Как совершается таравих. Таравих-намаз: подробный разбор. Порядок совершения праздничных молитв

Молитва таравих совершается только в месяце Рамадан. Она состоит из 20 ракаатов и входит в категорию действий верующего мусульманина в шариате, обозначающуюся как “сунна муаккада”. Сунна муаккада – это акты поклонения, которые Пророк Мухаммад, мир ему, неукоснительно соблюдал. Древние источники исламского права свидетельствуют, что Пророк, мир ему, и четыре его праведных сподвижника совершали эту молитву и рекомендовали совершать ее другим мусульманам. Совершение данной молитвы коллективно является “сунной кифая”, то есть действием желательным для совершения хотя бы группой лиц из всех жителей населенного пункта. Если все жители населенного пункта не будут собираться в мечети для совершения таравиха коллективно, то это будет противоречить сунне Пророка, мир ему.

Слово “таравих” является формой множественного числа слова “тарвиха” (отдых). После совершения четырех ракаатов, молящиеся немного отдыхают, поэтому совершение каждого четырехракаатного цикла намаза таравих называют одной “тарвихой”. Данный намаз состоит из пяти “тарвихов”.

Таравих желательно совершать в мечети с коллективом, если человек без причины молится у себя дома в одиночку, он не совершит грех, но при этом отдалится от достоинства данного вида поклонения. Если он будет совершать эту молитву дома с коллективом, он достигнет награды за чтение таравиха с коллективом, но будет лишен награды, даруемой за совершение коллективного намаза в мечети, так как совершение коллективного намаза в мечети более награждаемо.

Перед совершением таравиха, как и перед совершением любых других намазов необходимо совершить намерение в котором человек должен обозначить для себя вид, выполняемого им намаза. При совершении намерения человеку необходимо обозначить то, что он намеревается совершить молитву таравих. Согласно достоверным источникам, верующему можно также обозначить в своем намерении таравих намаз как нафиль (дополнительная молитва).

Лучше совершать эту молитву по два ракаата (давая завершительное приветствие после каждого второго ракаата), можно совершать и по четыре. Также разрешено совершать ее, давая приветствие после 8 ракаата, можно совершить все двадцать ракаатов разом, давая завершительное приветствие после 20 ракаата, но такой вид совершения таравиха является нежелательным с точки зрения шариата.

Порядок совершения таравиха по два ракаата соответствует порядку совершения сунната в вечернем намазе, порядок совершения таравиха по 4 ракаата соответсвует порядку совершения 4-х ракаатной дополнительной молитвы перед обязательной частью ночного намаза. При совершении таравиха с коллективом, стоящий позади имама должен сделать намерение на совершение таравиха и обозначить в своем намерении то, что он совершает его за имамом. Имам произносит вслух все такбиры, громко произносит тасми (произнесение слов “самиАллаху лиман хамидах” – “да услышит Аллах того, кто Его восхваляет”), громко читает суры.

Имаму желательно в каждом из двух ракаатов читать примерно равные по объему суры. Недолгое чтение аятов и сур Корана, а также совершение таравиха по 2 или 4 ракаата не даст молящемуся отвлекаться на посторонние мысли.

Является мустахабом (желательным) читать в каждом ракаате по 10 аятов. Так совершают таравих хафизы Корана, знающие священную книгу наизусть. Читая в каждом ракаате по десять аятов, они за месяц завершают чтение всей книги. Часть ученых считает, что полное прочтение Корана в таравихе желательно завершить к 27 ночи месяца Рамадан.

Человек, ведущий таравих намаз, помимо чтения Корана красивым голосом, в первую очередь должен правильно читать аяты Корана. Нет ничего предосудительного в том, что человек оставит мечеть, где имам читает Коран с ошибками и будет молится за имамом другой мечети.

Имаму не желательно читать большое количество аятов так как люди могут уставать, но в тоже время, аяты, читающиеся после фатихи не должны быть меньше одной суры или одного полного аята. В сидениях второго ракаата после аттахията должны читаться салаваты.

Является нежелательным совершение намаза таравих в полусонном состоянии, а также совершать таравих сидя если нет на то причины. Нежелательно опоздавшему на молитву дожидаться, когда имам совершит поясной поклон потом присоединяться к молитве.

Человек, который опоздал на таравих и присоединился к коллективному намазу, после завершения коллективного моления должен совершить оставшиеся неисполненными ракааты намаза. После этого ему самому следует совершить намаз витр и это будет лучше, хотя разрешается совершить витр с коллективом, а потом совершить неисполненные ракааты.

Тот, кто не совершил коллективную ночную молитву может присоединиться к коллективу при совершении таравиха, то есть если человек пришел в мечеть, а имам уже начал вести таравих, он должен сам совершить ночной намаз, потом присоединиться к коллективу для совершения таравиха. Оставшиеся ракааты таравиха он будет совершать отдельно. Тот, кто не совершил таравих за имамом может совершить за ним намаз витр. Это является достоверным мнением. Но не имам, ни коллектив не могут совершать коллективно таравих, не совершив коллективно ночную молитву, потому что коллективное совершение таравиха связано с коллективным совершением ночного намаза. Таравих, будучи добровольной, дополнительной молитвой, отдельно коллективно не совершается.

Таравих является сунной времени, а не поста, то есть это сунна месяца Рамадан, поэтому людям, не имеющим возможность соблюдать пост по болезни или из-за нахождения в путешествии желательно совершать намаз таравих, также как желательно совершать его постящимся. Для женщины у которой завершился месячный цикл является желательным совершить таравих в этот день. Для принявшего ислам является желательным совершить таравих в день принятия ислама.

Совершение коллективного праздничного намаза – символ братства и единства верующих. Праздники являются милостью Аллаха, они играют большую роль в примирении и сближении мусульман.

Существует два мусульманских праздника:

1. Праздник Разговения (арабск. «‘ид аль-фитр», тюрк. «ураза - б айрам ») – 1 число месяца Шавваль;

2. Праздник Жертвоприношения (арабск. «‘ид аль-адха»», тюрк. «к урбан- б айрам ») – 10 число месяца Зуль-хиджа.

Праздничные намазы относятся к категории ваджиб (необходимое) для тех же, кому обязателен пятничный намаз (аль-джум а ). Праздничный намаз состоит из 2-х ракяатов и совершается коллективно. В этом намазе азан и икамат не читается. Праздничная проповедь (хутба ) является желательным (сунн а ) и читается после намаза, в отличии от проповеди пятничного намаза (аль-джум‘а ), которая является обязательной (фард ) и читается до совершения самого намаза.

Порядок совершения праздничного намаза отличается от других намазов тем, что в нем совершается шесть дополнительных такбиров: три в первом ракяате и три во втором.

ПОРЯДОК СОВЕРШЕНИЯ ПРАЗДНИЧНЫХ МОЛИТВ

1-й рак яат :

  1. Молящиеся за имамом становятся ровными рядами за ним. Совершают намерение: «Намерился выполнить праздничный намаз (ураза-байрам или курбан-байрам ), следуя за имамом ради Всевышнего Аллаха»;
  2. Имам, подняв руки, произносит: «Аллаху Акбар» . Молящиеся за ним повторяют такбир, затем складывают руки, как в других намазах.
  3. Имам и молящиеся за ним читают шепотом ду‘а «С ана » ;
  4. После этого произносят три дополнительных такбира. Имам вслух, молящиеся за ним шепотом произносят такбир «Аллаху Акбар» , поднимая при этом руки (как во время вступительного такбира акбир а ль-ифтитах ) ), затем опускают руки. После короткой паузы таким же образом делаются второйи после еще одной короткой паузы третий такбиры.
  5. Имам шепотом читает «А‘узу-Бисмиллях» , вслух читает суру «Аль-Фатиха» и другую суру из Корана. Молящиеся за имамом в это время ничего не читают и слушают имама.
  6. Имам и молящиеся за ним совершают поясной (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ), после чего встают на 2-й ракяат.

2-й рак яат :

  1. Имам читает шепотом «Бисмиллях» , затем вслух суру «Аль-Фатиха» и другую суру.
  2. После этого так же, как и в первом ракяате, имам вслух и молящиеся за ним шепотом, поднимая руки на уровень ушей, произносят три такбира «Аллаху Акбар» , делая паузу между ними. После третьего такбира, не поднимая рук, со словами «Аллаху Акбар» совершают поясной (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ).
  3. После чего совершается последнее сидение, во время которого имам и молящиеся за ним шепотом последовательно читают: «Ат-тахият» , «Салават» , ду‘а «Раббана атина» . Затем выполняют приветствие (а с-салям ) и завершают намаз.

После намаза имам поднимается на минбар и читает праздничную проповедь (хутб а ).

Возвеличивание Аллаха в дни праздника «Курбан-байрам» – Такбир

«Ат-ташрик»

Начиная с утреннего намаза дня ‘Арафа (9 число месяца Зуль-хиджа) и заканчивая послеполуденным намазом (аль-‘аср ) 4 дня праздника жертвоприношения (13 число месяца Зуль-хиджа) после каждого фард-намаза (всего 23 намаз) ваджибом (необходимым) является чтение специального такбира «ат-ташрик»:

Чтение этого такбира является ваджибом как во время коллективного, так и во время индивидуального совершения намаза. Мужчины читают такбир вслух, а женщины – про себя. После намаза «аль-в итр » такбир «ат-ташрик» не читается.

Возмещая пропущенные намазы (када ) в эти праздничные дни также необходимо читать такбир «ат-ташрик». При возмещении пропущенных намазов этих праздничных дней в другое время такбир «ат-ташрик» не читается.

Действия, которые желательно совершать в праздничные дни.

В день праздника желательно встать утром пораньше, сделать полное омовение (гусль ), надеть самую красивую одежду. Мужчинам надушиться благовониями и отправиться в мечеть. По пути быть приветливым, раздавать милостыню (садака ), поздравлять с праздником единоверцев.

В праздничные дни следует навещать друзей и родственников, прощать обиды и мирить поссорившихся. Также желательно дарить друг другу подарки, особенно детям. Кроме этого можно посещать могилы, читать Священный Коран и делать ду‘а .

НАМАЗ «АТ-ТАРАВИХ»

Намаз «а т-таравих » совершается в месяц Рамадан. Он состоит из 20 или 8 ракяатов. Намаз « ат-таравих » относится к категории желательного (сунн а муаккада ) как для мужчин, так и для женщин, как для постящихся, так и для тех, кто не соблюдает пост. Совершать намаз « ат-тарави х» коллективно в мечети более желательно (сунна ), но можно совершать его и индивидуально.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«Тому, кто совершает намаз «ат-т аравих » в месяце Рамадан, веря в благословенность этого месяца , с надежд ой получить награды только от Аллаха, прощаются все его прошлые грехи » .

«Аллах сделал для вас пост в месяц Рамадан обязанностью. Я же сделал выстаивание ночной молитвы , то есть намаз «ат- таравих », сунной. Тот, кто с вер ой в сердце, с надежд ой получить вознаграждение (саваб ) будет поститься в месяц Рамадан и выполнять намаз «ат- таравих », избавится от грехов, став подобным новорожденному» .

Порядок совершения намаза «ат-таравих».

Намаз « ат-таравих » можно совершать только после обязательного ночного намаза (аль-‘иша’ ). Намаз « аль-витр » в месяц Рамадан обычно совершается после намаза « ат-таравих » , однако совершение намаза « аль-витр » до намаза « ат-таравих » допускается.

20 или 8 ракяатов намаза « ат-таравих » совершают по 2 или 4 ракяата.

«ат-таравих » по 2 рак яата.

Намаз « ат-таравих » совершают после выполнения 4 ракяатов фарда и 2 ракяатов сунны ночного намаза (аль-‘иша’ ).

« ат-таравих »

такбир аль-ифтитах) ду‘а «С ана » . Имам шепотом читает «А‘узу-Бисмиллях» руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ).

«Бисмиллях» руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ), потом садятся.

Сидя, последовательно читают «Ат-тахият» , «Салават» , ду‘а «Раббана атина» , затем выполняют приветствие (а с-салям ).

Вышеперечисленные действия повторяются 10 раз по 2 ракяата, и таким образом число ракяатов достигает 20-ти. После этого коллективно совершают 3 ракяата намаза « аль-витр » .

Совершение намаза «ат-таравих » по 2 рак яата в одиночку.

2 ракяата совершается так же, как намаз сунна утреннего намаза (аль-фаджр « ат-таравих » ради Всевышнего Аллаха». Намаз из 2-х ракяатов повторяют 10 раз. После этого совершают 3 ракяата намаза « аль-витр » .

Совершение коллективного намаза «ат-таравих » по 4 рак яата.

Делается намерение: «Намерился выполнить намаз « ат-таравих » ради Всевышнего Аллаха». Имам также оговаривает в намерении желание быть имамом, а молящиеся за ним – то, что они будут следовать за имамом.

Подняв руки, совершается вступительный такбир (такбир аль-ифтитах) . Затем имам и молящиеся за ним читают шепотом ду‘а «С ана » . Имам шепотом читает «А узу-Бисмиллях» , потом вслух читает суру «Аль-Фатиха» и другую суру из Корана. Молящиеся за имамом в это время слушают его молча и ничего не читают. После этого совершаются поясной (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ).

Встав на 2-ой ракяат, имам читает шепотом «Бисмиллях» , потом вслух читает суру «Аль-Фатиха» и другую суру. Молящиеся за ним в это время слушают его молча и ничего не читают. Далее все совершают поясной (руку‘ ) и 2 земных поклона (суджуд ), потом садятся и последовательно читают «Ат-тахият» и «Салават».

Поднявшись на 3-й ракяат имам и молящиеся за ним читают шепотом ду‘а «С ана » . Потом имам шепотом читает «А‘узу-Бисмиллях» и вслух читает суру «Аль-Фатиха» и другую суру. Молящиеся за ним в это время слушают его молча и ничего не читают. После этого совершаются поясной поклон (руку‘ ), 2 земных поклона (суджуд ) и встают на 4-й ракяат.

В 4-м ракяате имам шепотом читает «Бисмиллях» и вслух суру «Аль-Фатиха» и другую суру. Молящиеся за ним в это время слушают его молча и ничего не читают. Потом все совершают поясной поклон (руку‘ ), 2 земных поклона (суджуд ) и садятся.

Сидя, последовательно читают «Ат-тахият» , «Салават» , ду‘а «Раббана атина» и выполняют приветствие (а с-салям ).

Вышеперечисленные действия повторяются 5 раз по 4 ракяата, таким образом число ракяатов достигает 20-ти.

После этого коллективно совершают 3 ракяата намаза « аль-витр » .

Совершение намаза «ат-таравих » в одиночку по 4 рак яата .

4 ракяата совершаются так же, как сунна послеполуденного намаза (аль-‘аср ). Отличается только намерение: «Намерился выполнить намаз « ат-таравих » ради Всевышнего Аллаха». Намаз из 4-х ракяатов повторяют 5 раз. После этого совершают 3 ракяата намаза « аль-витр » .

По примеру сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха, после каждых четырех ракяатов намаза «ат-таравих» (при этом не имеет значения по 2 или по 4 ракяата совершается намаз) желательно делать небольшой перерыв, в течение которого рекомендуется восхвалять и поминать Всевышнего, слушать короткую проповедь или предаваться размышлениям о Боге.

Одна из форм восхваления Всевышнего, принятая для чтения после каждых 4-х ракяатов намаза «ат-таравих» :

«Субхана зиль-мульки валь-малякут. Субхана зиль-‘иззати валь-‘азамати валь-кудрати валь-кибрияи валь-джабарут. Субханаль-маликиль - хай й иль-ллязи ля ямут. Суббухун куддусун раббуль-маляикяти вар-рух» .

Называется таравихом и выполняется после ночной молитвы, перед намазом витр . Молитва таравих совершается как индивидуально, так и коллективно.

Этимология

Слово «таравих» - множественное число от арабского слова «тарвиха», что в переводе на русский язык означает «отдых». Молитва называется так потому, что после каждых её четырёх ракаатов молящиеся сидя отдыхают, восхваляя Господа или слушая назидания имама .

Количество ракаатов

Во времена пророка Мухаммеда таравих совершался из 8 и 20 ракаатов, однако таравих состоящий из двадцати ракяатов, был окончательно утвержден халифом Умаром с согласия сахабов . Согласно мнению 4 суннитских мазхабов молитва таравих совершается в 20 ракаатов (10 молитв по 2 ракаата).

Время исполнения молитвы

Молитва таравих совершается каждый день в течение всего месяца Рамадан после ночной молитвы и заканчивается перед намазом витр. По ханафитскому мазхабу возмещение пропущенной молитвы таравих недействительно.

Молитвы между таравихами

Шафиитский мазхаб

В шафиитском мазхабе между таравихами принято читать следующие молитвы:

  • Арабский текст: لا حول ولا قوة الا بالله اللهم صل علي محمد وعلي آل محمد وسلم اللهم انا نسالك الجنة فنعوذ بك من النار
Транскрипция: «Ла хауля ва ля къуввата илля биллаh. Аллаhумма салли ’аля Мухаммадин ва ’аля aали Мухаммадин ва саллим. Аллаhумма инна нас’алукаль джанната ва на’узубика мина-н-нар». Перевод:
  • Арабский текст: سبحان الله والحمد لله ولا اله الا الله والله أكبر سبحان الله عدد خلقه ورضاء نفسه وزنة عرشه ومداد كلماته
Транскрипция: «Субхана ллаhи валь-хамду лиллаhи ва ля илаhа илла ллаhу ва ллаhу Акбар. Субхана ллаhи ’адада халкъиhи ва ризаа нафсиhи ва зината ’арщихи ва мидада калимати». Перевод:
  • Арабский текст: سبحان الملك القدوس سبحان الملك القدوس سبحان الله الملك القدوس سبوح قدوس رب الملائكة والروح سبحان من تعزز بالقدرة والبقاء وقهر العباد بالموت والفناء سبحان ربك رب العزة عما يصفون وسلام علي المرسلين والحمد لله رب العالمين
Транскрипция: «Субхана-ль-малики-ль-къуддус (два раза). Субхана ллаhи-ль-маликиль къуддус, субухун къуддус раббуль малаикати ваp-pyx. Субхана ман та’аззаза бил-къудрати валь-бакъаъ ва къаhhарал ’ибада биль-маути валь-фана’. Субхана раббика раббиль ’иззати ’амма йасифун ва салямун ’аляль-мурсалина валь-хамду лилляhи раббил ’алямин». Перевод:

Ханафитский мазхаб

В ханафитском мазхабе между таравихами принято читать следующие молитвы:

  • Арабский текст:
Транскрипция: «Субхаана зиль-мульки валь-малякуут. Субхаана зиль-‘иззати валь-‘азамати валь-кудрати валь-кибрияяи валь-джабаруут. Субхааналь-маликиль-хайиль-лязии ляя ямуут. Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-руух. Ляя иляяхэ илля ллааху настагфируллаа, нас’элюкяль-джанната ва на‘уузу бикя минан-наар…» Перевод: «Свят и Идеален Тот, Кто обладает земным и небесным владычеством. Свят Тот, Кому присуще могущество, величие, безграничная сила, власть над всем и бесконечная мощь. Свят Тот, Кто является Властелином всего, Кто вечен. Его никогда не постигнет смерть. Он - восхваляем и свят. Он - Господь ангелов и святого Духа (ангела Джабраила - Гавриила). Нет бога, кроме Единого и Единственного Творца. О Всевышний, прости нас и помилуй! У Тебя мы просим Рая и к Тебе прибегаем, моля об удалении от Ада…»

Хадисы о таравихе

"Кто исполнит намаз-таравих в 1-ю ночь, тот очистится от грехов, подобно новорожденному. Если исполнит его и во 2-ю ночь - грехи простятся как ему, так и его родителям, если они мусульмане. Если и в 3-ю ночь - призовет ангел под Аршем: «Ты возобновляй свои деяния, Аллах простил все твои ранее совершенные грехи!». Если и в 4-ю ночь - ему будет награда человека, который прочитал Таврат, Инджиль , Забур и Коран . Если и в 5-ю ночь - Аллах воздаст ему награду, равную совершению молитвы в Масжид-уль-Хараме в Мекке , в Масжид-уль-Набави в Медине и в Масжид-уль-Акса в Иерусалиме . Если и в 6-ю ночь - Аллах воздаст ему награду, равную совершению тавафа в Байт-уль-Мамуре (дом из нура, находящийся над Каабой на небесах, где постоянно совершают таваф ангелы). И каждый камешек Байт-уль-Мамура и даже глина попросит Аллаха о прощении грехов этого человека. Если и в 7-ю ночь - он подобен человеку, который помогал пророку Мусе (мир ему), когда тот выступил против Фиравна и Хамана. Если и в 8-ю ночь - Всемогущий воздаст ему то, что дал пророку Ибрахиму (мир ему). Если и в 9-ю ночь - ему зачтется поклонение, подобное поклонению пророка Аллаха. Если и в 10-ю ночь - Аллах даст ему все благое этого и Того мира. Кто совершит молитву и в 11-ю ночь - покинет этот мир, подобно ребёнку, покидающему утробу матери (безгрешным). Если и в 12-ю ночь - он встанет в Судный день с сияющим, подобно полной луне, лицом. Если и в 13-ю ночь - он будет находиться в безопасности ото всех бед Судного дня. Если и в 14-ю ночь - ангелы будут свидетельствовать, что этот человек совершал намазы-таравих, и в Судный день он будет избавлен Аллахом от допроса. Если и в 15-ю ночь - его будут благословлять ангелы , в том числе носители Арша и Курса. Если и в 16-ю ночь - Аллах убережет его от Ада и одарит его Раем. Если и в 17-ю ночь - Аллах воздаст ему вознаграждение, подобное вознаграждению пророкам . Если и в 18-ю ночь - Ангел воззовет: «О раб Аллаха! Поистине Аллах доволен тобой и твоими родителями». Если и в 19-ю ночь - Аллах поднимет его степень в Раю Фирдавс. Если и в 20-ю ночь - Аллах воздаст ему награду шахидов и праведников. Если и в 21-ю ночь - Аллах возведет для него в Раю дом из нура (сияния). Если и в 22-ю ночь - этот человек будет в безопасности от печали и тревог Судного дня. Если и в 2З-ю ночь - Аллах построит ему город в Раю. Если и в 24-ю ночь - 24 молитвы этого человека будут приняты. Если и в 25-ю ночь - Аллах избавит его от могильных мук . Если и в 26-ю ночь - Аллах возвысит его, добавив ему вознаграждение за 40 лет поклонения. Если и в 27-ю ночь - он молниеносно пройдет через мост Сират. Если и в 28-ю ночь - Аллах возвысит его на 1000 степеней в Раю. Если и в 29-ю ночь - Аллах воздаст ему вознаграждение, подобное вознаграждению за 1000 принятых хаджей . Если и в 30-ю ночь - Аллах скажет: «О Мой раб! Вкуси плоды Рая, купайся в воде Саль-Сабиля, испей из райской реки Кавсар. Я - твой Господь, ты - Мой раб».

Примечания

Ссылки

  • Али-заде А.А. Таравих // Исламский энциклопедический словарь. - М .: Ансар , 2007 .
  • Wensinck, A.J. Tarāwīḥ // Encyclopaedia of Islam, Second Edition.
  • Ш. Аляутдинов Молитва «Таравих» / Umma.Ru
  • Молитва «Таравих» / Мусульманские праздники. Muslim.Ru

Данная молитва является обязательной сунной (сунна муаккяда) как для мужчин, так и для женщин. Пророк сказал: «Кто выстаивает молитву в месяц Рамадан с верой [в ее значимость] и ожиданием вознаграждения [за нее только от Господа], тому будут прощены предшествовавшие грехи»/2/ .

Время выполнения молитвы «Таравих» наступает после совершения ночной молитвы (‘Иша’) и длится до появления зари. Эта молитва совершается каждый день в течение всего месяца Рамадан (месяца обязательного поста). Намаз «Витр» в эти дни выполняется после молитвы «Таравих».

Наилучшим является совершение этой молитвы совместно с другими верующими (джама‘атом) в мечети, хотя допустимо ее совершение и индивидуально. Сегодня, в условиях определенной прострации/3/ , духовной пустоты и отсутствия позитивного общения, посещение коллективных молитв, а тем более таких, как «Таравих», способствует появлению в человеке чувства общности, единения. Мечеть — это место, где люди опосредованно общаются, совместно совершая молитвы, восхваляя Всевышнего, читая Коран вне зависимости от социальных, интеллектуальных или национальных различий.

«Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) в 23, 25 и 27-ю ночи месяца Рамадан совершал эту молитву совместно со своими сподвижниками в мечети. Он не делал этого ежедневно, чтобы люди не восприняли данную молитву как обязательную; чтобы она не перешла в ранг обязательных (фараид). Вместе с ними он читал восемь ракяатов, остальные ракяаты они дочитывали дома»/4/ .

О том, что Пророк и его сподвижники читали в «Таравихе» до двадцати ракяатов, стало ясно из действий второго праведного халифа ‘Умара. Он канонически закрепил в этой молитве двадцать ракяатов. ‘Абдурахман ибн ‘Абдуль-Кари передал: «Я вошел вместе с ‘Умаром в мечеть в месяц Рамадан. В мечети мы увидели, что все читают отдельно, маленькими группами. ‘Умар воскликнул: «Было бы очень хорошо сделать их единым джама‘атом!» Именно так он и поступил, поставив имамом ‘Убейю ибн Кя‘ба»/5/ . Имам Малик дополняет: «Во времена ‘Умара читали двадцать ракяатов молитвы «Таравих».

С того момента двадцать ракяатов утвердились в качестве сунны /6/ . В то же время есть упоминание и о восьми ракяатах»/7/ . Однако ритуал «Таравиха», состоящий из двадцати ракяатов, был окончательно утвержден халифом ‘Умаром с согласия сподвижников Пророка, что было признано значительной частью богословов более позднего периода/8/ .

Совершается молитва «Таравих» после двух ракяатов сунны ночной молитвы (‘Иша’). Желательным является выполнение ее по два ракяата, порядок совершения которых соответствует обычным двум ракяатам сунны. Время данной молитвы завершается с наступлением зари, то есть с началом времени утренней молитвы (Фаджр). Если человек не смог совершить молитву «Таравих» до истечения ее срока, то восполнять ее не нужно /9/ .

По примеру сподвижников Пророка, после каждых четырех ракяатов желательно делать небольшой перерыв, в течение которого рекомендуется восхвалять и поминать Всевышнего, слушать короткую проповедь или предаваться размышлениям о Боге.

Одной из формул восхваления Всевышнего может быть следующая:

«Субхаана зиль-мульки валь-малякуут.
Субхаана зиль-‘иззати валь-‘азамати валь-кудрати валь-кибрияяи валь-джабаруут.
Субхааналь-маликиль-хайиль-лязии ляя ямуут.
Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-руух.
Ляя иляяхэ илля ллааху настагфируллаа, нас’элюкяль-джанната ва на‘уузу бикя минан-наар...»

«Свят и Идеален Тот, Кто обладает земным и небесным владычеством. Свят Тот, Кому присуще могущество, величие, безграничная сила, власть над всем и бесконечная мощь. Свят Тот, Кто является Властелином всего, Кто вечен. Его никогда не постигнет смерть.

Он — восхваляем и свят. Он — Господь ангелов и святого Духа (ангела Джабраила — Гавриила).

Нет бога, кроме Единого и Единственного Творца. О Всевышний, прости нас и помилуй! У Тебя мы просим Рая и к Тебе прибегаем, моля об удалении от Ада...»

«Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-рух» (Он — восхваляем и свят. Он — Господь ангелов и святого Духа (ангела Джабраила — Гавриила)... В некоторых риваятах упоминается, что ангел Джабраил (Гавриил) обратился к Аллаху с вопросом: «О Всевышний! Почему пророк Ибрахим (Авраам) столь выделен, что считается «халилюл-лах», Твоим другом?»

В ответ Господь направил его к Аврааму со словами: «Поприветствуй его и произнеси «Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-рух». Как известно, пророк Авраам был очень богат. Только количество собак, охранявших его стада, исчислялось тысячами. Но он был богат как материально, так и духовно. Так вот, когда Джабраил (Гавриил) предстал перед Авраамом в облике человека и, поприветствовав, произнес эти слова, Авраам, прочувствовав их Божественную сладость, воскликнул: «Произнеси их еще раз, и половина моего богатства — твоя!» Ангел Джабраил (Гавриил) произнес их еще раз.

Тогда Авраам вновь попросил повторить, сказав: «Произнеси их еще раз, и все мое богатство — твое!» Джабраил (Гавриил) повторил в третий раз, тогда Авраам сказал: «Произнеси их еще раз, и я — твой раб».

Есть вещи, великолепие, красоту и ценность которых могут постичь лишь специалисты. Например, алмаз. До огранки кому-то он покажется обычным природным ископаемым, а профессионал заметит в нем ценный камень и найдет способ превратить его в сверкающую драгоценность. Причем только знаток сможет определить степень его ценности. Также и слова «Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-рух». Авраам, прочувствовав их красоту и великолепие, не мог насытить свой слух и каждый раз просил повторить их снова.

/1/ Таравих (араб.) — множественное число от «тарвиха», что переводится как «отдых». Молитва называется так потому, что после каждых ее четырех ракяатов молящиеся сидя отдыхают, восхваляя Господа или слушая назидания имама. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 127.
/2/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, ан-Насаи и Абу Дауда. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 536, хадис № 8901, «сахих».
/3/ Прострация — состояние предельной истощенности, расслабленности, неориентации во времени; упадок сил, сопровождаемый безразличным отношением к окружающему. См.: Новейший словарь иностранных слов и выражений. Минск: Современный литератор, 2007. С. 664.
/4/ Хадис от Абу Зарра, а также от ‘Аиши; св. х. Муслима, аль-Бухари, ат-Тирмизи и др. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1059; он же. В 8 т. Т. 2. С. 43; аш-Шавкяни М. Нэйл аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 54, 55.
/5/ См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 314, 315, хадис № 2010; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 57, хадис № 946.
/6/ Пророк Мухаммад говорил: «Для вас обязателен мой путь [Сунна] и путь праведных халифов». ‘Умар был одним из них — вторым праведным халифом.
/7/ Совершение в «Таравихе» двадцати ракяатов поддержали богословы ханафитского мазхаба. Богословы шафиитского мазхаба считают достаточным восемь ракяатов, что также соответствует Сунне. См., например: Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Каир: аль-Хадис, 1993. С. 114; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 57, 58.
/8/ См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1060, 1075, 1089.
/9/ Там же. С. 1091.

Таравих Намаз

«Таравих» (мн.ч.) от слова «тарвиха» (араб.) означает духовное наслаждение, отдых. Молитва называется так потому, что между ракатами молящиеся отдыхают, делая небольшие перерывы и восхваляя Аллаха. Возможная формула восхваления: «Субхаана зиль-мульки валь-малякуут. Субхаана зиль-‘иззати валь-‘азамати валь-кудрати валь-кибрияяи валь-джабаруут. Субхааналь-маликиль хаййиль-ллязии ляя ямуут. Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-руух (3 раза). Ляя иляяхэ илля ллааху настагфируллаах, нас элюкяль-джанната ва на‘уузубикя минан-наар» . Эта молитва является сунной (сунна муаккада) для мужчин и женщин, которая совершается каждый день в течение месяца Рамадан. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в 23-ю, 25-ю, и 27-ю ночи месяца Рамадана совершал молитву-таравих вместе со своими сподвижниками в мечети. Поэтому совершение этой молитвы в мечети вместе с другими верующими является сунной, т. е. желательным религиозным актом. Он не делал этого ежедневно из-за нежелания того, что она может стать обязательной (фард). Время молитвы наступает после совершения ночной молитвы (Иша) и длится до времени утренней молитвы. Обычно совершают восемь ракатов: четыре намаза по два раката. По окончании намаза-таравих, совершают три раката намаза-витр. Таравих-намаз желательно совершать по два раката и делать небольшие перерывы после каждых четырех ракатов. Непрочитанный вовремя таравих-намаз не восполняется. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто выстаивает молитву в месяц Рамадан с верой и ожиданием вознаграждения от Аллаха, тому будут прощены прошлые грехи» (хадис от Абу Хурайры). В случае опоздания на Таравих необходимо действовать следующим образом:

1) Исполнить вначале ночную молитву (´иша намаз).2) Затем совершить вторую сунну ночной молитвы.3) Затем выразить намерение и присоединиться к джамаату для исполнения таравих с того момента, с которого это возможно.4) После окончания джамаатом всей молитвы и совершения заключительного приветствия имамом встать и восполнить пропущенные ракяаты самостоятельно.5) После этого исполнить молитву витр самостоятельно. Но тот, кто успеет к совместному исполнению витра, читает эту молитву вместе с джамаатом.
Али бин Абу Талиб передает: Однажды я спросил у Пророка (мир ему) о достоинстве молитвы Таравих. Пророк (мир ему) ответил:
Кто исполнит молитву Таравих в 1-ю ночь , тому Аллах простит его грехи.

Если исполнит и во 2-ю ночь , то АЛЛАХ простит грехи ему и его родителям, если они мусульмане.

Если и в 3-ю ночь - призовет ангел под Аршем: “Поистине Аллах, Свят Он и Велик, простил твои ранее совершенные грехи”.

Если и в 4-ю ночь - ему будет награда, равная вознаграждению человека, который прочитал Таврат, Инжиль, Забур, Куран.

Если и в 5-ю ночь - Аллах воздаст ему награду, равную совершению молитвы в Масжидуль Хараме в Мекке, в Масжидуль Набави в Медине и в Масжидуль Акъса в Иерусалиме.

Если и в 6-ю ночь - Аллах воздаст ему награду, равную совершению Тавафа в Байтуль Маъмуре. (Над Каабой на небесах находится невидимый дом из нура, где постоянно совершают таваф ангелы). И каждый камешек Байтуль Маъмура и даже глина попросит у Аллаха о прощении грехов этого человека.

Если и в 7-ю ночь - он достигает степени Пророка Мусы и его сторонников, выступивших против Фир’авна и Гьамана.

Если и в 8-ю ночь - Всемогущий воздаст ему степень Пророка Ибрахима.

Если и в 9-ю ночь - он будет равен человеку поклоняющемуся Аллаху, как близкие Ему рабы.

Если и в 10-ю ночь - Аллах дает ему баракат в пропитании.

Кто совершит молитву и в 11-ю ночь - покинет этот мир, как ребенок покидает утробу матери.

Если и в 12-ю ночь совершит - в Судный день этот человек придет с сияющим, как солнце, лицом.

Если и в 13-ю ночь - этот человек будет находиться в безопасности от всех бед.

Если и в 14-ю ночь - ангелы будут свидетельствовать, что этот человек совершил молитвы Таравих и Аллах в Судный день воздаст ему.

Если и в 15-ю ночь - этого человека будут восхвалять ангелы, в том числе носители Арша и аль-Курси.

Если и в 16-ю ночь - Аллах освободит этого человека от Ада и подарит ему Рай.

Если и в 17-ю ночь - Аллах воздаст ему большую степень перед Собой.

Если и в 18-ю ночь - Аллах воззовет: “О, Раб Аллаха! Я доволен тобой и твоими родителями”.

Если и в 19-ю ночь - Аллах поднимет его степень до Рая Фирдаус.

Если и в 20-ю ночь - Аллах воздаст ему награду Шахидов и праведников.

Если и в 21-ю ночь - возведет Аллах ему в Раю дом из Нура (сияния).

Если и в 22-ю ночь - этот человек будет в безопасности от печали и тревог.

Если и в 2З-ю ночь - Аллах возведет ему город в Раю.

Если и в 24-ю ночь - 24 молитвы этого человека будут приняты.

Если и в 25-ю ночь - Аллах освободит его от могильных мук.

Если и в 26-ю ночь - Аллах возвысит его степень в 40 раз.

Если и в 27-ю ночь - пройдет этот человек через мост Сират молниеносно.

Если и в 28-ю ночь - Аллах возвысит ему 1000 степеней в Раю.

Если и в 29-ю ночь - Аллах воздаст ему степень 1000 принятых хаджей.

Если и в 30-ю ночь - Аллах скажет: “О, Мой раб! Вкуси плоды Рая, испей из райской реки Каусар. Я - твой Создатель, ты - Мой раб”.

Молитва «Таравих

Данная молитва является обязательной сунной (сунна муаккяда) как для мужчин, так и для женщин. Пророк сказал: «Кто выстаивает молитву в месяц Рамадан с верой [в ее значимость] и ожиданием вознаграждения [за нее только от Господа], тому будут прощены предшествовавшие грехи» /2/ .

Время выполнения молитвы «Таравих» наступает после совершения ночной молитвы (‘Иша’) и длится до появления зари. Эта молитва совершается каждый день в течение всего месяца Рамадан (месяца обязательного поста). Намаз «Витр» в эти дни выполняется после молитвы «Таравих».

Наилучшим является совершение этой молитвы совместно с другими верующими (джама‘атом) в мечети, хотя допустимо ее совершение и индивидуально. Сегодня, в условиях определенной прострации /3/ , духовной пустоты и отсутствия позитивного общения, посещение коллективных молитв, а тем более таких, как «Таравих», способствует появлению в человеке чувства общности, единения. Мечеть — это место, где люди опосредованно общаются, совместно совершая молитвы, восхваляя Всевышнего, читая Коран вне зависимости от социальных, интеллектуальных или национальных различий.

«Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) в 23, 25 и 27-ю ночи месяца Рамадан совершал эту молитву совместно со своими сподвижниками в мечети. Он не делал этого ежедневно, чтобы люди не восприняли данную молитву как обязательную; чтобы она не перешла в ранг обязательных (фараид). Вместе с ними он читал восемь ракяатов, остальные ракяаты они дочитывали дома» /4/ .

О том, что Пророк и его сподвижники читали в «Таравихе» до двадцати ракяатов, стало ясно из действий второго праведного халифа ‘Умара. Он канонически закрепил в этой молитве двадцать ракяатов. ‘Абдурахман ибн ‘Абдуль-Кари передал: «Я вошел вместе с ‘Умаром в мечеть в месяц Рамадан. В мечети мы увидели, что все читают отдельно, маленькими группами. ‘Умар воскликнул: «Было бы очень хорошо сделать их единым джама‘атом!» Именно так он и поступил, поставив имамом ‘Убейю ибн Кя‘ба» /5/ . Имам Малик дополняет: «Во времена ‘Умара читали двадцать ракяатов молитвы «Таравих».

С того момента двадцать ракяатов утвердились в качестве сунны /6/ . В то же время есть упоминание и о восьми ракяатах» /7/ . Однако ритуал «Таравиха», состоящий из двадцати ракяатов, был окончательно утвержден халифом ‘Умаром с согласия сподвижников Пророка, что было признано значительной частью богословов более позднего периода /8/ .

Совершается молитва «Таравих» после двух ракяатов сунны ночной молитвы (‘Иша). Желательным является выполнение ее по два ракяата, порядок совершения которых соответствует обычным двум ракяатам сунны. Время данной молитвы завершается с наступлением зари, то есть с началом времени утренней молитвы (Фаджр). Если человек не смог совершить молитву «Таравих» до истечения ее срока, то восполнять ее не нужно /9/ .

По примеру сподвижников Пророка, после каждых четырех ракяатов желательно делать небольшой перерыв, в течение которого рекомендуется восхвалять и поминать Всевышнего, слушать короткую проповедь или предаваться размышлениям о Боге.

Одной из формул восхваления Всевышнего может быть следующая:

«Субхаана зиль-мульки валь-малякуут.

Субхаана зиль-‘иззати валь-‘азамати валь-кудрати валь-кибрияяи валь-джабаруут.
Субхааналь-маликиль-хайиль-лязии ляя ямуут.
Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-руух.
Ляя иляяхэ илля ллааху настагфируллаа, нас’элюкяль-джанната ва на‘уузу бикя минан-наар...»

«Свят и Идеален Тот, Кто обладает земным и небесным владычеством. Свят Тот, Кому присуще могущество, величие, безграничная сила, власть над всем и бесконечная мощь. Свят Тот, Кто является Властелином всего, Кто вечен. Его никогда не постигнет смерть.

Он — восхваляем и свят. Он — Господь ангелов и святого Духа (ангела Джабраила — Гавриила).

Нет бога, кроме Единого и Единственного Творца. О Всевышний, прости нас и помилуй! У Тебя мы просим Рая и к Тебе прибегаем, моля об удалении от Ада...»

(Он — восхваляем и свят. Он — Господь ангелов и святого Духа (ангела Джабраила — Гавриила)... В некоторых риваятах упоминается, что ангел Джабраил (Гавриил) обратился к Аллаху с вопросом: «О Всевышний! Почему пророк Ибрахим (Авраам) столь выделен, что считается «халилюл-лах», Твоим другом?»

В ответ Господь направил его к Аврааму со словами: «Поприветствуй его и произнеси «Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-рух» . Как известно, пророк Авраам был очень богат. Только количество собак, охранявших его стада, исчислялось тысячами. Но он был богат как материально, так и духовно. Так вот, когда Джабраил (Гавриил) предстал перед Авраамом в облике человека и, поприветствовав, произнес эти слова, Авраам, прочувствовав их Божественную сладость, воскликнул: «Произнеси их еще раз, и половина моего богатства — твоя!» Ангел Джабраил (Гавриил) произнес их еще раз.

Тогда Авраам вновь попросил повторить, сказав: «Произнеси их еще раз, и все мое богатство — твое!» Джабраил (Гавриил) повторил в третий раз, тогда Авраам сказал: «Произнеси их еще раз, и я — твой раб».

Есть вещи, великолепие, красоту и ценность которых могут постичь лишь специалисты. Например, алмаз. До огранки кому-то он покажется обычным природным ископаемым, а профессионал заметит в нем ценный камень и найдет способ превратить его в сверкающую драгоценность. Причем только знаток сможет определить степень его ценности. Также и слова «Суббуухун куддуусун раббуль-маляяикяти вар-рух» . Авраам, прочувствовав их красоту и великолепие, не мог насытить свой слух и каждый раз просил повторить их снова.

/1/ Таравих (араб.) — множественное число от «тарвиха», что переводится как «отдых». Молитва называется так потому, что после каждых ее четырех ракяатов молящиеся сидя отдыхают, восхваляя Господа или слушая назидания имама. См.: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 127.
/2/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, ан-Насаи и Абу Дауда. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 536, хадис № 8901, «сахих».
/3/ Прострация — состояние предельной истощенности, расслабленности, неориентации во времени; упадок сил, сопровождаемый безразличным отношением к окружающему. См.: Новейший словарь иностранных слов и выражений. Минск: Современный литератор, 2007. С. 664.
/4/ Хадис от Абу Зарра, а также от ‘Аиши; св. х. Муслима, аль-Бухари, ат-Тирмизи и др. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1059; он же. В 8 т. Т. 2. С. 43; аш-Шавкяни М. Нэйл аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 54, 55.
/5/ См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 314, 315, хадис № 2010; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 57, хадис № 946.
/6/ Пророк Мухаммад говорил: «Для вас обязателен мой путь [Сунна] и путь праведных халифов». ‘Умар был одним из них — вторым праведным халифом.
/7/ Совершение в «Таравихе» двадцати ракяатов поддержали богословы ханафитского мазхаба. Богословы шафиитского мазхаба считают достаточным восемь ракяатов, что также соответствует Сунне. См., например: Имам Малик. Аль-муватто [Общедоступный]. Каир: аль-Хадис, 1993. С. 114; аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 57, 58.
/8/ См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1060, 1075, 1089.
/9/ Там же. С. 1091.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: