Внеклассное мероприятие "лекарственные растения чукотки". Природа, растения и животные чукотки Цветы чукотки

— Учебники и пособия — ПРИРОДА И РЕСУРСЫ ЧУКОТКИ

Глава 9. РАСТИТЕЛЬНЫЙ ПОКРОВ

54. Геоботаника и ее термины

Растительный покров Земли и отдельных ее регионов изучает наука геоботаника. Как и всякая наука, геоботаника пользуется специальными научными словами – научными терминами. Чтобы вы смогли прочесть именно то, что мы хотим сказать вам о растительном покрове Чукотки, следует привести словарь хотя бы главных терминов, обычно используемых геоботаниками. Растительный покров – это множество особей растений, которые мы относим к разным видам, родам, семействам, порядкам, классам и типам. Надеюсь, вы помните из уроков ботаники кое-что о классификации растений? Вместе с тем, особи растений, составляющие растительный покров, относятся к разным жизненным формам (травы, кустарники, кустарнички, деревья) и разным растительным сообществам (луг, тундра, лес, болото). Растительный покров изменяется в пространстве – от места к месту (рис. 74), и во времени – от года к году. При этом изменяется его видовой состав (флора) и набор жизненных форм и сообществ (растительность).

Рис. 74. Растительный покров изменяется в пространстве – от места к месту; каждому месту соответствует определенное растительное сообщество. Рассмотрите типичное изменение растительных сообществ в тундре Чукотки от берега ручейка до вершины холма. Для каждого сообщества (в прямоугольнике дано его название) характерны свои определенные виды растений – самые многочисленные приводятся на картинках

Растительное сообщество – это относительно однородный участок растительного покрова размером от нескольких квадратных метров в тундре до нескольких гектар в лесу. Растительные сообщества в ландшафте занимают однородные по условиям участки. На таких участках почвенные, гидрологические и микроклиматические условия варьируют незначительно, поэтому здесь на всем протяжении обычно выдержан один набор видов и один набор жизненных форм растений.

«Лекарственные растения Чукотки»

Цель: расширить представления учащихся о многообразии объектов природы и на этой основе способствовать формированию умений оценивать их значимость в природе и жизни человека; формирование у младших школьников патриотических и гражданских чувств.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный, кубик с гранями двух цветов, плакаты.

Учитель : Мы живем с вами в чудесном крае. Мы много знаем про свою Чукотку, очень много знаем о людях нашего края, животном и растительном мире, так как нам повезло видеть все это своими глазами. Почему этот край чудесный, об этом мы сегодня узнаем на нашем празднике. Сегодня мы с вами отправимся в тундру. Только не за грибами, не за ягодами, не за цветами, а за … чудесами.

Ученик :

Очень добрым, очень светлым,

Золотистым, ясным днем

Мы поедем в гости в тундру,

В гости к солнышку пойдем.

Рано утром яркий лучик

Зазвенит в густой траве,

Речка плавать нас научит,

Ветер – плавать по траве.

Разнотравьем и цветами

Встретит долгожданный луг.

Наши песни вместе с нами

Будут птицы петь вокруг.

Учитель : А вот кто проводницей нашей будет, постарайтесь узнать из моих загадок:

У какой птицы птенцы насиживают яйца?

Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот.

Ученик: Совы ведут ночной образ жизни: днем спит, а ночью охотится на мышей, на леммингов, насекомых. У сов острый слух и зрение, мягкое густое оперение. Летают совершенно бесшумно. За ночь одна сова вылавливает 7-8 мышей. Ни одна кошка не может соперничать с совой.

Ученик: У северной белой совы совята вылупливаются из яиц в разное время, и это очень удобно для совиной семьи. Коротким северным летом сова не тратит время на насиживание. Пока она летает в поисках корма, уже оперившиеся птенцы согревают и своих младших братьев-пуховичков и яйца в гнезде.

Встречайте нашу гостью, которая сегодня нам поможет многое узнать, так как она очень мудрая.

Сова : Амын еттык, тумгытури. Меня в тундре знают все. Гым – ТЫ К ЫЛ. Живу я в тундре давно, уважаю жителей тундры, живущих и работающих здесь. Но туристов не люблю. Намусорят порой, жителей обидят и уедут. Ищи ветра в поле!

Есть такие хорошие слова: «Ты пришел в гости к природе, - не делай ничего такого, что счел бы неприличным сделать в гостях». Не забывайте: вы – в гостях! Вы – в чужом доме, в котором много своих жильцов и правил. Выполняйте их!

Из-за кулис:

Ой-ой-ой! Как больно! Ой-ой-ой! (выходит ученик)

Что случилось?

Песец : Да вот бежал, встречал гостей, да наступил на уголек, оставшийся от непогашенного костра. Тут вчера туристы были, и костер до конца не затушили. Ой-ой-ой!

Сова : Сейчас помогу. У меня есть настой багульника. Сейчас я смажу им твой ожог.

Песец : А что такое багульник?

Учитель : А сейчас тебе и всем об этой волшебной траве расскажут наши ученые дети.

Ученик : Багульник болотный или багун – очень нужное растение-лекарство. В народной медицине его настой применяют для лечения кожных заболеваний, от укусов ядовитых насекомых, при обморожениях и ожогах. В научной медицине это противокашлевое средство, так как в нем очень много дубильных веществ, ядовитое эфирное масло, которые убивают микробы. Хорошо выпить кружку горячего чая с багульником, если продрог, промочил ноги.

Ученик :

И если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, подымется жар.

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Сова : А еще отвар из мать-и-мачехи поможет всем, кто простудился. Это – весенний первоцвет. Ее покрытые пушком стебли начинают расти под снегом. Растение дышит, и от тепла, которое вызывает его дыхание, вокруг мать-и-мачехи тает снег.

Песец : Ой, спасибо огромное! Забыл себя назвать. Гым – РЭ К ОКАЛГЫН, так меня в тундре называют. Спасибо, мои друзья!

Давайте я вам покажу, какой мой дом красивый. Ярче всего тундра летом. На кочках яркие цветы: синие, красные, желтые. А небо по вечерам золотое. Олени лежат лениво, рога их ветвистые на золотом закате как сказочный костяной лес. И лужи горят, словно окна в домах. Бесконечная тишина. И время остановилось. (Показ фильма «Природа» 3 мин.)

Учитель : Ребята, ну разве это не чудо?

Песец :

Я славлю тундру, славлю дом,

В котором мы живем.

И в нем есть все, что нужно нам

Под сводом голубым.

Хочу я в этом доме жить!

Со всеми в мире быть!

Из-за кулис жалобный стон.

Учитель : Ребята, прислушайтесь, кто-то стонет, да так жалобно.

Олень: Помогите мне! Ходил не спеша по тундре, ел ягель, да попался мох, на который пролили горючку, живот теперь болит, бродит, как в браге, ой-ой-ой! Помогите, ребята!!!

Сова : Я знаю, что может помочь моему другу оленю – К ОРА Н Ы. Есть в нашей тундре волшебная ягода, и хоть ее называют брусника обыкновенная, но она необыкновенная. Она сразу тебе поможет, К ОРА Н Ы.

Ученик : Брусника не просто лакомство и вкуснейшая ягода, но и очень ценное лекарственное растение. Отвар листьев брусники в научной медицине применяется при многих желудочно-кишечных и почечных заболеваниях. В ней очень много органических кислот, дубильных веществ и витаминов, которые не дают гнить пище в нашем организме, поэтому мы можем лакомиться ею всегда. В народной медицине отвар листьев применяют при простудных заболеваниях, как мочегонное и желчегонное средство при болезнях почек и желчекаменной болезни. А морс из ягод при лихорадке помогает.

Олень : Спасибо, ребята! Я как будто заново родился, могу опять бегать, прыгать, радоваться жизни. Спасибо, мои друзья! А теперь я могу вам станцевать со своими друзьями.

(Танец олененка)

Учитель : И опять чудо какое! Лакомишься ягодой, а, оказывается, лечишься.

А еще в нашей тундре есть шикша и голубика, которые тоже помогают людям при разных болезнях.

Ученик : ягоды шикши (водяники, вороники) отлично утоляют жажду, улучшают обмен веществ, снимают утомление, устраняют головную боль, помогают при болезни почек.

Ученик : Голубика или гонобобель – очень вкусная нежная ягода. В ней много веществ, которые улучшают кроветворение при анемии. Сушеные ягоды помогают при желудочно-кишечных нарушениях. Отвар из ее листьев помогает при диабете.

Сова : Каких только полезных трав нет в нашем доме! Цетрария исландская или исландский мох еще в первую мировую войну использовали как заменитель ваты. Да и раны скорее заживают.

Ученик :

Меж клюквы и морошки

Жилец наших болот.

На кочках мох без ножки,

Куда ни глянь, растет.

Он снизу седоватый,

Повыше – зеленей.

Коль нужно будет ваты,

Нарви его скорей.

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной,

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной.

Сова : А олений мох (кладонин) – это пища робинзонов. Им можно питаться, чтобы выжить, можно с успехом залечить рану и травму, остановить кровотечение, прекратить расстройство желудка. Об этом должен знать любой турист, находящийся в тундре.

Ученик :

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице.

Пышное, воздушное,

Ветерку послушное.

Он заметный, золотой,

Постарел и стал седой,

А как только поседел,

Вместе с ветром улетел.

Сова : Корень одуванчика возбуждает аппетит, его охотно едят и животные.

А еще ценны для человека лук победный (черемша), щавель кислый, морошка, которыми так богата наша тундра. В них много витаминов, минеральных веществ, очень необходимых для здоровья человека.

Учитель : Какая ж мудрая природа! Но, что было бы, если бы люди стали только забирать все дары природы, ничего не восстанавливая? Они бы ограбили себя, а может и вовсе уничтожили! Все свои сокровища отдает человеку природа и за все это просит одного – беречь ее!

Сова : А теперь мы с вами проверим, что мы знаем о природе. Вот мой кубик, в нем только два сектора – зеленого и красного цвета. Вопросы зеленого сектора – загадки о природе, красного сектора – жалобная книга природы.

(Приложение)

Учитель : Минута расставания приближается, друзья! Я думаю, что мы любим нашу природу и будем ее охранять. А она за это будет дарить нам много приятных минут.

Хочу, чтоб в мире было много света,

Хочу, чтоб в мире было много лета,

И на траве – зеленая роса.

Хочу, чтоб в мире было меньше плача,

А больше смеха, радости, удачи.

Улыбок детских, как цветенье зыбких

Цветов, сравнимых с детскою улыбкой.

Подставляйте солнышку ладошки,

Собирайте лучики в карман,

А затем, с любовью, понемножку,

Раздавайте близким и друзьям!

Приложение

Вопросы зеленого сектора :

Организмы, встречающиеся во всех природных зонах, и которые не могут жить без света, воды, воздуха (растения)

Его выделяют растения? (кислород)

Маленькие санитары природы, мы их не видим (микроорганизмы)

Распространенное вещество, встречающееся на земле в трех состояниях (вода)

Как надо поступить, если встретишь в тундре красиво цветущее растение? (зарисовать или сфотографировать его, полюбоваться им, но не срывать)

Зачем птицы поют? (Для птиц весенние песни – это серьезное и важное дело. Надо сказать, что поют только самцы. Своей песней как бы устанавливается невидимая граница участка)

Какой тундровый кустик не знает листопада? (брусника – вечнозеленое растение. С зелеными листьями она уходит под снег)

Растет вдоль дороги, лечит раны, ссадины. Что это за лекарственное растение? (подорожник)

Этой ягоде название дали, наверное, птицы. Клюют ее, и от слова клюв (клюква)

А у этого растения лист с одной стороны теплый, нежный, как мать, а с другой – холодный, как мачеха (мать-и-мачеха)

Задания красного сектора :

Какую «радость» принесут тундре эти «подарки» человека: клочки оберточной бумаги, пустые консервные банки, фантики от конфет, осколки стекла, пакет из целлофана, остатки еды (по каждому из объектов

Какую пользу приносит тундре трактор, вездеход? А какой вред?

Как вы думаете, что могут обозначать эти числа: 310, 258, 98, 40, 193? (эти числа обозначают количество видов и подвидов, занесенных в Красную книгу: 310 видов и подвидов млекопитающих, 258 видов и подвидов птиц, 98 видов и подвидов пресмыкающихся, 40 видов и подвидов земноводных, 193 видов и подвидов пресноводных рыб)

Почему нельзя трогать яйца в гнездах птиц? (птицы могут бросить яйца, и яйца погибнут)

На что может пожаловаться природа?

Литература:

    Свиридоновы Г. и М. Растения и здоровье: лечебные и пищевые свойства. – М.: Профиздат, 1992

    Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки (Мастерская учителя) – М.: ВАКО, 2004

    Классные часы: внеклассная работа: сост. М.А. Козлова. – М.: Издательство «Экзамен», 2011

Пояснительная записка

«Все мы пассажиры одного корабля по имени

Земля, значит, пересесть из него просто некуда»

Антуан де Сент-Экзюпери

Культура человека – понятие многоаспектное. Одна из важнейших составляющих народной традиционной культуры - экологическая культура человека, которая изначально строилась на таких фундаментальных основах, как труд, бережное отношение к природе, нравственность и уважение ко всему живому на Земле.

Рожденный природой, человек должен составлять с ней единое целое. Если в физическом плане это единство еще сохраняется (в силу того, что человек не может жить без природы), то духовное единство (то есть понимание законов природы и сознательное следование им) нарушено очень сильно. Так, например, великий французский натуралист, провозвестник теории эволюционного развития органического мира Жан Батист Ламарк в 1803 году в трактате «Философия зоологии» писал: «Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания». И чтобы современным людям выжить, им нужно изменить свое отношение к природе, по сути, на обратное: если человек до настоящего времени считал себя царем природы, то нужно стать на деле ее верным и надежным, любящим и сострадающим сыном. Любовь и почитание природы, бережливость и осторожность в обращении с ней – вот основа выживания современного человека и человечества в целом. Данный взгляд требует новых подходов к содержанию обучения в начальной школе, так как именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний, здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика, потребности в здоровом образе жизни. Эколого-валеологическое воспитание должно нацеливать подрастающего человека на реализацию развернутой парадигмы «человек – окружающая среда – здоровье». Для этого необходимо, чтобы подрастающее поколение задумалось над вопросами:

В чем конкретно выражается забота о природе каждого из нас? Что сделал каждый для того, чтобы было меньше затоптанных былинок, заломанных веток, небрежно брошенного мусора на берегу живительного ручья? Чтобы не было мазутного пятна на красочной лужайке? Чтобы мазутное пятно не разрослось на десятки и сотни километров мирового океана и сократилась озоновая дыра над Антарктидой? Что сделал каждый для того, чтобы жила природа, чтобы не порвалась тонкая и хрупкая нить ее доверия к человеку, на которой держится наша человеческая судьба?

Экологическую культуру нельзя привезти в страну как товары народного потребления из-за рубежа. Она рождается как результат взаимодействия природы, человека и культуры. Отсюда вытекает важнейшая социокультурная функция всех образовательных систем – обеспечить творческую трансляцию ценностей культуры, адекватной природе, в личности ученика, в обществе.

Пусть каждый помнит о своей ответственности перед жизнью, природой. Помнит, будучи дома и на природе. Помнит, ступая по траве и собирая растения для салата, лекарства, чая. Помнит, собирая ветки для костра и уходя от потухшего кострища. Пусть помнит каждый, что и от него в конечном итоге зависит, будут живы или погибнут травинка, пташка, зверь.

Содержание данной разработки включает в себя, кроме научно-познавательных сведений, учитывающих особенности природы родного края, аксиологические и нормативные компоненты, обеспечивающие понимание ценности тех или иных объектов природы, соблюдение правил (предписаний и запретов) поведения человека и его деятельности в природе и социуме. Показ ребенку его личной причастности к необходимости решения экологических проблем не на отвлеченном уровне, а на конкретном, способствует формированию у учащихся собственных нравственных обязательств, нравственных чувств и этического сознания.

Цель мероприятия: Расширить представления учащихся о многообразии объектов природы и на этой основе способствовать формированию умений оценивать их значимость в природе и жизни человека, формированию у младших школьников патриотических и гражданских чувств.

Задача

Ожидаемый результат

учить находить взаимные связи между природными условиями среды и ее обитателями, деятельностью человека и состоянием природного окружения

умение объяснять влияние деятельности людей на природу, знание о принятых в обществе нормах отношения к природе и сознательное соблюдение этих норм

развивать у детей понимание ценности природы

как источника духовных и физических сил человека

сформированность уважительного отношения к родному краю, культуре, природе нашего края, осознание целостности окружающего мира, осознание взаимозависимости благополучия среды и человека

развивать чувство удивления и восхищения

понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством

На Чукотке произрастает свыше 900 видов высших растений, более 400 видов мхов и столько же лишайников. Даже флора острова Врангеля - самого северного участка суши Чукотки - насчитывает не менее 385 видов растений, что значительно больше, чем флора любого равновеликого острова в зоне Арктики.

На первый взгляд, растительность здесь очень бедна. Лишь иногда в долинах рек можно встретить светлохвойные леса из худосочных даурских лиственниц и карликовых березок, и уж совсем редко - реликтовые чозениево-тополевые леса. Чаще встречаются тундры с неприхотливой кустарниковой ольхой и кедровым стлаником, осокой и пушицей, голубикой и брусникой. Наиболее же типичен ландшафт горных и арктических тундр с мелкими, прижатыми к земле кустарничками, травами, мхами и лишайниками.

Между тем эта растительная скудость скорее видимая: на Чукотке произрастает свыше 900 видов высших растений, более 400 видов мхов и столько же лишайников. Даже флора острова Врангеля - самого северного участка суши Чукотки - насчитывает не менее 385 видов растений, что значительно больше, чем флора любого равновеликого острова в зоне Арктики.

Чукотский автономный округ находится в нескольких природных зонах, и потому его растительный покров весьма разнообразен. Здесь можно выделить зону арктической пустыни (куда входят острова Врангеля и Геральд, а также узкая полоса суши вдоль побережья Северного Ледовитого океана), зону типичных и южных гипоарктических тундр и лесотундры (Западная Чукотка, Чукотской полуостров, Нижнеанадырская низменность, южная часть бассейна реки Анадырь и Беринговский район), а также зону лиственничной тайги (бассейны рек Анюй и Омолон).

Не менее разнообразен и животный мир Чукотки, который принадлежит типичному "арктическому комплексу" с центром в Аляске и достаточно уникален для Российского Севера, поскольку многие виды арктической фауны дальше Чукотки на запад не распространяются.

В Беринговом море обитает 402 вида рыб (65 семейств), причем, из них 50 видов и 14 семейств - промысловые. Объектами промысла служат также 4 вида крабов, 4 вида креветок, 2 вида головоногих моллюсков. Около 30 видов пресноводных рыб обитает во внутренних водоемах округа, добываются же, в основном, лососи, гольцы и сиги, а также хариус, корюшка, щука, чир и налим.

Многочисленны птицы: тундровые куропатки, утки, гуси, лебеди; на побережье - кайры, гаги и чайки, образующие "птичьи базары". Всего их насчитывается около 220 видов.

Водятся здесь белый и бурый медведи, северный олень, снежный баран, соболь, рысь, волк, песец, росомаха, горностай, бурундук, заяц-беляк, лисица, ондатра, норка и др.

Моря богаты морским зверем: моржом, нерпой и китами.

Много насекомых: комаров, мошек, слепней.

В Красную книгу Российской Федерации занесены белый медведь и снежный баран, морские млекопитающие нарвал, горбач, финвал, сейвал, серый и синий киты, малый полосатик, а также 24 вида птиц.

В округе действуют природный заповедник "Остров Вранлегя", природно-этнический парк "Берингия", государственный зоологический заказник республиканского значения "Лебединый", государственные природные заказники регионального (окружного) значения "Автоткууль", "Туманский", "Тундровый", "Усть-Танюрерский", "Чаунская губа", "Теюкууль", "Омолонский".

Кроме того, на территории Чукотского автономного округа находится 20 памятников природы регионального значения.

Русская Цивилизация

Методическое пособие по

эколого-краеведческому воспитанию,

педагогам ДО для работы

с детьми и родителями .

DIV_ADBLOCK95">


Поэтому мы имеем возможность знакомиться, любоваться, с растительным и животным миром тундры и моря.

Влажность" href="/text/category/vlazhnostmz/" rel="bookmark">влажности появляются злаки и разнотравье. Реки текут в высоких торфяных берегах. Сухие щебнистые повышения на равнинах и нижние части горных склонов заняты лишайниками. Одни растения растут небольшими дерновниками (например, куропаточья трава), которые перемежаются с промежутками обнаженной почвы, сливаются в сплошные ковры. Некоторые растения образуют подушки (камнеломки) или стелются по почве, закрывая ее своими густыми ветвями (арктические ивы и березы). Прижатые к земле побеги и листья зимой хорошо защищены снежным покровом. Для растений характерны небольшие размеры. Из лишайников в тундре наиболее распространены кустистые лишайники ягеля и листоватые лишайники.

Зеленые мхи образуют сплошной покров, который служит естественной защитой от протаивания вечной мерзлоты. Вечнозеленые плауны образуют небольшие дерновники из стелющихся ветвистых побегов; лишайники разнообразных форм - листоватые, трубчатые, накипные - придают тундре особое очарование.

У нас типичная осоково-пушицевая кочкарная тундра . По берегам проток рек вытянулись кустарниковые ивняки, осоковые луга и хвощовые болота. На галечнике, вдоль многочисленных речушек, где скапливается много снега, растут ольхи и березы. Кора кустарникового ольховника используется коренными жителями для дубления и окраски оленьей кожи в ярко-оранжево-красный цвет; при копчении мяса и рыбы. Настойку сережек, собранных зимой, используют для лечения, листья прикладывают к гнойным ранам.


Карликовая береза является характерным компонентом растительного покрова тундры. Хорошо поедается северным оленем весной и ранним летом. Голубичные заросли – основной компонент кустарничковых и горных тундр.

Рельеф Чукотки предопределяет низменные равнины, нагорья и горные цепи. Низменности, как правило, примыкают к морским заливам; сложены галечниками, песками и глинами. Их рельеф имеет равнинно-холмистый характер. Вершины гор мягко очерчены и плавны, но местами имеют резкий характер с каменными стенами и столбами. Такие возвышенности называются сопками, в горах снежники сохраняются почти все лето.

Бывает, что тундра и холодные пустыни развиваются и соседствуют в одних и тех же климатических условиях. Горные растения спускаются с сопок на равнину, а так как горы и равнины часто соседствуют, то растения гольцов встречаются и на равнинных тундрах.

Сочетание рельефа, почвы, климата, растительности, животного мира или природной зоны с природными факторами называют экосистемой (экосистема природной зоны – тундра).

В тундре много грибов, в некоторые теплые и дождливые годы грибы растут с июля и до сентября, причем сохраняются под снегом всю зиму.

Кольчатая нерпа . Самцы несколько крупнее самок. Голова небольшая, морда короткая. Обитает во всех северных морях. Живут более 40 лет. Наиболее массовый вид тюленей. Основная пища белых медведей. Держится преимущественно в прибрежной зоне, чаще в заливах, проливах и устьях рек, однако встречается и в открытом океане, вплоть до Северного полюса. Зимой живёт во льдах. Детёныши (1-2) рождаются на льду, размер новорождённых 60 см.

Крылатка, или полосатый тюлень . Длина тела до 1,6 м, масса до 150 кг. Питается зверь преимущественно рыбами и беспозвоночными. Щенится весной на льдах, средний размер новорожденных 85 см. Обитает только в северной части Тихого океана и в южной части Чукотского моря. Места летнего обитания изучены плохо, так как на сушу крылатка никогда не выходит. На добычу крылатки тоже установлены ограничения.

Морской заяц или лахтак. Самый крупный тюлень в фауне России. Самцы и самки практически неразличимы. Предпочитают побережья с большим количеством островов, живут осёдло. При образовании припая отступают к дрейфующим льдам

Морж. Самки меньше самцов. Туловище вытянутое голова округлая, небольшая, спереди приплюснута, ушных раковин нет; на верхней губе расположены в несколько рядов жёсткие усы. Из верхней челюсти по углам рта выступают клыки. Хвост короткий, едва заметный, кожа толстая, морщинистая. У самцов шея и грудь покрыты шишками и шрамами. Волосяной покров редкий, короткий, у старых зверей отсутствует. Морж распространён во всех арктических морях. Береговые лёжки находятся на острове Врангеля, Чукотке, Новой Земле и т. д. Обитает преимущественно на мелководных участках морей. По суше или льду передвигается неуклюже. При быстром плавании гребёт задними конечностями. Может пырять на глубину до 90 м и оставаться под водой 20 минут. Спит на воде как в горизонтальном, так и в вертикальном положении благодаря подкожным воздушным мешкам. Много времени проводит на льду или суше. Питается преимущественно моллюсками, которых добывает на морском дне, Некоторые самцы могут хищничать, охотясь на нерп (по-чукотски такой морж называется келюч). Эти звери могут быть опасны и для человека. Зимой на льду самка рождает детёныша.

Моржей издавна добывают ради мяса и жира; шкуры используют для постройки жилищ и лодок. Из бивней, “рыбьего зуба”, изготавливают инструменты для охоты, различные украшения. Коренное население Севера широко использует все части туши, в том числе желудок, кишки сухожилия, кости. Особенно большую роль промысел играет в жизни эскимосов и чукчей. Запрет и ограничения добычи привели в последние десятилетия к росту численности моржей. В России промысел разрешён только для коренного населения Якутии и Чукотки.

Среди плавучих льдов, тесно связанных с участками побережья обитает белый медведь .

Это самый крупный из ныне живущих наземных хищников, сильный и ловкий, способен к быстрому бегу, легко перепрыгивает через гряды льдов, делает прыжки с высоты нескольких метров в воду и на лёд, цепляясь когтями, выбирается на почти отвесные льдины и айсберги . Прекрасно плавает и хорошо ныряет, оставаясь под водой до двух минут

От близкого к нему бурого медведя отличается удлинённым и более узким туловищем, длинной подвижной шеей, относительно небольшой головой со спрямлённым профилем, короткими округлыми ушами, слабо выступающими из волосяного покрова. Ступни массивные, с густоопушенными нижними поверхностями, когти слабоизогнутые, острые. Хвост короткий, скрыт в волосяном покрове. Мех зимой очень густой, но более короткий и жесткий, чем у бурого медведя. Летний мех короче зимнего. Окраска одинакова у самцов и самок, изменяется от белой и желтоватой (осенью и зимой) до соломенно-жёлтой, серой или почти бурой (в конце лета). Медведи, как правило, активны круглый год и постоянно кочуют среди льдов, достигал при этом Северного полюса и его окрестностей. Тяготеют к участкам открытой воды. Странствуя, нередко оказываются на суше и могут задержаться там, если льды отойдут от берегов. Основной корм - несколько видов тюленей, в основном кольчатая нерпа и морской заяц (лахтак). Оказавшись на суше, кормятся леммингами, птицами и их яйцами, растительной пищей - кустарничками, травами, ягодами, могут перейти к питанию отбросами у человеческого жилья. Переносят длительные голодовки. В декабре - феврале самка рождает 1 - З слепых и голых медвежат. К трехмесячному возрасту они покрываются густым мехом и становятся способными к кочёвкам вместе с матерью. В возрасте месяцев медвежата начинают добывать корм самостоятельно, хотя более года питаются молоком матери. Семья сохраняется около двух лет (медведица приносит потомство обычно раз в 3 года). Врагов и конкурентов, за исключением человека, у белого медведя практически нет. Медведи издавна добывались местным населением Севера ради шкур, мяса и жира.

Хорошо переносят неволю и содержатся во многих зоопарках мира. На человека нападают редко, однако, проявляя любопытство, могут подойти на близкое расстояние, поэтому лучше держаться на расстоянии друг от друга. Вид включён в красную книгу РСФСР.

Обильнее всего на Чукотке заселены морские побережья, где животные и птицы
находят корм в море. На скалистых берегах встречаются птичьи базары, где
гнездятся десятки тысяч птиц. Наиболее многочисленны толстоклювая кайра, тихоокеанский чистик, ипатка, топорок. Рядом с птичьими базарами обычно обитают хищные птицы. Обитатели базаров различаются по способам добычи пищи. Самая северная в мире белая чайка питается рыбой, рачками, а также остатками добычи белых медведей, которых нередко подолгу сопровождает во льдах. Моевки ловят в основном мелкую рыбу, а конюги - мелких беспозвоночных. Бургомистр поедает птенцов и яйца.
Чайки, бакланы, утки, черные казарки, кайры, полярные крачки, кулики, гаги - эти птицы много времени проводят на воде, хорошо ныряют. Питаются мелкими моллюсками ракообразными, мелкими рыбками; при отливе на берегу тоже остается много еды. У побережий могут появляться только для размножения.

Морская чайка - крупная птица, клюв массивный, жёлтый с красным пятном на подклювье. Ноги серовато-красные. У взрослой птицы летом спина и крылья чёрные, остальное оперение белое; зимой на боках головы и шее бурые пестрины. Морская чайка гнездится на морских побережьях отдельными парами и колониями разной величины. Питается рыбой, а также яйцами и птенцами других птиц, ягодами, различными отбросами. Зимует в прибрежных морских водах.

Белая чайка - птица среднего размера, размах крыльев около метра. Оперение у взрослой птицы белое, молодой - с пестринами. Клюв небольшой, серый, ноги чёрные. Хорошо ходит по суше, на воду садится неохотно. Часто издаёт резкий и звучный крик. Гнездится отдельными парами и колониями разной величины как на скалах, даже на айсбергах, так и на равнинах. У гнезда очень агрессивна. В кладке 1 - 3 буровато-серых яйца. Вне периода гнездования держится в открытом море, у границ плавучих льдов. Кормится рыбой, морскими беспозвоночными, отбросами зверобойного промысла, падалью, а также остатками пищи белых медведей. Зимой кочует среди льдов, часто сопровождает белых медведей. Это самая северная в мире чайка, круглый год обитает в высоких широтах. В Российской Арктике - 20 тыс. особей. Вид включён в Красную книгу РФ.

Полярная чайка - крупная чайка, размах крыльев до полутора метров. Клюв мощный, красный у основания и сероватый на конце, ноги светло-красные. Верх тела и крыльев взрослых птиц сероватого цвета, пив белый; молодые птицы серые. Хорошо летает, плавает, ходит по суше. Крик громкий, грубый. Питается леммингами, рыбой, яйцами и птенцами.

DIV_ADBLOCK101">

Растительный и почвенный покров тундры очень ранимый. Чтобы разрушить тысячелетние тундровые почвы, достаточно проехать по ним гусеницами вездехода . Многим знакомы удручающие картины густых сетей вездеходных дорог, окружающих посёлки. Известно, что после шести проездов по колее отечественных гусеничных вездеходов растительный покров разрушается полностью, что приводит к резкому увеличению температуры верхнего слоя почвы, а вследствие этого - к ускорению термоэрозии и термокарста, к текучести и сползанию грунтов, а также росту оврагов. В этих местах образуются впадины с водой, болота, озёра, которые быстро разрастаются на месте сухопутной тундры. Водители не всегда соблюдают установленные для транспорта маршруты, беспорядочно бороздят просторы тундры. В решении этих проблем заслуживает внимания зарубежный опыт, в частности - использование колёсных вездеходов с шинами низкого давления, прокладка постоянных дорог по насыпям из гравия, использование гусеничного транспорта только в зимнее время.

Свалки отходов жизнедеятельности людей покрывают огромные площади у населённых пунктов. Консервные банки, изделия из полиэтилена могут разложиться через несколько десятков или сотен лет, чтобы истлела бумага, должно пройти 2-3 года. Битое стекло не разлагается, а в солнечную погоду может сыграть роль линзы и вызвать опасный тундровой пожар. Чего только стоят (и не только, а главное - не столько в денежном отношении) многие миллионы и миллионы металлических бочек из-под бензина, дизельного топлива и других видов горючего, разбросанных по тундре. Захламляют тундру охотники, ягодники и грибники. На местах отдыха людей часто остаются битое стекло, мусор, сломанные кустарники, следы кострищ, разоренные птичьи гнёзда. Уходя с места отдыха, необходимо тщательно убрать его, закопать мусор, консервные банки, стеклянную посуду и погасить костёр. Его можно залить водой, засыпать землей или песком, а зимой – снегом, не уходить от костра, не потушив его полностью. Тяжёлые последствия растительному и животному миру тундры приносят пожары. Возможно, только лет через 30 они восстановятся, но пожары губят почвенный слой, и происходят те же явления, что и от гусениц вездеходов, то есть начинается протаивание вечной мерзлоты. Детям нельзя ходить в тундру одним без взрослых и разводить костры. Взрослым надо правильно обращаться с огнём, строго выполняйте правила пожарной безопасности . Огонь разводить на открытых местах, на песчаных берегах рек и озёр, соорудив для костра очаг из камней или ветрозащитные стенки. Дрова для костра лучше приносить с собой, не использовать легковоспламеняющиеся жидкости.

Всё большего внимания требует к себе проблема охраны редких исчезающих видов растений, а также редких растительных сообществ, часто служащих убежищами реликтовых видов растений. Во второе издание "Красной книги СССР" (1984) включено лишь семь видов арктических растений, в "Красной книге России" (19северных вида. Нельзя рвать букеты цветов, около 50 ценных северных их видов на грани уничтожения. Собирая растения для гербария, осторожно срезать ножом, не ломать, брать нужное количество. Также разумно собирать лекарственные растения, нужно знать не только об их пользе, но и разбираться в способах и времени сбора. При сборе грибов их надо не срезать ножом, а выкручивать их грибницы, т. к. после среза оставшаяся часть ножки, а затем сама грибница начинает загнивать. В следующий сезон грибов на этом месте может не быть. Там же, где климат сухой, грибы нужно не выкручивать, а срезать.

Запрещается сбор яиц, разорение гнёзд, раскапывание нор, а также другие действия, препятствующие размножению птиц и зверей. Нельзя трогать гнезда птиц и яйца в нём, отодвигать траву и ветки, чтобы не нарушить их маскировку. Потревоженная птица бросает гнездо, погибают ещё не вылупившиеся птенцы или те, которые уже проклюнулись. У потерявшегося на наш взгляд беспомощного птенца, всегда рядом находятся его родители. Нельзя убивать птиц, даже хищных - они санитары тундры. Охота на некоторые виды птиц разрешается с особых разрешений, в определенное время и количестве.

Многие, если не все, беды природы нашего Севера связаны, конечно же, с отношением человека к Арктике лишь как к источнику ресурсов и как к месту временного проживания. Охрана тундры, это, прежде всего охрана природной среды обитания оленей, исчезают мхи и лишайники, которыми питаются олени. Испокон веку коренные жители умеют брать у природы так и столько, чтобы не причинить ей, а значит и себе, ущерба.

Необходимо сегодня воспитывать у подрастающего поколения чувство ответственности перед природой. Общение их с миром природы заставляет детей задуматься об ответственности каждого из нас за все, что в ней происходит. Они должны понять: следует не только сочувствовать объектам природы, но и оказывать им непосредственную, реальную и действенную помощь.

Использование регионального компонента в воспитании и образовании детей дошкольного возраста предполагает активную поисково-познавательную деятельность педагогов, родителей и детей в сборе информации о своем крае, создании фото и видеоматериалов.

Составила,

зам. директора по ДВ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: