Проект «Перелётные птицы» в старшей группе. Открытое занятие на тему: «Водоплавающие птицы» старшая группа план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему Перелетные птицы в детском саду старшая группа

«Перелётные птицы»(старшая группа).

Цель : Закрепить знания детей о перелётных птицах.

коррекционно -образовательные:

Активизация и пополнение словаря по теме «Перелётные птицы»;

Развитие навыка словообразования;

Совершенствование грамматического строя речи; - упражнение в построении грамматически правильно построенных предложений;

Обучение составлению описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану.

коррекционно -развивающие

Развитие внимания, памяти, мышления (игра «Угадай-ка»);

Развитие общей и мелкой моторики (физ. минутка); .

коррекционно- воспитательные

Воспитывать бережное отношение к природе и желание защищать её и всё живое; - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; - воспитывать терпение, усидчивость, умение слушать и доброжелательно оценивать рассказы товарищей .

Ход занятия.

I.Организационный момент:

Подготовили пальчики для массажа

Солнышко проснулось, лобика коснулось,

Носика коснулось, к щечкам прикоснулось.

Лучиками повело и погладило, и погладило.

Наши ручки потянулось, наши губки улыбнулись.

II. Основная часть. Знакомство с темой :

Из далёких жарких стран Гости к нам весной спешат. Кто это?.. птицы, перелётные птицы.

Проверим, хорошо ли вы знаете перелётных птиц? Я называю птиц и, если она перелётная, вы, как птицы, взмахиваете руками. Если нет – стоите спокойно. Внимание! Аисты, грачи, ласточки, вороны, соловьи, совы….

А теперь загадка: Без рук без топора построена изба….. Что это?

Где птицы вьют свои гнезда?

Ответы – птицы вьют гнезда на деревьях (на кустах, в траве, в дуплах, в скворечниках).

Загадки

1Кто эта птица? Гнезда не строит никогда. Яйцо соседям оставляет.

И птенчика не навещает. Кукушка 2. Это старый наш знакомый. Он живет на крыше дома – Длинношеий, длинноклювый, Длинноносый, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту. Аист.

3.Всех перелётных птиц черней Он чистит пашню от червей. Грач.

4. Под крышей я леплю гнездо Из комочков глины.Для птенцов стелю на дно Мягкую перину. Ласточка.

5. На шесте дворец. Во дворце – певец. Скворец.

3.Игра с мячом «Кто у кого»

У грача – грачата, у галки – галчата, у журавля – журавлята, у соловья-соловьята, у стрижа – стрижата, у скворца – скворчата.

4.Упражнение «Закончи предложение

Весной птицы строят гнезда, потому что… (дети повторяют фразу и договаривают ее до конца) они выводят в них птенцов.

Первыми улетают на юг ласточки, потому что…..они питаются насекомыми.

Последними улетают осенью лебеди, гуси, утки, потому что…..водоемы долго не замерзают и дают им пищу.

Все люди любят слушать соловья, потому что…..он замечательно поёт.

Гусеницы не могут уничтожить урожай, потому что…..птицы их уничтожают. - Птиц нужно любить и охранять, потому что…..они приносят большую пользу (украшают природу, замечательно поют и т.д.)

5.Физминутка

6.Составление описательного рассказа

А вот и схема, которая поможет ваш рассказ сделать подробным и интересным. (Упражнение в составлении описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану)

Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.

Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.

Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми .

Рефлексия

Что вам понравилось на нашем занятии? Что запомнилось?

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе «Перелетные птицы»

Цель : продолжать развивать и закреплять знания о перелетных птицах родного края.
Задачи .
Обучающие .
Дать знания о перелетных птицах (скворец, грач, кукушка): внешний вид, питание, место обитания. Познакомить с новой птицей – трясогузкой. Учить отгадывать птиц по голосу.
Развивающие .
Закрепить знание о видах птиц(зимующие, перелётные). Развивать связную речь, умение образовывать однокоренные слова (грач-грачонок, скворец- скворчонок, кукушка-кукушонок)
Воспитательные
Воспитывать любовь к природе родного края.
Оборудование: фонограмма с голосами птиц, дерево, зимующие птицы, картинки грача, скворца, кукушки, трясогузки, разрезные картинки, мяч, картинки раскраски, карандаши
Методы и приемы: игровая ситуация, отгадывание загадок, беседа, рассказы воспитателя и детей, дидактическая игра «Собери картинку», прослушивание звукозаписи с голосами птиц, подвижная игра «Перелетные, зимующие», словесная игра «Назови птенца», раскрашивание картинок, подведение итогов.
Ход .
Воспитатель:
- Ребята, что вы слышите?(пение птиц)
- Почему птицы так радуются? (потому что пришла весна).
- Сегодня мы с вами поговорим о птицах.
- Посмотрите, все птицы собрались на дереве. Назовите их (дятел, воробей, синица, снегирь, клест, сорока).
- Как одним словом назвать этих птиц? (зимующие)
- А вот еще одна птица прилетела. Что это за птица? (скворец)
- Чем она отличается от птиц на дереве? (она перелетная)
- Скворец принес нам письмо. Давайте его прочитаем.
«Дорогие ребята, пишут вам перелетные птицы. Мы не сможем к вам прилететь, так как нас заколдовал злой волшебник. Помогите нам, расколдуйте нас. Выполните задания волшебника и злые чары исчезнут. И тогда мы сможем к вам вернуться. Перелетные птицы»
- Ребята, поможем перелетным птицам?
- Волшебник спрятал конверты с заданиями в нашей группе. Давайте найдем конверт с первым заданием.(Дети находят конверт с цифрой 1)
- Мы с вами должны отгадать загадки про перелетных птиц.
- Первая загадка: «Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей»
(грач)
- Опишите грача, какой он? Где живет? Чем питается? Когда прилетает?
- Вторая загадка: «Нам часто слышится в леску между ветвей: - Ку-ку! Ку-ку! Какая пёстренькая птичка в чужом гнезде снесла яичко?» (кукушка)
- Расскажите, что вы знаете о кукушке (дети рассказывают, воспитатель дополняет)
Третья загадка «Прилетели певцы – молодой весны гонцы. Они в скворечнике живут, песни звонкие поют» (скворцы)
Рассказ ребенка о скворце «Скворец – перелетная птица. Он весь черный, клюв у него острый, грудка в белую блестящую крапинку, короткий хвост. Скворцы не вьют гнезд, а селятся в дупле дерева или в домиках – скворечниках. Питаются червяками, гусеницами, жуками.»
- С первым заданием справились. Найдите конверт с цифрой 2.
Второе задание - собрать картинку из частей. (Дети собирают разрезную картинку и называют птицу, изображенную на ней)
Воспитатель:
- Трясогузка небольшая птица, ростом с воробья, но очень стройная.
- Какие перышки у этой птички? (Оперение светлое, белых и серых тонов, на горле и груди большое черное пятно, а на темени черная шапочка, белый лоб и щеки)
- Какие ноги? (длинные)
- Трясогузка быстро ходит, ловко и быстро бегает по земле, беспрестанно потряхивая хвостиком. Спокойно она сидит только тогда, когда поёт свою весёлую песенку цины-цури. Давайте споем песенку трясогузки.
- Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Трясогузку чаще всего её можно встретить около воды и жилища человека.
- Поиграем с трясогузкой
Птичка трясогузка весело живёт(хлопать руками по бокам)
Головой мотает (повороты головы в стороны)
Хвостиком трясёт. (полуприсед)
Крылышки расправит, в небо упорхнёт, (руки в стороны)
Мошку в клюв поймает (соединить ладони вместе)
И к Птенцам нырнёт. (подняться на носочки)
- Найдем конверт с третьим заданием (дети находят конверт в группе)
- Вам необходимо отгадать птиц по голосу (воспитатель включает звукозапись, дети отгадывают птиц: кукушка, скворец, грач)
Физкультминутка
Проводится подвижная игра «Перелетные и зимующие птицы»
- Пора найти следующее задание волшебника. Четвертое задание – назвать птенцов перелетных птиц.
- Когда у птиц появляются птенцы? (весной) Я называю вам взрослую птицу, вы должны назвать её птенца.
У грача – грачонок, у скворца – скворчонок, у кукушки – кукушонок, у утки – утенок, у гуся – гусенок, у аиста – аистенок, у журавля- журавленок
(Игра проводится с мячом)
- Ребята, а как вы думаете, почему перелетные птицы из теплых стран возвращаются обратно? (У птиц здесь родина. Они здесь вылупились, научились летать, добывать пищу. Обратно птиц зовет любовь к родине)
- Мы с вами выполнили все задания злого волшебника. Где же птицы? Посмотрите, здесь ещё один конверт. Что же там? (Воспитатель открывает конверт, там нарисованные нераскрашенные птицы)
- Птиц мы расколдовали. Вот они. Но не понятно, где какая. Давайте их раскрасим. (Дети раскрашивают птиц и садят на дерево.)
Итог занятия.
С какими птицами познакомились? Что нового узнали?

Елена Двуреченская
«Перелетные птицы» - занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

«Перелетные птицы » . Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе .

Программное содержание :

1. Расширить представление детей о перелетных птицах , их образе жизни и внешнем виде.

2. Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.

3. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.

4. Упражнять детей в ориентировке в пространстве и на листе бумаги в клетку. Закреплять гигиенические правила письма.

5. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.

6. Доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение.

Предварительная работа

Беседа о птицах ; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов, сказок, загадок о птицах ; пальчиковые игры; подвижные игры : «Птицелов » , «Птицы , гнезда, птенцы» ; дидактические игры : «Чье гнездо» , «Кто лишний» , «Поймай и назови» , «Право – лево» ; моделирование; знакомство с пальчиковой азбукой.

Материал к занятию

Звуковое письмо, картинки с изображением перелетных птиц и их силуэты , дерево с гнездом и скворечником, домик с гнездами на крыше и под крышей, елки, озеро, обручи, мяч, медали «Друг птиц » .

Ход занятия

Организационный момент. Воспитатель : Ребята, встанем дружно вместе в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Вы готовы заниматься?

Дети : Все готовы заниматься.

Будем очень мы стараться !

Садятся на стульчики

Каждый день всегда, везде, на занятиях , в игре,

смело, четко говорим, и тихонечко сидим.

Солнышко проснулось. Тепло на улице стало. К нам пришла весна.

Назовите приметы весны. (Игра с мячом)

Приметы называете, начиная своё предложение со слова весной…

Если снег повсюду тает

День становится длинней,

Если все зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна ,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла весна. Е. Карганова

Воспитатель : Ребята, сегодня мы отправимся в удивительное путешествие. Мы совершим прогулку в лес, но в лес не настоящий, а вот в этот, что расположился в нашем зале. Скоро лето, вы с родителями пойдёте в лес за грибами, за ягодой, но прежде, чем войти в лес, давайте вспомним «лесные правила» , как нужно вести себя в природе. (Дети называют «лесные правила» по рисункам).

Не рви и не топчи полевые цветы.

Не лови диких животных и не уноси их домой.

Не разоряй птичьи гнёзда.

Не ломай ветки деревьев и кустарников .

Не лови бабочек и других насекомых.

Не убивай лягушек и жаб.

Не разводи костёр.

Под запись пения птиц дети заходят в «лес» .

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все - и я, и ты,

Если мы сорвём цветы -

Опустеют все поляны

И не будет красоты! (крик вороны)

Ребята, нам пришло звуковое письмо. Послушайте, пожалуйста, его.

«Карр-карр! Беда-беда! Птицы не вернулись с юга . Злая ведьма их заколдовала. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы, для птичек не найти. Ребята, помогите, пожалуйста, расколдуйте птиц

От кого пришло письмо? Особа всем известная, она крикунья местная (ворона) . Поможем расколдовать птиц ? Я думаю, что наши знания и умения нам помогут.

Беседа «Перелетные птицы »

Весной прилетают птицы

Как называются эти птицы ? (Перелетные ) .

Почему их так назвали? (Потому, что они совершают перелеты – осенью улетают в теплые края, а весной снова возвращаются домой).

Каких перелетных птиц вы знаете ? (Грач, скворец, ласточка, соловей. При ответе дети могут смотреть на картинки).

Почему птицы улетают осенью ?

Чтобы понять это, давайте вспомним, что служит им кормом. Правильно, все эти птицы питаются насекомыми .

Но осенью насекомые исчезают. Птицы лишаются основного корма, поэтому и вынуждают улетать в теплые края.

Значит, что страшнее птицам зимой - холод или голод? конечно же, голод. Ведь зимующие птицы , которые живут у нас постоянно - воробьи, вороны, сороки, синицы - переносят зимние холода .

А почему они не улетают? Чем питаются эти птицы ? Они всеядны : могут и насекомых клевать, но основная их пища - семена растений.

Каких птиц заколдовала ведьма , кто не вернулся с юга? (перелетные )

В какое время года они возвращаются? (весной)

Дидактическая игра.

Воспитатель. Ребята, а здесь еще много птиц . Птицы просят им помочь . Перелетные и зимующие птицы собрались в одну стаю и не знают теперь кому оставаться, а кому нужно улетать. Давайте поможем или разобраться и распределим птиц . Вот ребята два гнезда. В одном гнезде будут жить зимние птицы , а в другом перелетные птицы . Сейчас, я вам раздам птиц , вы внимательно посмотрите на них и посадите каждую птицу в нужное гнездо , и каждый останется возле своего гнезда. Теперь дети, которые помогли зимним птицам , будут играть на коврике, а дети, у которых были перелетные птицы , помогут птицам собраться в большую стаю. В стаю они слетелись, а вот,где их гнезда они не знают.

Пришло время расколдовать наших птиц , надо им помочь найти свое гнездо.

Работа с таблицами

В.: Расскажите, какие птицы здесь спрятались , если вы все правильно рассскажите о них, то услышите,как они поют. На таблицах схематичное изображение (голова птицы ; особенность строения : хвост, клюв, ноги; цвета оперения ; чем питается; где живет; зимующая или перелетная ).

Например :

«Грач – большая черная птица с мощным белым клювом. Хвост короткий, похож на лопатку, питается толстыми мохнатыми гусеницами. Строит гнездо из веток высоко на деревьях. Грач – перелетная птица

«Ласточка – небольшая птичка. Спина – черная, а грудка розовая с белым. Клюв очень маленький, а хвост длинный, раздвоенный. Ласточки ловят на лету мошек, комаров. Строят свои гнезда из глины и травы под карнизами и крышами домов. Ласточка – перелетная птица

«Скворец – птица среднего размера с перьями черного цвета с фиолетовым оттенком. Клюв маленький, острый. Питается червяками, гусеницами. Гнездится или в старых дуплах , или в скворечниках. Скворец – перелетная птица

«Жаворонок – маленькая птичка с тонкими высокими ножками. Оперение коричневое , желтое. Благодаря ему птица незаметна среди клочков прошлогодней травы. Гнездом служит обычная ямка в земле среди травы. Питается мелкими насекомыми. Жаворонок – перелетная птица

«Аист – крупная птица с большим красным клювом и длинными ногами. Окраска бело-черная. Питается мелкими грызунами. Гнездо строит на крыше, на вершине высокого дерева возле человеческого жилья. Аист – перелетная птица

«Дикая утка – большая водоплавающая птица . Клюв у утки широкий, как гребенка, а лапки с перепонками . Оперение пестрое , у селезня ярче. Пищу ищет в воде и прибрежной тине. Гнездо строит возле воды. Утка – перелетная птица

Дети составляют два-три рассказа. Другие называют птицу и отвечают на вопросы воспитателя :

Беседа о птицах

Почему аиста называют длинноногим? (у него длинные ноги)

Чем он питается? (мелкими грызунами)

Для чего нужны утке перепонки на ногах ? (утка – водоплавающая птица )

Где откладывает яйца жаворонок? (в ямке, в земле, среди травы)

Дети берут силуэт с изображением отгаданной птицы . Подходят к дереву, домику, ищут гнездо для своей птице и цепляют ее с помощью прищепок.

А для чего птице нужно гнездо ? Правильно, откладывать яйца, из которых вылупятся птенцы.

В.: Ребята, мы с вами птиц расколдовали ? В гнезда посадили? А кого же не хватает в гнездах?

Звучит музыка. Появляется ученая птица , машет крыльями, в руке – портфель.

П.: Здравствуйте дети! Я слышал о вашей проблеме и могу вам помочь.

В.: Кто Вы такой?

П.: Я профессор птичьих наук. Воспитываю детенышей птиц в птичьей школе . Кстати, а вы знаете как называют детенышей птиц ?

Д.: Птенцами.

П.: Правильно, я их называю желторотыми птенцами. А почему?

Д.: Когда птенцы рождаются – у них желтые клювики.

П.: Кстати, когда рождаются птенцы? Правильно, весной.

Когда я узнал, что вы говорите о перелетных птицах и что злая колдунья их заколдовала, тогда я поспешил к вам. на помощь. Если вы выполните мои задания, то птицы вам споют весеннюю песенку.

Вы согласны пройти такое испытание?

С наступлением весны птицы возвращаются к себе на родину. Откуда? С юга. У меня есть карта, где нарисован путь, по которому летят птицы . Опишите этот путь.

Д.: Сначала птицы летели прямо , потом повернули направо, налево, еще раз направо и прилетели на родину.

П.: Молодцы ребята! А сейчас покажите этот путь на листе бумаги.

Работа с раздаточным материалом

Раздает листы для выполнения упражнения. В процессе выполнения упражнения подходит к каждому ребенку, проверяет. правильно ли он выполнил задание, хвалит за аккуратность и т. д.

П.: Таким образом, птицы вернулись к себе на родину. И вот они здесь, с нами.

Работа с картинкой «Дерево»

Какие птицы поселились на дереве? (на дереве поселились грач и скворец)

Какая из птиц сидит на дереве высоко? (высоко на дереве сидит грач)

Какая из птиц сидит на дереве внизу (внизу на дереве сидит скворец)

Что находится справа от дерева? (справа от дерева находится озеро)

Что расположено слева от дерева? (слева от дерева расположен домик)

Что мы видим сзади дерева? (сзади дерева мы видим елку)

Что находится перед деревом ? (перед деревом в траве – гнездо жаворонка)

Где расположено гнездо аиста? (гнездо аиста расположено на крыше домика)

Где находится гнездо ласточки? (гнездо ласточки находится под крышей домика)

П.: А сейчас я превращу вас в птиц и поиграю с вами .

Игра «Птицы , гнезда, птенцы»

Цель игры : уметь быть внимательным к командам воспитателя, быстро действовать в соответствии с командой, ориентироваться в пространстве, уметь подражать голосам птиц .

Атрибуты к игре : наголовники птиц , обручи по количеству детей.

По команде «Птицы » дети передвигаются на носочках под музыку, взмахивая руками.

По команде «Гнезда» - собираются в круг, взявшись за руки.

По команде «Птенцы» - находят свой обруч, присаживаются и по просьбе воспитателя подражают голосу нужной птицы . (Кукушка : ку-ку, утка : кря-кря, грач : крак-крак, ласточка : фьють-фьють, журавль : курлы-курлы, гусь : га-га.)

В.: Много радостей получают птицы , когда возвращаются к себе на родину и селятся в своих жилищах. Но прошлогодние домики к прилету птиц нужно проверять и чинить. Например, в скворечниках могут оставаться гнезда ос, шмелей. Еще их может не хватить всем птицам .

Давайте построим новые скворечники. Прилетят скворцы на новоселье, выведут птенцов и улетят в лес.

Перед работой разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика. Скворечник

Из скворечника торчат Соединяем большой палец с указательным

Клювы маленьких скворчат. Соединяем большой палец со среднем

Клювик раз, Соединяем большой палец с безымянным

клювик два, Соединяем большой палец с мизинцем

Лапки, лапки, Сжимают и разжимают кулачки

голова. Рисуют в воздухе руками круг

В.: Построим скворечник. Скажите, из каких геометрических фигур составлен скворечник. Какую фигуру берем сначала? Приступайте к работе. Будьте внимательны!

В.: Прикрепите свои скворечники к дереву (прищепками) . Теперь скворечников хватит всем. Слышится пение птиц . Ура! У нас все получилось! Вы прошли мое испытание. Сняты злые чары колдуньи. Птицы запели .

Беседа «Птицы и люди »

Какую пользу человеку приносят птицы ? (птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением)

Как надо относиться к птицам ? (птиц надо беречь , помогать им, не ломать гнезда, не обижать)

В.: Вы молодцы! Справились со всеми моими заданиями. Заслуживаете награды. Прочитайте слово, написанное с помощью азбуки, узнаете про награду.

Правильно, вы награждаетесь медалями «Друг птиц » . Любите природу, берегите природу, заботьтесь о природе. Мне пора прощаться с вами.

Воспитатель : Вот и закончилась наша прогулка в лес. Много нового и интересного мы с вами узнали и вспомнили. А теперь можно отправляться домой.

Ребята! Посмотрите, что это?

Забывчивый охотник на поляне

Не разметал, не закопал костра.

Он в лес ушёл, а ветки догорали,

И нехотя чадили до утра.

Ребята, давайте потушим костёр. (Дети тушат импровизированный костёр водой.)

А как в лесу ещё можно потушить огонь? (Закидать пламя землёй.)

А что может случиться, если костёр не потушить? (Погибнет лес, животные, птицы )

Ребята, а что в сегодняшней работе вам показалось самым трудным?

Что было самым интересным?

Воспитатель : Встали. Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись.

Руку правую подали, руку левую пожали и сказали - «Молодец» .

Конспект занятия «Перелётные птицы» (старшая группа).

Цель : Закрепить знания детей о перелётных птицах. Задачи. Образовательные: - активизация и пополнение словаря по теме «Перелётные птицы»; - развитие навыка словообразования; - совершенствование грамматического строя речи; - упражнение в построении грамматически правильно построенных предложений; - обучение составлению описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану. Коррекционные : - развитие внимания, памяти, мышления (игра «Угадай-ка»); - развитие общей и мелкой моторики (физ. минутка); - автоматизация поставленных звуков – контроль и самоконтроль за звукопроизношением. Воспитательные: - воспитывать бережное отношение к природе и желание защищать её и всё живое; - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; - воспитывать терпение, усидчивость, умение слушать и доброжелательно оценивать рассказы товарищей. Методы работы : игровые, наглядные, словесные, практические. Приемы : загадки, наводящие и подсказывающие вопросы, реплики, напоминания, речевой образец, оценка участия детей в занятии – сюрпризный момент. Оборудование : силуэтные картинки с изображением перелётных птиц, план-схема для составления описательного рассказа, магнитная доска и силуэтные картинки для упражнения «Кто – где живет». Предварительная работа: - беседа о перелетных птицах; - чтение стихов о перелётных птицах; - наблюдение за птицами во время прогулок; - разучивание пальчиковых игр и физ. минуток по соответствующей теме; - подбор оборудования, необходимого для занятия.

Ход занятия.

I.Организационный момент: (создание положительного эмоционального настроя, развитие эмпатии, общей моторики, активизация словаря по теме «Перелётные птицы», упражнение в образовании относительных прилагательных, развитие внимания). Л-д : Из далёких жарких стран Гости к нам весной спешат. Кто это?.... (ответы детей) птицы, перелётные птицы. Л-д : Проверим, хорошо ли вы знаете перелётных птиц? Я называю птиц и, если она перелётная, вы, как птицы, взмахиваете руками. Если нет – стоите спокойно. Внимание! Аисты, грачи, ласточки, вороны, соловьи, совы…. Дети поясняют, почему стояли спокойно, когда назывались зимующие птицы. Л-д : А теперь загадка: Без рук без, топора построена изба….. Что это? Ответ - гнездо. - Где птицы вьют свои гнезда? Ответы (полные) – птицы вьют гнезда на деревьях (на кустах, в траве, в дуплах, в скворечниках).

Игра «Где птица свила гнездо?» (на магнитной доске силуэтные картинки совы, скворца, грача, кукушки и силуэтные картинки дерева с гнездом, дупла, скворечника с прорезями, чтобы можно было вставить соответствующую картинку с изображением птицы). Л-д : Покажите и расскажите, где и какая птица свила гнездо? Ответы – Это сова. Совиное гнездо в дупле (ребёнок совмещает соответствующие картинки). Это скворец. Скворцовое гнездо в скворечнике. Это грач. Грачиное гнездо на дереве. Это кукушка. У кукушки нет гнезда.

Ребята! Одна птица здесь лишняя. Ответ – это сова, потому что она зимующая птица.

II. Основная часть. Знакомство с темой : Ребята! Сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он утверждает, что знает всех перелётных птиц. Давайте это проверим. Загадайте Незнайке загадки, которые вы знаете о перелётных птицах. - Загадки (тренировка памяти, внимания, мышления детей - умения выделить описательные признаки перелетной птицы, развитие диалогической речи, совершенствование грамматического строя речи, автоматизация звуков).

    Кто эта птица? Гнезда не строит никогда. Яйцо соседям оставляет И птенчика не навещает.

Незнайка все время ошибается и дети его поправляют. Кукушка.

После каждой загадки дети объясняют: Как догадались о правильном ответе? Что нового узнали о перелетной птице?

2. Это старый наш знакомый. Он живет на крыше дома – Длинношеий, длинноклювый, Длинноносый, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту. Аист.

3.Всех перелётных птиц черней Он чистит пашню от червей. Грач.

4. Под крышей я леплю гнездо Из комочков глины. Для птенцов стелю на дно Мягкую перину. Ласточка.

5. На шесте дворец. Во дворце – певец. Скворец.

Л-д: Дети! Вы видите, что Незнайка не очень хорошо знает перелётных птиц. Давайте поможем ему – расскажем об этих удивительных путешественниках. А вот и схема, которая поможет ваш рассказ сделать подробным и интересным. - Рассказы детей (2 человека - дети по желанию выбирают силуэтную картинку перелётной птицы).

(Упражнение в составлении описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану; развитие монологической речи с использованием развёрнутой, грамматически правильно оформленной фразы; автоматизация поставленных звуков; формирование внимания к высказыванию других людей, доброжелательности, умения дождаться своей очереди для участия в той или иной деятельности).

III. Физ. минутка. (Развитие общей и мелкой моторики, снятие мышечных зажимов, поддержание позитивного эмоционального настроя детей). По ходу физ.минутки дети выполняют соответствующие тексту движения.

Птенчик в гнёздышке проснулся, Встрепенулся. Потянулся. И головкой покивал, И хвостиком повилял. (пальчиковая зарядка) - Широко раскрыл он клювик, Громко, громко запищал: Пи-пи-пи, пи-пи-пи…. Червячка скорей неси. - Мама с папой закружили, Угощение тащили.. (пальчиковая зарядка) - Червячок, блоха и мошка, Кушай, кушай, наша крошка

(одна ладошка широко открыта – «ротик птенца», пальцы другой руки собраны вместе – «клювик мамы, собранные вместе пальцы упираются в открытую ладошку, потом позиция рук меняется – каждое проговариваемое слово ведет к смене рук). - Птенчик сыт, опять он спит. Тс-тс-тс, нам нельзя его будить Дети! Помните, когда птицы выводят и выкармливают своих птенцов рядом с ними надо вести себя очень тихо, чтобы их не испугать. Игра «Птичья семья» (упражнение в словообразовании): Л-д : А теперь предлагаю разбиться на группы по 3 человека. Теперь вы не ребята. Вы семьи пернатых. Придумайте: - Чья вы семья? Кто ты в каждой семье? Логопед помогает дать образец ответа…. Мы семья грачей. Я грачиха (логопед), я грач (ребёнок), я грачонок (ребёнок). (Семьи: аисты, скворцы, утки, лебеди). - Продолжение рассказов детей . Упражнение «Закончи предложение». (Упражнение в составлении сложноподчиненных предложений; тренировать память, внимание, мышление, воображение; воспитывать бережное отношение к природе, ко всем живущим на Земле). Л-д : Незнайке очень понравились все ваши рассказы. Но у него остались еще некоторые вопросы. Поможем ему ответить на них. - Весной птицы строят гнезда, потому что… (дети повторяют фразу и договаривают ее до конца) они выводят в них птенцов. - Первыми улетают на юг ласточки, потому что…..они питаются насекомыми. - Последними улетают осенью лебеди, гуси, утки, потому что…..водоемы долго не замерзают и дают им пищу. - Все люди любят слушать соловья, потому что…..он замечательно поёт. - Гусеницы не могут уничтожить урожай, потому что…..птицы их уничтожают. - Птиц нужно любить и охранять, потому что…..они приносят большую пользу (украшают природу, замечательно поют и т.д.) III . Подведение итогов занятия: Ребята Незнайке очень понравилось у вас на занятии. Он теперь, как и вы, многое знает о перелётных птицах. Что вам понравилось на нашем занятии? Что запомнилось?

Познакомить детей с понятиями: лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».

Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.
Упражнять детей:
- в образовании сложных прилагательных;
- в составлении сложноподчиненных предложений.
Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Воспитатель: Марченкова М.Ф. ГОУ комбинированного вида д /с № 1174 Цели: 1. Познакомить детей с понятиями: лететь «клином», «цепочкой», «стайкой». 2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц. 3. Упражнять детей: - в образовании сложных прилагательных; - в составлении сложноподчиненных предложений. 4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе. Перелетные птицы Старшая группа

Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? -Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? - А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? - Назовите перелетных птиц? Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, Лужи у крыльца, Чахлая рябина Мокнет под окном; Смотрит деревушка Сереньким пятном. Что ты рано в гости, Осень, к нам пришла? Еще просит сердце Света и тепла. А.Плещеев

Соловей немного крупнее воробья. Обитает в светлых лесах, садах и парках, обычно по сырым местам. Питается насекомыми. Песня - набор повторяющихся свистов и щелканий. Каждый элемент песни (колено), число которых может достигать 12, повторяется несколько раз. Крик - низкое “ фюить-трр ”. Кто без нот и без свирели, Лучше всех выводит трели, Голосистей и нежней? Кто же это? (Соловей) Соловей – соловушка, Светлая головушка. Только солнышко взойдёт, Звонко песню пропоёт. Громко заливается. Для друзей старается. Оживает всё кругом. С песней счастье входит в дом.

Кукушки довольно рано отправляются на места своих зимовок в Среднюю и Южную Африку, на юг Аравии и Азиатского материка. К концу августа у нас в средней полосе уже не остается взрослых кукушек. Молодые отлетают позднее старых и встречаются под Москвой до половины сентября. Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда. (кукушка)

Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Трудно представить лес без птиц, без их пения, но ещё труднее без кукушки. Громкое «ку-ку» самца и характерную булькающую трель самки каждый из нас неоднократно слышал.

Это ласточка. Она живет в селе и в городе. Может жить на берегах рек. Эта птица питается насекомыми. На зиму она улетает. Ласточка – перелетная птица. Под крышей я леплю гнездо из комочков глины. Для птенчиков стелю на дно пуховую перину. /Ласточка/

Аист – крупная птица с большим красным клювом и длинными ногами. Окраска бело-черная. Питается мелкими грызунами. Гнездо строит на крыше, на вершине высокого дерева возле человеческого жилья. Аист – перелетная птица. Это старый наш знакомый: Он живет на крыше дома - Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту за лягушками к болоту. /Аист/

Перелет птиц. Одни летят днем (аисты, журавли, хищные птицы, ласточки, стрижи), а другие ночью (мухоловки, славки, трясогузки, а некоторые и летят и идут пешком, например, коростель-дергач. А)Птичий клин - построение перелётных птиц при дальних перелетах. Клиновой строй используют журавли, гуси и многие другие виды птиц для облегчения утомительных дальних перелетов. Б) Прямым фронтом (шеренгой, цепочкой) или же гуськом – летят гуси, утки, чирки. В) Скученной беспорядочной стаей - летят кулики, врановые, мелкие воробьиные, скворцы, дрозды и другие мелкие птицы.

Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии? - О каких новых перелетных птицах вы узнали? - Что интересного мы узнали о кукушке? - Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе.

тема: «Перелетные птицы»

Воспитатель Марченкова М.Ф.

Цели:

1. Познакомить детей с понятиями: лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.
3. Упражнять детей:
- в образовании сложных прилагательных;
- в составлении сложноподчиненных предложений.
4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Оборудование: Иллюстрации перелетных птиц (презентация), аудиозапись голосов и пения птиц.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Ход занятия:

1.Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:

Скучная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льется, Лужи у крыльца,

Чахлая рябина мокнет под окном;

Смотрит деревушка сереньким пятном.

Что ты рано в гости, Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце Света и тепла.

Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/

Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.

А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.

Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.

Отгадайте, пожалуйста, загадки:

1. Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Кто же это? (соловей)

Послушайте как поет соловей. (аудиозапись)

2. Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда. /Кукушка/

Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/.

Отгадайте следующую загадку.

3. Под крышей я леплю гнездо,

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. /Ласточка/ /включается аудиозапись/

4. Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту за лягушками к болоту. /Аист/ /аудиозапись/

Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.

Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.

Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.

У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/

Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.

А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли. Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

Физминутка «Птицы»

/загибаются пальцы обеих рук/ Пой–ка, подпевай-ка, Десять птичек – стайка, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель, Эта птичка – скворушка, Серенькое перышко. Эта – зяблик, Эта – стриж, Эта – развеселый чиж. Ну а эта – злой орлан, Птички, птички, по домам. /руки за спину/

Упражнение «Отгадай и присядь»

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Упражнение «Скажи одним словом»

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом. У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/. У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/. У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/. Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/. У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/. У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/. Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/. Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/. Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др. Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Анализ занятия:

Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

О каких новых перелетных птицах вы узнали?

Что интересного мы узнали о кукушке?

Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы! Самым активным ребятам я даю призы (открытки, календари, книги о птицах.)


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: