Е.И. Носов
Название: Кукла
Жанр: Рассказ
Продолжительность:
9мин 24сек
Аннотация:
Рассказ ведется от первого лица. Автор вспоминает, как когда-то любил бывать недалеко от Ленино, на реке. Там он довольно близко общался с перевозчиком Акимычем. Когда автор через несколько лет вновь приехал в эти места, он увидел, что река обмелела.. Акимыч горестно переживает происходящее, так как он любит рыбалку и природу.
Акимыч теперь работает сторожем в школе. Однажды автор с Акимычем шли по улице, Акимыч вдруг поднял брошенную кем-то куклу. Кто-то поджег ей волосы, выдавил глаза, прижег нос сигаретой. Акимыч понимает, что это всего лишь кукла. Но для него это жестокость, которую он не может принять и понять. Для него это равносильно с отношением к человеку. Он аккуратно выкапывает могилу, чтобы закопать куклу. Но при этом говорит слова: «Всего не закопать».
Е.И. Носов — Кукла. Прослушать краткое аудио содержание онлайн.
На уроке учащиеся познакомятся с содержанием и проблематикой рассказа Е.И. Носова «Кукла», затронут нравственные вопросы бережного отношения в окружающему миру, ответственности за поступки перед собой, другими людьми и природой.
Тема: Из литературы XX века
Урок: Рассказ Е.И. Носова «Кукла»
Чему же ты научишь, какой красоте,
какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!
Е. Носов «Кукла».
Рассказ Е.И. Носова (рис. 1) «Кукла» повествует о проблемах важных для любой области, района, школы. Безразличное отношение людей друг к другу, к вещам, жестокость по отношению к природе, к сожалению, не становятся меньше, а, напротив, растут.
Повествование в рассказе идет от первого лица. Действие происходит в деревне, расположившейся на берегу живописной реки Сейм. Когда-то доводилось рассказчику бывать в этих местах, которые славились знатной рыбалкой. И вот автор вновь приезжает сюда. Его ужасают перемены в природе, произошедшие за несколько лет.
Река в прежние времена |
Река через несколько лет |
«В самый раз против древнего обезглавленного кургана, над которым в знойные дни завсегда парили коршуны, была одна заветная яма. В этом месте река, упершись в несокрушимую девонскую глину, делает поворот с таким норовом, что начинает крутить целиком весь омут, создавая обратно - круговое течение». «… и денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают страшноватые воронки, которых избегают даже гуси. Ну а ночью у омута и вовсе не по себе, когда вдруг гулко, тяжко обрушится подмытый берег или полоснет по воде плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матерый хозяин-сом». |
«Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи». «… там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину, и на том меляке - старый гусак. Стоял он этак небрежно, на одной лапе, охорашиваясь, клювом изгоняя блох из-под оттопыренного крыла. И невдомек глупому, что еще недавно под ним было шесть-семь метров черной кипучей глубины, которую он же сам, возглавляя выводок, боязливо оплывал сторонкою». |
Согласитесь, перемена разительная. Мощная, бурная река превратилась в заболоченную речушку. Что же произошло? Кто во всем виноват? Такими вопросами начинает задаваться читатель и пытается найти в рассказе ответ.
Главный герой рассказа
Это Акимыч, местный перевозчик. Т. е. бывший, поскольку река обмелела. Теперь Акимыч служит сторожем в местной школе. С автором их связывает военное прошлое.
Рис. 1. Фото. Е.И. Носов ()
Здесь необходимо отметить, что сам писатель ушел на фронт восемнадцатилетним пареньком, сражался в составе противотанковой бригады, был тяжело ранен. Позже все пережитое, увиденное, запомнившееся оживало в его книгах. В своих произведениях Носов никогда не описывал непосредственно военные действия.
«Война в произведениях Носова звучит нередко, хотя и отрывочно, фрагментарно - то в воспоминаниях фронтовиков, то в обстоятельствах их сегодняшней жизни, как бы за пределами сюжета». Подобное воспоминание занимает в рассказе «Кукла» несколько строк: «Тогда же выяснилось, что мы с Акимычем, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии, участвовали в "Багратионе", вместе ликвидировали Бобруйский, а затем и Минский котлы, брали одни и те же белорусские и польские города. И даже выбыли из войны в одном и том же месяце. Правда, госпиталя нам выпали разные: я попал в Серпухов, а он - в Углич».
Акимыч был тяжело ранен: контужен. Контузия или снарядный шок — это общее поражение организма вследствие воздействия воздушной, водяной или звуковой волны. Последствия контузии разнообразны — от временной утраты слуха, зрения, речи до тяжёлых нарушений психической деятельности.
Вот и для Акимыча контузия не прошла бесследно. В минуты сильного волнения, стресса, он теряет способность говорить. Именно в такой момент встретил рассказчик Акимыча. Что же заставило сторожа так разволноваться? Объяснить Акимыч ничего не мог, но привел рассказчика к школьной ограде. «В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой».
Картина действительно ужасная, тем более, оттого, что мы понимаем: это не просто случайно поломанная ребенком кукла. Она была изуродована намеренно и уже далеко не детьми.
Читая рассказ, испытываешь чувства страха и жалости. Ведь кукла так похожа на человека, что мы начинаем понимать: если кто-то так изуродовал куклу, то он также безжалостно поступит и с человеком.
Можно найти немало примеров того, что кукла для нас является отождествлением с человеком. В ваших учебниках по литературе вы можете найти стихотворение К. Случевского «Кукла».
Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,
Стукнулась глухо о землю и навзничь упала...
Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала
Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,
Руки раскинула, ясные очи закрыла...
На человека ты, кукла, вполне походила!
Вместе с Акимычем мы разделяем его негодование, боль, отчаяние: «Вроде и понимаешь: кукла. Да, ведь облик-то человеческий. Иную так сделают, что и от живого дитя не отличишь. И плачет по-людски. И когда это подобие валяется растерзанное у дороги - не могу видеть. Колотит меня всего».
Рис. 2. Фото. Кукла-оберег ()
Сейчас многие думают, что играть в куклы - занятие детское. Но много веков назад отношение к кукле было очень серьезным. Древние люди считали, что кукла с нарисованным лицом походит на человека, она живая, следовательно, у нее есть душа. На Руси куклы были, прежде всего, оберегами, участниками языческих обрядов (рис. 2). Постепенно кукла превратилась в простую детскую игрушку, хотя и осталась эстетически привлекательной. Кукла, созданная неживой, посредством игры «оживает» в руках ребенка, который через игру постигает жизнь. Ребенок учится любить, заботиться, оберегать. Для него кукла живая.
Кукла напомнила Акимычу пережитое во время войны. «На всю жизнь нагляделся я человечины», - признается он.
Война научила Акимыча ценить жизнь и все, что с ней связано: прекрасную природу, любимое дело, человеческие поступки. Война давно закончилась. И видеть смерть реки, куклы, человека Акимычу невыносимо. Больше всего возмущает Акимыча, что никто вокруг не бьет тревогу: «А люди идут мимо - каждый по своим делам, - и ничего... Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках - бровью не поведут. Детишки бегают - привыкают к такому святотатству. Вот и тут: сколько мимо прошло учеников! Утром - в школу, вечером - из школы. А главное - учителя: они ведь тоже мимо проходят. Вот чего не понимаю. Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!... Эх!...».
В конце рассказа Акимыч хоронит куклу, как человека. Последняя фраза оставляет нас наедине со своей совестью: «Всего не закопать», - с горечью произносит Акимыч. Действительно, спрятать, закопать, убрать с глаз - это ли решение проблемы?
Вывод. Евгений Иванович Носов в своем рассказе пытается бороться не только с жестокостью, но и с равнодушием людей. Польский писатель Бруно Ясенский удивительно точно заметил: «Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».
Равнодушие стало причиной не только нравственной, но и экологической проблемы, которую затронул автор в начале рассказа. Писатель хотел напомнить каждому из нас об ответственности за все, что есть живого на земле.
Список литературы
- Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
- Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
- Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
- Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
- Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
- Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
- Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
- ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
- Словари. Литературные термины и понятия ().
- Толковый словарь русского языка ().
- Е.И. Носов. Биография ().
Домашнее задание
- Прочитайте рассказ Е.И. Носова «Кукла». Составьте план рассказа.
- Какой момент рассказа является кульминацией?
- Недавно вы писали сочинение на тему: «Нужны ли людям сочувствие и сострадание?». Можно ли рассказ Носова «Кукла» включить в рассуждение на эту тему?
Писатель Носов Е.И. восемнадцатилетним юношей ушёл на фронт. Прошёл всю войну. За свои заслуги перед Отечеством был награждён многими правительственными наградами.
В рассказе «Кукла» повествование идёт о бывшем фронтовике. Акимыч – так зовут главного героя, был ранен в бою и тяжело контужен. Последствия контузии периодически сказывались на поведении героя. Он, в минуты сильного душевного волнения, мог на некоторое время потерять дар речи. Так случилось и в тот день, когда Акимыч прогуливался вместе с рассказчиком, которому он доводился приятелем.
Во время неторопливой прогулки Акимыч случайно увидел у обочины изуродованную куклу, лежащую в грязи. Нет ничего необычного в сломанных игрушках, они периодически ломаются. Но найденная Акимычем кукла была не просто сломана. Она была кем-то жестоко изуродована. Кто-то откровенно поиздевался над бывшей когда-то красивой игрушкой. Сердце фронтовика, прошедшего через сражения, кровь и боль, сжалось в груди.
Герой рассказа, во время войны видел много человеческих жертв. Видел в госпитале бойцов, потерявших на войне руки и ноги. Но те жертвы и потери объясняла страшная, жестокая война, несущая людям горе и слёзы. Понять, как можно было так безжалостно изуродовать куклу, фронтовик не мог. Вся его душа бунтовала против этого факта. Ведь кукла, по сути дела игрушка, создана по образу и подобию человека!
Акимыч решил похоронить куклу, как хоронят людей. Ему хотелось вместе с горемычной куклой похоронить всё то, неприглядное и ужасающее, что поселилось в его душе. Не мог он понять и принять бессмысленную жестокость. Жалость, которую старик проявил к сломанной игрушке, даёт всем повод задуматься. С одной стороны существует зло, выраженное в ненависти и жестокости. А с другой стороны – безграничное безразличие. Может ли общество, в котором происходят такие события, считаться морально здоровым?
Тема природы тоже затронута в рассказе. Автор описывает загаженную, замусоренную всяким хламом реку. Водоём, на берегу которого приятно посидеть в жаркий день, в котором раньше водилась рыба и раки, превращён в помойку. Эта река тоже «изуродована» людьми. И снова – полное безразличие со стороны людей.
Произведение приводит к тягостным размышлениям. Каждый разумный человек должен осознать, что он своими действиями несёт – добро или зло? И можно ли равнодушие считать безобидным качеством?
Несколько интересных сочинений
- Главные герои произведения Медный всадник
«Медный всадник» - поэма А.С.Пушкина. Главным героем произведения является небогатый чиновник Евгений. Евгений влюблен в Парашу, девушку, живущую на другой стороне Невы
- Сочинение Бог, природа, человек в поэзии Есенина
Сергей Есенин – известный поэт, родившийся в селе Константиново Рязанской области. В своих произведениях он затрагивал многие темы. Тут можно увидеть стихотворения
- Анализ произведения Твена Приключения Гекльберри Финна
Описывая приключения мальчика из низов общества и беглого негра, Марк Твен в сатирической форме представил живую картину жизни рабовладельческого Юга США. В произведении широко используется разговорный язы
В наше время люди больше времени проводят в Интернете, оттуда они узнают всю нужную им информацию, там же общаются и читают разные весёлые истории. Но есть люди, которые до сих пор любят книги и журналы
Как много на свете людей, которые имеют силу воли, твердый характер и благие намерения. Есть люди, которых тяжело чем–то напугать. Таких людей называют сильными личностями.
Очень краткое содержание (в двух словах)
Рассказчик повествует нам о своём знакомом - Акимыче. Он служил вместе с ним и знает, что тот был ранен в войну. Однажды он приехал в родные места Акимыча, но не нашёл его на привычном месте. Он подумал, что старик умер, но неожиданно встретил его на улице с лопатой. Тот шёл закапывать изуродованную куклу. Она валялась без одежды, вся истыканная сигаретой. Акимыч возмущался и теми, кто это сделал, и теми, кто прошёл мимо. Он бережно её похоронил.
Краткое содержание (подробно)
В былые времена рассказчик любил бывать «под Липино». Это живописное место находилось недалеко от его дома, и наиболее примечательна в нём была «одна заветная яма». Там, где бурная полноводная река делала крутой поворот, находился глубокий омут, в водовороте которого часами мог кружить различный мусор, а также щепки и водоросли.
На этой реке любил рыбачить старый перевозчик Акимыч - хороший знакомый рассказчика. Это был мужчина, прошедший войну и служивший с автором в одной армии. Во время одного из сражений Акимыч был тяжело ранен, контужен и потому попал в госпиталь в Угличе. С тех пор, когда мужчина сильно волнуется, он на несколько минут теряет дар речи, «мучительно умолкает» и глядит на собеседника, «беспомощно вытянув губы трубочкой».
Сейчас «Липина яма» уже обмелела, и на месте прежнего водоворота образовался участок голого дна, на котором теперь сидит один только старый гусь. Пропал куда-то и сам Акимыч, а шалаш старика сожгли. Рассказчик уж было думает, что мужчина умер, но затем встречает его на дороге возле новой школы.
Акимыч чем-то сильно взволнован и потому снова не может говорить. За плечами он несёт лопату. Когда рассказчик спрашивает, что случилось, мужчина жестом приглашает его следовать за ним.
В грязном дорожном кювете недалеко от школьного забора лежит, раскинувшись, большая изуродованная кукла. Белокурые волосы её частично обожжены, на месте носа виднеется прожжённая сигаретой дыра, а глаза выдавлены.
Куклу кто-то раздел и спустил с неё голубые трусики до самых башмачков, а то место, которое раньше было прикрыто ими, так же как и нос, «истыкал» сигаретой.
Акимыч «сокрушённо» смотрит на бедную куклу и не понимает, что за человек мог сотворить с ней такое. Он удивляется жестокости людей и недоумевает, почему никто из прохожих не обращает внимания на подобные зверства и не пытается исправить ситуацию, ведь мимо ходят дети и видят всё это.
Акимыч берет лопату и начинает рыть могилу для куклы. Дно ямы он заботливо устилает соломой и бережно хоронит изуродованную игрушку. «Может, со мной с войны такое. На всю жизнь нагляделся я человечины... Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий» - говорит он.
Прошедший войну старик, видя изуродованную куклу, поражается, насколько очерствели люди, и хоронит куклу как человека.
Рассказчик любит наведываться под Липино, верстах в двадцати пяти от его дома. Там на реке - большой омут, который избегали даже гуси. В этом месте рыбачит только старый, израненный, прошедший войну перевозчик Акимыч.
Вновь посетив родные места, рассказчик снова встречает старого перевозчика. Он сильно взволнован и, держа в руках лопату, стремительно направляется к школе, неподалёку от которой, возле дороги, лежит кукла с выдавленными глазами и следами ожогов от сигарет на месте носа и тех местах, что раньше были прикрыты трусиками.
Акимычу трудно видеть такие издевательства над куклой. Он насмотрелся подобного на войне: «Вроде и понимаешь: кукла. Да, ведь облик-то человеческий».
Кроме того, старику кажется странным равнодушие людей, которые спокойно проходят мимо и не обращают никакого внимания на истерзанную куклу.
Акимыч выкапывает небольшую яму и хоронит куклу, совсем как человека. С болью в голосе он говорит: «Всего не закопать…».