Семен чернецкий биография. Семён Александрович Чернецкий: биография. Последние годы жизни

Семён Александрович Чернецкий (до 1917 года Соломон Исаевич Чернецкий; 1881-1950) - военный дирижёр, композитор, организатор и руководитель первых советских военных оркестров, один из создателей советского военного марша, музыкальный педагог. Лауреат Сталинской премии второй степени (1946). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1936). Профессор (1946). Генерал-майор (1943), инспектор военных оркестров РККА в 1924-1949.

Дореволюционный период жизни

С. А. Чернецкий родился 12 (24) октября 1881 года в Одессе в музыкальной семье. Его отец Исай Александрович Штембер был скрипачом и преподавателем игры на скрипке, мать Дора Исаевна Чернецкая - преподавателем игры на фортепиано. Двоюродный брат - композитор и военный капельмейстер Лев Исаакович Чернецкий. Все три сестры - Эсфирь, Надежда и Вера - стали пианистками. Первые уроки музыки получил под руководством матери. В 1892-1893 годах обучался игре на тромбоне при оркестре 24-го Драгунского Лубенского полка в Кишинёве (капельмейстером полка был его дядя). В 1893-1897 годах учился в музыкальных классах при Одесском отделении Императорского русского музыкального общества (Одесском музыкальном училище) по классу тромбона Г. М. Лоэцо и фортепьяно, совмещал учёбу с аккомпаниаторскими заработками.

В 1900 году из-за тяжёлого материального положения семьи после смерти отца и не окончив училища, был отправлен в Кишинёв к старшему брату матери - капельмейстеру 24-го Лубенского драгунского (впоследствии гусарского) полка и альтисту кишинёвского отделения Русского музыкального общества Исааку Исаевичу Чернецкому, автору вальса «Голубая даль» и «Старинного марша». В Кишинёве окончил музыкальные классы местного отделения Императорского русского музыкального общества и решил посвятить себя военной музыке. Сначала пробовал свои силы в качестве помощника своего дяди - капельмейстера 24-го Драгунского Лубенского полка, а в 1903 году сам стал там же капельмейстером 14-й артиллерийской бригады. В том же году во время еврейского погрома участвовал в организации самообороны, был тяжело ранен и потерял левый глаз.

До 1908 года служил капельмейстером 14-й артиллерийской бригады в Кишинёве, затем 60-го пехотного Замосцского полка в Одессе, одновременно преподавал музыку и хоровое пение в одесском ремесленном училище общества «Труд», а также в народном училище № 12, сиротском доме и женской гимназии при этом обществе. В 1911 году поступил в Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1917 году по оркестровому классу А. К. Глазунова, по классу дирижирования Н. Н. Черепнина, по классу инструментовки М. О. Штейнберга, по классу композиции Я. Витола. Глазунов заметил дарование Чернецкого, дав ему такую характеристику:

«С. А. Чернецкий - отлично подготовленный музыкант. Зная большой дирижерский опыт Чернецкого, а также признавая сделанные им успехи за время пребывания в консерватории, я смело могу рекомендовать С. А. Чернецкого как даровитого и вполне умелого руководителя оркестрами».

Служба в Красной Армии, организация и руководство оркестрами

В 1918 году Чернецкий добровольно вступает в РККА и назначается начальником секции военных оркестров Петроградского окружного военного комиссариата, а затем инспектором военных оркестров Петроградского военного округа (здесь и далее - должность инспектора военных оркестров соответствует современной должности начальника военно-оркестровой службы). Одновременно он руководил сводным оркестром Петроградского гарнизона.

В 1924 году Чернецкий назначается Инспектором военных оркестров Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), в 1926 году формирует сводный («тысячетрубный») оркестр Московского гарнизона, которым руководил с 1932 года. В 1928 году сформировал и возглавил Симфонический оркестр Центрального дома Красной Армии (ЦДКА). В 1935 году сформировал Оркестр НКО (Народного Комиссариата обороны), ставший впоследствии Первым отдельным показательным оркестром Министерства обороны СССР, и руководил им до 1949 года. Помимо этого Чернецкий оказывал большую помощь в организации оркестров штабов военных округов и военных академий, а также сводных оркестров крупных гарнизонов. Под его руководством оркестр Московского гарнизона начал участвовать не только в военных, но и в общественно-политических и культурно-массовых мероприятиях (таких, например, как праздничные концерты в Большом театре СССР).

    - (1881 1950), военный дирижёр, композитор, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1936), генерал майор (1944). Ученик Н. Н. Черепнина, А. К. Глазунова, Я. Витолса. С 1900 капельмейстер русской армии. Организатор и руководитель первых… … Энциклопедический словарь

    - (1881, Одесса — 1950, Москва), военный дирижёр, композитор, педагог, генерал майор (1944), заслуженный деятель искусств РСФСР (1936). Ученик Н.Н. Черепнина, А.К. Глазунова. В 1900—17 капельмейстер Русской армии, в 1924—49 инспектор … Москва (энциклопедия)

    - (1881—1950), военный дирижёр, композитор, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1936), генерал майор (1944). Ученик Н. Н. Черепнина, А. К. Глазунова, Я. Витолса. С 1900 капельмейстер русской армии. Организатор и руководитель первых… … Большой Энциклопедический словарь

    ЧЕРНЕЦКИЙ Семён Александрович - (1881 1950), сов. композитор, дирижёр, ген. м. (1944). На воен. службе с 1918. Окончил Петерб. консерваторию (1917). С 1925 постоянно дирижировал сводным воен. оркестром Моск. гарнизона,… … Энциклопедия РВСН

    Семён Александрович (1881 1950), военный дирижёр, композитор, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР (1936), генерал майор (1944). Ученик Н. Н. Черепнина, А. К. Глазунова. С 1900 капельмейстер русской армии. Организатор и руководитель первых … Русская история

    Чернецкий фамилия. Известные носители: Чернецкий, Александр Владимирович (род. 1966) рок музыкант. Чернецкий, Аркадий Михайлович (род. 1950) мэр Екатеринбурга в 1992 2010. Чернецкий, Семён Александрович (1881 1950) … … Википедия

    Семён Александрович (12 (24) X 1881, Одесса 13 IV 1950, Москва) сов. воен. дирижёр, композитор и педагог. Засл. деят. иск в РСФСР (1936). Генерал майор (1944). С 1903 капельмейстер воен. оркестров. В 1917 окончил Петерб. консерваторию по… … Музыкальная энциклопедия

    Чернецкий С. А. - ЧЕРНÉЦКИЙ Семён Александрович (1881–1950), воен. дирижёр, композитор, педагог, засл. деятель иск в РСФСР (1936), ген. майор (1944). Ученик Н. Н. Черепнина, А.К. Глазунова, Я. Витолса. С 1900 капельмейстер рус. армии. Организатор и… … Биографический словарь

орденами Ленина, два ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны 2-й степени, орден Красной Звезды, медали.

Звания

комбриг 1938

генерал-майор 1943

Должности

капельмейстером 14-й артиллерийской бригады

инспектор военных оркестров Рабоче-Крестьянской Красной Армии

руководитель Симфонического оркестра Центрального дома Красной Армии

руководитель Первого отдельного показательного оркестра Министерства обороны СССР

Биография

Семён Алекса́ндрович Черне́цкий (до 1917 года Соломон Исаевич Чернецкий)(1881-1950) - военный дирижёр, композитор, организатор и руководитель первых советских военных оркестров, один из создателей советского военного марша, музыкальный педагог. Лауреат Сталинской премии второй степени (1946). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1936). Профессор (1946). Генерал-майор (1944), инспектор военных оркестров РККА в 1924-1949.

Дореволюционный период жизни

С. А. Чернецкий родился 12 (24) октября 1881 года в Одессе в семье скрипача. Его первоначальным музыкальным образованием занималась мать-пианистка. Учился в Одесском музыкальном училище по классу тромбона Г. М. Лоэцо и фортепьяно, совмещал учёбу с аккомпаниаторскими заработками.

В 19 лет отправился в Кишинёв к старшему брату - капельмейстеру Лубенского драгунского (впоследствии гусарского) полка, где и решил посвятить себя военной музыке. Сначала пробовал свои силы в качестве помощника капельмейстера, а в 1903 году стал там же капельмейстером 14-й артиллерийской бригады. До 1911 года был военным капельмейстером в Кишинёве.

В 1911 году поступил в Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1917 году по оркестровому классу А. К. Глазунова, по классу дирижирования Н. Н. Черепнина, по классу инструментовки М. О. Штейнберга, по классу композиции Я. Витола. Глазунов заметил дарование Чернецкого, дав ему такую характеристику:

«С.А.Чернецкий - отлично подготовленный музыкант. Зная большой дирижерский опыт Чернецкого, а также признавая сделанные им успехи за время пребывания в консерватории, я смело могу рекомендовать С. А. Чернецкого как даровитого и вполне умелого руководителя оркестрами».

Служба в Красной Армии, организация и руководство оркестрами

В 1918 году Чернецкий добровольно вступает в РККА и назначается начальником секции военных оркестров Петроградского окружного военного комиссариата, а затем инспектором военных оркестров Петроградского военного округа (здесь и далее - должность инспектора военных оркестров соответствует современной должности начальника военно-оркестровой службы). Одновременно он руководил сводным оркестром Петроградского гарнизона.

В 1924 году Чернецкий назначается Инспектором военных оркестров Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), в 1926 году формирует сводный («тысячетрубный») оркестр Московского гарнизона, которым руководил с 1932 года. В 1928 году сформировал и возглавил Симфонический оркестр Центрального дома Красной Армии (ЦДКА). В 1935 году сформировал Оркестр НКО (Народного Комиссариата обороны), ставший впоследствии Первым отдельным показательным оркестром Министерства обороны СССР, и руководил им до 1949 года. Помимо этого Чернецкий оказывал большую помощь в организации оркестров штабов военных округов и военных академий, а также сводных оркестров крупных гарнизонов. Под его руководством оркестр Московского гарнизона начал участвовать не только в военных, но и в общественно-политических и культурно-массовых мероприятиях (таких, например, как праздничные концерты в Большом театре СССР).

Находясь на руководящем посту, Чернецкий много сил (в том числе и личных творческих) и времени уделял формированию служебно-строевого репертуара для советских военных оркестров. Именно он заложил методические основы исполнения строевого репертуара.

Последние годы жизни

В 1946 году у Чернецкого случился паралич, и он был вынужден отойти от активной служебной деятельности. Но даже несмотря на тяжёлую болезнь, он нашёл в себе силы, чтобы принять участие в качестве заместителя председателя комиссии-жюри Всеармейского соревнования военных оркестров штабов военных округов и военных академий. С.А.Чернецкий скончался 13 апреля 1950 года в Москве. Он был похоронен с большими почестями на Новодевичьем кладбище (участок № 3).

Семья

Состоял в родстве с композиторами Исааком и Львом Чернецкими.

Сестра - пианистка и музыкальный педагог Эсфирь Александровна Чернецкая-Гешелина (?-1922); была замужем за видным оториноларингологом, профессором Александром Исааковичем Гешелиным (1882-1962). Другая сестра - пианистка Вера Александровна Чернецкая.

Жена - эстрадная певица София Павловна Чернецкая (1895-1973).

Дочь - Вера Чернецкая (в замужестве Ноу), солистка хора Большого театра.

Награды и премии

заслуженный деятель искусств РСФСР (1936)

Сталинская премия второй степени (1946) - за концертно-исполнительскую деятельность

орден Ленина

орден Красного Знамени

орден Отечественной войны II степени

орден Красной Звезды

медаль «XX лет РККА» (1938)

Педагогическая деятельность

Одним из направлений деятельности Чернецкого, которому он уделял постоянное внимание, была подготовка военных музыкантов. По инициативе Чернецкого были созданы школы военно-музыкантских воспитанников в разных городах страны. Менее чем за пять лет более трёх с половиной тысяч беспризорников обучились в таких школах, а затем были направлены в военные оркестры в качестве воспитанников. Многие из них стали руководителями военных оркестров. Петроградской школой Чернецкий руководил лично. В 1937 году по его инициативе были организованы три средние военно-музыкальные школы, одна из которых (Московское военно-музыкальное училище) действует и поныне. В Одесскую военно-музыкальную школу С. А. Чернецкий лично отбирал ребят из одесских детских домов.

Помимо этого, Чернецкий создаёт в 1923 году военно-капельмейстерские классы при 8-й Петроградской пехотной школе комсостава, с 1925 года преподаёт в капельмейстерском классе при Московской пехотной школе имени М. Ю. Ашенбреннера, с 1926 года руководит капельмейстерским классом на вокально-музыкальных курсах имени И. Ф. Стравинского. В 1935 году вместе с директором Московской консерватории Г. Г. Нейгаузом создаёт Военный факультет МГК имени П. И. Чайковского, где преподаёт дирижирование и служебно-строевой репертуар и в 1946 году получает звание профессора.

Творчество

Без всякого преувеличения, Чернецкий является самым выдающимся русским военным композитором XX века. Им написано свыше 100 маршей (по некоторым данным около 200), патриотические песни и другие произведения. Спектр маршей Чернецкого весьма широк: помимо, собственно, военных здесь есть и общественно-политические («Слава Родине», «Ленинский призыв», «Марш московских пионеров»), и производственные («Индустриальный», «Родной Донбасс»), и национальные («Русский», «Славянский», несколько «Украинских», «Грузинский», «Азербайджанский» и др.) и даже на темы песен советских композиторов. В своих военных маршах Чернецкий продолжил лучшие традиции русской военной музыкальной культуры, они не противостоят, как можно было бы ожидать от той эпохи, в которой он жил, а наоборот, являются естественными преемниками лучших дореволюционных военных маршей. Среди наиболее известных и популярных маршей, под которые вот уже не одно десятилетие проходят парады на Красной площади, каждый россиянин узнает (хотя бы на слух) знаменитый «Парад», торжественный марш «Рокоссовский», «Салют Москвы», «Марш танкистов», «Марш гвардейцев-миномётчиков», «Слава Родине», «Вступление Красной Армии в Будапешт», «Вступление Советской Армии в Бухарест» и многие другие.

Марши:

1924 ? или? 1936 Ленинский призыв

1932 Индустриальный марш

1934 Биробиджан марш

1936 ? Встречный марш, С темой из песни "Варшавянка"

1936 ? Встречный марш, С темой из песни "Белая армия, черный барон"

1936 ? Встречный марш, С темой из песни "Рабочей Марсельезы"

1936 Московские пионеры марш

1936 Казачий марш: Посвящается красному казачеству

1936 Грузинский марш

1936 Краснознаменный комсомол марш

1936 Украинский марш №1

1936 Украинский марш №2

1936 или 1938 Украинский марш №3

1937 Грузинский колонный марш

1937 Молодость, марш (из песен М. Блантера)

1937 Кавалерийская рысь

1937 Краснознамённому ансамблю

1938 Наша родина, марш (из песен И. Дунаевского и Л. Ревуцкого)

1938 Под флагом Наркома, марш (из песен Ю. Хайта)

1939 Дружба народов СССР

1940 Торжественный марш: Первой конной армии к XX-летнему юбилею Совместно с З. Фельдманом.

1940 Молдавский марш: Памяти героя Г. И. Котовского (Советская Молдавия?)

1940 Бессарабский марш (Советская Молдавия): Вступление Красной Армии в Кишинёв

1940 Анатолий Крохалёв

1940 Торжество победы

1941 Встречный марш военных училищ РККА

1941 ? Марш 1-й стрелковой гвардейской дивизии

1941 Победа за нами марш

1942 Встречный марш Первого гвардейского кавалерийского корпуса

1942 Встречный марш Второго гвардейского кавалерийского корпуса

1942 Встречный марш Третьего гвардейского кавалерийского корпуса

1942 Марш 8-ой гвардейской стрелковой дивизии им. генерала Панфилова

1942 Славянский марш

1942 Фанфарный марш гвардейских дивизий

1942 Марш первой гвардейской стрелковой дивизии

1942 За правое дело (песня?)

1943 Марш танкистов

1943 Марш гвардейцев-минометчиков

1943 Герои Сталинграда

1943 Герои Азербайджана

1943 Юбилейный встречный марш Красной Армии (25 лет РККА)

1944 Марш Ленинградских гвардейских стрелковых дивизий

1944 Родной Донба

1944 Марш 53-й Стрелковой гвардейской дивизии

1944 Салют Москвы

1944 Победный марш (фанфарный) Слава Родине

1944 Вступление Красной Армии в Бухарест

1945 Вступление Красной Армии в Будапешт

1945 Праздник Победы марш

1945 Русский марш

1946 Встречный марш артиллерии

1946 Встречный марш танкистов

1946 Марш артиллеристов

1946 Марш гвардейской артиллерии

Без даты:

Церемониальный марш Красной Армии

Десантники марш

Марш первой гвардейской мотострелковой московской дивизии (предположительно, 1942)

Походный марш

Торжественный марш "Рокоссовский" (предположительно, 1942)

Песня-марш Всеобуча

Привет краснофлотцам

Осоавиахим (предположительно, 1937)

марш "Героический"

Марш трудовых резервов

Досарм Концертный марш (предположительно, 1948)

Марш Первого Украинского фронта

Д 68/247 Пг. : I. Юргенсонъ, б.г.)

1917 Плачь запорозьцiв

1940 Как вернее бить врагов

1941 Боевая пехотная

1941 Будем драться до победы

1941 За родину - вперед!

1942 Славься, Советская наша страна

1942 За правое дело: Песня летчиков

1942 Песня-марш Всевобуча

1942 Наш товарищ комиссар

1943 За отчизну, за Россию

1943 Песня о маршале Василевском

1943 Уральцы бьются здорово

1943 Уставная строевая

1943 Славься, свободная наша страна

1943 Москва, Москва

1943 Песня казачки

1945 Победная песня

1946 Песня пионеров Советского союза

Остальное:

1927 или 1933 Красная заря. Церемониальная музыка.

1935 Развод караулов. Церемониальная музыка, совместно с Д. Ф. Салиман-Владимировым.

В любви счастье. Вальс.

Мая? . Вальс.

Сочинения:

1934 Ротный самодеятельный оркестр

1945 Методика освоения служебно-строевогo репертуара военных оркестров Красной Армии

1946 Служебнo-строевой репертуар оркестров Красной Армии

Примечания

Показывать компактно

В указанный период эта должность соответствовала должности начальника военно-оркестровой службы.

Российская еврейская энциклопедия

К годовщине еврейского погрома в Кишинёве 1903 года: Начальник музыкантской команды Чернецкий упоминается как один из организаторов самообороны во время Кишинёвского погрома 1903 года.

Сергей Пожар «В. И. Ребиков и Кишинёв»: Альтист Исаак Чернецкий упоминается как участник квартета отделения Русского музыкального общества в Кишинёве (1899).

Династия

Грампластинки Веры Чернецкой (1911)

Khrushchev: The Man and His Era

Ленинский призыв

Биробиджан

Встречный марш

Встречный марш

Встречный марш

Московские пионеры

Грузинский марш

Краснознаменный комсомол

Украинский марш №1

Украинский марш №2

Украинский марш №3

Грузинский колонный марш

Кавалерийская рысь

Под флагом Наркома

Дружба народов СССР

Встречный марш офицерских училищ

Марш 1-й стрелковой гвардейской дивизии

Марш 8-ой гвардейской стрелковой дивизии им. генерала Панфилова

Марш танкистов

Марш гвардейцев-минометчиков

Герои Сталинграда

Юбилейный встречный марш Красной Армии

известен так же как Марш Гвардейской 84-й ордена Суворова дивизии

Салют Москвы

Слава Родине

Вступление Красной Армии в Бухарест

Вступление Красной Армии в Будапешт

Праздник Победы

Марш артиллеристов

Десантники

Торжественный марш

Привет краснофлотцам

Красная заря

В любви счастье

11. Мая Муз. С. Чернецкого / Сборник старинных русских вальсов для духового оркестра М.Музгиз 1945

РГАЛИб ф.1943

Источники

commons:Чернецкий, Семён Александрович на Викискладе?

Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1973―1982

Хаханян X.М., Мастер военной музыки, "МЖ", 1972, No 3.

Страница о С. А. Чернецком на форуме любителей военной музыки

Семён Чернецкий
267x400px
Основная информация
Имя при рождении

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Семён Александрович Чернецкий

Дата рождения

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Годы активности

с Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Профессии
Певческий голос

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Инструменты

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Жанры

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдонимы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Коллективы

оркестр НКО СССР

Сотрудничество
Лейблы

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды
Автограф

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Семё́н Алекса́ндрович Черне́цкий (первоначальное имя Соломон Исаевич Штембер ; 1881-1950) - военный дирижёр , композитор , организатор и руководитель первых советских военных оркестров , один из создателей советского военного марша , музыкальный педагог. Лауреат Сталинской премии второй степени (). Заслуженный деятель искусств РСФСР (). Профессор (). Генерал-майор (), инспектор военных оркестров РККА в 1924-1949.

Дореволюционный период жизни

До 1908 года служил капельмейстером 14-й артиллерийской бригады в Кишинёве, затем 60-го пехотного Замосцского полка в Одессе, одновременно преподавал музыку и хоровое пение в одесском ремесленном училище общества «Труд» , а также в народном училище № 12, сиротском доме и женской гимназии при этом обществе. В 1911 году поступил в Петербургскую консерваторию , которую окончил в 1917 году по оркестровому классу А. К. Глазунова , по классу дирижирования Н. Н. Черепнина , по классу инструментовки М. О. Штейнберга , по классу композиции Я. Витола . Глазунов заметил дарование Чернецкого, дав ему такую характеристику:

«С. А. Чернецкий - отлично подготовленный музыкант. Зная большой дирижерский опыт Чернецкого, а также признавая сделанные им успехи за время пребывания в консерватории, я смело могу рекомендовать С. А. Чернецкого как даровитого и вполне умелого руководителя оркестрами».

Служба в Красной Армии, организация и руководство оркестрами

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Могила Чернецкого на Новодевичьем кладбище Москвы.

На знаменитом Параде Победы 24 июня 1945 года Чернецкий руководил сводным оркестром.

Находясь на руководящем посту, Чернецкий много сил (в том числе и личных творческих) и времени уделял формированию служебно-строевого репертуара для советских военных оркестров. Именно он заложил методические основы исполнения строевого репертуара.

Последние годы жизни

В 1946 году у Чернецкого случился паралич , и он был вынужден отойти от активной служебной деятельности. Но даже несмотря на тяжёлую болезнь, он нашёл в себе силы, чтобы принять участие в качестве заместителя председателя комиссии-жюри Всеармейского соревнования военных оркестров штабов военных округов и военных академий.

С. А. Чернецкий скончался 13 апреля 1950 года в Москве. Он был похоронен с большими почестями на Новодевичьем кладбище (участок № 3).

Семья

  • Сестра - пианистка и музыкальный педагог Эсфирь Александровна Чернецкая (в замужестве Чернецкая-Гешелина; ?-1922), ученица А. Б. Гольденвейзера , преподавала в Одесском музыкальном училище и консерватории (среди её учеников Б. М. Рейнгбальд); была замужем за видным оториноларингологом, профессором Александром Исааковичем Гешелиным (1882-1962). Другая сестра - пианистка Вера Исаевна Чернецкая (в замужестве Меерович). Третья сестра Надежда, выпускница Московской консерватории , также была пианисткой и камерной певицей.
  • Первая жена (1904) - Голда-Лея Чернецкая (брак зарегистрирован в Кишинёве 11 июня 1904 года) .
  • Вторая жена - эстрадная певица Софья Павловна Чернецкая (урождённая Левитина, в предыдущих браках Зак и Кнабе; 1895, Лисичанск - 1973, Москва), выступавшая под сценическим псевдонимом Софья Мар-Кнабе .
  • Дядя - капельмейстер Селенгинского 41-го пехотного полка и композитор Абрам Шахнович Рейдерман , автор вальсов «Осенние мечты», «Белые розы», «На заре», «Зацелуй меня до смерти», «Сны жизни», «К счастью», «Открытие бала», «Без любви», маршa для духового оркестра «Варяг», попурри «Гай-да тройка» .

Галерея

Награды и премии

  • Сталинская премия второй степени (1946) - за концертно-исполнительскую деятельность
  • орден Отечественной войны II степени
  • знак Осоавиахима «Бойцу ОКДВА» (1934, «за налаживание военно-оркестрового дела на Дальнем Востоке»)

Педагогическая деятельность

Одним из направлений деятельности Чернецкого, которому он уделял постоянное внимание, была подготовка военных музыкантов. По инициативе Чернецкого были созданы школы военно-музыкантских воспитанников в разных городах страны. Менее чем за пять лет более трёх с половиной тысяч беспризорников обучились в таких школах, а затем были направлены в военные оркестры в качестве воспитанников. Многие из них стали руководителями военных оркестров. Петроградской школой Чернецкий руководил лично. В 1937 году по его инициативе были организованы три средние военно-музыкальные школы, одна из которых (Московское военно-музыкальное училище) действует и поныне. В Одесскую военно-музыкальную школу С. А. Чернецкий лично отбирал ребят из одесских детских домов.

Помимо этого, Чернецкий создаёт в 1923 году военно-капельмейстерские классы при 8-й Петроградской пехотной школе комсостава, с 1925 года преподаёт в капельмейстерском классе при Московской пехотной школе имени М. Ю. Ашенбреннера, с 1926 года руководит капельмейстерским классом на вокально-музыкальных курсах имени И. Ф. Стравинского. В 1935 году вместе с директором Московской консерватории Г. Г. Нейгаузом создаёт Военный факультет МГК имени П. И. Чайковского , где преподаёт дирижирование и служебно-строевой репертуар и в 1946 году получает звание профессора.

Творчество

Без всякого преувеличения, Чернецкий является самым выдающимся русским военным композитором XX века . Им написано свыше 100 маршей (по некоторым данным около 200), патриотические песни и другие произведения. Спектр маршей Чернецкого весьма широк: помимо, собственно, военных здесь есть и общественно-политические («Слава Родине», «Ленинский призыв», «Марш московских пионеров»), и производственные («Индустриальный», «Родной Донбасс»), и национальные («Русский», «Славянский», несколько «Украинских», «Грузинский», «Азербайджанский» и др.) и даже на темы песен советских композиторов. В своих военных маршах Чернецкий продолжил лучшие традиции русской военной музыкальной культуры, они не противостоят, как можно было бы ожидать от той эпохи, в которой он жил, а наоборот, являются естественными преемниками лучших дореволюционных военных маршей. Среди наиболее известных и популярных маршей, под которые вот уже не одно десятилетие проходят парады на Красной площади , каждый россиянин узнает (хотя бы на слух) знаменитый «Парад», торжественный марш «Рокоссовский», «Салют Москвы», «Марш танкистов», «Марш гвардейцев-миномётчиков», «Слава Родине», «Вступление Красной Армии в Будапешт», «Вступление Советской Армии в Бухарест» и многие другие.

Марши:

  • ? или? Ленинский призыв
  • Индустриальный марш
  • Биробиджан марш
  • ? Встречный марш , С темой из песни "Варшавянка"
  • ? Встречный марш , С темой из песни "Белая армия, черный барон"
  • ? Встречный марш , С темой из песни "Рабочей Марсельезы"
  • Казачий марш: Посвящается красному казачеству
  • Краснознаменный комсомол марш
  • или Украинский марш №3
  • Молодость, марш (из песен М. Блантера)
  • Наша родина, марш (из песен И. Дунаевского и Л. Ревуцкого)
  • Под флагом Наркома, марш (из песен Ю. Хайта)
  • Торжественный марш: Первой конной армии к XX-летнему юбилею Совместно с З. Фельдманом.
  • Молдавский марш: Памяти героя Г. И. Котовского (Советская Молдавия ?)
  • Бессарабский марш (Советская Молдавия): Вступление Красной Армии в Кишинёв
  • Анатолий Крохалёв
  • Торжество победы
  • Встречный марш военных училищ РККА
  • ?
  • Победа за нами марш
  • Встречный марш Первого гвардейского кавалерийского корпуса
  • Встречный марш Второго гвардейского кавалерийского корпуса
  • Встречный марш Третьего гвардейского кавалерийского корпуса
  • Славянский марш
  • Фанфарный марш гвардейских дивизий
  • Марш первой гвардейской стрелковой дивизии
  • За правое дело (песня?)
  • Герои Сталинграда
  • (25 лет РККА )
  • Марш Ленинградских гвардейских стрелковых дивизий
  • Марш 53-й Стрелковой гвардейской дивизии
  • Победный марш (фанфарный) Слава Родине
  • Вступление Красной Армии в Бухарест
  • Встречный марш танкистов
  • Марш артиллеристов

Без даты:

Песни:

Д 68/247 Пг. : I. Юргенсонъ, б.г.)

  1. Позже - Соломон Исаевич Чернецкий (так в дореволюционных нотных публикациях и в личном деле Московской консерватории за 1915 год), после 1917 года - Семён Александрович Чернецкий.
  2. В указанный период эта должность соответствовала должности начальника военно-оркестровой службы.
  3. В. С. Цицанкин. Судьба музыканта. М.: Композитор, 2015.
  4. В. С. Цицанкин. Неизвестные марши С. А. Чернецкого. М.: ВИНИТИ, 2010.
  5. М. Д. Черток. Центральный военный оркестр (1921-1949). М.: РТС-Комфорт, 2015.
  6. : Начальник музыкантской команды Чернецкий упоминается как один из организаторов самообороны во время Кишинёвского погрома 1903 года .
  7. См. свидетельство о браке в канцелярии Кишинёвского городского раввина от 11 июня 1904 года на сайте еврейской генеалогии JewishGen.org (база данных по Румынии, требуется регистрация). Имя жениха: Соломон Чернецкий, имя отца - Шая (еврейский оригинал имени Исай).
  8. . - партитура. - Москва: Музгиз, 1935.
  9. Встречный марш ]
  10. Чернецкий Семен Александрович. . - партитура. - Москва: Музгиз, 1936.
  11. Чернецкий Семен Александрович. . - партитура. - Москва: Музгиз, 1937.
  12. (ru-RU). Мир русской грамзаписи. The World of Russian Records. Проверено 30 марта 2016.
  13. Чернецкий Семен Александрович. . - партитура. - Москва: Музгиз, 1938.
  14. Чернецкий Семен Александрович. . - партитура. - Москва: Музгиз, 1941.
  15. Чернецкий Семен Александрович. . - партитура. - Москва: Инспекция военных оркестров Красной Армии, 1940.
  16. (ru-RU). Мир русской грамзаписи. The World of Russian Records. Проверено 31 марта 2016.
  17. Чернецкий Семен Александрович. . - партитура. - Москва: Отд. воен. оркестров Глав. упр. формирования и укомплектования войск Красной Армии, 1942.
  18. Чернецкий Семен Александрович. . - партитура. - Москва: Отд. воен. оркестров Глав. упр. формирования и укомплектования войск Красной Армии, 1942.
  19. Чернецкий Семен Александрович. . - партитура. - Москва: Отд. воен. оркестров. Глав. упр. формирования и укомплектования войск Красной Армии, 1942.
  20. Чернецкий Семен Александрович. . - партитура. - Москва: Музгиз, 1942.
  21. (ru-RU). Мир русской грамзаписи. The World of Russian Records. Проверено 1 апреля 2016.
  22. . war.gtrf.info. Проверено 31 марта 2016.
  23. Чернецкий Семен Александрович. ]. - партитура. - Москва: Музгиз, 1942.
  24. Чернецкий Семен Александрович. . - партитура. - Москва: Воен. изд., 1943.
  25. Чернецкий Семен Александрович. . - партитура. - Москва: Музгиз, 1943.
  26. Чернецкий Семен Александрович. . - партитура. - Москва: Воен. изд-во, 1944.
  27. Чернецкий Семен Александрович. . - партитура. - Москва: Воен. изд-во, 1944.
  28. (ru-RU). Мир русской грамзаписи. The World of Russian Records. Проверено 31 марта 2016.
  29. Чернецкий Семен Александрович. . - партитура. - Москва: Инспекция Воен. оркестров Красной Армии, 1946.
  30. также был известен как "Строевой артиллерийский марш" http://russian-records.com/details.php?image_id=37131&l=russian
  31. PetrovFed. (7 апреля 2011). Проверено 31 марта 2016.
  32. (ru-RU). Мир русской грамзаписи. The World of Russian Records. Проверено 30 марта 2016.
  33. Чернецкий Семен Александрович. . - партитура. - Штаб РККА б.г..
  34. (ru-RU). Мир русской грамзаписи. The World of Russian Records. Проверено 31 марта 2016.
  35. (ru-RU). Мир русской грамзаписи. The World of Russian Records. Проверено 31 марта 2016.
  36. Чернецкий Семен Александрович. . - партитура. - Пг. I. Юргенсонъ б.г..
  37. Чернецкий Семен Александрович. . - партитура. - Киев: Нотопеч. И. И. Чоколова, 1917.
  38. (ru-RU). Мир русской грамзаписи. The World of Russian Records. Проверено 30 марта 2016.
  39. Музыка: Чернецкий Семен Александрович; слова: Лебедев-Кумач Василий Иванович. . - партитура. - Москва: Гос.муз. издательства, 1941.
  40. Чернецкий Семен Александрович. . - партитура. - Москва: Государственное музыкальное издательство, 1941.
  41. Чернецкий Семен Александрович. . - партитура. - Москва: Гос. муз. изд-во, 1941.
  42. (ru-RU). Мир русской грамзаписи. The World of Russian Records. Проверено 30 марта 2016.
  43. Чернецкий Семен Александрович, Шершер Л. . - партитура. - Москва: Музгиз, 1942.
  44. Чернецкий Семен Александрович. . - партитура. - Воен. изд-во, 1943.

Остальное:

Сочинения:

Напишите отзыв о статье "Чернецкий, Семён Александрович"

Примечания

Источники

  • В. С. Цицанкин . Судьба музыканта. М.: Композитор, 2015. - 340 с.
  • М. Д. Черток . Центральный военный оркестр (1921-1949). М.: РТС-Комфорт, 2015. - 395 с.
  • В. С. Цицанкин . Неизвестные марши С. А. Чернецкого. Сборник партитур для духового оркестра. Первый выпуск. М.: ВИНИТИ, 2010; Второй выпуск. М.: ВИНИТИ, 2012.
  • Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. В. Келдыш . М.: Советская энциклопедия, 1973―1982.
  • Хаханян X. М. . Мастер военной музык. МЖ, 1972, № 3.

Дополнительные ссылки

Отрывок, характеризующий Чернецкий, Семён Александрович

Раздался стук в дверь – на пороге стоял Караффа...
– Как вам почивалось, дорогая Изидора? Надеюсь, близость вашей дочери не доставила хлопот вашему сну?
– Благодарю за заботу, ваше святейшество! Я спала на удивление великолепно! Видимо, именно близость Анны меня успокоила. Смогу ли я сегодня пообщаться со своей дочерью?
Он был сияющим и свежим, будто уже меня сломил, будто уже воплотилась в жизнь его самая большая мечта... Я ненавидела его уверенность в себе и своей победе! Даже если он имел для этого все основания... Даже если я знала, что очень скоро, по воле этого сумасшедшего Папы, уйду навсегда... Я не собиралась ему так просто сдаваться – я желала бороться. До последнего моего вздоха, до последней минуты, отпущенной мне на Земле...
– Так что же вы решили, Изидора? – весело спросил Папа. – Как я уже говорил вам ранее, именно от этого зависит, как скоро вы увидите Анну. Я надеюсь, вы не заставите меня принимать самые жестокие меры? Ваша дочь стоит того, чтобы её жизнь не оборвалась так рано, не правда ли? Она и впрямь очень талантлива, Изидора. И мне искренне не хотелось бы причинять ей зла.
– Я думала, вы знаете меня достаточно давно, ваше святейшество, чтобы понять – угрозы не изменят моего решения... Даже самые страшные. Я могу умереть, не выдержав боли. Но я никогда не предам то, для чего живу. Простите меня, святейшество.
Караффа смотрел на меня во все глаза, будто услышал что-то не совсем разумное, что очень его удивило.
– И вы не пожалеете свою прекрасную дочь?!. Да вы более фанатичны, чем я, мадонна!..
Воскликнув это, Караффа резко встал и удалился. А я сидела, совершенно онемевшая. Не чувствуя своего сердца, и не в состоянии удержать разбегавшиеся мысли, будто все мои оставшиеся силы ушли на этот короткий отрицательный ответ.
Я знала, что это конец... Что теперь он возьмётся за Анну. И не была уверенна, смогу ли выжить, чтобы всё это перенести. Не было сил думать о мести... Не было сил думать вообще ни о чём... Моё тело устало, и не желало более сопротивляться. Видимо, это и был предел, после которого уже наступала «другая» жизнь.
Я безумно хотела увидеть Анну!.. Обнять её хотя бы раз на прощание!.. Почувствовать её бушующую силу, и сказать ей ещё раз, как сильно я её люблю...
И тут, обернувшись на шум у двери, я её увидела! Моя девочка стояла прямая и гордая, как негнущаяся тростинка, которую старается сломать надвигающийся ураган.
– Что ж, побеседуйте с дочерью, Изидора. Может быть, она сможет внести хоть какой-то здравый смысл в ваше заблудившееся сознание! Я даю вам на встречу один час. И постарайтесь взяться за ум, Изидора. Иначе эта встреча будет для вас последней...
Караффа не желал более играть. На весы была поставлена его жизнь. Так же, как и жизнь моей милой Анны. И если вторая для него не имела никакого значение, то за первую (за свою) он был готов пойти на всё.
– Мамочка!.. – Анна стояла у двери, не в состоянии пошевелиться. – Мама, милая, как же мы его уничтожим?.. Не сумеем ведь, мамочка!
Вскочив со стула, я подбежала к моему единственному сокровищу, моей девочке и, схватив в объятия, сжала что было сил...
– Ой, мамочка, ты меня так задушишь!.. – звонко засмеялась Анна.
А моя душа впитывала этот смех, как приговорённый к смерти впитывает тёплые прощальные лучи уже заходящего солнца...
– Ну что ты, мамочка, мы ведь ещё живы!.. Мы ещё можем бороться!.. Ты ведь мне сама говорила, что будешь бороться, пока жива... Вот и давай-ка думать, можем ли мы что-то сделать. Можем ли мы избавить мир от этого Зла.
Она снова меня поддерживала своей отвагой!.. Снова находила правильные слова...
Эта милая храбрая девочка, почти ребёнок, не могла даже представить себе, каким пыткам мог подвергнуть её Караффа! В какой зверской боли могла утонуть её душа... Но я-то знала... Я знала всё, что её ждало, если я не пойду ему навстречу. Если не соглашусь дать Папе то единственное, что он желал.
– Хорошая моя, сердце моё... Я не смогу смотреть на твои мучения... Я тебя не отдам ему, моя девочка! Севера и ему подобных, не волнует, кто останется в этой ЖИЗНИ... Так почему же мы должны быть другими?.. Почему нас с тобой должна волновать чья-то другая, чужая судьба?!.
Я сама испугалась своих слов... хотя в душе прекрасно понимала, что они вызваны всего лишь безысходностью нашего положения. И, конечно же, я не собиралась предавать то, ради чего жила... Ради чего погиб мой отец и бедный мой Джироламо. Просто, всего на мгновение захотелось поверить, что мы можем вот так взять и уйти из этого страшного, «чёрного» караффского мира, забыв обо всём... забыв о других, незнакомых нам людях. Забыв о зле...
Это была минутная слабость усталого человека, но я понимала, что не имела право допускать даже её. И тут, в довершении всего, видимо не выдержав более насилия, жгучие злые слёзы ручьём полились по моему лицу... А ведь я так старалась этого не допускать!.. Старалась не показывать моей милой девочке, в какие глубины отчаяния затягивалась моя измученная, истерзанная болью душа...
Анна грустно смотрела на меня своими огромными серыми глазами, в которых жила глубокая, совсем не детская печаль... Она тихо гладила мои руки, будто желая успокоить. А моё сердце криком кричало, не желая смиряться... Не желая её терять. Она была единственным оставшимся смыслом моей неудавшейся жизни. И я не могла позволить нелюди, звавшимся римским Папой, её у меня отнять!
– Мамочка, не волнуйся за меня – как бы прочитав мои мысли, прошептала Анна. – Я не боюсь боли. Но даже если это будет очень больно, дедушка обещал меня забрать. Я говорила с ним вчера. Он будет ждать меня, если нам с тобой не удастся... И папа тоже. Они оба будут меня там ждать. Вот только тебя оставлять будет очень больно... Я так люблю тебя, мамочка!..
Анна спряталась в моих объятиях, будто ища защиты... А я не могла её защитить... Не могла спасти. Я не нашла «ключа» к Караффе...
– Прости меня, солнышко моё, я подвела тебя. Я подвела нас обеих... Я не нашла пути, чтобы уничтожить его. Прости меня, Аннушка...
Час прошёл незаметно. Мы говорили о разном, не возвращаясь более к убийству Папы, так как обе прекрасно знали – на сегодняшний день мы проиграли... И не имело значения, чего мы желали... Караффа жил, и это было самое страшное и самое главное. Нам не удалось освободить от него наш мир. Не удалось спасти хороших людей. Он жил, несмотря ни на какие попытки, ни на какие желания. Несмотря ни на что...
– Только не сдавайся ему, мамочка!.. Прошу тебя, только не сдавайся! Я знаю, как тебе тяжело. Но мы все будем с тобой. Он не имеет права жить долго! Он убийца! И даже если ты согласишься дать ему то, что он желает – он всё равно уничтожит нас. Не соглашайся, мама!!!
Дверь открылась, на пороге снова стоял Караффа. Но теперь он казался очень чем-то недовольным. И я примерно могла предположить – чем... Караффа более не был уверен в своей победе. Это тревожило его, так как оставался у него только лишь этот, последний шанс.
– Итак, что же вы решили, мадонна?
Я собрала всё своё мужество, чтобы не показать, как дрожит мой голос, и совершенно спокойно произнесла:
– Я уже столько раз отвечала вам на этот вопрос, святейшество! Что же могло измениться за такое короткое время?
Приходило ощущение обморока, но, посмотрев в сияющие гордостью глаза Анны, всё плохое вдруг куда-то исчезло... Как же светла и красива была в этот страшный момент моя дочь!..
– Вы сошли с ума, мадонна! Неужели вы сможете так просто послать свою дочь в подвал?.. Вы ведь прекрасно знаете, что её там ждёт! Опомнитесь, Изидора!..
Вдруг, Анна вплотную подошла к Караффе и звонким ясным голосом произнесла:
– Ты не судья и не Бог!.. Ты всего лишь – грешник! Потому и жжёт Перстень Грешников твои грязные пальцы!.. Думаю, он одет на тебя не случайно... Ибо ты самый подлый из них! Ты не испугаешь меня, Караффа. И моя мать никогда не подчинится тебе!
Анна выпрямилась и... плюнула Папе в лицо. Караффа смертельно побледнел. Я никогда не видела, чтобы кто-то бледнел так быстро! Его лицо буквально в долю секунды стало пепельно-серым... а в его жгучих тёмных глазах вспыхнула смерть. Всё ещё стоя в «столбняке» от неожиданного поведения Анны, я вдруг всё поняла – она нарочно провоцировала Караффу, чтобы не тянуть!.. Чтобы скорее что-то решить и не мучить меня. Чтобы самой пойти на смерть... Мою душу скрутило болью – Анна напомнила мне девочку Дамиану... Она решала свою судьбу... а я ничем не могла помочь. Не могла вмешаться.
– Ну что ж, Изидора, думаю вы сильно пожалеете об этом. Вы плохая мать. И я был прав насчёт женщин – все они порождение дьявола! Включая мою несчастную матушку.
– Простите, ваше святейшество, но если ваша мать порождение Дьявола, то кем же тогда являетесь вы?.. Ведь вы – плоть от плоти её? – искренне удивившись его бредовым суждениям, спросила я.
– О, Изидора, я давно уже истребил в себе это!.. И только увидев вас, во мне вновь пробудилось чувство к женщине. Но теперь я вижу, что был не прав! Вы такая же, как все! Вы ужасны!.. Я ненавижу вас и вам подобных!
Караффа выглядел сумасшедшим... Я испугалась, что это может кончиться для нас чем-то намного худшим, чем то, что планировалось в начале. Вдруг, резко подскочив ко мне, Папа буквально заорал: – «Да», или – «нет»?!.. Я спрашиваю вас в последний раз, Изидора!..
Что я могла ответить этому невменяемому человеку?.. Всё уже было сказано, и мне оставалось лишь промолчать, игнорируя его вопрос.
– Я даю вам одну неделю, мадонна. Надеюсь, что вы всё же опомнитесь и пожалеете Анну. И себя... – и схватив мою дочь под руку, Караффа выскочил из комнаты.
Я только сейчас вспомнила, что нужно дышать... Папа настолько ошарашил меня своим поведением, что я никак не могла опомниться и всё ждала, что вот-вот опять отворится дверь. Анна смертельно оскорбила его, и я была уверенна, что, отойдя от приступа злости, он обязательно это вспомнит. Бедная моя девочка!.. Её хрупкая, чистая жизнь висела на волоске, который мог легко оборваться по капризной воле Караффы...
Какое-то время я старалась ни о чём не думать, давая своему воспалённому мозгу хоть какую-то передышку. Казалось, не только Караффа, но вместе с ним и весь знакомый мне мир сошёл с ума... включая мою отважную дочь. Что ж, наши жизни продлились ещё на неделю... Можно ли было что-либо изменить? Во всяком случае, в данный момент в моей уставшей, пустой голове не было ни одной более или менее нормальной мысли. Я перестала что-либо чувствовать, перестала даже бояться. Думаю, именно так чувствовали себя люди, шедшие на смерть...
Могла ли я что-либо изменить за какие-то короткие семь дней, если не сумела найти «ключ» к Караффе за долгие четыре года?.. В моей семье никто никогда не верил в случайность... Потому надеяться, что что-либо неожиданно принесёт спасение – было бы желанием ребёнка. Я знала, что помощи ждать было неоткуда. Отец явно помочь не мог, если предлагал Анне забрать её сущность, в случае неудачи... Мэтэора тоже отказала... Мы были с ней одни, и помогать себе должны были только сами. Поэтому приходилось думать, стараясь до последнего не терять надежду, что в данной ситуации было почти что выше моих сил...
В комнате начал сгущаться воздух – появился Север. Я лишь улыбнулась ему, не испытывая при этом ни волнения, ни радости, так как знала – он не пришёл, чтобы помочь.
– Приветствую тебя, Север! Что привело тебя снова?.. – спокойно спросила я.
Он удивлёно на меня взглянул, будто не понимая моего спокойствия. Наверное, он не знал, что существует предел человеческого страдания, до которого очень трудно дойти... Но дойдя, даже самое страшное, становится безразличным, так как даже бояться не остаётся сил...
– Мне жаль, что не могу помочь тебе, Изидора. Могу ли я что-то для тебя сделать?
– Нет, Север. Не можешь. Но я буду рада, если ты побудешь со мною рядом... Мне приятно видеть тебя – грустно ответила я и чуть помолчав, добавила: – Мы получили одну неделю... Потом Караффа, вероятнее всего, заберёт наши короткие жизни. Скажи, неужели они стоят так мало?.. Неужели и мы уйдём так же просто, как ушла Магдалина? Неужели не найдётся никого, кто очистил бы от этой нелюди наш мир, Север?..
– Я не пришёл к тебе, чтобы отвечать на старые вопросы, друг мой... Но должен признаться – ты заставила меня передумать многое, Изидора... Заставила снова увидеть то, что я годами упорно старался забыть. И я согласен с тобою – мы не правы... Наша правда слишком «узка» и бесчеловечна. Она душит наши сердца... И мы, становимся слишком холодны, чтобы правильно судить происходящее. Магдалина была права, говоря, что наша Вера мертва... Как права и ты, Изидора.
Я стояла, остолбенело уставившись на него, не в силах поверить тому, что слышу!.. Был ли это тот самый, гордый и всегда правый Север, не допускавший какой-либо, даже малейшей критики в адрес его великих Учителей и его любимейшей Мэтэоры?!!
Я не спускала с него глаз, пытаясь проникнуть в его чистую, но намертво закрытую от всех, душу... Что изменило его столетиями устоявшееся мнение?!. Что подтолкнуло посмотреть на мир более человечно?..
– Знаю, я удивил тебя, – грустно улыбнулся Север. – Но даже то, что я открылся тебе, не изменит происходящего. Я не знаю, как уничтожить Караффу. Но это знает наш Белый Волхв. Хочешь ли пойти к нему ещё раз, Изидора?
– Могу ли я спросить, что изменило тебя, Север? – осторожно спросила я, не обращая внимания на его последний вопрос.
Он на мгновение задумался, как бы стараясь ответить как можно более правдиво...
– Это произошло очень давно... С того самого дня, как умерла Магдалина. Я не простил себя и всех нас за её смерть. Но наши законы видимо слишком глубоко жили в нас, и я не находил в себе сил, чтобы признаться в этом. Когда пришла ты – ты живо напомнила мне всё произошедшее тогда... Ты такая же сильная и такая же отдающая себя за тех, кто нуждается в тебе. Ты всколыхнула во мне память, которую я столетиями старался умертвить... Ты оживила во мне Золотую Марию... Благодарю тебя за это, Изидора.
Спрятавшись очень глубоко, в глазах Севера кричала боль. Её было так много, что она затопила меня с головой!.. И я никак не могла поверить, что наконец-то открыла его тёплую, чистую душу. Что наконец-то он снова был живым!..
– Север, что же мне делать? Разве тебе не страшно, что миром правят такие нелюди, как Караффа?..
– Я уже предложил тебе, Изидора, пойдём ещё раз в Мэтэору, чтобы увидеть Владыко... Только он может помочь тебе. Я, к сожалению, не могу...
Я впервые так ярко чувствовала его разочарование... Разочарование своей беспомощностью... Разочарование в том, как он жил... Разочарование в своей устаревшей ПРАВДЕ...
Видимо, сердце человека не всегда способно бороться с тем, к чему оно привыкло, во что оно верило всю свою сознательную жизнь... Так и Север – он не мог так просто и полностью измениться, даже сознавая, что не прав. Он прожил века, веря, что помогает людям... веря, что делает именно то, что, когда-то должно будет спасти нашу несовершенную Землю, должно будет помочь ей, наконец, родиться... Верил в добро и в будущее, несмотря на потери и боль, которых мог избежать, если бы открыл своё сердце раньше...
Но все мы, видимо, несовершенны – даже Север. И как бы не было больно разочарование, с ним приходится жить, исправляя какие-то старые ошибки, и совершая новые, без которых была бы ненастоящей наша Земная жизнь...
– Найдётся ли у тебя чуточку времени для меня, Север? Мне хотелось бы узнать то, что ты не успел рассказать мне в нашу последнюю встречу. Не утомила ли я тебя своими вопросами? Если – да, скажи мне, и я постараюсь не докучать. Но если ты согласен поговорить со мной – ты сделаешь мне чудесный подарок, так как то, что знаешь ты, мне не расскажет уже никто, пока я ещё нахожусь здесь, на Земле…
– А как же Анна?.. Разве ты не предпочитаешь провести время с ней?
– Я звала её... Но моя девочка, наверное, спит, так как не отвечает... Она устала, думаю. Я не хочу тревожить её покой. Потому, поговори со мною, Север.
Он печально-понимающе посмотрел мне в глаза и тихо спросил:
– Что ты хочешь узнать, мой друг? Спрашивай – я постараюсь ответить тебе на всё, что тебя тревожит.
– Светодар, Север... Что стало с ним? Как прожил свою жизнь на Земле сын Радомира и Магдалины?..
Север задумался... Наконец, глубоко вздохнув, будто сбрасывая наваждение прошлого, начал свой очередной захватывающий рассказ...
– После распятия и смерти Радомира, Светодара увезли в Испанию рыцари Храма, чтобы спасти его от кровавых лап «святейшей» церкви, которая, чего бы это ни стоило, пыталась найти и уничтожить его, так как мальчик являлся самым опасным живым свидетелем, а также, прямым продолжателем радомирова Дерева Жизни, которое должно было когда-нибудь изменить наш мир.
Светодар жил и познавал окружающее в семье испанского вельможи, являвшегося верным последователем учения Радомира и Магдалины. Своих детей, к их великой печали, у них не было, поэтому «новая семья» приняла мальчика очень сердечно, стараясь создать ему как можно более уютную и тёплую домашнюю обстановку. Назвали его там Амори (что означало – милый, любимый), так как своим настоящим именем называться Святодару было опасно. Оно звучало слишком необычно для чужого слуха, и рисковать из-за этого жизнью Светодара было более чем неразумно. Так Светодар для всех остальных стал мальчиком Амори, а его настоящим именем звали его лишь друзья и его семья. И то, лишь тогда, когда рядом не было чужих людей...
Очень хорошо помня гибель любимого отца, и всё ещё жестоко страдая, Светодар поклялся в своём детском сердечке «переделать» этот жестокий и неблагодарный мир. Поклялся посвятить свою будущую жизнь другим, чтобы показать, как горячо и самозабвенно любил Жизнь, и как яростно боролся за Добро и Свет и его погибший отец...
Вместе со Светодаром в Испании остался его родной дядя – Радан, не покидавший мальчика ни ночью, ни днём, и без конца волновавшийся за его хрупкую, всё ещё несформировавшуюся жизнь.
Радан души не чаял в своём чудесном племяннике! И его без конца пугало то, что однажды кто-то обязательно их выследит, и оборвёт ценную жизнь маленького Светодара, которому, уже тогда, с самых первых лет его существования, суровая судьба предназначала нести факел Света и Знания в наш безжалостный, но такой родной и знакомый, Земной мир.
Прошло восемь напряжённых лет. Светодар превратился в чудесного юношу, теперь уже намного более походившего на своего мужественного отца – Иисуса-Радомира. Он возмужал и окреп, а в его чистых голубых глазах всё чаще стал появляться знакомый стальной оттенок, так ярко вспыхивавший когда-то в глазах его отца.
Светодар жил и очень старательно учился, всей душой надеясь когда-нибудь стать похожим на Радомира. Мудрости и Знанию его обучал пришедший туда Волхв Истень. Да, да, Изидора! – заметив моё удивление, улыбнулся Сеевер. – тот же Истень, которого ты встретила в Мэтэоре. Истень, вместе с Раданом, старались всячески развивать живое мышление Светодара, пытаясь как можно шире открыть для него загадочный Мир Знаний, чтобы (в случае беды) мальчик не остался беспомощным и умел за себя постоять, встретившись лицом к лицу с врагом или потерями.
Простившись когда-то очень давно со своей чудесной сестрёнкой и Магдалиной, Светодар никогда уже больше не видел их живыми... И хотя почти каждый месяц кто-нибудь приносил ему от них свежую весточку, его одинокое сердце глубоко тосковало по матери и сестре – его единственной настоящей семье, не считая, дяди Радана. Но, несмотря на свой ранний возраст, Светодар уже тогда научился не показывать своих чувств, которые считал непростительной слабостью настоящего мужчины. Он стремился вырасти Воином, как его отец, и не желал показывать окружающим свою уязвимость. Так учил его дядя Радан... и так просила в своих посланиях его мать... далёкая и любимая Золотая Мария.
После бессмысленной и страшной гибели Магдалины, весь внутренний мир Светодара превратился в сплошную боль... Его раненная душа не желала смиряться с такой несправедливой потерей. И хотя дядя Радан готовил его к такой возможности давно – пришедшее несчастье обрушилось на юношу ураганом нестерпимой муки, от которой не было спасения... Его душа страдала, корчась в бессильном гневе, ибо ничего уже нельзя было изменить... ничего нельзя было вернуть назад. Его чудесная, нежная мать ушла в далёкий и незнакомый мир, забрав вместе с собой его милую маленькую сестрёнку...
Он оставался теперь совсем один в этой жестокой, холодной реальности, даже не успев ещё стать настоящим взрослым мужчиной, и не сумев хорошенько понять, как же во всей этой ненависти и враждебности остаться живым...
Но кровь Радомира и Магдалины, видимо, недаром текла в их единственном сыне – выстрадав свою боль и оставшись таким же стойким, Светодар удивил даже Радана, который (как никто другой!) знал, сколь глубоко ранимой может быть душа, и как тяжко иногда даётся возвращение назад, где уже нету тех, кого ты любил и по кому так искренне и глубоко тосковал...
Светодар не желал сдаваться на милость горя и боли... Чем безжалостнее «била» его жизнь, тем яростнее он старался бороться, познавая пути к Свету, к Добру, и к спасению заблудших во тьме человеческих душ... Люди шли к нему потоком, умоляя о помощи. Кто-то жаждал избавиться от болезни, кто-то жаждал вылечить своё сердце, ну, а кто-то и просто стремился к Свету, которым так щедро делился Светодар.
Тревога Радана росла. Слава о «чудесах», творимых его неосторожным племянником, перевалила за Пиренейские горы... Всё больше и больше страждущих, желали обратиться к новоявленному «чудотворцу». А он, будто не замечая назревавшей опасности, и дальше никому не отказывал, уверенно идя стопами погибшего Радомира...
Прошло ещё несколько тревожных лет. Светодар мужал, становясь всё сильнее и всё спокойнее. Вместе с Раданом они давно перебрались в Окситанию, где даже воздух, казалось, дышал учением его матери – безвременно погибшей Магдалины. Оставшиеся в живых Рыцари Храма с распростёртыми объятиями приняли её сына, поклявшись хранить его, и помогать ему, насколько у них хватит на это сил.
И вот однажды, наступил день, когда Радан почувствовал настоящую, открыто грозящую опасность... Это была восьмая годовщина смерти Золотой Марии и Весты – любимых матери и сестры Светодара...

– Смотри, Изидора... – тихо произнёс Север. – Я покажу тебе, если желаешь.
Передо мной тут же появилась яркая, но тоскливая, живая картина...
Хмурые, туманные горы щедро окроплял назойливый, моросящий дождь, оставлявший в душе ощущение неуверенности и печали... Серая, непроглядная мгла кутала ближайшие замки в коконы тумана, превращая их в одиноких стажей, охранявших в долине вечный покой... Долина Магов хмуро взирала на пасмурную, безрадостную картину, вспоминая яркие, радостные дни, освещённые лучами жаркого летнего солнца... И от этого всё кругом становилось ещё тоскливее и ещё грустней.
Высокий и стройный молодой человек стоял застывшим «изваянием» у входа знакомой пещеры, не шевелясь и не подавая никаких признаков жизни, будто горестная каменная статуя, незнакомым мастером выбитая прямо в той же холодной каменной скале... Я поняла – это наверняка и был взрослый Светодар. Он выглядел возмужавшим и сильным. Властным и в то же время – очень добрым... Гордая, высоко поднятая голова говорила о бесстрашии и чести. Очень длинные светлые волосы, повязаны на лбу красной лентою, ниспадали тяжёлыми волнами за плечи, делая его похожим на древнего короля... гордого потомка Меравинглей. Прислонившись к влажному камню, Светодар стоял, не чувствуя ни холода, ни влаги, вернее – не чувствуя ничего...
Здесь, ровно восемь лет назад, скончалась его мать – Золотая Мария, и его маленькая сестра – смелая, ласковая Веста... Они умерли, зверски и подло убитые сумасшедшим, злым человеком... посланным «отцами» святейшей церкви. Магдалина так и не дожила, чтобы обнять своего возмужавшего сына, так же смело и преданно, как она, идущего по знакомой дороге Света и Знания.... По жестокой земной дороге горечи и потерь...

– Светодар никогда так и не смог простить себе, что не оказался здесь, когда они нуждались в его защите – снова тихо продолжил Север. – Вина и горечь грызли его чистое, горячее сердце, заставляя ещё яростнее бороться с нелюдью, называвшую себя «слугами бога», «спасителями» души человека... Он сжимал кулаки и тысячный раз клялся себе, что «перестроит» этот «неправильный» земной мир! Уничтожит в нём всё ложное, «чёрное» и злое...
На широкой груди Светодара алел кровавый крест Рыцарей Храма... Крест памяти Магдалины. И никакая Земная сила не могла заставить его забыть клятву рыцарской мести. Сколь добрым и ласковым к светлым и честным людям было его молодое сердце, столь безжалостным и суровым был к предателям и «слугам» церкви его холодный мозг. Светодар был слишком решительным и строгим в отношении к себе, но удивительно терпеливым и добрым по отношению к другим. И только лишь люди без совести и чести вызывали у него настоящую неприязнь. Он не прощал предательство и ложь в любой их проявлявшейся форме, и воевал с этим позором человека всеми возможными средствами, иногда даже зная, что может проиграть.
Вдруг, через серую пелену дождя, по нависшей прямо над ним скале побежала странная, невиданная вода, тёмные брызги которой окропляли стены пещеры, оставляя на ней жутковатые бурые капли... Ушедший глубоко в себя Светодар в начале не обратил на это внимания, но потом, присмотревшись по лучше, вздрогнул – вода была тёмно красной! Она текла с горы потоком тёмной «человеческой крови», будто сама Земля, не выдержав более подлости и жестокости человека, открылась ранами всех его прегрешений... После первого потока полился второй... третий... четвёртый... Пока вся гора не струилась ручьями красной воды. Её было очень много... Казалось, святая кровь Магдалины взывала о мщении, напоминая живущим о её скорби!.. В низине, бурлящие красные ручьи сливались в один, заполняя широкую реку Од (Aude), которая, не обращая ни на что внимания, величаво себе плыла, омывая по пути стены старого Каркасона, унося свои потоки дальше в тёплое синее море...

Красная глина в Окситании

(Посетив эти священные места, мне удалось узнать, что вода в горах Окситании становится красной из-за красной глины. Но вид бегущей «кровавой» воды и вправду производил очень сильное впечатление...).
Вдруг Светодар настороженно прислушался... но тут же тепло улыбнулся.
– Ты снова меня бережёшь, дядя?.. Я ведь давно говорил тебе – не желаю скрываться!
Радан вышел из-за каменного уступа, грустно качая поседевшей головой. Годы не пожалели его, наложив на светлое лицо жёсткий отпечаток тревог и потерь... Он уже не казался тем счастливым юношей, тем вечно-смеющимся солнышком-Раданом, который мог растопить когда-то даже самое чёрствое сердце. Теперь же это был закалённый невзгодами Воин, пытавшийся любыми путями сберечь самое дорогое своё сокровище – сына Радомира и Магдалины, единственное живое напоминание их трагических жизней... их мужества... их света и их любви.
– У тебя есть Долг, Светодарушка... Так же, как и у меня. Ты должен выжить. Чего бы это ни стоило. Потому, что если не станет и тебя – это будет означать, что твои отец и мать погибли напрасно. Что подлецы и трусы выиграли нашу войну... Ты не имеешь на это права, мой мальчик!
– Ошибаешься, дядя. Я имею на это своё право, так как это моя жизнь! И я не позволю кому-либо заранее писать для неё законы. Мой отец прожил свою краткую жизнь, подчиняясь чужой воле... Так же, как и моя бедная мать. Только потому, что по чужому решению они спасали тех, кто их ненавидел. Я же не намерен подчинятся воле одного человека, даже если этот человек – мой родной дедушка. Это моя жизнь, и я проживу её так, как считаю нужным и честным!.. Прости, дядя Радан!
Светодар горячился. Его молодой разум возмущался против чужого влияния на его собственную судьбу. По закону молодости он желал сам решать за себя, не дозволяя кому-то со стороны влиять на его ценную жизнь. Радан лишь грустно улыбался, наблюдая за своим мужественным питомцем... В Светодаре было достаточно всего – силы, ума, выдержки и упорства. Он хотел прожить свою жизнь честно и открыто... только, к сожалению, ещё не понимал, что с теми, кто на него охотился, открытой войны быть не могло. Просто потому, что именно у них-то и не было ни чести, ни совести, ни сердца...
– Что ж, по-своему ты прав, мой мальчик... Это твоя жизнь. И никто не может её прожить, кроме тебя... Я уверен, ты проживёшь её достойно. Только будь осторожен, Светодар – в тебе течёт кровь твоего отца, и наши враги никогда не отступятся, чтобы уничтожить тебя. Береги себя, родной мой.
Потрепав племянника по плечу, Радан печально отошёл в сторону и скрылся за выступом каменной скалы. Через секунду послышался вскрик и тяжёлая возня. Что-то грузно упало на землю и наступила тишина... Светодар метнулся на звук, но было слишком поздно. На каменном полу пещеры сцепившись в последнем объятии лежали два тела, одним из которых был незнакомый ему человек, одетый в плащ с красным крестом, вторым же был... Радан. Пронзительно вскрикнув, Светодар кинулся к телу дяди, которое лежало совершенно неподвижно, будто жизнь уже покинула его, даже не разрешив с ним проститься. Но, как оказалось, Радан ещё дышал.
– Дядя, пожалуйста, не оставляй меня!.. Только не ты... Прошу тебя, не оставляй меня, дядя!
Светодар растерянно сжимал его в своих крепких мужских объятиях, осторожно качая, как маленького ребёнка. Точно так же, как столько раз когда-то качал его Радан... Было видно, что жизнь покидала Радана, капля за каплей вытекая из его ослабевшего тела золотым ручьём... И даже сейчас, зная, что умирает, он беспокоился только лишь об одном – как сохранить Светодара... Как объяснить ему в эти оставшиеся несколько секунд то, что так и не сумел донести за все его долгих двадцать пять лет?.. И как же он скажет Марии и Радомиру, там, в том другом, незнакомом мире, что не сумел сберечь себя, что их сын теперь оставался совсем один?..

Кинжал Радана

– Послушай, сынок... Этот человек – он не Рыцарь Храма. – показывая на убитого, хрипло произнёс Радан. – Я знаю их всех – он чужой... Расскажи это Гундомеру... Он поможет... Найдите их... или они найдут тебя. А лучше всего – уходи, Светодарушка... Уходи к Богам. Они защитят тебя. Это место залито нашей кровью... её здесь слишком много... уходи, родной...

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: