Возвращение святыни. Анастасий из Анастасова: больше века на земле Богородице рождественский анастасов монастырь телефон

По точному свидетельству так называемой «Вкладной Книги», приложенной к древнему монастырскому Синодику, Анастасов монастырь «ставили, и строили его всякимъ строепьемъ, и земли к тому монастырю подавали» князья Воротынские, потому что Анастасов монастырь находился и их вотчине, в Одоеве, Князья Воротынские — это древний княжеский и боярский род, происшедший от св. кн. Михаила Всеволодовича Черниговского (+1246г.), жившие в своем удельном городе Воротынске и от него получившие свое прозвание.

Князья Воротынские, «вместе» с прочими удельными князьями Черниговскими, находились в подданстве Литвы. «Гонешя на Греческую перу» были главного побудительною причиною, по которой князья Воротынские и другие, происходившие от племени св. Михаи­ла, отложились от Литвы. Первый из князей Воротынских, перешедший на сторону России, был Михаил Федорович — в 1484 году. Это обстоятельство послужило поводом к неприятельским действиям между Россией и Литвой.

В 1494 году, 7 февраля, Московским договором признаны Литвою вотчины князей Воротынских достоянием России. Князь Иван Михайлович Воротынский отличался храбростью в войнах против Литвы и татар, во многих битвах, между прочим, в 1517-м году он отразил крымских татар, неожиданно появившихся под Тулой. Сей то «победоносный воевода» и был основателем Анастасова монастыря в своей вотчине, близ Одоева.

Когда поставлен монастырь? — Несомненно в первой половине XVI сто­летия князем Иваном Воротынским, вскоре после одержанной им победы над татарами под Тулой, в 1517-м году и, вероятно, в благодарность за эту победу. Посему, может быть, и храм во имя Рождества Пр. Богородицы, подобно тому, как построены были многие храмы этого имени после Куликовской победы, также над татарами, совершившейся в незабвенный день Рождества Пр. Богородицы, 8 сентября 1380 года.

Откуда прозвание монастыря — «Анастасов»?

Многие исследователи истории полагают, что название монастырь получил, по всей вероятности, по имени и в память строитсльницы, княгини Анастасии. Но тогда бы он назывался Анастасьин. Нет, монастырь назван "Анастасов», по имени первого настоятеля своего игумена Анастасия; отсюда, нередко и в памятниках он называется просто «Настасовъ» монастырь и никогда не называется «Настасьинъ».

По преданию, первоначальный Храм Рождества Пр. Богородицы был деревянный, а в семидесятых годах XVII столетия был выстроен каменный Храм, а именно — в 1б73 году. Строителем Храма был игумен Иона, при содействии Преосвященного Павла, Митрополита Сарского и Подонского. По свидетельству монастырской «Летописи», в 1674-м году, построена была каменная колокольня.

Об истории возрастания Обители живописуют Синодик и «Вкладная Книга» находящиеся в одном переплете. В этой Святыне упомянуты строители, жертвователи и настоятели монастыря.

Но особо выделяется Синодик М.П.

Богородице-Рождественский Анастасов монастырь

Колупаева. Рукопись 1691-го года, в кожаном переплете. В нем вписано заглавие, с которого начинается запись вкладчика, окольничего Колупаева о его вкладах.

За сим, вместо обыкновенных «предисловий», в этом Синодике изложено только общее поминовение всех «несчастных», кои особенно требуют молитв церкви или коих некому помянуть. Вот текст этого очень характерного и по языку и по типу поминовения: «Помяни Господи души иже во Христа верующих и подьвизавшихся за святыя Божия церкви и за пречестные обители, и за благоверные цари и великш князи и за православное хрис’пянство кровь свою излиявгпихъ и за весь мир главы своя подклонившихъ избиенныхъ от татар и от литвы и от немцев, и от всехъ поганыхъ иноверных языкъ i от междусобныя брани избиены умерплихъ».

Род окольничего, Михаила Петровича Колупаева, которым дан вкладом настоящий синодик. Здесь, в числе имен его рода записан и «Никита (Лушювичъ) уб^еннъ», — «тот самый, который с ворами креста не целоваль» и за то был сброшен с башни Одоевской крепости.

Около самого Храма, ниже его, есть древнее монастырское кладбище. На этом кладбище должен быть памятник Одоевскому гражданину Колупаеву который в г. Одоеве, во время междуцарствия, в 1612 г. не принял присяги на подданство Лжедмитрию и был брошен с башни древней «Одуевской» крепости, а тело его погребено в «Настасовом монастыре».

Помимо периода возрастания и благоденствия, наступила пора упадка мо­настырской жизни, и с 1784 года Анастасов монастырь упразднен. Со слов некоторых крестьян, слышавших от своих стариков, записано, что монахов перевели в Белев, по исторических справок нет. С тех пор он превращен в приходскую церковь с припискою к нему с. Анастасова, деревень: Филимоновой, Красепки и Татевой.

А что произошло с Обителью в богоборческом XX веке — — видно из фотографий. Если мы желаем возрождения России, то необходимо через покаяние очистить свои души, а лучше всего это происходит в Святых Обителях и будем молиться и посильно трудиться, чтобы быстрее возродилась частичка Святой Руси на правом берегу Упы, в красивейшем месте земли Тульской.

Решением Святейшего Синода от 12 марта 2002 года, по благословению Преосвященного Кирилла, епископа Тульского и Белевского и Святейшего Алексия II, Патриарха Московского и Всея Руси монастырь воссоздан и в его стенах начались строительные работы.

Добавить фото Редактировать страницу

Богородицерождественский Анастасов мужской епархиальный монастырьСтраница монастыряРусская Православная Церковь, Тульская митрополия, Белёвская епархия

  • Тип монастыря:мужской
  • Статус:действующий
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Наместник:игумен Парфений (Сачков)
  • Краткая историческая справка:Монастырь назван «Анастасов» по имени первого настоятеля своего игумена Анастасия; отсюда нередко и в памятниках он называется просто «Настасовъ» монастырь.
    По преданию первоначальный Храм Рождества Пр.

    Одоевский Анастасов Богородице-Рождественский монастырь: летописный очерк

    Богородицы был деревянный а в семидесятых годах XVII столетия был выстроен каменный Храм. Строителем Храма был игумен Иона при содействии Преосвященного Павла Митрополита Сарского и Подонского. По свидетельству монастырской «Летописи» в 1674-м году построена была каменная колокольня.
    Монастырь основан в 16 веке князем Иваном Михайловичем Воротынским. В 1550-х годах в монастыре была построена деревянная церковь на месте которой в 1669-1675 гг. был воздвигнут дошедший до наших времен каменный храм. Архитектор неизвестен.

    Анастасов монастырь является архитектурным памятником государственного значения с 1960г.
    В 2002 году здесь не было ни крыши ни окон ни дверей: проломленные своды и запустение. Храм был закрыт в 1931 году и поначалу его хотели взорвать но по одной версии не хватило взрывчатки для толстых стен а по другой – председатель колхоза сказал что ему негде хранить зерно и церковь стали традиционно использовать как зернохранилище.
    Решением Святейшего Синода от 12 марта 2002 года по благословению Преосвященного Кирилла епископа Тульского и Белевского и Святейшего Алексия II Патриарха Московского и Всея Руси монастырь воссоздан и в его стенах начались строительные работы.

    Сейчас уже сделаны крыши двери в приделе святой мученицы Екатерины проводятся богослужения есть надежда что в скором времени будет восстановлено все.

Главное послушание - молитва

Член ЦК КПРФ, депутат Государственный Думы Олег Лебедев, посетил город Одоев, где провел прием избирателей и по просьбе жителей села Анастасово и местного духовенства посетил Анастасов монастырь по вопросу строительства моста через реку Упа, чтобы жителям окрестных сел было удобнее посещать церковные службы.

На приеме избирателей звучали вопросы начисления МОП, переселения из аварийного жилищного фонда, ремонта дорог. Жители обращались к депутату по проблемам благоустройства, социального обеспечения, модернизации здравоохранения. Вопрос о качестве услуг здравоохранения особо значим для района в связи с острой нехваткой квалификационного персонала.

На приеме депутата Госдумы присутствовал глава районной администрации Вячеслав Косарев, для того, чтобы сразу на месте можно было бы оперативнее принять необходимые решения для устранения жалоб и проблем жителей.

К депутату Государственной думы Олегу Лебедеву обратились жители села Анастасово Одоевского района и духовенство одноименного монастыря с просьбой помочь в вопросе строительства моста через реку Упа, чтобы облегчить жителям окрестных сел доступ на церковную службу.

Древний Анастасов монастырь - памятник русского зодчества 16 века, является культурным центром и большой достопримечательностью одоевской земли. Расположен монастырь на противоположном от Одоева берегу реки Упа.

В монастыре действует Белый храм Рождества Богородицы. Вокруг — бескрайние, пахнущие клевером поля.

Одоевские школьники вместе со своим учителем А.В. Карпушиной посещают в монастыре кружок «Основы православной культуры». Девчонки и мальчишки, а также многочисленные туристы со всей страны, знакомятся с историей Храма, архитектурными особенностями церковного комплекса.

Вместе с главой администрации Одоевского района В. Косаревым и секретарем райкома партии В. Винокуровой депутат Госдумы Олег Лебедев посетил Анастасов монастырь, где вместе с настоятелем обсудил вопросы обустройства моста через реку Упа.

Также Олег Лебедев встретился с 99-летним старцем архимандритом Анастасием, который, несмотря на почтенный возраст, живо интересуется текущим политическим моментом. Например, среди прочего, старец о.

Анастасов монастырь

Анастасий горячо поддержал возвращение Крыма в Россию.

Архимандрит Анастасий, духовник Анастасиевского Рождества Богородицы мужского монастыря, Одоевского района с. Анастасово на протяжении 50 лет служил на 35 приходах Русской Православной Зарубежной Церкви. На сегодняшний день он не только исповедует священнослужителей Белевской епархии, но и духовно помогает многочисленным паломникам, которые приходят к нему за советом.

Также в тот день Олег Лебедев возложил цветы к памятнику одоевцам, погибшим в Великой Отечественной войне.

Лебедев Олег Александрович

Лебедев
Олег
Александрович

Первый секретарь Тульского обкома КПРФ, депутат Государственной Думы ФС РФ, член комитета ГД по аграрным вопросам

Персональная страница

Анастасов монастырь расположен в одноименном селе Анастасово Одоевского района. О времени его основании сохранились сведения в монастырской «Кормовой» книге, которая была дана князьями Александром и Михаилом Воротынскими игумену монастыря Герману в 1558 г. Согласно этому документу строителями монастыря являлись князь Иван Михайлович Воротынский и супруга его Анастасия.

Монастырь был построен в 1550-х гг. после одержанной Иваном Воротынским победы под Тулой над татарами, в 1517 г. и, скорее всего, в благодарность за эту победу. Многие историки считают, что свое название монастырь получил по имени своей строительницы, княгини Анастасии. Но в этом случае его назвали бы Анастасьин. Другая группа исследователей склоняется к версии, что монастырь называется «Анастасов» по имени его первого настоятеля - игумена Анастасия; отсюда во многих документах его называют просто «Настасовъ».

При основании монастыря Воротынскими ему были даны во владения деревни: Мартыновская, Рымнино, Филимоново Подроманово.

Первоначально Храм Рождества Богородицы был деревянным, в 1673 г. был построен каменный храм. Строил его игумен Иона. Согласно «Летописи» монастыря в 1674 г. была построена каменная колокольня. Место для строительства было подобрано с высоким художественным вкусом. Массивный объём здания церкви как будто врос в пологое взгорье и органично вписался в колоритный пейзаж речного берега. Архитектура храма строгая и сосредоточенно настороженная, характерная для середины 17 в., когда тульская земля еще помнила о временах татарских набегов. Храму чужды жизнерадостность и праздничность.

Храм имел форму прямоугольника, над главным алтарём возвышался квадрат с пятью куполами. Нижний этаж был выполнен из необработанного плетняка. Возможно, он был предназначен для монастырских кладовых, а, может, и для монашеских келий монахов - в двух помещениях на нижнем этаже сохранились следы обитания людей. Стены церкви довольно толстые, в одной из них был устроен ход, который соединял кухню с приделом святой мученицы Екатерины, другой ход был сделан со сводов церкви к возвышению глав храма.

Колокольня поставлена с северной стороны церкви и соединяется с ним галереей. На втором ярусе колокольни расположена комната со странным названием «казёнки». Возможно, она являлась неким подобием сторожевой башни или служила казнохранилищем монастыря.

Об истории развития обители рассказывают Синодик и «Вкладная Книга». Здесь упоминаются жертвователи, строители и настоятели монастыря. Особенно выделяется Синодик Колупаева. Это рукопись 1691 г. в кожаном переплете. Вместо обычных «предисловий» в Синодике изложено лишь общее поминовение «несчастных», которые требуют особенных церковных молитв и которых некому поминать.

Рядом с храмом, несколько ниже его, расположено древнее монастырское кладбище, где стоял памятник гражданину Одоева, Колупаеву, который в 1612 г. не присягнул на подданство Лжедмитрию, и его сбросили с башни В 1716 г. монастырских крестьян было 244 двора, большинство жило в «скудности».

В 1722 г. в монастыре не было ни одного монаха, кроме игумена. Бедность монастырских крестьян, вместе с прекращением крупных вкладов в петровские времена, отразилась и на монастырском достатке. Монастырь приближался к упадку. В 1764 г. обитель упразднили и превратили в село Анастасово. Селения, которые составляли вотчинные владения обители и находившиеся неподалеку от него составили приход села. Все прихожане были крестьянами, занимались земледелием и производили гончарные изделия.

Храм в течение периода своего существования подвергался многочисленным изменениям. В 1840-х гг.храм был расписан. Один старый ход был заделан, вместо него в стене пробили новый ход, с деревянной лестницей и крыльцом, замененными в 1883 г. на каменные.

Архитектор, который построил церковь Анастасова монастыря, прославил красоту и самобытность русского зодчества. В архитектурной композиции церкви использованы характерные для древнерусской архитектуры приёмы: сложный план, живописная ассиметрия объёмов, свобода решения архитектуры храма.

С храмом связаны интересные события. В старинной рукописи, которая принадлежала купцу Поликарпову, говорится о том, что в Белёве в 1805 г. был большой пожар, когда расплавилось множество колоколов. В то время из белёвского монастыря в Анастасово пришел монах, чтобы взять несколько колоколов. Прихожане воспротивились этому и по совету священника Гавриила Авксентьева прогнали кольями того, кто хотел посягнуть на собственность их церкви. За это священника отстранили от церковных дел и сослали в Коломну.

С 2012 г. в монастыре ведутся строительные работы.

20.09.2016

Живет на приокской земле, в Белёвской епархии, 100-летний старец-монах, вернувшийся из эмиграции десять лет назад. Архимандрит Анастасий (Швецов-Загарский) приехал в соименную ему обитель – Анастасов Богородице-Рождественский монастырь Одоевского района Тульской области.

Родился он в Вятке в 1915 году на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Несмотря на то, что он был сыном священника, ему удалось поступить в медицинское училище. Фельдшером служил на Финской войне, в 1941 году попал в плен. Вспоминать о пребывании там не любит – тяжело очень. После войны возвращаться на родину не стал, побоялся. Пробыл два года в лагере для интернированных в Лихтенштейне. Потом с помощью русского духовенства перебрался в Аргентину. Сначала работал грузчиком, потом получил место в больнице и работал по специальности.

В 1950-х годах принял монашеский постриг, переехал в США, закончил Джорданвильскую семинарию, помогал митрополиту Нью-Йоркскому Анастасию (РПЦЗ). Полвека служил в храмах Северной и Южной Америки. Был хранителем святыни русского зарубежья Курской-Коренной иконы Божией Матери. В 80 лет ушел на покой, жил в Нью-Йорке, следил за новостями из России.


Отец Анастасий, а почему Вы приехали из благополучного места в Россию, оставили все и сюда прибыли? Почему Вы так решили в свои 90 лет?

– Почему я приехал? Сам не знаю. Бог управляет везде. Отец Парфений меня сюда пригласил. Он видел меня где-то по снимкам и пригласил, чтобы я сюда приехал. Я уже совсем уезжал, там был, потом думаю, тут ждут, надо ехать. Раз монах просит. Надо ехать. Вот я и приехал. Сейчас болею, сердце выходит из строя. Так что я в любой момент могу кончиться.

– Вы рады, что вы сейчас в России? – спрашивает иеромонах Арсений, который привез нас в Анастасово.

– Ну, что было, вы уже не вернете, не вернете.. Спасибо тебе, друг мой, что пришел сюда сегодня, - тепло глядя на собрата, взял в свои ладони его руку.

Батюшка, простите, что мы Вас беспокоим.

– Нет, нет, ничего. Я все равно хотел погулять на свежем воздухе. Раз пришли, почему я должен там сидеть, когда вас хочу повидать? – сказал отец Анастасий, с интересом разглядывая собеседников. Правда, заметна была усталость – в этот жаркий день старец попутешествовал по окрестностям, его возили в Одоев, наверное, к врачу.

За десять лет жития в этой обители старец Анастасий принял сотни людей, он любит говорить с каждым индивидуально и как-то признался, что эта востребованность для него очень важна.

Просим Ваших молитв!


Анастасов монастырь, красиво вписанный в высокий берег речки Упа, основан в XVI веке. До нашего времени дошел только один храм – самый первый каменный собор XVII века (в советское время здесь была сельская столовая), остальное с 2002 года воссоздавалось практически с нуля. Сейчас это один из самых ухоженных монастырей, с самой многочисленной братией из обителей Белёвской епархии – 25 человек.

– Храм старше Преображенского собора Белёвского монастыря на 20 лет. Строил его один и тот же человек, архимандрит Иов, почивший уже у нас в монастыре. Нынешний костяк – выходцы из Оптиной пустыни игумен Парфений, игумен Корнилий. Здесь вокруг них «наросла» братия. Основана обитель в 1525 году князем Иваном Михайловичем Воротынским, который является потомком святого благоверного князя Михаила Черниговского, умученного татарами в 1242-м, его потомки в 1380 году оказались здесь, в Одоеве. Монастырь был упразднен во времена Екатерины II и был простым храмом, – рассказывает инок Амвросий.


– Наш храм, как и храм на Куликовом поле, посвящен Рождеству Пресвятой Богородицы. Как известно, Куликовская битва состоялась в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, – продолжает он. – И наш храм – в честь победы над агарянами. В 1517 году князь Иоанн Воротынский одержал победу над Мехмет-гиреем, который сюда вторгся. Здесь тогда земли принадлежали литовцам. К Москве удельные князья не торопились отходить, они здесь себя чувствовали свободно – Литва далеко.

Иоанн Воротынский одержал несколько побед над татарами. Он какие-то бонусы, как сейчас говорят, стяжал себе, но, тем не менее, по навету, по политическим каким-то мотивам Елена Глинская (мама Иоанна Грозного) лишила его жизни, обвинив, что князь с Курбскими связан и все такое.


Осели в здешних краях три рода потомков святого благоверного князя Михаила Черниговского – Воротынские, Одоевские и Белёвские. Воротынские пресеклись незадолго до Петра I, род по мужской линии угас. Одоевские – в XIX веке, одним из последних представителей был писатель Владимир Одоевский, написавший сказки «Черная курица», «Городок в табакерке». Белёвские, говорят, сейчас еще встречаются...

Елена ДОРОФЕЕВА

Фото Марии ТЕМНОВОЙ и Елены ДОРОФЕЕВОЙ

Публикация подготовлена в рамках проекта, получившего грант Международного конкурса «Православная инициатива 2016-2017»

Анастасов монастырь расположен в одноименном селе Анастасово Одоевского района. Сохранились сведения в монастырской «Кормовой» книге - согласно этому документу, основателями монастыря являлись князь Иван Михайлович Воротынский и супруга его Анастасия.

Монастырь был построен в первой половине XVI века после одержанной Иваном Воротынским победы под Тулой над татарами в 1517 г. и, скорее всего, в благодарность за эту победу. Многие историки считают, что свое название монастырь получил по имени своей строительницы, княгини Анастасии. Но в этом случае его назвали бы Анастасьин. Другая группа исследователей склоняется к версии, что монастырь называется «Анастасов» по имени его первого настоятеля – игумена Анастасия; отсюда во многих документах его называют просто «Настасовъ».

При основании монастыря Воротынскими ему были даны во владения деревни: Мартыновская, Рымнино, Филимоново Подроманово.

Первоначально Храм Рождества Богородицы был деревянным, в 1673 г. был построен каменный храм. Строил его игумен Иона. Согласно «Летописи» монастыря в 1674 г. была построена каменная колокольня. Место для строительства было подобрано с высоким художественным вкусом. Массивный объём здания церкви как будто врос в пологое взгорье и органично вписался в колоритный пейзаж речного берега. Архитектура храма строгая и сосредоточенно настороженная, характерная для середины 17 в., когда тульская земля еще помнила о временах татарских набегов. Храму чужды жизнерадостность и праздничность.

Храм имел форму прямоугольника, над главным алтарём возвышался квадрат с пятью куполами. Нижний этаж был выполнен из необработанного плетняка. Возможно, он был предназначен для монастырских кладовых, а, может, и для монашеских келий монахов – в двух помещениях на нижнем этаже сохранились следы обитания людей. Стены церкви довольно толстые, в одной из них был устроен ход, который соединял кухню с приделом святой мученицы Екатерины, другой ход был сделан со сводов церкви к возвышению глав храма.

Колокольня поставлена с северной стороны церкви и соединяется с ним галереей. На втором ярусе колокольни расположена комната со странным названием «казёнки». Возможно, она являлась неким подобием сторожевой башни или служила казнохранилищем монастыря.

Об истории развития обители рассказывают Синодик и «Вкладная Книга». Здесь упоминаются жертвователи, строители и настоятели монастыря. Особенно выделяется Синодик Колупаева. Это рукопись 1691 г. в кожаном переплете. Вместо обычных «предисловий» в Синодике изложено лишь общее поминовение «несчастных», которые требуют особенных церковных молитв и которых некому поминать.

Рядом с храмом, несколько ниже его, расположено древнее монастырское кладбище, где стоял памятник гражданину Одоева, Колупаеву, который в 1612 г. не присягнул на подданство Лжедмитрию, и его сбросили с башни Одоевской крепости. В 1716 г. монастырских крестьян было 244 двора, большинство жило в «скудности».

В 1722 г. в монастыре не было ни одного монаха, кроме игумена. Бедность монастырских крестьян, вместе с прекращением крупных вкладов в петровские времена, отразилась и на монастырском достатке. Монастырь приближался к упадку. В 1764 г. обитель упразднили и превратили в село Анастасово. Селения, которые составляли вотчинные владения обители и находившиеся неподалеку от него составили приход села. Все прихожане были крестьянами, занимались земледелием и производили гончарные изделия.

Храм в течение периода своего существования подвергался многочисленным изменениям. В 1840-х гг.храм был расписан. Один старый ход был заделан, вместо него в стене пробили новый ход, с деревянной лестницей и крыльцом, замененными в 1883 г. на каменные.

Архитектор, который построил церковь Анастасова монастыря, прославил красоту и самобытность русского зодчества. В архитектурной композиции церкви использованы характерные для древнерусской архитектуры приёмы: сложный план, живописная ассиметрия объёмов, свобода решения архитектуры храма.

С храмом связаны интересные события. В старинной рукописи, которая принадлежала купцу Поликарпову, говорится о том, что в Белёве в 1805 г. был большой пожар, когда расплавилось множество колоколов. В то время из белёвского монастыря в Анастасово пришел монах, чтобы взять несколько колоколов. Прихожане воспротивились этому и по совету священника Гавриила Авксентьева прогнали кольями того, кто хотел посягнуть на собственность их церкви. За это священника отстранили от церковных дел и сослали в Коломну.

С 2012 г. в монастыре ведутся строительные работы.

Богородице-Рождественский Анастасов монастырь (Одоевский район) начал восстанавливаться 12 лет назад. За это время здесь многое изменилось, но до окончательного завершения работ еще очень далеко.

Наши предки умели строить

— Тут трудов на целую жизнь хватит,- говорит настоятель монастыря отец Парфений.- Но это радостные труды…

У Анастасова монастыря - древняя история. Он был построен в 1550-х годах на средства князя Ивана Михайловича Воротынского и его супруги Анастасии (по одной из версий, монастырь был назван в ее честь, но большинство историков считают, что скорее в честь одного из первых игуменов Анастаса). Во владение обители дали четыре деревни - 244 крестьянских двора, но жили они «в скудности», содержать монастырь было не на что, и в результате к 1722 году здесь, кроме игумена, не осталось ни одного монаха.

В 1764 году обитель была упразднена и превращена в село Анастасово. Монастырские строения ветшали и разрушались. Уцелел лишь каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы, возведенный в 1669 году на месте старого, деревянного. Храм уникальной для наших мест архитектуры с характерными для древнерусского зодчества композиционными приемами: асимметрия, сложность организации пространства - и удивительная свобода. Здание прямоугольное, с пятью куполами и шатровой трехъярусной колокольней.

Храм расположен в живописнейшем месте: на холме, на берегу Упы, в ландшафт вписан безупречно. То, что он сохранился до наших дней,- настоящее чудо, особенно если учесть, что в 30-х годах прошлого века его закрыли и приспособили под овощной склад. Здание устояло благодаря очень толстым стенам: наши предки умели строить.

В 2002 году по благословению Патриарха всея Руси Алексия II обитель решили восстанавливать, а меня назначили ее настоятелем,- вспоминает игумен Парфений.- Мы сюда приехали вчетвером. Из всех монастырских построек тогда оставался только храм, но и он стоял в руинах: без окон, без дверей, без крыши, с проломанными сводами. Жить нам было негде - пришлось купить три дома в деревне Анастасово…

Отец Парфений родился в Москве. В 23 года пришел в Даниловский монастырь, в 26 - принял постриг. Большую часть жизни был насельником обители в Оптиной пустыни.

К слову, многие из сегодняшней анастасовой братии, а всего в монастыре в настоящее время живут 25 монахов, в прошлом - оптинские.

Сколько стоит дареный конь

Сегодня трудно поверить, что еще чуть больше десяти лет назад в этом месте стоял лишь полуразрушенный храм - и больше ничего. На монастырской территории появились несколько корпусов с кельями для братии, небольшой гостиницей на 7 мест (только для приезжающего духовенства, паломников здесь пока принимать нет возможности), с трапезной. Возведены хозяйственные постройки и часть стены, которой в будущем будет обнесена вся обитель.

Все строения строго выдержаны в стиле XVII века и составляют единый архитектурный ансамбль с центральным зданием - храмом. Многие из приезжающих даже думают, что все это сохранилось с тех самых времен. Увы, не то что зданий, даже описаний, какими они были, не осталось. Только фундаменты.

Строительные работы ведет специальная бригада из пяти человек, насельники ей помогают - это лишь одно из послушаний. А их немало: в обители есть своя пекарня, просвирня, огород, куры и корова. Монахи все делают сами: готовят, стирают, убирают, летом собирают грибы и ягоды и делают заготовки на зиму. Выезжают в город за продуктами, которые невозможно вырастить самим: например, подсолнечным маслом и крупами. В общем, работы много.

Наш день начинается в 7 часов утра службой в храме. Затем работа: у каждого свое послушание,- продолжает игумен.- В полдень - обед, после него до 14.00 - келейное время (то есть свободное, мы в начале второго, например, наблюдали, как один из братьев направился к Упе с удочкой.- И. С.). Потом снова работа. День заканчивается в 19.30 ужином. Если у нас праздничная вечерняя служба, то позже. Каждый ложится спать, когда считает нужным…

Одна из важнейших обязанностей монахов - заготовка дров на зиму. Дело в том, что ни к монастырю, ни к домам в Анастасово до сих пор не подведен газ. Конечно, это создает много проблем и для обители, и для местных жителей - тем более что с началом восстановления монастыря жизнь в деревне заметно оживилась.

Отец Парфений показывает нам летний храм - восстановительные работы в нем планируют закончить к августу-сентябрю, после чего храм освятят. А пока службы идут в зимнем: небольшом, очень уютном, с великолепно, в древнерусском стиле расписанными стенами.

Летний храм обещает быть другим - более торжественным. Уже почти готов иконостас, декорированный тонким резным деревянным орнаментом: его по просьбе о. Парфения для Анастасова монастыря делали мастера из Оптиной пустыни. Впечатляет паникадило - кованая, с цветными вставками люстра, выполненная в эстетике XVII века - это работа кузнеца, уроженца Тулы, ныне живущего в Калуге. У стены расставлены деревянные кресла (стасидии) с откидными сиденьями, высокими спинками и подлокотниками. Они позволяют монахам выдержать долгие уставные службы.

Службы действительно у нас бывают очень длинные,- говорит игумен.- Все-таки наше главное послушание - это молитва…

Обращаем внимание на большое резное распятие на богато украшенном постаменте. Отец Парфений признается, что выменял его у резчика из Новомосковска на лошадь, которую пожертвовал обители один из благотворителей. Животное оказалось породистым и для поденной работы не предназначенным. Его пытались запрячь, да быстро поняли, что это плохая идея. «Дареного коня» обменяли на крест, который обошелся бы обители в 150 тыс. рублей.

О. Анастасий из Сан-Франциско

Игумен подчеркивает: монастырь живет и строится исключительно на пожертвования. Благотворителей немало: службы проходят здесь ежедневно, а в праздники собирается множество людей - верующие приезжают не только из Одоева и Тулы, но и из Москвы, иногда целыми автобусами. Кто-то дает деньги, кто-то помогает стройматериалами. Вот недавно монастырский парк пополнился стареньким «Рено». В обители, между прочим, есть не только легковушки, но и КамАЗ: в условиях бесконечной стройки это необходимость.

Из зимнего храма выходим на открытую галерею. Вид на Упу и Одоев - потрясающий. Отец Парфений показывает нам место, где когда-то располагалось большое монастырское кладбище. Сейчас от него почти ничего не осталось. А когда-то здесь стоял памятник гражданину Одоева Никите Колупаеву, который в 1612 году не присягнул на подданство Лжедмитрию, за что его и сбросили с башни Одоевской крепости. Памятник не сохранился, но монахи решили восстановить историческую справедливость и поставили в честь героя Смутного времени высокий деревянный крест.

Самому молодому из насельников Анастасова монастыря - 30 лет. Был, правда, двадцатилетний брат, но его перевели в другую обитель: так и не смог парень привыкнуть к неустроенному быту и каждодневному физическому труду. Отец Парфений сокрушается: нынешнему молодому поколению не хватает выносливости и крепости.

Монахи родом из самых разных мест, в том числе из Владивостока и Узбекистана. А самому старшему - отцу Анастасию, приехавшему в монастырь из США, в следующем году исполнится 100 лет.

У отца Анастасия - драматическая судьба. Он родился в 1915 году в Вятке в семье священника. Отца расстреляли в 1937 году. Во время Великой Отечественной войны о. Анастасий попал в плен к немцам, потом жил в разных странах - Аргентине, Лихтенштейне, Италии. Наконец, осел в Америке: служил в Сан-Франциско в православном храме. В середине 70-х прошлого века собрался было умирать, даже купил место на местном кладбище. А потом передумал. Место на кладбище продал и стал мечтать о возвращении на родину. Узнав, что в России восстанавливается Анастасов монастырь, отец Анастасий понял, что его место - именно здесь…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: