Особая организация политической власти в обществе. Особая форма организации политической власти в обществе. Общие признаки государства

Правоведение.

Государство

Государство – особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление обществом на основе права, с помощью специального механизма (аппарата).

Государство обладает монополией на осуществление власти и на управление обществом.

Теории возникновения гос-ва:

· Теологическая (божественная воля).

· Патриархальная (превращение большой семьи в народ и трансформация отеческой власти над детьми в государственную власть монарха над своими подданными, обязанными ему во всем подчиняться).

· Договорная (люди заключили договор с гос-вом, передав ему часть своих прав, принадлежавших им от рождения, для того чтобы гос-во от их имени осуществляло управление обществом и обеспечивало бы порядок в нем).

· Теория насилия (в первобытном обществе сильные племена покоряли слабые, создавая специальный аппарат подавления, чтобы управлять завоеванными территориями и обеспечить покорность их населения).

· Ирригационная теория (возникла необходимость в организации крупных общественных работ по строительству ирригационных сооружений. Для этого и был создан специальный аппарат – гос-во).

· Марксистская теория (на определенном этапе развития первобытного общества вследствие совершенствования его производительных сил появляются излишки продуктов и товаров сверх необходимого для личного потребления. Эти излишки накапливаются у отдельных лиц (в первую очередь у вождей и старейшин), таким образом возникает частная собственность, которой не было при родовом строе. Появление имущественного неравенства приводит к расколу ранее однородного общества на классы с противоречивыми интересами (богатые и бедные, рабы и рабовладельцы). В результате экономически господствующему классу понадобилась специальная структура для удержания в повиновении рабов, поэтому и было создано гос-во как спец. Аппарат, машина, с помощью которой рабовладельцы устанавливали свое политическое господство).

Признаки государства:

· Наличие специальных гос. органов (правительство, полиция, суды и др.)

· Государственная власть распространяется на всех, кто находится на территории гос-ва

· Только гос-во может устанавливать правила поведения (нормы права)

· Только гос-во может взимать с населения налоги и др. обязательные сборы

· Гос-во обладает суверенитетом

Функции гос-ва:

· Внутренние функции

o В экономической сфере – долгосрочное планирование и прогнозирование экономического развития страны, формирование гос. бюджета и контроль за его расходованием, установление системы налогов.

o В социальной сфере – соц. Защита наиболее уязвимых слоев населения (инвалидов, безработных, многодетных), пенсионное обеспечение по старости, выделение средств на бесплатное образование, здравоохранение, на строительство дорог, развитие общественного транспорта, средств связи и т.п.

o В политической сфере – охрана законности и правопорядка, прав и свобод граждан, предотвращение межнациональных и религиозных конфликтов, оказание помощи вынужденным переселенцам и мигрантам.

o В культурной сфере – гос. поддержка и финансирование искусства, национальной культуры, забота о нравственном здоровье общества.

· Внешние функции

o Взаимовыгодное экономическое, политическое, научно-техническое, военное, культурное сотрудничество с другими гос-вами.

o Защита от нападения, внешней агрессии, охрана гос. границ.

o Обеспечение мира на Земле, предотвращение войн, разоружение, ликвидация ядерного, химического и др. оружия массового поражения, борьба с международным терроризмом.

Форма гос-ва

Форма гос-ва – организация и устройство гос. власти, а также способы ее осуществления.

Форма правления (кому принадлежит власть):

· Монархия (верховная власть принадлежит одному лицу).

o Абсолютная – монарх ни с кем не делит власть. (Древний Египет, Древний Китай и др.).

o Ограниченные конституционные – наряду с монархом существует другой высший орган власти (например, парламент).

§ Парламентская – монарх ограничен в правах и это закреплено в основном законе (конституции). (Бельгия, Швеция, Япония).

§ Дуалистическая – двойственность верховной власти: монарх формирует правительство, но законодательная власть принадлежит парламенту. (Встречается редко – Марокко, Иордания).

· Республика (верховная власть принадлежит органам, избираемым народом на определенный срок, при этом избранные представители несут юридическую ответственность за свои действия по управлению обществом).

o Президентская – президент, избираемый коллегией выборщиков (или непосредственно народом) на определенный срок является одновременно главой гос-ва и главой исполнительной власти. Он возглавляет правительство, которое сам же и формирует. (США).

o Парламентская – президент избирается парламентом и не обладает большим объемом властных полномочий. Он является лишь главой гос-ва и не возглавляет исполнительную власть. Во главе правительства – премьер-министр. (Германия, Италия).

o Смешанная (Франция, Россия).

Устройство гос-ва (территориальное деление):

· Унитарное – гос-во, территория которого для удобства управления делится на административно-территориальные единицы (области, районы, департаменты, воеводства и т.п.), не обладающие самостоятельностью. (Польша, Франция, Литва).

· Федеративное – гос-во, которое представляет собой добровольное объединение нескольких суверенных государств. Объединившись они создают качественно новое гос-во, в котором получают статус объектов федерации (штаты, республики, земли и т.п.). При этом создаются новые федеральные органы власти, которым члены (субъекты) федерации передают часть своих властных полномочий, ограничивая тем самым свой суверенитет. Две системы органов власти – федеральные (действуют на всей территории гос-ва) и субъектов федерации (действуют только на своей территории). Законы – федеральные и субъектов федерации. (США, Германия, Россия).

· Конфедерация – союз суверенных государств, заключенный ими для достижения ими каких либо определенных целей (совместное решение экономических проблем, оборона). (США с 1776 по 1787 гг.)

Государственные (политические) режимы:

· Демократический (обеспечивает равенство всех граждан и фактическую реализацию всех гражданских и политических прав и свобод, а также равный доступ всех граждан и их объединений к участию в общественных и гос. делах).

· Антидемократические

o Тоталитарный (гос-во осуществляет полный, всеобщий (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества).

Судебная система РФ

Выборы

Система выборов:

· Мажоритарная (Один кандидат от одного избирательного округа. В списке избирателей должно быть не более двух кандидатов. Граждане голосуют за лучшего по их мнению.)

· Смешанная (в некоторых странах) (Половина списка по мажоритарной, половина – по пропорциональной).

Избирательный ценз затрагивает кандидатов и избирателей.

Кандидаты:

· Должны достичь определенного возраста (обычно 21).

· Для некоторых кандидатов вводится ценз проживания (прожить определенное кол-во лет в стране).

Избиратели должны быть дееспособными, совершеннолетними, иметь гражданство, не иметь ограничения прав (сидеть в тюрьме к примеру).

В ряде стран существует имущественный ценз (к выборам допускаются только состоятельные граждане).

Существует минимальный порог явки на выборы (для большинства сран 50%+1 чел.).

Все избранные депутаты получают гос. жалование и иммунитет от преследования (не могут быть подвергнуты аресту, заключению под стражу, посадить в тюрьму). За совершение тяжкого преступления – депутата лишают статуса (лишить статуса может только парламент). Мера направлена для защиты депутатов от произвола властей.

За все время работы депутат не может заниматься коммерческой деятельностью, состоять на гос. службе.

Работа депутата - участвовать в деятельности парламента, выполнять партийные ф-ии, защищать права граждан. Дополнительно депутат может заниматься научной или публицистической деятельностью.

На время работы депутат обеспечиваются служебным жильем (в некоторых странах и транспортам).

Депутат обладает расширенными полномочиями в отношении органов гос. власти (депутат может сделать запрос по выявленному им факту нарушения прав в любом органе гос. власти).

Депутат имеет право поднимать вопрос перед органами прокуратуры и дознания в случаях нарушения прав избирателей.

Для выполнения работы депутату положены помощники. В некоторых странах помощники депутата обладают правами самого депутата. В РФ помощники депутата выполняют только технические ф-ии.

По завершению срока депутатского мандата депутат оставляет служебное имущество и возвращается в тот регион, где был избран. Если депутат занимал должность в органах гос. власти до выборов, то он получает ее обратно.

Существует ряд должностей гос. власти не совместимые с работой депутата.

Человек не может избираться одновременно в местные и федеральные органы власти. В случае победы и в местных, и федеральных выборах – его оставят только в одних.

Правоотношение

Правоотношение – общественные отношение, урегулированное нормой права, санкционируется и охраняется гос-вом.

Все значимые отношения в обществе урегулированы нормами права. Незнание нормы права не освобождает от ответственности субъекта при нарушениях.

Нормы права разделяют по сферам действия.

Отношения, связанные с имуществом, а также некоторые неимущественные отношения, регулируются нормами гражданского права (Гражданский Кодекс РФ и Гражданский Процессуальный Кодекс РФ).

К личным неимущественным отношениям относятся честь, достоинство и деловая репутация. Гражданское право защищает эти три категории.

Отношения в сфере административного управления и общественного порядка регулируются нормами административного права.

Регламенты министерств, ведомств, служб, нормы поведения граждан регулируются Административным Кодексом РФ.

Общественные отношения, связанные с пресечением преступлений регулируются нормами уголовного права. Нормы уголовного права распространяются только на физ. лиц (т.е. привлечь к ответственности фирму нельзя, привлечь можно сотрудников).

Правонарушения:

· В гражданском праве – деликты

· В административном праве – проступки

· В уголовном праве – преступления

Правонарушение – объективное, виновное, противоправное деяние, совершенное надлежащим субъектом.

Наибольшую опасность представляют преступления.

Правонарушение состоит из 4-х частей:

· Объект (Общественное отношение, которое охраняется гос-вом. Гос-во не охраняет физ. или юр. лица персонально, оно охраняет нормы права. Нормы права регулируют общественные отношения. Участники общественных отношений автоматически становятся субъектами правоотношений. Если субъект правоотношения нарушает норму права, он становится субъектом правонарушения. Нарушая ному права, субъект нарушает права лиц, участвующих в правоотношениях.)

· Объективная сторона (все обстоятельства, позволяющие установить действия правонарушителя)

· Субъективная сторона (характеризуется виной)

Вина – психическое отношение лица к совершенному им деянию.

o Прямой (когда лицо знало о последствиях своего деяния и желало их наступления)

o Косвенный (когда лицо знало о последствиях своего деяния, но относилось к ним равнодушно)

· Неосторожность

o Легкомыслие (лицо знало о последствиях деяния, не желало их наступления, легкомысленно рассчитывало, что последствия не наступят или их удастся предотвратить)

o Небрежность (лицо не знало о последствиях деяния, хотя в силу квалификации, либо, исходя из обстоятельств, должно было знать)

· Субъект (правонарушение совершается только дееспособным или делитоспособным субъектом)

Гражданские правоотношения

Гражданские правоотношения регулируют общественные отношения, которые связанны с имущественными отношениями, интересами физ. и юр. лиц, а также органов гос. власти.

Имущественные отношения предполагают интерес сторон к получению мат. благ, как путем получения имущества (движимого и недвижимого), так путем выполнения работ и оказания услуг.

Личные отношения:

o Имущественные

o Неимущественные

Обе категории предполагают мат. интерес, субъекты которого, участвуя в гражданских правоотношениях преследуют свой частный интерес, как правило связанный с обогащением, в том числе и органы гос. власти.


Похожая информация.


Политические отношения представляют собой иерархизированные уровни власти различных субъектов и взаимодействие социальных субъектов с целью достижения намеченных политических целей.

Политика (от politike - греч. общественные дела) - это сфера деятельности, связанная с согласованием интересов отдельных социальных групп, имеющая целью завоевание, организацию и использование государственной власти и управление социальными процессами от имени общества и с целью поддержания жизнеспособности гражданского коллектива.

Политика находит свое выражение в политических идеях, теориях, в деятельности государства, политических партий, организаций, объединений и других политических институтов. В своей совокупности господствующие политические идеи, теории, государство, политические партии, организации, приемы и способы их деятельности образуют политическую систему общества. Понятие «политическая система» позволяет наиболее полно и последовательно раскрыть социально-политическую природу общества, существующие в нем политические отношения, нормы и принципы организации власти.

Структура политической системы включает в себя:

1. Институциональную подсистему, состоящую из различных общественно-политических институтов и организаций, важнейшим из которых является государство.
2. Нормативную (регулятивную), выступающую в виде политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы.
3. Политико-идеологическую, включающую в себя совокупность политических идей, теорий и взглядов, на основе которых формируются и функционируют различные общественно-политические институты как элементы политической системы общества.
4. Функциональную подсистему, содержащую основные формы и направления в деятельности политической системы, способы и средства воздействия ее на общественную жизнь, что находит выражение в политических отношениях и политическом режиме.

Основным институтом политической системы является государство. Существует ряд теорий, объясняющих природу и пути возникновения государства.

С точки зрения теории «естественного происхождения» государство является результатом взаимного влияния природных и социальных факторов, в нём находят выражение принципы естественного распределения власти (в формах господства и подчинения) в природе (учения о государстве Платона и Аристотеля).

«Теория общественного договора» считает государство результатом соглашения всех членов общества. Принудительня власть, единственным распорядителем которой является государство, осуществляется в общих интересах, поскольку поддерживает порядок и законность (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо).

С точки зрения марксизма, государство появилось в результате общественного разделения груда, возникновения частной собственности, классов и эксплуатации. В силу этого оно является орудием угнетения в руках господствующего класса (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин).

«Теория завоевания (покорения)» считает государство результатом подчинения одних народов другими и необходимости организации управления покоренными территориями (Л. Гумплович, Гизо, Тьерри).

«Патриархальная»: Государство - форма расширенной патриархальной (от лат. отец) власти, традиционной для первобытных форм социальной организации, выступающей выразителем общих интересов и служащей всеобщему благу. (Р. Филмер).

В рамках современного подхода к проблеме под государством понимается основной институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп и ассоциаций.

Как основной политический институт государство отличается от других институтов общества своими признаками и функциями.

Общими для государства являются следующие признаки:

Территория, очерченная границами государства;
- суверенитет, т.е. верховная власть в границах определенной территории, который воплощается в ее праве издавать законы;
- наличие специализированных институтов управления, аппарата государства;
- правопорядок - государство действует в рамках установленных им норм права и оказывается им ограниченным;
- гражданство - правовой союз лиц, проживающих на контролируемой государством территории;
- монополия нелегальное применение силы от имени общества и в его интересах;
- право на взимание налогов и сборов с населения.

При современной интерпретации сущности государства можно выделить его основные функции:

Защита существующего общественного строя,
- поддержание в обществе стабильности и порядка,
- предотвращение социально опасных конфликтов,
- регулирование экономики, проведение внутренней и внешней политики,
- защита интересов государства на международной арене,
- осуществление идеологической деятельности, оборона страны.

Наиболее важными функциями современного государственного регулирования народного хозяйства Республики Беларусь могут быть:

Реализация функций собственника государственного имущества, действующего на рынке на равных условиях с субъектами других форм собственности;
- формирование механизма экономического регулирования, поддержки и стимулирования работы инновационных субъектов хозяйствования;
- разработка и проведение рыночной структурной политики с использованием эффективных кредитно-денежных, налоговых и ценовых инструментов;
- обеспечение экономической и социальной защиты населения.

Для осуществления указанных функций государство формирует комплекс специальных органов и учреждений, составляющих структуру государства, которая включает следующие институты государственной власти:

1. Представительные органы государственной власти. Они подразделяются на высшие представительные органы, обладающие законодательной властью (парламент), и местные органы власти и самоуправления, образованные в соответствии с административно-территориальным делением страны.
2. Органы государственного управления. Различают высшие (правительство), центральные (министерства, ведомства) и местные исполнительные органы.
3. Органы судебной власти и прокуратуры осуществляют правосудие при разрешении конфликтов, восстановление нарушенных прав, наказание нарушителей закона.
4. Армия, органы охраны общественного порядка и государственной безопасности.

Для понимания сущности государства как властвующего института важно выяснить такие его аспекты как формы устройства государственной власти, формы правления и политический режим. Под формой государственного правления понимается организация верховной власти и порядок ее образования. По этому признаку традиционно выделяются две главных формы: монархия и республика.

Монархия - форма государственного правления, при которой власть сосредоточена в руках единоличного главы государства. Монархии присущи следующие черты: пожизненное правление, наследственный порядок преемственности верховной власти, отсутствие принципа юридической ответственности монарха.

Республика - это форма государственного правления, при которой высшие органы государственной власти либо избираются народом, либо формируются общенациональными представительными учреждениями. Республиканскому правлению присущи следующие элементы: коллегиальный характер органов высшей власти, выборный характер основных должностей, срок занятия которых ограничен по времени, делегативный характер полномочий власти, которые вручаются ей и отнимаются обратно в процессе народного волеизъявления, юридическая ответственность главы государства.

Формы национально-территориального устройства характеризуют внутреннюю организацию государства, существующую формулу соотношения властных полномочий центральных и региональных органов власти:

Унитарное государство - государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, имеющие равно одинаковый статус.
- Федерация представляет собой союз государственных образований, самостоятельных в пределах распределенных между ними и общефедеральным центром властных полномочий.
- Конфедерация - союз суверенных государств, который создается для осуществления конкретных совместных целей.

Под политическим режимом понимается совокупность институциональных, культурных и социологических элементов, способствующих формированию политической власти данной страны в определенный период времени. Классификация политических режимов осуществляется по следующим критериям: характер политического лидерства, механизм формирования власти, роль политических партий, соотношение между законодательной и исполнительной властью, роль и значение негосударственных организаций и структур, роль идеологии в жизни общества, положение средств массовой информации, роль и значение органов подавления, тип политического поведения.

Типология X. Линца включает три типа политических режимов: тоталитарные, авторитарные, демократические:

Тоталитаризм - это политический режим, осуществляющий контроль над всеми сферами жизни общества.

Его признаками являются:

Жесткая пирамида центральной власти;
- централизованная экономика;
- стремление к достижению однородности во всех явлениях жизни;
- господство одной партии, одной идеологии;
- монополия на средства массовой информации и др.

Все это ведет к ограничению прав и свобод личности, к насаждению верно подданической, с элементами рабства, психологии масс.

Авторитаризм - это политический режим, установленный такой формой власти, которая сконцентрирована в руках единоличного правителя или правящей группировки и снижает роль других, прежде всего, представительных институтов. Характерными чертами авторитарных режимов являются: сосредоточение власти в руках одного лица или правящей группировки, неограниченный характер властных полномочий, далеко выходящих за рамки, определенные для них законом, неподконтрольность власти гражданам, недопущение властью политической оппозиции и конкуренции, ограничение политических прав и свобод граждан, использование репрессий для борьбы с противниками режима.

Демократический режим - это политический режим, при котором народ является источником власти. Демократия характеризуется следующими признаками: наличием механизмов, обеспечивающих практическую реализацию принципа народного суверенитета, отсутствием ограничений для участия всех категорий граждан в политическом процессе, периодической выборностью основных органов власти, контролем общественности за принятием важнейших политических решений, абсолютным приоритетом правовых методов осуществления и смены власти, идейным плюрализмом и конкуренцией мнений.

Следствием утверждения демократического политического режима должно быть гражданское общество. Это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее и сотрудничающее с ним. Экономической основой гражданского общества служит разделение экономических и политических отношений, наличие экономически свободного человека, частного и коллективного видов собственности. Политико-правовую основу составляет политический плюрализм. Духовной основой являются высшие моральные ценности, существующие в данном обществе на данном этапе развития. Главным элементом гражданского общества является человек, воспринимаемый как личность, стремящаяся к самоутверждению и самореализации, что возможно лишь при условии обеспечения прав индивида на индивидуальную свободу в политической и экономической сферах.

Идея гражданского общества возникла в середине XVII века. Впервые термин «гражданское общество» был употреблен Г. Лейбницем. Значительный вклад в разработку проблем гражданского общества внесли Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, которые опирались на идеи естественного права и общественного договора. Условием возникновения гражданского общества является появление у всех граждан общества экономической самостоятельности на базе частной собственности.

Структура гражданского общества:

Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т.п.);
- союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды; - научные и культурные организации, спортивные общества;
- муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы;
- независимые средства массовой информации;
- церковь;
- семья.

Функции гражданского общества:

Удовлетворение материальных, духовных потребностей человека;
- защита частных сфер жизни людей;
- сдерживание политической власти от абсолютного господства;
- стабилизация общественных отношений и процессов.

Концепция правового государства имеет глубокие исторические и теоретические корни. Она разработана Д. Локком, Ш. Монтескье, Т. Джефферсоном, и обосновывает правовое равенство всех граждан, приоритет прав человека над законами государства, невмешательство государства в дела гражданского общества.

Правовое государство - это государство, в котором обеспечивается верховенство закона, утверждается суверенность народа как источника власти, подчинение государства обществу. В нем четко определяются взаимные обязательства управляющих и управляемых, прерогативы политической власти и прав личности. Такое самоограничение государства возможно только при разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, исключающую возможность монополизации ее в руках одного лица или органа.

Правовое государство, предполагает:

1. Верховенство закона.
2. Всеобщность права, связанность правом самого государства и его органов.
3. Взаимную ответственность государства и личности.
4. Защиту государством законно приобретенной собственности и сбережений граждан.
5. Разделение властей.
6. Незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства.

Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях правом. Право представляет собой систему общеобязательных установленных и охраняемых государством норм (правил поведения), предназначенных для регулирования и упорядочения общественных отношений. Тесная связь с государством отличает право от других нормативных систем, в частности от морали и нравственности.

В современном обществе существуют различные отрасли права, которые регулируют деятельность и отношения во всех важнейших сферах общественной жизни. Оно закрепляет отношения собственности. Выступает как регулятор меры и форм распределения труда и его продуктов между членами общества (гражданское и трудовое право), регламентирует организацию и деятельность государственного механизма (конституционное и административное право), определяет меры борьбы с посягательством на существующие общественные отношения и процедуру разрешения конфликтов в обществе (уголовное право), воздействует на формы межличностных отношений (семейное право). Особой ролью и спецификой отличается международное право. Оно создается путем соглашений между государствами и регулирует отношения между ними.

Выступая как важное и необходимое орудие государственного управления, как форма реализация государственной политики, право одновременно является важнейшим показателем положения личности в обществе и государстве. Права, свободы и обязанности человека и гражданина, составляющие правовой статус личности - важнейшая составная часть права, характеризующая развитость и демократизм всей правовой системы.

название однопалатного парламента в Венгрии и Эстонии, а также законодательного органа власти в ряде республик в составе РФ: Алтае, Башкортостане, Марий Эл, Мордовии.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ

насильственное и совершенное в нарушение конституции свержение или изменение конституционного (государственного) строя либо захват (присвоение) государственной власти кем бы то ни было.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ- 1) высший совещательный орган при русском императоре в 1810-1906. В 1906 в связи с созданием Государственной думы преобразован: половина членов Т.д. назначалась императором, а половина избиралась от особых сословных и профессиональных курий. Ликвидирован в результате Февральской революции 1917; 2) во Франции, Испании, Бельгии и др. - одно из центральных государственных учреждений, являющееся либо высшим органом административной юстиции, либо органом конституционного контроля; 3) официальное наименование правительства в Швеции, Норвегии, Финляндии, КНР и ряде др. государств.

ГОСУДАРСТВО - центральный институт политической системы, особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата).

Термин «Г.» употребляется в узком и широком значениях: 1) в узком значении - как институт господства, как носитель государственной власти; Г. существует в виде того, что противостоит «обществу»; 2) в широком - как государственно оформленная всеобщность, союз граждан, как община; здесь оно обозначает целое, охватывающее «Г.» (в узком смысле) и «общество».

Античная мысль не знала сущностного разделения общественной и государственной жизни, усматривая в последней лишь способ решения «общих дел» всех граждан. Средневековье ограничивалось констатацией божественной сущности Г. Различение собственно государственно-политической сферы начинается с Нового времени. С XVI- XVII вв. термином «Г.» стали обозначать все государственные образования, которые до того назывались «княжеское господство», «городская община», «республика» и т.д. Заслуга введения понятия Г. принадлежит Н. Макиавелли, использовавшего для обозначения Г. термин «stato» (< лат. status положение, статус), которым он объединил такие понятия, как «республика» и «единовластное правление». Сначала термин «Г.» укореняется в Испании (estado) и во Франции (etat), позднее - в Германии (Staat). С этого времени понятия «Г.» и «гражданское общество» стали различаться. К XVIII в. с завершением становления европейского понятия нации-государства оно решительно и повсеместно вытесняет широкое понятие республики как политического сообщества вообще.

В зависимости от особенностей взаимоотношений власти и личности, воплощения в государственном устройстве рациональности, принципов свободы и прав человека в политической науке выделяются следующие типы Г.: традиционные (сложившиеся преимущественно стихийно и имеющие неограниченную власть над подданными) и конституционные (ограничивающие власть правом и строящиеся на принципе разделения властей).

Важнейшие конституирующие признаки Г. - территория, население(народ) и суверенная власть.

Территория как признак Г. нераздельна, неприкосновенна, исключительна, неотчуждаема. Население как элемент Г. есть человеческое сообщество, проживающее на территории данного Г. и подчиняющееся его власти. Государственная власть суверенна, т.е. обладает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с др. государствами. Будучи суверенной, государственная власть, во-первых, является универсальной, распространяясь на все население и все общественные организации; во-вторых, обладает прерогативой отменить любые проявления всех иных общественных властей; в-третьих, имеет исключительные средства воздействия, которыми никто, кроме нее, не располагает (армия, полиция, тюрьмы и т. д.).

Г. выполняет ряд функций, которые отличают его от др. политических институтов. Функции отражают главные направления в деятельности Г. по выполнению им своего предназначения. К внутренним функциям Г. относятся экономическая, социальная, организаторская, правовая, политическая, образовательная, культурно-воспитательная и др. функции. Среди внешних функций следует выделить функцию взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и др. сферах с др. государствами и функцию обороны страны.

ГОСУДАРСТВО АССОЦИИРОВАННОЕ

Понятие, используемое для обозначения особой формы межгосударственных, а по сути нередко внутригосударственных отношений. Как правило, под Г.а. понимается государство, добровольно передавшее др. государству часть своего суверенитета (чаще всего полномочия по обеспечению обороны и осуществлению внешнеполитических связей, полномочия по организации денежного обращения). Так, ассоциированным с США государством считается Пуэрто-Рико. Конституция РФ (1993) не предусматривает возможности нахождения в составе Российской Федерации Г.а.

ГОСУДАРСТВО БУФЕРНОЕ - государство, расположенное между территориями двух или нескольких более крупных держав. Г.б. находится на пути вероятного военного вторжения, через его территорию проходят важные транспортные коммуникации. Такое государство позволяет контролировать выгодный в геополитическом отношении регион. В истории только XX в. немало государств выступало в роли буферов. Напр., во время франко-германского соперничества, ставшего одной из причин двух мировых войн, в качестве Г.б. выступали Бельгия, Нидерланды, Люксембург. При столкновении интересов России и Англии в Азии (в начале XX в.) роль буферов играли Османская империя (Турция), Иран, Афганистан, Тибетское государство.

ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ - концепция, рассматривающая современное капиталистическое общество как способное с развитием науки, техники и экономики обеспечить относительно высокий уровень жизни для всех своих членов. Постулируется идея государства как нейтральной, «надклассовой» силы, способной удовлетворить интересы всех социальных слоев.

ГОСУДАРСТВО ПРАВОВОЕ - правовая форма организации И деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.

Идея Г.п. имеет длительную историю и занимает важное место в политических учениях прошлого. Однако возникновение целостной концепции Г.п. относится к концу XVIII - началу XIX в., периоду становления буржуазного общества, когда в исторически прогрессивных политических теориях осуществлялась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, абсолютистских и полицейских режимов, утверждались идеи гуманизма, принципы свободы и равенства всех людей, не-,) отчуждаемость прав человека, решительно отвергались узурпация публичной политической власти и ее безответственность перед людьми и обществом. Естественно, при всей новизне идеи и концепции Т.п., разработанные Г. Гроцием, Б. Спинозой, Дж. Локком, Ш. Л. Монтескье, Т. Джефферсоном и др., опирались на опыт прошлого, на достижения предшественников, на исторически сложившиеся и апробированные общечеловеческие ценности и гуманистические традиции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: