Схема цепи питания характерной для зоны степей. Цепь питания степной зоны. злаки — полевка — сова

В прошлом в степной зоне были бескрайние степи. Теперь они почти везде распаханы, их место заняли поля. Сохранившиеся участки степей с их замечательным растительным и животным миром необходимо оберегать.

Используя карту в учебнике, закрась на контурной карте (Окружающий мир 4 класс, с. 36-37) зону степей. Для подбора цвета можешь воспользоваться приведённым ниже «ключом».

Какая зона, расположенная между степями и лесными зонами, осталась незакрашенной? Закрась её дома.

Ответ: Лесостепь

Наш любознательный Попугай кое-что знает о степях. Вот некоторые из его утверждений. Верны ли они? Обведи «Да» или «Нет». Если нет, исправь ошибки (устно).

а) Зона степей расположена южнее лесных зон. Ответ: Да
б) В степной зоне холодное, дождливое лето. Ответ: Нет
в)Почвы в зоне степей очень плодородные. Ответ: Да
г) Тюльпаны цветут в степи в самый разгар лета. Ответ: Нет
д) В степи встречается дрофа - одна из самых мелких птиц нашей страны. Ответ: Нет

Мама Серёжи и Нади интересуется, знаешь ли ты степные растения. Вырежи рисунки из Приложения и помести их в соответствующие окошки. Проверь себя по учебнику. После самопроверки наклей рисунки.

А это задание подготовил для тебя папа Серёжи и Нади. Узнай животных степи по фрагментам. Подпиши названия животных. Попроси рядом сидящего ученика проверить тебя.

Составь схему цепи питания, характерной для степной зоны. Сравни её со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи об экологических связях в зоне степей.

Ковыль - Кобылка - Степной жаворонок - Степной орел
Типчак - Хомяк - Степная гадюка

Подумайте, какие экологические проблемы степной зоны выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.

Предложите для обсуждения в классе меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.

Продолжи заполнение плаката «Красная книга России», который нарисовал папа Серёжи и Нади. Найди на плакате растение и животных степной зоны и подпиши их названия.

Пион тонколистный, степной орел, дрофа, степная дыбка

8. По заданию учебника (с. 117) нарисуй степь.

9. По заданию учебника (с. 117) подготовь сообщение о растениях и животных степи, которые тебя особенно заинтересовали.

Тема сообщения: Дрофа


План сообщения:

1) Предисловие
2) Основная информация
3) Заключение

Дрофа признана самой тяжелой из летающих птиц, этот степной обитатель в основном передвигается по земле и быстро бегает в случае опасности. Особи считаются всеядными, в их рационе растительные корма (семена, побеги, дикий чеснок) и животные (насекомые, грызуны, лягушки), в брачный период самцы исполняют эффектный танец.
Размеры:
Длина: самцы до 105 см, самки от 75 до 80 см
Вес: самцы до 16 кг, самки – до 8 кг
Продолжительность жизни: 20-25 лет
Дрофа – преимущественно степная птица. Она обитает на открытых равнинах без перелесков, лугах и полях. Это объясняется осторожностью птиц, так как свободное пространство там далеко просматривается. Во время гнездования, особи останавливаются на участках с высокой растительностью. Бывают и случаи, когда дрофы гнездятся среди посевов зерновых, подсолнечника и прочих культур.

Источник (источники) информации: Интернет, энциклопедия

Цепь питания - это последовательность взаимодействий живых организмов, в ходе которой осуществляется перенос вещества и энергии. Попросту говоря, она говорит, кто в какой последовательности кого поедает.

Кто кого ест в степи

Степи - это открытые безлесные засушливые пространства; здесь жарко и сухо летом и холодно и ветрено зимой. Из растений здесь преобладают травы, в первую очередь - злаки; они и находятся в основании здешней цепи питания (как и почти любой другой, впрочем), поскольку только они могут создавать при помощи солнечного света (энергии) из минеральных веществ органические. Их поедают травоядные; в степях это как беспозвоночные (в первую очередь насекомые, но также и другие членистоногие, моллюски и т.д.), так и позвоночные (грызуны, копытные, некоторые птицы и т.д.). На тех свою очередь охотятся хищные степные позвоночные и беспозвоночные. Бывает, что и один хищник становится добычей другого. В этом случае длина цепи питания возрастает.

Какие в степи цепи питания

С учетом вышесказанного рассмотрим конкретные примеры того, какие в степи могут быть следующие цепи питания:

  • трава - саранча - сокол пустельга. Это короткая цепь питания;
  • трава - заяц-русак - лисица - орел-беркут. Эта цепь питания уже включает двух хищников;
  • трава - суслик - желтобрюхий полоз - степной орел;
  • трава - зеленый кузнечик - степная гадюка;
  • трава - саранча - серый кузнечик - богомол - ушастый еж - степная лисица корсак - степной орел.

В последнем случае мы видим в цепи питания целых семь элементов (серый кузнечик здесь тоже выступает хищником, т.к. он способен питаться насекомыми). В действительности цепи питания могут быть и еще длиннее.

Цепь питания в степи может включать и человека. Тогда она может иметь, к примеру, следующий вид:

трава - сайгак - человек.

В прошлом, в доисторические времена, случалось, что и сам человек мог попасть в цепь питания не только как хищник, но и как добыча.

Любой вид степных животных и растений является компонентом как минимум одной, а обычно нескольких цепей питания.

«Животные степи» - Лев. Редкие и исчезающие виды растений и животных. Дро-фа. Экологические проблемы степи. Весна в степи. Тушкан-чик. Шмель. Дрофа. Животный мир степи. Цветёт ковыль. Африканская дрофа. Кобылка. Африканская дрофа самая тяжёлая летающая птица!Вес дрофы-до19кг. Лев и львица. Полёв-ка. В степной зоне почти не осталось степей!

«Зона степей» - Природные условия лесостепи и степи. Волк. Журавль - красавка. Хорек (степной). Таволга шестилепестная. В степи очень плодородные почвы - черноземы. Сурок. Они отличаются обилием солнечного тепла. Составь 1-2 цепи питания, которые сложились в степи. Лето в степях более продолжительное, чем в лесной полосе.

«Зона степей 4 класс» - Дополнительный материал. Хомяки, растения, степная гадюка. Рассказ ботаника. Рассказ с экологической точки зрения. Индивидуальная работа по карточкам. Серая куропатка, растение, степной орел, насекомые. Подведение итогов. Цепи питания, сложившиеся в степи. Закрепление изученного материала. «Зона степей» 4 класс.

«Лес и степь» - Экологи. Зоологи. Растения. Охрана лесов. Зона степей. Составьте цепи питания. Проблемы леса. Экологические проблемы лесной зоны. Ботаники. Кустарничек. Природная зона лесов. Работа в группах. Значение леса. Физкультминутка. Проверь себя.

«Природная зона степь» - Животные степи. Чернотелка. Насекомые степи. Ёж. Волоснец или колосняк песчанный. Стрепет. Степное разнотравье. 3. Где степные животные запасают корм? в дупле, в норе. Ирис. Карточка - «помогай-ка»№1. Дрофа. Птицы степи. Куропатка. Хищники степи. Чабрец. Лук. Природная зона - СТЕПЬ. Прострел раскрытый.

«Урок Зона степей» - Солончаковые. Кактусы. 7. Царство вечной мерзлоты. 3. О какой зоне идет речь: «На все стороны путь: ни лесочка, ни гор! Ушастая круглоголовка. В пустыне. 5. Дополните: природные ….. . Маки. 1. Зона степей расположена на …нашей страны: а) севере; б) востоке; в) юге. 5. Основным занятием населения степей является: а) земледелие; б) рыболовство; в) оленеводство.

2. (с. 53) Наш любознательный Попугай кое-что знает о степях. Вот некоторые из его утверждений. Верны ли они? Обведи «да» или «нет». Если нет, исправь ошибки устно.

а) Зона степей расположена южнее лесных зон. (Да)

б) В степной зоне холодное, дождливое лето. (Нет)

в) Почвы в зоне степей очень плодородные. (Да)

г) Тюльпаны цветут в степи в самый разгар лета. (Нет)

д) В степи встречается дрофа – одна из самых мелких птиц нашей страны. (Нет)

3. (с. 54) Мама Сережи и Нади интересуется, знаешь ли ты степные растения. Вырежи рисунки из Приложения и помести их в соответствующие окошки. Проверь себя по учебнику. После самопроверки наклей рисунки.

4. (с. 54) А это задание подготовил для тебя папа Сережи и Нади. Узнай животных степи по фрагментам. Подпиши названия животных. Попроси рядом сидящего ученика проверить тебя.

5. (с. 55) Составьте схему цепи питания, характерной для степной зоны. Сравни ее со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи об экологических связях в зоне степей.

Ковыль – хомяк – степной орел.

6. (с. 55) Подумайте, какие экологические проблемы степной зоны выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.

1) Распашка степей.

2) Долгий выпас скота.

3) Браконьерство.

7. (с. 55) Продолжи заполнение плаката «Красная книга России», который нарисовал папа Сережи и Нади. Найди на плакате растение и животных степной зоны и подпиши их названия.

Растения и животные степной зоны степной орел, степная дыбка, пион тонколистный.

8. (с. 56) По заданию учебника (с. 117) нарисуй степь.

9. (с. 56) По заданию учебника (с. 117) подготовь сообщение о растениях и животных степи, которые тебя особенно заинтересовали.

Тема сообщения: Дрофа

План сообщения:

1) Внешнее описание дрофы.

3) Где встречается птица?

Важная информация для сообщения:

Дудак (или дрофа обыкновенная) – это самый крупный представитель птиц в фауне России. Она обладает достаточно массивным телосложением, напоминающим чем-то индюка: широкая грудная клетка, толстая шея. Очень четко выражено отличие самок от самцов по размеру. Первые гораздо меньше, достигают веса 4-8 кг и длины до 80 сантиметров. В то же время самцы – это настоящие гиганты. Общая длина тела в среднем составляет около метра, а масса достигает 16 килограммов. Поэтому неудивительно, что эта степная птица когда-то стала объектом промысла. Отличительной особенностью являются мощные ноги с тремя пальцами без оперения – приспособление для быстрого передвижения по земле. Это еще одна отличительная черта, по которой можно без труда узнать эту птицу. Оперение очень пестрое. Природа подобрала для нее красивое сочетание неброских цветов. Где обитает эта красавица? Это степная птица, она предпочитает места, богатые густой, но не очень высокой растительностью (типчаковые, ковыльные степи), луга. Изначально дрофа заселяла только девственные полупустыни и степи, сейчас ареал ее обитания расширился, не последнюю роль в этом сыграла хозяйственная деятельность человека.

Источник информации: Интернет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: