Армяно-азербайджанские семьи: вернуть бы былые времена. Почему азербайджанцы не любят армян

«Наши родители в Баку и Ереване никогда не дадут свое благословение».

На редакционную почту сайта Armenia.Az поступило очередное письмо от читателя, представившегося Анаром .

Oxu.Az представляет материал вышеуказанного сайта по поводу поступившего письма:

Мы долго думали над тем, публиковать это письмо или нет – слишком уж откровенным, интимным, но вместе с тем, полным боли и отчаяния оно показалось даже нам, видавшим виды журналистам. Однако, в конце концов, мы все же приняли трудное, но, на наш взгляд, правильное решение. Хотя, мы больше чем уверены, что история, рассказанная Анаром, многим придется не по душе - как в Азербайджане, так и в Армении:

«Здравствуйте, уважаемые журналисты. О существовании в Азербайджане сайта на армянском языке я узнал совсем недавно. Узнал от моей любимой девушки – Риты. Вы, наверное, крайне удивитесь, узнав, что она по национальности – армянка. Да-да, вы не ослышались, моя любимая Рита – армянка. А я – чистокровный азербайджанец. Мои предки родом из Красносельского района Армении. Правда, переехали они в Баку еще в начале 80-х годов, когда на каждой улице в СССР висели плакаты о дружбе народов.

Расскажу немного о себе. Мне 21 год, я студент 4 курса одного из московских технических вузов. Указывать его название я не вижу особого смысла. Не потому, что чего-то боюсь, а просто потому, что не вижу смысла. Я всегда считал себя патриотом своей страны, и не представлял себе жизни вне Азербайджана. Однако, так получилось, что я не смог поступить в Технический университет в Баку, и когда мне предложили сдать документы в московский вуз, я, после долго семейного совета, согласился. К моему удивлению, экзамены в этот университет я сдал без особого труда и был зачислен на первый курс. Кстати, я оказался в нашем потоке единственным азербайджанцем. Правда, на 4-м курсе там учились три азербайджанца, но мы почти не сталкивались, так как учились в разных корпусах, я жил в студенческом общежитии, а они у своих родственников в Москве. Но дело не в этом. А в том, что уже в первую неделю у меня случился конфликт с моими однокурсниками-армянами.

Узнав о том, что я из Азербайджана, они стали специально провоцировать меня на конфликт. Я крепился как мог, но в один из дней не выдержал, и классическим апперкотом отправил одного из обидчиков в глубокий нокаут – пригодились мои занятия боксом в родном Баку.

Казалось бы, на этом конфликт мог быть исчерпан. Но после занятий во дворе вуза меня поджидал уже десяток армян - мои однокурсники решили позвать своих сородичей из старших курсов. Что делать в такой ситуации? Бежать? Но это был бы позор лично для меня. Принимать бой, заранее зная, что с таким количеством людей мне не справиться? Ответ подсказали сами армяне, которые взяв меня в круг, стали наносить удары руками и ногами. Я сопротивлялся, оборонялся, выбил своим обидчикам не один зуб, но силы были неравны. Они свалили меня на пол, и стали избивать. Не помню уже, сколько продолжалось избиение, поскольку на некоторое время потерял сознание. Очнулся я от того, что кто-то влажной салфеткой вытирает мне лицо. Открыв глаза, увидел склонившуюся надо мной Риту – мою однокурсницу. Я знал, что она армянка, и мы почти не общались во время учебы. Я ведь еще перед поездкой в Москву дал себе слово не общаться с армянами – с врагами моего государства и моего народа.

Оказалось, что она увидела, как толпа ее сородичей избивает меня, и попыталась заступиться. Вы представляете себе – армянка хотела заступиться за азербайджанца. Но избивавшие меня подонки даже не стали слушать ее. Рита дождалась, когда негодяи уйдут, и стала приводить меня в чувство.

Вы, наверное, догадываетесь, что мы с Ритой сдружились. Оказалось, что она из Еревана, и что ее дядя воевал в Карабахе против моей страны. С той войны он не вернулся. Поэтому Рита ненавидит войну и мечтает о том, чтобы между азербайджанцами и армянами воцарился мир. Но в душе она понимает, что это невозможно до тех пор, пока земли Азербайджана находятся под оккупацией. Она оказалась настолько чистой и невинной душой, что даже не пыталась спорить со мной, когда я в запале начинал ругать армянский народ за то, что он сотворил с моим народом в Ходжалы. При этом она выражала категорическое несогласие с фашистским тезисом экс-президента Армении Роберта Кочаряна о том, что армяне и азербайджанцы не смогут жить вместе, поскольку они этнически не совместимы.

Но один случай все изменил. Когда я в очередной раз стал ругать армян и говорить, что если начнется война, то с оружием в руках я пойду защищать родную землю, Рита вдруг закрыла лицо руками и заплакала. «Я тебя прекрасно понимаю. Ты любишь свою страну и готов пойти воевать с моим народом. Но я уже потеряла на той войне своего дядю, и сейчас не хочу потерять тебя», - всхлипывая, сказала Рита. И только тут до меня дошло – девушка влюблена в меня. А я этого не заметил. Но самым страшным для меня оказалось то, что и я влюбился в Риту. Это признание самому себе подействовало на меня как ледяной душ – как я могу любить армянку? Ведь мы с ними враги. Между нами не может быть ничего подобного. В тот вечер я ничего не сказал Рите.

После этого я стал сторониться Риту. Она пыталась заговорить со мной, но я грубо отвечал ей и всем своим видом давал понять, что она меня не интересует ни как девушка, ни как друг, ни как однокурсница. Я видел, какими взглядами на нее смотрели наши однокурсники-армяне, как испепеляли ее взглядами, когда она подходила ко мне и пыталась заговорить. Я знаю, что они даже ругали ее за «слишком теплое» отношение ко мне. Но она никого и ничего не боялась и все их наставления пропускала мимо ушей.

Так прошел месяц. Нам уже нужно было готовиться к летней сессии, как вдруг Рита перестала приходить на занятия. А ведь это было очень важное время – на носу сессия. Пару дней я еще крепился, но потом не выдержал и подошел к однокурснику-армянину, чтобы узнать, что с Ритой. Тот нехотя буркнул, что Рита заболела. «У нее был приступ, и тетка не пускает ее пока на занятия», - сквозь зубы сказал он. Я знал, что Рита с детства страдает астмой, но в последнее время у нее не было никаких приступов. И тут меня словно подменили. Я впервые сорвался с занятий и, поймав такси, помчался к ней. По дороге я купил ей роскошный букет цветов из красных роз. Буквально взлетев на третий этаж, я нажал на звонок. Нажал и не отпускал. Дверь открыла недовольная тетя Риты. Она знала меня в лицо и догадывалась о том, что ее племянница влюблена в меня. Посторонившись, она пропустила меня, указав рукой на комнату, в которой была Рита. Когда я увидел ее, бледную, лежавшую на кровати, я понял, что больше никогда не оставлю ее.

С того времени мы вместе. От тетки она съехала. Со скандалом. Хотя ее родственница и не была против наших отношений, тем не менее, она хотела, чтобы мы соблюдали обычаи и приличия. Но разве молодые будут слушать наставления старших?! Мы сняли комнату – на квартиру денег не хватало. В то лето я так и не поехал в Баку. Родителям я соврал, что нашел сезонную работу по специальности (хотя, так оно и было), поэтому приехать не смогу. Рита своим родителям в Ереване сообщила то же самое. Благо, ее тетя, скрепя сердце, не стала выдавать свою племянницу. С тех пор я всего раз был в Баку – на Новруз байрам в прошлом году. А Рита побывала в Ереване на свадьбе своей старшей сестры.

Мы души не чаем друг в друге. Но где-то, в глубине, боимся. Боимся, что между нашими странами начнется война. И Рита знает, что я поеду воевать за свою Родину. Понимаем, что ни она не сможет побывать в Азербайджане, в моем отчем доме, ни я не смогу посетить Ереван. Мы боимся рассказать о наших отношениях своим родителям. Ведь мы хорошо понимаем, что они будут категорически против такого союза. Они никогда не дадут свое благословение. Может быть, когда у нас появятся дети, строгие сердца наших родителей растают, и они простят нас. Но пока мы на это не рассчитываем. Но самое главное для нас это то, что мы любим и уважаем друг друга. Да, нам не легко, да, трудно, да, иногда больно. Но ведь у любви в принципе не может быть границ и нации, поэтому мы верим в лучшее».

Депутат правящей партии Армении решил «выкинуть слова из песни»
Некоторые армянские политические и общественные деятели в своем националистическом угаре порой допускают такие ляпы, что хоть стой, хоть падай. Понятно, что азербайджанцев в Армении и находящемся под оккупацией Нагорном Карабахе, мягко говоря, не жалуют. Но то, что ляпнул на днях депутат от правящей в Армении Республиканской партии Гамлет Арутюнян наглядно демонстрирует, насколько далеко зашли наши соседи в своем националистическом угаре.

На недавней пресс-конференции, посвященной предвыборному периоду в Армении, сей господин почему-то решил продемонстрировать свои «глубочайшие познания» в этнографии армянского народа. Так, по его словам, «карабахцы являются самыми чистокровными армянами, поскольку народ Карабаха и азербайджанцы не жили вместе, и между ними никогда не было смешанных браков».
Я, конечно, не психолог и даже не претендую на это звание, но случай Арутюняна – явная клиника. Не буду утомлять наших читателей исследованием «чистокровности» карабахских или прочих армян, пусть этим занимаются армянские этнографы. Смешно слышать о том, что азербайджанцы и армяне не жили вместе в Карабахе. Конечно, легко это говорить после того, как начиная с февраля 1988 года был ликвидирован в Ханкенди азербайджанский сектор Педагогического института, закрыты все школы на азербайджанском языке, насильственно изгнаны из своих домов все азербайджанцы, захвачена территория бывшей НКАО и не только.

Также смешно слышать о том, что азербайджанцы и армяне Карабаха никогда не заключали между собой браков. Советую господину Арутюняну ознакомиться с книгой «Этнические и культурно-бытовые процессы на Кавказе», выпущенной Институтом этнографии имени Н.Н. Миклухо-Маклая Академии наук СССР еще в далеком 1978 году. Так вот, в главе «Современные этнические процессы у армян Нагорного Карабаха», написанной Аллой Ервандовной Тер-Саркисянц, черным по белому говорится следующее: «За взятые нами для исследования выборочных 10 лет было отмечено всего 11 браков, в которых муж-армянин, а жена-азербайджанка. Гораздо чаще женщины- армянки выходят замуж за азербайджанцев. За эти годы было зарегистрировано 52 брака между женщинами-армянками и мужчинами-азербайджанцами, из них 19 – в Степанакерте. Наибольший процент составили эти браки в 1959 году – 53,6% от общего числа зарегистрированных в области межнациональных браков».

Как видим, всего лишь за 10 лет было совершено 63 брака между азербайджанцами и армянами Нагорного Карабаха, которые, о ужас, серьезно подпортили «чистокровность» карабахских армян. Мы еще не говорим о Баку, Сумгайыте и других регионах Азербайджана, где смешанных армяно-азербайджанских браков было пруд пруди. А если честно, то маразм депутата правящей партии Армении наглядно демонстрирует, насколько все запущено в этой стране.

Digər xəbərlər

22 aprel tarixində «Tesla» şirkətinin Palo-Alto şəhərindəki baş ofisində «Tesla Autonomy Investor Day» adlı tədbir keçirilib. Hə...

Bu gün Avstriyanın paytaxtı Vyana şəhərində Azərbaycan Prezidenti İlham Əliyev və Ermənistanın Baş naziri Nikol Paşinyan arasında görüş keçiriləcək. ...


Пару недель назад заметил в нашей прессе шумок по поводу того, что дочь главы национально-культурной автономии азербайджанцев в Москве (есть такая общественная организация) вышла замуж за московского армянина. Именно шумок, но надоедливый и тихий как жужжание мухи прошелся мимо моего внимания и забылся, так как это же нормально если живущие в России молодые люди разных национальностей влюбляются и создают семью. Неважно что происходит у них на исторических родинах. Советские солдаты и офицеры находили любовь в оккупированной ими Германии, а немецкие оккупанты влюблялись в русских девушек, - такое тоже было, только об этом у нас почти не пишут.

Что касается вообще азербайджанцев и армян живущих в России, то они дружат невероятно, причем об этой дружбе ходят легенды. Когда я на прошлой неделе был в селе Илису, там сосед Афер, отработавший в российской Сибири, рассказывал, что когда у него вдруг кончились деньги, а надо было послать срочно домой для покрытия кредита, к нему обратился с заказом на работу местный армянин. Афер взял у него оплату вперед, отправил домой, а потом честно отработал и благодарит теперь за то, что армянин вытащил его из проблемы.

А молодым сам бог велел встречаться и приносить друг другу удовольствия. В удовольствиях национальность теряет значение.

Теперь об отце невесты - это серъезней. Его наверное, так "достали", что председатель московского регионального отделения Национально- культурной автономии азербайджанцев Агададаш Керимов разразился некрасивой тирадой. Сказал, что Карабах вообще то не его, он сам родом не из Карабаха, вот пусть карабахцы за эту землю и воюют. "Азербайджанские шехиды отдали жизнь не за меня, и земли эти не мои", - сказал он. (https://minval.az/news/123791192)

А свадьба, кстати, прошла в ресторане владелец которого армянин. А жених - участник КВН, не знает армянский язык, - добавил Керимов наверное, чтобы ослабить свое чувство вины, так как если армянин не знает армянский язык, то азербайджанскому тестю это не так обидно.

Тирада главы автономии, конечно, мне и нам обидна. Но трезво размышляя нахожу в словах Керимова утешение. Во-первых, сколько бы мы не выставляли себя однотипно мыслящими в карабахской теме, на самом деле такое быть не может. Должны быть вариации, даже самые противоположные. Пишут же некоторые очень малочисленные армяне, что Карабах должен быть возвращен Азербайджану.

фото Minval.az

Во вторых, наличие таких как Керимов выгодно нам, чтобы показать какие мы толерантные и не злые. А то армянская топорная, то есть про топор, пропаганда дает плоды.

В третьих, надо снижать градус напряженности, как любят советовать международные посредники в карабахских переговорах. Но не для того снижать, чтобы подписать акт о капитуляции. Совсем нет, у азербайджанцев отсутствуют мотивы это делать. Градус надо снижать для подведения армян к мысли о необходимости отдать все захваченное и награбленное. Даже если они не скоро придут к этой аксиоме, все равно полезно. Вопрос может решаться в войне, а такие как Керимов облегчают нашу задачу, вешая лапшу на уши противнику.

Я Армянка мне 24 а мой парень Азербайджанец ему 27. у нас были общие друзья и однажды он он увидел меня в скайпе когда я приглашала его друга на свой день рождения(21 год). Я его не видела. На тот момент он был обеспеценный, ездил на очень хорошей машине. Жил в хорошей квартире. Мой друг пришел на праздник, но не один, а именно с ним. Он хотел увидеть меня в живую. С тех пор пошел уже третий год как мы вместе. Был момент когда я поняла что я не хочу без него находиться, но жила я с родителями в подмосковье и тогда я отучилась на парикмахера и нашла работу в Москве, уговорила родителей отпустить меня и переехала в Москву. Естестреноо родители не знали о нем. Мама и Папа родом из Баку... во время войны все родственники бежали в чем было оставляя там все... И понимая всю серьзость того, что будет, если они узнают я все таки рискнула и переехала жить к нему. Его родители и близкие родственники знали о том что мы вместе. У нас было все хорошо, мы любили друг друга. Когда мои родители приезжали навестить меня, посмотреть где и как я живу я придумывала способы выкрутиться... Прожили мы год, потом у меня и у него начались проблемы с работой... он потерял все. я тоже не смогла работать и ушла. мы сидели дома не зная что делать. начались ссоры. мы пережили много трудных моментов. мы переезжали с квартиры на квартиру. были и пустые квартиры и спали мы на матрасе на полу. ехали к подруге в гости, потому что у нас не было денег, но мы всегда держались вместе. Я очень долго искала и нашла работу. начала работать, но подруги не понимали меня, говоря что вместо того чтоб находиться дома в уюте и достатке я живу с ним в такой ситуации и в такой обстановке... Прошло время я ушла с работы из-за ссоры с начальством. в итоге по обстоятельствам нам пришлось разьехаться. И после этого мы стали редко видеться, редко созваниваться, часто ругаться. и были моменты когда мы прекращали отношения, и я успакаивала себя и его тем что нет будущего с ним, и все очень далеко зашло. Он говорил что мои родители обязательно нас поймут и когда у нас появятся дети они будут очень рады своим внукам... но мы расстались с ним и не общались два месяца. на новый год я попросила его довести меня до дома к родителям. он приехал в костюме и с огромным букетом моих любимых цветов. полтора часа дороги мы молчали... с моих глаз текли слезы. когда он довез меня я вышла из машины и пошла к подьезу, я повернулась к нему а он уже бежал ко мне, обнял поцеловал и ушел. Прошел месяц и я поняла что мне нужен только он... и что бы не было я не хочу его тебять. Я позвонила ему и сказала что скучаю. он задал вопрос \"Мы снова вместе?\" я сказала \"ДА\" . через некоторе время пришла смска где он написал \"Я такой счастливый!\" Сейчас мы снова собираемся сьехаться и жить вместе. Не знаю что я скажу дома и как сложится дальше, но он мне очень нужен. Он только начал свое дело, я буду ему помагать подниматься. поддерживать во всем. я чувствую что он это просто какая то часть меня. и зная на сколько у нас с ним сильная любовь друг к другу думаю у нас все получится.

Кому принадлежит Карабах, Армянам или Азербайджанцам?
Авраам Шмулевич

Сам вопрос не корректен, он является следствием системы понятий, которую на Кавказ принесли русские колонизаторы.

Во-первых, надо хорошо понять, что и карабахский конфликт и прочие подобные конфликты на Кавказе - всецело следствие русского колониального правления.

На Кавказе самые разные народы и религии сосуществовали тысячелетиями, и представители разных народов и вер жили вперемежку - но никто никого не резал и тотально не выселял из-за разницы вер и наций. Если бы было по иному - то такого разнообразия языков и народов, как имеется даже сейчас - не сохранилось бы.

Были, конечно, конфликты, они касались вопроса подчинения. Кто кому платит дань, кто пользуется данной землей - но характера тотального конфликта, этнических чисток и рем более геноцида - такого на Кавказе не было никогда - до проявлении русских.

Само понятие национальности было другим, не было таких жёстких границ между нациями.

Всё это появилось только-с началом русского завоевания. Даже ислам в том, что то касается отношения с другими религиями — был иным, он не был агрессивным. Впервые такая нетерпимость проявилась в исламе как реакция на русскую экспансию - при шейхе Мансуре и, особенно, при Шамиле - что и привело его к поражению, черкесы и ингуши отказались вступить с ним в союз именно из-за принуждения к исламу.

Так что сама постановка вопроса - кому принадлежит Карабах - не правильная. Там издревле жили вместе и армяне и азербайджанцы - и никто никого не резал и не выселял. Вске это пявилось только с конца 19 века и прямо подогреваюсь русскими.

Армяне жилив Карабахе давно, но русские стали целенаправленно заселять на Южный Кавказ после его присоединения к России армян из Ирана и Турции, так что армянское население стало увеличиваться.

Если же говорить о ситуации на начало 19 века, когда русские обманом захватили Карабах (они подговорили хана Карабаха перейти в русское подданство их персидского. А потом вероломно убили его вместе со всеми женами и малолетними детьми (!!!) - и преобразовали Ханство в провинцию империи).

То тут ситуация такова:

Карабахское (Шушинское) ханство, существовавшее в Персидской империи до присоединения его к империи Российской, располагалось в междуречье Куры и Аракса

Ханство фактически состояло из 2-х частей: в равнинной части Карабаха жили азербайджанцы, в нагорной (примерно 40% территории ханства) — армяне. В столице ханства г. Шуше азербайджанцы составляли подавляющее число её населения. Ханами были азербайджанцы. Но имелись и дворяне (мелики)- армяне.

Соседями Карабахского ханства до того как весь район захватила Россия, были: на западе Гянджинское (населенное исключительно азербайджанцами), Эриванское (населено армянами и азербайджанцами) и Нахичеванское (азербайджанцы и армяне) ханства, управляемые тюркскими (азербайджанскими) династиями.

После советизации Азербайджана и Армении (в результате похода в Закавказье «доблестной» 11-й армии под командованием Левандовского) Кавказское бюро ЦК РКП (б) 04.07.1921 г. передало Нагорный Карабах Армении, но уже 05.07.1921 г. вернуло обратно Азербайджану.

В конце концов ЦК ВКП (б) принял «соломоново решение»: часть Нагорного Карабаха передать Армении (Зангезур, отделяющий Нахчиванскую АР, имеющую 16-километровую границу с Турцией, от остальной территории), часть сделать обычными районами Азербайджана, а оставшуюся сделать «автономной областью» в его составе. В 1923 г. в Нагорном Карабахе (включая и соседние с НКАО азербайджанские районы) азербайджанцы составляли 6% его населения (жили в основном в Шуше), в 1979 г. их было уже 23% его населения. (Руководство советского Азербайджана проводило целенаправленную политику по «азербайджанизации» Нагорного Карабаха). Но, как я уже сказал, такой большой процент армянского населения возник к начал 20-го века потому, что весь 19 век русские переселяли туда армян из Персии.

Вообще этническая карта Кавказа до появления русских была совершено иной, да и само понятие национальности было иным — и еще раз она существенно изменилась с приходом Советской власти.ной

На начало 20-го века большинство населения Еревана составляли азербайджанцы, Тбилиси - армяне, самой крупной общиной Цхинвали были евреи. А в районе Баку армяне составляли большинство до 1721 года, до персидского похода Петра первого. Армяне тогда наступили не те же грабли, н которые наступали потом неоднократно, что при вело их и к катастрофе 1915 года, и то. с чем онис толкнулись сейчасю армяне дели ставку на русских - а те их спокойно бросали в критический момент.

Тогда армяне поддержали русские войска Петра первого, и после выхода русских бежали вместе с ними. Но при Петре хотя бы позаботились о своих союзниках и эвакуировали их. В 1915 они сначала подбили армян поднять восстание против Турции, а потом просто сбежали из армянских районов Турции которые они заняли - и ставили армян на произвол судьбы.

Сейчас как мы видим Россия просто стравливает обе стороны - и той и другой продает оружие и раздает обещания помощи и создает у каждой стороны иллюзию, что та может одержать окончательную победу и уничтожить противника выселив все население. Поэтому армяне и азербайджанцы думают не о том, как договориться и вернуться к той модели сосуществования вместе разных народов и вер, и которая была на Кавказе тысячелетиями - а как перебить друг друга.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: