. Игра на самообслуживание. Загадывание загадок: о полотенце, мыле, расческе, как о предметах окружающего мира.
Цель: учить отгадывать загадки.
1. Игры на формирование К. Г. Н. Игра «Что делают данными предметами?».
Цель: дать представление детям о предметах, окружающих нас: ложкой мы едим, половником наливаем, из чашки пьем.
1. Трудовые поручения в группе. Игра «Вдруг посуда убежала».
Цель: учить находить место, обозначенное воспитателем для посуды.
1. Дидактические игры, беседы о труде взрослых. «Почему ушли игрушки из группы?» (рассмотреть картинки).
Цель: продолжать учить детей наводить порядок в группе.
Вторник
1. Дидактические игры на самообслуживание.
Цель: учить детей самостоятельно обслуживать себя после сна: одевать носки, колготки и обувь.
1. Рассматривание картинок с трудовыми процессами. Рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят».
Цель: дать детям характеристику о домашних птицах; учить заботиться, выполнять трудовые навыки.
1. Поручение в группе.
Цель: предложить девочкам приготовить наряды для Тани – погладить куколке одежду; развивать трудовые навыки.
1. Коллективный труд. Разложить листы бумаги для занятия по полочкам.
Цель: учить находить место, обозначенное воспитателем.
Среда
1. Трудовые поручения в группе. «Кто нас кормит».
Цель: воспитывать заботливое отношение к труду няни – не крошить крошки под столом. 1. Беседы о труде взрослых. Рассмотреть орудие труда (молотком – стучим, пилой – пилим, лопаткой – копаем, метлой - подметаем).
Цель: расширять знания о предметах окружающего мира.
1. Навыки самообслуживания.
Цель: продолжать учить детей частично и самостоятельно одеваться на прогулку, обращаться за помощью к воспитателю.
1. Коллективный труд.
Цель: учить помогать воспитателю помыть посуду для куклы Тани, используя предметы – заместители.
Четверг
1. Поручения в группе.
Цель: поручить мальчикам отремонтировать машины, используя нужный материал.
1. Беседы о трудовых процессах «Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу». Ответить на вопрос: кто вылечит мишку?
Цель: продолжать знакомить детей с профессией врача.
1. Дидактические игры на самообслуживание.
Цель: продолжать учить детей самостоятельно снимать обувь после прогулки и ставить ее на полочку.
1. Труд в игровом уголке. Расставить по своим местам мебель для куклы Тани.
Цель: продолжать учить поддерживать порядок.
Пятница
1. Коллективный труд. Посадка лука.
Цель: привлекать детей к посадке лука, оказать посильную помощь.
1. Трудовые поручения. Привлечь детей к поливке лука.
Цель: оказать посильную помощь – поливать посаженный лук.
1. Коллективный труд. Оказать помощь в поливе садовых растений на подоконнике.
Цель: вызвать желание ухаживать за растениями.
1. Трудовые поручения.
Цель: учить помогать няне расставлять хлебницы под хлеб, разложить ложки. Прочитать стихотворения Е. Благининой «Обедать».
Понедельник
Мониторинг
Мониторинг
1. Дидактические игры на формирование навыков самообслуживания, беседы о труде взрослых. Рассматривание картины «Бабушка вяжет одежду».
Цель: познакомить детей с содержание картины; воспитывать доброжелательное отношение к труду старших и близких людей.
Вторник
1. Коллективный труд в уголке.
Цель: воспитывать желание оказать помощь в наведении порядка в уголке: расставить игрушки по местам, определенным воспитателем; формировать навыки труда.
Среда
1. Коллективный труд в уголке природы. Оказание помощи воспитателю при ухаживании за рассадой садовых культур.
Цель: учить поливать аккуратно из лейки.
Четверг
1. Труд в игровом уголке.
Цель: воспитывать желание оказывать помощь воспитателю в наведении порядка в физкультурном уголке, расположить пособие по местам, обозначенным воспитателем.
Пятница
1. Трудовые поручения. Дидактическая игра «Поручение».
Цель: закреплять умение наводить порядок в своем шкафчике, аккуратно складывать вещи и ставить обувь на полочку после прогулки.
Литература
1) Агафонова Л. П. – «Комплексно – тематическое планирование по программе «Детство» I младшая группа», Волгоград, издательство Учитель, 2013г.
2) Бабаева Т. И. – «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство»», издательство «Детство-ПРЕСС», 2013г.
3) Голицына И. С. – «Перспективное планирование в детском саду I младшая группа», 2013г.
Цель: познакомить детей с понятием «семья», формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, воспитание внимательного отношения и любви к родителям и близким людям.
Интеграция областей: речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие.
Программное содержание:
Социально- коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Речевое развитие: развитие речи как средства общения, активизация словаря, приобщение к художественной литературе.
Художественно- эстетическое развитие: развитие детского творчества; воспитывать интерес к музыке, желание выполнять простейшие движения под музыку; привлекать детей к посильному участию в развлечениях, развивать умение следить за действиями сказочных героев, способствовать формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев.
Предварительная работа: изготовление персонажей для пальчиковой игры, проведение пальчиковой игры «Этот пальчик…», чтение русской народной сказки «Репка»
Материал: фланелеграф, фотографии родителей, костюмы к инсценировки сказки «Репка», подбор музыки для проведения физкультминутки «Я пеку, пеку, пеку…».
Описание организованной деятельности:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро -
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и скажем: «Здравствуйте!» (Дети здороваются.)
2. Основная часть. Знакомство детей с понятием «семья».
Воспитатель показывает из-за ширмы пальчиковых персонажей (семья).
Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Давайте поздороваемся. (Воспитатель показывает пальчиковую игру «этот пальчик… », побуждая детей договаривать слова.)
Этот пальчик дедушка – показывает большой палец с пальчиковой игрушкой –дедушкой.
Этот пальчик бабушка- показывает указательный палец – бабушка.
Этот пальчик мамочка – показывает средний палец – мамочка.
Этот пальчик папочка – показывает безымянный палец – папочка.
Этот пальчик Я – показывает мизинец с куклой ребёнка.
Вот и вся моя семья – показывает персонажей высоко подняв руку.
Воспитатель. Ребята, назовите, кто этот пальчик (дети называют каждый пальчик: дедушка, бабушка, папа, мама, ребёнок).
Дедушка такой же, как папа? Дедушка седой, на лице морщинки-складочки – он старенький. У папы нет седых белых волос, нет морщинок – он молодой. А мама такая же как бабушка? (проводится аналогичное сравнение). А это кто? – ребёнок. (взрослый называет сравнительные характеристики.) Это дедушка, это бабушка, это папа, это мама, это ребёнок (дети вместе со взрослым перечисляют пальчиковых героев.) А вместе они - семья.
Воспитатель спрашивает у каждого ребёнка, есть ли у него мама, папа, дедушка, бабушка и как их зовут? Любит ли он их? Уточняет, что у всех есть семья, в семье все любят друг друга и заботятся друг о друге, помогают друг другу.
Воспитатель приглашает детей к фланелеграфу, на котором размещены фотографии каждой семьи и предлагает детям найти и показать свою семью. Дети находят и называют по имени своих родных.
Воспитатель предлагает детям встать рядом друг с другом, посмотреть на соседа, улыбнуться. Вот какие дружные ребята. Мы в детском саду тоже любим, заботимся, помогаем. Воспитатель предлагает обняться детям, показать насколько мы дружные и как сильно мы любим друг друга.
Воспитатель рассказывает детям, что есть много сказок про дружную семью и предлагает детям проиграть русскую народную сказку «Репка».
Детям раздаются роли: дедушка, бабушка, внучка, собачка Жучка, кошка Машка и мышка. Воспитатель рассказывает сказку, а дети в соответствии с текстом выполняют действия.
Воспитатель. А сейчас давайте приготовим для своей мамочки и для папочки и для бабушки и для дедушки для всей семьи, сюрприз. Напечём с вами много пирожков.
Физкультминутка «Я пеку, пеку, пеку…»
Я пеку, пеку, пеку
Деткам всем по пирожку
А для милой мамочки
Испеку два пряничка.
Кушай, кушай мамочка
Вкусные два пряничка
А ребяток позову
Пирожками угощу.
3. Рефлексия.
Воспитатель. Молодцы, детки! Вот какие замечательные пирожки мы испекли для своей семьи. Получилось их много. Всем хватит. Спасибо за старание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель.Обогащать знание детей о лесе, кто живёт в лесу, что растёт в лесу (грибы, ягоды, деревья, дикие животные)Развивать тактильную чувствительность, внимание, память, речь.Закреплять приём самомассаж...
Методическая разработка. Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми в первой младшей группе.Образовательные области "Социально-коммуникативное развитие","Речевое развитие","Художественно-эстетическое развитие"
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи и реализации конструктивно-модельной деятельности, с учётом интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное...
Конспект занятия в первой младшей группе Образовательная область: Физическое развитие Тема: «В гости к Зайке»
Интересно развиваем двигательную активность малышей...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ (2-3 года)
МБДОУ №239
Воспитатель: Гриньковская Т.М.
Челябинск
Вид: игра
Тема: « Мойдодыр»
Цель: формировать элементарные представления о культурно – гигиенических навыках.
Программное содержание :
– развивать у детей навык пользования индивидуальными предметами личной гигиены;
– развивать мышление, умение анализировать, сравнивать;
– воспитывать культуру поведения, доброе отношение друг к другу.
Предварительная работа: чтение книги К. Чуковского "Мойдодыр".
Оборудование: игрушки зайка и ёжик, чудесный мешочек, мыло, полотенце.
Ход занятия:
1. Воспитатель:
Ой, ребятки, вы знаете, я сегодня шла в садик и по дороге прямо возле нашего куста встретила зайку. Он сидел весь чумазый и плакал. Я спросила у него, что же случилось, чем ты так расстроен, и в чём ты весь испачкался. И вот, ребята, что мне рассказал зайка.
Оказывается, нашего зайку пригласил на день рождения ёжик. Зайка долго думал, что же подарить ёжику и, наконец, придумал: «А что, если я подарю своему другу рисунок, который нарисую сам?» Он взял большой лист бумаги, краску с кисточкой и начал рисовать. Зайчик так старался нарисовать что-то интересное, что и не заметил, как весь выпачкался в краске. Он стал отмывать краску росой, но у него ничего не получилось. Так расстроенный зайчик шёл по лесу и плакал, а в это время пробегала мимо белочка и спросила у него: «Зайка, что с тобой случилась?» Он всё рассказал белке.
Ой, знаешь, что сказала белка: «Я сегодня гуляла по лесу и нашла какой-то мешочек, может быть, он тебе пригодится? Вот только что это в нём лежит, я не знаю». «Спасибо», - сказал зайчик белке, а затем он пришёл к нам попросить у помощи. Ну что, ребятки, поможем зайчику?
Дети: Да
2.Игра «Волшебный мешочек».
Воспитатель:
Так что зайчик не переживай, ребятки тебе обязательно помогут. А ну-ка, давай свой мешочек сюда, может быть, ребята знают, что в нём лежит.
Потихонечку вынимаю чудесный мешочек и достаю из него мыло.
Воспитатель:
А ну-ка, дети, посмотрите, что это?
Дети: Мыло.
Воспитатель:
А для чего нам нужно мыло?
Дети: Чтобы мыться, намыливать ручки.
Воспитател ь :
Молодцы ребятки. Ой, а что-то здесь ещё в мешочке лежит? (вынимает полотенце)
Что это?
Дети: Полотенце.
Воспитатель:
А для чего полотенце нам нужно?
Дети : Чтобы вытираться.
Воспитатель:
Молодцы. Ребятки, а сейчас давайте нашему зайке покажем, как правильно нужно мыться и вытираться полотенчиком, а также поможем нашему зайке отмыть краску.
Идём в умывальную комнату.
Воспитатель:
Смотри, зайчик, сейчас мы тебе покажем, как надо правильно умываться, а ты всё запоминай и мойся вместе с ребятами.
Использование художественного слова:
Знаем, знаем да - да- да,
Где здесь прячется вода.
Выходи, водица, мы пришли умыться.
Ладушки, ладушки с мылом моем лапушки.
Воспитатель:
Молодцы, ребята, я смотрю, вы все хорошо вымыли с мылом ручки и вытерли насухо полотенцем. Ой, смотрите, а нашего зайку ведь совсем не узнать.
Пока дети умываются, отмыть вместе с ними зайку или заменить на такого же чистого другого зайца.
Воспитатель:
Зайка тоже вместе с вами умывался, и посмотрите, какой же он стал чистый и опрятный, посмотреть приятно.
Предлагаю детям вернуться в игровую комнату.
3. Физкультминутка.
Воспитатель:
Ребятки, а давайте мы с нашим зайкой поиграем.
Зайка серый умывается,
Видно в гости собирается:
Вымыл ротик, вымыл носик,
Вымыл глазки, вымыл лобик,
Вымыл ручки, вымыл ножки,
Вымыл ухо, вытер сухо.
(действие выполняется по тексту)
3. Сюжетная игра « В гости к ёжику»
Воспитатель :
Что-то мне зайка хочет сказать?
А зайка говорит вам спасибо и предлагает вместе с ним пойти к ёжику. Ну что пойдём?
Дети : Да
Итог: Данное занятие способствует развитию культурно-гигиенических навыков детей первой младшей группы (2-3 года).
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию в первой младшей группе
Тема: «Овощи для зайчика»Подготовила и провела: Трусевич З.С., воспитатель первой квалификационной категории
Задачи:
1. Уточнить представления детей об овощах.
2. Формировать умения детей слушать воспитателя.
3. Обогащать словарь детей прилагательными и глаголом: красная, твердая, вкусная, хрустит, трут на терке, зеленый, длинный.
Материал: Игрушка зайчика, корзинка, салфетка, терка, овощи: морковь и огурец, тарелка с кусочками моркови и огурца на шпажках, одноразовые ложки, пустая тарелка.
Ход:
В группу заходит плачущий зайчик.
Воспитатель:
Что с тобой случилось?
Зайчик:
Я в огороде собрал овощи и принес их в детский сад. А куда поставил, не помню?
Зайчик опять плачет.
Воспитатель:
Ребята, давайте поможем зайчику найти его корзинку!
Дети находят корзинку с овощами, зайчик радуется.
Зайчик:
Спасибо вам ребята за мою корзинку! А хотите посмотреть, что там лежит?
Дети
: Да.
Воспитатель садит зайчика рядом с корзинкой и открывает её. Достает морковь.
Воспитатель
: Что это?
Дети:
Это морковка.
Воспитатель
: А какого она цвета?
Дети:
Красного.
Воспитатель
: Морковка длинная или короткая?
Дети
: Длинная.
Воспитатель
: Кто кушал морковку? Подумайте она твердая или мягкая?
Высказывания детей.
Воспитатель предлагает детям морковь потрогать.
Воспитатель:
Морковка твердая или мягкая?
Дети:
Твердая.
Зайчик:
А у меня в корзинке еще есть один овощ! Достает огурец.
Воспитатель:
Это…
Дети:
Огурец.
Воспитатель
: Огурчик, какого цвета?
Дети:
Зеленого.
Воспитатель предлагает детям потрогать огурец.
Воспитатель:
Огурец твердый или мягкий?
Дети:
Твердый.
Воспитатель
: А он длинный или короткий?
Дети:
Длинный.
Воспитатель:
Как вы думаете, огурчик вкусный?
Высказывания детей.
Воспитатель
: А хотите попробовать?
Дети:
Да!
Воспитатель угощает детей кусочками огурца.
Воспитатель:
Огурчик вкусный, твердый, хрустит. Повтори Даша.
И так повторяют слова за воспитателем все дети.
Воспитатель:
А что же это у тебя зайчик лежит в корзинке? Достает терку.
Зайчик:
Не знаю.
Дети:
Это терка.
Зайчик
: А что ей делают?
Версии детей.
Воспитатель:
Правильно ребята, на терке трут овощи. Давайте потрем нашу морковку на терке.
Воспитатель трет морковь и угощает детей.
Воспитатель:
Морковка сладкая? Вкусная? Хрустит? Твердая? Добивается от детей повтора слов.
Воспитатель:
Угощайся зайчик морковкой.
Зайчик ест, приговаривая: морковка вкусная, сладкая, хрустит, твердая.
Благодарит всех за угощения прощается с детьми и уходит.