Семиотика отклонений в физическом развитии детей. Факторы, влияющие на физическое развитие. Законы физического развития и принципы оценки. Семиотика нарушений. Средовые факторы имеют прямое отношение к росту и развитию ребенка

дети пиелонефрит рахит развитие

Эндокринные железы, обладающие внутрисекреторной функцией, включают гипофиз, эпифиз, надпочечники, щитовидную, паращитовидные, вилочковую, поджелудочную и половые железы. Каждая из них выполняет специфическую функцию, но все они находятся, в тесной взаимосвязи друг с другом и с ЦНС, обеспечивая единство организма, что отражается термином "нейроэндокринная (нейрогуморальная) регуляция". Часто в развитии патологического процесса выявляется взаимозависимое нарушение функций различных эндокринных желез. Между эндокринными железами существуют тесные коррелятивные связи. Они оказывают влияние на все виды обмена веществ, а также рост, физическое и умственное развитие. Инкреторные железы у детей являются регуляторами процессов роста и развития ребенка. Гормоны действуют на генетический аппарат клеток и таким образом участвуют в осуществлении генетической программы развития, проявляющейся в фенотипической дифференцировке органов и организма в целом. В различные периоды детства может выявляться относительное превалирующее влияние определенной эндокринной железы. Ко времени рождения эндокринная система контролируется ЦНС, то есть уже функционирует единая нейроэндокринная система регуляции, и после рождения ребенка она продолжает интенсивно развиваться и совершенствоваться. В связи с этим у детей в отличие от взрослых эндокринные расстройства могут вызывать непоправимые изменения в растущем организме. При обследовании детей прежде всего обращается внимание на отклонения в соматическом и половом развитии. Очень важно собрать тщательный генеалогический анамнез, так как ряд заболеваний могут быть у родственников (карликовость, гигантизм, сахарный диабет и др.). Анамнез заболевания также должен быть полным. Важно учитывать все факторы, влияющие на плод и ребенка, течение родов. Подробно выясняются характер развития статики и моторики на 1-м году жизни, характер вскармливания, оценивается последующее развитие.

Семиотика нарушений роста

Под термином "рост" подразумевается изменение размеров тела или уровней зрелости организма ребенка, установленных при определенных измерениях. Генетические факторы, влияющие на темп и окончательный предел биологического потенциала, тесно связаны с внешнесредовыми факторами.

Травма пренатальная или постнатальная, нарушающая рост и развитие, может быть химической, физической, иммунологической или являться результатом инфекции. Факторы питания, влияющие на рост (полноценные белки, соли, микроэлементы, витамины и др.), могут быть тесно связаны с социально-экономическими факторами.

Социальные и эмоциональные факторы, которые могут изменять ростовой потенциал, включают положение ребенка в семье, характер его взаимоотношений с родителями, воспитания, индивидуальные интересы и потребности родителей. Рост и развитие ребенка являются результатом сложного сочетанного влияния на него многих факторов. Достигаемые при этом показатели уникальны для каждого ребенка и колеблются в определенных пределах, что обозначается термином "норма". Раннее распознавание физических и эмоциональных нарушений развития и их коррекция зависят от тщательной регистрации показателей физического развития у детей. У большинства доношенных детей масса тела (средняя масса при рождении 3-3,5 кг) восстанавливается к 7-10-му дню после рождения, удваивается к 5-месячному возрасту и утраивается к 10-12-му месяцу. Длина тела у детей первого года жизни определяется с учетом ежемесячного ее увеличения. Допустимые пределы колебаний ± 4 см.

В норме рост ребенка (средняя длина при рождении 50-54 см) в течение 1 -го года жизни увеличивается на 25 см (16-17 см в первые 6 мес. жизни и около 8 см в последующие 6 мес.). В течение 2-го года жизни отмечается уменьшение скорости роста ребенка: в среднем его масса тела увеличивается на 2,5 кг, а рост на 10-12 см. На 3, 4 и 5-м годах жизни увеличение массы тела и роста происходит относительно равномерно и составляет около 2 кг и 6-8 см в год соответственно. Большинство детей в этом возрасте худеют.

С 5-го по 10-й год жизни (до пубертатного периода) рост увеличивается в среднем на 5-6 см в год. Масса тела в этот промежуток времени возрастает в среднем на 3-3,5 кг в год.

Подростковый период характеризуется значительным увеличением скорости роста. Он начинается в возрасте около 10 лет у девочек и 12 лет у мальчиков. Ускорение роста у мальчиков начинается в возрасте между 13-15 годами. В течение этого времени рост увеличивается на 20-25 см, 10 из которых приходится на год наибольшего его ускорения. У девочек ускорение роста начинается на 1-2 года раньше, чем у мальчиков, и почти заканчивается к 13 годам; в год максимальной скорости роста этот показатель достигает 8 см. После этого пика скорость роста замедляется, и к возрасту 18 лет он почти заканчивается.

Оценка роста и развития ребенка приносит наибольшую пользу только в том случае, если проводится тщательно и в каждом периоде, в котором могут наблюдаться изменения. Нормальный (средний) рост: показатели роста отклоняются от средних величин не более ±15 и входят в интервал 25-75-й процентили.

Низкий рост: ниже средних для данного возраста величин более -2, -38, или ниже 10-5-й процентили, что соответствует отклонению от них на 10%.

Карликовый рост: показатели роста ниже средних на -3S и соответственно ниже 5-й процентили.

Большой рост, макросомия: показатели роста превышают средние на 2-38, или оказываются в пределах 90-97-й процентили.

Гигантский рост, гигантизм: показатели роста превышают средние более чем на 38, или оказываются выше 97-й процентили.

С учетом допустимых колебаний кривая роста у здорового ребенка достаточно ровная, поэтому любое существенное отклонение линии роста, вероятнее всего, обусловлено болезнью, нарушением питания или неблагоприятными психосоциальными условиями.

Закономерности и современные тенденции физического развития детей разного возраста

Физическое развитие каждого ребенка и детской популяции в целом определяется генетическими факторами, социально-гигиеническими условиями жизни и является показателем качества медицинского обеспечения системой здравоохранения. Отклонения в физическом развитии связано с генетическими факторами, состоянием питания, хроническими болезнями, двигательной активностью, климатом, месту жительства и другими воздействиями внешней среды.

Понятие физического развития трактуется в отечественной литературе весьма неоднозначно. В широком общебиологических смысле физическое развитие рассматривается как процесс становления и изменения морфофункциональных свойств

Но наиболее удачным определением понятия физического развития есть такое. Под физическим развитием понимают процесс становления и изменения морфофункциональных

свойств организма, физических качеств и способностей, которые осуществляются под влиянием условий жизни и воспитания в течение жизни и от поколения к поколению.

В клинической педиатрии под термином «физическое развитие» понимают динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологического созревания ребенка в разные периоды детства. Темпы физического развития на каждом этапе онтогенеза зависят от индивидуальных особенностей, социальных факторов, региона проживания и т.д.

Уровень физического развития в детском возрасте является одним из объективных показателей состояния здоровья. Это связано с тем, что показатели физического развития тесно взаимосвязаны с многочисленными факторами, которые влияют на состояние здоровья детей, и является результатом взаимодействия генетических факторов и факторов окружающей среды (санитарно-гигиенические условия, вскармливания и питания, физическое воспитание, режим дня и др.).. Кроме того, физическое развитие является достаточно чувствительным показателем, который легко меняется под воздействием различных неблагоприятных факторов, особенно условий окружающей среды. Поэтому это оценка уровня физического развития ребенка является неотъемлемым элементом контроля за состоянием его здоровья и занимает важное место в практической деятельности врача-педиатра.

Оценивая физическое развитие детей, необходимо знать механизмы и закономерности в разные периоды детства.

Как уже отмечалось, процессы роста детерминированные рядом эндо-и экзогенных факторов, включая питание. Основными регуляторами роста является гормон роста (ГР) и рилизинг-гормон гормона роста (РГ-ОС). Известно, что ОС не стимулирует рост костей или хрящей in vitro. Под воздействием ГР в печени синтезируется один из соматомедина – инсулиноподобный фактор роста-1 (ИФР-1), который стимулирует хрящевые пластинки и контролирует енхондральну оссификации. Считают, что ИФР-1 стимулирует пролиферацию и дифференциацию костных и хрящевых клеток путем повышения поглощения S04 и включение его в хондроитинсульфат, стимуляции синтеза белков и митотической активности.

На этапе внутриутробного развития наблюдается наиболее интенсивное увеличение длины и массы тела. Но это происходит неравномерно. В первые два месяца длина тела эмбриона увеличивается мало, тогда как в 2-4-го месяца значительно возрастает. На 9-10-м месяце внутриутробного развития рост плода замедляется.

Внедрение в акушерскую практику метода ультразвукового сканирования (УЗС) значительно расширяет и дополняет возможности исследования состояния плода и его физического развития. Эхография позволяет проводить визуальное наблюдение за физическим развитием плода на ранних этапах его гестации, обеспечивает своевременную тактику при лечении различных нарушений в системе мать-плацента-плод.

Особенности роста плода у здоровых женщин в динамике беременности в современных условиях изучают с помощью сонографии для оценки развития плода при физиологическом течении беременности. С помощью ультразвукового аппарата, работающего в реальном масштабе времени, измеряют следующие показатели: до 20 мес. беременности – копчиковой-теменной размер (КТР), бипариетальный размер головы (БПР), средний диаметр живота (СДЖ) и длину бедра (ДС), после 20 нед. – БПР, средний диаметр грудной клетки (СДГ), СДЖ, ДС, длину голени (ДГ), плечевой кости (ДП) и предплечья (Дпер), индексы отношение БПР к СДГ (БПР / СДГ) и к СДЖ (БПР / СДЖ) . Определяют также средний еженедельный прирост указанных параметров. /

Результаты сонографии свидетельствуют, что председатель эмбриона начинает визуализироваться на сонограмме после 7 мес. беременности, ее диаметр не превышает поперечного размера туловища. КТР эмбриона в этот период равна (19,9 ± 0,42) мм. До 10 мес. удается четко визуализировать и измерить ДС, которая составляет (10,0 +0,51) мм. БПР в этот срок беременности составляет (17,5 +0,40) мм, КТР – (36,0 +0,50) мм. После 13-14 нед. беременности хорошо видно много анатомических образований плода. Легко удается измерить БПР, СДЖ, ДС и разные отношения этих показателей, Щ ° позволяет получить важные сведения о росте и развитии плода и установить возможные отклонения в эмбрио-и фетогенез. КТР до 15 нед. беременности Достигает (91,5 ± 0,41) мм.

Взаимосвязь между сроком беременности (\ В) и КТР определяется с помощью уравнения:

\ В = 13,9664 КТР – 4,1993 + Д + 2,155,

где Д – число дней от начала последней менструации до точно известной даты зачатия или календарной середины цикла; \ В – срок беременности, нед.; КТР, см.

С увеличением срока беременности наблюдается повышение абсолютных величин эхографических параметров, однако интенсивность роста анатомических образований плода в разные сроки его гестации неодинакова (табл. 5,6). Еженедельный прирост БПР постепенно снижается от 3,5 мм на 15-м мес. беременности до 1,9 мм конце ее; интенсивность прироста СДЖ до 20 нед. беременности увеличивается от 2,8 до 5 мм. Скорость прироста ДС увеличивается на 18-й неделе до 3,9 мм, а затем снижается и на 20-й неделе составляет 3 мм.

Во второй половине беременности скорость роста анатомических образований плода также различна (табл. 7). Наблюдается постепенное замедление еженедельного прироста БПР и длины трубчатых костей. Скорость увеличения СДЖ и СДГ снижается до 32-й недели беременности, затем возрастает и с 33-й недели превышает БПР. Еженедельный прирост диаметра груди конце беременности (37-40 нед.) Значительно замедляется.

Следует отметить, что важными показателями для диагностики нарушения развития плода является не только абсолютные величины, но и еженедельный их прирост и разные отношения, особенно БПР / СДГ (краниоторакальний индекс) и БПР / СДЖ (индекс Кампбелл). Течение беременности происходит систематическое снижение отношений БПР / СДЖ и БПР / СДГ. Начиная с 33-й недели беременности эти показатели выравниваются. В конце беременности СДЖ и СДГ превышают БПР, а их отношение составляет меньше 1. Во второй половине беременности, несмотря на абсолютное увеличение длины трубчатых костей плода, отмечается замедление скорости их роста. Причем на 29-32-й неделе скорость роста костей нижних конечностей превышает таковую верхних. Следует обратить внимание и на то, что начиная с этого срока беременности, наиболее замедляется Скорость роста плечевой кости.

Таким образом, при анализе эхографических показателей плода у здоровых женщин выявлены особенности роста его отдельных анатомических образований в случае физиологического течения беременности необходимо учитывать, оценивая физическое развитие плода.

В клинической практике для ориентировочной оценки длины тела плода в зависимости от срока беременности пользуются эмпирической формуле Гаазе:

а) в течение первых 5 мес. внутриутробного развития длина тела плода равна квадрату месяца беременности: Ь = п2 (см);

б) после 5 мес. длина тела плода равно количеству месяцев, умноженной на 5: Ь = п 5 (см).

Максимально увеличивается масса тела плода на 34-й неделе беременности. Между 36-м и 40-й неделями беременности интенсивность увеличения массы тела замедляется.

Для определения массы тела плода пользуются таким ориентировочным расчетом: масса тела плода на 30-й неделе беременности равна 1300 г, на каждый последующий неделю нужно добавить 200 г, а на каждый предыдущую неделю вычесть 100 г. Таким расчетом можно пользоваться в период между 25 – 42-й неделями беременности.

До рождения масса тела плода достигает 3000-4000 г. Средняя масса тела мальчиков при рождении составляет 3200-3400 г, а девочек несколько меньше – 3100-3300 г.

Следует отметить, что в первой половине XX в. имело место значительное распространение увеличение массы и роста новорожденных. В 60-е годы темп этого процесса заметно замедлился. При изучении динамики показателей физического развития новорожденных в Алма-Ате с 1946 по 1976 г. выявлено некоторую ее периодичность. Так, во второй половине 40-х и в первой половине 50-х годов отмечался рост показателей, затем наступил период стабилизации, а с начала 70-х годов вновь произошло повышение показателей.

В частности, при изучении динамики массы тела новорожденных сделан вывод, что за последнее десятилетие число детей с массой тела при рождении более 4000 г уменьшилась с 9,1 до 6,6% и соответственно этому увеличилось количество детей с массой 3501 – 4000 г с 28 , 3 до 31,1%. В табл. 8 приведены распределение новорожденных по группам в зависимости от массы тела при рождении.

В течение первых четырех дней жизни у новорожденных наблюдается уменьшение начальной массы тела, то есть происходит так называемое физиологическое ее уменьшения. Максимальное уменьшение массы тела отмечается на 3-й день жизни ребенка и составляет в среднем 6-8% первоначальной массы. Уменьшение начальной массы тела свыше 10% считается патологическим, что указывает на наличие у ребенка заболевания или нарушения ухода за ней.

физиологическое уменьшение массы тела обусловлено: большими экстра-ренальными потерями жидкости путем испарения через кожу и легкие при дыхании (регеригагио ишепвиЬиИиз), выходом начальной мочи и мекония, рвотой проглоченной во время родов околоплодной жидкостью, высыханием пупочного остатка, а также голоданием, поскольку в течение 6 -12 час. ребенок обычно не получает пищи. Вместе с тем преждевременное кормления ребенка (через 2 час. После рождения) не предотвращает физиологическом уменьшению массы тела, а лишь снижает его степень.

Следующее увеличение массы тела происходит у новорожденных неодинаково. Различают два основных типа:

а) «идеальный тип» (тип Бюдена) – при нем восстановления первоначальной массы тела наблюдается на 7-8-й день после рождения. Он встречается у 20-25% новорожденных;

б) замедленный тип (тип Писса) – характеризуется медленным постепенным восстановлением исходной массы тела в течение 11-15 дней. Этот тип кривой наблюдается у 75-80% новорожденных.

У недоношенных детей и новорожденных с большой массой тела при рождении (более 4000 г) исходная масса тела восстанавливается значительно медленнее.

После восстановления первоначальной массы тела она продолжает нарастать и за первый месяц жизни увеличивается в среднем на 600 г. В течение первого полугодия жизни среднемесячный прирост массы тела составляет 800 г, второго полугодия – 400 г.

С учетом этого для ориентировочного расчета массы тела детей в первом и втором полугодии жизни можно пользоваться в соответствии такими эмпирическим формулам:

а) т = т + 800 п;

б) т = т + 800 6 + 400 (п-6),

где m – масса ребенка при рождении, г п – возраст ребенка, мес.

Как правило, до года масса тела ребенка достигает 10 кг, то есть примерно увеличивается втрое. Однако у детей после первого года энергия увеличение массы тша заметно ослабевает. На втором году жизни ребенок прибавляет в среднем 3-3,5 кг, а с третьего года жизни – ежегодно в среднем 2 кг.

Ориентировочно массу тела детей от 2 до 10 лет можно вычислять по формуле:

т (кг) = 10 + 2п,

где n – возраст ребенка, года, 10 – масса ребенка в возрасте 1 года 2 – летняя прибавка в массе тела.

Формуле расчета можно пользоваться до 10-летнего возраста. Средняя масса тела ребенка в возрасте 10 лет составляет 30 кг. В дальнейшем летняя прибавка в весе детей старше 10 лет составляет 4 кг. Вычислить ее можно по формуле:

т (кг) = 30 + 4 (п-10), где n – возраст ребенка, года.

Что касается длины тела, то она у доношенных детей при рождении в среднем равна 50-52 см, причем у мальчиков на 2 см больше, чем у девочек. В первые 3 мес. жизни ребенка его рост увеличивается в среднем на С см ежемесячно, во втором квартале (4-6 мес.) – на 2,5 см, в третьем (7-9 мес.) – на 2 см и в четвертом квартале (10-12 мес.) – на 1-1,5 см в месяц. Таким образом, в течение первого года жизни ребенка его рост увеличивается в среднем на 25-27 см или соответственно до конца года – на 50% исходного. Удвоение начального роста ребенка наблюдается в 4 года, утроение – в 11 -14 лет.

Именно рост ребенка в 4 года является исходным для ориентировочных расчетов. Считают, что в 4 года рост ребенка составляет в среднем 100 см. Поэтому рост (b) у детей старше года, можно определять по следующим эмпирическим формулам:

а) у детей до 4 лет: Ь = 100 – 8 (4 – п);

б) у детей старше 4 лет: Ь = 100 + 6 (п – 4),

где n – возраст ребенка, года.

Приведенные выше закономерности физического развития к доношенных детей, но, по статистическим данным 5-6% всех новорожденных – это недоношенные

дети, которым присущи свои особенности психомоторного и физического развития, реактивности организма. Развитие недоношенных в постнатальном периоде зависит от продолжительности и условий внутриутробного развития, а также от условий окружающей среды (ухода, вскармливания, воспитания). Все эти факторы определяют адаптационные возможности недоношенного ребенка к новым условиям существования.

Для недоношенных детей характерны более высокие темпы физического развития. В частности, дети, родившиеся с массой тела 2001-2500 г, в возрасте одного года имели такую массу тела: девочки – 105751596 г, мальчики – 10 164 +398 г.

Недоношенные дети второй группы (масса тела при рождении в пределах 1501-2000 г) имели в летнем возрасте массу тела соответственно 9076 ± 211 г и 9650 ± 211 г, в третьей группе 8650 ± 264 г и 8960 +289 г.

Среднемесячная прибавка в весе у недоношенных детей на первом году жизни приведена в табл. 9.

Таким образом, если у доношенных детей масса тела в течение года возрастает в З раза, то у недоношенных детей первой группы до года масса тела повышается в 4,6 раза, второй – в 5 и третьей – в 6,5 раза. Особенно интенсивно растет масса у недоношенных детей с массой тела при рождении до 1000 г. У детей первичная при рождении масса тела увеличивается в 8-10 раз. Однако, несмотря на высокие темпы приобретения массы тела, дети, рожденные с массой, меньшей 2000 г, до года не догоняют своих доношенных сверстников по этому показателю.

Рост недоношенных детей с массой тела при рождении более 1000 г в течение первого года жизни увеличивается на 26,6-38 см; в первом полугодии Ежемесячно на 2,5-5,5 см, во втором полугодии – на 0,5-3 см. Средний рост недоношенного ребенка одного года достигает 70,2-77,5 см.

Рост недоношенных детей за первый год жизни увеличивается в среднем на 27,1-32,1 см. В первом полугодии ежемесячное увеличение роста составляет 3-3,75 см, во втором – 1,5-2,1 см. Дети первой группы с длиной тела при рождении 44,1 -44,8 см до года имеют рост: девочки – 71,9 ± 1,26 см, мальчики

74,6 ± 1,37 см, второй – с ростом 42,1-42,8 см – соответственно 73,4 ± 0,9 см и 74,2 +1,3 см, третьей – с ростом 42,8-38 , 1 см – соответственно 68,9 ± 2,27 см и 70,1 ± 3,42 см. Приобретение массы и длины тела недоношенных детей существенно не зависит от пола ребенка.

Интересные данные были получены при удаленном обследовании детей, родившихся с массой тела 900-1500 г. Анализ результатов показывает, что даже через 8-9 лет после рождения глубоко недоношенные дети по своим физическим развитием отличаются от доношенных сверстников (табл.10).

Важным показателем физического развития ребенка является пропорциональность размеров тела. Ребенок при рождения отличается от взрослого сравнительно короткими ногами, длинным туловищем, большой головой (рис. 5). По мере роста и развития ребенка пропорции меняются: размеры головы относительно длины туловища уменьшаются, а длина рук и ног увеличивается. Это объясняется скоростью

роста отдельных сегментов тела. Начиная с дородового периода, скорость

роста ног относительно туловища и рук более высокая. Так, в период роста с изменением длины тела на 1 см лишь 1/4 часть этого прироста приходится на длину туловища, 3/4 составляет прирост длины ног.

Поперечные размеры ребенка (периметр головы, грудной клетки и др.) также увеличиваются неравномерно. У новорожденного периметр головы в среднем равна 34-36 см. В дальнейшем он интенсивно увеличивается в первые месяцы и годы жизни, а с 5 лет – замедляется. Для определения периметра головы у детей грудного возраста в качестве исходных используют данные периметра головы у шестимесячного ребенка – 43 см. На каждый недостающий месяц от 43 см отнимают 1,5 см, на каждый последующий – прибавляют 0,5 см.

Как правило, у детей первого года жизни периметр головы составляет 46-47 см, в 5 лет – 50 см, в 10 лет – 55 см.

Другим важным показателем для оценки физического и гармоничного развития ребенка является периметр грудной клетки. ее величина тесно коррелирует с функциональными

показателями дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Периметр грудной клетки при рождении на 2 см меньше, чем окружность головы, и составляет в среднем 32-34 см. В дальнейшем периметр грудной клетки увеличивается более интенсивно, чем периметр головы, и в 4-месячном возрасте происходит «перекресток», т.е. величины периметров головы и грудной клетки уравниваются.

Периметр грудной клетки в 6 мес. равна 45 см. На каждый недостаточной месяц с 45 см вычисляют 2 см, на каждый последующий – прибавляют 0,5 см. Эмпирические формулы для определения величины периметра грудной клетки имеют следующий вид:

а) для детей до 6 мес: 45 – 2 (6 – п),

б) старше 6 мес: 45 + 0,5 (п – 6),

где n – возраст ребенка, мес.

Для детей от 1 до 10 лет применяют формулу:

63 – 1,5 (10-п),

для детей старше 10 лет:

63 + 3 (п -10),

где n – возраст ребенка, года, 1,5 или 3 см – среднее увеличение окружности груди за год; 63 см – средняя окружность груди ребенка в 10 лет.

Величина периметра грудной клетки конце первого года жизни составляет 47-48 см, в 5 лет – 55 см, в 10 лет – 63 см.

Для характеристики пропорциональности используют также антропометрические индексы, отражающие взаимосвязь между линейными размерами отдельных частей тела, указывают на особенности формы (конституции) тела и дополняют характеристику физического развития ребенка.

Индексы физического развития делят на массо-росту, грудо-росту и др.. Они могут быть арифметическими, если действия при расчете индекса ограничиваются добавлением и вычитанием, и геометрическими, если применяются деления и умножения.

До известно более 50 массо-ростовых индексов, но практическое значение имеют только те, которые отвечают следующим критериям: а) тесно коррелируют с массой тела б) минимально коррелируют с ростом в) легко вычисляются.

Антропометрические индексы, которые называют «индексами зрелости формы», просты, доступны и имеют столь выраженную возрастную динамику и тесная связь с функциональными характеристиками организма, который растет, дающие информацию о темпах биологической зрелости детей. Однако, несмотря на широкое применение этих индексов, необходимо учитывать их некоторую условность. Это связано с тем, что основным в разработке индексов является понятие пропорционального массо-ростовой соотношение, которое сейчас не поддерживают многие исследователи. Установлено, что соотношение размеров частей тела более сложное. Много размеров изменяется не пропорционально, а гетероморфный. Поэтому необходимо учитывать комплекс антропометрических показателей и индексов, позволяющие улучшить общий результат оценки физического развития детей.

Среди многочисленных индексов часто используют такие.

Индекс ДДЧулицько, й, который вычисляют: 3 окружности плеча (см) +

окружность бедра (см) + окружность голени (см) – длина тела (см). Этот индекс характеризует степень упитанности ребенка (развитие жировой подкожной клетчатки), а также оценивает развитие мышц по отношению к росту. Величина индекса в норме равно: до года – 20-25 см, 2-3 года – 20 см, 6-7 лет – 15-10 см, до 7-8 лет постепенно уменьшается до 6 см. Снижение величины индекса подтверждает недостаточную упитанность ребенка.

Индекс Ф.Ф.Эрисмана (ИЭ), что характеризует развитие грудной клетки ребенка и частично ее вгодовашстьТТЕ = окружность груди (см) – рост / 2 (см). У здоровых детей первого года жизни величина этого индекса составляет +13,5-10см, в 2-3 года – +9-6 см, в 6-7 – +4-2 см, в 7-8 лет – 0, но лучше, если до 15 лет величина индекса находится в пределах +1-3 см. У взрослых людей в среднем он равен 5-6 см. Величина ИЭ должна быть положительной до 6-8 лет, и чем лучше физически развитый ребенок, тем позже у нее окружность груди уравнивается с напивзростом.

Индекс О.Ф.Тура, который характеризует соотношение окружности головы и грудной клетки. В возрасте 1-7 лет окружность груди превышает окружность головы на столько сантиметров, сколько лет ребенку.

Исчисление антропометрических индексов и изучения пропорций тела в различные возрастные периоды детства указывают на то, что для детского организма характерно преобладание скорости роста одной части тела над другими (гетеро-динамичный рост). В детском возрасте на фоне непрерывной скорости роста, что снижается от рождения до зрелости, у детей появляются росту прыжки физического развития.

В педиатрической литературе принято пользоваться классификацией периодов роста, предложенной еще в 1903 г. Штратцом и в 1911 г. Вайсенберг. Максимальная скорость увеличение всех показателей физического развития регистрируется у плода и детей первого года жизни. В дальнейшем наблюдаются

два периода увеличения скорости длины тела. Первый период «вытягивания» («скачок») приходится на 5-8 лет, второй – на 11-15 лет. При этом второе «вытягивания» у девочек наблюдается в более раннем возрасте – в 10-12 лет, у мальчиков – в 13-15 лет (рис. 6). В возрасте 1 -4 и 8-10 лет отмечается более интенсивное увеличение поперечных размеров и нарастание мышечной массы – это так называемые периоды «закругления».

Но такая точка зрения на динамику роста детей в последнее время требует уточнения. Проведенный анализ антропометрических показателей, в частности Длины тела, обнаружил, что существующий взгляд на особенности динамики длины тела в дошкольном возрасте, возможно, необходимо пересмотреть.. Так, считалось, что в возрасте 3-4 года отмечается снижение темпов роста до 4-5 см в год и резкое повышение в 6-7 лет. Наши данные показывают, что интенсивные темпы роста длины тела наблюдаются от 3 до 4 лет (мальчики – 8,88 см, девочки – 8,65 см). Темпы роста относительно замедляются в 6-7 лет (соответственно – 7,08 и 5,44 см), что свидетельствует о «омоложение» возраста вторым ростовых «скачка». Это, наверное, связано с процессом акселерации. В большинстве возрастных групп мальчики были несколько выше и тяжелее от девочек, но разница статистически не значима. Начиная с 6,5-летнего возраста, показатели массы тела достоверно выше у девочек. Половозрастная динамика окружности трудной клетки соответствует изменениям массы тела. Интенсивные летние прибавки в окружности грудной клетки и массе тела наблюдаются в 6-6,5 года.

Вконтакте

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Башкирский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения РФ
Кафедра пропедевтики детских болезней
Физическое развитие детей.
Факторы, влияющие на физическое развитие.
Законы физического развития и принципы
оценки. Семиотика нарушений.
Лекция для студентов
Специальность – 31.05.02. – Педиатрия
Дисциплина – Пропедевтика детских болезней
2016

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ЛЕКЦИИ
1. Законы нарастания массы и роста во внутриутробном и
постнатальном периодах.
2. Понятие о биологическом возрасте.
3. Пропорции тела ребенка.
4. Половое развитие.
5. Методы оценки физического развития.
6. Наиболее частые отклонения физического развития

Биологический возраст

Биологический возраст – это достигнутый
определенным индивидуумом уровень развития
морфологических структур и связанных с ними
функциональных явлений жизнедеятельности
организма, соответствующий среднему для всей
популяции уровню, характерному для данного
хронологического возраста (В.Г.Властовский,
1976 г.).

Критерии определения биологического возраста

физическое развитие
зрелость (оценивается на основе развития вторичных
половых признаков);
скелетная зрелость (оценивается по срокам и степени
окостенения скелета);
зубная зрелость (оценивается по сроками прорезывания
молочных и постоянных зубов);
наследственность;
конституция человека;
зрелость интеллекта (уровень развития как личности).

Физическое развитие - это динамический процесс роста и биологического созревания ребенка в том или ином периоде жизни

Физическое развитие – это совокупность
морфологических и функциональных признаков в
их взаимосвязи и зависимости от окружающих
условий, характеризующих процесс созревания в
каждый данный момент времени
ВОЗ определяет показатели физического развития
как один из основополагающих критериев в
комплексной оценке состояния здоровья ребенка.

Критерии оценки физического развития:

масса тела
длина тела
окружность головы
окружность грудной клетки
пропорциональность
гармоничность

Роль гормонов в физическом развитии ребенка
плод: пролактин, тироксин, тканевые гормоны
на 1 году жизни: тканевые гормоны роста, тироксин,
инсулин, факторы тимуса
с 2 до 10 лет: гормон роста (соматотропный гормон),
инсулиноподобные факторы роста (соматомединами)
с 6-7 лет: андрогены надпочечников
период полового развития: половые стероиды (у
мальчиков – тестостерон, у девочек – эстрадиол)

Гормон роста
- ключевой гормон в
обеспечении жизнедеятельности организма
Гипоталамус
Соматостатин
Соматолиберин
Гипофиз
Соматотроф
Глюкокортикоиды
Жировая
ткань
Половые
стероиды
ГР
Кость
Мышца
ИРФ-1
Печень

Средовые факторы

Фактор питания
Нерациональное вскармливание может
привести к блокированию генетической программы.
Скорость роста прямо пропорциональна количеству
белка в рационе, наличию витаминов
и микроэлементов.
Режим
- адекватный сон
- правильно организованный режим бодрствования
Психоэмоциональная стимуляция
Климато - географические условия
Хронические заболевания

Периодизация роста по ШТРАТЦУ

Период первой «полноты» или первого «округления»: с 1-го
по 4-й годы жизни: преимущественные прибавками массы
тела над длиной тела
Период первого «вытягивания»: с 5-го по 7-й годы жизни:
преобладание увеличения длины тела по сравнению с его
массой
Период второй «полноты» или второго «округления»: с 8-го
по 10-й годы жизни
Период второго «вытягивания»: с 11 до 15 лет
Период очень замедленного роста: с 15 до 18–20 лет

Антропометрия

это совокупность методов и приёмов
измерений морфологических особенностей
человеческого тела:
антропометрия (оценка по эмпирическим
формулам, центильный и сигмальный
методы)
антропоскопия (соматоскопия)

Изменение пропорций тела (2-ой месяц внутриутробного развития – 25 лет)

Антропометрические показателей у новорожденных зависят от срока гестации

Масса тела при рождении, гр.
Срок
беременности
(нед.)
10%
25%
50%
75%
90%
24
530
660
840
1025
1260
25
605
740
880
1070
1035
26
685
830
965
1140
1360
27
770
925
1045
1120
1435
28
860
1025
1150
1340
1550
29
960
1140
1270
1485
1690
30
1060
1250
1395
1645
1840
31
1170
1380
1540
1815
2030
32
1290
1520
1715
2020
2280
33
1440
1685
1920
2290
2600
34
1600
1680
2200
2595
2940
35
1800
2130
2435
2370
3200
36
2050
2360
2710
3090
3390
37
2260
2565
2900
3230
3520
38
2430
2720
3030
3360
3640
39
2550
2845
3140
3435
3735
40
2630
2930
3230
3520
3815

Эмпирические формулы для расчета средних размеров плода при сроках гестации

Размерный признак
Способ расчета
1. Длина тела (см)
Срок гестации +10
2. Масса тела (гр.)
При сроке гестации 30 недель масса тела плода составляет 1300
гр., на каждую недостающую неделю до 30 вычитается 100 гр., на
каждую последующую неделю прибавляется по 200 гр.
3. Масса (гр.) по длине При длине плода 40 см, его масса 1300 гр., на каждый
недостающий см отнимается 100 гр., на каждый дополнительный
см прибавляется 200 гр.
4. Окружность груди
Срок гестации - 7 см.
(см)
5. Окружность головы
(см)
При сроке гестации 34 недели окружность головы составляет 32
см, на каждую недостающую неделю вычитается по 1 см, на
каждую последующую - прибавляется по 0,5 см.

Длина тела

В первые дни после рождения длина тела немного
уменьшается, т.к. имеющаяся на голове родовая опухоль
рассасывается в течение 2 дней.
В первый год жизни длина тела увеличивается на 3 см
ежемесячно (в I квартале), затем по 2,5 см в месяц (во II
квартале), а затем уже по 1,5 -2 см в месяц (III квартал), 1 см (IV
квартал).
К году рост ребенка составляет 75-76 см.
В течение второго года рост увеличивается на 12-13 см.
За третий год жизни -7-8 см, в последующим – 5-6 см в год.
Абсолютный прирост тела во время препубертатного ростового
скачка у мальчиков достигает 47-48 см, у девочек 36-38 см.
Удвоение длины тела новорожденного наступает к 4 годам,
утроение к 12 годам.

Масса тела

Максимальная потеря массы отмечается у большинства
детей к 3-5 дням жизни и составляет 6-8%.
Ежемесячно в первом полугодии вес увеличивается на
800 г, во втором полугодии – на 400 г.
К полугодию масса тела детей достигает в среднем 8200 г,
а к году 10-10,5 кг, дальнейшая прибавка массы тела
составляет 2 кг в год.
После грудного периода в возрасте до 10 лет показатель
массы тела высчитывается:
10,5 кг(средняя масса ребенка 1 года)+2хn
В пубертатном периоде прибавка массы тела составляет
5-8 кг.

Окружность головы

Окружность головы доношенного
новорожденного составляет 34-36 см.
К году жизни окружность головы - 46-47 см.
К 5 годам – 50-51 см.

Эмпирические формулы для расчета длины тела

ИЗМЕРЯЕМЫЙ ПРИЗНАК
СПОСОБ РАСЧЕТА
ДЛИНА ТЕЛА
Доношенный новорожденный
средний рост девочек
мальчиков
46-56 см
50,2 см
50,7см
На первом году жизни:
Рост при рождении + квартальные прибавки:
1 квартал -3 см ежемесячно (9 см/квартал)
2 квартал -2,5 см ежемесячно (7,5см/квартал)
3 квартал -1,5 (2,0) см ежемесячно (4,56,0см/квартал)
4 квартал – 1,0 см ежемесячно (3,0см/квартал)
средний рост в 6 месяцев
если рост при рождении не известен:
66 см
2,5 см - 66 см в 6 меc. + 1,5 см (на каждый недостающий месяц до 6 мес. вычитается 2,5 см,
на каждый последующий - прибавляется 1,5
см)
средняя прибавка за 1-й год жизни
25 см
средний рост в 1 год
75 см
пдк*
± 4 см

Эмпирические формулы расчета роста

Старше года:
средняя прибавка за 2-й год жизни
12-13 см
средняя прибавка за 3-й год жизни
7-8 см
средний рост в 4 года (удвоение)
100 см (удвоение роста новорожденного)
8 см - 100 см + 6 см (на каждый недостающий год
до 4 лет вычитается 8 см, на каждый
последующий - прибавляется 6 см)
средний рост в 5 лет
110 см
8 см - 110 см + 6 см (на каждый недостающий до 5
лет год вычитается 8 см, на каждый последующий
прибавляется 6 см)
средний рост в 8 лет
от 2-х до 15 лет:
130 см
7 см - 130 см + 5 см
(на каждый недостающий до 8 лет год отнимается
7 см, на каждый последующий прибавляется 5 см)
от 8 до 15 лет:
90+5 п, где п - возраст ребенка в годах
средний рост в10 лет
140 см
утроение показателя
новорожденного
12 лет
пдк
1-5лет ± 6,0 см

Эмпирические формулы для расчета массы тела

Доношенный новорожденный
средняя масса девочек
средняя масса мальчиков
На первом году жизни:
2501-4000 гр.
3348 гр.
3494 гр.
1 способ: Масса при рождении +
ежемесячные
прибавки:
1-й мес. - 600 гр.
2-й мес. - 800 гр.
3-й мес. - 800 гр.
Затем на 50 гр. меньше предыдущего
месяца
2 способ: По среднемесячным прибавкам:
1 полугодие - 800 гр./мес.
2 полугодие - 400 гр./мес.
Расчёт до 6-ти мес: М рожд. +800n
Расчёт после 6-ти мес: М рожд. + 800 х 6 +
+400(n-6), где n- возраст в мес

средний вес в 6 мес. если масса при рождении не
известна:
8200 гр.
800 гр. - 8200 гр. + 400 гр. (на каждый месяц до 6
вычитается по 800 гр, на каждый месяц свыше 6
прибавляется по 400 гр.)
удвоение массы новорожденного
4-5мес.
средняя прибавка в массе за 1-й год
7150 гр.
средний вес в год
(утроение массы новорожденного)
ПДК
10,0-10,5 кг
1-3 мес. ± 850 гр. 4-6мсс. ± 1000 гр. 7-9мсс. ± 1200 гр.
10-12 мес. ± 1500 гр.
Старше года:
от 2-х до 11 лет
10 (10,5)кг + 2n, где n- возраст в годах
средний вес в 5 лет (удвоение массы годовалого
ребенка)
19 кг
2 кг -19 кг + 3 кг (на каждый год до 5 лет вычитается 2 кг, на каждый последующий после 5 лет
прибавляется 3 кг)
средняя масса в 10 лет (утроение массы
годовалого ребенка)
30 кг
старше 10 лет:
1. 30кг + 4(n-10), где n-возраст в годах
2. Формула Воронцова:
Утроенный возраст + последняя цифра в годах:
от 12-ти до 18-ти лет:
5п-20 кг, где n - возраст в годах
ПДК
1-5 лег ±3 кг
6-10 лет ± 6 кг
11-18 лет± 10 кг

Эмпирические формулы

1. Окружность головы для детей до 1 года
а) В 6 месяцев окружность головы = 43 см. В 1 полугодии на
каждый недостающий до 6 месяцев месяц от 43 см отнимается
по 1, 5 см, а во 2 полугодии на каждый последующий
прибавляется по о,5 см.
43 – 1,5(6-n)
43+0,5(n-6)
б) Для детей 2-15 лет: окружность головы в 5 лет = 50 см, на
каждый недостающий год от 50 см надо отнять 1 см, каждый
следующий год прибавить 0,6 см.
50-1(5-n)
50+0,6(n-5)

Окружность груди

а) Для детей до 1 года окружность груди в 6 месяце =45 см, на
каждый недостающий месяц до 6 нужно из 45 см вычесть 2 см,
на каждый последующий месяц после 6 прибавить 0,5 см
45-2(6-n)
45+о,5(n-6)
б) От 2 до 15 лет: для детей до 10 лет = 63 см-1, 5 см(10-n), где n
–число лет ребенка моложе 10 лет, 63 – окружность груди в 10
лет.
Для детей старше 10 лет – 63+3см(n-10), где n – возраст детей
старше 10 лет, 3 см – среднее увеличение окружности груди за 1
год у детей старше 10 лет. А 63 см – средняя окружность груди
ребенка в возрасте 10 лет.
63-1,5(10-n)
63+3(n-10)

Методы оценки физического развития детей

Параметрический (сигмальный) способ:
расчет отклонения от
среднеарифметического значения признака
(М) для данного возраста и пола
Пример: рост мальчика 4 лет 94,1 см
Для данного пола и возраста: М 100,1 см, SDS 2,2 см.
94,1 – 100,1 / 2,2 = - 2,7 SDS

Центильный метод оценки физического развития

Оценку антропометрических показателей
проводят по таблицам центильного типа.
Колонки центильных таблиц показывают
количественные границы признака у
определенной доли или процента (центиля)
здоровых детей данного возраста и пола.

Центильные нормативы роста и массы тела для мальчиков 2-20 лет

Центильный способ оценки физического развития

зона 1 (< 3 центиля): «очень низкий» уровень
зона 2 (между 3 до 10 центилями): «низкий» уровень
зона 3 (между 10 до 25 центилями): уровень «ниже среднего»
зона 4 (между 25 до 75 центилями): «средний» уровень
зона 5 (между 75 до 90 центилями): уровень «выше среднего»
зона 6 (между 90 до 97 центилями): «высокий» уровень
зона 7 (> 97 центиля): «очень высокий» уровень

Критерии патологии роста

Низкорослость –
дефицит роста > 2 SDS или
рост < 3 центиля
Карликовость –
дефицит роста > 3 SDS
Высокорослость –
избыток роста > 2 SDS или
рост > 97 центиля

Программы Anthro (для детей до 5 лет) и
AnthroPlus (для детей 5-19 лет) (ВОЗ)
Версия и руководство
пользователя на русском языке
версии для компьютеров
бесплатный доступ на сайте
ВОЗ
возможность
антропометрического
мониторинга за пациентом

Программа Anthro (пример 2)

Программа Anthro (пример 3)

Причины низкорослости

Эндокринно-зависимые формы:
СТГ-дефицит
гипотиреоз
гиперкортицизм
Эндокринно-независимые:
соматогенные (хронические заболевания с гипоксией, нарушением
питания и процессов всасывания, нарушением функции печени и
почек)
патология костной системы
генетические и хромосомные заболевания (синдром ШерешевскогоТернера, тубулопатии, наследственные заболевания обмена веществ)
Конституциональные:
конституциональная задержка роста и полового развития (синдром
позднего пубертата)
семейная низкорослость

Около 2000 генетических синдромов
сопровождается низкорослостью
Синдром
Шерешевского
Хондродистрофия
Синдром
Корнелии-де-Ланге
Синдром
МакКьюна-Олбрайта
Синдром
Лэрри-Вейла
Прогерия
Синдром
Ларона
Несовершенный
остеогенез
Синдром
Секкеля

Конституциональная низкорослость: задержка роста с раннего возраста, задержка полового развития в подростковом возрасте, поздний подрост

Конституциональная низкорослость:
задержка роста с раннего возраста,
задержка полового развития в подростковом возрасте,
поздний подростковый скачок роста,
аналогичные темпы физического и полового развития у одного из родителей

Дефицит гормона роста (гипопитуитаризм): Пропорциональная прогрессирующая низкорослость с раннего возраста, отсутствие пубертатного ска

Дефицит гормона роста (гипопитуитаризм):
Пропорциональная прогрессирующая низкорослость с раннего возраста,
отсутствие пубертатного скачка роста

Определение соматотипа и гармоничности

Соматотип: оценивается по сумме зон для роста, массы тела и
окружности груди:
микросоматотип: 3 – 10
мезамикросоматотип: 11-14 баллов
мезамакросоматотип: 14-17 баллов
макросоматотип: 18-24 баллов
Пример: рост – 4 коридор, масса тела – 3 коридор, окр. груди – 4 коридор.
Сумма: 11. Мезамикросоматотип.
Гармоничность развития:
гармоничное: разница номеров зон 0-1
дисгармоническое: 2
резко дисгармоничное: 3 и более
Пример: разница в номерах коридоров 1. Развитие гармоничное.

Прогнозирование окончательного роста

Для мальчиков = (рост матери +рост отца) / 2+5 см
Для девочек = (рост матери +рост отца) / 2-5 см

Индексы физического развития

- Индекс Л.И Чулицкой (индекс упитанности):
(3 окружности плеча+окружность
бедра+окружность голени)- длина тела
- Индекс Эрисмана (индекс пропорциональности):
разность между окружностью груди в см и
половиной длины тела (роста) в см
- Индекс массы тела (ИМТ):
масса тела (кг)/(рост человека (м)2

Оценка ИМТ у взрослыхк

<18,5:
18,5-25:
25-30:
30-40:
>40:
дефицит массы тела
нормальная масса
избыточная масса
ожирение
морбидное ожирение

ИМТ – единственный критерий диагностики патологии веса Избыточная масса тела: ИМТ 85-95 центили или превышение ИМТ от +1 до + 2 SDS Ожирение: ИМТ

ИМТ – единственный критерий
диагностики патологии веса
Избыточная масса тела: ИМТ 85-95 центили
или превышение ИМТ от +1 до + 2 SDS
Ожирение: ИМТ > 95 центиля или
превышение ИМТ > +2 SDS
Недостаточность питания:
ИМТ < 5 центиля или дефицит ИМТ >- 2 SDS

Номограмма ИМТ для мальчиков
Дата Возраст
Рост МассаИМТ
Номограмма ИМТ для девочек
Дата Возраст
Рост МассаИМТ
Для заметок
Для заметок
ИМТ
ИМТ
кг/м2
ИМТ
ИМТ
Возраст (годы)
Рис. 1 А: Номограмма ИМТ для мальчиков
кг/м2
кг/м2
Возраст (годы)
Рис. 1 Б: Номограмма ИМТ для девочек
кг/м2

Программа Anthro для детей до 5 лет (пример 1)

Программа Anthro (пример 2)

Программа Anthro (пример 3)

Сроки появления ядер окостенения в левой кисти

Точки окостенения
Мальчики
Девочки
3-4 мес.
2-3 мес.
10-12 мес.
8-10 мес.
15-18 мес.
10-12 мес.
20-24 мес.
12-15 мес.
Трехгранная кость
3-3,5 г.
2-2,5 г.
Полулунная кость
3,5-4 г.
2,5-3 г.
5,5-6 лет
4-4,5 г.
7-7,5 лет
6-6,5 лет
Шиловидный отросток
9,5-10 лет
7,5-8 лет
Гороховидная кость
11-12 лет
8,5-9 лет
Сесамовидные кости
13,5-14 лет
11-11,5
Синостоз в I пястной кости
15,5-16 лет
12,5-13
Синостозы в концевых фалангах
16-16,5- лет
13,5-14 лет
Головчатая и крючковатая кости
Дистальный эпифиз лучевой
кости
Эпифизы основных фаланг и
пястных костей
Эпифизы средних и концевых
фаланг
Многоугольная и ладьевидная
кости
Дистальный эпифиз локтевой
кости

Оценка уровня возрастного развития (по «зубному возрасту»)

Возраст
в годах
Пол
Замедленное
развитие
Соответствует
возрасту
Ускоренное
развитие
5,5
м
-
0-3
> 3-х пост. зубов
ж
-
0-4
> 4-х пост. зубов
м
0
1-5
5
ж
0
1-6
6
м
0-2
3-8
8
ж
0-2
3-9
9
м
Меньше 5
5-10
10
ж
Меньше 6
6-11
11
м
8
8-12
12
ж
8
8-13
13
6,0
6,5
7,0
7,5

Признаки
Ax: Оволосение подмышечных впадин
Степень
Отсутствие волос
Единичные волосы
Редкие волосы на центральном участке впадины
Ах 0
Ах 1
Ах 2
Густые прямые волосы по всей впадине
Густые вьющиеся волосы по всей впадине
Ах 3
Ах 4
P: Оволосение лобка
Отсутствие оволосения
Единичные волосы
Редкие волосы у основания полового члена
Р0
Р1
Р2
Густые прямые волосы неравномерно по всей поверхности лобка в виде треугольника
Р3
Густые вьющиеся волосы неравномерно по всей поверхности лобка в виде треугольника
Густые вьющиеся волосы, распространяющиеся на внутреннюю поверхность бедер, к пупку
L: Рост щитовидного хряща гортани
Отсутствие признаков роста
Начинающееся выпячивание щитовидного хряща
Р4
Р5
Отчетливое выпячивание (кадык)
V: Изменение тембра голоса
Детский голос
Мутация (ломка) голоса
Мужской тембр голоса
F: Оволосение лица
Отсутствие оволосения
Начинающееся оволосение над верхней губой
L0
L1
L2
V0
V1
V2
F0
F1
Жёсткие волосы над верхней губой
Распространенное оволосение над верхней губой, появление волос на подбородке, начало
роста бакенбардов
F2
F3
Слияние зон роста волос над губой и в области подбородка, выраженный рост бакенбардов
F4
Слияние всех зон оволосения лица
F5

Сроки полового созревания детей

Возраст
Мальчики
формулы
от
Девочки
баллы
до
формулы
баллы
от
до
10 лет
Ma0 P0 Ax0 Me0
Ma2 P1 Ax0 Me0
0-2,7
11 лет
Ma1 P1 Ax0 Me0
Ma2 P1 Ax0 Me0
1,2-2,7
12 лет
V0 P0 L0 Ax0 F0
V1 P1 L0 Ax0 F0
0-1,8
Ma1 P0 Ax0 Me0
Ma3 P3 Ax1 Me1
1,2-7,0
13 лет
V1 P0 L0 Ax0 F0
V2 P3 L1 Ax2 F0
0,7-6,3
Ma2 P2 Ax0 Me0
Ma3 P3 Ax2 Me3
3,0-11,6
14 лет
V1 P2 L0 Ax0 F0
V2 P3 L2 Ax2 F1
2,7-10,1
Ma3 P2 Ax2 Me0
Ma3 P3 Ax3 Me3
5,0-12,0
15 лет
V1 P4 L1 Ax0 F0
V2 P3 L2 Ax3 F2
4,6-14,3
Ma3 P3 Ax2 Me3
Ma3 P3 Ax3 Me3
11,6 и выше
16 лет
V2 P4 L1 Ax2 F1
V2 P5 L2 Ax4 F3
10,0-16,9
17 лет
V2 P2 L2 Ax2 F0
V2 P5 L2 Ax4 F3
10,6-16,9

Стадии полового развития у мальчиков (Marshal, Tanner)
Объем яичек,
Стадии
Признаки
мл
Оволосение отсутствует
Стадия 1
Яички, мошонка и половой член допубертатные
2-3
Рост редких пигментированных волос вокруг основания
Стадия 2
полового члена
4
Мошонка увеличивается, становится слегка окрашенной
Волосы становятся темнее и гуще, располагаются на
Стадия 3
лонном сочленении
10
Начинается рост полового члена в длину; мошонка
приобретает складчатость
Оволосение лобковой области полное, но отсутствует
Стадия 4
оволосение бедер и нижней части живота;
12
Половой член продолжает расти в длину; увеличивается
диаметр головки; наружные гениталии приобретает
пигментацию
Взрослый «ромбовидный» тип оволосения
Стадия 5
Наружные гениталии достигают максимальных размеров

Отклонение в длине тела могут проявляться в виде задержки роста или високорослости Значительные степени задержки роста называются нанизмом, а високорослости - гигантизмом Главные причины нарушения рус сту (в порядке убывания частоты патологии) следующие: конституционные, церебрально-эндокринные, соматогенные (хронические заболевания различных систем организма с нарушением функции того или иного органа), наследственная и заболевания, социально-бытовые факторри.

Отклонение в массе тела имеют вид ее уменьшения или увеличения У детей раннего возраста отклонения в массе тела менее или более 10% от нормативных показателей (при наличии других характерных признаков) называются соответственно гипотрофией и паратрофии Увеличение массы тела у детей других возрастных групп более 14% за счет избыточного отложения жира называется ожирением Главными причинами отхо илення в весе детей является алиментарные, конституционные, соматогенные, церебрально-эндокринные и другие факторори.

Отклонение в окружности головы могут проявляться в виде ее уменьшения (микроцефалия) или увеличение (частый вариант - гидроцефалия) Главными причинами отклонений в окружности головы является внутриутробная не нарушение развития мозга, травмы и гипоксия мозга во время родов, травмы, инфекционные заболевания и опухоли мозга у детей после рожденияя.

Отклонение в окружности грудной клетки могут быть как в сторону уменьшения, так и увеличения Причинами таких нарушений являются аномалии развития грудной клетки и легких, заболевания органов дыхания, степень физически й подготовки и развития мышц, конституционные особенности тощо.

22) 1. Анатомо-физиологические особенности системы дыхания у детей. Методика исследования

Правое легкое состоит из трех долей: верхней, средней и нижней, а левое – из двух: верхней и нижней. Средней доле правого легкого соответствует язычковая доля в левом легком. Наряду с делением легких на доли большое значение имеет знание сегментарного строения легких. Формирование структуры легких происходит в зависимости от развития бронхов. После разделения трахеи на правый и левый бронхи каждый из них делится на долевые бронхи, которые подходят к каждой доле легкого. Затем долевые бронхи делятся на сегментарные. Каждый сегмент имеет вид конуса или пирамиды с вершиной, направленной к корню легкого.

Анатомическая и функциональная особенность сегмента определяется наличием самостоятельной вентиляции, концевой артерией и межсегментарными перегородками из эластической соединительной ткани. Сегментарный бронх с соответствующими кровеносными сосудами занимает определенный участок в легочной доле. Сегментарное строение легких уже хорошо выражено у новорожденных. В правом легком различают 10 сегментов, в левом легком – 9.

Запасы кислорода в организме очень ограничены, и их хватает на 5–6 мин. Обеспечение организма кислородом осуществляется процессом дыхания. В зависимости от выполняемой функции различают две основные части легкого: проводящую часть для подачи воздуха в альвеолы и выведения его наружу и дыхательную часть, где происходит газообмен между воздухом и кровью. К проводящей части относятся гортань, трахея, бронхи, т. е. бронхиальное дерево, а к собственно дыхательной – ацинусы, состоящие из приводящей бронхиолы, альвеолярных ходов и альвеол.

Под внешним дыханием подразумевается обмен газов между атмосферным воздухом и кровью капилляров легких. Он осуществляется посредством простой диффузии газов через альвеолярно-капиллярную мембрану вследствие разницы давления кислорода во вдыхаемом (атмосферном) воздухе и венозной крови, притекающей по легочной артерии в легкие из правого желудочка.

Оценка функции внешнего дыхания проводится по таким группам показателей, как:

1) легочная вентиляция (частота (f), глубина (Vt), минутный объем дыхания (V), ритм, объем альвеолярной вентиляции, распределение вдыхаемого воздуха);

2) легочные объемы (жизненная емкость легких (ЖЕЛ, Vc), общая емкость легких, резервный объем вдоха (РОвд, IRV), резервный объем выдоха (РОвыд, ERV), функциональная остаточная емкость (ФОE), остаточный объем (OO));

3) механика дыхания (максимальная вентиляция легких (МВЛ, Vmax), или предел дыхания, резерв дыхания, форсированная жизненная емкость легких (FEV) и ее отношение к ЖЕЛ (индекс Тиффно), бронхиальное сопротивление, объемная скорость вдоха и выдоха при спокойном и форсированном дыхании);

4) легочный газообмен (величина потребления кислорода и выделения углекислого газа в 1 мин, состав альвеолярного воздуха, коэффициент использования кислорода (КИО2));

5) газовый состав артериальной крови (давление кислорода (рO2) и углекислоты (рСO2), содержание оксигемоглобина в крови и артериовенозной разницы по Нb и окси-Нb).

Потребность в кислороде у детей значительно выше, чем у взрослых, это объясняется более интенсивным обменом веществ.

Поверхностный характер дыхания, его неритмичность компенсируются большей частотой дыхания. У новорожденного частота дыхательных движений (ЧДД) – 40–60 в 1 мин, у 10-летнего – 20, у взрослого – 16–18. У детей благодаря большой частоте дыхания минутный объем дыхания на 1 кг массы тела значительно выше, чем у взрослых.

ЖЕЛ и максимальная вентиляция легких у детей значительно меньше, чем у взрослых.

Все эти анатомические и функциональные особенности системы органов дыхания создают предпосылки к более легкому нарушению дыхания, что ведет к дыхательной недостаточности у детей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: