Эссе на тему портрет педагога. Эссе на тему «Портрет современного педагога. Список использованной литературы

Мне о себе очень сложно, что то говорить поскольку я сама себя в чем то иногда не понимаю. Свои действия и поступки. Когда я вспоминаю как я начала общаться с человеком или как я себя веду в той или иной ситуации, то парой сама себя не узнаю.
Мне говорят, что для своего возраста я слишком взрослая и, что я не выгляжу на 12(так говорят мои друзья и знакомые). С одной стороны мне приятно. С другой все равно хочется побыть маленькой девочкой. Но, к огромному сожалению этот возраст прошел.
Что такое по моему мнению,взрослая" ? Ответственная, не совершающая глупых поступков. Некоторые считают, что быть взрослой невозможно, пока ты не перестанешь дурачиться и много смеяться. Я полностью не согласна. Я найду сотни причин, но никогда не буду согласна с этим. Наоборот, если человек может контролировать себя, свои действия и эмоции- он достаточно взрослый.
Сейчас в себе я пытаюсь перебороть такое чувство как чувствительность. Оно мне очень мешает. Иногда я слишком чувствительно отношусь к тому, что скажут обо мне. Но тут должно просыпаться чувство которое я в себе воспитаю тоже- безразличие. Я не могу сказать, что безразличие-это положительное качество, но так же и не могу сказать, что оно отрицательное. Я сама в этом недавно убедилась. Мне сказали, что я странная и не такая как все(в плохом смысле). Эти слова я услышала от близкого мне человека. Я очень долго рыдала. Да, именно рыдала. Но в один момент я себе сказала, что мне плевать на то, кто и что обо мне говорит и думает. Я добьюсь всего чего хочу. Я такая какая я есть. И меня уже трудно изменить. Поскольку(как я считаю) мой характер наполовину,построен".
Еще мне был задан вопрос- ,какие качества вас раздражают в людях?"
Меня раздражает качество-лицемерие. Честно говоря и во мне поигрывают нотки этого качества. Вот оно-точно отрицательное.
Бывают моменты, когда я чего-то не до понимаю и спрашиваю не понятное мне у кого-нибудь(скорее у моего одноклассника). Но в ответ я слышу фразы наподобие - ,Ну ты тупая!" О да. В данной ситуации по мойму здесь не я тупая. Поскольку умный человек того бы не ответил, а набрался терпения и еще раз объяснил.
Кстати насчет умных людей- я считаю мою одноклассницу Асю очень умной и хорошей девочкой для своего возраста. Она удивляет меня. Она человек на которого стоит ровняться.(может быть я неправильно понимаю значение этого слова, но по мойму оно обозначает, что то наподобие,стремиться стать таким же")
Последнее время в мою голову приходят мысли. Необычные. Такого не было. На темы-
,что это за чувства- страх, привязанность, страсть и самое популярное- любовь?" О даа..
Еще не много о качествах характера. Недавно моя одноклассница сказала, что она толще чем я. Хахаха! Мне искренне было смешно и отвратительно это слышать. Потому что очевидно, что это далеко не так. Ну вот зачем говорить это?! Для чего? Для каких целей? Что этим человек хотел сказать? Чтоб я ее пожалела или что? Ну вот не понимаю я. Что это за качество характера?
Тоже есть еще вопрос...Недавно я рассказала моей подруге об отличной новости, я ждала этого события недели 2,5-3. Я рассказывала ей об этом,захлебываясь" эмоциями. На, что она ответила- , Да ладно! мм..круто." И начала рассказывать как прошли ее выходные.
Наверное у меня была крайняя степень возмущения и негодования.(опять же, если я правильно понимаю смысл этого слова.) Как называется это качество?
Незнаю, будет ли теперь понятен мой,Психологический портрет". Но все, что я считаю довольно важным для понятия моего характера- я сказала.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №14
Эссе
«Портрет современного педагога»

Тверь, 2016
“Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить”
А. ДистервегШколы хороши лишь настолько, насколько хороши работающие в нем учителя. Учитель – это сама душа процесса образования.
Какой же он, идеальный учитель сегодня? Современный учитель… Каким он должен быть, какими качествами должен обладать, чтоб учить детей в современной школе?
«Современный учитель должен быть современным» - с этим мнением согласны и учителя, и учащиеся. Но что значит, быть современным? Не секрет, что время не стоит на месте, стремительно меняется объём и качество информации, содержание школьных программ, учебников, методических материалов. Применение компьютерных технологий становится обычным в деятельности современного учителя. Конечно, компьютер поможет добыть информацию, книга даёт пищу для размышления, но учить и воспитывать может только учитель. В последнее время много говорится о реформировании образования, о модернизации школ, внедрении новых стандартов обучения и современного оборудования. Но не надо забывать о роли учителя в процессе обучения. Его влияние на молодое поколение очень важно. С ним дети часто общаются больше, чем с родителями, много времени отдающими работе. Работа современного учителя – наполнять мир ученика нравственными красками, верить в хорошее и видеть то лучшее в учениках, чего пока что нет, но обязательно проявится потом.
Главная задача современного учителя – учить учится, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания. И, конечно же, рядом с ними должен быть учитель-помощник, учитель-партнёр и сотрудник. Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях любознательных, активных, творчески мыслящих, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, умеющих осуществлять жизненный выбор. Учитель. Что составляет основу его профессии? Знание предмета? Безусловно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? Ну, кто же будет спорить. А ещё он всегда должен оставаться молодым в своей работе – шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске. Современный учитель должен быть профессионалом во всем.
Главной целью работы современного педагога является воспитание настоящего человека: грамотного, творческого, старательного и отзывчивого.
Огромное количество притч об учителях существует сегодня. Но мне близка по духу именно эта. В ней сказано следующее.
«Однажды ученики спросили Учителя: что самое главное в его профессии? И Учитель сказал им, что ответит на этот вопрос позже.Он предложил своим ученикам сходить к высокой горе. Перед тем, как тронуться в путь, Учитель накормил их соленой пищей. Придя к горе, ученики пожаловались, что очень хотят пить. Тогда учитель отправил их искать родник. Но ученики пришли обратно, ничего не найдя.Учитель подробно объяснил им путь к воде. Ученики напились сами и принесли воды Учителю. Но он достал полный сосуд воды из своей котомки и сказал: «Вот это и есть моя главная задача. Сначала я вызвал у вас жажду, потом указал верный путь к нему, направил вас в нужном направлении, затем показал, что желаемое может быть совсем рядом, надо только захотеть и позаботиться об этом».
Притча показывает, что только мудрый педагог сможет научить детей думать, чувствовать и действовать самостоятельно, планировать своё будущее, оценивать свою деятельность, брать на себя ответственность и участвовать в принятии решений.
Бесспорно, учитель несет детям знания. Умение и готовность постоянно учиться – это то качество, в котором более всего отражается специфика данной профессии. Умения самоорганизации и самоконтроля - качества, без которых учителю XXI века никак не обойтись.
Меня настолько заинтересовал данная тема эссе, что я решила задать вопрос детям: «Каким они представляют себе современного учителя?». Вопрос был задан детям разного возраста. Вы знаете, ответы были не однозначными. Мнения учащихся среднего и старшего звена несколько расходились…Ученики старшего звена ответили, что «современный учитель должен идти в ногу со времени, должен быть эрудированным», «должен заинтересовать своим предметом», «уважать мнение каждого ученика, понимать подростка и слышать его душу», «должен быть готовым оказать помощь и поддержать в трудную минуту», «должен быть современных взглядов», «модно и современно одетым». А учащиеся 7,8 классов хотят видеть современного учителя «добрым и отзывчивым», «заботливым», «любящим детей», «общительным и весёлым», «чтобы не кричал на детей».
Интересно отметить, что в обеих возрастных группах ученики обратили большое внимание на такие качества, как:
доброжелательность и понимание
умение терпеть, сдерживаться, не раздражаться
оптимизм
организованность, активность, энергичность
неформальные, дружеские отношения с учениками, теплое, человеческое общение
умение заинтересовать своим предметом
Опрос учащихся показал, что среди положительных качеств педагогов они отмечают следующие: доброту, справедливость, понимание, юмор, ум, искренность, строгость, общительность. К отрицательным качествам отнесли: несправедливость, безграмотность, грубость. Всё это говорит о том, что дети большее предпочтение отдают человеческим, а не профессиональным качествам педагога.
Педагоги считают главными, в первую очередь, профессиональные качества:
знание предмета
умение доходчиво объяснить материал
владение различными педагогическими приемами
разумное сочетание требовательности и уважения к учащимся
четкое управление учебным процессом и внеурочной деятельностью детей
способность заинтересовать своим предметом
успехи учеников
стремление к новациям в обучении
Учителя, при обсуждении проблемы «какой учитель нужен школе» отметила, что в первую очередь, школе нужен учитель-профессионал. Только такой педагог сможет научить детей думать, чувствовать и действовать самостоятельно; планировать своё будущее, оценивать свою деятельность, брать на себя ответственность и участвовать в принятии решений.
Но как бы, ни был профессионально подготовлен учитель, он обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества, которые во многом способствуют успеху в работе. Я считаю, что современный учитель должен обладать такими личностными качествами как: ответственность, трудолюбие, правдивость, добросовестность, благородство, доброта. И ученики хотят видеть в нем доброту, справедливость, понимание, юмор, ум, искренность, строгость, общительность. Крайне неприятны детям такие качествам, как несправедливость, безграмотность, грубость. Всё это говорит о том, что дети большее предпочтение отдают человеческим, а не профессиональным качествам педагога.
Хороший учитель должен быть образцом воспитанности и культуры поведения. Учитель - это призвание, учительство - это служение, а не работа. Учитель - профессионал не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает, переживает все, что происходит каждый день, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом он проявляет стремление работать творчески. Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребенка, строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися.
Настоящему учителю интересен процесс. Он не озабочен промежуточными результатами. Ему интересны изменения ребенка, и учитель удивляется и радуется этим изменениям. Ребенок доверяет только в том случае, если он чувствует заинтересованность учителя. Мне всегда хотелось доверять детям, помогать находить правильный путь, и если даже ученик ошибся, обманул – главное это его поддержать, направить и показать что многие люди совершают ошибки – главное, это во время их исправить. Я думаю, что современный педагог должен не только обучить детей своему предмету, но и воспитать в них качества личности, человека с большой буквы. Что ещё должен знать и уметь хороший учитель? Конечно, он обязательно должен знать детскую психологию, понимать душу ребёнка и уметь задавать себе вопросы: «А всегда ли я прав?» Если учитель равнодушен к внутреннему миру ребёнка, к его переживаниям, ему не место в школе, даже если он прекрасно знает свой предмет. Надо оставлять негатив за порогом школы, а детям нести и сеять доброе, разумное, вечное, как бы тяжело ни было на душе. Народная мудрость гласит: «Как аукнется, так и откликнется». От нас зависит то, что нам откликнется уже в недалёком будущем.
Учитель должен быть добрым, чутким, эрудированным, интеллигентным, красивым, хорошим психологом. Причем, в век информации, когда есть сотовые телефоны, компьютеры, Интернет, и уже подавляющему большинству учеников не стоит труда этой информацией обладать, к уровню образованности учителя предъявляются еще более высокие требования. Уже в наше время, тем более в будущем, главной задачей учителя становится не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования. Идеальный образ учителя будущего у современного ученика формируется сегодня. Сегодняшние школьники - это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения.
Каждый день я открываю дверь класса, и ко мне обращаются взоры моих учеников, их светлые, ясные глаза – любопытные, добрые, оценивающие каждый мой шаг. Они ожидают от меня многого. И я дарю им счастье открытий и общения, ведь я учитель, помогающий детям во всем. Вместе с ними я делаю открытия, первые шаги не только в мир знаний, но и в реальный мир, в свой мир, в свою жизнь. Учитель должен помочь ребятам объединиться, создать в классе дружескую атмосферу и единый коллектив. Научить правильно, действовать в различных ситуациях, не бояться трудностей, уметь их преодолевать. Учитель должен стать для ученика другом, товарищем, помощником.
Я считаю, что современный учитель должен обладать такими личностными качествами как: ответственность, благородство, доброта, правдивость, добросовестность, трудолюбие, аккуратность, любознательность, находчивость, сообразительность, выдержка, организованность, решительность, требовательность к себе, вежливость, тактичность, фантазия и выдумка, чуткость, самокритичность, толерантность. Современный учитель-это человек, которому верят, от которого ждут, пусть маленькое, но чудо на каждом уроке, а когда, выходя из класса, дети говорят: «Нам было очень интересно и комфортно с вами. Спасибо за урок!» - и это самое главное богатство.
Я считаю, что современный педагог - это человек с твердой жизненной позицией, сам социально активный, уважающий порядок, умеющий вести конструктивный диалог, работающий постоянно над повышением своего кругозора, формирующий научный тип мышления у своих учеников, развивающий творческие личностные качества детей, придающий особое значение формированию базовых умений, УУД, обеспечивающих возможность планировать свои действия, нацеленные на достижение определенного результата, формирование навыков здорового образа жизни и социального здоровья. Это педагог, ориентирующий на принятие социальных ценностей «могу, хочу, должен», воспитание лидерских качеств человека-творца, человека-исследователя, человека-гражданина.
Современный учитель должен обладать приятными манерами поведения, а сюда входят и мимика, и жесты, и поза, и навыки общения, располагает к себе людей. Всем манерам учителя должна быть присуща одна общая черта – это соблюдение педагогического такта, который включает в себя повышенную чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения с другой личностью, которая позволяла бы ему сохранить личное достоинство. Учитель должен уметь слушать, понимать, сострадать, поощрять, прощать ученика.
Личностные качества в учительской профессии неотделимы от профессиональных. Рисуя портрет современного учителя, я считаю, что
прежде всего, он должен любить детей. Не разделяя их на шумных и тихих, послушных и капризных, прилежных и не очень. На том простом основании, что они - дети.
Учитель - это призвание, учительство - это служение, а не работа.
Учитель-свеча, которая светит другим, сгорая сама.
Джованни РуффиниЧетыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли… Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.
Первая сказала:
-Я - спокойствие. К сожалению, люди не умеют меня сохранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть!
И огонёк этой свечи погас.
Вторая сказала:
-Я - вера, к сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому мне нет смысла гореть дальше.
Подул лёгкий ветерок и загасил свечу.
Опечалившись, третья свеча произнесла:
-Я - любовь, у меня нет больше сил гореть. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые их любят больше всего - своих близких.
И эта свеча угасла…
Вдруг…в комнату зашёл ребёнок и увидел три потухшие свечи. Испугавшись, он закричал:
- Что вы делаете?! Вы должны гореть - я боюсь темноты! Произнеся это, он заплакал. Тогда четвёртая свеча сказала:
-Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи: я - надежда.
Когда читаешь эти строки, сразу представляешь на месте четвёртой свечи учителя. Именно учитель зажигает в сердцах детей огонь желания познать этот мир, захотеть его изменить, сделать себя и окружающих лучше.
Свечой, которая зажгла моё сердце, для меня стали мои учителя. Я сама являюсь ученицей своей школы, той в которой сейчас работаю. Ведь только благодаря человеческим качествам моих учителей, я захотела вернуться именно в мою школу. Мою родную школу. Где меня любили, где я чувствовала поддержку и взаимопонимание. Где мне всегда было хорошо. Мне было и есть, у кого поучиться. Огромное спасибо моим педагогам.
Я с детства видела, как их любят и уважают ученики, родители, коллеги по работе. Учителя открыли мне, что дружеское участие, живое, доверительное общение с детьми, пожалуй, одно из главных условий успеха и удовлетворения от своей работы. Учитель должен не «работать с детьми», а жить с ними, делить радости и печали, взлеты и падения, не допуская фальши в отношениях. Так было и со мной. Мне всегда нравилось проводить время в школе, помогать учителям. Меня тянуло как магнитом. И в один прекрасный момент я сама того не понимая вернулась обратно в школу. Но уже не выпускником, а учителем все той, же родной мне школы. В выборе профессии я не ошиблась. Школа - это особый мир. Здесь каждый день не похож на предыдущий. Жизнь в школе «бьет ключом», постоянно надо спешить, спешить дарить свою энергию, знания, умения своим ученикам.
Я очень люблю свою профессию и рада, что судьба дала мне возможность называться этим не простым, но замечательным словом «Учитель».
Учитель - это тонкая работа
Он - скульптор, он - художник, он - творец
Не должен ошибаться ни на йоту,
Ведь человек - труда его венец.
Любить работу в наше время сложно
И труд подобный увлечёт немногих,
Но отказаться просто невозможно
От выбранной судьбою нам дороги.
А у работы нашей, без сомненья
Поверьте, не изменится названье.
И это - главное, пожалуй, увлеченье,
Всё потому, что наше в нём призванье.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

ГЕНЕРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА РЫШКАНЬ

НИХОРЕНСКИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ ИМ. КОНСТАНТИНА ПОПОВИЧА

ЭССЕ НА ТЕМУ:

« ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ

ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЯ»

Учитель

СЛОБОДЯНЮК О. М.

2014 – 2015 учебный год

Ребёнком в своих фантазиях, думаю, каждый из нас рисовал портрет идеального учителя. Перед собой мы видели доброго, понимающего человека. Нам хотелось, чтобы учитель нас любил, уважал, ценил наш малейший успех. Это лишь часть того, о чём мечтают дети, впервые переступая порог школы.

Много восторженных, добрых, требовательных и самокритичных слов сказано об учителе простыми и выдающимися людьми. Я, в свою очередь, попыталась осознать суть этого понятия через осмысление сути букв, в него входящих. Так, У – устремление, Ч – человек, И – истина, Т – творение, Е – единство, Л – любовь, – Ь. В итоге получается, что Учитель – это Устремлённый Человек к Истине, Творящий Единство и Любовь.

Учитель - это призвание, учительство - это служение, а не работа. Более того, по-моему, учитель – это не профессия, это образ жизни.

Сегодня я сама – Учитель! И, как ни странно, современные дети мечтают о том же самом, о чем мечтали и мы, рисуя для себя образ учителя... Любовь, доброта, искренность – вот что нужно современному ученику от современного учителя.


Один французский писатель сказал: «Кто-то всегда наблюдает за тобой: Бог, Мама, Учитель...». Именно учителя открывают детям мир, дарят истину и принимают первые детские открытия. Именно учитель должен быть образцом для подражания, эталоном всего правильного и мудрого.

Современный учитель, на мой взгляд, - профессионал, который вынужден знать о массе направлений, непосредственно связанных с его предметом, иметь представление и о других предметах, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Это - гражданин, на каждом уроке воспитывающий в своих детях доброту, милосердие, честность, порядочность, любовь к Родине – качества, составляющие непреходящую ценность человеческой культуры во все века. Когда надо, он - артист, художник, потребуется – писатель, певец. В то же время он всегда ученик. Недаром русская народная пословица гласит: «Учи других, и сам поймёшь». Современный учитель - это тот, кто всегда учится творчеству, и творит: себя как личность, урок, ученика…

И все же, главная цель нашей учительской деятельности – подготовка учащихся к достойному вступлению в жизнь, реально существующую, сложную и противоречивую. Поэтому современному учителю необходимо приложить немало усилий, чтобы жизнь ребенка в школе была интересной, радостной, успешной, необходимо понимать проблемы и видеть достоинства каждого ученика, умело сочетать доброе отношение и требовательность в общении и работе.

Педагогическая деятельность – будто мозаика, где образ складывается из кусочков, который необходимо подобрать по цвету, форме, размеру. Работа кропотливая, трудоёмкая. Не всегда частички совпадают. Иной раз приходится всё перекладывать заново, пересматривать.

Учитель только тогда учитель, когда он чувствует, что накопленный им опыт, его знание позволяют вести за собой своих учеников. На нем огромная ответственность за каждое прикосновение словом, мыслью, жестом к разуму, душе ребенка. Ребенку нужен учитель не информатор-марионетка, а соратник, друг, способный бескорыстно дарить знания, доброту, любовь…

Своим трудом я пытаюсь добиться, чтобы самыми главными, основными чертами взаимоотношений моих учеников были сердечность, тактичность, уважение к мыслям, желаниям, чувствам друг друга. А еще я, работая, стараюсь над выведением собственной формулы успеха, которая представляет собой сумму следующих составляющих, так необходимых современному учителю:

Любовь к своему делу + вдохновение + компетентность + дальновидность.

Но главное – это признание, когда видишь отражение того, что хотелось получить, в результате проведенной работы, в глазах учеников, родителей, коллег , окружающих. И когда со звонком мои ученики не вскакивают с места, а говорят с сожалением об окончании урока, я понимаю, что недаром прихожу в школу и профессию свою выбрала правильно.

У нас много хороших учителей, достойных самых высоких похвал. С учителя, со школы начинается все. Он – начало всех начал. Действительно, нет в нашем обществе фигуры более важной, чем учитель. Именно он, не жалея сил, может развить в юных друзьях своих неведомые им таланты, выработать стремление к познанию окружающего мира, желание трудиться на благо Отечества. И как не вспомнить слова о том, что “если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель”. Таким образом, современный учитель - это человек, преданный своему делу, любящий учеников, работающий над собой, тактичный, умеющий подобрать ключик к сердцу ребенка, использующий новейшие достижения науки и техники. И сегодня не устарели слова итальянского писателя XIX века: “Учитель – это свеча, которая светит другим, сгорая сама”.

«Портрет современного педагога»

Старший вожатый

Тарабыкина Е.С.

Я не буду говорить о том, каким должен быть современный учитель вообще, а, ссылаясь на то, что я сама работаю в школе,поразмышляю о данной категории людей. Я сама была ребёнком и в своих фантазиях рисовала портрет идеального учителя. Каким он был? Перед собой я видела доброго, понимающего человека, который всегда в любую минуту смог бы придти на помощь, был бы советников и наставником.. Мне хотелось, чтобы учитель меня любил, уважал, ценил мой малейший успех. Это лишь часть того, о чём я мечтала, длинной дорогой идя в школу.

Как известно, на любой стадии обучения дети нуждаются в наставнике, которому от бога дано предугадать, как отзовется его слово в трепетном сердце ребенка, ждущем от него понимания, заботы, поддержки.

Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях любознательных, активных, творчески мыслящих, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, умеющих осуществлять жизненный выбор.
Учитель. Что составляет основу его профессии? Знание предмета? Безусловно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? Ну, кто же будет спорить. А ещё он всегда должен оставаться молодым в своей работе - шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске. Современный учитель должен быть профессионалом во всем.

Главной цельюработысовременного педагога является воспитание настоящего человека: грамотного, творческого, старательного и отзывчивого.

Не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение формирует имидж учителя. Восприятие и понимание его речи учащимися связаны с процессом слушания, на которое приходится приблизительно 25-50% учебного времени, поэтому владение речью сегодня важнейшая профессиональная составляющая имиджа преподавателя.

Существуют правила речевой культуры педагога: говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, внятно, чтобы процесс слушания не вызывал значительного напряжения; скорость говорения около 120 слов в минуту. Помните: вас не только слышат, но и видят, поэтому не забывайте о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка).

Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция способствует лучшему усвоению информации. В каждой профессии есть свои «нельзя». Есть они и в учительской профессии: педагог не должен быть серым.

Как точно заметил С.Л. Соловейчик: «Рядовой учитель - не очень законное сочетание слов: учитель не может быть рядовым, в противном случае он не учитель… Подавший заявление в педагогический институт по сути берет на себя обязанность стать идеалом человека хотя бы для будущих учеников».

Учитель - это не только профессия, это - жизненное кредо. Будем ли мы такими учителями, зависит только от нас.

Эссе на тему:

«Портрет современного педагога»

Вот уже 23 года я учитель и не просто учитель, а первый учитель. Я с детства твердо знала, что буду учителем и только учителем младших классов. Почему я выбрала эту профессию? Выбор не случаен.

Моя мама посвятила всю свою жизнь этому благородному делу. Мне нравилось смотреть, как она пишет планы, готовится к уроку, как папа помогает ей оформлять стенды, таблицы. А если она брала меня в школу, к себе в класс – это было счастье: наблюдать, как она общается с детьми, с коллегами, видеть, как ее любят и уважают. Мне тоже хотелось быть такой же внимательной к детям.

Дети – особый, необыкновенный мир - непредсказуемый шквал эмоций, чувств, настроений! Души их открыты, они готовы впитывать как хорошее, так и плохое. Чтобы быть учителем, нужно в первую очередь, любить детей, радоваться им и с ними, сочувствовать, сопереживать их невзгодам и радостям. На мой взгляд, профессия учителя всегда разнообразна, она раскрывается каждый день по-новому, открывая все новые и новые краски. Ты стараешься, вести маленького человечка, как в новые знания, так и в жизнь, ты учишь его не только читать, писать, но делишься с ним своим опытом, своими знаниями, умениями, навыками, стараешься научить его быть лучше, добрее.

Учитель – одна из самых почётных и в то же время очень ответственных профессий на Земле. На учителе лежит большой круг ответственности за совершенствование молодого поколения, формирование будущего страны.

Сегодня к учителю предъявляются очень высокие профессиональные требования: универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания.

Современному учителю недостаточно хорошо знать свой предмет, он должен прекрасно разбираться в педагогике и детской психологии. Специалистов в разных областях много, но не все смогут стать хорошими учителями. Не факт, что большой профессионал, учёный сможет учить детей, особенно в школе. Для этого нужен особый склад личности, неповторимые качества воспитателя.

Так каким же он должен быть современный учитель? Педагог должен обладать целым рядом соответствующих качеств, таких как доброта, благородство, жизнерадостность, уравновешенность, толерантность, справедливость, ответственность, правдивость, добросовестность, трудолюбие, аккуратность, любознательность, находчивость, сообразительность, выдержка, организованность, решительность, требовательность к себе, вежливость, тактичность, чуткость, самокритичность.

Самое страшное в профессии учителя – это отсутствие подлинного призвания, равнодушие к детям. А ведь обмануть ребёнка не получится. На равнодушие учителя он ответит равнодушием к его предмету, на фальшь в его словах – своим обманом, на невнимание – неусидчивостью и плохой успеваемостью… Учитель в любой ситуации должен быть честным со своими учениками, уметь находить с ними общий язык, понимать детские проблемы и по мере возможности решать их. Он должен одинаково любить каждого своего ученика, никому не оказывая предпочтения…

Кроме того, каждый учитель должен постоянно заниматься самообразованием: читать специализированную литературу, принимать участие в разных конкурсах. Однако на этом образование учителя не заканчивается – каждые несколько лет он обязан проходить переподготовку в специальных университетах (повышения квалификации), поскольку наука всё время движется вперёд и учитель должен преподавать детям, используя не только старые наработки, но и новейшие методики.

Современный учитель должен быть образцом воспитанности и культуры поведения. Грубость, крики, оскорбления в школе недопустимы. Своим примером учитель должен заражать детей, чтобы они перенимали лучшие его качества, слушали грамотную речь, наполненную смыслом. Современный учитель добр и вежлив по отношению к детям и взрослым, сдержан, отзывчив, заботлив, общителен. Не стоит забывать о внешнем виде учителя. Пословица «встречают по одежке, провожают по уму» будет здесь очень кстати. Современно и со вкусом одетый учитель вызывает сначала зрительный интерес у детей, а уже потом становится интересен тем, о чем говорит.

Современный педагог должен уметь выявить все самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребёнка, поощрять детей, не просто учить их предмету, а подготовить к вступлению в новую, загадочную, самостоятельную взрослую жизнь.

Будут ли школьные годы запоминающимися или они равнодушно протекут мимо ребёнка – во многом, если не во всём, зависит от учителя.

Современный учитель призван «сеять разумное, доброе, вечное», как и сотни лет назад, так как «от правильного воспитания зависит благосостояние всего народа» (Д. Локк).

Современный учитель - это человек, которому верят, от которого ждут, пусть маленькое, но чудо на каждом уроке, а выходя из класса, дети говорят: «Нам было очень интересно и комфортно с вами. Спасибо за урок!»

Cовременный учитель всегда должен оставаться неуспокоенным, находиться в творческом поиске, вдохновлять учеников на достижение всё новых и новых высот. Ведь именно учителю доверено самое дорогое – дети, будущее страны, будущее всей планеты.

И пусть каждого педагога, который научил детей чему-то, хоть бы и самому малому, они вспоминали всю жизнь с теплотой, любовью и уважением.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: