Биология профильное обучение. Методика профильного обучения биологии в старших классах общеобразовательной школы левченко анастасия леонидовна. Введение диссертации по педагогике, на тему "Методика профильного обучения биологии в старших классах общеобраз

Статья « Особенности преподавания биологии в профильных классах »

В XX в. динамичное развитие биологического познания позволило открыть молекулярные основы живого и непосредственно приблизиться к решению величайшей проблемы науки - раскрытию сущности жизни. Радикально изменились и сама биология, и ее место, роль в системе наук, отношение биологической науки и практики. Биология постепенно становится лидером естествознания. Без широкого знания биологических закономерностей невозможно сегодня не только успешное развитие сельского хозяйства, здравоохранения, охраны природы, но и всего нашего общества. Социально - политические преобразования в стране в последние годы, создали условия для многостороннего процесса широких изменений в сфере образования. Биология - это ключевой предмет сегодняшней школы, она важна как предмет, способствующий формированию и обогащению духовного мира человека. Решению задач модернизации современной общеобразовательной школы способствует дифференциация обучения, предполагающая углубление знаний в определенной области познания, вызывающая наибольший интерес у школьников, с которой они связывают свою дальнейшую профессиональную специализацию.

Основной государственный документ, посвященный развитию образования в России - одобренная Правительством РФ Концепция модернизации образования (Распоряжение Правительства от 29 декабря 2001 г. № 1756-р) - говорит о необходимости отработки и реализации “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда”.

Для построения исходной структуры профильного обучения в старших классах предлагается три компонента в содержании образования старшеклассников:

Базовый (инвариантный, общеобразовательный) компонент: курсы, изучаемые на общеобразовательном, базовом уровне; по своему содержанию и системе требований к выпускникам отвечают базовым (общеобразовательным) стандартам;

Профильный компонент: ряд курсов, изучаемых по выбору на углубленном уровне (этот набор и определяет профильность обучения);

Элективный компонент (компонент по выбору): ряд курсов, изучаемых по выбору; по своему содержанию данные курсы должны выходить за рамки профильных и базовых стандартов. Школа может использовать элективный компонент на специализацию внутри профиля: например, могут выстраиваться специализации: Медицина, Промышленные технологии, Сельскохозяйственные технологии, Психология, Гид-переводчик, Военное дело, Дизайн и т.д..

Курс биологии - важное звено в системе естественнонаучного образования. Сложные общеобразовательные задачи профилизации на старшей ступени не могут быть успешно решены, если к изучению систематического курса биологии не готовить учащихся с первых лет обучения биологии в школе, не ориентировать их на проведение наблюдений в природе, на знакомство с многообразием видов растений и животных, на познание своего организма.

В рамках предпрофильного обучения необходимо с самых первых уроков биологии в 5 классе в структуру урока вводить не только тестовый материал, выполнение лабораторных работ, заданий на сравнение, обобщение, работы с учебным текстом и рисунками, но и задачи прикладного характера. На уроках использую мультимедийные средства обучения, включаю в презентации много наглядных рисунков, анимаций, видеороликов, использую компьютерные формы контроля. В работе с 5 по 11 класс мне помогает УМК линии И.Н.Пономаревой.

Профилировать учащихся можно фактически из урока в урок. Важно в обучении использовать системно - деятельностный подход , благодаря которому у учащихся развиваются умения: описывать, распознавать, определять, классифицировать, объяснять, сравнивать, анализировать биологические объекты и явления. Например, при изучении клетки в 6 классе мы обучаем детей распознавать растительные клетки, их разнообразие и строение. В 7 классе закрепляем знания о клетке и учим сравнивать животную и растительную клетку, в старших классах анализируем связь строения и функций органоидов клетки и рассматриваем клетку как целостную систему. За годы обучения у школьников формируются основные компетенции: информационные, учебно-познавательные, общекультурные, коммуникативные, формируется системное мышление, понимание основополагающих теорий и законов биологии.

Цель профильного обучения биологии в старших классах - подготовка биологически и экологически грамотной, свободной личности, которая понимает значение жизни как наивысшей ценности, строит свои отношения с природой на основе уважения к жизни, человеку, окружающей среде - земной и космической; обладает эволюционным и экологическими стилями мышления, экологической культурой; способностью ориентироваться в биологической и пограничных с ней областях картины мира; обладает знаниями методов, теорий, стилей мышления, областей практического применения биологических закономерностей, необходимых для плодотворной деятельности в любой области материальной или духовной культуры, в частности, для постановки и решения проблем охраны видов и экосистем, ведения здорового образа жизни и успешного сотрудничества со специалистами - биологами, экологами, врачами, инженерами и др.

В рамках темы «Человек как житель биосферы» в 9 классе на уроке рефлексии: «Оценка качества питьевой воды» на этапе локализации индивидуальных затруднений возник вопрос: «Каковы санитарно-гигиенические нормы качества питьевой воды», в ходе построения проекта проблема вызвала затруднения, при обобщении которых ребята поинтересовались: «Можно ли определить качество питьевой воды в водопроводном кране нашей школы?». Так предметный проект превратился в надпредметный интегрированный исследовательский проект «Вода, которую мы пьем», важно, что учащиеся самостоятельно обнаружили и сформулировали учебную проблему, определили цель учебной деятельности, выбрали тему проекта, выдвинули версии решения проблемы, самостоятельно нашли средства достижения цели, составили в группе план решения проблемы (выполнили проект), защитили проект и результаты представили общественности.

В основе профильного биологического образования должен быть особенный курс биологии, построенный на основе принципов систематичности воспитывающего и развивающего характера обучения, преемственности, широкой дифференциации при минимально необходимых образовательных стандартах. Содержание курса должно отражать систему понятий биологии, ее место в культуре, а структура соответствовать закономерностям развития познавательных возможностей школьников. В зависимости от направления, выбранного школьниками, они могут получить биологическое образование разного уровня - базового или углубленного.

При переходе на профильное обучение педагог стоит перед необходимостью выбора учебно-методического комплекта (УМК), который в той или иной степени помог бы решить проблемы содержания, методов и технологий обучения. Переход должен быть логичным, поэтому с 5 класса я работаю по линии И.Н. Пономаревой , мне помогают ее методические пособия во всех классах. В учебниках для 10–11-х классов «Общая биология» под ред. И.Н. Пономаревой отражен современный уровень научных биологических знаний. Ему соответствует и принципиально новое построение учебников, учитывающее особенности профильного обучения. Изложение основ различных биологических наук воплощено в определенном структурировании материала учебников: основное ядро знаний и два дополнительных компонента – общеобразовательный и профильный. Такое разделение учебного материала обеспечивает необходимый уровень знаний, который соответствует тому выбору, который учащиеся сделали относительно своего будущего образования или рода деятельности. Таким образом, для общеобразовательного профиля в учебнике предусмотрены модули для гуманитарного и общеобразовательного профиля. В оглавлении они выделены разными цветами, что позволяет легко в нем ориентироваться. Каждый образовательный модуль может использоваться отдельно или, по усмотрению учителя, дополняя другие. При переходе на стандарты 2 поколения предлагаются учебники для 10-11 классов базового и профильного уровня.

Изучение биологии на профильном уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

Освоение системы биологических знаний: основных биологических теорий, идей и принципов, лежащих в основе современной научной картины мира; о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;

Ознакомление с методами познания природы: исследовательскими методами биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); методами самостоятельного проведения биологических исследований (наблюдения, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотного оформления полученных результатов; взаимосвязью развития методов и теоретических обобщений в биологической науке.

Чтобы пробудить в детях желание изучать биологию в профильных классах в среднем звене использую предметное игровое моделирование. В ходе изучения темы «Природное сообщество» детям раздаются карточки с названием растений, растительноядных и плотоядных животных, бактерий, грибов, дается задание: взявшись за руки, составьте цепь питания. Таким образом, обучающиеся запоминают, что «цепи питания» начинаются с растений – это 1 звено. Второе звено цепи – растительноядные животные. Третье звено – насекомоядные или хищные животные и заканчиваются цепи организмами-разрушителями органического вещества. Обучающиеся анализирует, что произойдет с цепочкой, если из нее исключить отдельное звено.

Метод самостоятельного проведения биологических исследований - создание информационной модели школьного двора. Которая вот уже пятый год воплощается в реальность на нашем пришкольном участке благодаря социальному проекту «Школа – мой второй дом». Наш проект – результат совместной деятельности детей и взрослых, доказательство способности детей предлагать идеи и варианты решения пусть и не глобальных, но важных социальных и экологических вопросов.

О владение умениями самостоятельно находить, анализировать и использовать биологическую информацию; обосновывать и соблюдать меры профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции, правила поведения в природе и обеспечения безопасности собственной жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; характеризовать современные научные открытия в области биологии пользоваться биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между развитием биологии и социально-экономическими и экологическими проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по отношению к собственному здоровью и окружающей среде (проект «Дары малых рек Успенского района»).

Воспитание убежденности в познаваемости живой природы, сложности и самоценности жизни как основы общечеловеческих нравственных ценностей и рационального природопользования (изучение организмов, занесенных в Красную книгу).

Приобретение компетентности в сохранении собственного здоровья (соблюдение мер профилактики заболеваний, обеспечение безопасности жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера), в рациональном природопользовании (соблюдение правил поведения в природе, сохранения равновесия в экосистемах, охраны видов, экосистем, биосферы) и на основе использования биологических знаний и умений в повседневной жизни.

В рамках предпрофильной подготовки учащихся важно проводить элективные курсы в 9 классе. Курсы «Заповедники Российской Федерации» «Гематология» «Мир растений» обеспечивают переход на профильное обучение в 10-11 классах в рамках естественнонаучного профиля школы.

Для усиления экологической направленности обучения наряду с инвариантной частью - курсом общей биологии - в содержание образования в старшем звене могут входить элективные курсы по экологии и биосфере. В случае усиления медикобиологической направленности обучения наряду с курсом общей биологии целесообразно вести курсы “Здоровье и окружающая среда”, “Основы цитологии и гигиены”. Сельскохозяйственную направленность химико-биологическому профилю придадут курсы по физиологии растений с основами растениеводства, по физиологии животных, генетике и селекции.

Внеурочная работа по биологии является наиболее подвижной формой обучения и воспитания учащихся, содержание и методика которой определяется учителем в зависимости от его опыта и возможностей, интереса учащихся. Эта работа может быть групповой, индивидуальной. При этом у школьников заметно меняется характер оценочных суждений, вырабатываются привычки следовать экологическим нормативам в личных поступках и поведении, появляется потребность придерживаться здорового образа жизни.

Исследовательская деятельность моих учащихся основана на проектах социальной направленности, они нацеливают на глубокое изучение проблемы, предполагают наличие основных этапов, характерных для научного исследования: обозначение задач исследования, выдвижение гипотез, формулирование выводов . Мы изучаем экологическую обстановку нашей Малой Родины, качество Кубанских товаров.

Результаты проектно-исследовательской деятельности ребята представляют общественности (в первую очередь учащимся нашей школы) в форме устных журналов. Журнал «Просит помощи Земля» состоит из 3 страниц: первая «Воздух», вторая «Вода», третья «Биосфера» и каждая – результат исследований в природе.

В заключении хочется отметить, что разумное использование возможностей всех компонентов базисного учебного плана школы создает лучшую, а главное, реалистическую возможность для достижения целей модернизации биологического образования подрастающего поколения нашей Родины.

– профильный (11–12-й классы средней (полной) школы).

С целью усиления воспитательного и развивающего потенциала биологического образования, увеличения его вклада в общекультурную подготовку учащихся следует:

– расширить знания прикладного характера, в том числе по основам санитарии и гигиены, составляющие основу понимания необходимости ведения здорового образа жизни, борьбы с вредными привычками, распространением СПИДа;

– повысить экологическую направленность содержания биологических знаний, обеспечивающих воспитание экологической грамотности, осознание необходимости сохранения системы «человек–природа–общество»;

– увеличить долю знаний этического, эстетического, гуманитарного характера, составляющих основу формирования ценностной ориентации к объектам живой природы, к человеку как одному из объектов живой природы.

особенность содержания профильного обучения

Профильное обучение – это средство профессионального самоопределения. Следовательно, содержание образования должно быть ориентированно на будущее профессиональное образование и на будущую профессиональную деятельность.

В соответствии с Концепцией профильного обучения содержание образования в профильных классах должно формироваться из учебных предметов трех типов: базовые общеобразовательные (непрофильные), профильные общеобразовательные, элективные. Реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала по непрофильным предметам, частично за счет интеграции (во избежание перегрузки). Элективные курсы совместно с профильными должны обеспечить, во-первых, преемственность содержания общего и профессионального образования, во-вторых, мотивированный выбор профессионального образования и будущей профессиональной деятельности.

По ряду предметов – базовым курсам – завершается базовое образование.

По ряду предметов – профильным курсам – подготовка расширяется и углубляется.

На элективных курсах подготовкаспециализируется, расширяется или дополняется – по выбору учащихся

Профильный этап изучения биологии, (11–12-й классы средней (полной) школы

В средней (полной) школе в наибольшей мере реализуются принципы демократизации и дифференциации образования. Учащиеся получают право выбрать один из предлагаемых профилей обучения: гуманитарный, общеобразовательный, биолого-химический, физико-математический и др.

В небиологическом профиле должно присутствовать инвариантное ядро общеобразовательной подготовки по биологии. В биолого-химическом, где увеличено время на изучение биологии до 3–4 ч в неделю, углубление может идти по нескольким направлениям: экологическому, медицинскому, сельскохозяйственному и др. Профильная школа не является обязательной для всех и имеет своей целью подготовку учащихся к выбору будущей профессии и продолжению образования в вузе.

Изучение биологии на профильном этапе может осуществляться в рамках систематических курсов, включающих инвариантное ядро содержания, но отличающихся по объему и глубине изложения материала, а также прикладной направленности. В соответствии со спецификой учебно-воспитательных задач в классах того или иного профиля инвариантное ядро содержания дополняется его вариативной составляющей.

Курс биологии в старшей (профильной) школе раскрывает важнейшие законы жизни, индивидуального и исторического развития организмов, знакомит с замечательными открытиями последних лет в исследовании биологических систем разных уровней организации живой материи, развивает у школьников понимание величайшей ценности жизни, составляет базу для осознания экологических проблем и путей их решения. Он обеспечивает преемственность знаний, полученных в курсе общей биологии в 10-м классе. [...]

Реализации экспериментальных методов, применяемых в обучении биологии, будет способствовать система лабораторных работ, экскурсий в природу, знакомство с местными экосистемами, основными производствами, практическая работа учащихся на учебно-опытном участке, самонаблюдения. Наряду с традиционными формами и методами обучения должны применяться моделирование ситуаций научного поиска, учебные и деловые игры.

  • Голубева Елена Александровна , студент
  • Вологодский государственный университет
  • КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД
  • ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
  • БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
  • ПРОФИЛИЗАЦИЯ
  • КОМПЕТЕНЦИИ
  • МЕТОД ПРОЕКТОВ
  • ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
  • ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
  • ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Профильное обучения в старших классах средней общеобразовательной школы являются одним из направлений модернизации системы образования. В данной статье сделана попытка рассмотреть особенности эффективной организации профильного обучения биологии.

  • Использование облачных сервисов в работе школьного учителя
  • Развитие учебной деятельности на уроках биологии средствами информационных технологий
  • Горизонтальное и вертикальное развитие учебной деятельности средствами информационных технологий
  • Проблемно-поисковая деятельность учащихся на уроке биологии
  • Познавательная самостоятельность как путь самореализации личности в обучении

Модернизация системы образования в России имеет несколько направлений, одно из которых организация системы профильного обучения в старших классах средней общеобразовательной школы. Сегодня особенности профилизации в школе связаны со всевозможными путями ее реализации.

В ключевом нормативном документе по данному вопросу «Концепция профильного обучения» отмечено, что профильное обучение предполагает учитывать самоопределение и способности учащихся.

Одним из главных понятий профильного уровня является компетентность – это способность к решению профессиональных и прикладных вопросов, благодаря компетенциям – знаниям, умениям, опыту.

В средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов № 8 г. Вологды профильная подготовка идет с VIII класса, это стало возможным за счет часов учебного компонента общеобразовательного учреждения. В учебном плане профильных классов дисциплины разделены на предметы базового и профильного уровней. При изучении предметов, отвечающих базовому стандарту учебного предмета, формируются представления о профобразовании и профессиональной области, понимание связи дисциплины с будущей профессией. Профильный уровень подготавливает к профессиональной деятельности, а также позволяет приобрести практический опыт деятельности.

Биология - это один из предметов естественно-научного цикла, позволяющий обогащать и формировать внутренний мир человека.

Смысл профильного обучения биологии заключается в формировании свободной личности, грамотной биологически и экологически, понимающей значение жизни как наивысшей ценности, умеющей выстраивать свои взаимоотношения с природой на основе уважения к жизни, человеку, окружающей среде.

Структура и содержание курса биологии отвечает закономерностям развития познавательных возможностей обучающихся, а также показывает систему понятий биологии, ее место в культуре. Обучающиеся могут выбрать направление биологического образования - базовое или профильное. Для базового уровня характерно применение объяснительно-иллюстративных методов. В классах с профильным уровнем обучающиеся включаются в проектную деятельность: информационную, творческую, исследовательскую, имеющую практическую направленность . Это позволяет развивать биологические компетенции и качественно усваивать биологические знания.

В естественнонаучном цикле предметов уроки биологии занимают важное место. Часть общеобразовательных задач профилизации старшей ступени могут быть решены, если с первых уроков биологии заниматься в системе подготовкой обучающихся к проведению наблюдений в природе, знакомить школьников с многообразием растительного и животного мира, учить познанию своего организма. В структуру урока необходимо вводить задания различного типа: решение тестовых заданий и расчетных задач, выполнение лабораторных и практических работ, составление сводных таблиц, работы с текстом и рисунками, а также решение задач прикладного характера. Умения описывать, распознавать, определять, классифицировать, объяснять, сопоставлять, анализировать биологические объекты и явления развиваются при использовании системно-деятельностного подхода в обучении биологии. В результате обучения у школьников формируются базовые компетенции: учебно-познавательные, исследовательские, общекультурные, коммуникативные; развивается системное мышление, восприятие фундаментальных теорий и закономерностей биологии.

Особенностью методической работы учителя в профильных классах являются: освоение содержания новых учебно-методических комплексов, методов реализации компетентностного подхода. Нельзя не отметить, что применение современных педагогических и информационных технологий развивают познавательную активность и познавательную самостоятельность обучающихся. При этом уместно использовать комплексный подход в применении методов профильного обучения: дифференцированное обучение, учет индивидуальных особенностей обучающихся, модульное обучение, проектный метод. Применяются современные технологии обучения в профильных классах: обучение на коммуникативно-познавательных и проблемно-поисковых основах, использование информационно-коммуникативных технологий и исследовательского метода обучения .

На уроках биологии процесс обучения необходимо преобразовать таким образом, чтобы мышление преобладало над памятью, а самостоятельная работа обучающихся - над монологом педагога. Одним из современных подходов к обучению является деятельностный подход, который ориентирован на усвоение знаний и способность использовать их на практике.

Целесообразное использование ресурсов всех компонентов базисного учебного плана школы создает оптимальную возможность для достижения целей модернизации биологического образования.

В результате на основе профильного обучения сформировалась определенная технология по организации учебного процесса: 1) предпрофильная подготовка учащихся; 2) комплекс профориентационных услуг; 3) анкетирование учащихся; 4) анализ результатов опроса обучающихся; 5) диалог с родителями обучающихся; 6) составление перечня спецкурсов и утверждение их на методическом совете; 7) создание системы средств контроля за качеством обучения школьников; 8) учебные предпрофильные курсы, с целью повышения качества набора обучающихся в профильные классы; 9) уточнение учебного плана школы; 10) составление плана отчетности и ведения документации в классах профильного обучения; 11) контроль за качеством обученности; 12) оценка качества знаний учащихся по предметам базового и профильного уровня; 13) привлечение обучающихся для участия в творческой деятельности и исследовательских проектах; 14) участие в олимпиадном движении школьного, муниципального и регионального уровней .

Такая организация профильного обучения делает возможным учителю обстоятельно подготовить обучающегося к продолжению образования. Выпускники школы поступают в высшие учебные заведения области и страны. Таким образом, согласно «Концепции профильного обучения» обучающимся старших классов предоставляется право самостоятельно выбирать вариант обучения в старших классах по какому-либо определенному профилю. Эффективность, функциональность и индивидуальность образования в школе - это основная идея обновления старшей ступени общего образования. Обучение в профильной школе помогает школьникам реализовать свои индивидуальные склонности к образованию.

Список литературы

  1. Голубев О.Б. Учебные сетевые проекты в обучении математике как средство развития познавательной активности студентов-гуманитариев: автореф. дис. … канд. пед. наук / О.Б. Голубев. - Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. Ярославль, 2010. C.177
  2. Голубев О.Б., Никифоров О.Ю., Павлова Т.А. Профильная смена «Интернешка» // О.Б. Голубев. - Народное образование. 2014. № 2. С. 195-199.
  3. Голубев О.Б. Учебные сетевые проекты в обучении математике как средство развития познавательной активности студентов-гуманитариев: дисс…. канд. пед. наук / О.Б. Голубев. - Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. Вологда, 2010. C.23
  4. Голубев О.Б. Сетевые проекты в обучении информатике и математике / О.Б. Голубев. - Вологда, 2011. C.123

Профильное обучение – это средство профессионального самоопределения. Следовательно, содержание образования должно быть ориентировано на будущее профессиональное образование и на будущую профессиональную деятельность.

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Учитель профильного класса – продвинутый учитель. Он хорошо знает свой предмет, владеет методикой обучения своему предмету. Он владеет методикой профильного обучения.

Предмет биологии – объекты и процессы природы. Методика же биологии не занимается исследованием этих объектов, не открывает фактов и закономерностей в жизни растений и животных. Предмет ее исследования – процесс обучения и воспитания на материале конкретной дисциплины. Таким образом, предмет и задачи методики не совпадают с предметом и задачами соответствующей науки.

Задачи методики профильного обучения можно определить, исходя из целевых и функциональных аспектов профильного обучения. Как и дидактика, методика профильного обучения ищет ответы на вопросы:

  • - чему обучать? – определение содержания профильного обучения, разработка образовательных стандартов, учебных программ и методического сопровождения к учебному процессу;
  • - для чего обучать? – цели профильного обучения, связанные с мотивационно-ценностными ориентациями субъектов учебной деятельности;
  • - как обучать? – отбор дидактических принципов, методов и форм обучения, способствующих эффективности педагогической деятельности.

Средством подготовки учащихся к жизнедеятельности, в том числе профессиональной, является содержание образования.

Большинство авторов отмечают, что сущность содержания образования состоит в том, что оно выступает как социальная цель, социальный заказ общества системе образования в целом. Однако В.В. Краевский отмечает, что необходима педагогическая интерпретация этой категории, которая состоит в определении зависимости объема и структуры проектируемого содержания образования от закономерностей обучения и реальной специфики средств, с помощью которых педагог делает содержание образования достоянием обучаемого. В настоящее время существуют и развиваются три наиболее распространенные концепции содержания образования, представленные В.В. Краевским (Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – с. 8 – 10).

Содержание, методы, приемы, технологии современного образовательного процесса должны быть направлены на раскрытие и использование субъективного опыта каждого ученика и подчинены становлению личностно значимых способов познания через организацию целостной учебной деятельности. Усвоение учебных знаний, таким образом, из цели превращается в средство саморазвития ученика с учетом его жизненных ценностей и реальных индивидуальных возможностей.

В настоящее время наиболее обоснованной в педагогике считается структура содержания образования, предложенная И.Я. Лернером, которая включает в себя:

а) систему знаний, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании обучаемых адекватной диалектической картины мира, вырабатывает системный методологический подход к познавательной и практической деятельности;

б) систему общих интеллектуальных и практических умений и навыков, лежащих в основе множества конкретных видов деятельности;

в) основные черты творческой деятельности, обеспечивающие готовность к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности;

г) систему норм и отношений людей к миру и друг к другу, т.е. систему мировоззренческих и поведенческих качеств личности (Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980. – 86 с.).

Цели профильного обучения биологии имеют два аспекта: предметный и личностный. Когда обучение рассматривается с предметной (объективной) стороны, говорят о предметном аспекте целей обучения. Предметный аспект – это овладение обучающимися основами научных знаний, общая подготовка к практической деятельности и формирование научных убеждений.

Обучение, рассматриваемое с личностной (субъективной) стороны, включает цели, которые находятся в неразрывной связи с реализацией предметных целей. Личностный аспект – это развитие умения мыслить (овладение такими мыслительными операциями, как классификация, синтез, сравнение и т.п.), развитие творческих и познавательных способностей, а также таких психологических качеств, как восприятие, воображение, память, внимание, двигательная сфера, формирование потребностей, мотивов поведения и системы ценностей.

Чтобы управлять познавательной деятельностью, учитель должен уметь определять первоочередные цели, т.е. логику, последовательность (иерархию) конкретных целей для каждого этапа обучения с учетом перспектив дальнейшей учебной работы. Необходимо разъяснять учащимся ориентиры в учебной работе, обсуждать ее конкретные цели, чтобы учащиеся ясно и четко понимали их смысл

Целеполагание в педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности. Виды педагогических целей многообразны. Педагогические цели могут быть разного масштаба, они составляют ступенчатую систему. Можно выделить нормативные государственные цели образования, общественные цели, инициативные цели самих педагогов и учащихся.

В старшей ступени школы обучение строится на основе профильной дифференциации. Здесь – цели профильного обучения.

Цель образования – подготовка молодого поколения к активной общественной жизни. Цель обучения конкретнее: усвоение учащимися общеобразовательных знаний, формирование способов деятельности, научного мировоззрения.

Методы обучения в профильной школе должны, наряду со знаниями, способствовать усвоению способов деятельности. Все учащиеся должны иметь возможности для развития своих интеллектуальных способностей начальной исследовательской и проектной деятельности, освоения более сложного содержания, чем это предусматривается в образовательном стандарте.

Профильное обучение должно предполагать существенное увеличение использования таких методов, как самостоятельное изучение основной, дополнительной учебной литературы, других источников информации, обзорные и установочные лекции, лабораторные и лабораторно-практические занятия, семинары, собеседования, дискуссии, творческие встречи и др. Необходима информационная поддержка с помощью учебных видеофильмов, электронных текстов, ресурсов Интернета; очень важно проведение творческих конкурсов, публичных защит проектов; проведение эвристических контрольных работ; использование рейтинговых оценок успешности профильного обучения; экскурсии на предприятия, специализированные выставки, практики на оплачиваемых и учебных рабочих местах. Особое место среди методов профильного обучения должно занимать проектирование как основной вид познавательной деятельности.

Профильное обучение предполагает развитие иного характера субъект-субъектных отношений и содеятельности:

– выделение ученика как субъекта, признание его основной ценностью всего образовательного процесса; развитие его способностей как индивидуальных возможностей, признание того, что развитие индивидуальных способностей ученика – основная цель образования;

– изменение типа отношений между обучающими и обучаемыми, переход от авторитарного управления, подчинения и принуждения к сотрудничеству, взаиморегуляции, взаимопомощи, т.к. в коллективной деятельности каждый участвует в решении обсуждаемой проблемы и находит свои способы решения задачи, адекватные своим склонностям, интересам, индивидуальному темпу развития;

– разработку обучающих технологий, с учетом законов саморазвития и обеспечивающих реализацию основной цели образования посредством выявления и структурирования субъектного опыта ученика путем его согласования с общественно выработанным и социально значимым опытом;

– направленность учителя на учебные возможности учащихся; построение урока, направленного на создание условий самовыражения, самореализации, самостоятельности каждого ученика, избирательности к предметному содержанию; на раскрытие и максимальное использование субъектного опыта ребенка, выявление отношения ученика к знанию, учению; на стимулирование школьников к использованию разнообразных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; на применение активных форм общения (диалог, обсуждение, аргументация, дискуссия, дебаты);

– осуществление с помощью индивидуальных траекторий обучения выхода за рамки одного учебного предмета и даже существующей сегодня образовательной области и решение жизненно важных для ребенка проблем на интегральном уровне.

Эффективность процесса образования зависит (и это не единственная зависимость) от формы взаимодействия субъектов образовательного процесса. В традиционном образовании учитель сообщает информацию, ученик воспроизводит ее, причем оценка во многом определяется полнотой и точностью воспроизведения; при этом упускается из вида, что усвоение материала связано с его осмыслением. Интересно отметить, что А.Эйнштейн писал о современном обучении: «В сущности, почти чудо, что современные методы обучения еще не совсем удушили святую любознательность…» (Эйнштейн А. Физика и реальность. – М., 1965. – с. 5). Проблема заключается в том, чтобы найти удобные организационные формы, сохранить и развить открытость процесса образования на разных уровнях системы.

Ученики не просто усваивают готовые знания, а осознают, как они получены, почему в их основе лежит то или иное содержание, в какой мере оно соответствует не только научному знанию, но и личностно-значимым смыслам, ценностям (индивидуальному сознанию). Происходит своеобразный обмен знаниями, коллективный отбор его содержания. Ученик при этом – «творец» этого знания, участник его рождения. Учитель вместе с учениками осуществляет равноправную работу по поиску и отбору научного содержания знания, которое подлежит усвоению. При этих условиях усваиваемое знание не «обезличено» (отчуждено), а становится личностно-значимым.

Переход к профильному образованию обострил проблемы готовности преподавателей к поиску адекватных методов и технологий образования. Результаты исследований показали, что большинство учителей испытывают трудности по двум проблемам:

1. При перестройке позиции личности в отношениях с обучающимися – от авторитарного управления к совместной деятельности и сотрудничеству.

2. При переходе от преимущественной ориентации на репродуктивные учебные занятия – на продуктивную и творческую учебную деятельность.

Даже при высоком уровне профессионального мастерства самой трудной задачей была смена личностной установки, становление сотворческой обстановки в процессе образовательной деятельности. Новый подход к организации образовательного процесса требует от педагога, чтобы в его сознании всегда было представлено сознание ученика. Учитель должен уметь, во-первых, организовывать понимание учащихся в коммуникации с ним, что достигается через:

– уход от многозначительности высказываний;

– иллюстрирование мысли примерами;

– удержание предмета обсуждения или фиксацию момента его смены на другой предмет;

Во-вторых, уметь исследовать фактическое непонимание учеников. Это означает выдвижение, практическую проверку и корректировку своей гипотезы о том, какие реальные смыслы «осели» в сознании ученика, какие остались скрыты и какие оказались искаженными.

В-третьих, уметь исследовать причины непонимания учеников. Работа с пониманием учеников – это всегда работа в конкретной и уникальной ситуации, к которой нельзя быть готовым заранее. И, тем не менее, при подготовке к занятию педагог может уже предусмотреть, как тот или иной ученик будет понимать происходящее в учебной ситуации. Эта работа связана с организационно-педагогическим сценированием, и его наличие в арсенале учителя говорит о высоком уровне педагогического профессионализма. Высший уровень мастерства будет задаваться тем, что педагог не только может сам организовать учебную ситуацию, провести исследование непонимания или диагностику, но еще и формирует у учеников эти способности.

Технологические карты по биологии с целеполаганиями учителя и ученика для школ разных типов.

Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуал ьной образовательной траектории.

На примере биологических дисциплин можно увидеть, как в образовательной программе школы акцентируются, или конкретизируются результаты образовательного стандарта для учителя:

  • - в школе с математическим уклоном учебные курсы биологии и экологии приобретут для ученика дополнительное целеполагание, интегрирующее знания о природе с математическим аппаратом исследования и анализа;
  • - для учащихся гуманитарных классов в целях биологических дисциплин будут доминирующим компонентом социализирующие цели, выводящие предметные знания на уровень биосоциальных структур и служащие поддержке процессам самопознания и самоопределения ученика;
  • - в школах с углубленным изучением естественнонаучных дисциплин цели обучения на уроках биологии и экологии будут служить расширению и углублению научных знаний, т. к. обучающиеся с высоким уровнем мотивации на предмет готовы к принятию такого целеполагания.

Технологическая карта урока для учителя.№1

Тема урока: «Клетка как живая система»

(для массовой школы)

Целеполагание для ученика

1. Знать названия и функции органоидов клеток.

2. Уметь различать на таблицах растительные, животные, грибные и бактериальные клетки по составу органоидов.

3. Знать сущность клеточной теории

Целеполагание для учителя

1. Предметные цели.


обучающихся.

Технологическая карта урока для учителя. №2

Тема урока: «Клетка как живая система»

(для школ математико-экономического профиля)

Целеполагание для ученика

1.Знать названия и функции 14 органоидов клеток.

4.Иметь представление о методах цитологии как науки и значении этой науки для практики. Уметь построить алгоритм исследования клетки в соответствии с конкретной задачей.

Целеполагание для учителя

1. Предметные цели.

Помочь обобщить знания предыдущих курсов о разных типах клеток;

  • -научить различать клетки по составу органоидов;
  • -познакомить с задачами и методами современной цитологии;
  • -познакомить с сущностью и историей создания клеточной теории;
  • -помочь отработать навыки работы со световым микроскопом.

2. Цели, отражающие развитие общеучебных умений и навыков
обучающихся.

  • организовать деятельность по отработке учениками навыков сравнения и сопоставления при изучении органоидов и разных типов клеток;
  • -познакомить учащихся с приемами мнемотехники при запоминании большого количества терминов.

3. Цели воспитательные, развивающие личностную мотивацию, социализирующие

Помочь учащимся осознать значение цитологических исследований в медицине;

Помочь учащимся сформировать связь между цитологическими знаниями и осознанным выбором каждым из них здорового образа жизни.

Технологическая карта урока для учителя. №3

Тема урока: «Клетка как живая система»

(для школ естественнонаучного профиля)

Целеполагание для ученика

Уметь нарисовать схему органоида, объяснить принцип работы

2.Уметь различать на таблицах растительные, животные, грибные и бактериальные клетки по составу органоидов. Уметь "сконструировать" заданный тип клетки.

3. Знать сущность клеточной теории. Уметь привести примеры к положениям клеточной теории.

4.Знать методы цитологии как науки и значении этой науки для практики. Знать области применения основных методов цитологии.

Знать правила работы с мик­роскопом, уметь приготовить и /или рассмотреть препарат

Целеполагание для учителя

1. Предметные цели.

Помочь обобщить знания предыдущих курсов о разных типах клеток;

  • -научить различать клетки по составу органоидов;
  • -познакомить с задачами и методами современной цитологии;
  • -познакомить с сущностью и историей создания клеточной теории;
  • -помочь отработать навыки работы со световым микроскопом.

2. Цели, отражающие развитие общеучебных умений и навыков
обучающихся.

  • -организовать деятельность по отработке учениками навыков сравнения и сопоставления при изучении органоидов и разных типов клеток;
  • -организовать отработку навыков системного мышления при анализе строения и функций клеток;
  • -познакомить учащихся с приемами мнемотехники при запоминании большого количества терминов.

3. Цели воспитательные, развивающие личностную мотивацию, социализирующие

Помочь учащимся осознать значение цитологических исследований в медицине;

Помочь учащимся сформировать связь между цитологическими знаниями и осознанным выбором каждым из них здорового образа жизни.


Технологическая карта урока для учителя. №4

Тема урока: «Клетка как живая система»

(для школ гуманитарного профиля)

Целеполагание для ученика

1.Знать названия и функции органоидов клеток. Уметь нарисовать схему органоида, объяснить принцип работы.

2.Уметь различать на таблицах растительные, животные, грибные и бактериальные клетки по составу органоидов.

Уметь различать их на схеме, рисунке и уметь назвать их составные части.

3. Знать сущность клеточной теории. Уметь привести примеры к положениям клеточной теории.

4.Иметь представление о методах цитологии как науки и значении этой науки для практики.

Целеполагание для учителя

1. Предметные цели.

Помочь обобщить знания предыдущих курсов о разных типах клеток;

  • -научить различать клетки по составу органоидов;
  • -познакомить с задачами и методами современной цитологии;
  • -познакомить с сущностью и историей создания клеточной теории;
  • -помочь отработать навыки работы со световым микроскопом.

2. Цели, отражающие развитие общеучебных умений и навыков
обучающихся.

  • организовать деятельность по отработке учениками навыков сравнения и сопоставления при изучении органоидов и разных типов клеток;
  • -организовать отработку навыков системного мышления при анализе строения и функций клеток;
  • -познакомить учащихся с приемами мнемотехники при запоминании большого количества терминов.

3. Цели воспитательные, развивающие личностную мотивацию, социализирующие

Помочь учащимся осознать значение цитологических исследований в медицине;

Помочь учащимся сформировать связь между цитологическими знаниями и осознанным выбором каждым из них здорового образа жизни.

Литература

1. Архипова В.В. Коллективная организационная форма учебного процесса. – СПб.: Интерс, 1995. – 135 с.

2. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. – Рига: Авотс, 1989. – 304 с.

3. Богин В.Г. Современная дидактика: теория практике / Под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. – М.: ИТО МИО, 1994. – 288 с.

4. Голуб Б.А. Основы общей дидактики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1999. – 96 с.

5. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. – М.: Просвещение, 1982.

6. Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине. – М.: Логос, 1994. – 208 с.

7. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 192 с.

8. Краевский В.В. Содержание образования: вперед к прошлому. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 36 с.

9. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980. – 86 с.

10. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения. – М.: Педагогика, 1997.

11. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Учеб. пособ. – М.: МПУ, РПА, 1996. – 268 с.

12. Ситаров В.А. Дидактика: Учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 368 с.

13. Хассард Дж. Уроки естествознания / Пер. с англ. – М.: Центр «Экология и образование», 1993. – 121 с.

М. П. Трунова,

заместитель директора по УВР,

учитель биологии,

ГБОУ «СОШ №588» ,

г. Санкт-Петербург

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: