Возникновение и развитие русского романтизма. Его эстетическая сущность и основные течения. Какая из работ, неоднозначно решающих вопрос о генезисе и сущности романтизма, Вам близка? История зарубежной литературы XIX - начале XX вв Периоды русского романт

На формирование и развитие романтизма в художественной культуре России первой трети XIX века оказали влияние следующие факторы: война 1812 года, движение декабристов, идеи Великой французской буржуазной революции. Особенностью русского романтизма является развитие и углубление задач русского Просвещения в искусстве романтизма в России, и в этом главное отличие русского романтизма от западноевропейского, утверждавшегося в борьбе с просветительской идеологией. Очень точную характеристику русского романтизма дал В.Г.Белинский: "Романтизм - это желание, стремление, порыв, чувство, вздох, стон, жалоба на несвершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастье, которое Бог знает в чем состояло".

Романтизм в русской литературе отличаются многообразием течений: элегический (В.А.Жуковский ), революционный (К.Ф.Рылеев , В.К.Кюхельбеккер ), философского (Баратынский, Батюшков ), их взаимопроникновением и условностью определений.

Синтетическим характером отличается творчество А.С.Пушкина , которое уже в данный период времени отличается вызреванием в нем реалистических начал. Мир пушкинских героев отличается от романтических героев Жуковского, Рылеева и Байрона народным своеобразием и ярким образным языком.

Новый этап развития романтизма в России начинается после восстания декабристов. Особую роль в русской романтической поэзии играет М.Ю.Лермонтов - прямой наследник Пушкина и декабристов, поэт своего поколения, "разбуженного пушечными выстрелами на Сенатской площади" (А.И.Герцен). Его лирику отличает бунтарский, мятежный характер. Его произведениям присущ острокритический взгляд героя на современность, тоска по идеалу и "пламенная защита человеческих прав на свободу" (В.Г.Белинский).

Русская романтическая проза XIX века представлена В.Ф.Одоевский , исторические и фантастические новеллы которого полны интереса к истории, прошлому России, наполнены мотивами чудесного, таинственного, народным фольклором. Фантастические повести А.Погорельского ("Черная курица", "Лафертовская маковница") - сочетание реализма и фантазии, юмора и возвышенных чувств, в основе которых положены, литературные разработки русских народных сказок и фольклора.

Западноевропейский и русский романтизм взаимопроникали друг в друга и взаимообогащались в этом процессе. Особо значимым в это время становится развитие литературного перевода и значение деятельности Жуковского как переводчика и популяризатора шедевров европейской литературы.

Романтизм в русском изобразительном искусстве.

Основной особенностью романтизма в русской живописи является сочетание романтизма с реалистическими исканиями. Возникает особый интерес к духовному миру человека. Психологизмом и национальным своеобразием отличаются работы русского художника О.А.Кипренского : , . Внешнее спокойствие и внутренняя напряженность образов раскрывают глубокое душевное волнение, силу чувств. Теплая, звучная цветовая гамма отличают портреты, созданные в первые два десятилетия века. - высокая одухотворенность образа поэта, запечатленная в нем воля, энергия, тонкая передача глубоко скрытых чувств горечи, душевной боли. Женские образы (,) отличает нежность и поэтичность.

Реалистические черты проступают в романтических произведениях В.А.Тропинина (,). - иная, оригинальная трактовка поэта, служителя муз.

Традиции классицизма и черты романтизма соприкасаются в произведениях К.П.Брюллова . Ясно ощущается романтический пафос картины, противопоставление в ней ощущения катастрофы, трагической безысходности и самоотверженности, духовной красоты людей в момент смертельной опасности. В этом полотне красной нитью проходит связь идеи картины с русской действительностью начала XIX века. Как средства художественной выразительности можно отметить смелость цветового решения, контрасты цвета и света, световые рефлексы. Красотой и выразительностью отличаются произведения Брюллова итальянского периода, женские образы (,), мужские портреты (,).

Особо следует упомянуть о роли автопортрета в творчестве русских художников-романтиков. Он предстает как история духовной жизни общества первой половины XIX века, показывая личность современника, который отражал мир глубоких человеческих чувств и страстей (автопортреты,). Разочарованность, одиночество героя, разлад с обществом, предвещают появление "героя нашего времени" в автопортретах Кипренского (1822-1832гг). Обреченность, безысходность, глубокая усталость "лишних людей" ощущается в автопортрете Брюллова (1848). И вместе с тем трагическое звучание, поэтическая тонкость образа. Живописный язык художников-романтиков полон напряженных контрастов светотени, звучных красок как средств характеристики героев.

Романтизм в русской музыке.

Особое влияние на формирование профессионального музыкального искусства начала XIX века оказал национальный подъем русского самосознания.

Творчество великого русского композитора М.И.Глинки - начало новой эпохи развития музыкального искусства. Глинка явился истинным певцом русского народа.

В произведениях Глинки ощущается нерасторжимая связь музыки с народной почвой, художественное переосмысление народных образов. В творчестве Глинки прослеживается связь с мировой музыкальной культурой, которую мы можем услышать в переработках мелодий Италии, Испании, Франции, востока ("Арагонская хота", "Тарантелла").

Романтизмом наполнены баллады и романсы композитора на стихи русских поэтов. Их художественное совершенство, полное и гармоничное слияние музыки и текста, зримость, живописность музыкальных образов, эмоциональная приподнятость, страстность и тонкий лиризм делают романсы Глинки непревзойденными образцами музыкального творчества ("Ночной смотр", "Сомнение", "Я помню чудное мгновенье", "Вальс-фантазия").

Глинка также является реалистом, основоположником русской музыкальной симфонической школы ("Камаринская"), в которой проявились лучшие черты русской реалистической музыки, соединенные с яркими чертами романтического мироощущения: могучей страстностью, мятежностью духа, свободным полетом фантазии, силой и яркостью музыкального колорита.

Высокие идеалы русского искусства предстают перед нами в операх Глинки. В героико-патриотической опере "Иван Сусанин" (оригинальное название этой оперы "Жизнь за царя") композитор стремится показать типические черты, передать образ мыслей и чувств народа. Новаторством было появление на оперной сцене в качестве главного трагического героя костромского крестьянина. Глинка показывает его типичность и индивидуальность, опираясь при этом на народную песню в его музыкальной характеристике. Интересны музыкальные образы других героев оперы (Антонина, ее жених, поляки). Введение польских народных мелодий (полонез, мазурка) придает своеобразный колорит отдельным сценам оперы. Среди фрагментов оперы, которые мы рекомендуем для прослушивания трагическая ария И.Сусанина и торжественное, ликующее, гимновое звучание заключительного хора "Славься". Опера "Руслан и Людмила" - торжественный гимн свету, добру, красоте, былинно-эпическая трактовка юношеской поэмы Пушкина. В музыкальной драматургии мы услышим принцип картинных сопоставлений, контраста, присущего природе русских сказок и народного эпоса. Музыкальные характеристики героев сказочно-яркие. Музыка Востока в опере органично сочетается с русской, славянской музыкальной линией.

Приступая к анализу романтического произведения, нужно помнить, что главным приемом романтиков является антитеза (противопоставление), на этом приеме построены произведения литературы, музыки и живописи романтизма. В литературе это противоположные по своей характеристике образы главных героев; в музыке это контрастные интонации, темы, их борьба и взаимодействие; в живописи - также контрастные краски, "говорящий фон", борьба света и тьмы.

Раздел второй. Возникновение и развитие романтизма (1812-1825)

Глава первая. Социально-исторические и литературные условия возникновения романтизма

Отечественная война 1812 года потрясла Россию, вызвала переворот в сознании современников, породила фалангу самоотверженных борцов за свободу и положила начало новому периоду в истории русской национальной культуры. В отличие от многих европейских народов этого времени, переживавших годы национального унижения, национальной разобщенности и подавленности (немцы, итальянцы, греки), русский народ, отстояв свое отечество, пронес знамя победоносных битв до самого Парижа, помог другим народам в борьбе за национальное возрождение и сам стал народом всемирно-исторического значения. Никогда чувство национальной гордости не подымалось еще в русском обществе так высоко, как после победы над Наполеоном, никогда еще не было такого глубокого интереса к прошлому отечества, к истории, к делам и подвигам знаменитых предков, к памятникам древней культуры и народного творчества.

Отечественная война свела передовое русское общество с народом, открыла ему глаза на истинное достоинство простых людей, заставила подумать об их судьбе. Общей мыслью передовых дворян стала мысль о том, что после всемирных побед России нельзя дальше держать русских крестьян в цепях рабства. Простой мужик стал предметом пристального внимания, как и все, что окружало его жизнь, составляло ее своеобразную поэзию, выражало его внутренний мир.

По свидетельству декабристов и таких умнейших людей России, как Грибоедов, народ, одержав неимоверно трудную победу, впервые ощутил свою великую силу и начал тяготиться рабским положением как никогда прежде. Народное недовольство, поднимавшееся на гребне всемирно-исторической победы, питало идею свободы в просвещенном передовом обществе.

Поход во Францию, завершивший разгром Наполеона - претендента на мировое господство, имел громадное значение для всех его участников. Побежденная Франция была не только страной наполеоновского деспотизма, она была страной Великой Французской революции, провозгласившей свободу, равенство и братство.

Ленин писал о декабристах, что "они были заражены соприкосновением с демократическими идеями Европы во время наполеоновских войн" * . Передовое офицерство в заграничном походе осознало себя частью всего общеевропейского освободительного движения. С этих лет началось страстное изучение революционной мысли Европы, жадное внимание к каждому новому шагу в борьбе за свободу, где бы ни сделан был этот шаг, стремление критически оценить достижения и неудачи передовой Европы по отношению к особым условиям русской действительности. Никогда прежде русские люди не исследовали с такой заинтересованностью идейные богатства и революционный опыт Европы, как во времена Пестеля и Рылеева. Лучшие представители русского общества почувствовали себя крепко-накрепко связанными со всем, что происходило во Франции и Англии, Испании и Португалии, Италии и Греции, где вновь и вновь взвивалось знамя национальной и социальной свободы. Всемирно-историческому подвигу русского народа соответствовало гуманистическое сознание дворянских революционеров, проникнутое духом братства с освободительными и революционными силами мира.

* (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 30, стр. 318. )

Героическое поколение 1812-1825 гг. сделало почин в соединении революционной русской мысли с революционным делом, показало пример борьбы за высокие социально-политические идеалы; это поколение выдвинуло тип человека, который просился в литературу и искусство на правах подлинного героя. С выступлением на исторической арене декабристов Россия пережила небывалый подъем политической, философской и эстетической мысли. Это был один из самых поэтических периодов русской истории, период страстного отрицания сложившихся форм быта и самоотверженной устремленности в грядущее. "В 1825 году,- говорит В. И. Ленин,- Россия впервые видела революционное движение против царизма..." * .

* (Там же, стр. 315. )

Героическое время многое изменило в русской литературе. Идейная основа литературной деятельности, тон, направленность, мотивы критики, понимание задач и целей литературы, формы организации литературных сил - все стало не таким, каким было в предшествующие периоды литературно-художественного развития. Белинский в этом именно периоде видел начало "эпохи совершенного переворота в русской литературе"; темп развития необычайно ускорился: "новое сегодня становилось завтра если еще не старым, то уже и не новым; на место одной забытой знаменитости являлось несколько новых, в литературу беспрестанно входили новые элементы, содержание ее расширялось, формы разнообразились характер становился самобытнее" (VIII, 297, 298).

Основные идеи литературного развития

В соответствии с духом времени важнейшей и решающей идеей литературной жизни и литературного развития стала идея национальной самобытности и величия русской литературы. Эта идея зародилась и достаточно ясно была высказана в трудах просветителей "Вольного общества". Борн, Востоков, Попугаев боролись против духа подражательности, царившего в их время и в творчестве классицистов, и в творчестве сентименталистов. Они полагали, что Русь уже в древности пережила большой подъем самобытного поэтического творчества * , что у русской литературы есть прочная и верная основа национального развития - устно-поэтическое творчество, взятое в его первородной красоте, а не так, как брали его раньше, когда задавались целью свести с произведений народной поэзии "ржавчину", а на самом деле покрывали их "новомодным лаком" ** .

* (И. М. Борн писал: "Сколько было, может быть, Баянов, коих песни прозвучали вместе с их именами!" "А что мало до нас дошло памятников... тому суть виною мятежные времена удельных княжений, по смерти Владимировой, злосчастный период татарского владычества, когда все истреблялось огнем и мечом; равно как нерадивость и невежество многих лжемеценатов" (Краткое руководство к российской словесности. СПб., 1808, стр. 139, 141). )

** (И. М. Борн. Краткое руководство к российской словесности. СПб, 1808, стр. 140. Такого же взгляда придерживался и Востоков. )

Победа русского народа в Отечественной войне придала этой мысли невиданную глубину и злободневность. Она стала мыслью всех прогрессивных писателей и деятелей культуры. Ее на все лады развивают в журналах и на заседаниях обществ, она вдохновляет литературное творчество виднейших поэтов. Идея величия литературы, которую надлежит создать вопреки вкусам и понятиям дворянской публики, зараженной преклонением перед иностранными "авторитетами", развивается в "Письмах из Москвы в Новгород" И. М. Муравьева-Апостола, в переписке Батюшкова с Гнедичем, в речи Гнедича при открытии Публичной библиотеки "Рассуждение о причинах, замедляющих развитие нашей словесности", в сочинениях Ф. Глинки: "Рассуждение о необходимости иметь Историю Отечественной войны 1812 года" и "Письмо к генералу NN о переводе воинских выражений на русский язык".

Самое глубокое обоснование и развитие идея великой национальной литературы получила в трудах и программных документах декабристов.

Одновременно с мыслью о самобытной национальной литературе развивалась и крепла мысль о ее социальном значении. Обоснование и широкое распространение этой мысли вело к упрочению положения писателя в русском обществе и наряду с другими социально-историческими факторами создавало условия для возникновения в России самостоятельной, не зазорной, а, напротив, почетной профессии писателя. Дальновидные люди усматривали в профессионализации литературного труда залог быстрого возмужания русской литературы. Так думал И. М. Муравьев-Апостол. В Десятом письме из Москвы в Новгород (1814 г.) он писал: "Везде, только не у нас, есть сословия писателей, к которым люди готовятся и в оные вступают, точно так, как мы вступаем в военную или гражданскую службу; у нас того вовсе нет: мы все пишем, так сказать, ad libitum * , мы dilettanti, а не virtuosi; точно то в сравнении с писателями по состоянию, что в музыке охотник к настоящему музыканту" ** .

* (По желанию. )

** (Русская литература. Хрестоматия критических материалов, вып. 1. Изд. Харьковского ун-та, 1959, стр. 44. )

Период с 1812 по 1825 г. подготовил условия для возникновения в нашей литературе нового типа писателя, отдающего литературному труду всего себя и видящего в нем оправдание всей своей жизни.

Организация литературных сил

Уже в предшествующий период ясно обозначилась важная тенденция литературного развития в России - стремление, особенно в среде прогрессивной тогдашней интеллигенции, придать литературной жизни организованный характер, влить ее в определенные формы, способствующие консолидации творческих сил. Однако даже в самом важном в те годы творческом объединении - "Вольном обществе любителей словесности, наук и художеств" - литературой занимались наряду с другими видами культуры, и само это общество принадлежит столько же истории литературы, сколько и истории социально-политической и экономической мысли России.

В новый период литературная жизнь в стране приобрела гораздо более самостоятельный и упорядоченный характер.

"Беседа любителей русского слова"

Под влиянием роста прогрессивных сил в литературе и их стремления организоваться еще в 1807 году возникла шишковская "Беседа любителей российского слова" с целью воспрепятствовать новым веяниям в литературе и языке, а шире - новым идейным веяниям со стороны революционной Франции. 21 февраля 1811 года "Беседа" открылась как юридически оформленная организация, а 14 марта того же года состоялось торжественное заседание "Беседы", на котором присутствовал "цвет" бюрократического высокопоставленного Петербурга. "Беседа" утверждена была указом царя. Этот указ члены "Беседы" восприняли "с глубочайшею верноподданническою признательностью как драгоценнейший для Беседы памятник монаршего его величества соизволения на учреждение оной и благоволения к ее намерению" * . Организационно "Беседа" - копия Государственного Совета: она делилась на четыре разряда; в каждом разряде по пяти членов и во главе их - председатели: адмирал А. С. Шишков, Г. Р. Державин, А. С. Хвостов, И. С. Захаров. "Беседа" имела попечителей, это - граф Завадовский, адмирал Мордвинов, министр просвещения граф А. Разумовский, министр юстиции И. И. Дмитриев. Члены общества делились на действительных и почетных. На публичные "чтения" приглашались знатнейшие по тем временам особы, пропуск был только по билетам, мужчины являлись в мундирах и орденах, дамы в бальных платьях. Все было парадно, пышно, официально. Протоколы "Беседы" (сначала они назывались "денниками", потом "дневниками" и, наконец, "журналами") велись вымуштрованными на царской службе канцеляристами. Протоколы состояли из рубрик: 1) "слушали и рассуждали", 2) "положили" и 3) "когда исполнение учинено".

* ("Дневник Беседы любителей российского слова, февраля 21 (1811)". Опубликован в кн.: В. Десницкий. Избранные статьи по русской литературе XVIII-XIX вв. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1958, стр. 109. )

"Беседа" издавала свои труды под названием "Чтений". Они распространялись в публике через губернаторов, иными словами, навязывались таким же "верноподданным", какими были сами учредители общества. "Беседа" просуществовала до 1816 года. Со смертью Державина, главного литературного авторитета общества, умерла и "Беседа".

"Беседа" создана была не столько для развития русской литературы и языка, сколько для задержания их развития. Это одна из самых первых попыток реакционных сил подчинить литературу канцелярски-бюрократическому регламенту и задушить живую жизнь языка и литературы казенной мертвечиной. Провал "Беседы", несмотря на то, что ее поддерживала царская власть,- одно из свидетельств того, что литература и бюрократия насовместимы.

Что же "слушали и рассуждали" в "Беседе"? - Сочинение И. С. Захарова "Похвала женам", "Великодушие вельможи русского" П. М. Карабанова, "Избрание на царство ц. Михаила Федоровича" П. Львова, "Гимн богу" Бередникова, "Чувство при наступлении весны" Волковой, "Послание к другу в уединении" Жихарева, "Рассуждение о любви к отечеству" А. С. Шишкова, "Рассуждение о стихотворстве" А. С. Хвостова, "Размышление на гробах" кн. Шихматова.

Были и другого рода чтения. Неоднократно читали басни И. А. Крылова. На одном из заседаний слушали VIII песнь "Илиады" Гомера в переводе Гнедича. Последние оды престарелого Державина тоже иногда гремели в обстановке особой торжественности. Но даже эти замечательные явления в истории "Беседы" не могли поддержать ее авторитет в литературе. Все талантливое, живое, развивающееся сторонилось казенно-бюрократического департамента по делам литературы. Батюшков писал Гнедичу: "Открылась ли Беседа? Что делают ваши петухи? Зачем хочешь печатать в Беседе? По крайней мере, я не советую: надобно иметь характер и золота в навоз не бросать, истинно в навоз, ибо, кроме Горация Муравьева и Крылова басен, там ничего путного я не видел" * . В письме к Жуковскому Батюшков называет "беседчиков" "невскими гусями" и желчно говорит, что у них "что день, то ода, что неделя, то трагедия, что месяц, то поэма, и все так глупо и плоско..." ** . Так думали самые даровитые люди в тогдашней литературе.

* (К. Н. Батюшков. Сочинения. СПб, 1887, стр. 462. )

** (Там же, стр. 550. Кстати, хотя Гнедич и отдал свою рукопись VIII песни "Илиады" в "Беседу", членом "Беседы" он не был, относился к ней иронически и написал злейшую пародию на это общество под названием "Символ веры в Беседе при вступлении сотрудников" (См. "Арзамас" и арзамасские протоколы. Изд-во писателей в Ленинграде, 1933, стр. 23-24). )

"Арзамас"

Отворачиваясь от "Беседы", талантливая и обнадеживающая литературная молодежь организовалась в литературном обществе "Арзамас" (1815-1817).

В противоположность духу официальности, парадности, напыщенности, царившему в "Беседе", арзамасцы проводили свои заседания в самом непринужденном и веселом настроении, а завершали их "арзамасским гусем", о чем в протоколе, в последнем пункте, отмечалось: "Члены кушали, помнится, гуся". Если же гуся не было, то в протоколе особо оговаривалось, что, несмотря на обильный ужин, "желудки их превосходительств были наполнены тоскою по отчизне" * .

* ("Арзамас" и арзамасские протоколы. Изд-во писателей в Ленинграде, 1933, стр. 135, 90. )

В "Беседе" собирались высокопоставленные лица: министры, сановники, митрополиты, титулованная знать; арзамасцы назвали себя "обществом безвестных людей", именовали друг друга кличками, взятыми из баллад Жуковского: Жуковский - Светлана, Батюшков - Ахилл, Вяземский - Асмодей, А. И. Тургенев - Эолова арфа, Дашков - Чу, М. Орлов - Рейн, В. Л. Пушкин - Вот я Вас, А. С. Пушкин - Сверчок и т. д.

Вместо "чтений" в "Арзамасе" произносились "речи", каждая представляла собой "отходную" одному из членов Академии или "Беседы". Это называлось - "читать похвальную речь халдею из Академии или Беседы", наполненную остротами, комической "галиматьей". Протоколы заседаний "Арзамаса" ничего общего не имеют с канцелярскими писаниями "Беседы". Иные из них писаны даже гекзаметрами Жуковского и представляют собой литературный интерес как один из видов комического. В протоколах "Арзамаса", которые писал Жуковский, ярко выступает не проявившаяся в "серьезном" творчестве поэта его жизнерадостность и комическое одушевление.

Участие в "Арзамасе" сплачивало одаренных людей, создавало обмен творческими замыслами, порождало дух творческого соревнования. В этом прогрессивное значение "Общества Безвестных Людей". Прогрессивным был и весь дух насмешки, иронии, презрения к шишковской "Беседе", оплоту застоя и реакции в литературе. Но господство шутки, развлечения, галиматьи, дурачеств (вроде суда над В. Л. Пушкиным за его похабные "яжелбицкие" творения) не могло удовлетворять самых перспективных членов "Арзамаса". Батюшков был недоволен бессодержательностью заседаний, бездумностью и ребячеством арзамасцев. В 1817 году в "Арзамас" пришли декабристы: Никита Муравьев, Михаил Орлов и Н. И. Тургенев. Они попытались повернуть эту организацию на дорогу политической борьбы и серьезного литературного дела. Но оказались лицом к лицу с теми, кто лишь забавлялся либерализмом (Блудов, Уваров, Вигель), и с такими неспособными к политически острому мышлению, как Жуковский или Батюшков. Возникшие внутренние противоречия привели к закрытию "Арзамаса". Время требовало иных организаций, другого характера занятий, нового подхода к литературному делу.

Литературные организации декабристов

При тайных обществах дворянских революционеров возникли литературные организации, невиданные и неслыханные в истории России в прежние времена: "Зеленая лампа" и "Вольное общество любителей российской словесности".

"Зеленая лампа" организовалась как литературное общество Союза Благоденствия. Во главе ее стояли члены этого Союза: С. Трубецкой, Я. Толстой и Ф. Глинка. Среди участников заседаний "Зеленой лампы" были Н. И. Гнедич, Дельвиг, Д. И. Долгоруков (брат того Долгорукова, которому принадлежит дневник с описанием поведения и высказываний ссыльного Пушкина в Кишиневе), Никита Всеволожский (хозяин дома, в котором происходили заседания) с братом Александром, театральный рецензент Д. Н. Барков, А. Д. Улыбышев и др. Пушкин называл "Зеленую лампу" "нашей", а ее участников - "друзьями вольнолюбивыми". Общество организовалось зимой 1818/1819 года и просуществовало около полутора лет. Оно было распущено, как предполагает Б. В. Томашевский, в конце 1820 года * .

* (См. Б. Томашевский. Пушкин, кн. I. M.- Л., Изд-во АН СССР, 1956, стр. 197-200. )

Как это характерно для того времени, во время заседаний общества было немало вина, веселья, стихов. Но главное в работе общества - чтение и обсуждение оригинальных произведений с тем, чтобы помочь авторам яснее осознать высокие задачи эпохи и создать произведения, имеющие общественное значение. Разумеется, читались произведения и без яркой идейности, ученические, читались и безделушки. Но в том-то и состоял смысл заседаний, чтобы увлечь участников общества большими идеями, серьезными творческими и жизненными вопросами. Яков Толстой писал в своих стихах:

Люблю в мечтах носить короны, Люблю величье презирать!

После обсуждения на заседании "Зеленой лампы" стихи получили совершенно иной смысл:

Люблю в мечтах носить короны, Люблю их игом называть!

То, на что не решился "Арзамас", выполняла "Зеленая лампа": она воспитывала своих членов в духе ответственности перед отечеством и ставила перед ними "цель достойнейшую", как выражался Михаил Орлов. По сохранившимся свидетельствам, в обществе "Зеленая лампа" слушали и обсуждали стихи, направленные против царского правительства и, как писал впоследствии Я. Толстой, "некоторые республиканские стихи и другие отрывки" * , Ф. Глинка читал свое стихотворение "Шарада", в котором выражена идея ограничения царской власти законом. Здесь же были прослушаны знаменитые статьи А. Д. Улыбышева: "Сон" и "Письмо к другу в Германию о петербургских обществах".

* (См. Б. Томашевский. Пушкин, кн. I. M.- Л., Изд-во АН СССР, 1956, стр. 209. )

На заседаниях "Зеленой лампы" оживленно обсуждались вопросы развития русского национального театра и русской исторической науки.

С закрытием "Зеленой лампы" роль литературного филиала тайного общества выполняло официально утвержденное "Вольное общество любителей российской словесности". Оно возникло еще в годы "Арзамаса", но в течение ряда лет влачило жалкое существование. В 1819 году в него влилась группа писателей-декабристов, а председателем был избран Федор Глинка, член Коренной Думы Союза Благоденствия. Активными деятелями общества стали Рылеев, Бестужев, Кюхельбекер, которые развернули борьбу против его правого крыла (Б. Федоров, князь Н. А. Цертелев, Д. И. Хвостов, доносчик В. Н. Каразин) и добились перевеса в обществе передовых сил. На одном из заседаний "Вольного общества любителей российской словесности" Н. И. Гнедич произнес замечательную речь о высоком гражданском назначении поэта и писателя. Когда правительство сослало Пушкина, Ф. Глинка и Кюхельбекер демонстративно выразили свое сочувствие ссыльному и гонимому поэту, и это сочувствие высоко оценил Пушкин. Он писал Глинке: "Голос твой мне был отрадой, великодушный гражданин" (стихотворение "Ф. Н. Глинке"). Общество много внимания уделяло развитию высокого самосознания русских поэтов и писателей, содействовало укреплению в русской литературе духа свободолюбия, национальной самобытности и гражданского пафоса. Здесь читал отрывки из своего "Войнаровского" Рылеев, Кюхельбекер - стихотворение "Поэты". Общество издавало журнал "Соревнователь просвещения и благотворения (Труды Вольного общества любителей российской словесности)".

"Вольное общество любителей российской словесности" с той поры, как руководство перешло к декабристам, и "Зеленая лампа" - первые в истории русской литературы организации литературных сил, созданные для содействия развертыванию в стране подготовки к революции. Впервые революция и литература объединялись для решения одной общей задачи большого социально-исторического значения.

Журналы и альманахи

Формой организации литературной жизни и объединения литературных сил в период 1812-1825 гг. явились некоторые важнейшие журналы и альманахи. Ни один из них еще не стал выразителем определенного творческого направления, ни один не сумел создать свой единый творческий коллектив, отстаивающий дорогие всем политические и литературно-эстетические идеи. В любом из них был пестрый разнородный состав.

И все же лучшие журналы и альманахи имели серьезное значение в качестве организаторов литературных сил. Особенно замечательным был альманах "Полярная звезда" Рылеева и Бестужева (три выпуска: в 1823, в 1824 и в 1825 гг.). Здесь развернулась критическая деятельность А. Бестужева, самого талантливого критика из среды декабристов, печатались произведения Пушкина, Крылова, Гнедича, Жуковского, Рылеева. "Полярная звезда" имела необычайный успех у современников. "Удачное выполнение и неожиданный прием "Полярной звезды",- писал "Московский телеграф",-...возбудили множество подражаний. В Москве получены уже "Русская талия", театральный альманах, издаваемый Ф. В. Булгариным, и "Русская старина", издаваемая А. О. Корниловичем и г. Сухоруковым. Скоро ждем "Северных цветов", которые собирал г. Дельвиг, а издавал И. В. Сленин... По объявлению знаем еще о рождении "Невского альманаха" * . В Москве выходил замечательный альманах В. Одоевского и В. Кюхельбекера "Мнемозина". Декабристские органы оказывали и идейное и организационное влияние на современный литературный процесс.

* ("Московский телеграф", 1825, ч. I, № 1, стр. 9 ("Прибавление к Московскому телеграфу"). )

Романтизм как главное направление периода

Главным отличительным явлением литературного развития периода 1812-1825 гг. стал романтизм. Были и другие направления творчества. Оставались пережитки сентиментализма и классицизма. П. И. Шаликов продолжал вздыхать и плакать прозой, спрашивая: "Для чего я жил до сих пор? Для чего буду жить вперед? Какая польза в том, что занимаю место в системе эфемерного бытия?... Зачем это чувствительное сердце в груди моей? Зачем сии мысли в голове у меня?... Грущу, тоскую, лью слезы - о себе, о ближнем - и более ничего...". Живая пародия на классицизм, граф Д. И. Хвостов еще "пел" свои оды, вел "переписку стихами", издавал полное собрание своих сочинений и, не подозревая комичности своих признаний, заявлял: "Но мыслю, чувствую я в прозе, не в стихах". Некто Павел Свечин, помешавшийся на героических песнопениях, давно канувших в небытие, сочинял бесконечную "Александроиду":

Разверзя тартар - вечность злая, Ревет, добычу озирая... Се, страшный Бородинский бой!

Наряду с такими "допотопными" пережитками прорастали и крепли ростки будущей великой реалистической литературы и в стихотворных и в прозаических жанрах.

Но основа этого периода, его основная нить - романтизм.

Романтизм - явление общеевропейское. Его возникновение исторически связано с разочарованием европейского общества в результатах буржуазной революции. Идейным мотивом возникновения реализма явилась реакция на рационализм эстетики и мышления буржуазного просветительства последней четверти XVIII столетия. В каждой из европейских стран романтизм возникал под влиянием особенностей национально-исторической жизни.

Две основные причины породили интерес к романтизму в России. Прежде всего, это могучее влияние событий Отечественной войны на сознание образованной и думающей части русского общества. На этой основе возникло уважение к своему национальному достоинству, тяга ко всему тому, что отличает русский народ, интерес к историческому прошлому, к "преданьям старины глубокой", к поэзии и обычаям своего народа.

В 1812 году Востоков издает свой знаменитый "Опыт о русском стихосложении", в котором русская теоретическая мысль возводит в ранг неоспоримых эстетических ценностей "русский сказочный стих", тоническое стихосложение, свойственное устной поэзии. Востоков рекомендовал поэтам народный стих для повествовательных произведений "романических во вкусе Ариоста либо Виланда". Особое значение русский песенный стих приобрел в творчестве поэтов-декабристов, извлекших из его подвижного ритма звонкую силу и чеканность для выражения ненависти к царю, царскому судье, чиновнику и попу.

Вторая причина интереса к романтизму в России состояла в том, что русская действительность тех лет страдала противоречием мечты и существенности, идеала и реальности. Возникновение романтизма было не только естественным, но и совершенно неизбежным. Столкновение стремлений передовых слоев общества с печальной действительностью было почвой романтических настроений творчества.

По значению в истории литературного развития страны русский романтизм существенно отличается от европейского. В передовых странах Западной Европы романтизм развился в недрах давно сложившихся национальных литератур. У нас он предшествовал возникновению новой русской литературы и был одной из ступеней на пути к этому большому завоеванию национальной культуры. В русском романтизме вызревали поэтические элементы, средства и способы отражения действительности, которые подготавливали появление основоположника новой русской литературы, Пушкина, с его всеохватывающим изображением национальной жизни.

Что касается социально-исторической роли романтизма, то русский романтизм, подобно западноевропейскому, не представлял внутренне единого направления. Напротив, в нем ясно обозначены различные точки зрения на жизнь и перспективы ее развития. Возникая из одного источника - из разлада мечты с действительностью, идеала с реальным бытием,- романтизм затем разветвляется на два основных направления: одно направление, недовольное действительностью, стремится убежать от нее, укрыться в прошлом, в потустороннем мире или в отвлеченной мечте; другое - живет стремлением привести в соответствие мечту с действительностью, поднять жизнь на высоту идеала. Первое направление романтизма в России представлено Жуковским, Гнедичем, Козловым, Батюшковым. Второе - Рылеевым и его талантливыми последователями, писателями и поэтами дворянской революции. Одно направление является революционным романтизмом; другое - пассивно-элегическим, несущим в себе тенденцию перерождения в идеологию консерватизма и мистики.

Пассивно-элегический романтизм

Пассивно-элегический романтизм, основоположником которого явился у нас Жуковский, имеет свою четко определившуюся идейно-творческую специфику. Недовольство действительностью выражалось здесь не в критике ее, а в стремлении во что бы то ни стало бежать от действительности. От того, в каком направлении это осуществлялось, зависит своеобразие каждого из представителей этого направления. Здесь именно лежит корень творческой индивидуальности Жуковского и Батюшкова, Гнедича и Козлова. Характер жалоб на действительность, сущность элегического настроения, выбор образов, а с ними вместе и соответствующих поэтических средств воплощения - вся суть творчества любого из них связана с решающим и главным в их поэтической судьбе - с отношением к современной действительности.

Отсутствие исторической перспективы приводит к тому, что пассивно-элегический романтизм сосредоточивает все свои творческие усилия на выражении внутреннего мира отдельной личности. Поэтому возникает чувство бессилия перед неудовлетворяющей и тяготящей действительностью. Но сосредоточение внимания на внутренней жизни отдельной личности дает возможность Жуковскому, а следом за ним Батюшкову, Козлову, Гнедичу внести в русскую поэзию элемент задушевности, согреть ее теплом человеческого чувства, обогатить тонкими психологическими наблюдениями. Они делали большое прогрессивное дело: пробуждали общественную мысль, заставляли думать, искать выхода, определять свое отношение к преуспевающей пошлости. Отрицательное в их мировоззрении сплетено с положительным влиянием на современность, а когда в России народилось революционное движение с соответствующей идеологией, пассивно-романтическое направление в литературе фактом своего существования подчеркивало важность активных исканий, самоотверженной борьбы, уверенности в грядущем. Разные по духу направления в романтизме умели уживаться, были даже единодушными в некоторых вопросах, особенно в заботах о творческом развитии Пушкина.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств №8

Реферат:

«Этапы развития русского романтизма XIX - нач. XX веков»

Выполнила:

преподаватель фортепианного отделения

Лучкова Светлана Николаевна

Ульяновск

2016

Оглавление

1. Введение.

2. Период раннего романтизма.

3. Творчество М.И. Глинки.

4. «Могучая кучка».

5. Творчество П.И. Чайковского.

6. «Серебряный век» русского романтизма.

Заключение.

1. Введение

На формирование и развитие романтизма в художественной культуре России первой трети XIX века оказали влияние следующие факторы: война 1812 года, движение декабристов, идеи Великой французской буржуазной революции и национальный подъем русского самосознания.

Романтизм в чистом виде – это явление западноевропейского искусства. В отличие от западноевропейского искусства, который утверждался в борьбе с Просвещением, русский романтизм ему не противостоял, а развивал и углублял задачи Просвещения, развиваясь параллельно с классицизмом, нередко переплетаясь с ним. Очень точную характеристику русского романтизма дал В.Г.Белинский: "Романтизм - это желание, стремление, порыв, чувство, вздох, стон, жалоба на несвершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастье, которое Бог знает в чем состояло".

Романтическое мировоззрение обрело систематическое воплощение во всех видах искусств. Этот этап отмечен высоким расцветом художественной культуры как цельного и самобытного явления. Именно тогда в искусстве сформировалась определенная система духовно-эстетических ценностей, которые воплотились в литературе и театре, в живописи и музыке. Музыкальное искусство не осталось в стороне от жгучих вопросов современности.

Жанровое своеобразие русской музыки тесно связано с порождённой эстетикой реализма главенствующей ролью слова. Ведущим жанром музыки в это время является опера – историческая, эпическая, лирическая, драматическая. Продолжают развиваться и другие синтетические музыкальные жанры – романс, песня. Вокальная музыка пополняет собой «музыкальную энциклопедию» русской поэзии, обогащая ее социально-обличительными и лирико-психологическими образами.

Инструментальная музыка этой эпохи также тяготеет к конкретике литературного первоисточника. Это выразилось, в частности, в том особом значении, которое приобретает у русских композиторов программная инструментальная музыка. Она черпает свои темы из всей мировой литературы от традиционных пушкинских текстов до сочинений Шекспира, переосмысливая их с позиции современности. Кульминацией в развитии инструментальной музыки стало создание русской многочастной симфонии, свидетельствующее о высокой зрелости отечественного симфонизма – лирико-драматического у П.И.Чайковского и эпического у А.П.Бородина. Получили развитие и другие виды симфонической музыки – инструментальные концерты А.Г.Рубинштейна, П.И.Чайковского, Н.А.Римского-Корсакова, увертюры, фантазии, симфонические картины.

Приметой многожанрового расцвета музыки становится рождение классического русского балета, в котором драматическая сущность сюжета раскрывается симфоническими средствами.

2. Ранний романтизм

В XIX веке в России сформировалась национальная композиторская и исполнительская школа. К периоду раннего романтизма в русской музыке относятся такие композиторы 19 века, как А. Варламов, А. Алябьев, А. Верстовский, А. Гурилев.

Начало XIX в. – это годы первого и яркого расцвета жанра романса. Александр Александрович Алябьев (1787-1851) писал искренние лирические романсы на стихи многих поэтов. Александр Егорович Варламов (1801-1848) писал музыку к драматическим спектаклям, но больше мы его знаем по известным романсам.

Александр Львович Гурилев (1803-1858) -- композитор, пианист, скрипач и педагог. Самое видное место занимают романсы Глинки. Никто другой тогда еще не достигал такого естественного слияния музыки с поэзией Пушкина и Жуковского.

Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869) передаёт многогранные психологические образы в своей опере «Русалка» и многочисленных романсах.

3.Творчество М.И. Глинки

Творчество великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки (1804-1857) - начало новой эпохи развития музыкального искусства.

В произведениях Глинки ощущается нерасторжимая связь музыки с народной почвой, художественное переосмысление народных образов. В творчестве Глинки прослеживается связь с мировой музыкальной культурой, которую мы можем услышать в переработках мелодий Италии, Испании, Франции, востока ("Арагонская хота", "Тарантелла").

Романтизмом наполнены баллады и романсы композитора на стихи русских поэтов. Их художественное совершенство, полное и гармоничное слияние музыки и текста, зримость, живописность музыкальных образов, эмоциональная приподнятость, страстность и тонкий лиризм делают романсы Глинки непревзойденными образцами музыкального творчества ("Ночной смотр", "Сомнение", "Я помню чудное мгновенье", "Вальс-фантазия").

Глинка также является реалистом, основоположником русской музыкальной симфонической школы ("Камаринская"), в которой проявились лучшие черты русской реалистической музыки, соединенные с яркими чертами романтического мироощущения: могучей страстностью, мятежностью духа, свободным полетом фантазии, силой и яркостью музыкального колорита.

Высокие идеалы русского искусства предстают перед нами в операх Глинки. В героико-патриотической опере "Иван Сусанин" (оригинальное название этой оперы "Жизнь за царя") композитор стремится показать типические черты, образ мыслей и чувств народа. Новаторством было появление на оперной сцене в качестве главного трагического героя костромского крестьянина. Глинка показывает его типичность и индивидуальность, опираясь при этом на народную песню в его музыкальной характеристике. Опера "Руслан и Людмила" - торжественный гимн свету, добру, красоте, былинно-эпическая трактовка юношеской поэмы Пушкина. В музыкальной драматургии мы услышим принцип картинных сопоставлений, контраста, присущего природе русских сказок и народного эпоса. Музыкальные характеристики героев сказочно-яркие. Музыка Востока в опере органично сочетается с русской, славянской музыкальной линией.

4. «Могучая кучка»

В конце 1850-х-начале 1860-х годов в Санкт-Петербурге образовалось творческое содружество, которое возглавил Милий Алексеевич Балакирев (1837-1910) , а идейным вдохновителем был Владимир Васильевич Стасов (1824-1906) . Содружество вошло в историю как Новая музыкальная школа, или «Могучая кучка». Кружок составили начинающие композиторы, нашедшие в М.А. Балакиреве своего главного наставника: Цезарь Анатольевич Кюи (1835-1918), Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887), Модест Петрович Мусоргский (1839-1881), Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908).

Основополагающими принципами для композиторов «Могучей кучки» были народность и национальность. Тематика их творчества связана преимущественно с образами народной жизни, исторического прошлого России, народного эпоса и сказки, древними языческими верованиями и обрядами. Мусоргский, наиболее радикальный из членов «Могучей кучки» по своим художественным убеждениям, с огромной силой воплотил в музыке образы народа, многие его произведения отличаются открыто выраженной социально-критической направленностью. Вместе с тем, у композиторов «Могучей кучки» проявлялась тенденция к известной романтизации национального прошлого. В древних, исконных началах народной жизни и мировоззрения они стремились найти опору для утверждения позитивного нравственного и эстетического идеала.

Одним из важнейших источников творчества служила для композиторов «Могучей кучки» народная песня. Их внимание привлекала главным образом старинная традиционная крестьянская песня, в которой они усматривали выражение коренных основ национального музыкального мышления.

Творческая деятельность «Могучей кучки» - важнейший исторический этап в развитии русской музыки. Опираясь на традиции Глинки и Даргомыжского, композиторы - «кучкисты» обогатили её новыми завоеваниями, особенно в оперном, симфоническом и камерном вокальном жанрах. Такие произведения, как «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Снегурочка» и «Садко» Римского-Корсакова, принадлежат к вершинам русской оперной классики. Общие их черты - национальная характерность, реалистичность образов, широкий размах и важное драматургическое значение народно-массовых сцен. Стремление к живописной яркости, конкретности образов присуще симфоническому творчеству композиторов «Могучей кучки», отсюда большая роль в нём программно-изобразительных и жанровых элементов.

Бородин и Балакирев явились создателями русского национально-эпического симфонизма. Римский-Корсаков был непревзойдённым мастером оркестрового колорита, в его симфонических произведениях преобладает картинно-живописное начало.

В камерном вокальном творчестве «кучкистов» тонкий психологизм и поэтическая одухотворённость сочетаются с острой жанровой характерностью, драматизмом и эпической широтой.

Менее значительное место в их творчестве занимают камерные инструментальные жанры. В этой области произведения выдающейся художественной ценности были созданы только Бородиным, автором двух струнных квартетов и фортепианного квинтета. Уникальное место в фортепианной литературе по оригинальности замысла и колористическому своеобразию занимают «Исламей» Балакирева и «Картинки с выставки» Мусоргского.

В своей новаторской устремлённости «Могучая кучка» сближалась с передовыми представителями западноевропейского музыкального романтизма - Р. Шуманом, Г. Берлиозом, Ф. Листом. Высоко ценили композиторы - «кучкисты» творчество Л. Бетховена, которого они считали родоначальником всей новой музыки. Эстетические принципы и творчество «Могучей кучки» оказали большое влияние на многих русских композиторов более молодого поколения.

5. Творчество П.И. Чайковского

Вершиной музыкального романтизма является творчество П.И. Чайковского (1840-1893).

Творчество Чайковского вобрало и сфокусировало всеобъемлющую информацию о человеке, психологии его чувств, динамике страстей. Оно запечатлело диалектику естественных порывов к счастью и невозможность изменить трагическую сущность земного Бытия. Гений Чайковского сформировался в пореформенную эпоху. Он был свидетелем высокого подъема и упадка народнического движения в русской культуре, современником композиторов «Могучей кучки».

Стиль музыки Чайковского сложился в контексте нетрадиционных представлений композитора о природе национальной самобытности. В трактовке «национального» и «народного» он шел иным путем, нежели приверженцы «кучкизма». Русский фольклор не был для него универсальным источником, первоосновой музыкального языка. Композитор не ставил своей задачей использовать в музыке конкретные жанры подлинного крестьянского фольклора, а обращался к «интонационному словарю» окружающего его городского музыкального быта. Привычные городские интонации в сочетании с эмоциональной открытостью, искренностью и мелодичностью сделали музыку Чайковского понятной и доступной самому широкому слушателю и в России, и за границей. Именно поэтому произведения Чайковского быстро завоевали симпатии европейцев, способствовали международному признанию русской музыки во всем мире.

Феномен творчества Чайковского как явления глубоко русского заключается в том, что композитор, воплощая личное, сумел выразить общезначимое, рассказывая языком музыки о своих душевных переживаниях – подняться на уровень обобщения философских и нравственных идей, которые являются ключевыми в культуре России. Среди них извечные проблемы жизни и смерти, добра и зла, любви и ненависти. Не менее органично произведения Чайковского вписываются и в достижения европейского искусства, в стилистику романтизма.

Чайковский полагал, что «европейская музыка есть сокровищница, в которую всякая национальность вносит что-нибудь свое на общую пользу». Композитор говорил самобытным, но в то же время универсальным музыкальным языком, восприняв романтизм именно как общую художественную идею. Романтическое мироощущение открыло безграничные возможности для проявления лирического дара композитора. Лучшие страницы его сочинений окрашены в эмоциональные тона, придающие музыке характер исповедального высказывания.

Диапазон творческих интересов композитора необычайно широк. В его наследии десять опер («Евгений Онегин», «Ундина», «Кузнец Вакула», «Пиковая дама» и др.); три балета («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»), семь симфоний, более десяти оркестровых сочинений, инструментальные концерты, хоровая и фортепианная музыка, камерно-вокальные произведения. В каждой области Чайковский был новатором, хотя к реформаторству никогда не стремился. Используя традиционные жанры, композитор находил возможности для их обновления. Он создал лирико-драматическую оперу, симфонию-трагедию, обогатил одночастную программную увертюру и симфоническую поэму.

Творчество Чайковского оказало огромное влияние на современников. Его имя уже тогда ассоциировалось с величайшими представителями русской культуры. В последующие десятилетия ни один из музыкантов не миновал воздействия мощного симфонизма Чайковского и его оперного стиля. Художественное и гуманистическое значение его музыки не потеряло своей актуальности и в наши дни. На фоне глобальных экологических катастроф, войн, разрушений и духовных кризисов вспоминаются слова композитора: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору».

6. «Серебряный век» русского романтизма

Конец 19 и начало 20 века называют «серебряным веком» в русском музыкальном искусстве. Это был период необычайно быстрого, стремительного развития и выдвижения новых сил и течений, что связано с всеобщей переоценкой ценностей, пересмотром многих утвердившихся в предыдущую эпоху представлений и критериев эстетической оценки. Процесс этот протекал в острых спорах и столкновениях различных, иногда сближавшихся, иногда антагонистичных тенденций, казавшихся непримиримыми и взаимоисключающими. Но именно это многообразие и интенсивность исканий определяют особое богатство данного исторического периода – одного из самых интересных и плодотворных в отечественном искусстве. Выдающиеся достижения и открытия в разных областях художественного творчества, которыми было ознаменовано время, обогатили его новым содержанием, новыми формами и выразительными средствами. Тенденции культуры «серебряного века» глубоко изменили облик музыкального искусства. Романтизм в России дал неожиданный взлет тогда, когда на Западе это направление казалось уже отошедшим в прошлое. Два композитора XX в. Александр Николаевич Скрябин (1871-1915) и Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) вновь воскресили такие черты романтизма, как безудержный полет фантазии и задушевность лирики.

К композиторам, чья музыка имела романтическую направленность, относятся также Танеев Сергей Иванович (1856-1915), Аренский Антон Степанович (1861-1906), Гречанинов Александр Тихонович (1864-1956), Ляпунов Сергей Михайлович (1850-1924), Рубинштейн Антон Григорьевич (1829-1884).

Заключение

Вопрос о смысле существования и своеобразии культуры России отражен в полемике двух музыкальных объединений: «консерваторов», включающих русское музыкальное искусство в общеевропейское движение, и «кучкистов», утверждающих его национальную специфичность. Поскольку в сюжетах музыкальных произведений каждая из противостоящих сторон обращалась к ценностям романтического мировоззрения, закономерным явилось дальнейшее их объединение в единую русскую национальную композиторскую школу.

Основные характеристики романтического мировоззрения проявлялись в русской музыкальной культуре на протяжении всего XIX столетия, сочетаясь с чертами других направлений. При этом и у некоторых композиторов классического периода в сочинениях можно заметить элементы романтизма, а у композиторов романтического периода – элементы классицизма. Это был синтез противоположных начал: классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма, соединившихся в новую художественно-синтетическую реальность. Если же говорить о композиторах, то их объединяло одно общее направление, а следовали они каждый своей дорогой, стараясь найти свои собственные, неповторимые средства музыкальной выразительности.

Романтизм в России нашел благодатную почву, поскольку был близок русскому национальному характеру как мировоззрение, основанное на противопоставлении идеала и реальной действительности. Романтическая идеализация прошлого выражена в концепциях славянофилов. Мечты романтиков о будущем свободном обществе содержатся в идеях русской революционной общественно-политической мысли, а романтика индивидуалистического бунта выражается в русском анархическом сознании.

Конкретные условия каждой страны порождали свой национальный романтизм, окраска которого зависела от собственных традиций и особенностей культуры.

Список литературы:

1. Асафьев Б.В. «Русская музыка от начала XIX в.» Л., 1979 г.

2. «Большая Советская энциклопедия», М., 1967 г.

3. Келдыш Ю. «История русской музыки» ч.2.

4. Келдыш Ю. « Композиторы второй половины 19 века».

5. Www. belkanto.ru.

6. Wikipedia. org.

7. Реферат «Русская музыкальная культура в 60-х-70-х годах 19 столетия» www . roman .

Название термина"романтизм"указывает на связь со средними веками, когда в литературе был популярен жанр рыцарского романа

Романтизмом принято называть направление в искусстве, возникшее в странах. Западной. Европы в конце XVIII - нач XIX в

Название произошло от французского слова"romantisme", которым обозначалось нечто сокровенное, странное, нереальное

. Романтизм - направление в литературе и искусстве I четверти XIX в, который характеризуется изображением идеальных героев и чувств. Для него характерны ощущение зыбкости мира, разочарование в революции

Сущность романтизма : необычные герои в необычных обстоятельствах

Впервые термин упоминается в 1650 г. В. Испании это слово первоначально означало лирическую и героическую песню-романс. Затем эпические поэмы о рыцарях - романы. Само слово"романтический" как синоним"живописный","оригинальный"появилось в 1654 г. Его принял француз. Бальданепарже

Позже, в начале XVIII в, это слово использовалось уже многими писателями и поэтами, в том числе и писателями-классицистами (в частности,. Поуп называет свое состояние романтическим, связывая его с с неопределенностьюю).

В конце XVIII немецкие романтики брать. Шлегели выдвинули оппозиции понятию классический - романтический. Эту оппозицию подхватили и сделали известной по всей. Европе. Так, понятие"романтизм"стало употребляться как т термин теории искусстврії мистецтва.

Писатели-романтики отошли от традиций классицистов, что последовали все античное. В противоположность им романтики увлеклись воспеванием. Средневековья. Они создавали в духе. Средневековья новые картины жи иття, отвергали строгие каноны и правила и превыше всего ценили. Вдохновениеня.

Также представители романтизма отказались от реалистического изображения действительности, так как были недовольны ее анти эстетическим характером

Романтики представляли ум отождествлением прагматизма, потому просветительском идеала разума был противопоставлен культ чувств. Они сосредоточились на человеческих переживаниях, которые выражали неповторимую индивидуальные исть.

3 Этапы развития романтизма

. Передромантизм - явления и тенденции в европейской литературе и духовной культуре II половины XVIII в, которые подготовили почву для развития романтизма. Черты:

o рост интереса к средневековой литературы и народного творчества;

o отвода главной роли воображении, фантазии, творчества;

o возникновения понятия"романтического", что предшествовало появлению термина"романтизм"

. Ранний романтизм (конец XVIII - начало XIX в)

Время наполеоновских войн и период. Реставрации образовали первую волну романтизма. В. Англии это творчество поэтов. ДжГБайрона,. Перси. Буше. Шелли,. Дж. Китса, романиста. ВСкотта, в. Германии - мастера сатирической й прозы. Эрнста. Теодора. Амадея. Гофмана и блестящего лирика и сатирика. Генриха. ГейнГейне.

Универсализм, стремление охватить бытие в его полноте (что существует и должна существовать), дать ему синтезируя художественное выражение;-тесная связь с философией;

Тяготение к символа и мифа как наиболее адекватных форм художественного выражения;-разлад с действительностью;

Резкое противопоставление действительности и идеала, разочарование и негативизм

. Развитые формы (20-40-е гг XIX в)

Вторая волна романтизма начинается после июльской революции во. Франции и после восстания в. Польше, то есть после 1830 г. Лучшие произведения в настоящее время пишут во. Франции -. Виктор. Гюго,. Ж. Санд,. ОДюма; в. Польше щи -. А. Мицкевич,. Юлиум. Словацкий, в. Венгрии -. Шандор. Петефи. Романтизм в настоящее время широко охватывает живопись, музыку, театтеатр.

Под влиянием европейского романтизма развивалась американская литература, которая вела начало с этого времени и была представлена??романистичнимы произведениями. ДжФКупера,. Е. По

. Поздний романтизм (после революции 1848 г)

Романтизм не был монолитным. В нем существовали разные течения

Течения романтизма

. Народно-фольклорная (начало XIX в) - течение, ориентирована на фольклор и народнопоэтическое художественное мышление. Сначала она проявилась в. Англии, в"Лирические баллады"УВордсворта, первое издание которых появилось в 1798 г. В. Германией ини она была утверждена. Гейдельбергского школой романтиков, затем получила распространение в других европейских литературах, особенно в славянском мире. Особенностиі.. Особливості:

o не только собирали народной поэзии и черпали из нее мотивы, образы, краски, но и находили в ней архетипы своего творчества, придерживались принципов и структур народно мышления;

o их привлекала простота поэтического высказывания, эмоциональная насыщенность и мелодичность народной поэзии;

o не воспринимали буржуазную цивилизацию, стремились найти опору в противостоянии ей в народной жизни, сознания, искусстве

"Байроническая" (Дж. Байрон,. ГГейне,. АМицкевич,. ОПушкин,. МЛермонтов и др.), так завершено воплощение она получила в творчестве. Байрона. Особенности:

Сердцевину течения составляла ментально-эмоциональная установка, которую можно определить как"идеализацию отрицания";

Разочарование и меланхолия, депрессия,"мировая скорбь"- эти"негативные эмоции"получили абсолютной художественной ценности, стали ведущими лирическими мотивами, которые определяли эмоциональную тональность произведений;

Культ духовного и душевного страдания, без которого не мыслили полноценную человеческую личность;

Острое противопоставление мечты и жизни, идеала и действительности;

Контраст, антитеза - главные элементы художественного произведения

. Гротескно-фантастическая которую еще называли"гофманиеською" по имени ее самого известного представителя. Основная черта: перенос романтической фантасмагории к сфере повседневной жизни, быта, их своеобразное переплетение, в результате чего убогая современная действительность пос становилась в капризному гротескно-фантастическом освещении, раскрывая при этом неприглядную сущность. До этого течения можно отнести поздний готический роман, в определенных аспектах творчество. ЭПО,. Гоголя"Пете рбурзьких повестейовістей".

. Утопическая течение получили значительное развитие в литературе 30-40-х годов XIX в, проявляясь в произведениях. ВГюго,. Жорж. Санд,. ГГейне,. ЕСю,. ЕДжонса и др.

Особенности:

o перенос акцента с критики и отрицания на поиски"идеальной правды", на утверждение позитивных тенденций и ценностей жизни;

o проповеди оптимистического взгляда на жизнь и его перспективы;

o выступление против"индивидуализма современного человека"и противопоставление ему героев, полных любви к людям и готовности к самопожертвованию;

o вираженння оптимистической надежды и пророчества, утверждению идеальной правды;

o широкое использование риторических средств

-"вольтеровского"течение, которая сосредоточилась полностью на исторической тематике, на разработке жанра исторического романа, исторической поэмы и драмы. Модель жанра исторического романа была создана. ВСкоттом. Эта то ечия в определенных аспектах стала переходом к реализмодом до реалізму.

Передромантизм - явления и тенденции в европейской литературе и духовной культуре II половины XVIII в., которые подготовили почву для развития романтизма.

Рост интереса к средневековой литературы и народного творчества;

Отведение главной роли воображении, фантазии, творчества;

Возникновение понятия «романтического», что предшествовало появлению термина «романтизм».

Ранний романтизм (конец XVIII - начало XIX вв.)

Эпоха наполеоновских войн и период Реставрации образовали первую волну романтизма. В Англии это творчество поэтов Дж. Г. Байрона, Перси Буше Шелли, Дж. Китса, романиста В.Скотта, в Германии - мастера сатирической прозы Эрнста Теодора Амадея Гофмана и блестящего лирика и сатирика Генриха Гейне.

Черты :

Универсализм, стремление охватить бытие в его полноте (что существует и должно существовать), дать ему синтезуюче художественное выражение;

Тесная связь с философией;

Тяготение к символу и мифу как наиболее адекватных форм художественного выражения;

Разлад с действительностью;

Резкое противопоставление действительности и идеала, разочарование и негативизм.

Развитые формы (20-40-е гг. XIX ст.).

Вторая волна романтизма начинается после июльской революции во Франции и после восстания в Польше, то есть после 1830 г. Лучшие произведения в это время пишут во Франции - Виктор Гюго, Ж. Санд, а. Дюма; в Польше - А. Мицкевич, Юліум Словацкий, в Венгрии - Шандор Петефи. Романтизм в настоящее время широко охватывает живопись, музыку, театр.

Под влиянием европейского романтизма развивалась американская литература, которая вела начало от этого времени и была представлена романістичними произведениями Дж. Ф. Купера, Э. По.

Поздний романтизм (после революции 1848 г.).

Романтизм не был монолитным. В нем существовали разные течения.

Романтизмом принято называть направление в искусстве, который возник в странах Западной Европы в конце XVIII - нач. XIX ст.

Название произошло от французского слова «romantisme», которым обозначалось нечто таинственное, странное, нереальное.

Романтизм - направление в литературе и искусстве И четверти XIX в., который характеризуется изображением идеальных героев и чувств. Для него характерны ощущение зыбкости мира, разочарование в революции.

Сущность романтизма: необычные герои в необычных обстоятельствах.

Впервые термин упоминается в 1650 г. В Испании это слово первоначально означало лирическую и героическую песню - романс. Затем эпические поэмы о рыцарях - романы. Само слово «романтический» как синоним «живописный», «оригинальный» появилось в 1654 г. Его принял француз Бальданепарже.



Позже, в начале XVIII ст., это слово использовалось уже многими писателями и поэтами, в том числе и писателями - класицистами. (В частности, Поуп называет свое состояние романтичным, связывая его с неопределенностью).

В конце XVIII в. немецкие романтики братья Шлегелі выдвинули оппозицию понятию классический - романтический. Эту оппозицию подхватили и сделали известной по всей Европе. Так, понятие «романтизм» стало употребляться как термин теории искусства.

Писатели - романтики отошли от традиций класицистів, что последовали все античное. В противовес им романтики увлеклись воспеванием Средневековья. Они создавали в духе Средневековья новые картины жизни, отвергали строгие каноны и правила и превыше всего ценили вдохновения.

Также представители романтизма отказались от реалистического изображения действительности, потому что были недовольны ее анти эстетическим характером.

Романтики представляли ум отождествлением прагматизма, поэтому просветительскому идеалу разума был противопоставлен культ чувств. Они сосредоточились на человеческих переживаниях, которые выражали неповторимую индивидуальность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: