«Фашизм - концепция историческая,.. где сотрудничают все нации»
Муссолини
Цель ФЦП − укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации).
Достижение поставленной цели предполагает реализацию следующих задач:
Содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений;
Содействие этнокультурному многообразию народов России.
Программа обеспечит координацию государственной национальной политики, выработку региональных стратегий этнокультурного развития, поддержку диалога между органами государственной власти и общественными национальными и религиозными объединениями.
Срок реализации Программы − 2014−2020 годы. Её реализация будет осуществляться в два этапа.
Целью I этапа (2014−2016 годы) является формирование условий для преодоления сложившихся негативных тенденций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, формирование положительных сдвигов в сфере укрепления единства российской нации .
Целью II этапа (2017−2020 годы) является развитие и закрепление положительных тенденций, сформировавшихся на I этапе, включая достижение устойчивых положительных результатов в сфере укрепления гражданского единства российской нации , гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, этнокультурного развития народов России.
Реализация Программы предполагает достижение определённого социально-экономического эффекта, который будет выражаться:
В укреплении единства российской нации и развитии единого этнокультурного пространства России как важного фактора устойчивого развития России и её территориальной целостности;
Общий объем финансирования Программы
составляет 6766,35 млн. рублей (в ценах
соответствующих лет), в том числе:
за счет средств федерального бюджета -
4581,91 млн. рублей;
за счет средств бюджетов субъектов
Российской Федерации - 2184,44 млн. рублей
* * *
«Партия, чтобы уничтожить всякую мысль о ее национальном характере, дала себе наименование не русской, а российской
»
[В.И.Ленин, т. 10, с. 267]
-"Создана новая историческая общность- советский народ"
.
[отчётный доклад Генерального Секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева на XXIV съезде КПСС]
-"Дальнейшее сближение наций и народностей нашей страны представляет собой объективный процесс, ...партия считает недопустимым какие бы то ни было попытки сдерживать процесс сближения наций... искусственно закреплять национальную обособленность, ибо это противоречило бы генеральному направлению развития нашего общества"
[Брежнев, 1973, с. 30-31]
P.S.
Почему в заглавии поста слово "фашизм":
Для тех кто не в курсе- Гитлер себя фашистом никогда не называл, и никогда им не был. Фашизм, был в Италии при Муссолини.
И оба они не любили, когда их идеологии путали.
Для сравнения, цитата из Гитлера на ту же тему:
-«Понятие "раса" необходимо поставить в центре внимания».
«Я никогда не соглашусь, чтобы другие народы были равноправными с немецким, наша задача - поработить иные народы».
Гитлер был национальный социалист - сокращённо "нацист" (что очень удачно для коммунистов- "интернациональных социалистов", оказалось очень похоже по звучанию с совершенно другим словом - национализм. Многие и до сих пор верят, что это одно и то же).
Автор статьи - репетитор-профессионал Елена Викторовна Калужская
Этническая общность – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, самосознанием, исторической памятью, осознанием своих интересов и целей, достоинства, отличия от других подобных образований.
К этническим общностям
, как правило, относят род, племя, народность, нацию.
Исторически первыми сложились род и племя.
Род
– группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по одной линии (материнской или отцовской).
Племя
– совокупность родов, связанных между собой общими чертами культуры, осознанием общего происхождения, общностью диалекта, единством религиозных представлений, обрядов.
Такие общности характерны для первобытнообщинных систем.
С углубляющимся разделением труда и усложнением социальных связей начинают складываться новые формы общности людей – народности и народы .
Народность – исторически сложившаяся общность людей, объединяемая общей территорией, языком, психическим складом, культурой.
С развитием капиталистических отношений (XVI-XVII вв.) возникают новые формы межэтнической консолидации – нации .
Однако нет единой трактовки понятия нация. Существует, по крайней мере, две интерпретации этого понятия.
Первая.
Нация – это исторически сложившаяся общность людей на основе общности территории, экономического уклада, системы политических связей, языка, культуры и психологического склада, проявляющегося в общегражданском сознании и самосознании.
Вторая. Нация – это исторически сложившаяся общность людей, характеризующаяся общностью происхождения, языка, территории, экономического уклада, психологического склада и культуры, проявляющихся в этническом сознании и самосознании.
В первом случае нация понимается как согражданство, основанное на индустриально развитой социально ориентированной демократии. Такое понимание принято в западной социологии.
В другой интерпретации нация означает этнос.
Национальность – принадлежность человека к определенному этносу или согражданству в зависимости от самоидентификации.
Национальный менталитет – образ мышления, духовная настроенность, свойственная данной конкретной этнической общности. Это, своего рода, память о прошлом, обусловливающая поведение людей, сохраняющих исторически сложившиеся традиции.
Этнические группы в современном мире.
Современное человечество насчитывает от 3 до 5 тыс. этносов. Процесс складывания этносов (этногенез) происходит довольно интенсивно.
Факторы этногенеза:
1) Демографический.
Если в начале XX века численность населения Земли составляла около 2 миллиардов человек, то в начале XXI она перевалила за 7 миллиардов;
2) Географический.
Выделяют народы Европы, народы Азии, народы Африки, народы Америки, народы Австралии и Океании;
3) Языковой.
Существуют различные классификации языка. Выделяют обычно языковые семьи, такие как, например, индоевропейская, китайско-тибетская, алтайская, семито-хамитская и другие.
4) Антропологический.
Основан на принципе деления народов по расам. Принято различать четыре расы: европеоиды, монголоиды, негроиды, австралоиды. Однако процесс расогенеза идет непрерывно. Это связано с постоянным смешиванием рас. Например, в последнее время стали выделять бразильскую расу из смешения индейцев, африканцев и европейцев.
В России проживает 10 малых рас, более 130 наций, народностей и этнических групп.
Россия - страна многонациональная. Поэтому знание таких понятий как «этнос», «нация», «национальность», «национальный менталитет» помогут разобраться в этническом многообразии нашей страны.
ПЛЕМЯ - исторически первая ступенька формирования этноса. Племя включает значительное число родов и кланов. Они обладают собственным языком, или диалектом, территорией, формальной организацией (вождь, племенной совет), общими церемониями.
Их численность доходила до десятков тысяч человек. На смену племенам пришла другая, исторически более высокая форма этноса - народность. Она свойственна не первобытному обществу, а эпохе рабовладения и феодализма.
НАРОДНОСТЬ - этническая общность, занимающая на лестнице общественного развития место между племенами и нацией. Она представляет собой языковую, территориальную, экономическую и культурную общность.
Народность по численности превышает племя. Решающую роль в превращении союза племен в народность сыграло государство. Оно объединило обширные территории, устанавливая более тесную связь между людьми и этническими группами. Чаще всего в народность консолидируются близкородственные племена, а нередко сюда включаются также неродственные этнические группы.
Так, древнерусская народность сформировалась во второй половине I тысячелетия н. э. из близкородственных восточнославянских племен. Однако уже на раннем этапе в него были вовлечены также неславянские этносы: финно-угорские, балтские, тюркские.
Народности - достаточно неустойчивые этнические образования. В эпоху феодализма они распадаются на более мелкие части, из них постепенно формируются новые этносы. Такая судьба постигла и древнерусскую народность, распавшуюся в XII веке на образовавшиеся впоследствии три самостоятельных этноса - русских, украинцев и белорусов. Феодальная раздробленность была присуща и Европе, где средневековые государства постоянно распадались, но вновь объединялись уже в Новое время.
На базе народностей формируются нации - высший исторический тип этноса.
НАЦИЯ - автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам.
Нация возникает в период преодоления феодальной разобщенности и зарождения капитализма. В этот период складываются достигшие высокой степени политической организации внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература, искусство. Нации более многочисленны, чем народность, они насчитывают десятки и сотни миллионов людей. На почве единых территорий, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.
Большинство наций объединяются на основе одноименных народностей, в то же время включая в свою орбиту близкородственные народности. Так, французы объединились как нация в XVII-XVIII веках на основе двух близкородственных народностей, оформившихся еще в раннем средневековье - северофранцузской и провансальской. Русское государство формируется в XV-XVII веках вокруг Москвы, и этот процесс получил название собирания земель. В XVII веке, при Петре I, оно превращается в империю и заявляет о себе как европейская сверхдержава.
Для того чтобы дать полный перечень характерных особенностей нации, надо присоединить к списку признаков этноса (они названы в начале параграфа) следующие черты:
- устойчивая государственность,
- общность экономической жизни,
- развитая социальная структура.
Народность - этническая и социальная общность людей, которая исторически следует за племенем и предшествует нации. Она образуется на основе смешения племен и племенных союзов в период разложения первобытнообщинного строя, характеризуется возрастанием значения территориальных связей, складыванием общего языка на основе племенных языков. Народности свойственно и наличие хозяйственных связей, элементов общей культуры, общего собирательного имени. С развитием капиталистических отношений происходит превращение народностей в нации.
Возникновение наций исторически связано с развитием производственных отношений, преодолением национальной замкнутости и раздробленности, с образованием общей системы хозяйства, в частности общего рынка, созданием и распространением общего литературного языка, общих элементов культуры и т. д.
В современном мире более 90% населения составляют нации. В научной и политической литературе понятие «нация» употребляется в нескольких значениях. В западной социологии преобладает взгляд, что нация - это совокупность граждан государства, а следовательно, - это народ, достигший высокого уровня культуры и высокой степени политической организации, составляющий общность с единым языком и культурой и объединенный на основе системы государственных организаций. Таким образом, в понимании западных социологов, нация - это согражданство, т. е. территориально-политическая общность.
В таком случае нация совпадает с государством. Именно эти государства- нации образуют мировое сообщество государств, в том числе Организацию Объединенных Наций.
Не менее распространенным является понимание нации как исторически сложившейся устойчивой общности людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории и определенных черт психологии (национальный характер, самосознание, интересы и т. д.), проявляющаяся в особенностях ее культуры и быта. Важную роль в консолидации наций играет государство, хотя наличие государственности не является обязательным признаком нации.
Большинство наций современного мира полиэтничны по своей внутренней структуре, включая различные субэтносы, т. е. входящие в состав этносов общности, где особые этнические свойства выражены с меньшей интенсивностью, чем в основных этнических единицах. Иначе говоря, в этническом отношении нации не гомогенны (не однородны).
Этническая группа - это группа людей, для которой характерна близость языков и некоторых других особенностей культуры, родственных по происхождению и сохранившихся до наших дней. Много этнических групп проживает, например, в Дагестане, на Памире и в других регионах России. К этнической группе можно отнести местные, территориальные общности людей, которые хотя и говорят на одном языке и сознают свою принадлежность к единому этносу, но часто отличаются друг от друга второстепенными культурно-бытовыми, а иногда и языковыми признаками.
Характер национальных отношений определяют две взаимосвязанные тенденции: к дифференциации и к интеграции.
Каждая нация стремится к саморазвитию, к сохранению национального своеобразия, языка, культуры. Эти стремления реализуются в процессе их дифференциации, которая может принимать форму борьбы за национальное самоопределение и создание самостоятельного национального государства.
С другой стороны, саморазвитие наций в условиях современного мира невозможно без их тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена культурными ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных контактов. Тенденция к интеграции усиливается в связи с необходимостью решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, с успехами научно-технической революции. Необходимо иметь в виду, что эти тенденции взаимосвязаны: многообразие национальных культур не ведет к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними.
Организация Объединённых Наций, ООН - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.
Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Название «Объединённые Нации» было впервые использовано в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года.
Деятельность:
Миротворческие миссии
Защита прав человека
Гуманитарная помощь
Контроль оружия и разоружения
Социальное и экономическое развитие
Этнические общности. В науке под этносом (от греч. ethnos - народ) понимается исторически сложившаяся на определённой территории общность людей, которая характеризуется единством происхождения, культуры, языка, а также сознанием своего единства. Человек осознаёт себя потомком ряда предшествующих поколений, принадлежавших к данному этносу. Память о предках передаётся из поколения в поколение. В результате образуется историко-культурное наследие, которое и определяет целостность этноса.
Поскольку любой этнос пополняется за счёт межэтнических браков и включения в свой состав представителей других этносов, попытки делить людей по «чистоте крови», различать «чистых» и «нечистых» представителей этноса лишены серьёзных научных оснований. Этническая
общность основана прежде всего не на единстве «крови», а на самосознании людей. Почти во всякой родословной, уходящей достаточно далеко в прошлое, обнаруживаются выходцы из иных народов.
В ходе исторического развития человечества этносы, подобно людям, рождались, жили и умирали, давая начало другим этносам. Различным историческим периодам в развитии общества соответствуют три формы (этапа) развития этноса - род и племя, народность, нация {схема 2).
Этапы развития этноса
Род и племя характерны для первобытного общества.
Род представляет собой группу людей, связанных между собой родственными узами и имеющих общего предка. В жизни рода отсутствует формальная система руководства. Различные вопросы решаются либо старшим в роду, либо духовным предводителем рода (шаманом), но чаще всего - собранием рода. В качестве законов используются родовые традиции, передаваемые в устной форме.
Племя - более крупное образование, нежели род. Племя состоит из нескольких родов. Люди, входящие в состав племени, говорят на одном языке, имеют общие бытовые правила и религиозные обряды, считают людей из других племён чужаками. В племени в отличие от рода имеется формальный лидер - вождь, а также совет старейшин. Разложение
родо-племенных отношении происходит в связи с появлением частной собственности и обмена. При этом усиливается роль военных вождей, появляется племенная знать.
Народности обычно складывались из нескольких племён, близких по своему происхождению и языку, либо из разноязычных племён, смешавшихся в результате завоеваний. В процессе складывания народности формируется общий язык (обычно это язык более многочисленной или более развитой в культурном отношении группы племён). Формируется территориальная, культурная и отчасти хозяйственная общность входящих в народность людей. Становление государства способствовало упрочению народностей.
Нации представляют собой более высокую ступень самоорганизации и консолидации этноса. Они складываются в результате соединения, перемешивания представителей различных племён и народностей. Современные нации формировались в период становления капиталистических отношений. В результате развития товарного производства и торговли, складывания региональных и общенациональных рынков постепенно преодолевалась средневековая обособленность населения. Создание централизованных государств укрепляло хозяйственную общность и ускоряло формирование наций. С этим связаны процессы создания национального языка, развития общенациональной культуры, формирования особенностей национального характера и образа мыслей, возникновения национального самосознания.
Народности, оказавшиеся разделёнными на части государственными границами, могут дать начало нескольким нациям (португальцы и галисийцы, немцы и люксембурж-цы и др.). Древнерусская общность людей явилась единым корнем русской, украинской и белорусской народностей, сложившихся впоследствии в нации.
Нация рассматривается в науке не просто как этническое единство людей, а как политическая, гражданская, территориальная общность, как сообщество граждан данного государства, объединённых одним правлением.
Как этническая, так и национальная принадлежность человека определяется прежде всего его самосознанием.
Но если этническое самосознание зависит от происхождения человека, то национальное - от его включённости в национальную культуру и чувства причастности к ней. Порой этническое самосознание и национальное самосознание не совпадают. Попадая в новую этническую среду, например, в результате переезда в другую страну, люди не меняют своей этнической принадлежности. Но они могут либо сохранить свою национальную культуру и национальное самосознание, либо ассимилироваться, т. е. освоить иную культуру и обрести новое национальное самосознание. В современных нациях много людей разного этнического происхождения - американские белорусы, обрусевшие немцы и т. д. Для обозначения этнической принадлежности людей в наши дни пользуются термином «национальность», а понятие «нация» часто отождествляется с понятием «народ». Например, белорусская нация - это белорусский народ, объединяющий всех граждан нашей страны.
Как правило, у каждого народа свой язык. Но из этого правила есть исключения. Испанцы, аргентинцы, кубинцы говорят на одном языке, хотя являются разными народами. А существование во Франции кроме французского ещё четырёх языков - бретонского, гасконского, провансальского и немецкого не помешало образованию единого французского народа. В Республике Беларусь два государственных языка - белорусский и русский.
Развитие наций и национальных отношений. Современное человечество представлено примерно тремя тысячами различных наций и народностей. Большинство их них живут в многонациональных государствах. Благополучие, а нередко и сама жизнь людей зависят от их способности к диалогу и взаимопониманию, от уважительного отношения к особенностям, обычаям, нравам, взглядам представителей других национальностей.
Для каждой нации характерно наличие системы известных всем её представителям традиционных форм поведения, бытовой символики, других элементов культуры, которые обеспечивают их взаимопонимание и сходство мировоззрения.
Современная Индия
В современном мире ни одна нация не может жить в полной изоляции и обязательно вступает в межнациональные отношения, устанавливает экономические, политические, идеологические, культурные, правовые связи с другими нациями. Эти связи могут быть стабильными (постоянными) и нестабильными (периодическими). Они могут основываться либо на соперничестве, либо на сотрудничестве, быть равноправными или же неравноправными.
Примером сближения наций может служить Европейский союз (ЕС). На 1 января 2007 г. в него входило 27 государств, народы которых говорят по меньшей мере на 40 языках. Введены единое европейское гражданство, единая валюта - евро, разработано единое европейское право. Верховенство европейского права над национальным признают все государства ЕС. На случай конфликтов, для решения сложных проблем организована «третья власть» - Суд европейских сообществ, решения которого обязательны для всех государств ЕС. На постсоветском пространстве успешно функционируют такие объединения стран и народов, как
Заседание Международной организации труда
Ансамбль «Песняры», 1977 г.
Содружество независимых государств (СНГ), Европейско-Азиатское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).
Национальное самосознание. Посредством самосознания нация определяет свои коренные интересы, цели и идеалы, собственное место среди других народов и отношение к ним. Национальное самосознание базируется на исторической памяти и предполагает оценку прошлого своей нации, а также её современного состояния.
Человек самостоятельно причисляет себя к той или иной национальности исходя из владения языком, на котором он говорит и считает родным, приверженности традициям и обычаям, которые он соблюдает, культуре, которая ему
Людям присуще чувство национальной гордости, но понимают они её по-разному. Например, мы по праву гордимся культурными достижениями белорусского народа, однако при этом уважаем ценности и интересы других народов. Такой позиции противостоит другая: «Всё своё - хорошо, всё чужое - плохо». Люди, придерживающиеся такой точки зрения, готовы восхвалять хорошее и оправдывать плохое, характеризующее прошлое и настоящее своего народа,
и чернить историю и современную жизнь другого народа. Так возникают национальная рознь и конфронтация.