Три дня у кочевых оленеводов крайнего севера. Жизнь и быт оленеводов Как из оленя делают оленину

Россия, Ненецкая Тундра. Девочке Мариане 9 лет. Ее сверстницы-горожанки уже разбираются в косметических трендах, листая гламурные ленты инстаграма, а Мариана искусно управляет оленьей упряжкой по бескрайним просторам ненецкой тундры. Совсем скоро, спустя неделю, она сядет на школьный вертолет и отправится в школу-интернат до весны, а пока она в чуме, в котором жизнь не стоит на месте, в котором место на карте лишь привязано к изменчивой gps-позиции, которую знает лишь пилот вертолета, с которым мы отправились в гости к Мариане.

Быт оленеводов, которые ведут традиционный кочевой образ жизни в Тундре - это одна из самых интересных параллельных реальностей, с которыми я соприкасался во время своих путешествий. Хочу сегодня рассказать и показать как устроен жизнь в чуме летом, но обязательно вернусь за зимним продолжением этой удивительной истории. Истории, которая очень сильно контрастирует с привычными для нас реалиями быта мегаполисов.

Фотографии и текст Александра Чебана

Где свежий воздух… который чувствуешь на вкус.
Где бескрайний простор… который действительно ощущаешь, но не можешь объять своим воображением.
Где сохраняют вековые традиции предков… которые невозможно заменить никакими современными технологиями.

Добро пожаловать в Тундру!

2. Видите маленькое цветное пятно в центре кадра? Несколько пикселей на фотографии, маленькая, еле заметная точка на карте и место, которое очень хорошо описывается непереводимым словосочетанием «in the middle of nowhere». Это чум оленеводов оленеводческой бригады «Харп».

3. Пилоты вертолета знают лишь ориентировочные координаты, поиск ведется визуально на местности, иногда занимает пол часа и даже больше.

4. Почва в тундре особая, ни на что не похожая, мягкая и нежная на ощупь. Вертолет Ми-8 Объединенного Нарьян-Марского Авиаотряда не может здесь сесть, поэтому он зависает, коснувшись поверхности. Мы же очень быстро разгружаем наши вещи.

5. И спустя 5 минут резко поднимается в воздух сдувая на десятки метров даже рюкзак или сумку.

7. Это Тимофей - бригадир оленеводческой бригады «Харп», в его подчинении четыре пастуха и чум-работница и… 2 500 оленей. Сам Тимофей - коми, а пастухи в его бригаде - ненцы. И жена у него тоже ненка.

8. Летом и зимой по тундре перемещаются на санях. Летом они тоже отлично скользят по поверхности кустарников.

Что же такое кочевое оленеводство?

В оленеводческом хозяйстве «Харп» 7 бригад, все они относятся к колхозу, который расположен в поселке Красное. Каждая бригада имеет свой мрашрут выпаса, сменяя каждые 3-4 недели место дислокации, проходя десятки километров по тундре. Бригада Тимофея проходит расстояние 200-300 км в год, у некоторых бригад этот маршрут может составлять до 600 км. Само стадо при этом пасется в радиусе 10км от чуда.

В поселке Красное у членов бригады есть дома, но живут они в них совсем редко, в отпуске и после выхода на пенсию. Даже пенсионеры уходят в тундру по возможности.

Почему нельзя заниматься оленеводством стационарно в колхозе?

В советское время предпринимались попытки обустроить стационарное хозяйство. Но оленеводство не может быть стационарным, олени съедают ягель, который обновляется спустя годы. С другой стороны, поголовье оленей нельзя увеличивать бесконтрольно по той же причине - на бескрайних просторах Тундры просто не хватит корма.

Как из оленя делают оленину?

Каждую весну олени приносят потомство, в бригаде у Тимофея 1200 телят, половину из которых к зиме нужно будет сдать на забойный комбинат в колхозе.
В декабре-январе происходит забой оленей. Большинство пунктов забоя (которые расположены в деревнях) нет холодильных установок, поэтому заморозка происходит естественным путем. Поголовье оленей в НАО составляет 180 тысяч, ежегодно осуществляется забой 30-35тыс оленей. 70-80% забойного контингента - олени до 1 года. Для сравнения: в 70е годы прошлого века в НАО ежегодно забивалось 60-70тыс оленей.

Замороженные туши оленей забирают из населенных пунктов в тундре с помощью вертолета Ми-26, это самый большой серийный транспортный вертолет в мире! Один час работы Ми-26 стоит 670 тыс руб/час, грузоподъемность составляет 18 тонн. При закупочной стоимости 125 руб за 1кг оленины, стоимость ее вертолетной транспортировки составляет еще 90 руб/кг!!! А других вариантов добраться в отдаленные регионы округа попросту нет. Нет ни дорог ни зимников! За зиму вертолет делает 20-25 таких перелетов в разные регионы, куда централизовано свозится мясо на снегоходах из более мелких деревень или олени пригоняются самостоятельно в крупные пункты забоя. Причем есть рейсы по 1 часу, а есть рейсы по 5-6 часов.

Оборот единственного нарьян-марского мясокомбината составляет 900 тонн оленины в год. 450 тонн завозится вертолетом и 450 - наземным транспортом по зимникам. Всего за сезон в НАО происходит забой 1000-1100 тонн, 900 - забирает и перерабатывает мясокомбинат, а 100-150 скупается местным населением и используется локально для собственных нужд.

Сколько стоит олень?

Один живой олень стоит в среднем 15 тыс рублей. Это не только мясо, а еще есть рога, копыта, шкура…

10. Мариана в чуме все лето, только так можно перенять навыки оленеводства. В НАО и Якутии вводят дистанционное образование, когда даже в зимний период дети остаются с родителями в тундре, а базовое образование преподается родителями.

Дети помогают по хозяйству в абсолютном большинстве задач. Вот, к примеру, Мариана помогает юрковать оленей, загоняя их в карзак (ограниченная сеткой площадь), где пастухи отбирают оленей для упряжки с санями. Марина запрягает и распрягает оленей сама без проблем.

12. Каждого оленя пастухи и бригадир знают «в лицо». У многих есть клички.

Мариана, какие у тебя игрушки?
- (задумывается) Никаких, зачем мне игрушки?

На мне аргиши (сани с вещами и продуктами), щенки, оленьи упряжки…

22. Тимофей нашел фрагмент бивня мамонта, начал копать, нашел другие кости. Именно за этим мы прилетели к нему в этот раз. Дальше наша экспедиция продолжилась и копать мы начали глубже в поиске остального скелета.

24. Спутниковая антенна и телевизор в чуме. Одного бака солярки в дизель-генераторе хватает на 6-8 часов просмотра. Все доставляется только вертолетом летом! Зимой чуть проще - на снегоходе из ближайшего поселка можно привезти необходимые вещи, продукты, солярку.

Северное оленеводство - разведение одомашненного северного оленя, важнейшая отрасль сельского хозяйства Крайнего Севера. Распространено в северных широтах Азии и Европы (от Чукотского полуострова на В. до Скандинавии; коренному населению Северной Америки (эскимосам и индейцам) не было известно, хотя дикий северный олень водился там в изобилии. О времени и месте возникновения северного оленя точных сведений нет: древнейшим свидетельством считаются деревянные фигурки взнузданных оленей, найденные в могильнике таштыкской культуры (1 в. до нашей эры - 5 в. Нашей эры) в Хакассии. Распространение северных оленей в Сибири связано, по-видимому, с расселением народов самодийской и тунгусской языковых групп, от которых, вероятно, было заимствовано и другими народностями.

Оленеводство является основой экономики и уклада жизни, исконным занятием коренных жителей Севера, Сибири, Дальнего Востока. С оленеводствам связаны и культурные традиции, образ жизни и экономика оленеводческих хозяйств.Работа профессиональным оленеводом требует крепкого здоровья и физической выносливости. Средний уровень окладов квалифицированных специалистов в России в России достигает скромных 25.5 тысяч рублей.

Профессию оленевода успешно осваивают коренные народы Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Оленеводство - важнейшая отрасль традиционного хозяйства народов Севера, которая является также главной жизнеобеспечивающей отраслью занятия более 52 тысяч семей КМНС. Северное оленеводство является своеобразной формой адаптации человека к экстремальным условиям жизни, и она настолько совершенна, разнообразна и всеобъемлюща, что ученые говорят о "цивилизации северного оленя".

Якутия относится к Северо Восточной зоне России. Хозяйственное использование оленя различно. У народов тундровой зоны Сибири основу хозяйства составляет мясо–шкурное оленеводство, в более южных таежных районах где отрасль сочетается с охотой и рыболовством, оно, как правило, транспортное.

В тундре крупные стада по 1500- 1800 и более выпасают кочевым методом. Весной и летом оленей пасут в открытой лесотундре. Для обслуживания стад, кочующих на сотни километров, организуются пастушеские бригады из расчета 250-350 оленей на каждого члена бригады. В крупных оленеводческих хозяйствах на пути кочующих стад устраиваются оседлые пункты – т.н. промежуточные базы, на которых сезонно или постоянно живут члены семей оленеводов. Через базы оленеводческие бригады снабжаются производственным оборудованием продуктами питания и промтоварами. Наиболее перспективна в тундровой зоне механизированная бригада, оснащаемая комплексом легких передвижных домиков. Портативными электростанциями и радиостанциями для обеспечения двусторонней радиосвязи бригад между собой и с хозяйственными центрами. Во все больших масштабах применяются в тундре автомашины высокой проходимости, вездеходы, вертолеты, самолеты, самоходные баржи, речные катера мотолодки для доставки грузов, специалистов, корреспонденции, кино итп. Вертолеты и самолеты успешно используются также для разведки состояния оленьих пастбищ и охраны их от пожаров, розыска отбившихся от стада животных, истребления волков и.т.п. В таежной зоне оленьи стада достигают обычно 600-1200 голов. Для пересчета оленей, клеймения, прививок обработки овода строят переносные или стационарные загоны.

Для многих коренных народов России это животное является:

  • источником пищи;
  • транспортом;
  • одеждой;
  • жильем.

А.А. Южаков отмечает, что оленеводческие народы воспринимают кочевание с оленями как естественно сложившийся образ жизни, соответствующий их ментальности и традициям, переданным через поколения. Современные кочевники выбирают кочевание осознано, имея в качестве альтернативы оседлый образ жизни в поселке или городе, нередко получив общее или специальное образование и опыт работы в других отраслях народного хозяйства.

Оленеводство - это не только условие демографической устойчивости, но и важнейший фактор этноэкологии северных народов. В городах и поселках Севера, где численно преобладает приезжее население, происходит деэтнитизация представителей КМНС, выражающаяся в потере национальных традиций и языка, зачастую уже в течение одного поколения. Язык, одежда, обувь, традиции коренных северян рождены в среде кочующих оленеводов, охотников и рыболовов, и в современной оседлой, тем более урбанизированной, среде они не находят применения. Кроме того, только в оленеводстве коренные жители до настоящего времени не испытывают профессиональной конкуренции на рабочие места со стороны некоренного населения, в отличие от рыбного и охотничьего промыслов.

Рассмотрим доходы оленеводов разных регионах планеты:

Норвегия. Коренной народ саам занимаются оленеводством профессионально. Специалисты производят мясо, шкуры, а кости и рога являются важным сырьевым источником для одежды, рукоделия. Опытный оленевод получает месячный доход в 4400 евро. При этом за каждую шкуру высшего класса предусмотрена премия 15 евро;

Швеция. Отрасль оленеводства полностью автоматизирована, что значительно упрощает труд специалистов. Однако для отделки шкур и забоя животных требуется высокая мастеровитость. Жалованье исполнителя достигает 32000 крон (3867 у.е.) в месяц.Также ценятся эксперты, которые разбираются в приготовлении специальных биокормов. Выручка в таком случае составит 38000 крон (4650 у.е.). Финляндия. Работа на крупных фермах в данном государстве сулит неплохие доходы. Профессиональный оленевод может легко заарканить животного или смастерить качественную шкурку. Работодатель в среднем оплачивает эксперту 3000 евро в месяц. Нередко в обязанности оленевода входит продажа мяса на специализированных фургонах с рефрижераторами. Реализация трофеев способна пополнить карман специалиста на 400-500 евро за единицу;

Монголия. В стране успешно функционируют 250 оленеводов, которые относятся к народу цаатанов. За 1 тушку животного сети ресторанов Европы выкладывают до 780 евро. Зарплата квалифицированного специалиста достигает 464 американских доллара. Работая на семейной ферме, можно сколотить приличный капитал.

Особенности оленеводства в России

Причинами резкого снижения поголовья оленей являются низкая организация производства, слабая постановка племенной работы, низкий уровень ветеринарной помощи и сохранности оленей, недостаточное финансирование работ по охране оленьих пастбищ, отстрелу волков и дикого северного оленя, популяция которого стала неконтролируемой и может нанести непоправимый ущерб. На Чукотке остро стоит проблема обеспечения оленеводов горючим, продовольствием, товарами первой необходимости, в том числе оружием.

Зарплата оленеводам выдается несвоевременно, с опозданием в 5-6 месяцев, а иногда и несколько лет. Нецелесообразно стало заниматься продажей панов (цена которых доходила до 300 долларов за 1 килограмм в начале 1990-х годов) в результате дезорганизации рынка сбыта. Значительная часть оленьего мяса и рыбы (до 60%) не реализуется из-за высокой стоимости транспорта (стоимость одного вертолеточаса в 1995 г. достигала 12 млн. рублей.

Отрицательно на состоянии оленеводства сказалось интенсивное промышленное освоение Севера России, приводящее к порче значительного количества оленьих пастбищ и промысловых угодий. К 2001 году в результате бессистемного использования пастбищ большие площади были перетравлены и нуждались в отдыхе, а значительные площади вышли из оборота из-за высоких темпов развития нефтегазодобывающей и угольной промышленности.

На Чукотке, таким образом, было выведено 3% площадей пастбищ (для сравнения, на Европейском Севере - 15-17% площадей пастбищ). Промышленное освоение приводит к потере мест исторического проживания и хозяйствования КМНС, а зачастую и к их вымиранию.Государственная поддержка социально-экономического развития КМНС, сконцентрированная в Федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года", в которой был сделан акцент на формировании базы производства и переработки продукции оленеводства и других традиционных отраслей, выполнялась в отдельные годы на 7-10%. Не только развитие, но и самосохранение аборигенного населения как совокупности этнокультурных сообществ зависит от состояния оленеводства. Это подтверждается многими исследованиями, в том числе проведенными учеными - североведами в последние десятилетия (А.И. Костяевым в 1987 году, И.И. Крупником в 1989 году, К.Б. Клоковым в 1995 году), установившими, что "численность и воспроизводство аборигенных народов Севера находится в прямой корреляционной зависимости от числа кочующих оленеводческих хозяйств и поголовья оленей. Народы, сохраняющие стабильные показатели оленеводства, обладают положительной динамикой естественного прироста".

Важным резервом повышения занятости коренного населения является развитие крестьянских национальных хозяйств, которое в последние пять лет ускорилось. Так в Камчатской области число таких хозяйств увеличилось в 3 раза по сравнению с 1992 годом. В настоящее время, по данным выборочного обследования Госкомстата России, средняя численность занятых в одном хозяйстве колеблется от 3 до 6 человек. Нагрузка же в таких хозяйствах на одного человека в 3-5 раз больше, чем в колхозах и совхозах. Следует отметить, что, несмотря на численный рост крестьянских хозяйств, они еще не могут оказывать заметного влияния на стабилизацию рынка. Многие проблемы фермерских хозяйств должны рассматриваться на государственном уровне. К ним относятся правовая незащищенность фермеров, отсутствие финансовой поддержки со стороны государства и налоговых льгот, профессиональная неподготовленность фермеров и другие.

Гаврильева В.Н., студентка 1 курса СВФУ, Институт языков и культуры народов СВ РФ, группы М-ВК-17 направления «Культурология».

Быт оленеводов, которые ведут традиционный кочевой образ жизни в Тундре - это одна из самых интересных параллельных реальностей, с которыми я соприкасался во время своих путешествий. Хочу сегодня рассказать и показать как устроен жизнь в чуме летом, но обязательно вернусь за зимним продолжением этой удивительной истории. Истории, которая очень сильно контрастирует с привычными для нас реалиями быта мегаполисов.

Добро пожаловать в Тундру!

2. Видите маленькое цветное пятно в центре кадра? Несколько пикселей на фотографии, маленькая, еле заметная точка на карте и место, которое очень хорошо описывается непереводимым словосочетанием «in the middle of nowhere». Это чум оленеводов оленеводческой бригады «Харп».

3. Пилоты вертолета знают лишь ориентировочные координаты, поиск ведется визуально на местности, иногда занимает пол часа и даже больше.

4. Почва в тундре особая, ни на что не похожая, мягкая и нежная на ощупь. Вертолет Ми-8 Объединенного Нарьян-Марского Авиаотряда не может здесь сесть, поэтому он зависает, коснувшись поверхности. Мы же очень быстро разгружаем наши вещи.

5. И спустя 5 минут резко поднимается в воздух сдувая на десятки метров даже рюкзак или сумку.


7. Это Тимофей - бригадир оленеводческой бригады «Харп», в его подчинении четыре пастуха и чум-работница и... 2 500 оленей. Сам Тимофей - коми, а пастухи в его бригаде - ненцы. И жена у него тоже ненка.

8. Летом и зимой по тундре перемещаются на санях. Летом они тоже отлично скользят по поверхности кустарников.

Что же такое кочевое оленеводство?

В оленеводческом хозяйстве «Харп» 7 бригад, все они относятся к колхозу, который расположен в поселке Красное. Каждая бригада имеет свой мрашрут выпаса, сменяя каждые 3-4 недели место дислокации, проходя десятки километров по тундре. Бригада Тимофея проходит расстояние 200-300 км в год, у некоторых бригад этот маршрут может составлять до 600 км. Само стадо при этом пасется в радиусе 10км от чуда.

В поселке Красное у членов бригады есть дома, но живут они в них совсем редко, в отпуске и после выхода на пенсию. Даже пенсионеры уходят в тундру по возможности.

Почему нельзя заниматься оленеводством стационарно в колхозе?

В советское время предпринимались попытки обустроить стационарное хозяйство. Но оленеводство не может быть стационарным, олени съедают ягель, который обновляется спустя годы. С другой стороны, поголовье оленей нельзя увеличивать бесконтрольно по той же причине - на бескрайних просторах Тундры просто не хватит корма.

Как из оленя делают оленину?

Каждую весну олени приносят потомство, в бригаде у Тимофея 1200 телят, половину из которых к зиме нужно будет сдать на забойный комбинат в колхозе.
В декабре-январе происходит забой оленей. Большинство пунктов забоя (которые расположены в деревнях) нет холодильных установок, поэтому заморозка происходит естественным путем. Поголовье оленей в НАО составляет 180 тысяч, ежегодно осуществляется забой 30-35тыс оленей. 70-80% забойного контингента - олени до 1 года. Для сравнения: в 70е годы прошлого века в НАО ежегодно забивалось 60-70тыс оленей.

Замороженные туши оленей забирают из населенных пунктов в тундре с помощью вертолета Ми-26, это самый большой серийный транспортный вертолет в мире! Один час работы Ми-26 стоит 670 тыс руб/час, грузоподъемность составляет 18 тонн. При закупочной стоимости 125 руб за 1кг оленины, стоимость ее вертолетной транспортировки составляет еще 90 руб/кг!!! А других вариантов добраться в отдаленные регионы округа попросту нет. Нет ни дорог ни зимников! За зиму вертолет делает 20-25 таких перелетов в разные регионы, куда централизовано свозится мясо на снегоходах из более мелких деревень или олени пригоняются самостоятельно в крупные пункты забоя. Причем есть рейсы по 1 часу, а есть рейсы по 5-6 часов.

Оборот единственного нарьян-марского мясокомбината составляет 900 тонн оленины в год. 450 тонн завозится вертолетом и 450 - наземным транспортом по зимникам. Всего за сезон в НАО происходит забой 1000-1100 тонн, 900 - забирает и перерабатывает мясокомбинат, а 100-150 скупается местным населением и используется локально для собственных нужд.

Сколько стоит олень?

Один живой олень стоит в среднем 15 тыс рублей. Это не только мясо, а еще есть рога, копыта, шкура...

10. Мариана в чуме все лето, только так можно перенять навыки оленеводства. В НАО и Якутии вводят дистанционное образование, когда даже в зимний период дети остаются с родителями в тундре, а базовое образование преподается родителями.

Дети помогают по хозяйству в абсолютном большинстве задач. Вот, к примеру, Мариана помогает юрковать оленей, загоняя их в карзак (ограниченная сеткой площадь), где пастухи отбирают оленей для упряжки с санями. Марина запрягает и распрягает оленей сама без проблем.


12. Каждого оленя пастухи и бригадир знают «в лицо». У многих есть клички.




16.

Мариана, какие у тебя игрушки?
- (задумывается) Никаких, зачем мне игрушки?

На мне аргиши (сани с вещами и продуктами), щенки, оленьи упряжки...





22. Тимофей нашел фрагмент бивня мамонта, начал копать, нашел другие кости. Именно за этим мы прилетели к нему в этот раз. Дальше наша экспедиция продолжилась и копать мы начали глубже в поиске остального скелета.



24. Спутниковая антенна и телевизор в чуме. Одного бака солярки в дизель-генераторе хватает на 6-8 часов просмотра. Все доставляется только вертолетом летом! Зимой чуть проще - на снегоходе из ближайшего поселка можно привезти необходимые вещи, продукты, солярку.

К настоящему времени достаточно аргументировано выглядит положение, согласно которому крупностадное оленеводство формируется в Сибири в течение XVIII – начала XIX в., в двух центрах. Это Приуральские и Ямальские тундры в Западной Сибири (ненцы) и Анадырское нагорье Чукотского п-ова (оленные чукчи и коряки). Причиной его возникновения считается исчезновение в это время в пределах сибирских тундр и лесотундры основного объекта промысла – дикого северного оленя.

Тундровое оленеводство кочевое с меридиональной системой миграций по схеме: лето – север вплоть до арктического побережья и на возвышенности арктических тундр, зима – юг в пределах тундровой и лесотундровой зон. В зависимости от экологической ситуации, летний выпас мог осуществляться в горах (Полярный Урал, горные системы Чукотки). Места выпаса и маршруты кочевания были постоянны для отдельных территориальных и родовых групп оленеводов. При выпасе стада в Западной Сибири, в отличие от Восточной, использовалась пастушеская собака. Крупностадное оленеводство, в отличие от таежного, является не "средством", а "целью" существования народов Севера, оно пищесырьевое и транспортное. В экономических оценках отмечается, прежде всего, его натуральность. Несмотря на то, что крупностадное оленеводство рассматривается в качестве "северного варианта скотоводческой экономики", в производственной сфере оно дополняется охотой и рыболовством, а также достаточно активным обменом продукции оленеводческого хозяйства с соседними, неоленеводческими народами. Модель питания мясная, общесибирская.

У оленеводов весьма совершенный олений транспорт. Это предполагает выделение в структуре стада специальной транспортной части – ездовых оленей, до 25% поголовья, которые и обеспечивают мобильность оленеводческого стойбища. В качестве примера можно привести годичный ритм движения ненецкого стойбища. Оно остается на одном месте не более полумесяца (зимой), недели (летом), двухтрех дней (весной и осенью). При наличии локальных конструктивных особенностей оленьей упряжки и нарт, можно отмстить такие общие признаки, как весьма разнообразные функциональные типы нарт, тенденцию к увеличению количества оленей в упряжке. В отличие от палеоазиатов, ненцы ездят на нартах круглый год. Водный транспорт оленеводов представлен лодками, которые они приобретали у соседних народов. Оленные чукчи использовали эскимосские каяки, тундровые ненцы говорят: "Наши лодки от лесных".

Одежда оленеводов, как правило, восходит к особенностям регионального костюма. Доминирующим материалом являются оленьи шкуры, различные потребительские свойства которых учитываются при изготовлении элементов костюма или отдельных его частей. Так, голенище и головка зимней ненецкой обуви шьется из камуса, а подошва – из шкуры со лба оленя, капюшон, в отличие от стана, шьется из пыжика и т.п.

Самодийский мужской зимний костюм состоит из длиннополой глухой верхней плечевой мехом вовнутрь одежды – малицы. К стану пришивается капюшон и рукавицы, штаны из пыжика, обувь камусная, сапогообразная, длиной несколько выше колен. Женская одежда – распашная шуба на подкладке, в качестве головного убора используются капорообразные шапки. В мужском и женском костюме используются пояса. В качестве летней одежды употребляется старая зимняя. В зимних условиях, при длительных передвижениях на нарте, поверх малицы, ненцы одевали сокуй, конструктивно соответствующий малице, но мехом наружу.

ХКТ оленеводов тундры оказал значительное влияние на соседние народы. Оленеводство в Сибири стало неким образцом "престижной экономики". Наряду с распространением стандартов транспортного оленеводства в тайгу, локальные группы отдельных народов активно интегрируются в состав тундрового населения. Так сформировалась культурная общность коми-ижемцев, в состав ненцев входили хантыйские группы и северные якуты, сохранив свою этническую идентичность, отчасти переходили к крупностадному оленеводству, тот же процесс коснулся части эвенов. Даже русские поморские группы Мурмана и Архангельской губернии для ведения промыслового хозяйства заимствовали от ненцев и коми оленный транспорт, отчасти одежду.

Социальная организация пародов Сибири определяется уровнем развития общества народов, относящихся к первой группе ХКТ, что предполагает сохранение в культуре северян социальных институтов, базирующихся на родственных связях. Исторически, у народов Сибири представлены практически все социальные структуры "первобытности".

Племя у северян является не потестарной, а ранней формой этнической общности. Примерами потестарной племенной организации обских угров являются "племенные княжества" – Обдорское, Казымское, Пелымское и т.д. Четыре племенных объединения выделяются у селькупов, до десяти у тундровых ненцев. Территориально обособлены общности авамских и вадеевских нганасан. Многочисленные тунгусские племена ("охотские тунгусы", шиляги, нюрумняли, баягиры и др.), сформировались в процессе освоения эвенками и эвенами огромных пространств Восточной Сибири. На Северо-Востоке Сибири у береговых коряков выделялось до десяти племен, у чукчей два. Особенностью племенной структуры народов Амурского бассейна является то, что племя фактически совпадало с этнической общностью.

Племя у народов Сибири – это устойчивая этнографическая и территориальная общность, состоящая из родов и фратрий, имеющая свой диалект, ряд общих черт культуры, осознаваемая самим населением. Для него характерно отсутствие организации самоуправления, небольшая численность и широта расселения. После присоединения Сибири, территориально-племенные общности получают статус самоуправляющихся единиц – административных родов, волостей. Появляются выборные "князцы" и старшины, а также делопроизводство, печати как атрибуты власти, что не мешало населению воспринимать эти нововведения как следование традициям конкретного общества.

Для народов Западной Сибири была характерна дуально-фратриальная организация. Общество, вне зависимости от племенной принадлежности, делится на две фратрии: Пор и Мось у угров, Харючи и Вануйто у тундровых ненцев, "Орла половинный род" и "Кедровки половинный род" у северных селькупов. Для фратрий свойственны функции регулирования экзогамии. Единство членов фратрий обеспечивается общими культами, периодическими обрядами, проводимыми в фратриальных центрах. На фратриальных собраниях решались вопросы, связанные с перераспределением хозяйственных угодий и с военным противостоянием.

Родовой строй народов Сибири представлен патрилинейным родом в нескольких разновидностях. От ранней, с билинейной экзогамией у юкагиров, нганасан, энцев, до классической у основной части тунгусоязычного населения. У ряда народов деление на роды слабо выражено. Их функции выполняют генеалогические группы, фамилии (обские угры). У палеоазиатов род не выявлен. Род у народов Севера, как правило, не является субъектом экономического права. Ему присущи функции взаимопомощи, общность культа, экзогамия. В сфере производства доминируют социальные объединения на основе болыпесемейных коллективов, родовой либо семейной общины. В качестве таковых выступают юрты-поселения угров, ненецкие стойбища "нэсы", "варат" оленных чукчей, "байдарная артель" береговых. Со второй половины XIX в. наблюдается замена родственных отношений территориально-общинными. Это "парма" у ненцев оленеводов, "едом" – рыболовецкая артель. Территориальные общины зачастую были полиэтничны.

Семья у народов севера моногамная, многодетная, ориентированная на тесные связи с родственниками в разных сферах жизни. Возможны примеры полигинии, встречающиеся у скотоводов и оленеводов.

Основу традиционного мировоззрения народов Сибири составляют представления о множественности миров. Верхний мир – небо – место обитания верховного божества Нуми-Торума (обские угры), Нума (самодийцы), Ульгеня (тюрки), матерей-хозяек (тунгусы), Ваыргын (чукчи) ассоциируется с положительным началом. Средний мир населен людьми и многочисленными духами, связанными либо с Верхним, либо с Нижним мирами. Здесь же обитают духи-предки, часто соотносимые с различными географическими объектами и покровительствующие людям. Хозяевами Нижнего мира являются Куль Отыр (обские угры), Нга (самодийцы), Эрлик (тюрки), Хоседам (кеты), олицетворяющие негативное начало и, как правило, находящиеся в различной степени родства с хозяевами Верхнего мира. В Нижнем мире живут злые духи, здесь же располагается страна предков в образе гак называемых "телесных душ". Количество вертикальных, как Верхнего, так и Нижнего миров, за исключением среднего, может быть 7, 9, 99 и больше, что соответствует необходимости расположения духов, подчиненных верховному божеству. Наряду с вертикальной, существует горизонтальное восприятие картины мира, в которой Север и Запад воспринимаются как отрицательное начало (во многих случаях Север – "страна умерших"), Юг и Восток – положительное начало. У пародов Сибири чрезвычайно развито почитание животных, наиболее значимым из них является медведь, в честь которого устраивается "Медвежий праздник", состоящий из серии ритуально-театрализованных действий (обские угры, тунгусы).

Второй мировоззренческой составляющей народов Сибири является концепция множественности "душ". В сибиреведении принято определять это понятие как "жизненность", "состояние жизни человека". Наиболее важными являются реинкарнирующие (возрождающиеся) души – душа-дыхание "лиль/лили" (обские угры) "оми" (тунгусы), которые передаются в последующие поколения, чем обеспечивается жизнь рода, и телесная душа, после смерти уходящая в Нижний мир. Как правило, количество душ, в мировоззрении конкретного народа может колебаться от двух до семи (душа сна, душа тень и т.п.). Существуют представления о так называемых "парцилярных" душах, которые соотносятся с отдельными органами, либо состояниями человеческого тела и их количество скорее неограниченно (у ненцев: душа-сердце, душа-кровь и т.п.).

Третья составляющая – шаманство (в религиоведении – персонификация сакральной функции). В культуре конкретного народа это существование посредника между миром людей и миром духов в лице шамана. Сибирское шаманство предполагает избранничество ("шаманский дар", передающийся в поколениях посредством реинкарнирующей души предка шамана). Шаманские атрибуты (костюм, бубен и другие атрибуты, определяющие сакральный статус шамана). Шаманские обряды (камлания) как способ контакта с миром духов были различны по своему назначению (обеспечение удачи на промысле, гадание, предсказание, лечение и т.п.) Для северян характерен весьма развитый шаманский фольклор.

На юге Сибири в Бурятии в XII–XIV вв. и в Туве в XI – начале XII в. получил распространение северный буддизм (ламаизм), в начале XX в. на Алтае, как версия буддизма – "Белая вера" – бурханизм.

После освоения Сибири русскими, начинается длительный период крестьянской колонизации края от первых "указов" и "приборов" начала XVII в. до начала XX в. Вторым по численности из пришлых в Сибирь народов являются украинцы, активно освоившие юг Дальнего Востока. Итогом распространения земледельческого населения, а затем и промышленного освоения восточных районов Сибири, явилась активная интеграция отдельных групп коренных жителей края в крестьянскую земледельческую культуру.

После присоединения Сибири ее народы были включены в процесс христианизации, который протекал по двум направлениям.

Миссионерская деятельность заключалась в обращении в христианство и распространении через переводы на местные языки основных источников (текстов) православной веры. За двухвековую историю распространения христианства в Сибири, аборигены края восприняли ряд положений православия, но это, как правило, вылилось в синтез основ традиционного мировоззрения и христианского вероучения, что породило свойственную региону ситуацию религиозного синкретизма.

Второе направление реализовывалось через интеграцию северян в русскую крестьянскую культуру переселенцев. Наряду с земледелием, крестянским образом жизни, бытовыми традициями, языком, народы Сибири активно включались в сферу бытового христианства. Этот процесс коснулся южных регионов Сибири, где расселялись южные группы обских угров, забайкальских эвенков, западных бурят, южных якутов, народов Амура.

Культура коренного населения этих регионов, при сохранении более развитого животноводства и таежных промыслов, стала почти идентичной с восточнославянской крестьянской культурой.

Где свежий воздух… который чувствуешь на вкус.

Где бескрайний простор… который действительно ощущаешь, но не можешь объять своим воображением.

Где сохраняют вековые традиции предков… которые невозможно заменить никакими современными технологиям

Россия, Ненецкая Тундра. Девочке Мариане 9 лет. Ее сверстницы-горожанки уже разбираются в косметических трендах, листая гламурные ленты инстаграма, а Мариана искусно управляет оленьей упряжкой по бескрайним просторам ненецкой тундры. Совсем скоро, спустя неделю, она сядет на школьный вертолет и отправится в школу-интернат до весны, а пока она в чуме, в котором жизнь не стоит на месте, в котором место на карте лишь привязано к изменчивой gps-позиции, которую знает лишь пилот вертолета, с которым мы отправились в гости к Мариане.

Быт оленеводов, которые ведут традиционный кочевой образ жизни в Тундре - это одна из самых интересных параллельных реальностей, с которыми я соприкасался во время своих путешествий. Хочу сегодня рассказать и показать как устроен жизнь в чуме летом, но обязательно вернусь за зимним продолжением этой удивительной истории. Истории, которая очень сильно контрастирует с привычными для нас реалиями быта мегаполисов.

Видите маленькое цветное пятно в центре кадра? Несколько пикселей на фотографии, маленькая, еле заметная точка на карте и место, которое очень хорошо описывается непереводимым словосочетанием «in the middle of nowhere». Это чум оленеводов оленеводческой бригады «Харп»

Пилоты вертолета знают лишь ориентировочные координаты, поиск ведется визуально на местности, иногда занимает пол часа и даже больше.

Почва в тундре особая, ни на что не похожая, мягкая и нежная на ощупь. Вертолет Ми-8 Объединенного Нарьян-Марского Авиаотряда не может здесь сесть, поэтому он зависает, коснувшись поверхности. Мы же очень быстро разгружаем наши вещи.И спустя 5 минут резко поднимается в воздух сдувая на десятки метров даже рюкзак или сумку.

Это Тимофей - бригадир оленеводческой бригады «Харп», в его подчинении четыре пастуха и чум-работница и… 2 500 оленей. Сам Тимофей - коми, а пастухи в его бригаде - ненцы. И жена у него тоже ненка.

Летом и зимой по тундре перемещаются на санях. Летом они тоже отлично скользят по поверхности кустарников.

2. Что же такое кочевое оленеводство?

В оленеводческом хозяйстве «Харп» 7 бригад, все они относятся к колхозу, который расположен в поселке Красное. Каждая бригада имеет свой мрашрут выпаса, сменяя каждые 3-4 недели место дислокации, проходя десятки километров по тундре. Бригада Тимофея проходит расстояние 200-300 км в год, у некоторых бригад этот маршрут может составлять до 600 км. Само стадо при этом пасется в радиусе 10км от чуда.

В поселке Красное у членов бригады есть дома, но живут они в них совсем редко, в отпуске и после выхода на пенсию. Даже пенсионеры уходят в тундру по возможности.

Почему нельзя заниматься оленеводством стационарно в колхозе?

В советское время предпринимались попытки обустроить стационарное хозяйство. Но оленеводство не может быть стационарным, олени съедают ягель, который обновляется спустя годы. С другой стороны, поголовье оленей нельзя увеличивать бесконтрольно по той же причине - на бескрайних просторах Тундры просто не хватит корма.

3. Как из оленя делают оленину?

Каждую весну олени приносят потомство, в бригаде у Тимофея 1200 телят, половину из которых к зиме нужно будет сдать на забойный комбинат в колхозе.

В декабре-январе происходит забой оленей. Большинство пунктов забоя (которые расположены в деревнях) нет холодильных установок, поэтому заморозка происходит естественным путем. Поголовье оленей в НАО составляет 180 тысяч, ежегодно осуществляется забой 30-35тыс оленей. 70-80% забойного контингента - олени до 1 года. Для сравнения: в 70е годы прошлого века в НАО ежегодно забивалось 60-70тыс оленей.

Замороженные туши оленей забирают из населенных пунктов в тундре с помощью вертолета Ми-26, это самый большой серийный транспортный вертолет в мире! Один час работы Ми-26 стоит 670 тыс руб/час, грузоподъемность составляет 18 тонн. При закупочной стоимости 125 руб за 1кг оленины, стоимость ее вертолетной транспортировки составляет еще 90 руб/кг!!! А других вариантов добраться в отдаленные регионы округа попросту нет. Нет ни дорог ни зимников! За зиму вертолет делает 20-25 таких перелетов в разные регионы, куда централизовано свозится мясо на снегоходах из более мелких деревень или олени пригоняются самостоятельно в крупные пункты забоя. Причем есть рейсы по 1 часу, а есть рейсы по 5-6 часов.

Оборот единственного нарьян-марского мясокомбината составляет 900 тонн оленины в год. 450 тонн завозится вертолетом и 450 - наземным транспортом по зимникам. Всего за сезон в НАО происходит забой 1000-1100 тонн, 900 - забирает и перерабатывает мясокомбинат, а 100-150 скупается местным населением и используется локально для собственных нужд.

Один живой олень стоит в среднем 15 тыс рублей. Это не только мясо, а еще есть рога, копыта, шкура…

Мариана в чуме все лето, только так можно перенять навыки оленеводства. В НАО и Якутии вводят дистанционное образование, когда даже в зимний период дети остаются с родителями в тундре, а базовое образование преподается родителями.

Дети помогают по хозяйству в абсолютном большинстве задач. Вот, к примеру, Мариана помогает юрковать оленей, загоняя их в карзак (ограниченная сеткой площадь), где пастухи отбирают оленей для упряжки с санями. Марина запрягает и распрягает оленей сама без проблем.

Каждого оленя пастухи и бригадир знают «в лицо». У многих есть клички.

Мариана, какие у тебя игрушки?

- (задумывается) Никаких, зачем мне игрушки?

На мне аргиши (сани с вещами и продуктами), щенки, оленьи упряжки…

Тимофей нашел фрагмент бивня мамонта, начал копать, нашел другие кости. Именно за этим мы прилетели к нему в этот раз. Дальше наша экспедиция продолжилась и копать мы начали глубже в поиске остального скелета.

Спутниковая антенна и телевизор в чуме. Одного бака солярки в дизель-генераторе хватает на 6-8 часов просмотра. Все доставляется только вертолетом летом! Зимой чуть проще - на снегоходе из ближайшего поселка можно привезти необходимые вещи, продукты, солярку.

Это дрова… в тундре с дровами непросто, деревьев тут нет.

В чуме хозяйка нас угощает вкуснейшими макаронами с тушеной олениной! Вкус не описать словами.

«Олень» - в переводе с ненецкого означает «жизнь». Олень - это все: еда, посуда, одежда, это жизнь в прямом смысле слова.

Так кто кого куда ведет?

Оленевод ведет стадо оленей?

Или оленеводы переносят свой чум с места на место следую за стадом?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: