Соловей Т.Г. Нужны ли людям чудеса? Сопоставление героев феерии А.Грина Алые паруса и рассказа С. Малицкого Танька дурочка. Нужно ли верить в Алые паруса? Кто способен верить в чудеса алые паруса

"Алые паруса" Александра Грина давно стали символом веры в безграничное и безусловное счастье. Повесть была написана автором в голодном и холодном Петрограде 1919 года, когда от голода людей умерло не меньше, чем в блокаду, и опубликована в 1923 году. Написана она для взрослых, не только для наивного юношества, и прошла советскую цензуру. Правда, с годами партийные боссы решили, что с мечтателем-Грином им не по пути, и писатель был вычеркнут из списка советских творцов. Свою жизнь он доживал в нищете, его не печатали, и только любимая жена помогла ему выжить.

Когда я читала в юности произведения Грина, они казались мне нереальными. Что-то подсказывало, что так не бывает. Ведь именно в юности разбиваются наши розовые очки, и нас шокирует циничная, грубая и меркантильная реальность. В юности ты начинаешь осознавать, что жизнь поимеет тебя, очень грубо, внезапно, без наркоза и не предохраняясь. Тысячи видов страданий придут, чтобы шокировать, втоптать в грязь и обидеть, и самые первые столкновения с реальностью будут самыми болезненными, доводящими до отчаяния и даже до желания самоубийства. Позже шок проходит, и ты превыкаешь жить в ужасном, лживом и беспощадном мире. Так откуда же возьмутся там скахочные Алые паруса?!!

Ты начинаешь искать ответ в религиях и философиях, пока не понимаешь, что всё это тоже ложь. Философы учат быть зрелым и принимать жизнь такой, какая она есть. Но этот совет наподобие циничному совету расслабиться и получить удовольствие, если вас насилуют, и этого нельзя избежать. (Как говорил Курт Кобейн, никто не умрет девственником, жизнь вмех поимеет).

Нельзя быть недоступным тревогам и не принимать страдания, если на твоей душе лежит груз грехов ростом с египетские пирамиды. Страдания порождаются ложью, а этот мир, бесспорно, лжив.
Если кто-то и научился обходиться без страданий в этом мире, подобном кромешному аду, то это тот, кто пришёл на Землю совсем недавно и не успел ещё набрать грехов. Нам показывают вечно улыбающегося мужчину, который родился без рук и без ног, но стал счастливым, обрёл жену и детей. Будь его карма чуть похуже, он бы кончил жизнь никому не нужным и одиноким, и умер где-нибудь под забором. Потому что нельзя быть свободным и счастливым, просто настроившись на счастье. Это возможно только благодаря познанию Истины, которую этот мужчина явно не познал. Завтра он родится с руками и с ногами, но без хорошей кармы, и может покончить с собой, как это делает множество молодых и здоровых людей, не нашедших счастья. Потому что без Истины нельзя быть счастливым.

И вот мой окончательный вердикт относительно того, можно ли верить Алым парусам, то есть надежде на безусловное и полное счастье на этой грешной земле. Да, можно, потому что Истина существует, и она постижима. Мы не можем её найти, но приходит время, и Бог приоткрывает её. Правда постижима, но не для всех, а лишь для немногих избранных, которые могут стать истинными рядом с истинным Отцом. В их жизни самые несбыточные мечты сбываются, и на их горизонте обязательно появляются Алые паруса!..

Но это вещи настолько тонкие и необычные, что я не решусь писать об этом подробнее.

Александр Грин был удивительным человеком. Он писал, что именно в алом цвете есть ликование, то есть понимание того, чему радуешься. Этим он намекал на истинность, недоступную обыденным, грубым сердцам. Прожив свою не очень долгую и не очень счастливую жизнь, я могу с уверенностью сказать, что Алые паруса любви, истины и счастья существуют, и они то, что уже сбылось в моей жизни. От души желаю, чтобы каждый из вас тоже нашёл свои Алые паруса!


СОЛОВЕЙ Татьяна Григорьевна —

заслуженный учитель Республики Крым, учитель-методист МБОУ «Гимназия им. И.Селъвинского», г. Евпатория

НУЖНЫ ЛИ ЛЮДЯМ ЧУДЕСА? СОПОСТАВЛЕНИЕ ГЕРОЕВ ФЕЕРИИ А.ГРИНА «АЛЫЕ ПАРУСА» И РАССКАЗА С.МАЛИЦКОГО «ТАНЬКА-ДУРОЧКА»

VI—IX КЛАССЫ

Аннотация. В материале представлен урок сопоставления героев феерии А.Грина «Алые паруса» и рассказа С.Малицкого «Танька-дурочка», показывается, какую роль играет мечта о чуде в жизни человека, какого большого духовного труда требует её осуществление. В уроке заложен большой воспитательный потенциал.
Ключевые слова: чудо, мечта, духовный мир, красота, вера, труд, феерия, ирония, прагматизм.

Мечта о чуде живёт в каждом человеке, даже в том, который всё в своей жизни прагматически рассчитывает и уверен, что чудес не бывает, а все чудеса — это хорошо продуманные и организованные действия человека. Но вспомним, как мы удивляемся пробившемуся через асфальт цветку или сосне, приютившейся на голой вершине скалы; как замираем, глядя на падающую звезду, как склоняем голову перед человеком, преодолевшим непреодолимые, казалось бы, препятствия... И разве не чудеса творили почитаемые всем православным миром святые, возвращая людям здоровье, помогая побеждать врага или осуществлять какие-то невозможные на первый взгляд проекты?..
Вера в чудо, в возможность невозможного, в сказку, которая может стать былью, помогает людям осуществлять заветные мечты. Поэтому с таким волнением и интересом слушают и читают они о чудесах... Особенно — дети. Да это и понятно: в большинстве случаев их воспитание и образование начинается с чудесного — со сказок. Но и взрослея, дети не перестают мечтать о чуде: ведь чудо раздвигает горизонты повседневности и поднимает нас к Небу, заставляет работать над собой, трудиться, чтобы добиться цели.

Правда, в наше время многое делается для того, чтобы заменить мечту прагматическим целеполаганием и расчётом. Может быть, в чём-то это и хорошо, но мечта о чуде одухотворяет человека, чего не скажешь о расчёте... Вот почему мне кажется важным проникновение в суть таких художественных произведений, где мечта становится двигателем человеческой жизни, где она торжествует над прагматизмом... Безусловно, здесь первое место занимает феерия Александра Грина «Алые паруса». Но есть и другие произведения, в чём-то созвучные, а в чём-то диссонансные «Алым парусам» и этим тоже воспитывающие. Я имею в виду рассказ современного писателя Сергея Малицкого «Танька-дурочка», в котором как раз и сталкиваются прагматизм и мечтательность — так же как у Грина, но ещё более жёстко и драматично.

Рассказ интересно прочесть после изучения феерии, но можно и в другое время (небольшой объём его позволяет сделать это прямо на уроке). Сопоставление возможно на самых разных возрастных уровнях от 6 до 9 класса. К уроку готовится специальная презентация, фонограмма песни «Ребята, надо верить в чудеса...».

Открываем урок коротким музыкальным эпиграфом — словами песни В.Ланцберга «Ребята, надо верить в чудеса...».
Так поётся в популярной бардовской песне, которую мы услышим немного позднее. А нужно ли верить в чудеса? На этот вопрос мы и попытаемся найти ответ в течение урока, перечитывая знакомое произведение и открывая новое.

Что даёт человеку вера в чудо?
Она наполняет его жизнь смыслом, он старается приблизить это чудо, ждёт его, мечтает о нём и верит, что когда-то оно обязательно случится — и жизнь его изменится.
- Но, может быть, эта вера и отнимает что-то у человека?
Погружённость в мечту о чуде может увести человека от реальной жизни, оторвать от неё, и, если чуда не произойдёт, он может впасть в отчаяние, затосковать, потерять смысл жизни.
- Что нужно для того, чтобы вера в чудо помогала жить и достигать своей мечты, а не уводила от реальности?
Человек не должен уходить в себя — он должен вести обычную жизнь, в которой есть место и труду, и общению, и мечте. Реальная жизнь закаляет его, воспитывает в нём терпение, стойкость, волю, как это было у гринов-ской героини Ассоль. Заметим, мечта не мешала ей вести домашнее хозяйство, заботиться об отце, мастерить игрушки, читать книги.
- Может ли сотворить чудо обычный человек?
Смотря что понимать под чудом... Если мы говорим о чудесах из сказок, то нам потребуются или волшебники, или волшебные предметы. Хотя и в сказках чудеса совершают зачастую обычные герои: крестьянские сыновья или царевичи, дочери купцов или бедные падчерицы, которые свои трудом, добротой и старанием добиваются счастья.

А если говорить о реальной жизни, то для кого-то чудом будет обретение семьи (например, для детдомовского или беспризорного ребёнка), неожиданное возвращение давно потерянной вещи, достижение желанного результата, встреча с дорогим человеком, исцеление от неизлечимой болезни и т. п. И вот эти чудеса зависят прежде всего от самих людей.
- Вспомните, в каких художественных произведениях мы уже встречались с такими чудесами. (В рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор», в феерии А.С.Грина «Алые паруса».)
- Вспомните, кому принадлежат эти слова: «...благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное — получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения — чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя». Как вы их понимаете?

Это слова Артура Грэя. В них он выразил своё понимание чуда и его значения для человека. Он назвал чудо «пламенным растением». Эта метафора помогает нам понять, что мечта о чуде, желание его осуществления — это зерно, которое помогает человеку расти, развиваться, совершенствоваться. И свершение долгожданного чуда дарит человеку обновление — новую душу. И не только тому, кто мечтал об этом чуде и ждал его, но и тому, кто помог чуду произойти, осуществиться. Чудеса, оказывается, можно делать «своими руками».

— У кого из литературных героев душа имеет такое «зерно»? Обоснуйте.
Конечно, это Ассоль. Она с огромным вниманием слушала фантастические истории, которые рассказывал ей отец, и потом засыпала «с головой, полной чудесных снов». Она придумывала истории про самодельные игрушки, разговаривала с ними, вглядывалась в растения и морские волны.
И «Артур Грэй родился с живой душой»: он неутомимо изучал старинный замок, рассматривал диковинные предметы, слушал истории старого Польдишока, читал приключенческие книги, мечтал о море. И потому пути этих двух удивительных героев обязательно должны были пересечься.

— Почему родители не понимали Гоэя?
«Отец и мать Грэя были надменные невольники своего положения, богатства и законов того общества, по отношению к которому могли говорить "мы". Часть их души, занятая галереей предков, мало достойна изображения, другая часть — воображаемое продолжение галереи — начиналась маленьким Грэем, обречённым по известному, заранее составленному плану прожить жизнь и умереть так, чтобы его портрет мог быть повешен на стене без ущерба фамильной чести».

— Почему жители Каперны не видели «зерна пламенного растения - чуда» в Ассоль?
Они слишком приземлены, примитивны и поглощены только повседневными делами и заботой о хлебе насущном. Их души не способны видеть красоту, они не откликаются на сказки и песни. Эгль говорит о них: «Я был в той деревне — откуда ты, должно быть, идёшь, словом, в Каперне. Я люблю сказки и песни, и просидел я в деревне той целый день, стараясь услышать что-нибудь никем не слышанное. Но у вас не рассказывают сказок. У вас не поют песен. А если рассказывают и поют, то, знаешь, эти истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грязные, как немытые ноги, грубые, как урчание в животе, коротенькие четверостишия с ужасным мотивом...»

— КТО первым заметил «зерно пламенного растения» в девочке? Это как раз и был Эгль.
— Перечитаем описание портрета Ассоль.

«Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Её темные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки. Тёмные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой. <...> Тут только он уяснил себе, что в лице девочки было так пристально отмечено его впечатлением. "Невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы, — решил он"».

— Чьими глазами мы видим Ассоль? (Глазами Эгля.)
— А теперь познакомимся с портретом другой героини — из рассказа современного писателя Сергея Малицкого «Танька-дурочка»: «Танька была дурочка-фигурочка, косые окна, мокрый нос, ноги-спички, красная вязаная шапка, штопаные колготки, пальцы в чернилах, острые коленки».
— Есть ли в портретах Ассоль и Таньки какие-то детали, сближающие их?
Да, есть. Обе девочки одеты достаточно непритязательно и даже бедно, обе худенькие. В обеих чувствуется какая-то обособленность от внешнего мира.
— В каком портрете мы чувствуем любование героиней, а в каком — иронию? Чем это объяснить?

Портрет Ассоль дан глазами собирателя сказок Эгля, он любуется девочкой, замечая в ней «невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы». А вот портрет другой девочки дан явно в сниженных тонах, ребята замечают его грубоватость и даже иронию. Кто же видит её такой? Это мы попытаемся понять, читая рассказ.
Теперь рассказ читается вслух учителем.
— Так чьими же глазами мы видим Таньку? Глазами дворовых мальчишек. Это они прозвали её «дурочкой-фигурочкой», приметили и обсмеяли её острые коленки и штопаные колготки, глаза сравнили с косыми окнами. Во всём чувствуются насмешка и презрение.
— Почему автор называет Таньку «козой отпущения»? С какой интонацией звучит это определение?

Прежде чем ребята выскажутся, познакомим их с происхождением выражения «козёл отпущения».
Козёл отпущения — в иудаизме (религии иудеев) особое животное, которое после символического возложения на него грехов всего народа отпускали в пустыню, после чего уводившие козла в пустыню мылись и мыли свою одежду.
Танька верила всему, что ей говорили, выполняла все дурацкие поручения: «она послушно ходила от одного парня к другому или от одной девчонки к другой и передавала самые глупые и насмешливые поручения. Танька была козой отпущения во дворе. Её бы совсем сжили со свету...». «Коза отпущения» звучит, конечно, иронически.

— Как выдумаете, как чувствовала себя Танька среди дворовых ребят и по чему можно догадаться об этом?
Ей одиноко, сиротливо. Её постоянно обижают, дразнят, смеются и даже издеваются над ней. То, что Таньке плохо, мы понимаем из её просьбы к лесному принцу: сделать так, чтобы её не обижали во дворе.

— Похожи ли современные дети на детей Каперны? Чем?
Ещё как похожи! Они так же жестоки и агрессивны: избрали себе жертву, над которой можно безнаказанно издеваться и получать удовольствие от простодушия и доверчивости Таньки-дурочки, которая верит каждому их слову и выполняет все их приказы и поручения. Здорово, когда кто-то смешнее и глупее тебя!.. Так, наверно, думают дворовые ребята.

— Попробуем себе представить, как могла появиться мечта о лесном принце у Таньки.
Демонстрируем яркий осенний пейзаж. Он подсказывает ребятам ответ.
Вероятно, Танька очень любила природу, особенно лес, который был неподалёку от дома на окраине. Туда Танька любила ходить — может быть, ей нравилось разглядывать цветы, листья и травы, чувствовать тишину и гармонию, которых не было в городском дворе, отдыхать душой и глазами на красоте. И вот однажды она увидела чудесную полянку. «За крапивой обнаружилась полянка. Папоротник густо застилал землю, не давая ходу столпившейся по краям пустырной поросли. Посередине стояла рябинка. Какой-то человечина в прошлом рубанул её шутки ради ножом, срезал верхушку. Три верхних ветви потянулись к обрубку, соединились, переплелись и теперь тремя оголовками поддерживали тёмно-красные рябиновые грозди». Рябиновые кисти будто обозначили корону, и Таньке представилось, что где-то здесь живёт лесной принц...

Сказку и мечту об алых парусах подарил Ассоль Эгль. Почему он это сделал?
Он увидел в девочке «зерно пламенного растения — чуда», увидел на её лице ожидание прекрасного. Кроме того, в глазах Ассоль был «грустный вопрос», подсказывающий собирателю сказок, что девочке живётся нелегко. И он подарил ей сказку...
А сказку о лесном принце придумала сама Танька.

— О чём это говорит, что рассказывает о её характере?
Она мечтательная, обладает живым воображением, ей хочется, чтобы у неё появился друг-покровитель. Она умеет замечать неожиданное и прекрасное.
— Как изменилась Танька, когда получила ответ от «принца»? Почему?
«По двору девчонка теперь передвигалась с высоко поднятой головой, на насмешки и выкрики не реагировала, отвечая таинственной улыбкой. Борьке даже казалось, что глаза у неё меньше косить стали, раздвигаться начали в стороны от чуть вздёрнутого носа». Она почувствовала себя уверенной, принц, которого она придумала и в которого поверила, оказался реальностью (он ответил!) и обещал исполнить её желание. Тань-кина жизнь наполнилась чудесным тайным содержанием. Поэтому она даже внешне изменилась: исчезло чувство ущербности, она стала чаще улыбаться...

— Что стали замечать ребята в её внешности?
У Таньки «светлые кудряшки», «зелёные глаза», «стройная фигура» и «тонкие длинные ноги».
— Вспомните, как они называли все эти достоинства прежде.
«Косые окна», «ноги-спички», «фигурочка» и т. п.
— А изменилось ли отношение ребят к девочке? Обоснуйте.
Нет, отношение к Таньке осталось прежним и даже стало ещё более презрительным.
— Как её называют в начале рассказа и как потом?
В начале она просто «Танька-дурочка», потом «круглая дура» и, наконец, «идиотка».
— Кто даёт эти характеристики-оценки? Кто оказывается самым жёстким? А вы согласны с таким взглядом на героиню?
Характеристики дают Борька и Серёга. Наиболее жёстким оказывается Борька.

Ребята категорически возражают героям рассказа, называя Таньку простодушной, наивной, доверчивой, не похожей на других, но это отнюдь не признак глупости.
— Что пришлось преодолевать, претерпевать обеим героиням? (Насмешки, издевательства, унижения.)
— Почему ни та ни другая не отказывались от своей мечты?
В их душах жило «зерно пламенного растения-чуда», они берегли свою мечту и верили, что чудо обязательно произойдёт, они очень хотели этого и готовы были ради осуществления своей мечты претерпеть что угодно.

И Ассоль дождалась своего чуда... Как реагировала Каперна на свершившееся на её глазах чудо?
Осуществлённая на глазах жителей Каперны мечта потрясла их: «...у корабля были те самые паруса, имя которых звучало как издевательство, теперь они ясно и неопровержимо пылали с невинностью факта, опровергающего все законы бытия и здравого смысла. Мужчины, женщины, дети впопыхах мчались к берегу, кто в чём был; жители перекликались со двора в двор, наскакивали друг на друга, вопили и падали; скоро у воды образовалась толпа, и в эту толпу стремительно вбежала Ассоль. Пока её не было, её имя перелетало среди людей с нервной угрюмой тревогой, с злобным испугом. Больше говорили мужчины; сдавленно, её имя перелетало среди людей, змеиным шипением всхлипывали остолбеневшие женщины, но если уж которая начинала трещать — яд забирался в голову». Жители Каперны посрамлены: сказка, которую они осмеивали много лет, на их глазах стала явью. И это вызывает у них злобу и зависть...

— Почему Танька даже не поверила Борьке, когда он сказал ей про обман?
Раз он отвечал ей от лица лесного принца, значит, она ему небезразлична: ведь нельзя играть с чувствами! Так по крайней мере думает Танька.
— Почему мечта Ассоль исполнилась, а Танькина - нет? Почему Борька оказался неспособным подарить девочке чудо?
В жизни Ассоль случился рыцарь Грэй — человек, созвучный девушке, способный понять и оценить её внутренний мир, её духовную красоту, способный подарить чудо душе, жаждущей этого чуда.
А у Таньки не рыцарь, хотя он и хочет слыть защитником слабых (во дворе он считался «покровителем слабых и беззащитных»), но, выходит, это только на словах, а на самом деле всё иначе. Он — не рыцарь. Рыцари не обижают слабых — они берут их под защиту, чего, собственно, и потребовал от Борьки в конце рассказа его друг Серёга. Но для этого надо поступиться своим я, а на это Борька не способен...

—А кто оказывается способен?
Серёга — «убеждённый троечник, любитель поспать и сладкого, сначала делаю, потом думаю, и то не всегда...». Его сестра и отец, по-видимому, сумели объяснить мальчишке суть поступка, совершённого ребятами, возможные его последствия, помогли понять состояние и чувства девочки, и вот Серёга пытается сотворить чудо...

— Принесёт ли Таньке радость то, что на месте рябины появился клён? Расстанется ли она со своей мечтой? Сохранит ли в себе «зерно пламенного растения - чуда»?
Таньке предстоит пережить потрясение и разочарование в лесном принце, но у неё может появиться верный друг, который не даст её в обиду.

Ребята считают, что вряд ли девочка перестанет мечтать и утратит «зерно пламенного растения». Просто она поймёт, что для осуществления мечты нужно идти навстречу друг другу, как шли навстречу друг другу Ассоль и Грэй, и работать не только над собой, но и над тем, кого хочешь видеть рядом...

На самом деле в рассказе Малицкого тоже произошло чудо: только не с Танькой, а с Серёгой, который после этой истории наверняка поймёт «нехитрую истину», открытую Грэем, и почувствует радость обновления своей души, которая благодаря Таньке станет другой, по-настоящему «очеловеченной», рыцарской...

Познакомившись с этой поучительной историей, рассказанной Сергеем Малицким, зададимся ещё раз вопросом, прозвучавшим в начале урока: нужны ли людям чудеса?
— Да! — хором отвечает класс.
Будем же верить в них и стремиться к их осуществлению — так, как стремились наши мудрые и терпеливые герои.

И в заключение я предлагаю спеть всем песню, строчкой которой начинался наш урок: «Ребята, надо верить в чудеса...»
Учащимся раздаются слова песни, включается видеоролик к ней, и песня с удовольствием исполняется всем классом.

«Литература в школе» . - 2017 . - № 7 . - С. 23-26.



Алые паруса как образ мечты по повести-феерии А. Грина «Алые паруса»

Задачи:

    познакомить учащихся с удивительными героями повести;

    научить выделять в произведении сказочное и реальное;

    ввести понятия из теории литературы: феерия, феерическая повесть, портрет, сказочное, реальное;

    развивать навыки выразительного чтения художественного текста, в том числе наизусть;

    развитие коммуникативных навыков при работе в группе.

Оборудование:

    аудиозапись морского прибоя,

    электронная презентация

Оформление доски:

    портрет А.Грина;

    иллюстрации к повести «Алые паруса».

Вступительное слово учителя

УЧИТЕЛЬ. «Туман еще не рассеялся; в нем гасли очертания огромного корабля, медленно повертывающегося к устью реки. Его свернутые паруса ожили, свисая фестонами, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок… Но вот воздушный напор усилился, рассеял туман и вылился по реям в легкие алые формы, полные роз. Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, все было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости».

Правда, красивые строки? Сквозь них словно проглядывает синее морское пространство, словно мы выглянули в окно, выходящее на море. Окно открывается: свежесть морского ветра, и соленые брызги, и шум прибоя врываются в комнату. То же случается, когда мы открываем книгу Александра Степановича Грина.

УЧИТЕЛЬ. Если вам хоть раз мечталось о море, вы, наверняка, разделите мечты этого писателя и полюбите его мир, полный романтики, мир, в котором прекрасное несбыточное возможно.

«Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве», - писал Д. Гранин.

УЧИТЕЛЬ. Александр Грин создал свой необыкновенный мир, по которому в глубине души тоскует каждый из нас. В этом мире живет маленькая девочка Ассоль, доверчивая и ожидающая прекрасного. Это мир маленького Грэя, мальчика-чудотворца, залечивающего Христу окровавленные раны (пусть только на картине и с помощью краски), который превращается в смелого капитана со странной летящей душой. Это мир, где встречается «волшебник» Эгль, обещающий счастье.

УЧИТЕЛЬ. Итак, урок-исследование по повести «Алые паруса». «Любить, мечтать и верить…» Книгами Грина зачитывается не одно поколение, ведь его герои умеют любить, мечтать и верить. Так мечтают и любят Ассоль и Грей. Мы познакомимся с удивительным миром и героями повести «Алые паруса» и будем искать ответы на вопросы:

    Случайна ли встреча Ассоль и Грея?

    В чем смысл названия повести?

УЧИТЕЛЬ. Феерия, так определил сам писатель жанр своего произведения. Ребята, как вы думаете, что такое феерия??

(Перед нами мир любви и мечты; увлекательный мир сказки, фантастики, из которого не хочется уходить; мир, который учит надеяться, верить и ждать, любить, творить счастье своими руками; уникальный мир фантастики, чего-то волшебного, сказочного, где всегда добро побеждает зло. Грин вкладывает в слово «феерия» особый смысл. Ассоль и Грэй сами творят чудо.)

Беседа по тексту

В первой главе «Предсказание» автор знакомит нас с печальной историей, случившейся в семье моряка Лонгрена. Умерла его жена, оставив новорожденную дочку. Виновником случившегося выступает лавочник Меннерс, который не захотел помочь бедной женщине. И Мэри вынуждена была отправиться в ненастную погоду в город. По дороге она простудилась, заболела и умерла. Лонгрен оставил свою работу моряка, стал жить в деревне, растить дочь, заниматься хозяйством.

- Как вы думаете, почему именно изготовлением детских игрушек стал заниматься Лонгрен?

- Какое событие повлияло на дальнейшую судьбу моряка и его дочери?

- За что невзлюбили жители Каперны Лонгрена? За его поступок или за поведение? (он был не похож на остальных. Он умел любить, а это не умеют делать жители Каперны. Он выступил судьей, и этим поставил себя выше других. Этого ему простить не смогли.)

- Нелюбовь к отцу отразилась и на его дочери. Вспомните, каково было отношение детей к маленькой Ассоль? (Именно Лонгрен помог Ассоль не озлобиться на людей, остаться по-прежнему доброй девочкой. Он учил ее «уметь любить».)

- Вспомните, что отвечал Лонгрен Ассоль Ассоль на ее вопрос: «Почему нас не любят?»

Лонгрен рассказывал Ассоль фантастические истории о жизни и людях. Ее голова была «полна чудесных снов». Она жила в мире мечты.

Ассоль умеет любить людей. Она жалеет их, прощает их. Вспомним, как описывает Грин чуткое, бережное отношение девушки ко всему живому в лесу.

- В чем очарование Ассоль? Что в лице Ассоль привлекло внимание Эгля? (невольное ожидание прекрасного, блаженной судьбы)

УЧИТЕЛЬ. С образом героини связан мотив солнца и не случайно. Само имя девушки в переводе с испанского означает «к солнцу». Солнце – это тепло, жизнь. С появлением Ассоль на страницах повести меняется и стиль повествования. Он словно приобретает лиричность, задушевность, особую теплоту.

    А что говорит мудрый старик Эгль об имени Ассоль?

    Как вы понимаете слова «Прекрасная неизвестность»? (мечта, судьба)

    Какую судьбу напророчил Эгль Ассоль?

    Верил ли сам сказочник тому, что предсказывал Ассоль?

    Каким описал Эгль корабль, вместе с которым в «Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго»? Обратите внимание на глагол «расцветет».

    Почему паруса алые, а корабль белый?

    А теперь посмотрим, что осталось от этой ало-розовой блистательной палитры в словах нищего, подслушавшего разговор отца с дочерью? («специальный красный корабль») В чем разница?

    Вспомним, как долго выбирал Грэй цвет материала для парусов

    Почему именно его из тысячи других оттенков выбрал Грэй? (Алый – полный благородного веселья, царственности, гордый цвет; в нем нет ничего, что вызывает сомнение. Алый цвет – цвет исполнения мечты, в нем не может быть сомнения.)

УЧИТЕЛЬ. Алый цвет Ассоль, Лонгрена и Грэя становятся красным для нищего и многих других жителей Каперны. Антитеза, противопоставление может осуществляться и с помощью синонимии. Такой необычный оттенок приобретает она под пером Грина.

А как в Каперне отнеслись к этой сказке? (Насмехались, зло шутили, прозвали «корабельная Ассоль».)

Конечно, читая сцены хочется заступиться за беззащитную девушку. И в повести есть такой герой – Артур Грэй.

Ассоль росла одинокой, потому что дети Каперны вычеркнули ее из своего круга общения. А почему рос одиноким Грей? (Отец удалил из замка всех детей служащих, боясь того, что они испортят мальчика.)

Чем был заполнен мир его детства? Какие эпизоды из жизни Грея вам запомнились? Обратите внимание на истории с картинами . Какое значение имеют эти эпизоды в повести? (Первая история отображает главное в характере Грея - активное добро, нежелание терпеть, не вмешиваясь, чужую боль, страдание. Вторая история указывает не только на богатое воображение мальчика, умеющего пережить изображенное художником, но и на способность к решительным действиям. Это впечатление и определило его судьбу. Грэй решил стать капитаном и стал им.)

Как представлял он себе профессию капитана? Соответствовал ли «беспокойный труд» на корабле детским представлениям Артура Грея?

Итак, мы видим, что многое объединяет молодых людей? (Во-первых, они оба были лишены общения со сверстниками. Но это одиночество рождало в героях умение видеть и ценить красоту природы. Во-вторых, они понимают, любят все живое на земле, близки к природе. В-третьих, Ассоль и Грэй добры и бескорыстны, трудолюбивы. И, наконец, они оба верят в мечту.)

УЧИТЕЛЬ. Случайна ли встреча Ассоль и Грэя? (Нет, это родство душ привело к тому, что герой смог осуществить мечту Ассоль, сделать фантазию реальностью.)

- Почему Грэй не поверил трактирщику, сыну Меннерса?

- Докажите, что ничего волшебного в появлении алых парусов не было. (Все «чудо» совершил Грэй: он выбрал нужную материю и приказал сшить паруса; пересказ эпизода «В лавке», гл.4.)

- Грэй сделал мечту Ассоль реальностью. Почему? Только ли склонность к фантазии вела его? ^ Что герои говорят о чудесах? (Тема «Алых парусов» отчетливо сформулирована в словах Грэя. Предназначение человека в том, чтобы «делать так называемые чудеса своими руками» и дарить их людям. Чудо здесь – это добрый поступок, благородное движение души, «улыбка, веселье, прощение – и вовремя сказанное нужное слово».)

- Как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов? (Мир Каперны противопоставлен миру Ассоль и Лонгрена. Капернцы жили своей грубой, пошлой жизнью, руководствуясь примитивным обывательским «здравым смыслом». Им чужда была душевная тонкость, чуткость, с какой относился Лонгрен к своей дочери, к её вере в будущее появление корабля с алыми парусами: «А насчет алых парусов думай, как я: будут тебе алые паруса». Поэтому в последней финальной сцене автор ещё раз подчеркивает поражение деревни (обыденной пошлости, грубости) перед миром мечты. Автор ещё раз нас убеждает нас в необходимости веры в чудо.)

- Какие слова-образы включает автор в описание алых парусов? Ваши ассоциации? (Цвет глубокой радости, символ любви, паруса мечты, романтика, ожидание, творчество, осуществленное чудо, метафора надежды, торжество счастья).

- Можем ли мы беспокоиться о будущем наших героев? Счастливы ли они?

УЧИТЕЛЬ. По мнению Грина, есть одно важное свойство человека, которое способно изменить его жизнь, - это удивительная сила воображения. Человеку дана удивительная возможность фантазировать, мечтать, творить. Совершив путешествие по стране мечты Грина, начинаешь понимать, что человек не умирает в памяти людской тогда, когда открывает сердце другим. И эти другие следуют за мечтой, проникаясь верой, надеждой, любовью.

Символом чего являются алые паруса? (символом мечты и любви, исполнения желания)

УЧИТЕЛЬ. Возможно, эта книга заставит тебя вдруг пожелать счастья так яростно и страстно, как его желала Ассоль и наполнит тебя ожиданием чуда. Возможно, ты захочешь, как Грэй построить для кого-нибудь корабль и плыть под алыми парусами. Грин навсегда подарил нам это ожидание и это стремление, и сам до конца своих дней сохранил в душе верность своему миру. Именно эта верность, не уходящая с годами, получает свою награду. Если ты раскроешь этому миру свое сердце, то поверишь, что «над океаном алые взметнуться паруса, и скрипка пропоет над океаном».

Рефлексия

    Нужна ли волшебная палочка, чтобы сотворить чудо?

    Почему “Алые паруса” называют сказкой, которая сбывается?

Домашнее задание. Ответить на вопросы:

«В чём сила этой книги?»

«Из этой книги я узнал(-а) одну истину…»

Произведения А. Грина наполнены искренностью, мудростью и наблюдательностью. С раннего детства в памяти каждого человека живут рассказы, которые обогатили в свое время душу каждого из нас, вселили чувство надежды и веры в мечту.

«Алые паруса» - это удивительное произведение, которое формирует внутреннее сознание людей, делая его более гуманным, открытым новым впечатлениям и эмоциям. Оно насыщено поразительными контрастами между мироощущением общества и отдельно взятого человека, который смог сохранить в своей душе то, что было давно уже потеряно другими.

О чем повесть «Алые паруса»

Черствым, духовно бедным жителям маленького приморского городка противостоит девочка Ассоль, которая в силу жизненных обстоятельств стала изгоем этого общества. У Асоль не было подруг, только с отцом она могла делиться своими переживаниями, мечтами и мыслями.

Именно отец открывал для девочки все таинственные загадки природы, рассказывал о морских путешествиях, о тонкостях человеческих взаимоотношений. Ассоль впитала то, чему научил ее отец, и обрела собственное мировоззрение, которое еще дальше отделило ее от социума.

Но негатив общества не задевал девочку, так как она четко понимала, что собственное мнение для нее более важно, чем необъективное отношение «слепой» толпы. Ассоль верила, что однажды к ней придет тот человек, который полностью ее поймет, и с ним она обретет настоящее счастье.

Однажды во время прогулки Ассоль встретился Эгль, известный сказочник и собиратель легенд. Он поведал девочке, что однажды утром в гавань зайдет величественный корабль с алыми парусами. С него выйдет красивый храбрый принц, который уже сейчас ищет Ассоль и заберет ее с собой в свое королевство, где они долго будут жить любя друг друга.

Ассоль искренне поверила Эглю и начала ждать своего принца. Это стало еще одним поводом для подтрунивания над девочкой со стороны людей. Ее дразнили мечтательницей, не воспринимали ее слов и злорадствовали, что идут года, а Ассоль так и остается в ожидание своего фантастического принца.

Но девушка, несмотря ни на что верила, что однажды это произойдет. И однажды судьба вознаградила ее за это: пророчество Эгля сбылось, и она встретила своего принца.

Она познакомилась с молодым человеком, который узнав о ее мечте и о том, как эту мечту воспринимают в обществе, купил для своего корабля самые дорогие алые паруса. Он вышел с корабля навстречу девушке, таким образом, воплотив ее мечты в реальность.

Вера в прекрасное и мечта о счастье

Героиня Ассоль учит нас верить в то, что на первый взгляд абсолютно не осуществляемо. Ведь сила человеческого желания, подкрепленная верой и надеждой, не имеет никаких границ.

Главное сохранить в своем сердце доброту и искренность, которая рано или поздно приведет к осуществлению мечты. «Алые паруса» ни в коем случае не следует воспринимать как сказку, ведь в жизни каждого человека может произойти чудо, если он открыт ему.

Не следует бояться противостоять общественным ложным и низким нравам, а смело идти к своей мечте, невзирая на трудности и препятствия. Но также следует помнить о своих близких людях, ведь каждый из нас может исполнить их заветные мечты, главное просто постараться узнать о них.

Кон­курс­ное со­чи­не­ние по повести А.С.Грина «Алые паруса» уче­ни­цы 8 класса НОУ ЦО «Татьянинская школа» Кристины Акоповой (Москва).

Всегда следуй
за своей мечтой

по повести А.С.Грина «Алые паруса»

«Ребята, надо верить в чудеса... в чудеса». Так начинается песня, известная многим людям. С раннего детства мы начинаем мечтать. Сначала об игрушках, потом о книгах, позже о компьютере... С возрастом мечты становятся более существенными, важными. Но, безусловно, каждый человек о чем-то мечтает. Александр Грин написал романтическую повесть о состоянии души любого из нас, ведь у всех есть заветная мечта.

Что такое мечта? Почему нужно следовать за своей мечтой? Ответ на этот вопрос не так уж прост, но он все же есть. Добрая, светлая мечта несет в себе яркие, сильные эмоции. Сначала ты ее с нетерпением ждешь, порой переносишь усмешки, в один миг можно потерять веру в то, что мечта сбудется. Но как же ты счастлив, когда однажды понимаешь, что осуществилась твоя мечта, в которую ты почти перестал верить. Улыбка, смех, слёзы радости! Но главное, что в этот момент становится хорошо всем, кто тебя окружает. И когда ты видишь их счастье, ты чувствуешь еще большую радость и понимаешь, ради чего стоило ждать и верить.

Погас свет, и все замерли в ожидании чуда. Люди спешили забрать детей из школы, пораньше уйти с работы, только бы успеть на спектакль о девушке, которая верила в добрую, светлую, красивую мечту. Имя этой скромной героини — Ассоль. В раннем детстве девочка потеряла маму, поэтому ее воспитывал отец. Он отдавал дочурке свою любовь, утешал, когда над ней насмехались сверстники. Ассоль и Лонгрен жили не как остальные. Они отличались от других характерами, принципами жизни. Отец с раннего детства учил свою дочку во всем ценить внутреннюю красоту, а не смотреть на обманчивую «внешнюю обертку». Ассоль не могла понять, почему их с отцом не любят, она тогда еще не осознавала, что они не такие как все.

«Скажи, почему нас не любят?» — «Э, Ассоль, — говорил Лонгрен, — разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут». — «Как это — уметь?» — «А вот так!» Он брал девочку на руки и крепко целовал грустные глаза, жмурившиеся от нежного удовольствия».

Однажды в лесу Ассоль встретила загадочного волшебника, который сказал ей: «Не знаю, сколько пройдет лет, — только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус... Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. — «Здравствуй, Ассоль! — скажет он...». С этого дня девочку не покидала мечта о том, что когда-то приплывет тот, кто заберет её из деревушки, где их с отцом не понимают. Ассоль мечтала о простом человеческом счастье. Она переносила упреки, кривые усмешки; её считали сумасшедшей, но она верила, что где-то, быть может, на другом конце земли, живет тот, кто ей в одно утро скажет: «Здравствуй!» И такой человек на самом деле был: «Если Цезарь находил, что лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме, то Артур Грэй мог не завидовать Цезарю в отношении его мудрого желания. Он родился капитаном, хотел быть им и стал им». У мальчика, как и у Ассоль, была мечта. Грей с раннего детства мечтал стать морским воеводой и добился этого. Оба героя верили и надеялись, а это самое главное.

Нужно верить в свою мечту, надеяться, что когда-то она принесет счастье не только тебе, но и окружающим тебя людям. Если рассказывать о своей мечте всем, вероятность того, что она сбудется крайне мала, а если «мечтать о чем-то молча», то наверняка все заветное и сокровенное станет явью. Ассоль хранила свою надежду втайне от всех. Она закрывала глаза на оскорбления, просто ждала и верила, что её мечта сбудется. Быть может, если бы с раннего детства Лонгрен не научил Ассоль быть не такой, как все, быть более искренней и ранимой, то мы бы не увидели такую чудесную сказку. Героиня избрала более трудный, более долгий путь, но, как в итоге оказалось, её решение было правильным.

Важен, конечно же, и смысл мечты. Ассоль и Грей мечтали о том, что не могло причинить никому вреда. А если мы обратимся к истории, то вспомним мечту о власти над миром. Наполеон мечтал управлять всем миром, как позже хотел и Гитлер. И эта мечта обернулась катастрофой для всех людей. В этом случае не было выполнено главное правило мечты: она не принесла счастья окружающим их людям. А зачем такая мечта? Поэтому, конечно же, недостаточно просто иметь мечту. Важно, чтоб она была доброй.
Наверное, каждый человек, сидящий на этом спектакле, думал о чем-то своём. Кто-то, подобно мне, думал о мечте, кто-то переживал за судьбу Ассоль... Но, безусловно, всех присутствующих восхищала сама атмосфера. Давайте представим... Вы на берегу моря, шум воды, солнце немного припекает, волны накрывают ваши ноги теплой, как молоко, водой... На горизонте нет ни одного корабля, ни одной живой души рядом. Умиротворение, спокойствие, блаженство — и вдруг в один миг все это исчезает, и над вами взмывает алый парус... Кажется, что сейчас зазвучат слова из песни:

«Не три глаза, ведь это же не сон,
И алый парус правда гордо реет,
В той бухте, где отважный Грей
Нашел свою Ассоль, В той бухте, где Ассоль
Дождалась Грея...»

Все становится ясно только в тот момент, когда на сцену выбегает девушка с маленьким корабликом в руках со словами: «Я здесь, я здесь! Это я!».

Счастливым можно назвать человека, чья мечта сбылась. Но настоящее счастье мы испытываем, лишь когда видим счастье других. Некоторые в этот момент плачут, а некоторые искренне улыбаются. И когда на сцену выбежала Ассоль, весь зал встал и начал аплодировать. «Алые паруса» — поэма, утверждающая силу человеческого духа, просвеченная насквозь, как утренним солнцем, любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса«, — это сказал известный писатель К. Паустовский. И нет человека, который бы не согласился с этой фразой. Каждый должен всегда следовать за своей мечтой, ведь она обязательно принесет счастье не только ему, но и всем людям. Прочитав замечательную повесть А. С.Грина «Алые паруса», мы без сомнений можем сказать: «Ребята, надо верить в чудеса».

НОУ ЦО «Татьянинская школа»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: