Кавказ всех народов 18. Россия и Кавказ в XVIII веке. Самые многочисленные народы Северного Кавказа

Что было на Северном Кавказе до Кавказских войн? Как там жили до присоединения к Российской империи? Какова история Кавказа от древности и до XIX века?

Северный Кавказ имеет древнюю и запутанную историю. Этот регион всегда был перекрёстком цивилизаций, на котором оставили след многие народы и завоеватели. Работу историков осложняет скудный набор письменных памятников. Интересно, что название «Кавказ» встречается уже у древнегреческих историков, причем самое первое упоминание региона - во II веке до н. э. на глиняной табличке древних хеттов, живущих в малой Азии.

До нашей эры

Люди стали активно заселять Северный Кавказ около 500 тысяч лет тому назад. Пять тысяч лет назад на Кавказе существовали два центра культуры: майкопская, в которую входил Западный и Центральный Кавказ, и куро-аракская, которая объединяла Дагестан, Чечню, Ингушетию и Северную Осетию. Первая характеризовалась оружием из бронзы, украшениями из золота и материалов Средней Азии. Вторая отличалась высоким уровнем земледелия.

Учёный-генетик Николай Вавилов считал Дагестан древнейшим местом возделывания злаков. Четыре тысячи лет назад на Восточном побережье Чёрного моря распространилась дольменная культура, которую связывают с мифическим ассирийским царем Нином. В XI-VIII веках до н. э Северную Осетию занимала уникальная кобанская культура, предметы которой интересуют европейских коллекционеров так же, как золото Древнего Египта.

Именно с Северным Кавказом некоторые историки связывают и возникновение племен киммерийцев, совершавших набеги на Ближний Восток. Затем их сменили скифы, потом сарматы, которые жили рядом с земледельцами и скотоводами синдами, зихами, меотами, керкетами, и ахеями. В начале VI в. до н. э. на Таманском полуострове из греческих колоний возникло Боспорское государство, которое стало вассалом Римской империи. Согласно географу Страбону, центральные районы Северного Кавказа на рубеже эр населялись гаргареями, которые считаются предками вайнахских народов: чеченцев и ингушей.

Первое тысячелетие нашей эры

В 70-х н. э. сарматское племя аланов перешло к земледелию. Впервые название «Алания» упоминается во II веке н. э. Государство окончательно сложилось в VI веке, благодаря дорогам Великого Шелкового пути. Через страну пошли богатые караваны.

В это же время территория современного Дагестана вплоть до Дербента попала под влияние Кавказской Албании, появившейся на побережье Каспия. В начале V века Албанию покорили персидские цари Сасаниды. Уже в те времена земли Дагестана были заселены таваспорами – возможными предками табасаранов и легами - предками лакцев.

С IV по VI века Северный Кавказ подвергся нашествиям варварских племен. Сначала по нему прошли гунны, позже – авары и тюркоты. Ища спасения, народы переселялись в горы. Часть алан вместе с гуннами переместилась в Европу, а некоторые из них с германскими вандалами дошли до Туниса.

Хазария

В VII веке регион ждали новые потрясения. К этому времени сформировался многоконфессиональный Хазарский каганат, который распространил своё влияние на огромные территории от Арала (бывшее бессточное солёное озеро в Средней Азии на границе Казахстана и Узбекистана) до Среднего Поволжья, от Днепра до Закавказья.

Хазары теснили приазовских булгар, подчинили алан. В свою очередь, с юга на Северный Кавказ вторглись арабы. Первые нашествия произошли в VII веке и были отражены, но уже в 737 году полководец Мерван со 150-тысячным войском разбил хазар и подчинил земли Дагестана и Аланию. Спустя 23 года арабов с земель выбили, но Дербент вошел в состав Арабского халифата под названием Баб-аль-Абваб и стал центром исламизации народов.

С начала IX века Хазария начала слабеть, зато расцвета достигла христианская Алания: её территория включала в себя земли от реки Лабы до Чечни и Дагестана. Страна поддерживала связи с Византией и с княжествами Дагестана.

Нашествие за нашествием

К началу X века на Тамани появилось Тмутараканское княжество, которое вскоре пало под набегами половцев. От половцев пострадали адыги и даже аланы, которые вступили в союз с половцами в начале XII века, когда Алания переживала упадок. В XI веке в Дербент вторглись турки-сельджуки. В XIII веке регион пережил неоднократные нашествия татаро-монгол. Они разбили адыгов, разгромили Аланию и опустошили Дагестан. Дагестан пострадал и от грабительских походов хорезмшаха Джелал ад-Дина. В результате войн многие народы снялись с мест и переселились кто куда: в горы, в Центральный Кавказ и даже в Венгрию.

А регион попал под иго Орды. В начале XIV века верхушка Золотой Орды приняла ислам, который продолжал распространяться среди народов Кавказа. Мира не было по-прежнему. Дербент и Ширван находились в руках потомков Чингисхана, и лишь в 1385 году ордынскому хану Тохтамышу удалось переподчинить эти земли себе. В 1395 году на Кавказ вторгся Тамерлан. Он стирал с лица земли города, истреблял население и проникал туда, куда не доходили даже монголы.

Адыги под ханским игом

На опустевшие после нашествия Тамерлана земли стали приходить адыги. Они подчинили себе местные народы. С Причерноморья переселились абазины. На севере Дагестана сложилось Тарковское Шамхальство, населенное кумыками. В XV веке Османская Империя заключила союз с Крымским ханством. После грабительских набегов Черноморское побережье вошло в состав империи, а равнины левобережья Кубани отошли Крыму. Адыги вплоть до XVIII века отправляли ежегодную дань крымскому хану в 200 девушек и 100 юношей.

В XVI веке на регион обратило внимание Московское государство. На Кубани и Тереке появились русские колонисты. Адыги и кабардинцы несколько раз просили Ивана Грозного защитить их от крымцев и принять в подданство. Чтобы породниться с русскими, старший князь Кабарды Темрюк Идаров отдал Грозному в жены свою дочь. Так княжества Кабарды стали подданными России.

Курс – на сближение

В течение последующих лет сближение Москвы и Северного Кавказа продолжилось на фоне усиливающегося влияния ислама. В сферу интересов Москвы попадали новые княжества. Но в XVIII веке после неудачной войны с Турцией Россия была вынуждена признать Большую и Малую Кабарду независимыми буферными государствами. Побережье Черного моря находилось под властью турков до 1829 года. В портах процветала торговля рабами кавказского и славянского происхождения.
Россия же вступила в эпоху дворцовых переворотов и потеряла влияние на Северном Кавказе вплоть до правления Екатерины II, которая решила провести в регионе наступательную политику. После победы русских над турками в войне 1787-1792 годов Крым попал под влияние России. Екатерина переселила на Кубань часть донских казаков и устроила линии укреплений, возле которых появились города Ставрополь и Георгиевск.

Во второй половине 18 века, как и в предшествующее время, на территории Северного Кавказа не сложилось сколько-нибудь крупных государственных образований. Там имелись или отдельные небольшие феодальные владения (в Кабарде, Дагестане, отчасти в Западной Черкесии), ослабленные постоянными междоусобными войнами, или общества (в высокогорной части Кавказского хребта), находившиеся в стадии разложения родового строя и медленного сложения феодальных отношений (у осетин, балкарцев, ингушей, чеченцев и др.).

Процесс развития производительных сил Северного Кавказа, при большом, а иногда и преобладающем, значении скотоводства, шел медленно, хозяйство оставалось в основном натуральным, особенно в горах. Однако во второй половине XVIII в. наметились некоторые сдвиги в развитии товарного производства и товарно-денежных отношений, в значительной степени связанные с усилившейся русской колонизацией Северного Кавказа и развитием обмена русских товаров на местные продукты и изделия в пограничных с Россией пунктах.

В сфере социальных отношений этот процесс сопровождался развитием феодальных отношений, осложненных, однако, устойчивыми патриархальными пережитками, и усилением эксплуатации феодально-зависимых слоев населения; это вызывало обострение классовой борьбы, которая особенно ярко проявлялась у адыгейских племен.

Многочисленные адыгейские племена черкесов занимали территорию за Кубанью, от р. Лабы до берега Черного моря, и горную часть Западного Кавказа по северным и отчасти юго-западным склонам Главного Кавказского хребта. Процесс феодализации шел быстрее у темпргоевцев, жапеевцев, хатукайцев и бжедухов, поселения которых располагались в предгорных равнинах. Здесь высшим феодальным слоем были князья, нередко из семей, породнившихся с крымским ханским домом.

Племена, жившие по горным склонам, князей не имели. В 90-х годах XVIII в.у абадзехов, патухайцев и шапсугов происходили восстания крестьянства (тлфокотль) против дворянства (уорков). Шапсугское дворянство под предводительством Али Султана Шеретлукова искало поддержки против народа у бжедухских князей и дворян и обратилось с просьбой о помощи к русскому правительству, для чего Шеретлуков лично ездил в Петербург. Русское правительство послало казачий отряд с артиллерией, вследствие чего в Бзиюкской битве (1796) шапсугское п абадзехское народные ополчения потерпели поражение. Несмотря па это, борьба продолжалась - крестьянство не согласилось на восстановление дворянских привилегий, не приняло Шеретлукова, и он был вынужден поселиться под защитой русской военной линии.

В Кабарде процесс феодализации развивался в условиях натурального скотоводческого и земледельческого хозяйства, с переложной системой, и неполной еще оседлости. Ремесло было еще соединено с земледелием, промышленность носила домашний характер. В русские поселения кабардинцы привозили хлеб, мед и изделия домашней промышленности - сукна, бурки, войлоки, обменивая их или покупая холст, мелкие железные изделия и т. п. Однако в XVIII в. товарно-денежные отношепия еще не были развиты. «Штрафы» уплачивались скотом или ясырями (пленниками). Феодальная рента была или отработочной, или продуктовой.

В этих условиях в Кабарде не могло сложиться централизованное государство. В 1748 г. в Большой и Малой Кабарде числилось 32 владельца, а русский автор конца XVIII в. отмечал, что «ныне число владельцев столь размножилось, что уже лишаются они способов к достойному себя продовольствию» .

Державшиеся устойчиво патриархальные пережитки требовали «почтения» к владельцу, «старшему летами», но сколько-нибудь сильной власти старший князь не имел. Дворяне (уорки) были «вольны в выборе себе владельца», поэтому влияние того или другого князя было непрочным.

Источники второй половины XVIII в. чрезвычайно ярко рисуют усиление эксплуатации феодально зависимого населения Кабарды, объединенного в общины крестьянства и холопов. Крестьянские старшипы (бего- улы) участвовали в народных собраниях, уже совсем утративших в XVIII в. демократический характер: совещания происходили «по степеням» - «владельцы, уздени и народные старшины, каждый год особенно», причем уздени (дворяне) почти всегда соглашались «с мнением владельцев, понеже они от них зависят», и их же обязанностью было «стараться соглашать народ» с принятым владельцами решением

Жестокое обращение владельцев с подвластными вело к тому, что «взаимная злоба и ненависть» возрастали. Чрезвычайно усилилось бегство холопов (ясырей) на русскую линию, а также стремление «черного народа» уйти от владельцев под защиту русских укреплений. Во время русско-турецких войн второй половины XVIII в. русское правительство, осведомленное о происках турецких агентов среди кабардинских владельцев, внимательно следило за проявлениями антагонизма между кабардинскими феодалами и «простым» народом, обнадеживая последний обещаниями защиты от притеснений владельцев. Но политика русского крепостнического правительства по отношению к феодально зависимым слоям населения Кабарды, конечно, не была последовательной, и оно поддерживало «верных» кабардинских владельцев, закрепляя за ними землю. Так, в конце 80-х годов XVIII в. кабардинским князьям Атажуке и Арасламбеку Елбуздукиным было отдано 9 тыс. дес. удобной земли на левом берегу р. Малки.

В Дагестане XVIII в. сложилось До 15 отдельных феодальных владений. Особенно дробными они были на территории, населенной кумыками. По данным русского источника 90-х годов XVIII в., наиболее крупным из дагестанских ханств было Аварское хапство, где считалось до 30 тыс. дворов; в уцмийстве кайтагском тогда же насчитывалось 25 тыс. дворов, в Казикумухском ханстве -- 15 тыс., в шамхальстве тарковском - 12 тыс. и т. д. Были и совсем небольшие владения. В высокогорных частях сохранялись так называемые «вольные» общества, не зависевшие от ханской власти.

В приморской части Дагестана существовало поливное земледелие, было развито садоводство. Наряду с городами Дербентом и Тарку выделились ремесленные и торговые центры - некоторые аулы горного Дагестана.

По сообщениям источников XVIII в., наиболее известен аул Кубачи, с его ремесленным производством оружия, металлической посуды и ювелирных изделий на заказ и на продажу. В высокогорных частях Дагестана было развито пастбищное скотоводство с перегоном скота на летние и зимние пастбища. Земледелие здесь требовало больших затрат труда.

Население Дагестана, особенно приморских его частей, уже было втянуто в торговые отношения с жителями Закавказья и с русским населением казачьих городков и русских крепостей по Тереку, особенно с Кизляром.

Основным процессом социального развития в феодальных ханствах был рост феодальных повинностей и крепостнических порядков . Крепостные (чагары у кумыков, ра"ийяты в Кайтаге), жившие на ханских или бекских землях, отбывали барщинные повинности и вносили продуктовую ренту. Зависимость крестьянства (узденства), объединенного в общины (тухумы), в значительной степени была связана с тем, что горные пастбища (летние) и кутаны (зимние пастбища на равнине), как и лучшие поливные земли, были захвачены феодалами.

Вторая половина XVIII в. заполнена постоянными войнами дагестанских феодалов между собою, набегами на Грузию, вмешательством в феодальные войпы азербайджанских владельцев, многие из которых были связаны с ханами Дагестана родственными отношениями.

Таким образом, для внутреннего положения у народов Северного Кавказа во второй половине XVIII в. характерны усиление феодального гнета, феодальная раздробленность и внутренние междоусобия.

Пути исторического развития народов Северного Кавказа в значительной степени определялись взаимоотношениями между Россией и Турцией.

Султанская Турция с давних времен стремилась овладеть Кавказом и, пользуясь им в качестве стратегического плацдарма, распространиться дальше в сторону России. Хотя в XVIII в. могущество Оттоманской империи клонилось к упадку, она не переставала быть опасной для своих соседей, так как становилась орудием западноевропейских держав, особенно Франции и Англии.

Адыгейцы, или черкесы, считались подданными крымского хана, однако эта зависимость была довольно шаткой. Отдельные племена адыгейцев, например темиргоевцы, платили крымским ханам дань пленниками и лошадьми, нов то же время не соглашались сделать эту дань регулярной и называли ее подарком. Крымские ханы «делали страшные усилия, чтобы покорить совершенно эти народы»,- свидетельствует современник, французский консул в Крыму Пейсонель. Турецкий султан и крымский хан огнем и мечом насаждали мусульманство среди горцев. Мусульманство было распространено среди черкесских феодалов, но в массе своей черкесы оставались полуязычниками-полухристианами.

Под влиянием кровавых, разорительных набегов турок и татар отдельные племена заявляли в середине XVIII в. о своем желании вступить в русское подданство. Однако, несмотря на большое стратегическое значение прикубанских земель, русское правительство воздерживалось от переговоров о подданстве черкесов во избежание «явного с Портою Оттоманскою нарушения дружбы»

Кабардинская ветвь адыгейского народа также страдала от турецко- крымской агрессии, что побуждало ее орнентироваться на Россию. Но территориальная близость давала Крымскому ханству возможность удерживать часть кабардинцев в известной зависимости от себя. Так, при вступлении на престол нового хана (а ханы сменялись в Крыму очень часто) кабардинцы были вынуждены платить ему тяжелую дань людьми. Белградский договор 1739 г., провозгласивший Кабарду «барьером» между Россией и Турцией, не разрешил вопроса о Кабарде, являясь в этом пункте компромиссом.

Жестокая эксплуатация со стороны кабардинских феодалов побуждала зависимых от них людей покидать родные места и селиться в русских пределах - преимущественно в крепости Кизляр и в основанном в 1763 г. Моздоке. Там они принимали христианство, что ограждало их от выдачи феодалам и приносило им в то же время некоторые материальные блага. На русскую линию бежали также рабы кабардинских владельцев, в частности - захваченные в плен грузины и армяне. Отказ русского правительства возвращать беглецов, принявших христианство, привел к тому, что часть кабардинской верхушки заняла резко враждебную позицию по отношению к России; кабардинские феодалы стали требовать упразднения Моздока, устраивать нападения на русские крепости.

Раскол кабардинцев по вопросу о внешнеполитической ориентации отразился и на отношении различных классов к насаждавшемуся Портой мусульманству: беи и дворянство вступали в магометанство, сельские жители еще сохраняли следы христианства.

На стыке Большой и Малой Кабарды, в ущельях Центрального Кавказа жила северная ветвь осетинского народа. Борьба за зимние пастбища на равнине привела к зависимости осетин от кабардинских феодалов. Осетины, терпя «во всем скудость и недостаток по тесноте своих мест» , стремились с помощью России освободиться от этой зависимости. Кабардинские земли отделяли осетин от русской границы, стесняя их торговые сношения с Россией. Между тем осетины остро нуждались в соли, в текстильных и металлических изделиях русской промышленности и т. д. а в случае недорода также и в русском хлебе.

В 40-50-х годах XVIII в. в правительственных сферах России неоднократно обсуждались просьбы осетинских старшин разрешить им вместе с рядом «фамилий из их народа» переселиться на свободные земли «ближе к России» и вступить в русское подданство. Опи видели в этом спасение не только от гнета кабардинских феодалов, но и «от нападения крымских и кубанских войск»

Удовлетворение этих просьб соответствовало интересам и царской России. Северная Осетия включала в себя Дарьяльское ущелье и была связующим звеном между Россией и Закавказьем, в частности с дружественной Грузией. В середине XVIII в. на территории горной Осетии были найдены залежи свинцовых и серебряных руд, поэтому Осетия стала интересовать Россию и с экономической точки зрения. Но внешнеполитическая обстановка заставляла Сенат действовать осторожно и отложить до более благоприятного времени принятие осетин в русское подданство. Решено было ограничиться подготовительными мероприятиями, в частности - продолжать христианизацию осетинского населения.

В северном Дагестане находились населенные кумыками владения шамхала тарковского, который официально еще с XVII в. зависил от шахов Ирана, но в своей внешней политике он ориентировался на Россию. После персидского похода Петра I неуклонно развивались торговые связи народов Дагестана с Россией, что было очень важно для восстановления их экономики, сильно пострадавшей от неоднократных нашествий иранских, турецких и татарских войск. Через Дагестан велась также транзитная торговля России с Закавказьем и Ираном. В этой части Кавказа Россия не граничила с Турцией, но, пользуясь упадком Иранского государства, султан стремился захватить его владения на Кавказе. В 1762 г. государственный канцлер М. И. Воронцов указывал на намерение султана «учинить приобретения над Персиею, и особливо близ Каспийского моря». Если это случится,- писал Воронцов,- то «не трудно им (туркам.- Ред.) будет не токмо заведенный на том море российский торг испровергнуть, но и очистить себе путь во внутренние пределы российские» .

Во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. на Кавказе действовали два корпуса русских войск: Кубанский корпус под командованием генерала И. Ф. Медема и Закавказский корпус под командованием генерала Г.-Г. Тотлебена. При поддержке ногаев Медем в 1769 г. взял турецкое укрепление Копыл на Кубани и придвинулся к границам Кабарды. Крымский хан настойчиво побуждал кабардинцев действовать в пользу Турции. Угнетенные массы Кабарды, решительно встав на сторону России, открыто заявили о своем намерении вступить в русское подданство. «Они, холопы, такое намерение имеют,- сообщал побывавший в Кабарде русский агент Е. Чорин,- что как бы скоро войско российское паки к ним со стремительством нападения подошло, тотчас предается (так! - Ред.) к нему, а через то владельцы и уздени их обессилеют и противиться уже не могут» «Черный народ о подданстве Крыму и слышать не хочет»,- сообщал астраханский губернатор Н. А. Бекетов.

В июне 1769 г. войска Медема одержали победу над отрядами кабардинских феодалов на р. Эшкаконе. Кабардинский народ присягнул на подданство России. После этого русское правительство, пойдя на компромисс с кабардинскими «владельцами» по вопросу о беглых, согласилось возвращать им всех крепостных, а за невольников-христиан, работавших ранее в хозяйствах феодалов, уплачивать выкуп.

В связи с отправкой в Грузию русского корпуса, для России было важно обеспечить беспрепятственное движение войск и курьеров через земли Северной Осетии. Это побудило правительство удовлетворить просьбу осетин о принятии их в русское подданство. При присяге осетинам разъяснялось, какая помощь требуется от них для успешных действий русских войск (постройка мостов, предоставление проводников и т. д.). Русское правительство в свою очередь обещало защищать осетин от притеснений со стороны феодалов Малой и Большой Кабарды.

В 1771 г. русские войска заняли Крым, который был объявлен независимым. Во время переговоров с ханом русское правительство потребовало признания прав России па Большую и Малую Кабарду, соглашаясь в то же время возвратить крымскому хану его прикубанские владения. В результате в союзный договор 1772 г. вошла статья 3, которая гласила: «До войны настоящей бывшие под властью крымского хана все татарские и черкесские народы, таманцы и некрасовцы попрежнему имеют быть во власти хана крымского; Большая же и Малая Кабарды состоят в подданстве Российской империи» .

Придавая большое значение кабардинскому вопросу, русское правительство добивалось включения в русско-турецкий мирный договор следующего пункта: «Обе Кабарды, Большая и Малая, должны быть признаны совершенно принадлежащими империи Всероссийской, так как из древних времен они принадлежали ей до последнего Белградского трактата». Однако на мирном конгрессе 1772 г. турецкий уполномоченный, ссылаясь на желание оградить престиж своего государства, предложил записать в договоре, что «обе Кабарды имеют оставаться по силе учиненных между двором российским и татарами договоров». Эта формулировка, вошедшая в несколько измененной форме в мирный договор 1774 г., впоследствии послужила причиной серьезных осложнений.

Кючук-Кайнарджийский мир (1774) был переломным моментом в истории народов Северного Кавказа. Отделение от Турции Крымского ханства, выход России к Черному морю и восстановление ее прав на Азов, наконец, окончательное включение Кабарды в состав России ,- меняли соотношение сил России и Турции на Кавказе. Укреплению русских позиций способствовали также дружественные связи с Грузией, получившие новый стимул благодаря статье 23 Кючук-Кайнарджийского договора (освобождение Имеретии и Мегрелии от дани людьми и т. д.). В результате успешной войны 1768-1774 гг. заметно усилилось влияние России в Дагестане и в Азербайджане.

Рассчитывая с помощью инострапных держав ликвидировать договор 1774 г., султанская Турция упорно не выводила своих войск из Крыма и Тамани, усиливала гарнизоны в Очакове и Суджук-Кале, засылала агентов к ногаям и черкесам. Весной 1775 г. с помощью турецких войск ханом стал ставленник Порты Девлет-Гирей, который отказался признать договор 1772 г.

Явные нарушения мирного договора со стороны султана побудили русское правительство в декабре 1776 г. ввести войска за Перекоп. Девлет-Гирею пришлось покинуть Крым, ханом стал Шагин-Гирей. Наступило затишье, однако не надолго. Уже в октябре 1777 г. «турки весьма искусно сработали татарский бунт» против Шагин-Гирея и попытались занять Крым. Русское правительство было вынуждено принять более действенные меры, чтобы обеспечить выполнение Кючук-Кайнарджийского договора: решено было создать прочную оборонительную линию по р. Кубани. В 1777 г. А. В. Суворов был назначен командующим Кубанским корпусом и прибыл в Копыл. За короткий срок на Кубани была создана целая система крепостей и редутов от моря до устья Лабы. В результате этих мероприятий опасность вторжения турецких войск со стороны Кавказа значительно уменьшилась. По сообщению А. В. Суворова (1778), прикубанские черкесы начали приезжать в русские укрепления на линии и «мало-помалу производить уже торги лошадьми, скотом, маслом, молоком и другими товарами» . В марте 1779 г. Турция подтвердила условия Кючук-Кайнарджийского мира и признала ханом Шагин-Гирея (в силу Айналы- Кавакской конвенции); Россия согласилась (по этой же конвенции) вывести свои войска из Крыма и Кубани.

Вывод русских войск был немедленно использован Портой во враждебных целях. Султанские агенты стали усиленно подстрекать кабардинцев и черкесов к нападениям на крепости Азово-Моздокской линии, которые Россия строила на землях, приобретенных по Кючук-Кайнар- джийскому договору. Кабардинская верхушка снова подняла голову, но «черный народ кабардинский слабое принимал участие в предприятиях владельцев»

В самом Крыму турецкие агенты также развивали большую активность. Весной 1782 г. обстановка в Крымском ханстве настолько обострилась, что Шагин-Гирей бежал в Еникале под защиту русского гарнизона.

Все это побудило русское правительство снова ввести свои войска на территорию Крымского ханства , поручить А. В. Суворову командование Кубанским корпусом и объявить о включении Крыма, Тамани и Кубани в состав России. Константинопольским актом от 28 декабря 1783 г. (8 января 1784 г.) Турция признала этот акт, одновременно связав Россию обязательством не претендовать на земли по левому берегу Кубани.

Таким образом, граница России на Северном Кавказе проходила теперь по Кубани. Положение закубанских черкесов не могло считаться урегулированным, так как вместо Крымского ханства непосредственным претепдентом на их земли стала Оттоманская империя. В начале 80-х годов XVIII в. Порта стала укреплять Анапу в целях превращения ее в опорный пункт для завоевания Северного Кавказа.

Для дальнейшей истории народов Северного Кавказа большое значение имел установленный с 1783 г. протекторат России над Восточной Грузией. Через Северный Кавказ осуществлялись связи русского и грузинского народов.

Постройка ряда крепостей, в том числе Владикавказа, для охраны Военно-Грузинской дороги способствовала укреплению связей также и с Северной Осетией. Осетины стали селиться вокруг русских укреплений и обрабатывать пустующие поля.

Султан не примирился с потерей Крыма. Не примирился он также и с тем, что Восточная Грузия оказалась под протекторатом России.

Готовясь к новой войне, турецкие политики в своих планах отводили большое место деятельности антирусских элементов на Кавказе. Командующий крепостью Анапой Ферах Али посылал своих агентов и подарки кабардинским феодалам, устанавливал связи с Чечней, а также с местным мусульманским духовенством и призывал горцев объединиться под знаменем ислама для борьбы против «неверных» . Политика Порты встречала подде!ржку со стороны английской и французской дипломатии.

Агентами турецкого султана было использовано выступление с (религиозной проповедью «шейха» Майсура (его настоящее имя было Ушурма) . «Пророк» Ушурма появился за Сунжей, в чеченском ауле Алды, в марте 1785 г. и, проповедуя шариат и борьбу с «неверными», привлек к себе известную часть горцев, страдавших от феодальной эксплуатации, от междоусобной борьбы феодалов и произвола царских властей. Ушурхма был окружен представителями мусульманского духовенства, связанными с Портой. Он неоднократно посещал Анапу. В своих призывах Ушурма указывал на ожидаемую им военную помощь Турции. В июле 1785 г. Ушурма попытался взять военно-административный и экономический центр Северного Кавказа - Кизляр, но потерпел неудачу.

Осенью 1786 г. отход горцев от Ушурмы принял массовый характер. В 1787 г. он бежал за Кубань в расчете поднять против России черкесов. В сентябре 1787 г. началась русско-турецкая война, и турки делали все, чтобы повысить авторитет Ушурмы: султан официально присвоил ему звание имама, посылал ему подарки и т. д. Но в столкновениях с русскими Ушурма был разбит и осенью 1787 г. бежал в Анапу. Потерпел поражение и турецкий сераскер Батал-паша, который в 1790 г. перешел Кубань с 35-тысячным войском.

Летом 1791 г. России удалось в тяжелом, кровопролитном бою взять Анапу (захватив там Ушурму) и Суджук-Кале. Русские победы на кавказском и дунайском театрах войны заставили турецкое правительство согласиться на заключение мира.

Ясский мирный договор 9 января (29 декабря) 1791 г. закрепил за Россией Кабарду, правый берег Кубани и Тамань. Турция отказалась от своих претензий на Грузию (статья 5). Однако оставление в руках Оттоманской империи крепости Анапы и части кавказского побережья Черного моря представляло серьезную угрозу для России и народов Кавказа, в особенности для западных черкесов. Чтобы укрепить кубанскую границу, русское правительство в 1792-1793 гг. переселило на Кубань Черноморское казачье войско (яшвшее между Бугом и Днепром).

Создание во второй половине XVIII в. ряда русских оборонительных линий усилило русскую колонизацию территории Северного Кавказа. Наряду с военной колонизацией началась широкая раздача царским правительством русским помещикам плодородных степных земель севернее линий, последние переводили сюда крепостных крестьян. Известное распространение получила вольная колонизация, разрешенная в связи с необходимостью скорейшего заселения пограничного района. Хозяйственный облик края значительно изменился. С одной стороны, расширилась сфера феодально-крепостнического и колониального гнета царской России; с другой стороны, в ходе колонизации (особенно крестьянской и казачьей) и хозяйственного освоения новых земель, складывались предпосылки для более быстрого развития - уже в XIX в.- капитализма в южных окраинах страны. Между русскими переселенцами и местным населением завязывались экономические и культурные связи.


Период времени с 18 в. до начала 19 в. является весьма важным в истории народов Северного Кавказа. Это была эпоха, наполненная крупными событиями и бурными катаклизмами, круто изменившая дальнейший ход истории данного региона Российского государства.

Северный Кавказ в 18 веке по-прежнему дробился на значительное число самостоятельных или полусамостоятельных политических образований. Большое число таких образований находилось на территории Дагестана. Феодальные владения Дагестана не были этнически однородны.

Они имели довольно развитую систему административного управления. Управление владениями Засулакской Кумыкии, Эндереевским, Аксаевским и Костековским шамхальствами осуществляли князья (бии). В каждом из владений существовал совет князей, во главе которого был старший князь. При старших князьях находилась дружина. Для разбора тяжб совет назначал судей, которые разбирали уголовные дела по адату. Все гражданские дела по шариату разбирали представители местного мусульманского духовенства. Для исполнения различного рода распоряжений при совете князей имелись бегуалы. Верховным правителем в Тарковском владении являлся шамхал. Однако для решения важных вопросов он созывал совещание из наиболее влиятельных феодалов, живших в его владениях. Отдельными отраслями управления ведали "визири". Местное управление находилось в руках сельских старшин. Суд вершили представители мусульманского духовенства - кадии, которые руководствовались при решении дел шариатом. Полицейские обязанности выполняли тургаки, а отчасти и чауши, в обязанности которых входило доводить до сведения населения постановления шамхала и его чиновников. Вооруженные силы шамхала состояли из отрядов нукеров, которые несли постоянную военную, административную и полицейскую службу. В военное время шамхал производил мобилизацию всего взрослого мужского населения, способного носить оружие.

Внутри шамхальства сохранялись еще отдельные феодальные уделы - бийликства. Таких уделов в 18 веке насчитывалось четыре: Буйнакский, Эрпелинский, Карабудахкентский, Баматулинский. Владетель Буйнака считался наследником шамхала и носил титул крым-шаха. Большим политическим влиянием в Дагестане пользовался Кайтагский уцмий. Его владения делились на две части: Верхний Кайтаг(горная часть) и Нижний Кайтаг (низменная прикаспийская часть уцмийства).

В административном отношении уцмийство делилось на магалы и бекства. Каждый магал, по существу, являлся самостоятельным союзом общин. Магалы располагались в Верхнем Кайтаге. Их всего было восемь. В Нижнем Кайтаге общинные отношения уже не сохранились, вся земля здесь принадлежала бекам, в руках которых находилось и все административное управление, тогда как в Верхнем Кайтаге земли находились в руках общины и ее представители управляли административными делами.

Довольно своеобразно управлялся Табасаран, где находились два самостоятельных феодальных владения; во главе одного из них стоял майсум, а во главе другого - кадий. В свою очередь каждое из этих владений делилось на две части: на так называемую райятскую и узденскую. В райятском Табасаране вся власть находилась в руках беков. В узденских селениях административное управление осуществляли старшины - кевхи совместно с местным мусульманским духовенством. Административный аппарат, находившийся в непосредственном ведении майсума и кадия, был очень несложен. Он состоял из нукеров, которые в мирное время выполняли полицейские функции, а в военное время составляли дружину майсума или кадия. Кроме этого сравнительно небольшого числа служилых людей, в Табасаране не было никаких чиновников.

Более сложным было управление в Казикумухском ханстве, которое в 18 веке принадлежало к числу наиболее крупных феодальных владений Дагестана. В административном отношении ханство было разделено на 10 округов. Помощниками хана по управлению являлись визири. Полицейские функции выполняли нукеры, состоявшие в основном из рабов хана. Они ее составляли и его военную дружину. Непосредственное управление селениями находилось в руках старшин, кадиев. Присоединенными к ханству территориями управляли или родственники хана, или же наиболее отличившиеся беки.

В 18 веке большое значение в Дагестане приобрели аварские ханы. Занимая центральное положение в нагорном Дагестане, они оказывали большое давление на соседние "вольные общества", за счет которых значительно расширили свою территорию.

В 18 веке большая часть аварских, даргинских и лезгинских союзов сельских общин подпала в той или иной степени под власть соседних кумыкских, аварских и казикумухских владетелей. Другие сохраняли свою независимость, часто номинально и ненадолго.

В "вольных обществах" управление находилось в руках сельских старшин. В ряде общин должность являлась уже наследственной. Также могли избираться старшины, однако, как правило, из числа наиболее богатых и влиятельных лиц. Судебная власть в этих областях находилась в руках духовенства, что давало ему возможность приобретать большое политическое влияние и обогащаться за счет тяжущихся. Некоторые "вольные общества" Дагестана объединились в крупные политические союзы, которые по - своему значения не уступали феодальным владениям (Акуша-Дарго). Управление союзом осуществлял кадий, в руках которого сосредотачивалась духовная, светская и военная власть. По своему значению он был самым влиятельным владетелем Дагестана.

Политический строй Чечни и Ингушетии в 18 веке характеризовался крайней раздробленностью и наличием многих независимых друг от друга обществ (горная Ичкерия, Мичик, Цонтарой, Качкалыковское общество, Майста, Мереджи, Галашка, Дубан и др.).

Разобщенность более всего царила в горной зоне, где формой объединения тайпов были союзы или ассоциации (тухкумы, джамааты и т.д.). Это территориальные объединения Чеберлой, Шатой-Шубуты, Нохчимахкой, Фяппи и т.д. Существовали тайпы, не входившие в тухкумы и жившие самостоятельно: Майстой, Садой, Пешхой и др. Все это определяло чрезвычайную дробность населения и служило серьезным препятствием к внутреннему преодолению исконной политической дробности.

Выходя на плоскость, чеченцы и ингуши в целом сохраняли традиционную форму старшинского управления, приобретавшего в условиях смешанных многотайповых общин характер советов "выборных стариков", опиравшихся якобы на мнение "советов всех стариков и молодых людей".

Однако на равнинах преобладающая часть вайнахских переселенцев с гор попадала в сферу владений кумыкских и кабардинских князей, но их власть над ними была относительна. Этому был причиной зыбкий политический климат раннефеодальных образований с обостренной в них внутриполитической борьбой, последствия которой пагубно сказывались на статусе иноплеменных князей.

В связи с резкой активизацией этнополитических и экономических процессов, обусловленной переселением на равнину, с середины 18 века заметны тенденции к политической консолидации некоторых частей вайнахского населения. Формы и способы этого были различны.

Именно в 18 веке, судя по имеющимся данным, возрастает роль мехкелов ("советов страны")- совещаний старшинско-мусульманской верхушки разных обществ с целью выработки единой политики. Знаменательно, что места общих ингушских, карабулакских и чеченских сходок переносятся теперь в равнинные районы.

К началу 70-х годов 18 века оформляется некоторое политическое единство ингушей. Основой его было стремление обезопасить себя от происков соседних феодалов.

Но в характерных условиях Чечни и Ингушетии предпосылки для создания сколько-нибудь прочных политических объединений отсутствовали. Центростремительные силы были слабы, а устойчивые центробежные устремления предопределяли политическую раздробленность Чечни и Ингушетии на исторической арене 18 века.

Эта ситуация была характерна и для всей остальной территории Северного Кавказа. Она была обусловлена общим уровнем социально-экономического развития страны, которое еще не создало условия для образования централизованных феодальных государств. Более того, в районах, где развитие феодальных отношений сделало наибольшие успехи, обособленность проявлялась с особой остротой и приносила бедствия народным массам из-за непрерывных феодальных междоусобиц. Так было, например, у адыгов. Даже в Кабарде, где феодальные отношения были наиболее развиты, отсутствовала централизация политической власти. Сохранившийся в 18 веке обычай выбора старшего князя не мог предотвратить княжеские междоусобицы и объединить эту адыгскую область в единое целое. Кабарда в первой половине 18 века делилась между пятью княжескими фамилиями, каждая из которых имела свое самостоятельное владение, во главе которого стоял свой старший князь. Во второй половине 18 века число уделов увеличилось до шести. Таким образом, феодальное дробление Кабарды продолжалось, хотя вся Кабарда по-прежнему находилась во власти князей, родоначальником которых был Инал. Это фамильное родство кабардинских князей находило свое выражение в избираемом ими пожизненно старшем князе всей Кабарды. Однак, власть этого князя была в значительной мере номинальной, и старшие князья отдельных уделов нередко с ней не считались.

Феодальные междоусобицы в Большой Кабарде привели к тому, что здесь во втором десятилетии 18 века образовались две феодальные группировки, враждовавшие между собой на протяжении всего столетия. В русских источниках эти группировки именовались Баксанской и Кашкатаусской партиями. В Баксанскую партию входили князья Атажукины и Мисостовы, в Кашкатаусскую - князья Джамбулатовы (позднее Кайтукины и Бекмурзины). Феодалы обеих группировок вели ожесточенную борьбу за власть, за земли и подданных. Обычно перевес в этой области бывал на стороне Баксанской партии как более сильной. Нередко во время своих междоусобиц кабардинские князья обращались за помощью к соседним феодальным владетелям и крымскому хану, что делало их столкновения еще более кровавыми и опустошительными.

Типы политических организаций у народов Северного Кавказа зависели от уровня социально-экономического развития, характера общественных отношений. Наиболее развитыми феодальные отношения и соответствующие им политические организации были в Дагестане.

В начале 19 века здесь было более 10 феодальных владений и несколько десятков союзов сельских общин. На северо-восточной равнине Дагестана, в так называемой Засулакской Кумыкии имелись владения Эндереевское, Аксаевское, Костековское. Каждое из них имело частного пристава и старшего князя. Во главе всех трех административных единиц стоял главный кумыкский пристав. К югу от р. Сулак до речки Орсай-булак располагалось шамхальство Тарковское с уделами (бейликствами) Буйнакским, Карабудахкентским, Эрпелинским, Баматулинским, Казанищенским.

Центральную и значительную часть Южного Дагестана в начале 19 века занимало Кюра-Казикумухское ханство. В 1812 году кавказская администрация в Южном Дагестане образовала Кюринское ханство, объединявшее территорию кюринской плоскости, Курахское, Кошанское, Агульское и Ричинское сельские общества. В 1839 году волей кавказской администрации были образованы два ханства - Кюринское и Казикухумское.

В самом начале 19 века Аварское ханство окончательно вошло в состав России. Административно Авария делилась на бекства - бейликства (шамхальство Тарковское), магалы - уцмийство Кайтага, Табасаран и др. Кроме этого было четыре военных округа: Кувал, Кид, Киль, Каралал. Ближайшими помощниками владетелей Дагестана были визири. Как главы мусульманского духовенства кадии играли во владениях важную роль. Только в руках одного из владетелей Табасаранского кадия была сосредоточена духовная и светская власть. Исполнителями воли владетелей были нукеры - дружинники. Публичную власть на местах осуществляли старшины: чухби, адил-заби (блюстители порядка) - в Аварии, куначу- в Казикумухском ханстве, карты - в уцмийстве и т.д. Полицейские функции исполняли мангуши, эм, чауши - в Аварии, тургаки - в уцмийстве, нукеры - в Казикумухе, Табасаране и других местах.



На северном Кавказе компактными группами на землях своих древних предков проживают более 50 самобытных национальных этносов. Веками в ходе богатого событиями исторического процесса в данном регионе совершенно разные народы имели единую судьбу, и постепенно сформировалось так называемое общекавказское этнографическое единство.

Всего в Северо-Кавказском ФО проживает 9 428 826 человек, из них подавляющее большинство составляют русские – 2 854 040 жителей, но в национальных областях и республиках доля русских заметно меньше. Вторым по численности народом Северного являются чеченцы, их доля составляет 1 355 857 человек. И третьей нацией по численности на Северном Кавказе являются аварцы, их здесь проживает 865 348 человек.

Адыгейцы

Адыгейцы относятся к адыгской этнической группе и называют себя «адыгэ». Сегодня адыгейцы представляют собой самостоятельную в этническом отношении общность и имеют административную территорию проживания Адыгейскую АО в Краснодарском крае. Проживают они числом 107 048 человек в нижнем течении Лабы и Кубани на площади 4654 кв. км.

Благодатные края обширной равнины и предгорий с умеренно-теплым климатом и черноземными почвами, дубовыми и буковыми лесами прекрасно подходят для развития сельского хозяйства. Адыги издавна были аборигенами этой северо-кавказской местности. После отделения кабардинцев от единой общности адыгов, последующего их переселения, в родных краях на Кубани остались племена темиргоевцев, бжедугов, абадзехов, шапсугов, натухайцев, из которых образовалась единая адыгейская народность.

Численность всех адыгских племен к концу Кавказской войны доходило до 1 млн. человек, но в 1864 году много адыгов переселилось в Турцию. Российские адыги сосредоточились на небольшой площади исконных земель на и Лабе. После революции в 1922 году адыгейцев выделили по национальному признаку в автономную область.

В 1936 году область существенно расширена присоединением Гиагинского района и г. Майкопа. Майкоп становится столичным городом области. В 1990 году Адыгейская АССР выделена из Краснодарского края, а чуть позже в 1992 году образована самостоятельная республика . Со времен Средневековья адыгейцы сохранили традиционное хозяйство, выращивание пшеницы, кукурузы, ячменя, садов и виноградников, оседлое разведение скота.

Армяне

В регионе проживает 190 825 армян, и хотя армянский этнос исторически формировался заметно южнее на Армянском нагорье, часть этого народа проживает в пределах Северо-Кавказского ФО. Армяне древний народ, появившийся на исторической арене в XIII-VI вв. до н. э. в результате смешения большого количества разноязычных племен урартов, лувийцев и хурритов на Армянском нагорье. Армянский язык принадлежит к крупной индоевропейской семье языков.

Исторический процесс государственности армян насчитывает 2,5 тысячелетия, еще при Александре Великом была известна Малая Армения, затем в 316 г до н. э. Айраратское царство, позже Софенское царство. В III-II вв. до н. э. политический и культурный центр армян переместился в Закавказье в Араратскую долину. С IV в. н. э. армяне приняли христианство, здесь образовалась уважаемая в христианском мире Армянская апостольская церковь. Большинство армян после страшного геноцида 1915 года, произведенного турками-османами, сегодня проживают вне своей исторической родины.

Черкесы

Коренными жителями Карачаево-Черкесии, Адыгеи и некоторых районов Кабардино-Балкарии являются черкесы, северокавказский народ численностью 61 409 человек из которых 56,5 тысяч проживают плотно в 17 высокогорных аулах Карачаево-Черкесии. Древнегреческие историки называли их «керкет».

К данному этносу, по мнению археологов, относится древняя Кобанская культура, датируемая XIII в. до н. э. В образовании этнографической группы черкесов могли участвовать «проадыги» и «провайнахи». Ученые отрицают участие в образовании этноса черкесов участие древних скифов.

В 1921 году образована Горская АССР, а позже в 1922 году в РСФСР образовали национальную Карачаево-Черкесскую АО. Именно поэтому адыгов долго именовали соответственно черкесами, и прошло много времени до определения адыгов самостоятельным народом. В 1957 году в Ставропольском крае образована отдельная по этническому принципу Карачаево-Черкесская АО.

Основными традиционными занятиями черкесов издавна являются отгонное горное скотоводство, разведение коров, овец, коней, коз. В долинах Карачаево-Черкесии с древности растут сады и виноградники, выращивается ячмень, вес и пшеница. Черкесы славились среди других народов выделкой высококачественного сукна и изготовлением одежды из него, кузнечным ремеслом и изготовлением оружия.


Карачаевцы

Другой коренной тюркоязычной народностью, испокон веков проживающей в Карачаево-Черкесии по долинам Кубани, Теберды, Урупа и Большой Лабы являются довольно немногочисленные карачаевцы. В Северо-Кавказском ФО сегодня их проживает 211 122 человек.

Впервые о народности «корачее» или «карочае» упоминается в записях русского посла Федота Елчина в Мергелию в 1639 году. Позже о «харачаях», живущих на высоких вершинах Кубани и говорящих на «татарском» языке упоминается неоднократно.

В образовании этноса карачаевцев в VIII-XIV вв. участвовали местные аланы и тюрки-кипчаки. Ближайшими по генофонду и языку народностями к карачаевцам являются черкесы и абазины. После переговоров и решением старейшин в 1828 году земли карачаев вошли в Русское государство.

В ходе ВОВ Карачаевская АО долгое время 1942-1943 гг. находилась под фашистской оккупацией. Из-за пособничества врагам, показа фашистам перевалов в Закавказье, массового вступления в ряды захватчиков, укрывательства немецких шпионов осенью 1943 года вышло постановление СНК СССР о переселении 69 267 корочаевцев в Киргизию и Казахстан. Карачаевцев разыскивали в других регионах Кавказа, 2543 человек демобилизовали из армии.

Долго, в течение трех веков с XVI по XIX века шел процесс исламизации карачаевских племен, они все равно в своих верованиях сохраняли некую смесь язычества, поклонения высшему духу природы Тенгри, веры в природную магию, священные камни и деревья с христианским учением и исламом. Сегодня большинство карачаевцев являются мусльманами-суннитами.

Балкарцы

Одним из тюркоязычных народов региона, проживающим в предгорьях и горах в центре территории региона в верховьях Хазнидона, Чегема, Черека, Малки и Баксана являются балкарцы. Существуют две версии на происхождение этнонима, одни ученые предполагают, что слово «балкар» является видоизмененным от «малкар», житель Малкарского ущелья, либо от балканских болгар.

Сегодня основное население балкарцев 110 215 человек проживает в Кабардино-Балкарии. Разговаривают балкарцы на карачаево-балкарском языке, который практически не разделяется на диалекты. Балкарцы живут высоко в горах и считаются одним из немногих высокогорных народов в Европе. В длительном этногенезе балкарцев участвовали алано-осетинские, сванские и адыгские племена.

Впервые об этнониме «балкар» упоминает в своих записках IV в. Мар Абас Катина, эти бесценные сведения сохранились «Истории Армении», записанной в V веке Мовсесом Хоренаци. В русских исторических документах впервые этноним «басианы», относящийся к балкарцам появился в 1629 году. Осетины-аланы издавна называют балкарцев асами.

Кабардинцы

Более 57% населения республики Кабардино-Балкария составляет довольно многочисленная для данного региона народность кабардинцы. В пределах российской части региона представителей данного этноса проживает 502 817 человек. Ближе всего по языку и культурным традициям к кабардинцам стоят черкесы, абхазы и адыгейцы. Разговоривают кабардинцы на своем кабардинском языке, близком к черкесскому, который относится к абхазо-адыгской языковой группе. Кроме России крупнейшая диаспора кабардинцев проживает в Турции.

До XIV века у ближайших народов адыгов была общая история. Много позже разные из этих народов обрели свою историю. А древности с IV тыс. до н. э. под общим этнонимом адыги были потомками представителей самобытной майкопской культуры, именно из нее появились впоследствии северокавказская, прикубанская и кобанская культуры.

О стране косогов, современных кабардинцев впервые упоминает император Византии Константин Багрянородный в 957 г. В энтогенезе кабардинцев, по мнению многих исследователей, участвовали скифы и сарматы. С 1552 года кабардинские князья во главе с Темрюком Идаровым начинают политику сближения с Россией, дабы она помогла им защититься от крымского хана. Позже участвовали в захвате Казани на стороне Ивана Грозного, русский царь даже заключил политический брак с дочерью Темрюка Идарова.

Осетины

Основным населением Северной Осетии Алании и Южной Осетии являются потомки бесстрашных воинов древности алан, противостоящих, и так и непокоренных великим Тамерланом — осетины. Всего на северном Кавказе проживает 481 492 человека, чувствующих себя принадлежащими к осетинскому этносу.

Этноним «осетин» появился по названию региона, где издавна проживали представители данного народа «Осети». Так называли эту область в кавказских горах грузины. Слово «оси» происходит от самоназвания одного из родов алан «асы». В известном кодексе воинов «Нартском эпосе» еще одно самоназвание осетин «аллон», от которого произошло слово «алан».

Осетинский разговорный язык принадлежит к иранской группе и является единственным среди языков мира, ближе всего стоящим к древнему скифо-сарматскому языку. В нем лингвисты различают два родственных диалекта по двум субэтническим группам осетин: иронский и дигорский. Первенство по числу носителей принадлежит иронскому диалекту, он стал основой для литературного осетинского языка.

В этногенезе осетин участвовали древние аланы, потомки понтийских скифов, они смешивались с местными племенами. Бесстрашные аланы еще в Средневековье представляли большую опасность для хазар, были интересны как доблестные воины и союзники для Византии, сражались на равных с монголами и противостояли Тамерлану.

Ингуши

Коренным народом Ингушетии, Северной Осетии и Сунженского района Чечни являются упоминаемые еще Страбоном «гаргареи» – северокавказские ингуши. Их предки были носителями родной для многих кавказских народов кобанской культуры. Сегодня на родных землях здесь проживает 418 996 ингушей.

В средневековом периоде ингуши были в союзе аланских племен, вместе с предками балкарцев и осетин, чеченцев и карачаевцев. Именно здесь в Ингушетии находятся руины так называемого Экажевско-Яндырского городища, по мнению археологов, столичного города Алании – Магаса.

После разгрома Алании монголами и столкновения алан с Тамерланом остатки родственных племен ушли в горы, и там началось образование ингушского этноса. В XV столетии ингуши предприняли несколько попыток вернуться на равнину, но в походе 1562 года князя Темрюка вынуждены вернуться в горы.

Переселение ингушей в Тарскую долину закончилось уже после присоединения к России только в XIX веке. В составе России ингуши находятся после решения старейшин с 1770 года. При строительстве через земли ингушей Военно-Грузинской дороги в 1784 году на берегу Терека была основана крепость Владикавказ.

Чеченцы

Коренным население Чечни являются чеченцы, самоназвание вайнахского племени «нохчий». Впервые народ с названием «сасан», тождественного «нохча», упомянут в летописи перса Рашида-ад-Дина XIII-XIV вв. Сегодня в регионе проживает 1 335 857 чеченцев, большинство из них именно в Чечне.

Горная Чечня вошла в Русское государство в 1781 году решением почетных старейшин 15 сел южной части республики. После затяжной и кровопролитной Кавказской войны более 5 тысяч семей чеченцев ушли в Османскую империю, их потомки стали основой диаспор чеченцев в Сирии и Турции.

В 1944 году более 0,5 миллиона чеченцев переселены в Среднюю Азию. Причиной депортации стал бандитизм, здесь действовали до 200 бандформирований числом до 2-3 тыс. человек. Мало, кто знает, что серьезной причиной депортации стала работа с 1940 года подпольной организации Хасана Исраилова, целью которой было отделение региона от СССР и уничтожение здесь всех русских.

Ногайцы

Еще одним тюркским народом региона являются ногайцы, самоназвание этноса – «ногай», иногда их называют ногайскими татарами или крымскими степными татарами. В образовании этноса участвовало более 20 древних народов, среди них сираки и уйгуры, нойманы и дормены, кереиты и асы, кипчаки и булгары, аргыны и кенегесы.

Этноним «ногай» принадлежит к имени золотоордынского политического деятеля XIII века темника Беклербека Ногая, объединившего все разрозненные протоногайские этнические группы в единый этнос под своим началом. Первым государственным объединение ногайцев стала так называемая Ногайская Орда, появилась она на исторической арене с распадом Золотой Орды.

Становление ногайского государства продолжилось при золотоордынском темнике Эдыге, легендарный и героический правитель, проповедник ислама продолжил объединять ногайцев. Он продолжил все традиции правления Ногая и полностью отделил ногайцев от власти ханов Золотой Орды. Ногайская Орда упоминается в летописях и русских посольских книгах за 1479, 1481, 1486 гг., письмах европейских правителей, короля Польши Сигизмунда I, в грамотах и письмах Руси и средневековой Польши, крымских ханов.

Через столичный город Ногайской Орды Сарайчик на речке Урал проходили караванные пути между Средней Азией и Европой. В состав Русского государства ногайцы вошли решением старейшин родов в 1783 году, сто подтвердилось Манифестом Екатерины II. Отдельными группами ногайцы еще боролись за независимость, но полководческие талант А. В. Суворова не оставил им шанса. Только малая часть ногайцев укрылась в междуречье Терека и Кумы, на территории современной Чечни.

Другие народы

В предгорьях Кавказа проживает множество других этносов и народностей. Аварцев здесь проживает 865 348 человек, кумыки численностью 466 769 человек, лакцев насчитывается 166 526 человек, даргинцев по результатам последней переписи населения 541 552 человека, 396 408 человек — лезгинов, 29 979 человек – агулы, 29 413 человек — рутульцы, 127 941 – табасараны и другие.

По оценкам историков, филологов и археологов – на территории современного Кавказа на данный момент проживают потомки около 60 различных языковых групп , и более 30 национальностей . За многовековой период становления народностей на территории граничащей с постоянными войнами и разрухой, этнос смог пронести свою культуру и обычаи через века. Ознакомится с каждой из них – непосильный труд, но узнать о большинстве из них будет как минимум интересно.

Проводя свою экскурсию о народах Кавказа , хотелось бы определить путь, по которому мы пройдем знакомясь с общими характерными тому или иному этносу фактами. Начнем его с Западного Кавказа, и самой западной народности – абхазов . Закончим наше знакомство на востоке, вместе с лезгинами . Но и не забудем о кочевых племенах.

Начнем именно с них, дабы ознакомится с географическими особенностями Кавказа, чтобы понимать специфику жизни всех других народностей. Дело в том, что Северный Кавказ – предрасполагает к ведению земледелия. Поэтому многие кочевые племена осели, и стали строить собственную культуру уже на местах. Начиная от абхазов и заканчивая жителями Алании .

Южная часть Кавказа

А вот что касается южной части Кавказа – то почва в этих местах бесплодна. Вода, которая поступает из гор – достигает равнины в застоявшемся виде, ибо ирригационные системы далеки от совершенства. Поэтому, как только наступает лето, кочевые племена отправляются все выше и выше в горы. Все зависит от условий для скота. Если пропитания достаточно, высота остается неизменной.

С наступлением холодов, кочевники спускаются с гор. Татары, ногайцы и трухмены живут по принципу вытоптанной травы: как только трава под ногами вытоптана – пора двигаться. И уже в зависимости от времени года определяют вверх в горы, или же спускаться.

Карта расселения народностей:

Теперь вернемся к оседлым еще в древние времена племенам, которые выбрали земледелие в основу своей жизнедеятельности.

Самые многочисленные народы Северного Кавказа

Абхазы

– самая западная народность Кавказа. Большинство – христиане, однако с 15 века, ввиду расширения территории, были добавлены мусульмане суннитского толка.

Общая численность абхазов во всем мире насчитывает порядка 200 тысяч человек в 52 странах мира.

Культурная составляющая христианского народа – традиционна данной местности. Издавна занимались и славились ковроделием, вышиванием, резьбой.

Следующая по направлению на восток народность. Северные склоны Кавказа, а также равнины у Терека и Сунжи – их ареал обитания. Нынешняя территория Карачаево-Черкессии, однако с карачаевцами не имеет ничего общего, кроме территории. В то же время имеет место быть родство с кабардинцами, однако те, ввиду административно-территориального разделения также разделяют территорию с далекими по родству балкарами.

Все они относятся к адыгам. Культурное наследие которых внесло огромный вклад в мировое наследие кузнечного и ювелирного дела.

Сваны

– северная ветвь грузин, которая сохранила свой собственный язык и культурное наследие. Территория проживания – наиболее высокогорная часть Грузии, это от 1000 до 2500 метров над уровнем моря.

Характерной чертой культурной жизни сванов является отсутствие крепостного права и условный принцип дворянства. Не было на счету захватнических войн. Всего насчитывается порядка 30 000 сванов по всему миру.

Осетины

– древняя народность иранского происхождения. Царство осетин Алания – одно из наиболее древних и пронесшее через века христианство в его изначальном виде. Многие республики ввиду неустоявшегося христианства перешли в ислам, однако Алания – крупнейшая территория северного Кавказа унаследовавшая христианство. Момент исламизации прошел мимо .

и чеченцы

– родственные народы. Большинство исповедуют ислам, исключение составляют только проживающие на территории Грузии. Общая численность народов составляет порядка 2 миллионов человек.

Лезгины

Самый восточный регион представлен народами нынешнего Дагестана. И наиболее распространённый не только на территории Дагестана, но и Азербайджана – лезгины , отличаются богатым культурным наследием.

Определяющее значение в становлении кавказских народов сыграло географическое положение. Расположившись на границах Османской Империи, Византии, Российской Империи – им было предопределено воинское прошлое, черты которого отобразились на характере и специфики народов Кавказа. Однако, стоит отметить, что культурное наследие было сохранено, невзирая на гнет соседних империй.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: