Эдит Пиаф. Судьба малышки с голосом ангела. Эдит Пиаф: голос Парижа, Франции и человечества Эдит пиаф низкий голос едва звучал

В декабре Москву с музыкальным спектаклем-посвящением «Эдит» приезжает французская певица Жиль Эгро, чей голос звучит в оскароносном байопике об Эдит Пиаф «Жизнь в розовом цвете» (2007). Ее песни Эгро исполняет по-своему, но порой кажется, что она и есть тот самый французский «воробушек» с огромными грустными глазами. Жиль ностальгирует по Парижу середины прошлого века, но при этом, как немногие, умеет жить настоящим. Мы поговорили с певицей о том, что ее роднит с Эдит Пиаф, а также о том, какой она была на самом деле - женщина, чей голос до сих пор остается символом Франции.

Жиль Эгро

Уроженка Канн, Жиль Эгро долгое время специализировалась на французском шансоне, работала в музыкальном театре. В 2005 году режиссер Оливье Даан выбрал ее «голосом Эдит Пиаф» для своего фильма «Жизнь в розовом цвете» (La môme), получившего многочисленные премии, в том числе «Оскар» за лучшую женскую роль, и с большим успехом показанного по всему миру.

- Вы помните, как первый раз услышали песню Эдит Пиаф?

Да, очень хорошо. Мне было лет 12–13, я слушала разные пластинки, которые хранились у нас дома. Когда я включила запись Эдит Пиаф, то помню, подумала, что это какая-то очень старая музыка. Я начала ей подпевать, быстро разучила многие песни. И почему-то мне захотелось узнать, что это была за женщина, обладательница такого невероятного голоса.

Насколько я знаю, помимо песен Эдит Пиаф, раньше в вашем репертуаре было много вещей из репертуара других французских шансонье. Кто самые любимые?

Я пела много песен из репертуара таких авторов и исполнителей, как Барбара, Шарль Азнавур, Жак Брель - на самом деле всего понемногу. В консерватории специализировалась на лирической опере и музыкальной комедии, потом довольно интенсивно работала в этом жанре, а вообще пробовала очень разные вещи - до того момента, пока в 2005 году меня окончательно не захватила Эдит Пиаф.

«Жизнь в розовом цвете»

Фильм французского режиссера Оливье Даана, байопик об Эдит Пиаф, вышедший на экраны в 2007 году. Главную роль, принесшую ей премии «Оскар», «Сезар» и «Золотой глобус», в нем исполнила Марион Котийяр.

Это связано с вашей работой в фильме Оливье Даана «Жизнь в розовом цвете»? Как получилось, что вы стали голосом Пиаф в этой картине?

За некоторое время до этого я решила сделать концерт из песен Эдит Пиаф - меня часто спрашивали, почему я, перепев стольких исполнителей, ни разу не обращалась к ней. А я немного боялась - неизбежных сравнений, просто того, что окажусь не на высоте. И в 2005 году я наконец решилась. Я много репетировала и много читала о ее жизни. Это было в январе, а месяц спустя я познакомилась с женщиной, которая была секретарем Эдит Пиаф. Я пришла на презентацию ее книги и попросила автограф. Мы разговорились, я рассказала, что готовлю концерт из песен Пиаф, и она попросила меня исполнить что-нибудь прямо там, в книжном магазине. Что я и сделала - и пригласила ее на предстоящий концерт. Мы стали общаться - встречались, разговаривали по телефону, она много рассказывала об Эдит. И вот в октябре она позвонила мне перед отъездом в Париж (Жиль Эгро родилась и живет в Каннах. - «Профиль» ), где она должна была встречаться с режиссером Оливье Дааном, который как раз ищет «голос Эдит Пиаф» для своего фильма. Она дала мой телефон, мне позвонили, я пришла на прослушивание, мы пообщались с Оливье, и через пару дней узнала, что меня утвердили. А в ноябре я уже записывала песни с Марион Котийяр. Моя исполнительская манера отличается от манеры Эдит Пиаф. Кроме того, у меня нет ее акцента, но для фильма мне нужно было стать как можно более похожей на нее, Марион мне в этом очень помогла.

Я видела видеофрагменты вашего спектакля. По ним как раз заметно, что вы не стремитесь копировать Эдит Пиаф. Как вам удается найти этот баланс между собственной личностью и личностью Пиаф?

Думаю, что Эдит Пиаф, с которой мы очень похожи, помогает мне раскрыть мою собственную сущность. Иногда мне даже кажется, что она могла бы петь так, как это делаю я. Я не раз слышала от людей, знавших Пиаф, что мое исполнение их трогает именно потому, что они слышат в моем голосе то чувство, с которым пела она. Но не могу сказать, что я это делаю намеренно, это происходит естественно, идет изнутри. Отчасти это связано с тем, что она со мной очень давно: я много читала о ней, общалась с людьми ее круга. Я ее действительно хорошо знаю и чувствую, и понимаю, что Эдит, какой она представала на сцене, - далеко не всегда настоящая Эдит. У меня ощущение, что я - немного она на сцене.

- А какой она была, настоящая Эдит Пиаф, как вы думаете?

Думаю, она была очень волевой женщиной. Профессия была для нее жизнью. Как и все художники, она была очень одинока, жила с ощущением ускользающего времени, боялась чего-то не успеть. Эдит остро чувствовала настоящий момент, который она проживала невероятно интенсивно. Мне кажется, что она не особенно задумывалась о будущем, она просто шла к своей мечте - быть певицей. А еще, вопреки сложившимся стереотипам, она была очень веселой, много шутила, любила развлечения.

- Какие эпизоды в биографии Эдит Пиаф вас особенно трогают?

Смерть Марселя Сердана - самое ужасное событие в ее жизни. Меня всегда поражало, как она смогла пережить эту трагедию, продолжить петь после этой потери, самой большой любви ее жизни, ведь в душе она всегда оставалась маленькой девочкой, которая так и не выросла. Впрочем, до конца, конечно, она не справилась со смертью Марселя. Еще мне лично близка ее история восхождения к успеху. Я вижу в ней параллели с моей собственной судьбой. До определенного момента я была известна в основном на юге Франции, но после фильма Даана моя жизнь круто изменилась, я выступаю по всему миру - в Европе, США, Канаде, Японии, теперь вот еду в Россию.

- Вы чувствуете какую-то разницу в восприятии вас - и через вас самой Эдит Пиаф - в разных странах?

Везде приблизительно одно и то же. Во всем мире она - один из символов Франции, великая французская певица, женщина, воспевшая любовь. И ее песни воспринимают вне зависимости от знания языка - здесь важны заложенные в них эмоции.

Почему, на ваш взгляд, Эдит стала символом Франции - как для самих французов, так и для всего остального мира?

Она была величайшей певицей своего времени и до сих пор остается непревзойденной - ее голос эмоционально и вокально совершенно уникален. Кроме того, она умела говорить об очень простых вещах с большим, настоящим чувством, а это всегда находит отклик, затрагивает какие-то важные струны души.

- В одном из интервью вы сказали, что с 2005 года «Эдит живет с вами». Что это за ощущение?

Раньше у меня было ощущение, что это я, взяв ее за руку, веду по собственной жизни: я слушала и пела ее песни, много читала и думала о ней. А теперь она живет со мной, она уже неотделима от меня, она - часть меня.

- Ваша любовь к Эдит Пиаф - это своего рода ностальгия?

Да, можно сказать и так. Действительно, в ее песнях - отпечаток того безвозвратно ушедшего времени, которое хочется вернуть. А притягательность той эпохи - в свободе, в роскоши времени, которых у нас сейчас нет. Мы постоянно куда-то бежим, загоняем себя в определенные рамки. Мне кажется, раньше было не так. Пожалуй, в бытовом плане жизнь была труднее, но, думаю, в ней было больше радости, а люди были ближе друг другу - потому что они могли позволить себе остановиться и посмотреть вокруг.

- Как меняется ваша манера исполнения и игры от спектакля к спектаклю, от чего это зависит?

Это зависит от моего эмоционального состояния, реакции зрителей. Я играю этот спектакль уже два года, и за это время он, конечно, успел измениться. Но все изменения приходят спонтанно, во время концерта, я ничего не придумываю заранее. Это некий интуитивный процесс, рождающийся в эмоциональной связи с залом, с реакцией зрителей.

- Какую песню Эдит Пиаф вы любите больше всего?

Моя любимая песня - La Foule («Толпа»). Она резонирует с каким-то моим внутренним ощущением. А вообще в репертуаре Пиаф я особенно люблю песни конца 1930–1950-х годов. В них все - радость жизни, любовь, боль, целый спектр эмоций, которые сменяют друг друга, как в калейдоскопе.

Музыкальный спектакль-посвящение «Эдит», Московский международный дом музыки, 18 декабря

Эдит Гассион с самого детства мечтала о карьере певицы. И путь к этой мечте не был усыпан розами. Первый шаг, который она сделала, был сменой фамилии. Она выбрала короткую и звучную — Пиаф, что по-французски означала воробей. Первое серьезное выступление Пиаф состоялось на сцене свежеоткрытого кабаре «Джернис» в середине осени 1935 года.

Совершенно никому не знакомая исполнительница вышла на сцену в недовязанном свитере без рукава и в видавшей виды юбке. Всеобщее недоумение уступило место восторгу, стоило только Эдит начать исполнение песни. Аплодисменты не стихли даже после того, как она сошла со сцены. Творческий успех с того момента сопутствовал ей на протяжении всей жизни.

Биография певицы и трудное детство

Многие завидовали ей. Всегда судачили, что, вероятнее всего, Малышка Пиаф родилась прямо на улице. Ведь отец ее был уличным акробатом, и схватки у его жены, актрисы лирического жанра, начались и, скорее всего, завершились прямо у газового фонаря по дороге домой.

Эдит Пиаф не смущали светские сплетни, не расстраивали провокационные публикации в «желтой» прессе. Она держалась от всего этого в стороне, не давала никаких комментариев и опровержений.

Более того, она нередко расцвечивала свои странные воспоминания о детстве явной выдумкой, плодами самой буйной фантазии.

Совершенно точно, что в детстве она перенесла сильное воспаление роговицы глаз, двусторонний кератит, и плохое зрение сильно мешало ей в дальнейшем, заставляя порой передвигаться на ощупь. Подробности чудесного исцеления неизвестны, на то оно и чудо. Но, слава богу, Пиаф не стала слепой.

В 16 лет Эдит Гассион уже вполне состоялась как уличная певица и у нее завелся первый дружок из неприлично многочисленной череды ее самых разнообразных мужчин. Луи Дюпон, «Малыш Луи» стал виновником ее единственной и такой ранней беременности, и 11 февраля 1933 года у Эдит родилась симпатичная дочка, получившая имя Марселла Дюпон.

В декабре того же года молодая мать выступила перед солдатами в тюрельской казарме, где ее очаровал блондин с глазами цвета безоблачного неба, не то Альберт, не то Анри… Их отношения продлились пару недель, а потом солдата перевели в Африку. Муж Эдит, не сумев вернуть жену, забрал к себе дочь. А Эдит, продолжая петь и встречаться с мужчинами. Меж тем от менингита умерла ее двухлетняя дочь…

…Карьера певицы в казино «Джернис» оказалась недолгой. В апреле 1936 года ее работодателя «папу Лепле» убили. Правда, после закрытия казино Пиаф уже не вернулась на улицу.

Проведя весну и лето в туре по Франции «Молодежная песня 1936 года», она стала петь сразу в двух кабаре - «У Одетт» и «Латинском квартале». Как писали ее соотечественники, ее неповторимый голос неумолимо брал задушу.

Судьбу певицы переменила встреча с поэтом и композитором Раймоном Ассо. Эдит пела «Мой легионер» и еще дюжину его песен, а он отвадил массу ее парней, прекратил беспорядочные связи, запретил появление на квартире даже ее родному отцу, который тоже хотел своих дивидендов от растущего признания таланта дочери.

Эдит Пиаф уже 22 года. Ее имя у всех на слуху. «Костюм и передник уличной девки исчезли. Малышка Пиаф одета в простое черное платье. Она изменила свой репертуар в сторону сентиментальности, но значительно выиграла в строгости стиля»… Ее много хвалили.

И тут началась война. Раймон Ассо ушел на фронт, избавив певицу от мучительных объяснений назревающего разрыва, а Эдит, не терпевшая одиночества, стала жить с актером Полем Мериссом. Она продолжала петь, разъезжая по неоккупированной территории, ее успехи на эстраде и в кинематографе крепли. Мерисса, ушедшего в армию, сменил один «дружок», потом другой…

В октябре 1942 года Эдит приняла решение вернуться в Париж, находившегося в руках немцев и успех ее был триумфален. На следующий год она поехала на своеобразные гастроли в Берлин — выступать на заводах и перед узниками лагерей.

В конце войны в ее жизнь вошел Ив Монтан - надолго (совместные концерты продолжались несколько лет), но именно любовная связь продолжалась недолго. Страсть всего за неделю уступила место взаимоуважению и полному взаимопониманию.

Гастроли 1947 года в Америке подарили ей еще одного любовника - знаменитого всему миру боксера Марселя Сердана, женатого человека и отца семейства.

Он погиб в авиакатастрофе на острове Сан-Мигель в октябре 1949 года. В его честь Пиаф спела «Гимн любви» на сцене «Версаля», еще несколько песен. И потеряла сознание, не закончив выступления.

Утешение, которое ей приносили последующие мужчины, было недолгим и непрочным. Эдди Константин, Андре Пусс, Тото Жерарден, Жак Пиллс… За последнего она, правда, вышла замуж на четыре года. Но что нам до этих имен? Где слава, там всегда будут прихлебатели.

Застарелый ревматизм приохотил Эдит к наркотикам, алкоголь она вообще принимала для снятия стресса постоянно. Пришлось пролечиться в клинике… Это лечение стало «первой ласточкой» - с тех пор Пиаф то и дело настигали разнообразные болячки.

Изматывающее летнее турне 1954 года прервалось операцией - разыгрался перитонит. Несколько месяцев спустя она, уже отдохнувшая, выступила в престижной «Олимпии» и отправилась в 14-месячное турне по США. Следом - Куба, Мексика, Бразилия…

Три новых любовника, и всем трем отказано в «доступе к телу» из-за Жоржа Мустаки. Пиаф уже 42, а новому возлюбленному, поэту и композитору, всего 24 года… Они попали в аварию на перекрестке с названием «Божья милость». Шок, рана, разрывы двух сухожилий… Снова больница.

В феврале 1959-го на гастролях в Америке у Пиаф открылось язвенное кровотечение. Месяц в клинике. Затем повторная госпитализация из-за кишечной непроходимости. В сентябре того же года певицу оперируют по поводу острого панкреатита, а в декабре еще три недели ее жизни отнимает вирусный гепатит…

Болезни, ремиссии, повторные госпитализации, в промежутках - новые гастроли и любовники… За одного из них - парикмахера Теофалиса Ламбукаса 26-ти лет- Пиаф 9 октября 1962 года снова вышла замуж, подарив мужу на свадьбу восхитительную модель железной дороги.

Две недели после свадьбы супруги блистательно выступали на сцене «Олимпии», а потом одна за другой начались новые госпитализации с переливаниями крови… Годовщину своей последней свадьбы Пиаф снова встретила в больнице: лопнула селезеночная артерия…

Эдит Пиаф умерла в пятницу 11 октября 1963 года. Проводы певицы вылились в похороны национального масштаба. До кладбища Пер-Лашез ее гроб провожал целый Париж - сорок тысяч человек…

Эдит Пиаф — ВИДЕО

«Я пою не для всех — я пою для каждого!» — Edith Piaf

Нам будет приятно, если поделитесь с друзьями:

Душа Парижа. На балу удачи

«Вчера на сцене «АВС» во Франции родилась великая певица», — писали в газетах на следующий день после выступления в самом знаменитом мюзик-холле Парижа молодой Эдит, уличной девчонки, пережившей не мало трагедий за свои двадцать с небольшим лет.

Хрупкая, миниатюрная, не отличавшаяся яркой внешностью, но сильная, с необыкновенным голосом, отражающем ее глубокую душу, девушка покорила избалованную публику столицы Франции. Очень скоро трудолюбие и упорство этой Настоящей Женщины привели ее к всемирному успеху.

Тщедушное тело, потрясающие, гибкие, парящие руки, глаза только что прозревшего слепца и какая-то магическая притягательность. Эдит была соткана из противоречий — в ней жила грубая, дворовая девка, застенчивая, запуганная, страстно ищущая любовь девочка и шикарная Женщина, воплощение стиля и величия.

Она всегда была окружена мужским вниманием, она никогда не оставалась одна. Ее никто не бросал — Эдит всегда уходила первая. Эта маленькая женщина искала истинные чувства, того, на кого можно опереться и кому можно открыться до конца… Но не находила.

Только один человек оставил ее, единственная настоящая Любовь Эдит — Марсель Сердан, о котором она помнила до последнего дня своей жизни. Он бы и рад был остаться, но не смог…

Эдит Пиаф (Эдит Джованна Гассион) появилась на свет 19 декабря 1915 года в Париже. Ее матерью была несостоявшаяся актриса Анита Майяр, а отцом — акробат Луи Гассион. Девочка родилась в разгар Первой мировой войны и Луи в то время был на фронте.

Когда счастливый отец вернулся, он узнал, что жена бросила его, а ребенка отдала своей матери. Луи пришел в ужас, увидев условия, в которых содержалась его дочь — девочка была неухоженной, грязной, запуганной. «Любящая бабушка» часто поила малышку вином, чтобы та не мешала ей заниматься более важными делами…

Луи отправил Эдит на воспитание к своей матери в Нормандию. Здесь ребенка приняли с любовью и заботой. Однако жить Эдит пришлось в публичном доме — бабушка Гассион являлась его владелицей…

Скоро выяснилось, что девочка совершенно слепа. На протяжении трех лет ее тщетно пытались вылечить самыми разнообразными способами, и, отчаявшись, в конце августа 1921 года повезли в Лизье к алтарю святой Терезии. Тогда произошло первое чудо в жизни Эдит Пиаф — она прозрела.

И вот пришел срок — Эдит отправилась в школу. Все могло быть прекрасно, но учеба приносила малышке только новые страдания — уважаемым отцам порядочных семейств претило, что вместе с их отпрысками обучается девчонка, проживающая в публичном доме.

Эдит пришлось покинуть школу и отец забрал ее в Париж, где она начала выступать вместе с ним на городских площадях. Луи Гассион показывал акробатические номера под пение своей дочери. Эдит Пиаф так и не получила достойное образование — до конца жизни она писала с ошибками.

Маленькая уличная певица быстро повзрослела — в 14 лет она, вместе со своей сводной сестрой Симоной, зарабатывала пением около 300 франков в день и снимала комнату в гостинице.

Конечно, так же рано в жизни энергичной, неугомонной девчонки появились и любовники. Уже в 17 лет она родила ребенка — дочь Марсель от владельца магазина Луи Дюпона. Вскоре в молодой семье случился разлад — Луи настаивал на том, чтобы Эдит бросила работу. Будущая легенда Парижа ушла от него.

В 1935 году Луи забрал Марсель к себе в надежде вернуть любимую. Но Эдит не вернулась, а девочка заболела свирепствовавшей в то время в Европе «испанкой». Несчастная мать, навещая дочь в больнице, заразилась от нее. Обе были на грани смерти, но Эдит выздоровела, а Марсель умерла. Это был единственный ребенок Эдит Пиаф.

Едва двадцатилетняя Эдит оправилась от удара, в ее жизни появился владелец кабаре «Жернис» Луи Лепле. Именно он придумал Эдит Гассион псевдоним Пиаф, что в означает «воробушек». Она действительно походила на взъерошенного воробья, перепуганного, ищущего тепло и уют.

На афишах кабаре появились афиши с ее новым именем — «Малышка Пиаф». Успех был оглушительным, но не продолжительным. Чуть больше года спустя Лепле застрелили, а подозрения пали на Пиаф, поскольку шоумен внес ее в свое завещание…

Опять трагедия, страдания, слезы. Казалось, что она рождена для мучений. Но произошло новое чудо — Малышка Пиаф познакомилась с Раймоном Ассо, поэтом, навсегда и круто перевернувшем жизнь уличной девчонки.

Именно этому человеку мир обязан появлением Великой Эдит Пиаф. Он придумал ее образ, создал специально для нее песни, научил одеваться, вести себя в высоком обществе. Малышка Пиаф стала Эдит Пиаф и вскоре выступила в мюзик-холле «АВС» на Больших бульварах.

Когда она вышла на сцену, угловатая и странная, зритель недоумевал. Но вот, она запела. Мощный голос, исходящий из самых глубин ее израненной души, поверг слушателей в шок. Публика рукоплескала… Этот вечер стал вторым днем рождения Джованны Гассион.

Началась ее жизнь с распахнутым для многочисленных романов, шумных скандалов, измен и ошибок, увлечений и потерь, невыносимых страданий и безмерной радости, сердцем.

С Раймоном Ассо Эдит Пиаф рассталась с началом Второй мировой войны. Тогда она снималась в кино, находясь на вершине успеха.

Тогда же она проявляла особое мужество и героизм. Эдит помогала военнопленным — она выступала перед ними в Германии, а после концертов передавала им все необходимое для побега. Она фотографировалась с ними «на память», а во Франции по этим фото для них изготавливали поддельные документы.

После 1945 года она стала известна во всем мире. Ею восхищались, ее боготворили, возносили на пьедестал славы. Эдит Пиаф давала многочисленные концерты, гастролировала в разных странах, летала на другой континент — в США.

Это был, пожалуй, самый счастливый период в жизни певицы. В 1947 году она познакомилась с Ним — с Марселем Серданом, 31-летним боксером, неоднократным чемпионом Франции.

Его жена жила в Касабланке, и журналисты, разумеется, не могли оставить без внимания связь между ним и Эдит. Марсель без колебаний согласился на пресс-конференцию, которая стала одной из самых коротких в истории.

«Да, Эдит Пиаф — моя любовница. И любовница лишь потому, что я женат. При других обстоятельствах я женился бы на ней», — сообщил Сердан, не дожидаясь вопросов газетчиков.

На следующий день ни в одном издании не появилось ни слова об этой паре. А Великая Пиаф получила огромную корзину цветов «от джентльменов», со словами: «Женщине, которую любят больше всего на свете».

Осенью 1949 года Эдит выступала в Нью-Йорке. 28 октября любимый, самый нежный и ласковый, щедрый, безупречный Марсель вылетел к ней. Она ждала его, мечтала заключить в свои объятия после разлуки. Вот, уже совсем скоро они встретятся. Какое счастье!

Его самолет разбился над Атлантическим океаном вблизи Азорских островов.

В тот вечер она все же вышла на сцену. Она спела «Гимн любви» и лишилась чувств.

Его смерть стала самым жестоким ударом в жизни Эдит Пиаф. Она пыталась забыться с помощью морфия. «Момент, когда колешься не для того, чтобы тебе стало хорошо, а для того, чтобы не было плохо, наступает очень быстро.», — говорила она позже…

Но Пиаф не сдалась. Она пережила эту боль, она нашла в себе силы, чтобы двигаться дальше. Ее спасла вера — «Воробушек» помнила о своем чудесном прозрении:

«Моя жизнь началась с чуда. <…> С тех самых пор я не расстаюсь с образами святой Терезии и младенца Иисуса. А оттого, что я верующая, смерть не страшит меня. Был период в моей жизни после смерти дорогого мне человека, когда я сама призывала ее. Я потеряла все надежды. Меня спасла вера.».

Спустя три года, когда ей было 37 лет, она вновь полюбила и даже вышла замуж. Ее избранником стал певец Жак Пилс. Но их брак очень скоро распался.

В том же году Эдит Пиаф попала сразу в две автокатастрофы, после которых врачи, дабы облегчить физическую боль, ставили ей уколы морфия… Певица вновь впала в наркотическую зависимость.

Спустя время сильная Женщина пережила и это. Она вновь вышла на сцену. Она пела для миллионов, она снималась в кино. С 1958 по 1961 годы ее график был чрезмерно насыщенным — выступления, длительные гастроли в Америке, турне по Франции…

В 1961-ом, на сорок шестом году жизни, она узнала, что неизлечимо больна раком печени. 18 марта 1963 года состоялось ее последнее выступление, по завершении которого зал долго рукоплескал ей стоя.

Но последние годы Великой Эдит Пиаф были скрашены последней Любовью — Им стал 27-летний парикмахер греческого происхождения Тео. Она умирала счастливой.

Так ушла великая певица, навсегда оставив глубокий след в истории и музыке, ставшая легендой и душой Парижа…

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Песенка о воробышке, которую она исполняла девчонкой, оказалась судьбоносной

Прозвище Piaf, в просторечье означающее «воробышек», стало сценическим псевдонимом этой поистине великой артистки XX века.

Эдит Джованна Гассион родилась ночью 19 декабря 1915 года прямо на тротуаре парижской улицы. Ее мама циркачка Анетт Майар завернула новорожденную в плащ подоспевшего полицейского, а через месяц отдала дочку на воспитание своим родителям.

Чудо с возвращенным зрением

Шла первая мировая. Отец Эдит - уличный акробат Луи Гассион - вскоре после рождения дочери попал на фронт. Грубоватые и неотесанные родители ее матери, Анетт Майар, практически не следили за ребенком. В меню малышки основным блюдом считалось... вино, которое ей давали, смешивая с молоком. Безграмотная бабушка не мыла внучку, с Эдит практически никто не разговаривал.

Когда Луи Гассион приехал в 1917 году в отпуск, он решил не оставлять девочку у родителей супруги. Забрать ребенка к себе согласилась его мать Луиза Гассион, работавшая кухаркой в публичном доме. Там малышку отмыли и одели в новое платье. Оказалось, что под коркой грязи скрывается прелестное существо - увы, абсолютно слепое! Еще в первые месяцы жизни у Эдит развилась катаракта, но никто этого просто не заметил.

Луиза Гассион денег на лечение не жалела, однако врачи оказались бессильны. Женщины из дома терпимости решили помолиться святой Терезе, чтобы та исцелила Эдит. Вместе с Луизой и малышкой они отправились на богомолье, после которого вернулись домой и стали ждать чуда. Спустя некоторое время выяснилось, что Эдит действительно прозрела! Ей было шесть лет.

Уличная певица

После войны отец Эдит отправил дочку в школу. Но другие родители не хотели, чтобы рядом с их отпрысками учился ребенок, живущий в публичном доме. И с девяти лет девочка стала зарабатывать вместе с отцом на улицах и площадях Парижа. Луи демонстрировал публике трюки, а Эдит пела и собирала деньги. Так продолжалось, пока ее не взяли в кабаре «Жуан-ле-Пен».

С четырнадцати лет она уже жила самостоятельно. Когда Эдит исполнилось пятнадцать, девушка познакомилась со своей младшей сестрой по отцу Симоной. Мать Симоны настаивала на том, чтобы девочка приносила в дом деньги, отношения в семье складывались тяжелые, и Эдит забрала Симону к себе. Они стали петь на улице, зарабатывая около 300 франков. Хватало на комнату в плохой гостинице, одежду, вино и консервы.

В жизни Эдит рано появились мужчины. Она регулярно без разбору влюблялась и бросала своих избранников. Отец ее единственного ребенка Луи Дюпон не стал исключением. С ним Эдит познакомилась в семнадцать лет. Через год у пары родилась дочка, которую назвали Марсель. Эдит по-прежнему много работала и, если Луи не мог сидеть с ребенком, брала дочку с собой. Однажды Дюпон предложил ей выбирать между ним и ее работой. Эдит хлопнула дверью.

Фото с сайта gahetna.nl

Сестры снова начали жить вдвоем. Эдит по ночам пела, а дочка оставалась в гостинице. Как-то после выступления молодая мать обнаружила, что Луи забрал девочку. Таким образом он надеялся вернуть Эдит. В то время в Европе свирепствовал испанский грипп, Марсель заболела и попала в больницу. После посещений дочери заразилась и сама Эдит. Ей удалось выздороветь, а вот Марсель умерла.

Малышка Пиаф

В двадцать лет Эдит познакомилась с владельцем кабаре «Жернис» Луи Лепле. Озябшая женщина топталась в октябре на улице в большом не по росту пальто и туфлях на босу ногу, ожидая, что прохожий даст монетку уличной артистке. Вдруг кто-то произнес: «Да ты с ума сошла - петь на улице в такую погоду!» Фраза принадлежала холеному господину лет сорока в элегантном костюме. Эдит грубо ответила: «А есть-то мне что-то надо!» Мужчина спросил: «Хочешь выступать в кабаре? Приходи завтра в четыре, я тебя послушаю». Оторвал от газеты клочок бумаги и записал адрес. В то время «Жернис» слыло самым модным парижским заведением. Интуиция опытного продюсера сразу подсказала Лепле, что он нашел самородок. Он пообещал устроить через неделю дебют и, как гласит предание, придумал псевдоним певице. Лепле изрек: «Ты такая маленькая и хрупкая, что тебе подойдет имя Малютка Пиаф».

Он научил ее репетировать с аккомпаниатором, выбирать и режиссировать песни, объяснил, какое огромное значение имеют костюм артиста, его жесты, мимика, поведение на сцене. В «Жернисе» на афишах было напечатано: «Малышка Пиаф», и успех первых же выступлений был огромным.

17 февраля 1936 года Эдит Пиаф спела на большом концерте в цирке «Медрано» вместе с такими звездами французской эстрады, как Морис Шевалье, «Мистингетт», Мари Дюбуа. А короткое появление на Радио-Сити позволило ей сделать первый шаг к настоящей национальной славе. Слушатели звонили в прямой эфир и требовали, чтобы Малышка Пиаф выступала еще…

Прорыв на звездный небосклон

Успешное начало было прервано трагедией. По неизвестным причинам владельца кабаре Луи Лепле убили выстрелом в голову. Эдит Пиаф оказалась в числе подозреваемых, так как продюсер в завещании оставил ей небольшую сумму. Газеты раздули грязную историю, и посетители кабаре, в котором выступала Пиаф, повели себя враждебно, считая, что они вправе «наказать преступницу». В итоге Эдит осталась без работы и решила, пока не уляжется скандал, отправиться в провинцию. Но слухи преследовали ее и там. Пиаф пришлось снова выйти петь на улицу. Неизвестно, чем бы все закончилось, если б не записка, обнаруженная в дырявом кармане под подкладкой: «Реймон Ассо» и номер телефона. Эдит едва вспомнила, что это был поэт, с которым она познакомилась в «Жернисе». Эдит позвонила в Париж, а затем приехала к Реймону.

Ассо посулил ей успех, но потребовал дисциплины и начал муштровать по полной программе. Учил этикету, а узнав, что Пиаф не умеет толком писать, придумал для нее несколько вариантов автографов: «В знак большой симпатии», «От всего сердца»… Одновременно Реймон создавал репертуар и неповторимый стиль Пиаф. Каждый день они с Эдит обсуждали новые песни, репетировали. Вскоре их упорство принесло первые плоды. Директор крупнейшего концертного зала Парижа АВС согласился отдать первое отделение одного из концертов Эдит.

Фото с сайта astrology.gr

В тот день она впервые выступила не как Малютка, а как Эдит Пиаф. Исполнила новые вещи, разученные с Реймоном, и огромный зал взревел от восторга. Публика не желала ее отпускать. Пиаф пришлось вспоминать песни из старого репертуара. А пресса на следующий день восклицала: «Вчера на сцене АВС родилась великая певица Франции»!

Деньги, мужчины, кино и война

Финансовое положение Эдит резко изменилось. Она купила собственный дом в центре Парижа, его отделкой занимались лучшие дизайнеры. Но звезда, въехав в особняк… предпочла спать в комнате консьержки. Там Пиаф чувствовала себя уютнее, чем в огромной спальне с антикварной мебелью. Особняк всегда был открыт для многочисленных друзей Эдит. Некоторые ухитрялись жить у нее по месяцу, а то и больше. Шампанское, икра на кухне не переводились, но если бы кто-то спросил у певицы, сколько денег у нее на счету, то вряд ли получил вменяемый ответ. Она всегда жила по принципу: есть деньги - хорошо, нет - заработаю.

И еще у нее было одно правило, о котором она позже поведала в биографической книге. Касалось оно отношений с мужчинами: «Когда любовь остывает, ее нужно или разогреть, или выбросить. Это не тот продукт, который хранится в прохладном месте». Следуя своему принципу, в начале второй мировой Эдит рассталась с Раймоном. Тогда она встретилась с писателем, поэтом, драматургом, художником и кинорежиссёром Жаном Кокто, который предложил ей сыграть в его пьесе «Равнодушный красавец». Постановка имела большой успех. В 1941 году по мотивам пьесы сняли фильм «Монмартр на Сене», в котором Эдит получила главную роль. Позже она снималась и в других картинах, в том числе вместе с молодым возлюбленным и протеже Ивом Монтаном. Она вообще любила оказывать покровительство, а потом забывать о вчерашних любовниках, которых выводила в люди…

В годы второй мировой войны французы смогли по достоинству оценить патриотизм Пиаф. Она выступала в Германии перед военнопленными-соотечественниками, а после концертов передавала им необходимое для побега (вещи, подложные документы), рискуя быть схваченной и казненной.

После войны Пиаф заинтересовались американские импресарио и предложили устроить турне по городам США. Отправляясь за океан, Эдит не подозревала, что встретит там самую большую любовь своей жизни - француза Марселя Сердана, чемпиона мира по боксу.

Сказка с жестоким концом

На концерт Эдит спортсмен попал случайно. А после выступления, очарованный, позвонил певице в гостиницу, чтобы договориться о встрече. Так начался их роман. Рядом с Пиаф здоровяк-чемпион робел, старался молчать и выполнял любую ее прихоть. Он купил Эдит ее первое норковое манто. Она дарила Марселю бриллиантовые запонки, костюмы и обувь из крокодиловой кожи. В Америке пара везде появлялась вдвоем. Но в Касабланке Сердана ждала жена Маринетта и сыновья Марсель и Рене, к которым со временем прибавился маленький Поль. И влюбленный спортсмен возвращался к ним, разрываясь на части, не зная, что предпринять, и стараясь соблюдать правила официального приличия.

Во время очередного турне по Америке Пиаф с нетерпением ждала приезда Сердана из Парижа. Он должен был появиться только через неделю, и певица позвонила ему во Францию. Просила поторопиться, потому что больше не может переносить разлуку. Эдит стояла за кулисами нью-йоркского зала «Версаль», готовясь к выступлению, когда ей передали, что самолет, на котором Сердан летел в Америку, разбился около Азорских островов. Труп Марселя опознали по часам, которые знаменитый боксер по странной привычке носил на обеих руках.

Наркотики, болезни и лучшие песни

После гибели Марселя Пиаф перенесла четыре курса дезинтоксикации по поводу лечения алкоголизма и наркомании, три гепатические комы, два приступа белой горячки, семь операций и две бронхопневмонии. Ее душа страдала неимоверно.

Кадр из фильма «Звезда без света»

Однажды Эдит попала в автомобильную катастрофу, сломала руку и два ребра. Полученные травмы не представляли угрозы для жизни, но причиняли сильную боль. Чтобы снять ее, пациентке кололи наркотики. Певица быстро поправилась, боли стихли. Когда у Пиаф развился артрит, она привычно обратилась к наркотикам, и вскоре это начало отражаться на ее психике - Эдит попыталась выброситься из окна. Только присутствие ее подруги Маргерит Моно предотвратило катастрофу.

Потом врачи обнаружили у нее рак. Пиаф сильно похудела, остригла волосы. Ее лицо, по словам очевидцев, напоминало череп, обтянутый кожей. В сорок пять эта женщина выглядела на шестьдесят. В этот печальный период она исполнила свои лучшие песни, в том числе Non! Je ne regrette rien (Нет! Мне ничего не жаль) - пронзительный шедевр, стихи которого в сентябре 1960 года сочинил молодой поэт Шарль Дюмон.

Последняя любовь, последний концерт

С 26-летнем греческим парикмахером Теофанисом Ламбукасом певица познакомилась, когда в очередной раз лежала в больнице. Ей сказали, что в коридоре какой-то молодой человек просит разрешения пройти в палату. Эдит кивнула в знак согласия. На пороге появился высокий незнакомец, одетый во все черное, с темными волосами и такими же глазами. Назвался Тео и протянул больной маленькую куклу, объяснив, что это необычная игрушка из его родной Греции непременно принесет удачу. От неожиданности Эдит рассмеялась… На следующий день он пришел с цветами.

Спустя несколько месяцев Тео спросил у Эдит, согласна ли она стать его женой. Сперва Пиаф возражала, но потом согласилась. Ради возлюбленного Пиаф перешла в православие. Их венчание состоялось 9 октября 1962 года в православной церкви, к которой принадлежал Тео. Вскоре счастливая новобрачная дала концерт в парижской «Олимпии». Ошалевшая от восторга публика стоя скандировала: «Гип-гип-ура, Эдит!» И только Тео знал, что Пиаф остался максимум год. Этот приговор ему открыли врачи.

В апреле 1963 года у артистки отказала печень, и она в бессознательном состоянии попала в больницу Нейи. После интенсивного лечения состояние временно улучшилось, больная велела везти себя на юг, в деревушку Пласкасье, однако уже было ясно, что она обречена. Эдит не могла есть, мучилась от болей, ее вес растаял до 34-х килограммов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: