Всё для фронта: какую роль сыграли военные финансисты в победе ссср над нацистской германией. Какую роль сыграли поставки союзников в ходе второй мировой войны для ссср

Шестьдесят лет назад, 9 мая 1945г., отгремели последние залпы войны в Европе. Объединёнными усилиями стран антигитлеровской коалиции германский фашизм был повержен. Однако главную роль в победе над агрессивными силами империализма, над фашизмом сыграл советский народ и его Вооружённые Силы. В этом подвиге, равного которому ещё не знала история, слились воедино и высокое мастерство военноначальников, и величайшее мужество воинов, партизан, участников подполья, и самоотверженность тружеников тыла.

Оценивая всемирно-историческое значение Победы русского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг., М.С. Горбачёв отмечал: “Советский народ, его доблестные Вооружённые Силы нанесли сокрушительное поражение фашистской Германии, отстояли свободу и независимость Родины, принесли освобождение народам Европы. Разгром фашизма, победоносное завершение войны стали событиями переломного, всемирно-исторического значения, открывшими перед спасённым человечеством новые пути социального прогресса, перспективу справедливого и прочного мира на планете. Наша Победа не ушла в прошлое. Это живая Победа, обращённая в настоящее и будущее”.

Академик В.Г. Афанасьев рассуждал об уроках войны: “Эта война показала возможность и необходимость мирного сосуществования государств с противоположным общественным строем. И не только сосуществования, но и сотрудничества и союзничества во имя спасения человеческой цивилизации тогда, когда само её существование подвергается опасности. Во время второй мировой войны десятки стран объединились, чтобы спасти человечество от коричневой чумы”.

Победа Советского Союза над фашистской Германией - выдающееся событие мировой истории, определившее судьбу поколений. В великой битве народов советские люди отстояли честь, свободу и независимость не только социалистической Родины. Они выполнили свой интернациональный долг, сыграли решающую роль в спасении народов мира от угрозы порабощения фашизмом.

Великая Отечественная война одновременно и самое трагическое, и самое героическое событие в многострадальной истории всех народов, входивших тогда в состав СССР. Память о минувшей войне неподвластна времени. Она бережно хранится и передается из поколения в поколение.

В этой войне, когда народы СССР защищали Родину, произошел взлет патриотических чувств, необычный духовный подъем, возросла решимость отстоять независимость Отчизны. Каждый человек ощутил себя гражданином в полном смысле этого слова, почувствовал, что судьба страны в его собственных руках. Это было время, когда от каждого человека зависело настоящее и будущее.

Несмотря на огромные трудности, народы России и других республик СССР вынесли на свои плечах выпавшие на них тяготы и лишения. Победа в войне была достигнута благодаря высокому патриотическому подъему, массовому героизму воинов и трудящихся страны.

Вклад Советского Союза в разгром агрессора огромен. «Мы, - писал президент США Г. Трумен советскому правительству, - высоко ценим великолепный вклад, внесенный могучим Советским Союзом в дело цивилизации и свободы». «Будущие поколения, - говорится в послании премьер-министра Великобритании У. Черчилля И.В. Сталину, - будут считать себя в долгу перед Красной Армией столь же безоговорочно, как и мы, которым довелось быть свидетелями этого триумфа».

Великая Отечественная война явилась одним из самых трагических периодов в истории народов России и других республик, входивших в состав СССР. На их долю выпали едва ли не самые тяжелые и страшные испытания. Ценой огромных усилий советские люди отстояли свою свободу и независимость, спасли человечество от фашизма. Более половины людских потерь в Европе приходится на долю СССР. Война унесла жизни миллионов советских людей, десятки миллионов были ранены, контужены, обморожены, истощены. Наши люди гибли в боях, в своих домах от мин, бомб и снарядов. Их расстреливали, вешали, травили собаками, сжигали в лагерях смерти.

Но врагу не удалось сломить дух народа, его волю к борьбе с фашизмом. Война с первых дней выявила огромную силу патриотизма, подавляющего большинства людей России, Украины, Белоруссии, всех республик, входивших в СССР. Полчища агрессора, пройдя победным маршем по многим государствам Европы, встретили в нашей стране упорное сопротивление.

Уже начало войны показало, что советские люди готовы не щадя жизни биться за независимость своего Отечества. Народ сплотился перед общей бедой, забыв или отодвинув собственные невзгоды и обиды. На защиту Отчизны поднялись все - стар и млад, мужчины и женщины, все народы страны.

Но несмотря ни на что советский народ смог преодолеть все трудности, лишения и невзгоды и победить в Великой Отечественной войне.

В День Победы мы воспеваем славу беспримерному подвигу нашего народа. Поём гимн беспримерному героизму, храбрости, бесстрашию, самоотверженности советских людей, которые всё отдали для победы: труд, кровь, а двадцать миллионов из них - жизнь.

День Победы - это и день скорби, день памяти об этих двадцати миллионах, погибших на фронте, в концентрационных лагерях, на временно оккупированной фашистами территории.

День Победы - это суровый урок и грозное предупреждение тем чёрным силам, которые вынашивают идею о новой войне, которая грозит гибелью человечеству.

День Победы - это торжество разума над безумием, это день мира, день надежды на то, что никогда человечество не испытает ужасов войны, что вечный мир восторжествует на нашей чудесной планете, имя которой Земля.

События второй мировой войны всё более отдаляются во времени. Однако миллионы людей не перестают задумываться над её происхождением, итогами и уроками.

Победа над фашистской коалицией достигнута совместными усилиями государств антигитлеровской коалиции, всех свободных народов. Однако объективный ход и итоги войны неопровержимо свидетельствуют, что тяготы её легли на участников антигитлеровской коалиции далеко не в одинаковой степени. Вклад и цена этого вклада в борьбу против фашизма обуславливается как объективными обстоятельствами - характером государственного и общественного строя, экономической системой, мобилизационными возможностями, географическим положением, уровнем развития военного дела, так и субъективными - политикой правительств, деятельностью политических партий, степенью участия и активности народных масс в войне.

война великий отечественный армия


Военная деятельность является одним из основных проявлений человеческой активности и составляет часть человеческой культуры в широком смысле слова, в силу чего она оказывает влияние на мировосприятие. Войны вызываются целым рядом разнохарактерных причин и существующих по большей части в сознании человека, каковыми являются в частности: жажда славы, стремление к власти, богатству, представления о чести и доблести.

Будучи включенными в картину мира, в культурные установки, войны оказывали и оказывают серьезное влияние на историю обществ и государств.

Война сопровождала человека на всех ступенях цивилизации, начиная с самых первых его шагов. Идеал жизни без войн, когда в международных отношениях соблюдались бы общепризнанные нормы справедливости, восходит к глубокой древности. Уже у античных философов можно видеть идеи мира, правда, этот вопрос рассматривался только как проблема отношений между греческими государствами.

Античные философы стремились лишь к устранению междоусобных войн. Так, в плане идеального государства, предложенного Платоном, нет внутренних военных столкновений, но воздаются почести тому, кто отличился во "втором величайшем виде войны" - в войне с внешними врагами.

Аналогична точка зрения на эту тему и Аристотеля: древние греки видели в иностранцах врагов и считали их и все им принадлежавшее хорошей добычей, если ее только можно было захватить. Причины этого кроются, как считается, в уровне экономического развития общества, его "производительных сил", если придерживаться терминологии Маркса. Отсюда прямой переход к проблеме рабства. Гераклит, например, утверждал, что "война есть отец и мать всего; одним она определила быть богами, другим людьми; одних она сделала рабами, других свободными". Аристотель писал: "...если бы ткацкие челноки сами ткали, а плектры сами играли на кифаре (подразумевается абсурдность такого предположения), тогда и зодчие не нуждались бы в работниках, а господам не нужны были бы рабы".

Новое слово о войне сказал молодой буржуазный гуманизм. Его эпоха была временем становления капиталистических отношений. Процесс первоначального накопления капитала кровью вписывался в историю не только Европы, но и всей планеты. В центре внимания передовых мыслителей этой эпохи стоял человек, его освобождение от пут феодальной зависимости, от гнета церкви и социальной несправедливости. Проблема осмысления условий гармонического развития личности, естественно, привела гуманистов к постановке вопроса об устранении из жизни людей величайшего зла - войны. Замечательной особенностью гуманистических учений эпохи Просвещения было осуждение войны как величайшего бедствия для народов.

Рождению идеи вечного мира, бесспорно, способствовало превращение войны в большую угрозу для народов Европы. Усовершенствование оружия, создание массовых армий и военных коалиций, многолетние войны, продолжавшие раздирать европейские страны в еще более широких масштабах, чем ранее, заставили мыслителей, чуть ли не впервые задуматься над проблемой взаимоотношений между государствами и искать пути их нормализации, что является первой отличительной чертой подхода к проблеме мира в то время.

Второе, что впервые проявилось тогда, - это установление связи между политикой и войнами. Идеологи Просвещения поставили вопрос о таком устройстве общества, краеугольным камнем которого была бы политическая свобода и гражданское равенство, выступали против всего феодального строя с его системой сословных привилегий.

Выдающиеся представители Просвещения отстаивали возможность установления вечного мира, но ожидали его не столько от создания особой политической комбинации государств, сколько от все более усиливающегося духовного единения всего цивилизованного мира и солидарности экономических интересов.

Французский философ-просветитель Жан Жак Руссо в трактате "Суждение о вечном мире" пишет, что войны, завоевания и усиление деспотизма взаимно связаны и содействуют друг другу, что в обществе, разделенном на богатых и бедных, на господствующих и угнетенных, частные интересы, то есть интересы властвующих, противоречат общим интересам, интересам народа. Он связывал идею всеобщего мира с вооруженным свержением власти правителей, ибо они не заинтересованы в сохранении мира. Аналогичны взгляды другого французского просветителя Дени Дидро.

Представитель немецкой классической философии И. Гердер считает, что соглашение, заключенное в условиях враждебных отношений между государствами, не может служить надежной гарантией мира. Для достижения вечного мира необходимо нравственное перевоспитание людей. Гердер выдвигает ряд принципов, с помощью которых можно воспитать людей в духе справедливости и человечности; в их числе отвращение к войне, меньшее почитание военной славы: "Все шире шире надо распространять убеждение в том, что геройский дух, проявленный в завоевательных войнах, есть вампир на теле человечества и отнюдь не заслуживает той славы и почтения, которые воздают ему по традиции, идущей от греков, римлян и варваров". Кроме того, к таким принципам Гердер относит правильно истолкованный очищенный патриотизм, чувство справедливости к другим народам. При этом Гердер не апеллирует к правительствам, а обращается к народам, к широким массам, которые больше всего страдают от войны. Если голос народов прозвучит достаточно внушительно, правители вынуждены будут к нему прислушаться и повиноваться.

Резким диссонансом здесь звучит теория Гегеля. По Гегелю, война - двигатель исторического прогресса, "война сохраняет здоровую нравственность народов в их индифференции по отношению к определенностям, к их привычности и укоренению, подобно тому, как движение ветра предохраняет озера от гниения, которое грозит им при длительном затишье, так же как народам - длительный или тем более вечный мир."

В дальнейшем ходе истории проблемы мира продолжали занимать умы человечества; многие видные представители философии, деятели науки и культуры известны нам своими взглядами на эти вопросы.

Так, Лев Толстой отстаивал в своих произведениях идею "непротивления злу насилием". А. Н. Радищев отвергал те положения теории естественного права, которые признавали войну неизбежной, оправдывали право войны. По его мнению, устройство общества на началах демократической республики навсегда избавит от величайшего зла - войны. А. И. Герцен писал: "Мы не рады войне, нам противны всякого рода убийства - оптом и в разбивку... Война - это казнь гуртом, это коренное разрушение."

Двадцатый век, принесший человечеству две невиданные до этого по масштабам мировые войны, еще более обострил значение проблемы войны и мира. В этот период развивается пацифистское движение, зародившееся в США и Великобритании после наполеоновских войн. Оно отвергает всякое насилие и любые войны, в том числе и оборонительные. Некоторые современные представители пацифизма считают, что войны исчезнут тогда, когда население на земле станет стабильным; другие разрабатывают такие мероприятия, на которые можно было бы переключить "воинственный инстинкт" человека. Таким "моральным эквивалентом", по их мнению, может служить развитие спорта, особенно состязаний, связанных с риском для жизни.

Известный исследователь Й. Галтунга попытался выйти за узкие рамки пацифизма; его концепция выражается в "минимизации насилия и несправедливости в мире", тогда только и смогут высшие жизненные человеческие ценности. Весьма интересна позиция одного из самых влиятельных теоретиков Римского клуба А. Печчеи, который утверждает, что созданный человеком научно-технический комплекс "лишил его ориентиров и равновесия, повергнув в хаос всю человеческую систему". Основную причину, подрывающую устои мира, он видит в изъянах психологии и морали индивида - алчности, эгоизме, склонности к злу, насилию и т.д. Общечеловеческое, глобальное соизмерение проблем войны и мира придает особую актуальность сотрудничеству марксистов и пацифистов, верующих и атеистов, социал-демократов и консерваторов, других партий, движений и течений. Плюрализм философского истолкования мира, идейный плюрализм неразрывно связаны с политическим плюрализмом. Различные компоненты движения за мир находятся между собой в сложных отношениях - от идейной конфронтации до плодотворного диалога и совместных действий. В этом движении воспроизводится глобальная задача - необходимость найти оптимальные формы сотрудничества различных общественных и политических сил ради достижения общей для человеческого сообщества цели.



Американцы считают Войну за Независимость чуть ли не главным событием мировой истории: впервые на карте мира появилось самостоятельное демократическое государство, пошатнувшее устои британского колониализма. Но мало кто знает, что в борьбе молодой страны за свободу большую роль сыграла Российская империя.

Большой пирог крошится с краев

В 1770-е годы обстановка в 13 североамериканских колониях была напряженной. Колонисты еще с середины XVII века пользовались разнообразными привилегиями от английской короны, освобождались от налогов и таможенных пошлин. Все изменилось после 7-летней войны: Великобритания вышла из нее явным победителем, однако с сильно истощенной казной.

Эту проблему правительство Георга III планировало решить просто: обложить североамериканские колонии налогами, при этом сборы устанавливались на самые важные товары, например, на сахар и чай. Решение в колониях сочли несправедливым: оно не только давало преимущества монополисту (Ост-Индской компании), но и было принято без согласия колонистов в парламенте, в котором не заседал ни один представитель с континента.

В Америке заговорили о восстании, свержении британского господства. Большая часть двухмиллионного населения колоний была грамотной, поэтому в газетах велась оживленная дискуссия о праве на самоопределение. На первый решительный шаг борцы за свободу пошли в 1773 году, когда в порту Бостона, прорвавшись на английские корабли, опрокинули ящики с чаем в воду залива. До первых выстрелов при Лексингтоне и Банкер-Хилле оставалось всего 2 года.

Взгляд из России

Европейские державы по-разному восприняли весть о восстании в Северной Америке: Британия и её немецкие союзники начали готовиться к войне, Испания и Франция, хотя и заняли выжидательную позицию, видели в происходящем возможность поквитаться с англичанами за недавние поражения.

Когда новости о начале войны дошли до России, императрица Екатерина заявила, что «колонии навсегда распрощались с Англией». Хотя отношения с Альбионом на тот момент у Российской империи были дружественные, просвещенная императрица сочувствовала американским борцам за свободу.

В личной переписке она даже обвиняла короля Георга III в «бессмысленной ссоре» и призывала враждующие стороны сесть за стол переговоров. Политика Великобритании в 13 колониях вредила российской торговле: уже с середины XVIII века бойкий товарооборот шёл через Санкт-Петербург и Архангельск, теперь же поставлять железо, парусину и пеньку из России стало невозможно.

«Кровью подданных не торгую!»

Хотя в битве при Банкер-Хилле ополчение колонистов было разгромлено, было ясно, что восстание переросло в настоящую войну. Американцы всерьез взялись за подготовку армии, которая теперь называлась Континентальной. Формирование и снаряжение подразделений было поручено опытному в военном деле плантатору из Виргинии Джорджу Вашингтону. Узнав об этом, власти метрополии начали готовить экспедиционный корпус, чтобы нанести повстанцам сокрушительное поражение.

Так как традиционно английская сухопутная армия была небольшой (страна опиралась на мощный флот и союзников), для ее расширения начали вербовать наемников по всей Европе. Особенно много солдат под британские знамена выставило германское государство Гессен: для европейских монархов было не впервой использовать своих подданных в качестве орудия для иностранных государей. Вспомнив недавнюю Семилетнюю войну и подвиги русских казаков, английский король Георг III направил Екатерине II послание, в котором просил направить их на войну с колонистами. Ответ императрицы был однозначным: «Я кровью подданных не торгую!».

Вооружённый нейтралитет

Хотя и сочувствовавшая американцам, Екатерина не решилась открыто выступить против Великобритании. Вместо этого Россия приняла меры по возобновлению морской торговли с мятежными колониями. Эта торговля нужна была американцам, как воздух: она позволяла снабжать восставших финансовыми средствами и жизненно важными товарами.

Однако торговля в Атлантике находилась под угрозой, ведь там безраздельно хозяйничал британский флот. Британские военно-морские суда останавливали и проверяли все корабли в поисках американских товаров и торговцев. Часто «трофейные суды», устраиваемые англичанами, присваивали короне имущество нейтральных стран. Чтобы пресечь это, в 1780 году Екатерина направила к европейским дворам декларацию «О вооруженном нейтралитете».

В ней она подтверждала намерение страны сохранить нейтралитет, но также готовность защищать право свободного судоходства и морской торговли силой оружия. Теперь Россия объявляла о своем праве случае остановки или попыток изъять российские товары, открывать огонь. К декларации присоединились также Дания, Швеция, Голландия, Пруссия, Австрия, Португалия и Королевство обеих Сицилий.

Король Георг был немало обеспокоен таким демаршем, угрожавшим морскому владычеству Англии, и даже предложил Екатерине «особый режим», освобождавший корабли под русским флагом от британских проверок. Однако императрица осталась непреклонна: теперь нейтральные страны имеют право торговать без помех.

Этот режим морского судоходства, продержавшийся вплоть до окончания Войны за Независимость, немало способствовал выживанию молодого американского государства. На нейтральных кораблях в порты США доставлялись столь необходимые порох, парусина и железо, а обратно на европейские рынки шли американские товары. Таким образом, Россия, хотя и косвенно, помогла Соединенным Штатам добиться независимости.

Благодарные американцы в 1781 году направили в Санкт-Петербург посла Френсиса Дейна. Екатерина отказывалась принимать его верительные грамоты до самого 1783 года, не желая вступать в открытый конфликт с Великобританией. Однако она разрешила послу остаться в столице, где он в качестве частного лица мог добиваться поддержки русского общества.

Латышские стрелковые части были сформированы во время Первой мировой войны. После революции они встали на сторону большевиков и вошли в РККА. Железная дисциплина и лояльность Советам стали причиной доверия к иностранцам на службе у Красной армии.

Возникновение латышских стрелков

В 1914 году, накануне Первой мировой, в Прибалтике началась всеобщая мобилизация. Латышей отправляли на охрану Усть-Двинской крепости близ Риги, на Галицкий фронт и в Восточную Пруссию.

Однако уже в апреле 1915 войска немцев наступали на Курляндию, что ставило под угрозу оборону Лифляндии и Риги. 1 августа 1915 года генерал Алексеев, командовавший Северо-западным фронтом, приказал организовать латышские стрелковые батальоны из стрелков Усть-Двинской крепости и добровольцев.

Вскоре было сформировано три батальона, которые должны были защищать Ригу. Стрелков отправили на фронт и они отбросили немецкие войска назад. В то время как латышские стрелки воевали с немцами на передовой, при помощи мобилизации тыла было создано еще шесть стрелковых батальонов: таким образом, отвага и быстрая реакция латышей сделала невозможным блицкриг в отношении Риги. Если бы рижская оборона пала, немцы устремились бы на Петроград.

"Остров смерти" и "Рождественский бой"

В 1916 году уже 12 тысяч стрелков сражались под латышскими знаменами. Впрочем, среди них были не только латыши, но и эстонцы, русские, литовцы, поляки и даже немцы. Из-за больших потерь участок на левом берегу Западной Двины, обороняемый латышскими стрелками, был назван Островом смерти.

Это место не раз оправдало свое название: именно там немецкими войсками была проведена первая масштабная газовая атака в Латвии. Стрелки 8 дней обороняли остров, а газом было отравлено 120 человек.

Еще одна героическая битва случилась в конце декабря 1916 в район города Митава и вошла в историю как «Рождественский бой». Латышские войска наступали, тесня немцев в болотистую местность. Стрелки прорывались сквозь колючую проволоку прямо под немецкими пулями – об этом героическом сражении впоследствии написал А.Н. Толстой в романе «Хождения по мукам»:

«В последний раз Россия пыталась разорвать сдавившее её железное кольцо, в последний раз русские мужики, одетые в белые саваны, гонимые полярной вьюгой, дрались за империю, охватившую шестую часть света, за самодержавие, некогда построившее землю и грозное миру».

Впрочем, ход «Рождественских боев» и последовавших им «Январских боев» можно признать неудачным для русской армии: несмотря на героизм и стойкость, Российская империя потеряла в этих сражениях 26 000 солдат, из которых 9000 были латышскими стрелками.

Из-за таких колоссальных потерь среди латышских батальонов распространились ненужные слухи, и в феврале 1917 года генерал Алексеев попросил направить к ним специальную комиссию для расследования прошедших боев. Однако этого так и не случилось – прогремела Февральская революция.

Латышские стрелки в революционном движении

После февральских событий 1917 года большевистская агитация пользовалась успехом среди военных Латвии. Был создан Объединенный Совет депутатов латышских стрелковых полков, Исколастрел, и позиция большевиков окончательно укрепилась среди латышских стрелков.

Они вошли в состав большевистской армии, выступили против латышских меньшевиков, а в октябре 1917 года по указанию ЦК помогли Октябрьскому восстанию, заблокировав железную дорогу, которую для переброски войск использовало Временное правительство.

По требованию Петрограда латышские стрелки оставили Германский фронт и отправились в столицу для защиты большевиков. Им доверили охранять Совнарком и обеспечивать безопасность перемещения высших руководителей, в том числе Свердлова и даже самого Ленина.

В апреле 1918 красных латышских стрелков, после Брест-Литовского мира перешедших в Россию, переформировали и доукомлектовали офицерским составом, лояльным большевикам и артиллерией.

Латышская стрелковая советская дивизия стала первым регулярным соединением РККА, а стрелки начали служить в Кремле, занимаясь охраной и карательными операциями, участвовали в облавах на спекулянтов. Также латышские стрелковые части располагались в Саратове, Пензе, Архангельске, Витебске и других городах, куда были эвакуированы латышские рабочие.

Левые эсеры 6 июля 1918 года запланировали восстание против большевиков. Несмотря на то, что они предлагали использовать своих военных для охраны V Всероссийского съезда советов, Ленин и Свердлов выбрали для этой миссии латышских стрелков.

Зная о предстоящем восстании, красное руководство собрало как можно больше стрелков в Москве – их освободили от всех прочих заданий, в том числе от подавления белогвардейского мятежа в Ярославле.

Когда эсеры 6 июля захватили здание ВЧК и подняли восстание, латышские стрелки стали штурмовать захваченные здания и задушили мятеж в корне, не считаясь с большими потерями. Подобные мятежи в других городах – Петрограде, Калуге, Вологде, подавлялись также силами латышских стрелков.

Оборона Казани

Летом 1918 латышские стрелки организовали оборону Казани, на которую наступал Чехословацкий корпус и Народная армия. Битва была проиграна красными 7 августа, и Казань была взята русско-чешскими войсками. Вся оборона была возложена на малочисленных латышских стрелков в составе 500 бойцов. Латышский полк сдался противнику. Однако вскоре Казань была отвоевана обратно и латыши, героически оборонявшие город в безнадежной схватке получили Почетное Красное Знамя.

Срыв похода Деникина на Москву

В 1919 году латышские стрелки, лучшие полки Красной армии борются с наступающей армией генерала Деникина. Они срывают планы Вооружённых сил Юга России во главе с Деникиным по походу на Москву и захватывают Харьков. Противники латышей описывают стрелков как благородных и милосердных бойцов: «При повторном наступлении я увидел их лежащими так, как мы их оставили. Латыши над ними не издевались и их не добили». За эту победу латышских стрелков наградили вторым Почетным Красным Знаменем. Вот что говорил о них командующий Южным фронтом А. Егоров: «Латышские стрелки своим героическим натиском… положили начало разгрому сил всей южной контрреволюции».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: