Одной из главных особенностей поэзии есенина является. Художественные особенности лирики С. Образы животных в поэзии С. Есенина

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

Ростовской области

профессиональное училище № 38

План

проведения открытого урока

Тема: С.А. Есенин. Раздел: Литература 20-х годов.

Тема урока: Художественное своеобразие творчества С. А. Есенина.

Разработала преподаватель первой категории И. П. Переверзева.

методической комиссии зам. директора

общеобразовательных дисциплин по методической работе ПУ № 38

Протокол № ___ от «___»___________20__г. _______________/В. И. Симбирская

Председатель МК _____________/Л. В. Райтаровская

Разработал: преподаватель русского языка и литературы 1 категории ____________/Переверзева Ирина Петровна

План

проведения открытого урока

по учебной дисциплине «Литература»

Тема № 2: С.А. Есенин Раздел № 3: Литература 20-х годов.

Тема урока № 1: Художественное своеобразие творчества С. А. Есенина.

Цели урока:

Дидактическая цель: формирование интереса к художественному миру С. А. Есенина; неравнодушного отношения к поэтическому слову.

Обучающий аспект:

    создать условия для исследования художественных особенностей лирики С. А. Есенина

    определение смыслового значения понятия «художественное своеобразие»

    формирование навыка анализа лирического произведения, выражать свое мнение в развернутых аргументированных устных высказываниях

    овладение важными общеучебными умениями и УУД (формулировать цели деятельности, находить и обрабатывать необходимую информацию)

    использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании

Развивающий аспект:

    создать условия для формирования эстетического представления о русском слове

    воспитывать культуру речи обучающихся; умения грамотно, четко и точно выражать свои мысли

    развивать коммуникативные навыки через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь)

    содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности, навыка групповой самоорганизации

    создать условия для совершенствования умений проводить анализ литературного текста, для развития мышления

    последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст

    овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного

Воспитывающий аспект:

    создать условия для формирования интереса к чтению, как средству познания человеческих чувств и мыслей

    воспитывать культуру чувств: любовь к прекрасному, к Родине

    способствовать развитию культуры общения, культуры взаимоотношений при работе в группах

    создать условия для вовлечения обучающихся в активную деятельность

    продолжить формирование у обучающихся позитивного отношения к учебной деятельности

Методическая цель: формирование способности обучающихся к самореализации.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: проблемно-исследовательский

Образовательные технологии:

    словесный – беседа, обмен информацией, ответы на вопросы

    наглядный – фотографии С. А. Есенина

    ИКТ – мультимедийная презентация

    практический – работа с текстом художественного произведения

    проблемно-поисковый – исследовательский

    коммуникативный – диалог, монолог, работа в творческих группах, работа в парах

    ролевой – анализ конкретной ситуации

    стимулирования – словесное поощрение

Планируемые образовательные результаты:

    совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к русской литературе

    умение структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы по теме урока

    умение анализировать лирическое произведение с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, создавать устные монологические высказывания, уметь вести диалог

    определение в произведении изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения

    формулирование собственного отношения к поэзии С. А. Есенина, ее оценка

Интеграция литературы с:

    Историей: «Россия в начале 20 века»

    Русским языком: «Лексика. Стилистика»

Материально-техническое обеспечение:

    ПК с лицензионным программным обеспечением

    мультимедийный проектор

    презентация по теме: «Художественное своеобразие творчества С. Есенина»

    аудиозапись чтения стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…»

    фрагмент аудиозаписи романса на стихи С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»

    технологическая карта урока

Ход урока:

    Организационный этап 1 мин

    Мотивация учебной деятельности

обучающихся. Постановка цели и темы урока 4 мин

    Актуализация знаний 5 мин

    Первичное усвоение новых знаний 5 мин

Постановка целей и задач урока

    Первичная проверка понимания 23 мин

    Первичное закрепление 4 мин

    Информация о домашнем задании 2 мин

    Рефлексия 1 мин

ЭТАПЫ УРОКА

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

    Организационный этап

Слайд 1 (презентация к уроку)

Приветствует обучающихся, проверяет присутствующих на уроке, их готовность к уроку.

Здравствуйте, ребята! Сведения об отсутствующих предоставлены. Все готовы к работе, начнем урок.

Приветствуют преподавателя. Рапорт с указанием отсутствующих на уроке.

    Мотивация учебной деятельности обучающихся

Слайд 2

(на фоне музыки текст стихотворения)

Слайд 3 (портрет Есенина, вопросы на восприятие его поэзии)

Слайд 4

(тема и цель урока)

Создает эмоциональный настрой на восприятие материала.

В этом имени – слово «есень»
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен-
Поднебесье, тихие веси,
Сень березы и синь-рассвет,
Что-то есть в нем и от весенней
Грусти, юности, чистоты.

- Как вы думаете, черты какого русского поэта мы видим в данном отрывке из стихотворения Николая Брауна?

Конечно, Сергей Есенин… Это имя, как и его творчество, знакомо многим.

- Как вы относитесь к его поэзии?

- Какие его произведения вам нравятся больше всего и почему?

Сам поэт сказал о себе: «Я сердцем никогда не лгу». И действительно, все его произведения очень искренни, в них звенит, радуется, тоскует, мечется, ходит по мукам сама русская душа.

Озвучивает тему и цель урока.

Сегодня нам предстоит встреча с Сергеем Есениным.

Раскрыть особенности творческого метода поэта, своеобразие приемов в его поэзии, богатство лирического содержания стихотворений – такова цель нашего урока по теме «Художественное своеобразие творчества С. Есенина».

Результаты вашей работы будут отражены в технологических картах, по ним же будет оценена работа на уроке.

Запишите тему в карту урока.

Слушают преподавателя.

Включаются в учебную деятельность.

Высказывают свое мнение.

- Русского поэта – Сергея Есенина.

Высказывают свое мнение.

Предполагаемый ответ:

- Мне нравится любовная лирика Есенина, которая полна драматизма. И в то же время она нежная, яркая и напевная.

- На меня произвел впечатление цикл «Персидские мотивы», стихи которого окрашены в восточный колорит. Поэт создал воображаемую страну, страну мечтаний, поэтому каждое стихотворение воспринимается как что-то необыкновенное.

- А мне нравятся произведения Есенина о Родине, в основе которых – народно-поэтические образы. Примечательно, что в это понятие поэт включает и деревенскую жизнь, и описание природы, и стихи о животных. Это стихи человека, любящего все живое.

Слушают преподавателя, записывают тему урока в технологическую карту.

    Актуализация знаний

Слайд 5

(д/з)

Слайд 6

(вопросы)

Слайд 7 (о жизни поэта)

Слайд 8

(вопросы)

Слайд 9

(основные темы и мотивы)

Слайд 10

(вопросы)

Слайд 11 (тема урока)

Организует проверку выполнения домашнего задания.

Каким было ваше домашнее задание?

Какие страницы жизни поэта произвели на вас наибольшее впечатление?

- Кротость и бунтарство, ранимость и дерзость - эта двойственность натуры выразилась в есенинской лирике.

- Какие основные темы и мотивы лирики Есенина вы выделите? Запишите их в карту, задание №1, работаете в течение 2х минут.

Назовите основные темы и мотивы поэзии Есенина.

- Верно. Его творчество сочетает в себе множество мотивов, образов, тем, идей.

- Что вы можете сказать о роли С. Есенина в развитии русской поэзии?

Подводит итог выполнения домашней работы.

- Действительно, судьба поэта сложная и интересная; множество путешествий, смена мест и образа жизни в сочетании с творческим подходом к осмыслению действительности обусловили богатство и разнообразие тем и мотивов лирики Есенина. Его творческий путь охватывает полтора десятилетия. Однако он необычайно насыщен художественными поисками и экспериментами.

Отвечают на вопросы.

Предполагаемые ответы:

- Знакомство с жизнью и творчеством поэта, основными темами и мотивами его лирики, стихотворением «Не жалею, не зову, не плачу…».

- Есенин прошел «трудный путь». Войдя в литературу в 1914 году (а из уроков истории мы знаем, что это был сложный и противоречивый период), он вместе со своей страной пережил войны и революции, которые наложили свой отпечаток на его творчество (сначала восторженно принял революцию, но оказалось, что патриархальная Россия ему ближе, и он разочаровался в результатах революции).

- Он - выходец из крестьянской семьи, человек, большую часть жизни прожил в городе, в эмоционально и духовно чуждом ему мире.

- За каждым его поэтическим озарением стояла серьезная литературная работа.

Он хорошо знал русскую классику, изучал народное искусство, собрал и записал четыре тысячи частушек, осмыслил основы народной поэтической культуры, считая ее вершиной творчества.

- Но в целом творчество Есенина, как и его частная жизнь, полны противоречий и мучительных исканий. Его личность была соткана из противоречий: он всегда стремился к духовному покою, согласию с собой и людьми и одновременно был склонен к мятежности, страстности, не знающей границ.

- Тема Родины и природы, любви, быстротечности человеческого бытия.

Восточные и космические мотивы, мотив странничества.

- Творчество Есенина - одна из ярких страниц истории русской поэзии, наполненная любовью к людям, красоте родной земли, проникнутая добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу народа и всего живого на земле.

- Поэт сумел запечатлеть свое трагическое время, наиболее остро отразив разлад, надежды, отчаяния, противоречия и заблуждения эпохи. Именно в этом состоит историческая заслуга Есенина.

- Есенин во многом предвосхитил художественные открытия мировой литературы XX века: синтез разнообразных жанров в лирике, поэме и драме, тяготение к иносказанию, притче.

- Поэт пришел со своим пониманием поэтического слова, стремился к неоднозначности поэтического образа, при этом тяготел к стройности и простоте.

- В своем творчестве он наиболее полно отразил различные лики своей любимой Руси – Русь бесприютную, Русь советскую, Русь уходящую, и самые разные стороны национального характера и русской души. Это и определяет роль Есенина, поэта не только национального, но и мирового значения.

    Первичное усвоение новых знаний Постановка цели и задач урока

Слайд 12

(вопрос/определение)

Слайд 13

(вопрос/схема)

Слайд 14

(проблемный вопрос)

Слайд 15

(цели урока)

Слайд 16

(задачи)

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

Формулирует вопросы.

Об этом мы сегодня и будем говорить. Итак, художественные особенности. Как вы понимаете это словосочетание?

Верно.

В чем, как оно проявляется?

Правильно.

Озвучивает проблемный вопрос и цели урока.

Так в чем же заключается художественное своеобразие поэзии Есенина? - так звучит основной вопрос нашего урока.

Как нам найти на него ответ?

Вы правильно сформулировали цели нашего урока.

Мы проведем небольшую исследовательскую работу – проанализируем стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…», вдумаемся в смысл текста, раскроем особенности творчества поэта; продолжим формировать навыки анализа художественного текста; развивать коммуникативные, исследовательские способности; воспитывать читательскую культуру.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

    Проанализировать стихотворение по плану.

    Представить результаты анализа в виде устного сообщения с цитированием стихотворных строк.

Отвечают на вопросы.

Предполагаемые ответы:

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ - неповторимые черты и свойства того или иного литературного произведения, придающие ему индивидуальность и непохожесть на другие произведения.

- Художественное своеобразие часто проявляется в индивидуально-авторской трактовке общих тем, мотивов, проблем и т.п.

- В наибольшей же степени художественное своеобразие произведения выявляется в образной форме, в системе индивидуальных средств, приемов. - Художественное своеобразие проявляется в способах создания образа, способах выражения авторской позиции, в неповторимых композиционных особенностях, в характере изображенного мира, в организации художественной речи.

Слушают преподавателя.

Отвечают на вопрос.

Предполагаемые ответы:

Обратиться к стихотворениям поэта. Проанализировать его лирические произведения, выделить художественные приемы, характерные для его творчества.

Первичная проверка понимания

Слайд 17

(цель для групп/схема)

Слайд 18

(текст стихотворения/аудиозапись)

Слайд 19 (результаты исследований в таблице)

Слайд 20 (опережающее задание)

Формулирует задачи для работы в творческих группах, парах.

- Продолжим работу в творческих группах и парах.

- Цель работы: выделить/отметить характерные черты поэзии Есенина.

- Анализ лирического текста требует владения определенными навыками. Как правило, для этого необходимо усвоить схему анализа.

Создание вами исследовательского текста о стихотворении будет основываться на раскрытии 4х направлений.

Дает задание каждой группе и паре.

- Результаты вашей работы будут отражены в технологических картах в таблице, которую вы заполните поэтапно, задание № 2.

Аналитическая работа с поэтическим текстом, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…»:

Выразительное чтение стихотворения.

Анализ поэтического текста по предложенному плану.

Аналитическая беседа.

- Работаем в группах в течение 5 минут.

Контролирует выполнение работы.

Время. Прежде чем вы представите результаты своих исследований и запишите основные положения в соответствующие рабочие поля карты, послушаем выразительное чтение стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…» в исполнении артиста.

1-я пара

- Как вы поняли смысл этого замечательного стихотворения?

2-я пара

- Какие картины изобразил поэт и в чем состоит особенность построения стихотворения?

3-я пара

Какие образы вы увидели в этом стихотворении?

1-я группа

- С помощью каких средств достигаются внутреннее единство и целостность стихотворения?

- Какие изобразительно-выразительные и лексико-морфологические средства использует поэт, их значение?

2-я группа

Какова роль в стихотворении интонационно-синтаксических фигур?

- Сформулируйте и запишите вывод в карту, задание № 3: какое место занимает данное стихотворение в творчестве Есенина?

- На какие размышления навели вас лирические откровения поэта-Есенина?

- Результаты исследований представлены в таблице.

Подводит обучающихся к выводу.

- Подведем итоги исследования поэтического текста: какие художественные приемы произвели на вас наибольшее впечатление, запомнились вам?

Сформулируйте и запишите их в карту, задание № 4, работаем в течение 2х минут.

Опережающее задание.

- Поможет дополнить наши выводы обучающийся, который подготовил индивидуальное сообщение: «Художественное своеобразие поэзии С. Есенина». Какие еще черты присущи лирике Есенина?

- Внимательно слушаем и дополняем ваши записи в задании № 4.

Работают в группах, в парах.

Работают с текстом, высказывают свои предположения, приводят примеры, объясняют свой выбор, анализируют художественные средства, высказывают свое мнение, формулируют выводы наблюдений.

Анализируют стихотворение, формулируют выводы наблюдений.

Презентация результатов работы.

Аналитическая работа с текстом стихотворения.

Слушают выступления, записывают основные положения.

Отвечают на вопросы.

Предполагаемые ответы:

- Это стихотворение имеет философское содержание – размышление о жизни и предчувствие смерти. Ведущая тема – предназначение человека, его зрелый взгляд на прожитую жизнь, ее осмысление. Развивает поэт и традиционные для своего творчества мотивы: прощания с юностью, быстротечного хода времени, мотив осени жизни, увядания и предчувствия конца, мотив пути, странничества. Лирический герой пытается решить для себя проблему приятия или неприятия ухода юности, жизненных сил. И автор выводит свое решение, которое представляет основную идею стихотворения – необходимость смирения перед неизбежностью: «Все мы, все мы в этом мире тленны…» Но это смирение не угнетающее. Это приятие мира во всем его многообразии. И такое восприятие очень характерно для есенинской лирики. Как и исповедальный характер, свойственный философской лирике. Общий настрой произведения – умиротворение, монотонность, неспешность; повествование спокойно и размеренно, способствует размышлениям читателя.

- Содержание стихотворения конкретно и в то же время условно. Мы видим поэтические детали реального земного мира (белых яблонь дым, страна березового ситца, весенней гулкой ранью). И в то же время в нем присутствует символический образ розового коня (символизирует весну, радость, молодую жизнь, не воплотившиеся мечты).

Стихотворение рассказывает о том, что молодость прошла, что каждый в определенный момент подходит к порогу, где надо расстаться с прежней жизнью и по-новому отнестись к себе и миру. Это прощание с богатой на чувства и события бурной молодостью, которую поэт сравнивает с цветением яблонь. Это воспевание всего прекрасного, что было в жизни: трепетного биения сердца, душевной свежести, буйства глаз и половодья чувств, вольного общения с природой - страной березового ситца, ощущения свободы (дух бродяжий).

В основе композиции лежит принцип антитезы прошлого, настоящего и будущего. Эта антитеза присутствует в каждой строфе. Произведение построено на постепенном раскрытии темы и идеи, с кульминационным звучанием в строках – «Жизнь моя? иль ты приснилась мне?» – и развязкой в последней строфе. Два природных образа – белых яблонь дым – и – кленовая листьев медь – образуют в стихотворении кольцо. Кольцевая композиция подчеркнута и в развитии мотивов – смирения (не жалею, не зову, не плачу – будь же ты вовек благословенна), неизбежности конца (все пройдет – все мы в этом мире тленны). Таким образом, мы можем говорить, что такая композиция оправдывается его философской направленностью.

- Стихотворение необычайно экспрессивно, наполнено различными образами. Прежде всего, образ Родины – он неотделим от мировосприятия поэта, а потому мы встречаем традиционные образы берез, кленов. Значителен образ розового коня, который несет символический смысл. Это мечты лирического героя о прекрасном, несбыточном идеале. Образ природы и человека – увяданья золотом охваченный я не буду больше молодым. Человек в восприятии поэта – часть мира природы, потому жизнь человека подвержена тем же мудрым законам природы.

Лирический герой стихотворения – это сам Поэт (не случайно Есенин указывал, что его поэзия автобиографична). Он размышляет о жизни и смерти и в финале примиряется со временем. От безысходности переходит к покою и умиротворению, к примирению с природой и жизнью.

Можем сказать, что стихотворение представляет собой сплетение различных образов: аллегоричных (дух бродяжий), символичных (розовый конь), более конкретных (березы, яблони, сердце). Это помогает передать эмоциональное сочетание трепетного восприятия окружающего мира, философских метаний, обращения к личным чувствам каждого.

- Поэт использует различные средства художественной выразительности.

Стихотворению свойственна метафоричность: (увяданья золото, страна березового ситца, пламень уст, буйство глаз, половодье чувств, листьев медь), которая отражает целостное восприятие мира лирическим героем. Приблизиться к поэтическому восприятию нам помогают и сравнения (сердце, тронутое холодком, как с белых яблонь дым, словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне). Яркие эпитеты органично входят в состав метафор и сравнений (с белых яблонь, веселой гулкой ранью, дух бродяжий, утраченная свежесть, на розовом коне). Богатство эмоций отразилось в употреблении слов разной стилистической окраски: мы встречаем просторечные слова - шляться, рань, буйство - и высокую, книжную лексику – увяданье, тленны, благословенно, а также церковнославянскую форму инфинитива – процвесть. Используются в стихотворении и приемы звукописи: в строках - тленны, тихо льется с кленов листьев медь – ассонанс (звуки – э, и) и аллитерация (звуки – л, м, н) – для передачи монотонности, мягкости, текучести. Стихотворение представляет широкую цветовую гамму: белый дым яблонь, золото увяданья, медь листьев. Предполагает цвет и пламень уст и березовый ситец. Эти цвета очень традиционны для творчества Есенина. Цветовая гамма способствует передаче настроений, придает живописную одухотворенность.

- Для передачи эмоциональности в стихотворении автором используются риторические восклицания, вопросы, частые обращения (ты теперь не так уж станешь биться, сердце; дух бродяжий, жизнь моя).

В строке – не жалею, не зову, не плачу – автор применяет градацию – троекратное повторение отрицания, усиливающее взволнованность речи. Для передачи смысла использована антитеза (весенних яблонь и осеннего золота увядания). Использует прием параллелизма – буйство глаз и половодье чувств – который создает образы природы для лучшего восприятия состояния героя. Напевность, лиричность стихотворения подчеркивается рефренами - повторами (ты все реже, реже; все мы, все мы). Стихотворение очень музыкально, что вообще характерно для лирики Есенина. Эта музыкальность, напевность достигается неспешным, размеренным звучанием пятистопного хорея и довольно точными рифмами.

- В системе философских произведений поэта оно играет значительную роль, так как ярко отражает мировоззрение поэта. Особое значение оно имеет и для всего творчества, потому что в целом в есенинской лирике гораздо больше внимания уделяется теме родины и теме любви. Поэтому каждое философское стихотворение Есенина заслуживает особого внимания.

Записывают в технологическую карту свои наблюдения.

Слушают выступление, записывают тезисы выступления по вопросу: особенности поэзии Есенина.

    Первичное закрепление

Слайд 21 (проблемный вопрос/художественные особенности)

(аудиозапись романса)

Слайд 22 (тема/цели урока)

Возврат к теме и целям урока.

- Итак, вернемся к основному вопросу нашего урока: в чем заключается художественное своеобразие поэзии Есенина?

- Какие особенности вы запомнили? Назовите их.

- Говоря о музыкальности произведений поэта, нельзя не заметить, что многие стихотворения Есенина стали любимыми романсами.

Послушаем отрывок романса на стихи С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…» в исполнении Вики Цыгановой.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.

- Молодцы. Подведем итог нашей работы. Цели и задачи, поставленные нами, выполнены? Тема раскрыта?

Отвечают на вопросы, формулируют и записывают выводы.

Предполагаемые ответы:

- глубокий лиризм

- необычайная образность

- зрительность впечатлений

- цветопись

- принцип пейзажной живописи

- народно-песенная основа

- метафоричность

- принцип психологического параллелизма

- афористичность языка

- ассоциативность

- синтаксическая стройность и простота

- автобиографичность

- диалектичность

- музыкальность (песенность)

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Выполнены. Раскрыта.

    Информация о домашнем задании

Слайд 23

(д/з)

Информирует о домашнем задании.

- Запишите домашнее задание:

Выразительное чтение наизусть стихотворений С. Есенина о Родине, с элементами анализа.

- Мы завершаем наш урок. Сдайте технологические карты урока.

Я благодарю вас за работу и хочу отметить вашу активность оценками.

Оценивает работу на уроке.

Слушают преподавателя.

Записывают домашнее задание.

    Рефлексия

Слайд 24

(вопросы рефлексии)

Слайд 25

(спасибо)

Осуществляет рефлексию.

- Что нового открыли для себя на уроке?

- Что было интересным?

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.

Введение……………………………………………………………….............2 - 3

Часть 1. Своеобразие поэтики С. Есенина............................................ 4- 19

1.1 Красота и богатство лирики Есенина...............................................4- 13

1.1.1. Особенности художественного стиля............................................4 – 7

1.1.2. Особенности метафоры в поэзии Есенина.....................................7 - 8

1.1.3 Поэтическая лексика....................................................................8- 10

1.1.4. Поэтическая техника С. Есенина.................................................10-11

1.1.5. Луна в поэзии Есенина...............................................................11-13

2.1 Ведущие темы поэзии.....................................................................15-19

2.1.1. Тема деревни...............................................................................15-17

2.1.2 Тема родины в лирике Есенина....................................................17-19

2.1.3. Тема любви.....................................................................................19

Часть 2. Предшественники и последователи...........................................20-33

2.1. Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С. Есенина

2.2. Есенин и древнерусская литература

2.3. Параллели с Гоголем

2.4 Традиции Есенина в поэзии ХХ века

2.4.1Традиции Есенина в поэзии Н. Рубцова

2.4.2. Опыт анализа стихотворения Н. Рубцова с точки зрения есенинских традиций

Заключение


Введение

В 1914 году в журнале “Мирок” за подписью “Аристон” было впервые напечатано стихотворение Есенина “Берёза”. Вслед за “Берёзой” появляются в печати “удивительно сердечные” и “размашистые” стихи Сергея Есенина. Мог ли тогда, в 1914 году, кто-либо предположить, что в лице неизвестного автора, скрывавшегося под псевдонимом Аристон, в русскую поэзию ХХ века пришёл человек, которому суждено было стать достойным преемником пушкинской славы.

Милые берёзовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящих

И не в силах скрыть тоски.

Поэзия Есенина, удивительно “земная”, близкая каждому, реальная до самых своих корней и вместе с тем “вселенская”, общечеловеческая, озарена немеркнущим светом истинной любви “ко всему живому в мире”.

Казалось бы, о творчестве Есенина уже всё сказано. И всё - таки каждый человек, открывая томик его стихов, открывает своего Есенина.

Я Есенина люблю с детства. Когда я была совсем маленькой, мама читала мне по вечерам стихотворение “Берёза”. Хотя я и не знала, кому принадлежит это творение, но уже с детства меня завораживали эти чудные строки.

Вряд ли можно о Есенине, как о Пушкине, сказать “Это - наше всё”. Но в то же время нет в России такого человека, который не знает хотя бы немного строк из стихов Есенина. Чем же он своеобразен, оригинален?

В 11 классе, изучая литературу ХХ века, я познакомилась с творчеством многих поэтов-современников Есенина, поэтов, живущих и творивших после него. Тогда-то мы и задумались, где истоки творчества всенародно любимого поэта, есть ли у него последователи.

Итак, тема работы: Поэзия С. Есенина. Традиции и новаторство.

Цель работы: Выявить своеобразие поэтики С. Есенина.

· Выявить особенности художественного стиля и поэтической техники.

· Рассмотреть основные темы творчества поэта.

· Определить роль традиций древнерусской литературы и фольклора в творчестве С. Есенина.

· Изучить гоголевские традиции в творчестве С. Есенина.

· Обобщить, какие есенинские традиции наследуются в поэзии 2-й половины XX века (на примере творчества Н. Рубцова и Н. Тряпкина).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

· аналитический;

· сопоставительный;

· сравнительный

Гипотеза: если С. Есенин черпал истоки своего творчества из древнерусской литературы, фольклора и литературы ХIХ века, то его открытия послужили основой поэзии поэтов ХХ века.

Работая над исследованием «Поэзия С. Есенина. Традиции и новаторство», мы обратились к литературоведческим материалам В. Ф. Ходасевича, П. Ф. Юшина, В. И. Эрлиха, В. И. Гусева. Основополагающей в нашей работе стала книга В. Ф. Ходасевича “Некрополь”. В этой книге собраны воспоминания о некоторых писателях недавнего прошлого, в том числе и о С. Есенине. Книга была составлена в годы эмиграции В. Ф. Ходасевича. Издание также посвящено творчеству Белого, Брюсова, Гумилёва и Блока, Гершензона и Сологуба. Книга была составлена в Брюсселе еще в 1939 году, но в своём полном виде эта книга впервые была издана в 90-е годы. Ф. Ходасевич в этой книге как будто приоткрывает тайный занавес творчества Есенина, исследуя его творчество с помощью личных биографий и переписок с современниками. Отсюда, простота, понятность этого издания.


Часть 1. Своеобразие поэтики С. Есенина.

1.1 Красота и богатство лирики Есенина.

1.1.1. Особенности художественного стиля.

Большое место в творчестве Есенина занимают эпитеты, сравнения, повторы, метафоры. Они используются как средство живописи, передают многообразие оттенков природы, богатство ее красок, внешние портретные черты героев ("черемуха душистая", "рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани", "во мгле сырой месяц, словно желтый ворон... вьется над землей"). Немаловажную роль в поэзии Есенина, как и в народных песнях, играют повторы. Они используются для передачи душевного состояния человека, для создания ритмического рисунка. Есенин употребляет повторы с перестановкой слов:

С моей душой стряслась беда,

С душой моей стряслась беда.

Поэзия Есенина насыщена обращениями, часто это обращения к природе:

Милые березовые чащи!

Используя стилистические особенности народной лирики, Есенин как бы пропускает их через литературные традиции и через свое поэтическое мироощущение.

В своей книге “Некрополь” Ф. Ходасевич утверждал, что красота родных рязанских раздолий и русского слова, песни матери и сказки бабушки, Библия деда и духовные стихи странников, деревенская улица и земская школа, лирика Кольцова и Лермонтова, частушки и книги – все эти, порой крайне противоречивые, влияния способствовали раннему поэтическому пробуждению Есенина, которого мать-природа столь щедро наделила драгоценным даром песенного слова.

Чаще всего он писал о деревенской природе, которая всегда выглядела у него простой и незамысловатой. Это происходило потому, что эпитеты, сравнения, метафоры Есенин находил в народной речи:

За ровной гладью вздрогнувшее небо

Выводит облако из стойла под уздцы.

Воробушки игривые,

Как детки сиротливые.

Так же как и для народа, для Есенина характерно одушевление природы, приписывание ей человеческих чувств, т. е. приём олицетворения:

Клен ты мой опавший,

клен заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись,

под метелью белой?

Или что увидел?

Или что услышал?

Словно за деревню

погулять ты вышел.

Настроения и чувства Есенина, как и народа, созвучны природе, поэт ищет у нее спасения и успокоения. Природа сопоставляется с переживаниями человека:

Не нашлось мое колечко.

Я пошел с тоски на луг.

Мне вдогон смеялась речка:

«У милашки новый друг».

Е. С. Роговер высказывал мнение, что есенинская поэзия зрелых лет также обращена к прекрасному. Поэт умеет находить в природе, человеке, истории и современности по-настоящему красивое, самобытное, чарующее своей поэтичностью и неповторимостью. При этом он может так сопрягать эти разные начала бытия, что они взаимопроникают друг в друга. Поэтому Есенин природу опять же очеловечивает, а личность уподобляет образа родного ландшафта, ценя естественное начало в человеке и высоко ставя его природосообразные поступки. Эти же свойства он ценит и в себе:

Сердцем я всё такой же,

Как васильки во ржи, цветут в лице глаза.

…………………………………………………………………..

… Башка моя, словно август,

Льётся бурливых волос вином.

……………………………………………………………………

… В сердце ландыши вспыхнувших сил.

…………………………………………………………………….

… Тот старый клён головой на меня похож.

Нередко нас поражает способность Есенина переживать очарование прекрасным, проявить себя, говоря словами лесковского Флягина, как “красоты любитель”. Есть у него стихотворение, которое можно образно назвать лесковским. Это стихотворение “Не жалею, не зову, не плачу…”.

Стихотворение строится как монолог человека, подводящего итог своей многотрудной, но яркой, полной событиями жизни. Лирический герой, как лесковский странник, исходил нескончаемые дороги Отчизны, влекомый “духом бродяжьим”, испытывающий особое очарование тишиной и грустно переживающий ныне своё увядание. С восторгом лирический герой говорит о “о стране берёзового ситца”; ощущает, как “тихо льётся с клёнов листьев медь”; кажется ему, будто он вновь

… весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Невольно вспоминается лесковский Ахилла Десницын, тоже впервые появляющийся на страницах романной хроники “Соборяне” на красном коне, облитом радужными лучами восходящего солнца. Прежняя игра недюженных сил, заразительная восторженность и беспредельная широта души ощущаются в неожиданном восклицании, вырвавшемся из груди есенинского лирического героя:

Дух бродяжий! Ты всё реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

О моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

Но монолог-воспоминание этого скитальца произнесён и эстетически оформлен как элегия. И оттого в первой и последней строфах звучит родственный грустный мотив увяданья природы и человека:

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Чуткий к эстетическому богатству сущего, Есенин “расцвечивает” явления окружающего мира: “Покраснела рябина, / Посинела вода”; “Лебединое пенье / Нежит радугу глаз…”. Но эти краски он не придумывает, а подсматривает в родной природе. При этом он тяготеет к чистым, свежим, интенсивным, звенящим тонам. Самым распространённым цветом в лирике Есенина оказывается синий, далее голубой. Эти краски в своей совокупности передают цветовое богатство действительности.

Сергей Есенин воспринимается и читателями, и критиками прежде всего как певец русской природы. Это одна из ведущих тем его творчества. В стихотворениях Есенина отражается идеальная деревенская Россия, где под любящим взглядом поэта всё оживает и преображается, окрашивается в малиновые, синие, розовые и золотистые тона, обретает покой и гармонию. Недаром А.И. Солженицын был безмерно удивлён, когда посетил родину Есенина и увидел тесную избу, тёмную полоску леса, пустые стылые поля. Так не похож был пейзаж на поэтическую картину:

Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

«Выткался на озере…», 1910

«Какой же слиток таланта метнул Творец сюда, в эту избу, в это сердце деревенского драчливого парня, чтобы тот, потрясённый, нашёл столько материала для красоты… которую тысячу лет топчут и не замечают», — писал А.И. Солженицын.

Отличительными чертами поэзии Есенина являются автобиографичность, доверительность, исповедальность интонации, вызывающие сопереживание читателя. Вы уже знаете, что жизнь и творчество поэта были неразрывно связаны. Его ранняя лирика окрашена грустным задумчивым настроением, мечтательностью, свойственной юности, полна любованием природой.

Природа часто воспринимается лирическим героем как храм. Мотивы молитвы, церковных песнопений отчётливо слышатся в его юношеских стихах, сам герой представляется «смиренным иноком», а поэтические образы приобретают религиозную окраску:

По меже, на перемётке,

Резеда и риза кашки.

И вызванивают в чётки

Ивы — кроткие монашки.

«Край любимый…», 1914

Для создания крестьянской картины мира, где религия играла немалую роль, поэт использует церковнославянскую лексику, благодаря которой его стихи приобретают особую торжественность.

Многокрасочна цветовая палитра есенинских стихов. У Есенина есть любимые цвета. Золотым и жёлтым он пользуется при создании лирических автопортретов. Алый символизирует нежность и юность. Малиновый связан с колокольным звоном. Синий и голубой цвета, по мнению поэта, точнее всего характеризуют Россию. «Россия! Какое хорошее слово… И „роса“, и „сила“, и „синее“ что-то!» — писал Есенин Всеволоду Рождественскому, объясняя свою любовь к этому определению. Цветовые эпитеты в его стихах не столько описывают природу, сколько передают тончайшие оттенки душевного состояния, чувств лирического героя: в зависимости от того, белый, алый или багряно-красный цвет выбран поэтом, мы можем догадаться о его настроении и глубине переживаний. Часто цветопись усилена приёмом отражения, зеркальности:

Слишком я любил на этом свете

Всё, что душу облекает в плоть.

Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь!

«Мы теперь уходим понемногу…», 1924

Во многом цветопись у Есенина продолжает фольклорную традицию: в песнях, сказках используются сочетания иконописных красок, поэт лишь добавляет оттенки. Кроме того, народная поэзия повлияла на образный и песенный строй лирики Есенина. Просторечная лексика, лексические повторы, необычные, неточные рифмы, мастерские аллитерации создают напевность есенинских стихотворений.

Постепенно Есенин движется от цветописи к звукописи как выразительному средству. В более поздней лирике именно звуковой строй стиха доминирует над цветом, отсюда романсовость, певучесть его поздних стихотворений.

По воспоминаниям современников, у Есенина была своя классификация образов. Для нас она очень важна: ведь ещё Пушкин призывал судить поэта по законам, им самим созданным. Так вот, Есенин выделял заставочный образ — простое уподобление одного предмета другому, корабельный — «уловления в каком-нибудь предмете, явлении или существе струения, где заставочный образ плывёт, как ладья по воде» и ангелический — «сотворение или пробитие из данной заставки и корабельного образа какого-нибудь окна, где струение являет из лика один или несколько новых ликов».

В поэзии Есенина много необычных, ярких образов, навеянных крестьянской жизнью. Наряду с олицетворением поэтом широко используется метафора — это основные художественные средства, позволяющие показать текучесть образов, взаимосвязь всего живого. Так, в стихотворении «Задымился вечер…» показана неразрывность природы, мира крестьянской избы и покоя в душе лирического героя. Сделано это с помощью взаимосвязанных метафор и олицетворений: «задымился вечер» — «полыхают зори» — «вьются паутины» — «в сердце почивают тишина и мощи». Сам поэт ратовал за свежие, необычные метафоры, которые позволили бы «раздвигать границы зрения словом» и смотреть на мир по-новому.

Очеловечены у поэта и деревья: и берёзка, и клён. Последний — по сути, двойник лирического героя. Есенин «очеловечивает» все предметы вокруг лирического героя. Такой принцип создания поэтического мира называется антропоморфи́змом. В поздней лирике Есенина антропоморфизм становится всё более явным. Из стихотворений исчезает церковнославянская лексика, образы становятся более точными, выверенными, появляются новые цветовые эпитеты, внешне упрощаются метафоры, но сохраняется ёмкость художественного образа.

Источник (в сокращении): Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2/ Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред. Б.А. Ланина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2016

Поэзия Есенина живет потому, что в
ней читатель находит близкие ему
картины родной природы и милые сердцу
чувства большой, бескорыстной и
непроходящей любви к своей великой Родине».
И.С. Эвентов

Сергей Есенин прожил всего тридцать лет, но его творческое наследие содержит большое идейно-художественное богатство. В нем отразились противоречия, искания, сложная психология человека переходного времени. Все темное и мучительное, что посещало поэта, в конечном счете было связано со вчерашним днем, с тем, что уходило в сумерки истории. Все светлое и чистое в его поэзии, все его надежды и радости имели своим источником яркое утро революционной России - первую страницу новой истории человечества,

Поэзия Ксенина уходит своими корнями в глубокую народную почву. Это со всей очевидностью сказалось и в художественных особенностях его поэзии, тесно связанных с народным поэтическим творчеством.

Характерной особенностью русского фольклора является принцип психологического параллелизма: окружающая природа тесно связана с мыслями и чувствами человека, она как бы разделяет с ним радость и горе, сочувствует ему, остерегает его, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Эта исторически сложившаяся особенность русской народной поэзии лежит в основе всей лирики Есенина. Поэт постоянно обращается к русской природе, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своем месте в жизни, о своем прошлом, о настоящем, о будущем. «Скоро мне без листвы холодеть», «Языком залижет непогода прожитой мой путь», - говорил он в час горьких раздумий. Изображение собственных переживаний через картины родной природы приводило к ее очеловечиванию: «Отговорила роща золотая березовым веселым языком», «Спит черемуха в белой накидке», «Где-то на поляне клен танцует пьяный», «Зеленокосая, в юбчонке белой стоит береза над прудом...» Такой принцип изображения необычайно приближает природу к человеку, заставляет особенно горячо полюбить ее.

У русской природы Есенин позаимствовал и многие краски своей поэзии. Он не просто копирует их, каждая краска имеет свой смысл и содержание, в результате чего достигается цветовое отражение чувства.

Синий и голубой - эти цвета наиболее часто встречаются в русской природе, это - цвет атмосферы и воды. В поэзии Есенина синий цвет символизирует покой и тишину, душевное равновесие; человека: «Несказанное, синее, нежное...», Тих мой край после бурь, после гроз...». Голубой цвет передает радостное ощущение простора и свободы: «голубое поле», «голубые двери дня», «голубая звезда», «голубая Русь...»

«Алый цвет мил на весь свет», - гласит народная поговорка. Этот любимый Есениным цвет всегда обозначает в его поэзии девственную чистоту, незапятнанность, непорочность чувства («Выткался на озере алый цвет зари...»). Розовый цвет символизирует юность и «свежую розовость щек», «помыслы розовых дней...». Незабываем «розовый конь» Есенина.

Эти краски-символы весьма характерны для поэта-романтика, который использует цвета не столько в прямом, сколько в условном значении. В цветовом отображении мыслей и чувств кроется одна из причин сильнейшего эмоционального воздействия лирики Есенина.

Связь его поэтики с народным творчеством наиболее заметна в использовании загадок, пословиц, поговорок.

В основе народной загадки всегда есть зерно образа. Есенин хорошо чувствовал это и широко пользовался метафорическим строем народных загадок.

Есенин не просто повторял загадки, он развивал тот метафорический принцип, который в них заложен, подвергал их оригинальной поэтической обработке. Существует известная загадка о солнце: «Белая кошка лезет в окошко». Мы встречаем у Есенина ее прямое использование: «Ныне солнце, как кошка...» Ho в то же время на основе этого сравнения он создает производный поэтический образ, передающий картину вечерней зари: «В тихий час, когда заря на крыше, как котенок, моет лапкой рот...» Можно не сомневаться, что «заря-котенок» ведет свою родословную от «солнца-кошки» .

Несомненна связь Есенина и с народными пословицами, поговорками, в которых отразилась одна из ярчайших особенностей русского фольклора - афористичность языка.

На этом богатейшем художественном материале воспитывалось не одно поколение русских писателей, начиная с Грибоедова, Пушкина и в особенности Некрасова. Каждый из писателей по-своему осваивал это великое наследие. В творчестве Есенина нетрудно заметить прямое следование пословицам и поговоркам. Так, в основе его строк «Горит в саду огонь рябины красной, но никого не может он согреть» несомненно лежит поговорка: «Светит, да не греет». Ho поэт не остановился на подобных перифразах.

Лиризм и эмоциональность поэзии Есенина повлекли за собой своеобразное использование афористического склада русской речи, с таким блеском отраженного в пословицах и поговорках. Формулы чувства - так можно назвать афоризмы Есенина, проникновенного лирика. Эти формулы скрепляют его стих, придавая ему огромную силу художественного воздействия, делают его особенно запоминающимся: «Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок», «Кто любил, уж тот любить не может, кто сгорел, того не подожжешь», «Коль нет цветов среди зимы, то и жалеть о них не надо...».

С народно-поэтическим творчеством поэзию Есенина сближает наивность его лирики. He случайно многие его стихотворения положены на музыку.

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве», - говорил Есенин. Эта любовь и эти чувства ярко запечатлелись не только в содержании его лирики, но и в самой его поэтике, органически связанной с поэтикой народа.

Поэзия Есенина с большой романтической глубиной воплотила мир человеческих чувств, вызванных небывалой ломкой общественной жизни России, она запечатлела сложный, трудный, противоречивый процесс становления сознания широких народных масс, вовлеченных в революционное переустройство действительности. Интерес к внутреннему миру человека, к его раздумьям, чувствам, психологии, изменяющейся в ходе строительства новой жизни, как и постоянное неустранимое стремление выразить это искренне, правдиво, каждый раз толкало поэта к отбору все новых и новых стилевых средств.

Преодолевая многочисленные влияния и противоречия, Есенин утверждал своим поздним творчеством такие художественно-эстетическое принципы изображения жизни, которые утвердились и получили развитие в литературе социалистического реализма.

Поэзия Есенина - неотъемлемая часть национального художественного творчества. Она эмоционально-психологически отражает наиболее сложную эпоху общественной жизни. Вот какие общие выводы о поэзии Есенина можно сделать, читая некоторые его произведения. Несмотря на сложность жизненных исканий Есенина, он все же нашел свою дорогу, идя по пути революции, по пути коренных преобразований России. Он осознал красоту России новой, идущей на смену его, есенинской России. Есенин - поэт, стоящий на распутье между старым и новым, несмотря на это, лирика его трогает наши сердца своей искренностью, любовь к Родине, глубиной чувств.

Поэзия Есенина живет потому, что в

ней читатель находит близкие ему

картины родной природы и милые сердцу

чувства большой, бескорыстной и

непроходящей любви к своей великой Родине».

И.С. Эвентов

Рязанский Лель, поэт деревни, певец русской природы. Все это о Сергее Александровиче Есенине. Он прожил всего тридцать лет, но подарил миру стихи, ценность которых безмерно велика.

Он родился и вырос в деревне. Возможно, поэтому его лирика так близка к земле, к народу. Его стихи о природе неразрывно связаны с фольклором и это можно доказать, проанализировав его произведения.

В стихотворении «Отговорила роща золотая..» можно проследить параллелизм: окружающая лирического героя природа как бы является частью его души. Вместе с ним она разделяет радости и печали, но передавая это не словами, а солнечными лучами, бурями и ветрами, колыханием трав. «Отговорила роща золотая / Березовым, веселым языком» - также отговорила и золотая пора – юность Есенина. Горячая юность, время принятий решений, время расцвета проходит и опустошенная душа поэта « никого не может согреть». Он ощущает себя частью природы. Но как бы не говорил автор о том, что «не жаль мне лет, растраченных напрасно, / Не жаль души сиреневую цветь» в его речах слышится нота грусти. Но это законы жизни и против них человеку пойти невозможно - « ведь каждый в мире странник». И как роща, на зиму потеряв свой убор, весною возродится вновь, так и Сергей Александрович осознает, что один период жизни окончен. Но наступит другой.

Другим примером неразрывной связи Есенина с природой является стихотворение «Заметался пожар голубой…» . В поэзии Есенина особое место занимает цетовая палитра. Голубой цвет – цвет свободы, мира и надежды. Таким «голубым пожаром» и загорается его жизнь – он влюблен, чувства в нем бушуют и рвутся наружу. Он с насмешкой говорит о своем прошлом. «Был я весь как запущенный сад, / Был на женщин и зелия падкий». Но теперь жизнь его обрела смысл. И даже волосы возлюбленной он описывает «цветом в осень». Какой он, цвет в осень»? Ответить сложно. Но в воображении читателя возникает романтичный образ девушки. Все, что мы знаем о ней это «поступь легкая, тонкий стан», «тонкая рука». Но автор говорит настолько откровенно и искренне, что нельзя усомниться в том, что эта девушка – самая прекрасная!

Стихи Есенина запоминают сами собой, без всяких усилий. Они струятся как ручей, еще совсем чистый и молодой. Поэтому лирика Сергея Александровича никогда не потеряет своей актуальности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: