Конспект. Викторина "Лесные тайны". Кроссворд "Лес полный тайны и чудес!"

Кроссворд по теме «Лес полный тайны и чудес!»

Вопросы по вертикали:

1 – птица-символ 2015 года, своё имя эта птица получила за похожий на язычок пламени, постоянно подрагивающий яркий рыжий хвостик, 2 – дерево, лист которого изображён на государственном флаге Канады, 3 – Под берёзой старичок, На нем бурый колпачок, И пиджак с пестринкой, А сапожки - с глинкой. , 4 – и , 5 – прямостоячих, вьющихся или ползучих , в Средней полосе России довольно часто встречается по опушкам лесов и по рощам , 8 – птица размером с . Имеет рыжевато-коричневое туловище, перья на плечах - ярко-голубые с узкими черными полосками. У европейских подвидов основная пища - , 12 – дерево, произрастающее на территории Софиевского лесничества Злынковского района, роща из этих деревьев является памятником природы, 16 – чёрно-белая птица-«воровка», 20 – Если их найдут в лесу, Сразу вспомнят про лису. Золотистые сестрички Называются...(в единственном числе) , 21 – Птичка ростом небольшая Песней лес оповещая, Промелькнёт там, как кораблик С красным боком - это..., 22 – многолетнее травянистое растение, листья в прикорневой розетке с дугообразным жилкованием успешно противостоят вытаптыванию, обладает ранозаживляющим, кровоостанавливающим действием , 24 – листопадный с многолетним , - волосистые красного или цвета, 26 – многолетнее травянистое растение семейства Сложноцветные, соцветие ярко-жёлтая корзинка, плоды семянки легко разносятся ветром, 27 – чёрно-серая птица отряда Воробьинообразные, один из персонажей известной басни И.А. Крылова, 28 – клич заблудившегося в лесу, прочитанный задом наперёд, 31 – небольшая птица, в поисках корма ловко передвигается по стволам и ветвям деревьев, зачастую вниз головой или даже вверх ногами , 32 – многолетнее травянистое лекарственное растение, одна из главных врачебных трав, однако у животных может вызывать серьезное отравление. , 34 – Этот гриб найдешь весной На опушечке лесной. Весь в морщинках старичок С именем смешным... , 37 – всем грибам - полковник, 40 – И гадать не надо даже - Дерево мы назовем, Если только кто подскажет То, что жёлуди на нем!


Вопросы по горизонтали:

1 – ядовитая змея с темным зигзагом на спине, от затылка до конца хвоста, 6 – травянистое растение с названием, характеризующим форму цветка, 7 – зелёный мох кукушкин …, 9 – птица, стаи которой лакомятся зрелой рябиной, 10 – споровое травянистое растение с длинным ползучим , весенние генеративные побеги буроватые или розоватые, летние вегетативные побеги зелёные, 11 – крупная птица семейства Фазановых, селится на лесных опушках, 13 – опасный враг леса, 14 – певчая птица имеющая яркую золотисто-жёлтую полоску на темени, «корону», благодаря которой птица приобрела своё научное и русское название , 15 – Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зелёный дом, Чудеса увидишь в нём. , 17 – насекомое отряда Равнокрылые, питающееся соками растений, 18 – То ли с крыши, то ли с неба – Или вата, или пух. Или, может, хлопья снега Появились летом вдруг? , 19 – Что же это за девица: Не швея не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год., 22 – Я родился в день дождливый Под осиной молодой, Круглый, гладенький, красивый, С ножкой толстой и прямой. , 23 – животное небольшого размера из отряда Грызунов, 24 – млекопитающее отряда Хищные, название которого обозначает «поедающий мёд» , 25 – птица семейства Совиные, 28 – небольшая яркоокрашенная птица с длинным узким клювом и хохолком, иногда раскрываемым в виде веера. , 29 – хвойное растение, длинные хвоинки которого расположены по две в пучке, 30 – яркая птица отряда Воробьинообразные, оперение самца золотисто-жёлтое с чёрными крыльями и чёрным хвостом , 33 – хищное насекомое, в позе ожидания насекомое похоже на сложившего руки человека. , 35 – хвойное растение, имеющее однолетнюю мягкую хвою, 36 – видоизменённые листья голосеменных, 38 – Разместился под сосной Этот гриб, как царь лесной. Рад найти его грибник. Это - белый... , 39 – Русская красавица Стоит на поляне В кофточке зеленой, В белом сарафане. , 41 – Точки белые на красном - Ядовитый гриб, опасный. Ни к чему тут разговор - Не срывайте... ! , 42 – почвопокровное лесное растение с листьями, напоминающими форму копыта.

Ответы на кроссворд по теме «Лес полный тайны и чудес!»

Кроссворд к теме «Рыбы рек»

Впишите в кроссворд названия рыб, которые водятся в реках.

Бычок, ерш, карась, карп, кальмар, камбала, щука.

Кроссворд к теме «Рыбы рек и озер»

Впишите в кроссворд названия рыб, которые водятся в реках и озерах.

Судак, щука, сом, пескарь, карась.

Кроссворд к теме «Птицы»

Впишите в кроссворд названия птиц.

Бекас, воробей, дятел, журавль, индюк, лебедь, сорока, скворец, тетерев.

Кроссворд к теме «Вода в природе»

По горизонтали:

1. Река, вытекающая из озера Байкал.

3. Река, на которой стоит Красноярская ГЭС.

4. Река, впадающая в Азовское море с северо-востока.

5. Река, на которой стоит Родина Циолковского — город Калуга.

Отгадав название рек, в клетках по диагонали можно прочитать название речной части долины. (Русло)

Ответы: 1. Ангара. 2. Амур. 3. Енисей. 4. Волга. 5. Ока.

По горизонтали:

1. Крупная река, на которой стоит столица Украины — город Киев.

3. Сибирская река.

4. Левый приток Волги.

5. Река, в устье которой стоит город-герой.

Ответы: 1. Днепр. 2. Волга. 3. Енисей. 4. Кама.

Кроссворд к теме «Растения леса»

Какие ягоды собрал медведь в корзину?

Ответы: малина, калина, рябина, ежевика, черника, клубника, голубика, земляника, костяника.

Кроссворд к теме «Ориентирование»

По вертикали:

1. Какая сторона горизонта находится справа от полуденной тени?

2. Как называется линия, ограничивающая видимую часть земной поверхности?

3. С помощью чего мелкие объекты на карте можно уменьшить или увеличить?

4. Какая сторона горизонта находится слева от полуденной тени?

5. С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду?

По горизонтали:

6. Умение находить север, юг, запад, восток.

7. Какую сторону света можно найти с помощью тени в полдень?

Ответы.

По вертикали: 1. Восток. 2. Горизонт. 3. Масштаб. 4. Север. 5. Компас.

По горизонтали: 6. Ориентирование. 7. Запад.

Кроссворд-викторина «Птицы»

Победит тот, кто впишет больше названий птиц.

Ответы : чиж, сыч, выпь, аист, гусь, утка, орел, удод, цапля, сокол, фазан, петух.

Ответы : кулик, чибис, чайка, филин, ворон, дятел, стриж, щегол, ястреб.

Задание к теме «Использование и охрана природы»

Составь из слогов слова и прочитай фразу:

Ответ: Лес — наше богатство, береги его.

Задание к теме «Грибы»

Найди все спрятавшиеся грибы.

Ответы : груздь, лисички, мухомор, волнушка, опята, боровик, рыжик.

Викторина "Лесные тайны"

по книге В. Бианки «Лесная газета»

ТУРНИР-ВИКТОРИНА I

Тема. "Лесные тайны. Осень".

Цель. Расширять знания ребят о природе, развивать их познавательный интерес, формировать умение работать в коллективе.

Знакомство детей с правилами: 1) после того как задан вопрос, вся команда тихонько совещается. На это дается одинаковое время, например 30 с. По определенному сигналу, например по звонку, команда выбирает человека, который дает ответ (или несколько человек); 2) если команда, задавшая вопрос, не удовлетворена ответом, то ведущие предлагают ответить ей самой. (Ведущий говорит атакующей команде: "Идите на выручку!")

Оценивание ответов:

1 ) правильный и полный ответ – 2 балла;
2 ) неполный ответ – 1 балл; 3 ) наиболее удачные вопросы, остроумие участников, дружная работа команды тоже оцениваются в баллах. Учитывается оформление.

А. Название команды (например, "Листопадничек", "Ягодка");
Б. Девиз (например, "Охранять природу – значит охранять Родину");
В. Тема (например, "О птицах и зверях в лесу осенью", "Вести с охоты", "О лесных растениях осенью", "О зверях осенью");

3. Музыкальная разминка

Ведущий. Отгадайте голос птицы.

Каждой команде предлагается узнать по три голоса птиц.

Что за песня о природе прозвучала?

Команды должны определить название и композитора песни. (Лучше предлагать те произведения, с которыми ученики знакомились на уроках музыки.)

4. Перекрестный поединок

Команды по очереди задают друг другу по одному вопросу. Вопросы записаны на карточках, ответы на них – с обратной стороны.

Начинает атаку та команда, которая набрала больше баллов в музыкальной разминке.

Примерные вопросы и задания команде 1 – "Листопадничек"

Тема: "О зверях"

1. У какого зверя осенью в листопад еще родятся детеныши? (У зайчихи. Поздние зайчата так и называются – листопаднички. )

2. Отчего старых лосей-быков называют сохатыми? (Сохатый – от слова "соха", на которую похожи рога старого лося. )

3. Куда зайцу бежать удобней – с горы или в гору? Почему? (У зайца передние ноги короткие, а задние длинные. Поэтому заяц в гору бежит легко, а с отвесной горы – кубарем через голову. )

4. Какой зверь летом живет в воде, а зимой – в земле? (Водяная крыса .)

5. Можно ли назвать паука насекомым? (У насекомого – 6 ног, у паука – 8 ног, значит, паук не насекомое. )

6. Что такое заячья скидка? (Прыжок зайца со следа в сторону .)

7. Что следопыты называют вздвойкой? (След, по которому заяц прошел дважды – туда и назад .)

8. Как муравьи готовятся к зиме? (Закрывают все входы-выходы в муравейнике и сами все собираются в кучу. )

Примерные вопросы и задания команде 2 – "Синичка"

Тема: "О птицах"

1. Все ли перелетные птицы улетают от нас осенью на юг? Если не все, то объясните. (Не все. Некоторые улетают от нас осенью на восток (через Уральские горы), например, маленькая певчая птичка бормотушка, чечевичник, куличок-плавунчик. )

2. Какие птицы весной бормочут: "Куплю балахон, продам шубу"? (Косачи, тетерева-самцы. Слова эти подобраны в подражание его песни – бормотанью. Бормочет косач весной и осенью. )

3. Собирают ли птицы себе на зиму запасы? Если да, то какие? (Очень немногие: совы собирают себе про запас убитых мышей в дуплах, сойка (ронжа) – желуди, орехи. )

4. Когда птица крепче на рану (то есть легче выживет) – летом или осенью? И почему? (Осенью, потому что осенью она жиреет, а толстый слой жира и плотно лежащее перо защищают ее от дроби. )

5. Вот рисунок головы ушастой лесной совы. Укажите на рисунке уши совы. (Торчащие уши совы – просто пучки перьев. Уши помещаются под этими пучками. )

6. С какими птицами осенью и зимой водят компанию дятлы? (Осенью и на всю зиму дятлы присоединяются к стайкам синиц, пищух, поползней. )

7. Какие птичьи тайны открывает нам листопад? (На облетевших деревьях видны хорошо скрытые летом в листве птичьи гнезда. )

8. Что значит, если над каким-нибудь местом в лесу с карканьем вьется воронье? (Это значит, что в том месте в лесу находится падаль или раненое животное. )

5. Музыкальная разминка

Проводится конкурс на лучшее исполнение песни о природе.

7. Конкурс загадок о природе

Проводится в форме перекрестного поединка.

Примерные загадки команде 1

1. Русло – повыросло, из куста повылезло, по рукам покатилось, на зубах очутилось. (Орех. )

2. Идет-идет, а пойти не может, хоть лови не лови – не изловишь. (Река, пена на ней. )

3. Бежать-бежать – не добежать лететь – не долететь. (Горизонт. )

4. Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, падет – почернеет. (Листва. )

Примерные загадки команде 2

1. Вороне через три года что бывает? (Четвертый год идет. )

2. Тело носим, кости бросим, а голову едим. (Лен. ) Докажи.

3. С хвостом, а не зверь, с перьями, а не птица. (Рыба. )

4. В воде родится, а воды боится. (Соль. )

8. Подведение итогов

Жюри подводит общие итоги. Объявляет команду-победительницу. Высказывает свое мнение о детях, их работе.

ТУРНИР-ВИКТОРИНА II

Тема. "Лесные тайны. Зима".

Оборудование. Рисунки с изображениями рыси, выдры, норки, зайцев – беляка и русака, медведя, жабы, летучей мыши, барсука, тетерева, куропатки, рябчика, клеста, синицы, воробья, оляпки, грача, скворечника; сетки кроссвордов и задания к ним; пластинки с голосами птиц и песен о природе; призы; книги В.Бианки.

Примерный план проведения турнира-викторины

1. Представление жюри и знакомство детей с правилами турнира

2. Представление команд друг другу и жюри

А. Название команды;
Б. Девиз;
В. Тема: "О зверях зимой" или "Птицы зимой";
Г. Оформление (эмблемы и пр.).

3. Музыкальная разминка

4. Перекрестный поединок

Примерные вопросы и задания команде 1

Тема: "Животные (звери) зимой"

1. На следу каких хищных зверей нет отпечатка когтей и почему? (На следу кошек, потому что они при ходьбе втягивают когти .)

2. Каких ценных пушных зверей не любят рыбаки? (Выдру и норку – за то, что они истребляют рыбу .)

3. Почему след задних ног бегущего зайца впереди следа его передних ног? (Потому что на бегу заяц выкидывает длинные задние ноги вперед. )

4. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? Почему? (Жирным: жир греет и питает спящего медведя .)

5. Что ест зимой жаба? (Ничего не ест. Она зимой спит .)

6. Куда на зиму исчезают летучие мыши? (Летучие мыши зимой спят в дуплах, пещерах, на чердаках и под крышей. )

7. Пользу или вред приносит зимой человеку барсук? (Ни пользы, ни вреда: зимой барсук спит. )

8. Какой зверек спит зимой вниз головой? (Летучая мышь .)

9. Все ли зайцы белы зимой? (Белеют только беляки, русаки остаются серыми .)

Примерные вопросы и задания команде 2

Тема: "Птицы зимой"

1. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева, куропатки, рябчики .)

2. Вьют ли гнезда наши перелетные птицы зимой на юге? (Гнезд не вьют, птенцов не выводят. )

3. У каких птиц самки больше и сильнее самцов? (У хищных .)

4. Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже среди снега? (Клест. Он выкармливает своих птенцов сосновыми и еловыми семечками. )

5. Пользу или вред приносят человеку синицы зимой, когда все насекомые спят? (Пользу: зимой синицы разыскивают в щелочках и скважинах коры спрятавшихся насекомых, их яички и личинки и множество их поедают. )

6. Когда температура тела воробья ниже – зимой или летом? (Одинакова зимой и летом .)

7. Какая певчая птичка достает себе пищу, ныряя в воду под лед? (Оляпка .)

8. Зачем внутри скворечен под входным отверстием набивают треугольник? (Чтобы кошка не могла лапой достать гнездо .)

9. Все ли грачи улетают от нас на зиму? (Не все: часть грачей остается зимовать у нас. Зимой на помойках, в рощах на ночевке обычно можно видеть одного или нескольких грачей среди стаи ворон. )

5. Музыкальная разминка

Конкурс на лучшее исполнение песни о природе.

6. Конкурс на лучшую сценку о природе

7. Конкурс кроссвордов о природе

Дети обмениваются кроссвордами и работают самостоятельно. Кроссворды начерчены на больших листах ватмана, к ним прилагаются задания в письменном виде.

Кроссворд "Ориентирование, план и карта"

Вопросы

По горизонтали :

4. Какая сторона находится справа от полуденной тени?
7. Как называется умение находить север, юг, запад, восток?

По вертикали :

1. Как называется число, показывающее, во сколько раз уменьшены или увеличены предметы на карте?
2. С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду?
3. Как называется линия, ограничивающая видимую часть земной поверхности?
5. Какая сторона горизонта находится слева от полуденной тени?
6. Какую сторону горизонта можно найти с помощью тени в полдень?

Ответы

По горизонтали : 4. Запад. 7. Ориентирование.

По вертикали : 1. Масштаб. 2. Компас. 3. Горизонт. 5. Восток. 6. Север.

Кроссворд "Погода"

Напиши словами.

Задания

Ответы: 1. Ветер. 2. Снег. 3. Туман. 4. Град. 5. Дождь. 6. Гололед.

Кроссворд "План местности"

Напиши словами.

Задания

Ответы: 1. Болото. 2. Овраг. 3. Дорога. 4. Огород. 5. Мост. 6. Озеро.

8. Конкурс загадок о природе зимой

В перекрестном поединке команды загадывают друг другу по пять загадок.

Примерные загадки первой команды

1. С какого дня начинается зима (по календарю) и чем этот день замечателен? (С 22 декабря. Это самый короткий день в году. )

2. Бежит по снегу, а следа нету. (Ветер, поземка .)

3. Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, от матери рожден и мать рождает. (Лед .)

4. Лечу, кручу, на весь мир ворчу. (Вьюга, буран .)

5. Стоит Ермак, на нем колпак: ни шит, ни бран, ни поярковый. (Пень, а на нем снежная шапка .)

Примерные загадки второй команды

1. Я, как песчинка, мал, а землю покрываю. (Снег. )

2. Летом гуляет, зимой отдыхает. (Медведь, барсук и другие звери, зимой впадающие в спячку .)

3. С прилета каких птиц мы считаем начало весны? (Грачей. )

4. В новой стене, в круглом окне за день стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь во льду ночью затягивается. )

5. В избе мерзнут, а на улице – нет. (Окна замерзают только изнутри .)

9. Подведение итогов

Одно из самых известных Бианки - его «Лесная газета». Эта большая книга - энциклопедия русской природы, результат неустанного труда , работавшего над ней на протяжении тридцати лет. От издания к изданию книга улучшалась, расширялась ее география, она обогащалась новым материалом, отражавшим жизнь колхозной деревни, открытия и находки ученых. Вышедшая впервые в 1928 году, «Лесная газета» только при жизни автора выдержала семь изданий. Она и доныне остается одним из самых любимых и популярных произведений советской для детей. Удача этой книги во многом определена свежей, остроумной выдумкой автора: материал в ней подобран и расположен как в настоящей газете, со статьями и очерками, короткими заметками, телеграммами с мест, письмами читателей, занятными рисунками, загадками в конце номера. В основе газеты лежит повторяющийся цикл сезонных изменений в природе. Поэтому и названия месяцев в ее двенадцати номерах необычны: «Месяц Птенцов», «Месяц Стай», «Месяц Полных Кладовых» и т. д.

В газете нередко сообщаются сведения на первый взгляд малозначительные. В отделе «Лесных происшествий» мы узнаем, например, что весной из-под снега показалась перезимовавшая клюква, а гадюка приняла свою первую солнечную ванну. Такого же характера и «городские новости»: «над Невой показались чайки, на окраину города забрел лось, появилась гостья из моря - рыбка корюшка». Корреспонденты газеты (среди них много и не придуманных писателем, а вполне реальных людей) сообщают разные новости из леса, с поля, с рек и озер. Вчитываясь, видишь, что подбор даже самых мелких происшествий и случаев не произволен, выбрано только то, что действительно отражает изменения, происходящие в природе. Просматривая газету далее, мы начинаем замечать, как сезонные изменения в природе отражаются и в деятельности человека. Об этом сообщают, например, такие отделы газеты, как «Колхозный календарь» и постоянный раздел «Охота». Читатель приучается видеть смысл происходивших изменений в природе.

«Лесная газета» - это книга-игра . Читатель не остается пассивным. Автор все время втягивает его в наблюдения, в практические дела. Книга как бы новая ступень школы юнната, в ней немало конкретных советов по узнаванию следов животных, работе в саду и огороде, по охоте, рыболовству, наблюдениям за погодой. В ней сообщается множество сведений из мира современной науки. Интересные факты и практические задания все время переплетаются с хитроумной выдумкой, головоломкой, забавным рассказом, занятным состязанием на сообразительность («Тир», «Остроглаз»). Из номера в номер помещаются в «Лесной газете» короткие рассказы, поэтические зарисовки, наблюдения и раздумья охотника и любителя природы. Книга задумана и осуществлена как единое целое, в нее введены и «сквозные» герои, переходящие из одного номера в другой, - веселый, сметливый юннат Кит Великанов, умудренный опытом охотник Сысой Сысоич.

Начав книгу как собрание вестей из ленинградских пригородов, постепенно обогатил ее «всесоюзной» тематикой, обогатил информацией из Сибири и Алтая, Средней Азии и заполярной тундры. Рассказы и сказки из жизни природы сочинялись и до Бианки. Свежесть и современность его произведений, их новаторское значение определяются умением автора отбирать для своих книг материал, интересный для восприятия ребенка, незаметно, но твердо воспитывающий в юных читателях материалистический взгляд на природу.

В маленьких по объему рассказах писатель умел многое сказать. Всего две странички занимает «На дереве», но в нем дано яркое сопоставление характеров охотника-ханта, «лесного человека», выдержанного и точного в своих поступках, и его слишком быстрого на решения городского друга. В «сказке-несказке» о том, почему у сороки длинный хвост, почему зуек вечно кланяется и почему чайки белые, раскрыты очень сложные отношения между птицами и природной средой и высмеяно наивное представление о «птичке вообще», птичке без облика и имени.

Произведения Бианки стоят у самых истоков научно-художественной литературы для детей. В созданных им традициях развивалось очень интересного и самостоятельного - Г. Скребицкого. Находки и выдумки автора «Лесной газеты» и теперь помогают организовать занимательную беседу с детьми на научные .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: