Рассказ кукла носов читать краткое. Образ и характеристика акимыча из рассказа кукла носова. Несколько интересных сочинений

Е.И. Носов

Название: Кукла

Жанр: Рассказ

Продолжительность: 9мин 24сек

Аннотация:

Рассказ ведется от первого лица. Автор вспоминает, как когда-то любил бывать недалеко от Ленино, на реке. Там он довольно близко общался с перевозчиком Акимычем. Когда автор через несколько лет вновь приехал в эти места, он увидел, что река обмелела.. Акимыч горестно переживает происходящее, так как он любит рыбалку и природу.
Акимыч теперь работает сторожем в школе. Однажды автор с Акимычем шли по улице, Акимыч вдруг поднял брошенную кем-то куклу. Кто-то поджег ей волосы, выдавил глаза, прижег нос сигаретой. Акимыч понимает, что это всего лишь кукла. Но для него это жестокость, которую он не может принять и понять. Для него это равносильно с отношением к человеку. Он аккуратно выкапывает могилу, чтобы закопать куклу. Но при этом говорит слова: «Всего не закопать».

Е.И. Носов — Кукла. Прослушать краткое аудио содержание онлайн.

На уроке учащиеся познакомятся с содержанием и проблематикой рассказа Е.И. Носова «Кукла», затронут нравственные вопросы бережного отношения в окружающему миру, ответственности за поступки перед собой, другими людьми и природой.

Тема: Из литературы XX века

Урок: Рассказ Е.И. Носова «Кукла»

Чему же ты научишь, какой красоте,

какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!

Е. Носов «Кукла».

Рассказ Е.И. Носова (рис. 1) «Кукла» повествует о проблемах важных для любой области, района, школы. Безразличное отношение людей друг к другу, к вещам, жестокость по отношению к природе, к сожалению, не становятся меньше, а, напротив, растут.

Повествование в рассказе идет от первого лица. Действие происходит в деревне, расположившейся на берегу живописной реки Сейм. Когда-то доводилось рассказчику бывать в этих местах, которые славились знатной рыбалкой. И вот автор вновь приезжает сюда. Его ужасают перемены в природе, произошедшие за несколько лет.

Река в прежние времена

Река через несколько лет

«В самый раз против древнего обезглавленного кургана, над которым в знойные дни завсегда парили коршуны, была одна заветная яма. В этом месте река, упершись в несокрушимую девонскую глину, делает поворот с таким норовом, что начинает крутить целиком весь омут, создавая обратно - круговое течение».

«… и денно и нощно урчат, булькают и всхлипывают страшноватые воронки, которых избегают даже гуси. Ну а ночью у омута и вовсе не по себе, когда вдруг гулко, тяжко обрушится подмытый берег или полоснет по воде плоским хвостом, будто доской, поднявшийся из ямы матерый хозяин-сом».

«Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи».

«… там, где когда-то страшно крутило и водоворотило, горбом выпер грязный серый меляк, похожий на большую околевшую рыбину, и на том меляке - старый гусак. Стоял он этак небрежно, на одной лапе, охорашиваясь, клювом изгоняя блох из-под оттопыренного крыла. И невдомек глупому, что еще недавно под ним было шесть-семь метров черной кипучей глубины, которую он же сам, возглавляя выводок, боязливо оплывал сторонкою».

Согласитесь, перемена разительная. Мощная, бурная река превратилась в заболоченную речушку. Что же произошло? Кто во всем виноват? Такими вопросами начинает задаваться читатель и пытается найти в рассказе ответ.

Главный герой рассказа

Это Акимыч, местный перевозчик. Т. е. бывший, поскольку река обмелела. Теперь Акимыч служит сторожем в местной школе. С автором их связывает военное прошлое.

Рис. 1. Фото. Е.И. Носов ()

Здесь необходимо отметить, что сам писатель ушел на фронт восемнадцатилетним пареньком, сражался в составе противотанковой бригады, был тяжело ранен. Позже все пережитое, увиденное, запомнившееся оживало в его книгах. В своих произведениях Носов никогда не описывал непосредственно военные действия.

«Война в произведениях Носова звучит нередко, хотя и отрывочно, фрагментарно - то в воспоминаниях фронтовиков, то в обстоятельствах их сегодняшней жизни, как бы за пределами сюжета». Подобное воспоминание занимает в рассказе «Кукла» несколько строк: «Тогда же выяснилось, что мы с Акимычем, оказывается, воевали в одной и той же горбатовской третьей армии, участвовали в "Багратионе", вместе ликвидировали Бобруйский, а затем и Минский котлы, брали одни и те же белорусские и польские города. И даже выбыли из войны в одном и том же месяце. Правда, госпиталя нам выпали разные: я попал в Серпухов, а он - в Углич».

Акимыч был тяжело ранен: контужен. Контузия или снарядный шок — это общее поражение организма вследствие воздействия воздушной, водяной или звуковой волны. Последствия контузии разнообразны — от временной утраты слуха, зрения, речи до тяжёлых нарушений психической деятельности.

Вот и для Акимыча контузия не прошла бесследно. В минуты сильного волнения, стресса, он теряет способность говорить. Именно в такой момент встретил рассказчик Акимыча. Что же заставило сторожа так разволноваться? Объяснить Акимыч ничего не мог, но привел рассказчика к школьной ограде. «В грязном придорожном кювете валялась кукла. Она лежала навзничь, раскинув руки и ноги. Большая и все еще миловидная лицом, с легкой, едва обозначенной улыбкой на припухлых по-детски губах. Но светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа зияла дыра, прожженная, должно быть, сигаретой».

Картина действительно ужасная, тем более, оттого, что мы понимаем: это не просто случайно поломанная ребенком кукла. Она была изуродована намеренно и уже далеко не детьми.

Читая рассказ, испытываешь чувства страха и жалости. Ведь кукла так похожа на человека, что мы начинаем понимать: если кто-то так изуродовал куклу, то он также безжалостно поступит и с человеком.

Можно найти немало примеров того, что кукла для нас является отождествлением с человеком. В ваших учебниках по литературе вы можете найти стихотворение К. Случевского «Кукла».

Куклу бросил ребенок. Кукла быстро свалилась,

Стукнулась глухо о землю и навзничь упала...

Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала

Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,

Руки раскинула, ясные очи закрыла...

На человека ты, кукла, вполне походила!

Вместе с Акимычем мы разделяем его негодование, боль, отчаяние: «Вроде и понимаешь: кукла. Да, ведь облик-то человеческий. Иную так сделают, что и от живого дитя не отличишь. И плачет по-людски. И когда это подобие валяется растерзанное у дороги - не могу видеть. Колотит меня всего».

Рис. 2. Фото. Кукла-оберег ()

Сейчас многие думают, что играть в куклы - занятие детское. Но много веков назад отношение к кукле было очень серьезным. Древние люди считали, что кукла с нарисованным лицом походит на человека, она живая, следовательно, у нее есть душа. На Руси куклы были, прежде всего, оберегами, участниками языческих обрядов (рис. 2). Постепенно кукла превратилась в простую детскую игрушку, хотя и осталась эстетически привлекательной. Кукла, созданная неживой, посредством игры «оживает» в руках ребенка, который через игру постигает жизнь. Ребенок учится любить, заботиться, оберегать. Для него кукла живая.

Кукла напомнила Акимычу пережитое во время войны. «На всю жизнь нагляделся я человечины», - признается он.

Война научила Акимыча ценить жизнь и все, что с ней связано: прекрасную природу, любимое дело, человеческие поступки. Война давно закончилась. И видеть смерть реки, куклы, человека Акимычу невыносимо. Больше всего возмущает Акимыча, что никто вокруг не бьет тревогу: «А люди идут мимо - каждый по своим делам, - и ничего... Проходят парочки, за руки держатся, про любовь говорят, о детках мечтают. Везут малышей в колясках - бровью не поведут. Детишки бегают - привыкают к такому святотатству. Вот и тут: сколько мимо прошло учеников! Утром - в школу, вечером - из школы. А главное - учителя: они ведь тоже мимо проходят. Вот чего не понимаю. Как же так?! Чему же ты научишь, какой красоте, какому добру, если ты слеп, душа твоя глуха!... Эх!...».

В конце рассказа Акимыч хоронит куклу, как человека. Последняя фраза оставляет нас наедине со своей совестью: «Всего не закопать», - с горечью произносит Акимыч. Действительно, спрятать, закопать, убрать с глаз - это ли решение проблемы?

Вывод. Евгений Иванович Носов в своем рассказе пытается бороться не только с жестокостью, но и с равнодушием людей. Польский писатель Бруно Ясенский удивительно точно заметил: «Не бойся врага своего, в худшем случае он может убить. Не бойся друга своего, в худшем случае он может предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство».

Равнодушие стало причиной не только нравственной, но и экологической проблемы, которую затронул автор в начале рассказа. Писатель хотел напомнить каждому из нас об ответственности за все, что есть живого на земле.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
  2. Словари. Литературные термины и понятия ().
  3. Толковый словарь русского языка ().
  4. Е.И. Носов. Биография ().

Домашнее задание

  1. Прочитайте рассказ Е.И. Носова «Кукла». Составьте план рассказа.
  2. Какой момент рассказа является кульминацией?
  3. Недавно вы писали сочинение на тему: «Нужны ли людям сочувствие и сострадание?». Можно ли рассказ Носова «Кукла» включить в рассуждение на эту тему?

Писатель Носов Е.И. восемнадцатилетним юношей ушёл на фронт. Прошёл всю войну. За свои заслуги перед Отечеством был награждён многими правительственными наградами.

В рассказе «Кукла» повествование идёт о бывшем фронтовике. Акимыч – так зовут главного героя, был ранен в бою и тяжело контужен. Последствия контузии периодически сказывались на поведении героя. Он, в минуты сильного душевного волнения, мог на некоторое время потерять дар речи. Так случилось и в тот день, когда Акимыч прогуливался вместе с рассказчиком, которому он доводился приятелем.

Во время неторопливой прогулки Акимыч случайно увидел у обочины изуродованную куклу, лежащую в грязи. Нет ничего необычного в сломанных игрушках, они периодически ломаются. Но найденная Акимычем кукла была не просто сломана. Она была кем-то жестоко изуродована. Кто-то откровенно поиздевался над бывшей когда-то красивой игрушкой. Сердце фронтовика, прошедшего через сражения, кровь и боль, сжалось в груди.

Герой рассказа, во время войны видел много человеческих жертв. Видел в госпитале бойцов, потерявших на войне руки и ноги. Но те жертвы и потери объясняла страшная, жестокая война, несущая людям горе и слёзы. Понять, как можно было так безжалостно изуродовать куклу, фронтовик не мог. Вся его душа бунтовала против этого факта. Ведь кукла, по сути дела игрушка, создана по образу и подобию человека!

Акимыч решил похоронить куклу, как хоронят людей. Ему хотелось вместе с горемычной куклой похоронить всё то, неприглядное и ужасающее, что поселилось в его душе. Не мог он понять и принять бессмысленную жестокость. Жалость, которую старик проявил к сломанной игрушке, даёт всем повод задуматься. С одной стороны существует зло, выраженное в ненависти и жестокости. А с другой стороны – безграничное безразличие. Может ли общество, в котором происходят такие события, считаться морально здоровым?

Тема природы тоже затронута в рассказе. Автор описывает загаженную, замусоренную всяким хламом реку. Водоём, на берегу которого приятно посидеть в жаркий день, в котором раньше водилась рыба и раки, превращён в помойку. Эта река тоже «изуродована» людьми. И снова – полное безразличие со стороны людей.

Произведение приводит к тягостным размышлениям. Каждый разумный человек должен осознать, что он своими действиями несёт – добро или зло? И можно ли равнодушие считать безобидным качеством?

Несколько интересных сочинений

  • Главные герои произведения Медный всадник

    «Медный всадник» - поэма А.С.Пушкина. Главным героем произведения является небогатый чиновник Евгений. Евгений влюблен в Парашу, девушку, живущую на другой стороне Невы

  • Сочинение Бог, природа, человек в поэзии Есенина

    Сергей Есенин – известный поэт, родившийся в селе Константиново Рязанской области. В своих произведениях он затрагивал многие темы. Тут можно увидеть стихотворения

  • В наше время люди больше времени проводят в Интернете, оттуда они узнают всю нужную им информацию, там же общаются и читают разные весёлые истории. Но есть люди, которые до сих пор любят книги и журналы

  • Анализ произведения Твена Приключения Гекльберри Финна

    Описывая приключения мальчика из низов общества и беглого негра, Марк Твен в сатирической форме представил живую картину жизни рабовладельческого Юга США. В произведении широко используется разговорный язы

  • Как много на свете людей, которые имеют силу воли, твердый характер и благие намерения. Есть люди, которых тяжело чем–то напугать. Таких людей называют сильными личностями.

Очень краткое содержание (в двух словах)

Рассказчик повествует нам о своём знакомом - Акимыче. Он служил вместе с ним и знает, что тот был ранен в войну. Однажды он приехал в родные места Акимыча, но не нашёл его на привычном месте. Он подумал, что старик умер, но неожиданно встретил его на улице с лопатой. Тот шёл закапывать изуродованную куклу. Она валялась без одежды, вся истыканная сигаретой. Акимыч возмущался и теми, кто это сделал, и теми, кто прошёл мимо. Он бережно её похоронил.

Краткое содержание (подробно)

В былые времена рассказчик любил бывать «под Липино». Это живописное место находилось недалеко от его дома, и наиболее примечательна в нём была «одна заветная яма». Там, где бурная полноводная река делала крутой поворот, находился глубокий омут, в водовороте которого часами мог кружить различный мусор, а также щепки и водоросли.

На этой реке любил рыбачить старый перевозчик Акимыч - хороший знакомый рассказчика. Это был мужчина, прошедший войну и служивший с автором в одной армии. Во время одного из сражений Акимыч был тяжело ранен, контужен и потому попал в госпиталь в Угличе. С тех пор, когда мужчина сильно волнуется, он на несколько минут теряет дар речи, «мучительно умолкает» и глядит на собеседника, «беспомощно вытянув губы трубочкой».

Сейчас «Липина яма» уже обмелела, и на месте прежнего водоворота образовался участок голого дна, на котором теперь сидит один только старый гусь. Пропал куда-то и сам Акимыч, а шалаш старика сожгли. Рассказчик уж было думает, что мужчина умер, но затем встречает его на дороге возле новой школы.

Акимыч чем-то сильно взволнован и потому снова не может говорить. За плечами он несёт лопату. Когда рассказчик спрашивает, что случилось, мужчина жестом приглашает его следовать за ним.

В грязном дорожном кювете недалеко от школьного забора лежит, раскинувшись, большая изуродованная кукла. Белокурые волосы её частично обожжены, на месте носа виднеется прожжённая сигаретой дыра, а глаза выдавлены.

Куклу кто-то раздел и спустил с неё голубые трусики до самых башмачков, а то место, которое раньше было прикрыто ими, так же как и нос, «истыкал» сигаретой.

Акимыч «сокрушённо» смотрит на бедную куклу и не понимает, что за человек мог сотворить с ней такое. Он удивляется жестокости людей и недоумевает, почему никто из прохожих не обращает внимания на подобные зверства и не пытается исправить ситуацию, ведь мимо ходят дети и видят всё это.

Акимыч берет лопату и начинает рыть могилу для куклы. Дно ямы он заботливо устилает соломой и бережно хоронит изуродованную игрушку. «Может, со мной с войны такое. На всю жизнь нагляделся я человечины... Вроде и понимаешь: кукла. Да ведь облик-то человеческий» - говорит он.

Прошедший войну старик, видя изуродованную куклу, поражается, насколько очерствели люди, и хоронит куклу как человека.

Рассказчик любит наведываться под Липино, верстах в двадцати пяти от его дома. Там на реке - большой омут, который избегали даже гуси. В этом месте рыбачит только старый, израненный, прошедший войну перевозчик Акимыч.

Вновь посетив родные места, рассказчик снова встречает старого перевозчика. Он сильно взволнован и, держа в руках лопату, стремительно направляется к школе, неподалёку от которой, возле дороги, лежит кукла с выдавленными глазами и следами ожогов от сигарет на месте носа и тех местах, что раньше были прикрыты трусиками.

Акимычу трудно видеть такие издевательства над куклой. Он насмотрелся подобного на войне: «Вроде и понимаешь: кукла. Да, ведь облик-то человеческий».

Кроме того, старику кажется странным равнодушие людей, которые спокойно проходят мимо и не обращают никакого внимания на истерзанную куклу.

Акимыч выкапывает небольшую яму и хоронит куклу, совсем как человека. С болью в голосе он говорит: «Всего не закопать…».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: