Вавилонское пленение и возникновение еврейской диаспоры. Вавилонское пленение, его подлинные масштабы и значение Возвращение иудеев из плена вавилонского

Вавилонский плен

На 586–537 года до Р.Х. приходится вавилонское пленение. В эту эпоху вообще большинство иудеев жили в Вавилонии, во всяком случае, оставшиеся и угнанные мало отличались по численности. Общее же число угнанных определяется от нескольких десятков тысяч до миллиона. Когда цифры так сильно расходятся, это свидетельствует об одном - никто ничего точно не знает.

Дальнейшие события опять связаны с действиями внешних сил. Усиливаясь, молодая Персидская империя двинула свои войска на Вавилон. Дряхлая Вавилония оказалась не в состоянии не только воевать и побеждать, но даже и трезво оценить меру опасности. Вавилонский царь пировал с приближенными в осажденном персами Вавилоне - так он был уверен в безопасности своей столицы. Тем более персы не шли на штурм, они занимались в стороне каким-то странным и, наверное, бессмысленным делом…

Персидская же армия прокопала огромный канал - новое русло для Евфрата. Река потекла в сторону, ее русло возле города обнажилось. Про пояс, по бедра и кое-где и по колено персидские солдаты прошли по руслу Евфрата, обогнули стены города и внезапно оказались прямо посреди Вавилона.

По библейской легенде, именно в эту ночь перед пирующими вавилонянами на стене зала вспыхнула горящая надпись: «Мене, текель, уфарсин». То есть «сосчитано, взвешено и разделено».

Объяснить этого не мог никто; только иудейский пророк Даниил (конечно же!) сразу понял, что бы это означало. «Сосчитаны дни твоего правления, царь, взвешены твои грехи, разделено твое царство между мидянами и персами».

Насчет горящей надписи ничего определенного сказать не могу: это один из тех случаев, когда библейское сказание не подтверждается никакими другими источниками. В Библии приводится даже какое-то никому больше неведомое имя пировавшего царя: Бельшацар. Такого вавилонского царя история не знает, хотя имя тогдашнего владыки Вавилона хорошо известно: царь Набонад.

Но вот что зимой 538 года до Р.Х. персы, отведя русло Евфрата, внезапно появились в городе и стремительно взяли его - это исторический факт. Иудеи были в таком восторге от этого, что вышли навстречу персидскому войску с пением и плясками, размахивая пальмовыми ветвями.

Персидский царь Набонад умилился такому энтузиазму и освободил иудеев из вавилонского плена. Всем евреям было разрешено вернуться, казна выдала деньги на восстановление Храма. Даже все захваченные в Храме вавилонянами золотые и серебряные сосуды персы вернули.

С 537 года началось возвращение иудеев в Иудею. В 516 году отстроили иерусалимский Храм - ровно через семьдесят лет после разрушения старого, как и предсказывали пророки.

С этого времени Иудея попала под владычество персов и двести лет входила в состав Персидской империи (537–332 годы до Р.Х.). Что характерно, она ни разу и не попыталась освободиться.

Как будто бы все возвратилось на круги своя… Но так только казалось.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Штрафбаты по обе стороны фронта автора Пыхалов Игорь Васильевич

Плен …Я в плену. Передо мной немцы. Они сдёргивают с меня ремень, срывают знаки различия с петлиц и толкают в общий строй, где я уже заметил почти всех офицеров минбатальона.Оказывается, нас окружили, незаметно подошли с противоположной стороны и забросали гранатами. Я ещё

Из книги Русь арийская [Наследие предков. Забытые боги славян] автора Белов Александр Иванович

Эа-бани – вавилонский человеко-зверь Однако истины ради все же надо сказать, что упоминание о диких людях встречается не только в «Авесте» и в индийских легендах и фольклоре, но и во многих древнейших памятниках письменности. Так, в вавилонском «Эпосе о Гильгамеше», 3 тыс.

Из книги 7 и 37 чудес автора Можейко Игорь

Вавилонский зиккурат. Была ли башня? Попробуйте провести несложный эксперимент: попросите кого-нибудь перечислить семь чудес света. Вернее всего сначала вам назовут египетские пирамиды. Потом вспомнят о висячих садах Семирамиды и почти наверняка назовут Вавилонскую

автора Волков Сергей Владимирович

III. Плен …Косой сноп ноябрьской зари неярко мигал в разбитых стеклах ларька, приплюснутого к каменному забору. Замысловатые пласты тумана шли медленно на запад. Весь комендантский двор, все прилегавшие к нему улицы, весь стремительно ограбленный Джанкой были залиты

Из книги Красный террор глазами очевидцев автора Волков Сергей Владимирович

А. Т-ий Плен И вот, я пленный… Без фуражки, с остатками соломы на одежде - иду… Сзади конвоиры переговариваются:- Так хозяйка, значит, и говорит мне, как только зашел в хату: «Там в сене у нас запрятался ктось из белых». Ну, мы вот, значит, и поймали сазана!Указывает, куда

Из книги Русь и Рим. Мятеж Реформации. Москва – ветхозаветный Иерусалим. Кто такой царь Соломон? автора

2. Западноевропейский император Карл V, ассиро-вавилонский Навуходоносор и Иван IV Грозный В начальный период Реформации императором Священной Римской империи был Карл V (1519–1558). Его имя означает просто «Пятый Король». Вот краткие сведения о нем из Колумбийской

Из книги Русь и Рим. Русско-Ордынская Империя на страницах Библии. автора Носовский Глеб Владимирович

2. Русский царь Иван Грозный и ассиро-вавилонский царь Навуходоносор Прежде чем перейти к отражениям царя Ивана IV Грозного в Библии, сделаем отступление от библейской темы и напомним о повторе, обнаруженном нами в русской истории. Оказывается, романовская история царя

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Вавилонский календарь и рождение астрологии Что касается собственно календарных потребностей, то еще в начале III тысячелетия до н. э. вся Месопотамия перешла на лунный календарь с продолжительностью года в 12 месяцев по 29 и 30 дней каждый. К лунному году в 354 дня

Из книги Книга 2. Освоение Америки Русью-Ордой [Библейская Русь. Начало американских цивилизаций. Библейский Ной и средневековый Колумб. Мятеж Реформации. Ветх автора Носовский Глеб Владимирович

2. Западноевропейский император Карл V - это ассиро-вавилонский Навуходоносор, он же - Иван IV Грозный В ту эпоху императором Священной Римской империи был Карл V (1519–1558). Его имя означает просто «Пятый Король». Вот краткие сведения о нем. «Карл был величайшим из

Из книги Иосиф Сталин. Отец народов и его дети автора Гореславская Нелли Борисовна

Плен Вероятно, скорее всего вот эта информация о «не таких хороших отношениях с отцом», бесхитростно подтвержденная во время допроса самим Яковом, и стала побудительной причиной всей провокации с ним. Но иметь «не такие хорошие отношения» и предать Родину, отца, всё, что

Вавилонский плен, в который иудеи были уведены царем Месопотамии Навуходоносором в 605 году до рождества Христова, длился семьдесят лет. Столько времени понадобилось, чтобы они раскаялись в своих грехах, в измене истинному Богу и вернулись к вере своих предков.

Страна, в которой иудеям предстояло теперь жить, отличалась от их родины. Вместо живописных гор пленники увидели необозримые поля, пересеченные искусственными каналами. Среди них высились исполинские башни необъятных городов. Вавилон, столица царства, был в то время величайшим и богатейшим городом на земле. Он блистал роскошью и величием многочисленных храмов и дворцов.

Главный дворец вавилонских царей был особенно знаменит своими висячими садами. Главный храм, посвященный богу солнца, представлял собой громадную семиэтажную башню, вершина которой словно доходила до небес. Она напоминала иудеям о древней вавилонской башне, которую в гневе разрушил Сам Бог.

Но великолепие Вавилона не радовало иудеев. Они были здесь на положении рабов. Им был отведен особый квартал для поселения, вдали от роскоши и богатства дворцов. Большая часть была расселена в других городах.

Иудеи должны были выполнять тяжелые работы. Они исполняли всю черную работу при возведении тех многочисленных построек, которыми цари украшали свою столицу.

Но тяжелый труд и физические лишения не были самым страшным испытанием. Более горьким было сознание того, что они утратили землю обетованную. Эту землю обещал Господь их праотцу Аврааму. Ради нее почтенный патриарх, уже в преклонных летах, покинул Месопотамию и отправился на запад, куда повелел Господь. Предки ветхозаветных евреев происходили оттуда, где сейчас высились прекрасные дворцы Вавилона. И вот опять они здесь, но уже рабы. Словно замкнулся невидимый круг истории, словно Господь опять привел их к исходной точке, давая шанс заново начать свой путь.

Но условием нового исхода в землю обетованную должно было стать глубокое и искреннее покаяние. Народ оказался недостоин тех великих щедрот, которые излил на него Господь. Он разменял великое откровение истинной веры на поклонение ложным богам. Он изменил Богу и впал в язычество. Он не желал слушать пророков, которых Господь посылал для его вразумления.

И вот он здесь, на реках вавилонских оплакивает свою судьбу. Его взоры вновь обращаются на запад, где осталась лежать разграбленная земля обетованная, где остались развалины Иерусалима и великой святыни иудеев – иерусалимского храма.

Теперь ветхозаветные евреи понимают: чтобы спастись, не раствориться среди многочисленных народов вавилонского царства, они должны сплотиться. Символом их сплочения, как и прежде, должна стать истинная вера в единого Бога.

И эта вера начинает крепнуть. Живя в Вавилоне, утратив истинное и единственное место поклонения богу – иерусалимский храм, иудеи собираются в домах друг друга, чтобы сотворить общую молитву.

Они поют священные песнопения, псалмы. Они лучше, чем когда-либо понимают и разделяют покаянное настроение царя Давида. Того, кто в великом покаянном псалме воззвал к Богу, прося о помиловании за совершенные грехи. В это время усиливается личная, домашняя молитва.

Но изгнание ветхозаветных евреев не было свидетельством того, что Бог оставил их. Напротив, именно в вавилонском плену иудеи сподобились самых удивительных пророчеств о грядущих временах. Как и прежде, Господь воздвигал в иудейском народе пророков, которые открывали ему волю Божью, учили и наставляли в вере.

В прежние времена, еще находясь в земле обетованной, богоизбранные пророки обличали народ в богоотступничестве. Они пророчествовали о тяжелых временах, которые наступят вслед за изменой Богу.

Теперь же они поддерживали иудеев на пути истинной веры, вселяя надежду на грядущее освобождение. Они укрепляли людей пророчеством о новом Иерусалиме, о новом храме, о возвращении в родную землю.

Но эти земные блага – избавление от рабства и возвращение на родину – были лишь тенью истинного спасения, которым Господь желал одарить человека. Великое проявление Божьей милости к людям. Воплощение и Рождение Сына Божьего – Господа Иисуса Христа.

Об этом событии пророчествовал пленным иудеям пророк Даниил. Господь открыл ему точное время Рождества Спасителя. Весь об этом поддерживала изгнанников, вселяя уверенность в Божьей помощи и Божьем благоволении к ним.

Библейский Израиль. История двух народов Липовский Игорь Павлович

Вавилонское пленение, его подлинные масштабы и значение

Библия, повествуя о падении Иудеи и Иерусалима в 587/586 г. до н. э., дает недвусмысленно понять, что страна была разрушена, а абсолютное большинство иудейского народа уведено на поселение в Вавилонию. Да и как иначе можно трактовать слова книги Царств, что «иудеи ушли в изгнание из земли своей» (4 Цар. 25:21) и еще более категоричное утверждение книги Паралипоменон, что «переселил он (Навуходоносор. - И.Л. ) уцелевших от меча в Вавилон» (2 Пар. 36:20)? Однако на самом деле имеющиеся факты не поддерживают этот, устоявшийся в течение тысячелетий, исторический миф. Прежде всего, в самих библейских книгах содержатся сведения, которые говорят о совсем другом. Например, пророк Иеремия, очевидец и одно из действующих лиц той трагедии, свидетельствует о том, что «Невузарадан, начальник телохранителей, оставил бедный люд, у которого нет ничего, в земле иудейской, и дал им в тот день виноградники и пашни» (Иер. 39:10). А ведь этот, так называемый «бедный люд» составлял большинство населения всех древневосточных стран! Кстати, тот же факт признает и книга Царств, хотя и добавляет, что вавилоняне оставили в Иудее лишь «некоторых из бедного люда». Но абсолютно то же самое книга Царств сообщала и о времени после первого падения Иерусалима в 597 г. до н. э., ибо в ней утверждается, что вавилонский царь «изгнал весь Иерусалим… и не осталось никого, кроме бедного народа земли» (4 Цар. 24:14). Но, как мы уже знаем, эти «немногие бедные», которые остались тогда в Иерусалиме, включали в себя и царский двор Цидкии, и его армию, и богатых горожан и всю ту массу людей, которую Невузарадан увел в Вавилонию после второй осады столицы. Очевидно, слова «некоторые из бедного люда» представляют собой явное преувеличение или драматизацию тяжелых последствий падения Иерусалима. Нельзя забывать, что само по себе назначение вавилонянами Гедалии в качестве своего наместника в Иудее уже свидетельствовало в пользу того, что в стране осталась значительная часть народа. Над опустошенной и безлюдной землей наместников, да еще из местного населения, в древности не назначали.

В книге пророка Иеремии обращает на себя внимание один очень интересный факт: многие иудеи на время нашествия армии Навуходоносора бежали в соседние страны, а затем снова вернулись в Иудею после ухода оттуда вавилонян. «И когда все те иудеи, что находились в Моаве, и среди сынов Аммона, и в Эдоме, и во всех [соседних] странах, услышали, что царь вавилонский оставил [в стране] часть иудеев и поставил над ними Гедалию, сына Ахикама, сына Шафана, то изо всех мест, куда они были заброшены, вернулись все иудеи и пришли в Иудею к Гедалии в Мицпу, и собрали очень большой [урожай] вина и летних плодов» (Иер. 40:11–12). Таким образом, мы имеем достоверное свидетельство о том, что в вавилонский плен была уведена лишь часть иудейского народа, другая часть была оставлена на месте самими вавилонянами, а третья вернулась обратно в страну после окончания военных действий.

Можно попытаться вычислить общее количество людей, уведенных в вавилонский плен в 597 и 586 г. до н. э. Как известно, книга Царств говорит о 10 000 человек, ушедших в изгнание вместе с юным царем Йеояхином после первой осады Иерусалима. Число плененных после второй осады она не указывает, давая понять, что эта участь постигла почти всех горожан, если не всех жителей страны вообще. Недостающая информация имеется в книге пророка Иеремии: «Вот [число] людей, - сообщает он, - которых изгнал Навуходоносор в седьмой год (царствования, то есть в 597 г. до н. э. - И.Л. ) - 3023 иудея; в восемнадцатый год [царствования] Навуходоносора (то есть в 587/586 г. до н. э. - И.Л. ) - 832 души из Иерусалима; в двадцать третий год [царствования] Навуходоносора (то есть в 582 г. до н. э. - И.Л. ) Невузарадан, начальник телохранителей, изгнал иудеев - 745 душ; всего 4600 душ» (Иер. 52:28–30). Как видно, даже общая цифра всех плененных, приводимая Иеремией, гораздо ниже числа, указанного книгой Царств лишь за 597 г. до н. э.

Одним из наиболее вероятных объяснений этого расхождения является предположение, что в число пленных 597 г. до н. э. Иеремия не включил 7000 воинов, может быть, из-за того, что среди них было много чужеземных наемников. Примечательно, что такой сведущий историк, как Иосиф Флавий, тоже предпочел не включать воинов в общее число уведенных в Вавилонию в 597 г. и, подобно Иеремии, ограничился цифрой в 3000 человек. Что касается данных Иеремии за 586 г. до н. э., то в них вряд ли стоит сомневаться, ибо кому как не ему лучше всего знать об этом: первоначально пророк оказался в толпе пленных и вместе с ними в оковах прошел от Иерусалима до Рамы, где был освобожден по личному приказу Навуходоносора II. Но даже если предположить, что данные Иеремии почему-то существенно занижены и что число уведенных в вавилонский плен в 586 г. было не меньше, чем в 597 г., и более того, оба раза включить в эти цифры по 7000 воинов, то все равно общая цифра изгнанных не превысит 20 000 человек. Вместе с тем, согласно самым скромным подсчетам археологов, население Иудеи в конце VII - начале VI в. до н. э. должно было насчитывать не менее 75 000 человек. Следовательно, в вавилонский плен попало около четверти иудейского народа, а может быть, и существенно меньше, учитывая, что мы сопоставили максимальное число пленников с минимальной численностью населения. Если же производить расчеты на основе только библейских данных, то процент изгнанников станет совсем незначительным. Например, можно взять цифры пленных, указанные пророком Иеремией, не доверять которому у нас нет никаких оснований, и сопоставить их с результатами переписи населения Иудеи, проведенной царем Амацией еще в VIII в. до н. э. Как известно, тогда было насчитано 300 000 мужчин старше двадцати лет. Даже если предположить, что Иеремия тоже считал только взрослых мужчин и не учитывал женщин и детей, то все равно изгнанники в Вавилонию составили бы ничтожный процент. Таким образом, возникает парадоксальная ситуация: с одной стороны, миф о поголовном вавилонском пленении возник и продолжает существовать именно благодаря утверждениям библейских авторов, с другой - в тех же библейских книгах содержатся сведения, которые не только его не поддерживают, но и фактически отрицают.

Книга Царств сообщает еще об одном обстоятельстве, которое ставит под сомнение массовое пленение жителей Иерусалима. Так, после захвата иудейской столицы и до прихода отрядов Невузарадана, которые должны были заниматься отправкой в плен иудеев, прошел целый месяц - между «девятым днем четвертого месяца» и «седьмым днем пятого месяца» (4 Цар. 25:3–4, 8). За это время многие жители могли беспрепятственно покинуть город, пораженный голодом и эпидемией, и бежать в более безопасные районы Иудеи или в соседние страны, что и произошло на самом деле. Именно это обстоятельство имел в виду пророк Иезекииль, когда писал о жителях Иерусалима: «А уцелевшие из них убегут, и будут на горах все они, как голуби долин, стенающие каждый о грехе своем» (Иез. 7:16).

Наконец, сегодня в нашем распоряжении имеются неопровержимые археологические данные, согласно которым ряд городов севернее Иерусалима не пострадал от войны, и их население осталось на своем месте. Речь идет о тех городах в земле колена Биньямин, которые принадлежали Иудее, например Мицпа, Гивон и Гива. Не случайно Мицпа (Массифа) стала резиденцией вавилонского наместника Гедалии: она была практически не тронута армией Навуходоносора. Не исключено, что фактор хивейского и биньямитского происхождения их жителей привел местных правителей к решению добровольно сдаться вавилонянам. Но самым удивительным стало обнаружение богатых захоронений в районе самого Иерусалима, относившихся ко времени вавилонского пленения.

Таким образом, вавилонское пленение отнюдь не являлось демографической катастрофой, ибо подавляющее большинство иудейского народа осталось на своих местах, а Иудея вовсе не опустела, как это можно подумать, читая библейские книги. Более того, часть ее городов на севере даже не подверглась разрушению. Однако с культурной и политической точек зрения это была, действительно, катастрофа, так как те, кто делал политику, историю и культуру страны, кто руководил ее обороной, то есть наиболее грамотная, богатая, экономически и политически активная часть населения оказалась в вавилонском плену. В данном случае произошло то же самое, что и с выселением израильтян в Ассирию после падения Самарии в 722 г. до н. э. - «голова» народа ушла в изгнание, а его «тело» осталось на своем прежнем месте. Мы практически ничего не знаем о том, что происходило в самой Иудее в период полувекового вавилонского пленения, потому что те, кто писал ее историю - левиты и аарониды, кто делал ее политику - царский двор и армия, наконец, те, кого Библия называет «народом страны» - богатые горожане и землевладельцы - все они в большинстве своем оказались за пределами Иудеи. Вавилонский плен не был первым изгнанием иудеев, ему предшествовали и ассирийское пленение времен Синахериба, и плен у арамейцев Дамаска в правление Рецина, которые, возможно, были куда более массовыми и тяжелыми трагедиями для еврейского народа, чем известный всем вавилонский плен. Ведь ассирийские хроники сообщают о беспрецедентном числе иудеев - 200 тысяч человек! - захваченных тогда армией Синахериба. Правда, этот плен не задел ни царскую семью, ни придворных, а главное, он не затронул ааронидов и левитов, которых Хизкия собрал тогда в Иерусалиме. Ассирийское пленение конца VIII в. до н. э. обошло столицу страны; оно коснулось только провинций Иудеи, и прежде всего жителей Шфелы. Но об этом событии Библия практически молчит, так как среди плененных не было носителей традиции, которые могли бы поведать о случившемся. Все это лишний раз напоминает нам, что мы знаем только ту часть израильской и иудейской истории, в которой принимали непосредственное участие левиты и аарониды. Ничего удивительного, что из поля нашего зрения выпала ранняя история северных племен; о них известно только то, что произошло после присоединения к ним левитов. Точно так же мы лишились всяких сведений о тех израильтянах, которые оказались в ассирийском плену после падения Самарии в 722 г. до н. э., и только потому, что с ними не оказалось носителей традиции. Как выяснилось, жрецы нелевитского происхождения из Бейт-Эля так и не смогли стать подлинной альтернативой левитам и ааронидам. В этом плане иудейским пленникам в Вавилонии повезло: с ними находились носители традиции, включая такого известного пророка, как Иезекииль. И как бы ни был короток вавилонский плен, мы о нем знаем несравненно больше, чем о всех других пленениях иудеев и израильтян вместе взятых.

К тому же, несмотря на внешнее сходство, вавилонское изгнание иудеев существенно отличалось от депортации израильтян в Ассирию. Во-первых, оно оказалось несравненно более коротким и продолжалось менее полувека, по крайней мере для тех, кто был переселен в 586 г. до н. э., в то время как о времени возвращения израильтян нам вообще ничего не известно. Во-вторых, в отличие от израильтян, уведенных в три разных, далеких друг от друга места, все иудеи были поселены в одном и том же районе близ самого Вавилона. И наконец, в-третьих, если на место израильтян в Самарию были приведены новые поселенцы из Месопотамии и Сирии, то Иерусалим избежал этой участи, и земли плененных иудеев не стали приютом для выходцев из других стран.

Из книги Великая Гражданская война 1939-1945 автора Буровский Андрей Михайлович

Сравним масштабы? Чрезвычайный и Полномочный Посол Эстонии в России Марина Кальюранд заявила, что во время советской оккупации 1940–1941 годов в Эстонии погибло 60 000 человек.Вообще-то послу полагается быть лицом компетентным, а врать ему совершенно неприлично. Реально

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора

4. ВАВИЛОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ Именем «вавилонское пленение», то есть «имперское пленение» в Библии названо несколько событий. Первое, самое древнее, вавилонское пленение XIV века, - то есть как раз эпохи «монгольского» завоевания, - отражено в истории католической церкви как

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

12. Вавилонское пленение «Вавилонским пленением» в Библии названо несколько событий. Первое - вавилонское пленение XIV века, эпохи «монгольского» завоевания. Оно отражено в истории католической церкви как авиньонское пленение пап. Его подробности практически

Из книги Математическая хронология библейских событий автора Носовский Глеб Владимирович

5. 15-й блок. Вавилонское пленение 5-АБ. Наложение 15 блока библейских событий на фантомные и реальные события XIII-XIV вв н. э. и на их отражения, ошибочно отодвинутые в VII в н. э.5-В. Их оригинал из подлинной истории XIII-XVII веков н. э.5-а. Библия. 4 кн. Царств 24-25. Конец

Из книги Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (X-XV вв.) автора Мулен Лео

Географические масштабы В качестве примера рассмотрим орден Сито (далее у нас будет возможность описать миссионерскую деятельность нищенствующих орденов). Цистерцианские аббатства располагались по всей Европе: от Кинлосса в Шотландии и монастыря Лисе в Норвегии до

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

12. Вавилонское пленение «Вавилонским пленением» в Библии названо несколько событий. Первое – вавилонское пленение XIV века, эпохи «монгольского» завоевания. Оно отражено в истории католической церкви как авиньонское пленение пап. Его подробности практически

Из книги Великая ложь XX века [с дополнительными иллюстрациями] автора Граф Юрген

Второе Вавилонское пленение Вернемся к польским евреям, оказавшихся под властью национал-социалистов. Постепенно их согнали в гетто, находившиеся под управлением зависимого от немцев «Еврейского совета». Совет должен был регулярно поставлять рабочую силу и нужные

Из книги Правда о 1937 годе. Кто развязал «большой террор»? автора Елисеев Александр Владимирович

Настоящие масштабы Указанное преувеличение во многом обусловлено тем, что, начиная с перестроечных лет, огромное количество историков, публицистов и политиков упорно завышало масштабы репрессий, развернувшихся в 30–50-е годы. До сих пор называются цифры в пять, семь, а то

Из книги Краткая история евреев автора Дубнов Семен Маркович

Глава 13 Вавилонское пленение (586–537 гг. до хр. эры) 91. Евреи в Вавилонии После разрушения Иерусалима Невухаднецаром существованию еврейского народа грозила опасность. Большая часть этого народа, жившая в Израильском или десятиколенном царстве, была оторвана от своей

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

6.8. Вавилонское пленение «Вавилонским пленением», то есть «имперским пленением», в Библии названо несколько событий. Первое - самое древнее - вавилонское пленение XIV века, эпохи «монгольского» завоевания. Оно отражено в истории католической церкви как авиньонское

автора

15. Конец Иудейского Царства и вавилонское пленение иудеев были сдвинуты хронологами в глубокое прошлое Иоаким и Константин IV ПаганатЭти события описаны в книгах 4 Царств (гл. 24–25) и Паралипоменон.1а. БИБЛИЯ. Царь Иоаким, рис. 2.100. Его имя переводится как Стойкий Бога.

Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

16. Вавилонское пленение по Библии, отразившееся как Авиньонское пленение в средневековых хрониках якобы итальянского Рима и Франции Мы изложим рассказ о «вавилонском пленении», вмонтированный скалигеровской хронологией в XIV век н. э. и отнесенный в Западную Европу - во

Из книги История Древнего Мира автора Гладилин (Светлаяръ) Евгений

Вавилонское пленение Этому периоду в истории иудеев и израильтян посвящено немало трудов. Основным источником информации является Библия, но в ней отсутствуют детали и причины так называемого пленения. В ней имеется еще один случай описания рабства в Египте, когда

Из книги Книга 1. Библейская Русь. [Великая Империя XIV-XVII веков на страницах Библии. Русь-Орда и Османия-Атамания - два крыла единой Империи. Библейский пох автора Носовский Глеб Владимирович

2.8. Вавилонское пленение и переселение эпохи XV–XVI веков Библия указывает три волны известного ВАВИЛОНСКОГО ПЛЕНЕНИЯ.ПЕРВОЕ ПЛЕНЕНИЕ И ПЕРЕСЕЛЕНИЕ описано так. Ассирийский царь Салманассар - то есть Царь Салман - нападает на Израиль и ПЕРЕСЕЛЯЕТ израильтян. Библия

Из книги Русская Атлантида. Россия - колыбель цивилизации? автора Гофман Оксана Робертовна

Глава 3. «Батый», или Пленение вавилонское Интермеццо: спор автора и историка А был ли мальчик-то? Может, мальчика и вовсе не было? А. М. Горький. Жизнь Клима Самгина Через Греко-Палестину, Пряча в ладан ятаган, Делал хадж на Украину Римский папа Бату-хан. Народные

(Очерк, составленный на основании пророческих писаний Аггея, Захарии и Малахии).

С завоеванием Вавилона Киром кончились тяжелые и продолжительные страдания народа иудейского вдали от дорогой отчизны, вдали от дорогих для каждого иудея развалин священного города и храма. По указу Кира пленники получили возможность возвратиться на родину, восстановить Иерусалим и построить храм Иеговы. В этом указе Кир выразил такую благосклонность к иудеям, принял такое участие в устройстве их судьбы, что не только дал им позволение возвратиться в свое отечество и построить город и храм, но еще приказал помогать им золотом, серебром и другими необходимыми вещами и наконец, приказал выдать им священные сосуды, взятые Навуходоносором из храма Соломонова. С восторгом приняли пленники милость великого царя; радостно забились их сердца при вести о свободе. В этой благодатной перемене их судьбы они видели милость и благоволение Иеговы, столько времени гневавшегося на них. Иегова снова обратил на них Свой милостивый взор – и будущее начало светит им самыми отрадными надеждами, самыми утешительными упованиями. Без сомнения в это время припомнились народу иудейскому все великие обетования и пророчества о славной судьбе народа Божия, которым в годину испытания несчастный народ боялся верить и которые многим начали казаться несбыточными. Но настоящий радостный исход дела разогнал в народе это недоверие к своему будущему, эти сомнения на счет своей судьбы. Упавший и унывший дух народа снова поднялся высоко. Иегова за них – кто же может сомневаться в возможности исполнения всех великих обетований? И вот, еще не двинувшись из мест своего изгнания, не сделав шага на новом пути, обрадованный народ воображает себя уже обладателем обетованной земли, видит Иерусалим и храм восстановленными в прежнем, если не большем, величии и блеске; видит себя счастливым и блаженным, могучим и страшным для всех своих врагов. Словом: на первых порах народ был на верху счастья; он забыл о прошедших своих невзгодах, не думал о будущих затруднениях. Кто осмелится осуждать и обвинять за этот избыток радости и веселья народ, который так тяжело и горько страдал и теперь вдруг получил свободу? Но справедливость требует заметить, что в его радости было много мечтательного, в его ожиданиях и надеждах, в его уповании на Бога было много преувеличенного и чудесного: он видел в будущем только счастье и счастий, мечтал только об удачах и удачах и не думал о тех затруднениях, которые могли встретиться ему тотчас по вступлении его в Палестину .

А в действительности затруднений этих было не мало.

Прежде всего, почти вся Палестина была занята чуждыми, враждебными иудеям народами. Можно сомневаться на счет того, позволил ли Кир этим первым, возвратившимся из плена иудеям занять всю область даже прежнего царства иудейского. Из очень краткого повествования Св. Писания видно, что вначале все сосредоточивалось около храма и Иерусалима. Что место древнесвященного города с приличной окружностью было передано возвратившимся и очищено от чуждых жителей, которые успели тут поселиться, – это понятно само собою. Но очень замечательно, что в подробном списке возвратившихся в первый раз упоминаются новые поселенцы только ограниченного числа городов древнего царства, и притом это по большей части только северные города, которые вместе с Иерусалимом причислялись к древнему Вениамину; из южных мы находим только Вифлеем, который со времен Давида почти неразрывно был связан с Иерусалимом (; ). Такое явление не могло быть случайным: без сомнения в Вавилоне сделалось известным, что только эти города и свободны для возвращающихся. Остальные важнейшие части древнего царства иудейского и израильского были заняты идумеями, самарянами и другими народами. Идумеи владели тогда всем югом царства иудейского и древним главным городом Хевроном, а на западе-до древних филистимских областей; далее к северо-востоку от Иерусалима между Иерихоном и очень незначительной областью обитателей Самарии они владели пространством около Иордана с городом Акраббимом, от чего вся эта область называлась Акрабатавией. Как идумеи овладели этими землями и утвердились в них, мы не имеем на это ни одного прямого свидетельства. Вероятно, Навуходоносор в награду за их неоднократную помощь ему во время войн против Иерусалима сделал их обладателями местностей к югу и северо-востоку от Иерусалима, чтобы с двух сторон сторожить за иудеями при помощи преданного себе парода. И эти давние наследственные враги израиля владели сими местностями и теперь, когда Кир дал свободу иудеям и, по всем признакам, он вовсе не хотел изгонять идумеев из тех стран, которые ими были занимаемы и обрабатываемы в продолжение 50–60 лет.

Далее в северные и средние пределы земли обетованной проникли многие языческие народы и крепко утвердились здесь. На далеком севере ее, как уже показывает самое его имя Галилея, так же и на востоке по ту сторону Иордана издавна жили язычники, сильно смешавшиеся с израильтянами; здесь же еще от времен вторжения скифов сохранился город, населенный их остатками, всегда ревниво берегший свою независимость. В средине страны в Самарии жили поселенцы языческого происхождения, оставшиеся здесь от ассириян. Эти чуждые поселенцы, собранные сюда из очень различных стран, уже давно свыклись с этой страной и в продолжение времени видимо все более и более сроднялись между собою и образовали одну народность. Из этого видно, что даже в средину священной страны проникли разнообразные языческие элементы.

Таким образом, возвратившись в свою отчизну, иудеи очутились лицом к лицу с чуждыми и враждебными к ним народами, которые окружили новое неутвердившееся общество со всех сторон. Чтоб утвердиться, чтоб поставить себя в безопасное положение, ему, кроме сильной энергии душевной, немало нужно было и материальных средств и сил. Энергии и веры в свое будущее на первых порах у нового общества было много, но немного было у него силы и средств материальных. Даже самое число возвратившихся вначале было очень незначительно. Мы, верно, знаем, что число всех, которые собрались около развалин Иерусалима и прочих занятых ими городов, состояло только из 42,360 мужей с 7337 рабами и рабынями. Правда, можно думать, что это были самые горячие патриоты, но в материальном отношении это были по большей части люди бедные: богатейшие и могущественнейшие иудеи мало склонны были к возвращению в отечество.

Но, не смотря на свою бедность, малочисленность и множество враждебных народов, подкрепляемые почти единственно упованием на помощь Божию, иудеи бодро приступили к тому делу, которое важнее всего было для их народной жизни. Возвратившиеся с Зоровавелем, прежде всего, должны были начать постройку храма: восстановить древнюю святыню было задачей их священной ревности. Но трудность очистить развалины древнего священного места и приготовить его для основания нового храма была так велика, что при наступлении 7-го месяца построили только простой алтарь и по древнему обычаю принесли на нем жертву. Не смотря на бедность народа, ревностно подвигались вперед приготовления к постройке храма. Опять, как некогда при строении первого храма, с Ливана поставляли кедровое дерево, нанимали плотников и других работников, нанимали тирские и сидонские корабли для перевозки драгоценного дерева до гавани иопийской. Таким образом, во втором месяце следующего года приспело время положить основание храма и это совершено было самым торжественным образом при звуках труб, при пении левитов и благодарственных песнях всего народа ( ср. с 3, 10 и д.). Хотя у многих старейших, жрецов, левитов и начальников, которые еще видели первый храм (ср. . с ), при взгляде на бедное основание этого храма, далеко уступавшего первому в красоте и блеске, невольно вырвались громкие рыдания: однако же, весь остальной народ так сильно торжествовал при этом, что „нельзя было распознать восклицаний радости от воплей плача народного“ ().

В эти дни народной радости и ликований общество самарийских поселенцев чрез торжественное посольство изъявило желание принять участие в построении храма; оно говорило: „будем и мы строить с вами, потому что мы, как и вы прибегаем к Богу вашему, и Ему приносим жертвы от дней Асардана, царя сирийского, который перевел нас сюда” (). Но представители возвратившегося из плена народа иудейского объявили, что не хотят иметь с ними никакого общения в деле построения храма и имеют позволение Кира только для самих себя. Истинное же основание такого отказа могло лежать только в особенных свойствах самарян. Хотя уже полтора столетия прошло с тех пор, как введена была религия Иеговы между язычниками, по преимуществу, поселенцами Самарии; но она введена была в полуязыческом виде прежнего царства 10 колен и кроме того она искажена была языческими воззрениями поселенцев Самарии, принадлежащих к разным племенам языческого востока (). Может быть, лучшие люди самарянского общества тяготились таким смешением различных религий и от них-то может быть и вышло предложение своего участия в постройке храма иерусалимского. Но члены нового иудейского общества не были уже похожи на своих предков, весьма склонных к язычеству.

Продолжительное народное бедствие совершенно изменило дух народа; теперь члены обновившегося общества ревниво хранили чистоту своей религии, и дух этой религиозной осторожности и мнительности, впоследствии развившийся до исключительности, в первый раз обнаружился в иудеях при этой попытке самарян: теперь в Иерусалиме трепетали уже от одной мысли о соединении с соседями, у которых религия не довольно чиста. При этом легко могли придти на память древние укоризны против Самарии и те бедствия, которые постигли иудейское общество за близкие сношения с нею – и в новом обществе пробуждается гордое презрение к соседям смешанной или чисто языческой крови. Конечно, этот отказ самарянам очень благоприятно подействовал на народную ревность новых поселенцев в Иерусалиме и без сомнения предстоятели нового общества действовали только в духе большинства тогдашних иудеев.

Но дальнейшие последствия этой религиозной осторожности и боязливости были очень не благоприятны для нового общества. Отвержение предложения самарян было поводом к возбужденно прежней вражды между новым обществом и соседними народами. Потому что в этом событии высказался дух нового общества, ясно обнаружилось, в какие отношения станет оно к соседям, лишь только почувствует силу и успеет достаточно утвердиться. Народы, населявшие теперь священную землю, хорошо понимали, что им угрожает борьба на жизнь и смерть, что им грозит впоследствии опасность или быть изгнанными из Палестины, или лишиться самостоятельности. Действительно нельзя сказать, чтоб опасения соседних народов были совершенно без основания: даже в этом столь слабом остатке Израиля жило еще много древнего духа со всеми воспоминаниями о прошедшей славе и со всеми надеждами на блестящее будущее и в лице Зоровавеля стоял во главе иудейского общества потомок Давидов, около которого теперь сосредоточились все мессианские упования, как это открывается из пророческих слов того времени (; ср. с высокими надеждами на разрушение всех языческих царств-). И вот самаряне, оскорбленные отказом, употребили все старание при персидском дворе, чтоб выставить иудеев людьми беспокойными и мятежными: „и им удалось выхлопотать царский указ о прекращении постройки храма ( и д.). Постройка храма остановилась и не подвигалась вперед во все остальное время царствования Кира. Без сомнения с наступлением нового царствования можно было надеяться на благоприятную перемену обстоятельств; но соседи Иерусалима и в Камбизе успели возбудить недоверие к народу иудейскому, нерасположение к постройке храма иерусалимского, к восстановлению самого города. И запрещение строить храм оставалось в прежней силе в продолжение царствований Камбиза и Лжесмердиса: потому что неприязненная интрига против иудейского общества неутомимо велась при дворе персидском до воцарения Дария ().

Уже одних этих препятствий и неудач, которыми сопровождалось построение храма, достаточно было, чтоб значительно уронить бодрость духа в народе иудейском. Но испытания его этим не ограничились. К неудобствам и невыгодам нового общества присоединилось еще и то, что самая земля, на которой они поселились теперь, по причине продолжительного запустения и неоднократных опустошений, одичала и стала неплодородною. Земледелие иудеев долго находилось в самом плачевном положении, труды и траты новых поселенцев далеко не вознаграждались плодородием земли. Достоинства почвы упали до того сравнительно с прежним ее состоянием, что там, где получали некогда из копны двадцать мер зерна, теперь получали только десять: егда влагасте в мех ячмене двадесят сат, и быша ячмене десять сат, и входисте в подточилие черпати пятьдесят мер, и быша двадесят (). Бесплодие ее по временам простиралось до того, что земледелец не выручал даже засеянных семян (). К несчастию новых поселенцев и без того бесплодная и одичавшая почва не раз страдала от засухи: удержится небо от росы, и земля оскудит изношения своя. И наведу меч на землю, и на горы, и на пшеницу, и на вино, и на елей, и на вся, елика износит земля, и на человеки, и на скоты, и на вся труды рук их ( ср. 2, 18). От того хозяйство и домашняя жизнь народа были весьма скудны; хозяин дома испытывал недостаток в самом необходимом, семья его не имела достаточно пищи, питья, не имела теплого жилища; народ постоянно должен был опасаться наступления голодного времени. При крайней бедности и недостаточности средств, у новых поселенцев все как-то не спорилось; замыслы их не приходили в исполнение, предприятия не удавались. Так изображает пророк бедность и беспомощность нового общества: сеясте много и взясте мало, ядосте, и не в сытость, писте, и не в пиянство, облекостеся и не согрестеся в них: и собираяй мзды, собра во влагалище дираво. Призресте на многа, и быша мала, и внесосте я в храм (домой), и отдунух я (). Аще еще познается на гумне, и аще еще виноград и смокви, и яблонь, и древа масличная не творящая плода ? (). Тогда, по словам другого пророка, мзда человеком не бе во успех, и мзда скотом не бяше ().

При крайней скудости и бедности внешняя безопасность общества не была достаточно ограждена и обеспечена: она нарушена была частью дикими зверями, которые размножились в продолжительное время безлюдья, частью всеобщим смятением, в которое приведены были пароды, жившие в соседстве с иудеями, безумным походом Камбиза против Египта. Во все эти страны, тяжело пострадавшие от персидского похода, не раз делали вторжения морские разбойники и производили опустошения; тогда больше всего имело значение право сильного и буквально исполнилось изречение пророка: и исходящему и входящему не бе мира от печали (от врага) и послю (я допускал восставать) вся человеки коегождо на искренняго своего ().

Одинокое положение среди враждебных народов, бедность и нищета, доходившая почти до общественного голода, вражда самарян, неблагоприятная перемена в отношениях персидского двора к новому обществу и вследствие всего этого невозможность строить храм Иегове – все это произвело самое неблагоприятное влияние на новое, еще не окрепшее и не утвердившееся общество: оно упало духом. Прежних одушевленных надежд на быстрое восстановление храма, Иерусалима и всей славы иудейского царства, с которыми пленники возвратились в свое отечество, теперь как бы не существовало. На место их в обществе переселенцев распространилось уныние, возникли разного рода сомнения и недоразумения. Видя неоконченным свой храм, стали сомневаться в благоволении и помощи Иеговы, на которую так много надеялись прежде; думали, что они вовсе не во время принялись за постройку храма: людие сии глаголют: не прииде время создати храм Господень (); на основании настоящих неудач стали заключать, что гнев Иеговы, постигший их предков, и теперь еще тяготеет над ними, и кто знает, скороли Иегова перестанет гневаться на них. Вследствие этих сомнений явился в обществе самый мрачный взгляд на свое возвращение из Вавилона, на свои попытки восстановить храм и Иерусалим, надежды видеть восстановление древнего царства сменились теперь горьким отчаянием: „напрасно возвращались мы из Вавилона, напрасно мечтали восстановить храм, Иерусалим и все царство», думали тогдашние иудеи. Эти сомнения и недоумения становились еще сильнее, западали в душу еще глубже, когда новые поселенцы обращали внимание на свое ничтожество, и на многочисленность и силу народов, их окружающих (). Израиль рассеян ими на все четыре стороны, унижен до того, что никто не может поднять главы своей (-21); ему ли надеяться восстановить Иерусалим, воздвигнуть храм Иегове? ему ли надеяться на возвращение славы прежнего царства и на победу над врагами? Скорее нужно полагать, что этот маленький остаток Израиля уничтожится и подавлен будет огромной массой языческих народов. И в самом деле, на каком основании это новое маленькое общество стало думать, что Иегова прекратил Свой гнев и обратил опять Свой милостивый взор на Сион и Иерусалим? Что служит залогом этой благодатной перемены в отношениях Иеговы к Израилю? Не мечта ли – это? Ведь храм, в котором Иегова являл бы Свое присутствие среди Своего народа и принимал от него поклонение и жертвы, еще не существует и самое созидание его встречает неодолимые препятствия. Иерусалим даже не имеет вокруг себя стен, без которых каждому иудею он представлялся беззащитным городом. А таков ли должен быть Иерусалим, в котором явится Мессия? (Зах. гл. 2). Все это подавало иудеям повод думать, что прежние близкие и благодатные отношения Иеговы к Израилю еще не восстановлены.

Среди разного рода неудач, несчастий, сомнений прошло около двадцати лет. Все сильнее и сильнее начало проявляться в пароде глухое недовольство; боязнь, малодушие и самолюбие готовы были охватить все общество. В то время, как крайне нужно было общими усилиями положить самые первые основы общества и доставить ему необходимые средства защиты, многие стали думать, что нужно прежде всего позаботиться о себе, и свою соблазнительную леность и отвращение от благородного труда извиняли тем, что теперь вовсе не время, оставляя свой дом, соединенными силами заниматься постройкой храма: Сице глаголет Господь Вседержитель, глаголя: людие сии глаголют: не прииде время создати храм Господень. И бысть слово Господне рукою Аггея пророка, глаголюща: аще время убо вам есть жити в домах ваших истесаных, храм же мой сей запусте? (); храм мой есть пуст, вы же течете кийждо в дом свой (-1,9) Эти неудачи начали производить уныние даже в предстоятелях нового общества – первосвященнике Иисусе и Зоровавеле, которые теперь в особенности должны бы отличаться непоколебимою верою и упованием на Бога. В особенности тяжелым камнем все это падало на сердце благочестивого первосвященника и мало по малу он начал поддаваться малодушию и робости, потому что его преследовала мысль, что все еще гневается на Израиля и что еще не кончился плен. Для чего же жертвы, когда Господь отвращается от народа Своего и не восстановил прежнего завета Своего? Как могло быть приятным Иегове служение, когда первосвящениик является пред Ним в измаранных одеждах (т. е. находится в состоянии не милости-)?

Зоровавель, на котором лежало преимущественно попечение о гражданском устройстве нового общества, не менее первосвященника страдал от разного рода сомнений и недоумений. Более, нежели кто ни будь, понимал он затруднительные обстоятельства своего общества, более, нежели кто ни будь, мог оценить все его нужды и потребности. Нужно было дать твердую опору гражданскому порядку в новом обществе, построить общественные здания, в особенности восстановить Иерусалим с его святыней и таким образом новому царству дать прочное и безопасное положение. Все эти обязанности лежали на его совести; но для исполнения их немало нужно было средств, а их не было. Мы уже знаем, в каком жалком состоянии находилось общество, какая бедность тяготила его, в какое неприязненное и уединенное положение стало оно к своим соседям. Особенно вражда самарян много повредила новому обществу. Своими происками при дворе персидском, следствием которых было прекращение постройки храма, они нанесли новому обществу самый тяжелый нравственный удар: этот удар попал в самое чувствительное место: с храмом соединены были неразрывно все интересы нового общества, – религиозные, нравственные и гражданские; с ним соединены были все надежды и упования; храм был главным пунктом, около которого сосредоточивалась вся жизнь нового общества. Прекратить жизнь в этом пункте значило остановить ее во всем обществ. Вот почему прекращение постройки храма произвело глубокое уныние в возвратившихся иудеях Зоровавель лучше других понимал значение храма для жизни всего общества и конечно сильнее других печалился от невозможности строить его. И чем больше думал он об этом, тем больше представлялось ему препятствий в этом важном деле. Кроме опасений за новое общество, его без сомнения немало беспокоили опасения за самого себя. Как предстоятель общества, как потомок царского дома Давидова, он прежде всех мог подвергнуться опале, в случае гнева персидских царей. И эта опасность не раз угрожала Зоровавелю. Так в царствование Лжесмердиса персидские чиновники писали ко двору письмо, в котором выставляли новых жителей Иерусалима самыми опасными людьми: лишь только им удастся укрепить город и построить храм, они непременно станут во враждебное отношение к персидской монархии и будут добиваться независимости и самостоятельности (). Как начальник общества и как потомок царского дома Давидова, Зоровавель скорее всех мог подвергнуться опале со стороны персидского двора вследствие неприязненнаго письма. Та же опасность угрожала Зоровавелю и тогда, как по голосу пророков Аггея и Захарии иудеи снова принялись за постройку храма, без разрешения персидского двора. Узнав о продолжении постройки храма, персидский чиновник послал царю подробное донесение о том, что делается в Иерусалиме, с указанием имен тех лиц, которые имели высший надзор над постройкой храма и потому больше всех подлежали ответственности пред персидским владыкою (). Что это были за мужи, которые указаны были двору, как возможные бунтовщики, мы в точности не знаем; но само собою понятно, что Зоровавель был один из первых. При виде таких затруднений и опасностей, грозивших как целому обществу, так и лично Зоровавелю, очень трудно было ему остаться мужественным, сохранить себя свободным от недоумений, от сомнения в счастливой будущности нового общества. И действительно Зоровавель начал поддаваться унынию и считать препятствия к восстановлению города и храма непреодолимыми (. Зах. гл. 4).

Но в эти важные и опасные минуты, когда уныние готово было охватить все общество, когда переселенцы, едва начав свое дело, готовы были уже оставить его, явились на помощь народу пророки Аггей и Захария. Своим могучим словом они оживили совсем было упадшее мужество своих сограждан и своими утешительными откровениями и обетованиями воскресили в нем веру в будущее значение судеб иудейского народа и исполнение всех древних обетований. Они всеми силами стараются возбудить ревность к построению храма, который должен быть окончен, не смотря ни на какие человеческие опасения и сомнения. Мужество их возбуждалось еще более от сознания всей важности этого дела. Они очень хорошо понимали, что если новое общество хочет опять сделаться избранным народом Иеговы и не желает воротиться назад, то оно непременно должно, прежде всего, построить храм. Храм иерусалимский имеет существенное значение для ветхозаветной Церкви Божией. Благодатный союз Бога со Своим избранным народом необходимо предполагал существование особенного места, в котором могло бы проявляться и поддерживаться благодатное общение между Богом и народом и которое служило бы видимым залогом действительности этого общения.

Без сомнения отрадно и возбудительно действовали на иудеев эти пророческие обетования. Но все еще иудеи не могли укрепиться духом в виду непривлекательной, незавидной действительности. Слава и величие Иерусалима и храма, процветание и благоденствие царства, как ни близки были сердцу каждого иудея; но все же оно не могло отдаться вполне этой вере, потому, что Иерусалим все еще оста вался беззащитным, не имел еще стены. Как мог иудей быть уверенным в будущем величии своего народа, когда этот народ в сравнении с прочими так ничтожен и мал, так унижен и обессилен? Чтоб рассеять эти сомнения, пророк старается внушить своему народу, что новый Иерусалим не будет нуждаться в стенах: сам Иегова будет его стеною. Он поселится среди Своего народа и будет беречь его, как зеницу ока: и Аз буду ему, глаголет Господь, стена огненна окрест, и в славу буду посреди, его (). Зане се Аз гряду, и вселюся посреде тебе (-10)... касаяйся вас, яко касаяйся в зеницу ока Его (-8). Посему иудеи не должны смущаться при мысли о своем ничтожестве и бессилии и о величии и могуществе своих многочисленных врагов. Всесильная помощь и защита Иеговы дает незначительному иудейскому народу решительный перевес над прочими народами. Вот уже близко то время, когда Иегова сокрушит могущество языческих народов, которые владычествовали над иудеями, унизили и рассеяли их по всем странам (). Вслед за уничтожением могущества врагов народа иудейского последует собрание всех рассеянных иудеев в землю обетованную и воцарение над ними Иеговы: иудейский народ снова сделается уделом Иеговы ().

Обличая и утешая целый народ, пророки не раз обращались с своими ободрительными речами и к частным лицам, от которых много зависало благоустройство нового общества – к первосвященнику Иисусу и Зоровавелю. Мы уже видели, что уныние, распространившееся в обществе, коснулось и этих лиц. Для уничтожения всех сомнений первосвященника и для возбуждения его бодрости пророк Захария, под образом снятия с первосвященника измаранных одежд и облачения его в одежды светлые, открывает, что Иегова прекращает гнев на народ Свой и приемлет его под Свое покровительство; вина его уничтожена. Иегова снова приемлет от народа служение, молит вы и жертвы. Пусть же не смущается сердце первосвященника за народ, вверенный его попечению! И как можно было первосвященнику поддаться сомнению и говорить в сердце своем: „дело наше напрасно, потому что мы не имеем никаких залогов помилования и исполнения наших упований“? „Ты и други твои сидящие пред тобою – мужи знамения“. Все состояние возвратившихся было необыкновенно, и хотя оно было печально, но все же для взора верующего служило залогом и знамением будущего. Самое возвращение было знамением и чудом. Возвратил ли бы их Господь, если бы не хотел исполнить Своих обетований? ().

Подобным же образом пророк ободряет и Зоровавеля. Конечно, сам по себе народ иудейский слаб и ничтожен, не представляет Зоровавелю могущественных средств к устройству храма и всей жизни народа; но Зоровавель кончит это великое дело не своею силою и крепостью, а подкрепляемый всемогуществом Иеговы, Его бдительным попечением о Своем народе: ради блага Своего народа Провидение Божие бодрствует над Зоровавелем и устраняет на его пути все препятствия, как бы они велики, ни были. Сие слово Господне к Зоровавелю, глаголя: не в силе велицей, ни в крепости, но в Дусе Моем, глаголет Господь Вседержитель. Кто ты ecu горо великая пред лицем Зоровавеля, еже исправити? (с Евр. Что ты, великая гора, пред Зоровавелем? равнина. ). Руце Зоровавелевы основаша храм сей, и руце его совершат его ( ср. ).

Ободренные и утешенные пророческим словом иудеи снова принялись за постройку храма, даже прежде, нежели получили разрешение на это от персидского двора ( ср. ). Между тем чиновники персидские, узнав о возобновившейся постройке храма, послали донесение ко двору. Благодаря справедливости и умеренности царя Дария, дело кончилось счастливо для иудеев. Вслед ствие представления наместника, изобразившего дело правильно и беспристрастно, при персидском дворе приказали исследовать дело исторически, и – царский указ снова подтвердил первоначальное позволение Кира (, б-6, 13). Постройка храма быстро начала подвигаться вперед и скоро приведена была к концу ().

Ничтожен, мал и беден был теперь народ иудейский. Предшествующая катастрофа едва не уничтожила бытие иудейского народа. После нее он был так слаб, что едва мог положить самые первые основания новой гражданской своей жизни, едва мог удовлетворить первым своим потребностям. От прежнего гражданского значения иудейского народа почти не осталось никаких следов. Но не такими последствиями сопровождался вавилонский плен для религиозной и нравственной жизни народа иудейского.

Из предшествующей истории народа иудейского мы знаем, до какой степени пал он в религиозно-нравственной жизни. Он до того склонен был к идолопоклонству, что постоянно забывал Иегову ради всякого нового идолослужения; в сознании многих из иудеев Иегова низведен был на степень обыкновенных богов; явились наконец такие люди, которые жили без всякой религии. И в нравственной жизни народ иудейский мало отличался от язычников: располагать свою жизнь сообразно правилам и обычаям язычников – сделалось модою между иудеями, особенно богатыми и знатными. Напрасно пророки увещевали народ оставить идолопоклонство и развратную жизнь-народ не обращал внимания на их слова и даже смеялся над ними. Напрасно некоторые благочестивые цари, как Езекия и Иосия, старались совершить обращение своего народа, очищение своего царства от идолопоклонства, – усилия их не приводили к желаемым результатам, потому что сам народ не был расположен к такому доброму делу. Нужно было какое ни, будь необычайное средство для исправления и восстановления упадшего народа, – средство, которое отрез вило бы обезумевший народ, дало бы ему возможность понять, чего он лишается, нарушая завет свой с Богом, и какую беду накликает на себя своей страстью к идолопоклонству. Таким средством оказался плен вавилонский. Чего не могли совершить пророки и лучшие цари, то совершила страшная катастрофа, постигшая народ иудейский, насильственно вырвавшая его из отечественной земли и бросившая его в чуждую страну, в среду идолопоклонства.

Среди самых тяжелых ударов несчастия, каким только может подвергнуться народ, иудеи без сомнения припомнили, прежде всего, увещания и угрозы пророков: теперь пред глазами несчастного народа было самое строгое и точное исполнение многих из них; он припомнил свою крайнюю беспечность, постыдное пренебрежение к речам пророческим, свою прежнюю беззаконную жизнь, горькие и ужасные последствия которой он теперь испытывал, и чувства глубокого сокрушения и искреннего раскаяния должны были пробудиться в нем. Оно так действительно и было. Самое ясное свидетельство этого представляют нам четыре дня покаяния и поста, которые соблюдались в воспоминание четырех величайших народных несчастий каждогодоно, в четыре различные месяца, и продолжали существовать до дней нового Иерусалима (). С самого плена начался в обществе иудейском поворот жизни к лучшему; народ желал бы прекратить всякую связь с своей прошедшей жизнью и, если бы это было возможно, забыть о ней совсем. Не грешить опять так, как грешили отцы т. е. предки, – теперь стало настоятельным завещанием новому поколению: прогневася Господь на отцы ваша гневом велиим. И речеши к ним: сице глаголет Господь Вседержитель: обратитеся ко Мне, и обращуся к вам. И не будите, яко же отцы ваша, ихже обличаху пророцы прежнии (). Это увещание Божие нашло добрую почву в сердцах иудейского народа, возвратившегося из плена вавилонского. Жизнь в плену, сре ди язычников как нельзя больше способствовала возбуждению отвращения к идолопоклонству и содействовала раскрытию сознания несравненного превосходства истинной религии. Теперь после плена уже нет и помину об идолах: служение им потеряло для иудеев всю свою привлекательность; как причина всех бедствий, перенесенных народом, как религия того народа, у которого иудеи были в порабощении, идолопоклонство решительно им опротивело. В плену все отдельные личности народа иудейского должны были по необходимости вступать в постоянное и самое тесное соприкосновение с язычеством; теперь самым решительным и определенным образом доставлен был самой жизни вопрос, нужно или нет забыть и оставить свою религию и подчиниться языческих повелителей. Но вопрос этот не мог быть решен в пользу язычества: самое близкое соприкосновение, самое точное знакомство с ним должно было возбудить в иудеях самое глубокое отвращение от него: между вавилонянами язычество достигло высшего развития, и в искусстве и в науке и в самой жизни оно выразилось вполне со всеми своими недостатками, со всем своим нравственным безобразием. По мере того, как язычество в глазах народа иудейского теряло свое очарование и свое обаятельное влияние на него, пред его сознанием ярче и ярче выступали высокие преимущества его отечественной религии: высота истин, которым она учила, чистота нравов, которые она заповедовала своим последователям, теперь стали понятнее и осязательнее народу иудейскому: в нем пробудилось самое сильное стремление сохранить неизменную верность вечным истинам своей религии, на которых некогда основано было общество; теперь наконец народ глубоко сознал, что они только и могут составить истинное его счастье, и они только и могут поддержать его в эту тяжелую годину испытания. С более чутким сознанием истинности служения Иегове пробудилось теперь презрение ко всему языческому.

И чем более сознавал народ иудейский достоинства своей и пустоту и ничтожество идолопоклонства, тем мрачнее и безотраднее казалась ему прежняя его жизнь, тем сильнее пробуждалось в нем горькое чувство раскаяния в прежних преступлениях, в своей прежней привязанности к идолопоклонству и в постоянном оскорблении Иеговы Бога израилева. И после плена обстоятельства возвратившегося народа были таковы, что все более и более усиливали это чувство и приводили на память прежние преступления народа. Бедность, скудость народных средств, несчастия и разного рода неудачи, особенно неудачи при восстановлении храма, политическое ничтожество и зависимость иудеев от язычников – все это и многое другое усиливало в народе упреки совести и пробуждало в нем чувства самого глубокого и смиренного раскаяния пред Господом Иеговою. В минуты такого покаянного настроения духа народ иудейский проникался самым глубоким и смиренным сознанием своей виновности пред Богом: ради множества беззаконий он считает себя недостойным быть избранным народом, стыдится обратить лице свое к Иегове Богу своему и в своих прежних бесчисленных бедствиях и в настоящем, довольно уничиженном состоянии видит праведное воздаяние за все преступления народа. В своей молитве пред Богом вот что говорит Ездра: Господи, Боже мой, стыждуся и срамляюся воздвигнути лице мое к Тебе: яко беззакония наша умножишася паче глав наших, и прегрешения наша возрастоша даже до небесе. От дней отец наших в преступлении великом есмы даже до дне сего: и в беззакониих наших предани есмы мы и цари наши и священницы, и сынове наши в руку царей языческих, в меч, и в пленение, и в расхищение, и в стыдение лица нашего, яко же в день сей (). Чувства Ездры, выраженные в этой трогательно-покаянной молитве, по справедливости, можно считать чувствами и большей части народа; потому что эта мо литва глубоко подействовала на парод, вызвала у него не только слезы раскаяния, но и самое живое желание исправить свою жизнь сообразно Закону Божию (). И вообще в народе иудейском за это время заметно сильное стремление сообразоваться в жизни своей с волею Божьею. Для удовлетворения этого стремления при всяком удобном случае и особенно при всенародных собраниях предлагалось чтение и толкование Закона Божия. Слова апостола Иакова на апостольском соборе: Моисей от родов древних по всем градом проповедающия его имать в сонмищах по вся субботы чтомый () – конечно можно относить ко временам и прежде плена; но мы в первый раз после плена имеем определенные свидетельства о чтении Закона Божия и объяснении его многочисленному собранию народа, потому, что плен пробудил в народе живую потребность изучения закона. Уже Ездра подал пример чтения и объяснения закона во время торжественных народных собраний ( и д.). Кажется, на первый раз эта обязанность преимущественно лежала на священниках ( ср. ). Между прочим именно и распространение знания Закона Божия в народе все сильнее и сильнее пробуждало желание устроить и общественную и частную жизнь по закону Моисееву и устранить отовсюду все чуждое, языческое.

Таким образом, вообще говоря, иудеи после плена были очень строги в религиозной и нравственной жизни: во всем заметно стремление сообразоваться с законом Моисеевым; об уклонении иудеев к богам чуждым, пристрастии к языческим обычаям, – у пророков после плена нет ни слова; только впоследствии появились некоторая уклонения от предписаний закона Моисеева. Народ стал удерживать у себя часть десятин и других приношений, предписанных законом, приносил жертвы недоброкачественные, со многими недостатками, запрещенными законом, – возлагал на жертвенник нечистый хлеб, животных слепых, хромых и больных, а лучшие вещества и лучших животных оставлять у себя. На жрецах лежала обязанность следить за доброкачественностью приносимая в жертву и устранять от жертвенника то, что запрещено законом. Но жрецы не исполняли этой обязанности; принимали от приносящих и возлагали на жертвенник нечистый хлеб и животных с разными недостатками. Такое пренебрежение своими обязанностями со стороны жрецов происходило от крайней беспечности, а скорее всего от корыстных расчетов, прикрываемых только лукавым снисхождением к бедности приносивших жертву (). Другим и, кажется, более опасным уклонением от закона Моисеева были браки с языческими иноплеменницами. С одной стороны такими браками наносилась крайняя обида иудеянкам, оставляемым ради иноплеменниц: несчастные, брошенные своими прежними мужьями, должны были терпеть крайнюю нужду, находиться в крайне беспомощном положении; с своими жалобами, слезами и воплем они могли обращаться только к Богу; на это указывает пророк, когда говорит: покрываете слезами олтарь Господень, и плачем и воздыханием от трудов (). С другой стороны, разводясь с иудеянками и вступая в брак с язычницами, подрывали уважение к брачному союзу и тем обязанностям, которые с ним неразлучны, а главное путем таких браков открывали свободный доступ в общество языческим верованиям и нравам: иудейскому обществу снова грозила опасность сделаться языческим. Вот почему пророки и благочестивые, люди того времени сильно восстали против таких браков и старались прекратить зло в самом начале. Вот почему пророк Малахия называет такие браки» мерзостью и унижением святыни Иеговы: оставлен бысть Иуда, и мерзость бысть во Израиле и во Иерусалиме: зане оскверни Иуда святая Господня, яже возлюби, и прейде к богом чуждим (. .

Не желая оправдывать этих уклонений и уменьшать их значения, мы все-таки должны сказать нисколько слов об их характере сравнительно с преступлениями народа пред пленом. Там заметно грубое пренебрежение Закона Божия, исчезновение всякой мысли о его святости и превосходстве пред религиями прочих народов; здесь преступления народные вовсе не имеют такого характера: нарушая то или другое предписание Закона, народ еще сознает святость и значение Закона и не считает себя свободным от исполнения его предписаний; хотя он и придумывает разные извинения в свое оправдание, но по всему видно, что он считает себя преступником, достойным наказания: самое выдумывание предлогов в свое оправдание показывает это. Конечно, преступно лукавое извинение своих грехов, но все же оно показывает, что человек не так глубоко пал, как пал тот, кто при всех своих преступлениях не считает себя виновным пред Законом; доколе живет в человеке сознание своей виновности, дотоле еще есть надежда на его исправление. Таким именно характером и отличаются упомянутые уклонения народа иудейского от Закона в период после плена. Народ утаивает у себя часть десятин и других приношений, приносит в жертву запрещенное Законом, – и в оправдание себя ссылается на свою бедность и затруднительные обстоятельства () и тем обнаруживает сознание своей виновности. Поэтому-то обличения пророков того времени не оставались без добрых последствий. Пророк Малахия обличает народ за утаивание десятин и лукавое извинение себя бедностью, и с достоверностью можно думать, что слова его не остались без действия: хотя на это нет указаний в самых пророческих писаниях, но вся последующая история народа иудейского показывает, что слова пророка упали на добрую землю: у иудеев последующего времени было сильно развито уважение ко всем предписаниям Закона Моисеева. Ездра и Малахия обличают своих единоплеменников за незаконные супружества с иноплеменницами и с таким успехом, что вследствие их убеждений расторгнуто было много таких супружеств ().

В период после плена вавилонского, когда стесненные обстоятельства народа все более и более возбуждали ожидание Мессии, заключился круг откровений о Мессии и Его царстве. Здесь открыто было немало частных событий из земной жизни грядущего Мессии. Вот сущность этих откровений в кратком очерке. Пред пришествием Мессии в мире явится Его Предтеча (). Он будет действовать в духе Илии (-4, 5). Как только Предтеча исполнит свое дело, тотчас явится в храм Свой Господь, Ангел Завета (). В жалком положении будет тогда народ иудейский. Он будет походить тогда на стадо овец, назначенных на убиение, которых купившие убивают и за не почитают того, и продавшие говорят: „благодарение Иегове, теперь я разбогател» и которых не жалеют пасущие их. Для спасения этих-то несчастных овец и придет на землю Господь, Пастырь добрый. С великим тщанием Он будет пасти овец Своих, но повсюду найдет противоречие Себе: величайший Пастырь не смотря па Свои бесконечные заслуги, будет оценен Своим народом в тридцать сребреников (); и, не смотря на то, что Он царь Правосудный, Кроткий и Спасающий (); Его пронзит неблагодарный и бессмысленный народ (). Но этим самым народ произнесет над самим собою приговор. Наказания Божия разразятся теперь над Иудою. Сильные массы войска окру жать стены Иерусалима и стеснять город (-12, 2); страшные бедствия постигнуть тогда Иерусалим: город будет взят, дома будут разграблены, поруганы будут жены и пойдет половина города в плен (-14, 2). Тогда у ослепленных отверзнутся очи; они исповедуют свое согрешение в отношении к истинному Пастырю и полные скорби раскаяния воззрят на Того, Которого пронзили и спасутся (-12, 10). А между тем дело доброго и истинного Пастыря отнюдь не погибнет, не смотря на Его смерть. Его Царство – царство мира – распространится повсюду; держава Его будет простираться от моря до моря и от реки великой до пределов земли (9, 10), потому что и у язычников откроются очи; весь мир будет покланяться единому Богу: от Восток солнца до Запад имя Мое прославится во языцех и на всяком месте фимиам приносится имени Моему и жертва чиста: зане велие имя Мое во языцех будет, глаголет Господь Вседержитель ().

Что действительно так мыслили и чувствовали иудеи, возвращаясь из плена, – это можно видеть из того глубокого уныния, в какое они впали по возвращении в Палестину вскоре после того, как им пришлось испытать невыгоды своего положения: из одной крайности они впали в другую. При неудачах и препятствиях они сомневаются в помощи Божией; малодушествуют при виде бедности возникающего храма и города (

С евр.: остаются ли уже в жилищах зерна? И до ныне ни виноградная лоза, ни смоковница, ни граната, ни масличное дерево не приносили плода.

С еврейского: Вероломна Иудея, и мерзость совершается у Израиля и в Иерусалиме: ибо Иуда унизил святыню Иеговы тем, что любит и берет в супружество дочь бога чужого.

Уроки для воскресной школы Верниковская Лариса Федоровна

Возвращение Иудеев из вавилонского плена и восстановление Иерусалима и храма (за 537 лет до рождества Христова)

Возвращение Иудеев из вавилонского плена и восстановление Иерусалима и храма

(за 537 лет до рождества Христова)

Иудеи были в вавилонском плену 70 лет. Но вот Вавилонское царство досталось Киру, царю персидскому. В первый же год своего царствования Кир дозволил всем иудеям возвратиться в свое отечество и выдал им все священные сосуды, похищенные Навуходоносором из Иерусалимского храма.

Возвратившись в свое отечество под начальством Заровавеля, происходившего от царского рода Давидова, иудеи уже не имели своих царей. Они управлялись первосвященниками и находились под властью персидских царей. Получив дозволение от Кира, они отстроили Иерусалим и в нем построили другой храм, наподобие храма Соломонова, но в этом храме уже не было ковчега завета. Он неизвестно куда девался при разрушении первого храма царем Навуходоносором.

В построении храма хотели принять участие самаряне, но иудеи, считая их полуязычниками, отказались от их помощи. Самаряне обиделись и разными способами старались помешать строительству храма, хотя и не преуспели в этом. С той поры иудеи постоянно враждовали с самарянами и не общались с ними.

Благочестивые люди из иудеев скорбили о том, что второй Иерусалимский храм не был так богат и великолепен, как храм Соломонов, но пророки Аггей и Захария утешали их тем, что слава второго храма будет больше славы Соломонова храма, потому что в нем явится Христос Спаситель.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Поучение 5-е. Накануне Рождества Христова (О религиозном и нравственном состоянии человечества до Рождества Христова) I. Мы готовимся праздновать всерадостное Рождество Христа Спасителя. Рождество Христово для нас истинно есть день радости и веселья.II. а) Чем было

1:1 - 6:22 Возвращение из плена и восстановление Храма Первые шесть глав Книги Ездры охватывают период более чем в 20 лет (538-515 гг. до н. э.), в течение которого группа иудеев возвратилась из вавилонского плена и после некоторой задержки восстановила Иерусалимский храм,

XLIX Возвращение иудеев из плена. Создание второго храма. Деятельность Ездры и Неемии. Последние пророки. Судьба иудеев, оставшихся в пределах царства Персидского: история Есфири и Мардохея На призыв царского указа об освобождении откликнулись все иудеи, которым была

I. Гражданская история иудеев от Рождества Христова до разрушения Иерусалима Для более ясного понимания хода новозаветной истории необходимо некоторое знакомство с гражданской историей иудеев в это время.После смерти Ирода Великого, имевшей место вскоре после

Дальнейшая история Израиля до вавилонского плена Книга ИИСУСА НАВИНА описывает вхождение Израиля в обетованную чудесную Ханаанскую страну под предводительством преемника Моисея Иисуса Навина. После смерти Моисея Бог вдохновил этого нового вождя народа, и Иисус Навин

Возвращение Иакова в землю Ханаанскую (за 1857 лет до рождества Христова) Когда Иаков заметил, что Лаван и его сыновья завидуют его богатству, он стал бояться, чтобы они не отняли у него всего, что он честно заработал.Тогда явился ему Бог и сказал: «Возвращайся на свою родину,

Покорение иудеев римлянами (за 64 года до рождества Христова) За 64 года до Рождества Христова иудеи подпали под власть римлян. Римляне сначала дозволили первосвященникам управлять иудеями, а потом назначили им царем Ирода, который был иноземцем, хотя и принял иудейскую

Глава 31. 1–26. Восстановление Израиля в своей стране после плена. 27–37. Новый Завет. 38–40. Восстановление Иерусалима 1-26 Здесь продолжаются обетования "всем племенам Израилевым", но на первый план выступает собственно Израильское, 10-ти коленное царство. Господь снова соберет

Глава 33. 1–13. Восстановление разрушаемого Иерусалима и будущее благополучие иудеев. 14–26. Несомненность божественных обетований о потомке Давида, имеющем восседать на престоле израильском 1-13 Пророк получил, находясь во дворе стражи, вторичное откровение о

24. Пророчество о возвращении иудеев из плена и восстановлении Иерусалима при содействии Кира 24. Так говорит Господь, искупивший тебя и образовавший тебя от утробы матерней: Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю, С 24-28.

Возвращение иудеев из плена вавилонского и построение второго храма Иудеи были в плену вавилонском семьдесят лет. Царь персидский Кир, в первый же год своего владычества над Вавилоном, разрешил иудеям возвратиться из плена в свое отечество и построить в Иерусалиме храм

Возвращение из вавилонского плена. Ездры 1:1-5 В первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня из уст Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он повелел объявить по всему царству своему, словесно и письменно: так говорит Кир, царь

Первое возвращение иудеев из плена В первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня из уст Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского; и он повелел объявить по всему царству своему, словесно и письменно:2 Так говорит Кир, царь Персидский: все

4. Когда в истории появилось понятие «от Рождества Христова, до Рождества Христова»? Вопрос:Когда в истории появилось понятие «от Рождества Христова, до Рождества Христова»?Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):Летоисчисление от Рождества Христова было введено в 525 году

Возвращение иудеев из плена. Построение второго храма. ожидание спасителя Евреи пробыли в вавилонском плену 70 лет. Царство вавилонское было покорено персидским царем Киром, который отпустил евреев на родину и разрешил им построить там новый храм Богу. Он отдал им все

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: