План-конспект урока по окружающему миру на тему "Когда наступит лето?". Дидактическая игра «Подбери грибам шляпки»

ЗАНЯТИЕ

в средней коррекционной группе

по развитию речи

на тему:

«Скоро лето»

Воспитатель: Срибная А.П.

ГДОУ детский сад №100

г. Ногинск-9, Московской обл.

Программное содержание: расширить и уточнить знания детей о временах года. Обогащать и активизировать словарь по лексическим темам: «Лето», «Ягоды», «Дикие животные», «Насекомые». Учить составлять связный рассказ с опорой на схему, картину. Закрепить употребление множественного числа имен существительных в родительном падеже, согласование имен прилагательных с существительными в роде и числе в составе именных словосочетаний. Закрепить знания о диких животных и их детенышах, уточнить названия жилищ диких животных. Развивать координацию движений. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование и материалы: картинки по временам года; карточки для игры «Чего много летом?»; картинка с изображением леса; картинки с изображениями диких животных с детенышами; картинки с изображением насекомых (стрекоза, комар, жук, муравей и т. д.); игра «Чей домик?»; картинки с изображениями домиков белки, медведя, зайца, пчелы, муравья, мыши, птиц; картинки с изображением лесных ягод; картинки для деформированного рассказа (солнышко, трава, цветы, грибы, ягоды, листья, птицы, лес).

Ход занятия.

Воспитатель (загадывает загадку) :

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою

Я реки согреваю.

«Купайтесь» - приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я …

(Лето)

Да, ребята, мы с вами сегодня будем говорить о лете.

Воспитатель: Выставляет большие картинки и говорит:

Ребята, а вы любите лето?

За что вы любите лето?

Почему вам нравится лето?

Дети: (Отвечают на заданные вопросы)

Воспитатель: - А теперь поиграем.

Игра «Чего (кого) много летом?»

Воспитатель: Выставляет картинки и спрашивает:

Чего (кого) много летом?

Дети:

Летом много цветов, грибов, бабочек, листочков, дождей и т. д.

Воспитатель: - Назовите летние месяцы.

Назовите первый месяц лета, последний.

Дети: (Отвечают на заданные вопросы):

Сенсорное развитие. Формирование представлений о смене времен года. Выставляются картинки с временами года.

Воспитатель: - Скоро придет жаркое …

Дети: (Отвечают - лето )

Воспитатель: - А потом наступит прохладная …

Дети: (Отвечают - осень )

Воспитатель: - А после осени наступит холодная …

Дети: (Отвечают - зима )

Воспитатель: - А после зимы наступит теплая …

Дети: (Отвечают - весна )

Дидактическая игра «Какой, какая, какое?»

Воспитатель: Называет природные явления, дети должны образовать словосочетания с прилагательным «летний» согласовав его с существительным в роде, числе.

Но скоро наступит лето, и будет:

День какой?

Дождь какой?

Солнце какое?

Утро какое?

Вечер какой?

Закат какой?

Небо какое?

Дни какие?

Вечера какие?

И т. д.

Дети: (Отвечают – например: день – летний и т. д.)

Воспитатель: - Хорошо летом. Давайте мы с вами пойдем, прогуляемся по летнему лесу. …

Физкультминутка

Стихотворение и

Показывает движения

По дороге мы идем. шагают;

Путь далек, далек наш дом.

Жаркий день, сядем в тень. садятся;

Мы под дубом посидим,

Мы под дубом полежим. ложатся;

Полежим, отдохнем,

Воспитатель

(показывает

картинку и

говорит) : - Вот мы и в лесу.

Каких животных мы можем встретить в лесу?

Как называются эти животные?

Кто заботится о диких животных?

Дети: (Отвечают – например: животные в лесу – дикие. Кто заботится? – Никто, они сами добывают себе пищу, сами строят жилища, заботятся о своих детенышах .)

Дидактическая игра

«Закончи предложения названиями детенышей»

У волчицы появились…? - волчата;

У медведицы родилось двое …? - медвежат;

У белки появился один …? - бельчонок;

У зайчихи родилось трое …? - зайчат;

У лисы появилось двое …? - лисят;

У ежика родились …? - ежата.

Работа над звуковой стороной речи.

Воспитатель: - А еще в лесу летом можно встретить много насекомых. Повторите чистоговорки:

За – за – за, вот порхает стрекоза.

Ры – ры – ры, прилетели комары.

Чок – чок – чок, по листу ползет жучок.

Вей – вей – вей, прибежал к нам муравей.

Дети: (Повторяют)

Воспитатель задает вопросы: Дети отвечают:

Кто из насекомых летает? - комары;

А кто из насекомых ползает? - муравьи;

А какие насекомые прыгают? - кузнечик.

Дидактическая игра

«Чей домик?»

Воспитатель: - Как хорошо летом: тепло, ярко светит солнышко, можно долго гулять. Вот и лесные жители обрадовались теплому летнему дню и вышли из своих домиков погулять.

Держите картинки лесных жителей.

(Раздает детям картинки с изображениями лесных жителей)

Но вот большая туча закрыла солнышко, загремел гром, пошел сильный дождь.

Помогите лесным жителям найти свои домики.

(Раскладывает на столе картинки с изображением домиков)

Кто изображен на твоей картинке?

Где живет …?

Кто живет в норке?

Кто живет в дупле?

Дети: (Отвечают)

Воспитатель: - Ребята, вставайте, пойдем дальше гулять по лесу.

Физкультминутка

Воспитатель читает Дети выполняют упражнения:

стихотворение и показывает

движения:

Мы по лесу шли, шли. идут;

Землянику нашли. садятся, сидят;

Мы по лесу шли, шли. идут;

И малину нашли. наклоняются;

Присядем на полянке садятся.

И песенку споем.

Образование родительного падежа

Воспитатель: - Мы ходили в лес и набрали ягод.

(Выставляет картинки с изображениями ягод: земляники, черники, брусники, клюквы, малины, ежевики и т. д.)

Воспитатель спрашивает: Дети отвечают:

Ягоды, какие? - ароматные, душистые, сладкие, вкусные;

Мама сварила варенье из малины.

Какое варенье получилось? - малиновое;

Джем из земляники. Какой джем? - земляничный;

Сироп из черники. Какой сироп? - черничный;

Повидло из ежевики. Какое повидло? - ежевичное;

Компот из брусники. Какой компот? - брусничный;

Сок из клюквы. Какой сок? - клюквенный.

Воспитатель: - Ребята, хорошо мы с вами погуляли в лесу. А теперь давайте вместе сочиним рассказ о нашей прогулке.

Чтение деформированного рассказа

с опорой на предметные картинки.

Воспитатель: Читает рассказ «Летом в лесу».

Наступило лето. Очень ярко светит … (солнышко ). На лесной полянке растет зеленая … (травка ) и лесные … (цветы ). В тени деревьев появилось много … (грибов ). На кустах созрели … (ягоды ). На деревьях много зеленых … (листьев ). В лесу весело щебечут … (птицы ). Хорошо летом в … (лесу ).

Дети: (Называют слово соответственно смыслу прочитанного предложения).


МБОУ КР ОО «Гуторовская средняя общеобразовательная школа имени Куренцова А.И.»

Урок окружающего мира на тему: «Когда наступит лето?»

Подготовила Коренева Галина Леонидовна

Тема. Когда наступит лето?

Форма проведения: урок с применением ИКТ.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: сформировать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности.

Задачи:

Образовательные задачи урока:

    Обобщить и систематизировать знания детей о временах года.

    Дать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности.

    Учить выделять характерные признаки времён года.

Развивающие задачи урока:

    Развивать познавательный интерес, устную речь учащихся. творческие способности.

    Развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать и делать выводы.

    Развивать коммуникативные навыки, умение работать в группе.

Воспитательные задачи урока:

    Воспитание чувства прекрасного через наблюдение за каждым временем года.

    Формирование поведенческих навыков здорового образа жизни.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, в какой последовательности сменяются времена года, месяцы; научиться узнавать время года по характерным признакам; усвоить правила укрепления здоровья.

План урока

    Организационный момент.

    Актуализация знаний.

    Изучение нового материала:

      выделение признаков различных времён года;

      работа по учебнику с годовым кругом;

      работа с рисунком учебника и беседа с учащимися о сохранении здоровья в различные времена года.

    Первичная проверка понимания: беседа о любимом времени года и работа с рисунками учебника.

    Рефлексия

    Подведение итогов занятия.

    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Методы и приёмы: диалогические, наглядные, практические, анализ и обобщение, поисковый и игровой метод.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование и средства обучения:

    Оборудование. У учащихся - учебник; ножницы и клей для работы с тетрадью; письменные принадлежности, цветные фишки.

    Оборудование для учителя: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация

    Компьютер, медиапроектор, экран.

    Презентация к занятию.

Ход урока

I .Орг.момент

1. Мобилизация.

Прозвенел сейчас звонок, начинается (урок).

Проверьте, все ли у вас готово к уроку.

2. Наш девиз.

3. Наши правила.

На уроке ты сидишь Тихо-тихо, словно мышь. Парта – это не кровать, И на ней нельзя лежать. Ты сиди за партой стройно И веди себя достойно. Учитель спросить – надо встать, Когда он сесть позволит – сядь. Ответить хочешь – не шуми, А только руку подними.

4. Мобилизация.

А теперь закроем глазки и проговорим: «Я готов к уроку!»

Актуализация знаний.

1. Беседа.

- Вот мы снова с вами на водопаде «Мир вокруг».

- О чём мы говорили на прошлом уроке?

- Что такое настоящее, прошлое, будущее?

3. Беседа.

Отгадайте загадку Муравьишки.

Братцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний-

Появляется передний. (Дни недели)

Какой сегодня день недели?

Какой был вчера?

Какой будет завтра?

Назовите все дни недели по порядку.

Так, когда придёт суббота?

Самоопределение к деятельности.

1. Вступительная беседа.

Учитель сообщает, что снова в гостях у детей Мудрая Черепаха и Муравей Вопросик.

Узнал Муравьишка, когда придёт суббота, но вдруг подумал: «А когда же наступит лето? Ведь у ребят будут каникулы»

Побежал он к Мудрой Черепахе, а она встречает его новой загадкой.

Ученики читают загадку о временах года, отгадывают её и объясняют, как догадались.

Четыре ковра рукодельницы ткут

Один за другим их на землю кладут.

Белый, зеленый, пестрый, желтый.

Ответ здесь мудреный, его нашел ты? (времена года)

Назовите времена года.

Кто поможет Муравьишке разобраться, когда наступит лето?

Учитель выслушивает ответы некоторых учащихся.

Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке.

Прочитайте тему на с. 10 учебника

Изучение нового материала:

1.Выделение признаков времён года. Игра «Узнай время года».

Мудрая Черепаха приготовила загадки о временах года. Есть желающие отгадать их? Сколько будет загадок? Почему?

Учитель (хорошо читающие ученики) читает загадки. Ученики отгадывают время года и называют его характерные признаки. Учитель при необходимости дополняет ответы детей.

2. Обобщение.

Сколько всего времён года?

Назовите их.

Времена года идут друг за другом так, что получается круглый год. А за одним годом наступает следующий. И так без конца.

3. Работа по учебнику с годовым кругом.

Рассмотрите рисунок-схему на с.10. Найдите на этой схеме названия времен года. Сколько их? Назовите.

Какое сейчас время года?

Найдите его на годовом круге.

Посмотрите и скажите, какое время года было до него?

А какое будет после?

А кто ответит Муравьишке, когда наступит лето?

Могут ли времена года нарушить порядок? А в какой сказке это произошло?

Посмотрите отрывок из мультфильма «12 месяцев» и скажите, почему сейчас не может прийти лето?

4.Просмотр отрывка из мультфильма «Двенадцать месяцев»

5. Физкультминутка.

Давайте и мы с вами разберемся, за каким временем года идет лето. А поможет нам в этом сказка Владимира Даля «Старик - годовик».

6.Слушание сказки Владимира Даля «Старик - годовик», выполнение задания

Вышел старик-годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая со своим именем. Махнул старик-годовик первый раз, и полетели первые три птицы. Стало холодно. Пошел снег. Какое это время года? Назовите приметы зимы.. А каких трех птиц выпустил старик-годовик? (Когда снежинок белый рой летит куда-то вдаль, зовем мы зимнею порой декабрь, январь, февраль.) Найдите картинку с изображением зимы и названия трех зимних месяцев и приклейте ее, (звучит зимняя песенка).

Махнул старик-годовик второй раз. Полетела вторая тройка. Снег начал таять, на полях появились цветы. Какое это время года? Что происходит в природе весной? (В лесу и в поле слышен гвалт весенних птичьих стай. За февралем приходит март, за ним апрель и май.) Найдите картинку с изображением весны и названия трех весенних месяцев и приклейте их на, (звучит весенняя песенка).

Махнул старик-годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно... Какое это время года? Назовите приметы лета. Как звали птиц? (За маем лето на порог июнь к нам приведет. Июль подарит ягод сок, а месяц август -мед.) Найдите картинку с изображением лета и названия трех летних месяцев и приклейте ее, (звучит летняя песенка). Махнул старик-годовик 4 раз и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь. Какое это время года? Что происходит в это время в природе? Как звали птиц? (За летом осени ансамбль исполнит танец свой. Сентябрь, октябрь, потом ноябрь засыпят лес листвой). Найдите картинку с изображением осени и названия трех осенних месяцев и приклейте ее, (звучит осенняя песенка).

Как вы думаете, махнет старик-годовик еще раз? Почему? А что будет после осени? Вы слышали выражение «круглый год»? Что оно означает по-вашему мнению? (времена года сменят друг друга, т.е. идут друг за другом по кругу. Отсюда и выражение - «круглый год».) Посмотрите на наши листы, на что они похожи? У нас получился календарь. Глядя на календарь, сможете ответить на вопрос Муравьишки: Когда наступит лето?

7. Работа по учебнику с годовым кругом.

Мне и Муравьишке очень понравилась ваша работа. Мы предлагаем вам игру. Откройте учебник, найдите годовой круг. Я вам буду загадывать загадки о месяцах, а вы найдете этот месяц на круге и отметите его фишкой. Сколько цветов у фишек? Почему? Каждому времени года соответствует свой цвет: зима - синий, весна - зеленый, лето - красный, осень - желтый. Готовы?

На морозце от зари Расцвели в саду пионы,

Заалели снегири. В землянике - горок склоны.

Эй, мороз, сильней ударь, Ветерок, прохладой дунь,

Начинай же год,. (январь..) Чтоб не жарким был...(июнь)

Зеленеет даль полей, Опустел уютный сад,

Запевает соловей. Паутинки вдаль летят,

В белый цвет оделся сад, И на южный край земли

Пчелы первые летят. Потянулись журавли.

Гром грохочет. Угадай, Распахнулись двери школ.

Что за месяц это? ... (Май) Что за месяц к нам пришел?

(сентябрь)

Прочитайте названия месяцев на годовом круге. Сколько их?

Сколько месяцев в каждом времени года?

Назовите и запомните зимние месяцы, весенние, летние, осенние.

В каком месяце вы отмечаете свой день рождения? Найдите этот месяц на картинке.

В какое время года это бывает?

8. Работа с рисунками и занимательными заданиями учебника. Беседа о сохранении здоровья в различные времена года .

После знакомства с месяцами ребята возвращаются к общим признакам времён года и выполняют занимательные задания учебника на с. 11: определение времени года по одежде Муравьишки; поиск ошибок на рисунках Муравьишки. После выполнения первого задания учащиеся обсуждают вопросы сохранения здоровья в различные времена года.

Первичная проверка понимания

1. Беседа о любимом времени года. Групповая работа.

Ребята рассказывают друг другу о любимом времени года. Затем учитель подводит детей к мысли, что все времена года по-своему прекрасны, надо только уметь это замечать.

2. Работа с рисунками, данными в учебнике. Найдите ошибки, которые допустил муравьишка. (Работа в парах)

3. Пока мы рассматривали картины, Муравьишка собрался на прогулку. Посмотрите, в какое время года Муравьишка вышел погулять?

(Выполнение задания № 2 в р.т.)

Закрепление знаний и способов действий: выполнение творческого задания.

1. Выполнение творческого задания.(Р.т.,№3,с.10)

Учитель предлагает детям придумать свои значки для каждого времени года и нарисовать их в правильной последовательности, начиная с весны. Работа с условными знаками помогает детям выделить и запомнить характерные признаки времён года.

Рефлексия

Подведение итогов урока

Всем спасибо за работу,на память о нашем уроке вам останутся календари, которые помогут запомнить дни недели, времена года, названия месяцев. Вернитесь на первый лист. Он остался пустым. Что можно здесь сделать? Я предлагаю вам нарисовать дома картинку того времени года, в котором вы родились и приклеить рядом картинку-значок. А какая картинка могла бы подойти к зиме? Весне? Лету? Осени? Спасибо за урок!

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Запомнить названия месяцев в определенном порядке.


Конспект занятия «Скоро лето»

"Скоро лето"

Цели:

1. Уточнить представление о наступающем лете.

2. Активизировать знания об опасных ситуациях,которые могут произойти в быту и на природе,и путях их предотвращения.

3. Побуждать использовать летний отдых в оздоровительных целях.

Оборудование демонстрационное:иллюстрации наступающего лета-луг,поле,лес,картинки-солнце,листья,цветы,грибы,трава,ягоды,птицы,лес,муляжи грибов,символы зеленого и красного цветов-круги,кубики или другие предметы;раздаточное:картинки различных ситуаций опасного и безопасного поведения детей,силуэты съедобных грибов и мухоморов.

Ход занятия:

Воспитатель показывает иллюстрации наступающего лета.

Какое время года сейчас?

Какое время года приближается?

Загадывает загадку:

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою.

Я реки согреваю,Купайтесь-приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я. (лето).

Чем радует летняя пора?

Какие летние игры и забавы вы любите?

Кто летом ходил за грибами (ягодами?

Кто ухаживал за садом (огородом?

Кто ходил на рыбалку?

Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации леса,цветущего луга,задает вопросы по их содержанию. Затем предлагает помочь ей составить рассказ о лете:начинает предложение,дети заканчивают его. При затруднении педагог показывает соответствующую картинку.

Наступило лето. Очень ярко светит. (солнышко).На деревьях много зеленых. (листьев).В тени деревьев появились. (грибы).На лесной полянке растут зеленая. (травка) и лесные. (цветы).На кустах созрели. (ягоды).В лесу весело щебечут. (птицы).Хорошо летом в. (лесу).

Воспитатель показывает муляжи грибов,напоминает их названия,обращает внимание на сходство названия и внешнего вида:белый гриб (белая ножка,лисичка (оранжевый цвет,маслята (маслянистая поверхность шляпки).Объясняет,что некоторые грибы названы от места их произрастания (подосиновики,подберезовики).Загадывает загадки о грибах и просит показать муляжи грибов-отгадки:

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.

Меня увидешь за версту,зовусь я. (подосиновик)

Шоколадно-бурый гриб,к скользкой шляпке лист прилип.

Воротник ажурный тонок-гриб такой зовут. (масленок).

Ходят в рыженьких беретах,осень в лес приносят летом

Очень дружные сестрички-золотистые. (лисички).

Не спорю-не белый,я,братцы,попроще.

Расту я обычно в березовой роще. (Подберезовик).

Воспитатель предупреждает детей,что не все грибы безопасны. Загадывает загадку:

Знают даже малыши

Красно-белые грибы,

Те,что с мухами не дружат.

Не бери ты их на ужин-

Несъедобен этот гриб,

Хоть красавец он на вид.

Называют с давних пор

Гриб тот-красный. (мухомор).

Подвижная игра "Собери в корзинку съедобные грибы".

Воспитатель раскладывает на полу силуэты грибов и просит детей найти по одному съедобному грибу.

Воспитатель напоминает,что с наступлением лета дети будут больше гулять на улице.

Какие опасности могут встретиться на улице?

Можно ли трогать незнакомых животных?

Что может произойти,если дразнить собаку?

Воспитатель предлагает запомнить правила,называет их,сопровождая показом иллюстраций:

Нельзя замахиваться на собаку и убегать от нее.

Нельзя дразнить собаку.

Нельзя трогать собаку во время сна или еды.

Не следует отбирать у собаки предмет,с которым она играет.

Не нужно подходить к собаке,сидящей на привязи.

Дидактическая игра "Разрешается-запрещается".

Воспитатель раздает детям картинки и предлагает подойти к символам красного цвета тем,у кого картинки опасного поведения детей,а к зеленым - тем,у кого изображения правильных действий персонажей.

Педагог напоминает детям о том,что для здоровья необходимо больше находиться на свежем воздухе,не забывать про зарядку,проветривать помещения,играть в подвижные игры,помогать взрослым. Все это нужно для того,чтобы за лето подрасти,стать быстрыми,ловкими,а значит,здоровыми. Приводит пословицу:"Здоровье-лучшее богатство".

Цели:

Расширить знания детей о лете.
Обогащать словарь детей по теме.
Формировать устойчивые представления о величине, количестве, цвете, геометрических фигурах.
Продолжать учить детей обозначать цифрой количество предметов, определять положение предмета в пространстве.
Упражнять в лепке скульптурной и барельефной, наклеивании, рисовании пальчиками, штампами и карандашами.
Развивать умение повторять движения за воспитателем.
Развивать мышление, моторику, зрительное и слуховое сосредоточение, координацию движений.

Оборудование:

Карандаши черного цвета, картинка-заготовка с изображением поезда на рельсах без шпал, клеящие карандаши, цветные силуэтные картинки «цветок», «клубника», «груша», «огурец», «гриб», «заяц».
Картинка-фон с изображением цветов разного цвета, серединки-пробки пластиковые тех же цветов.
Картинка-заготовка «подсолнух», пластилин черного цвета, семена подсолнечника.
Картонные «пирожки» - сложенные пополам треугольники из картона разной величины, «клубнички» разной величины.
Цветные силуэтные картинки овощей и фруктов, картинка-фон с нарисованными коробками в виде геометрических фигур.
Пальчиковые краски желтого и красного цвета, картинка-заготовка «яблоко».
Штампы «яблоко», красная гуашь, картинки-заготовки «яблоня».
Прищепки, веревка, цветные силуэтные картинки с изображением грибов.
Пластилин белого цвета, картинка-заготовка «мухомор» без белых пятен на шляпке.
Картинка с изображением четырех грибов, среди которых три одинаковые, а один отличный от других.
Картинка-фон с изображением ножек грибов разного размера, вырезанные из цветного картона подходящего размера шляпки грибов, листочки, улитки.
Плоские ракушки, стеклышки, клей, картинка-заготовка «На морском берегу».
Картинка-фон с изображением трех медведей разной величины, вырезанные из цветного картона надувные круги соответствующего медведям размера.
Емкость с песком, в котором зарыты разнообразные камешки.
Аудиозапись: «Вот оно какое - наше лето!»

Ход занятия:

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.

Чтение стихотворения - Поезд «Дары лета»

Словно поезд мчится лето,
Все распроданы билеты –
Едет летний поезд к нам
По полям и по лесам.
Громко паровоз гудит –
Заяц серый в нем сидит.
Он не клоун, не артист –
Он ушастый машинист!

Рисование «Летний поезд»

Нарисуйте черным карандашом шпалы - короткие вертикальные полоски и дым из трубы паровоза - завитки.

Номер первый, знаю точно,
В поезде вагон цветочный!
«Путь до осени далек!» –
Говорит всем василек.
И кивает головой
Колокольчик полевой,
А подсолнух вдаль глядит –
Он за солнышком следит!
Пусть он маленький, но все ж
Он на солнышко похож!

Дидактическая игра «Подбери цветку серединку»

Подберите каждому цветку серединку точно такого же цвета, как лепестки.

Ручной труд «Подсолнух»

Давайте сделаем подсолнух как настоящий: середину залепим черным пластилином, а сверху на черный пластилин выложим семечки.

А в вагоне номер два
Не цветы и не трава –
Ягоды в нем знатные,
Очень ароматные.
Земляника и малина
Убежали из корзины –
Не хотят они пропасть
И в варенье к нам попасть!

Дидактическая игра «Пирожки с клубникой»

Перед вами пирожки. Покажите самый большой пирожок, средний, самый маленький. Теперь нужно положить начинку в пирожки - ягодки клубники. Только будьте внимательны, в самый большой пирожок кладите самые большие ягоды, в средний пирожок - средние ягоды, в маленький пирожок - маленькие ягоды.

У вагона номер три
Только овощи внутри!
Говорит морковь: «Ребятки,
Лучше нету нашей грядки!»
Сразу с ней вступили в спор
Огурец и помидор.

Дидактическая игра «Разложи овощи и фрукты в коробки»

Разложите овощи и фрукты в коробки подходящей формы.

Лепка «Салат из огурцов и помидоров»

Дети лепят прямым раскатыванием из зеленого пластилина огурец, круговым раскатыванием из красного пластилина лепят помидоры. Затем разрезают вылепленные овощи на кусочки и складывают на тарелочку. Сверху посыпают зеленью - разорванной на мелкие кусочки салфеткой зеленого цвета.

А в четвертом к нам в сады
Едут спелые плоды!
Яблоко пугает грушу,
Что ее хотят все скушать.
Груша очень боязлива,
И над ней смеется слива.

Дидактическая игра «Сосчитай фрукты в вазах»

Сосчитайте фрукты в вазах и обозначьте цифрой.

Рисование штампами «Яблоня»

Окунайте штампы в краску и оставляйте отпечатки на дереве.

Рисование красками «Яблочко наливное»

Посмотрите на это яблоко. У него один бочок желтый, а другой красный. Давайте нарисуем точно такое же яблоко с желтым и красным бочками.

Динамическая пауза «Вот оно какое, наше лето»

Дети под одноименную песню берут коврики, ложатся на них на живот, машут ногами, затем руками, переворачиваются на бок, затем на спину, поднимают ноги, руки. Встают, бегают врассыпную с круговыми движениями рук перед грудью - «плавают».

А в грибном вагоне – пятом
Едут в летний лес опята.
И мечтают на денек
Раньше всех занять пенек.
Белый гриб спросил лисичку:
«Где растете вы, сестричка?»
«Я расту среди травы,
В прочем,там же где и вы!»

Дидактическая игра «Подбери грибам шляпки»

Подберите каждому грибу шляпку, подходящую по размеру. а сверху на шляпку положите листок. А внизу под грибами посадите улиток.

Лепка барельефная «Ядовитый гриб мухомор»

Сделайте ядовитому грибу мухомору белые точечки из пластилина.

Покажите гриб, который не похож на все остальные грибы.

Упражнение «Развесь грибы для просушки»

Дети развешивают «грибы» на веревочку, используя прищепки.

От заката до рассвета
Мчится поезд через лето.
Поезд песенку поет
И подарки раздает!

Аппликация «Летний поезд»

В паровозе сидит ушастый машинист - наклейте зайца на паровоз. В первом вагоне едет цветок, во втором -ягода, в третьем - огурец, в четвертом - груша, а в пятом - гриб.

Лепка «На морском берегу»

Дети отрывают кусочки пластилина, прилепливают их к картинке-фону и прикладывают сверху, надавливая плоские ракушки и кусочки обточенных морской водой стеклышек.

Дидактическая игра «Раздай медведям надувные круги»

Решили медведи искупаться в теплом море, раздай им надувные круги для купания. Подбирайте круги подходящие по размеру.

Дидактическое упражнение «Отыщи камешки в песке»

Попробуйте отыскать в песке разные красивые камешки.

Тема. Когда наступит лето?

Цель: сформировать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности; показать зависимость природных явлений от смены времён года; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:наглядный материал,конверт с загадками,таблички с названиями времён года,дней недели,картинка Муравьишки,Мудрой Черепахи,снеговик,картинки времен года.

Тип: изучение нового материала.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Здравствуйте дети. Меня зовут Юлия Игоревна, и сегодня я проведу у вас урок Окружающий мир.

    Давайте проверим, все ли необходимое у вас есть на партах. Тетрадь, книга, ручки …

    Минутка синоптика

Ребята, а сейчас давайте представим, что мы с вами синоптики. А вы знаете, кто это такие?

Правильно, это те люди которые наблюдают за погодой.

Какая погода обычно стоит зимой?

Ребята,а какая температура была сегодня с утра?

В каком состоянии находится небо?

Выпадают ли сейчас какие-нибудь осадки?

Ребята, уже зима заканчивается и происходят изменения в живой природе.

Что относиться к живой природе?

В каком состоянии деревья и кустарники?

А каких птиц мы можем сейчас увидеть?

Как мы помогаем птицам зимой?

А вы знаете, какие звери сейчас спят?

А какие звери бодрствуют? (лиса, волк)

А почему? (они ищут пищу)

Чем занимаются люди в это время?

Ребята, а что нужно делать при холодной погоде, чтобы не заболеть?

Молодцы! Все изменения в природе взаимосвязаны: изменения в неживой природе приводят к изменениям в живой.

    Проверка домашнего задания.

    Ребята, а давайте вспомним то что вы изучали на прошлом уроке.

    (Ответы детей)

Сейчас, я вам загадаю загадку от Муравьишки, а вы должны отгадать:
Братцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний-

Появляется передний. (Дни недели)

Сейчас мы с вами сыграем в 2 игры.

Давайте вспомним и повторим дни недели. В руках у меня игрушка. Кому я передаю игрушку, тот должен назвать 1 день недели. Затем этот человек передаёт игрушку любому человеку из класса, и тот называет 2 день недели.

Игра «Неделька, стройся»:

Сейчас я вызову к доске 7 человек, и каждому дам по табличке. По команде «Неделька, стройся!» вы должны быстро построиться по порядку, начиная с того дня который я назову.

    VI. Актуализация опорных знаний.

    Ребята, к нам сегодня пришел снеговик.

Ребята, а как вы думаете, зачем он пришёл сюда. Что он хотел бы у вас узнать. (Дети предлагают разные вопросы).

Ребята, а как вы думаете, что больше всего боятся снеговики? (Растаять).

А что же должно случиться, чтобы снеговики начали таять? (должно потеплеть)

А когда же потеплеет (весной).

Кто же мне ответит, зачем пришёл снеговик? Что именно он хочет от нас узнать? (Когда наступит лето?)

VII. Сообщение тем ы и цели урока.

Молодцы! Как вы думаете, а для чего ему это нужно? (Чтобы он успел улететь туда, где холодно.)

Мы забыли с вами сказать, какие есть ещё времена года.

Ребята, посмотрите на цифры, указанные на доске.

Расположите буквы в правильном порядке. Как только выполните это задание, мы узнаем, о каких временах года мы забыли сказать.

(3 человека выходят к доске и располагают карточки в правильном порядке.)

Назовите эти времена года ещё раз.

Ребята, а что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?

Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 10.

И послушайте ещё раз тему нашего сегодняшнего урока. (Когда наступит лето?)

VI . Изучение нового материала.

Оказывается, не только снеговику интересна наша тема. Нашему Муравью вопросику тоже стало интересно: когда наступит лето?

А как вы думаете, к кому он обратится за ответом? (К Мудрой черепахе).

Учитель вывешивает на доске изображение Мудрой черепахи.

А черепаха, на то и мудрая, что задала нашему муравью загадку. Поможем её разгадать?

Четыре ковра рукодельницы ткут,

Один за другим их на землю кладут.

Белый, зелёный, пёстрый, жёлтый.

Ответ здесь мудрёный, его нашёл ты?

Ребята, кто догадался, о чём загадка? (о временах года).

А какое сейчас время года? (Зима)

Ребята,посмотрите в учебник на страницу 10 и рассмотрите рисунок-схему. Найдите на этой схеме названия времён года. Сколько их? Назовите (Зима, весна, лето, осень)

Мудрая Черепаха приготовила конверты с загадками о временах года. Есть желающие отгадать их?

Ребята, схема в учебнике называется «годовой круг». Кто догадался, почему эта схема называется годовым кругом? (Времена идут друг за другом так, что получается круглый год).

Скажите ещё раз, какое сейчас время года? Найдите его на годовом круге. Посмотрите и скажите, какое время года было до него? (Осень). А какое будет после? (Весна)

    Назовите основные признаки каждого времени года.

    Дни становятся длиннее, чаще светит солнышко, капель, ледоход, распускаются почки, проявляются листочки, прилетают птицы.(Весна)

    Летом тепло, можно купаться, цветут цветы, в лесу появляются ягоды и грибы и т.д. (Лето)

    Осенью собирают урожай овощей и фруктов, поспели шишки.(Осень)

Ребята, вспомните, что хотел узнать от нас снеговик? (Когда наступит лето?)

Можем ли мы ответить на его вопрос?

Когда наступит лето? (После весны)

А скажите, пожалуйста, могут ли времена года нарушить свой порядок?

Вспомните, в какой сказке это произошло? «Двенадцать месяцев».

(Вывешивать картинку сказки «12 Месяцев»)

Кто вспомнит сказку и расскажет, почему месяцам пришлось поменяться местами? (Ответы детей)

Отгадайте загадку:

12 братьев

Разно называются

И разными делами

Занимаются. (месяцы).

Найдите на годовом круге названия месяцев. Сколько их? (12)

Давайте мы с вами вместе прочитаем их названия по цепочке.

А сколько месяцев в каждом времени года? (три)

Назовите и запомните зимние месяцы, весенние, летние.

2.Физкультминутка

А теперь давайте поиграем и немного отдохнём.

Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.(ходьба на месте)
Вверх на солнце посмотрели,
И всех нас лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.(присесть на корточки)
А потом мы дружно встали –
Великанами все стали.(потянуться на носочках)

    Закрепление и осмысление .

    1.Работа по учебнику.

Расскажите о своём любимом времени года. Почему оно любимое? (работа в парах).

Ребята, Муравей нарисовал картинки в учебнике (с. 11).Он очень старался, а Мудрая Черепаха сказала, что он что-то напутал. Помогите ему.

Обсудите с соседом по парте, что нужно сделать, чтобы исправить эти ошибки?

1-я ошибка – зимой не цветут цветы.

2-я ошибка – весной не растут яблоки.

3-я ошибка – летом не катаются на коньках.

4-я ошибка – осенью птицы не выводят птенцов.

Молодцы!

2..Работа по тетради.

Отложите учебник в сторону и откройте рабочие тетради.

Посмотрите задание №1. стр. 9.

Сейчас вы в каждом пустом окошке должны нарисовать времена года в правильной последовательности,начиная с весны.

Выполните задание. Поменяйтесь тетрадями и проверьте.

Задание №2.

Рассмотрите рисунки. Сравните их. Чем они похожи и чем отличаются?

Вам нужно нарисовать по одному предмету своей одежды,подходящему для каждого времени года.

Посмотрите задание №3

К каким временам года относятся эти месяцы?

(Выполнение задания)

Выполнение задания № 4.

Сейчас мы сыграем с вами в игру:

Игра «Бывает – не бывает»

Хлопайте, если бывает. Топайте, если не бывает.

Зимой: гроза, снег, метель, гололёд, пурга.

Весной: гроза, ледоход, подснежник, листопад.

Летом: гроза, радуга, вьюга, жара.

Осенью: листопад, дождь, иней, капель.(Когда капает с крыш)

Хитрые вопросы:

Что дольше длиться? 12 мес. или один год?

7 дней или неделя?

Посмотрите на доску и продолжите цепочки:

(На доске запись, которую учитель готовит заранее)

Дни недели: понедельник,…

Времена года: весна,….

Весенние месяцы: март,…

Летние месяцы: июнь,…

Осенние месяцы: сентябрь,…

Зимние месяцы: декабрь,…

IX. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Что вам больше понравилось на уроке?

Что запомнилось больше?

Вот и подошел наш урок к концу,спасибо вам за урок,мне было приятно с вами провести время. До новых встреч.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: