Чтение святого евангелия. Какую произносить молитву перед чтением святого евангелия. О протестантских изданиях Священного Писания и опасностях некоторых переводов

Люди, которые совсем недавно приобщились к церкви, не знают, как правильно читать Евангелие дома, и поэтому задают подобные вопросы . Чтение Писания, обычно, сопряжено с рядом сложностей. И их стоит рассмотреть подробнее.

Трудности при освоении Евангелия

Некоторые верующие отмечают, что вначале читать Писание крайне трудно. И связано это не только с непривычным стилем изложения, но и с тем, что многих неуклонно тянет в сон при его чтении.

Священнослужители считают, что данный феномен связан с проявлениями тонкого мира, где находятся не только ангелы, но и демоны. Именно темным силам не нравится, когда человек занимается изучением Священного Писания. И они стараются всячески помешать такому действию.

У воцерквленных людей сложностей с чтением Евангелия меньше, ведь они крепче духом. И их вера больше и глубже, чем у новичков. Поэтому все искушения и трудности в освоении Священной книги проходят со временем, если человек прилагает усилия к этому.

Существует ряд правил, относящихся к чтению Писания. В них содержится следующая информация:

  • Читать необходимо стоя;
  • Первое чтение должно быть проведено от начала и до конца книги. Далее можно читать любимые отрывки. Но это не значит, что читать нужно беспрерывно;
  • Во время чтения нельзя отвлекаться или спешить.

Помимо общих правил, в современном мире присутствуют мифы, связанные с чтением Евангелия. Среди них есть такие, как:

  • Те, где говорится о том, что женщине обязательно нужно иметь определенную форму одежды и покрытую голову для чтения. В домашней обстановке можно читать и без этих формальностей;
  • Те, где упоминается о том, что если информация не запоминается, то достаточно просто молиться. Усвоить все из Евангелия даже за десятки чтений практически невозможно. Поэтому стоит продолжать читать даже тогда, когда в голове совершенно не откладывается прочитанное. Подобно тому, как река очищает заложенное в нее человеком, и сам человек, читая, очищается.

Чем дольше изучается Священное Писание, тем больше новых смыслов открывает для себя христианин в итоге. На вопрос о том, как правильно читать Евангелие дома, сложно дать однозначный ответ.

На каком языке изучать Писание?

Современные люди не знают старославянский язык, и мучить себя его чтением не рекомендуется. Лучше всего разбирать духовные тексты на том языке, который является для человека родным.

Как приобщать к чтению Евангелия детей?

В православии существует множество прекрасных книг для детей, где в доступной форме излагаются библейские сюжеты. Можно приобрести одну из них, чтобы читать об этом детям. Но и чтение «взрослого» Евангелия также приветствуется.

Недопустимо использовать для чтения современные стилизованные под сказки варианты. Ребенок должен понимать всю важность процесса, и не путать его с детской забавой.

Из-за нехватки церковных знаний, верующий может не понимать некоторые отрывки из Писания. Тогда необходимо прибегнуть к официальным толкованиям, разрешенным церковью или личным духовником.

Необходимо ли освещать духовную литературу?

На этот вопрос священнослужители дают отрицательный ответ. В церковной практике нет чина освящения литературы. А Евангелие само по себе уже является священной книгой. И в дополнительном освещении не нуждается.

Так, как правильно читать Евангелие дома? Делать это нужно в спокойной обстановке. Можно читать в уединении, а можно организовать чтение для всей семьи. Если возникают трудности, то перед чтением можно помолиться Господу. Попросить его о даровании мудрости для изучения Священного Писания. Вдумчивость и усердие - вот основные аспекты постижения одной из главных книг в христианстве. Во время чтения рекомендуется делать записи в отдельной тетради. Там можно записывать возникающие вопросы, важные мысли и полюбившиеся цитаты. Такой подход помогает систематизировать полученные знания.

Отвечает иерей Андрей Чиженко.

Известный сербский исследователь канонического права епископ Никодим (Милаш) написал в своем толковании 19-го правила VI Вселенского Собора следующее: «Св. Писание есть слово Божие, открывающее людям волю Божию…» А святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил:

«…Читай Евангелие с крайним благоговением и вниманием. В нем не сочти ничего маловажным, малодостойным рассматривания. Каждая йота его испущает луч жизни. Пренебрежение жизни – смерть».

Один автор написал о Малом входе на Литургии: «Евангелие – здесь символ Христа. Господь явился в мир телесно, воочию. Он выходит на проповедь, на Свое земное служение и находится здесь среди нас. Страшное и величественное совершается действо – среди нас видимо ощутимо – Бог. От этого зрелища замирают в благоговейном трепете святые ангелы небесные. И ты, человече, вкуси этой великой тайны и преклони главу перед нею».

Исходя из всего вышесказанного, нужно понять, что Святое Евангелие – главная книга человечества, в которой заключена жизнь для людей. В нем содержатся Божественные истины, ведущие нас ко спасению. И оно само является источником жизни – словом, исполненным воистину силой и мудростью Господней.

Евангелие – это голос самого Христа. В символическом и духовном смысле при чтении Благовествования с нами говорит Спаситель. Мы будто бы переносимся во времени на цветущие галилейские равнины и становимся очевидцами воплотившегося Бога Слова. И Он говорит не только вселенски и вневременно, в общем, но и конкретно каждому из нас. Евангелие – это не просто книга. Это жизнь для нас, это родник живой воды и источник жизни. Она является одновременно и Законом Божьим, данным человечеству для спасения, и Тайной совершающейся этого спасения. При чтении Евангелия душа человеческая соединяется с Богом и воскресает в Нем.

Не случайно слово «евангелиос» переводится с греческого языка как «благая весть». Это обозначает, что благодатью Святого Духа в мире открылась новая весть-истина: для спасения человечества на Землю пришел Бог, и «Бог стал Человеком для того, чтобы человек стал богом», как сказал в IV веке святитель Афанасий Александрийский. Господь примирился с человеком, Он вновь исцелил его и открыл ему дорогу в Царствие Небесное.

И читая либо слушая Евангелие, мы встаем на эту небесную вертикальную дорогу и идем по ней в рай. Вот что такое Евангелие.

Поэтому очень важно читать Новый Завет каждый день. По совету святых отцов нам необходимо включить чтение Святого Евангелия и «Апостола» (Деяния святых апостолов, соборные Послания апостолов и четырнадцать Посланий святого первоверховного апостола Павла) в свое келейное (домашнее) молитвенное правило. Обычно рекомендуется следующая последовательность: две главы «Апостола» (некоторые читают одну главу) и одна глава Евангелия в день.

На мой взгляд, исходя из личного опыта, хочется сказать, что удобнее читать Священное Писание по порядку, т. е. с первых глав и до последних, а потом возвращаться. Тогда у человека сформируется целостная картина евангельского повествования, ощущение и понимание его непрерывности, причинно-следственных связей.

Нужно также, чтобы чтение Евангелия не было похоже на чтение беллетристической литературы типа «нога за ногу, поудобнее устроившись в кресле». Все-таки это должен быть молитвенный домашний богослужебный акт.

Протоиерей Серафим Слободской в своей книге «Закон Божий» рекомендует читать Священное Писание стоя, один раз перекрестившись перед чтением и три после.

Есть специальные молитвы, произносимые перед и после чтения Нового Завета.

«Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Господи, Твоего Боговедения нетленный свет, и мысленная наши отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение, вложи в нас и блаженных Твоих заповедей страх, да плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему и мудрствующе и деюще. Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». Ее тайно читает священник во время Божественной литургии перед чтением святого Евангелия. Она также помещена после 11-й кафизмы Псалтири.

Молитва святителя Иоанна Златоуста: «Господи Иисусе Христе, отверзи ми уши сердечныя услышати слово Твое, и разумети и творити волю Твою, яко пришлец есмь на земли: не скрый от мене заповедей Твоих, но открый очи мои, да разумею чудеса от закона Твоего; скажи мне безвестнея и тайная премудрости Твоея. На Тя уповаю, Боже мой, да ми просветиши ум и смысл светом разума Твоего не токмо чести написанная, но и творити я, да не в грех себе святых жития и словесе прочитаю, но в обновление, и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечныя. Яко Ты еси просвещаяй лежащих во тьме и от Тебе есть всякое даяние благо и всяк дар совершен. Аминь».

Молитва святителя Игнатия (Брянчанинова), читаемая до и после прочтения Священного Писания: «Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имена) словами Божественнаго Евангелия, чтомыми о спасении раба Твоего. Попали, Господи, терние всех их согрешений, и да вселится в них благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

По поводу последней от себя добавлю, что она также читается с присовокуплением главы из Святого Евангелия в какой-нибудь скорби или неприятности. На собственном опыте убедился, что очень помогает. И милосердный Господь избавляет от всяческих обстояний и неприятностей. Некоторые отцы рекомендуют читать эту молитву с евангельской главой каждый день.

Это «Беседы на Евангелие от Матфея» святителя Иоанна Златоуста; толкование на Евангелие блаженного Феофилакта Болгарского; «Толкование Евангелия» Б. И. Гладкова, высоко оцененное святым праведным Иоанном Кронштадтским; труды архиепископа Аверкия (Таушева), митрополита Вениамина (Пушкаря), Толковая Библия Ветхого и Нового Заветов Александра Лопухина, иные сочинения.
Припадем же, братия и сестры, сердцами, «алчущими и жаждущими правды», к чистому животворному роднику Священного Писания. Без него душа обречена на увядание и духовную смерть. С ним она расцветает, словно райский цветок, напоенный словесною живительною влагой, достойный Царствия Небесного.

Иерей Андрей Чиженко

Евангелие является главной священной книгой для всех христиан, так как это живое слово Самого Господа Иисуса Христа. Именно в Евангелии описывается земная жизнь и служение Спасителя, Его проповеди и наставления людям, чудеса, страсти, искупительная смерть за все человечество и последующее чудесное Воскресение из мертвых. Всего существует четыре Евангелия, написанных апостолами Христа – Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Все вместе, как единое целое, они входят в состав второй крупной части Священного Писания (Библии) – .

Традиционно Евангелие читается в храмах за богослужениями, а также во время совершения таинств. Однако храм – не единственное место, где можно и нужно читать эту книгу, к ней также жизненно важно обращаться христианам и в своей частной, домашней религиозной жизни. В связи с этим, особенно у новоначальных верующих, часто возникает вопрос - как читать Святое Евангелие дома правильно?


Как читать правильно?

В ответе на этот вопрос можно выделить несколько определяющих моментов, на которые указывают и святые подвижники Божии, и известные современные священнослужители.

Во-первых , чтение Евангелие дома должно быть серьезным и осознанным с определенной подготовкой и настроем. Важно понимать, что в руках находится священная книга, само Откровение Божие, а потому к каждому слову в нем необходимо относиться со всей степенью внимательности.

Второй момент , особенно в ответе на вопрос - как правильно читать Евангелие дома начинающему? – это, конечно же, вера в прочитанное. На самом деле, эту книгу читали и читают не только христиане и даже не всегда вообще верующие люди. При этом каждый читающий Евангелие ищет в нем что-то важное именно для себя лично. Однако христиане должны читать Слово Божие с полной верой в то, о чем в нем рассказывается, иначе, по слову апостола Павла: «и проповедь наша тщетна, тщетна и вера… » (1Кор. 15:14). Это касается и описания чудес, и других различных событий из жизни Христа, а особенно Его славного Воскресения из мертвых. И, конечно, такое чтение важно подкреплять обращением к толкованиям святых отцов. В таком случае, станет легче понять многие евангельские эпизоды.

Еще один важный момент – чтение Евангелия должно быть регулярным, систематическим. Конечно, хорошо обращаться к Слову Божию в каких-либо нуждах, тяжелых или радостных событиях в жизни, но христиане призваны обращаться к нему постоянно. Именно поэтому открывать Святое Евангелие нужно стараться как можно чаще, желательно ежедневно.

Как правильно читать Евангелие каждый день?

Отвечая на вопрос - как правильно читать Евангелие каждый день дома? – стоит отметить, что такое чтение должно быть логически выстроено. Пускай, Вы будете читать понемногу, но эти небольшие части должны логически начинаться и заканчиваться. Один из самых распространенных видов чтения Евангелия – это с первого (от Матфея) и до четвертого (от Иоанна) , хотя бы по одной главе в день. А может быть и другой вариант, например, по одной главе утром, днем (если есть возможность) и на ночь. По завершении прочтения всего Евангелия надо снова возвращаться к его началу – таким образом, у человека формируется и закрепляется целостное восприятие прочитанного.

Кроме того, есть и конкретные святоотеческие советы по чтению этой священной книги. Так, по словам святых, верующим необходимо включать чтение Евангелия и других книг Нового Завета в свое домашнее молитвенное правило. Например, две главы из Деяний и одну главу Евангелия в день. Но в целом, как было отмечено выше, здесь возможны разные вариации, исходя из возможностей и внутренних потребностей каждого конкретного человека.

Еще один часто задаваемый вопрос - как читать Евангелие в Великий пост дома ? В данном случае помимо основных рекомендаций можно отметить еще несколько моментов. Во-первых, Великим постом чтение Слова Божия нужно усилить, то есть читать больше обычного. Во-вторых, можно уделить больше внимания описанию последних дней земной жизни Христа – Его проповедям, судам над Ним, страстям, смерти на кресте, Воскресению. Особенно такое чтение уместно на Страстной седмице.

Также имеет значение и то, как православный человек читает Святое Евангелие дома – стоя или сидя . В данном случае, опять же, есть разные советы. Конечно, в идеале читать священную книгу нужно стоя. Так, например, протоиерей Серафим Слободской в своей книге «Закон Божий» рекомендовал читать Слово Божие стоя, перекрестившись один раз до и три раза после чтения. Однако даже если человек читает Евангелие сидя, что в целом не возбраняется, то делать это необходимо с благоговением (без закидывания ноги на ногу и т.п.), серьезно и осознанно, не отвлекаясь на посторонние темы. В целом по данной теме можно привести известные слова святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя - о ногах ».

Молитва перед чтением Евангелие дома

«Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче Господи, Твоего Боговедения нетленный свет, и мысленная наши отверзи очи, во евангельских Твоих проповеданий разумение, вложи в нас и блаженных Твоих заповедей страх, да плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему и мудрствующе и деюще. Ты бо еси просвещение душ и телес наших, Христе Боже, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Молитва после чтения Евангелие дома (к ней также можно обращаться и до чтения)

«Спаси, Господи, и помилуй рабов Твоих (имена) словами Божественнаго Евангелия, чтомыми о спасении раба Твоего. Попали, Господи, терние всех их согрешений, и да вселится в них благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Когда мы готовимся к слушанию или прочтению Нового Завета, необходимо просить у Бога помощи. Очень много случаев, когда верующие зачинали трактовать божественные книги по-своему и в результате отходили от православной веры.

Молитва перед чтением Евангелия, какую заповедали нам совершать святые отцы, может звучать в разных вариантах. Их смысл, как правило, сводится к одному — должно присутствовать прошение Богу о даровании разумения Святого Писания.

Например, одна их них, наиболее емкая: «Господи, просвети очи мои сердечные светом разума Святого Евангелия Твоего».

Распространена молитва Игнатия Брянчанинова перед чтением Евангелия: «Спаси Господи и помилуй рабов Твоих (имена) словами Божественного Евангелия, чтомыми о спасении рабов Твоих. Попали Господи, терние всех их согрешений, и да вселится в них благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. »

Понятна и осмысленна будет молитва до и после чтения Евангелия, если ее выстроить по такой схеме:

  • читать перед чтением Божественного Откровения молитвуо просветлении ума и даровании разумения Божественных Словес;
  • после прочтения Святого Письма исполнять правило Игнатия Брянчанинова, в котором возносится прошение об очищении грехов всех тех, за кого читалось Святое Евангелие.

Большинство верующих поступает именно таким образом. Главы Божественного Писания входят в молитвенное правило, совершаемое верующими православной церкви каждодневно. Поэтому очень важно молитвы перед чтением Евангелия дома выполнить подобающим образом.

Есть множество книг, которые наполняют наши книжные полки. Личная библиотека имеется почти у каждого.

По тем книгам, которые находятся в ней, можно с большой долей вероятности вынести суждение о человеке, их владельце. О том, кто он, о чем думает и мечтает, к чему стремится, какова его жизнь.

Большинство книг, которые есть у нас, достаточно прочитать один раз, и больше мы к ним никогда не возвращаемся.

Но есть такие, к которым мы обращаемся снова и снова, читая их на протяжении всей своей жизни. Божественное Откровение – самая главная книга любого христианина. Ее можно сравнить с воздухом, пищей, которые необходимы нам каждый день, чтобы жить и молиться Богу. Она ведет, вдохновляет, поддерживает на трудном пути и к вечности и не дает свернуть с него.

Библия была настольной книгой у многих выдающихся людей. Ее читали и перечитывали помногу раз Достоевский, Пушкин, Гоголь, Менделеев, Павлов и другие не менее знаменитые личности. В дореволюционной России при окончании какого-либо учебного заведения выпускникам выдавался вместе с аттестатом томик Евангелия, как напутствие и руководство на дальнейшую жизнь.

Библия является Божественным Писанием. А это означает, что каждая его строчка наполнена особой духовной силой, которая способна изменять и просвещать нашу жизнь. У каждого из нас бывают такие дни, периоды, когда кажется все наполненным только тьмой.

Казалось бы, нет просвета, тоска и безысходность вокруг нас. И вот, как только мы приступаем к перечитыванию Откровения, духовный свет начинает озарять наш жизненный путь.

Избавление от страстей

Через Божественные Книги сам Господь начинает действовать в нас, в нашей жизни.

Есть многочисленные свидетельства, рассказывающие о том, как Высшая Сила помогала верующему справиться с какими-то его дурными навыками, греховными привычками.

Так один человек долгое время страдал алкоголизмом и не мог избавиться от этого пагубного пристрастия, для чего он обращался к врачам, пытался бороться с этой привычкой напряжением своей собственной воли, но все попытки эти оказывались неудачными.

И однажды он приехал в монастырь посоветоваться со старцем, как ему быть, чтобы преодолеть этот грех.

Старый монах посоветовал ему каждый раз, как будет возникать тяга к чему-то злому, греховному, брать в руки томик Святой Книги и начинать раз за разом перечитывать его. Так и поступил этот человек.

Когда появлялась тяга к спиртному, и рука тянулась зарюмкой, прежде, чем сдаться и уступить пагубной страсти, он начинал перечитывать Святое Письмо. И происходило чудо. Как только он дочитывал главу, обнаруживал, что страсть, так мучавшая его, либо угасает совсем, либо ослабевает и становится незначительной.

О том, как Слово Божье изменяло жизнь человека известно много примеров. Поэтому следует не забывать и как можно чаще обращать свой взор к Священному Писанию, перечитывать его каждый день, чтобы свет Божественного Откровения озарял нас.

И чтобы через прочтение этой Святой Книги всегда Господь пребывал с нами, и житие наше было наполнено его светом. Молитва перед чтением будет как ничто другое содействовать и помогать этому.

Как правильно читать Евангелие

Сегодня у каждого человека есть возможность купить себе Библию, открыть ее и начать листать страницы, перечитывая их вновь и вновь. Но всегда ли будет это спасительным? Если мы совершаем это наспех, без должного приготовления и душевного настроя, глубоко не погружаясь в смысл изложенного, то вряд ли.

Недопустимо вести себя по отношению к Святому Письму как обычному роману или детективу, перечитывая где-нибудь в метро или коротая время в автобусе. Листая священные страницы между делом, наспех и без определенных внутренних усилий, мы вряд ли что-либо поймем.

Хорошо иметь в своей библиотеке разъяснения Божественного Откровения:

  1. Феофилакта Болгарского.
  2. Иоанна Златоуста.
  3. Епископа Михаила.
  4. Феофана Затворника и других.

Святые подвижники, просиявшие в церкви своими подвигами, считают, что лучше перечитывать Писание, сверяясь с православным календарем. В нем есть каждодневные указания, какие стихи (отрывки) из Нового Завета включены в богослужебный круг.

Так, вместе со всей церковью мы в течение года прочитываем четыре Евангелия. Благодаря этому, Новый Завет открывается с совершенно иной стороны. Мы перестаем видеть и воспринимать только событийную, историческую канву Божественного Откровения. Начинает открываться его глубинный духовный смысл.


Евангелие - это путь, руководство к действию. Именно так следует воспринимать заповеди, данные Христом. Их необходимо исполнять, ими нужно жить каждую минуту.

Не следует искать одного только услаждения, даруемого Святым Духом каждому, кто прикасается взглядом и мыслью к Божественному Писанию.

Нужно стремиться узреть непогрешительную Истину, сокрытую в словесах Божественного Откровения. Воспринимать прочтение святых книг как обращение Бога к нам всем и каждому лично.

Внимание! При чтении Евангелия,как церковном, так и келейном, необходимо стоять, преклонив голову.
В домашней обстановке при недостатке физических сил или сильной усталости, можно опуститься на колени и в благоговейной позе внимать словесам самого Бога. Молитва перед чтением Евангелия, как правило, должна всегда сопровождать этот таинственный акт.

Как читать дома

Если вы получили благословение духовника или сами пришли к такому решению под влиянием чтения духовной литературы, слушания проповедей, необходимо помнить, что прочитывать следует по целой главе, не оставляя на завтра ее завершение. По совету прославленных подвижников в ежедневные молитвы, совершаемые православными верующими, должны войти деяния, а также послания апостолов.

Еще есть один способ, как читать Евангелие дома.Подобный этому путь избирают многие православные христиане.

Прочитывается одна глава полностью и одна или несколько, по желанию или в соответствии с благословением духовника, глав Апостола в день.

Прочитывать нужно все по порядку, от начала до самого конца, а затем возвращаясь и снова все повторяя.

Не следует хаотично открывать первую попавшуюся страницу и читать все, что попадается на глаза, или больше всего приглянулось. Должно быть постепенно упорядоченное, глава за главой, чтение Святого Писания.

Только в таком случае в сознании человека сформируется ясная четкая картина всех происходивших библейских событий.

При чтении Святого Откровения нельзя вести себя как-то слишком свободно, раскованно. Это все-таки хоть и совершаемый самостоятельно, домашний, но богослужебный акт. Поэтому и внешний вид молящегося (-ейся), и поведение должны соответствовать происходящему.

Не нужно уподобляться сектантам, которые настолько умалили Святое Письмо, что читают его чуть-ли не сидя на нужнике. Непочтение к Богу – это великий грех.

Стояние на молитве или прочтении Божественного Письма порождает в человеке благоговение. От этого становится больше сосредоточенность. С другой стороны, если тяжело, в келейной молитве можно дать себе послабление и почитать сидя.

Исключительно для того, чтобы легче было сосредоточиться на смысле Священного Писания, а не отвлекаться, переминаясь с ноги на ногу. Но сидеть также необходимо с благоговением, а не раскинувшись в слишком свободной и неподобающей к этому случаю позе.

Внимание! Если посетила какая-нибудь скорбь или неприятность, не растеряться и найти благоразумный выход в трудной ситуации очень помогают молитвы перед чтением Евангелия дома, а также слушание и внимание Святому Письму.

Полезное видео

Подвести итоги

Верующие и многие люди, абсолютно нерелигиозные, признают Библию источником высочайшей культуры и духовности для всего человечества.

Божественное Откровение преподносит нам основополагающие нравственные истины, которые давно уже утрачены и о них совершенно забыли в непрестанной гонке за материальными благами, прогрессом и собственным комфортом.

Как указано в заголовке, Евангелие является одной из частей Библии. И так часто возникают вопросы у невоцерковленных людей. Что это вообще такое - Евангелие? Зачем его читают? А что там пишут? А кто "автор"? Разве Евангелие в церкви читают? Оно одно или нет? Подробные ответы на эти вопросы постараемся дать в данной статье.

Жизнеописание

Евангелие - это книга Нового Завета. Точнее, книги. Всего их четыре. И в каждой подробно описан земной путь Иисуса Христа, от рождения до распятия.

Слово "Евангелие" переводится как "благая весть". И действительно, весь жизненный путь Христа, начиная от рождения, - не благая ли весть для благочестивого христианина?

Христос один, а Книг четыре?

Да, именно так. Потому что тех, кто вел "летопись" жизни Спасителя, было четверо. Апостолы Лука, Марк, Матфей и любимый ученик Христов - Иоанн Богослов.

Чем отличаются Евангелия?

Существенных отличий между тремя Книгами нет. Просто каждый Апостол описыввл события со своей точки зрения, так, как это видел он. История жизни Христа одна, повествующих несколько.

А что касается Книги Евангелия от Иоанна Богослова, то любимого ученика Христова и его изложение сравнивают с орлом. Такое же меткое. Евангелие от Иоанна написано через несколько десятков лет после написания остальных Книг. И сделано это с целью дополнения предыдущих. В этом Евангелии Христос представлен как уникальный Спаситель рода человеческого.

Суть жизнеописания Христова

Евангелие - это не просто несколько Книг, касающихся повествования о жизни Иисуса Христа. В чем же Его суть? Скорее, не суть, а смысл. Смысл следующий: Бог послал на землю Сына своего, чтобы Тот смертью искупил человеческие грехи. Иисус Христос принял смерть за людей, за каждого из нас. Он знал о том, что его предадут. Знал о позорной и страшной казни, которая предстояла Христу. И пошел на этот шаг, будучи безгрешным. Христос мог вообще не умирать, а Бог мог не посылать Его в мир грешный. Но Иисус выбрал смерть и искупление грехов людских Своей кровью. Как же надо любить, чтобы спасти тех, кто предал? Бог есть любовь, вот основная суть Евангелия.

Евангелие в церкви

Вынос Книги Евангелия - один из самых торжественных моментов Литургии. На каждой Литургии читается отрывок из этой Книги. Чтение осуществляется священнослужителем. Как правило, в конце службы батюшка обязательно истолковывает прочитанный отрывок. И это толкование называется проповедью.

Раз в году у каждого человека появляется возможность услышать "Святого Евангелия чтение" на нескольких языках мира. В этот день Евангелие в богослужении звучит особо торжественно и величественно. Точнее, в эту ночь. Праздничную Пасхальную ночь, когда Книга читается на древнегреческом, английском, немецком, испанском, русском, итальянском, и конечно же, церковно-славянском языках.

Читаем дома

Можно ли читать Евангелие в домашних условиях? Нужно. Вообще молитвенное правило христианина включает главу из Евангелия на каждый день, кафизму из Псалтири, утренние и вечерние молитвы. Но как это часто бывает, у нас нет времени на Того, Кто нам дает эти самые жизненные часы.

У новоначальных часто возникает вопрос: с чего начинать чтение? Церковно-славянский язык такой не понятный. Читаю и не понимаю, что написано. А зачем тогда читать, если ничего не понятно? Этим нагрешу больше.

Все это неправда. Чтение Евангелия - это самое полезное домашнее чтиво. Им нельзя нагрешить уж точно. А для тех, кто не может читать по церковно-славянски, существует Евангелие на русском языке. Его можно приобрести в любой церковной лавке.

Но вернемся к вопросу: с чего начинать чтение? Хотя бы с нескольких строк. Но делать это нужно ежедневно, взять себе за правило. Две минуты - это совсем ничего из суточного цикла. Разве невозможно посвятить Христу эти две минутки? Возможно.

Перед чтением великой Книги, женщинам необходимо покрыть голову платком. Встаем перед иконами, крестимся, делаем поясной поклон, открываем Евангелие и начинаем читать.

Что просить по прочтению? У каждого своя просьба. Это может быть молитва о здравии близких людей, просьба о собственном заступничестве, поминовение усопших родных. Все что угодно, но не связанное с какими-либо нечестными делами. Сын Божий знает, что и кому нужно, и если человек просит о том, что ему на пользу, то получит просимое.

Сначала было слово

И слово было у Бога. И слово было "Бог". Это первые строки Библии. А с чего начинается Книга Евангелия? Апостол Матфей начинает свое повествование с описания 12 колен Иисуса Христа. Разве могут быть у Сына Божьего предки? Этот факт способен удивить тех, кто мало знает об Иисусе. Да, могут. Ведь у Марии, Матери Христа, был муж по имени Иосиф. И от его рода ведется отсчет предков Спасителя.

Немного истории

Как известно, Богородица была дочерью благочестивой четы - Иоакима и Анны. Всего у них было много, все в достатке. Да только детей не было. Горячо молились они о даровании дитя. И Бог услышал их. Уже в преклонном возрасте супругам была послана Дочь. "Сей дивный свет, се Чадо Спасителя родит...". Появившаяся на свет Малышка была названа Марией. С детства Она отличалась своей скромностью и поведением. Пресвятая Богородица, по достижении юношеского возраста, была обручена с Иосифом. Благочестивый человек, он вдруг заметил, что его Супруга понесла во чреве. При этом, Иосиф не касался ее. И решил этот смиренный муж отпустить Марию с миром, не обличив ни в чем. Тут и явился Ангел Господень, поведав ему о том, какого Младенца ждет Богородица. Иосиф не отказался от Нее, а наоборот, - стал тщательнее оберегать. Сама же Дева Мария со смирением приняла волю Божью, которая предначертала ей стать Матерью Иисуса Христа. Тот день, когда Богородица получила столь дивную весть от Ангела, мы знаем как Благовещение.

Дети! Последние времена

Читая Евангелие на каждый день, христианин узнает не только о земной жизни Спасителя, но и прикоснется к тайне будущего. Ибо Иисус Христос приоткрыл своим ученикам о том, что ждет мир. Он не вечен, и перед концом его ждут людей страшные события.

Войны, голод, брат пойдет на брата, отец на сына. Но это еще не конец. Конец наступит тогда, когда придет время для царствования антихриста. Надлежит ему царствовать 3 года, и сделается он властителем мира. По истечении трехлетнего срока силы Добра и зла сойдутся в бою, Христос победит врага рода человеческого. Это и будет конец мира или Второе Пришествие Христово.

Господу помолимся

Перед тем, как приступить к чтению Евангелия в домашних условиях, желательно прочесть краткие молитвы. Какие же они, молитвы перед и после чтения Евангелия дома? Очень короткие и простые. Каких-то особых молитв не существует. Есть общие "вступительные", которые православные читают перед тем, как что-то начать, и после того, как закончили - благодарственные.

Перед тем, как открыть Евангелие, читаются следующие молитвы:

  • "Во имя Отца и Сына и Святого Духа".
  • "Слава тебе, Боже наш, слава Тебе".
  • "Царю Небесный, утешителю...".
  • Трисвятое.
  • "Отче Наш..."

Все представленные выше молитвы есть в любом православном молитвослове.

По окончании чтения Евангелия, мы возносим благодарность Богу. И читаются таковые молитвы:

  • "Достойно есть...".
  • "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу...".
  • "Честнейшую Херувим...".
  • Трисвятое.
  • "Господи, помилуй...".
  • "Молитвами Святых Отец наших...".

Эти короткие молитвы также можно найти в молитвослове.

Заключение

Какие выводы можно сделать из этой коротенькой статьи? Во-первых, что такое Евангелие.

Во-вторых, о том, что каноничны лишь четыре Книги. От Иоанна Богослова, Апостола Матфея, Апостола Марка и Апостола Луки. Самое короткое - от Марка. Самое красивое - от Апостола Иоанна.

Четвертый пункт: желательно найти время на прочтение одной главы ежедневно. Если же совсем нет времени, то посвятить Евангелию хотя бы две минуты.

Пятый момент: перед чтением этой Книги и по окончании его вычитываются небольшие молитвы. Вступительные и благодарственные.

И главное, всегда помнить, что Христос ждет, когда мы к Нему обратимся. Он прощает и принимает кающихся грешников. Заблудших сыновей и дочерей Своих.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: