Сатирическое отношение некрасова к жадным людям. Сочинение: Сатирическое изображение помещиков в поэме Некрасова Кому на Руси жить хорошо. Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Вершиной творчества Н.А. Некрасова является поэма «Кому на Руси жить хорошо». Всю жизнь вынашивал Некрасов замысел произведения, которое стало бы народной книгой, то есть книгой «полезной, понятной народу и правдивой», отражающей самые важные стороны его жизни. Поэме Некрасов отдал долгие годы жизни, вложив в нее все сведения о русском народе, накопленные, как говорил поэт, «по словечку» в течение двадцати лет. Тяжелая болезнь и смерть прервали работу Некрасова, но и то, что он успел создать, ставит поэму «Кому на Руси жить хорошо» в один ряд с самыми замечательными творениями русской литературы.

При всем многообразии типов, выведенных в поэме, ее главным героем является народ. «Народ освобожден. Но счастлив ли народ?» - этот главный вопрос, волновавший поэта всю жизнь, стоял перед ним и при создании поэмы. Правдиво изображая тягостное положение народа в пореформенной России, Некрасов ставил и разрешал важнейшие вопросы своего времени: кто виноват в народном горе, что делать, чтобы народ стал свободным и счастливым? Реформа 1861 года не улучшила положение народа, и недаром крестьяне говорят о ней:

Добра ты,царска грамота,

Да не про нас ты писана…

Какой-то барин кругленький;

Усатенький, пузатенький,

С сигарочкой во рту…

Традиционные в народной поэзии уменьшительно-ласкательные суффиксы здесь усиливают ироническое звучание рассказа, подчеркивают ничтожество «кругленького» человечка. С гордостью говорит он о древности своего рода. Помещик вспоминает старые благословенные времена, когда «не только люди русские, сама природа русская покорствовала нам». Вспоминая свое житье при крепостном праве - «как у Христа за пазухой», он с гордостью говорит:

Бывало, ты в окружности

Один, как солнце на небе,

Твои деревни скромные,

Твои леса дремучие,

Твои поля кругом!

Жители «скромных деревень» кормили и поили барина, обеспечивали своим трудом его разгульную жизнь, «праздники, не день, не два - по месяцу», а он, неограниченно властвуя, устанавливал свои законы:

Кого хочу - помилую,

Кого хочу - казню.

Помещик Оболт-Оболдувв вспоминает свою райскую жизнь: роскошные пиры, жирные индейки, сочные наливки, актеров собственных и «прислуги целый полк». По словам помещика, крестьяне отовсюду несли им «подарки добровольные». Теперь все пришло в упадок - «сословье благородное как будто все попряталось, повымерло!» Помещичьи дома разбираются на кирпичи, сады вырубают, воруют лес:

Поля - недоработаны,

Посевы - недосеяны,

Порядку нет следа!

Откровенной насмешкой встречают крестьяне хвастливый рассказ Оболт-Оболдуева о древности его рода. Сам-то он ни на что не пригоден. С особенной силой звучит ирония Некрасова, когда он заставляет Оболт-Оболдуева признаться в совершенной неспособности к труду:

Коптил я небо божие,

Носил ливрею царскую.

Сорил казну народную

И думал век так жить…

Крестьяне сочувствуют помещику и думают про себя:

Порвалась цепь великая,

Порвалась - расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику!..

Презрение вызывает слабоумный «последыш» князь Утятин. Глубокий смысл имеет само название главы «Последыш». Речь идет не только о князе Утятине, но и последнем помещике-крепостнике. Перед нами выживший из ума рабовладелец, и мало человеческого осталось даже в его внешнем облике:

Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные

И разные глаза:

Один здоровый - светится,

А левый - мутный, пасмурный,

Как оловянный грош!

О помещике Утятине рассказывает бурмистр Влас. Он говорит, что помещик у них «особенный» - «весь век чудил, дурил, да вдруг гроза и грянула». Когда он узнал об отмене крепостного права, то вначале не поверил, а потом от огорчения слег - у него отнялась левая половина тела. Наследники, опасаясь, чтобы он не лишил их наследства, начинают во всем потакать ему. Когда старику стало получше, ему сказали, что мужиков приказано вернуть помещику. Старик обрадовался, велел отслужить молебен, звонить в колокола. С тех пор крестьяне начинают ломать комедию: делать вид, будто крепостное право не отменено. В имении пошли старые порядки: князь отдает глупые приказы, распоряжается, отдает приказ женить вдову семидесяти лет на соседе Гавриле, которому только исполнилось шесть лет. Крестьяне смеются над князем за его спиной. Только один мужик Агап Петров не хотел подчиняться старым порядкам, и когда его помещик застал за воровством леса, высказал Утятину все прямо, назвав его шутом гороховым. Утятина хватил второй удар. Старый барин уже не может ходить - сидит в кресле на крыльце. Но по-прежнему проявляет свою дворянскую спесь. После обильной трапезы Утятин умирает. Последыш не только страшен, но и смешон. Ведь он уже лишен былой власти над крестьянскими душами. Крестьяне согласились лишь «поиграть в крепостных», пока не умрет «последыш». Прав был непокладистый мужик Агап Петров, открывший князю Утятину истину:

…Последыш ты! По милости

Мужицкой нашей глупости

Сегодня ты начальствуешь,

А завтра мы последышу

Пинка - и кончен бал!

Ни в ком противоречия,

Кого хочу - помилую,

Кого хочу-казню.

Вспоминает о былом помещик Оболт-Оболдуев. В условиях полной безнаказанности и бесконтрольного произвола складывались и правила поведения помещиков, их привычки и взгляды:

Закон - моё желание!

Кулак - моя полиция!

Удар искросыпительный,

Удар зубодробительный,

Удар скуловоррот!

Отмена крепостного права "ударила одним концом по барину, другим по мужику". К условиям жизни нарастающего капитализма барин приспособиться не может и не желает, -неизбежным становится запустение усадеб и разорение господ. Без всякого сожаления говорит поэт о том, как "по кирпичику" разбираются господские дома. Сатирическое отношение Некрасова к барам сказывается и в тех фамилиях, которыми он наделяет их: Оболт-Оболдуев, Утятин "Последыш". Особенно выразителен в поэме образ князя Утятина-"Последыша". Это барин, который "весь век чудил, дурил". Жестоким деспотом-крепостником остаётся он и после 1861года. Совершенно не зная своих крестьян, "Последыш" отдаёт нелепые распоряжения по вотчине, приказывает на "вдове Терентьевой женить Гаврилу Жохова, избу поправить заново, чтобы жили в ней, плодилися и правили тягло!" Мужики хохотом встречают этот приказ, так как "той вдове - под семьдесят, а жениху шесть лет!" Глухонемого дурака "Последыш" назначает сторожем, пастухам приказывает унимать стадо, чтобы коровы своим мычанием не будили барина. Нелепы не только приказы "Последыша", ещё более нелеп и странен он сам, упорно не желающий примириться с отменой крепостного права.

Карикатурен и его внешний облик:

Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные

И -разные глаза:

Один здоровый светится,

А левый - мутный, пасмурный,

Как оловянный грош!

Жестоким самодуром-угнетателем показан и помещик Шалашников, "воинскою силою" покорявший собственных крестьян. Ещё более жесток управляющий немец Фогель. При нём "настала каторга корёжскому крестьянину-до нитки разорил!" - говорит Савелий. Мужики и барин - непримиримые, вечные враги. "Хвали траву в стогу, а барина в гробу", -говорит поэт. Пока существуют господа, нет и не может быть счастья крестьянину, -вот тот вывод, к которому с железной последовательностью проводит Некрасов читателя поэмы. ##


Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов словно от имени миллионов крестьян выступил гневным обличителем обществен- но-политического строя России и вынес ему строгий приговор. Поэт мучительно переживал покорность народа,его заби- тость,темноту.На помещиков Некрасов смотрит глазами крестьян,без всякой идеализации и сочувствия рисуя их обра- зы.Сатирически гневно рассказывает Не- красов о паразитической жизни помещиков в недавнем прошлом,когда»дышала грудь помещичья свободно и легко».Барин,вла- девший «крещёной собственностью», был полновластным царьком в своей вотчине,где всё ему «покорствовало». Ни в ком противоречия, Кого хочу-помилую, Кого хочу-казню.Вспоминает о былом помещик Оболт-Обол- дуев.В условиях полной безнаказанности и бесконтрольного произвола складывались и правила поведения помещиков,их привыч-ки и взгляды: Закон-моё желание! Кулак-моя полиция! Удар искросыпительный, Удар зубодробительный, Удар скуловоррот!..Отмена крепостного права»ударила одним концом по барину,другим по мужику».К условиям жизни нарастающего капитализма барин приспособиться не может и не жела- ет,-неизбежным становится запустение усадеб и разорение господ. Без всякого сожаления говорит поэт о том,как»по кир- пичику»разбираются господские дома.Сати- рическое отношение Некрасова к барам сказывается и в тех фамилиях,которыми он наделяет их:Оболт-Оболдуев,Утятин- «Последыш».Особенно выразителен в поэме образ князя Утятина-«Последыша».Это ба- рин,который»весь век чудил,дурил».Жес- токим деспотом-крепостником остаётся он и после 1861года.Совершенно не зная сво- их крестьян,»Последыш»отдаёт нелепые распоряжения по вотчине,приказывает на «вдове Терентьевой женить Гаврилу Жохо- ва,избу поправить заново,чтобы жили в ней,плодилися и правили тягло!» Мужики хохотом встречают этот приказ,так как «той вдове-под семьдесят,а жениху — шесть лет!» Глухонемого дурака»Последыш» назначает сторожем,пастухам приказывает унимать стадо,чтобы коровы своим мыча- нием не будили барина.Нелепы не только приказы»Последыша»,ещё более нелеп и странен он сам,упорно не желающий при- мириться с отменой крепостного права. Карикатурен и его внешний облик: Нос клювом,как у ястреба, Усы седые,длинные И -разные глаза: Один здоровый светится, А левый-мутный,пасмурный, Как оловянный грош!Жестоким самодуром-угнетателем показан и помещик Шалашников,»воинскою силою» покорявший собственных крестьян. Ещё более жесток управляющий немец Фогель. При нём»настала каторга корёжскому крестьянину-до нитки разорил!»-говорит Савелий.Мужики и барин-непримиримые, вечные враги.»Хвали траву в стогу, а барина в гробу»,-говорит поэт. Пока существуют господа,нет и не может быть счастья крестьянину,-вот тот вывод, к которому с железной последовательностью проводит Некрасов читателя поэмы.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» является итогом всего творчества Н.А. Некрасова. Она была задумана «о народе и для народа» и писалась с 1863 по 1876 год.
Автор считал свое произведение «эпопеей современной крестьянской жизни». В ней Некрасов задался вопросом: принесла ли отмена крепостного права счастье крестьянству? Чтобы найти ответ, поэт отправляет семерых мужиков в долгое путешествие по России в поисках хотя бы одного счастливого.
Изображение жизни на Руси ведется Некрасовым с помощью многих красок и интонаций: от нежных, лирических до сатирических и гневных. Сатиру поэт использует в основном при описании класса власть имущих и, в первую очередь, при создании портретов помещиков.
Первый из них появляется в главе «Помещик». Мужики-правдоискатели окружают тройку барина в надежде узнать про его счастье. Интересно, что такую «вольность» - говорить с самим барином – крестьяне могли позволить себе только после отмены крепостного права.
Все описание помещика (детали, авторская интонация) говорят о негативном отношении к нему автора. Этот герой обладает «говорящей» фамилией – Оболт-Оболдуев. Его внешность резко контрастирует с внутренними качествами. Гаврила Афанасьевич – этакий бравый молодец лет шестидесяти, энергичный и веселый. Однако, увидев семерых мужиков, окруживших его, помещик не на шутку пугается и достает пистолет: он принимает крестьян за разбойников.
Передавая рассказ Гаврилы Афанасьевича, Некрасов иронизирует не только над этим героем, но и над всем дворянским сословием. Он высмеивает то, как люди становились дворянами, и показывает, что в этом не было заслуг их предков. У Оболта один из родственников был татарином (тоже ирония Некрасова), который отличился тем, что развлекал императрицу дрессированными зверями. По материнской же линии родственники этого помещика и вовсе пытались поджечь Москву и разграбить казну. Тем и «прославились».
Ирония автора «просвечивает» и в комментариях мужиков, слушающих рассказ помещика о его предках. Они задают герою «невинный вопрос»:
А ты, примерно, яблочко
С того выходишь дерева?
И сам Оболт-Оболдуев соглашается с ними.
Но по мере рассказа помещика о его послереформенном «житье-бытье» интонация автора, как мне кажется, меняется. В заключении мужики делают такой, во многом даже сочувственный, вывод: «Порвалась цепь великая, … Одним концом по барину, Другим по мужику!..»
В главе «Последыш» образ русского помещика развивается и углубляется. Здесь изображен старый князь Утятин, жизнь которого, во всех смыслах этого слова, связана с крепостным правом. Рабовладельческая психология наложила отпечаток даже на внешность этого человека, сделала ее немного дьявольской: «Один здоровый - светится, А левый - мутный, пасмурный, Как оловянный грош».
Старый князь по привычке придирается к «своим» мужикам, грозит им всеми возможными наказаниями, но не знает того, что не владеет теперь ни одной человеческой душой. Крестьяне, по просьбе детей Утятина, изображают перед ним «старые времена», ведь если их «родитель» узнает о том, что крепостного права больше нет, то умрет в ту же минуту.
Утятин продолжает вести себя как полновластный хозяин и господин. Он милует и наказывает, осматривает свои владения и наслаждается жизнью, пока, наконец, не умирает от «второго удара».
В главе «Про холопа примерного – Якова верного» тоже появляется описание, а, скорее, зарисовка помещика, у которого к старости отказали ноги:
Очи-то ясные,
Щеки-то красные,
Пухлые руки как сахар белы,
Да на ногах - кандалы!
Этого барина Некрасов изображает также резко отрицательно. К общему сатирическому портрету он добавляет такие черты, как сладострастие и безнравственность. Этот старик «имеет виды» на крепостную девушку Аришу и поэтому не разрешает ей выходить замуж.
Завершается галерея помещиков в поэме образом пана Глуховского – страшного и жестокого человека, который гордится своими злодеяниями:
Жить надо, старче, по-моему:
Сколько холопов гублю,
Мучу, пытаю и вешаю,
А поглядел бы, как сплю!
Это образ дан в главе «О двух великих грешниках». Здесь Некрасов высказывает свою революционную позицию, согласно которой бороться с помещиками можно и нужно силой.
Таким образом, в поэме «Кому на Руси жить» дан обобщенный сатирический портрет помещика. Он изображен Некрасовым резко отрицательно как развращенный легкой и беззаботной жизнью человек, часто получивший такие привилегии не за собственные заслуги, а случайно. Писатель показывает, что крепостное право развратило дворян, сделало их беспомощными, жестокими, немощными физически и духовно.
Выход один – меняться в новых условиях, соответствовать новому времени. Но помещики всеми силами сопротивляются этому - они не могут расстаться со своими барскими привычками. Поэтому бороться с ними, утверждает Некрасов, можно только одним методом – силой.


Сочинения по литературе: Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на руси жить хорошо»

Ни в ком противоречия,

Кого хочу — помилую,

Кого хочу — казню…

Но времена меняются, в народных массах се больше возрастает недовольство и гнев. Поэтому вся поэма проникнута ощущением неизбежной и скорой гибели той жизни, которая основана на рабской покорности и людском унижении. Символический характер имеет картина опустевшей барской усадьбы из главы «Крестьянка», которую по кирпичику растаскивает дворня.

С острой иронией и злым сарказмом Некрасов создает образ князя Утятина. В крестьянской речи часто звучит издевка над своим барином: «Мы барщинные, выросли под рылом у помещика». Словечко «рыло» ясно говорит об отношении крепостных к своему господину. Мужицкая точка зрения нам понятна: князь Утятин — закоренелый крепостник, которого крестьяне язвительно и пророчески назвали последышем.

Перед нами выживший из ума «душевладелец», и мало человеческого осталось даже в его внешнем облике:

Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные

И — разные глаза:

Один здоровый — светится,

А левый — мутный, пасмурный

Как оловянный грош!

Используя поистине народные сравнения в создании образа, Некрасов добивается правдивости изображения и звучания острой сатиры. Поначалу кажется, что последыш скорее смешон, чем страшен. Ведь он уже лишен былой власти над крестьянскими душами. Крепостные крестьяне лишь согласились «поиграть в крепостных», пока не умрет «последыш» — ради обещанных им за это наследниками князя заливных лугов. Приговором всей крепостнической системе звучат слова, которые строптивый мужик Агап Петров бросает в лицо князю Утятину:

…Последыш ты! По милости

Мужицкой нашей глупости

Сегодня ты начальствуешь,

А завтра мы последышу

Пинка — и кончен бал!

Однако автор поэмы не позволяет читателям слишком легко относится пережиткам крепостничества. Даже игра в рабов оказывается опасной: жертвой ее гибнет как раз свободолюбивый Агап. Да и его односельчане были бессовестно обмануты: наследники князя не отдали им обещанные луга.

Какой-то барин кругленький,

Усатенький, пузатенький,

С сигарочкой во рту…

Традиционные в народной поэзии уменьшительные и ласкательные формы здесь усиливают ироническое звучание рассказа, подчеркивают ничтожество «кругленького» человечка.

Помещики, которые должны были заботиться о своей стране, о своем народе, живут в свое удовольствие, унижая и обкрадывая крепостных. Конечно же, большая часть крестьян не желает мириться с подлобным положением вещей. Поэма рисует трудный, полный заблуждений и внутренних конфликтов, но все же неизбежный путь крестьянства к освобождению от рабского сознания.

Не верят крестьяне своим помещикам, пошатнулось их доверие и к религии, к ее служителям — проповедникам покорности и смирения. Поп, который первым отвечал странникам на их вопросы, и сам спрашивает у странников:

… Скажите, православные,

Кого вы называете

Породой жеребячьею?

Крестьяне подзамялися,

Молчат — и поп молчит.

Он видит, что «все в мире переменчиво», что рушатся привычные норма жизни и счастье — «покой, богатство, честь» — недостижимо. В душе попа борются противоположные чувства. Он тоскует о том, что «перевелись помещики»: от них зависело его благополучие. Но и крестьянам поп сочувствует вполне искренне. Иным предстает перед нами священник Иван из главы «Демушка», который ненавидит крестьян: «у нас народ все голь да пьянь…». Это подлый и злой человек. Мы отчетливо чувствуем негативное авторское отношение к этому персонажу. А поп — собеседник странников — с болью говорит о народной бедности:

Крестьянин сам нуждается

И рад бы дать, да нечего…

Еще народу русскому

Пределы не поставлены:

Пред ним широкий путь.

Сатирическое изображение помещиков в поэме Н. А. Некрасова «Кому на руси жить хорошо»

Другие сочинения по теме:

  1. Венцом творчества Н. А. Некрасова является народная поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо». В этом монументальном произведении поэт стремился как...
  2. Творчество Некрасова совпало с эпохой расцвета родной фольклористики. Именно в ту пору, под влиянием общественных сдвигов, происшедших в пятидесятых —...
  3. События в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» разворачиваются после отмены крепостного права в 1861 году. В...
  4. Имя Н. А. Некрасова навсегда закрепилось в сознании русского человека как имя великого поэта, который пришел в литературу со своим...
  5. Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов словно от...
  6. В пору переломную в жизни страны, когда пошатнулись многие ее казавшиеся крепкими устои, в том числе и устои самого народного...
  7. Характерна произведенная Некрасовым перестановка: в фольклорном тексте при первом поклоне укатилась волюшка, при втором-поблекло личико, при третьем — подрожали ноженьки...
  8. Некрасов писал свою поэму более 13 лет, но еще больше времени потратил на то, чтобы «по словечку», как он сам...
  9. В любви к народу он находил нечто незыблемое, какой-то незыблемый и святой исход всему, что его мучило. А если так,...
  10. Народ — герой поэмы «Кому на Руси жить хорошо» В центре великого произведения Н. А. Некрасова находится собирательный образ главного...
  11. «Любимейший русский поэт, представитель добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором теперь есть жизнь и сила» — такой...
  12. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» построена на основе строгого и стройного композиционного плана. В прологе поэмы в общих контурах...
  13. Тема «Фольклор в творчестве Некрасова» неоднократно привлекала к себе внимание исследователей. Тем не менее, я считаю небесполезным еще раз вернуться...
  14. Сочинения по литературе: Поэма Кому на руси жить хорошо — вершина творчества Н. А. Некрасова Многие предшественники и современники Некрасова...
  15. Тема Сочинения: Замысел и его воплощение. Спорные вопросы изучения поэмы. «Кому на Руси жить хорошо» (866-876) можно назвать энциклопедией крестьянской...
  16. 1. Проблематика произведения построена на соотнесении Фольклорных образов и конкретных исторических реалий. Проблема народного счастья — идейный центр произведения. Образы...
  17. Композиционный рисунок частей поэмы чрезвычайно разнообразен; все они построены по-своему, одна часть не похожа на другую. Наиболее широко представленная в...
  18. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877)-вершина творчества Некрасова. Это подлинная энциклопедия русской дореформенной и пореформенной жизни, произведение, грандиозное по...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: