Система управления страной при петре 1. Схема управления при Петре I. Медицинские реформы Петра I

Мудрец избегает всякой крайности.

Лао Цзы

Реформы Петра 1 это его основная и ключевая деятельность, которая была направлена на изменение не только политической, но и социальной жизни российского общества. По мнению Петра Алексеевича, Россия очень сильно отставала в своем развитии от западных стран. Эта уверенность царя еще более подкрепилась после того, как он провел великое посольство. Стараясь преобразовать страну, Петр 1 изменил практически все аспекты жизни государства российского, которые складывались веками.

В чем состояла реформа центрального управления

Реформа центрального управления это было одно из первых преобразований Петра. Следует отметить, что данная реформации продолжалась длительное время, поскольку в ее основе лежала необходимость полностью перестроить работу органов власти России.

Реформы Петра 1 в области центрального управления начались еще в 1699 году. На начальном этапе это изменение коснулось только Боярской думы, которая была переименована в Ближнюю канцелярию. Этим шагом русский царь отдалил от власти бояр, позволил концентрировать власть в более податливой и лояльной к нему канцелярии. Это был важный шаг, которые требовал первоочередной реализации, поскольку он позволил централизацию управления страной.

Сенат и его функции

На следующем этапе царь организовал Сенат, как главный орган правительства в стране. Случилось это в 1711 году. Сенат стал одним из ключевых органов в управлении страной, с самыми широкими полномочиями, которые заключались в следующем:

  • Законодательная деятельность
  • Распорядительная деятельность
  • Судебные функции в стране
  • Контрольные функции за другими органами

Сенат состоял из 9 человек. Это были представители знатных родов, либо люди, которых возвышал сам Петр. В таком виде Сенат просуществовал до 1722 года, когда император утвердил должность генерал-прокурора, который контролировал законность деятельности Сената. До этого этот орган был самостоятельным и никакого отчета не нес.

Создание коллегий

Реформа центрального управления продолжилась в 1718 году. Целых три года (1718-1720) царю-реформатору потребовалось на то, чтобы избавиться от последнего наследия своих предшественников – приказов. Все приказы в стране были упразднены и на их место пришли коллегии. Фактической разницы между коллегиями и приказами не было, но в целях коренного изменения аппарата управления Петр пошел и на это преобразование. Всего были созданы следующие органы:

  • Коллегия иностранных дел. В ее ведении находилась внешняя политика государства.
  • Военная коллегия. Занималась сухопутными войсками.
  • Адмиралтейская коллегия. Контролировала морской флот России.
  • Канцелярия юстиции. Занималась судебными делами, включая гражданские и уголовные дела.
  • Берг-коллегия. В ее подчинении находилась горная промышленность страны, а также заводы для этой промышленности.
  • Мануфактур-коллегия. Занималась всей мануфактурной промышленностью России.

Фактически можно выделить только одно отличие коллегий от приказов. Если в последних решение всегда принимал один человек, то после реформы все решения принимались коллегиально. Конечно, решали не многие, но всегда у руководителя было несколько советников. Они и помогали принимать правильное решение. После введения новой системы была разработана специальная система, контролирующая деятельность коллегий. Для этих целей был создан Генеральный регламент. Он был не общий, а издавался для каждой коллегии в соответствии с ее спецификой работы.

Тайная канцелярия

Петр создал в стране тайную канцелярию, которая занималась делами государственных преступлений. Эта канцелярия пришла на смену преображенскому приказу, который занимался теми же вопросами. Это был специфический государственный орган, который не подчинялся ни кому, кроме Петра Великого. Фактически с помощью тайной канцелярии император поддерживал порядок в стране.

Указ о единонаследии. Табель о рангах.

Указ о единонаследии был подписан русским царем в 1714 году. Суть его сводилась помимо всего к тому, что были полностью приравнены дворы, которые относились к боярским и дворянским владениям. Тем самым Петр преследовал одну единственную цель – уровнять знать всех уровней, которые были представлены в стране. Это правитель известен тем, что он мог приблизить к себе человека без роду. После подписания данного закона он мог каждого из них наделить по заслугам.

Продолжилась данная реформа в 1722 году. Петр ввел в действие Табель о рангах. Фактически этот документ уравнивал права в государственной службе для аристократов любого происхождения. Данный Табель делил всю государственную службу на две большие категории: гражданскую и военную. Вне зависимости от типа службы все государственные чины были разделены на 14 рангов (классов). Они включали в себя все ключевые должности, начиная от простых исполнителей и заканчивая управленцами.

Все ранги делились на следующие категории:

  • 14-9 уровня. Чиновник, который находился в этих рангах, получал в свое владение дворянство и крестьян. Единственное ограничение заключалось в том, что такой дворянин мог пользоваться имуществом, но не распоряжаться им, как собственность. Кроме того, имение не могло передаваться по наследству.
  • 8 – 1 уровня. Это высшее управление, которое не только становилось дворянством и получало в полное управление владения, а также крепостных, но и получило возможность передавать свое имущество по наследству.

Областная реформа

Реформы Петра 1 затронули многие области жизнедеятельности государства, включая в том числе и работу органов местного управления. Областная реформа России планировалась давно, но была проведена Петром в 1708 году. Она полностью изменила работу аппарата местного управления. Вся страна была поделена на отдельные губернии, которых всего было 8:

  • Московская
  • Ингерманландская (позднее переименовали в Петербургскую)
  • Смоленская
  • Киевская
  • Азовская
  • Казанская
  • Архангелогородская
  • Симбирская

Каждая губерния управлялась губернатором. Он назначался лично царем. В руках губернатора была сосредоточена вся полнота административной, судебной и военной власти. Поскольку губернии были достаточно большие по размерам, то они делились на уезды. Позднее уезды были переименованы в провинции.

Общее число провинций в России в 1719 году составило 50. Провинциями управляли воеводы, которые руководили военной властью. В результате власть губернатора была несколько урезанной, поскольку новая областная реформа забирала у них всю военную власть.

Реформа городского управления

Изменение на уровне местного управления побудили царя реорганизовать систему правления в городах. Это был важный вопрос, поскольку численность городского населения увеличивалась ежегодно. Например, к концу жизни Петра в городах проживало уже 350 тысяч человек, которые относились к разным классам и сословиям. Это требовало создать органы, которые будут работать с каждым сословием в городе. В результате была проведена реформа городского управления.

Отдельное внимание в этой реформе уделялось посадским людям. Ранее их делами занимались воеводы. Новая реформа передала власть над этим сословием в руки Бурмистрской палаты. Она была выборным органом власти, который находился в Москве, а на местах эту палату представляли отдельные бурмистры. Только в 1720 году была создана Главный магистрат, который занимался контрольными функциями в отношении деятельности бурмистров.

Следует отметить, что реформы Петра 1 в области городского управления ввели четкие разграничения между простыми горожанами, которые делились на «регулярных» и «подлых». Первые относились к высшим жителям города, а вторые - к нижним сословиям. Эти категории не были однозначными. Например, «регулярные горожане» делились: богатых купцов (враче, аптекарей и прочих), а также простых ремесленников и торговцев. Все «регулярные» пользовались большой поддержкой государства, которое наделяло их различными льготами.

Городская реформа была достаточно эффективной, но она имела явный уклон в сторону зажиточных граждан, которые получали максимальную поддержку государства. Тем самым царь создал ситуацию, в которой городам становилось жить несколько легче, а в ответ наиболее влиятельные и богатые горожане поддерживали власть.

Церковная реформа

Реформы Петра 1 не обошли стороной и церковь. Фактически новые преобразования окончательно подчинили церковь государству. Эта реформа фактически началась в 1700 году, со смертью патриарха Адриана. Петр запретил проводить выборы нового патриарха. Повод был достаточно убедительным – Россия вступила в Северную войну, а значит, дела выборные и церковные могут подождать и лучших времен. Для временного исполнения обязанностей патриарха Московского был назначен Стефан Яворский.

Наиболее значимые преобразования в жизни церкви начались после завершения войны со Швецией в 1721 году. Реформа церкви свелась к следующим основным шагам:

  • Полностью был ликвидирован институт патриаршества, отныне такой должности в церкви не должно было быть
  • Церковь теряла свою самостоятельность. Отныне всеми ее делами управляла Духовная коллегия, созданная специально для этих целей.

Духовная коллегия просуществовала меньше года. Ей на смену пришел новый орган государственной власти – Святейших Правительствующий Синод. В его состав входили духовные лица, которых назначал лично император России. Фактически с этого времени церковь была окончательно подчинена государству, а ее управлением фактически занимался сам император через Синод. Для осуществления контрольных функций за деятельностью синода была введена должность обер-прокурора. Это был чиновник, которого император также сам назначал.

Роль церкви в жизни государства Петр видел в том, что она должна была учить крестьян уважать и почитать царя (императора). В результате были даже разработаны законы, которые обязывали священников вести специальные беседы с крестьянами, убеждая тех во всем подчиняться своему правителю.

Значимость петровских преобразований

Реформы Петра 1 фактически полностью изменили порядок жизни в России. Какие-то из реформ действительно принесли положительный эффект, какие-то создавали и негативные предпосылки. Например, реформа местного управления привела к резкому увеличению количества чиновников, в результате чего коррупция и казнокрадство в стране буквально зашкаливали.

В целом реформы Петра 1 имели следующее значение:

  • Власть государства была усилена.
  • Высшие сословия общества были фактически приравнены в возможностях и правах. Тем самым стирались границы между сословиями.
  • Полное подчинение церкви государственной власти.

Итоги реформ однозначно выделить нельзя, поскольку они имели много негативных моментов, но об этом можно узнать из нашего специального материала.

Удобная навигация по статье:

Реформы государственного управления императора Петра 1

Петровскими реформами центрального управления историки называют масштабные преобразования государственного аппарата, которые произошли в период правления Петра Первого. Основными нововведениями правителя считаются создание Правительствующего Сената, а также полной замены системы приказов Коллегиями, формирование царской Тайной Канцелярии Святейшего Синода.

Во время становления Петра на трон в качестве ключевого поста государственного управления выступали дворяне, которые получали свой чин по праву фамилии и происхождения. Пришедший к власти Пётр понимал, что устоявшаяся система правления – одно из слабых звеньев. Что именно она тормозит страну в её развитии.

Путешествие по Европе с 1697 по 1698 год царя в составе Великого Посольства позволило ему ознакомиться с системой административных органов в европейских государствах. На основе них он решает провести преобразования в России.

С началом петровской власти Боярская дума стала терять свою власть и впоследствии превратилась в рядовое бюрократическое ведомство. С 1701 года вся её работа была делегирована новому органу под названием «Консилия министров», которая представляла собой совет начальников самых важных правительственных органов. При этом, в её состав входило немало тех же бояр.

За два года до этого создаётся Ближняя канцелярия, контролирующая финансовые операции каждого приказа и принимающая административные решения. Все царские советники были обязаны подписывать важнейшие документы и регистрировать эти события в специальной книге именных указов.

Учреждение Сената

Второго марта 1711 года Петром Первым формируется так называемый Правительствующий Сенат, являющийся наивысшим органом административной, судебной и законодательной власти. На этот орган царь возлагал все свои обязанности на время своего отсутствия, ведь частые поездки из-за Северной войны не могли стать причиной остановки развития государства. При этом, данный управленческий орган был полностью подчинён царской воле и имел коллегиальную структуру, члены которой отбирались лично Петром. Двадцать второго февраля 1711 года была создана новая дополнительная должность фискала, который должен был осуществлять дополнительный надзор во время отсутствия царя за чиновниками.

Формирование и развитие коллегий происходит в период с 1718 по 1726 год. В них царь видел орган, способный заменить устаревшую систему медлительных приказов, которые, по большей части, лишь дублировали функции друг друга.

Появляясь, коллегии полностью поглощали приказы, а в период с 1718 по 1720 год президенты образованных Коллегий даже являются сенаторами и лично заседают в Сенате. Необходимо отметить, что впоследствии в Сенате остались лишь основные Коллегии:

  • Иностранных дел;
  • Адмиралтейства;
  • Военная.

Формированием вышеописанной системы коллегий завершается процесс бюрократизации и централизации государственного аппарата России. Разграничение ведомственных функций, а также общие нормы деятельности, регулирующиеся Генеральным регламентом – основное отличие обновлённого петровского аппарата от прежней системы управления.

Генеральный регламент

Царским указом от девятого мая 1718 года президентам трёх коллегий было поручено начать разработку документа под названием Генеральный Регламент, который бы являлся системой делопроизводства и имел в своей основе шведский устав. Данная система впоследствии стала называться «коллежской». Фактически регламентом утверждался коллегиальный способ обсуждения и решения дел, а также организацию делопроизводства и регулирование отношений с органами самоуправления и Сенатом.

Десятого марта 1720 года данный документ был одобрен и подписан правителем России Петром Первым. Устав включал в себя введение, а также пятьдесят шесть глав с общими принципами работы аппарате каждого государственного учреждения и разные приложения для толкования новых иностранных слов, которые были в тексте Генерального Регламента.

Святейший Синод

Перед окончанием Северной войны Пётр Первый начинает планировать свои церковные преобразования. Он приказывает епископу Феофану Прокоповичу начать разработку Духовного регламента и пятого февраля 1721 года царь одобряет и подписывает учреждение Духовной коллегии, которая впоследствии станет называться «Святейший Правительствующий Синод».

Каждый член данного органа был обязан лично присягнуть в верности царю. Одиннадцатого мая 1722 года появляется должность обер-прокурора, контролирующая деятельность Синода и докладывающая все новости правителю.

Создав Синод, государь ввёл церковь в механизм государства, фактически уподобив её одному из многих на тот момент существующих административных учреждений, наделённого определёнными функциями и обязанностями.

Схема управления государством при Петре I


Таблица: реформы Петра I в сфере государственного управления

Дата реформы Содержание реформы
1704 год Была упразднена Боярская дума
1711 год Был учрежден Сенат (законодательные, контрольно-финансовые функции)
1700-1720 гг. Упразднение патриаршества и создание Святейшего Синода
1708-1710 гг. Реформа местного самоуправления. Создание губерний
1714-1722 гг. Создание прокуратуры, введение должности фискалов
1718-1721 гг. Замена приказов коллегиями
1722 год. Изменение системы престолонаследия (теперь монарх сам назначал себе преемника)
1721 год. Провозглашение России империей

Схема: местное самоуправления после реформ управления Петра I

Видео-лекция: Реформы Петра I в сфере управления

Тест по теме: Реформы государственного управления императора Петра 1

Лимит времени: 0

Навигация (только номера заданий)

0 из 4 заданий окончено

Информация

Проверь себя! Исторический тест по теме: Реформы управления Петра I “

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается...

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Результаты

Правильных ответов: 0 из 4

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали 0 из 0 баллов (0 )

  1. С ответом
  2. С отметкой о просмотре

    Задание 1 из 4

    1 .

    В каком году Петром 1 был сформирован правительственный сенат?

    Правильно

    Неправильно

  1. Задание 2 из 4

Пояснения к схеме:

1) Во главе государства стоял и всей полнотой власти по-прежнему обладал царь (с 1721 г император).

2) Ближняя канцелярия (в 1699-1711 гг.) пришла на смену Боярской думе, затем ее место занял Сенат (1711 г.).

3) В Сенате сосредоточилась судебная, административная и частично законода­тельная власть. Он руководил всеми учреждениями в государстве. Решения Сената были коллегиальными.

4) Генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор контролировали работу Сената. Им подчинялись фискалы, которые осуществляли контроль за всеми центральными и местными административными учреждениями.

5) Место нескольких десятков старых Московских приказов заняли коллегии - органы центрального управления - их было всего 11. К коллегиям примыкал Синод - центральный орган управления Церковью (в нем заседали церковные иерархи, которых назначал сам царь), а также Главный магистрат, управлявший всеми городами импе­рии. Преображенский приказ ведал политический сыском.

Территория России делилась на губернии (в 1708-1710 гг. - 8. С 1719 г. - 11), которые делились на 50 провинций, а те в свою очередь на дискриты.

Петр ввел новое, более последовательное, чем ранее, территориальное деление государства. Во главе основной территориальной единицы - губернии - стоял губернатор, сосредоточивший в своих руках всю полноту власти - административной, полицейской, судебной и финансовой. В результате государственных реформ Петра I в России произошла модернизация государственной власти по западному образцу. Петр пытался построить в России регулярное государство, основанное по заранее разработанно­му плану - на принципах разумности, с единой и идентичной в своих частях систе­мой управления. Важным принципом в управлении стал принцип коллегиальности - коллектив­ной ответственности за решения, принимаемые в коллегиях. В 1720 г. был опубликован Генеральный регламент, закрепивший этот принцип и определивший основания функционирования коллегий.

Введено подушное обложение (для крестьян и посадского населения). Дворя­не и духовенство налогов не платили. В 1680-1724 гг. увеличение государствен­ных доходов втрое.

У каз о наследии престола (1722 г.) станет причиной эпохи дворцовых переворотов.

Особенности реформ: 1) проводились по европейскому образцу; 2) имели жесткий курс и быстрый темп; 3) отсутствовала система в их проведении; 4) проходили на базе государственной системы крепостного права; 5) охватили все сферы деятельности и жизни общества; 6) зависели от внешней политики.
Реформирование России при Петре I отличалось известной лихорадочностью и даже непоследовательностью. Во многом это было связано с ведением напряженной войны со Швецией. Реформы во многом служили усилению абсолютной власти мо­нарха. В конце правления Петра I государственное устройство уже разительно отли­чалось от устройства Московской Руси, во многом следуя западноевропейским об­разцам. В России окончательно оформляется абсолютная монархия - система вла­сти, при которой вся ее полнота принадлежит неограниченно одному человеку, стоя­щему во главе государства - царю (императору, королю).


Отношение к Петру и его реформам было неоднозначным еще при его жизни. Одни считают его западником и модернизатором, другие - тираном и деспотом. Одни видят в реформах разрыв с предшествующей национальной традицией, другие считают их только несколько улучшенным сохранением этих традиций.

Записки датского посланника Юста Юля о Петре I (Извлечение)

Царь очень высок ростом, носит собственные короткие коричневые, вьющиеся волосы и довольно большие усы, прост в одеянии и наружных приемах, но весьма проницателен и умен. За обедом у обер-коменданта царь имел при себе меч, снятый в Полтавской битве с генерал-фельдмаршала Рейншильда. ...15 декабря 1709 г. после полудня я отправился на Адмиралтейскую верфь, чтобы присутствовать при поднятии штевней на 50-пушечном корабле, но в тот день был поднят один форштевень, так как стрелы (козлы) оказались слишком слабы для подъема ахтерштевня. Царь, как главный корабельный мастер (должность, за которую он получал жалование), распоряжался всем, участвовал вместе с другими в работах и, где нужно было, рубил топором, коим владел искуснее, нежели все прочие присутствовавшие там плотники. Бывшие на верфи офицеры и другие лица ежеминутно пили и кричали. В боярах, обращенных в шутов, недостатка не было, напротив, их собралось здесь большое множество. Достойно замечания, что, сделав все нужные распоряжения для поднятия форштевня, царь снял перед стоявшим тут генерал-адмиралом шапку, спросил его, начинать ли, и только по получении утвердительного ответа снова надел ее, а затем принялся за свою работу. Такое почтение и послушание царь выказывает не только адмиралу, но и всем старшим по службе лицам, ибо сам он покамест лишь шаутбенахт. Пожалуй, это может показаться смешным, но, по моему мнению, в основании такого образа действий лежит здравое начало: царь собственным примером хочет показать прочим русским, как в служебных делах они должны быть почтительны и послушливы в отношении своего начальника.
С верфи царь пошел в гости на вечер к одному из своих корабельных плотников.
...Царь часто развлекается точением и путешествуя возит станок за собою. В этом мастерстве он не уступит искуснейшему токарю и даже достиг того, что умеет вытачивать портреты и фигуры. При моем посещении он временами вставал из-за станка, прогуливался взад и вперед по комнате, подшучивал над стоящими кругом лицами и пил с ними, а также порою разговаривал то с тем, то с другим, между прочим, и о самых важных делах, о каковых удобнее всего разговаривать с царем именно при подобных случаях. Когда же царь снова садился за станок, то принимался работать с таким усердием и вниманием, что не слышал, что ему говорят, и не отвечал, а с большим упорством продолжал свое дело, точно работал за деньги и этим трудом снискивал себе пропитание. В таких случаях все стоят кругом него и смотрят, как он работает. Всякий остается у него сколько хочет и уходит, когда кому вздумается, не прощаясь.

Персоналии конца XVII – первой четверти XVIII вв.

Алексей Петрович (1690–1718) – царевич, сын Петра I и Евдокии Лопухиной. Враждебно воспринял реформы отца. В 1711 г. женился на принцессе Софье Шарлотте Брауншвейг‑Вольфенбюттельской, сестре австрийского императора, которая умерла в 1715 г. От этого брака родились дочь Наталья и сын Петр (будущий император Петр II). Опасаясь преследования со стороны отца, Алексей в 1716 г. тайно выехал в Вену под защиту своего шурина – австрийского императора Карла VI, но был возвращен в Россию в 1718 г., где его сразу арестовали, заключили в Петропавловскую крепость по обвинению в государственной измене и приговорили к смертной казни. Умер в камере накануне казни. По некоторым сведениям, задушен приближенными Петра I; по другим данным, умер после вынесения приговора.

Булавин Кондратий Афанасьевич (1660–1708) – донской казак, сын станичного атамана. Предводитель восстания на Дону в 1707–1708 гг. В 1707 г. Россия вела Северную войну со Швецией. Для набора рекрутов и розыска беглых крестьян на Дон был направлен военный отряд во главе с князем В.В. Долгоруковы. Старинное казачье правило «С Дону выдачи нет» стало поводом для восстания. После взятия Черкасска – столицы войска Донского – Булавин был объявлен войсковым атаманом. Но после ряда неудачных боев среди восставших началась смута, часть казаков отделилась и попыталась захватить Булавина. В жестокой перестрелке он был убит.

Голицын Василий Васильевич (1643–1714) – князь, военный и государственный деятель России, боярин (с 1676). Выдвинулся при царе Федоре Алексеевиче. Возглавлял ряд приказов. Участвовал в защите южных рубежей страны в 70–80‑е гг. XVII в. Возглавлял комиссию, выработавшую решение об отмене местничества. В 1686 г. добился от Польши заключения Вечного мира, по которому она признавала вхождение Украины в состав России. Руководил Крымскими походами 1687 и 1689 гг., оказавшимися неудачными. Сторонник сближения с Западом, использования опыта Европы в реформировании России. В царствование Софьи Алексеевны – ее фаворит и фактический правитель государства. После ее падения был лишен боярского звания, имущества и сослан с семьей.

Долгоруковы – князья, сподвижники Петра I : Василий Лукич (1670–1739) – дипломат, член Верховного тайного совета, казнен; Григорий Федорович (1656–1723) – дипломат, посол в Польше 1701–1721 гг.; Яков Федорович (1639–1720) – доверенное лицо Петра I, в 1700–1711 гг. в шведском плену; с 1712 г. – сенатор, с 1717 г. – президент Ревизионной коллегии.

Иван V Алексеевич (1666–1696) – русский царь, сын Алексея Михайловича от брака с М. Милославской. После смерти царя Федора Алексеевича в 1682 г. Нарышкины провозгласили царем младшего царевича Петра, отстранив старшего брата Ивана, болезненного и неспособного к государственным делам. Однако во время стрелецкого восстания Иван был посажен на престол, а затем утвержден Земским собором в качестве первого царя, а его младший брат Петр стал считаться вторым царем. Царствование Ивана V было номинальным: до 1689 г. фактически правила царевна Софья Алексеевна, затем – Петр I.

Лефорт Франц Яковлевич (1656–1699) – военный деятель, выходец из Швейцарии. В 1678 г. поступил на военную службу в русскую армию, участвовал в русско‑турецкой войне (1676–1681) и Крымских походах (1687 и 1689). Сблизился с Петром I, что способствовало его быстрой карьере; с 1691 г. – генерал‑лейтенант, с 1695 г. – адмирал. В Азовских походах командовал русским флотом. В 1697–1698 гг. формально возглавлял Великое посольство в Западную Европу.

Лопухина Евдокия Федоровна (1670–1731) – царица, первая жена Петра I, мать царевича Алексея Петровича, в 1698 г. была пострижена в монахини. В 1718 г. после процесса над царевичем Алексеем была переведена из Суздаля в Ладожский Успенский монастырь, в 1725 г. – в Шлиссельбургскую крепость. После воцарения своего внука Петра II жила в московском Вознесенском монастыре, пользовалась царскими почестями.

Мазепа Иван Степанович (1640–1709) – гетман Левобережной Украины (1687–1708). Один из крупнейших помещиков Украины. Стремясь к отделению Украины от России, перешел на сторону Карла XII после вторжения шведов на Украину. В Полтавской битве воевал на стороне шведов. После поражения бежал вместе с Карлом XII в турецкую крепость Бендеры, где и умер.

Меншиков Александр Данилович (1673–1729) – государственный и военный деятель, генералиссимус. Сын придворного конюха, слуга Лефорта, с 1686 г. – денщик и фаворит Петра I. Сопровождал царя в Азовских походах (1695–1696), в Великом посольстве, руководил строительством Санкт‑Петербурга, Кронштадта и др. Под Полтавой возглавил преследование шведов и вынудил их к капитуляции (1709). С 1704 г. – генерал‑майор; с 1702 г. – граф; с 1707 г. – светлейший князь, произведен в фельдмаршалы; с 1718 г. – президент Военной коллегии. После смерти Петра I, опираясь на гвардию, возвел на престол Екатерину I и стал фактическим правителем России. После ее смерти Петр II обвинил Меншикова в государственной измене и хищении казны. Князь был арестован, лишен всех званий и наград, имущества и состояния. Сослан с семьей в Березов (ныне Тюменская область), где вскоре умер.

Нарышкины – русский дворянский род XVI – начала XX в. Возвышение рода связано со вторым браком царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной – матерью Петра I. Нарышкин Лев Кириллович (1664–1705) – государственный деятель, боярин, дядя Петра I. Один из крупнейших и влиятельнейших политиков России конца XVII– начала XVIII в. В 1690–1702 гг. возглавлял Посольский приказ.

Петр I Великий (1672–1725) – русский царь с 1682 г., российский император с 1721 г. Сын Алексея Михайловича Романова и Натальи Кирилловны Нарышкиной. Провозглашен царем в 10‑летнем возрасте. Однако реальную власть получил после отстранения сестры‑регентши Софьи Алексеевны (1689) и смерти сводного брата‑соправителя Ивана V (1696). Продолжил линию отца и старшего сводного брата Федора Алексеевича на преодоление отсталости России путем ее более активного приобщения к западным традициям. Петр I – выдающийся государственный деятель России, значительно продвинувший ее развитие во всех областях. Главной задачей своего царствования считал обеспечение выхода России к незамерзающим морям. Этому были посвящены его Азовские походы (1695 и 1696 гг.), а также длительная Северная война, итогом которой стало провозглашение России империей, а Петра I – первым российским императором и «Отцом Отечества». В 1703 г. начал строительство Санкт‑Петербурга, а в 1713 г. перенес туда столицу.

Петр I провел серию реформ, направленных на модернизацию страны, ее политической и экономической жизни. Был дважды женат – на Евдокии Лопухиной и Марте Скавронской (Екатерина I), имел сына Алексея и дочерей Анну и Елизавету (дети от первого брака – Александр и Павел и от второго – Екатерина, Мария, Маргарита, Петр, Павел, Наталья – умерли в младенческом или детском возрасте). Сын Алексей был обвинен в государственной измене и при невыясненных обстоятельствах умер в тюрьме. Сам Петр I умер 28 января 1725 г., не успев назвать наследника престола.

Императору в значительной мере удалось решить большинство задач, которые стояли перед Россией к концу XVII в. Страна получила выход к Балтийскому морю, были созданы регулярная армия и флот, сложилось государственное устройство, которое соответствовало европейским образцам, сделан мощный рывок в экономике и культурном развитии. Россия заставила считаться с собой другие европейские государства. Значительную роль в этих переменах сыграл Петр I, который, будучи цельной и самоотверженной натурой, подчинил всю свою жизнь, всю свою деятельность служению Российской империи.

Прокопович Феофан (1681–1736) – политический и церковный деятель, писатель, историк. Родом с Украины. С 1711 г. – ректор Киево‑Могилянской академии. В 1716 г. переехал в Санкт‑Петербург и стал ближайшим помощником Петра I в проведении церковной реформы. С 1721 г. – вице‑президент Синода. В своих произведениях «Слово о власти и чести царской», «Правда воли монаршей» доказывал необходимость в России политики «просвещенного абсолютизма», дальнейшего укрепления крепостного права. Автор «Истории императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии» и других произведений. Принимал участие в создании Академии наук.

Софья Алексеевна (1657–1704) – правительница России в 1682–1689 гг., дочь царя Алексея Михайловича от брака с М. Милославской. Отличалась умом, энергией, честолюбием, была образованной женщиной. Воспользовавшись восстанием 1682 г., партия Милославских захватила власть, первым царем был провозглашен Иван V Алексеевич, а вторым – Петр. Софья стала регентшей при малолетних братьях‑царях. В годы ее правления были сделаны некоторые уступки посадам и ослаблен сыск беглых крестьян. В 1689 г. произошел разрыв между Софьей и боярско‑дворянской группировкой, поддерживавшей Петра I. Партия Петра одержала победу. Софья была заточена в Новодевичий монастырь. Во время стрелецкого восстания 1698 г. сторонники Софьи намеревались «выкликнуть» ее на царство. После подавления восстания Софья была пострижена под именем Сусанны в монахини Новодевичьего монастыря, где и умерла.

Шереметев Борис Петрович (1652–1719) – государственный и военный деятель, генерал‑фельдмаршал, дипломат, граф. Сподвижник Петра I, участвовал в Крымских и Азовских походах. В 1697–1699 гг. возглавлял дипломатические миссии в Польшу, Австрию, Италию, на Мальту. Активный участник Северной войны, Полтавского сражения, Прутского похода и др.

По мере усиления самодержавной власти Боярская дума утрачи-вала своё значение. Пётр I прекратил пожалование в думные чины, и Дума стала «вымирать». В правление Петра I Земские соборы были забыты.

Учреждение Сената

Коллегии и приказы

В 1717 г. Пётр I определил название центральных органов госу-дарственного управления и их задачи. Изданный царем указ гласил: «...Учинены коллегии, то есть собрании многих персон вместо при-казов». Коллегии — это органы центральной исполнительной вла-сти. По количеству их было намного меньше, чем приказов.

При этом аппарат приказов окончательно не был уничтожен. Часть из них стали канцеляриями, которыми управляли назначен-ные начальники. Местные учреждения власти были тесно связаны с коллегиями.

При Петре I существовал Преображенский приказ — это был орган по-литического сыска. Он подчинялся только царю. Возглавлял его Ф. Ю. Ро-модановский. Этот приказ разбирал преступления против царя, церкви и го-сударства.

Святейший Синод

Формирование сложной системы государственных учреждений с целой армией чиновников-бюрократов происходило в Европе в период складывания государств Нового времени — абсолютных, т. е. не подотчётных никому, монархий.

Образцом абсолютизма стали Франция при Людовике XIV (1643-1715) и Россия от правления Алексея Михайловича до Петра I (1645-1721). Не слу-чайно Алексея Михайловича объявили «царём-солнце» на пару лет раньше, чем Людовика XIV! Для обоих государств было характерно всевластие пра-вителя, опирающегося на мощный бюрократический аппарат, армию и все-сильную полицию.

С. Кириллов "Думы о России"

Говоря о реформаторской деятельности Петра I, нельзя забывать о том, что вся его деятельность не являлась только его личной прихотью или причудами характера – она была обусловлена всем предшествующим развитием России.

Как считает историк С. Соловьев, в жизни каждого государства, как и в жизни каждого человека, происходит переход из одного возраста в другой. И переход этот не всегда гладкий и беспроблемный, чаще бывает наоборот. Соловьев отмечает, что допетровское время было для России временем, когда преобладает чувство. Петр I взошел на трон в то время, когда Россия переходила в возраст, в котором господствует мысль.

Другое дело, что необходимость реформ для страны Петр воспринимал как личное дело, оттого они проводились насильственным методом. Но безусловным является то, что они были необходимы. Под лежачий камень, как известно, вода не течет.

Схема административных реформ Петра I

В.О. Ключевский писал: «Преобразование управления — едва ли не самая показная, фасадная сторона преобразовательной деятельности Петра; по ней особенно охотно ценили и всю эту деятельность». Следует отметить, что Ключевский относился к деятельности Петра довольно критически, считая, что реформы управления проводились Петром наспех, бессистемно, основной целью их проведения было более эффективное изъятие денег у народа для все растущих военных расходов, т.к. сам Петр называл деньги артерией войны. Как говорил один американский исследователь, «Петр не только одевался как солдат, но и действовал и думал как солдат». Но если команды Петра были четкими и ясными, то их исполнение не соответствовало такой характеристике: часто установления и приказы сводились на нет постоянными переменами в госучреждениях, иногда одни и те же функции дублировались разными учреждениями, многие учреждения и должности поменяли лишь свои названия: старорусские на европейские, но по сути они остались теми же, ведь люди в них работали по прежнему принципу, а царь, хоть он и был Петром I, за всем лично уследить не мог.

Упразднение Боярской думы

Но стиль и методы управления постепенно менялись: вместо Боярской думы решения стала принимать команда, составленная из ближайших сподвижников Петра I. Сначала главным советником Петра был князь Федор Ромодановский, которого современники характеризовали как «злого тирана, пьяного по вся дни».

В 1699 г. было создано особое ведомство городов. Указами было введено самоуправление для городского купечества, а также для населения поморских городов. Власть воевод отменялась — судом и сбором налогов стали ведать выборные бурмистры. Во главе новых органов была поставлена Московская ратуша, которую выбирали купцы Москвы. В ведении Ратуши находились поступления государственных доходов с городов и общий надзор за действиями органов самоуправления. Возглавлял Ратушу обер-инспектор ратушного правления (первым стал в этой должности бывший дворецкий Шереметева Алексей Курбатов). Но вскоре Петр утрачивает доверие к Ратуше и приходит к решению перенести большую часть управления на места, т.к. «человеку трудно за очи все разуметь и править».

Петр Первый

1707 год – начало новой реформы: создаются губернии, которые делятся на провинции. Всего образовано 8 губерний: Московская, Ингерманландская (позже Санкт-Петербургская), Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Казанская, Азовская и Сибирская. Во главе пограничных губерний назначались генерал-губернаторы, а во главе остальных — губернаторы. Во главе провинций стояли воеводы. При губернаторах и воеводах состояли земские канцелярии. С 1710 г. воеводы стали называться уездными комендантами.

Губернаторы имели в помощниках заместителя (вице-губернатора), ландрихтера (судебного служащего), провиантмейстера и др. чиновников.

В 1710 г. проводится подворная перепись населения и устанавливается особая платежная единица, обеспечивающая одну «долю» средств для покрытия военных расходов.

Но эта реформа не оправдала ожиданий: Северная война затягивалась, денег не хватало, а это всегда создает благодатную почву для махинаций. Кроме того, создалось непонятное положение со столицей: Петербург ею еще не стал, а Москва уже перестала ею быть, а власть по-прежнему была сосредоточена в руках петровской команды, которую он называл то ближней канцелярией, то «консилией министров».

Учреждение Сената

Наконец, Указом от 2 марта 1711 г. был создан новый орган государственной власти – Сенат. Вначале Сенат состоял из 9 ближайших сотрудников Петра. Это был высший государственный орган власти.

Для контроля над управлением в 1711 г. Петр создает систему фискалов, которые подчиняются обер-фискалу. Их обязанности: доносить Сенату и царю о злоупотреблениях и нечестных поступках чиновников. Фискалы получали половину имущества виновного, если их донос подтверждался.

Вот откуда растут ноги у современной коррупции!

А. Толяндер "Петр I"

Но в 1722 г. вводится должность генерал-прокурора — руководить фискалами. Генерал-прокурор должен был надзирать за Сенатом, тем самым роль Сената понижалась.

Образцом для реформы государственного управления Петр взял шведское государственное устройство, которое строилось на принципах камерализма (устройство учреждения на основе коллегиальности, регламентации деятельности чиновников, единообразия штатов и жалования). Но никогда чужой опыт не может быть перенесен полностью на другую почву. Петр также внес изменения, обусловленные особенностями России, Указом от 28 апреля 1718 г.: «Всем коллегиям надлежит ныне на основании шведского устава сочинять во всех делах и порядках по пунктам, а которыя пункты в шведском регламенте неудобны, или с сетуациею сего государства несходны и оныя ставить по своему разсуждению. И, поставя об оных, докладывать, так ли их быть».

Создание коллегий

В 1712 г. Петр создает по шведскому образцу коллегии: Иностранных дел, Адмиралтейскую, Воинскую, Камер-коллегию и Коммерц-коллегию. Петр определил их компетенции, укомплектовал составом и назначил президентов и вице-президентов коллегий.

Таким образом, прекращали существование многие из сохранившихся приказов, но некоторые вошли в состав новых учреждений: в Юстиц-коллегию вошли семь приказов. В коллегиальной системе стало четче разграничение деятельности, осуществлялся совещательный порядок ведения дел. Петр отмечал: «В коллегии предложенную нужду разбирают умы многие, и что один не постигнет, то постигнет другий, а чего не увидит сей, то оный увидит».

В 1722 г. Берг- и Мануфактур-коллегия была разделена на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию, была образована Малороссийская коллегия для улучшения управления Украиной.

В 1720 г. с принятием Генерального регламента окончательно разграничивались функции и компетенции коллегий. Коллегиальная система просуществовала почти сто лет – до 1802 года.

Образование Синода

В 1721г. была образована Духовная коллегия — Синод, который выводился из подчинения Сената. Патриаршество упразднялось. Во главе Святейшего Синода становился обер-прокурор.

Реформа местного самоуправления

По шведскому образцу Петр реформировал и местное самоуправление. Губернии теперь делились на провинции, а провинции – на дистрикты, во главе дистриктов стояли земские комиссары, которые назначались Камер-коллегией.

Посадское население делилось на три гильдии: 1-я гильдия (богатые купцы, владельцы ремесленных мастерских), 2-я гильдия (мелкие торговцы, зажиточные ремесленники) и «подлый люд». Орган городского самоуправления назывался магистратом. Правом выбора в магистрат обладали только члены гильдий. Деятельность городских магистратов контролировал Главный магистрат, созданный в 1720 г.

Были проведены также преобразования в отношении некрепостного населения: его объединяли с государственными крестьянами. Холопство было ликвидировано путем слияния его с крепостными крестьянами.

Таким образом, в России образовался мощный дворянско-бюрократический аппарат.

Введение Табели о рангах

Оригинал Табели о рангах

Итогом административной реформы было принятие в 1722 г. Табели о рангах. Это свод законов о порядке государственной службы. Все дворяне обязаны были служить, служба объявлялась единственным способом получения государственного чина. Она открывала возможность продвижения по службе, в том числе и людей из «подлого люда». Петр говорил: «Мы для того никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат».

В соответствии с Табелью, все должности делились на шесть частей: военные (сухопутные, артиллерия, гвардия, морские), статские и придворные и на 14 классов, или рангов.

Табель о рангах просуществовала с многочисленными изменениями до самой революции 1917 г.

Петр Первый. Мозаичный портрет, набранный М. Ломоносовым на Усть-Рудицкой фабрике

Изменение системы престолонаследия

В феврале 1722 г. Петром I был подписан Указ о престолонаследии. Он отменял древний обычай передавать престол прямым потомкам по мужской линии и предусматривал назначение престолонаследника по воле монарха. Указ о престолонаследии появился в связи с борьбой Петра I с сыном, царевичем Алексеем, который группировал вокруг себя оппозицию. После гибели царевича Алексея (1718 г.) Пётр не хотел передавать власть внуку Петру Алексеевичу, т.к. опасался, что к власти придут противники реформ, надеясь решить вопрос о престолонаследии в духе абсолютизма. С этим указом Петра связана обстановка борьбы за престол и в дальнейшем дворцовых переворотов.

Указ о престолонаследии был отменён императором Павлом I в 1797 г.

Ко всем петровским реформам нет однозначного отношения, особенно это касается административных реформ. Историк В.Я. Уланов пишет: «Все эти преобразования, непрерывным потоком следовавшие одно за другим… не только не вели население к материальному и нравственному преуспеянию, но были гнетом, мало чем уступавшим войне петровского времени».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: