Интересные факты о брюхоногих моллюсках презентация. Интересные факты о моллюсках. Способ добывания пищи

«Описание моллюсков» - Малакология. Лужанка. Аммониты. Объясните ошибки из высказывания. Разнообразие моллюсков. Характерные признаки моллюсков. Классификация моллюсков. Кальмар. Выпишите номера правильных утверждений. У некоторых видов раковины нет. Способы передвижения. Части тела моллюсков. Лабораторная работа. Моллюски.

«Осьминог» - Все зависит от температуры окружающей воды. Осьминог размножается два раза в год в основном весной и осенью. Двустворчатые. Осьминоги. Обитает осьминог на мелководьях глубиной до ста метров, предпочитает скалистое дно. Охотится осьминог в основном в сумерках и вечером. Осьминог. Интеллект осьминогов намного выше, чем у ряда других позвоночных.

«Класс Брюхоногие моллюски» - Кровеносные сосуды. Легкое. У прудовика хорошо различимы 3 части тела. Нервная система. В связи с асимметрией тела происходит недоразвитие органов правой стороны тела. Класс Брюхоногие моллюски (Gastropoda). Нервные стволы внутренних органов. Анальное отверстие. В мантии развиваются кровеносные сосуды, и мантийная полость становится легочной полостью.

«Характеристика классов моллюсков» - Общая характеристика. Виды моллюсков. Виноградная улитка. Морской ангел. Способы питания моллюсков. Роль моллюсков в экосистемах. Класс Головоногие. Моллюски. Тип: Моллюски. Класс Брюхоногие. Класс Двустворчатые.

«Иглокожие моллюски» - Древние животные, существовавшие 500 млн. лет. Тип Иглокожие. Почти все защищены раковиной, образованной кожной складкой – мантией. Рассчитано изъятие более 150 тысяч тонн. Цель. Знакомясь с сегодняшним материалом, вам нужно заполнять данные в таблицы. Подцарство Многоклеточные. Таблица 1. « Значение моллюсков».

Всего в теме 17 презентаций

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с многообразием, организацией и значением брюхоногих моллюсков.
  2. Учить устанавливать причинно-следственные связи между особенностями строения, жизнедеятельностью и средой обитания улиток.
  3. Развивать умение внимательно слушать, анализировать информацию.
  4. Активизировать познавательную деятельность учащихся через самостоятельную работу по заданиям.
  5. Продолжать учить детей узнавать на рисунках, схемах органы, системы органов моллюсков и называть их.
  6. Развивать желание познавать животный мир.

Оборудование:

  • компьютер,
  • проектор,
  • экран,
  • раздельный материал «Раковины брюхоногих моллюсков» (по одному на парту)
  • Д.И. Трайтак, С.В. Суматохин. Биология: Животные. 7 кл.: Учеб.для общеобразоват. Учреждений. – М.:Мнемозина, 2008
  • И.М. Гуфельд. Зоология 7 класс: Рабочая тетрадь, 1997

План урока:

I.Организационный момент и мотивация деятельности учащихся.

Проверка знаний по теме «Общая характеристика моллюсков»:

1. 1-2 ученика выполняют тест на компьютере. В это время 1-2 ученика рассказывают у доски общую характеристику моллюсков (из параграфа 15 учебника).

2. Фронтальная работа по интерактивной схеме «Строение систем органов моллюсков» и тренажеру «Системы органов моллюсков».

II. Изучение нового материала.

1. Актуализация темы, цель урока (установка учителем актуальности темы и обозначение проблемного вопроса урока. Запись учащимися темы урока и домашнего задания. Слайды 1-2, презентация).

2. Характерные особенности брюхоногих моллюсков. (Рассказ учителя с элементами беседы по слайдам: слайд 3 – число видов улиток; слайды 4-12 – среда обитания улиток; слайды 13-15 – строение тела. Работа с раздаточным материалом «Раковины брюхоногих моллюсков» (учащиеся рассматривают раковины брюхоногих моллюсков под номерами, указанными на слайде 16 - раковины брюхоногих моллюсков). Слайд 17 – органы дыхания и специализация питания).

Динамическая пауза.

3. Строение и образ жизни прудовика обыкновенного, виноградной улитки и слизня полевого. (Самостоятельная работа по вариантам: прочитать и рассказать текст учебника на странице 64-65 о строении и образе жизни брюхоногих моллюсков. Рассказ учащихся. Обсуждение вопроса: что общего в строении изученных моллюсков. Слайды 19-20).

4. Морские моллюски: хищные улитки конус и мурекс, планктонное брюхоногое – морской ангел. (Рассказ учителя с элементами беседы по слайдам: 21-23).

5. Связь между особенностями строения, жизнедеятельностью и средой обитания улиток. (Фронтальное обсуждение проблемного вопроса: какая связь между особенностями строения, жизнедеятельностью и средой обитания улиток. Запись учащимися черт приспособленности к среде обитания брюхоногих моллюсков. Слайды 24 – 25.)

6. Значение улиток в природе. (Рассказ-беседа. Слайд 26.)

7. Значение улиток в жизни человека. (Рассказ-беседа. Слайд 27. Самостоятельная работа по заданию: из статьи «Знаете ли Вы?» на с 45 рабочей тетради найти ответ на вопрос, какое значение в жизни человека имеют моллюски каури и мурекс. Слайд 28 – 29.)

III. Закрепление изученного материала (беседа по вопросам: слайд 30. Выполнение теста с последующим самооцениванием: слайды 31-32).

IV. Итог урока, оценки за урок.

Брюхоногие, или улитки, - самый богатый представителями класс моллюсков видов. Большинство брюхоногих моллюсков морские животные. Некоторые представители этого класса в ходе эволюции приспособились к жизни в пресных водоемах, другие перешли к наземному существованию. В морях брюхоногие встречаются на различных глубинах, на суше в самых разных климатических условиях. Они выносливы по отношению к высокой и низкой температурам, отчасти благодаря способности впадать в спячку: на севере зимой, на юге летом и часто зимой.


Форма тела брюхоногих разнообразна. Голова явственно обособлена от тела, несет 12 пары щупалец и пару глаз. Нога хорошо развита и обычно имеет широкую ползательную подошву. Туловище образует вырост в виде большого внутренностного мешка. Характерная черта всех брюхоногих асимметричность строения, возникающая вследствие образования спирально закрученной раковины. Размеры брюхоногих колеблются от 23мм до нескольких сантиметров (виноградная улитка, слизень, прудовик



Рот моллюсков ведет в ротовую полость, переходящую в мускулистую глотку, в которой расположен язык с радулой. Кроме того, в ротовой полости имеются местные утолщения кутикулы (так называемые челюсти).В глотку открываются протоки одной пары слюнных желез. Глотка переходит в пищевод, некоторых на его конце образуется расширение - зоб. Средняя кишка имеет расширение - желудок, за которым следует тонкая кишка, переходящая в заднюю, заканчивающуюся порошицей. У некоторых низших брюхоногих задняя кишка проходит сквозь желудочек сердца. Печень выделяет секреты, способствующие перевариванию пищи (главным образом углеводов), к тому же печень способна к всасыванию пищи и в ней откладываются гликоген и жиры.




Брюхоногие моллюски в большинстве имеют одно левое предсердие (правое редуцируется иногда полностью) и один желудочек. Сердце моллюсков окружено перикардием. От желудочка отходит аорта, которая вскоре делится на головную аорту и внутренностную аорту (идет к кишечнику, печени и половой железе). Из разветвлений артерий кровь попадает в лакуны, теряет кислород и собирается в венозные лакуны, отсюда кровь возвращается к жабрам или легкому и, окислившись, попадает непосред- ственно в сердце.


Нервная система животных состоит из нескольких пар ганглиев, связанных комиссурами. Брюхоногие имеют глаза, органы равновесия статоцисты, органы осязания (щупальца) и химического чувства. Выделительная система моллюсков состоит чаше всего из одной левой почки, одним концом сообщающейся с перикардием,а другим открывающейся в мантийную полость сбоку от порошицы.


Среди брюхоногих есть раздельнополые животные и гермафродиты (улитка). Половая железа у них всегда одна, оплодотворение - перекрестное, а у гермафродитных каждая особь Функционирует и как самец, и как самка. Оплодотворение у большинства животных – внутреннее. У легочных моллюсков – развитие прямое и протекает до конца в яйцевой оболочке, у остальных - с образованием личинки (трохофоры или парусника).


Хозяйственное значение брюхоногих невелико. Слизни и виноградные улитки вредители сельского хозяйства. Но виноградных улиток в некоторых странах, особенно во Франции, считают деликатесом и специально разводят. В пищу идут и многие крупные морские улитки (трубачи). Раковины видов с хорошо развитым перламутровым слоем используют для изготовления украшений.


В старину особые раковины каури в южных странах служили разменной монетой. Ряд видов брюхоногих первые промежуточные хозяева паразитических плоских червей, опасных и для человека. Два рода тропических моллюсков конус и теребра имеют ядовитые железы и могут серьезно «ужалить» взявшего их в руки неосторожного человека.


Тема урока: Брюхоногие моллюски .

(улитки)


Цель урока:

  • Познакомиться с систематикой моллюсков и их значением.
  • Показать усложнение уровня организации моллюсков по сравнению с кольчатыми червями.
  • Выявить особенности строения, жизнедеятельности и происхождения моллюсков.
  • Продолжить формирование умений анализировать; устанавливать причинно-следственные связи.



  • Прудовик
  • Катушка роговая

Наземные моллюски

Виноградная улитка

Янтарка


Морские моллюски

  • каури

митра


Конус

Мурекс




Признаки для сравнения

Брюхоногие

Места обитания

Двустворчатые

Раковина

Головоногие

Деление тела на отделы

Органы движения. Способ передвижения.

Образ жизни.

Вид пищи.

Способ добывания пищи.

Дыхание


У большинства улиток образуются открытоспиральные раковины, когда все ее обороты видны снаружи


У некоторых улиток последний более крупный завиток охватывает все предыдущие. Такие раковины называются скрытоспиральные


Каури (англ. Cowry) - раковины тропических моллюсков, использовавшиеся в качестве денег на островах Океании. Каури - морской брюхоногий моллюск семейства ципрей (Cypraeidae). Народы, населяющие прибрежные регионы, знакомы с ними в течение нескольких тысяч лет. Известно, что раковины каури использовались в качестве денег в Китае, Индии, на Аравийском полуострове и в Африке. Считали, что они защищают от зла, и поэтому раковины каури, глиняные их модели вкладывали в стены зданий и в могилы. Тигровая каури, пожалуй, наиболее известна среди других видов. Большими размерами, блестящей поверхностью и крупным пятном на раковине она привлекает взгляд даже случайного наблюдателя. Каури - хищники, питающиеся мягкотелыми существами, живущими на скалах. Нога почти полностью обертывает раковину, когда моллюск движется, и сифон торчит спереди, как маленький перископ. Самки каури откладывают яйца в небольшие капсулы, прикрепляя их гроздьями к камням. Они сторожат эти капсулы, накрыв их своей ногой, пока не вылупится потомство.


Мурексы

Мурексы, или багрецы одна из самых популярных у коллекционеров групп. Раковины этих улиток украшены многочисленными выростами, гребнями или шипами и ярко окрашены. Многие мурексы достигают внушительных размеров. Представители семейства распространены по всему Мировому океану от полярных широт до экватора, однако наиболее яркие и крупные виды населяют тропическую зону. Мурексы - плотоядные улитки. Их жертвами становятся двустворчатые моллюски, створки которых они просверливают при помощи своей радулы.

Конус – хищная улитка, притом ядовитая. Охотятся они при помощи зуба – пронзают им жертву, как гарпуном. Питаются морскими червями,моллюсками и небольшими рыбами.. Могут ужалить ничуть не хуже пчелы – и последствия могут быть довольно неприятными. Возможен даже смертельный исход. Существует около 600 видов конусов. Сосредоточены они в тропических морях и океанах по всему миру. Большая часть конусов живёт на или возле коралловых рифов. Своё название улитка получила за форму раковины в виде пули. У многих из конусов поверхность раковин ярко окрашена. Разумеется раковина тяжела, а "нога" у улитки всего одна, так что передвигаются эти животные чрезвычайно медленно. Что и вынуждает их останавливать быстродвижущуюся добычу при помощи ядовитого гарпуна. Этот гарпун является видоизменённым зубом. А вообще-то зубы (у улиток они называются радулы), нужны для того, чтобы лучше перетирать и переваривать пищу. Каждый зуб находится в задней стенке ротовой полости. Улитка парализует жертву, радулы втягивают её, перетирают. А неудобоваримый материал, в том числе и одноразовый гарпун, остающийся в теле жертвы, улитка извергает обратно. Гарпуном становится другой зуб. У улиток они растут постоянно.


Проверьте

  • Сегментировано.
  • Голова, туловище, нога.
  • Мантией.
  • Предсердие (иногда два) и желудочек.
  • Мантийная полость.
  • Прикрепление мышц, наружный скелет, защита.
  • Брюхоногие.
  • Язык с «тёркой», печень.
  • Незамкнутая.
  • Почка.
  • Атмосферным.

Домашнее задание: п. 11.

Творческое задание:

  • 1. Написать биологическое сочинение о моллюсках Беларуси.
  • 2. Подготовить презентацию о многообразии моллюсков.

Прикрепите с помощью магнитов на доску раковины моллюсков в соответствии с вашими ощущениями:

Белые: всё усвоил(а), было интересно

Оранжевые: не всё понял(а), озадачен(а)

Жёлтые: ничего не понял(а), устал(а)

Рефлексия


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: