Международные отношения 70 90 е гг. Международные отношения во второй половине XX — начале XXI века. Книга: Конспект лекций Всемирная история ХХ века

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время мировое сообщество стоит перед дилеммой – нужно ему ядерное оружие или нет. Одни считают, что да. К ним можно отнести представителей тоталитарных режимов в Ираке, Северной Корее. Кроме того, имеется ядерное оружие в Индии и Пакистане. Здесь остро стоит проблема вокруг Кашмирского кризиса. С другой стороны, сторонниками частичного сохранения ядерных арсеналов являются США и Россия. Но здесь вопрос поставлен иначе. В отличие от вышеуказанных государств, в основание угла ставящих принцип агрессии, Россия и США пытаются остаться в числе «арбитров».

Есть и сторонники абсолютного уничтожения всех ядерных ракет. Это прежде всего узкие социальные группы, выступающие против угрозы «ядерной зимы» и вообще против всякого насилия. Они устраивают демонстрации и акции протеста.

Ядерное оружие с момента своего появления на земле представляло и представляет угрозу для существования человечества. Поэтому мировой общественности необходимо полностью уничтожить оставшиеся боеголовки, пока какой-нибудь авторитарный правитель не нажал в критическую минуту на ядерную кнопку. Чем это может обернуться, всем известно.

Вспомнить хотя бы Карибский кризис, аварию на Чернобыльской АЭС, Хиросиму и Нагасаки.

Огромную опасность представляют ядерные захоронения. Поэтому ученые многих стран пришли к выводу о целесообразности использования для этого Космоса. Имеется ввиду космический мусор. Это понятие вошло в обиход в последнее время. Но это дорогостоящее мероприятие. Поэтому к нему прибегают не часто. К тому же неизвестно, чем операция обернется в будущем.

Ядерное оружие, которое имеется у России и США, несмотря на сокращение последних лет, способно уничтожить не только 2 государства, но и все человечество. Это придает особый характер их взаимодействию, так как несмотря на прекращение «холодной войны», модель взаимного ядерного сдерживания в российско-американских отношениях продолжает действовать.

Объектом исследования данной работы являются 2 державы – СССР и США, предметом исследования – ядерное разоружение в 60-е годы.

Цель исследования – это прежде всего рассмотрение эволюции проблемы разоружения, которая приобрела после Карибского кризиса огромный масштаб.

Угроза ядерного уничтожения планеты оправдывает и объясняет тот факт, что государства замыкаются в своих территориях. Она также объясняет всемогущество понятия государственных интересов.

    Международные отношения в 60-е годы.

Основные направления международной политики 60-х годов определялись проблемами разоружения, запрещения атомного оружия и его испытаний, прекращения ряда региональных конфликтов и военных действий, происходивших в разных регионах, прежде всего в Индокитае и на Ближнем Востоке. На общее состояние отношений между странами оказывали определенное влияние факторы, связанные с техническим прогрессом, такие, как освоение космического пространства и развитие ядерных технологий, в том числе в военных целях.

60-е годы начались с переговоров в Женеве между СССР, США и Англией о прекращении испытаний ядерного оружия. Продолжавшиеся испытания все больше беспокоили мировую общественность, так как наносили страшный, а порой непоправимый вред окружающей среде. Это заставило ускорить поиск путей к их ограничению, а еще лучше к полному прекращению.

На рубеже 50–60-х годов и особенно в 60-е годы стали просматриваться позитивные сдвиги в переговорах между СССР и США. И в американской позиции наметились определенные изменения, и советское правительство стало проявлять большую гибкость.

Президент США Дж. Кеннеди, при котором начала осуществляться программа перевооружения, сумел подняться выше глобальных американских амбиций, что, в частности, показал и карибский кризис. Именно при нем дипломатические методы во внешнеполитической программе стали использоваться гораздо больше, чем раньше. Даже короткое пребывание Кеннеди в Белом доме позволяет заключить, что он понял необходимость поиска путей к установлению контактов с партнерами по разоружению.

Продолжавшиеся несколько лет переговоры между представителями СССР, США и Великобритании о прекращении испытаний ядерного оружия шли трудно. Против заключения такого соглашения по разным причинам выступали Франция и Китай. США и Англия не были готовы пойти на полное запрещение испытаний. Тем не менее, в начале 60-х годов участники переговоров медленно, шаг за шагом, с оглядкой, но все же двигались к расчистке завалов «холодной войны». В ноябре 1962 г. XVII сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла резолюцию с призывом к ядерным державам прекратить не позднее 1 января 1968 г. испытания ядерного оружия, независимо от хода переговоров в Женеве.

К лету 1963 г. стало окончательно ясно, что западные страны не пойдут на полное запрещение испытаний ядерного оружия. В этих условиях советское правительство решило выделить из проекта договора те вопросы, по которым можно прийти к общему мнению. 2 июля 1963 г. оно предложило заключить соглашение о запрещении испытаний в трех сферах: в атмосфере, в космическом пространстве и под водой – на основе использования национальных средств контроля. Переговоры трех держав начались 15 июля 1963 г. в Москве и закончились 5 августа парафированием предложенного советской стороной текста Договора. В нем говорилось, что СССР, Великобритания и США обязались не проводить любые испытания ядерного оружия и ядерные взрывы в трех сферах, и выражалась надежда на достижение соглашения о всеобщем и полном разоружении под международным контролем и прекращении всех ядерных испытаний, включая и подземные. Московский договор вступил в силу после ратификации 10 октября 1963 г. Он был открыт для подписания всеми странами.

Хотя Договор не запрещал всех испытаний, но он показал, что при взаимном желании можно добиться соглашений, приемлемых для всех.

Первые годы шестого десятилетия были противоречивыми. С одной стороны – заключение Московского договора, первый полет человека в космос, с другой – высадка кубинских контрреволюционеров на Плайя-Хирон и международный политический кризис в районе Карибского моря, который поставил человечество перед реальной угрозой войны.

Советский Союз продолжал разрабатывать меры по разоружению и заключению Договора о нераспространении ядерного оружия. Дело в том, что число ядерных держав увеличивалось, а следовательно, и возрастала угроза применения ядерного оружия. В 60-е годы шли переговоры о сокращении обычных вооружений. Появилась и новая проблема, связанная с освоением космического пространства. Главным в ней был вопрос о запрещении использования космического пространства в военных целях и вывода в космос ядерного оружия. СССР и другие социалистические страны принимали меры к тому, чтобы не допустить появления атомного оружия у ФРГ и Японии.

Советский Союз поднимал эти вопросы на XVIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

Последовательная борьба СССР, других социалистических стран привела к отказу от создания ядерных сил с участием в них ФРГ.

Наращивание ядерных арсеналов и возрастание разрушительной силы новых видов ядерного оружия не могло не беспокоить наиболее дальновидных политиков и специалистов. Поэтому проходившие в 60-е годы переговоры приковывали к себе внимание мировой общественности. К середине этого десятилетия ядерные реакторы исследовательского типа действовали в 38 странах. Помимо ядерных держав, реакторами, производящими плутоний, в 1968 г. обладали 13 государств.

Генеральная Ассамблея ООН призывала своих членов принимать необходимые шаги для быстрейшей подготовки договора, который явился бы звеном в цепи всеобщего и полного разоружения.

В резолюции ее XX сессии поручалось Комитету 18 государств в срочном порядке рассмотреть вопрос о нераспространении ядерного оружия.

В этом отношении большое значение имело объявление отдельных регионов безъядерными зонами. Так, ОАЕ летом 1964 г. на конференции в Каире приняла специальную декларацию, в которой безъядерной зоной объявлялась Африка.

Под влиянием мировых событий менялись настроения людей, занимавших важные посты в своих странах. Такие изменения во второй половине 60-х годов можно было заметить в правящих кругах Англии, США и ряда других стран. Во Франции укреплялось мнение о том, что в рамках ООН необходимо разработать документ о нераспространении ядерного оружия.

Таким образом, можно прийти к заключению о том, что во второй половине 60- х годов мнение о необходимости запретить распространение ядерного оружия становилось всеобщим.

Рассмотрим подробно 2 основных документа 60-х годов- Договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой и Договор о нераспростанении ядерного оружия, а также предысторию их возникновения.

2. Договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.

История богата примерами того, что политика упрямого отстаивания старого, отжившего, которую американские профессора вежливо называют «неспособностью приноровиться к быстроизменяющемуся миру», в конечном счете всегда кончались банкротством, а политика диктата, как правило, - войной. Более того, отчет мировых и локальных войн показал, что силы агрессии и в современных условиях не могут одержать устойчивую победу. Их ждет поражение. По словам одного из американских публицистов, нет оснований полагать, что история сделает для США хоть малейшее исключение.

Соглашения в области разоружения затрагивают важнейшие факторы обеспечения безопасности большинства государств. Поэтому нарушение условий соглашения каким-либо государством-участником неизбежно поставит под угрозу безопасность других участников. Кроме того, в области разоружения нельзя исключить и возможность скрытых нарушений, особенно если учитывать стремление империалистических кругов к достижению военного превосходства и навязыванию своей воли народам с помощью военной силы. Отсюда вытекает необходимость разработки в ходе переговоров по вопросам разоружения системы таких положений, которые обеспечивали бы в каждом конкретном случае эффективное выполнение соответствующих соглашений.

Задача эта может быть решена лишь комплексно – при соблюдении целого ряда условий. Первоочередное значение с точки зрения обеспечения действительности того или иного соглашения имеет то, в какой мере его положение – не только на момент заключения, но и в дальнейшем, соответствует основополагающему принципу разоружения, предусматривающему нанесение ущерба безопасности сторон.

Контроль в процессе разоружения, т.е. предоставление и получение соответствующей информации о ВС, вооружениях, экономической деятельности и т.д., не является самоцелью. Его назначение состоит в том, чтобы содействовать обеспечению уверенности государств в соблюдении того или иного соглашения всеми его участниками. Контроль является лишь одним средством, хотя и весьма важным, обеспечения действенности соглашений. Более того, контроль не является абсолютно необходимым элементом любого соглашения об ограничении вооружения. Для некоторых мер в этой области создание системы контроля не обязательно. Трудно представить себе контроль за выполнением соглашения о неприменении ядерного оружия.

В июне 1950 г. вспыхнула война в Корее, продолжавшаяся три года. В течение восьми послевоенных лет Франция вела войну в Индокитае. Осенью 1956 г. Великобритания, Франция и Израиль совершили агрессию против Египта. В 1958 г. США предприняли вооруженную интервенцию в Ливан, а Великобритания – в Иорданию. Самый опасный международный кризис возник осенью 1962 г. в связи с обстановкой вокруг Кубы.

Берлинский кризис 1958–1961 гг. К концу 50-х гг. разрядка международной напряженности пошла на спад. Лидеры Востока и Запада не смогли договориться по вопросам разоружения и создания системы коллективной безопасности в Европе. Два германских государства стали участниками противостоящих военно-политических блоков. Поскольку граница между Восточным и Западным Берлином оставалась открытой, страну покинули 2,6 млн. граждан. Н. Хрущев в ноябре 1958 г. направил правительствам США, Великобритании и Франции ноту (ультиматум Хрущева), в которой содержалось требование в течение шести месяцев подписать мирный договор с двумя германскими государствами. В случае отказа западных правительств советское руководство угрожало заключить сепаратный мирный договор с ГДР. Что касается самого Западного Берлина, то Хрущев предлагал превратить его в "вольный демилитаризованный город". Начался процесс обмена мнениями по дипломатическим каналам, в ходе которого выяснилась полная неприемлемость. Хрущев и сам сознавал, что для руководителей США принятие его предложений означало бы капитуляцию в германском вопросе.

В июне 1961 г. в Вене состоялась встреча Хрущева с новым президентом США Джоном Кеннеди . Советский лидер пытался давить на молодого американского президента. В действительности советское руководство не готово было к серьезному конфликту с Западом. 3 августа 1961 г. состоялось заседание Политического консультативного комитета Варшавского договора. В. Секретное решение было реализовано в ночь на 13 августа 1961 г. Строительные рабочие ГДР под охраной полиции и военнослужащих начали возводить стену на границе между Восточным и Западным Берлином. Тем самым было закреплено существование двух германских государств (ФРГ и ГДР). Фактически строительство Берлинской стены в той или иной степени устраивало всех участников кризиса. Берлинский кризис еще раз продемонстрировал стремление участников холодной войны избежать провоцирования большой горячей войны.

Война во Вьетнаме.

После войны (1946-1954) Франция была вынуждена признать независимость Вьетнама и вывести свои войска. Решающее событие войны произошло под местечком Дьенбьенфу, где вьетнамская Народная армия в марте 1954 г. заставила капитулировать главные силы французского экспедиционного корпуса. На севере Вьетнама утвердилось правительство во главе с коммунистом Хо Ши Мином (Демократическая Республика Вьет­нам), а на юге - проамериканские силы.

США оказывали помощь Южному Вьетнаму, однако его ре­жим оказался под угрозой краха, поскольку вскоре там разверну­лось партизанское движение, поддерживаемое ДРВ, Китаем и СССР. В 1964 г. США начали бомбардировки Северного Вьетнама, а в 1965 г. высадили свои войска в Южном Вьетнаме. США применяли тактику «выжженной земли. Протесты против войны во всем мире, в том числе в США, наряду с военными неудачами заставили США пойти на мирные переговоры. В 1973 г. американ­ские войска были выведены из Вьетнама.

Карибский кризис 1962, был вызван агрессивными действиями американского империализма против Кубы. Победа Кубинской революции 1959 встретили резко враждебное отношение со стороны правящих кругов США. к концу октября 1962 установило военно-морскую блокаду Кубы и сконцентрировало в районе Карибского моря крупные силы военно-морского флота. Советское правительство предприняло ряд внешнеполитических мер, направленных на ликвидацию угрозы вторжения на Кубу. В ответ в качестве адекватной меры на Кубе были размещены советские ракеты средней дальности. Президент США Джон Кеннеди предложил Советскому Союзу демонтировать установленные ракеты в обмен на гарантии США не нападать на Кубу и не свергать режим Фиделя Кастро. Но 27 октября наступила “черная суббота” Кубинского кризиса , когда лишь чудом не вспыхнула новая мировая война. В те дни над Кубой с целью устрашения дважды в сутки проносились эскадрильи американских самолетов. И вот 27 октября советские войска на Кубе сбили зенитной ракетой один из самолетов-разведчиков США. Его пилот Андерсон погиб. Ситуация накалилась до предела, президент США принял решение через двое суток начать бомбардировку советских ракетных баз и военную атаку на остров. Однако в воскресенье, 28 октября, советское руководство решило принять американские условия.

50–60-е годы ознаменовались невиданной по масштабам гонкой вооружений. Огромные материальные, интеллектуальные и иные ресурсы растрачивались на разработку и производство все новых средств ведения войны. В 1960 г. СССР предложил рассмотреть основные положения договора о всеобщем и полном разоружении государств под строгим международным контролем. В августе 1963 г. Великобритания, СССР и США подписали в Москве Договор о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.

В 1958 году Ш. де Голль выносит на обсуждение США предложение об учреждении трехстороннего директората НАТО в составе США, Франции и Великобритании. После того, как его предложение не нашло отклика, генерал объявил о выходе Франции из Североатлантического союза. В 1966 году Францию официально отделяют от военного блока НАТО.

: 1957 г. - испытание МБР(межкантинетальная баллистическая ракета) СССР, 1958 г. - США

Специфические черты периода: Обострение отношений в блоках, развертывание деколонизации, появление «третьей силы» - Движения неприсоединения, опасность открытого военного конфликта США и СССР

Суэцкий кризис. Вызван фактической национализацией Суэцкого канала Египтом в 1956г. В ответ началась тройственная англо-франко-израильская агрессия против Египта. СССР оказывал военно-техническую помощь Египту, а когда ситуация окончательно обострилась, выступил с заявлением (ТАСС) , что советское правительство не будет препятствовать прибытию советских добровольцев в Египет. Союзники по агрессии
стушевались, военные дествия прекратили, а войска вывели. Справедливости ради следует упомянуть, что США тоже выступили против тройственного военного вмешательства, потому что сюзники не посоветовались с Вашингтоном, осуществляя нападение.

Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой (также известен как Московский договор) был подписан 5 августа 1963 года в Москве. Сторонами договора являлись СССР, США и Великобритания. В настоящее время участниками Договора является 131 государство.

Договор о космосе является основой международного космического права. Договор подписали Соединенные Штаты Америки, Великобритания и Советский Союз 27 января 1967 года. 100 стран.

Договор о нераспространении ядерного оружия (NPT) -акт, разработанный Комитетом по разоружению ООН с целью поставить прочную преграду на пути расширения круга стран, обладающих ядерным оружием, обеспечить необходимый международный контроль за выполнением государствами взятых на себя по Договору обязательств с тем, чтобы ограничить возможность возникновения вооружённого конфликта с применением такого оружия. 12 июня 1968 .

карта" на 2014 год

6. Организация публикаций препринтов и монографий по приоритетным результатам исследований НПР на русском и английском языках Ислам на Европейском Востоке. Энциклопедический словарь на англ.яз. 200 000,00 Перевод и издание монографии "Формирование системы мусульманского образования в России в 1990-2000 гг." на английском языке 150 000,00 Издание монографии "Формирование системы мусульманского образования в России в 1990-2000 гг." на русском языке 100 000,00 Разработка препринта курса "Актуальные проблемы международной и региональной безопасности" коллективом авторов на русском и английским языках 600 000,00 7.Подготовка и издание учебников на английском языке по современным направлениям подготовки студентов Разработка учебника "Актуальные проблемы международной и региональной безопасности" коллективом авторов на русском и английским языках 600 000,00 Подготовка и издание учебников Я.Я. Гришина на английском языке по современным направлениям подготовки студентов "Внутренняя и внешняя политика восточноевропейских стран (кон.80-х гг. XX века - 2010)" в 2-х томах. 250 000,00 8. Разработка и реализация программ привлечения к работе лиц из ведущих университетов и исследовательских центров исследователей- обладающих высокими значениями наукометрических индексов в своих предметных областях Приглашение профессоров из зарубежных ВУЗов-партнеров Израиля и Германии для преподавания магистерских программ 300 000,00 9. Организация участия НПР КФУ в международных программах академических обменов Участие НПР в составе 4-х человек отделения международных отношений в международных конференциях, проводимые ВУЗами-партнерами ТОП-100. 600 000,00 10. Организационная и финансовая поддержка исследователей участвующих в регулярных международных конференциях и других научных мероприятиях Участие НПР в составе 5-х человек отделения международных отношений в регулярных международных конференциях и других научных мероприятиях. 500 000,00

Книга: Конспект лекций Всемирная история ХХ века

79. Международные отношения в конце 50-х - 60-е годы

Ослабление международной напряженности. В начале 50-х годов произошли изменения в руководстве США и СССР, что отразилось на внешнеполитическом курсе этих стран.

В 1953 г. СССР отказался от требований к Турции в отношении черноморских проливов. Были нормализованы отношения с Грецией и Югославией, разорванные в 1948 г. после конфликта между Тито и Сталиным, было достигнуто соглашение о прекращении войны в Корее. В

1954 г. в Женеве была подписана договоренность о прекращении войны в Индокитае, чем положен конец авантюре Франции по восстановлению колониальных владений в Юго-Восточной Азии. Существенные изменения произошли и в отношениях между СССР и Западом. В 1955 г. представители СССР, США, Англии и Франции подписали Государственный договор с Австрией. Она была провозглашена независимой и нейтральной, с ее территории выводились оккупационные войска.

В 1959 г. состоялся первый визит главы советского правительства в США.

В эти же годы происходит процесс переосмысления советским руководством проблемы взаимодействия с национально-освободительными движениями в колониальных и зависимых странах.

В период сталинского правления преимущество отдавалось китайскому варианту национального освобождения, когда оно возглавлялось коммунистами. Однако нигде больше, кроме самого Китая, Северной Кореи и Северного Вьетнама, этот вариант реализовать не удалось. В большинстве стран, которые освободились, коммунисты не пришли к власти. Новые лидеры не вызвали доверия у Сталина.

Хрущев предложил рассматривать национально-освободительное движение как союзника социализма в его борьбе против империализма. Тем самым было устранено идеологические препятствия для развития военно-политического и экономического сотрудничества со странами, освободились. Так, в 1956 г. СССР поддержал в Египте националиста Гамаль Абдель Насера в борьбе против агрессии Израиля, Франции и Англии.

Произошли сдвиги во взаимоотношениях между социалистическими странами. СССР признал нейтралитет Югославии; Китай превратился почти равного партнера СССР. Отношениям с восточноевропейскими странами был предоставлен вид равноправных.

Движение неприсоединения. 29 стран Азии и Африки, что освободились, в апреле 1955 г. в Бандунге (Индонезия) созвали конференцию, которая одобрила принципы мирного сосуществования и сотрудничества государств с различным общественным строем. Конференция выразила решимость народов Азии и Африки полностью и навсегда покончить с колониализмом, осудила агрессивные блоки, поставила требования запретить ядерное оружие.

Страны-участницы конференции выработали следующие основные принципы своей политики:

1. Независимая от сверхдержав политика.

2. Поддержка национально-освободительных движений.

3. Внеблоковый статус.

Позже о поддержке этих принципов заявили и другие страны, освободившиеся.

По инициативе премьер-министра Индии Дж.Неру, президента Югославии и. Броз Тито, президента Египта Г.А.Насера и других в сентябре 1961 г. в Белграде состоялась конференция 25 глав правительств, которая положила начало Движению неприсоединения. Участники Движения, большинство из которых считали, что США и СССР несут равную ответственность за международную напряженность и гонку вооружений, провозгласили неприсоединения к военно-политическим блокам, поддержали борьбу народов против колониализма, за независимость, за ликвидацию экономического неравенства в мире, за мирное сосуществование.

Движение неприсоединения стал важным самостоятельным фактором мировой политики. С 1973 г. конференции Движения неприсоединения проводятся регулярно каждые три года.

Неустойчивость ослабление международной напряженности. В Западной Европе в 50-е годы происходит становление идеи европейского единства. Создается Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).

Оттепель позволила разблокировать деятельность ООН - в ее состав было принято 16 новых стран.

Эти изменения привели к некоторому ослаблению биполярности мира. Вместе с тем они не сломали логику "холодной войны" и военно-блокового мышления. Несмотря на гибкость советской дипломатии, Советскому Союзу не удалось достигнуть договоренностей с Западом по некоторым важным вопросам. Так, были сорваны договоренности в отношении Германии и Японии, несмотря на то, что в 1955 г. СССР объявил о прекращении состояния войны с Германией, а в 1956 г. с Японией, и с ними были установлены нормальные дипломатические отношения и экономические связи, однако мирные договоры так и не были заключены.

США и их союзники привыкли к жесткому стилю советской дипломатии, а потому серьезно не воспринимали новых предложений СССР. Запад продолжал политику "отбрасывания коммунизма". В 1953 г. ЦРУ и Інтелледженс сервис (английская разведка) совершили переворот в Иране, а в 1954 г. в Гватемале. Причиной переворотов стало то, что правительства этих стран ограничили права американских и английских монополий. В 1955 г. ФРГ было включено в НАТО.

Это вызвало ответную реакцию СССР. 14 мая 1955 г. Советский Союз и его союзники подписали Варшавский договор и тем самым создали военно-политическую организацию на востоке Европы.

XX съезд КПСС открыл новую страницу в истории СССР. В стране началась "оттепель", в том числе и во внешней политике. В период 1955-1960 гг. СССР выдвинул ряд мирных инициатив по прекращению гонки вооружений и сокращения военных потенциалов стран мира. В одностороннем порядке Советский Союз сократил вооруженные силы на 3980 тыс. чел. и военный бюджет. Были ликвидированы военные базы в Порт-Артуре и Порккала-Удд.

Результаты этих действий были ограничены. Подписание соглашений упиралось в вопрос контроля. Гонка вооружений не прекратилась, а наоборот усилилась. Появились межконтинентальные баллистические ракеты и бомбардировщики, атомные подводные лодки. Кратковременное потепление переросло в острые международные кризисы: 1956 г. - Ближний Восток, Венгрия, 1957 - Сирия, 1958 - Ливан, Тайвань, 1961 - Берлинский кризис, 1962 г. - Карибский кризис и т.д.

Возобновление конфронтации. Первая причина возобновления конфронтации связана с субъективным фактором - личностными чертами лидера СССР Хрущева как политического деятеля. Хрущев был человеком слишком эмоциональной и болезненно реагировал, когда его усилия по улучшению международного положения не встречали понимания и поддержки противоположной стороны. Хрущевский стиль дипломатии раздражал Запад, когда выдвинутые Советским Союзом предложения внезапно сменялись другими. Такие действия СССР расценивались Западом не более чем пропаганда. Негативную роль в отношениях с Западом сыграло заявление Хрущева о том, что он похоронит капитализм.

Второй причиной стало появление ракетного оружия в СССР, что угрожало безопасности США, поскольку в советских лидеров появилась ] возможность силового давления на США.

Третья причина возобновления конфронтации заключалась в довольно успешном экономическом развитии СССР в 50-х годах, что послужило основанием для мнения о том, что уровень промышленного производ - тва И в СССР превысит уровень производства в США и ближайшие и чем время капитализм исчезнет как таковой.

Четвертая причина: в 1960 г. на совещании компартий КПСС была провозглашена авангардом мирового коммунистического движения. Тем самым она закрепила за собой право определять "правильность" или "неправильность" курса коммунистических правительств, сразу; привело к конфронтации с Югославией и Китаем.

Пятой причиной стал активный распад в 50-60-х годах колониальной системы под ударами национально-освободительных движений, поддерживались Советским Союзом. Им было подписано 20 утод с молодыми государствами о сотрудничестве и предоставлении кре-дитів. Это привело к противодействию со стороны западных стран. Поддержка Советским Союзом национально-освободительных движений была расценена на Западе, как попытка распространить советскую систему союзов на 1 весь мир и тем самым оторвать Запад от сырьевых источников. Блок j НАТО в этих условиях начал усиливать давление на СССР. В 1956 г. принимается "доктрина взаимозависимости", а в декабре 1957 г. -решение о размещении в Европе ядерного оружия. США и их союзники начали силой оружия противодействовать изменениям в странах, которые еще не были в зоне советского влияния и делали попытки свержения правительств, которые проводили линию на сотрудничество с СССР. Так, в начале 60-х годов ареной противодействия стала Республика Конго.

Берлинский и Карибский кризисы. Отношения между СССР и США значительно обострились в связи с проблемой Западного Берлина. Западный Берлин был открытым анклавом капитализма в середине социалистической ГДР. Это вызвало раздражение правительств ГДР и СССР. С 1958 г. Хрущев начал добиваться изменения статуса города,) угрожая односторонними действиями. В мае 1960 г. в Париже была созвана конференция представителей США, СССР, Англии и Франции на высшем уровне. Накануне этого события советские средства пво сбили над Уралом американский разведывательный самолет У-2. На конференции Хрущев ультимативно потребовал прекратить полеты над территорией СССР. Президент США Эйзенхауэр отклонил это требование. Конференция была сорвана. Не состоялся визит Эйзенхауэра в СССР. На встрече с новым американским президентом Джоном ф. кеннеди в апреле 1961 г. в Вене Хрущев в ультимативной форме потребовал изменения статуса Берлина. Снова возникла угроза блокады Берлина. Американцы

на этот случай даже подготовили план ограниченного ядерного удара по советским войскам в ГДР.

19 августа 1961 г. вдоль всей границы Западного Берлина было построено заграждение, а затем мур, который стал символом "холодной войны". Поскольку блокады не было, США ограничились незначительной демонстрацией силы. Руководство СССР увидело в этом свой несомненный успех и с легкостью пошло на следующий шаг, который вызвал серьезную угрозу ядерной войны (Карибский кризис).

В 1959 г. СССР признал правительство Фиделя Кастро, который пришел к власти в результате революции на Кубе, свергнув диктатуру генерала Батисты. В 1960-1961 гг. активно развивались торгово-экономические отношения между СССР и Кубой. Проникновения СССР на американский континент и просоветская ориентация режима Кастро вызвали беспокойство правительства США, который организовал вооруженную интервенцию на Кубу. Однако интервенты были разбиты в бухте Плайя-Хирон. СССР предоставил Кубе помощь оружием. Опасаясь прямой агрессии со стороны США на "Остров Свободы", СССР и Куба договорились о размещении на острове баллистических ракет с ядерными боеголовками, которые должны были стать гарантом мира в регионе. Размещение ракет привело к кризису советско-американских отношений. США установили морскую блокаду Кубы, чтобы предотвратить дальнейшее поставке острова советским оружием. 23 октября 1962 г. советское правительство расценил действия США как агрессивные и заявил, что нанесет ответный удар в случае развязывания войны. Заявление было рассчитано на то, что США отступят. Американцы не были заинтересованы в войне с СССР. Конфликт зашел слишком далеко и для его решения д. кеннеди и н. хрущеву необходимо было проявить политическую мудрость и дальновидность.

26-28 октября 1962 г. между лидерами СССР и США были достигнуты договоренности, согласно которым Советский Союз выводил с территории Кубы свои ракеты и бомбардировщики Ил-28, а США должны были снять блокаду и дать гарантии невмешательства во внутренние дела Кубы.

США должны вывести ядерные ракеты из Турции. Позже на случай необходимости в контакте между Кремлем и Белым домом была установлена прямая телефонная связь, так называемая "горячая линия".

Карибский кризис показал бесперспективность политики с позиции силы и то, что рост опасности ядерной войны может привести к катастрофе. СССР стал проводить более умеренную политику по поддержке революционных движений в странах "третьего мира" и больше не угрожал применением ядерного оружия в кризисные моменты.

Карибский кризис заставил сверхдержавы принять меры для того, чтобы сделать гонку ракетно-ядерных вооружений более управляемой, а значит, более безопасной. В 1963 г. между США, Англией, СССР был заключен договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой. Во время переговоров была утрачена возможность договориться о запрещении испытаний ядерного оружия под землей. Стороны не пришли к согласию в вопросе контроля. СССР расценивал контроль как форма шпионажа.

В 1967 г. был заключен договор о запрещении размещения ядерного оружия в космическом пространстве.

Этим договорам был положен конец международным отношениям, в которых преобладали военно-политические методы разрешения конфликтов между великими державами. Однако соперничество между ними не прекратилось и прогресса в отношениях не произошло. Соперничество лишь переместилось на периферию и приобрело формы региональных конфликтов, которые надолго заблокировали мирный процесс.

1. Конспект лекций Всемирная история ХХ века
2. 2. Первая мировая война
3. 3. Революционные события в Российской империи в 1917 г. Большевистский переворот
4. 4. Революционное движение в Европе в 1918-1923 гг.
5. 5. Установление большевистской диктатуры. Национально-освободительное движение и гражданская война в России
6. 6. Образование основ послевоенного мира. Версальско-Вашингтонская система
7. 7. Попытки пересмотра послевоенных договоров в 20-х годах
8. 8. Основные идейно-политические течения первой половины XX вв.
9. 9. Национально-освободительные движения
10. 10. Стабилизация и "процветания" в странах Европы и США в 20-е годы
11. 11. Мировой экономический кризис (1929-1933 гг.)
12. 12. "Новый курс" Ф.Рузвельта
13. 13. Великобритания в 30-е годы. Экономический кризис. "Национальное правительство"
14. 14. "Народный фронт" во Франции
15. 15. Установление нацистской диктатуры в Германии. А.гитлер
16. 16. Фашистская диктатура б. муссолини в Италии
17. 17. Революция 1931 г. в Испании.
18. 18. Чехословакия в 20-30-е годы
19. 19. Страны Восточной и Юго-Восточной Европы в 20-30-е годы
20. 20. Провозглашение СССР и установления сталинского режима
21. 21. Советская модернизация СССР
22. 22. Япония между двумя мировыми войнами
23. 23. Национальная революция в Китае. Чан Кайши. Внутренняя и внешняя политика Гоминьдана
24. 24. Гражданская война в Китае. Провозглашение КНР
25. 25. Индия в 20-30-е годы
26. 26. Национальные движения и революции в Арабских странах, Турции, Иране, Афганистане. Зарождение палестинской проблемы. К.Ататюрк, Резахан
27. 27. Национальные движения в странах Швденко-Восточной Азии (Бирма, Индокитай, Индонезия)
28. 28. Африка между двумя мировыми войнами
29. 29. Развитие стран Латинской Америки в 20-30-е годы
30. 30. Образование, наука и техника
31. 31. Развитие литературы 20-30-х годов
32. 32. Искусство 20-30-х годов
33. 33. Образование очагов Второй мировой войны. Создание блока Берлин-Рим-Токио
34. 34. Политика "умиротворения" агрессора
35. 35. СССР в системе международных отношений
36. 36. Причины, характер, периодизация Второй мировой войны
37. 37. Нападение Германии на Польшу и начало Второй мировой войны. Боевые действия в Европе в 1939-1941 гг.
38. 38. Нападение фашистской Германии на СССР. Оборонительные сражения летом-осенью 1941 г. Битва за Москву
39. 39. Военные действия на Восточном фронте в 1942-1943 гг. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Освобождение территории СССР
40. 40. Образование антигитлеровской коалиции. Международные отношения в годы Второй мировой войны
41. 41. Положение в воюющих и оккупированных странах. Движение Сопротивления в странах Европы и Азии в годы Второй мировой войны
42. 42. Основные события Второй мировой войны в Африке, в бассейне Тихого океана (1940-1945 гг.)
43. 43. Освобождение стран Центральной и Восточной Европы (1944-1945 гг.)
44. 44. Высадка союзнических войск в Нормандии. Освобождение стран Западной Европы. Капитуляция Германии и Японии
45. 45. Итоги Второй мировой войны
46. 46. Создание Организации Объединенных Наций
47. 47. Подписание мирных договоров. Оккупационная политика Германии и Японии. Нюрнбергский и Токийский судебные процессы
48.

Международные отношения - явление, в котором отражается историческая эпоха. В XIX в. они были не такими, как в XVIII в., а во второй половине XX в. не такими, как в его начале. Особенности международных отношений второй половины XX в. определялись целым рядом обстоятельств, в том числе расколом мира на две противостоявшие друг другу системы; созданием атомного и других видов оружия, способных мгновенно уничтожить все человечество; глобализацией международных конфликтов и др. Это вызывало, с одной стороны, повышенную напряженность в мире и, с другой стороны, стремление тысяч людей защитить себя от угрозы уничтожения. Большая часть рассматриваемого периода прошла под знаком двух тенденций: противоборства и (или) мирного сосуществования. С первой тенденцией были связаны «холодная война», гонка вооружений, создание сети военных баз, региональные конфликты и войны и др.; со второй - обоснование программ мирного сосуществования, борьба за разоружение, движение за мир, безопасность и сотрудничество народов. В отдельные десятилетия брала верх то одна, то другая из названных тенденций. Так, например, 1950-е годы стали временем наибольшего развертывания «холодной войны», а 1970-е годы - периодом разрядки международной напряженности. Что касается 1990-х гг., то они связаны с общим изменением геополитической ситуации в Европе и мире.

О многих событиях международных отношений второй половины XX в. мы говорили в предыдущих параграфах. Вы уже знаете о начале «холодной войны», послевоенном урегулировании в Европе и германской проблеме, конфликтах и войнах в Юго-Восточной Азии, ближневосточ­ном и Карибском кризисах и др. На основе этих событий можно составить конкретное представление о том, кто и как осуществлял международную политику, почему возникали и чем завершались те или иные конфликты и т.д.

Вместе с тем важно рассмотреть вопросы международных отношений данного периода в целом, так как это позволяет увидеть общую картину мировой политики этого периода - расстановку сил и характер отношений между отдельными государствами и группами стран; изменения международного климата от обострения к «потеплению» отношений и наоборот; деятельность международных организаций и движений и т. д.

« » началась на исходе 40-х гг. XX в. Когда же она закончилась? Некоторые пытались говорить о завершении этого состояния в международных отношениях в 70-е гг., когда наступила полоса разрядки международной напряженности. Но последовали афганские события, приход к власти неоконсерваторов с их жесткими внешнеполитическими позициями, начался новый виток гонки вооружений. Про­тивостояние продолжилось. Другим рубежом называли середину 80-х гг., когда советским руководством были обоснованы принципы нового мышления в международных отношениях. Третий рубеж - начало 90-х гг., когда распался СССР и «восточный блок», а с ними и одна из составляющих биполярного мира. Но и после этого в международных отношениях продолжают сохраняться некоторые явления, характерные для периода «холодной войны». Рассмотрим основные этапы «холодной войны».

Решающим десятилетием в развертывании «холодной войны» стали 50-е годы, когда и в США, и в СССР было создано атомное и термоядерное оружие, а позже - межконтинентальные баллистические ракеты, которые могли доставить его к цели. Между двумя лидерами развернулась гонка вооружений. Наращивание военной мощи со­провождалось созданием в противостоявших друг другу странах определенного общественного настроения. Это было ощущение постоянной внешней угрозы, запугивание силой противника. В СССР в послевоенные годы утвердилась концепция двух лагерей, враждебного окружения. В США доктрина президента Трумэна строилась на исходном тезисе о «коммунистической опасности». Один из идеологов «холодной войны» Дж. Даллес, бывший тогда государственным секретарем США, говорил: «Чтобы заставить страну нести бремя, с которым связано содержание мощных вооруженных сил, необходимо создать эмоциональную атмосферу, родственную психологической обстановке военного времени. Надо создать представление об угрозе извне».

Стремление укрепить свои позиции на мировой арене привело к созданию сети военно-политических блоков в разных регионах. Первенство в этом принадлежало США.

Противостояние, начавшееся в Европе, развернулось в более широких масштабах и жестких формах в других регионах мира, в первую очередь там, где народы, освободившиеся от колониальной и полуколониальной зависимости, становились на путь самостоятельного развития. Это были государства Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

Начавшийся в 1948 г. ближневосточный конфликт также привлек внимание великих держав. СССР выступил в поддержку арабских стран. США встали на сторону Израиля. В 1956 г. произошел Суэцкий кризис. Поводом для него стала национализация Суэцкого канала правительством Египта. В ответ на это войска Израиля, Великобритании и Франции вторглись в Египет. СССР заявил о готовности оказать помощь Египту. Страны-агрессоры вынуждены были вывести свои войска.

1949 г. - создан блок НАТО.

1951 г. - образован блок АНЗЮС (Австралия, Новая Зеландия, США).

1954 г. - создан блок СЕАТО (США, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Пакистан, Таиланд, Филиппины).

1955 г. - заключен Багдадский пакт (Великобрита­ния, Турция, Ирак, Пакистан, Иран). После выхода Ирака организация получила название СЕНТО.

1955 г. - образована Организация Варшавского договора.

СОБЫТИЯ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

1946-1954 гг. - война вьетнамского народа против французских колонизаторов.

1950-1953 гг. - корейская война.

1964-1973 гг. - участие США во вьетнамской войне.

За мир и безопасность

Люди, относившиеся к поколениям, прошедшим через войну, не хотели ее повторения. По мере того как разворачивалась гонка вооружений, вспыхивали военные конфликты в разных частях света, усиливалось стремление защитить мир. В 1949 г. в Париже и Праге состоялся Всемирный конгресс сторонников мира. Большинство организаторов этого движения были людьми левых убеждений, коммунистами. В обстановке международного противостояния это вызывало настороженное отношение к ним в странах Запада. Базой движения стали государства социалистического блока.

В 1955 г. в Бандунге (Индонезия) состоялась конференция 29 стран Азии и Африки, принявшая Декларацию содействия всеобщему миру и сотрудничеству.

В Бандунгской декларации были предложены следую­щие принципы, по которым должны строиться международные отношения в современном мире:

1) Уважение основных прав человека, а также целей и принципов Устава ООН.

2) Уважение территориальной целостности всех стран.

3) Признание равенства всех рас и равенства всех на­ций, больших и малых.

4) Воздержание от интервенции и вмешательства во внутренние дела другой страны.

5) Уважение права каждой страны на индивидуальную или коллективную оборону в соответствии с Уставом ООН.

6) а) Воздержание от использования договоренности о коллективной обороне в частных интересах какой-либо из великих держав;

б) воздержание любой страны от оказания нажима на другие страны.

7) Воздержание от актов или угроз агрессии или применения силы против территориальной целостности или политической независимости другой страны.

8) Урегулирование всех международных споров мирными средствами, такими, как переговоры, примирение, арбитраж, или в судебном порядке, так же как другими мирными средствами по выбору стран в соответствии с Уставом ООН.

9) Содействие взаимным интересам и сотрудничеству.
10) Уважение справедливости и международных обязательств.

В 1961 г. освободившиеся страны основали Движение неприсоединения, в которое включилось около 100 государств.

В 70-е гг. XX в. антивоенная деятельность получила новое развитие в Европе в рамках движения «зеленых». Первоначально это было движение «гражданских инициатив» в защиту окружающей среды. Защищая природу и человека от угрозы уничтожения, «зеленые» включились в антиядерное движение, развернули акции протеста против гонки вооружений, конфликтов и войн.

Проблемы разоружения

В 1959 г. СССР выступил с программой поэтапного всеобщего и полного разоружения. Важность вопроса о разоружении была признана в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Был создан Международный комитет по разоружению. Однако практическое решение поставленных вопросов оказалось делом сложным. Одним из достижений на этом пути стало подписание 5 августа 1963 г. в Москве Советским Союзом, США и Великобританией Договора о прекращении испытаний ядерного оружия в трех средах - атмосфере, космическом пространстве и под водой. Позже к договору присоединились свыше 100 государств. В 1972 г. началось подписание Международной конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинов и об их уничтожении.

Поворот к разрядке международной напряженности

Разрядка международной напряженности началась там же, где эта напряженность возникла, - в Европе. Ее отправным пунктом стало урегулирование отношений вокруг Германии. Следующим важным шагом явились советско-американские переговоры на высшем уровне, состоявшиеся в 1972-1974 гг. На них был принят документ об основах взаимоотношений между СССР и США. Два государства заключили также Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Договоренности по столь важным вопросам, как германская проблема и советско-американские отношения, стали предпосылками для развития общеевропейского сотрудничества. Для того чтобы прийти к названным соглашени­ям, каждой из сторон потребовалось приложить серьезные усилия, преодолеть политические и психологические барьеры. Это придавало особый вес достигнутому.

Г. Киссинджер, государственный секретарь США в 1973-1977 гг., написал в своих воспоминаниях: «Важно напомнить, чем была и чем не была разрядка. Ричард Никсон пришел к власти с честно заслуженной репутацией антикоммуниста… Никсон никогда не доверял Советскому Союзу, он твердо верил в проведение переговоров с позиций силы. Коротко говоря, он был классическим воителем «холодной войны». Тем не менее после четырех бурных лет у власти именно он, так не похожий на миролюбца в расхожем представлении интеллектуалов, как ни парадоксально, впервые за 25 лет вел переговоры с СССР по такому широкому кругу вопросов, касавшихся отношений между Западом и Востоком… Парадокс, однако, не по существу, а внешне. Мы не считали ослабление напряжения уступкой СССР. У нас для этого были свои причины. Мы не отказывались от идеологической борьбы, а, как это ни было трудно, соразмеряли ее с национальными интересами». (Как вы полагаете, что побудило Р. Никсона к переговорам с СССР?)

30 июля - 1 августа 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Заключительный акт совещания, подписанный руководителями 33 европейских государств, США и Канады, содержал положения о принципах взаимоотношений, содержании и формах сотрудничества между участниками СБСЕ. Так было положено начало Хельсинкскому процессу, встречи руководителей государств - участников СБСЕ стали проводиться регулярно.

10 принципов межгосударственных отношений, принятых в Заключительном акте СБСЕ (Хельсинки, 1975):

суверенное равенство и уважение прав, присущих суверенитету, включая право свободно выбирать и развивать свои политические, экономические и культурные системы; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

К концу 70-х гг. снизилась напряженность в Азии. Установился мир во Вьетнаме. Распались военно-политические блоки СЕАТО и СЕНТО.

Перемены 80-90-х гг

На рубеже 70-х и 80-х гг. международная обстановка обострилась. В ответ на замену Советским Союзом ядерных ракет средней дальности более совершенными США и НАТО приняли решение разместить на территории ряда западноевропейских государств американские ядерные ракеты, нацеленные на СССР и его союзников по ОВД. Резко отрицательную реакцию во многих странах вызвал ввод советских войск в Афганистан. Пришедшие к власти в странах Запада консервативные лидеры были сторонниками ужесточения отношений с «восточным блоком». В 1983 г. президент США Р. Рейган выступил со «стратегической оборонной инициативой» (СОИ), которая предусматривала развертывание мощной противоракетной обороны США с элементами космического базирования. СОИ не без основания назвали програм­мой «космических войн». В эти годы значительно возросло военное присутствие США во многих регионах мира. Объектами американского вмешательства стали государства Ближнего Востока и Центральной Америки.

Перемена в международном климате началась с середины 80-х гг. после прихода к руководству в СССР М. С. Горбачева, который предложил концепцию нового политического мышления в международных отношениях. Принципиальная позиция новой концепции состояла в том, что глобальной проблемой в современном мире является проблема выживания человечества, это и должно определять характер международных отношений. Советский руководитель сумел установить контакты с ведущими лидерами западного мира. Поворотную роль в советско-американских отношениях сыграли встречи и переговоры на высшем уровне (М. С. Горбачев, Р. Рейган, Дж. Буш-старший), проведенные в 1985-1991 гг. Они завершились подписанием двусторонних договоров о ликвидации ракет средней и малой дальности (1987) и об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).

Значительный круг международных проблем возник в Европе в результате событий конца 80-х - начала 90-х гг. В центре внимания вновь оказался германский вопрос. На этот раз это было связано с объединением двух германских государств.

Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии был подписан 12 сентября 1990 г. в Москве представителями двух германских государств, а также Великобритании, СССР, США и Франции. СССР вывел из Германии свои войска и согласился на вхождение объединенного германского государства в НАТО.

Провозглашение новых восточноевропейских государств сопровождалось обострением национальных противоречий, а в ряде случаев - возникновением межгосударственных конфликтов. Мирное урегулирование на Балканах стало одной из главных задач международной дипломатии в 90-е гг. Эта и многие другие международные проблемы XX в. перешли в XXI столетие.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: