Крылатые ракеты п 700 гранит. Российские ракеты «Гранит» - смертельная опасность для флота США. Основные характеристики плур

Черт, как же мне нравится эта машина! Сверхзвуковой крылатый корабль с хищным, продолговатым фюзеляжем и острыми треугольниками плоскостей. Внутри, в тесной кабине пилота, взгляд теряется среди десятков циферблатов, тумблеров и переключателей. Вот ручка управления самолетом, удобная, из ребристой пластмассы. В нее встроены кнопки управления . Левая ладонь сжимает ручку управления двигателем, прямо под ней пульт управления закрылками. Впереди стеклянный экран, на него проецируется изображение прицела и показания приборов – быть может, в нем когда-то отражались силуэты «Фантомов», но сейчас прибор отключен и потому совершенно прозрачен…

Пора покидать кресло пилота – внизу, у лестницы, столпились другие желающие попасть в кабину МиГ-21. Последний раз окидываю взглядом синюю панель приборов и спускаюсь с трехметровой высоты на землю.
Уже прощаясь с МиГом, я неожиданно представил, как 24 таких же самолета движутся где-нибудь под поверхностью Атлантики, ожидая своего часа в пусковых шахтах атомной субмарины. Такой боекомплект противокорабельных ракет находится на борту российских «убийц авианосцев» - подводных атомоходов пр. 949А «Антей». Сравнение МиГа с крылатой ракетой - не преувеличение: массогабаритные характеристики ракеты комплекса П-700 «Гранит» приближаются к характеристикам МиГ-21.

Твердость гранита

Длина исполинской ракеты - 10 метров (в некоторых источниках - 8,84 метра без учета СРС), размах крыла «Гранита» – 2,6 метра. Истребитель МиГ-21Ф-13 (в дальнейшем мы будем рассматривать эту известную модификацию) при длине фюзеляжа 13,5 метров, имеет размах крыла 7 метров. Казалось бы, отличия существенные – самолет крупнее ПКР, но последний аргумент должен убедить читателя в правильности наших рассуждений. Стартовая масса ПКР «Гранит» равна 7,36 тонны, в это же время, нормальная взлетная масса МиГ-21Ф-13 составляла… 7 тонн. Тот самый МиГ, который дрался с «Фантомами» во Вьетнаме и сбивал «Миражи» в раскаленном небе над Синаем, оказался легче советской противокорабельной ракеты!


П-700 "Гранит"



Сухая масса конструкции МиГ-21Ф-13 составляла 4,8 тонны, еще 2 тонны приходилось на топливо. В процессе эволюции МиГа взлетная масса увеличилась и, у наиболее совершенного представителя семейства МиГ-21бис достигла 8,7 тонн. При этом масса конструкции подросла на 600 кг, а запас топлива увеличился на 490 кг (что никак не отразилось на дальности полета МиГ-21бис – более мощный двигатель «сожрал» все резервы).

Фюзеляж МиГ-21, как и корпус ракеты «Гранит» представляет собой сигарообразное тело со срезанными передними и задними концами. Носовая часть обеих конструкций выполнена в виде воздухозаборника с регулируемым с помощью конуса входным сечением. Как и на истребителе, в конусе «Гранита» располагается антенна РЛС. Но, несмотря на внешнее сходство, в конструкции ПКР «Гранит» имеется немало отличий.


Рассекреченное фото. Так выглядит боевая часть ПКР "Гранит"


Компоновка «Гранита» значительно плотнее, корпус ракеты имеет большую прочность, т.к. «Гранит» рассчитывался на подводный старт (на атомных крейсерах «Орлан» перед запуском в ракетные шахты закачивают забортную воду). Внутри ракеты находится огромная боевая часть массой 750 кг. Мы говорим о вполне очевидных вещах, но сравнение ракеты с истребителем неожиданно приведет нас к необычному выводу.

Полет на пределе возможностей

Вы бы поверили фантазеру, утверждающему, что МиГ-21 способен пролететь дистанцию 1000 километров на предельно малой высоте (20-30 метров над поверхностью Земли), на скорости, в полтора раза превышающей скорость звука? При этом неся в своем чреве огромный боеприпас массой 750 килограммов? Разумеется, читатель недоверчиво покачает головой – чудес не бывает, МиГ-21 в крейсерском режиме на высоте 10 000 м мог преодолеть 1200-1300 километров. Кроме того, МиГ, в силу своей конструкции, мог показать свои отличные скоростные качества только в разреженной атмосфере на больших высотах; у поверхности земли скорость истребителя ограничивалась 1,2 скоростями звука.

Скорость, форсаж, дальность полета… Для двигателя Р-13-300, расход топлива в крейсерском режиме 0,931 кг/кгс*час., на форсаже - достигает 2,093 кг/кгс*час. Даже увеличение скорости не сможет компенсировать резко возросший расход топлива, кроме того, в таком режиме никто не летает больше 10 минут.

Согласно книге В. Марковского «Жаркое небо Афганистана», где подробно описываются боевая служба 40-й армии и Туркестанского военного округа, истребители МиГ-21 регулярно привлекались к нанесению ударов по наземным целям. В каждом эпизоде боевая нагрузка МиГов состояла из двух 250 кг бомб, а во время сложных вылетов, она вообще сокращалась до двух «соток». При подвеске более крупных боеприпасов стремительно сокращалась дальность полета, МиГ становился неповоротлив и опасен в пилотировании. Необходимо учесть, речь идет о наиболее совершенных модификациях «двадцать первого», применявшихся в Афганистане - МиГ-21бис, МиГ-21СМ, МиГ-21ПФМ и т.д.

Боевая нагрузка МиГ-21Ф-13 состояла из одной встроенной пушки НР-30 с боекомплектом 30 снарядов (масса 100 кг) и двух управляемых ракет «воздух-воздух» Р-3С (масса 2 х 75 кг). Осмелюсь предположить, что максимальная дальность полета 1300 км была достигнута вообще без внешних подвесок.


Силуэт F-16 и ПКР "Гранит". Cоветская ракета выглядит солидно даже на фоне крупного F-16 (взлетная масса 15 тонн)

.
Противокорабельный «Гранит» более «оптимизирован» для маловысотного полета, площадь фронтальной проекции ракеты, меньше чем у истребителя. У «Гранита» отсутствует убирающееся шасси и тормозной парашют. И все-таки, на борту противокорабельной ракеты меньше топлива – пространство внутри корпуса отнимает 750 кг боевая часть, пришлось отказаться от топливных баков в консолях крыла (у МиГ-21 их два: в носовой и средней корневой части крыла).

Учитывая, что «Граниту» придется прорываться к цели на предельно малой высоте, сквозь плотнейшие слои атмосферы, становится понятно, почему реальная дальность полета П-700 намного меньше заявленной в 550, 600 и, даже, 700 километров. На ПМВ на сверхзвуке дальность полета тяжелой противокорабельной ракеты составляет 150…200 км (в зависимости от типа БЧ). Полученное значение полностью совпадает с тактико-техническим заданием ВПК при СМ СССР от 1968 г. на разработку тяжелой противокорабельной ракеты (будущего «Гранита»): 200 км на маловысотной траектории.

Отсюда следует еще один вывод – красивая легенда о «ракете-лидере» остается всего лишь легендой: низколетящая «стая» не сможет следовать за «ракетой-лидером», летящей на большой высоте.
Впечатляющая цифра 600 километров, которая часто появляется в СМИ, справедлива только для высотной траектории полета, когда ракета следует к цели в стратосфере, на высоте от 14 до 20 километров. Этот нюанс влияет на боевую эффективность ракетного комплекса, летящий на большой высоте объект может быть легко обнаружен и перехвачен - мистер Пауэрс свидетель.

Легенда о 22 ракетах

Несколько лет назад один уважаемый адмирал опубликовал воспоминания о службе 5-ой ОПЭСК (Оперативной Эскадры) ВМФ СССР в Средиземном море. Оказывается, еще в 80-е году советские моряки точно рассчитали количество ракет для поражения авианосных соединений Шестого американского . Согласно их выкладкам, ПВО АУГ способна отразить одновременный удар не более 22-х сверхзвуковых противокорабельных ракет. Двадцать третья ракета гарантировано поражает авианосец, а дальше начинается адская лотерея: 24-я ракета может быть перехвачена ПВО, 25-я и 26-я снова прорвут оборону и попадут в корабли…
Бывший моряк говорил правду – одновременный удар 22 ракет это предел для ПВО авианосной ударной группировки. В этом легко убедиться, самостоятельно рассчитав возможности Иджис-крейсера типа «Тикондерога» по отражению ракетных атак.


USS Lake Champlain (CG-57) - ракетный крейсер типа "Тикондерога"


Итак, атомный подводный крейсер пр. 949А «Антей» вышел на дистанцию запуска 600 км, успешно решена проблема с целеуказанием.
Залп! – 8 «Гранитов» (максимальное число ракет в залпе) пробивают толщу воды и, взметнувшись огненным смерчем на высоту 14 километров, ложатся на боевой курс…

Согласно фундаментальным законам природы, сторонний наблюдатель сможет увидеть «Граниты» на дальности 490 километров – именно на таком расстоянии ракетная стая, летящая на высоте 14 км, поднимается над горизонтом.
По официальным данным, фазированная антенная решетка РЛС AN/SPY-1 способна обнаружить воздушную цель на дальности 200 американских миль (320 км). Эффективная площадь рассеяния истребителя МиГ-21 оценивается в пределах 3…5 кв. метров – это достаточно много. ЭПР ракеты меньше – в пределах 2 кв. метров. Грубо говоря, радар Иджис-крейсера обнаружит угрозу на расстоянии 250 км.

Групповая цель, расстояние … пеленг … Смятенное сознание операторов командного центра, обостренное импульсами страха, видит 8 страшных «засветок» на экране радара. Зенитное оружие к бою!
Полминуты потребовалось команде крейсера на подготовку к ракетной стрельбе, с лязгом откинулись крышки УВП Марк-41, первый Standard-2ER (extended range – «большой дальности») выбрался из пускового контейнера, и, распушив свой огненный хвост, исчез за облаками…за ним еще один…и еще…
За это время «Граниты» на скорости 2,5М (800 м/с) приблизились на 25 километров.


По официальным данным, пусковая установка Марк-41 может обеспечить темп выпуска ракет 1 ракета в секунду. На «Тикондероге» две пусковые установки: носовая и кормовая. Чисто теоретически предположим, что реальная скорострельность в боевых условиях в 4 раза меньше, т.е. Иджис-крейсер выпускает за минуту 30 зенитных ракет.

Standard-2ER, как и все современные ЗУР большой дальности, представляет собой ракету с полуактивной системой наведения. На маршевом участке траектории «Стандарт» летит в направлении цели, ведомый дистанционно перепрограммируемым автопилотом. За несколько секунд до точки перехвата, включается головка самонаведения ракеты: РЛС на борту крейсера «подсвечивает» воздушную цель и ГСН ракеты ловит отраженный от цели сигнал, рассчитывая свою опорную траекторию.

Примечание. Осознав этот недостаток зенитных ракетных комплексов, американцы возликовали. Ударные самолеты могут безнаказанно атаковать морские цели, сбрасывая с узлов подвески «Гарпуны» и тут же «смываться», ныряя на предельно малую высоту. Отраженный луч пропал – зенитная ракета беспомощна.
Сладкая жизнь летчиков закончится с появлением зенитных ракет с активным наведением, когда ЗУР станет самостоятельно подсвечивать цель. Увы, ни перспективная американская «Стандарт-6», ни «дальняя» ракета комплекса С-400 с активным наведением, до сих пор не могут успешно пройти испытания – конструкторам еще предстоит решить много технических вопросов.
Останется главная проблема: Радиогоризонт. Ударным самолетам даже не обязательно «светиться» на радаре – достаточно выпустить ракеты на самонаведении, оставаясь незамеченными ниже радиогоризонта. Точное направление и координаты цели «подскажет» им самолет ДРЛО, летящий в 400 км позади ударной группы. Впрочем, и здесь можно найти управу на обнаглевших авиаторов – не зря для ЗРК С-400 создана ракета большой дальности.


На надстройке Иджис-крейсера хорошо заметны два полотна ФАР радара AN/SPY-1 и две РЛС подсветки целей AN/SPG-62 на крыше надстройки


Возвращаемся к противостоянию 8 «Гранитов» и «Тикондероги». Несмотря на то, что система «Иджис» способна одновременно вести обстрел 18 целей, на борту крейсера имеется лишь 4 радара подсветки AN/SPG-62. Одно из преимуществ «Иджиса» в том, что помимо наблюдения за целью, БИУС автоматически контролирует количество выпущенных ракет, рассчитывая стрельбу так, чтобы в каждый момент времени на конечном участке траектории находится не более 4-х из них.

Финал трагедии.

Противники быстро сближаются друг с другом. «Граниты» летят со скоростью 800 м/с. Скорость зенитных «Стандарт-2» 1000 м/с. Начально расстояние 250 км. 30 секунд ушло на принятие решения о противодействии, за это время расстояние сократилось до 225 км. Путем несложных вычислений было установлено, что первый «Стандарт» встретится с «Гранитами» через 125 секунд, в этот момент расстояние до крейсера будет равно 125 км.

На самом деле ситуация американцев гораздо хуже: где-то на расстоянии 50 км от крейсера, головки самонаведения «Гранитов» засекут «Тикондерогу» и тяжелые ракеты начнут пикировать на цель, исчезнув на время из зоны видимости крейсера. Они возникнут вновь на удалении 30 километров, когда будет уже слишком поздно что-либо предпринимать. Зенитные автоматы «Фаланкс» не смогут остановить ватагу русских монстров.


Запуск ЗУР Standard-2ER с эсминцев "Арли Берк"


В запасе у ВМС США остается всего 90 секунд – именно за такое время «Граниты» преодолеют оставшиеся 125 - 50 = 75 километров и спикируют на малую высоту. Эти полторы минуты «Граниты» будут лететь под непрерывным обстрелом: «Тикондерога» успеет выпустить 30 х 1,5 = 45 зенитных ракет.

Вероятность поражения самолета зенитными ракетами обычно дается в пределах 0,6…0,9. Но табличные данные не совсем соответствуют действительности: во Вьетнаме на один сбитый «Фантом» зенитчики тратили 4-5 ракет. Высокотехнологичный «Иджис» должен быть эффективнее радиокомандного ЗРК С-75 «Двина», тем не менее, инцидент со сбитием иранского пассажирского «Боинга» (1988 г.) не дает четких доказателств увеличения эффективности. Не мудрствуя лукаво, примем вероятность поражения цели 0,2. Не каждая птица долетит до середины Днепра. Только каждый пятый «Стандарт» поразит цель. Боевая часть содержит 61 килограмм мощного бризанта – после встречи с зенитной ракетой, «Гранит» не имеет шансов добраться до цели.
В итоге: 45 х 0,2 = уничтожено 9 целей. Крейсер отбил ракетную атаку.
Немая сцена.

Последствия и выводы.

Иджис-крейсер, вероятно, способен в одиночку отбить восьмиракетный залп атомного подводного ракетоносца пр. 949А «Антей», израсходовав при этом около 40 зенитных ракет. Отобьет и второй залп – для этого у него достаточно боекомплекта (в 122 ячейках УВП размещаются 80 «Стандартов»). После третьего залпа крейсер погибнет смертью храбрых.
Конечно, в составе АУГ не один Иджис-крейсер… С другой стороны, в случае прямого военного столкновения, авианосную группировку должны были атаковать разнородные силы советской авиации и флота. Остается поблагодарить судьбу, что мы не увидели этого кошмара.

Какие можно сделать выводы из всех этих событий? А никаких! Все вышесказанное было справедливо только для могучего Советского Союза. Советские моряки, как и их коллеги из стран НАТО, давно знали, что противокорабельная ракета превращается в грозную силу только на предельно малой высоте. На больших высотах нет спасения от огня ЗРК (мистер Пауэрс свидетель!): воздушная цель становится легко обнаружима и уязвима. С другой стороны, дистанции пуска в 150…200 км было вполне достаточно, чтобы «прищучить» авианосные группировки. Советские «щуки» не единожды царапали перископами днища авианосцев ВМС США.


Конечно, здесь нет места «шапкозакидательским» настроениям – американский флот был тоже силен и опасен. «Полеты Ту-95 над палубой авианосца» в мирное время, в плотном кольце перехватчиков «Томкэт», не могут служить достоверным доказательством высокой уязвимости АУГ; требовалось подобраться к авианосцу незамеченным, а это уже требовало определенных умений. Советские подводники признавали, что тайно приблизиться к авианосной группировке были делом непростым, для этого был нужен высокий профессионализм, знание тактик «вероятного противника» и Его Величество Случай.

В наше время американские АУГи не представляют угрозы для сугубо континентальной России. Никто не станет использовать авианосцы в «маркизовой луже» Черного моря - в этом регионе есть крупная авиабаза «Инжирлик» на территории Турции. А в случае глобальной ядерной войны авианосцы станут далеко не первостепенными целями.

Что касается противокорабельного комплекса «Гранит», то сам факт появления такого оружия стал подвигом советских ученых и инженеров. Только сверхцивилизация была способна создавать такие шедевры, сочетающие в себе самые передовые достижения электроники, ракетной и космической техники.

Табличные значения и коэффициенты - www.airwar.ru

Противокорабельная ракета П-700
комплекса ракетного оружия «Гранит»

Ракета 3М45 / SS-N-19 SHIPWRECK комплекса «Гранит» в музее «НПО Машиностроение», г. Реутов.

Классификация

История производства

СССР Страна производства
НПО машиностроения (ОКБ-52) Разработчик
В. Н. Челомей Главный конструктор
1969 - 1983 годы Годы разработки
ноябрь 1975 - июль 1983 года Начало испытаний
П-500П;
«Гранит» с ПВРД;
ОКР «Гранитит» / комплекс 3К45-2 «Гранит-2»,
ракета 3М45-2
Модификации

История эксплуатации

Геометрические и массовые характеристики

Силовая установка

Лётные данные

на высоте

у земли/воды

ПКРК «Гранит» - Универсальный противокорабельный ракетный комплекс «Гранит» с крылатой ракетой дальнего радиуса действия П-700, подводно-надводного старта. Разрабатывался в СССР с 1969 по 1983 годы. Состоит на вооружении кораблей проектов «Орлан» и 1143.5 «Кречет» а так-же подводных лодок пр. 949/949А «Антей»

История создания

Предпосылки

Согласно военно-морской доктрине СССР, основной задачей надводного флота, наряду с обеспечением прикрытия зоны патрулирования РПКСН , было противодействие американским авианосным ударным группам (АУГ). Для решения этой задачи, семидесятых годах двадцатого века было решено создать принципиально новый тип ракетных крейсеров, с атомной силовой установкой, как подводного (пр.949) так и надводного (пр.1144) типа. Для вооружения этих кораблей, ЦК КПСС и Советом Министров СССР, было выпущено постановление от 10 июля 1969 года: разработать универсальный ракетный комплекс, способный применяться как с подводных лодок, так и с обычных крейсеров.

Проектные работы и испытания

Ракета 3М-45 Комплекса П-700 в разрезе.

Противокорабельный ракетный комплекс П-700 «Гранит» разрабатывался в НПО машиностроения В. Н. Челомея. Главным конструктором был назначен В. И. Патрушев. Согласно техническому заданию, новая ракета должна была уметь автономно, без взаимодействия с носителем выбирать основную цель атаки в ордере кораблей. Первые испытания были начаты в 1975 году на наземном стенде, Ракеты испытывались на полигоне Ненокса (Архангельская обл.) Всего с наземных стендов было произведено по меньшей мере 19 запусков. В 1980 году начались совместные испытания комплекса с носителями, ракетным крейсером «Киров » и атомной подводной лодкой К-525 (головной корабль проекта 949). а первый подводный запуск был проведен 26 февраля 1976 года возле мыса Фиолент (п-ов. Крым). В общей сложности в процессе летных испытаний, было выполнено 45 пусков. Цикл государственных испытаний был завершен в 1983 году, и по его итогам, постановлением СМ СССР от 12 марта 1983 года комплекс «Гранит» принят на вооружение ВМФ.

Еще со времен создания первых ПКР большой дальности, стала очевидной необходимость постройки системы, которая обеспечивала бы для них целеуказание. Дело в том, что дальность действия РЛС самого корабля, ограничена горизонтом и составляет, в зависимости от высоты мачты, на которой расположена антенна, в среднем 40-50 км. Что касается загоризонтных длинноволновых радаров, то эффективность их работы сильно зависит от состояния атмосферы, а кроме того, они не всегда способны обеспечить достаточную точность целеуказания, для наведения ПКРК. Наиболее перспективным способом решения этой задачи стало-бы создание спутниковой системы целеуказания, которая и была разработана, при непосредственном участии академика Мстислава Келдыша. Система морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) «Легенда» состояла из полутора десятков низкоорбитальных спутников, оснащенных мощными радарами, и была способна вести наблюдение за всей поверхностью мирового океана.

Тактико-технические характеристики

ПКРК «Гранит» на лодке пр.949

Старт ракеты осуществляется из транспортно-пускового контейнера, перед запуском, заполняемого забортной водой, что характерна, данная схема применяется при пуске не только с подводных, но и с надводных носителей. В случае запуска с подлодки, это сделано по трем причинам: для уравнивания давления внутри и снаружи контейнера, снижения термических нагрузок на пусковую установку, а так же для использования воды в качестве рабочего вещества для образования пара, который выталкивает ракету из ПУ. Что же касается надводных судов, то было решено оказаться от разработки двух типов оборудования комплекса, двух типа стартовых двигателей для ракет чисто по экономическим соображениям.

Ракета использует комбинированную систему наведения. Выход в район цели осуществляется по данным инерциальной навигационной системы (ИНС). Для непосредственного-же наведения на корабль противника, применяется активная радиолокационная головка самонаведения (АРЛГСН) Характеристики бортового радара ракеты позволяют ей обнаруживать цель типа «крейсер» с расстояния порядка 70 км.

Ракеты комплекса П-700, оснащены бортовой цифровой вычислительной машиной (БЦВМ), используещей несколько информационных каналов, что в итоге позволило добиться высокой помехозащищенности. «Гранит» - умная ракета. Благодаря заложенным в её БЦВМ данным о классах современных кораблей, различных ордерах и т. д., ракета способна автономно выбирать наиболее приоритетную цель в группе противников. Кроме того, ракеты комплекса П-700 оснащены системой обмена информации в полете, это позволяет применять принцип «волчьей стаи». При залповом пуске, на одну из ракет возлагается функция лидера, в то время, пока основная часть «стаи» приближается к вражеской группе кораблей на малой высоте, укрываясь за радиогоризонтам, ракета-лидер двигаясь по высотной траектории, с помощью своей бортовой РЛС, ведет разведку. Обнаружив противника, «вожак» передает информацию «стае», после чего, ракеты автоматически распределяют между собой цели, в соответствии с заложенной программой. В случае если «вожак» сбит, место лидера занимает другая ракета. Все это позволяет оптимизировать поражение наиболее приоритетных кораблей противника.

П-700 имеет несколько различных вариантов траектории полета, предназначенных для разных оперативно-тактичесих ситуаций. При пуске на максимальную дальность, большая часть полета, выполняется на высоте порядка 14000 метров и скорости 2,5 МАХ. На участке атаки, ракета снижается до высоты 25 метров, что делает её менее уязвимой для зенитных систем противника. Ракета оснащена маршевым турбореактивным двигателем КР-93 и твердотопливным стартовым ускорителем.

Краткая таблица тактико-технических характеристик

Применение

Ракеты П-700 стоят на вооружении двадцати подводных крейсеров проекта 949А «Антей» (по 24 ПУ), а так же кораблей проекта 1144 «Орлан» (по 20 ПУ) и 1143 «Кречет» (по 12 ПУ) Запуск происходит из наклонных пусковых установок СМ-225 (для подводных лодок) или СМ-233 (для надводных крейсеров). На надводных кораблях установки располагаются под палубой, под углом 60 градусов. Перед стартом пусковые контейнеры заполняются водой. При стрельбе на большую дистанцию (от 100-120 км), ради уменьшения сопротивления воздуха, большую часть пути ракета проходит на высоте 14-17 тыс. метров и снижается до 25 метров непосредственно перед целью. По мимо спутниковой системы целеуказания МКРЦ «Легенда», для наведения ракет так же применяется авиационный комплекс «Успех», носителем которого могут быть самолеты Ту-95РЦ либо вертолеты Ка-25Ц. Теоретически П-700, может использовтаться для поражения не только морских, но и наземных целей, Однако, в виду того, что на борту ракеты нет необходимого для полетов над сушей оборудования, весь полет производится на большой высоте, что сильно увеличивает вероятность её перехвата вражеским ПВО.

Создавался для борьбы с американскими авианосными ударными группами – входил в группу сил и средств, носившую на Западе обобщенную кличку «убийцы авианосцев». В значительной степени являлся «главным калибром» советского флота.

Советский флот строился вокруг двух крупных задач: прикрытие районов развертывания лодок с баллистическими ракетами (и противодействие вражеским ракетоносцам) и борьба с авианосными ударными группами НАТО. Вторая задача решалась комплексом так называемых противоавианосных сил, включавших в себя надводный (корабли), подводный (субмарины) и воздушный (морские бомбардировщики) компоненты.

Для использования в надводном и подводном компоненте противоавианосных сил в 1970-е годы и проектировался комплекс «Гранит». Разработчик — реутовское «НПО Машиностроения». «Гранит» испытывался с 1975 года, принят на вооружение в 1983 году, неоднократно модернизировался (очередной раз, по ряду сведений, около 2003 года — с переводом бортовой электроники на новую элементную базу).

Ракета 3М45 / SS-N-19 SHIPWRECK комплекса «Гранит» в музее «НПО Машиностроение», г. Реутов. Фото: militaryphotos

Ракета комплекса 3М45 имеет массу свыше 7 тонн. Стартовый ускоритель сбрасываемый твердотопливный, маршевый двигатель турбореактивный. Боевая часть фугасно-проникающая (750 кг) или ядерная. Дальность стрельбы по разным сведениям от 500 до 700 км по комбинированной траектории. Максимальная скорость полета ракеты около 2,5 М.

При загоризонтной стрельбе пользовались сведениями системы морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) «Легенда»: низкоорбитальной группировки спутников с мощными радиолокаторами. Система наведения ракет комбинированная: инерциальная с работой активной радиолокационной головки самонаведения на конечном этапе траектории.

Пусковая установка и головная часть ракеты комплекса «Гранит» на ПЛАРК «Курск» после подъема. Фото: forums.airbase.ru

При залповой стрельбе используется система обмена информацией между ракетами в залпе, формирующая единое информационное пространство для всех ракет (что видит одна, то видят все) и позволяющая осуществлять целераспределение в ордере кораблей противника с оценкой размеров потенциальной цели. В бортовые вычислительные средства вложен типовой набор сведений о сигнатурах кораблей и схемах ордеров, что дает ракетам возможность определять тип цели. Используется гибкий адаптивный алгоритм формирования траекторий при групповой атаке, применение которого получило неофициальную кличку «волчья стая»: ракеты залпа сами в автоматическом режиме «разбираются», кто из них какую часть боевой задачи будет выполнять.

В частности, применяется схема «ракеты-наводчика» , идущей по высокой траектории, имеющей в связи с этим больший радиогоризонт, и снабжающей всю «стаю» информацией о целях. В случае перехвата «наводчика» «стая» назначает следующего. На конечной стадии полета ракеты выполняют противозенитный маневр по заранее рассчитанной программе уклонения.

При создании комплекса впервые был использован подход, основой которого является взаимная увязка трёх элементов: средств целеуказания (в виде космических аппаратов), носителя и ПКР. Созданный комплекс приобрёл возможность решать сложнейшие задачи морского боя нарядом огневых средств одного носителя.

Также возможно использование и для уничтожения береговых целей.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ БАСТИОН П 800 Береговой Ракетный Комплекс

    ✪ Морские войны. Sea wars.

    ✪ Ударная сила 163 - Щит авианосца. Базальт и Гранит / Shield carrier. Basalt and Granite

    Субтитры

История создания

Работы по созданию дальнобойной сверхзвуковой крылатой ракеты подводного старта в СССР были начаты постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 539-186 от 10 июля 1969 года в ЦКБМ МОМ . К этому времени на вооружении подводных лодок уже состояла сверхзвуковая крылатая ракета П-6 ; однако запуск её был возможен только с поверхности, что сильно повышало уязвимость субмарины, и с учётом демаскирующего эффекта ракетного залпа подвергало лодку значительному риску. Кроме того, П-6, спроектированная ещё в конце 1950-х, спустя десятилетие уже не удовлетворяла требованиям по скорости, дальности и высоте полета.

Разработка новой крылатой ракеты подводного старта была инициирована параллельно с созданием развития П-6 - крылатой ракеты П-500 «Базальт», на которую собирались перевооружить существующие носители. Однако П-500 «Базальт» была также непригодна к запуску из-под воды. Требовалось создать полностью новую ракету. Проект получил обозначение П-700 «Гранит». В дальнейшем было принято решение разрабатывать новую ракету для применения не только с подводных лодок, но и с надводных кораблей, дублировав разработку П-500.

Этап лётно-конструкторских испытаний ракеты проходил с ноября 1975 года. Государственные испытания комплекс «Гранит» прошёл в период с 1979 по июль 1983 годов. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР № 686-214 от 19 июля 1983 года комплекс был принят на вооружение следующих кораблей:

  • атомных подводных лодок проектов 949 «Гранит» и 949А «Антей» ;
  • тяжёлых атомных ракетных крейсеров проектов 1144 «Орлан» и 1144.2 «Орлан» ;
  • тяжёлых авианесущих крейсеров проекта 1143.5 «Кречет» .

Существовали проекты и иных носителей, которые однако не были реализованы.

Конструкция

Ракета П-700 «Гранит» имеет сигарообразную форму с кольцевым воздухозаборником в передней оконечности и складывающимся крестообразным хвостовым оперением. Короткое крыло большой стреловидности, раскладывающееся после запуска, установлено в центральной части фюзеляжа.

В движение ракету приводит расположенный по центральной оси турбореактивный двигатель КР-21-300. Запуск ракеты осуществляется из-под воды при помощи расположенного позади ракеты блока из четырёх твердотопливных ускорителей. Ракета хранится в герметичном транспортно-пусковом контейнере со сложенными крыльями и оперением, воздухозаборник прикрыт куполообразным обтекателем. Перед стартом установка заполняется забортной водой (эта процедура применяется и на надводных кораблях во избежание повреждения установки выхлопом), после чего включившийся ускоритель выталкивает ракету из шахты и доставляет на поверхность воды. В воздухе обтекатель воздухозаборника отбрасывается, крылья и оперение распрямляются, отгоревший ускоритель отбрасывается и ракета продолжает полет при помощи маршевого двигателя.

Ракета оснащается боевыми частями различных типов . Это может быть либо полубронебойная (фугасно-проникающая) боевая часть весом в 584-750 кг , либо тактическая ядерная тротиловым эквивалентом до 500 килотонн. В настоящее время в связи с международными соглашениями о запрете ядерных крылатых ракет морского базирования, все П-700 оснащены только конвенционными боевыми частями.

Наведение ракеты осуществляется с помощью активной радиолокационной головки наведения. Бортовая автономная селективная система управления ПКР построена на основе трёхпроцессорной бортовой вычислительной машины (БЦВМ) с использованием нескольких информационных каналов, что позволяет успешно разбираться в сложной помеховой обстановке и выделять истинные цели на фоне помех. При групповом пуске ракет (залпе), ракеты, обнаружив противника своими головками самонаведения, обмениваются информацией, идентифицируют и распределяют цели по их размерам, взаимному расположению и иным параметрам. В БЦВМ заложены электронные данные по современным классам кораблей; тактические сведения, например, о типе ордеров кораблей, что позволяет ракете определить, что перед ней - конвой, авианесущая или десантная группа, и атаковать главные цели в её составе; данные по противодействию средствам радиоэлектронной борьбы противника, способные постановкой помех уводить ракеты от цели; тактические приёмы уклонения от огня средств противовоздушной обороны.

Для повышения боевой устойчивости П-700 оснащена станцией постановки радиопомех 3Б47 «Кварц» и устройствами сброса дипольных отражателей и ложных целей.

Характеристики

Параметр Значение
Длина, м 10
Диаметр, м 0,85
Размах крыла, м 2,6
Стартовый вес, кг 7000
Скорость на высоте, 2,5
Скорость у земли/воды, 1,5
Дальность, км 550 (625) по комбинированной траектории,
145 (200) по исключительно маловысотной траектории
Потолок, м 14 000 -17 000 на маршевом участке,
в зависимости от схемы траектории
Минимальная высота полёта, м до 25 (на участке атаки)
Система управления ИНС + АРЛГСН
Боевая часть Проникающая 518-750 кг (данные расходятся) или
ядерная, до 500 кт

Применение

Ракеты запускаются из контейнерных наклонных пусковых установок СМ-225 (для подводных лодок) или СМ-233 (для надводных кораблей), располагающихся под палубой корабля-носителя под углом в 60 градусов. Перед стартом, для снижения термических нагрузок на пусковую установку, контейнер заполняется забортной водой .

Так как время полёта ракеты на большую дальность значительно, и цель может выйти за границы радиуса обнаружения ГСН ракеты, комплекс нуждается в точном целеуказании, осуществляемом авиационным комплексом «Успех» с самолётов Ту-95 РЦ или вертолётов Ка-25 Ц, или космическим комплексом разведки и целеуказания МКРЦ «Легенда» Потенциально, ракета также может быть использована для поражения наземных целей, но ввиду отсутствия у ракеты оснащения для полётов на малой высоте над сушей, в таком режиме ракета осуществляет весь полёт на большой высоте, становясь лёгкой мишенью для средств ПВО.

Оценка проекта

Опыт боевой и оперативной подготовки ВМФ показывает, что большая масса и высокая скорость ракет комплекса затрудняют их поражение зенитными ракетами противника.

Ракета ни разу не применялась в боевых условиях, мнения о её реальной эффективности разнятся.

Носители

  • 8 атомных подводных крейсеров проекта 949А типа «Антей» - по 24 ПКР. Ещё две лодки К-148 «Краснодар» и К-173 «Красноярск» - в отстое, подводная лодка

), а все прочие информагентства ссылаются только на "Известия". Остаётся предположить, что представитель завода в Большом Камне позвонил в редакцию отдельно взятой московской (центральной) газеты и эксклюзивно "объявил" о знаменательном событии. Как бы то ни было, отнесёмся к представленной информации с доверием.


АПКР пр. 949А (судя по эмблеме на ограждении рубки - "Томск", фото с forums.airbase.ru от Вованыч_1977 )

Факт начала ремонтных работ на атомном подводном ракетном крейсере (АПКРРК) "Иркутск", безо всякой иронии, знаменателен сам по себе. Вот некоторые ключевые моменты из биографии корабля : 30.12.1988 - вступил в строй; 30.08-27.09.1990 - совершил трансарктический переход с СФ на ТОФ, 28.04.1992 отнесён к подклассу АПКР; 11.1997 выведен в резерв в ожидании среднего ремонта в бухте Крашенинникова, поставлен на прикол; 11.2001 переведён для проведения среднего ремонта на ДВЗ "Звезда" (Большой Камень). Т. е., отслуживший неполных 9 лет крейсер уже 16 лет самостоятельно не выходил в море! (чисто теоре тически "Иркутск" мог дойти до завода, используя резервные средства движения - дизель-генераторы и гребные электродвигатели).




АПКР "Иркутск" (фото с ntv.ru)

Возвращаясь к сообщению "Известий", для начала поправим автора публикации (А. Криворучек) : ВМФ РФ имеет в своём составе не семь, а восемь АПКР пр. 949А (три на Севере и пять на ТОФе), из которых три находятся в строю (СФ - "Воронеж", ТОФ - "Тверь" и "Омск"), четыре - в ремонте или модернизации (СФ - "Орёл", "Смоленск"; ТОФ - "Иркутск", "Томск") и один - в резерве 2-й категории в ожидании ремонта (ТОФ - "Челябинск"). С учётом того, что "Смоленск" уже готовится к заводским ходовым испытаниям (ссылка 3), соотношение 3-4-1, в течение ближайшего времени должно измениться на 4-3-1 , а в идеале - на 6(5)-2(3)-0 .

Изюминкой новости от 05.12 стало, конечно же, грядущее перевооружение первого из восьми "Антеев" на новый ракетный комплекс : "Лодки проекта "Антей" предназначены для борьбы с авианосными группировками - для поражения авианосцев их оснащали ракет ным комплексом "Гранит". Крылатые ракеты этого комплекса развивают скорость в 2,5 Маха и поражают надводные цели на рассто янии до 600 км (500 км - А.Ш.). На "Иркутске" "Гранит" заменят на более современный "Оникс".

Дальность действия ракет "Оникса" вполовину меньше. Однако они лучше защищены от радиопомех и более скрытны для радаров. По словам контр-адмирала в отставке В. Захарова, "Гранит" морально устарел. К тому же ракеты "Оникса" намного компактнее - это позволит разместить на борту большее их количество. "Гранит" . когда-то был мощным вооружением . (?! -А.Ш.), но очевидно, что его пора совершенствовать, - пояснил "Известиям" Захаров" (конец цитаты).


АПКР "Омск" (ТОФ) демонстрирует свою ударную мощь (фото с forums.airbase.ru от К-157)

"Гранит" (наряду с "Вулканом"), конечно же, и сейчас остаётся самым мощным в мире противокорабельным оружием, но не в этом суть. Необходимость модернизации ракетного вооружения АПКР пр. 949А самоочевидна, поэтому перейдём к деталям и попытаем ся ответить на вопрос: сколько новых малогабаритных ПКР можно разместить на подводном крейсере вместо 24 ракет 3М45 ПКРК П-700 "Гранит"? Вот что говорится об этом на militaryrussia . ru : "По состоянию на 2009 г. также обсуждалась (в специализированных СМИ) возможность применения специального пускового стакана-вкладыша в ПУ СМ-225А на две ракеты калибра 533 или 650 мм ("Оникс", "Калибр" и др.). Предположительно стакан-вкладыш мог устанавливаться в пусковую установку ракет "Гранит" без пере делки пускового контейнера, с совпадением электрических разъёмов ( ! -А.Ш.) " .

Есть и другая, более свежая информация (14.12.2011) : "... самые серьёзные изменения коснутся набора вооружения корабля. На смену "циклопическим" "Гранитам" (в статье их ещё называют "монстрами эпохи холодной войны"! - А.Ш.) придут новейшие сверх звуковые противокорабельные крылатые ракеты "Оникс". По своим характеристикам "Оникс" уступает "Граниту". Но зато превос ходит его по системе управления, алгоритму боевого применения, а самое главное - по весу и размеру. Как рассказали "Взгляду" в КБ Машиностроения из подмосковного Реутова, где создавались "Гранит" и "Оникс", в ракетную шахту лодки 949 проекта входят три новые ракеты "Оникс" . В результате боевой потенциал корабля сразу же возрастает с 24 до 72 крылатых ракет" .

Не привыкший доверять журналистам на слово автор данной статьи решил собственноручно проверить сказанное, вооружившись схемами общего расположения АПКР пр. 949А и скудными сведениями о массогабаритных характеристиках отечественных ПКР и их пусковых установок. Ракета 3М45 комплекса "Гранит" весит 7360 кг, имеет длину 8,84 м и диаметр описанной окружности со сложенными крыльями 1,35 м . Данных по пусковой установке СМ-225А найти не удалось, поэтому её наружный диаметр (около 1,82 м) получен пересчётомпо известной ширине корпуса АПКР пр. 949 с его поперечного сечения . Разница в 47 см (зазор 23,5 см) достаточно хорошо согласуется с тем фактом, что ракета размещается в ПУ в собственном пусковом стакане, а в пространстве между внутренней поверхностью пусковой установки и стаканом расположены амортизационные устройства . В свою очередь, масса . ракеты 3М55 комплекса "Оникс" ("Яхонт") в транспортно-пусковом стакане (ТПС) и без него составляет 3 900 кг и 3 000 кг, а длина и диаметр ТПС - 8,90 и 0,72 м соответственно, при этом наклонный старт (в отличие от вертикального на "Северодвинске") не противоречит заявленным ТТХ (15-90 град.) . В графическом исполнении замещение "Гранита" "Ониксом" выглядит так:

Если по габаритам ракет концепция "три вместо одной" представляется вполне жизнеспособной, то по суммарной массе боезапаса дела обстоят несколько хуже - 72 ПКР "Оникса" весят почти на 50 тонн больше 24 ракет "Гранита" (при расчёте неизвестная масса ТПС ПКР 3М45 была пересчитана по аналогии с 3М55). На первый взгляд, 50 лишних тонн для корабля с надводным водоизмеще нием 14 700 т (больше "Москвы"! ) не являются слишком большой проблемой (каких-то 0,3%). Однако, весовую дисциплину никто не отменял (особенно в отношении . подводного крейсера), поэтому желательно оставаться в пределах проектной нагрузки масс.

Вопрос снимается сам собой при совершенно логичной "переклассификации" АПКР из противокорабельного (противоавианосного) в многоцелевой с включением в его боезапас уже упоминавшихся КР комплекса "Калибр", точнее - стратегических КР с дальностью пуска 2600 км . По причине особой закрытости темы, придётся воспользоваться ТТХ экспортного варианта ракеты - 3М14Э (комп лекс Club ), дальность которого ограничена международными соглашениями (300 км) : стартовая масса 1770 кг; длина 6,2 м; диаметр 0,533 м (торпедный стандарт) ; длина и диаметр ТПС (по аналогии с ПКР 3М54Э1/3М54ТЭ1) - 8,92 и 0,645 м . Таким образом, ни по своей собственной массе, ни по габаритам ТПС ракета 3М14 не превосходит ПКР комплекса "Оникс".

Можно предложить несколько вариантов комплектации ракетного боезапаса, которые не приведут ни к перегрузке корабля, ни к изменению его центровки ("Оникс"/"Калибр", в скобках - изменение нагрузки в тоннах) :1 ) поровну (как на схеме внизу) - 36/36 (-6,5); 2 ) минимум ПКР - 12/60 (-45); 3 ) минимум ПКР для гарантированного прорыва ПВО АУГ (по расчётам советских военных теоретиков ) - 24/48 (-26); только ПКР (по три ракеты в 8 ПУ и по две в 16) - 56/0 (-11); только стратегические КР - 0/72 (-64).

Источники

К-132, "Иркутск" проект 949А, 949АМ2(?), сайт Андрея Николаева "Штурм глубины" (

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: