Образность в искусстве. Художественный образ и его роль в искусстве. Основные типы художественного обобщения

Введение

Поскольку искусство входит в сферу духовной необходимости абсолютно каждого человека, оно (во все века и ныне!) является предметом горячих споров: что оно должно выражать и позиционировать? Каковы критерии оценки? И ведь каждый из нас является индивидом, имеющим собственное прочтение предметов искусства!

Этим определяется актуальность выбранной темы: художественный образ, как основная категория искусства, не только имеет целостность, обладает важной коммуникативной функцией, но и является, собственно, способом бытия произведения искусства. По словам великого немецкого философа Г. Гегеля «Каждое художественное произведение принадлежит народу», и перед нами стоит цель: разобраться в этом явлении, понять смысл, прочувствовать его. Именно образное мышление творца, создающего яркий, ни на что не похожий, особенный образ, помогает нам глубже воспринять действительность и жизненную необходимость общественно-социальных событий.

Художественный образ как атрибут искусства

Понятие, сущность и категории художественного образа

Если мы обратимся к философскому словарю, то увидим следующее определение понятия «образ»: «Образ - результат отражения объекта в сознании человека. На чувственной ступени познания образами являются ощущения, восприятия и представления, на уровне мышления - понятия, суждения и умозаключения. Образ объективен по своему источнику - отражаемому объекту и субъективен но способу (форме) своего существования» См. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/4605 . Специфической формой образа является художественный образ, отличающийся от научного понятия, прежде всего, связью материального, чувственного воплощения с художественным смыслом.

Художественный образ - наглядный, воспринимаемый и в то же время чувственный, воздействующий. По словам Л.С. Выготского «в конкретности художественного образа, обусловленного своеобразием ведущего к нему жизненно-психологического пути, его громадная сила, зажигающая чувство, возбуждающая волю, повышающая энергию» См. Выготский, Л.С. Психология искусства .

Своеобразие образа заключается в том, что «он есть нечто субъективное, идеальное; он не имеет самостоятельного бытия вне отношения к своему материальному субстрату - мозгу и к объекту отражения» См. http://iph.ras.ru/elib/2143.html . Образ настолько объективен по содержанию в отношении своего объекта, насколько верно его отражает. В то же время, образ не передает всей палитры богатства объекта и не исчерпывает его: «оригинал богаче своей копии» См. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/4605 .

В материалистической гносеологии понятие «образ» является фундаментальной категорией; оно употребляется по отношению к видам чувственного отражения и абстрактного мышления и рассматривается как сложное единство объективного и субъективного. Образ объективен по своему источнику - отражаемому объекту, и субъективен по способу (форме) своего существования. Важнейшей характеристикой субъективной формы является идеальный характер образа. Гносеологическое отношение образа и предмета основывается на различных видах соответствий, которые могут быть выражены с помощью математических понятий изоморфизма, гомоморфизма, автоморфизма, различных видов подобия, гомологии, многообразных геометрических отображений.http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/4605 http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/4256

В сфере чувственного отражения имеют место «относительно элементарные образы в виде ощущений, входящих в состав более сложных образов - восприятий, а также представлений, являющихся воспроизведением прошлых восприятий вещей». Те чувственные образы человека, которые посредством речи связаны с соответствующими понятиями о вещах, являются осознаваемыми. Свойство "быть идеальным образом" есть функциональное свойство деятельности субъекта. Признание образа «выражением или принадлежностью особой духовной субстанции есть идеалистическое понимание природы образа» http://www.grandars.ru/college/filosofiya/hudozhestvennyy-obraz.html .

При анализе произведения искусства выделяются основные черты художественного образа:

обобщенность, типичность; часто гротеск, гипербола, фантастика, аллегоричность, символика;

экспрессивность (индивидуально-эмоциональное отношение автора к предмету);

самодостаточность, поскольку, с одной стороны, это диалог автора и читателя, а с другой - как выражения основного содержания искусства.

ЦЕЛИ:

  • дать представление о сущности произведения искусства и его структуре;
  • сформировать навыки анализа произведений искусства;
  • выработать умение различать разные способы создания художественной образности и умение их объяснять и обосновывать.
ПЛАН:

1) Особенности произведения искусства.

2) Понятие и специфика художественного образа.

3) Основные типы художественного обобщения.

  • 1.Особенности произведения искусства

    Вопрос об особенностях произведения искусства - вопрос о том, что создается и воспринимается в искусстве.

    Произведение искусства - сложное образование, и его признаки относятся к разным явлениям и в содержательном, и в феноменологическом плане. Поэтому и анализ произведения искусства - большая сложность, и нужно удержать эти уровни и их диалектику.

    Эстетика дает методологию анализа, восприятия произведения искусства.

  • Произведение искусства может быть рассмотрено как трехуровневая система. Специфика произведения может быть раскрыта как существование, взаимодействие этих уровней. Конечно, произведение искусства, прежде всего, артефакт, продукт человеческой деятельности, и в этом нет еще ничего специфического. Но есть две важные особенности художественного артефакта: это артефакт, представляющий из себя особую вещь, это текст - предмет. Второе - это артефакт - текст, воплощающий и передающий определенную информацию; это осознанно сделанное сообщение, предназначенное человеком для человека, который будет его воспринимать. Произведение искусства, таким образом, это моделирование и трансляция определенной информации. Художник создает текст и знает, что создает текст как послание от себя другим людям. Художественная информация - текст, который человек должен уметь прочитать. Искусство - форма контакта одного человека с другим. Еще одна важная особенность художественных текстов - их эстетическое качество. Эстетическая организация самого текста основана на претензии творца создать нечто совершенное, и это эстетическое качество создается для воспринимающего. И, хотя современный реципиент искусства становится субъектом практической деятельности, если участвует в хэппенинге, например, но и здесь деятельность созерцательная, сотворческая, не с целью достижения практического результата. Художественные тексты современного искусства становятся все более зашифрованными, и, тем не менее, по природе этот текст все равно остается посланием, направленным публике.

    Что же несет текст как продукт художественной деятельности?

    Здесь тоже два уровня. Сразу перейдем на уровень информации в чистом виде к содержанию произведения искусства. В современном искусстве информация уже не носит предметно-познавательного характера, искусство уже не передает знание о действительности. В ХХ веке эстетика пришла к выводу о том, что искусство несет ценностную информацию , информацию о значимости мира для человека и об отношении человека к миру. Но и ценностная информация имеет в искусстве определенную специфику. Если эта информация носит телесно-побудительный характер (надпись на столбе: не влезай - убьет), этого недостаточно. Искусство моделирует и передает духовно-ценностную информацию, информацию, которая несет жизнь человеческого духа.

    Вторая особенность информации - искусство дает своеобразный духовно-ценностный информационный синтез . Информация, которую мы называем художественной, это сплав различных типов информации: информация эстетического характера, информация мировоззренческая. Именно произведение современного искусства несет установку на мировоззренческую интерпретацию. Современное искусство часто моделирует определенные состояния, интенции человеческого сознания, но искусство осуществляет моделирование целостного типа сознания, в этом его задача специфика.

    Итак, с помощью текстов искусство моделирует особую реальность, делает видимым определенное сознание. Но, главное, как оно является человеку, как это дано нам и как обнаруживается в художественной деятельности.

    Искусство существует как особая, самоценная реальность, которая столь же условна, сколь и безусловна. Мы воспринимаем художественный мир, который не внешний по отношению к нам, но властно нас захватывает, превращает нас в часть себя, и чем сильнее мы втягиваемся, тем определенней говорим, что это художественный мир. Человек начинает чувствовать, что живет особой жизнью, и это касается любого произведения искусства. Почему реальность существует, в чем суть искусства?

  • 2. Понятие и специфика художественного образа

    Из социокультурной необходимости искусства вытекают его основные особенности: особое отношение искусства к действительности и особый способ идеального освоения, который мы находим в искусстве и который называется художественным образом. Другие сферы культуры - политика, педагогика обращаются к художественному образу, чтобы «элегантно и ненавязчиво» выразить содержание.

  • Художественный образ - это структура художественного сознания, способ и пространство художественного освоения мира, существования и общения в искусстве. Художественный образ существует как идеальная структура в отличие от произведения искусства, материальной реальности, восприятие которой рождает художественный образ.

    Проблема понимания художественного образа в том, что исходная семантика понятия образ фиксирует гносеологическое отношение искусства к действительности, то отношение, которое делает искусство неким подобием реальной жизни, прообразом. Для искусства XX века, отказавшегося от жизнеподобия, становится сомнительной его образная природа.

    Но все же опыт и искусства, и эстетики ХХ века говорит о том, что категория «художественный образ» необходима, поскольку художественный образ отражает важные аспекты художественного сознания. Именно в категории художественный образ аккумулируются важнейшие специфические особенности искусства, существование художественного образа обозначает границы искусства.

    Если подходить к художественному образу функционально, то он предстает как: во-первых, категория, обозначающая присущий искусству идеальный способ художественной деятельности; во-вторых, это структура сознания, благодаря которой искусство решает две важные задачи: освоение мира - в этом смысле художественный образ - способ освоения мира; и передачу художественной информации. Таким образом, художественный образ оказывается категорией, которая очерчивает всю территорию искусства.

    В произведении искусства можно выделить два слоя: материально-чувственный (художественный текст) и чувственно-сверхчувственный (художественный образ). Произведение искусства и есть их единство.

    В произведении искусства художественный образ существует в потенциальном, возможном, соотносительном с восприятием мире. У воспринимающего художественный образ рождается заново. Восприятие является художественным в той мере, в какой затрагивает художественный образ.

    Художественный образ выступает как специфический субстрат (вещество) художественного сознания и художественной информации. Художественный образ - это специфическое пространство художественной деятельности и ее продуктов. Переживания по поводу героев происходят в этом пространстве. Художественный образ - это особая специфическая реальность, мир художественного произведения. Она сложна по своей структуре, разномасштабна. Только в абстракции художественный образ может восприниматься как надындивидуальная структура, в реальности художественный образ «привязан» к субъекту, который его породил или его воспринимает, это образ сознания художника или воспринимающего

    Художественный образ реализуется через индивидуальное мироотношение, что приводит к вариантной множественности художественного образа, которая существует на уровне восприятия. А в исполнительских искусствах - и на уровне исполнения. В этом смысле оправдано употребление выражения «Мой Пушкин», «Мой Шопен» и т. д. И если задать вопрос, где же существует подлинная соната Шопена (в голове Шопена, в нотах, в исполнении)? Однозначный ответ на него вряд ли возможен. Когда мы говорим о «вариантной множественности», мы имеем в виду «инвариант». Образ, если он художественен, обладает определёнными характеристиками. Непосредственно данная человеку характеристика художественного образа - целостность. Художественный образ - не суммирование, он рождается в сознании художника, а затем воспринимающего скачком. В сознании творца он живет как самодвижущая реальность. (М. Цветаева - «Произведение искусства - рожденное, а не сотворенное»). Каждый фрагмент художественного образа обладает качеством самодвижения. Вдохновение - это психическое состояние человека, в котором зарождаются образы. Образы предстают как особая художественная действительность.

    Если обратиться к специфике художественного образа, то возникает вопрос: является ли образ образом? Можем ли мы говорить о соответствии между тем, что мы видим в искусстве и объективным миром, ведь главный критерий образности - это соответствие.

    Старое, догматическое понимание образа исходит из толкования соответствия и попадает впросак. В математике есть два понимания соответствия: 1) изоморфное - взаимно-однозначное, объект - копия. 2) гомоморфное - частичное, неполное соответствие. Образ какой реальности воссоздает для нас искусство? Искусство есть всегда преображение. Образ имеет дело с ценностной реальностью - именно она отражается в искусстве. Т. е. прообразом для искусства выступают духовно-ценностные отношения между субъектом и объектом. У них очень сложная структура и ее воссоздание - важная задача искусства. Даже самые реалистические произведения не дают нам просто копии, что не отменяет категорию соответствия.

    Объектом искусства является не объект как «вещь-в-себе», а объект, значимый для субъекта, т. е. обладающий ценностной предметностью. В субъекте важно отношение, внутреннее состояние. Ценность объекта может быть раскрыта только в соотнесенности с состоянием субъекта. Поэтому задача художественного образа - найти способ соединения субъекта и объекта во взаимосвязи. Ценностная значимость объекта для субъекта есть явленный смысл.

    Художественный образ есть образ реальности духовно-ценностных отношений, а не объекта самого по себе. И специфика образа определяется задачей - стать способом реализации в сознании другого человека этой особой реальности. Каждый раз образы есть воссоздание с помощью языка вида искусства определенных духовно-ценностных отношений. В этом смысле мы можем говорить о специфике образа вообще и об обусловленности художественного образа языком, с помощью которого он создается.

    Виды искусства разделяются на два больших класса - изобразительные и неизобразительные, в них по-разному существует художественный образ.

    В первом классе искусств, художественных языков моделируются ценностные отношения через воссоздание объектов и субъективная сторона раскрывается опосредовано. Такие художественные образы живут потому, что искусство пользуется языком, воссоздающим чувственную структуру - изобразительные искусства.

    Второй класс искусств моделируют с помощью своего языка реальность, в которой состояние субъекта дано нам в единстве с его смысловым, ценностным представлением, неизобразительные искусства. Архитектура - «застывшая музыка» (Гегель).

    Художественный образ - это особая идеальная модель ценностной реальности. Художественный образ выполняет моделирующие обязанности (что снимает с него обязанность полного соответствия). Художественный образ - это присущий художественному сознанию способ репрезентации реальности и одновременно - модель духовно-ценностных отношений. Именно поэтому художественный образ выступает как единство:

    Объективного - Субъективного

    Предметного - Ценностного

    Чувственного - Сверхчувственного

    Эмоционального - Рационального

    Переживания - Размышления

    Сознательного - Бессознательного

    Телесного - Духовного (При своей идеальности образ вбирает в себя не только духовно-психическое, но и телесно-психическое (психосоматическое), что объясняет эффективность его воздействия на человека).

    Соединение в искусстве духовного и телесного и становится выражением слияния с миром. Психологи доказали, что при восприятии происходит идентификация с художественным образом (через нас проходят его токи). Тантризм - слияние с миром. Единство духовного и телесного одухотворяет, очеловечивает телесность (жадно поедать пищу и жадно танцевать). Если мы испытываем чувство голода перед натюрмортом, то, значит, искусство не оказало на нас духовного влияния.

    Какими способами раскрывается субъективное, ценностное (интонационное), сверхчувственное? Общее правило здесь: все неизображаемое раскрывается через изображаемое, субъективное - через объективное, ценностное - через предметное и т. п. Все это реализуется в выразительности. За счет чего это происходит? Два варианта: первый - искусство концентрирует ту действительность, которая имеет отношение к данному ценностному смыслу. Это приводит к тому, что художественный образ никогда не дает нам полной передачи объекта. А. Баумгартен назвал художественный образ «сокращенной Вселенной».

    Пример: Петров-Водкин «Играющие мальчики» - его интересует не конкретика природы, индивидуальность (смазывает лица), а универсальные ценности. «Выброшенное» здесь не имеет значения, т. к. уводит от сути.

    Второй случай - подтекст. Мы имеем дело как бы с двойным образом. Именно подтекст оказывается наиболее выразительным. Подтекст побуждает наше воображение, а воображение опирается на наш личный опыт - именно таким образом мы включаемся.

    Еще одна важная функция искусства - преображение. Меняются контуры пространства, цветовое решение, пропорции человеческих тел, временной порядок (останавливается мгновение). Искусство дает нам возможность экзистенциального приобщения ко времени (М. Пруст «В поисках утраченного времени»).

    Всякий художественный образ есть единство жизнеподобного и условного. Условность - черта художественного образного сознания. Но минимум жизнеподобия необходим, поскольку речь идет о коммуникации. Разные виды искусства имеют различную степень жизнеподобия и условности. Абстракционизм - попытка открыть новую реальность, но сохраняет элемент сходства с миром.

    Условность - безусловность (эмоций). Благодаря условности предметного плана возникает безусловность ценностного плана. Мироощущение не зависит от предметности: Петров-Водкин «Купание красного коня» (1913 г.) - в этой картине, по признанию самого художника нашло выражение его предчувствие гражданской войны. Трансформация мира в искусстве есть способ воплощение мироощущения художника.

    Еще один универсальный механизм художественно-образного сознания: особенность трансформации мира, которую можно назвать принципом метафоры (условное уподобление одного предмета другому; Б. Пастернак: «…он был как выпад на рапире…» - о Ленине). Искусство раскрывает в качестве свойств некоторой реальности другие явления. Происходит включение в систему свойств, близких данному явлению, и, в то же время, противопоставление ему, сразу возникает некоторое ценностно-смысловое поле. Маяковский - «Адище города»: душа - щенок с обрывком веревки. Принцип метафоры - условное уподобление одного объекта другому, и чем дальше отстоят объекты, тем более метафора насыщена смыслом.

    Этот принцип работает не только в прямых метафорах, но и в сравнениях. Пастернак: благодаря метафоре искусство решает громадные задачи, которые и обусловливают специфику искусства. Одно входит в другое и насыщает это другое. Благодаря особому художественному языку (у Вознесенского: Я - Гойя, затем Я - горло, Я - голос, Я - голод) содержательно каждая следующая метафора наполняет другую: поэт - горло, с помощью которого озвучиваются некоторые состояния мира. Кроме того, внутренняя рифмовка и через систему ударений и аллитерацию созвучий. В метафоре срабатывает принцип веера - читатель разворачивает веер, в котором в свернутом виде уже все есть. Это действует во всей системе тропов: установление некоторого сходства и в эпитетах (выразительное прилагательное - деревянный рубль), и в гиперболах (преувеличенный размер), синекдохах - усеченных метафорах. У Эйзенштейна - пенсне доктора в фильме «Броненосец Потемкин»: когда доктора выкидывают за борт, на мачте остается пенсне доктора. Другой прием - сравнение, которое является развернутой метафорой. У Заболоцкого: «Прямые лысые мужья сидят как выстрел из ружья». В результате обрастание моделируемого объекта выразительными связями и выразительными отношениями.

    Важный образный прием - ритм, который приравнивает смысловые отрезки, каждый из которых несет определенное содержание. Происходит как бы сплющивание, сминание насыщенного пространства. Ю. Тынянов - теснота стихового ряда. В результате образования единой системы насыщенных отношений, возникает определенная ценностная энергетика, реализуемая в акустической насыщенности стиха, и возникает определенный смысл, состояние. Этот принцип универсален, по отношению ко всем видам искусства; в результате мы имеем дело с поэтически организованной действительностью. Пластическое воплощение принципа метафоры у Пикассо - «Женщина - цветок». Метафора создает колоссальную концентрацию художественной информации.

  • 3. Основные типы художественного обобщения

    Искусство - не пересказ действительности, но образ силы или тяги, через которую реализуется образное отношение человека к миру.

    Обобщение становится реализацией особенностей искусства: конкретное получает более общий смысл. Специфика художественно-образного обобщения: художественный образ соединяет воедино предметное и ценностное. Цель искусства - не формально-логическое обобщение, но концентрация смысла. Искусство дает смысл, относящийся кподобного рода объектам, искусство дает смысл ценностной логике жизни. Искусство говорит нам о судьбе, о жизни в ее человеческой наполненности. Таким же образом обобщаются реакции человека, поэтому применительно к искусству говорят и о мироощущении, и о миропонимании, и это всегда модель мироотношения.

    Обобщение происходит за счет трансформации того, что происходит. Абстрагирование - отвлечение в понятии, теория - система логической организации понятий. Понятие - репрезентация больших классов явлений. Обобщение в науке - ход от единичного к всеобщему, это мышление абстракциями. Искусство же должно удержать конкретность ценности и оно должно обобщать, не отвлекаясь от этой конкретики, именно поэтому образ - синтез единичного и общего, и единичность сохраняет свою отдельность от других объектов. Это происходит благодаря отбору, трансформации объекта. Когда мы смотрим на отдельные этапы мирового искусства, мы находим типологические устоявшиеся черты способов художественного обобщения.

  • Три основных типа художественного обобщения в истории искусства характеризуются различием содержания общего, своеобразием единичности, логикой соотношения общего и единичного. Выделим следующие типы:

    1) Идеализация. Мы находим идеализацию как тип художественного обобщения и в античности, и в средние века, и в эпоху классицизма. Суть идеализации - особое общее. В качестве обобщения выступает доведенные до некоторой чистоты ценности. Задача - выделить до чувственного воплощения идеальные сущности. Это присуще тем типам художественного сознания, которые ориентируются на идеал. В классицизме строго разделяются низкие и высокие жанры. Высокие жанры представляет, например, картина Н. Пуссена «Царство Флоры»: миф, представленный как фундаментальное бытие сущностей. Единичное здесь не играет самостоятельной роли, из этого единичного устраняются собственно неповторимые характеристики, и предстает образ самой неповторимой гармонии. При таком обобщении сиюминутные, бытовые характеристики действительности опускаются. Вместо бытового окружения возникает идеальный пейзаж, находящийся как бы в состоянии сновидения. Это логика идеализации, где цель - утверждение духовной сущности.

    2) Типизация. Тип художественного обобщения, характерный для реализма. Особенность искусства - раскрытие полноты этой реальности. Логика движения здесь от конкретного к общему, движения, которое сохраняет исходящую значимость самого конкретного. Отсюда особенности типизации: вскрыть общее в закономерностях жизни. Создается картина, закономерная для данного класса явлений. Тип - воплощение наиболее характерных особенностей данного класса явлений так, как они существуют в реальности. Отсюда связь типизации с историзмом мышления художника. Бальзак называл себя секретарем общества. Маркс узнал из романов Бальзака больше, чем из сочинений политэкономов. Типологическая особенность характера русского дворянина - выпадение из системы, лишний человек. Общее здесь требует особого единичного, эмпирически полнокровного, обладающего неповторимыми чертами. Сочетание уникального, неповторимого конкретного с общим. Здесь индивидуализация становится оборотной стороной типизации. Когда говорят о типизации, сразу говорят и об индивидуализации. При восприятии типических образов необходимо жить их жизнью, тогда и возникает самоценность этого конкретного. Возникают образы неповторимых людей, которые художник индивидуально выписывает. Так мыслит искусство, типизирующее действительность.

    Практика искусства XX века все перемешала, и реализм давно не оказывается последней инстанцией. XX век смешал все способы художественного обобщения: можно найти типизацию с натуралистическим уклоном, где искусство становится буквальным зеркалом. Впадение в конкретику, которая создает даже особую мифологическую реальность. Например, гиперреализм, создающий загадочную, странную и мрачную действительность.

    Но в искусстве XX века возникает и новый способ художественного обобщения. У А. Гулыги точное название этого способа художественного обобщения - типологизация. Пример - графические работы Э. Неизвестного. У Пикассо - портрет Г. Стайн - передача скрытого смысла человека, лицо-маска. Увидев этот портрет, модель сказала: я не такая; Пикассо сразу ответил: Вы будете такой. И она, действительно, стала такой, состарившись. Не случайно искусство XX века увлекается африканскими масками. Схематизация чувственной формы объекта. «Авиньонские девушки» Пикассо.

    Суть типологизации: типологизация родилась в эпоху распространения научных знаний; это художественное обобщение, ориентированное на многознающее сознание. Типологизация идеализирует общее, но, в отличие от идеализации, художник изображает не то, что видит, а то, что знает. Типологизация говорит об общем больше, чем об единичном. Единичное доходит до масштабности, клише, сохраняя некоторую пластическую выразительность. В театре можно показать понятие имперского, понятие хлестаковщины. Искусство обобщенного жеста, клишированной формы, где детали моделируют не эмпирическую, а надэмпирическую действительность. Пикассо «Фрукты» - схема яблока, портрет «Женщина» - схема женского лица. Мифологическая реальность, которая несет колоссальный социальный опыт. Пикассо «Кошка, держащая в зубах птицу» - картина, написанная им во время войны. Но вершина творчества Пикассо - это «Герника». Портрет Доры Маар - типологический образ, аналитическое начало, работа с образом человека аналитически.

  • Назовите характерные черты художественного образа?
  • Чем художественное познание мира отличается от научного?
  • Назовите и охарактеризуйте основные типы художественного обобщения.
  • Литература

    • Бычков В.В. Эстетика: Учебник. М. : Гардарики, 2002. - 556 с.
    • Каган М.С. Эстетика как философская наука. Санкт-Петербург, ТОО ТК «Петрополис», 1997. - С.544.
  • Художественным образом

    Художественный образ создается на основе средств: изображение, звук, языковая среда, - или комбинации нескольких. В художественном образе осваивается и перерабатывается творческой фантазией, воображением, талантом и мастерством художника специфический предмет искусства — жизнь во всем её эстетическом многообразии и богатстве, в ее гармонической целостности и драматических коллизиях. Художественный образ представляет собой неразрывное, взаимопроникающее единство объективного и субъективного, логического и чувственного, рационального и эмоционального, опосредствованного и непосредственного, абстрактного и конкретного, общего и индивидуального, необходимого и случайного, внутреннего (закономерного) и внешнего, целого и части, сущности и явления, содержания и формы. Благодаря слиянию в ходе творческого процесса этих противоположных сторон в единый, целостный, живой образ искусства художник получает возможность достигнуть яркого, эмоционально насыщенного, поэтически проникновенного и в то же время глубоко одухотворенного, драматически напряженного воспроизведения жизни человека, его деятельности и борьбы, радостей и поражений, поисков и надежд. На основе этого слияния, воплощаемого при помощи специфических для каждого вида искусства материальных средств (слово, ритм, звукоинтонация, рисунок, цвет, свет и тень, линейные соотношения, пластика, пропорциональность, масштабность, мизансцена, мимика, киномонтаж, крупный план, ракурс и т. д.), создаются образы-характеры, образы-события, образы-обстоятельства, образы-конфликты, образы-детали, выражающие определенные эстетические идеи и чувства. Именно системой Художественного образа связана способность искусства осуществлять свою специфическую функцию — доставлять человеку (читателю, зрителю, слушателю) глубокое эстетическое наслаждение, пробуждать в нем художника, способного творить по законам красоты и вносить красоту в жизнь. Через эту единую эстетическую функцию искусства, посредством системы Художественного образа проявляются его познавательное значение, мощное идейно-воспитательное, политическое, нравственное воздействие на людей.

    Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 222 | Нарушение авторского права страницы

    Мамугина В.П.

    Тамбовский государственный технический университет, e-mail: [email protected]

    Формированию духовной культуры ребенка в системе общего образования важное место отводится дисциплинам художественного цикла. Особые возможности предмета «Изобразительное искусство» определяются тем, что искусство вводит ребенка в мир природы, в историю, в мир красоты и нравственности, в мир характеров окружающих его людей. Общение с искусством позволяет знакомиться с опытом поколений и тем самым обогатить личный индивидуальный опыт.

    Личность, как известно, складывается не только исходя из генетических возможностей, способностей, но и из опыта других людей.

    В процессе сотворчества учителя и ученика на уроках изобразительного искусства необходимы знания, опыт деятельности (опыт чувств, переживаний, эмоций, творческой деятельности) становятся знаниями и опытом детей.

    Обновление, освобождение от излишнего рационализма в школьной программе по изобразительному искусству открывает возможности для духовного обогащения её содержания и решения задач художественного развития.

    Художественное обучение протекает в условиях воздействия на ребенка действительности и искусства. Эффективность процесса формирования художественной культуры, как части духовной, обеспечивается, как показывает опыт обучения детей, через следующие направления:

    • развитие художественного восприятия действительности и искусства;
    • формирование художественного образа;
    • знакомство с языком изобразительного искусства;
    • художественно-образное отображение действительности.

    Формирование восприятия у детей, во время занятий изобразительным искусством, должно быть связано не только с получением информации о физической сущности объектов действительности, а и эстетической. Важно работать над тем, чтобы оно развивалось в сторону видения мира сквозь призму искусства, переводилось на его художественный язык. Осуществление зрительно-изобразительного обобщения увиденного способствует перерастанию восприятия эстетического в художественное. Следует стремиться к достижению в процессе обучения эстетико-образного уровня, в котором соединяются эстетико-образные и познавательные элементы.

    Уровень эстетического восприятия предметов и явлений окружающего мира (пропорций, конструкции и т.д.) связан с умением определять их эстетические особенности. Учитель должен познакомить с ними детей и направлять процесс восприятия на познание конкретных сторон объектов. В процессе восприятия следует учитывать не только конкретно-чувственные условия отражения предмета, а и способность логически обосновать видимое эстетическое содержание. Субъективные впечатления должны анализироваться объективными знаниями предмета изображения.

    Глубина эстетического восприятия объектов действительности зависит от умения выделять в объектах эстетические качества. Этому способствует, прежде всего, привлекательность, интересность самих объектов: выразительные повороты, движения, пропорции, цветовые и тоновые отношения и т д.

    Важное место в эстетическом восприятии имеет также образно-словестная формулировка учителем задачи, направляющей процесс восприятия на познание сторон объекта. Например, что можно сказать об эстетических особенностях конструктивного строения формы (логичность, ясность, ритмичность или нелогичность, неясность, неритмичность и др.); каковы эстетические особенности пропорций (гармония или дисгармония, уравновешенное соотношение между основной формой и деталями или неуравновешенное); каковы эстетические особенности формообразующих линий (пластичность или угловатость, четкость или неясность и др.); какой характер движения модели (скованный или свободный и др.); какая форма по характеру (легкая, динамичная или тяжелая, статичная и др.).

    Для процесса развития восприятия следует учитывать не только конкретно-чувственные условия отражения предмета, но и осуществлять обучение логически обосновывать видимое эстетическое содержание. Субъективные впечатления должны анализироваться объективными знаниями, как предмета изображения, так и изобразительно-выразительных средств. Поэтому, формирование познания эстетического в объектах изображения невозможно без обучения знанию того, что определяет красоту. Вначале следует учить детей быстрому и точному словесному определению той или иной эстетической характеристики формы. Словесный анализ должен охватывать основные элементы натуры: фору, пропорции, движение, конструкцию, формообразующие линии.

    При анализе воспринимаемых объектов перед детьми следует ставить вопросы, направленные на активизацию процесса переработки видимого эстетического содержания через изобразительно-выразительные средства: при помощи каких графических средств можно передать такие черты образа восприятия, как грациозность, изящество, стройность; какими изобразительными средствами лучше передать, например, образ, который имеет характеристики – массивный, тяжеловесный; какие композиционные приемы, какой формат, цвет, фактуру бумаги использовать для создания образа спокойствия, умиротворенности и т.д.

    Обучение восприятию красивого и умению перерабатывать видимое эстетическое содержание сквозь призму изобразительного искусства следует также на основе восприятия произведений искусства. Анализ работ мастеров позволяет лучше увидеть художественно-выразительные возможности средств языка в изобразительном решении воспринимаемых объектов, на конкретных объектах убедиться в возможных вариантах изобразительного решения образа. Вместе с тем общение с произведениями искусства способствует усвоению социального опыта, накопленного человечеством: знание о мире; опыт способов деятельности; опыт творческой деятельности и эмоционально-ценност-ного отношения к миру.

    Развитие восприятия связано с формированием художественного образа. Образное воспроизведение предполагает отображение главных, характерных особенностей объектов наблюдения. Образная оценка, образное изображение основываются на синтезе эмоциональных и рациональных начал. В ходе восприятия происходит осмысление увиденного. Анализ основывается на выделении отдельных сторон предмета с последующим определение того, что является в нем главным. Умение выделять образную суть модели является высоким уровнем развития восприятия. Процесс формирования у школьников художественного образа представляет собой единство развития художественно-образного мышления и обучения созданию увиденного и осмысленного в объекте через изображение .

    Акцент на развитие эстетического восприятия делается в начальном образовательном звене. Это основа формирования эмоциональной отзывчивости, способности давать эмоциональную оценку чувственно воспринимаемых образов. С развитием аналитических способностей в среднем и мировоззренческих позиций в старшем школьном возрасте познавательный процесс направляется на изучение отдельных видов искусства.

    Создание выразительного изображения невозможно без знания художественных средств языка искусства. Художественно-выразительные средства являются той структурой и приемами, которые служат для воплощения зрительно-ассоциативной работы по образному воспроизведению мира. Изучение его художественно-организаторских (формат, характер расположения объектов и др.) и изобразительно-выразительных (контраст, нюанс, ритм, симметрия и др.) элементов способствуют достижению детьми соответствия между образом восприятия и его изобразительным решением. В процессе знакомства с художественно-выразительны-ми средствами они также постигают их функции, сущность которых заключается в следующем: охвате признаков вещей и явлений; выражении того, что нас наиболее привлекает; эффекте собственного воздействия изобразительно-выразитель-ных средств.

    Художественно-образное отображение реальной действительности будет достигнуто, если учитель в подготовке школьников сочетает обучение изобразительности и выразительности .

    Изобразительность в искусстве рассматривается как свойство художественного отражения, которое проявляется в сходстве отражения и отображаемого, свидетельствующее об истинности отражения. Выразительность же является свойством художественного отображения в виде образного решения. Изобразительность и выразительность достигается на основе правил и приемов изображения. Совокупность правил и приемов входит в понятие «изобразительная грамота». Она является одним из элементов художественного изображения. Сама по себе она не может создавать художественные изображения, а лишь правдоподобие предмета изображения.

    Отражение действительности в художественном произведении осуществляется в единстве изобразительности и выразительности . Это вытекает из сути художественного познания. Обучение созданию правдивого изображения на основе правил и законов изобразительной грамоты без обучения выражению идеи, образа приводит к выполнению работ изобразительных, но не выразительных. По характеру они ближе к познавательным работам, художественности в них недостаточно. Художественное же изображение основывается на переработке впечатлений действительности и выражении реальной действительности в форме художественного образа.

    Ребенок, которого с детства учат видению и пониманию красоты в действительности и в искусстве, знанию художественно-выразительных возможностей языка искусства, умению применять накопленный опыт в собственном художественно-изобразительном творчестве духовно обогащается. Участие ребёнка в художественной деятельности приобщает его к духовной культуре, делает его мир более содержательным и наполненным красотой.

    Литература

    1. Мамугина В.П. Проблема восприятия изобразительного искусства в начальных классах // Гаудеамус. Тамбов, 2002. № 1. С.
    2. Краткий словарь по эстетике / под ред. М.Ф. Овсянникова. М., 1983.
    3. Кузин В.С. Психология. М., 1982.

    ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ - один из важнейших терминов эстетики и искусствознания, который служит для обозначения связи между действительностью и искусством и наиболее концентрированно выражает специфику искусства в целом. Художественным образом обычно определяют как форму или средство отражения действительности в искусстве, особенностью которого является выражение абстрактной идеи в конкретной чувственной форме. Такое определение позволяет выделить специфику художественно-образного мышления в сравнении с другими основными формами мыслительной деятельности.

    Подлинно художественное произведение всегда отличается большой глубиной мысли, значительностью поставленных проблем. В художественном образе, как важнейшем средстве отражения действительности, сосредоточены критерии правдивости и реалистичности искусства. Соединяя реальный мир и мир искусства, художественного образа, с одной стороны, дает нам воспроизведение действительных мыслей, чувств, переживаний, а с другой - делает это с помощью средств, характеризующихся условностью. Правдивость и условность существуют в образе вместе. Поэтому яркой художественной образностью отличаются не только произведения великих художников-реалистов, но и те, которые целиком построены на вымысле (народная сказка, фантастическая повесть и др.). Образность разрушается и исчезает, когда художник рабски копирует факты реальности или когда он полностью уклоняется от изображения фактов и тем самым порывает связь с действительностью, сосредоточившись на воспроизведении своих различных субъективных состояний.

    Таким образом, как результат отражения действительности в искусстве, художественный образ представляет собой продукт мысли художника, однако мысль или идея, заключенные в образе, всегда имеют конкретночувственное выражение. Образами называют как отдельные выразительные приемы, метафоры, сравнения, так и целостные структуры (персонажи, характеры, произведение в целом и т. п.). Но сверх этого существует и образный строй направлений, стилей, манер и т. д. (образы средневекового искусства, Возрождения, барокко). Художественный образ может быть частью произведения искусства, но может быть и равным ему и даже его превосходить.

    Особенно важно установить взаимосвязь между художественным образом и художественным произведением. Иногда они рассматриваются в аспекте причинно-следственных связей.

    В этом случае художественный образ выступает как нечто производное от художественного произведения. Если произведение искусства - это единство материала, формы, содержания, т. е. всего того, с чем работает художник для достижения художественного эффекта, то художественный образ понимается лишь как пассивный результат, фиксированный итог творческой деятельности. Между тем деятельностный аспект в равной мере присущ как художественному произведению, так и художественному образу. Работая над художественным образом, художник часто преодолевает ограниченность первоначального замысла и порой материала, т. е.

    Роль художественного образа в изобразительном искусстве

    практика творческого процесса вносит свои поправки в самую сердцевину художественного образа. Искусство мастера здесь органически слито с мировоззрением, эстетическим идеалом, которые выступают основой художественного образа.

    Основными этапами, или уровнями, формирования художественного образа являются:

    Образ-замысел

    Художественное произведение

    Образ-восприятие.

    Каждый из них свидетельствует об определенном качественном состоянии в развитии художественной мысли. Так, от замысла во многом зависит дальнейший ход творческого процесса. Именно здесь происходит «озарение» художника, когда будущее произведение «вдруг» представляется ему в главных чертах. Конечно, это схема, но схема наглядная и образная. Установлено, что образ-замысел играет одинаково важную и необходимую роль в творческом процессе как художника, так и ученого.

    Следующий этап связан с конкретизацией образа-замысла в материале. Условно его называют образ-произведение. Это такой же важный уровень творческого процесса, как и замысел. Здесь начинают действовать закономерности, связанные с природой материала, и только здесь произведение получает реальное существование.

    Последним этапом, на котором действуют свои законы, является этап восприятия художественного произведения. Здесь образность не что иное, как способность воссоздать, увидеть в материале (в цвете, звуке, слове) идейное содержание произведения искусства. Это умение видеть и переживать требует усилия и подготовки. В известной мере восприятие - это сотворчество, результатом которого является художественный образ, способный глубоко взволновать и потрясти человека, одновременно с этим оказать на него огромное воспитательное воздействие.

    Лекция: Художественный образ в искусстве.

    Художественным образом называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении. Художественный образ – это образ созданный автором с целью полно раскрыть описываемое явление действительности. В отличии от литературы и кино, изобразительное искусство не может передать движение и развитие во времени, но в этом есть и своя сила. В неподвижности живописного образа скрывается огромная сила, которая дает увидеть, пережить и понять именно то, что в жизни проноситься, не останавливаясь, лишь мимолетно и отрывочно касаясь нашего сознания. Художественный образ создается на основе средств: изображение, звук, языковая среда, - или комбинации нескольких. В х. о. осваивается и перерабатывается творческой фантазией, воображением, талантом и мастерством художника специфический предмет искусства - жизнь во всем её эстетическом многообразии и богатстве, в ее гармонической целостности и драматических коллизиях. X. о.

    Художественный образ в искусстве

    представляет собой неразрывное, взаимопроникающее единство объективного и субъективного, логического и чувственного, рационального и эмоционального, опосредствованного и непосредственного, абстрактного и конкретного, общего и индивидуального, необходимого и случайного, внутреннего (закономерного) и внешнего, целого и части, сущности и явления, содержания и формы. Благодаря слиянию в ходе творческого процесса этих противоположных сторон в единый, целостный, живой образ искусства художник получает возможность достигнуть яркого, эмоционально насыщенного, поэтически проникновенного и в то же время глубоко одухотворенного, драматически напряженного воспроизведения жизни человека, его деятельности и борьбы, радостей и поражений, поисков и надежд. На основе этого слияния, воплощаемого при помощи специфических для каждого вида искусства материальных средств (слово, ритм, звукоинтонация, рисунок, цвет, свет и тень, линейные соотношения, пластика, пропорциональность, масштабность, мизансцена, мимика, киномонтаж, крупный план, ракурс и т. д.), создаются образы-характеры, образы-события, образы-обстоятельства, образы-конфликты, образы-детали, выражающие определенные эстетические идеи и чувства. Именно о системой X. о. связана способность искусства осуществлять свою специфическую функцию - доставлять человеку (читателю, зрителю, слушателю) глубокое эстетическое наслаждение, пробуждать в нем художника, способного творить по законам красоты и вносить красоту в жизнь. Через эту единую эстетическую функцию искусства, посредством системы X. о. проявляются его познавательное значение, мощное идейно-воспитательное, политическое, нравственное воздействие на людей

    2)Идут по Руси скоморохи.

    В 1068 году впервые упоминаются в летописях скоморохи. Образ, который возникает в голове – ярко раскрашенное лицо, смешная непропорциональная одежда и обязательный колпак с бубенчиками. Если еще подумать, то можно представить рядом со скоморохом какой-нибудь музыкальный инструмент, вроде балалайки или гуслей, не хватает еще медведя на цепи. Впрочем, такое представление вполне оправдано, ведь еще в четырнадцатом веке именно так изобразил скоморохов монах-переписчик из Новгорода на полях своей рукописи. Истинных скоморохов на Руси знали и любили во многих городах – Суздале, Владимире, Московском княжестве, по всей Киевской Руси. Скоморохи прекрасно плясали, раззадоривая народ, превосходно играли на волынках, гуслях, стучали в деревянные ложки и бубны, дудели в гудки. Народ называл скоморохов «веселыми молодцами», сочинял про них истории, пословицы и сказки. Однако, несмотря на то, что народ приветливо относился к скоморохам, более знатные слои населения – князья, духовенство и бояре, на дух не переносили веселых насмешников. Это было связано как раз с тем, что скоморохи их с удовольствием высмеивали, переводя в песни и шутки самые неблаговидные дела знати и выставляя простому народу на посмешище. Скоморошье искусство стремительно развивалось и вскоре скоморохи не только плясали и пели, но также становились актерами, акробатами, жонглерами. Скоморохи стали выступать с дрессированными животными, устраивать кукольные спектакли. Однако, чем больше высмеивали князей и дьячков скоморохи, тем больше усиливались гонения на это искусство. Новгородских скоморохов стали притеснять по всей стране, некоторые из них хоронились в глухих местах под Новгородом, кто-то уезжал в Сибирь. Скоморох – это не просто шут или клоун, это человек, который разбирался в социальных проблемах, и в своих песнях и шутках высмеивал людские пороки. За это, кстати, на скоморохов и начались гонения в эпоху позднего средневековья. Законами того времени предписывалось скоморохов сразу смертельно избивать при встрече, и они не могли откупиться от экзекуции. Постепенно все скоморохи на Руси повывелись, а вместо них появились бродячие шуты из других стран. Английских скоморохов называли вагантами, немецких скоморохов – шпильманами, а французских – жонгерами. Искусство бродячих музыкантов на Руси сильно изменилось, но такие изобретения, как кукольный театр, жонглеры и дрессированные животные остались. Точно также, как и остались бессмертные частушки и былинные сказания, которые сочиняли скоморохи

    Художественным образом называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении.

    Художественный образ – это обобщенное представление о действительности, отношение к жизни, к окружающему миру, выраженное языком искусства.

    В отличии от литературы и кино, изобразительное искусство не может передать движение и развитие во времени, но в этом есть и своя сила. В неподвижности живописного образа скрывается огромная сила, которая дает увидеть, пережить и понять именно то, что в жизни проноситься, не останавливаясь, лишь мимолетно и отрывочно касаясь нашего сознания.

    Художественный образ создается на основе средств: изображение, звук, языковая среда, - или комбинации нескольких. В художественном образе осваивается и перерабатывается творческой фантазией, воображением, талантом и мастерством художника специфический предмет искусства — жизнь во всем её эстетическом многообразии и богатстве, в ее гармонической целостности и драматических коллизиях. Художественный образ представляет собой неразрывное, взаимопроникающее единство объективного и субъективного, логического и чувственного, рационального и эмоционального, опосредствованного и непосредственного, абстрактного и конкретного, общего и индивидуального, необходимого и случайного, внутреннего (закономерного) и внешнего, целого и части, сущности и явления, содержания и формы.

    Художественный образ как форма мышления в искусстве

    Благодаря слиянию в ходе творческого процесса этих противоположных сторон в единый, целостный, живой образ искусства художник получает возможность достигнуть яркого, эмоционально насыщенного, поэтически проникновенного и в то же время глубоко одухотворенного, драматически напряженного воспроизведения жизни человека, его деятельности и борьбы, радостей и поражений, поисков и надежд. На основе этого слияния, воплощаемого при помощи специфических для каждого вида искусства материальных средств (слово, ритм, звукоинтонация, рисунок, цвет, свет и тень, линейные соотношения, пластика, пропорциональность, масштабность, мизансцена, мимика, киномонтаж, крупный план, ракурс и т. д.), создаются образы-характеры, образы-события, образы-обстоятельства, образы-конфликты, образы-детали, выражающие определенные эстетические идеи и чувства. Именно системой Художественного образа связана способность искусства осуществлять свою специфическую функцию — доставлять человеку (читателю, зрителю, слушателю) глубокое эстетическое наслаждение, пробуждать в нем художника, способного творить по законам красоты и вносить красоту в жизнь. Через эту единую эстетическую функцию искусства, посредством системы Художественного образа проявляются его познавательное значение, мощное идейно-воспитательное, политическое, нравственное воздействие на людей.

    ⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

    Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 221 | Нарушение авторского права страницы

    Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

    Художественным образом называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении.

    Художественный образ – это обобщенное представление о действительности, отношение к жизни, к окружающему миру, выраженное языком искусства.

    В отличии от литературы и кино, изобразительное искусство не может передать движение и развитие во времени, но в этом есть и своя сила. В неподвижности живописного образа скрывается огромная сила, которая дает увидеть, пережить и понять именно то, что в жизни проноситься, не останавливаясь, лишь мимолетно и отрывочно касаясь нашего сознания.

    Художественный образ создается на основе средств: изображение, звук, языковая среда, - или комбинации нескольких.

    21. Художественный образ: специфика и роль в системе искусства.

    В художественном образе осваивается и перерабатывается творческой фантазией, воображением, талантом и мастерством художника специфический предмет искусства — жизнь во всем её эстетическом многообразии и богатстве, в ее гармонической целостности и драматических коллизиях. Художественный образ представляет собой неразрывное, взаимопроникающее единство объективного и субъективного, логического и чувственного, рационального и эмоционального, опосредствованного и непосредственного, абстрактного и конкретного, общего и индивидуального, необходимого и случайного, внутреннего (закономерного) и внешнего, целого и части, сущности и явления, содержания и формы. Благодаря слиянию в ходе творческого процесса этих противоположных сторон в единый, целостный, живой образ искусства художник получает возможность достигнуть яркого, эмоционально насыщенного, поэтически проникновенного и в то же время глубоко одухотворенного, драматически напряженного воспроизведения жизни человека, его деятельности и борьбы, радостей и поражений, поисков и надежд. На основе этого слияния, воплощаемого при помощи специфических для каждого вида искусства материальных средств (слово, ритм, звукоинтонация, рисунок, цвет, свет и тень, линейные соотношения, пластика, пропорциональность, масштабность, мизансцена, мимика, киномонтаж, крупный план, ракурс и т. д.), создаются образы-характеры, образы-события, образы-обстоятельства, образы-конфликты, образы-детали, выражающие определенные эстетические идеи и чувства. Именно системой Художественного образа связана способность искусства осуществлять свою специфическую функцию — доставлять человеку (читателю, зрителю, слушателю) глубокое эстетическое наслаждение, пробуждать в нем художника, способного творить по законам красоты и вносить красоту в жизнь. Через эту единую эстетическую функцию искусства, посредством системы Художественного образа проявляются его познавательное значение, мощное идейно-воспитательное, политическое, нравственное воздействие на людей.

    форма отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала. Воплощение художественного образа в разных произведениях искусства осуществляется с помощью разных средств и материалов (слово, ритм, рисунок, цвет, пластика, мимика, киномонтаж и др.). С помощью художественного образа искусство осуществляет свою специфическую функцию – доставлять человеку эстетическое наслаждение и побуждать художника творить по законам красоты.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

    средство и способ отражения действительности в искусстве, фор-ма бытия художественного произведения. По своему строению художественный образ представляет собой сложное образование и воплощает в себе противоположные начала: объективное (отраженная реальность) и субъективное (понимание и отношение к ней худож-ника), индивидуальное (каждый образ неповторим) и типическое (отражает повторяющееся, закономерное), реальность и вымысел. Осмысление реальности в образах есть специфическая особенность творчества художника, позволяющая отличить ее от интеллектуальной деятельности. В каждом виде искусства образ имеет свою особую систему художественновыразительных средств. Эти различия проявляются в том, что язык об-раза или сохраняет видимое сходство с отражаемой реальностью, или таким подобием не обладает, т.е. может быть или «изобразительным», либо «неизобразительным».

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

    в изобразительном искусстве, форма воспроизведения, осмысления и переживания явлений жизни путем создания эстетически воздействующих объектов (картин, скульптур и т. д.). Искусство, как и наука, познает окружающий мир. Однако, в отличие от ученого, стремящегося открыть и исследовать объективные законы природы и общества, не зависящие от его воли, художник, воспроизводя формы и явления видимого мира, выражает прежде всего свое мироощущение, переживания и душевное состояние. Художественный образ – это сложный сплав профессионального мастерства и творческого вдохновения, фантазии мастера, его мыслей и чувств. Зритель ощущает в художественном произведении чувство радости или одиночества, отчаяния или гнева. Изображение природы в пейзаже всегда очеловечено, несет на себе отпечаток личности живописца.

    В художественном произведении, в отличие от научного сочинения, всегда остается что-то неразгаданное. Каждая эпоха и каждый человек видит в образе, созданном художником, что-то свое. Процесс восприятия произведения становится процессом сотворчества.

    Источником создания художественных образов для многих мастеров становится непосредственное обращение к окружающему миру (пейзаж, натюрморт, бытовая живопись). Другие художники воссоздают события прошлого (историческая живопись). Глубокое изучение исторического материала дополняется творческим прозрением в картинах Н. Н. Ге, В. И. Сурикова, переносящих нас в другие эпохи. Искусство способно воссоздать посредством художественного образа даже то, что не существует в видимом пространстве, донести до зрителя мечты, фантазии, чаяния мастера, воплотить в зримых образах сказку (В. М. Васнецов, М. А. Врубель) и высшую реальность Божественного мира (древнерусские иконы, библейские эскизы А. А. Иванова).

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    ОБРАЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

    обобщенное художественное отражение действительности, обле-ченное в форму конкретного индивидуального явления. Художественным образом называют также любое явление, творчески созданное артистом, художником, писателем. Источником образа являются предметы и явления окружающего мира, поэтому образы вторичны по отношению к ним. Но образ не является механическим слепком оригинала. Огромную роль в создании образов играет творческое воображение и фантазия художника, которая преобразует реальность, дает возможность выявить и показать ее существенные черты. Поэтому образ представляет неразрывное единство объективных и субъективных начал, чувственных и смысловых аспектов художественного творчества. Об-раз объективен в той мере, в какой он верно отражает действительность. Но образ может отразить одну или несколько сторон реального объекта, но не весь. Поэт ому оригинал всегда богаче образа. Воспроизводя определенные реальные качества оригинала (а не обозначая или замещая их как знак), образ может делать это с разной степенью условности- от реалистической описательности до метафоричности и символики. Важность субъективного начала в художественном образе вызывает также неоднозначность его восприятия, которое тоже становится творческим процессом. Поэтому разные зрители могут увидеть в образе чтото свое. Осо-бенно велики отличия в восприятии художественных образов у людей разных эпох, стран и культур.

    Неполное определение ↓

    Художественный образ – это образ искусства, т.е. специально создаваемый в процессе особой творческой деятельности по специфическим законам субъектом искусства – художником, - феномен. В классической эстетике сложилось полное определение об художественном образе и образной природе искусства. В целом под художественном образом понимается органическая духовно-эйдейтическая целостность, выражающая, презентирующая некую реальность в модусе большего и меньшего изоморфизма (подобия формы) и реализующаяся (имеющая бытие) во всей своей полноте только в процессе восприятия конкретного произведения искусства конкретным реципиентом. Именно тогда полностью раскрывается и реально функционирует уникальный художественный мир, свернутый художником в акте создания произведения искусства в его предметную (живописную, музыкальную, поэтическую и т.п.) реальность и разворачивающийся уже в какой-то иной конкретности (иной ипостаси) во внутреннем мире субъекта восприятия. Образ- это сложный процесс художественного освоения мира. Он предполагает наличие объективной или субъективной реальности, давшей толчок процессу художественного отображения. Она трансформируется в акте создания произведения искусства в некую реальность самого произведения. Затем в акте произведения этого искусства происходит еще один процесс трансформации черт, формы, даже сущности исходной реальности (первообраза) и реальности произведения искусства («вторичного» образа).Возникает конечный (уже третий) образ, часто очень далекий от первых двух, но сохраняющий тем не менее нечто (в этом суть изоморфизма и самого принципа отображения), присущее им и объединяющее их в единой системе образного выражения, или художественного отображения. Художественное произведение начинается с художника, точнее с некоего замысла(это смутный духовно-эмоциальный эскиз), который возникает у него перед началом работы. По мере его творчества произведение конкретизируется, в процессе создания произведения работают духовно-душевные силы художника, а с другой – техническая система его навыков обращения (обработки) с конкретным материалом, из которого и на основе которого и создается произведение. Часто от первоначального образно-смыслового эскиза ничего не остается. Он выполняет роль первого побудительного импульса для достаточного спонтанного творческого процесса. Возникшее произведение искусства тоже и уже с большим основанием называют образом, обладающим, в свою очередь, целым рядом образных уровней, или подобразов – образов более локального характера. Внутри этого свернутого образа-произведения мы также обнаруживаем целый ряд более мелких образов, определяемых изобразительно-выразительным строем данного вида искусства. Чем выше уровень изоморфизма, тем образ изобразительно-выразительного уровня ближе к внешней форме изображаемого фрагмента действительности, тем более он «литературен», т.е. поддается словесному описанию и вызывает соответствующие «картинные» представления у реципиента. Образы через изоморфизм могут быть вербализированы, но и не вербализуемыми. Например, в связи с какой-нибудь картиной « Кандинского» мы не можем говорить об определенном композиционном образе, но мы говорим о цветовой передаче, равновесии и диссонансе цветовых масс. Восприятие . В духовном мире субъекта восприятия возникает идеальная реальность, которая через данное произведение приобщает субъекта к универсальным бытийным ценностям. Конечный этап восприятия произведения искусства переживается и осознается как некий прорыв субъекта восприятия на какие-то неизвестные ему уровни реальности, сопровождающиеся ощущением полноты бытия, необычайной легкости, вознесенности, духовной радости.

    Другой вариант:

    Худ образ: место в с-ме иск-ва, функции и онтология. Худ образ –это способ технически выразить тот бесконечн смысловой горизонт, кот запускает иск-во. изначально образ понимался как икона. 1-е значение образа фиксировало отражательное гносеологич отношение к иск-ву (прообраз, подобие, соответствие реальности, но не сама реальность). В эст-ке 20 века сущ-ло 2 крайности: 1) абсолютизация гнос значения понятия образ. Раз иск-во мыслить образами, значит оно мыслить жизненными подобиями, значит, настоящее иск-во жизнеподобно. Но есть виды иск-ва, кот не работают с жизнеподобными образами действительности. (Что, напр., музыка копирует в жизни?). В архитектуре, в абстрактной живописи нет четкого предметного денотата. 2) Образ – не та категория, с пом кот м передать особенности иск-ва. Отказ от категории образа, т.к. иск-во не яв-ся копией действительности. Иск-во – не отражение, а преображение действительности. ? Важные аспекты худ сознания, иск-ва, кот аккумулированы в худ образе обозначают границы иск-ва. ? Схема иск-ва: мир, на кот направлено худ освоение? худ тв-во? произведение? худ восприятие. Худ образ это идеальный способ худ деятельности,структура сознания, посредством кот иск-во решает следующие задачи: 1) Худ освоение мира 2) Трансляция результата этого освоения. Т.о. Образ это способ передачи худ информации, идеальная структура для худ общения. Образ это присущее иск-ву его специфич идеальная форма. Т.е. с о.с. образ это некий механизм, способ (внутр форма сознания), а с др.с., это не синоним произведения иск-ва, это идеальная структура, кот живет только в сознании. Мат слой образа (тела, спектакля, романа, симфонии) сущ-т в потенциальном виде. Объективная реальность иск-ва это худ тексты, произведение «не равно» текст. ? худ образ это специфич субстрат,вещество худ сознания и худ информации. Вне этого вещества нельзя фиксировать состояние художественности. Это ткань худ сознания. Образ это специфич пространство бытия идеальной худ информации, переживаний и его продуктов, пространство общения. ? образ – это специфич реальность, он предстает как некий мир для ч-ка., как объединяющий миры художника. Образ это такая органическая структура сознания, кот появляется мгновенно («Еще нет. Уже есть»). ? 2 возможных отношения этой специфич реальности образа к сознанию творца: 1) Самодвижение образа. 2) Властное подчинение художника этой реальности, т.е.S становится орудием самосозидающей активности образа, как будто кто-то диктует текст. Образ ведет себя как S, как сам полагающая структура. ? Специфика худ образа. Старое догматич понимание образа предполагает изоморфное соответствие, взаимооднозначное соответствие действительности. Но образ одновременно и усекает, трансформирует, поворачивает, дополняет действительность. Но это не снимает отношение соответствия. Речь идет о гомоморфном частичном соответствии образа и действительности. ! Образ имеет дело с ценностной реальностью, в иск-ве отражаются дух-но ценностные отношения между S и О. Именно эти отношения яв-ся целью иск-ва, а не О. Цель иск-ва: предметность, наполненная определенной значимостью + отношения к этому О-ту (состояние S-та). Ценность О-та м.б. раскрыта только через состояние S-та. Т.о. задача образа найти способ соединить во взаимопроникновении ценностные предметности О-та и внутр состояние S-та. Ценность есть явленный смысл специфика образа – стать способом актуализации духовноценостных отношений ч-ка. ? худ образы делятся на 2 класса. 1) Моделирующие ценностные отношения через воссоздание чувст структуры О-та, а суб сторона раскрывается косвенно. И всё это называется изображение. Образы здесь носят наглядный объективный х-р (архитектура театр, кино, живопись). 2) Моделирующие реальность субъективносмысловых отношений. Состояние S-та изобразить нельзя. И это наз-ся неизобраз иск-во (музыка, балет). Здесь предмет – в чистой субъективности и отнесенности чему-то вне себя? отсюда 2 формы презентации действительности. 1-я форма: эпическая форма, ценностный смысл раскрывается самим О-том, a S-т – приемник этой дух информации. 2-я форма – лирическая: О – зеркало S-та. О-ты лишь говорят о чем-то S-ту, зацепляют его внутр. состояние.? Вывод. Худ образ это особая идеальная модель отношения ч-ка к миру в концентрированном виде.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: