Окружающий мир (4 класс): Составить кроссворд с зашифрованным названием рыбы. Кроссворды по окружающему миру Кроссворды начальная школа окружающий мир

Разделы: Начальная школа

Кроссворд (crossword) – пересечение слов; интеллектуальная игра, ответы на вопросы при подборе слов в соответствующее количество пустых клеток таблицы (из словаря).

Кроссворд на уроке относится к занимательному материалу. Он разнообразит учебную деятельность, привлекает внимание учащихся, позволяет проверить конкретные знания по теме. Но, помимо этого, кроссворд может выполнять развивающие функции:

кроссворд учит анализировать заданный вопрос, отбирать учебный материал на конкретный вопрос или загадку,

развивает читательскую компетентность, грамотность, логическое мышление, память, внимание, воображение,

учит взаимодействию в группе, развивает чувство ответственности за свою работу,

самостоятельность,

повышает интерес к учебному предмету,

при самостоятельном составлении развивает творческие способности, связную письменную речь,

повышает информационную компетентность.

При использовании предлагаемой методики использования кроссвордов в учебной деятельности были отмечены успехи в интеллектуальном развитии учащихся класса компенсирующего обучения общеобразовательной школы.

Работа с кроссвордами в основном проводилась на уроках окружающего мира по учебникам А.Плешакова. Из 9 учеников вновь сформированного 3-го класса ККО только один умел разгадывать детские кроссворды. Остальные отказывались отвечать, т.к. эта работа казалась трудной.

Учащимся была предложена следующая методика работы с кроссвордами.

1 этап. Коллективное разгадывание кроссвордов из 5 слов с короткими конкретными вопросами.

2 этап. Постепенное увеличение количества слов в кроссвордах.

3 этап. Включение в вопросы загадок.

4 этап. Индивидуальное разгадывание кроссворда с коллективной проверкой.

5 этап. Индивидуальное разгадывание на оценку.

6 этап. Знакомство с правилами составления кроссворда. Коллективное составление кроссворда под руководством учителя.

7 этап. Самостоятельное составление кроссворда с заданными словами.

8 этап. Самостоятельное составление кроссворда на определенную тему по тексту учебника.

9 этап. Использование ученических кроссвордов на уроках.

10 этап. Знакомство с различными видами кроссвордов.

Опыт работы показал, что первичная коллективная работа с кроссвордами сняла у учащихся неуверенность в себе и помогла ориентироваться в тексте учебника. Постепенно появилось желание узнать о правилах составления кроссворда. К концу 3-го класса семь учащихся попробовали свои силы в составлении кроссворда из 4-5 слов, испытывая затруднения в формулировке вопросов к подобранным словам.

В 4-ом классе все учащиеся стали составлять небольшие кроссворды по окружающему миру и литературному чтению, что явно свидетельствует о повышении их интеллектуального уровня.

Кроссворды по окружающему миру.

3 класс. Учебник «Мир вокруг нас» А.Плешакова, Е.Крючковой.

КРОССВОРД 1

Разнообразие растений

1. Вещество из растений и животных, которое придает почве темный цвет.
1. Нецветущее растение с длинными листьями, похожими на перья.
2. Растет во влажных местах, без корня, цветков, плодов.
3. Растение, живущее в воде.
4. Высокое хвойное дерево, очень любит солнце.
5. Подземная часть растений.
6. Необходимое условие для питания растений.
7. Часть растений, в которой образуются сахар и крахмал.
8. Хвойное новогоднее дерево.
9. Наука о растениях.

КРОССВОРД 2
Эта удивительная природа

  1. Как учёные называют гусеницу?
  2. Из чего появляются головастики?
  3. Как называется животное, которое питается животными?
  4. Что из семени прорастает вначале?
  5. Родственник кошки из «Красной книги».
  6. Животные, выкармливающие детёнышей молоком.
  7. Чем надо срезать грибы?
  8. Музей животных.
  9. Какие животные покрыты перьями?

Ответы. 1. личинка. 2. икра. 3. хищник. 4. корень. 5. тигр. 6. звери. 7. нож. 8. зоопарк. 9. птицы.

КРОССВОРД 3
Опорно-двигательная система

  1. Основное назначение скелета.
  2. Как надо сидеть за партой?
  3. Что приводит тело в движение?
  4. Что делает человека красивым?
  5. Из чего состоит опорно-двигательная система?
  6. Какие части организма защищает скелет?
  7. Какая часть скелета защищает внутренние органы?

Ответы. 1. опора. 2. прямо. 3. мышцы. 4. осанка. 5. скелет. 6. органы. 7. кость.

КРОССВОРД 4
Животноводство

1. Что состригают с козы?
2. Что изготавливают из хлопка и льна?
3. Высушенные кормовые травы.
4. Кто следит за здоровьем домашних животных?
5. Сочный корм для животных.
6. Где разводят пчел?
6. Где разводят рыбу?
7. Где разводят домашних птиц?

Ответы. 1. шерсть. 2. одежда. 3. сено. 4. ветеринар. 5. силос. 6. à пасека. 6. пруд. 7. ферма.

Литература
А.Плешаков, Е.Крючкова. Мир вокруг нас: учебник для 3 класса начальной школы.

Кроссворды. Ребусы. Загадки

Кроссворд «Слова с непроизносимой согласной»

1. Растение, которое растет в воде и над водой. (Тростник.) 2. Небесное прекрасное светило, звезда. (Солнце.) 3. ... вечером. (Поздно.) 4. Гневно, сердито. (Яростно.) 5. Когда нам очень нравится кушанье, мы говорим... (вкусно). 6. Бабочка, которая любит капусту. (Капустница.) 7. Этот билет берут для проезда в транспорте в течение месяца, года, дня и называют его... (проездной). 8. Это слово — антоним для слова «радостно». (Грустно.) 9. Она бывает сельской и даже городской, ровной или холмистой. (Местность.) 10. Еда, угощение или разносолы. (Яства.) 11. Когда много людей идут в одном направлении организованно. (Шествие.) 12.... месторождение. Из этого камня делают ювелирные украшения. (Алмазное.) 13. Печальный. (Грустный.) 14. Здорово, отлично. (Чудесно.)

— Какое слово получилось по горизонтали? (Непроизносимые.)

Кроссворд «Фрукты»

Восстановите названия фруктов.

По горизонтали : 2. БАИРКСО. 4. ИИВК. 5. РКУФЫТ. 6. АБННА. 10. МРННААДИ. 11. МЛИНО.

По вертикали : 1. БОЛКОЯ. 3. ВЛАСИ. 5. КИНФИИ.

7. СНАНАА. 8. МУРХА. 9. ГАОМН.

Ответы . По горизонтали: 2. Абрикос. 4. Киви. 5. Фрукты. 6. Банан. 10. Мандарин. 11. Лимон. По вертикали: 1. Яблоко. 3. Слива. 5. Финики. 7. Ананас. 8. Хурма. 9. Манго.

Кроссворд к теме «Твое здоровье»

1. Отгадайте загадку и узнаете, чем нужно заниматься, чтобы быть здоровыми.

Всем известно, всем понятно,

Что здоровым быть приятно.

Стать красивым, как скульптура,

Нам поможет... (физкультура).

2. Синоним слова «распорядок», его необходимо соблюдать, чтобы быть здоровым. (Режим.)

3. Расположите буквы в порядке возрастания и узнаете, что еще укрепляет наше здоровье.

4. Что еще необходимо для того, чтобы мы были здоровыми, подскажет поговорка: «... — залог здоровья». (Чистота.)

5. Должна быть полезной, содержащей необходимое человеку количество витаминов, минералов, белков и углеводов... (Пища.)

6. Здоровье невозможно без хорошего настроения. А вот залогом хорошего настроения можно, без сомнения, назвать то, от чего становится светлее новый день, просыпается в небе радуга, становится всем теплее. Что же это? (Улыбка.)

7. Отгдадайте пропущенное слово. «Где (здоровье) — там и красота».

Кроссворд «Игры с мячом»

По горизонтали : 3. Спортивная игра с мячом овальной формы. (Регби.) 6. Спортивная игра в мяч, который бросают в специальное приспособление на столбе. (Баскетбол.)

По вертикали : 1. Спортивная игра в мяч, при которой используется ракетка. (Теннис.) 2. Спортивная игра в мяч, который бросают через сетку. (Волейбол.) 4. Спортивная командная игра на льду. (Хоккей.) 5. Спортивная игра в мяч ногами. (Футбол.)

Кроссворд «Организм человека»

1. Орган пищеварения. (Рот.)

2. Орган кровообращения. (Сердце.)

3. Орган зрения. (Глаз.)

4. Орган осязания. (Кожа.)

5. Орган обоняния. (Нос.)

6. Органы слуха. (Уши.)

7. Орган пищеварения. (Зубы.)

8. Орган нервной системы. (Мозг.) (Слово по горизонтали: организм.)

Математический кроссворд

По горизонтали : 1. Результат действия вычитания. (Разность.) 3. Число, из которого вычитают. (Уменьшаемое.) 6. Компонент действия сложения. (Слагаемое.) 7. Число, которое делят. (Делимое.) 8. Сумма длин сторон многоугольника. (Периметр.) 10. Мера массы. (Килограмм.)

По вертикали: 2. Результат действия сложения. (Сумма.) 3. Равенство, в котором неизвестное обозначено буквой латинского алфавита. (Уравнение.) 4. Число, на которое делим. (Делитель.) 5. Компонент действия вычитания. (Вычитаемое.) 9. Мера длины, равная 100 см. (Метр.)

Кроссворды «Растения»

I. «Овощи»

1. Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь.)

2. Десять мальчиков

Живут в зеленых чуланчиках. (Фасоль.)

3. Он свежий, приятный

И сочный на вид,

Он соком томатным

Тебя угостит. (Помидор.)

4. На грядке длинный и зеленый,

А в кадке желтый и соленый. (Огурец.)

5. От него душистый зубчик

Мы положим с тобой в супчик.

Даст он супу аромат,

Станет суп вкусней стократ. (Чеснок.)

6. Его варят, жарят, трут,

На костре его пекут. (Картофель.)

7. Ты салаты, винегреты

Украшаешь алым цветом.

Нету ничего вкусней

И наваристей борщей. (Свекла.)

(Слово по вертикали: капуста.)

II. «Фруктовый сад»

Напишите названия плодов. Прочитайте слово, которое получилось по вертикали.

1. Вот растет зеленый куст,

Не высок, но очень густ.

И висят на нем сережки

Для Анюты и Антошки —

Черные и красные,

Для желе прекрасные. (Смородина.)

2. По весне оно

Очень зелено, кисло.

Как поспеет — покраснеет,

С ветки вниз упасть успеет. (Яблоко.)

3. Вот на ветке, погляди,

Раскраснелись вдруг они.

Сочным соком наливаются,

Детям с веток улыбаются. (Вишни.)

4. С веток кистями свисает,

Сладким соком привлекает.

Угощаем всех подряд:

Очень вкусный... (виноград).

5. Красненька Матрешка,

Беленько сердечко.

Ее любят очень дети,

А в лесу густом — медведи. (Малина.)

(Слово по вертикали: слива.)

Расшифруй названия животных. Какое из них лишнее?

Кроссворд:

1 Скат
Он плавает на дне глубоком,
А иногда — у берегов.
Он своим могучим током
Разгоняет тьму врагов.

2 Краб
Ползет в море паук —
Восемь ног, пара рук.
В руках клешни,
В глазах - испуг.

3 Осьминог
Рано-рано на рассвете
И в вечерний тихий час
Не на удочку, не сетью,
А кувшином ловят нас.

4 Мурена
Проплываем не тревожась,
Хоть и рядом рыбаки.
Рты свои закрыть не можем,
Слишком зубы велики.

5 Шпроты
Этих рыбок люди любят
и в салатах и на блюдах.
А еще с чего то, вдруг
Их все «рижскими» зовут.

6 Медуза
Для неё волна - качели,
И плывёт она без цели
Ниоткуда в никуда,
Вся прозрачна как вода.

7 Дельфин
С моряками был он дружен,
Чем доныне знаменит.
Из морских зверей кому же
В мире памятник стоит?

8 Касатки
Мы — животные морские,
Для китов — опасней гроз:
Плавники у нас такие,
Что острее острых кос

****************************************************

Скорпена (морской ёрш)

Скорпены - семейство рыб, обитающих в тропических водах Мирового океана. Характеризуются наличием ядовитых шипов, расположенных на спине и в плавниках.

Семейство скорпеновых включает в себя более 380 видов, самым известным из которых является крылатка или рыба-зебра. Большинство видов являются донными рыбами, населяющих мелководье. Однако встречаются скорпены, обитающие на глубинах свыше 2 км.
Тело рыб этого семества плотное, коренастое.
Плавники массивные с мощными колючками.
Голова большая.
Тело покрыто беспорядочными пятнами или полосами. Цвет очень разнообразен от черно-белого до темно-коричневого, и зависит от среды обитания, повторяя расцветку дна.
Скорпена достигает 40-сантиметровой длины и полуторакилограммовой массы.

Все скорпены достаточно миролюбивые рыбы, которые используют свои ядовитые шипы только в целях самообороны. Заметив приближающуюся угрозу они стремятся как можно быстрее спрятаться в надежное убежище. Оказавшись зажатыми со всех сторон, скорпены выставляют лучи в направление нападающего, стараясь поразить его ядом.

Охотясь, предпочитают устраивать засады на мелкую рыбу, нежели гоняясь за ней. В темное время суток некоторые скорпены отправляются на добычу, подкрадываясь к отдыхающей ночью мелочи. Рацион питания составляют не только рыбы, но и мелкие ракообразные и креветки.

Некоторые виды скорпен обладают уникальным свойством - они сбрасывают старую кожу подобно сухопутной змее. Отмершая чешуя сползает с нее чулком. Например, Черноморская скорпена может сбрасывать кожу до 2 раз в месяц.

Обладает исключительно вкусным мясом, но при чистке необходимо соблюдать предосторожность, так как её колючки, а также костные шипы на жаберных крышках содержат яд, он вызывает весьма ощутимую боль, а попавшая в ранку слизь — еще и воспаление, поэтому к ней опасно прикасаться.

Составил: Саша 10лет.
Источник информации: интернет.

// Октябрь 13, 2011 // Просмотров: 33 790
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: