Какие природные материалы использованы для изготовления тетради. Урок "Что из чего сделано?". Из чего делали книги и бумагу в древности

Ответ оставил Гость

Тетрадь… эта неотъемлемая часть школьного бытия сопровождала наше детство, детство наших родителей – и, наверное, ещё не скоро отойдёт в прошлое. Кажется, что тетради существовали всегда! Но ведь появились же они когда-нибудь… как и где это произошло?

На этот вопрос поможет ответить само слово «тетрадь»… какие ассоциации оно вызывает? Вспомним похожие слова: «тетралогия» – произведение, состоящее из четырёх частей (например, тетралогия Р.Вагнера «Кольцо нибелунга», включающая четыре оперы), «тетрада Фалло» – тяжёлый порок сердца, включающий четыре нарушения… Иными словами, название «тетрадь» происходит от слова «четыре»… что за этим стоит?

Тому есть несколько возможных объяснений. Одно из них состоит в том, что в библиотеках средневековых университетов книги – для удобства студентов – делились на четыре части (действительно удобно: не надо ждать, когда кто-то сдаст всю книгу – можно пока поработать с её частью, в условиях отсутствия книгопечатания это было незаменимо), и эти части и назывались четвертями – тетрадями…

Но с большей вероятностью можно предположить, что понятие «тетрадь» всё-таки древнее, причём именно в привычном нам значении.
Возможно, оно пришло к нам из Древней Греции, где ученики (впрочем, не только они) писали заострёнными палочками-стилями на покрытых воском дощечках. Но много ли напишешь на одной дощечке? С другой стороны, скреплять сразу много дощечек тоже не очень то удобно – внушительная связка получится... Оптимальным вариантом оказались четыре дощечки – тетрадь! Такие ученические тетради дошли до наших времён – и они показывают нам, как и чему учили в античных школах. Так, в одной такой тетради четырежды переписано весьма актуальное изречение: «будь прилежен, мальчик, чтобы тебя не выдрали!»

Но есть и другая версия происхождения и самой тетради, и слова «тетрадь». Вспомним, какой был «любимый» материал для письма в Древнем мире? Конечно же, папирус! Ведь вощенные дощечки были удобны для ученических упражнений, текущих записей «для памяти» – словом, для чего-то короткого и не особенно ценного, что потом сразу сотрёшь, а вот для больших и ценных текстов нужно было что-то долго сохраняющееся и лёгкое. В этом плане папирус представлял собой идеальный вариант.

Но и ему были присущи недостатки. Дело в том, что папирус нельзя сложить – он при этом сломается, его можно только свернуть в свиток. Каково найти в свитке (иной раз весьма длинном) нужное место, вы легко представите, если вспомните недавнее прошлое: как мы мучились в поисках нужного места на видео- и аудиокассетах! И в довершение всего египтяне запретили вывозить папирус со своей территории.

Но, как известно, если есть потребность – замена всегда найдётся. И она нашлась – после походов Александра Македонского. В греческом городе Пергам в Малой Азии переняли у персов и усовершенствовали технологию выделки шкур. Вот так и появился материал для письма, который именуют – по названию города – пергаментом. Он оказался даже лучше папируса: не темнел и не ломался со временем.

Поначалу из пергамента – так сказать, «по инерции» – делали свитки, подобные папирусным. Но это было неудобно: свиток должен быть длинным и узким, много пергамента шло в отходы – а ведь это не дешёвый материал! Наконец, было найдено оптимальное решение: лист пергамента складывали вчетверо – вот это и называлось «тетрадой» – и несколько таких тетрадей сшивали между собой, и это уже было похоже на то, что мы называем тетрадью сейчас.
Таким образом, появление тетради напрямую связано с изобретением пергамента. Должны были пройти века, чтобы пергамент в качестве материала для письма был вытеснен бумагой – и тетради стали бумажными.

Но как из огромного дерева получается красивая тетрадь, книга или пачка белых листов? Разберемся в этом вместе.

Как делают бумагу

Бумага производится на бумажных фабриках. Из леса на фабрику привозят бревна. Чаще всего используют сосну, ель, березу, а также эвкалипт, тополь, каштан.

На специальной площадке из бревен сдирают кору и измельчают на щепки. Затем на конвейере осколки транспортируют на целлюлозный завод, где они варятся в специальном растворе. В результате получается целлюлоза - основное сырье для изготовления бумаги.

Интересно! Из одного дерева получается 2857 тетрадей на 12 страниц. Чтобы вырастить взрослое дерево, нужно 60 лет. Вот почему важно бережно пользоваться учебниками и тетрадями, ведь все это - срубленные деревья.

Самый экономный способ получить древесную целлюлозу - механический . Деревообрабатывающее предприятие измельчает лесоматериалы в крошку и смешивает с водой. Так изготавливают бумагу низкого качества - например, для газет.

А вот для изготовления высококачественной бумаги - для журналов, книг и брошюр - применяют химический способ . С помощью сит осколки сортируют по размеру. Дальше измельченная древесина с добавлением кислоты варится в специальных машинах.

Затем целлюлоза проходит через фильтры и промывается, освобождаясь от примесей. На этом этапе к сырью могут добавить макулатуру, однако предварительно ее непременно очищают от чернил.

Следующий этап - добавление клеев и смол. Первые - отталкивают влагу, вторые - предотвращают растекание чернил, которые часто изготавливаются на водной основе. Именно благодаря этим процессам написанное в Твоей тетради не размазывается и легко читается. Бумага для печати такой проклейки не требует, ведь печатные краски не готовят на водной основе.

Но и это еще не все. Потом к бумажному сырью добавляют пигменты и красители. Например, белый цвет бумаги получается благодаря добавлению каолина.

После этого бумажная масса попадает в бумагоделательную машину на ленточный конвейер. Здесь с помощью крошечных пористых отверстий и отжима различными валиками из бумаги удаляется влага и образуется сплошная рулонная лента.

На этапе «мокрого прессования» бумагу окончательно высушивают, обезвоживают и уплотняют. Результат - ровная белая лента наматывается на огромный рулон. Бумага готова! Можно отправлять на книжные фабрики. Там бумажное полотно разрезают, создавая книги и тетради.

Узнать все тонкости производства бумаги можно из видеоролика.


Как делают книги?

Итак, после того, как автор напишет текст, а редактор издательства его утвердит, начинается процесс корректуры . Произведение проверяется на наличие ошибок. В идеале команда корректоров вычитывает текст несколько раз. После этого книге подбирают иллюстрации.

Затем начинается верстка . С помощью специальной компьютерной программы верстальщик выбирает формат книги, размер полей, виды и размеры шрифтов, определяет расположение иллюстраций и текста.

Следующий этап называется цветоделением . Знаешь ли Ты, что для того, чтобы напечатать обложку модного журнала, нужно всего четыре краски: голубая, розовая, желтая и черная? Поэтому сейчас дизайнер должен разделить все иллюстрации на четыре составляющие.

Самый ответственный этап - печать книги . Краска с помощью валиков на печатной машине раскатывается до тоненького слоя, подается на печатную форму, которая вращается и наносит изображение на сплошной виток бумаги.

Интересно! За одну смену работники типографии могут напечатать несколько тысяч листов.

Любую книгу трудно представить без обложки. Поэтому следующий этап - создание «лица» будущей книги. Если обложка готова, ее накладывают на книжный блок и подрезают. Если изготавливается твердая обложка, книгу обрезают до приклеивания обложки.

Вот и все - книга готова радовать глаза восхищенных покупателей, осталось лишь запаковать. Увидеть воочию, как делают книги, Ты можешь в следующем видео.


Из чего делали книги и бумагу в древности?

Когда-то не было книг в таком виде, в котором Ты видишь их на витринах магазинов или в библиотеках сегодня. А все потому, что люди не умели их изготавливать. Вместо бумаги человечество использовало стены пещер, камни, посуду, кору деревьев

Прошли годы, и люди придумали делать записи на сырой глине . Однако такие книги были слишком тяжелы, неудобны и недолговечны.

Спустя некоторое время тяжелое глиняное полотно сменили книги из телячьей или козьей шкуры - легкие и практичные. Поскольку первую такую книгу создали в древнем городе Пергаме, «бумагу» из кожи животных назвали пергаментом.

Однако такой материал был слишком дорогой, ведь чтобы создать одну книгу, надо было забить много телят. Поэтому люди продолжали искать более дешевые и легкие способы создания книг. И это им удалось.

Вдоль рек Африки растет высокое болотное растение - папирус . О его удивительных свойствах люди догадались не сразу. Сначала растение использовали при строительстве домов. Но однажды один мужик чинил свой дом. Разрезал стебель, вынул волокнистую середину и положил на солнце. Каково же было удивление мужчины, когда он заметил, что волокна превратились в сухие узенькие ленточки. А когда он увидел, что папирус еще и хорошо впитывает краску, то понял: на папирусе можно писать! Так появились книги из папируса.

Но кто и когда изобрел бумагу такой, какой мы видим ее сейчас? Исследователи уверяют: пальма первенства принадлежит китайцам. Они додумались производить бумагу из молодых побегов бамбука.

Интересно! …А до того времени китайцы писали на шелке или бамбуковых дощечках. Таинство изготовления шелка китайцы ревностно берегли. Однако шелк был очень дорогим, а значит - недоступным большинству населения, а бамбук - слишком тяжелым. На одной доске помещались всего 30 иероглифов. Сохранились сведения: для того, чтобы перевезти некоторые произведения, китайцам необходима была целая телега.

Китайские летописи сообщают, что бумагу изобрел в 105 г. н. е. Цай Лунь .

«Всякий высоко ценит деятельность Цай Луна: он изобрел бумагу, и слава его живет до сих пор...» - говорит летопись.

ІV век сталпереломным в истории изготовления бумаги. После совершенствования технологии ее производства бумага навсегда вытеснила бамбуковые дощечки. Новые эксперименты доказали: бумагу можно производить из дешевого растительного сырья: коры деревьев, тростника, бамбука. Последнему китайцы были особенно рады: бамбука в их стране - пруд пруди.

Как ни старались китайцы сохранить тайну производства бумаги, им это не удалось. В 751 году во время борьбы с арабами несколько китайских мастеров попали в плен. От них арабы узнали секрет создания загадочного товара и в течение пяти веков выгодно сбывали его в Европу.

Как ни странно, но европейцы последними из цивилизованных народов научились изготавливать бумагу - где-то в XI-XII ст. Первыми позаимствовали технологию производства бумаги испанцы, потом - итальянцы, немцы, англичане...Интересно, что долгое время бумагу изготавливали не только с размоченных волокон деревьев, но и с тряпок и другого лохмотья.

Первую производственную машину по выпуску бумаги промышленным способом изобрели во Франции в 1798 году.

На территори и украинских земель производство бумаги началось в XIII веке в Галиче. Однако документально подтвержденные сведения об украинских бумажных «фабриках» сбереглись начиная с ХVІ века. Исследователи истории украинской бумажной промышленности нашли материалы о 200 «фабриках», действовавших на территории Украины с XVI до начала ХХ века, что свидетельствует о высоком культурном уровне тогдашнего населения.

Замок Радомысль в Радомышле, Житомир щина - первая в Центральной Украине бумажная фабрика, построенная в 1612 году.

Сейчас бумага окружает нас повсюду, ежегодно завоевывая все новые и новые сферы применения. Именно поэтому так важно помнить, что изготавливается она из деревьев - лесных ресурсов, которые с каждым годом на планете катастрофически уменьшаются.

Бережно относиться к книгам, экономно использовать бумагу, сдавать макулатуру, сажать деревья - самое малое, что может сделать каждый для сохранения лесов. А один изобретательный мальчик, чтобы сохранить лесные насаждения, даже отказался писать сочинение. =)

Тема «Из чего что сделано».

Цель: Познакомить с природными материалами, из которых сделаны различные предметы; формировать элементарные представления о некоторых производственных процессах, начиная с добычи сырья в природе и кончая получением готового продукта; воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Планируемые результаты: Метапредметные

Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить ; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы; осуществлять контроль и коррекцию; оценивать результаты своей деятельности на уроке. Познавательные: классифицировать предметы по характеру материала, показывать цветом разные производственные цепочки; читать текст учебника; по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ по картинкам, приводить другие примеры использования природных материалов для производства изделий. Коммуникативные: участвовать в работе пары и группы. Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.

Предметные: у знают, какие природные материалы люди используют для изготовления изделий; научатся составлять простейшие производственные цепочки

Личностные: бережно относиться к вещам; понимать необходимость бережного отношения к природе; уважительно относиться к труду людей.

Учебные материалы: Учебник А.А. Плешаков “Окружающий мир”, рабочая тетрадь №1, компьютер, мультимедийный проектор, экран, разные предметы из глины, металла, древесины, шерсти; карточки – модели. У учащихся: сигнальные светофоры, цветные карандаши (фломастеры), клей,

1. Организационный момент, эмоциональный настрой. (слайд1)

Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.

Посмотрите друг на друга. Мысленно пожелайте друг другу хорошего настроения на весь учебный день. Посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня, чтобы вы были внимательными, активными, находчивыми. а главное трудолюбивыми.

Пусть девизом урока станут слова

«Знаешь сам-расскажи другому!»

Ребята, чтобы приступить к работе, давайте спланируем свои действия. В начале урока мы всегда что делаем? повторить

На любом уроке мы что-то узнаем, чему-то учимся, значит

Знания не будут прочными, поэтому надо их… закрепить

А также обязательно любую работу надо… проверить и оценить

Ну, а теперь приступаем к работе. Я надеюсь, у вас все получится.

2. Проверка домашнего задания.

Какой раздел мы с вами изучаем? (Жизнь города и села)

( ( Промышленность, торговля, транспорт, строительство, сельское хозяйство)

А)Индивидуальные задания по карточкам. (4 детей получают задания)

- Подчеркни одной чертой продукцию промышленности, двумя - продукцию сельского хозяйства.

1. Помидор, книга, морковь, телефон, настольная лампа, картофель, трактор, редис, лук, стул, утюг, тапочки.

2. Арбуз, вишня, стул, майка, виноград, ботинки, пальто, ракета, слива, парта, тыква, капуста, самолёт, чеснок, огурец.

Б) Игра “Верно -неверно”.

Поиграем в игру “Верно -неверно” (работа с сигнальными карточками-светофорами: если верно-зеленый цвет, если нет-красный)

Верно ли, что экономика – это хозяйственная деятельность людей? (да)

Верно ли, что хлеб, молоко, мясо дает нам торговля? (нет)

Верно ли, что бумажные деньги впервые стали использовать в Китае? (да)

Верно ли, что в наши дни деньги не делают из дерева? (да)

Верно ли, что одежду, обувь, мебель производят в торговле? (нет)

Верно ли, что маляр, каменщик, штукатур, крановщик работают в строительстве? (да)

Верно ли, что продукты и вещи мы можем приобрести в сельском хозяйстве? (нет)

Верно ли, что чтобы утром нам выпить стакан молока, работают только отрасли сельское хозяйство и торговля? (нет, транспорт, промышленность)

Верно ли, что вместе со строителями в возведении дома участвуют специалисты транспорта и промышленности? (да)

Верно ли, что все отрасли экономики связаны друг с другом? (да)

Может ли современная экономика работать без денег? (нет)

В) Мини- проект «Как появились деньги?»

Г) Рассказ Лентицкой Е. о профессии родителей.

К какой отрасли экономики относится эта профессия?

Какие отрасли экономики есть в нашем район? (Сельское хозяйство, транспорт, торговля.)

Можем ли мы сказать. Какая профессия самая главная?

Молодцы, что так много узнали об экономике.

3. Самоопределение к деятельности

Ребята на урок я принесла вот эти предметы.

Какой вопрос возникает у вас при виде этих предметов? (Из чего они сделаны?)

Значит тема нашего урока «Из чего что сделано?»

Прочитайте тему урока в учебнике.с.108.

Какие учебные задачи поставим перед собой?

Используйте для этого фразу: «Я думаю,что…

Прочитаем в учебнике, что об этом говорит Муравьишка.

4. Совместное открытие знаний.Изучение нового материала.

Что показалось трудным и непонятным? (Производственные цепочки)

Производственная цепочка - порядок изготовления предмета.(Доска )

Из каких материалов сделаны эти предметы? (Глина, металл, шерсть. дерево)

Ребята, что общего у этих предметов? (Сделаны руками человека)

С древних времен людям приходилось приспосабливаться к условиям жизни в различных условиях. Созданные людьми орудия труда, жилища и предметы быта, одежда, украшения были из тех материалов, которые были в той местности.
- Самыми древними являются каменные орудия труда. Древние люди вначале использовали осколки камней, ветви и сучья деревьев. Ученые считают, что самым первым орудием, сделанным древним человеком, было ручное рубило, высеченное из камня.

В наше время человек с самого рождения человек попадает в мир вещей. К этому мы уже так привыкли, что не задумываемся о том, как и из чего, сделаны окружающие нас предметы.

Задание на с.108 из учебника (Взаимопроверка)

Работа в группах. Задание с.109.

Из глины- 1 группа

Из шерсти -2 группа

Из металла- 4 группа

Из дерева-3 группа

Класс знакомится с производством изделий по плану и оформляет плакат:

1.Изучить информацию в учебнике.

2.Рассмотреть рисунки.

3.Порядок изготовления предметов.

4.Изобразить производственную цепочку с помощь моделей.

5.Подготовить плакат.

Работайте дружно-будет успешным результат.

5. ФИЗМИНУТКА.

Мы в профессии играли –

В миг мы лётчиками стали!

В самолёте полетали

И шофёрами вдруг стали!

Руль теперь в руках у нас-

Быстро едет второй класс

А теперь на стройке мы

Кладём ровно кирпичи.

Раз- кирпич и два, и три –

Строим дом мы, посмотри!

Вот закончена игра,

Вновь за парты нам пора.

6. Выступление групп.

Группы провели небольшие исследования и сейчас расскажут, как изготавливают предметы. Перед выступлением дети загадывают загадки.

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги,

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу.(Глина)

Каждый год молодцу

Прибавляет по кольцу. (Дерево)

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (Овца, баран)

Иду в воду красен, а выйду чёрен.(Металл)

План выступления.

    Название предмета.

    Для чего нужен?

    Из чего сделан

    Как сделан?

7.Первичное закрепление.

Вопросы в рамке учебника с.111.

8. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по образцу.

(работа в парах)

Рабочая тетрадь с.79-71

Задание1.

Покажите стрелками разного цвета разные производственные цепочки.

Задание2.

Напишите, во что люди могут превратить эти материалы.

(Зерно, мельница, хлеб. Железная руда, завод, ножницы и т. д.)

«5» - без ошибок.

«4» - 1 ошибка

«3» -2 ошибки. ( Проверить работу на мультимедиа )

А кроме глины, древесины, металла из каких материалов могут быть выполнены различные предметы? (Пластмасса, резина, стекло и др.)

На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные материалы для изготовления всевозможных изделий?

1) Добывать материалов не больше, чем их требуется.

2) Расходовать экономно.

3)Сажать новые деревья.

4)Восстанавливать земли на месте карьеров.

9.Включение в систему знаний.

Человеку нужны разные вещи.

Где но берёт материал для их изготовления? (В природе)

На что должены обращать внимание люди. Добывая в природе различные материалы?

Прочитайте в учебнике на с.111 (выделено жирным шрифтом)

О каких производственных цепочках узнали?

Задание 3. Рабочая тетрадь с.71 №3.

1, 2 цепочки для слабых

Для сильных (Придумать исходный материал)

8. Итог урока.

Проверьте, насколько внимательны вы были на урок.

Итак, человеку нужны самые разные изделия. Где же он берёт материал для их изготовления? (В природе .)

Для изготовления шапки и шарфа нужна- (шерсть )

Бумагу делают из (дерева )

Для изготовления керамической посуды нужна (глина )

Кастрюли, ложки делают из (металла )

На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные материалы? (Добывать их не больше, чем требуется, расходовать экономно, сажать новые деревья)

Добывая различные материалы, люди изменяют природу, наносят ей вред. Карьер, оставшийся после добычи глины, может превратится в овраг на поверхности земли. Вырубленный лес - это уничтоженнный дом многих растений и животных. Природные богатства не вечны, их нужно беречь.

К чему может привести неразумное, расточительное использование природных богатств? (Не будет леса, не будет животных и растений, не будет человека. Наша планета станет безжизненной пустыней.)

Нам надо помнить о том, что в каждую вещь вложены знания и труд многих людей, поэтому к вещам надо относиться бережно.

Мы совершили путешествие в Страну Мастеров.

На какой вопрос отвечали на уроке? (Из чего что сделано?) – Кто теперь знает из чего можно сделать посуду, одежду, удобные вещи, книги?

А как вы думаете, сегодня на уроке мы узнали обо все природных материалах, из которых можно сделать предметы одежды и посуды? (НЕТ)

Какие предметы в классе сделаны из природного материала?

9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Вашим домашним заданием будет :

Узнать, какие ещё есть природные материалы и что из них делается? На следующем уроке расскажете об этом своим одноклассникам.(По желанию)
-Выяснить, какие материалы использованы для изготовления вашей игрушки.

Рабочая тетрадь с.71 №4. Для сильных

10.Рефлексия

    Я знаю, что …

    Я научился …

    Я удовлетворён…

Мой конспект
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 1 КЛАСС

ВОПРОС К ПРИРОДЕ

УРОК 58 Из чего изготавливают бумагу?

Тема. Из чего изготавливают бумагу?

Цель: дать учащимся представление о производстве бумаги; расширить кругозор; воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к людям труда.

ХОД УРОКА

I . Организационный момент

II . Сообщение темы и цели урока

Отгадайте загадки.

Молчит, а сто дураков научит.

Белое поле, черное семя, кто его сеет, тот разумеет.

Назовите отгадку в этих загадок. (Книга)

Из чего сделана книга?

Сегодня на уроке вы узнаете, из чего человек производит бумагу.

III . Восприятие и осознание нового материала

1. Рассказ учителя

Бумагу производят на бумажной фабрике. Из леса до фабрики привозят сосновые и еловые бревна. Специальные машины сдирают с них кору, измельчают в щепки. Затем куски варят в специальной жидкости. С разваренной древесины на папероробних машинах изготавливают бумагу, наматывают его в огромные рулоны. Рулоны отправляют на книжные фабрики. Здесь их режут на листы и изготавливают из них книги и тетради.

Какие еще материалы используют для производства бумаги?

Узнайте, как люди изготавливали бумагу в древности.

2. Физкультминутка

IV . Обобщение и систематизация полученных знаний

1. Знаете ли вы, что?..

Бумагу изобрели в Китае. Китайцы делали ее из размоченных растительных волокон. В Европу бумага попала между 1000 и 1100 годами. Оказалось, что его можно делать из дерева, тряпок и даже... из старой бумаги - макулатуры. Так выяснилось, что бумагу можно было использовать дважды!

Для изготовления 1 тонны бумаги нужно 5,6 м3 древесины. Если учесть, что средний объем одного бревна (дерева) - 0,33 м3, то для производства 1 тонны бумаги требуется 17 деревьев.

А из 1 тонны бумаги можно изготовить около 30 тысяч обычных ученических тетрадей.

2. Составление схемы

Составьте правильную цепочку, дерево бумага тетрадь древесина

(дерево----- деровина---- - бумага------ тетрадь)

Как с дерева получается тетрадь?

Существуют разные виды бумаги. Где их используют? (Демонстрация коллекции разных видов бумаги.)

Для чего используется бумага?

Легко ли получить бумагу?

Как надо относиться к нашим тетрадей, учебников, ведь все это - срубленные деревья? А чтобы вырастить взрослое дерево, нужно не меньше 60 лет.

А еще из дерева изготавливают мебель, посуду, игрушки. (Показать)

3. Беседа

Человеку нужны разные изделия: посуду, одежду, книги и другие вещи.

Где человек берет материал для их изготовления?

Природа богата и разнообразна. Она щедро делится с человеком своими дарами. Человек получает от природы различные растения, рыбу, птиц, зверей, сырье для изготовления материалов, предметов.

На что должны обращать внимание люди, добывая в природе разные материалы? (Добывать их не больше, чем нужно, тратить экономно, сажать новые деревья, восстанавливать земли на месте карьеру, использовать вторичную переработку сырья.)

V . Итог урока

На какой вопрос отвечали на уроке?

Кто теперь знает, из чего можно изготовить книги, тетради?

А как вы считаете, сегодня на уроке мы узнали о все природные материалы, из которых можно сделать предметы одежды, посуда?

В этом вам помогут книги. (Знакомство с выставкой книг.)

Приложение к уроку 58

Решение логических задач «Что “лишнее”? Почему?»

Кленовый лист, дубовый лист, березовый лист, лист бумаги. . Шкаф, стол, вилка, книга.

Автомобиль, ножницы, нож, карандаш.

Карандаш, книга, блокнот, тетрадь.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: